Юлиус Фучик – чехословацкий журналист Герой

70 лет назад в застенках гестапо был казнен чехословацкий писатель-антифашист Юлиус Фучик
Люди и судьбы

Семьдесят лет назад, 8 сентября 1943 года в фашистской Германии был казнен чехословацкий писатель-антифашист Юлиус Фучик, чехословацкий журналист, оппозиционер и автор знаменитого «Репортажа с петлей на шее», тайно написанного в пражской тюрьме Панкрац. Откровения автора были признаны лучшим образцом социалистического реализма в чешской литературе. Книга стала практическим пособием для участников антифашистского сопротивления.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. После окончания философского факультета Пражского университета вступил в члены партии и стал активно разрабатывать концепцию социалистического реализма. В 20-е годы Фучик занял пост редактора основных печатных изданий коммунистической партии — газеты «Руде право» («Rude pravo»), журнала «Творба» («Tvorba») и начал активно заниматься журналисткой деятельностью.

Перспектива дать людям возможность узнать что-то новое вовлекала молодого репортера в различные авантюры. Его способность живо и четко передавать факты, раскрывала пред ним огромные возможности, так в первой половине 30-х годов молодой журналист был командирован в СССР.

Основной целью его поездки было желание воочию увидеть страну Советов и рассказать соотечественникам об успехах и достижениях их коллег, которые в 1925 году недалеко от города Фрунзе основали собственный кооператив. Выезжая из родной Чехии, Фучик не подозревал, что его путешествие затянется почти на 2 года, а по возвращению, кроме насыщенных колоритных очерков, он привезет море впечатлений и свою знаменитую книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем».

Следующая поездка Юлиуса состоялась в 1934 году. На этот раз его путь лежал в Баварию, где писатель столкнулся с оборотной стороной массовых политических движений, следствием которой был фашизм. Вернувшись на родину, Фучик очень эмоционально отреагировал на увиденное и в своей очередной статье призвал народ к борьбе с худшей разновидностью империализма. За что, как смутьяна, его чуть было не арестовали и он бежал в Россию, где прожил до 1936 года.

Возвратившись из страны Советов, Юлиус перебрался в деревню и женился на своей давней возлюбленной Аугусте Кодеричевой. Но семейное счастье продлилось не долго. В 1939 Чехия была оккупирована фашистской Германией и Фучику со своими единомышленниками пришлось уйти в подполье. Боясь за жизнь семьи, журналист — опозиционер оставил жену и родителей, а сам вместе с сопротивлением, решил перебраться в город, чтобы быть ближе к народу.

Из-под пера подпольщиков регулярно выходили антифашистские очерки. Юлиус Фучик и его коллеги всеми силами пытались поддерживать боевой дух соотечественников, призывая их бороться с тиранами и диктаторами Третьего Рейха.

Гестапо, прекрасно понимая всю угрозу, исходившую от активистов сопротивления, внедрило в подпольную организацию информатора, который помог задержать верхушку оппозиции. Фучик и еще шестеро его сообщников были направлены в тюрьму Панкрац в Праге, где содержали в основном политических преступников. Именно там Юлиус задумался о своем последнем репортаже «с петлей на шее», который вылился в автобиографичную книгу, излагающую факты и подробности жизни борцов за свободу.

Найти бумагу и карандаш в стенах тюрьмы было невозможно, поэтому идея показать миру свое творение чуть не потерпела фиаско. Помог арестанту конвоир, который оказался чешским патриотом. Каждый день, рано утром, он приносил в камеру лист бумаги и грифель, а поздно вечером забирал исписанную страницу и уносил ее на пределы Панкраца.

Работа над книгой продолжалась около года. Свои последние слова: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас», Юлиус Фучик написал 9 июня 1943 года, ровно за день до перевода в Берлин. В августе суд приговорил писателя к смерти и 8 сентября этого же года Фучик был казнен.

«Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»

Его великое творение, написанное в нацистских застенках, было опубликовано в 1945 году и переведено на 70 языков мира. Фучика признали гением, в его честь называли улицы, станции метро и парки, а в Чехословакии знакомство с его книгой и биографией вошло в школьную программу. Культ журналиста, боровшегося за теории Маркса и Энгельса, процветал несколько лет, пока не пришла «Бархатная революция», ставившая пред собой цель стереть все остатки воспоминаний о коммунизме из сознания граждан. ПриУ новой власти даже были попытки обвинить Юлиуса в сотрудничестве с Гестапо, однако за Фучика заступились его последователи, боровшиеся за его наследие и назвавшие в 1958 году 8 сентября (день смерти Фучика) Международным днем солидарности журналистов.

Однако, ни тяжелая судьба, ни шумиха вокруг подвига Фучика, не спасли его имя от забвения. Дети выросшие на его книгах, устали от преклонения навязанного им социалистическим режимом, а современное общество расценило его действия как патриотическую систему взглядов бунтарей того времени, перенесенную на бумагу. Несмотря на развенчание, Юлиус Фучик был, есть и, несомненно, останется героем своего времени — человеком, который ценой своей жизни подарил народу веру, надежду и уверенность в победе над нацисткой Германией.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Вы также можете:

  • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
  • Добавить статью в заметки на:

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЮЛИУСЕ ФУЧИКЕ

22 мая 1943 года в пражской тюрьме гестапо бесстрашный борец с фашизмом Юлиус Фучик сделал запись в своем дневнике:

«Закончено и подписано. Для судебного следователя я «подготовлен» со вчерашнего дня. Похоже, что они немного торопятся. Готовится обвинительное заключение и на Лиду Плаха и на Мирека. Не помогла ему трусость.
У следователя все было корректно и холодно до озноба. С обвиняемыми он ни злой, ни добрый. Он не усмехается и не хмурится. Он функционирует. Вместо крови — вода.
Написано, подписано и разбито на параграфы. Там значится шесть государственных измен, затем заговоры против райха, подготовка вооруженного восстания — не знаю, что там еще».

Теперь, через семь лет после гибели замечательного чешского патриота, мы можем видеть и читать это обвинительное заключение с многочисленными параграфами, педантично размеченными на его полях. Перед нами гестаповское дело Юлиуса Фучика, обнаруженное в немецких архивах.

Читайте также:
Якутия: регистрация на рейс, подробная инструкция

Год тому назад, разыскивая материалы о советских патриотах, боровшихся с фашизмом в подполье нацистской Германии, я нашел среди развалин здания берлинской полиции на Александер-плаце пачку документов в грязно-розовых папках. Здесь были спедственные материалы гестапо о Галине Романовой, враче из Днепропетровска, о французе Коэн, о пражском железнодорожнике Франце Хранцовски. Здесь было и много других имен. Люди разных национальностей обвинялись в организации групп сопротивления в фашистской Германии. Я перелистывал одну за другой аккуратно подшитые папки с неизменными грифами «Гехайм!» — «Секретно!» или «Тод!» — «Смерть!». Это были летописи борьбы в изложении самих гестаповцев.

На одной из папок я прочитал: «Судебное дело против Фучика Юлиуса, редактора из Праги». Надпись была сделана чернилами, она поблекла от времени. В первый момент находка ошеломила меня. Глубоко взволнованный, я читал и перечитывал дело. Вот приказ начальнику тюрьмы доставить подсудимых в зал заседаний суда, вот обвинительное заключение, приговор, справка о казни. Нет, не осталось никаких сомнений: это было гестаповское дело Юлиуса Фучика — автора бессмертного «Репортажа с петлей на шее».

9 июня 1943 года Юлиус Фучик сделал в тюрьме такую запись:

«Моя жизнь, видимо, приходит к концу. Конца я не дописал. Его я не знаю.
Люди, я вас любил! Будьте бдительны!»

Теперь мы знаем достоверно, каков был конец героической жизни Фучика. Конец дописали фашистские палачи, казнившие замечательного патриота в берлинской тюрьме Плетцензее 8 сентября 1943 года.

Вскоре после того, как Юлиус Фучик написал приведенные строки, его перевели в Баутцен, в Саксонию, где он и находился почти до самого суда. 27 июля фашистский прокурор Небель — мы знаем теперь его имя, — проводивший следствие, подписал предварительный текст обвинительного заключения. На всех документах стоят его аккуратно выведенные инициалы вместо подписи.

Через день заключение перепечатали, размножили на ротаторе. Оно датировано 28 июля. Вот начало этого обвинения:

«Главный прокурор при верховном суде. Берлин, 28 июля 1943 г.
Арест!
Подданные протектората!
Обвинительный акт.
1) Редактор Юлиус Фучик из Праги XIX, Флигерштрассе, 11. Родился 23 февраля 1903 г. в Праге, женат, подданный протектората.
В 1931 и 1932 гг. несколько раз привлекался к ответственности. Арестован 24 апреля 1942 г. и с 21 мая 1943 г., на основе приказа судебного следователя в Праге, подвергнут предварительному заключению. Сейчас находится в тюрьме предварительного следствия в городе Баутцен».

Далее перечисляются другие участники по делу Фучика — Лида Плаха и Ярослав Клекан, который предал на допросах Фучика и Лиду Плаха.

«Подсудимых Фучика и Клекана в том, что с 1941 года до их ареста они являлись руководящими работниками при восстановлении подпольной коммунистической партии Чехословакии, сотрудничали в создании Центрального революционного совета. Этими действиями они организационно и пропагандистски подготовляли государственную измену, а также содействовали врагам империи.
Фучик, кроме того, незаконно носил оружие.
Подсудимая Плаха помогала Фучику. »

Далее перечисляются предъявленные Фучику обвинения, которые в основном повторяются и в приговоре. В частности, гестаповцы обвиняли Фучика и в симпатиях к Советскому Союзу и в том, что он бывал в нашей стране и написал о ней правдивую книгу.

Гитлеровцы придавали большое значение делу Фучика. Об этом можно судить хотя бы по огромному числу копий всех следственных материалов, которые рассылались различным органам в фашистской Германии. Их отправляли в гестапо, в министерство юстиции, в Чехословакию, именовавшуюся гитлеровцами протекторатом, в штаб военной разведки, в генштаб, министерство авиации.

20 августа 1943 года был намечен день судебного процесса. Его назначили на среду 25 августа в 9 часов утра в первом сенате верховного суда под председательством главного судьи Фрейслера. Теперь из гестаповского дела мы узнаем также имена преступников, приговоривших к смерти Юлиуса Фучика. Это были директор областного суда Шлеманн, отставной адмирал фон Нордек, гаулейтер Амельс, представитель верховного главнокомандования Герцлиб и прокурор Небель.

Палачи торопились расправиться с Фучиком. В мае, тайком от тюремщиков, он писал в своем дневнике: «Состязанию прищел конец. Теперь остается лишь ждать. Это — состязание смерти со смертью. Что опередит: смерть фашизма или моя смерть?» Сотни тысяч людей — и каких людей! — падут еще, пока оставшиеся смогут дать ответ: я пережил фашизм».

Палачи нервничали. Справка о судебном процессе, подшитая к делу, показывает, как спешно учинили гитлеровцы расправу над чешским патриотом. Вот этот документ:

«1 сенат.
Секретарь Шлеманн.
Следствие против Фучика и других.
Процесс состоялся 25 августа 1943 г. в 9 часов.
Предложения: Против Фучика и Клекана — смертная казнь и лишение чести.
Плаха: Оправдать (нет доказательств о том, что она знала о подпольной деятельности).
Приговор: на основе предложения.
Приговор объявлен 25.8.43 г. в 12.05 часов.
Лидмилу Плаха приказано передать в Гестапо».

Три часа пять минут длился весь процесс, включая и чтение приговора! Гестаповское дело показывает, что этот приговор подготовили заранее и даже отпечатали на ротаторе. Фашистский суд был только простой формальностью. Но палачи взяли на себя слишком много. Они записали: «Навсегда лишить чести». Как прав был Фучик, когда писал жене из тюрьмы: «Жизнь у нас могут взять, не так ли, Густина? Но нашу честь и нашу любовь не могут».

Даже в самом обвинительном заключении, в приговоре палачи невольно вынуждены были говорить о несгибаемой воле Фучика, о его бесстрашной, самоотверженной борьбе с фашизмом, о борьбе до последнего, смертного часа. Даже в протокольном перечислении «преступлений» Фучика, сделанном бесстрастным чиновником, встает могучая фигура борца с фашизмом.

«Фучик, подданный протектората, чешской национальности, — пишут фашистские судьи в своем приговоре, — был известен в Чехословакии как образец коммуниста «прекрасной души». Он являлся членом КПЧ и был дважды в Советском Союзе. Один раз примерно в течение двух лет. О Советском Союзе он написал пропагандистскую книгу, которая была хорошо известна в Чехословакии.
После включения Богемии и Моравии как протектората в состав Германской империи он дважды отказывался от предложения руководителей чехословацкой компартии эмигрировать. Опасаясь быть арестованным, он несколько месяцев не покидал своей квартиры и сам не открывал двери, когда раздавался звонок. Не выдержав жизни в одиночестве, он пошел в клуб художников, где всегда бывало много писателей и политиков с коммунистическими взглядами, и стал разыскиввть единомышленников. Здесь он встретил Крейчи — одного из главных руководителей подпольной КПЧ — и предложил ему свое сотрудничество.
С Крейчи он имел еще несколько встреч. Потом связь временно прервалась. С помощью врача-коммуниста Недведа Фучик снова восстановил эту связь. Теперь он получил задание работать в организации интеллигенции, которая ставила себе целью восстановление Чехословацкой республики. Это задание Фучик выполнял с большой настойчивостью и имел много встреч с руководителями подпольной коммунистической партии и руководителями групп интеллигенции. При встречах он строго соблюдал правила конспирации, всячески продохранял себя от неожиданностей и предательства. Порой он организовывал эти встречи в квартирах, которые готовили для этого, — например, квартиру коммуниста-трамвайщика Елинека или квартиру Баксовой».

Читайте также:
Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации

В гестаповском деле подробно рассказывается о деятельности Фучика по организации групп сопротивления среди чехословацкой интеллигенции.

«Группы интеллигенции, — указывается в приговоре, — надо было снабжать пропагандистским материалом. Для этой цели Фучик передал Клекану рукописи нелегальных газет, пропагандистские речи, как, например, выступления на славянском конгрессе в Москве, а также нелегальные газеты — «Руде право» и другие, со статьями, написанными самим Фучиком.
Кроме этой важной деятельности, Фучик занимался и другой коммунистической работой».

Далее в приговоре сказано:

«Крейчи при одной из встреч передал Фучику новое задание — наряду с руководством группами интеллигенции стать редактором подпольной газеты Центральной Моравии «Правда». При этом он должен сотрудничать с функционером Яном Выскочилом, который проживал под фамилией Тонда Едпичка, а также с бывшим редактором «Руде право» Станиславом Брунциком.
Еще в июле 1941 года Фучик через врача Недведа получил сообщение, в котором указывалось, что он должен явиться для встречи к гостинице «Славия» в Праге — Подол. Здесь он встретился с бывшим районным руководителем подпольной КПЧ Яном Зикой. Они договорились снова встретиться в августе 1941 года. На эту встречу явился бывший редактор Карл Валес, который работал связным центрального руководства.
Фучик имел еще шесть встреч с Валесом. Валес информировал его о том, что создано руководство Центрального революционного совета, который ставит своей задачей координировать работу всех чешских подпольных групп сопротивления. Далее Валес сообщил Фучику, что в помощь ему назначен новый сотрудник. В конце сентября или в начале октября Валес устроил встречу обвиняемого Фучика с Клеканом в квартире знакомой ему Анны Ирасковой. Клекан был уже обо всем осведомлен, и Фучик дал ему указания, касающиеся дальнейшой работы.
В октябре 1941 г. Фучик написал статью о русской революции, которую должны были опубликовать в годовщину революции.
В материалах, которые Фучик передал Клекану, содержалось указание по пропагандистской работе среди интеллигенции и задание основать специальную газету для интеллигенции под названием «Творба».
В октябре и ноябре 1941 года Фучик имел еще две встречи с Зикой и рассказывал ему о подпольной работе в группе врачей. Зика дал новые инструкции и передал Фучику для группы врачей выступление Сталина. В дальнейшем связь с Зикой была временно прервана, и Фучик решил продолжать работу самостоятельно. В ноябре и начале декабря он два раза встречался с Выскочилом и передал ему старое поручение Зики о руководстве организацией «Солидаритет», созданной для поддержки родственников арестованных товарищей».

«Фучик, — продолжают его фашистские судьи — вел подготовительную работу среди интеллигенции для создания фронта солидарности, который должен был помогать не только родственникам арестованных товарищей из группы интеллигенции, но также и всем членам семей арестованных товарищей из единого фронта. Это означало, что восстанавливалась «красная помощь» для единого фронта.
Перед рождеством Фучику удалось встретиться с Зикой. С этого времени и до своего ареста подсудимый имел постоянную связь с Зикой и Выскочилом. По поручению Зики Фучик писал статью для «Руде право» о Ленине. После того, как Зика просмотрел статью! Фучик передал ее черед Клекана в группу врачей.
В марте 1942 г. Зика передал Фучику задание создать архив подпольных изданий, выяснить, кто издает нелегальную газету под названием «Руда фронта», а также добыть оружие.
В впрале 1942 г. Фучик по поручению Зики редактировал проект первомайского обращения и сам написал небольшую статью.
От Выско́чила Фучик узнал, что тот имеет собственный аппарат для размножения листовок. Поэтому в ноябре 1941 г. Фучик передал ему для размножения выдержки из речи Сталина, полученные от Зики, а в 1942 г. — обращение Центрального революционного совета.
В дальнейшем, в связи с возрастающими случаями арестов, Фучик получил распоряжение вооружиться, чтобы в случае надобности можно было оказать сопротивление».

Обстоятельства ареста Фучика описываются в приговоре так:

«Фучик был арестован в квартире Елинека во время свидания. Он имел при себе два заряженных пистолета. Хотел было стрелять в полицейских, но потом отложил пистолеты. Фучик сделал это потому, что полицейские занимались другими присутствующими и повернулись к нему спиной, а он считал нечестным стрелять в спину. Во время ареста Фучик имел при себе два пистолета и 18 патронов».

«Надо считать, — заключает приговор, — что Фучик являлся одним из главных сотрудников предохранительной сети, созданной вокруг Центрального Комитега КПЧ. Как высоко его ценили в руководстве КПЧ, видно уж из того, что ему сообщили о том, что он выдвинут депутатом в новый парламент и что это выдвижение утверждено. Он знал, чем он занимается. Он знал также, что его государственная измена причиняет тяжелый урон боевым силам нашей империи в тотальной войне. Поэтому его нужно наказать за совершенные действия смертной казнью».

Судебное дело Юлиуса Фучика проливает свет на то, каким образом гестаповцам удалось выяснить детально почти всю подпольную деятельность Фучика. Арестованный вместе с ним Ярослав Клекан находился в курсе всей подпольной работы и после первого же допроса выдал имена подпольщиков, раскрыл явки, одним словом, рассказал все, что знал.

Все, кого только знал Клекан, вскоре были арестованы гестапо. Встретив их на допросах, Фучик понял, что подпольную организацию предал его связной Клекан, которого, однако, трусость и предательство не спасли от смерти.

Читайте также:
Фотографии Замка Эгесков

Чехословацкие патриоты, во главе с коммунистической партией сражавшиеся против фашизма, понесли огромные потери. За шесть лет борьбы сменилось пять составов Центрального Комитета компартии Чехословакии. Первый состав ЦК был арестован в феврале 1941 года. Из всех членов ЦК уцелел только один Зика. Он вместе с Фучиком и Черным вошел в новый состав ЦК, который был разгромлен гестаповцами в апреле 1942 года. Но гестапо так и не узнала, что сам Фучик был членом Центрального Комитета КПЧ.

Компартия Чехословакии в борьбе с фашизмом потеряла 25 тысяч своих лучших сынов, 42 члена ее ЦК погибли в фашистских застенках, среди них и Юлиус Фучик.

В конце гестаповского судопроизводства о последнем часе Фучика сохранилась стандартная справка, наспех заполненная каким-то чиновником. В ней сообщалось:

«Главный прокурор
верховного суда.
Берлин, 14 сентября 1943 г.
Срочно (для канцелярии)
Секретно!
Доложить господину министру юстиции, главному советнику господину Ульриху или его заместителю.
По делу об исполнении смертных приговоров против Юлиуса Фучика и Ярослава Клекана, за подготовку к государственной измене и содействие врагам.
Исполнение: На основе устного распоряжения 7 сентября 1943 г.
Ответственный за исполнение: первый прокурор Небель.
Приговор вынесен 1 сенатом верховного суда 25 августа 1943 г. по делу Юлиуса Фучика и Ярослава Клекана. Оба из Праги. Приговор согласно предписанию приведен в исполнение 8 сентября 1943 г. Казнь произошла без инцидентов».

Так погиб чешский патриот и коммунист, верный и преданный друг Советского Союза Юлиус Фучик. Борьба Юлиуса Фучика,
борьба всего чехословацкого народа с помощью Советской Армии завершилась полной победой — установлением народной демократии. Тяжелые жертвы были понесены не напрасно. Чехословацкая республика пошла по социалистическому пути, который прокладывали погибшие герои.

В Чехословакии учрежден «значок Юлиуса Фучика» для молодых строителей демократической республики. Имя и подвиг Фучика стали символом юности и светлого будущего чехословацкого народа.

(«Огонёк», №26, М., изд-во «Правда», 1950 г., стр. 21–22).

Эмиграция в США из Германии

Накануне гражданской войны немцы составляли крупнейшую после ирландцев группу иммигрантского населения США — 31,5%. Как говорилось выше, их жило там, по данным переписи 1860 г., 1 301 136 человек, или 4,1% всего населения страны. В переписи учтены, разумеется, только немецкие иммигранты первого поколения, причем не особенно точно. Людей переселявшихся из многочисленных немецких государств, да еще в значительной части через французские и английские порты, было особенно трудно учитывать. Вероятно, число иммигрантов-немцев было в действительности выше, чем по данным переписи.

Иммиграция немцев в США

Немцы в заметных количествах селились на территории США еще с XVII в., и к гражданской войне значительная часть потомков ранних немецких колонистов ассимилировалась. Однако середина XIX в. дала небывалый до той поры рост немецкой иммиграции. Только за десятилетие 1851—1860 гг. в США вселилось 951 667 выходцев из Германии, преимущественно в первую половину этого десятилетия. Наивысший рост был достигнут в 1854 г., когда в страну приехало более 200 тыс. немцев. Таким образом, подавляющее большинство живших в США к началу гражданской войны немцев прибыло туда в предшествовавшие 10—15 лет.

Массовая немецкая иммиграция этого периода была частью огромной волны переселенцев, двигавшейся в те же годы из Европы в Америку, и вызывалась, в основном, причинами того же порядка. Людские массы выталкивались процессами капиталистического развития европейских стран. Для Германии, где эти процессы проходили замедленно и особенно уродливо, рост эмиграции был связан с периодом революции 1848 г. Брожение масс в предреволюционный период частично находило выход в эмиграции, а неудача революции, ее незавершенность усилили тенденцию к выселению.

Кто уезжал из Германии в США

Основной контингент немецких эмигрантов составляли разорявшиеся крестьяне, ремесленники, рабочие. В конце 40-х и в начале 50-х годов сельское хозяйство юго-западной Германии, откуда эмиграция в Америку имела уже двухвековую традицию, поразили неурожаи. Неурожаи были в Баварии и Бадене. В Вюртемберге случился неурожай винограда. Не уродился картофель. Все это обостряло до чрезвычайности нужду крестьянства, и без того обремененного долгами и непосильными платежами, ухудшало положение городских ремесленников и рабочих. Германское ремесло и мануфактуру давила конкуренция английских фабричных товаров, особенно тканей. Это лишало заработка и заставляло эмигрировать многих немецких квалифицированных рабочих и ремесленников. И действительно, в начале 50-х годов количество квалифицированных рабочих, эмигрировавших в Америку, увеличилось.

Однако большинство эмигрантов составляли крестьяне. В южной и западной Германии эмиграция принимала по временам массовый характер: целые деревни снимались с мест. Подобные вещи происходили и на севере: из Мекленбурга в 50-х годах массами выселялись крестьяне. Отмена личной крепостной зависимости облегчила крестьянскую эмиграцию; частичная отмена феодальных повинностей, притом за выкуп, стимулировала ее, так как выкупные платежи и тяжелая задолженность разоряли крестьян. Интенсивнее всего этот процесс происходил в юго-западной Германии, районе мелкого землевладения, откуда главным образом и шла крестьянская эмиграция. Однако в 50-х годах возросла эмиграция сельскохозяйственного населения из северной Германии — в результате капиталистического развития крупных поместий этой области.

В отличие от ирландских беженцев, немецкие крестьяне-эмигранты далеко не всегда бывали разорены. Они с большим или меньшим трудом распродавали свое хозяйство, не сулившее им в Германии выгод, и в Америку приезжали с некоторыми средствами, что давало им возможность сразу осесть на земле. Исследователи указывают, что германские эмигранты брали с собой в 1848—1854 гг. от 10 до 35 фунтов стерлингов на человека, т.е. очень немалые суммы. «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщала: «Эмиграция из Германии в нашу страну сильно увеличивается. Капитаны судов, прибывших недавно в Нью-Йорк, утверждают, что все их пассажиры привезли деньги, звонкой монетой или векселями, от 250 до 400 долларов, каждый». Конечно, точность всех подобных выкладок весьма относительна, да и деньги распределялись очень неравномерно. Среди эмигрантов встречались богатые люди, захваченные по тем или иным причинам «модой» на эмиграцию. С другой стороны, многие не имели средств на выезд и выселялись за счет местных правительств, общин, благотворительности. Государство поощряло эмиграцию бедняков, как и в Ирландии и в Англии того времени, и вообще старалось путем эмиграции избавиться от нежелательных элементов. Американские газеты периода массовой немецкой иммиграции пестрят заметками об организованном вывозе из Германии преступников. «Записи эмигрантской полиции показывают особенно большое количество преступлений на германских судах, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн». — На ограбление во время переезда в нашу страну чаще жалуются мэру немцы, чем уроженцы любой другой страны». Нью-йоркская комиссия по эмиграции жаловалась в государственный департамент на вызов германскими государствами в США преступников, и американским консулам в германских портах было предписано сообщать о подобных случаях департаменту. Консулам надлежало следить за вывозом не только преступников, но и нищих (paupers). В Цинциннати, — как сообщала «Нью-Йорк дейли трибюн», — «прибыло на одном и том же судне около 60 немецких пауперов. С родины в Новый Орлеан их отправило правительство, а власти Нового Орлеана переправили их в Цинциннати. Ни у кого из них нет ни гроша, многие безнадежно больны».

Читайте также:
Пособия на детей в Казахстане

Американские власти и американские газеты, вероятно, раздували подобные случаи особенно в эти годы, отмеченные травлей иностранцев. Однако из Германии в США действительно попадало большое количество деклассированных, которых щедро выделяло общество, пропитанное феодальными пережитками и страдавшее от недостаточности развития капитализма. Отнюдь не всегда такие элементы эмигрировали с благословения правительства. В США бежали, например, дезертиры — солдаты и моряки — да и вообще люди, спасавшиеся от воинской повинности.

Велика была доля интеллигенции в германской эмиграции, относительно больше, чем в ирландской. Литераторы, журналисты, адвокаты, врачи, ученые, не находящие себе применения, недовольные общественной обстановкой, покидающие родину, — это тоже было характерно для отсталой и раздробленной Германии. Неудача революции 1848 г. вызвала эмиграцию среди революционной интеллигенции. Значительная часть этих беглецов осела в США и сыграла там крупную роль. От Преследований реакции бежали и многие рядовые участники революции, но об их судьбе известно гораздо меньше. От этих «нежелательных элементов» власти тоже пытались иногда избавиться знакомыми средствами. Пленным рядовым повстанцам 1849 г. баденское правительство, например, предложило выслать их в Америку за свой счет, но на это согласились немногие.

Массовая эмиграция в середине XIX века

Массовая эмиграция стала возможной в середине XIX в. благодаря появлению железных дорог. По железнодорожным линиям Германии и Франции шли особые эмигрантские поезда, перевозившие пассажиров в порты отплытия за особо низкую плату и с особо малыми удобствами. При этом французские поезда везли в Гавр главным образом немецких эмигрантов — из западных областей Германии. В Гавр прибывали суда с американским хлопком, который шел на хлопчатобумажные фабрики Эльзаса. Обратным рейсом эти суда забирали эмигрантов и доставляли их в Новый Орлеан. В Гавре скоплялись такие массы немецких эмигрантов, что он выглядел скорее немецким, чем французским городом. Превращение эмигрантов в массовый груз было очень прибыльным делом. Корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщал в 1852 г., что в Техасе ожидают прибытия 13 судов с переселенцами из Германии, и ликовал по поводу приезда «приличных эмигрантов», а также по поводу того, что хлопок можно будет обратным рейсом вывезти дешевле.

Главным германским эмиграционным портом стал Бремен. Туда ввозили американский табак, который перерабатывался на месте и затем развозился по всей стране. Судовладельцы нуждались в прибыльном обратном грузе, и торговцы табаком, странствуя по Германии, вербовали эмигрантов, преимущественно из северных областей, на обратный рейс до Балтимора. Другой крупный немецкий порт, Гамбург, не имел прочных торговых связей с Америкой, и поэтому оттуда эмигранты чаще всего переправлялись в английские порты. «Нью-Йорк дейли трибюн» отмечала, что большинство — 70 с лишним тысяч немцев, прибывших за 1851 г. в Нью-Йорк, отплыло из Гавра, Бремена, Антверпена и Гамбурга, многие из Лондона и Ливерпуля.

К переезду в Америку побуждали многих письма осевших там родственников и соседей, книги об Америке, написанные немецкими авторами. Непосредственно вербовали эмигрантов американские организации. Национальное общество немецкой эмиграции, помогавшее прибывшим Америку немцам, имело отделения в Германии. Даже американское общество по распространению религиозных брошюр послало в Бремен своего представителя с двойной целью — раздавать брошюры и информировать эмигрантов.

Сложности немецких переселенцев

Что ждало немецких переселенцев после долгого, мучительного, рискованного переезда через океан? Опасности и невзгоды новой жизни начинались для них с первого же шага по американской земле. На берегу их подстерегала целая свора «раннеров», т.е. зазывал, которые брались доставлять эмигрантов на ночлег, на железную дорогу, на пароход, улаживать их денежные дела, доставать для них работу и т. д., и при этом самым беспощадным образом обманывали их. Это был широко разветвленный промысел, в котором участвовали хозяева гостиниц и постоялых дворов, фирмы-работодатели и даже капитаны океанских кораблей. В 1854 г. (год наивысшей немецкой иммиграции) газеты сообщали, что капитаны судов, привозящих немецких иммигрантов, входят в соглашения с зазывалами и не пускают пассажиров на берег, пока те не появятся.

Плутни были в этих делах не исключением, а правилом. Американские газеты начала 50-х годов изобилуют сообщениями о них. «Не проходит и дня, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн», чтобы у множества бедных немецких эмигрантов, приезжающих в наш город, имея немногим более, чем нужно для проезда, в места назначения на Дальнем Западе, не выманивали псе имущество свои же соотечественники, которые действуют в качестве зазывал…»

То же бывало и у ирландцев и других национальностей, но немецкий раннерский промысел развился, быть может, более, потому что у немцев можно было больше поживиться. Кроме того, многие из них не задерживались в портах прибытия, а отправлялись дальше, и тут открывался простор для махинаций с билетами. У иммигрантов брали деньги на покупку билетов и ничего не давали взамен, брали гораздо больше положенного, похищали билеты, купленные в Европе у агентов американских железнодорожных компаний и т. д. Жульничество зазывал было настолько систематическим, что немецкое население Олбени, например, протестуя против обмана иммигрантов, особенно немцев, предлагало завести в портах добровольную немецкую полицию. Это казалось тем более уместным, что зазывалы терроризировали своих противников. На одного члена комиссии по эмиграции, который пытался устраивать иммигрантов организованным путем, который одновременно был и председателем немецкого благотворительного общества, неоднократно нападали зазывалы, и он вынужден был ходить с револьвером. Городской же полиции обычно на месте не оказывалось.

Читайте также:
Изола — достопримечательности пляжи курорта Словении

Фальшивая история второй Промышленной революции и эмиграции немцев в США.

Pictures of German Immigration Ships 1850.
Фото кораблей, на которых прибывают иммигранты из Германии. Посчитайте, сколько рейсов таких кораблей потребуется, чтобы за 40 лет (1871-1914) перевезти более 27,5 млн. европейских иммигрантов, и откуда такое количество иммигрантов взялось в самой Европе?

Согласно Википедии, в настоящее время половина немцев живёт за пределами Германии.

Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи.

По́зднее образование единого немецкого государства способствовало откладыванию кодификации норм немецкого языка, общего для всех немцев, и сохранению сильных различий между субэтническими группами немцев . По этой причине в Германии существует широкое диалектное разнообразие, в котором большинство диалектов зачастую значительно отличаются в произношении, грамматике и словоупотреблении от общепринятого литературного языка (нем. Hochdeutsch) и друг от друга вплоть до проблем взаимопонимания между носителями диалектов.

Немцы-расселение нeмцев по планете:

Согласно официальной истории, в 1871-1918 произошло объединение 25 государств Германии (22 монархий и 3-х вольных городов: Бремен, Гамбург и Любек) вокруг Пруссии; создание Германской империи (Deutsches Reich немец.); начало формирование немецкой нации (Reichsdeutsche немец.); начало нивелирования региональных различий населения.
Немецкая нация была окончательно сформирована после объединения в 1871 году.

Далее, буквально через неполных 30-40 лет после того, как немецкая нация была сформирована, каким-то непостижимым, чудесным образом она достигла таких размеров в США, что немецкий язык едва не стал там государственным языком, вытеснив с пьедестала английский язык.

До Первой мировой войны немецкий язык употреблялся в системе образования США и даже претендовал на статус регионального в ряде штатов и округов.

Существует широко распространенная легенда, согласно которой немецкий едва не стал государственным языком США (см. Легенда о решающем голосе Муленберга). По этой легенде, на соответствующем голосовании голосов против этого предложения было всего на один больше, чем в его поддержку, и этот голос принадлежал американцу немецкого происхождения Фредерику Муленбергу. Эту историю в немецкой прессе вспоминают ещё с 1840 года как иллюстрацию того, что в Соединённых Штатах уже в XVIII веке было множество иммигрантов из Германии.

«Mассив» немецкого присутствия на севере американского Запада оформился уже к началу ХХ века (смотреть карту 1890 года):

Согласно официальной истории, немецкая экспансия по всему миру продолжалась, начиная с 19-го века:

1884-1918: существование немецкой колониальной империи – выезд немецких чиновников, коммерсантов и колонистов в колонии.

В Африке: Германская Юго-Западная Африка (Намибия, 1884 г.), Того (1884 г.), Камерун (1884 г.), Германская Восточная Африка (Кения, 1884 г.);

в Океании: Германская Новая Гвинея (1884 г.), Архипелаг Бисмарка (1884 г.), Каролинские и Марианские острова (1899 г.), Западное Самоа (1900 г.);

в Азии: военно-морская база Циндао в Китае (1898 г.). На территории колоний площадью в 2 млн 953 тыс. км² с населением в 12 млн человек находилось лишь 15 тыс. колониальных солдат.

Всего германское население колоний в 1913 г. было 23,5 тыс. человек, из которых 12,29 тыс. жили в Юго-Восточной Африке, 4,1 тыс. – в Восточной Африке, 1,64 тыс. – в Камеруне, 1,64 тыс. – в Океании.

После Первой мировой войны солдаты и “нежелательные” элементы были высланы с территорий бывших колоний. В 1934 г. в бывших колониях еще жило 16,77 тыс. немцев, из них – 12 тыс. в Юго-Западной Африке.

Как получилось, что недавно образованное единое государство Германия, в котором проживали различные субэтнические группы немцев, говорящие на разных диалектах, с поздно сложившейся кодификацией норм немецкого языка, общего для всех немцев, смогло распространить своё население и влияние по всему миру, начиная с 1871 года?

Самый главный вопрос: каким образом произошло взрывное увеличение немецкой диаспоры США с 1871-1914?

Каким образом Германия стала поставщиком иммигрантов во все страны мира в массовых количествах на протяжении почти 50 лет?

Неужели в Германии была очень высокая рождаемость и некуда было девать своё население?

Кто спонсировал переселение немцев из Германии не только в США, но и по всему миру?

Правительство Германии? За счёт каких средств, если оно не собирало налоги до 1916 года? Если правительство не собирает налоги, у него нет источников существования, власти и ресурсов осуществлять какие-либо дорогостоящие и долговременные программы, как переселение больших групп людей из одной страны в другую, тeм более через океан.
Покажите мне морской флот, флотилию дирижаблей или самолётов Германской империи или США, которые бы смогли перевезти миллионы немцев за два десятилетия (1871-1890 гг) из Германии в США и в колонии регулярными рейсами, или покажите чартерный транспорт других государств, которые бы помогли Германии переселить своё население в США и в колонии.
Так называемая корпорация США до 1916 года не собирала налогов, следовательно, средствами для переселенческих программ не располагалa.

Имеем: десятки миллионов невесть откуда взявшихся к 1913 г, немцев, которые стали доминирующей диаспорой США, но при этом правительства Германской империи и США не собирали налоги до 1916 года, не имели программы переселения миллионов немцев, не имели соответствующих транспортационных возможностей.

То же самое можно сказать и про ВСЮ американскую иммиграцию 1865-1918 гг.

“История США (1865—1918) включает периоды Реконструкции, «позолоченного века» и начало эры прогрессивизма. В эту эпоху происходили индустриализация прежде преимущественно аграрной Америки и всплеск иммиграции в США. Между 1865 и 1918 гг. в страну только из Европы прибыло 27,5 миллионов человек , которые обеспечили рабочими руками бурный рост американской промышленности и сельского хозяйства и составили значительную часть населения новых американских городов. Скорость роста американской экономики в эту эпоху была выше, чем в любой другой период истории страны.”

Покажите мне программы по переселению этих 27,5 миллионов человек через океан. Назовите спонсоров. Где эти щедрые благотворители?
Переселить и устроить почти 30 миллионов человек-это не шутка. Здесь нужна государственная программа и финансирование.
Вся история лопается, как мыльный пузырь.

У меня в СССР было много знакомых немцев, которых я могу охарактеризовать с самой положительной стороны, они резко выделялись своим поведением и образом жизни из основной массы советского населения. В конце 1980-х немцы по программе переселения стали уезжать в Германию. Так как во многих случаях получить документы, подтверждающие их германские корни из советских архивов не представлялось возможным, Германия оплатила все генеалогические поиски, а также переезд, предоставила временное жилье и содержание, обучение немецкому языку, помощь с трудоустройством и т.д. Для советских немцев сорваться с насиженного места всей семьёй без всесторонней поддержки Германии было бы невозможно и рискованно. Советские немцы считали СССР своей родиной, говорили на русском языке, только старшее и среднее поколение помнило немецкий язык.
Для них отъезд из СССР был очень болезненным, они бы не решились уезжать, если бы обстановка в стране так резко не ухудшилась.

То же самое можно сказать и про советских евреев, которые приехали в США на ПМЖ. Им помогали с двух сторон: еврейские организации и государство. И то пришлось нелегко.

При внимательном чтении материалов Википедии, которые рассказывают о бурном развитии американской промышленности и технологий, вылезают наружу вопиющие противоречия:

Позолоченный век (англ. Gilded Age) — эпоха быстрого роста экономики и населения США после гражданской войны и реконструкции Юга.

Считается, что современная американская экономика была создана в эпоху «позолоченного века». В 1870-х и 1880-х годах как экономика в целом, так и заработная плата, богатство, национальный продукт и капиталы в США росли самыми быстрыми темпами в истории страны. Так между 1865 и 1898 гг. посевы пшеницы выросли на 256 %, кукурузы — на 222 %, добыча угля — на 800 %, а общая длина железнодорожных путей — на 567 %. Доминирующей формой организации бизнеса стала корпорация. К началу ХХ века доход на душу населения и объём промышленной продукции в США стали самыми высокими в мире. Душевой доход в США вдвое превысил германский и французский и на 50 % — британский. Такая красивая картинка наблюдается с одной стороны.

С другой стороны так называемый “позолоченный” век в США предстаёт в совершенно другом обличье:

Экспансия золотоискателей, фермеров и владельцев обширных ранчо на «Дикий Запад» сопровождалась многочисленными конфликтами с индейцами. Последней масштабным вооруженным конфликтом белых американцев с коренным населением была Война за Чёрные Холмы (1876-77 гг.), хотя отдельные стычки с небольшими группами индейцев продолжались ещё до 1918 г.

Американское общество стало все шире практиковать расовую сегрегацию , а в южных штатах были даже приняты Законы Джима Кроу, закрепившие положение чернокожего населения как граждан второго сорта. До начала эры прогрессивизма власть на Юге была сосредоточена в руках белой политической элиты, а в сельской местности, где не было полицейских патрулей, чернокожие нередко подвергались линчеванию.

Реконструкция — это исторический период с 1863 по 1877 гг., когда федеральное правительство один за другим брало под свой контроль штаты американского Юга, вытесняя из них армии самопровозглашенной Конфедерации .
Интересно, каким образом федеральное правительство вело экспансию на Юг, если у него не было армии, ВПК и налоговых поступлений?

Одновременно из-за замещения рабочих машинами, выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Однако, несмотря на безработицу, десятки миллионов мигрантов продолжали прибывать в страну, не имея государственной программы переселения и поддержки.
Куда денутся эти миллионы вновь прибывших иммигрантов, если немедленно не найдут работу?

То есть, в США после окончания Гражданской войны в 1865 гг. продолжается Гражданская война с индейцами, неграми, белыми конфедератами, идёт захват южных земель, фактически, в конце 19-го века страна охвачена пламенем территориальных войн, расовых конфликтов, однако США встали в авангарде промышленного и технологического прогресса.

Такие сказки можно рассказывать только до распада СССР, точнее, до конца 1980х гг., когда перед самой кончиной его вспыхивали межнациональные волнения, которые привели к бегству населения с насиженных мест. После краха СССР на следующий день 25 миллионов человек, проживающих в республиках СССР, оказались за границей и никому не нужными. По мере оттока населения из бывших республик там произошла стремительная деградация промышленности. Все помнят 1990-гг на просторах бывшего СССР, там был ад, криминал, люди еле-еле выживали. Мы знаем, что такое гражданская война и её последствия. Это регресс, геноцид.
Нам хотят представить послевоенные США как страну процветания? Кто пережил 1990-е годы в СССР, никогда не поверят.

Надо выбрать что-то одно: или была Гражданская война 1861-65 гг. или было процветание и бурный прогресс.
Если было процветание, значит, Гражданская война 1861-65 гг. и ВСЕ следующие за ней события примерно до 1913 г. это такой же миф, как и индейцы, негры, золотоискатели, фермеры, промышленники, федеральное правительство и владельцы ранчо до 1919 года.
А если была Гражданская война 1861-65 гг, за которой тянулся шлейф территориальных и расовых войн, то не было процветания и прогресса.

Воевать и процветать на одной и той же территории одновременно невозможно!

Вместе с фальшивой Гражданской войной в так называемых США в 1861-65 гг. и фальшивой историей 1871 года уходят: негры, индейцы, золотоискатели, технический прогресс, промышленники, федеральное правительство и владельцы ранчо. Это всё появится позже, в 1919 году.

При сборке модели «Форда Т» (1908 г) использовали 3 2 тысячи станков, большая часть которых работала на электричестве. (Вторая промышленная революция-Википедия) Можете себе представить, кто и как их проектировал, где взялись материалы и т.д.

Нам говорят: в 19-ом веке не было ни интернета, ни компьютеров. Серийное производство арифмометров началось в 1890 г.
Каким образом обеспечивался бурный технологический прогресс? Каким образом в столь короткий период времени были спроектированы и построены многочисленные заводы, тысячи разнообразных станков, откуда бралось электричество, специалисты, а самое главное, как работала доставка грузов и почты в стране, где шла территориальная и расовая война?
Вы ещё не забыли, как на дорогах РФ бандиты воровали содержимое грузовиков и железнодорожных вагонов? Как в СССР разворовывались грузы?
Но в США должно было всё быть идеально.

Откуда в 19-ом веке появляется сразу всё и разом?
Этому нет объяснений.

Если в конкретных событиях слишком много противоречий, значит, этих событий не было, а было нечто совершенно другое.

Главное, что фальсификаторы истории не могут предъявить нам финансовую систему мегагосударства до момента образования ФРС в 1913 году.

Утверждается, что в 19-ом веке была единая финансовая система-мексиканский серебряный доллар, он и двигал весь прогресс. Но так ли это?

Мы живём в искусственно созданной модели мира, в матрице, нам навязывают искажённое восприятие окружающих событий, мы неспособны видеть истинную сущность людей. Нам говорят: это немцы, русские, англичане, французы, преподнося каждый из них в отдельности как один народ с единым генотипом. Однако, приглядевшись и широко открыв глаза, мы начинаем видеть абсолютно разные расы в одном народе.
Если собрать всех этнических немцев, среди них окажутся представители разных рас. Причём эталонная нордическая раса-белокурых, голубоглазых, белокожих среди них будет в исчезающем меньшинстве.

Очень уместно в этом случае задать вопрос: почему лица на так называемых древнеримских и древнегреческих скульптурах, совсем недавно изготовленных, так резко отличаются от лиц на портретах в музеях? Главное, куда девался этот народ, изображённый на скульптурах?

Куда исчез народ, изображённые на этих фотографиях? Белые немецкие женщины и девушки начала 20-го века? Почему их так мало осталось? В мире много белых женщин, которые считают себя русскими, немками, англичанками, француженками и т.д., но внешность у них очень далека от эталонной оригинальной генетики коренного белого населения планеты:


1905. Фотография молодой женщины в Германии (image Pinterest.com)


1910 г. Немецкие девочки


немецкие женщины. 1900-1910

Современные немцы, живущие по всему миру, представляют собой смесь разных рас. Смотрите на фотографии, обращайте внимание на размер и форму черепа, нос, строение лица.
Раса-это прежде всего не цвет кожи, это — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.


Российские немцы-посмотрите на милых девушек на фотографии. Это разные расы, а не одна. Белая девушка слева резко отличается от остальных.


Две женщины в синих нарядах одной расы, а четверо мужчин-другой расы. Но все они немцы.


Американские немцы. На фото-четверо мужчин разных рас.


Немцы Венесуэлы празднуют Октоберфёрст. Это представители разных рас, но все они считаются немцами.

Как это можно объяснить?

СТАТЬЯ НЕ ПОЛНОСТЬЮ, ДАЛЕЕ МНОГИЕ ПОСЧИТАЮТ БРЕДОМ. ХОТЯ КАК ЗНАТЬ.

Как немцы создали современную Америку, руководят этой страной сегодня, и Почему никто не замечает этого

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Не то, чтобы меньшинство

В США традиционно живёт много очень разных немцев: обычные протестантские семьи, традиционно сталкивающиеся с предубеждениями католические, знаменитые на весь мир амиши (у этой закрытой группы в том числе немецкое происхождение, и это заметно) и, конечно, атеисты.

Вот несколько имён, которые знает весь мир. Фамилия актёра Питера Динклейджа, звезды таких проектов, как «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Игра престолов», имеет прямое отношение к тем самым немецким фон Динклаге, из которых вышел любовник Коко Шанель, нацист барон Ганс Гюнтер фон Динклаге. Конечно же, Питер пользуется англифицированной версией своей фамилии. Стоит уточнить, что сам актёр никакого отношения к нацистам не имеет. Кстати, женат он на театральном режиссёре Эрике Шмидт – и по имени легко догадаться, что она тоже немецкого происхождения.

Был немцем знаменитый Генри Хайнц, чьим именем названа компания, изготавливающая соусы. Немецкое происхождение по матери было у Уолта Диснея (и по-немецки его имя читается как «Вальтер») и по отцу – у миллионера Рокфеллера. Уильям Боинг (основатель компании по производству самолётов) первые годы своей жизни носил имя Вильгельм, потому что был наполовину немцем и наполовину австрийцем.

Немецкие предки, причём в пределах двух-трёх поколений, есть у многих богатейших людей США: у Билла Гейтса, Илона Маска, Стива Джобса, Ала Нойхарта (издание USA Today). Немцы также Эрик Шмидт (компания «Гугл») и Петер Тиль («ПейПал»). Множество американских президентов, что не афишировалось, имели немецкие корни.

Среди актёров немецкого происхождения можно назвать Кирстен Данст, Брюса Уиллиса, Леонардо ди Каприо, Сандру Баллок, Ким Бэсингер, Мэрил Стрип, Кларка Гейбла, Грейс Келли. И всё это – краткий список. Можно заметить, что немцы и люди немецкого происхождения составляют важную часть американской нации и культуры, во многом влияя на неё и, возможно, формируя. Каким образом они оказались невидимы?

Как Америка стала немецкой

Хотя изначально колонистами в нынешних американских штатах были англичане, французы, голландцы и завезённые англичанами как дешёвая или бесплатная рабочая сила ирландцы, в период с 1840 до 1900 годов, а также во время существования нацистской Германии, в США шёл плотный приток немцев-иммигрантов (от Гитлера сбегали не только евреи). К началу двадцатого века они уже очень сильно изменили лицо страны.

Хотя на новом месте многие немецкие семьи быстро отказывались от родного языка, они оставались верны семейным конфессиям, таким, как лютеранство и католичество, не считая особых видов убеждения у меннонитов, предков амишей, прибывших в США ещё в семнадцатом-восемнадцатом веках. Кроме того, немецкие имена и особенности бытовой культуры и культуры организации бизнеса оставались поколениями. Несмотря на внешнюю ассимиляцию, к началу двадцатого века немецкий был вторым по распространённости языком больше, чем в половине американских штатов.

Первое поселение с преимущественно немецким населением появилось ещё в семнадцатом веке в штате Пенсильвания. Оно так и называлось – Джермантаун, немецкий городок. В целом немцы не придавали слишком много значения этническому однообразию в своих городках – фактически, население формировалось вокруг церквей той или иной конфессии. Понятно, что в городке, где самая древняя церковь – лютеранская, жили почти только немцы, зато в городках с католическими храмами немцы мешались с ирландцами, итальянцами и французами.

Уже в 1790 году, согласно переписи, немцы составляли 9% белого населения. Через сто лет это число увеличилось в два или три раза. В наше время до 20% американцев вообще имеют немецкое происхождение в двух-трёх поколениях или вовсе являются этническими немцами. В ряде штатов такие американцы составляют большинство жителей, обгоняя представителей любых других этносов: в Северной и Южной Дакотах, Висконсине, Небраске, Миннесоте, Айове, Монтане, Огайо, Вайоминге и Канзасе.

До Первой Мировой войны в США выходило множество книг и газет на немецком и практически во всех городах северных штатов можно было найти немецкую школу или несколько, которые не страдали от нехватки учеников. Есть даже легенда, что в какой-то момент встал вопрос о признании немецкого государственным языком США, но при голосовании не хватило одного голоса. Как всегда с настоящими легендами, это не совсем правда, но отражает тенденции своего времени.

Это немцы открывали первые детские сады в стране (в немецких землях Европы они уже приобрели популярность), привезли с собой обычай украшать ёлку на Рождество (как, кстати, и в Россию), сделали популярной уличной едой даксхунды и стейки по-гамбургски, которые теперь известны как хот-доги и гамбургеры (даже само название хот-догов отсылает к полному немецкому названию блюда – «собачьи сосиски»). Можно сказать, что американская культура это во многом немецкая культура.

И как Америка перестала быть немецкой

Поворот случился во время Первой Мировой войны. Поскольку США решила в неё вступить, популярной стала антинемецкая риторика. Многие немецкие семьи, сохранившие язык, пострадали от погромов и даже стали жертвой судов Линча. Немцы бросились англифицировать свои фамилии в документах. Немецкие газеты и школы оказались в большинстве своём закрыты из желания немецкого населения показать, что оно ничем не отличается от остальных американцев, а гамбургеры на некоторое время превратились в «сэндвичи свободы».

Естественно, при всей внешней англификации немцы не думали отказываться от своей религии, будь то лютеранство или католицизм, и практически не меняли быта и семейных обычаев. И всё же они начали уходить в тень. По окончанию войны процесс приостановился, но Вторая Мировая заставила немцев выбрать максимальную мимикрию. Несмотря на то, что официально предубеждений к белым социальным группам в США нет, на деле ирландцы, итальянцы и немцы традиционно очень сильно страдают от них, хотя об этом не слишком часто говорят.

Можно вспомнить, например, момент из популярного сериала «Теория Большого Взрыва», где начинающая актриса по имени Пенни жалуется на то, что ей не дали роль из-за слишком «центральноамериканской» внешности, а её собеседник уточняет – то есть немецкой. И, тем не менее, страной сейчас правит президент с немецкой фамилией и немецкого же происхождения.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Колониальный период

Наиболее длительной по времени волной миграции в США был период освоения новых земель. Эпоха колонизации Нового света началась в середине 17-го века и длилась вплоть до войны за независимость. Основными странами – донорами мигрантов были Великобритания со всеми своими землями (Ирландией, Шотландией, Англией и Уэльсом), страны Северной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды), Германия, Франция. Мигранты из разных стран предпочитали размещаться в разных колониях, которые впоследствии стали отдельными штатами.

Причинами, побуждавшими первых переселенцев в США покидать свою родину и уезжать за океан, были разные ситуации экономического, политического, социального и религиозного характера. В Западной Европе продолжалась промышленная революция, породившая масштабные миграционные процессы. Кроме того, религиозные притеснения протестантов и гугенотов также способствовали их желанию переехать подальше от плохой жизни.

Первые мигранты занимались земледелием, будучи наемными работниками. Впоследствии им удавалось получить небольшой надел земли и заниматься своим делом. Несмотря на очень тяжелые условия работы , их жизнь можно было считать более успешной, чем на родине.

Массовый период миграции

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Иммиграция того периода характеризовалась большим ареалом стран-доноров. В первую очередь это Ирландия и Германия (вернее, земли, которые впоследствии станут Германией), Швеция, Польша, Франция, Италия, Англия. Кроме того, в южные штаты хлынул поток мексиканцев, а в северные начали перебираться канадцы. В середине 19-го века Америку открыли для себя китайцы, сформировав первую волну иммиграции.

Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.

Основными причинами второй волны иммиграции в США можно назвать активное освоение Среднего Запада и открытие порта в Нью-Йорке. Кроме того, США переживали экономический подъем: бурное развитие промышленности требовало новых рабочих. С другой стороны, в Европе, только отошедшей от наполеоновских войн, появилась масса молодых людей, ищущих свое место в жизни. При этом стремительная индустриализация и переход сельского хозяйства на другие принципы не требовали большого количества рабочей силы. Естественно, что молодое государство за океаном манило многих своими возможностями.

Характерным является расселение новых жителей компактными группами. Средний Запад, ставший к середине 19-го столетия самым плодородным регионом мира, стал новым домом для целых общин из Дании, Норвегии, Швеции, Богемии и Германии. Кстати, в этот период появились первые признаки недовольства и даже враждебности со стороны старожилов к иммигрантам. Причина такого отношения связана с религией — иммигранты-католики из Ирландии вызвали недовольство протестантов, составлявших на тот период большинство населения США.

Еще одним негативным фактором того времени было резкое неприятие китайцев, также устремившихся в Соединенные Штаты в поисках счастья. Впервые для США был принят закон «Об исключении китайцев» в 1882 году. Это была политика ограничения.

Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.

Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.

Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.

Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.

Последняя эпоха иммиграции

Принятый в 1920-е годы закон об ограничении иммиграции не распространялся на страны Западного полушария. Вплоть до 1965 года иммигранты из стран Карибского бассейна, Мексики, других стран Южной Америки успели буквально наводнить некоторые штаты . Кроме того, знаковыми были волны миграции евреев из предвоенной Германии, венгров после событий 1956 года, кубинцев с залитого кровью острова. Но при этом закон об ограничении иммиграции действовал, обрастая ужесточающими поправками.

В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.

Изначально при помощи этого закона удалось изменить вектор иммиграции в сторону европейских стран, но впоследствии жители Кореи, Индии и других азиатских государств буквально хлынули в США. К новому тысячелетию объем иммиграции достиг уровня 1900 года. Таким образом иммигранты снова стали основной силой, формирующей нацию.

Выходцы из СССР и России в течение 20-го века постоянно пополняли число жителей США. Советский период ознаменовался массовым выездом интеллигенции, после распада СССР в США хлынул большой поток людей, покинувших родину в поисках лучшей жизни.

Начало 21-го века характеризуется дебатами в обществе о принятии законов, ужесточающих иммиграцию. Американцы видят в новых жителях угрозу для своего уклада и образа жизни, неприятие своих правил и знаменитой американской мечты .

Существует и противоположное мнение — о положительном влиянии иммиграции на развитие американской экономики и общества в целом.

В настоящее время тройка стран – лидеров по количеству мигрантов в США выглядит следующим образом: Мексика, Китай, Индия. Всего мигранты составляют 13% от общего числа жителей Соединенных Штатов.

Иммиграция

Феноменальный уровень рождаемости, который в начале XIX века отмечался в Соединенных Штатах (в 1800 году на одну женщину в среднем приходилось семеро детей), после 1815 года начал медленно снижаться, хотя общая численность населения продолжала расти. Достаточно сказать, что в 18201850 годах за каждые десять лет данный показатель увеличивался более чем на 30 % по сравнению с предыдущим десятилетием. И происходило это в основном за счет европейской иммиграции. Приток иммигрантов положительно воздействовал на развитие рыночной экономики, но вызывал справедливые нарекания со стороны «местных» американцев.

Феномен европейской иммиграции в Америку в 18201860 годах можно считать во многих отношениях беспрецедентным. Прежде всего, удивлял масштаб. В 1820-е годы число иммигрантов из Европы составляло106 тыс. человек в год, в 1850-е годы оно достигало уже 2,5 млн. На протяжении 1820-х и 1830-х годов Соединенные Штаты принимали в среднем по 37,5 тыс. человек ежегодно, что составляло 1,54,5 % от общего числа населения. В течение 1840-х и 1850-х годов это количество увеличилось до 200 тыс. ежегодно (т. е. уже 10 % от общего количества). К 1860 году – при населении в 31 млн человек – каждый восьмой американец родился за пределами страны.

Вторая особенность касалась происхождения иммигрантов. Эти люди в подавляющем большинстве не имели отношения к англичанам. Почти половина из них являлась ирландцами (основная масса иммигрантов покинула Ирландию во время знаменитого «картофельного голода» 1845–1849 годов). Вторую по величине группу составляли немцы. Различия в языке и стиле жизни, в манере одеваться и питаться, разное политическое прошлое – все это, конечно, разъединяло вновь прибывших американских граждан. Однако наиболее важные противоречия – по крайней мере, для ирландцев (почти всех) и доброй половины немцев – были связаны с различным вероисповеданием. Для большинства американских протестантов экспортированный католицизм представлял собой не просто диковинку, а настоящий камень преткновения. Многие протестанты полагали, что римско-католическая церковь стремится извратить Священное Писание, погубить христианство и поработить души истинно верующих. Со своей стороны, католики, воспитанные в духе безусловного подчинения папскому престолу, обнаруживали печальный недостаток навыков, необходимых для жизни в республиканском обществе. И все же, несмотря на все неудобства, католиков приезжало в Америку так много, что к 1860 году их вероисповедание стало крупнейшим в стране по числу приверженцев.

Иммигранты, прибывшие после 1820 года, резко отличались и в экономическом плане от остального населения: никогда еще в Америке не видели таких нищих и обездоленных людей. В особенности это относилось к ирландцам. Готовые за мизерную плату выполнять черную работу по дому, в мастерских, на фабриках и заводах, они в значительной степени способствовали разрешению проблемы дефицита рабочей силы. Однако то, что послужило к пользе нанимателей, вызывало острое раздражение у остальных рабочих.

Интересна также география расселения иммигрантов последней волны. Девять из десяти вновь прибывших предпочитали оседать на Севере, поскольку справедливо считали, что здесь у них больше шансов пробиться, чем на рабовладельческом Юге. К 1860 году каждый пятый житель юго-восточных штатов не являлся урожденным американцем. Взять, к примеру, тех же ирландских иммигрантов: прибывая в Америку практически без средств, они, естественно, не могли приобрести себе участок на Западе и стать свободными фермерами. Чаще всего у них даже не было денег, чтобы переехать в соседний штат. Поэтому почти все приезжие ирландцы оставались жить там, где впервые ступали на американскую землю, то есть в портовых городах Восточного побережья. В результате, скажем, в Бостоне или Нью-Йорке более половины всех жителей были ирландского происхождения.

Итак, можно смело утверждать: европейская иммиграция в Америку в первой половине XIX века по всем параметрам – и в количественном, и, так сказать, в качественном отношении (имеется в виду происхождение иммигрантов, их экономический статус и зона расселения) – являлась уникальным явлением. Эти многочисленные переселенцы из Европы вкупе с индейцами, испанцами, китайцами и чернокожими навсегда изменили лицо американского общества, создав то, что Уолт Уитмен называл «нацией наций».

Читайте также

Иммиграция

Иммиграция Наибольший интерес для партийных лидеров представляла особая прослойка городского населения – самая бесправная и в силу этого самая уязвимая, – которая тем не менее сыграла решающую роль в формировании нового лица страны. Мы уже отмечали, что в конце XIX –

Иммиграция как угроза для Соединенных Штатов

Иммиграция как угроза для Соединенных Штатов И все же доктрина Клана в одном из пунктов совпадала с мнением большинства. Это касалось иммиграции. По правде сказать, всегда находились американцы, требующие строго регламентировать въезд иностранцев на территорию страны.

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи, Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи, Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь Когда Константин Великий избирал незначительную в то время Византию своей столицей, этим актом он решил также вопрос об отделении Запада от Востока; в

Глава V Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы, Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи

Глава V Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы, Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда

Глава X Ближайшие преемники Юстиниана, Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией

Глава X Ближайшие преемники Юстиниана, Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией Ближайшие за временем Юстиниана царствования, при всей вялости, бесцветности их и недостаточности сознания потребностей времени у самих правителей, случайно достигавших

Ислам и иммиграция

Ислам и иммиграция В 1313 г. в Золотом Шатре, в ставке Орды, что в столице ее городе Новый Сарай, он же Сарай-Берке, воссел великий хан Узбек. Шатер был юртой из обычного войлока, но огромной и высокой, вмещавшей сотни человек. А вызолочены были все деревянные части: дверь с

Иммиграция

Иммиграция Иммиграция, особенно из бывших колоний, изменила этнический состав многих континентальных обществ. В Британию иммигранты прибывали по большей части из Европы: ирландцы после Великого голода в 1847— 1848 гг., русские и польские евреи с 1880-х гг. и до принятия акта об

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи. Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи. Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь Когда Константин Великий избирал незначительную в то время Византию своей столицей, этим актом он решил также вопрос об отделении Запада от Востока; в

Глава V Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы. Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи

Глава V Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы. Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда

Глава X Ближайшие преемники Юстиниана. Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией

Глава X Ближайшие преемники Юстиниана. Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией Ближайшие за временем Юстиниана царствования, при всей вялости, бесцветности их и недостаточности сознания потребностей времени у самих правителей, случайно достигавших

Иммиграция

Иммиграция Одновременно с развитием политической жизни шли и другие процессы, несомненно способствовавшие прогрессу страны, улучшению качества жизни граждан и рациональному использованию человеческих и естественных ресурсов. Одним из таких процессов стала

Иммиграция, образование и мир

Иммиграция, образование и мир Итак, можно сказать, что в государственной политике консервативного режима обозначилось три направления. Во-первых, иммиграция — в полном соответствии с мировоззрением Альберди, выступавшего, как мы уже сказали, за ее поощрение. Альберди

23. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ

23. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ Никто в точности не знает, сколько нелегальных иммигрантов было тайком переброшено в Палестину до начала и в ходе второй мировой войны. Иегуда Бауэр считает, что в1936–1939 гг. в страну въехало примерно 15 тыс. нелегальных иммигрантов1. Он включает в

Иммиграция из России

Иммиграция из России Останавливаясь на мысе Доброй Надежды с начала XIX столетия, моряки первых российских кораблей встречали то одного, то другого россиянина — забрасывали их туда сплетения судеб. Есть даже сведения, что один из «птенцов гнезда Петрова», оказавшись в

Иммиграция и «научная реформа» филантропии

Иммиграция и «научная реформа» филантропии Расизм, вспыхнувший не только на Юге, но и на Севере, оказался лишь частью более обширной реакции белого населения на глубокие перемены в жизни Америки в десятилетия между окончанием двух войн – Гражданской и Первой мировой.

Капитализм и иммиграция рабочих

Капитализм и иммиграция рабочих Капитализм создал особый вид переселения народов. Быстро развивающиеся в промышленном отношении страны, вводя больше машин, вытесняя отсталые страны с мирового рынка, поднимают заработную плату выше среднего и привлекают наемных

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: