Скалы Австралии

Таинственная и многоликая Улуру

Австралийский континент, такой далекий и таинственный, манит к себе необычайной красоты пейзажами, чистым воздухом и самобытной культурой аборигенов. Там, среди бескрайних равнин, находится загадочная гора Улуру (Uluru), которая с высоты похожа на огромного спящего слона. Это крупнейший монолит на планете: в основании размером 3 на 3,5 км, а в высоту поднимается более чем на 170 метров.

Знакомство с Улуру

Главной особенностью скалы остается удивительная смена цвета. Улуру состоит из песчаника, чьи свойства обуславливают то, что в разное время она окрашена по-разному:

  • темно-лиловая на рассвете,
  • пурпурно-красная, затем розовая в первой половине дня,
  • золотой оттенок проявляется под полуденным солнцем,
  • голубой с сиреневым отливом она становится во время дождя.

Причудливость природы усиливает то, что под этой скалой есть подземные озера, лишь в некоторых местах выходящие на поверхность небольшими водоемами внутри пещер. Поэтому более 400 тысяч туристов ежегодно посещают это загадочное место. А туристические фирмы охотно включают экскурсии на Улуру в свои туры. Но, все же, приобретая путевки в Австралию, стоит убедиться, что в них запланировано это незабываемое путешествие.

История чуда

Древнейшая таинственная скала возрастом около 700 млн лет. Племя Анангу дало ей название Улуру. Примечательно то, что это слово никак не переводится с местного языка, а обозначает именно эту гору. Около 10 тысяч лет вблизи священной горы селятся люди, подтверждением тому служат наскальные рисунки в удивительных нависающих пещерах. На стенах можно разобрать изображения местных божеств: змею Кунию, покровительницу одноименного племени и Змею Лиру, защитницу племени Заячьего Кенгуру. По преданиям нанесены были рисунки великанами. Выжить людям в столь суровых условиях помогал источник питьевой воды, бьющий прямо у подножия горы.

Европейцы открыли для себя это чудо только в 1892 году: путешественник Эрнест Джайлс был поражен необычайностью пейзажа, и с тех пор туристы стремятся увидеть величественную скалу. Чуть ранее, в 1873 году, подробное ее описание составил британский исследователь Уильям Госс, первым поднявшийся на вершину и давший ей европейское название Айерс Рок – скала Айерс (по имени Генри Айерса, губернатора Южной Австралии). Сейчас гора официально имеет двойное название Улуру – Айерс рок.

Улуру туристическая

Прежде чем попасть на континент, необходимо получить разрешение на посещение страны. Местные власти установили довольно строгие требования, поэтому лучше найти надежную компанию, которая поможет оформить документы для визы по всем правилам и самостоятельно передаст их в Посольство. Также следует обратить внимание на то, что для каждого вида визы есть свои нюансы оформления.

Австралийская знаменитость находится в центре континента, в штате Северная Территория. От Сиднея до ближайшего города Алис-Спрингс лететь более 3 часов. Затем необходимо добраться до городка Юлара, откуда отправляются экскурсии в Национальный парк Улуру-Ката Тьюта.

Входной именной билет стоимостью 25 долларов действителен три дня. За это время можно не торопясь осмотреть весь Национальный Парк. Аборигены защищают свою святыню, поэтому ездить можно только по намеченным туристическим маршрутам.

Хотя забираться на скалу считается святотатством, все же есть оборудованная тропа с перилами, предохраняющими от падения. На вершине туристов ждет сюрприз: металлический щит, на котором отмечены стороны света.

Однако, следует уважать чувства аборигенов и не фотографировать гору в двух священных местах. В конце дня для желающих запечатлеть красоту Улуру организовывается точка съемки на специальной площадке с уютными креслами.

Хотите познакомиться с «сердцем» Австралии, скалой Улуру? Посещение этой уникальной горы-хамелеона включено в тур «Австралийская экзотика».

Интересные факты

Удивительный рельеф скалы в виде многочисленных борозд и круглых выбоин аборигены считают следами собаки Кура-Пуньи. Как гласит предание, огромное животное размером с дом готовилось напасть на охотников. Вдруг раздался крик кукабарры, разбудивший людей, и они спаслись от клыков чудовища.

Вторая зловещая легенда описывает историю появления Улуру. Племя Виндулка пригласило в гости племена Мала (заячьи кенгуру) и Куния (змеи). Однако они увлеклись женщинами-ящерицами и не явились. Тогда Виндулки наслали на них зловещих собак без шерсти и ядовитых змей. В результате той масштабной битвы Мала и Куния погибли, а из глубин земли поднялась Улуру, чтобы заключить в себе души воинов. С тех пор гора считается священной, а тот, кто возьмет от нее частичку, будет проклят. Так это или нет – тайна, но сотни туристов отправляют по почте обратно куски скалы…

Уникальные наскальные рисунки чуть не исчезли. Дело в том, что раньше гиды обливали стены водой для того, чтобы можно было четче рассмотреть изображения. Из-за этого нижняя часть рисунков стала стираться. К счастью, это вовремя заметили и запретили.

Существует несколько версий о том, что же такое Улуру:

  1. «Горный айсберг», который соединяется под землей с горой Ольгой (Ката Тьюта), названной в честь великой княжны, дочери Российского императора Николая I.
  2. Метеорит, врезавшийся в землю.
  3. Остаток древней горной цепи, разрушившейся за миллионы лет. Частички породы разнеслись по округе, а скала подверглась эрозии и приобрела округлые очертания с глубокими бороздами от стекающих ливневых потоков. Именно смена ураганов и жары привела к тому, что песчаник покрылся трещинами глубиной до 2м.
Читайте также:
Трудоустройство в Макао

Гора Улуру, Айерс Рок, Красная гора – священное место для аборигенов и сильнейший магнит для туристов. Знаменитая визитная карточка Австралии признана ЮНЕСКО восьмым чудом света и занесена в Список Всемирного Наследия. Удивительное место, несущее неизгладимые впечатления, очередной раз напоминающее о красоте природы, созданной Всевышним.

Улуру

Улуру́ (А́йерс-Рок) (англ. Uluru ) — сформировавшаяся около 680 миллионов лет назад в Австралии массивная оранжево-коричневая скала овальной формы. Расположена в «регионе» Центральная Австралия (en.) — самом южном административном районе Северной Территории в центре континента в 450 км к юго-западу от города Алис-Спрингс. В 18 км севернее от Улуру находится курортный городок Юлара (en.) с зоной отдыха и обслуживания туристов, на границе которого построен аэропорт Айерс-Рок (en.).

Длина Улуру составляет 3,6 км, ширина — около 3 км, высота — 348 метров. Основание изрезано пещерами, украшенными древними наскальными рисунками и резьбой по камню. По мифам аборигенов когда-то здесь обитал хозяин горы — водяной питон. А на крутом склоне жил чёрный варан. Аборигены проводят обряды у священной скалы.

Некогда в центре континента возвышался горный массив, представляющий собой остров посреди озера Амадиус. Продукты разрушения горных пород откладывались на дне водоёма, сформировав скалу, которая по внешнему виду напоминает лежащего на боку гигантского слона.

Содержание

Открытие

Впервые Улуру описал Вильям Кристин Гросс в 1873 г. и назвал его Айерс-рок в честь губернатора Южной Австралии Генри Айерса. По настоянию аборигенов название в 70-е годы было возвращено.

Удивительный камень

Издалека монолит Улуру выглядит совсем гладким, однако вблизи на поверхности отчётливо заметны неровности, трещины и борозды.

Хотя скала расположена в центре пустыни, на регион ежегодно обрушиваются ураганы, принося проливные дожди. Пустынный климат характерен колебаниями температуры: ночи здесь холодные, а полуденная жара достигает 38 °C. Камень при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, что и вызывает его растрескивание.

Уникальный горный исполин состоит из красного песчаника, особые свойства которого позволяют ему менять цвет в зависимости от освещения в течение суток. На рассвете чёрный силуэт горы светлеет, приобретая темно-лиловый оттенок. Солнце поднимается все выше, и Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотым. Весь день продолжается фантастическая игра цвета. К вечеру гора-«хамелеон» превращается в тёмный силуэт на фоне пустыни.

Рядом с Улуру расположен ещё один знаменитый комплекс — Ката Тьюта (Kata Tjuta, «Много голов»), также известный под названием Гора Ольга. Он состоит из нескольких темно-красных гор округлой формы, самая высокая из которых достигает 546 м.

Первым европейцем, увидевшим Улуру в 1872 г., был Эрнест Джайлз. Он заметил скалу с берегов озера Амадиус, однако достичь её не смог. А через год на вершину чудо-горы поднялся английский исследователь Уильям Госс; он и назвал каменную глыбу Айерс-рок в честь госсекретаря Южной Австралии Генри Айерса, ставшего позднее премьер-министром страны.

Туристы начали посещать это место лишь в 1950 г., после завершения строительства магистрали через местность, в которой расположен Улуру.

В период с 1931 по 1946 г. вершину монолита покорили 22 смельчака. Уже к 1969 г. число туристов со всего мира, ежегодно посещающих Улуру, возросло до 23 тысяч, а на сегодняшний день достигло полумиллиона. В связи с этим возникла серьёзная проблема в статусе Улуру как туристического объекта, с одной стороны, и объекта поклонения для местных жителей — с другой (согласно древним преданиям, общение с горой придаёт человеку силы).

Состав породы

Монолит породы состоит из серого грубозернистого аркозового песчаника, который образуется за счёт разрушения гранитов. Анализ показал наличие в нем полевого шпата, кварца и оксидов железа. Именно железо и придает массиву «ржавый» цвет.

Место поклонения

Археологи полагают, что аборигены населяли районы, прилегающие к Улуру, ещё 10 тыс. лет назад. По верованиям местного племени анангу, к земле необходимо относиться с почтением как к колыбели жизни и кормилице. Благодаря бьющему из-под земли ключу и пещерам в течение сотен лет Улуру была прибежищем для древних племён.

У ее подножия, а также в пещерах сохранились образцы древней наскальной живописи. Однако эти рисунки не дают однозначного представления об истории возникновения Улуру, вынося на суд современников несколько версий. Множество легенд повествует о создании сказочной горы; по одной из них, её сотворили древние великаны. На скале изображены наиболее почитаемые божества аборигенов: Мала («Заячий кенгуру»), Куния («Женщина-питон») и Лиру («Коричневая змея»). У подножия скалы находится источник воды, где на водопой приходят животные.

Читайте также:
В Иерусалиме востребована профессия врачей

В 100 км к югу от Улуру расположен массив Масгрейв.

С 1977 г. Улуру входит в состав биосферного заповедника национального и мирового значения, который внесен в список ЮНЕСКО. В 1987 г. заповедник причислен к памятникам мирового значения.

Собственность аборигенов

С 26 октября 1985 г. Улуру официально принадлежит племени анангу, правда, каменный гигант был сдан в аренду правительству сроком на 99 лет для использования в качестве национального парка. Ежегодная плата за аренду составляет 75 тыс. долларов плюс 20 % от каждого входного билета. Аборигены заинтересованы в развитии туризма и в соответствии с соглашением не препятствуют посещению вершины Улуру, к которой ведёт их священная тропа. К сожалению, взбираясь на вершину каменного исполина, туристы, которых анангу называют minga («чёрные муравьи»), не всегда ведут себя цивилизованно и загрязняют прилегающую к Айерс-рок территорию. Высокая температура воздуха и скользкая поверхность скалы превращают двухчасовой подъём на гору в небезопасное путешествие: здесь ежегодно гибнут туристы в результате падений, сердечных приступов и солнечных ударов. Коренные жители преисполнены надежды, что в скором будущем приезжие будут любоваться их древней горой, не испытывая потребности в восхождении на её вершину.

Гора Улуру – мистическое место в австралийской пустыне

Гора Улуру (Uluru) популярная достопримечательность австралийского континента. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают, чтобы увидеть это чудо природы. А посмотреть есть на что. Улуру имеет необычную форму, цвет горы меняется в течение дня. До сих пор ученые спорят о ее происхождении, а аборигены хранят множество древних мифов и легенд, связанных с необычной горой. Мистика и загадки – вот, что притягивает большинство туристов.

Фото Улуру размещены во всех туристических материалах Австралии. Краткое описание истории и наиболее известные легенды можно прочитать ниже.

Где находится гора Улуру

Гора расположена в центре континента, ближайший крупный город Алис-Спрингс – 450 км. До курорта Юлара – 18 км.

Как добраться: только на автомобиле.

История горы Улуру

В горном основании есть пещеры, стены которых покрывают древние рисунки. Ученые считают, что на территории района Улуру люди селились 10 000 лет назад. Здесь был подземный ключ, так что у жителей не было проблем с водой.

Первым, кто описал Улуру в 1873 г. был У. Госс – австралийский геолог и исследователь. Он назвал монолит Эйерс-рок. За год до этого гору увидел первый европеец – это был известный путешественник Э. Джайлс. Позже, по настоянию аборигенов было возвращено старое название.

Массовые посещения туристами начались в середине XX столетия. В этот период было завершено строительство магистрали, и добираться до загадочной горы стало несложно.

В 1977 г. гора стала частью биозаповедника, внесенного в список ЮНЕСКО. Через 10 лет заповедник вошел в перечень памятников, имеющих мировое значение.

Название

Название горы древнее, видимо этим и объясняется большое количество версий его происхождения. Всего их четыре:

  • имя кого-то, кто жил возле горы;
  • место встречи, на языке аборигенов;
  • обитель предков, на языке другого племени;
  • гора, на еще одном местном наречии.

Происхождение горы

Единой версии происхождения горы нет. Есть несколько теорий, рассмотрим наиболее популярные.

Некоторые геологи выдвигают версию, что гора возникла на дне озера из осадочных пород. Большой остров находился среди озера. Он разрушался, и его остатки спрессовались на дне древнего водоема. Так за миллионы лет образовалась гора.

Другие ученые придерживаются теории, что гора образовалась в процессе эрозии. В процессе, который занял несколько миллионов лет, происходило разрушение возвышенностей под влиянием природных процессов. В результате пересеченная местность превратилась в равнину. Улуру, по этой версии, является остатком бывшего горного массива.

Многие из исследователей горы утверждают, что подземная часть намного больше наземной и уходит на 5 – 6 км вглубь земли.

Кто хозяин горы?

В 1985 г. официальным владельцем Улуру стало местное племя анангу. Племя сдало гору в аренду национальному парку на 99 лет.

Ежегодно анангу получают за аренду 75 000 дол. и пятую часть от проданных билетов. Чем больше туристов, тем больше заработок, поэтому анангу не препятствуют многочисленным туристам, хотя Улуру для них священна. Единственно, что они пытаются ограничить – подъем на вершину. Каждый год гибнут несколько человек. Среди причин – проблемы с сердцем, солнечные удары, падения.

Особенности Улуру

Гора имеет необычную форму. Она выглядит как огромный овальный горб. По данным из Википедии, ее размеры: длина – 3 километра 600 метров, ширина – чуть менее 3 километров, высота – 348 метров.

Если смотреть издалека, то монолит кажется гладким, при приближении видны многочисленные борозды и трещины на склонах. Основная особенность горы – изменение цвета. Этой особенностью Улуру обязана красному песчанику, из которого она состоит.

Зрелище удивительное, от рассвета и до полудня цвет меняется несколько раз – лиловая гора становится насыщенно красной, затем розовой, к 12.00 окрашивается в золотистый цвет. Анализ песчаника с горы показал, что в составе много железа. Именно этим ученые объясняют такую игру цвета.

Читайте также:
Луанда - столица Анголы

Улуру возвышается среди пустыни. Ее видно даже из космоса. Видимая часть – верхушка, основная часть скалы находится под землей.

Территория возле горы имеет скудную растительность. Местная флора представлена эвкалиптом, изредка встречается пустынный дуб, трава. Животный мир более разнообразен: страусы, кенгуру, динго, кролики, рептилии, змеи. Горную вершину облюбовали орлы.

Мифы и легенды

Множество мифов, легенд и суеверий связано с Улуру. Познакомимся с самыми распространенными.

О пещерах

Есть несколько пещер, в которые не пускают посторонних. Аборигены считают их священными, по их поверьям именно в этих пещерах находится проход в потусторонний мир. Местные верят, что внутри гора пустая, а в глубине есть источник энергии.

О мифической собаке

Склоны горы покрыты вмятинами и бороздами, по легенде это следы огромного мифического пса Кура-Пуньи. Пес-людоед крался к стойбищу охотников, но другой мифический персонаж – птица кукабарра предупредила людей, и они спаслись.

О проклятых камнях

Возле Улуру жили племена Мала и Куния. Племя Виндулка пригласило Мала и Куния на торжество. Но гости не пришли, так как увлеклись ухаживанием за женщинами племени Лиру. Разозленные хозяева праздника решили отомстить за нанесенную обиду. Колдун племени наслал на Мала и Куния стаю собак и ядовитых змей. Оба племени были уничтожены, а души погибших заключены в Улуру. Именно по этой причине, каждый, кто возьмет камень с горы и унесет его, будет несчастен.

Местные никогда не берут камни, а вот туристы не очень доверяют легенде и стараются прихватить сувенир. Что интересно, многие потом пытаются вернуть камни обратно и высылают их почтой.

О мифическом животном

Местные племена считают Улуру волшебным зверем, который засунул голову в песок и окаменел. Но раз в году он оживает, вытаскивает голову, осматривает окрестности. В этот день (его дату вычисляют шаманы) аборигены проводят праздник. Представители всех австралийских племен съезжаются к Улуру. Одни обращаются к зверю с просьбами, другие просят прощения и избавления от неприятностей.

О двух мирах

Местные уверены, что гора является проходом между двух миров. По их убеждениям здесь находится переход в мир духов. Много столетий возле Улуру проводятся обряды. У аборигенов табу на поднятие на вершину горы. Они считают, что нарушив запрет, навлекут на себя страшные беды.

Кто-то из туристов прислушивается к словам местных, кто-то считает все легенды сказками и совершают подъем на гору. Ежегодно несколько человек погибает при восхождении на гору, в основном от проблем с сердцем. Аборигены даже просили официально запретить подъем на Улуру.

Экскурсия

Туристическая инфраструктура рядом с горой отсутствует. Экскурсанты останавливаются в 18 км, в маленьком городе Юлара.

Организованная экскурсия включает трансфер, услуги гида. На месте туристы узнают историю и самые интересные легенды Улуру. Вокруг горы проходит тропа – ее протяженность 9 000 метров. Путешествие позволит увидеть древние рисунки, которыми покрыты стены пещер. Желающие смогут подняться на вершину горы.

Для подъема на гору оборудована только одна тропа. Первые несколько десятков метров без поручней, держаться не за что. Выше поручни есть. Обычно подъем занимает около часа.

Восхождение запрещено, если температура воздуха выше 36 градусов и при сильном ветре.

Интересные факты

  • Недавно в районе Улуру были замечены странные летающие объекты треугольной формы. Их заметили местные астрономы и туристы. Радары НЛО не зафиксировали.
  • Улуру остается загадкой для синоптиков. Время от времени, не каждый год, в районе горы происходит странное явление. В жаркий, солнечный день внезапно поднимается сильный ветер, небо стремительно затягивают тучи. Начинается ливень, длящийся несколько минут. Заканчивается все так же внезапно, как и начинается. Рассеиваются тучи, светит солнце. Дождевая вода сильными потоками стекает с горы, которая приобретает яркий, красный цвет. Что интересно, синоптикам ни разу не удалось сделать прогноз такого дождя, зато аборигены чувствуют его приближение за несколько недель, они стягиваются к горе. Видимо для них это явление имеет какое-то ритуальное значение.
  • Запрещено делать фото Улуру в двух местах. Эти места аборигены используют для ритуала инициации.
  • За несколько десятилетий при восхождении на Улуру погибло 37 человек.
  • Улуру имеет второе название, более современно, но менее известное – Айерс-рок.

Цены на билеты

Стоимость посещения Улуру – 30 долларов. Билет действует в течение 3-х дней.

Что посмотреть рядом

  • Юлара – курортный городок, в котором в год останавливается 500 тысяч туристов перед посещением Улуру и Ката Тжута. Здесь есть дорогие отели и демократичные кемпинги. В городке есть туристический центр, где можно узнать любую информацию, купить билеты, заказать экскурсию. В Юлара есть все, что может понадобиться туристам – кафе и рестораны, отделения банков, супермаркет, детский центр, магазины сувениров.
  • Ката Тжута, по австралийским понятиям, находится рядом с Улуру, всего час езды. Буквальный перевод названия «много голов». Горный массив имеет несколько фрагментов. Ката Тжута также является местом, которое имеет для аборигенов священное значение. Женщины анангу не могут посещать это место.
  • Пустыня Симпсон является частью парка Улуру. Ее основная особенность – ярко красный песок. Пейзаж пустыни выглядит так, что кажется инопланетным. Высокие дюны соседствуют с каменистыми равнинами и пространством, которое покрывает корка из высохшей глины. По отзывам туристов, вряд ли это место можно назвать красивым, скорее необычным.
Читайте также:
Фото Эрдэнэта (45 фото)

Гора Улуру не только туристическая достопримечательность, для местных племен это место силы, священный объект. Странные явления, связанные с горой, легенды, мифы – настоящий магнит для туристов.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Скала Улуру

Айерс-Рок – настоящее чудо природы, не имеющее аналогов не только на австралийском материке, но и во всем мире.

Эта уникальная гора, обособленная от всех горных массивов, находится в Центральной Австралии, на самом юге Северной Территории – особого федеративного объекта государства. Скалу Айерс-Рок посещает практически каждый турист, приезжающий на материк. Это объясняется ее удобным расположением в центре континента: в 18 км к северу от достопримечательности расположен небольшой курорт Юлара с развитой инфраструктурой и собственным аэропортом.

Что представляет собой Айерс-Рок

Существуют несколько версий происхождения горы, основными из которых являются следующие:

  • По мнению ученых, в древние времена скала Улуру представляла собой часть горного массива, образовавшего целый остров на соленом озере Амадиус. Особенность данного водоема заключается в том, что он как в древние времена, так и сейчас пересыхает в засушливый сезон. Исследователи предполагают, что к образованию знаменитой вершины Айерс-Рок в Австралии привела эрозия – постепенное выветривание горных пород. Продукты разрушения минералов на протяжении веков откладывались на дне озера, формируя огромную скалу.
  • Некоторые уфологи считают, что гора Айерс-Рок на фото выглядит слишком необычно и загадочно, поэтому не может иметь земное происхождение. Ведь внешне скала очень напоминает огромного слона, упавшего на бок. По их расчетам, она является гигантским метеоритом, приземлившимся на равнину несколько тысяч лет назад, или даже продуктом деятельности инопланетных цивилизаций.

В высоту скала возвышается почти на 350 м. Чтобы обойти ее по периметру, придется запастись терпением: длина горы Улуру (так ее называют австралийские аборигены) равна почти 4 км, а ширина составляет 3 км. Это внушительное скальное образование необычной овальной формы, возраст которого насчитывает примерно 700 миллионов лет.

Интересно, что свое европейское название скала получила в честь Генри Айерса, управлявшего провинцией Южная Австралия. Увековечить имя выдающегося политика в 1870-х годах решил ученый Вильям Госс, однако коренные жители во второй половине ХХ века настояли на возвращении монолиту Улуру его первоначального наименования.

Издали вершина выглядит абсолютно гладкой, но если подойти к ней ближе, на поверхности заметны микроскопические трещины и достаточно заметные борозды. Они расположены параллельно друг другу, а глубина некоторых из них достигает 2 м. В основании скалы Улуру находятся одни из самых таинственных пещер Австралии, украшенные оригинальными наскальными рисунками и узорами, вырезанными прямо в камне.

Хотя гора возвышается в центре пустынного региона, здесь каждый год бушуют ураганы и идут проливные дожди. Поэтому перед путешествием обязательно просмотрите прогноз погоды. Климат вблизи Айерс-Рок впечатляет значительными температурными колебаниями: ночью здесь очень холодно, вплоть до заморозков, а днем столбик термометра может повышаться до +38 °С. Во время поездки обязательно захватите с собой как теплые вещи (если планируете вечерние прогулки), так и солнцезащитные средства, чтобы не обгореть.

Подобными погодными условиями объясняется и растрескивание монолита. При нагревании происходит расширение натурального камня, в ночное время резко сменяющееся его сжатием по причине резкого охлаждения. Сама скала состоит из красноватого песчаника, постоянно изменяющего свой оттенок в зависимости от степени освещенности. На протяжении суток ее окраска варьируется от насыщенно-лилового и пурпурного до розового и золотого. Метаморфозы цвета продолжаются постоянно на протяжении дня, а ночью Улуру превращается в гигантскую темную башню на фоне пустыни.

Песчаник Айерс-Рок имеет грубозернистую структуру и является продуктом деструкции природного гранита. В нем обнаружены кварцевые минералы, полевой шпат и окислы железа, придающие вершине характерный красно-коричневый оттенок.

Читайте также:
Редактирование фотографии на сайте госуслуг

Хотя Улуру уже давно входит в состав национального парка и относится к туристическим объектам, для аборигенов Австралии гора имеет действительно сакральное значение.

Согласно мифам туземцев, хозяином скалы считался питон, обитавший в местном водоеме, а на склонах обустроил себе жилище черный варан. В честь этих священных животных местные жители и в наше время проводят обряды у подножия Айерс-Рок.

У племени анангу, обитающего здесь с незапамятных времен, к Улуру особое отношение. Их предания гласят, что ее создали сказочные великаны. Благодаря источнику, бьющему из недр земли, и уединенным пещерам предки современных аборигенов смогли выжить в недружелюбной пустыне, поэтому скала почитается их потомками как кормилица. К ключу, протекающему у основания скалы, до сих пор приходят на водопой многочисленные представители австралийской фауны.

В определенных местах горы можно увидеть интересные образцы наскальной живописи, изображающие туземных богов: Малу, Кунию и Лиру. Согласно преданиям, они принимали образы кенгуру, питона и коричневой змеи соответственно.

Экскурсии в Айерс-Рок

Путешествие в Улуру удобно совместить с осмотром заповедника Ката Тьюта. Он находится в более чем 450 км от небольшого городка Алис-Спрингс. Местные гиды с удовольствием проведут вас на вершину скалы по довольно крутой тропе длиной около 2 км, откуда открывается вид на близлежащую пустыню и небольшие рощи акаций и эвкалиптов у подножия. Здесь также можно осмотреть огромные вмятины в камне, напоминающие следы гигантских зверей и великанов.

После этого вам предложат осмотреть и другие достопримечательности Ката Тьюта, поскольку переход к ним будет довольно быстрым. Особо среди них выделяются 36 небольших скал, образующих купол и занимающих площадь около 40 км 2 . Высота купола превышает 500 м.

Вход на территорию парка Ката Тьюта, где находится Айерс-Рок, платный. Заповедник открыт для осмотра круглый год. Стоимость билета составляет:

  • для взрослого – 25 AUD;
  • для ребенка от 5 до 15 лет – 12,5 AUD;
  • для детей до 4 лет – бесплатно;
  • семейный билет – 65 AUD.

Знатоки рекомендуют посещать Улуру с мая по сентябрь, когда погода остается довольно теплой, однако дожди идут редко и вам не придется добираться туда по грязи. С декабря по февраль погода очень жаркая, так что лучше всего отправляться в такое путешествие до 11.00 и брать с собой побольше воды. Парк открыт для посещений с 5.00 до 19.30-21.00 в зависимости от месяца. В окрестностях Улуру работает несколько отелей и ресторанов.

Как добраться до скалы Улуру

Доехать до Айерс-Рок и национального парка Ката Тьюта можно двумя способами:

  • На самолете. Местный аэропорт регулярно принимает авиарейсы компаний Virgin Blue и Jestar из Сиднея. Перелет занимает не более 3 часов. В аэропорту Айерс-Рок предоставляется услуга аренды автомобилей.
  • На машине. Путешествие по автомаршруту Аделаида-Айерс-Рок окажется очень приятным, поскольку вы увидите достопримечательности города Алис-Спрингс, Королевский каньон и другие известные достопримечательности Австралии. Продолжительность пути от Алис-Спрингс до Улуру составляет 4,5 часа.

Поездка в Айерс-Рок позволит вам составить наиболее полное представление о необычной природе, ландшафте и климате Австралии.

Национальный парк Улуру-Ката Тхута – оранжевое сердце Австралии

Австралия – континент, на небольшой площади которого расположено множество совершенно разных географических объектов, включая горы и пустыни. Поэтому каждый местный заповедник обладает своим уникальным ландшафтом. В их числе и парк с интересным названием Улуру – Ката-Тьюта, который с удовольствием посещают тысячи туристов со всего света.

Общая информация

Национальный парк Улуру – Ката-Тьюта был основан в 1958 году. Территория заповедника небольшая – всего 1,3 км², причем большую ее часть занимает пустыня. Но при этом здесь можно обнаружить практически все виды растений, которые встречаются в центральных регионах Австралии. Заповедник находится под защитой ЮНЕСКО с 1987 года.

Аборигены

На землях заповедника проживают аборигены анангу (aṉangu). Большинство их представителей занимают должности проводников и проводят экскурсии для туристов. Благодаря тому, что создание заповедных территорий поспособствовало сохранению культуры этого древнего народа, национальный парк был награжден Золотой медалью Пикассо.

Скалы Улуру

Символом парка являются хорошо известные во всем мире скалы Улуру. Их высота достигает почти 350 метров, а ширина – примерно 3 км, длина – чуть более 3,6 км. Скалы имеют уникальный красно-оранжевый оттенок, которым они обязаны наличию в горной породе минерала гематита. На вершину можно подняться по специальной тропинке, и этой возможностью каждый год пользуются сотни человек.

Туристы, не увлекающиеся восхождениями, с удовольствием делают красочные снимки Урулу. Особенно эффектно скалы выглядят во время восхода и заката. Также путешественники посещают находящиеся у основания Урулу пещеры, стены которых украшают древние наскальные рисунки.

Растения и животные

Флора парка поражает разнообразием. Ученые насчитали здесь около 420 представителей мира растений. Они отлично приспособились к местному засушливому климату, а некоторые способны пережить даже пожар. Наиболее часто в заповеднике встречаются триодия (колючая, Базедова), акация безжилковая, несколько видов эвкалипта (косой, камадульский), а также гревиллея и ужовник обыкновенный.

Читайте также:
Как празднуют Пасху в Германии

Местные жители активно используют растения для собственных нужд. Из древесины изготавливают бытовую утварь, оружие и орудия труда, листья и коренья широко применяются в качестве лекарственных средств.

Среди представителей животного мира в парке обитают летучие мыши (ученые обнаружили 7 видов), большой рыжий кенгуру, одногорбые верблюды, множество птиц (страус эму, канюковый коршун, чернолицый ласточковый сорокопут). Многие животные являются объектом промысла аборигенов, но есть и те, охота на которых строго запрещена (пестрые и гигантские вараны).

Пешие маршруты

В заповеднике создано несколько маршрутов, рассчитанных на посетителей с разным уровнем подготовки и имеющих разную протяженность. Широкую популярность приобрела тропа, ведущая к скалам Урулу. Также путешественники часто прогуливаются по тропе, называемой Долина ветров (ее протяженность – около 7 км). Опытные туристы советуют выходить как можно раньше, потому что днем в парке появляются толпы людей, и насладиться красотой пейзажей в тишине и расслабленной атмосфере не получится.

Национальный парк Улуру – Ката-Тьюта – уникальное место, способное очаровать своих гостей с первого взгляда. Стоит посетить заповедник хотя бы однажды, чтобы обеспечить себе множество удивительных воспоминаний.

Улуру – тайна австралийской пустыни

Необычные, таинственные события происходят вокруг национального австралийского парка Улуру. Туристы, незаконно берущие с собой на память кусочки от гигантского красного монолита, который до сегодняшнего дня остается святыней для австралийских аборигенов, неизменно возвращают их обратно из любой части земного шара.

Гора-хамелеон

«Менеджер парка Брук Уотсон говорит, что за последние 15 лет тысячи камешков были возвращены в парк по почте из Германии, Франции, Испании и других стран. Владельцы сувениров жалуются на мистическое невезение, связанное с обломками Улуру. Однажды, по словам Уотсона, из Германии даже пришла посылка с семикилограммовым кирпичиком.»

Все фрагменты скалы, получаемые персоналом парка, возвращаются на изначальное место, однако неизвестно, кончаются ли на этом неприятности их бывших хозяев. Уотсон предполагает, что Улуру не зря считается святым местом для аборигенов, по-видимому, оно действительно обладает некими таинственными свойствами.

…Самый большой монолит в мире Эйерс-Рок или Улуру (так он называется на языке аборигенов) расположен в 450 км от города Алис-Спрингс. В прошлом (да и сегодня тоже) он играл важную роль в мифологии племен, которые жили в его многочисленных пещерах. Высота монолита составляет 348 м, длина окружности 9 км.

Это самое священное место для аборигенов Австралии и приманка для туристов со всего мира, которые приезжают сюда, чтобы полюбоваться фантастической сменой красок Улуру на восходе и закате.

Когда солнце посылает на землю свои первые предрассветные лучи, Улуру начинает светлеть. Меняя цвет с черного на темно-лиловый, гигантский монолит приобретает все более отчетливые очертания. Затем небо озаряется солнечными лучами, и скала просто вспыхивает в буйстве красного и розового цветов, сменяющих друг друга с поразительной быстротой. Тени во впадинах исчезают, и вот уже вся скала залита дневным пустынным светом.

Игра цвета продолжается в течение всего дня. К вечеру бывает пройден весь спектр — от золотистых и розово-красных оттенков к рубиновому, малиново-красному и пурпурному. Постепенно «остынув», скала превращается с заходом солнца в черный силуэт на фоне пустыни.

Чудо это, как ни странно, имеет рациональное объяснение. Монолит состоит из красного песчаника с высоким содержанием полевого шпата. Анализ также показывает наличие разнообразных окислов железа. Благодаря такому набору веществ гора и меняет свой цвет в течение дня.

И все же у тех, кто побывал у подножья горы-хамелеона, на всю жизнь остается ощущение прикосновения к чему-то таинственному и возвышенному.

На вершину Улуру ведет специальная тропа. От нижней трети и до самой вершины установлены стойки и натянуты цепи. Наверху всегда дует очень сильный ветер.

Поверхность у горы чешуйчатая (чешуйки размером с тетрадный лист), между ними розоватые прожилки. Это похоже на шкуру линяющего животного. На тропе в некоторых местах предупредительные таблички: не входить, не фотографировать – святое место аборигенов.

По местным поверьям, внутри Улуру — пустая и там, в глубине камня, находится «источник священной энергии».

Духи Сна

Улуру давно уже является символом Австралии. Второе название — Эйерс-Рок — возникло в 1873 году, когда путешественник Уильям Госс увидел скалу и назвал ее в честь губернатора Южной Австралии Генри Эйрса.

Первое впечатление, испытываемое путешественником при виде скалы, которая видна с расстояния 100 км, — это ее контраст с окружающей равниной. Поражают и сами размеры скалы. Улуру часто упоминается как самый большой в мире монолит. Но на самом деле это всего лишь верхушка почти ушедшей под землю «горы», общая высота которой составляет, по оценкам специалистов, целых шесть километров!

Согласно верованиям племен, населяющих Западную пустыню, Улуру — это мифический зверь, засунувший голову в песок. Один раз в год ночью он поднимает голову и осматривает пустыню. Этот день определяют шаманы и объявляют праздник в честь священной горы.

Читайте также:
Еда и напитки в Марокко. Традиционные марокканские блюда

У священной горы собираются племена со всей Австралии. Одни – чтобы прикоснуться к камню руками, попросить для себя всяческих благ, а потом исполнить ритуальный танец. Другие племена считают гору обиталищем враждебных духов. Они просят у камня прощения и умоляют его забыть о них и не досаждать напастями.

Над загадкой Улуру ломают голову синоптики. Ещё ни одному из них не удалось точно предсказать приближение дождя к центру пустыни, где он проливается только над священной горой. Но аборигены чувствуют приближение дождя шестым чувством примерно за месяц и постепенно начинают стягиваться к монолиту.

Случается этот феномен далеко не каждый год. Палит солнце, стоит неимоверная жара и вдруг начинает дуть ветер, а затем небо быстро затягивается тучами. Сильный дождь, даже ливень, обрушивается внезапно, идет несколько минут и так же внезапно прекращается.

Однако вода продолжает еще некоторое время стекать с монолита вниз мощными потоками. Тучи рассеиваются, и в лучах солнца они кажутся потоками низвергающейся сверху крови. Улуру в этот момент становится более красной и яркой, чем в обычные дни.

Тысячелетиями аборигены Австралии почитали местную землю и ее рельеф как живых идолов. Священные ландшафты составляют основу их обрядов и преданий, поскольку земля рассматривается ими как физическое проявление Сна — вневременного момента, когда был сотворен мир. Аборигены верят, что священное место, включая и мистическую скалу, наделено особой силой.

Каждая община аборигенов несет ответственность за сохранность нескольких святилищ, посвященных подвигам различных небесных героев, или духов Сна, мифологических существ, сотворивших землю. Священное место выбирается и очерчивается на основе связанной с ним легенды о духе Сна.

Сохранять энергетику священного места поручено специальному стражу. Он руководит всеми ритуалами, является хранителем песен, а также вызывает духов Сна во время исполнения обрядов.

Улуру требует жертв

По убеждению местных племен, Улуру — это дверь между миром людей и духов. Рядом с ней аборигены веками совершали свои обряды. И сегодня их отношение к Улуру ничуть не изменилось.

Ни один абориген не осмеливается подняться на её вершину, так как это считается страшным святотатством, способным навлечь на человека страшный гнев духов.

Потомками существ-предков, которые создали всю местность в районе Улуру, является племя анангу. Его сегодняшние представители, являющиеся законными владельцами скалы, сдали ее в аренду австралийскому правительству для использования в качестве национального парка.

Обязанность анангу — следить за землей предков, не допускать ее физического и духовного загрязнения, поэтому аборигены против подъема туристов на вершину горы, и множество посетителей уважают их искренние убеждения.

Пять лет назад анангу даже временно закрыли гору для туристов в знак уважения к умершему местному вождю. Церемония похорон продолжалась три недели, и все это время аборигены категорически отказывались открывать скалу для посещений.

Авcтралийские политики предупреждали, что нежелание племени пускать на скалу туристов может подорвать туристическую отрасль, однако анангу были непреклонны. Пусть гора хоть немного отдохнет от бесцеремонных туристов, говорили они чиновникам.

Аборигены рассматривают скалолазание по горе Улуру как страшное святотатство. Каждая трещина, отметина, пустота, изгиб тропы, лужа или пучок травы имеют для них особый смысл. Но отнюдь не для некоторых искателей приключений.

Их не прельщают проложенные тропы вокруг не менее живописного основания скалы, которые проходят через пещеры и священные участки. Экстремалам требуется адреналин, и они получают его, карабкаясь по отвесны

Аборигены в ответ не устают предупреждать, что Улуру и по сей день забирает себе человеческие жизни, и поднявшимся на гору будет, мягко говоря, плохо в дальнейшем. Кто-то этим «байкам» не верит, но регулярные загадочные случаи с нечестивыми туристами подтверждают, что во многом аборигены правы.

Улуру обладает некой не поддающейся научному пониманию силой. Ежегодно, взбираясь на её вершину, несколько жаждущих острых впечатлений туристов обязательно гибнут от сердечной недостаточности.

Туристы, подбирающие камешки у монолита в качестве сувениров, также часто потом возвращают их обратно по почте, чтобы избавиться от странных неудач и несчастий, которые они им принесли.

Еще одно паранормальное явление, иногда отмечающееся в районе Улуру, — появление НЛО. Недавно там наблюдали странные летающие объекты в виде больших треугольников, о чем заявляли как австралийские астрономы, так и туристы. Однако эти объекты не были зафиксированы с помощью радаров.

Кстати, бог неба Ванджина, изображенный на рисунках в пещерах Улуру, очень похож на инопланетянина в шлеме…

За сотни лет до Заратустры на берегах Мургаба

Незадолго до Второй мировой войны в советской Центральной Азии начались систематические археологические раскопки. Этот регион представлял огромный интерес для археологов, так как вплоть до 1930-х гг. о его древнейшей истории было известно очень немного. Постепенно исследователям открывалась удивительная Бактрийско-Маргианская цивилизация бронзового века , поддерживавшая постоянные контакты с высокоразвитыми соседями: Месопотамией, Эламом, долиной Инда. Настоящим подвижником археологии был Виктор Иванович Сарианиди, советский, российский и туркменский археолог, открывший в древней дельте реки Мургаб, на территории современной Туркмении, множество поселений эпохи бронзы и раннего железного века — так называемую страну Маргуш.

Читайте также:
Музей авиационной техники Таганрог

В конце ноября в Государственном Музее искусств и народов Востока открылась выставка, посвященная истории и культуре этого древнего государства, которое располагалось на территории современного Туркменистана. Был проведен круглый стол, посвященный 90-летию со дня рождения Виктора Сарианиди (1929-2013). Об уникальных находках, сделанных в долине Мургаба Маргианской археологической экспедицией, «Фергане» рассказала ее нынешний руководитель, главный научный сотрудник, глава Центра антропоэкологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Надежда Дубова .

— Какие существовали предпосылки к поискам новой цивилизации именно в том месте, где она нашлась? Это была случайная находка или Сарианиди точно знал, что и где он ищет?

— Нет, у Виктора Ивановича не было цели найти что-то конкретное. Он работал на разных памятниках Узбекистана, Туркмении. В 1950-е годы работы велись в основном в предгорной части Копетдага. Раскопки шли и в Древнем Мерве. Никто тогда не предполагал, что под песками Каракумов могут скрываться поселения. Работая на одном памятнике, археологи обычно проводят разведку вокруг. Так, исследуя памятники около города Байрамали, экспедиция шла дальше на север, углубляясь в пески, в ту часть оазиса, которая была заселена приблизительно за 1000 лет до нашей эры. Параллельно с этими изысканиями в 1969-1979 годах осуществлялась большая Советско-Афганская археологическая экспедиция, основной задачей которой было составление археологической карты Северного Афганистана. Когда там были обнаружены памятники эпохи бронзы, Сарианиди обратил внимание на то, что находки оттуда очень похожи на находки, которые были сделаны в Туркмении. И в Мервском оазисе со временем археологи открывали все больше и больше памятников. Постоянно возникали мысли о каких-то параллелях. Сарианиди стал искать литературу и нашел статью крупнейшего советского востоковеда Василия Струве о том, что в некоторых древних надписях, в том числе и на Бехистунской скале в Иране, упоминается страна Маргуш. В Авесте упоминается страна Моуру. Струве собрал все известные на тот момент данные и предположил, что страна может располагаться в дельте реки Мургаб, где ее позднее и обнаружили. То есть Сарианиди нашел памятники, а потом стал размышлять, что это за памятники могут быть.

— Каков должен быть размах археологических находок, какой масштаб, чтобы присвоить статус «цивилизации»?

— Здесь дело не в количестве находок, а в том, что они из себя представляют. Гордон Чайлд сформулировал 10 пунктов, по которым можно отнести явление к цивилизации. Прежде всего это наличие городов, монументальной архитектуры, налоги или дань, интенсивная экономика, в том числе торговля, выделение ремесленников-специалистов, письменность и зачатки науки, развитое искусство, присутствие привилегированных классов и наличие государства. Часто говорят всего о трех признаках цивилизации: городах, монументальной архитектуре и письменности. Также должны быть развиты ремесла, для каждой страны они могут быть особенными. Должна быть и социальная стратификация общества. На городище Гонур-Депе, если смотреть на типы погребальных приношений и сооружений, прослеживается очень хорошая социальная структура: богатых около 5%, бедных около 10% и основная часть — 85% — это средний класс. Это очень благополучная ситуация для общества. Помимо перечисленного, должны быть развиты мировоззрение, система представлений о природе, о человеке, об обществе. В этом смысле мы очень мало знаем про Маргиану, но все-таки печати, изображения на сосудах, которые есть, иллюстрируют мифы, которые эти мировоззрения отражают. И последнее, чего как раз пока не обнаружено в Маргиане, это письменность. Есть отдельные знаки, но они не соединяются по 2-3 и более. Но мы думаем, что письменность в стране с так хорошо развитой культурой, архитектурой, искусством должна быть. Виктор Иванович верил, что письменность будет найдена. Верим в это и мы.

Аэрофото центральной части Гонур-депе, 2009 год
© Маргианская экспедиция

Аэрофото центральной Гонур-депе, 2004 год
© Маргианская экспедиция

Одна из «царских гробниц» Гонура, 2004 год
© Маргианская экспедиция

Общий вид «царского святилища Гонур-депе» после консервации стен, 2006 год

Стены гонурского кремля
© Маргианская экспедиция

Парадный вход во дворец Гонура, 2012 год
© Маргианская экспедиция

— Когда впервые было упомянуто название Маргиана (Маргуш)? При каких обстоятельствах? Маргуш более древнее название?

— Это разные языки. Дело в том, что язык, на котором говорили люди, жившие в то время, которое Виктор Иванович изучал, никто пока не знает. Лингвисты склоняются к тому, что это были языки, близкие к дравидийским — тем, на которых говорило и древнее население Индии. Современный туркменский язык относится к группе тюркских языков, но был период, когда на обширной территории, куда входил и весь южный Туркменистан, были распространены и индоиранские языки. Есть много точек зрения, как и откуда они пришли туда, и наш материал немного проясняет эту ситуацию. Самое раннее похожее упоминание страны, на которое опирался Струве, — это страна Моуру в Авесте, написанной на особом авестийском языке, который относится к группе древних иранских языков. Маргуш — это уже персидское слово, другая группа иранских языков. Маргиана появилась под греческим влиянием после завоеваний Александра Македонского. Струве предположил, а Сарианиди доказал археологически, что памятники в древней дельте реки Мургаб можно связать со страной, имевшей такой название. Сейчас большинство исследователей согласны, что речь идет об одной и той же стране.

Читайте также:
Фото Горного Бадахшана (69 фото)

— Существует ли теория возникновения цивилизации Маргуш и как и почему она погибла?

— Вообще, это не совсем правильное понимание, что если что-то возникло и мы о нем узнали, то оно должно обязательно погибнуть. Конечно, истощаются природные ресурсы, двигаются реки, воды становится меньше. Человек меняет окружающую его природную среду, ведется экстенсивное земледелие, эксплуатируется земля. Цивилизация Маргуш – очень яркий очаг эпохи бронзы, у нее много связей не только в Северном и Юго-Восточном Иране, но и в Северном Афганистане и Южном Таджикистане, на юге Узбекистана. И даже в Омане, совершенно другой области, находятся схожие элементы. Но что это за явление – Бактрийско-Маргианская культура, – до сих пор обсуждается.

Представляли ли они собой единство, пока сказать не может никто, все на пути изучения. Скорее всего, на разных территориях процессы шли в одном и том же направлении, какие-то передовые идеи воспринимались на местной почве и получали оригинальное развитие. Это прослеживается на всех памятниках. В процветающем виде Гонур-Депе существовал приблизительно до 1700 годов до нашей эры, уже в 1600-х был закат культуры в этом оазисе. Прежде всего потому, что воды стало меньше. Интересно, что верхушка общества, проживавшего там, переместилась в другой оазис, юго-западнее, где воды было больше. Многие пытаются говорить о том, что она перестала существовать, а на самом деле, если говорить именно про дельту Мургаба, то мы ее просто не знаем. Вероятнее, что древние жители просто перемещались за водой. То есть цивилизация не погибла, она просто сместилась.

— Есть ли сведения о том, что послужило толчком к развитию цивилизации в этом регионе?

— Есть точка зрения, что вся Бактрийско-Маргианская культура развилась в результате торговли. Геологи и палеогеографы сейчас изучают, как много было воды в Мургабе в то время. Вы, наверное, слышали, что когда-то Каспийское море соединялось с Аральским, там была река, теперь ее нет. Так и Мургаб сейчас растворяется в песках, образуя так называемую слепую дельту.

Виктор Иванович Сарианиди изучил Гонур-Депе, следуя методике широких раскопок. Благодаря этому теперь известно, что представлял собой этот город. О многих памятниках в предгорьях Копетдага нам известно, что они были крупные, но досконально, так, как Гонур, они не изучены. Здесь же мы знаем очень много про структуру города, его устройство. Помещения, которые Виктор Иванович интерпретировал как храмы, жилыми быть не могут, там не найдено следов жизнедеятельности. На Гонуре есть разные мастерские, есть территории, где сначала занимались земледелием, потом делали печи и только потом сверху уже строили жилые дома. Сам Гонур-Депе — нетипичный город. Там есть три стены: одна окружает дворец, потом идут храмы, далее – вторая стена. Затем вновь храмы, бассейны, хозяйственные постройки – но не жилые. Еще дальше выстроена третья стена. Общая площадь только центральной части – 25 гектаров. Но рядом находятся другие культовые постройки и очень интересные ритуальные комплексы, мы сейчас тоже ведем там работу. А совсем рядом, скажем, даже в 500 метрах от последней стены есть поселения. То есть освоенная территория здесь занимает в целом около 45-50 гектаров. Для того времени это огромная территория, и благодаря таким широким раскопкам, которые практиковал Сарианиди, мы знаем, что на ней было.

— Есть термин «Бактрийская цивилизация» и есть термин «Бактрийско-Маргианская цивилизация». Это разные цивилизации? Каково их отношение – географическое, историко-культурное, временное – друг к другу?

— В тот период времени, о котором мы с вами говорим, ни Маргианы, ни Бактрии не было. Это более поздние образования, государства. Но эти названия устоялись. Когда люди слышат название «Бактрия», то сразу представляют определенную территорию. С Маргианой сложнее, потому что географически это локализовалось только в 1970-е годы. Но мы не знаем сейчас, называлась ли эта страна Моуру. У Бактрии, конечно, тоже были предшественники. Это название появилось только после македонского завоевания. Поскольку нет письменных источников, судить о названиях местностей, стран очень непросто.

Читайте также:
Фотографии Аничкова моста

— Что известно о языке и письменности Маргуш?

— У нас есть очень интересные знаки на сосудах. Они не могут считаться письменностью. Представьте себе огромный сосуд и на нем один знак. Там может быть нарисовано дерево, могут быть крестики разных видов. Система нам сейчас совершенно непонятна. Есть знак в виде косого креста — буквы «Х» с двумя палочками сверху и снизу. Точно такой же знак есть в эламском письме. Но письмом называется только ряд знаков: когда два-три знака идут вместе. У нас пока таких нет. На Гонуре, у самого входа во дворец Сарианиди нашел так называемые «токены», глиняные шарики с нанесенными на них черточками. Они все лежали вместе. Были и такие, которые оформлены в виде печати со знаками. Специалисты по древним письменностям смотрят на это скептически. Но очень многие вещи становятся понятными не сразу. Все самые ранние глиняные таблички – хозяйственные. Кто что кому дал, заплатил, одолжил, то есть все, что касается материальной жизни и не касается духовной. Гонур-Депе — это все-таки духовный центр, в тех залах, которые мы раскопали, практически нет жилых помещений. Это ритуальный центр, храмовый город. Жили вокруг, а ритуалы приходили совершать туда.

Гонур открыли и раскапывают 30-40 лет, и на данном этапе мы пока не можем сделать какие-то большие выводы о социальной структуре того общества. Сейчас все больше и больше специалистов привлекается к изучению, и могут быть еще какие-то открытия. В октябре этого года при содействии и российской, и туркменской сторон мы продлили на 5 лет соглашение между Институтом этнологии и антропологии и Министерством культуры Туркменистана по работам на Гонуре. Мы надеемся больше внимания уделить соседним поселениям, возможно, и письменность будет найдена там. У нас есть данные разведки, сделанные еще при Викторе Ивановиче, что в этих поселениях были развиты разные ремесла, например гончарное, или обогащения бронзовых сплавов.

— Что в целом можно рассказать о планировке и инженерном устройстве города?

— Гонур — это хорошо распланированный город. Там нет улиц, но он четко структурирован. Я уже говорила о трех стенах, так вот, третья стена была очень узкая и она не могла быть очень высокой. А стена вокруг дворца, напротив, была высотой до 10 метров, ширина ее в основании достигает 2,5 метра. Попасть в этот комплекс можно было через крайнюю обводную стену, которая отделяла сакральную часть (т.е. сам город) от обычного, бытового мира. В комплексе было четыре входа, четко ориентированных по странам света. Напротив каждого входа был бассейн. То есть человек не мог войти в основную часть, не совершив омовения. С юга располагались три бассейна, самый большой из них (100 на 80 метров) подпитывался водами Мургаба через специальный канал.

Отдельного внимания заслуживают гонурские печи разнообразных форм. Двухкамерные очаги, по-видимому, предназначались для приготовления ритуального мяса. Около города протекало либо основное русло Мургаба (мы это сейчас тоже изучаем), либо его проток, а на другом его берегу располагалось кладбище. Прямо напротив некрополя есть очень интересная постройка с емкостями, но без следов воды. Эти емкости заполнены землей, смешанной с золой, конструкция относится к ранним периодам обитания на этой территории (середина III тыс. до н.э), а весь комплекс существовал около 700 лет. Центральным помещением этого комплекса напротив могильника считается захоронение животных. Три барана, каждый из которых лежит в своей отдельной гробнице с очень богатыми приношениями, и с юга от них устроена могила осла. Над животными позднее были сооружены помещения с очагами в стенах. Есть помещения, целиком занятые погребениями. Совершенно ясно, что этот комплекс связан с могильником на противоположном берегу реки и, возможно, с поминальным церемониями.

— Существует теория, что цивилизация Маргуш – это прародина зороастризма, какие находки говорят в пользу этого?

— Виктор Иванович полагал, что здесь очень много параллелей с зороастризмом. Сам Заратустра, конечно, жил намного позже, но это была территория, на которой зороастризм складывался. Виктория Юрьевна Крюкова, старший научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, один из ведущих в мире специалистов по зороастризму, сначала не очень-то поддерживала эту идею Сарианиди. Но сейчас и она говорит, что есть некие элементы (и их становится все больше), которые связывают зороастризм с гонурскими находками. Например, это изображение тюльпана как символа весны и обновления жизни. Мы не можем знать, какое мировоззрение было в стране Маргуш. Конечно, философской концепции зороастризма тогда не было. Но формирование обычаев, традиций, безусловно, с Гонуром связано.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: