Топ причудливых и необычных скульптур Праги

10 интересных скульптур на улицах Праги

1. Гигантская голова Франца Кафки на Народни Тршиде

На Народни Тршиде прямо над одноименной станцией метро, возле торгового центра Quadrio, с недавнего времени можно увидеть серебрянную голову Франца Кафки. Ее высота достигает 11 метров. Автор композиции – скульптор-провокатор Давид Черны.

Гигантская подвижная голова Кафки состоит из 42 металлических частей и весит 39 тонн. За подвижность отвечают автоматические модули, объединенные километром кабелей. Все «этажи» головы могут двигаться отдельно друг от друга.

Адрес: Spálená 2121/22, 110 00, Praha 1

2. Перевернутый конь в пассаже «Люцерна»

В 1999 году в здании пассажа «Люцерна» появилось одно из самых известных творений Давида Черного – скульптура Святого Вацлава, который восседает на перевернутом коне, подвешенном за ноги к потолку. Так художник поиздевался над конной статуей на Вацлавской площади и выразил упрек чешскому правительству. Скульптура символизирует перевернутые идеалы: в частности, возросшую популярность коммунизма. Изначально перевернутого коня хотели разместить в здании Главной почты, но там ее посчитали неуместной.

Адрес: Пассаж Lucerna Vodičkova 36, Praha 1

https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Matros

3. Ведьмы во Францисканском саду

Францисканский сад (Františkánská zahrada) – тихий природный оазис в самом центре города (возле площади Юнгмана). Здесь можно спокойно отдохнуть, полюбоваться розами и самым высоким в Чехии костелом Девы Марии Снежной. Детям понравится современная игровая площадка.

В саду спряталась и необычная скульптурная комозиция известного чешского скульптура Йозефа Климеша – «Ведьмы и Полетухи» (полетухами называли колдуний в Чехии десятки лет назад). Она расположена на постаменте для питьевого фонтанчика. Некоторые чехи посещают эту скульптуру на Вальпургиеву ночь.

Адрес: Františkánská zahrada, 11000, Praha 1

goo.gl/3djq20, автор Jose Mesa

4. Мемориал жертвам коммунизма у Петршинского холма

В память о жертвах коммунистического режима в Чехословакии (1948-1989) у подножия Петршинского холма установили скульптурную композицию Олбрама Зоубека. Монумент состоит из 7 статуй. Первая из них изображает мужчину, остальные – постепенно разрушающиеся мужские фигуры. Скульптура символизирует, как коммунистическое правление пыталось физическими и психическими способами разрушать личности неугодных режиму людей.

«При создании концепции я руководствовался словом «мукл» – так называли людей, обреченных режимом на ликвидацию. Скульптура мужчины не падает, не сдается и не ломается, хотя она измождена и полуразрушена», – рассказывал автор скульптуры Зоубек.

Действительно, памятник несколько раз становился жертвой вандалов, но все же выстоял.

Адрес: Praha 5 – Újezd

https://www.flickr.com/photos/whyld/6083152718

5. «Ласточка» на Клементинуме

«Ласточка» – любимая пражанами скульптура Магдалены Поплавской. Это небольшая пластиковая фигура девочки с бумажной ласточкой в руке. Она сидит над входом в Национальную библиотеку в Клементинуме. Ласточка заслужила невероятную признательность посетителей библиотеки и туристов, которые ее часто фотографируют.

Появилась девочка после студенческой выставки 2005 года Ad Clementinum, в рамках которой свои дипломные работы представляли студенты студии Йиржи Беранека из Университета Декоративно-прикладного искусства. Скульптура Поплавской так всем понравилась, что ее решили оставить на Клементинуме и после окончания выставки. Согласно другой версии, изначально скульптуру просто забыли снять с библиотеки.

Адрес: Mariánské nám. 5, 110 00 Praha 1

https://www.flickr.com/photos/petravadehravontreskow/6293095798/in/photolist-z2zH3-aA6L8G/

6. «Трифот» у галереи Czech Press Photo

В октябре в Праге открыли новую подвижную скульптуру Давида Черного. 12-метровая композиция «Трифот» из гигантских фотоаппаратов с глазами-объективами украсила пространство перед новой галереей Czech Press Photo. Открытие галереи запланировали на 14 октября.

Если вы захотите посмотреть на новое творение Черного, зайдите и в саму галерею. Там будут проходить выставки известных фотографов. Также в помещении галереи будет работать ресторан.

Адрес: Seydlerova ulice 158 00 Praha 5 – Nové Butovice

Читайте также:
Как отмечается Праздник Трех Королей в Польше

Давид Черный со своей скульптурой, youtube.com

7. Висящий Зигмунд Фрейд

Еще одно творение Давида Черного – висящего Зигмунда Фрейда – сами пражане в 2013 году назвали самой необычной скульптурой Праги. Висящего на одной руке ученого можно увидеть на Гусовой улице в центре Праги. Висит он здесь с 1997 года. Многие люди не замечают его, ведь для этого нужно поднять голову и посмотреть вверх.

За годы существования висящий Фрейд успел попутешествовать по миру. Он висел не только в Праге, но и в Стокгольме, Чикаго и Гранд-Рапидс (Мичиган). В последнем городе скульптура так напугала жителей, что они несколько раз звонили в полицию и сообщали, что видели самоубийцу.

Хотя издалека Фрейд может показаться маленьким, высота скульптуры составляет 2,2 метра.

Адрес: Husova 351/1, Praha 1

CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=350683

8. Ироническая богиня автомобилистов

Осенью 2011 года возле легендарного Нусельского моста появилась ироническая скульптура под названием «Богиня 390 км в час». Ее можно увидеть как с моста, так и с дороги. Скульптура сделана из бетона и велосипедных катафотов, в руках она держит погнутый знак запрета движения.

Автор скульптуры – Ян Богач – создал ее в рамках специального проекта. Скульптура стала иронической насмешкой над теми людьми, для которых автомобиль стал самой важной вещью в жизни.

Адрес: дорога через Нусельский мост по направлению от Брно к центру Праги, Прага 2.

http://193.35.103.23:8080/15890_Bohyne-390-km-v-hodine

9. Писающий фонтан Давида Черного

Во дворе ресторана Hergetova Cihelna на пражской Малой-Стране можно увидеть еще одну шуточную скульптуру провокатора Давида Черного. Ее называют «Писающие фигуры» или «Писающий фонтан Давида Черного. Двое бронзовых мужчин высотой 210 см двигаются с помощью электроники. Они вращают бедрами и «выписывают» буквы на озере в форме карты Чехии. Если вы хотите изменить стандартные цитаты, можно послать свой вариант в СМС.

Адрес: Cihelná 2b, Praha 1

10. Скульптурный комплекс «Чешские музыканты» на Сеноважной площади

Треугольная Сеноважная площадь обычно остается без внимания большинства туристов. Но зайти сюда стоит, чтобы посмотреть на интересный скульптурный комплекс архитектора Яна Вагнера (фонтан) и австрийского скульптора Анны Хромой. Скульптуры украшают восточную, парковую часть площади.

Четыре бронзовые фигуры с музыкальными инструментами воплощают чешских музыкантов. Также скульптуру называют «Музыкой рек». Согласно этому толкованию, музыканты символизируют четыре крупнейшие реки мира: Ганг, Амазонку, Дунай и Миссисипи. В отдалении можно увидеть отдельную скульптуру танцора, который символизирует Нил.

Адрес: Senovážné náměstí 977/24

https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Aktron, CC-BY-SA-3.0-migrated

Знаменитые памятники Праги

Сказочная столица Чехии поражает воображение не только средневековыми замками, старинной архитектурой, но и памятниками современного искусства. На улицах Праги монументальные памятники знаменитых исторических личностей соседствуют с авангардными скульптурами и впечатляющими арт-объектами. Необычные скульптуры в Праге давно уже стали легендами, восхищающими гостей, а порой приводящими их в недоумение. Представляем самые знаменитые памятники в Праге, на которые обязательно следует взглянуть каждому.

Памятник Яну Гусу

В историческом центре чешской столицы установлен памятник Яну Гусу в Праге — великому просветителю и реформатору XV века. Будучи проповедником пражской часовни, он доносил до горожан важные мысли об устройстве мира. Свои идеи он излагал на основе гуманных морально-этических принципов, в отличие от привычного для того времени слепого поклонения церкви и аристократии. Ян Гус внес большой вклад в развитие чешской орфографии, фонетики, оставил после себя ряд важных научных трудов. Памятник на Староместской площади в Праге был открыт еще в 1915 году, создан скульптором Ладиславом Шалоуном. На гранитном овальном постаменте, в окружении своих последователей, бронзовый Ян Гус смотрит на Тынский Храм Девы Марии — оплот гуситов. Рядом с ним изваяние молодой матери — символа возрождения идей великого проповедника, а вокруг постамента высечены слова самого важного послания всем гостям и жителям чешской столицы: «Любите людей».

Читайте также:
Фото Церкови Покрова на Нерли (46 фото)

Памятник Ярославу Гашеку

Комичный памятник Ярославу Гашеку в Праге, чешскому писателю-сатирику, журналисту, фельетонисту находится на Прокоповой площади в старинном районе Жижков. Его установили в 2004 году рядом с домом автора «Солдата Швейка», в котором он писал первую часть своего знаменитого произведения. Скульпторы Карел и Каролина Непраш живописно соединили бюст писателя, венчающий каменную стеллу, с гибридом коня и стола. Получился весьма необычный и одновременно сатиричный памятник автору с нелегкой судьбой, но веселым характером.

Памятник Святому Вацлаву

На Вацлавской площади с 1812 возвышается памятник Святому Вацлаву в Праге, созданный Йозефом Мыслбеком. Чешский князь, отлитый в бронзе, гордо восседает на коне с копьем в руке, вокруг него — христианские святые. Князь Вацлав из рода Пршемысловичей правил в Чехии в X веке и был основоположником христианства. Воспитанный бабушкой Людмилой, пришел ненадолго к власти и активно призывал к христианству не только в Чехии, но и соседних странах. В 28 лет был убит в результате преступного сговора знати во главе с братом Болеславом, Память о Вацлаве Добром увековечили еще в 1680 году, но прежний памятник в центре Праги не сохранился.

Памятник Карлу

В 10 метрах от Карлова моста, со стороны Старе Место установлен четырехметровый памятник Карлу в Праге — королю Чехии XIV века, а впоследствии императору Священной Римской Империи. Монумент в нео-готическом стиле был отлит из бронзы и установлен в 1849 г. дрезденским скульптором Эрнстом Хэнелем и приурочен к 500-летней годовщине Пражского Университета. Статуя короля с грамотой в руке помещена на пьедестал с аллегорическими фигурами 4 факультетов Университета и скульптурами выдающихся деятелей того времени. Эпоху Карла IV называют в Чехии золотым веком: король развивал сельское хозяйство, ремесла, расширял города, сделал Чехию процветающим государством.

Памятник Жертвам коммунистического режима

В Пражском Малом Граде, рядом с холмом Петршин и улицей Уезд находится необычный памятник Жертвам коммунизма в Праге. Семь изможденных фигур мужчин из темной бронзы спускаются по ступеням каменной лестницы. Чем удаленнее фигура, тем разрушеннее она становится. Памятник посвящен жертвам коммунистических репрессий за период 1948-1989: об этом гласит информационная табличка к памятнику. Комплекс был открыт в мае 2002 года и неоднократно подвергался вандальным нападениям из-за неоднозначного отношения к нему местных жителей.

Скульптура

Слева от входа Сословный театр Праги посетителей встречает загадочная скульптура без лица, окутанная бронзовым плащом. Таинственная статуя скульптора Анна Хроми была установлена у входа в театр в 2000 году. Фигура очень напоминает назгула «Властелина Колец». На самом деле это призрачный дух Командора из оперы Моцарта «Дон Жуан», вернувшийся с того света: об этом рассказывает надпись к памятнику. «Плащ совести» олицетворяет нематериальные чувства, остающиеся после смерти и трансформирующие реальность.

Метроном

Высоко над рекой Влтавой и живописным Влтавским мостом отмеряет счет времени гигантский 24- метровый метроном. Он был помещен на холм в 1991 г. к открытию Всеобщей Чехословацкой Выставки по проекту скульптора Вратислава Карела Новака. Некогда на его месте возвышалась гигантская статуя вождя коммунизма Сталина, снесенная в 1962 г. Метроном устанавливали временно, но окрестности он украшает собой до сих пор.

Голова Кафки

У торгового комплекса Quadrio расположен необычный памятник Францу Кафке в Праге. 10-метровая голова Кафки составлена из 42 зеркальных вращающихся стальных блоков. Образ Кафки складывается, затем словно растворяется и возникает в другой стороны. Авторство скульптуры принадлежит Дэвиду Черни, известному авангардисту и мастеру провокации. Метаморфозы огромной головы поистине завораживают, особенно вечером благодаря эффектной подсветке. В текучем образе Кафки Черни воплотил саму суть произведений загадочного писателя с отторжением внешнего мира и постоянной трансформацией сознания.

Читайте также:
Как в Германии лечат Гепатит С

Водяной Кабурек

Около моста Влюбленных на острове Кампа в глубокой задумчивости на водяной мельнице сидит Кабурек. Он курит трубку и размышляет о смысле жизни. Забавную скульптуру доброго водяного в зеленом сюртуке изваял Йозеф Налела, разместив возле острова, издавна известного легендами про водяных. Найти задумчивого водяного можно по правой стороне улицы Hroznova, если идти по направлению от Карлова моста и улицы Na Kampe

Памятник «Перевернутый конь»

Эпатажный скульптор Давид Черни создал скандальную пародию Святого Вацлава верхом на перевернутом коне. Мертвый конь подвешен за связанные ноги к потолку с вываленным вниз языком. Скандальный памятник спрятан в пассаже дворца Люцерна и привлекает к себе не меньше зевак, чем конный памятник на Вацлавской площади. К пародии в Праге относятся толерантно, без негатива. Изваяние заставляет отпустить привычные шаблоны восприятия и взглянуть на вещи с другой точки зрения.

Скульптура «Висящий человек»

Памятник Зигмунду Фрейду в Праге выглядит довольно необычно. Авангардист Давид Черни изобразил знаменитого австрийского психоаналитика, кстати, родившегося в Чехии, зависшим на одной руке на крыше. Статуя выглядит очень натурально, и не раз пугала туристов, принимавших ее за фигуру самоубийцы. Памятник «Висящий человек» в Праге был создан в далеком 1997 году, размещен на Гусовой улице и даже успел побывать на европейских выставках. Смысл памятника каждый понимает по-разному. Наиболее популярная трактовка: психиатр Фрейд висит над «бессознательным» внутри человека, исследованием чего занимался всю жизнь.

Памятник Подхалимству

Во дворе галереи Футура (вход бесплатный) расположен знаменитый Памятник подхалимству в Праге. Созданный в 2003 году. Давид Черни в присущей ему эксцентричной манере высмеял подхалимов, изобразив их в виде 2 белых человеческих фигур без головы, согнутых под прямым углом. Автор приглашает взглянуть в известное всем отверстие, взобравшись по приставной металлической лесенке. Внутри распевает Фредди Меркури, а художник Милан Книжак кормит кашей экс-президента Чехии Вацлава Клауса.

Скульптура «Стул на Влтаве»

Гигантский стул, возвышающийся над рекой Влтавой — часть композиций Музея Современного Искусства на острове Кампа. Весит 6-метровый арт-объект около 8 тонн. Стул на Влтаве выполняет роль маяка на реке, указывая направление к Музею. Стул создали в 2003 году как реконструкцию композиции скульптора Магдалены Етеловой студенты Изобразительной Промышленной Школы. Предыдущий стул смыло наводнением 2002 года, но так как он полюбился местным жителям, было решено вернуть его обратно.

Скульптура беременной

Недалеко от Староместской площади на пересечении улиц Masna, Dlouha установлен зеркальный блестящий Памятник беременной женщине. Экстравагантный художник и скульптор Давид Черни изобразил красоту женского тела в период беременности, подписав свое творение «Внутриутробно». Голая беременная 6-метровая девушка в 8-битовом разрешении изображена с закинутыми за голову руками, сидя на коленях. Эффектная скульптура выглядит как зеркальный конструктор и вызывает достаточно противоречивые оценки прогуливающихся по историческому центру гостей.

Скульптура «Младенцы»

Ползающие вниз-вверх по стенам телебашни в Жижкове черные младенцы инопланетного вида поражают воображение не меньше, чем 8-битовая беременная женщина. Длина каждого около 3,5 метров. Памятник младенцам в Праге разместился на серых стенах телецентра в 2000 году и с тех пор привлек в Жижков немало туристов. Авторство скульптур принадлежит Давиду Черни. Похожие малыши, только уже из бронзы, со вмятыми штрих-кодами вместо лиц расположились в парке Кампа. Штрих-коды на лицах символизируют протест скульптора против абортов.

Читайте также:
Справка по форме 25: зачем нужна

Скульптура «Эмбрион»

Среди необычных памятников Праги скульптура «Эмбрион» занимает первое место. На свой 50-летний юбилей в 2008 году пражский театр «На Забрадли» получил шокирующий подарок от Давида Черни: человеческий эмбрион внутри сливной трубы на углу здания театра. Инсталляция длиной около 2 метров обозначает зарождение творчества и довольно пугающе смотрится в темноте, подсвеченная пульсирующим красным светом.

Скульптура «Ласточка»

В пражском квартале Клементинуме в лабиринте двора на высоте 4 метров расположилась милая статуя маленькой девочки с журавликом или самолетиком в руках. Раскрашенная фигурка в белом сарафанчике с голыми пятками отважно сидит на парапете стены, напоминая маленькую ласточку. Автор скульптуры — Магдалена Поплавская — создала статую на выставке молодых художников, но, уходя, забыла свое творение в старинном особняке. С тех пор малышка прижилась в замке, а спустя время ее решено было посадить на стену, откуда она уже много лет умиляет туристов.

Скульптура-фонтан «Писающие мужчины»

Необычный памятник в Праге «Писающие мужчины» уже который год удивляет туристов во дворе музея Франца Кафки. Две бронзовые мужские фигуры, развернувшись друг к другу, писают в бассейн, похожий очертаниями на контур Чехии. Автор эксцентричной композиции — скандальный Девид Черни установил свое творение еще в 2004 году. Особенность скульптур — в движущемся на шарнирах туловище, поэтому мужчины во всех смыслах этого слова выписывают узоры на водной глади бассейна.

Танцующий фонтан «Чешские музыканты»

Знаменитый памятник Анны Хроми из нескольких веселых танцующих музыкантов расположился на Сеноважной площади в самом центре Праги. Двухметровые бронзовые фигуры окружают фонтан и обозначают мировые реки: североамериканскую Миссисипи, европейский Дунай, азиатский Ганг и южноамериканскую Амазонку. В отдаленном углу сквера находится пятая скульптура — символ реки Нил. Автор скульптурной композиции — Ян Вагнер. Значение изогнутых поз и повязок на глазах — символ свободы души и жестких рамок, присущих обществу.

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Музей гражданской авиации в Ульяновске — это не имеющий аналогов комплекс под открытым небом, где посетители воочию могут увидеть легендарные пассажирские и невоенные воздушные суда, производившиеся в России с начала XX века по сегодняшний день. Экспозиция ведомственная — она принадлежит аэродрому при авиационном институте, где готовят будущих пилотов, поэтому у посетителей есть уникальная возможность наблюдать за учебными полётами и сдачей выпускных экзаменов.

История

О необходимости открыть в Ульяновске музей, посвящённый авиационной технике, заговорили ещё в семидесятых годах, когда преподавательский состав лётного училища, ставшего позднее институтом, начал собирать редкие экспонаты, посвящённые конкретным моделям лайнеров, боевых самолётов и прочей техники. На подготовку ушло несколько лет, и уже в 1983-м году сюда переправили своих ходом первые экспонаты — вертолёт Ми-4, а также Ил-18, вылетевший спецрейсом из Домодедово.

Примерно тогда же оформилась и основная концепция пополнения экспонатов. Это должны быть отработанные по количеству часов самолёты, попадающие под списание. Исключение составили редкие единичные экземпляры, требовавшие бережной доставки по земле и долгого предварительного ремонта. Их чинили, зачастую силами простых механиков энтузиастов со студентами, по возможности реставрировали отделку фюзеляжа, и только потом выставляли на всеобщее обозрение.

Сложные девяностые годы музей пережил с минимальными потерями. Уже к 1999-му в базе числилось полтора десятка единиц техники и 4000 экспонатов, связанных с документами, фотографиями и всем, что выставлялось на витринах в помещениях института. Более 700 из них — подлинные награды, парадные кители и другие вещи заслуженных пилотов, переданные на хранение потомками. Отдельно создана книга памяти о боевых лётчиках, родившихся на ульяновской земле.

Читайте также:
Polskibus - популярный автобусный перевозчик в Польше

В 2016-м году экспозиция серьёзно расширилась. Внутренние залы получили отдельные витрины, посвящённые последнему маршалу авиации Борису Бугаеву и другим знаковым героям. У структуры музея появились международные контакты, посвящённые, как просветительской деятельности, так и расширению экспозиции. Главная задача при этом не меняется — сохранить выдающиеся достижения отечественного самолётостроения и привлекать романтикой полётов новые поколения.

Экспозиция музея гражданской авиации в Ульяновске

На 2022 год лётное поле и ангары аэропорта Баратеевка демонстрируют 36 единиц авиатехники, 5 из которых — вертолёты, а остальные — грузовые, пассажирские и многоцелевые самолёты. Посетителей не ограничивают в порядке осмотра, но большинство знающей публики начинает экскурсию с легенд советской авиапромышленности, а первым в списке идёт ТУ-114. Огромный лайнер справедливо вносят в «красную книгу» — в мире всего осталось три неутилизированных образца.

Гордость музея — сохранившийся практически в идеальном состоянии «советский Конкорд» ТУ-144. На этом сверхзвуковом самолёте пассажиры летали из Москвы в Алматы за 130 минут. Отечественная разработка не только превысила рекорды скорости западных «собратьев», первые испытательные полёты прошли на два месяца раньше. Его салон делился на туристический и первый классы — осмотреть интерьеры может любой желающий, в течение летнего сезона доступ внутрь открыт.

Сред знаменитых серийных «пташек» всенародная любовь отдана АН-2 — «кукурузнику», который числился абсолютно во всех колхозных хозяйствах от Прибалтики до Дальнего Востока. Рядом установлен чехословацкий Л-410, известный по активному использованию на коротких авиалиниях. Тут же — АНТ-4 с бортовой маркировкой «Авиаарктика», это спасательное судно для работы в условиях севера поставлялось в отдалённые районы и спасло немало жизней, в том числе с тонущих кораблей.

Вертолётов в парке не так много, но почти все из них — всемирно известные модели, а некоторые — мало где освещались. Так, например, «малютки» Ми-1 и Ми-2 активно пользовали для спасения людей по время наводнений, а у первого немыслимая на сегодняшний день бортовая разметка ГАИ. Совсем другая история с Ми-6, обновлённые версии которого в российской армии «Коровой» за формы фюзеляжа. Это машина-рекордсмен, не только за могучий размах винта, но и за грузоподъёмность до 11 тонн.

Интересные факты

Среди экспонатов единственной репликой, полностью воссозданной по архивным чертежам, является полноразмерная модель АК-1 сообщества «Добролёт», являвшегося предшественником «Аэрофлота». Это был первый пассажирский лайнер СССР, способный вместить в салоне трёх взрослых человек. Оригинальный самолёт сконструировали в 1923-м году в единственном экземпляре, несмотря на примитивную с технической точки зрения конструкцию, он активно летал из Москвы до Казани.

С 2013-го года в учебном корпусе ульяновского института гражданской авиации открылась единственная в России и третья в мире мемориальная выставка, посвящённая жизни и неординарной судьбе самого известного лётчика среди писателей — Антуана де Сент-Экзюпери. Под музейные нужды выделили отдельную лекционную аудиторию, где собраны издания «Маленького принца» на 20 языках, архивные фотографии и уникальные документы, рассказывающие об авторе.

Крытый павильон музея, помимо модели старейшего пассажирского транспорта, хранит частичку боевой славы — знаменитый биплан ПО-2, который в годы Великой Отечественной войны лётчики люфтваффе презрительно называли «кофемолкой». Многоцелевой «кукурузник» переделывался в бомбардировщик для скрытных ночных диверсионных вылетов. Официально признано, что как минимум один Мессершмитт в годы активных воздушных сражений был сбит точным попаданием бомбы именно из ПО-2.

Пожалуй, статус самого нестандартного воздушного судна среди экспонатов занимает WSK-Mielec M-15 — единственный в своём роде сельскохозяйственный самолёт с реактивным двигателем. Собирали их в Польше по советским чертежам для использования на больших посевных площадях. За 12 лет эксплуатации в СССР поставили 175 штук, и почти все они работали безаварийно. Ироничным фактом является его международное название — Бельфегор, в честь иудейского демона.

Читайте также:
Время полета Новосибирск — Тунис

Как добраться до музея гражданской авиации в Ульяновске

Ульяновский музей гражданской авиации находится рядом с одноимённой остановкой общественного транспорта, поэтому добираться сюда не составит труда. Единственная сложность — экспозиция удалена от центра города, поэтому с учётом пробок в дороге придётся провести минимум час туда и столько же в обратную сторону.

Если есть возможность и желание ехать на такси, то лучше пользоваться мобильными приложениями Яндекса или Maxim. Они работают быстро, свободные машины есть в течение всего рабочего дня. С местными диспетчерскими службами дефицита также нет, но заказывать транспорт лучше по телефону минимум за 2–3 часа до поездки.

Путешественникам, передвигающимся на личном автомобиле, предусмотрено две бесплатных охраняемых парковки. Первая находится прямо перед входом в музей (54.289702, 48.234795) у шлагбаума. Вторая — ближе к терминалу аэропорта Баратаевка (54.287423, 48.233986) за памятником Карамзину, идти от неё чуть дальше, зато место гарантировано будет.

Ульяновский музей истории гражданской авиации на Google-панораме:

Аэросъёмка музея гражданской авиации в Ульяновске:

УИ ГА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Аккредитация 2021
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество

МУЗЕИ УИ ГА

  • О музее авиации
  • Сертификаты
  • Контакты и схема проезда
  • Расположение авиатехники
  • Музей Экзюпери

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Экскурсии в музее проводятся по предварительной записи, тел. 39-84-81
Стоимость услуг на посещение музея с 01.01.2019 г.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации , являющийся структурным подразделением ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (до 2016г. УВАУ ГА (И)), образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева от 01.06.83 № 97 в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники и создания экспозиции, отражающей славный трудовой путь гражданского воздушного флота страны.

С 1999 года музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ. Музею присвоено звание «Народный». Общее количество экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов − подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.

Основной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, размещённой на территории площадью около 18 га, примыкающей к территории центрального аэропорта города Ульяновска(пос. Баратаевка) .

Вся техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами по всей стране. На выставке экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них самолеты: Ак-1, По-2, Ан-2, Ан-14, Л-29, Л-410, М-15, Ту-104, МиГ-25, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-144; вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Одиннадцать экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4(ТБ-1)-1925г; Ил-14- 1950г; Як-12М-1946г; Ми-1-1948г; Ту-104-1955г; Ту-114-1957г; Ту-116-1957г; Ту-124-1960г; Ту-144-1968г, Ил-62-1963г., Ил-154Б-1968г.

Некоторые из них являются единственными в мире.

ТУ-104 – первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.

Читайте также:
Фото Ладожского озера (58 фото)

АНТ-4 – первый в мире тяжелый цельно-металлический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.

ТУ-144 (бортовой номер 77110) – первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция).

Непосредственное активное участие в создании музея принимали начальник управления учебных заведений ГА СССР Дарымов Юрий Петрович и заместитель начальника центра ГА СЭВ Дельдюжов Владимир Павлович.
Некоторые экспонаты являются уникальными, существующими в единственном экземпляре. Экспозиция пополнялась за счет перемещения на стоянку отработавших свой ресурс на авиалиниях самолетов, передачи воздушных судов УИГА(УВАУГА), поиска и восстановления уникальных моделей ( втом числе, создана копия первого отечественного самолета АК-1, отреставрирован потерпевший крушение в 1940-х гг. АНТ-4.)
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является уникальным экскурсионным объектом, который охотно посещают как граждане России, так и зарубежные делегации и туристы. Частыми посетителями музея являются курсанты УИГА и учащиеся школ города Ульяновска.
В состав музея входит так же фотодокументальная экпозиция, расположенная в 4-х залах учебно-научного корпуса №1. В ней отражены основные этапы развития истории ГА. Здесь хранится Книга Почета ветеранов УИ ГА и Книга памяти ветеранов-участников Великой Отечественной войны, работников института. В музее кроме экспонатов, связанных с историей ГА,хранятся подарки, переданные институту слушателями и делегациями из многихстран мира.

В 2016 году, 14 января, УВАУ ГА было переименовано в Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева. В связи с этим событием в первом зале музея была открыта экспозиция, посвящённая главному маршалу авиации Борису Павловичу Бугаеву.

Музей гражданской авиации в Ульяновске

Музей гражданской авиации в Ульяновске несомненно является уникальным, ныне действующем заведением, в котором собрана огромная коллекция раритетных летательных средств, расположенных на огромной территории, занимающей более 17 гектаров земли.

Музей самолетов в Ульяновске известен как в России, так и за пределами нашей страны. И это совершенно не удивляет, ведь практически каждый экспонат расценивается как ценный раритет, причем любое воздушное средство повествует о развитии гражданской авиапромышленности.

Экспонаты музея

В 1990 году музею не только присвоили заслуженное звание «народный», но и внесли его имя в Международный союз ИКОМ. На территории учреждения хранится более 4 тыс. экспонатов, из них более 700 единиц считаются подлинниками, помогающими познать, как зарождалась отечественная гражданская авиация. Среди самых первых воздушных судов можно отметить следующие:

  • М-15, биплан сельскохозяйственный, доставленный в музей из Краснодара;
  • из Кирова прибыл в заведение Ми 1, запущенный в работу в далеком 1948 году;
  • Ту-104;
  • Ту-114, один из самых могучих воздушных судов нашей страны 60-х годов.

Кстати, последних моделей в настоящее время насчитывается всего лишь 3 единицы.

Каждый экспонат имеет собственную весьма интересную предысторию, вызывающую интерес у всех посетителей без исключения. К примеру, Ту-134, принимал участие в известном фильме, снятом режиссером Рязановым – «Невероятные приключения итальянцев в России», причем съемки осуществлялись в воздушном причале Ульяновска, в непосредственной близости с музеем. По мнению сотрудников учреждения, данный экспонат использовался как площадка для действий в фильме, происходящих внутри самолета, так как бортовой номер, видимый в кадре, не совпадает с рассматриваемым экспонатом. Уточнить этот момент помогут фотодокументы, хранящиеся в архиве, которые стараются отыскать сотрудники учреждения.

Пополняется музей техникой, которая завершила свой летный ресурс или найденной поисковыми заинтересованными группами. Некоторые экспонаты транспортируются пилотами, а другие прибывают в музей на специальных транспортных средствах, к примеру, на объемных платформах. Сравнительно недавно в музее появились новые воздушные судна, ранее используемые для практических целей курсантами УВАУ ГА.

Читайте также:
Кто больше славяне — русские или украинцы

Посетив официальный сайт музея авиации в Ульяновске uvauga.ru/museum , выбрав для этого самое удобное время, пользователи сети смогут более подробно узнать как о самом заведении, так и об экспонатах, просматривая многочисленные фото.

Ко вниманию посетителей – следующие модели летательных средств:

  • По-2 и Ак-1;
  • Ан-14 и Л-29;
  • М-15 и Л-410;
  • МиГ-25 и Ту-104;
  • Ту-114 и Ту-134;
  • Ил-62 и Ту-144.

Кроме самолетов, в музее можно посмотреть и несколько моделей веротолетов:

  • Ми-2 и Ми-1;
  • Ми-6;
  • Ми-8.

Самыми ценными экспонатами, которые рассматриваются в качестве памятников как техники, так и науки, выделяются следующие:

  • выпущенный в 1925 году Ант-4, носящий еще одно имя – ТБ-1;
  • изготовленный в 1950 году Ил-14;
  • Ми-1 и Як-12м, запущенные в действие в конце 50-х годов прошлого столетия;
  • Ту-124 и Ту-144, выпущенные в 1960-х годах.

Некоторые модели считаются редкими не только в России, но и во всем мире.

Первым реактивным советским авиалайнером является Ту-104, один из самых почетных экспонатов музея. Запустил воздушный транспорт в небо в 1955 году пилот-испытатель, получивший звание Героя Советского союза – Алашаеев.

Еще одним ценным экспонатом считается АНТ-4, моноплан, то есть металлический бомбардировщик, впервые сумевший преодолеть расстояние, отделяющее границы СССР от США, в конце 20-х годов прошлого столетия.

Интересует посетителей и самолет Ту-144 – первая модель сверхзвукового воздушного транспорта, обслуживающая в 70-х годах прошлого века маршрут от Москвы до Алма-Аты. Стоит отметить, что музею был подарен этот экспонат французскими коллегами, так как ранее авиалайнер был выставлен для обозрения авиасалоне международного значения, расположенным в Ле-Бурже.

Весьма интересна история воздушного судна По-2. Первое название самолета – У-2, так как основное предназначение воздушного транспорта рассматривалось как учебное. Второе имя было присвоено модели после кончины Поликарпова – ученого инженера, сконструировавшего летальное средство. Производство самолетов началось в 30-х годах и длилось на протяжении 20 лет. За этот период в действие было запущено чуть более 30 единиц, используемых в годы войны, в качестве легких разведчиков. Именно эта модель известна, несомненно, многим под названием «кукурузник», отметившаяся во многих интересных фильмах, к примеру, в киноленте «В бой идут одни старики».

Контактные данные музея

Как показывают данные статистики, количество желающих осмотреть музейные экспонаты увеличивается с каждым годом. Ежегодно учреждение встречает более 10 тысяч туристов, что, впрочем, совершенно не удивляет. Ведь лучше осмотреть ценные и может быть единственные во всем мире модели воздушных судов своими глазами, чем просматривать фото на интернет-ресурсе.

Адрес музея – г. Ульяновск, улица Авиационная, дом 20а.

Режим работы музея авиации в Ульяновске:

  • понедельник считается выходным днем;
  • со вторника по пятницу музей открывает двери для посетителей с 10 часов утра и оканчивает работу в 17 часов вечера;
  • в субботние и воскресные дни учреждение обслуживает туристов до 16 часов.

Цена билета может варьироваться, поэтому уточнить этот вопрос рекомендуется заранее, посетив для этого официальный сайт заведения или позвонив по телефону: 8422-39-84-81.

На сайте музея размещена схема проезда из воздушного причала Ульяновска к заведению. Изучив эту информацию заранее, даже впервые прибывший турист без особых проблем сможет попасть на территорию музея, воспользовавшись, к примеру, услугами маршрутных такси. Анализируемый маршрут обслуживают несколько маршрутных такси:

  • №12;
  • №91;
  • №66.

Практически с каждым годом интерес к созданию гражданской авиации растет, что, несомненно, радует. Ведь это означает, что музей будет расти и развиваться, что, в свою очередь, поможет зародить интерес у самых маленьких посетителей. Ведь именно молодое, талантливое и заинтересованное поколение сможет в дальнейшем не только конструировать новые воздушные судна, но и производить испытания современных самолетов.

Читайте также:
Фото Магадана (69 фото)

Авиамузей в Ульяновске (Вторая поездка)

27 августа 2017 года мы ещё раз съездили в Авиамузей в Ульяновске.

Видеоэкскурсия по авиамузею в Ульяновске: Смотреть

Это наша вторая поездка в авиамузей. В прошлый раз мы были в нём 3 года назад: Авиамузей в Ульяновске.

В этот раз поездка было таким составом: Папа-Кирилл, Мама-Ирина, Дочь-Ксения(4 года) и сын-Степан(1 и 10 месяцев). В прошлую поездку Ксюше было всего 10 месяцев.

Выезжали из Чебоксар было пасмурно, но по приезду нас ждала солнечная погода. Время в пути – 3 часа. Дорога отличная: ровная и с разметкой по всему пути. В одном месте ремонт, но движение не затрудняет.

При входе появилась карта экспозиции музея.

Время работы авиамузея в Ульяновске:

Адрес: г. Ульяновск, ул. Авиационная-20а

маршрутные такси №№ 12, 66, 91

При входе в музей расположены модели самолётов в разрезе:

Стоимость входного билета для взрослого – 100 рублей. Ещё 50 рублей взяли за фотографирование.

(Я отвлёкся на детей и только потом понял, что билетов нам не дали. По моему – это не правильно)

Панорама входе в музей из кассы

Степан увидел самолёты.

Павильон

Для начала заглянем в павильон слева от входа:

Двигатели также лежат у входа, но теперь перетянуты ленточкой. А в прошлый раз к ним можно было подойти. Но это для нашей же безопасности.

Самолёт У-2(По-2)

Самолёт Як-12М

“Добролет”- Ак-1

На стене “Исторические вехи развития гражданской авиации ссср”

Общая панорама павильона:

Выходим из павильона и начинаем обход экспозиции музея. Нас встречает самолёт Ан-14 “Пчёлка”. В этот раз самолёт открыли и был свободный доступ внутрь.

Полная кабина счастливых детей всех возрастов.

Далее АН-24

Необычный самолёт M-15 “Belfegor”

L-410 Turbolet

Далее расположены вертолёты:

Ми-1

Вертолёт Ми-8 покрасили – теперь он как конфетка

Ми-4

Решили сделать небольшой пикник и подкрепиться печеньем.

А вы знаете как правильно есть “Курабье”?

Ми-6

Появилась новинка: Пожарный автомобиль

Вернёмся к самолётам:

Подготовленный к покраске Ил-62

Самолёт Ил-18

Дедушка АНТ-4

Ближайшие родственники: Ту-116 и Ту-114

И самый главный экспонат выставки: Ту-144

На соседней дороже расположены:

Ан-2

Л-29 “Дельфин”

Ил-28

Истребитель Миг-25

Самолёт Як-40. В музее несколько самолётов Як-40.

Ещё один Ан-24

Як-42

Ил-14

Большой Ил-62М

Огромный Ил-86

2 самолёта Ту-154

Как и в прошлый раз был открыт доступ внутрь самолёта Ту-124.

Там тоже повсюду сновал экипаж детей.

Мы всей семьёй почувствовал себя пилотами.

Степан был самым отважным пилотом Ту-124

После обхода всего музея мы вернулись к Ан-14. Дети долго играли внутри самолёта. Удалось вытащить их только к закрытию музея.

Эмоции Степана словами не передать, лучше один раз увидеть! Такие эмоции мы и сами видели в первый раз

doner

Russian Adventurist / блог Артёма Чечкенёва

Летать на самолётах доводилось, даже кино внутри самолёта поснимать довелось, а вот в музее гражданской авиации побывал впервые. Да что там в музее, побывал на борту первого в мире сверхзвукового лайнера Ту-144, того самого, что летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году.

2. Итак, головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Находится музей в Ульяновске неподалёку от аэропорта Ульяновск Центральный. Имеет лётное поле и 4 зала с экспонатами, иллюстрирующими историю авиации со времён гражданской войны до наших дней. По общему количеству экспонатов является крупнейшим в стране авиационным музеем.

Читайте также:
Фотографии Паласио Бароло

3. В музее под открытым небом содержится ряд уникальнейших экспонатов. Особенностью последних, является тот факт, что практически все летательные аппараты прибыли сюда своим ходом.

4. Начну, пожалуй, с главной жемчужины экспозиции. Первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144.
Из 16 выпущенных экземпляров Ту-144, всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах (Москва — Алма-Ата) – это борты под № 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея. Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144. На борт самолёта доступ закрыт, но нас, каким-то чудом, туда пустили.

5. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».

6. Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей. Расход топлива составлял 30 тонн на час полёта, а до Алма-Аты самолёт долетал за 2 часа.

7. Так выглядит салон Ту-144 сегодня, вся внутренняя отделка родная.

8. Откидные столики в общем классе, если тех кто летал на Ту-144 можно таковыми назвать, и столик/стойка из бизнес класса.

9. Расстояние до кресел. Кто из авиакомпаний сейчас может этим похвастаться?

10. Буржуазные кресла и дубовые столы в бизнес классе. Всего 8 мест.

11. Вид на кабину пилота.

13. Ещё один экспонат под открытым небом, Ту-124, 1962 год. Доступ на борт самолёта открыт для всех желающих.

15. Кабина пилота.

16. Вид с места маханника.

17. Идём дальше. Перед нами АНТ-4 (ТБ-1). Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.
Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года, а в 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва – Нью-Йорк. В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных!

18. Ещё одна гордость Российско авиации. Ми-6 – тяжёлый многоцелевой вертолёт. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. Кроме того, частично и моя гордость, так как мой дядя летал на таком в течении 30 лет (если не путаю). Да и сейчас, полагаю, легко поднимет его в воздух.

19. Ещё один уникальный экспонат – Ту-116. Специально переоборудованный из бомбардировщика Ту-95 пассажирскиий самолёт для дальних полётов руководства СССР, построенный на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114. Всего было построено два экземпляра, до наших дней дожил только один. Он перед вами.

20. Реплика первого трёхместного советского пассажирского самолёта АК-1. Самолёт был построен в единственном экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота. В музее представлена точная копия самолёта, изготовленная в 1986 году.

21. По соседству с АК-1 стоит малыш именуемый МЕЧТА, и голова вождя. Не будем забывать, где находится музей.

22. На фотографии слева Ту-114. Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт. Летал в США, Кубу, Японию. На переднем плане справа – легендарный «Кукурузник» Ан-2. Сейчас в мире эксплуатируется более двух тысяч подобных самолётов, многие из них летают уже более 40 лет.

Рассказал и показал малую часть экспозиции, в надежде, что вы сами захотите туда попасть. Оно того стоит. И вход всего 100 рублей.

Вот, такой, патриотической гордости пост получился ко дню России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: