В Албанию из Черногории на машине. Наш маршрут, отзыв

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

1. Что знает об Албании рядовой российский гражданин? Я составил представление об этом, когда делился планами посещения Албании со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах — С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании меня только начали посещать, похожее восприятие было присуще и мне. Когда-то, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю. Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение.

В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье. Береговая линия страны — одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании? Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию! И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте — в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь, а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики), нас двое — муж и жена. Время поездки — вторая половина июля. Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды. Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.

Сразу же обнаружили первый сюрприз — навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед — это и хорошо, т. к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени. Из этого первого сюрприза вытекало следствие — мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз — многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе — на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет. Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.

Саранда (фото 1) — это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.

2. Городской пляж

Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.

Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный — 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего

5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ). Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты — растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т. к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.

5. Вид с южной части города на северную

Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами. Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары — алкоголь, бытовая химия и т. п. Самый распространенный албанский сыр — кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду. А вот купить обычный черный чай — проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать. Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна. Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, сделал вывод — все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев — какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его. А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть. Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.

Читайте также:
Куда россиянам запрещен выезд

Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз — в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно — всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно. Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы — очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20–25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые. Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды. Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет. Обычный город у моря.

Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль. Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению — Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter. Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком. Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид — метра 3–4.

Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.

Из Черногории в Албанию на один день

От Будвы до границы Черногории и Албании всего 70 километров. Почему бы мне не скататься в новую для себя страну на денек, подумал я, когда был в Черногории в декабре прошлого года? Сказано – сделано. В итоге я проехал почти круговой маршрут из Будвы до Шкодера, потом на север в горы, доехал до северной границы Албании и Черногории, снова на север, через Колашин до Подгорицы. Эпичная поездка вышла на почти 400 километров. Расскажу о ней тут, покажу фоточки и опишу свои переживания

В Черногорию я прилетел на тест-драйв новых Renault Logan и Sandero серии Stepway. После тестов у меня было в распоряжении двое с половиной суток. Один день решил уделить самой Черногории, а на второй съездить в Албанию. Напомню, в Черногорию россиянам виза не нужна круглый года, а в Албанию нас пустят только в течение полугода с апреля. Зимой в Албанию можно попасть только по шенгенской визе.

Вот весь маршрут, который я проехал в тот день:

Ехал один, поэтому приходилось и рулить, и фотографировать. Иногда одновременно. Все это дело еще осложнялось тем, что целый день шел проливной дождь. Так что качество некоторых фотографий так себе. Шоссе из Будвы в сторону границы не фоткал, ничего примечательного. А вот узкая дорога, которая идет от шоссе до самой границы, примечательная. Тут она еще ничего, довольно ровная и вдоль приличных населенных пунктов:

А ближе к границе она становилась все более трешовой, грязной и разбитой. Даже не верилось, что это дорога к другому государству:

Казалось, что ехал дольше, чем должен был. Но вот она – граница со стороны Черногории:

Я был вторым или третьим в очереди. Все прошло довольно быстро. Ко мне подошел пограничник и забрал все документы. Кроме стандартных документов вместе с прокатным автомобилем мне выдали страховку и разрешение на вывоз (забыл всю эту кипу сфоткать). Минут через 5 уехала машина передо мной и я подъехал к окошку. Там другой сотрудник просмотрел документы, задал какой-то пустяковый вопрос, отдал все и пропустил.

Я поехал дальше в ожидании, что надо будет проходить еще албанский КПП. Но оказалось, что это все! Я уже был в Албании, дальше никаких контролей не было. Либо я в одном КПП прошел обе границы, либо тут один контроль на две страны. Удобно! Не надо стоять в двух очередях.

Читайте также:
Фото Филипсбурга (162 фото)

Отдельного дорожного знака с обозначением Албании не нашел, поэтому развернулся и сфоткался вот с этим:

Поехал в сторону Шкодера, предварительно поставил его в навигаторе MapsMe. Симка Drimsim, которая нормально работала в Черногории, здесь пошла в отказ. Местного оператора поймала, но интернет не работал. Пробовал все настройки по кругу несколько раз, включить не удалось. Подумал, что не буду тратить время, разберусь в Шкодере.

Еду и смотрю вокруг. Все-таки неизвестная мне страна. Помню самое первое и довольно сильное впечатление про страну – чистота и ровная дорога. Не ожидал этого от Албании. У меня были некоторые стереотипы про эту страну, которые были навязаны в основном телепередачами вроде Top Gear. Что это бедная страна, грязно, старые Мерседесы и разбитые дороги. Но, как минимум, с грязью и качеством дорог не совпало. Вот такая ровная как зеркало дорога была до Шкодера и дальше на север:

А вот это место могу назвать самым грязным за все время. Может ветром сдуло мусорные контейнеры на дорогу, не знаю. Таких контейнеров было много вдоль дорог.

Подборочка албанских автозаправок. Видно, что тут не парятся насчет паразитирования на известных брендах. Jukoil и B Petrol навевают стойкие ассоциации с сами знаете чем Кстати, насчет цен на топливо. Бензин и дизель в Албании стоят примерно одинаково – около 175 албанских лек или около 100 рублей (1 лек – это около 0,58 рублей).

Гламурный отель на въезде в Шкодер:

Напротив какое-то не менее гламурное сооружение. Оказалось, что где-то там наверху есть смотровая площадка с видом на город. Я об этом узнал только когда победил настройки Дримсима и включил интернет. Все дело оказалось в том, что интернет не хотел включаться через родной для Дримсима APN. Потратив около получаса опытным путем выяснил, что все работает через APN оператора Orange. Написал в техподдержку, обещали внести в FAQ.

Шкодер меня встретил нехилыми пробками. Пробирался через город ползком, лавируя между машинами, людьми и велосипедами:

Планировал доехать до центра, припарковаться и погулять немного. Но в городе было настолько тесно, что я не нашел, куда можно приткнуться. А отъезжать далеко от центра не хотелось, времени на прогулку было мало. В итоге решил забить и ехать дальше.

Суровые албанцы ездят на велосипедах под проливным дождем. А я сидел в машине, чинил интернет и потом еще решал, каким маршрутом ехать дальше. Было еще около 11 часов утра, я решил рискнуть и ехать по большому кругу через самый север Албании обратно в Черногорию. Через высокие горы. В конце декабря. Ох, знал бы, во что ввязываюсь и что буду жалеть в итоге

Второй раз за день на дорогах видел подобную картину

Лаваж – это не лаваш, а мойка автомобилей. А мерседесов в Албании и правда очень много.

Албанцы любят строить красивое жилье. Один дом пафоснее другого:

Горы все ближе. С нетерпением жду, когда начну подниматься наверх. Еще не знал, что через несколько часов буду с нетерпением ждать, когда буду спускаться, а не подниматься

У деревни Rrapshë стал виден первый подъем в гору:

В гору вела ровненькая дорога с четкой и свежей разметкой. Тут я подумал, что эти дороги совсем новые. Албания взяла курс на улучшение качества дорог? Или раньше тоже было нормально с ними?

Попутно радовался, что мне достался Suzuki Vitara. Напомню, я его взял напрокат через агрегатора Myrentacar на двое суток, подробнее об этом в статье “По Черногории на машине“. Автомобиль может и простоват по устройству и салону, но эта простота не мозолит глаза. Привык к нему очень быстро.

А какой вид отсюда открывается! Сначала подумал, что там вдалеке море. Но потом вспомнил, что я от моря давно уехал на север. Оказалось, что это кусок Скадарского озера. Того самого, большая часть которого находится в Черногории над городом Бар и Улцинь. На информационном щите это озеро было подписано как Lake Shkodra. Так вот откуда название этого озера С правой стороны за горой граница с Черногорией. Дальше я так и буду ехать вдоль этой границы.

Потом дорога пошла в горах с деревнями на склонах:

Дальше был еще один серпантин наверх. Наверху заметил парковочку и вот такую смотровую площадку:

А с нее открывался чумовой вид! И тут я подумал “Мама дорогая, это точно Албания?!”. Потому что такая красота больше свойственна горной Швейцарии, Австрии или Норвегии. Совершенно не ожидал увидеть такую дорожную красоту в горах Албании. Великолепный вид, который немного портил только ветер с дождем. Ну и туман, который медленно и верно застилал вид. Посмотрел на картах Гугла, это место называется Rrapsh Serpentine.

Справа была видна долина, куда мне предстояло спуститься:

Пробирался через густой туман. Прямо горный сайлент хилл какой-то:

Не мог проехать мимо особенно красивых дорожных локаций вроде этого поворота:

Или вот такого водопада:

Красота и гармония гор с дорогой. Было очень жаль, что погода такая дряная

Вместе с отличным асфальтом и разметкой, вдоль дорог разместили информационные щиты для туристов со схемами и описанием местности:

Оборудованное место для пикника сделали:

Клевые клетки для мусора, да?

Дальше была какая-то образцовая деревня из каменных домов и с прогулочной улочкой между ними. Возможно построили для туристов, но в такое время года тут нечего делать:

Все такое новенькое и чистенькое:

Дальше дорога идет вдоль ущелья с очень суровыми слоистыми скалами:

Даже в такой глуши есть приличный карман для парковки:

Потом дорога снова пошла вверх в гору. Снежные шапки становились все ближе. Появились смутные сомнения, что мне придется пробираться не только через дождь и туман, но и через снег.

Читайте также:
Индия - страна с многогранной культурой

Карман с памятником нескольким людям, имена которых были выбиты на камне. Не стал вчитываться и разбираться, сфоткал и поехал дальше:

На обочинах начали появляться снежные комки. Редкая жизнь давала надежду, что я не останусь один на заснеженном перевале и мне могут приехать на помощь К слову, связи тут и дальше уже не было.

Упс! Дальше дорога начала преподносить неприятный сюрприз – упавшие камни. Было много мелких камней, а на фотографии ниже самый большой из всех. И чем дальше – тем камней на дороге было больше. Это еще больше меня угнетало. Казалось, что тут зимой никто не ездит, что я могу вообще уткнуться в завал из камней и не проехать дальше. А завтра днем у меня был самолет :)))

Вот тут вместо дождя уже пошел снег. Продолжал упорно лезть вверх.

Частенько поглядывал на карту, чтобы понять, как долго еще ехать до границы с Черногорией. Тут уже была настоящая зима, дорога обледеневшая, а дальше неизвестность В какой-то момент я догнал белый внедорожник с британскими номерами. Обрадовался про себя, подумал, что это тоже путешественники и им тоже надо в Черногорию. Ближе к границе они повернули на проселочную дорогу и остановились. Я их догнал и заговорил по-английски. Они сначала ничего не поняли, а потом на явно не английском языке объяснили, что они уже приехали, им в Черногорию не нужно. Пришлось ехать дальше одному

До границы оставались считанные километры. Доехал до развилки. По прямой дорога была чистой, а направо вела другая – более узкая, заснеженная и обледеневшая. Проверил на всякий случай – да, все верно, мне туда. Блин. ну что делать. Грела мысль, что если что – достану цепи, которые мне выдали в прокатной компании, они все это время болтались в пустом багажнике.

Не понимаю, почему территория вокруг границ двух стран такая заброшенная и неухоженная?

До КПП я ехал по совсем убитой дороге без асфальта. Здесь я был вообще единственный. Тоже один КПП за обе страны. Кажется, погранцы удивились моему появлению. Дал документы, подождал 2-3 минуты, перекинулся парой слов с погранцами и поехал дальше.

Весь путь по Черногории от границы с Албанией уже не фоткал. Дорога была заметно лучше, ровнее и чище. Назад ехал в сумерках, плавно переходивших в темноту. По пути посчитал, что нет смысла ехать прямо до Будвы, принял решение переночевать в Подгорице. Прямо на обочине забронировал недорогой ночлег и поехал дальше. Это был длинный и утомительный путь. Наверное было бы интереснее, если бы не пришлось плестись в темноте по зимней заснеженной дороге за фурами, я ведь проезжал красивые места северной Черногории. Ближе к Подгорице высота пошла на убыль, снег плавно сменился дождем. Перед ночевкой решил поужинать, за весь день съел только две булочки, купленные еще ранним утром. Вспомнил слова нашего гида по Черногории – Олега Обухова. Во время тест-драйва он говорил, что в ресторанах Подгорицы готовят пиццу не хуже, чем в Италии. Решил проверить его слова. Нашел на карте Гугла ресторан с хорошими отзывами и заказал большую пиццу. Она и правда оказалась шикарной!

Вот такое однодневное автомобильное путешествие вышло. Рискованное, но если была бы возможность переиграть, то я бы все равно проехался по этому маршруту. Только выехал бы еще раньше и не стал бы терять время на некоторые вещи по пути. А в целом, Албания меня приятно удивила. Абсолютно точно вернусь сюда, чтобы познакомиться со страной и людьми поближе. Но точно не зимой И заодно покатаюсь по другим балканским странам, где еще не бывал.

Путешествие на автодоме из Черногории в Грецию. День 1. Албания.

Мы с мужем живем в Черногории и много путешествуем на автодоме по Европе, особенно Балканский полуостров. Хотим поделиться одним из наших путешествий, которое состоялось в мае 2015 года. Если вас интересует аренда автодома в Черногории, посетите этот сайт: motorhome-mne.ru
Все началось с туристической столицы Черногории – Будвы. Мы залили полный бак воды, закупили консервы на всякий случай и тронулись в путь.
Выехали в 12 часов дня, дорога по Черногории была очень красивая и проходила вдоль моря. Мы даже остановились в некоторых местах, чтобы насладиться красотами адриатического побережья и горами Черногории. Целью нашего путешествия на автодоме была Греция, поэтому по Черногории мы ехали без остановок. Потом наш путь проходил через Албанию.

До границы доехали очень быстро, буквально за 1:15-1:30. Нас поразило то, что была только одна таможня. Стояла будка, работники в албанской форме взяли у нас паспорта, через минуту их вернули и пожелали нам счастливого пути. Штампы в паспортах мы так и не нашли.
Как только проехали границу, мы поняли, что цивилизация закончилась. Дорога проходила по сельской местности. Слава Богу, это длилось недолго, потом она незаметно переросла в скоростную магистраль, которая временами резко заканчивалась, и начинались наши российские ямы да ухабы. Так как у нас не было задачи быстро добраться до Греции, мы решили заехать в Шкодер – городок, который находится на берегу Скадарского озера.

Скадарское озеро разделено границей на две части: северная, более холмистая часть с крутыми берегами, принадлежит Черногории, а южная, с песчаными пологими берегами — Албании. Это самый большой источник пресной воды на Балканах.
Шкодер.

Шкодер нас впечатлил тем, что он мало чем отличался от маленьких городков России — дороги сильно разбиты, очень много зданий, построенных в 70-80 годах и ранее.

В Шкодере мы заметили, что торговцы продают овощи и фрукты, разложив их в самых необычных местах — прямо на тротуарах, и даже на первом этаже недостроенного здания.


Доехав до центра города, поняли, что здесь нечего смотреть, развернулись на 180 градусов и поехали к албанскому побережью, хотели посмотреть на адриатическое море с берегов Албании. Мы еще не знали что нас ждет, но друзья нас предупреждали, чтобы мы скорее проезжали эту страну, не задерживались тут и нигде не останавливались. Но мы никого не послушали и решили задержаться и получше изучить менталитет местных жителей.

Албания – неизученная страна, и не только для нас, но практически и для всего бывшего СССР. У нас она всегда ассоциировалась с чем-то закрытым, непонятным, темным, но мы, все-таки, решили остановиться здесь подольше. По многочисленным слухам это была страна наркотрафика, цыган, нищеты, бандитизма и всех самых прекрасных проявлений человечества.


После Шкодера дорога была замечательная, и мы попадали, как говорится, то в яму, то в канаву. Наша скорость была 30-40-50 км/ч.

Читайте также:
Дом в форме яйца в Москве выставлен на продажу

Зато пейзажи нас окружали отменные!


Тирана.

Мы направлялись в город Тирану – столицу Албании. В интернете я прочитала, что там хороший шоппинг, потому что многие вещи возят из Италии, а пошлины в Албании очень маленькие. Если учесть, что уровень жизни населения невысок, цены намного ниже, даже чем в Италии. Самое интересное то, что многие итальянские производства «made in Italy» переведены в Албанию, здесь очень дешевая рабочая сила. И когда на этикетке написано, что сделано в Италии, то на самом деле зачастую — в Албании.

Вот вмешался муж))) Это была женская версия, а мужская версия выглядит совсем по-другому! Так как многие знакомые говорили, что здесь можно купить наркотики, оружие и все остальное, а также недорогие вещи, мы решили остановиться на последнем – посмотреть, насколько здесь недорогие вещи! В Тирану мы въехали уже по хорошей дороге, и незаметно попали на центральную улицу. К сожалению, нас это не очень обрадовало, потому что была жуткая пробка, и мы уже пожалели, что решили посмотреть центр города. Говорят, что в центре у них очень красивая площадь, которая напоминает собой наш Советский Союз, мы хотели окунуться в прошлое, но из-за пробки были вынуждены развернуться и поехать в направлении Дурреса. Уже вечерело, поэтому мы решили, что разумным будет найти место ночевки в Албании.

Шоппинг в Албании.

Торговый центр Сити Холл, который мы искали, находится между Тираной и Дурресом. Дорога стала на удивление ровной и широкой, это был даже автобан. По нему проносились дорогие иномарки, чего не мы не встречали ранее, и поэтому на подъезде к Дурресу мы подумали, что это самый главный и крутой курорт Албании. В отличие от предыдущей, северной части Албании, дорога была шикарной.
С левой стороны трассы встречалось очень много торговых центров, и к сожалению, ни одного съезда налево. Торговый центр Сити Холл, который мы искали, также был с левой стороны трассы, но нам удалось найти съезд к нему. Мы припарковали наш дом на колесах на пустынной стоянке около торгового центра и пошли изучать местные цены.

Внутри от силы было 2-3 человека, хотя площадь составляла несколько тысяч квадратных метров. Посмотрев цены, мы поняли, что на некоторые товары они в 2 раза дороже, чем в Черногории. Такой вывод я сделала, когда увидела цену на приспособление для сэлфи – это такая телескопическая удочка указка, на конце которой цепляется телефон. В женском магазине одежды изделия из шелка стоили по скидке в районе 50-80 евро, также были синтетические кофточки в районе 10 евро. Вечерело, у нас было мало времени, чтобы обойти хотя бы несколько магазинов.

После длительной дороги и гуляний по магазинам мы очень захотели кушать и зашли в супермаркет при Сити Холле. Как хорошо, что наш дом на колесах всегда с нами, можно сразу приготовить ужин! Прямо на этой стоянке мы и решили покушать.

Влад попробовал местного пива и не был разочарован. Пиво называлось Тирана и стоило где-то 30 евро-центов. Кроме пива мы решили попробовать местные мясные продукты, и купили колбаски из фарша и маленькие крылышки. Там было 2 вида колбасок. Сначала муж схватил упаковку с красными колбасками, но я сказала, что это красители и предложила упаковку с желтыми колбасками. Очевидно, что это тоже был краситель, колбаски оказались так себе. Я приготовила все это, Влад как раз немного отдохнул, т.к. он устал в дороге, и к тому же выпил немножко пива. Кстати, насчет пива за рулем в Албании мы так и не поняли, а вот в Черногории за рулем можно выпить 2 бутылки пива или рюмку водки.

Мы покушали и продолжили наш путь в сторону Дурреса. Это курортный город на берегу адриатического моря. Уже темнело, мы выехали на автобан, и Влад дал полный газ (90-95 км/ч). Я просила его не взлетать, места для разгона было не так много. Где-то за 1:20 мы преодолели путь и въехали в курортный город Дуррес, который нас очень впечатлил. Центральная улица проходила практически по побережью. Было видно, что тут поработали дизайнеры, в целом город смотрелся очень достойно, и через каждые 10-15 метров были высажены пальмы. Нам стало сразу понятно, что это курортный город, и он в стадии строительства, потому что через каждый второй новый дом в современном стиле были развалины и какие-то бараки. Нам город чем-то напомнил увеличенную в 5 раз копию Будвы.

Немного приключений на ночь или боевое крещение автодома в первый день путешествия.

На улице уже темнело, и надо было думать, где остановиться на ночевку. Когда мы ехали по центральной улице, справа от нас между домов было море, и мы несколько раз останавливались, прогуливались пешком и смотрели место для паркинга. С третьей попытки нашли замечательное место для кемпинга на самом берегу.

Но Влад захотел подъехать к морю очень близко, чуть ли не заехать в море, а в итоге мы застряли. Так застряли, что поняли — без помощи местного населения нам не выбраться. Влад выразился немножко по-другому – мы сели на пузо. Мы не теряли надежды и откапывали наш автодом минут 40, в это время я ходила искать камушки и доски, чтобы подложить их под колеса, а Влад все копал и копал. Но ничего не помогало.

Читайте также:
Ак Барс Аэро: официальный сайт

Мы уже начали расстраиваться, что первый день путешествия закончился неудачно. Мы оказались в экстремальной ситуации в чужой стране. У нас не было ни здешней сим карты, ни интернета. Да что говорить, мы даже не знали местного языка, а как выяснилось позднее, албанцы не знают английского даже на самом элементарном уровне.

Дальше события разворачивались неожиданно. К нам подошел албанец, и… Наверное вам уже становится страшно. И дальше мы не заметили, как из одного сочувствующего албанца вокруг нас собралась уже целая толпа. Сначала их было трое, четверо, пятеро. Потом мы уже потеряли счет сочувствующим, и через несколько минут, когда эта вся толпа решала, что делать, появился микроавтобус, который подцепил нас на трос и вытащил из этого песка.

Один из албанцев, более смышленый, пользовался переводчиком с албанского на английский google translate, так мы с ним смогли общаться, потому что вообще никто из албанцев не знает английский язык, и с ними нереально понять друг друга. Этот молодой человек позвонил своему другу, у которого был микроавтобус, и он подъехал в течение 10-15 минут. События разворачивались так быстро, что я не сообразила запечатлеть это действие на камеру, мне осталось только утром сфотографировать следы происшествия на песке.

Также мы скоро узнали, что по-албански, лёпата — это значит лопата (вначале для откапывания мы пользовались своей саперной лопаткой, которая нам очень нравится и всегда нас выручает). А макина – это значит машина по-албански, но мы это поняли не сразу. Один из албанцев, который пришел первым, все время нам повторял это слово – макина, макина! Но мы смогли понять что это, когда приехал их микроавтобус, и они начали на него показывать и кричать – макина! Потом, когда мы встречали по дороге надписи «сервис макина», мы уже знали, что они означают.

Албанцы оказались очень открытыми и дружелюбными людьми, искренне хотели нам помочь, хотя вначале я их немного побаивалась, была наслышана о том, что нация очень бедная, на многих перекрестках стоят цыгане и бедствующие, и попрошайничают. Да и в СМИ их представляют не с лучшей стороны.

Когда все это действие по вытаскиванию машины закончилось, мы подумали, что в каждую поездку надо брать с собой мелкие деньги, чтобы отблагодарить за помощь. К сожалению, самая мелкая купюра, которая у нас была — 20 евро, хотя кто-то из албанцев упоминал, как нам показалось, 5 евро. Но мы дали 20 евро.

В итоге, вечер был интересный, веселый, один кричал макина, другой — лёпата, а третий с google переводчиком пытался с нами о чем-то договориться. Но самое главное, мы поняли друг друга и более или менее общались между собой, зная всего 3 слова. А когда мы отдали 20 евро, у них глаза просто загорелись, и они еще в течение получаса охраняли наш автодом! Когда все разошлись, Влад решил припарковаться так, чтобы из окна было видно море.

Вот карта маршрута, который у нас получился сегодня:

Вечером мы прогулялись по берегу.

О тёмной лошадке Европы. Стоит ли ехать в Албанию?

Как-то мне попался отчет о путешествии по Балканам на машине. Самая интересная часть была связана с Албанией. Авторы отчёта рассказали, как остановились, чтобы сделать фотографию дивана на обочине, а албанские дети начали кидать в них камнями.

С тех пор я думала об Албании. Я грезила Албанией, такой загадочной, такой близкой, но далёкой стране. Когда же 15-ого мая в фейсбуке пронеслась новость об отмене албанских виз на летний сезон, для меня было всё решено: едем! И пусть спустя три дня по тому же фейсбуку поползли слухи, что пограничники ни о каком безвизовом режиме не знают, а туристов без виз на границе просто разворачивают, нас это мало беспокоило.

Подготовка к путешествию по Албании на машине

В Албанию мы ехали из Черногории на авто. Я заранее взяла машину напрокат с возможностью выезда заграницу. Какие документы нужны, я рассказывала в этой статье. Если коротко, при аренде на сайте myrentacar обязательно поставьте галочку «Гринкарта», а при получении машины — обязательно проверте наличие этой самой гринкарты. Без нее заграницу не выпустят.

Утром, в день начала путешествия, мы забронировали на букинге номер в уютном гесте «Guest House Mary» в Тиране. Гест оказался чистым, с приветливым хозяином, а рядом с гестом была бесплатная парковка! Лучший из гестхаусов, в которых нам доводилось останавливаться.

Маршрут путешествия набросали на гугл картах, которые предварительно закэшили (в этой статье я рассказывала, как кэшить карты, чтобы пользоваться ими без интернета). В конце поста, как обычно, я выложу маршрут путешествия и другие полезные заметки о технической стороне путешествия.

Мне попадалась информация, что в Албании ужасное топливо, поэтому мы заправили полный бак в Черногории. Так же народ говорил, что в албанцы водят без правил, и на албанских дорогах нужно быть готовым ко всему.

У албанских заправок совсем странное название — Кастрати

На всякий случай я сохранила постановление об отмене виз для россиян с официального сайта албанского МИДа.

Читайте также:
Фотографии Син-Салума

Валюта в Албании — албанский лек. Курс 1 евро — 136 лек. В приграничных городах албанцы без проблем берут евро, а вот чем дальше, тем больше уже нужны леки. Леки можно раздобыть в первом крупном городе по дороге — Шкодере — поменяв евро в банке/обменке либо обналичив карточку в банкомате.

Вот и вся подготовка. Поехали?

Чуть-чуть об Албании

Собираясь в Албанию, мы знали о стране несколько фактов:

  1. Албания — страна мерседесов. Это не показатель экономического благосостояния народа, а наоборот. Говорят, что албанцы воруют машины в Европе и пригоняют их в Албанию. В одном из выпусков «Орла и Решки» ведущая даже купила себе подержанный мерседес за 800$. Но больше всего мне нравится спец. выпуск Top Gear про Албанию. Вот небольшой кусок из него, как раз про мерседесы:

  1. Албания — страна бункеров. Во время своего правления параноидальный лидер компартии страны не только полностью изолировал Албанию от внешнего мира — даже жд сообщение с соседними странами было прервано — но и построил 780 тыс. бункеров на случай, если враги нападут.

Игорь иронически добавил третий факт: мы знали, в какой стороне находится Албания 🙂

Как видите, негусто. Но так даже интереснее! Албания удивила нас, стала приятным открытием, но не смогла разрушить стереотипы о себе. В стране действительно много мерседесов, но так же достаточно больших черных джипов — порше, рэнж роверов и тд. На дорогах хаос, а из кустов торчат бункеры и порой выглядывает дорожная полиция.

День первый. Шкодер — Лёже — Тирана

Оказалось, что Албания богата не только на мерседесы и бункеры, но и старые крепости. В первый день путешествия мы посетили 2 крепости — Розафу в Шкодере и крепость в Леже.

Шкодер и крепость Розафа

Шкодер — довольно большой город по меркам соседней Черногории. Население Шкодера больше 200 тысяч человек. Напомню, что население Черногории около 600 тыс. человек. После зимы в Черногории попасть в большой город с дорогой в четыре полосы, кольцами и зданиями выше 4-х этажей — это круто 🙂

В Шкодер, конечно, мы ехали не за широкой дорогой, а за крепостью Розафа.

Говорят, что крепость построили иллирийцы в 3 веке до нашей эры. По легенде, крепость строили три брата. Строительство не шло — крепость постоянно обрушивалась, и братья ничего не могли с этим поделать. Единственным решением было укрепить стены кровью, принеся в жертву … жену младшего брата, прекрасную Розафу. Когда Розафа узнала об этом, то всего лишь попросила замуровать её так, чтобы она смогла кормить своего новорожденного сына.

По легенде братья живьём замуровали в стенах крепости и Розафу, и её сына. С тех пор крепость стоит несокрушимая. Правда, до нас дошли лишь руины крепости.

На территории есть музей истории крепости. Вход платный. На блогах я нашла отзывы, что смотреть в музее совсем нечего, поэтому мы не пошли внутрь.

Крепость на удивление большая, но всё самое интересное сохранилось лишь в одной её части.

Как видите, крепость находится на вершине холма, и выглядит достаточно неприступной. В 1912 году черногорцы пытались взять штурмом Розафу, потом целых 7 месяцев держали крепость в осаде. Больше 10 тысяч черногорцев погибли в боях под Розафой, но, как говорит вики, крепость могла держаться и дальше. А сдал Розафу албанский командующий только для того, чтобы присоединиться к антитурецкому восстанию в центральной Албании.

Кстати, с Розафы открываются прекрасные виды на Шкодер.

Город находится недалеко от места слияния двух рек — Дрин и Буна, а Розафа — самая правильная точка полюбоваться этим:

Я и не думала, что Албания такая красивая! А ведь мы от границы толком не отъехали. Что же будет дальше?

Видно с крепости и Свинцовую мечеть:

Розафу стоит посетить хотя бы из-за видов, которые с неё открываются. Это потрясающее место!

Вход в Розафу стоит 200 лек.

Свинцовая мечеть

Свинцовая мечеть находится совсем рядом с Розафой. Вход туда свободный и бесплатный. Такое странное название мечеть получила из-за свинца, которым укрепляли её стены во время строительства. Кстати, эта мечеть — одна из немногих уцелевших после культурной революции, устроенной Энвером Ходжи в Албании.

Старый османский мост в Месе

Мост не только красивый, но и один из самых длинных османских мостов, что сохранились до нашего времени. 108 метров красоты через бирюзовые воды реки Кир:

Красота? Хорошо, что фото не передают запахов 🙂 Рядом с мостом албанцы организовали несколько свалок, и вонь оттуда идёт — фу-фу-фу 🙁

Крепость в Лёже

Вход в крепость платный, но мы так и не поняли, сколько. В билетной будке сидел мужичок, от которого веяло перегаром. Лек у нас не было, дали ему 2 евро, основываясь на цене крепости Розафы. Он начал что-то ещё требовать, потом махнул рукой и пропустил нас.

Вот такие виды открываются с крепости на албанский городок Леже:

Живописное место! Цветастые дома, стадион, река и зелёные поля!

Не знаю, всегда ли так, но на крепости дул холодный пронзительный и немного даже ураганный ветер. Я даже соорудила себе чалму из шарфа, чтобы защитить уши.

Вот так выглядят руины крепости:

Немного заросшие травой, но с мусорными корзинами и разъясняющими табличками. Замок повидал на своём веку разных хозяев, но самый яркий след оставили турки. Внутри можно найти руины мечети и остатки османских зданий.

Про бункеры в Леже

С крепости в Леже открывается очень интересный вид на ещё одну достопримечательность — бункеры. Видите их на склоне холма?

Я максимально увеличила фото, чтобы можно было разглядеть какие-то входы/выходы рядом с бункерами. Что интересного в этих бункерах? Обычно встречаются одноместные бункеры с круглой крышей. А это похоже на военное укрепление с туннелями внутри скалы.

Читайте также:
Прямые рейсы из Киева в Анкару от МАУ

Ночь в Тиране

В Тирану мы приехали на закате. Пока заселились, пока поужинали, совсем стемнело. Ужинали в ресторане «Эра». У них блюда и албанской, и европейской кухни. Цены умеренные, но порции — микроскопические. В «Эре» понравилось обслуживание, официанты отлично говорят по-английски, но порции могли бы и побольше сделать!

Знакомились со Тираной под покровом ночи. Гуляли по улицам, даже что-то пофотографировали.

Оставили знакомство с городом на следующий день. Для одного дня и так неплохо получилось — больше 200 км. Приползли в около 11 вечера в гест, и я даже не помню, как уснула 🙂

День второй. Тирана — Круя

Самый главный бункер страны и канатная дорога

В Тиране мы поняли, что люди тут ездят либо на Порше, либо на Мерседесах, либо на больших черных джипах, предпочтительно марки LandRover, при этом кто победнее — тот педалит на велосипеде от прадедушки. И можно я ничего больше про Тирану тут писать не буду, потому что иначе я никогда не закончу пост?

О Тиране, желтых мерседесах и самом главном бункере Албании я расскажу в следующем посте. Там же и про австрийскую канатку замолвлю слово. Вот вам интригующая фоточка из Тираны:

Да-да, так выглядят улицы Тираны. Я себе столицу Албании не так представляла, а вы?

О Круе в интернетах пишут, что не стоит она посещения. В городе находится музей Скандербега, национального героя Албании, и руины крепости. От руин мало чего осталось, а музей вряд ли будет интересен, если вы только не хотите углубиться в историю Албании.

Зато в Круе, около руин замка, есть два ресторана с шикарным видом на горы и выросшие у их подножия дома. В ресторанах можно пообедать за …. 8$ на двоих. И это с напитками!

Кстати, дорога к Круе идёт через город-спутник Фиш-Круя. Примечательна Фиш-Круя бетонным заводом, который производил материал для постройки бункеров по всей стране.

А дальше — дорога домой, обратно в Черногорию. Честно сказать, хотелось остаться в Албании ещё хоть на денёк. Куда делись два дня, как они так быстро пролетели — не понятно. Двух дней для путешествия — пусть даже ознакомительного — показалось очень мало.

Граница Черногория-Албания

От Будвы до границы с Албанией всего 1.5 часа на машине. К пограничному переходу Сукобин есть две дороги: короткая и получше 🙂 Короткая путь идёт через Печурице, что за Доброй Водой, длинный — через Ульцин и Горна Клежна. Обе дороги узкие и с кучей поворотов, но короткий путь показался нам более раздолбанным и опасным.

Опасным потому что навстречу непредсказуемо вылетают машины с албанскими номерами. Не знаю, зачем они отчаянно едут по середине дороги, вдавливая педаль газа в самый пол, но чем ближе к Албании, тем внимательнее нужно быть на дороге.

На границе мы простояли минут 40 — огромная очередь, машины двигались еле-еле. Не знаю, с чем это связано. Всегда ли так? На обратной дороге границу прошли за 5 минут, без каких-либо проблем.

Маршрут путешествия по Албании

Маршрут рассчитан на 1-2 дня путешествия. На карте отмечены достопримечательности Албании, которые можно успеть посмотреть за это время.

В первый день мы выехали около 10 утра, простояли на границе минут 40 и не успели заехать в Дуррес. Во второй день проторчали в главном бункере страны больше положенного, потом катались на канатке и опять не попали в Дуррес, а заодно не заехали в замок Петлёре. Но об этом будет отдельный пост.

Что привезти из Албании?

В интернетах пишут, что в Албании делают неплохой коньяк, и стоит он совсем недорого. Мы взяли на подарок в Круе коньяк «Скандербег». В Албании дешевые фрукты и овощи, можно затариться ими. А что ещё привезти из страны мерседесов и бункеров, кроме ярких воспоминаний? И надо ли что-то ещё? 🙂

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарна, если вы оцените статью:

К дешевому морю и балканскому «крафту»: Албания, Черногория, Косово и другая экзотика в бодром маршруте

Ехать на край света в Албанию, где отожмут кошелек, вырежут почку и похоронят в бункере на заднем дворе? Почему бы и нет. Именно в этих краях получит кайф путешественник, уставший от немецких сосисок и итальянских пицц. Еще можно сэкономить. В бывшей Югославии пока не так дорого, как на привычных нам отпускных территориях. В «крафтовой» Албании и вовсе печатают на товарах цены из ваших грез. Плюс море и горы, козьи тропы и тайное ощущение первооткрывателя — все слагаемые для отличного путешествия! О балканских впечатлениях Onliner писал все лето (статьи здесь и здесь). Сегодня мы завершаем совместный с «Аэротрэвел» проект кратким рассказом об автомобильной части поездки. Цены, дороги, слайды и парочка советов в этом материале.

Аренда авто и маршрут

Чтобы сэкономить время, мы решили лететь чартером из Минска в Тиват. В нашей поездке этот город будет точкой старта и точкой финиша. Если у вас отпуск, как у космонавта, поезжайте из Минска на машине. Будет еще больше впечатлений.

Черногория как базовая страна для старта выгодна тем, что здесь элементарно взять в аренду автомобиль по вменяемой цене и без сумасшедших доплат за пересечение границ. Вы получите номера «нейтрального» государства. Хотя в регионе более-менее спокойно и уже давно не «наказывают» за сербские или албанские знаки.

Читайте также:
Храм святой Людмилы в Праге где находятся на карте

Мы взяли свежий Passat (универсал, дизель). За 12 дней аренды отдали 350 евро. В пакете — страховка, возможность управлять машиной двум водителям, зеленая карта на все близлежащие страны бесплатно. Честная цена. Но ехали мы в самом начале сезона. На его пике будет дороже.

Маршрут был таким: Тиват — Улцинь — Дуррес — Тирана — Саранда — Ксамиль — Охрид — Крушево — Скопье — Приштина — Златибор — Мокра Гора — Вишеград — Сараево — Коньиц — Мостар — Млет — Дубровник — Которский залив — Тиват. Проехали около 2700 километров. Ушло 145 литров дизельного топлива. Это 5,4 литра на 100 километров — 180 евро.

Цены на топливо (в рублях по курсу НБ РБ):

Траты на жилье и еду считать бессмысленно: у каждого свои запросы. Самые приятные цены на гостиницы оказались в Северной Македонии. 25 евро за ночь в нормальном отеле? Тут это в порядке вещей. Еда и общепит дешевле всего в Албании. Можно и за 4 евро пообедать.

Беларусь vs Албания, Черногория, Хорватия, Косово: сравниваем цены

Вам понадобится «мультишенген». Однократная виза не подойдет. С «мультиком» проедете без проблем везде. В Косово в том числе. Без визы белорусов пустят только в Черногорию, Албанию, Сербию.

Косовский нюанс

Если вы хотите включить в маршрут Косово, то стоит учесть региональную особенность. Между Сербией и Косово, чью независимость мировое сообщество признало частично, есть и будет напряжение. Если вы заедете сначала в Косово, а оттуда в Сербию, то вас развернут (сербские пограничники будут считать, что вы незаконно пересекли их границу). Поэтому въезжать в Сербию из Косово придется, добавив в маршрут третью страну. Мы ехали из Приштины в Златибор через Черногорию. Немного хлопотно, но не смертельно. Google все знает, в нашем случае карта прокладывала дорогу через Печ и далее по черногорским городкам.

Заехать из Сербии в Косово можно без проблем. Этот косовский штамп вообще сербов не волнует.

Границы: сколько стоять

Было опасение, что часть нашей поездки пройдет в очередях на границах. Мы видели жизнь, стояли в Бобровниках по 10 часов, но тут нужно Бобровники умножить на 15 (примерно столько предстояло проехать пограничных постов). А это уже хоррор. В реальности на все границы ушло чуть больше 180 минут. Для фаната Белостока как на перекур отлучиться. Знающие люди предупреждают, что в июле-августе ситуация другая. Можно встрять (значит, и не надо в эти месяцы никуда ехать).

Почти все границы мы проходили, не выходя из машины. Иногда выпрыгивал водитель. Повышенный интерес наши паспорта вызвали только у македонцев и хорватов. Усатому македонцу было скучно. Сначала он спросил про марихуану, потом про Путина, но мы сделали вид, что не знаем такого.

Хорваты, стоящие на страже границ ЕС, устроили полный, но быстрый досмотр багажа. Тоже спрашивали про наркотики.

На контрасте с хмурыми типами из Литвы и Польши балканские стражи границы показались милейшими людьми.

Черногория

Что посмотреть. Отдыхать на море лучше в Рафаиловичах или Петроваце. Обязательны для посещения Котор, Пераст и Херцег-Нови (города у Которского залива). Столицу — Подгорицу — можно пропустить. Советуем сгонять в нацпарк «Дурмитор» на севере страны, если найдется время.

В Албанию на авто. Путешествие в страну мерседесов.

Всем привет.
Немного запоздалый отчет о поездке в Албанию на машине.
В сентябре наконец-то получилось вырваться в отпуск, и т.к. времени до выезда было мало, решено было ехать на машине. Вопрос куда. На море на авто с семьей ездили много раз, и в Болгарию, и в Хорватию и в Черногорию, по разным маршрутам, заезжая по пути еще много в какие страны посмотреть на достопримечательности.
И тут жена предложила — “а поехали в Албанию, на самый юг”. Глянув одним глазом на глобус я ушел думать )
Покрутив карту было решено — едем в Албанию. Тем более это последняя страна балканского полуострова, где мы еще небыли.
Итак маршрут — РБ-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Македония-Греция-Албания. 2600 км. в одну сторону.
Маршрут выбрал именно такой — т.к. ехали на самый юг Албании — город Ксамил, и хотелось доехать максимально быстро по хорошим дорогам.

Итак — выезд. Первый день. Едем на одной машине с супругой и ребенком. Жена не водит машину вообще, поэтому за рулем только я.
Маршрут до Белграда был мне известен, уже ездил по нему, нечего интересного — главное протошнить Польшу, а там пойдет быстрее ))
На первую ночевку собирался остановиться как обычно в Будапеште. Но ехалось как то легко и душевно, и было решено пройти границу Венгрия — Сербия, т.к. на ней можно застрять как на польской. Но в этот раз повезло — прошли минут за 30, не выходя их авто. В Сербии заехали на заправку и забронировали гостиницу на окраине Белграда.
Итого в первый день пройдено 1600км. Осталось проехать 1000 во второй день.

День второй.
С утра неспешно проснулись, заехали на завтрак и двинулись дальше в путь. На границе Сербия-Македония произошла небольшая заминка минут на 20, т.к. увидев наши паспорта — пограничник не понял откуда мы и как нас пропускать. Убежал консультироваться. Но т.к. у нас всех был мультишенген, то проблем не возникло, вернувшись попросил показать гринкарту на авто. В Македонии заправил полный бак дешевого диз. топлива ДТ-Экто на азс Лукойл, по 0.77 евро. Граница с Грецией минут за 15 — и вот он — белый Греческий асфальт, по которому я гонял год назад на арендном Hyundai I10, 1.1, который больше 110 кмч не хотел ехать. Автобаны очень хорошие, но не дешевые, и карту не берут ). Т.к. остановиться было негде по автобану, а дочку уснула — Грецию мы проехали на без остановок, на круизе 150-160 км.ч.

Читайте также:
Город Кальпе – один из самых красивых курортов Испании

И вот она — граница с Албанией. На паспортном контроле, увидев наши паспорта — пограничник улыбнулся и показал напарнику ) Т.к. в следующей будке, на пограничном контроле, никого не было, видно ушел покурить а шлагбаума так же нет — было решено не ждать его и ехать дальше.
Около 17.30 мы были уже на месте, приехали в Ксамиль. Прокатились по городку и посмотрели несколько вариантов апартаментов, стоимость 16-20 евро, не торгуясь. Остановились в том, что насмотрели на букинге, за 20 евро в сутки. Заселились, припарковали машину и я пошел пить пиво, пока девчонки разбирали чемоданы. За второй день проехали 1000 км.
Итого расстояние в одну сторону составило ровно 2600 км.

В Албании все оочень дешево, увидев цены в кафе — дома ни разу не готовили, хоть у нас и была полноценная кухня.

Теперь о том — почему же Албания страна Мерседесов )
В 1991 г. не было ни одного частного автомобиля, а только редкие списанные автобусы, купленные где-то за бугром по цене металлолома. Теперь в Албании много машин, но все хотят иметь именно мерс. Это — национальный фетиш. Каждый уважающий Албанец должен купить себе Мерседес, пусть 25 летний, но Мерседес. Смело можно сказать, что эта страна имеет больше всего мерсов в мире на душу своего населения. Правда, говорят, что практически все они угнаны в европе за страховку, а по Албании они ездят без проблем — т.к. небыло у них электронной базы учета авто.

Вот несколько фото типичных авто на улицах Албании

КАК ДОЕХАТЬ В АЛБАНИЮ ИЗ …

В статье расскажу как доехать в Албанию из стран соседок: Италии, Черногории, Греции, Македонии и Косово. Какие есть варианты, что для этого нужно и что ждать на албанской границе. Дам советы и рекомендации в этом, порой не простом вопросе.

Оглавление:

  • Общая информация для пересечения границы Албании на авто
  • Как доехать в Албанию из:
    • Македонии
    • Косово
    • Черногории
    • Греции
    • Италии

Международные автобусы в Тирану выглядят вот так

Общая информация для пересечения границы Албании на авто

Тут все легко и просто, и условия одинаковые, поэтому кратко и тезисно:

  • Все пограничные пункты в Албании практически без очередей.
  • Так как 95% всего трафика, это граждане ЕС и стран соседей, а со всеми соседями у Албании упрощенный и безвизовый въезд, то проезд границы сводится фактически к проверке паспорта.
  • Чуть дольше по времени занимают паспорта РФ и Беларуси, но и то, в среднем, на машину с нашими гражданами уходит не более трех минут.
  • Я на Албанской границе дольше 20 минут ни разу не стоял.

Один раз стоял 40 минут, но я приехал сразу за туристическим автобусом. А на погран переходе в это время работал только один человек. В автобусе были туристы с паспортами двух десятков стран. Вот и 40 минут простоял. Поэтому, такого как на границе, например, Беларусь-Польша, где можно простоять часов 6, тут не бывает.

Список необходимых документов на албанской границе

  • Паспорт с визой или без. Про текущие визовые требования для Россиян и Беларусов читайте подробно по ссылке.
    • Спойлер: виза не нужна. Да и раз вы на авто путешествуете по Европе, думаю, у вас есть шенген. А с шенгеном для наших граждан въезд всегда был безвизовый.
  • Страховка на авто, так называемая «зеленая карта». Можно купить прямо в будке на границе. Но она должна быть у вас уже. Вы без нее не въедете в ЕС.
    • 15 дней — 30 евро
    • 1 месяц — 50 евро
    • Иногда ее проверяют, иногда нет
  • В Албании все дороги по состоянию на 2022 год бесплатные, никаких дополнительных «виньеток» покупать не нужно.
  • Это все. Но так как мы живем в эпоху посткоронавируса, могут еще быть ковидные требования, которые меняются регулярно. Все про коронавирус в Албании написано тут. А вот требуют ли ПЦР, или хватит вакцинации и какие вакцины признает Албания написано в статье: открыта ли сейчас Албания.

Я специально не пишу тут информацию по ковидным требованиям, так как намного проще держать ее актуальной в одной статье.

Итого: граница с Албанией на авто для граждан РФ и Беларуси, как правило, проходится быстро и легко. 10-15 минут. Даете паспорта, сразу же зеленую карту, что бы видели, что она у вас есть. Часто даже багажник не нужно открывать и выходить из машины.

И это касается все границы. А далее я дам информацию тем, кто едет на автобусе в Албанию. Как на самолете долететь много полезной информации тут.

Как доехать в Албанию из Македонии (Скопье)?

Тут и далее я буду давать информацию по расписанию автобусов, цене на билет и где купить. Из документов нужен только паспорт, могут спросить медицинскую страховку, но спрашивают редко, и ПЦР/вакцина, в случае актуальности этих требований.

По маршруту Скопье (столица Македонии) — Тирана работает три автобусные компании: Ido Tours, HAK Bus, Flixbus. На самом деле их больше, но эти две самые вменяемые. Еще если что есть Durmo Tours, Haffet Tours и так далее.

  • Точно есть три рейса в день:
    • 8:10 утра — прибытие в Тирану в 15:30
    • 9:00 утра — прибытие в 16:10
    • 21:00 — прибытие в 4 утра
    • Все рейсы в пути чуть больше 7 часов
    • Цена билета чуть меньше 20 евро на человека.

Где купить билет напишу в самом конце, так как это единые ресурс на все направления.

Расписание автобусов Скопье — Тирана

Как доехать в Албанию из Косово (Приштина)?

Самая неоднозначная тема. Я кратко расскажу суть проблемы, а вы решайте сами.

Читайте также:
Есть ли аэропорт в Сочи или только в Адлере

До 1991 года Косово было в составе Сербии. Так получилось, что Косово отделились и объявили свою независимость. Естественно Сербия ее не признала и всеми силами хотела вернуть эту территорию под контроль. Усугубляло всю ситуацию то, что абсолютное большинство жителей Косово этнические албанцы. Да и Албания как раз тут под боком, которые спустя месяц отделения Косово признали ее независимость.

Итого на дворе 2022 год. Независимость Косово признали вроде как 95 государств ООН из 193. Почти половина. Но вторая половина не признали до сих пор.

И по факту, Сербы сейчас любое пересечение границы с Косово со стороны Албании, считают как незаконное пересечение своих границ. Какие последствия вас ждут, мало кто знает. В интернете одни пишут, что депортация или запрет въезда в Сербию. Вторые пишут что ничего не будет. Я не проверял, хотите, можете проверить.

Но если еще планируете когда либо ехать в Сербию, то Косовский штамп в паспорте врядли сослужит вам добрую службу.

Ежедневно из Приштины (столица Косово) в Тирану курсирует 5-6 рейсов. Все рейсы в пути ровно 6 часов. Вот расписание:

  • 4:00 — прибытие в Тирану в 10:00
  • 5:00 — 11:00
  • 6:00 — 12:00
  • 15:00 — 21:00
  • 17:00 — 23:00
  • 23:00 — 05:00
  • Цена билета порядка 15 евро на человека.

Расписание автобусов Приштина — Тирана

Если билеты по всем остальным направлениям можно купить онлайн, то в из Приштины нельзя. Только на месте в кассе автовокзала.

Как доехать в Албанию из Черногории?

Тут все сильно проще чем с Косово. Данный маршрут очень популярен летом в высокий туристический сезон. А зимой низкий пассажиропоток и рейсов меньше. Поэтому летом, ежедневно курсирует 4 рейса (как правило), а в зимний сезон 2 в день.

Всегда проверяйте актуальность, так как расписание по этому направлению часто меняется.

  • 10:00 — 14:00
  • 16:10 — 20:10
  • Время в пути 4 часа. Цена билета обычно около 12 евро.

Самый простой способ добраться в/из Подгорицу, через албанский Шкодер. Между этими городами расстояние 50км. Из Тираны в Шкодер ходит рейсовый автобус каждый час ежедневно. И тоже самое из Шкодера в Подгорицу. Все про Шкодер и как добраться читайте тут. Расходы на всю дорогу будут около 10 евро.

Как доехать в Албанию из Греции?

Это уже тот маршрут, который и быстрее и иногда дешевле пролететь на самолете. Греческая авиакомпания Aegean совершает ежедневные полеты в Тирану из Афин. Лететь чуть больше часа. Но если самолеты не для вас по каким либо причинам. То есть автобус: 4 рейса в неделю.

  • Отправления в зависимости от дня в 3 или 4 ночи.
  • Время в дороге — 11 часов
  • Расстояние почти 700 км.
  • Цена билета около 60-70 евро.

Актуальное расписание пока не публикую, так как на момент написания статьи, часть автобусов закрыли из-за ковидных ограничений. Бушевала 5ая или 6ая волна. Уже все сбились со счета.

А вот тут встрял минут на 30. Такая очередь больше редкость. Это из Греции в Албанию

Как доехать в Албанию из Италии?

Если вы взгляните на карту, то поймете, что из Италии ехать в Албанию по земле то еще удовольствие. Автобусы по этому маршруту есть, наверное 🙂 С пересадками так точно есть. Но дорога из того же Милана у вас отнимет сутки. А если взять что-нибудь типа Рима, то еще дольше :).

Да и ситуация с автобусами следующая: каждый год в новостях пишут что запустили какой-то новый маршрут из Италии, прямой в Тирану. А потом из-за невостребованности к концу сезона его тихонько закрывают. Поэтому писать про автобусы я не буду. Из Италии есть два адекватных способа добраться в Тирану:

  • Самолет: сюда летают почти все европейские лоукосты. Из Рима или Милана за 30 евро можно чуть ли не каждый день долететь Wizzair. Если покупать билет заранее и по акции, то бывают цены и 9.99 Евро.
  • А второй способ самый романтичный: на пароме через все Адриатическое море.
    • Но подробно про цены, маршруты и время в пути в статье: Паромы Албании.

Билеты на автобусы по балканам проще всего искать на Omio — это удобный ресурс, как раз таки для путешественников без авто.

В заключение: как доехать в Албанию из стран соседок вопрос не самый сложный. Сложнее логистика. Не по всем направлениям есть рейсы, а там где есть регулярность оставляет желать лучшего. Только автомобиль даст вам ту свободу и мобильность в путешествии по Балканам. Но если его у вас нет, не печальтесь, на автобусе вы тоже доберетесь много куда, хоть и с пересадками.

Крутые ресурсы для планирования путешествия мечты по Албании.

  • Сервисы аренды авто:
    • DiscoveryCar — классный агрегатор по Албании и всем Балканам.
    • EconomyBooking — еще один поисковик, огромный выбор авто. Часто бывают сезонные акции.
    • AutoEurope — европейский лидер авто проката. Надежно, не дорого, четко.
  • Отели, апартаменты, гестхаузы:
    • Hotellook — мощный метапоисковик. Собирает варианты жилья со всех ресурсов.
    • Trivago— лидер по краткосрочной аренде от местных жителей в Албании.
  • Туры:
    • Слетать.ру — одновременный поиск по всем российским тур операторам.
    • YouTravel — авторские туры по Албании — это прям бомба.
  • Авиабилеты: ну конечно же Aviasales
  • Экскурсии, рафтинг, парапланы: лучшая база экскурсий от местных гидов GetYourGide
  • Страховка (Covid-19, не вылет, для визы): TripInsuarence + услуга онлайн доктора 24/7 бесплатно
  • Travel карта для путешествий: у Альфы лучшие кешбеки на аренду жилья и накопление миль
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: