Усадьба Кусково в Москве — подробная информация с фото

Усадьба Кусково в Москве.

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

История усадьбы Кусково.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года — случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 — 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт—Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален.

История усадьбы Кусково.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

Достопримечательности. Дворец в Кусково.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Эрмитаж в Кусково.

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Американская оранжерея в Кусково.

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Читайте также:
Фото Белфаста (73 фото)

Большая каменная оранжерея в Кусково.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Усадьба Кусково

Усадьба Кусково впервые упоминается в документах 16-го века. До революции 17 года имение было собственностью Шереметевых. Большинство строений возведены при Петре Борисовиче, который был сыном полководца Бориса Петровича Шереметева, сразившего шведов в Полтавской битве.

Содержание

Часы работы усадьбы Кусково в 2022 году

Парк открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 18:00.

Купить билеты можно только на официальном сайте.

  • Дворец и Грот открыты для посетителей с 10:00 до 16:00
  • Парковые павильоны открыты для посетителей с 10:00 до 18:00
  • Выходные дни — понедельник и вторник. Последняя среда каждого месяца — санитарный день

Для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.

Цена билетов в усадьбу Кусково в 2022 году

  • Взрослый билет:
    • Вход в парк — 50 рублей
    • Дворец — 250 рублей
    • Грот — 150 рублей
    • Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково» в Большой Каменной оранжерее — 150 рублей
    • Выставки «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» и «Художественное стекло завода Неман» в Большой Каменной оранжерее — 150 рублей
    • Эрмитаж — 100 рублей
    • Итальянский и Голландский домики — 100 рублей
  • Билет для школьников и пенсионеров:
    • Вход в парк — 50 рублей
    • Дворец — 100 рублей
    • Грот — 100 рублей
    • Выставка «Портретная галерея усадьбы Кусково» в Большой Каменной оранжерее — 100 рублей
    • Выставки «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» и «Художественное стекло завода Неман» в Большой Каменной оранжерее — 100 рублей
    • Эрмитаж — 50 рублей
    • Итальянский и Голландский домики — 50 рублей
  • Для детей до 6 лет и студентов дневных отделений — бесплатно

Пандус — дорожка для карет перед дворцом

Адрес

Москва, 111402, ул. Юности, д. 2

Как добраться до Усадьбы Кусково

От станции метро «Рязанский проспект» (первый вагон из центра) выйти направо. Затем ехать до остановки «Музей Кусково» на автобусе №208 или 133 (6 остановок).

Также можно прогуляться пешком. Ближайшая станция метро — «Новогиреево», около получаса (смотрите схему).

История

В усадьбе проходили встречи элиты того времени, в приеме иногда участвовали до 30 тысяч человек. Для развлечения публики в регулярном парке были возведены оранжереи, павильоны в итальянском, голландском и швейцарском стиле, птичники и охотничий домик.

Резиденция была передана государству с приходом советской власти. Последним хозяином усадьбы стал московский губернский предводитель дворянства Сергей Дмитриевич Шереметев.

Большой Кусковский пруд

Три части составляют усадьбу Кусково: главный архитектурный ансамбль с парком в французском стиле, Запрудная часть со зверинцем к юго-западу от центральной части (в настоящее время — лесопарк), и парк Гай в английском стиле с лабиринтом к северо-востоку от французского парка.

Большой дворец

Центр имения — возведенный в 1769–1775 годах Карлом Бланком Большой дворец. Не многие даже после посещения достопримечательности знают, что здание построено из дерева. Причина в том, что традиционный русский материал оштукатурен и покрашен в розовый цвет, а фасады отделаны в стиле русского классицизма. Боковые портики фасада украшают барельефы с изображением знамен и военных доспехов. Центральный портик с 6 колоннами завершается вензелем Петра Борисовича Шереметева (буквы P и S).

Шестиколонный портик с вензелем Петра Борисовича Шереметева

Первый этаж дворца предназначался для приема гостей и церемоний. Цокольный этаж отдан под хозяйственные нужны и хранение вина и не был доступен для публики 300 лет назад и сейчас. К центральному портику слева и справа примыкают пологие пандусы, чтобы на карете можно было подъехать непосредственно ко входу. Пандусы завершаются фигурами сфинксов с львиными лапами и женскими головами.

Сфинксы перед Большим дворцом

Павильон Грот и отражение

Один из экзотических павильонов Кусково — Грот, построенный в 1756–1761 годах по проекту Федора Аргунова, крепостного архитектора графа Шереметевых. Это единственный памятник в Москве, который сохранил убранство в виде раковин.

Грот, в переводе с итальянского, означает «пещера». Первые такие сооружения появились в Италии в XVI веке, а в России — на два столетия позже. Находится павильон в юго-восточной части регулярного французского парка на берегу Итальянского пруда.

По замыслу автора, внешний вид Грота олицетворял смешение двух стихий — камня и воды. На куполе расположен большой купольный фонтан. Его струи как бы стекают по самому куполу. Крыльцу также архитектор придал форму волн, ажурные решетки похожи на водоросли, а над входом мы видим красивую раковину. Когда-то к пруду вела небольшая красивая лестница.

Внутри же находится самый настоящий подводный мир — мир Нептуна. Оформлением занимались крепостной мастер Зинин и немец Иоганн Фохт. Создание уникального интерьера, в отделке которого было использовано 24 вида раковин, длилось около 14 лет.

Интерьер павильона «Грот»

Павильон Грот состоит из центрального круглого зала и двух кабинетов. Северный кабинет имитирует северные моря, а Южный — более тёплый, с солнышком в нише.

В создании композиций использованы кусочки зеркал и засушенные водоросли, кораллы и стекло, мох и гипсовая лепнина. Если присмотреться, то можно увидеть выполненные из этих элементов морские существа, птиц и животных — обитателей подводного мира, воздушного и подземного царства. Здесь, и птенчик со сложенными крыльями, и дракончик, выползающий из раковины, который борется со змеей.

Интерьер павильона «Грот»

Ползущая ящерица и дракон с открытой пастью.

Читайте также:
6 правил трэвел-фотографии, которые я постоянно нарушаю

Интерьер павильона «Грот»

В зале находятся уникальные ракушечные скульптуры XVIII века. Эти экзотические произведения из ракушек и полудрагоценных камней граф Шереметев купил у немецкого купца. Их названия сохранили в соответствии с проведенной в то время описью.

Одна из таких скульптур — «Обезьяна с коробом», украшенная раковинами. Аналогов её в России нет. Часть изваяния сделана из глины, а часть деревянная.

Скульптура «Обезьяна с коробом»

Здесь и скульптура, которая называется «Мужик смотрит на раковины и рассуждает». К сожалению, у скульптуры не сохранились руки, но, судя по документам, в одной из них он держал раковину.

Скульптура «Мужик смотрит на раковины и рассуждает»

Скульптура «Французская баба с ребенком» — женщина держит ребенка, у которого голова тоже не сохранилась.

Скульптура «Французская баба с ребенком»

«Французская баба держит корзину с фруктами».

Скульптура «Французская баба держит корзину с фруктами»

В отличие от деревянного дворца Грот каменный и в нём всё время было прохладно, поэтому в летний жаркий день здесь было приятно провести время. В Гроте побывали венценосные персоны — Екатерина II, а через столетие — Александр III.

В советское время в здании находился буфет и каждый норовил забрать с собой сувенир. Поэтому павильон был в печальном состоянии — ракушки сохранились лишь в тех местах, куда не дотягивалась рука человека.

По скромным подсчетам во время последней реставрации Грота для оформления было использовано более 150 тысяч ракушек разных форм и размеров.

Кухонный флигель

Кухонный флигель в Кусково был предназначен для приготовления пищи, а также всего необходимого для её приема. Флигель состоял из двух кухонь (русской и французской), кондитерского цеха, хлебопекарни и скатерной.

Кухня располагалась отдельно от дворца во избежание пожара. К тому же, кухонные запахи не проникали в столовую.

Здание построено в 1755 году под руководством Федора Аргунова. Для создания единого стиля с другими строениями архитектор предложил оформить северный и южный фасады колоннадой и высокими арочными окнами. Крышу здания ограждает белоснежная балюстрада, украшенная вазонами.

Домовая церковь и колокольня

Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня

Рядом с Большим дворцом находятся Домовая церковь и отдельно стоящая колокольня. Церковь — это первое здание, которое построили на территории усадьбы, а колокольня — последнее. Можно сказать, что вся череда светских зданий, которые возникли здесь впоследствии, будто бы замкнулась в этих двух религиозных постройках. Это было важно для семьи Шереметевых, поскольку все праздники, которые проходили здесь, начинались с богослужения, а девизом их рода было изречение «Бог сохраняет всё» ( Deus conservat omnia ).

В храме находится список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Иверская» со Святой горы Афон.

Швейцарский домик

Малые архитектурные ансамбли были своеобразными сувенирами, с которыми знакомились гости в Кусково. Эти павильоны относят их к теме различных западных стран. Один из таких ансамблей — Швейцарский домик, построенный в 1780-е годы по проекту архитектора Николая Бенуа.

Это здание построено одним из последних в Кусково. Швейцарский домик полностью деревянный, хотя издалека кажется, что его первый этаж каменный. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что это лишь искусная роспись по дереву.

В Швейцарском домике любил проводить время последний владелец рода Шереметевых Сергей Дмитриевич. Сейчас здесь располагается Дирекция Музея Кусково.

Голландский домик

Голландский домик — это самый ранний из архитектурных павильонов. На его фасаде можно увидеть дату его постройки — 1749 год. Оформление Голландского домика подчеркивает связь с культурой этой страны и традицию, сложившуюся в XVIII веке в России, — внимание и любовь Петра I к Голландии.

Петр Борисович Шереметев создает здесь небольшой голландский островок с домиком и прудом, который показывает вариант амстердамского дома на русской земле. Внутри домик был отделан также в голландском стиле.

Путешествие гостей по Кусково начиналось именно с этого дома. Здесь находился откидной мостик, по которому они попадали в усадьбу. Подойдя к пруду, они наблюдали за золотыми рыбками и карпом, которые к ним подплывали по звонку колокольчика. Гости сразу включались в те игры, которые предстояло далее им увидеть.

Мы видим, что этот павильон как бы играет с гостями. Игра эта начинается на фасаде павильона — издалека гостям кажется, что он построен из красного кирпича, так оно и есть. Но подходя ближе, они видели, что на фасаде нет кладки, а кирпичики нарисованы. Таким образом, гости включались в череду игр и по мере прогулки постоянно восхищались мастерством художников и архитекторов.

А работали здесь в основном крепостные мастера. В Кусково гости погружались в обособленный мир Шереметева, воплощающий его мечты, в оазис, никак не связанный с окружающей его Россией XVIII века.

Павильон Эрмитаж

Павильон Эрмитаж в усадьбе Кусково был построен в 60-х годах XVIII века по проекту Карла Бланка в стиле раннего классицизма в сочетании с барочными чертами. В плане здание похоже на цветок с четырьмя лепестками, чуть вытянутый вдоль главной оси парка. Павильон Эрмитаж расположен в юго-западной части резиденции Петра Шереметева.

Название «Эрмитаж» в переводе с французского означает «хижина отшельника», что подчеркивало его роль — здесь гости собирались для увеселения и развлечений. Здание было оснащено всеми последними техническими новинками. Второй этаж соединялся с первым с помощью механического лифта-дивана. Закуски для гостей доставлялись с помощью подъемного механического стола.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. Несмотря на это с годами на фасадах, а также в интерьерах Эрмитажа появились трещины. Деревянные конструкции обветшали, а слои краски отошли. Были утрачены и многие детали его интерьера. К настоящему времени восстановлен первоначальный вид павильона Эрмитаж. В нём проходят выставки музея керамики.

Большая каменная оранжерея

Большая каменная оранжерея

Большая каменная оранжерея — это самый большой павильон в Кусково, он построен архитектором Федором Аргуновым в 1763 году. Вместе с Большим дворцом она ограничивает пространство партера.

В оранжерее выращивали различные овощи, фрукты и цветы. Также Большая каменная оранжерея служила местом развлечения гостей после гуляний по усадьбе. В центре павильона был устроен круглый танцевальный зал. Один боковой ризалит служил приютом для садовника, а в другой использовался для игр.

Читайте также:
Как найти лучшую цену на номер в отеле

Большая каменная оранжерея

Сейчас в этом павильоне проходят выставки музея керамики.

В 1775 году Кусково посетила Екатерина II. В память об этом событии перед Большой каменной оранжереей был возведен монумент — колонна со статуей Минервы. В произведениях искусства императрица часто изображалась в виде Минервы, древнеримской богини мудрости и войны.

Американская оранжерея

В Американской оранжерее высаживали растения, которые не были характерны для нашего климата. Здесь была персиковая, апельсиновая и кофейная теплицы, в которых выращивали фрукты, какао бобы и кофе. Их в виде небольших угощений поставляли к императорскому двору, чем очень гордился Петр Борисович Шереметев.

Американская оранжерея считалась строением большого тепла. Различные части здания имели разный наклон крыши и окон, что позволяло наилучшим образом использовать тепло и свет солнечных лучей.

Часто растениям в кадках придавали форму животных — гусей и собак, кур и обезьян. На лето их выставляли в партер и на аллеи, что оживляло их вид.

Менажереи

Птицы в Кусково, как и в любой усадьбе, разводились не только для еды, но и для души. За прудом можно увидеть небольшие строения рыжего цвета. Это менажереи, которые служили для содержания водоплавающих птиц.

Всего таких менажерей пять, и каждая имеет свой собственный дворик и выход к пруду, в который птицы и выпускались.

Вольер для птиц

Вольер для птиц

Для обычных птиц (не водоплавающих) в середине XVIII века в Кусково был построен вольер в виде беседки. В нём обитали певчие птицы, щебет и трели которых привлекали гостей. Вольер построен в виде ротонды с восемью колоннами по окружности и полусферической куполообразной крышей. Сейчас в вольере содержатся павлины. Этих красивых птиц можно рассмотреть и сфотографировать через сетку.

Зелёный театр

Место Зелёного театра

Зелёный театр включал в себя амфитеатр для зрителей и сцену, расположенную на холме высотой в 1,5 метра, которая была огорожена боскетами (декоративно подстриженными кустами). Для музыкантов была устроена оркестровая яма, а гримерками служили две круглые башни из стриженной зелени.

Гостям при входе выдавали подушки, затем они рассаживались на полукруглых скамейках, рассчитанных на 80–100 человек. По бокам от амфитеатра было высажено угощение — земляника и клубника. Простолюдины смотрели представления, стоя на дорожках парка.

Спектакли на сцене Зеленого театра проходили в 1763–1792 годах, в основном это были одноактные оперы. Звучал здесь и голос примы шереметевской труппы, легендарной Параскевы Жемчуговой.

Итальянский домик

Рядом с Гротом находится Итальянский домик, построенный в 1754–1755 годах Юрием Ивановичем Кологривовым, который обучался в Риме и долгое время находился там и поэтому хорошо представлял, как строятся итальянские палаццо.

В усадьбе Кусково под его руководством создается не копия итальянского палаццо, а некий сборный образ того, как итальянский дворец мог бы пребывать в увеселительной загородной резиденции. Итальянский домик служил для того, чтобы принимать гостей и показывать им коллекцию живописи, декоративно-прикладных предметов, небольших картин из бисера.

Как в Голландском домике подчеркивалась связь с голландской культурой, здесь подчеркивалась связь с культурой Италии через предметы искусства, которые здесь демонстрировались.

Второй этаж использовался для малых приемов, а на первом этаже находились редкие произведения искусства (раритеты), что придавало маленькому дворцу черты музея.

Каждый островок усадьбы Кусково был нацелен на то, чтобы не только развлечь гостей, но и просветить их, чтобы они могли узнать что-то для себя новое.

Гости знакомились не только с искусством и историей европейских стран, но и с историей и культурой России, как XVIII века, так и предшествующих периодов. Усадьба Кусково придерживалась лучших традиций XVIII века и девизу, который звучал как «Развлекая, просвещай».

Томский театр драмы

История театра

Томский театр драмы

Томский театр драмы, один из старейших в Сибири, ведет свое начало с 1850 года, когда купец и городской голова Н. Е. Филимонов, частью на деньги, собранные по подписке, частью на собственный капитал, выстроил деревянной здание, предназначенной для театральных постановок. Оно просуществовало 32 года, пик деятельности пришелся на сезон 1881-1882 гг., когда было поставлено более 60 многоактных пьес и столько же водевилей.
В 1885 купец 1-й гильдии, коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е. И. Королев по проекту архитектора П. П. Нарановича выстроил первое в Сибири каменное театральное здание. Оно было рассчитано на тысячу зрителей, удобно, соразмерно и очень красиво. Обновленная труппа также пришлась по душе томичам. Открытие в городе университета, а затем технологического института оказали серьезное влияние на репертуарную политику театра, в его афише значительное место заняли пьесы Грибоедова, Островского, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера. Здание “королевского” театра, как его называли в городе, сгорело во время черносотенного погрома в октябре 1905 года, театральные спектакли ставились на сцене Общественного собрания, бесплатной народной библиотеки и на других площадках.

В 1918-1919 гг. в Томске интересно работала драматическая студия режиссера И. Г. Калабухова, затем она была преобразована в театр совдепа, который слился с прибывшим в Томск осенью 1920 года Театром студийных постановок, возглавляемый А. Д. Поповым, впоследствии известным режиссером и педагогом. Совместными силами был поставлен ряд блистательных спектаклей – “Потоп” Бергера, “Сверчок на печи” по Диккенсу и др. В спектаклях театра совдепа принимали участие профессионалы высокого класса – А. Э. Рошковский, Э. Л. Шиловская, В. П. Редлих.
В ноябре 1922 года в помещении бывшего Общественного собрания открылся Большой городской театр, преобразованный через год в Театр драмы и комедии им. Луначарского, в котором ставились драматические и оперные спектакли (в 1926 театр перебрался в здание бывшего кинотеатра “Новый” в переулке Нахановича, где он работал до 1978 года).

Сезон 1935-36 гг., когда художественным руководителем стала известный театральный деятель и актриса Л. С. Самборская, а заведующим литературной частью работал ссыльный драматург Н. Р. Эрдман (автор знаменитых пьес “Мандат” и “Самоубийца”) был последним сезоном предвоенного подъема – было поставлено 100 спектаклей, число зрителей превысило 100 тысяч человек.
В августе 1941 года Томский театр был переведен в Кемерово, а в Томск прибыл Первый Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр – ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы. Он пробыл в городе три года, восстановив 11 прежних и создав 14 новых постановок, показав 870 спектаклей, которые посмотрело 747 тысяч зрителей. Осенью 1944 г. после отъезда белорусского театра на освобожденную родину, в Томск на постоянное местожительство прибыл фронтовой театр им. В. Чкалова, к его труппе присоединились артисты, вернувшиеся из Кемерово и из Нарымского окружного театра. Воссозданный областной театр открылся 30 апреля 1945 года спектаклем “Давным-давно” по пьесе Гладкова. Постановки первых пьес осуществил известный поэт и режиссер П. Г. Антокольский.
Афиша театра в 50-х – 70-х годах была достаточно традиционна, отличало ее постоянное обращение к сибирской тематике: были поставлены спектакли по произведениям В. Шишкова, Г. Маркова и молодых томских драматургов. Так пьеса Д. Лившица в постановке М. Юфы, в оформлении С. Постникова и с музыкой С.Королева многие годы была визитной карточкой театра на гастролях по сибирским городам. Среди тех, кто оказал влияние на творческое лицо театра в этот период, следует назвать главных режиссеров Н. А. Смирнова, Г. И. Иванова, И. Б. Колтынюка, главного художника С. С. Постникова. Гордость творческого коллектива составляли народный артист СССР М. П. Кузнецов, народные артисты РСФСР Л.И.Долматова, Т. П. Лебедева, А.В.Ратомский, народная артистка Украины Н.Н.Юргенс, заслуженные артисты РСФСР А.А.Аркин, В.А.Афонина, Л.А.Баум, А.М.Затонский, В.А. алинченко, Г.М.Лесников, Б.М.Молотов, Г.Ф.Непорожнева, народный артист Удмуртской АССР М. А. Исаев. В 1964 году томичи показали три спектакля в Кремлевском театре, получив хорошую прессу. “. Самое хорошее, интересное, что есть в Томском театре – это его актеры” писала 27 августа 1964 года “Советская культура”.

Читайте также:
Фотографии реки Ганг

С 1975 по 1984 год главным режиссером Томского театра драмы был Ф. Г. Григорьян, выведший театр на всесоюзную арену, отмеченный за свою работу званием заслуженный деятель искусств РСФСР. Гастроли театра проходили в Москве, Ленинграде, Харькове, Саратове и других крупных культурных центрах, театр получал дипломы Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, многие актеры получили почетные звания. К наиболее значительным постановкам Григорьяна принадлежат “Женитьба” Гоголя, “Золотой слон” Копкова, “Гроза” Островского, “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова. “Сирано де Бержерак” Ростана и “Соленая падь” по роману Залыгина, за которую постановщик и исполнитель главной роли артист В.В.Варенцов были удостоены Государственной премии им. К. С. Станиславского. О работе театра много писали столичные газеты и журналы. В эти же годы общее признание получили театральный факультет межвузовского университета искусств, Дни театра для крупных промышленных предприятий, НИИ, вузов, разнообразные формы работы с жителями села и северянами.

В последующие годы в театре сменилось несколько главных режиссеров, наиболее интересно работали М. Б. Борисов и О. Р. Пермяков. В 1999 году А. И. Жеравина, проработавшего 18 лет на посту директора театра сменил М. М. Мучник, который пригласил на должность главного режиссера засл.деятеля искусств, лауреата Государственной премии и национальной театральной премии “Золотая маска” Б. И. Цейтлина. Спектакль Цейтлина “Ангел приходит в Вавилон” был номинирован на “Золотую маску” и представлен в Москве. Театр принял участие в международном проекте “Истории школьного двора”, в рамках которого спектакль “Куба -любовь моя”по пьесе Бартенева показал в Берлине и Лионе. В этих спектакля главные роли сыграл заслуженный артист РСФСР О. Афанасьев, любимый зрителями актер и режиссер. Работа Бориса Ильича в Томске ограничилась двумя сезонами. В эти и последующие годы театр показывал свои спектакли на фестивалях “Сибирский транзит”, “Реальный театр”, “Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А.Вампилова”, “Золотой лев” (Львов) и др.
Постановки осуществляются на двух стабильно работающих площадках – основной и малой сценах.
В настоящее время в театре работают народные артисты России В. В. Варенцов и Д. Д. Киржеманов, заслуженные артисты России В. А. Бекетова, Е. М. Козловская, В. И. Козловский, О. А. Мальцева, А. П. Пермяков, Г. П. Поляков, Л. С. Попыванова, В. И. Тарасов, заслуженная артистка Украины Т. В. Аркушенко.
Сезон 2001-2002 гг. театр начал с новым руководством – директором лауреатом Государственной премии им. Н. К. Крупской Г. А.Сокуровым и главным режиссером Ю. А. Пахомовым, который несколько лет возглавлял Томский ТЮЗ и является трижды лауреатом областного театрального конкурса “Маска”.
В последние годы за спектакль “Венский стул” Юрий Пахомов был награжден призом “за лучшую режиссуру”, а исполнительница главной роли Татьяна Аркушенко – “за лучшую женскую роль” на Третьем открытом театральном фестивале “Золотой конек” (г.Тюмень), а молодая актриса Олеся Казанцева-Латыпова стала лауреатом на четвертом «Золотом коньке», она же получила награду «За лучшую женскую роль» на фестивале «Театр без границ»(Магнитогорск-2003). Театр получил дипломы и ценные призы на фестивалях “Сибирский транзит» в Иркутске и Улан-Удэ. Жюри и пресса давали высоко оценили выступления томской драмы на Международном фестивале “Золотой лев” во Львове и на Вампиловском фестивале в Иркутске. Успешно прошли гастроли в Новосибирске и Кемерово. Театр постоянно выезжает со спектаклями и концертами в села области. Большим успехом пользуются бенефисы ведущих актеров.

В 2002 году при Томском театре драмы открыт филиал Екатеринбургского государственного театрального института, а в 2006 восемь воспитанных в театре выпускников пополнили труппу.

Театр драмы в Томске

Томский областной театр драмы — главная сцена сибирского города с долгой и непростой историей. Начав свою работу ещё при императорской России, он прошёл путь от классического провинциального театра до площадки, завоевавшей международное признание. Здесь открывали свою звёздную карьеру выдающиеся дореволюционные, советские и современные российские артисты, а к постановкам до сих пор привлекаются именитые режиссёры из самых разных регионов, включая ближнее зарубежье.

Афиша театра драмы в Томске

На сегодняшний день у сцены нет динамически обновляющейся афиши по датам, все ближайшие спектакли указаны общим планом. В соответствующем разделе сайта есть ссылки на актуальную информацию в соцсетях, а также на канал в YouTube, где собраны записи некоторых постановок из прошлых сезонов, интервью с ведущими артистами и театральные блоги.

Билеты в томский драмтеатр

Чтобы попасть на спектакли, нужно купить билет непосредственно в кассе самого театра, либо воспользоваться услугами цифровых дистрибьюторов. На 2022 год средняя цена на местные постановки составляет от 350 рублей в партер. Гастролирующие труппы и звёзды эстрады выставляют собственные тарифы, которые можно узнать, как на официальном сайте, так и у партнёров-организаторов. Кассы работают ежедневно до 19:00 по будням и до 18:00 в выходные.

Читайте также:
Авиакатастрофа Ту-154 под Донецком

Репертуар

За более чем полтора века работы, на главной томской сцене сыграли такие спектакли, как:

  • «Недоросль» Дениса Фонвизина;
  • «Однажды в Сицилии» Ивана Алифанова;
  • «Паразиты» Мариуса фон Майенбурга;
  • «Амели» Амели Нотомб;
  • «Слишком женатый таксист» Рэя Куни;
  • «… забыть Герострата!» Григория Горина;
  • «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда.

Не забывают и о детско-юношеском репертуаре, куда входят:

  • «Фантазёры» Николая Носова;
  • «Кот в сапогах» Шарля Перро;
  • «Тайна старого сундука» Виталия Романова;
  • «Однажды в Африке» Сергея Козлова.

Касаемо самих постановок, то томичи стараются выдерживать грань между традиционным видением спектаклей и современными тенденциями. Созданные вручную декорации и реквизит дополняются мультимедийными проекциями и музыкой. Иногда на сцену выходят живые музыканты, если того требует драматургическая задумка. Сотрудники постановочной части и закулисной службы регулярно награждаются престижными российскими премиями.

История

Впервые о театре в столице Томской губернии заговорили в середине XIX века, когда население города начало активно расти, а торговля с соседними областями привлекала самых разных людей, желавших привнести культуры в сибирскую глушь. Сохранились даже сведения о первом спектакле, который дала труппа артистов из Уфы. В роли импровизированных сценических подмостков тогда выступила гарнизонная казарма, которую специально перестроили к приезду долгожданных артистов.

Отдельное здание появилось в 1850-м году, его возводили на деньги промышленника и городского головы Николая Филимонова. Это был образец деревянного дореволюционного зодчества, украшенный внутри в истинном петербургском стиле — с ковровыми дорожками и канделябрами. Срок службы первого храма культуры был довольно долгим — 32 года, после чего постройку разобрали и продали на дрова, поскольку она начала ветшать и представлять опасность для посетителей.

Следующий этап жизни труппы пришёлся на период первых революционных движений, и новый дом актёров просуществовал лишь до 1905-го года, когда его сожгли террористы-черносотенцы. С того момента начались десятилетия «кочевых» постановок — то в стенах городской библиотеки, то в Доме Офицеров, позднее ставшим Общественным собранием Томска. Именно оттуда труппа переехала в двухэтажный домик на переулке Нахановича, чтобы остаться там на постоянной основе на долгие 50 лет.

Великую Отечественную войну томская драма пережидала в Кемерове, поскольку здание на Нахановича занял эвакуированный из Минска Академический театр имени Янки Купалы. С этим связан и другой важный эпизод в истории города — недалеко поселился Ленинградский театральный институт, несмотря на военное положение, не прекращавший набор студентов. Так впервые на сибирской земле началась подготовка профессиональных актёров, позднее пополнивших ведущие сцены страны.

В послевоенные годы на долю драмы выпали суровые испытания — нужно было срочно пополнять состав труппы, куда приглашались артисты с самых разных уголков СССР, включая Прибалтику и даже регионы крайнего севера. До середины 1960-х театр жил обыденным провинциальным репертуаром, пока его не заметили столичные критики, пригласившие на гастроли в Москву. Для актёров это стало звёздным часом — о них написали ведущие газеты, а режиссёры встали в очередь на сотрудничество.

Томский театр драмы сегодня переживает далеко не самые лучшие времена. Качество постановок и актёрской игры не падает, а вот материально-техническая база не менялась уже много лет. Фасад нуждается в капитальном ремонте, а проекты по благоустройству предлагали даже развернуть центральный вход на другую улицу, но пока что всё это лишь «на бумаге». Неизменным остался лишь зрительский интерес к главной сцене региона, чьи сезоны давно перевалили за полторы сотни.

Интересные факты

Доподлинно известно, что первое стационарное здание театра в Томске строилось силами нанятой арестантской роты из свезённых «по этапу» каторжников. В губернском архиве сохранился уникальный документ из нескольких писем штабс-капитана по фамилии Ягодкин, который рапортовал о том, что жадный городской голова недоплатил рабочим 250 серебряных рублей. С этим фактом связывают попытки многочисленных поджогов, но ни один из них так и не был доказан следствием.

Легендарная русская театральная актриса Вера Комиссаржевская как минимум один раз была в Томске на долгих гастролях. У её постоянного партнёра по сцене Казимира Бравича здесь жили родственники, благодаря которым состоялся полноценный благотворительный концерт для студентов зарождавшегося политехнического университета. Артисты в качестве послания молодёжи написали коллективное письмо, где в романтично-патетическом тоне благословляли их на долгую и продуктивную жизнь.

Томская драма славится не только неординарной сценой, но и собственным пошивочным цехом костюмов, где трудится полноценный штат сотрудников, начиная от художников-костюмеров, заканчивая портными. Силами этих людей создаётся реквизит и ставятся рекорды, сравнимые исключительно с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, перед 167-м сезоном, только для одного спектакля «Имажинарiй мистера О. Генри» по актёрским меркам пошили 72 костюма, пригодных для переодевания за 20 секунд.

Не одними костюмами славятся местные постановки. При здании работает полноценная мастерская бутафории и декораций, дабы не зависеть от поставщиков и сторонних производителей. Задники сцены, по старинке, расписываются строго вручную, а реквизит изготавливается из самых неожиданных материалов. Например, имитация украшений может быть выполнена из обычной застёжки-молнии, а дорогие аристократические наряды делаются из медицинской марли.

Для всех желающих при театре работает музей, рассказывающий об истории и выдающихся артистах, сотрудничавших с сибирской сценой с конца XIX века. На витринах и стеллажах собраны чудом сохранившиеся послевоенные афиши, редчайшие фотографии звёзд, письма, документы и автографы. Среди реликвий — альбомы со знаменитых речных гастролей на теплоходе по Оби, которые объединяли ведущие сибирские труппы, выходившие «в народ» и дававшие концерты в отдалённых от городов районах.

Рядом с драмтеатром расположилась и другая, не менее значимая достопримечательность Томска, успевшая стать интернет-мемом — памятник Антону Чехову на набережной. Писатель, во время путешествия до Сахалина остановился в городе ненадолго и весьма нелестно отозвался о нём в дневниках, назвав «грязным и наискучнейшим местом». Спустя годы, город «отомстил» литератору сатирической скульптурой босоногого Чехова с непропорциональной фигурой и зонтиком за спиной.

Как добраться до театра драмы в Томске

Здание находится в историческом и фактическом центре города, а ближайшая автобусная остановка называется по адресу — «площадь Ленина». Формально их две — та, что напротив департамента инвестиций, и конечная — возле Богоявленского собора. От обеих придётся идти около 200 метров к центральному входу по тротуару вдоль обочины. Переходить проезжую часть нужно только от конечной, светофор и «зебра» будут рядом. Памятник Ленину в каждом случае остаётся за спиной, это и будет главным ориентиром, чтобы не заблудиться.

Читайте также:
Фото Днепропетровска (124 фото)

Альтернативный вариант для желающих прогуляться по старинным улочкам — сесть на трамвай № 1 и доехать до одноимённой остановки «площадь Ленина», но расположена она чуть дальше. В этом случае нужно выйти на набережную реки Ушайки и прошагать, либо до ближайшего поворота, либо прямо — через территорию Томской филармонии. В этом случае ориентиром будет клумба Световые часы, пешеходный переход (без светофора) к театру прямо напротив неё.

Что касается такси, то мобильное приложение Uber в Томске работает не первый год, аналогичные сервисы Maxim и Яндекса также доступны круглосуточно. Местные службы вызываются по телефону, но делать это нужно заранее — на узких дорогах старого центра постоянные пробки, и время ожидания бывает непредсказуемым. С уличными водителями, как и везде, лучше не связываться — тарифы для приезжих завышены настолько, что сравнимы с Москвой и Санкт-Петербургом.

С парковками тоже проблем возникнуть не должно — за театральным сквером со стороны улицы Обруб находится большая бесплатная стоянка (56.487984, 84.946347), идти от неё до центрального входа не дальше, чем от автобусной остановки. Если так случится, что свободных мест на ней не останется, ни в коем случае нельзя парковаться на обочине. Лучше доехать до набережной и оставить транспорт недалеко у памятника Чехову (56.485035, 84.946284) — там стоянка разрешена в течение всего дня.

Томский театр драмы на Google-панораме:

Видео о томском драмтеатре:

Первый томский театр

О том, как Томск к 1850 году обзавелся собственным театром и почему столичный профессор называл его сараем

В России первое здание для театральных постановок было построено во времена Петра, прививавшего огромной стране европейские привычки. Поэт Александр Пушкин был уже из плеяды завсегдатаев театра, в котором бывал весь столичный свет. Но в далеком Томске такого светского театра пришлось ждать еще многие годы.

Во всей Сибири было лишь одно исключение — профессиональный театр в Тобольске, открытый в 1780 году. Томичи же довольствовались скоморошьими представлениями на ярмарках.

Но к середине XIX века театральные волны докатились и до берегов Томи. Появились первые любительские спектакли и домашние театры. Золотопромышленник Философ Александрович Горохов, прозванный томским герцогом, в своем роскошном саду (он начинался на месте нынешнего Дома офицеров и спускался к Татарской слободе) оборудовал театральную сцену — наряду с искусственным прудом и павильоном для шикарных пиров. Театр тоже был изюминкой гороховского сада, пока не сгорел дотла, как развеялось по ветру и все миллионное состояние томского богача.


Сад Горохова, где располагался домашний театр

На месте будущего стадиона

Однако в домашние театры, естественно, имел доступ лишь очень узкий круг людей, а общедоступными представлениями жителей Томска на святках и на Масленицу «угощали» кантонисты — солдатские дети мужского пола, навечно приписанные к военному ведомству. Как правило, они разыгрывали в гарнизонных казармах две весьма популярные тогда пьесы: «Смерть Ирода» и «Царь Максимилиан и непокорный сын Адольф».

А эти гарнизонные казармы местного батальона располагались, между прочим, на месте нынешнего стадиона «Труд». Сюда уже более 90 лет приходят томичи за спортивными зрелищами. А в середине XIX века здесь, оказывается, зарождался томский театр. Впоследствии эти данные по крупицам собирал добровольный исследователь истории томского театра Владимир Суздальский — директор магазина «Букинист», краевед, завсегдатай театров и московских международных кинофестивалей. Он посвятил своей излюбленной теме книгу «Театр уж полон…».

В свое время фотографии военных казарм, где шли первые театральные представления, были сделаны с высоты главного Троицкого собора, находившегося в недалеком соседстве. Казармы представляли собой длинные мрачные сооружения, они хорошо видны на фото. Четыре из них — по количеству рот томского батальона — были жилыми, а пятое было переоборудовано в военный манеж, служащий для обучения маршировке солдат. Один из залов манежа, при надобности, превращался в театр.


За будущим городским садом — казармы Томского батальона, в одной из которых размещался временный театр

Красивый жест богача Филимонова

Именно в военном манеже в 1848 году гастролировала заезжая театральная труппа Маркевича, невесть какими путями добравшаяся до Томска. Своими спектаклями и талантами актеры настолько покорили не избалованных такими зрелищами томичей, что после отъезда труппы было решено построить свое собственное, специализированное для театральных постановок здание.

Среди не бедных жителей Томска, чьи сердца покорила Мельпомена, была объявлена подписка — сбор средств на постройку театра. Конечно, был в этой романтике и определенный коммерческий интерес: построенное здание предполагали сдавать на выгодных условиях для кратковременных представлений или на целый сезон. Собранных денег, как часто бывает, не хватило, но тут значительную сумму добавил тогдашний городской голова (по-нынешнему, наверное, мэр Томска) Николай Евтихиевич Филимонов. Он был владельцем золотых приисков и, как многие достаточно богатые люди Томска той эпохи, был не чужд широких благотворительных жестов.

Как бы то ни было, необходимые средства собрали, а театр многие так и называли поначалу — филимоновским. Построен он был на краю городской рощи (позже на этом месте возведут клиники Томского императорского университета).

Картина маслом

К 1850 году Томск наконец-то обзавелся собственным городским театром. Как он выглядел тогда внутри? В первой местной газете «Томские губернские ведомости» за 1858 год (№22 от 6 июня) есть достаточно подробное описание, сделанное рукой некоего автора за подписью О.П.:

«В зале театра по обеим сторонам боковых стен устроено по шести лож (впоследствии добавлено к ним еще по одной с каждой стороны, к самым выходным дверям); все пространство между ложами обставлено диванами в 10 рядов на каждой стороне, между коими посредине свободный проход для публики от дверей до первого ряда кресел; перед самою сценою место для музыкантов, опущенное ступени на две ниже пола залы. Ложи отделены одна от другой колоннами, верх которых служит основанием галереи, идущей по обеим боковым сторонам и соединенной такой же галереей, устроенной на противоположной от сцены стене (отсюда и название — верхняя галерка для менее богатой и знатной публики — прим. автора).

Все диваны, борты стенок у лож и галереи обиты красным сукном. Посредине залы висит большая люстра, а на колоннах лож — канделябры, и когда бывает освещение полное, то свету достаточно. Других украшений и драпировки нет, но, говорят, когда и в этом виде все было ново и чисто, то признавалось очень порядочным; особенно при заботливости самого виновника заведения (речь идет об Н.Е Филимонове — прим. автора) об исправном и по возможности лучшем содержании его».

Далее упоминается о неудобстве подъезда к театру на экипажах с лошадьми, о «каморке с окном для продажи билетов», о буфете и небольшой курительной комнате, которая заслуживает отдельной цитаты: «Эта комната до 1857 года была единственною, где во время антрактов охотники курить находили возможность удовлетворить свое прихотливое желание, наполняя ее до такой степени табачным дымом, что тускли свечи и над головами носились густые облака».

В ожидании бродячих актеров

Но вскоре Филимонов разорился и передал театр городскому обществу, которое не особо о нем заботилось — театр постепенно обветшал. Некоторое время театром занималось Общественное собрание и в бытность его директором А.Д.Озерского внутри помещения были сделаны определенные переделки: по боковым стенам были пристроены «комнаты для отдохновения во время антрактов — довольно чистые, обставленные зеркалами, диванами и креслами», кроме того, была оборудована комната для буфета.

Читайте также:
Автобус 879: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

По первым временам театр был неплох, однако были и определенные закавыки. Желающих посмотреть театральные спектакли в городе хватало, а вот заезжих театральных групп, стремившихся добраться до сибирского Томска, практически не было. До строительства грандиозной Сибирской железной дороги еще жить и жить. Первые томские пароходы за целое лето совершали лишь один рейс — до Тюмени и обратно. А по сибирскому тракту добираться было очень долго и накладно. Поэтому в ожидании следующих гастролеров театр мог пустовать месяцами. Изредка, правда, ставились любительские спектакли, в основном силами чиновничьего круга.

Во время Крымской войны были благотворительные представления, сбор от которых шел в пользу раненых на фронте. Афиша одного из них гласила: «Благородный спектакль. В пользу раненых и семейств убитых воинов Томского Егерского полка. Февраля, 4 дня, 1855 года. «Дочь 2-го полка Великой Армии». Комедия-оперетта в 2-х действиях. «Демокрит и Гераклит, или Философы на песках». Комедия-водевиль в одном действии». Цена местам…».

Гром рукоплесканий

Но эти редкие спектакли, естественно, не могли сполна насытить зрелищем томских любителей театра. И все же примерно раз в год в Томск наведывалась какая-нибудь труппа — Маркевича, Ярославцева, Новикова — и театр наполнялся заждавшимися провинциальными поклонниками Мельпомены. Что за репертуар был у заезжих гастролеров? Какими были зрители, что им нравилось? Заглянем с помощью авторов середины XIX века в зрительный зал тех лет во время спектакля:

«Пьесы, разыгрываемые на томской сцене, по большей части — водевили и комедии. Иногда ставят трагедии и драмы, хотя не совсем удачно, по недостатку персонажей для главных ролей и неимению приличных декораций, необходимых при некоторых действиях (из-за дорожной дороговизны заезжие труппы отправлялись в путь в эконом-режиме: небольшим составом и ограниченной поклажей, в больших трагедиях один актер играл по несколько ролей — прим. автора). Это-то и охлаждает публику, высшее общество которой с неудовольствием видит в представлении таких пьес пародию на изящное произведение сценического искусства, а большинство, составляя торговое сословие, вовсе не находит в них ничего для себя занимательного и сидит со скукою, в ожидании чего-нибудь другого, более веселого и отрадного.

Зато когда играется водевиль или комедия из Русского быта, поются Русские песни или выказываются разные удалые подвиги и юмористические приключения Русских — о! Тогда дело другое: гром рукоплесканий и форо (одобрительный возглас в Италии, наподобие «браво!» или «бис!» — прим. автора) не умолкает, так что иной раз не знаешь, на что и смотреть: на сцену ли, на непритворную ли восторженность большинства публики, затронутой за ретивое. Любо ей молодечество свое, родное Русское; радостно сочувствует она доблестным подвигам своих собратий».

Позже на томскую сцену стали проникать более серьезные, чем водевили, вещи: томичи увидели пьесы Гоголя, Писемского, Островского, Сухово-Кобылина. Но тем временем само здание театра уже приходило в упадок.

Кстати, ни одного фотографического или художественного изображения первого театра не сохранилось. Никому не пришло в голову запечатлеть для потомков сей храм искусства. И можно лишь говорить, комментируя снимки с Троицкого собора: вот здание управы Юрточной полицейской части, а следом — за кадром — был деревянный театр… Отсутствие изображений объясняется еще и тем, что внешний вид у первого театра не получился даже мало-мальски красивым.


Слева — здание присутственных мест (ныне СФТИ), справа — полицейская управа, следующим было здание первого театра, который остался за кадром

Чаепитие в театральном «сарае»

Столичный профессор Василий Маркович Флоринский, хлопотавший о создании в Томске первого за Уралом университета, прибыл сюда в 1880 году и оставил довольно язвительное описание, как внешнего вида, так и внутреннего убранства провинциального театра:

«Стоит не то обширный сарай, не то деревянный барак, крытый полусгнившим тесом, — это, оказывается, городской театр. Безобразнее этой хоромины трудно себе представить… Играли раздирающую душу драму из русского быта. Актеры, применяясь ко вкусу публики, старались изо всех сил воздействовать на нее отчаянными жестами и криками. В одной сцене, где по ходу действия требовалось убийство, артист выбежал со сверкающим топором в руке, бросился на свою жертву как разъяренный зверь и так неистово вонзил топор в деревянную скамейку, что нам сделалось просто страшно. От такого внушительного движения восторг публики был неописуем.

О внешности Томского театра я уже говорил раньше. Внутренность его напоминает собой старый мрачный сарай со стойлами по бокам (ложи). Мы были в ложе с Цибульским (тогдашний городской голова, золотопромьшленник — прим. автора). Прежде чем войти в ложу, человек Цибульского разостлал там тюменский ковер, поставил столик, покрыв его салфеткой. Все это было привезено из дому. Во время первого антракта дали нам в ложу самовар с чайным прибором, приготовили чай и печенья. Сначала это нас несколько удивило, но, осмотревшись кругом, мы заметили то же самое и в некоторых других ложах. Стало быть, такое чаепитие здесь в порядке вещей».

Впрочем, театр этот посещали и царственные особы. В 1868 году, проезжая через Томск, здесь на спектакле (давали драму «Отец и дочь» и водевиль «Беда от нежного сердца») побывал великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II. Во время спектакля произошло маленькое замешательство, напугавшее публику: в залу проник дым с улицы, предвестник пожара. Но и для Его Императорского Высочества, и для остальных зрителей все обошлось, тревога оказалась напрасной.

Читайте также:
Рейс 7R 493, Сочи — Тамбов - самолет Маршрут проложить

На дрова!

Но у строителей театра было свое оправдание: место под театр городская дума отвела с условием — освободить территорию, как только она понадобится для строительства более важного объекта. Следовательно, театр не являлся капитальной постройкой, так как в любое время мог быть подвергнут сносу. А кому захочется особо тратиться на временное сооружение. Поэтому о внешней привлекательности здания никто и не думал.

В таком виде временный театр простоял-проработал больше 30 лет, но пробил и его час: в Загородной роще началось строительство главного корпуса университета, а затем и университетских клиник. Здание театра после нескольких неудачных попыток было продано на слом, на дрова за 200 рублей.

Так завершил свои земные труды первый томский театр. А буквально через год по настоянию нового губернатора Красовского, оказавшегося завзятым театралом, стали срочно подбирать здание под временный храм искусств и остановились на уже известном читателю военном манеже, который срочно переоборудовали под театральные нужды.

Еще через два года томский купец Евграф Иванович Королев построил, по сути, через дорогу от первого — новый красивый каменный театр с драматической судьбой: через 20 лет ему суждено было погибнуть в черном пожаре-погроме 1905 года. Но это уже совсем другая история.

От редакции. О событиях черносотенного погрома в Томске 20 октября 1905 года мы рассказывали в материале — Демонстрация, разгром, поджог: кровавый октябрь 1905 года в Томске.

Театры в Томске

За что я люблю Томск, так это за его образованную публику. В городе много театров и творческих коллективов. Так сегодня действует 6 профессиональных театров, а также зрелищный центр, в котором проходят различные представления. Кроме того, есть множество любительских групп, которые регулярно дают спектакли на местной сцене. В принципе, это неудивительно, ведь Томск – город студенческий (студент тут каждый пятый житель по некоторым исследованиям), вот почти при каждом университете и существуют свои театральные коллективы.
В городе есть 4 государственных театра, и 2 частных:

  • Томский областной Театр Драмы.
  • Камерный драматический театр им. Алевтины Буханченко.
  • Скоморох (Томский областной театр куклы и актера им. Р.М. Виндермана).
  • Томский областной театр юного зрителя.
  • Драматический театр «Версия» (частный).
  • Театр живых кукол «2ку» (частный).

Гастроли и спектакли известных театров России проводятся в Большом концертном зале, поэтому о нем тоже можно говорить как об одной из основных сцен города (о БКЗ можно почитать тут).

Еще в Томске регулярно проходят выступления в зрелищном центре «Аэлита», а вот как здание выглядело более ста лет назад.

Я очень люблю историю, а еще больше мне приносит удовольствие рассматривать фотографии, которым несколько десятков лет, и узнавать на них знакомые места. Поэтому хочу рассказать, как появился театр в Томске.

Первый театр

В XIX веке в городе еще не было своей труппы, да и театра тоже. Все представления давались приезжими актерами в солдатских казармах, которые находились там, где сейчас стадион «Труд». Конечно, публика собиралась на выступления, поэтому местным городским главой было решено создать театр. Это случилось в 1850 году, и открыт театр был частично на его деньги.

Отстроили его в городской роще (которая со временем превратилась в Университетскую, о ней, кстати, можно почитать здесь).

Однако открыли с условием, что здание снесут, если потребуется место для сибирского университета. Наверное, именно поэтому его сделали немного хилым: не из камня, как обычно строили театры, а из дерева. Располагалось здание на месте, где сейчас находится главный корпус СибГМУ.

Сама постройка, как отмечают современники, мало напоминала храм Мельпомены. Она была больше похожа на деревянный сарай, крытый тесом. Но, несмотря на это, просуществовала она 32 года, правда так и не смогла себя окупить. Тут давали представления как гости, так и местные актеры. Интересно то, что зрителям приходилось «украшать» свои места самим: они приносили ковры, столики, а еще там подавали чай и печеньице. Короче, почти современный кинотеатр с попкорном и колой.
Со временем здание совсем обветшало и пришло в негодность, и его разобрали на дрова.

Королёвский театр

И вот, спустя 2 с лишним года после закрытия прежнего здания театра, было отстроено новое (в 1885 году). Да и по всем правилам: из камня, с хорошим фойе, залом на 1000 мест, уборными и буфетом.

Отстроил его томский миллионер Евграф Королёв, в честь него он и был назван. Потенциально интеллектуальным зрителем его мог обеспечить Университет, который как раз возводили в тот период. Именно на это и была сделана ставка миллионера.
Театр располагался напротив Новособорной площади, территориально почти на месте главного корпуса ТУСУРа. Однако это вызывало недовольство церкви, так как храм Мельпомены располагался как раз рядом с главным городским храмом – Троицким собором (о нем можно прочитать в статье про Новособорную площадь). Поэтому возле здания сначала воздвигли забор, а потом отгородили его корпусом управления железной дороги.

Когда открыли железную дорогу, запросы жителей к выступлениям артистов изменились. Стали больше ставить оперетты и спектакли легких жанров, заставляющих отвлечься от действительности. Наверное, это вполне понятно: кто из нас не любит посмотреть легкие комедии?

При театре работал буфет, который имел свои особенности, и в связи с этим набирал популярность. Все дело в том, что антрепренёр заключал договоры с актрисами, чтобы те после выступления ужинали с гостями.
К сожалению, театр пережил своего предшественника не намного. В 1905 году во время первой революции случилось страшное. А именно: 20 октября (2 ноября) в здании Королёвского театра собралось около 3 тыс. человек на митинг, назначенный рабочей партией. На них напали черносотенцы и подожгли здание. Это был самый крупный теракт в истории города. Людей, которые пытались выбежать из здания, расстреливали или добивали. Погибло около трехсот человек, хотя местная газета об этом умолчала.

Читайте также:
Время полета Москва – Братислава

Здание театра так и не восстановили, так как он находился на одной территории с церковью, а томский епископ был против.

Театры в XX веке

После того, как Королевский театр трагически погиб, представления стали проходить в разных городских зданиях. Это и сцена Общественного собрания (сегодня – Дом Офицеров), и библиотека, и другие места. Так, например, на сцене Общественного собрания выступали известные актеры: Григорий Ге, Вера Комиссаржевская, Константин Варламов и пр. Тут же играл и собственный оркестр.

Скитание театра продолжалось до 1926 года: именно тогда он осел в новом здании на переулке Нахановича, где находился кинотеатр «Новый» (сейчас это здание ТЮЗа).
В военное время томский театр перевели в Кемерово, а на сцене города работали актеры Белоруссии. И вот, когда война близилась к концу, 30 апреля 1945 года из Кемерова и Нарыма вернулись артисты и собрали труппу фронтового театра им. В.П. Чкалова. Они давали представления все в том же бывшем кинотеатре «Новый» вплоть до 1978 года, пока для них не отстроили здание на площади Ленина.

Томский областной драматический театр

Он так и носит имя Валерия Чкалова. Находится театр на главной площади города, кстати, как бы не было иронично, рядом с главным храмом – Богоявленским собором.

У него две сцены: малая и большая. В сентябре 2015 года в театре открылся 165 сезон. Это одно из старейших культурных учреждений Сибири. Более подробно о нем можно прочитать тут.

Театр имени Алевтины Буханченко в Томске

Театр является камерным, он небольшой, со своей постоянной труппой. Одно время Театр Буханченко носил второе название – Интим. Но со временем от него отказались.
Появился театр в 1991 году, и первоначально его спектакли шли на сцене Драмы. Я посещала несколько представлений: все они были веселые, но с помощью этой маски смеха и иронии артисты говорят о вечных проблемах.

У театра есть свои традиции: так сезон открывается ежегодно 14 сентября – это день рождения их ведущей актрисы Алевтины Буханченко. Более подробно я рассказываю о нем в этой статье.

Театр «Версия»

Знаете, чем меня удивляет этот театр? На самом деле, всем: и внутренним убранством, и красотой здания, и популярностью среди томичей. А еще это признание в любви. Ведь построил его томский предприниматель для своей супруги. И кстати, без единой бюджетной копейки. Именно по этим причинам «Версия» является особой достопримечательностью города.

И, несмотря на свой молодой возраст (он был открыт в 2006 году), за эти десять лет театр полюбили жители и гости города. О нем более подробно можно почитать тут.

Театр 2КУ

Но все-таки самым интересным и любимым местом в Томске для меня является театр живых кукол «2КУ». Ведь он единственный в своем роде. Открыл его Владимир Захаров в 1990 году. Все его куклы из дерева, они продуманы до мельчайших деталей.
Удивительно, но они живые: вяжут носки, разговаривают и дают представления.

У меня после посещения его спектаклей остается какое-то ощущение чуда. Да и само здание заставляет в него поверить: оно полностью из дерева, точно какая-то сказочная избушка. Поэтому настоятельно рекомендую посетить как детям, так и взрослым. А более подробно об истории театра, как до него добраться и прочих деталях можно узнать здесь.

Театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана

Томский театр «Скоморох» был создан как детский сразу после войны. Но в 1980 годах у него появилась новая история: в город приехал режиссер Р.М. Виндерман, после чего на сцене стали играть спектакли и для взрослых. Репертуар у них регулярно обновляется, постоянно есть представления для детей, рассчитанные даже на полуторагодовалых малышей. Жду не дождусь, когда моя дочка подрастет, и я познакомлю ее с этим чудесным миром кукол.

Театр находится в здании, которое является памятником архитектуры, в Доме Науки им. П.А. Макушина (о нем я рассказывала тут).
Театр регулярно участвует в различных фестивалях, как российского уровня, так и международного. О «Скоморохе» можно узнать больше из этой статьи.

Театр юного зрителя

ТЮЗ в Томске начал свое существование в 1980 году. На сцене театра ставят рок-оперы и классику, адаптированную под современность. Мне всегда казалось, что именно ТЮЗ больше всего любит молодежь и студенты города.

На базе театра работает театральная школа для детей, а также у них есть отличный проект «Дышите свободно». В основе него одновременное сосуществование различных театральных форм, где в качестве режиссеров, сценаристов, художников и даже танцоров выступают сами актеры, ведется прямой диалог со зрителем.
Более подробно о Театре юного зрителя, об его истории и о том, как до него добраться можно прочитать в этой статье.

Пару советов напоследок

На мой взгляд, все томские театры хороши по-особенному, и никакой из них не стоит обходить стороной. Если хочется посмотреть классику, то прямая дорога в драматический театр. Если вы молоды или любите «новое прочтение» той же классики, то ТЮЗ – это место для вас. Если хочется поднять себе настроение и от души посмеяться, то вперед в театр Алевтины Буханченко. В последнем, кстати, комедии комедиями, но финалы всегда очень поучительны.
Если у вас ребенок, то «Скоморох» оптимально подойдет: детских постановок там множество.

Но два театра в городе поистине уникальны: театр живых кукол «2КУ» и «Версия». Поэтому, если в Томске вы находитесь короткий промежуток времени, то настоятельно рекомендую посетить именно их. «Версия» поразит вас интерьером и постановками, «2КУ» же лучший способ погрузиться в сказку!

Читайте также:
Лучшие отели Объединенных Арабских Эмират

А еще эти театры отлично мотивируют. Они прекрасный пример того, как люди занимаются любимым делом, которое еще и приносит им доход.

Театры Томска

В настоящее время в Томске работают 8 театров. Среди них:

  1. Томский областной драматический театр
  2. Театр юного зрителя
  3. Томский камерный драматический театр «Интим»
  4. Театр живых кукол «Два плюс Ку»
  5. Театр «Версия»
  6. Кукольный театр «Скоморох»
  7. Большой концертный зал города Томска
  8. Театр актеров, кукол и теней «Этнос»

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современность
    • 2.1 Негосударственные театры
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Томский театр ведёт своё начало с 1850 года, когда Николай Евтихиевич Филимонов, золотопромышленник и городской глава Томска (1840—1848), частично на свои средства, частично на собранные по подписке построил первое в Томске деревянное здание театра. Первый в Томске театр просуществовал 32 года.

Первое каменное здание театра в Томске было построено купцом Евграфом Королёвым — Королёвский театр — в 1885 году на собственные средства. Проект здания театра, с большим залом на 1000 мест, был выполнен томским архитектором П. П. Нарановичем. Современники отзывались о внутреннем устройстве театра очень одобрительно — коридоры и фойе, уборные и гардероб были устроены настолько удачно, что даже и при большом стечении публики исключались давка и теснота, столь часто присущие многим провинциальным театрам. Королёв потратил на театр 150 000 рублей, но он полагал покрыть расходы — с появлением в Томске Университета можно было рассчитывать на постоянный интерес к театру интеллигентной публики.

Королёвский театр погиб в пожаре 20 октября (2 ноября) 1905 года, когда организованное в нём Томским комитетом РСДРП собрание было разгромлено томскими черносотенцами, которые подожгли здание театра.

После 1905 года театральные представления происходили на сцене Общественного собрания, Бесплатной библиотеки и др.

Большую роль в театральной жизни Томска играли спектакли любительских коллективов «Общество любителей драматического искусства», «Томское драматическое общество» (воспитавшее Массалитинову ). Спектакли шли, не прекращаясь и с приездом профессиональных трупп.

В 1918—1919 годах в Томске работала драматическая студия И. Г. Калабухова, затем — Театр совдепа. Осенью 1920 года в Томск прибыл Театр студийных работ А. Д. Попова.

В ноябре 1922 года был организован Большой городской театр, расположившийся в бывшем здании Общественного собрания. В 1923 году Большой театр был преобразован в Театр драмы и комедии имени А. В. Луначарского, с 1926 года представления давал в помещении бывшего кинотеатра «Новый» (в переулке Нахановича, ныне — ТЮЗ). Один сезон в театре сотрудничал высланный в Томск Н. Эрдман.

В августе 1941 года Томский театр был переведён в Кемерово. С 1941 по 1944 год в Томске работал Первый Белорусский государственный театр.

30 апреля 1945 года в Томске открылся воссозданный областной театр, собравший в себе труппу фронтового театра имени В. П. Чкалова, вернувшихся из Кемерова и Нарыма артистов. Театр работал в помещении бывшего кинотеатра «Новый» до 1978 года. Визитной карточкой театра стала пьеса Д. Лифшица «Университетская роща» в постановке М. А. Юфы. В труппе театра служили М. П. Кузнецов (1945—1951) в будущем — Народный артист СССР, Народные артисты РСФСР Л. И. Долматова (1963—1965, и с 1969), Т. П. Лебедева (1946—1987), первый в Томске Народный артист РСФСР А. В. Ратомский (1955—1970?), Народная артистка Украины Н. Н. Юргенс (1960—1969) и др. Театром руководили Ф. Г. Григорьян (1975—1984), М. Б. Борисов (1984—1987), О. Р. Пермяков, Б. И. Цейтлин, Ю. А. Пахомов.

В 1978 году для Томского областного театра драмы было построено новое здание на площади Ленина.

Современность

  • Театр юного зрителя[1]

Открыт в 1980 году. Основу первой труппы составили выпускники Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, первый главный режиссёр — Г. Н. Пономарева. Первоначально представления давались в помещениях городского Дворца пионеров. В 1986 году переехал в отреставрированное здание бывшего кинотеатра «Первый» (переулок Нахановича, д. 4)

  • Томский областной театр куклы и актёра «Скоморох» имени Романа Виндермана[2]

Театр основан в 1946 году. В 1983 году приехавшими в Томск артистами, режиссёром Р. Виндерманом и художником Л. Петровой, театр был реформирован.

Ныне занимает здание бывшего томского Дома науки. В репертуаре театра 19 детских и 8 рассчитанных на взрослую аудиторию спектаклей.

Негосударственные театры

  • Театр живых кукол «Два плюс Ку»[3][4] (Южный переулок, д. 29)[1].

Основан в 1991 году Владимиром Захаровым. Участвующие в спектаклях куклы изготовлены Владимиром Захаровым по оригинальной конструкции — куклы на запястье. Единственный актёр во всех спектаклях — сам Владимир Захаров. Здание театра в виде большого деревянного сундука построено среди квартала деревянной застройки на склоне городской территории к реке Томь. Внутреннее помещение театра, со зрительным залом вместительностью 40-60 зрителей, внутренним балконом по части периметра зала, представляет собой также музей кукол. Управляемые компьютерными программами куклы реагируют на приближающихся людей, начинают двигаться и говорить — это могут быть приветствия, оценки происходящего, монологи и т. п. Тепло в зал даёт «живое» пламя из камина.

  • Театр актеров, кукол и теней «ЭТНОС»

Театр находится в здании Томского областного художественного музея. Был создан летом 2004 года учениками и коллегами Р. Виндермана. Спектакли театра, созданные на основе народного творчества и национальных эпосов, ориентирована в основном на детскую аудиторию, но и не только. На областных театральных фестивалях «Маска» спектакли театра побеждали в номинации «Лучший спектакль для детей» в 2007 и 2009 годах.

Открытие состоялось 5 декабря 2006 года. Специально для театра было построено здание (ул. Белинского, д. 40). Репертуар театра включает классические произведения А. Чехова, Н. Карамзина, Н. Гоголя, В. Набокова и современные — Б. Акунина, Дж. Фаулза .

Примечания

  1. ↑Томский областной театр юного зрителя
  2. ↑Областное государственное учреждение культуры Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана
  3. ↑Театр «Два плюс Ку» начал складываться осенью 1990 года
  4. ↑История Владимира Захарова и его кукольного театра «2+ку» в Томске
  5. ↑Томский театр «Версия»

Литература

Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. Н. М. Дмитриенко. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — C. 207. — ISBN 5-89503-211-7.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: