Самолет-амфибия ВВА-14 с вертикальным взлетом

Самолет-амфибия ВВА-14 с вертикальным взлетом

Самолет-амфибия ВВА-14 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

История создания этого удивительного летательного аппарата началась в 1965 г. Главный конструктор Р.Л. Бартини заключительный этап своей творческой деятельности посвятил разработке летательных аппаратов, использующих эффект «близости земли», ввел в оборот новую классификацию — «экраноплан». Под словом «экраноплан» понимался аппарат, движущийся вблизи границы раздела двух сред: водной и земной. Он предложил построить противолодочный вертикально взлетающий самолет-амфибию ВВА-14 (число «14» означало количество двигателей).

Самолета-амфибии ВВА-14 — видео

По его мнению, ВВА-14 должен был «иметь взлетно-посадочные устройства, обеспечивающие безаэродромное базирование, в том числе на воде и снегу, круглый год и при любой погоде, и мореходные характеристики, позволяющие длительный дрейф с выключенными двигателями».

Постановление Совмина СССР и ЦК КПСС № 935-325 от 11 ноября 1965 г. предписывало создать летательный аппарат с двумя маршевыми двигателями ТРДД Д-ЗОМ, снабженными устройствами отклонения вектора тяги и подъемными двигателями РД-36-35ПР. Конструкторы выбрали аэродинамическую компоновку с центропланом кессонного типа очень малого удлинения, по бокам которого располагались гондолы и трапециевидные консоли большого удлинения. В гондолах, по замыслу конструктора, должны были размещаться надувные баллоны объемом по 50 м3 каждый, обеспечивая требуемую плавучесть и устойчивость. В носовой части фюзеляжа размещалась кабина экипажа, а в средней части находился отсек вооружения, загрузка которого производилась на суше через люк.

Два основных двигателя ТРДД Д-ЗОМ крепились на пилоне к центроплану, а для безаэродромного взлета предполагалось установить двенадцать подъемных двигателей РД-36-35ПР. Газовые струи подъемных двигателей, попадая в пространство, ограниченное центропланом, поверхностью раздела двух сред и боковыми гондолами, создавали кроме тяги и воздушную подушку. Управление аппаратом после старта осуществлялось с помощью аэродинамических рулей. Для управления по курсу и тангажу были созданы комбинированные газоструйные рули.

Строились сразу две машины ВВА-14: 1М и 2М. Первая из них предназначалась для исследования аэродинамической компоновки и ряда самолетных систем, вторая — для отработки вертикального взлета и посадки, а также переходных режимов полета. Двигателисты не выпустили в срок подъемные двигатели. Также не были поставлены надувные поплавки. Решили начать испытания на колесном шасси и срочно доработали документацию. Шасси было велосипедного типа с концевыми опорами.

4 сентября 1972 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем Ю.М. Куприяновым осуществил первый полет с заводского аэродрома с грунтовой ВВП. Почти часовой полет позволил сделать первые выводы: машина устойчива и управляема. В 1974 г. начался монтаж надувных поплавков, позволивших вскоре испытать машину на плаву. Исследование на плаву показало, что максимальная скорость движения по воде не должна превышать 35 км/ч. В противном случае поплавки могут деформироваться и разрушиться, впрочем, для вертикально взлетающего самолета этой скорости было достаточно. К середине 1975 г. аппарат совершил уже 107 полетов, а подъемных двигателей все не было.

Судьба машины висела на волоске, и Р.Л. Бартини отказался от двигателей ОКБ П.Л. Колесова, а решил установить еще два двигателя Д-ЗОМ в носовой части фюзеляжа. Мягкие поплавки заменили на жесткие. Шасси демонтировали, заделав их ниши, а на поплавках появились по две неубирающиеся опоры. Все доработки выполнялись в 1976 г., после смерти Р.Л. Бартини. Модифицированный самолет «14М1П» уже не был вертикально взлетающим. Испытания, проходившие на земле и на воде, не принесли успехов. Машина не поднималась, вскоре интерес к ней угас, и программа была закрыта.

ВВА-14 — вертикально взлетающий самолет-амфибия Роберта Бартини

История создания этого удивительного летательного аппарата началась в 1965 г. Главный конструктор Р.Л. Бартини заключительный этап своей творческой деятельности посвятил разработке летательных аппаратов, использующих эффект «близости земли», ввел в оборот новую классификацию — «экраноплан». Под словом «экраноплан» понимался аппарат, движущийся вблизи границы раздела двух сред: водной и земной.

Он предложил построить противолодочный вертикально взлетающий самолет-амфибию ВВА-14 (число «14» означало количество двигателей). По его мнению, ВВА-14 должен был «иметь взлетно-посадочные устройства, обеспечивающие безаэродромное базирование, в том числе на воде и снегу, круглый год и при любой погоде, и мореходные характеристики, позволяющие длительный дрейф с выключенными двигателями».

Постановление Совмина СССР и ЦК КПСС № 935-325 от 11 ноября 1965 г. предписывало создать летательный аппарат с двумя маршевыми двигателями ТРДД Д-ЗОМ, снабженными устройствами отклонения вектора тяги и подъемными двигателями РД-36-35ПР. Конструкторы выбрали аэродинамическую компоновку с центропланом кессонного типа очень малого удлинения, по бокам которого располагались гондолы и трапециевидные консоли большого удлинения. В гондолах, по замыслу конструктора, должны были размещаться надувные баллоны объемом по 50 м3 каждый, обеспечивая требуемую плавучесть и устойчивость. В носовой части фюзеляжа размещалась кабина экипажа, а в средней части находился отсек вооружения, загрузка которого производилась на суше через люк. Два основных двигателя ТРДД Д-ЗОМ крепились на пилоне к центроплану, а для безаэродромного взлета предполагалось установить двенадцать подъемных двигателей РД-36-35ПР. Газовые струи подъемных двигателей, попадая в пространство, ограниченное центропланом, поверхностью раздела двух сред и боковыми гондолами, создавали кроме тяги и воздушную подушку. Управление аппаратом после старта осуществлялось с помощью аэродинамических рулей. Для управления по курсу и тангажу были созданы комбинированные газоструйные рули.

Читайте также:
Где теплее в мае на Кипре или на Крите. Отзывы, цены

Строились сразу две машины ВВА-14: 1М и 2М. Первая из них предназначалась для исследования аэродинамической компоновки и ряда самолетных систем, вторая — для отработки вертикального взлета и посадки, а также переходных режимов полета. Двигателисты не выпустили в срок подъемные двигатели. Также не были поставлены надувные поплавки. Решили начать испытания на колесном шасси и срочно доработали документацию. Шасси было велосипедного типа с концевыми опорами. 4 сентября 1972 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем Ю.М. Куприяновым осуществил первый полет с заводского аэродрома с грунтовой ВВП. Почти часовой полет позволил сделать первые выводы: машина устойчива и управляема. В 1974 г. начался монтаж надувных поплавков, позволивших вскоре испытать машину на плаву. Исследование на плаву показало, что максимальная скорость движения по воде не должна превышать 35 км/ч. В противном случае поплавки могут деформироваться и разрушиться, впрочем, для вертикально взлетающего самолета этой скорости было достаточно. К середине 1975 г. аппарат совершил уже 107 полетов, а подъемных двигателей все не было. Судьба машины висела на волоске, и Р.Л. Бартини отказался от двигателей ОКБ П.Л. Колесова, а решил установить еще два двигателя Д-ЗОМ в носовой части фюзеляжа. Мягкие поплавки заменили на жесткие. Шасси демонтировали, заделав их ниши, а на поплавках появились по две неубирающиеся опоры. Все доработки выполнялись в 1976 г., после смерти Р.Л. Бартини. Модифицированный самолет «14М1П» уже не был вертикально взлетающим. Испытания, проходившие на земле и на воде, не принесли успехов. Машина не поднималась, вскоре интерес к ней угас, и программа была закрыта.

Тактико-технические характеристики ВВА-14

Экипаж, чел. 2
Двигатель, тип х кол, название ТРДх2, Д-30М
Тяга, кгс 6800
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 28,5 /217,7
Длина самолета / высота самолета, м 26,0 / 6,8
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 52 000 / 35 356
Максимальная скорость, км/ч 760
Практический потолок, м 10 000
Максимальная дальность, км 2450

Фото самолета ВВА-14

Самолет ВВА-14 — взлет с водной поверхности

Взлет самолета ВВА-14 с твердой поверхности

ВВА-14 в Монино без крыльев, хвоста и двигателей — вид сбоку

Источник
Это интересно

Тактико-технические характеристики ВВА-14

— Главный конструктор: Р.Л. Бартини — Первый полёт: 4 сентября 1972 года — Единиц произведено: 2

Экипаж ВВА-14

Размеры ВВА-14

— Размах крыла, м: 28,50 — Длина, м: 25,97 — Высота, м: 6,79 — Площадь крыла, м²: 217,72

Вес ВВА-14

— Масса самолёта пустого: 35 356 кг — Масса максимальная: 52 000 кг

Двигатель ВВА-14

— Число двигателей: 12 подъёмных (только на ВВА-14) и 2 маршевых (на экранолёте 14М1П) — Двигатель подъёмный: турбовентиляторный РД-36-35ПР — Тяга подъёмного двигателя: 43 кН (4400 кгс) — Двигатель маршевый: Д-30М — Тяга маршевого двигателя: 67 кН (6800 кгс)

Скорость ВВА-14

— Максимальная скорость, км/ч: 760 — Крейсерская скорость, км/ч: 640 — Скорость барражирования, км/ч: 360

Дальность полета ВВА-14

Практический потолок ВВА-14

Вооружение ВВА-14

— 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4000 кг.

Читайте также:
Платные дороги в Венгрии, карта и правила движения

Конструкция[1][ | ]

Вид спереди.
Самолет вертикального взлета и посадки ВВА-14 — высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием и кадмиевых сталей.

  • Фюзеляж
    — полумонокок, переходящий в центроплан. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с 12 подъемными двигателями и отсек вооружения.
  • Крыло
    — состоит из прямоугольного центроплана и двух отъёмных консолей в плане трапециевидной формы. По всему размаху отъёмной части крыла размещены предкрылки, однощелевые закрылки и элероны. С центропланом сопрягаются сигарообразные обтекатели, на которых размещается оперение и ПВПУ.
  • Хвостовое оперение
    — расположено на обтекателях, свободнонесущее, стреловидное. Горизонтальное оперение — стабилизатор общей площадью 21,8 кв.м и рули высоты общей площадью 6,33 кв.м. Вертикальное оперение — двухкилевое общей площадью 22,75 кв.м и рули направления общей площадью 6,75 кв.м.
  • ПВПУ
    — пневматическое взлетно-посадочное устройство состоит из надувных поплавков, разделенных на 12 отсеков, длиной 14 м, диаметром 2,5 м и объемом по 50 куб.м. Для выпуска и уборки поплавков используется механогидропневмоэлектрическая система с 12 кольцевыми инжекторами, по одному на каждый отсек. Воздух в систему подается от компрессоров маршевых двигателей.
  • Шасси
    — предназначено для транспортировки ВВА-14 на земле, было использовано шасси серийного Ту-22. Шасси трехопорное колесное, убирающееся, состоит из носовой опоры и главных опор на обтекателях по бокам поплавков. Каждая опора имеет по два колеса.
  • Силовая установка
    — комбинированная. Два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой по 6800 кгс, установленных рядом в гондолах сверху центроплана. 12 подъемных ТРДД РД-36-35ПР тягой по 4400 кгс, установленных попарно с наклоном вперед в отсеке фюзеляжа с открывающимися вверх створками воздухозаборников для каждой пары двигателей и нижними створками с решетками, отклонения которых могло регулироваться. Также была установлена вспомогательная силовая установка с турбокомпрессором.
  • Топливная система
    — 14 топливных бака общей емкостью 15500 л. На ВВА-14 была предусмотрена система заправки топливом на плаву.
  • Система управления
    — управление аэродинамическими рулями осуществлялась при помощи гидроусилителей, как на обычных самолетах. Управление в режиме вертикального взлета и посадки выполнялось с помощью 12-ти струйных рулей, установленных попарно, и использующих сжатый воздух, отбираемый от подъемных двигателей. Система автоматического управления обеспечивала стабилизацию по тангажу, курсу и высоте на всех режимах полета.
  • Самолетные системы
    — ВВА-14 был оснащен всеми необходимыми для эксплуатации системами: противопожарная — размещена в отсеках силовой установки; противообледенительная — горячий воздух подавался к носкам крыла, оперения и к воздухозаборникам; кислородная система; система кондиционирования воздуха.
  • Оборудование
    — пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование обеспечивало автоматическую стабилизацию при взлете и посадке, а также на маршруте при автономном полете в сложных метеорологических условиях. ВВА-14 предполагалось использовать в двух вариантах: спасательный и противолодочный. В спасательном варианте самолет оснащался аварийно-спасательными радиосредствами. В противолодочном варианте использовалась поисково-прицельная система, обеспечивающая поиск подводных лодок и определении координат для применения оружия. Для обнаружения подводных лодок использовались 144 гидроакустических буя и до ста взрывных источников звука, а также поисковый аэромагнитометр.

— в бомбоотсеке предполагалось разместить авиационные бомбы, авиационные мины и торпеды общим весом до 2000 кг Для обороны на маршруте патрулирования устанавливался оборонительный комплекс, обеспечивающий постановку активных и пассивных помех.

На базе ВВА-14 разрабатывались проекты различных модификаций:

  1. Корабельный вариант — мог базироваться на противолодочных крейсерах, на крупнотоннажных сухогрузах и танкерах, на противолодочных крейсерах-носителях и имел складные консоли крыла и складное хвостовое оперение.
  2. Транспортный вариант — оборудован для перевозки 32 человек или 5000 кг груза на расстояние до 3300 км.
  3. Поисково-спасательный вариант — в состав экипажа дополнительно включались два спасателя и врач. В грузовом отсеке размещалось специальное оборудование: лебедка, плоты, лодка и т.д. В поисково-спасательном варианте дальность полета увеличивалась на 500-1000 км.
  4. Самолет-ретранслятор — при нахождении самолета на плаву поднималась специальная антенна на высоту 200-300 м.

Фото самолета ВВА-14

Самолет ВВА-14 — взлет с водной поверхности

Читайте также:
Как пройти тест на гражданство в Германии: советы

Взлет самолета ВВА-14 с твердой поверхности

ВВА-14 в Монино без крыльев, хвоста и двигателей

Невероятный ВВА-14: вертикально взлетающая амфибия из СССР

В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа «Джордж Вашингтон», которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.

Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской. В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.

Первым проектом конструктора в этом русле был опытный гидросамолет МВА-62. Результатами испытаний МВА-62 были довольны и инженеры, и партийные чины: амфибия совершала полет на скоростях, близких к скоростям обычного самолета, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях. Бартини дали зеленый свет на постройку полноценного продукта для серийного производства.

На ТАНКТ Бериева, куда Роберт Людвигович перебрался для воплощения в жизнь своего проекта в 1968 году, запланировали постройку трех аппаратов. Первому предстояло отработать все сценарии взлета и посадки (на воду, на сушу, пересеченную местность) и протестировать передвижение в режиме экраноплана. На втором аппарате планировали испытать вертикальный взлет и посадку. Третий должен был уметь и то, и другое, плюс обнаруживать подводные лодки и в целом иметь весь запланированный функционал.

Все шло по плану, первый образец вертикально-взлетающей амфибии или ВВА-14 был построен в 1972 году, а 4 сентября этого же года состоялся его первый полет в акватории Таганрогского залива Азовского моря. Этот и последующие 107 полетов ВВА-14 показали — аппарат годен и полностью соответствует техзаданию. ВВА-14 представлял собой высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция была выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с дюжиной подъемных двигателей и отсек вооружения. В движение ВВА-14 приводила пара маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 67 кН, установленных рядом в гондолах сверху центроплана.

Следом по плану шта отработка вертикального взлета. И тут начались проблемы. Теоретически, на аппарат планировались к установке 12 подъемных турбовентиляторных РД-36-35ПР тягой по 43 кН, но на практике Рыбинское КБ моторостроения, которое назначили ответственным за разработку этих моторов, затягивало строительство агрегатов. В 1974 году понимая, что обещанные двигатели ВВА-14 так и не получит, Бартини решает переделать свое детище в экранолет — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолета. Эта машина имела последнюю модификацию 14МП1. Бог с ним, с вертикальным взлетом: все, финишная прямая — еще чуть-чуть и ВВА-14 пойдет в серию.

Правда ли, что Исландия открыта для туристов из России?

Слышал, что люди смогли попасть через Ригу в Исландию. Можете рассказать об этом случае?

Действительно, два блогера прилетели из России в Исландию через Латвию. Они купили возвратные билеты у авиакомпании Airbaltic и получили подтверждение, что переболели COVID-19 , — справки на английском языке об антителах к коронавирусу и положительный результат ПЦР-теста . А еще сделали свежие ПЦР-тесты перед вылетом. Кроме того, они заполнили формы на въезд в Латвию и Исландию.

Блогеров не хотели сажать в самолет в Москве, но они убедили сотрудников аэропорта, что им можно лететь. В Риге проблем при пересадке на рейс до Рейкьявика не возникло.

Читайте также:
Граждане Румынии получили право на работу в ЕС

Однако с поездкой в Исландию не все так просто, как кажется на первый взгляд. Расскажу о том, что известно.

Можно ли прилететь в Исландию туристу из России

Правила посещения Исландии опубликованы на сайте местной полиции. В них сказано, что страна открыта для граждан любых третьих стран, которые привились или переболели коронавирусом, то есть для россиян тоже. Но «Спутник V» и другие наши вакцины Исландия не принимает, поэтому из России могут прилететь только туристы, которые переболели коронавирусом.

В посольстве России в Рейкьявике мне подтвердили, что в Исландию могут приезжать российские туристы, которые переболели коронавирусом. Но в посольстве Исландии в Москве, наоборот, категорично заявили, что въезд для туристов из России запрещен. Ни на сайте посольства, ни на сайте визового центра нет никакой информации о запрете. На запрос по электронной почте в посольстве Исландии не ответили.

Если вы решитесь на поездку, все-таки есть риск, что вас не посадят в самолет, — смотря какими правилами будет руководствоваться авиакомпания. Расскажу все, что мне удалось узнать из официальных документов. Рекомендую перепроверить информацию перед поездкой: она постоянно меняется.

Как победить выгорание

Выдает ли Исландия визы туристам

Для поездки в Исландию туристу нужна шенгенская виза. Исландский визовый центр VFS Global заявки на визы не принимает: он временно закрыт. Можно получить визу в Грецию, но неизвестно, как поездка в Исландию со свежей греческой визой скажется на визовой истории туриста в будущем.

Испания и Португалия выдают визы тем, у кого уже был длительный шенген, срок действия которого закончился к моменту подачи документов. Италия — туристам, у которых уже была итальянская виза.

Какие документы нужны туристу для поездки в Исландию во время пандемии

Вот что нужно сделать, чтобы попасть в Исландию.

Заполнить анкету в течение 72 часов до прибытия в страну на сайте visit.covid.is.

Предъявить документ, который подтвердит перенесенное заболевание. Есть два варианта:

  1. положительный результат ПЦР-теста . Он должен быть старше 14 дней;
  2. положительный результат анализа на антитела IgG. Срок действия не уточняют. Для сдачи используют тест-систему ELISA либо аналоги: EIA, ECLIA, ELFA, CMIA, CLIA, CLMIA.

В любом из документов указывают имя и фамилию пассажира, как в загранпаспорте, дату его рождения, страну, город, адрес проведения анализа, название и телефон лаборатории, выдавшей справку, дату выдачи справки и результат: положительный ПЦР-тест или наличие антител IgG.

Документы принимают на английском, исландском, датском, норвежском или шведском языке в бумажном или электронном виде.

С 1 июля переболевшим и вакцинированным туристам не нужно сдавать тест на коронавирус по прилете. Но если документ о болезни или сертификат о вакцинации недействителен, путешественника обяжут сдать два ПЦР-теста с разницей в пять дней и ждать результатов в карантинном отеле.

Детям 2005 года рождения и младше не нужно сдавать ПЦР-тест до вылета и по прилете. Заполнять электронную форму для них с 1 июля тоже не придется.

Как улететь в Исландию из России

Прямых рейсов из Москвы в Рейкьявик сейчас нет — можно долететь с пересадками в Риге, Стокгольме, Будапеште, Амстердаме, Хельсинки. Средняя цена билета туда и обратно на одного человека — 30 000—40 000 Р .

Перед покупкой билета обязательно узнайте, какие документы нужны для транзита. Например, может потребоваться предварительная регистрация на сайтах для прибывающих или отрицательный результат ПЦР-теста . Подробно об этом мы рассказывали в другой статье.

Например, на сайте МИД Латвии сказано, что при транзите менее 24 часов через Ригу, если вы не покидаете зону контроля, результат ПЦР-теста показывать не нужно. В Airbaltic мне эту информацию подтвердили, но напомнили, что важно учитывать, нужен ли ПЦР-тест для поездки в страну назначения. Раньше у транзитных пассажиров требовали результат теста. Правила постоянно меняются, поэтому рекомендую уточнить их перед полетом.

В течение 24 часов до въезда в Латвию нужно заполнить специальную форму.

Во время регистрации на рейс в России блогерам было сложно доказать, что Исландия открыта для туризма. Они говорят, что билеты им выдали только после уточнений и звонков, а вот при пересадке в Риге проблем уже не было.

Читайте также:
Pilatus PC-12: фото, технические характеристики

Если соберетесь в Исландию, будьте готовы, что вам могут отказать в посадке в самолет на любом этапе. Я рекомендую распечатать или сохранить в телефоне правила въезда с сайта исландской полиции и в случае спорных ситуаций ссылаться на них. Но никто не может гарантировать, что туристу попадутся компетентные сотрудники и на рейс посадят без проблем.

Окончательное решение о въезде принимает пограничная служба Исландии, как и в случае с любой другой страной, куда требуется виза. Другими словами, судьба вашего путешествия полностью зависит от конкретного человека на границе: услышит он ваши доводы или нет. Мы знаем случаи, когда путешественникам не удавалось убедить сотрудников пограничной службы и они возвращались обратно.

Какие ограничения действуют в Исландии сейчас

С 26 июня 2021 года Исландия первой из европейских стран сняла все ограничения из-за коронавируса.

Теперь на территории Исландии не нужно носить маски и соблюдать социальную дистанцию, сняты ограничения на массовые мероприятия. Бары, рестораны и другие заведения работают в обычном порядке.

Заболевших по-прежнему отправляют на самоизоляцию на 14 дней.

Путешествия

  • Главная
  • События
  • Путешествия
  • Новости
  • Российский турист разгневал всю Исландию, съехав с дороги и испортив ландшафт

Российский турист разгневал всю Исландию, съехав с дороги и испортив ландшафт

Известный российский YouTube-блогер и путешественник Александр Тихомиров сознательно прокатился по исландскому бездорожью, что в этой стране категорически запрещено. Размер выписанного ему штрафа поражает, а жители страны требуют закрыть ему границу.

Александр с друзьями на арендованном Toyota Land Cruiser Prado 2 июня добирался до горячих источников на вулканическом озере Миватн и в какой-то момент решил срезать путь: пойти не по объездной дороге, а напрямик. Автомобиль быстро застрял в рыхлой почве. Местные жители тут же сообщили в полицию, а помогать незадачливому джиперу отказались.

Дело в том, что в Исландии езда по бездорожью является незаконной, поскольку может нанести вред хрупкой почве и растительности. Тех, кто будет пойман за рулем автомобиля на пересеченной местности, ждет штраф до $4500 (около 300 тыс. руб.)

Застрявший джип полицейские вытащили, забрали туристов в участок и выписали водителю штраф в размере 450 тысяч исландских крон – это чуть больше 236 тысяч рублей. Кстати, странно, что не максимальный с таким-то резонансом в стране.

Полицейский департамент отчитался об инциденте на своей странице в Facebook, рассказав, что «Прадо» нанес довольно серьезные повреждения ландшафту. Причем после того как машину извлекли, Александр не мог вернуться по своей колее и ему пришлось продолжить путь вперед по бездорожью, чтобы выбраться на твердую почву. Тем самым поверхность распахалась еще больше.

Это сообщение вызвало шквал разгневанных комментариев от местных жителей, которые призывали заставить русского туриста оплатить не только штраф, а еще возможные повреждения машины, и посадить его в тюрьму, дабы другим неповадно было. Ну и само собой, прозвучали требования закрыть ему въезд в страну насовсем.

Кто-то раскопал аккаунт Тихомирова в Instagram, возмутивший исландцев еще больше: пока компания ждала спецслужбы, которые должны были вызволить их из засады, блогер сфотографировался возле внедорожника и позже это фото опубликовал, сокрушаясь о размере штрафа. Глядя на его улыбающееся лицо, рассерженные исландцы посчитали, что никакого раскаяния Александр не испытывал и это только усугубляет его вину.

Историю активно осветили местные СМИ, а за ними шумиху подхватили и зарубежные издания, например, британская Independent. Один из владельцев окрестных земель в интервью заявил: «Мы считаем это уродским поступком! Это умышленное преступление, потому что они свернули с дороги сознательно.»

Ликвидировать последствия «русских покатушек» отправилась группа членов туристического клуба F4X4. Они закопали оставленные машиной колеи и выразили надежду, что природа вскоре затянет нанесенные ей раны.

Стоит отметить, что Исландию давно беспокоит проблема «чрезмерного туризма». Некоторые заповедные места невольными стараниями медийных персон приобрели популярность и толпы хлынувших туда туристов наносят большой вред растительности и почвам. Так, например, после того, как в 2015 году Джастин Бибер снял клип в каньоне Fjaðrárgljúfur на юго-востоке страны, который до того был почти неизвестен, поток желающих увидеть всё своими глазами возрос настолько, что местность пришлось временно закрыть.

Читайте также:
Время полета Москва — Сингапур

На фоне исландского инцидента невольно вспоминается скандал десятилетней давности в питерском джиперском клубе Vse-4×4: один из членов клуба, катаясь по полуострову Рыбачий, на скале на мысе Кекурский оставил огромную надпись из разряда «Киса и Ося были здесь», подписавшись клубом. Возмущению соклубников не было предела. Насколько нам известно, кто-то тогда собрался поехать на Рыбачий специально, чтобы смыть этот позор.

Переболевшие российские туристы прорвались в Исландию

В стране отменили все ковидные ограничения

Исландия стала первым из европейских государств, отменивших все действовавшие на ее территории ковидные ограничения. С 26 июня жителям разрешили не соблюдать социальную дистанцию и не носить защитные маски. Тогда же были обновлены правила въезда. Редакция TourDom.ru выяснила, могут ли российские граждане отправиться в поездку в эту страну.

Согласно правилам, опубликованным на официальном сайте полиции Исландии, помимо местных жителей въехать на ее территорию могут граждане с исландским ВНЖ, жители отдельных государств (Австралия, Израиль, США, Сингапур, Таиланд, Южная Корея и некоторые другие) и жители третьих стран, прошедших вакцинацию. Правда, последний пункт не касается привитых российскими вакцинами. Кроме того, разрешен въезд иностранцев со справкой о перенесенном заболевании COVID-19. И такой документ вполне позволяет приехать россиянам. Остановимся на нем подробнее.

На сайте директората здравоохранения Исландии сообщается, что справки от переболевших коронавирусом принимаются вне зависимости от страны, в которой та была выдана. Они могут быть выполнены в бумажном или электронном виде и должны содержать либо информацию о положительном результате ПЦР-теста на SARS-CoV-2 / COVID-19 старше 14 дней, либо о наличии антител (IgG) против SARS-CoV-2 / COVID-19, измеренного с помощью ELISA или аналогичного серологического анализа. Помимо результатов тестирования, справки должны содержать следующие данные: имя и фамилия гостя, дату рождения, даты проведения теста и выдачи справки, название медицинской лаборатории, ее адрес и номер телефона. Документ должен быть на английском, датском, норвежском или шведском языках.

Кроме того, для въезда в Исландию необходимо предъявить действующую;шенгенскую визу, зарегистрировать свое прибытие в страну на специальном сайте и сдать бесплатный ПЦР-тест по приезде. До получения результатов анализа гость должен самоизолироваться.

О том, что приехать россиянам в Исландию реально, сообщили два российских блогера Эльнар Мансуров и Илия Воскресенский. На своих страницах в Инстаграме они поделились опытом въезда в период пандемии. Они отметили, что следовали официальным документам. В наличии у них были справки на английском языке об антителах и старый ПЦР-тест как доказательство того, что они переболели. Перед вылетом они также сделали еще один ПЦР-тест и заполнили электронную форму для прибывающих. Полет в Рейкьявик проходил на самолете авиакомпании AirBaltic с пересадкой в Риге. По их словам, это самый доступный и быстрый вариант. Но для подстраховки туристы купили возвратные билеты. Блогеры обращают внимание, что для транзита также требовалось заполнить специальную электронную форму на сайте covidpass.lv. Эльнар и Илия подчеркнули, что самое сложное было на регистрации рейса рассказать, что Исландия готова впустить туристов, но после некоторых уточнений посадочные все-таки выдали. В Латвии подобных проблем не возникло, рассказали они.

Добавим, что исландские власти отменили ковидные ограничения в стране, сославшись на успехи в вакцинации. Порядка 87% взрослого населения здесь получили хотя бы одну дозу вакцины. Около 60% полностью привиты.

Напомним, с 25 мая оперштабом РФ было разрешено возобновить на взаимной основе авиасообщение с Исландией. Тогда же о планах запустить регулярные рейсы из Москвы в Рейкьявик сообщила авиакомпания S7. Однако позднее отказалась от этих планов. В настоящее время полететь можно только с пересадкой в других странах.

Стоит иметь в виду, что со стороны Исландии выдача визовых документов российским гражданам приостановлена. Поэтому воспользоваться возможностью посетить эту страну имеют только немногочисленные обладатели уже открытых мультивиз.

Итоги «коронавирусного» сезона отпусков: стал популярнее Селигер и доступнее Байкал

О каком отдыхе мечтали россияне, куда ездили в реальности и сколько денег потратили на отпуск в 2020 году

Лето в 2020 году мы точно не забудем. Особенно оно запомнится отпускникам, заранее оплатившим отдых в Греции и Испании: границы закрыли, денег не вернули, туры перенесли на 2021 год. И тем, кто в мае решил рвануть дикарем в Сочи и вместо пляжа «загорал» в обсерваторе. Кто бегал и собирал справки об отсутствии коронавируса, чтобы поправить здоровье в кисловодском санатории. Кто, слетав наконец в Анталью, в режиме спринтера сдавал тест на коронавирус и загружал его на Госуслуги в отведенные Роспотребнадзором 72 часа (не успел, конечно, теперь ждет штрафа).

Читайте также:
Куда лучше поехать отдыхать — Хорватия или Черногория

А уж как провели лето 2020 года турагенты — вообще песня! Прибыли никакой, одни нервы с возвратами и переносами туров. Из всех отраслей российской экономики туризм от коронавируса пострадал больше всего. С апреля по июнь доходы турфирм упали на 90 с лишним процентов, да и в июле больше чем наполовину по сравнению с привычными цифрами (и это не жалобы туроператоров, а объективные данные Центробанка).

Отдыхающие смогли набраться новых впечатлений от путешествий даже в сложный «коронавирусный» период.
Фото: pexels.com

Стоп. Неужели ничего хорошего не было? Разумеется, было. Десятки тысяч путешественников получили обещанный Ростуризмом кэшбек. Слетали на Байкал чартерами — вдвое дешевле, чем могли представить. Порадовались, что в августе все же открыли Турцию. Да и вообще оценили, насколько нам ценна свобода передвижения по миру.

Лето-2020 в цифрах

Москва и Санкт-Петербург — об этих городах туристы чаще всего искали информацию в интернете. Они же стали и самыми популярными маршрутами как для авиапассажиров, так и для тех, кто ездит на поездах. На третьем месте Сочи.

5600 рублей — средний чек за перелет внутренними рейсами по России. Билеты на самолет подешевели на 20% по сравнению с 2019 годом.

2500 рублей в среднем платили пассажиры за железнодорожные билеты (на 7% меньше, чем год назад).

4000 рублей за номер в сутки — средняя стоимость проживания в российских гостиницах минувшим летом. В 2019-м отели просили в среднем 3400 рублей за номер.

86 миллионов поисковых запросов о туризме в месяц — обычный «доковидный» уровень. В мае и июне 2020 года россияне намного реже интересовались путешествиями, не до них было. В июле все вернулось к привычным цифрам.

По данным исследования Яндекса «Туризм летом 2020» и сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip.

На Сахалин? Лучше на Селигер!

В июне и июле у российских отпускников выбор был только между отечественными курортами. Лишь в августе открыли авиасообщение с Турцией. Еще с Великобританией, Танзанией и Швейцарией, но эти направления к массовому туризму отношения не имеют. В Британии обязателен карантин, в Швейцарию вообще пока не пускают с туристическими визами, а в Танзанию сложно добраться.

Популярная туристическая достопримечательность на Селигере — Нило-Столбенская пустынь.
Фото: Евгений САЗОНОВ

Да, выбирали отпускники в основном черноморские пляжи, как всегда. Но не только. Туроператоры запустили чартеры на Байкал (это сделала компания TUI, самолеты прилетают в Улан-Удэ, в сентябре будет еще два рейса, при желании успеете. Побывать на берегах уникального озера действительно стало дешевле) и в Хакасию (увы, эти чартеры вскоре отменили из-за низкого спроса).

В десятку самых популярных мест для отпуска ни Байкал, ни Алтай, ни Камчатка, ни Кольский полуостров пока не попали. Но интерес к неизбитым и непляжным маршрутам явно вырос.

Как шутят в туристической отрасли, никто не сделал для развития внутреннего туризма больше, чем COVID-19.

Какими местами в России заинтересовались туристы…

Селигер (озерный край в Тверской и Новгородской областях) +85%
Шерегеш (горы в Кемеровской области) +79%
Куршская коса (Балтийское море) +60%
Крым +47%
Карелия +45%
Камчатка +35%
Кольский полуостров +24%
Байкал +18%
Саяны (горы на юге Сибири) +17%
Алтай +14%
Эльбрус +7%
Домбай +7%
Якутия +4%

…а к каким охладели

Минеральные Воды -10%
Сахалин -7%
Северный Кавказ -3%

Цифра показывает, как изменилось количество поисковых запросах о путешествиях и отдыхе в каждом регионе по сравнению с прошлым летом. По данным исследования Яндекса «Туризм летом 2020».

Куршская коса вошла в тройку самых интересных направлений для туристов.
Фото: globallookpress.com

Читайте также:
Как Brexit скажется на туризм в Великобритании

Куда летели россияне этим летом

Город Средний чек за билеты
Москва 4900 руб.
Санкт-Петербург 5200 руб.
Сочи 5600 руб.
Симферополь 6700 руб.
Краснодар 4900 руб.
Минеральные Воды 4200 руб.
Махачкала 4800 руб.
Уфа 5200 руб.
Екатеринбург 5300 руб.
Ростов-на-Дону 5000 руб.

Куда ездили на поезде

Город Средний чек за билеты
Москва 2600 руб.
Санкт-Петербург 3200 руб.
Сочи 2300 руб.
Краснодар 1500 руб.
Нижний Новгород 2200 руб.
Ростов-на-Дону 2200 руб.
Екатеринбург 2600 руб.
Тюмень 2500 руб.
Казань 2800 руб.

Города — в порядке популярности у туристов. По данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip о количестве купленных билетов.

Практика путешествий6 стран, где не встретишь русских туристов

Куда сбежать от плохих новостей

Согласно статистике Ростуризма, Топ-50 туристических направлений за прошлый год ожидаемо возглавляют Египет, Таиланд и Германия. Для самостоятельных путешественников куда интереснее конец списка — страны, где количество русских туристов исчисляется единицами, но и не такие, где их не бывает вовсе (например, по причине военных конфликтов, эпидемий или катаклизмов). В мире всего шесть стран приняли меньше десятка туристов из России за первую половину 2015 года. Предположив, чем они могут привлечь путешественников, мы составили альтернативный план поездок на 2016 год. Материал подготовлен при поддержке проекта Tourister.com.

Благодарим за предоставленную информацию Федеральное агентство по туризму.

Мали — 8 туристов

Страна без единого дерева за исключением десятка квадратных километров национального парка. На востоке Мали всегда остаётся в зените палящее солнце Сахары. Под её песками скрыта не одна Атлантида прошлого, города и целые царства возникали и пропадали здесь без следа последние десять сотен лет. Вершина айсберга пустыни — полусказочный город Томбукту, порт среди песков, в котором погонщики караванов со всех концов Африки развязывали тюки с диковинами. Европейские путешественники первой трети XIX века один за другим разыскивали торговый центр Африки, ведомые азартом и обещанием большого куша. А найдя, в прямом смысле теряли головы в попытках попасть за охраняемые стены Томбукту, возведённые с единственной целью — преграждать путь немусульманам.

Сегодня старый город Томбукту с глинобитными мечетями, библиотеками и торговыми площадями взят под охрану ЮНЕСКО и являет собой самый необычный архитектурный ансамбль в Западной Африке. Каждая морщинка на глине скрывает горизонты неразгаданных тайн от логических парадоксов до астрономических казусов. Ещё более древние свидетельства человеческого присутствия в Мали — горные деревни страны догонов. Эти племена первыми населили территорию республики и продолжают жить по законам неолита, пока их фотографируют на айфоны. По-над жилищами догонов, прилепившихся к скалам выше человеческого роста, проходит тропа длиной в пять дней пути почти до соседнего государства Буркина-Фасо. Это один из самых радушных хайкинговых маршрутов в мире — тропа раз за разом меняет направление так, чтобы солнце всегда светило путнику в спину.

Несмотря на близость пустыни, лето в Мали — сезон дождей, так что в зависимости от времени года можно оказаться в одной из двух совсем разных стран. Республика возглавляет список беднейших районов Африки, но за все элементарные туристические удобства просят тройную цену. Так что авантюристам, отправляющимся в Мали, не следует удивляться, если их принесут в жертву постколониализму и миру без границ.

Исландия — 6 туристов

Страна-заповедник на границе Арктики, у берега которой летом собираются айсберги, а зимой северное сияние светит вместо солнца. 99 % населения — исландцы, которые по традиции викингов обращаются друг к другу по имени — фамилии есть только у иностранцев. Второй официальный язык страны — исландский язык жестов, на котором дублируются все важные надписи и объявления. То, что исландцы живут буквально на вулкане, не мешает им быть самыми счастливыми людьми в Европе. Если они и покидают остров, то лишь на время.

Исландцы — прирождённые рыболовы, сельдь здесь всерьёз называют золотом и по выходным на рыбный рынок ходят так же аккуратно, как на мессу. Помимо хаукарля — подгнившего мяса акулы, входящего во все списки странных национальных блюд, — в Исландии можно попробовать морского воробья, копчённого на смеси горных трав и овечьего навоза, квашеные тюленьи плавники и щёки трески. Если и этих чудес недостаточно, в январе во всей стране проходит гастрономический фестиваль Торраблоут, где шефы и любители готовят по старинным рецептам викингов.

Читайте также:
Стоит ли ехать на Гоа на новый год? Отзывы туристов с фото и видео

Островные пейзажи объясняют феномен исландской музыки — облака выплывают из-под земли, океан встаёт на дыбы в фонтанах гейзеров, о чёрные пляжи разбиваются волны цвета берлинской лазури. Рыбацкие городки делят скалы с колониями птиц, а позывные китов заменяют исландцам гудки поездов на острове без железных дорог. Исландцы понимают природу, живут с ней и иногда даже творят её сами. Отработанная вода самого крупного завода Рейкьявика наполняет городской бассейн Голубая лагуна, такой чистый, что на купание в нём выписывают рецепты.

Республика Македония — 5 туристов

Вторая по бедности страна Европы после соседней Албании. Основная статья местного экспорта — контрафактное наследие Александра Македонского. За право называться своим именем македонцы терпят продуктовую блокаду и политические шпильки со стороны Греции, которая отказывается признавать эллинские корни за славянским государством с третью мусульманского населения. Македония в ответ находит всё новые доказательства негреческого происхождения Александра Великого в апокрифах, подземных кладах и народных приметах.

В центре столицы Скопье три года назад выстроили греческий полис, стиль которого жители прозвали «историческим китчем». По иронии железобетонные пантеоны, статуи с пластикой ударников труда и рельефы с основой из гипсокартона только обличают обман Македонии и превозносят объективную историю. Венчает градостроительную эпопею памятник Александру Македонскому, который, однако, нельзя так называть, поскольку македонцам запрещено использовать греческие исторические символы в публичном информационном поле. При этом на балансе собственной, не подтасованной истории Македонии — первая кириллица и Иерусалим православия, османское владычество с вездесущими банями и ядерным синтезом культур, советский режим и бесчисленные бои за национальную свободу. Правда, из-за неблагополучных соседей пакетные туристы ездить в Македонию пока не решаются — курорты традиционно стоят полупустыми.

Кувейт — 3 туриста

Средневосточная монархия, поставленная в угол Персидского залива Ираком и Саудовской Аравией. На практике это означает, что Кувейт омывает чёрное море нефти. Гражданином Кувейта можно только родиться, зато каждая страница в кувейтском паспорте — счастливый лотерейный билет. Подданные эмира получают пособия даже за то, что живут с ним в одном поколении, и имеют право не думать о деньгах, пока горит огонь над вышками буровых.
При этом больше половины населения страны — иммигранты. Они занимают
все подсобные должности в стране и работают до 14 часов в сутки, чтобы с кувейтской мечты не облетала позолота. Арабская сказка на деле оборачивается восточной притчей. Сокровища, добытые в Кувейте за чужой счёт, почти не на что потратить. Немногочисленные города, скудные на развлечения, окружает безмолвная пустыня, а страсть к путешествиям потомки кочевников обменяли на тяжесть богатств. Поэтому им остаётся только смотреть спутниковые каналы и мечтать о недоступной роскоши заграничных миллионеров.

Вызвавший «Бурю в пустыне» грозовой фронт американских истребителей смёл все нефтяные вышки королевства до единой, но за прошедшие 25 лет Кувейт буквально построили заново. Вкусы арабских архитекторов примерно сходны с понятиями российских нуворишей об эстетике, поэтому города-моллы все
как один напоминают деловые кварталы московского «Сити» или мираж петербуржского «Охта-центра». По улицам, густо намазанным асфальтом, проходят кортежи дорогих автомобилей, между витринами бутиков, подъездами отелей и VIP-залами ресторанов фланируют потомки шейхов из «Тысячи и одной ночи». О недавнем военном конфликте напоминает не только фотография истребителей над выжженным полем нефтяных месторождений, прославившая Flickr-аккаунт ВВС США, но и периодические военные операции и ответные теракты. Объяснимо, что туристы предпочитают проводить отпуск в более спокойных соседних странах, тем более что получить туристическую визу в Кувейт не так просто.

Люксембург — 2 туриста

Карликовое государство в форме деревянной калоши полтораста лет пинком сталкивает Бельгию в Северное море. Люксембург — геополитический памятник французской заносчивости и немецкому такту. Спор двух империй за десяток замков крохотного княжества, втиснутых между скалами, стремнинами и дубовыми чащами, волшебным образом разрешился в пользу местных жителей, когда пруссаки даровали им независимость в пику капризам Наполеонов. Люксембург получил чёткий профиль государственных границ и свободу внешней политики, отдав взамен только несколько тонн камня. Пришлось сровнять с землёй крепостные стены главного замка княжества, траченные сталью десятков армий, но ни разу не взятые штурмом. Довольно скоро, пусть и без мощных стен, Люксембург вновь стал оплотом. На этот раз — больших денег и ещё большей политики. Одна из деревень Люксембурга дала название всей Шенгенской зоне открытых границ, мост Адольфа связал страны Европы в единый союз, а секретарей ООН в столице можно встретить чаще, чем уличных музыкантов.

Читайте также:
Тур поездка в Прагу на 5 дней цены на двоих

По закону притяжения массы туристы часто пренебрегают Люксембургом в пользу раздобревших именитых соседей. Потому до сих пор не все знают,
что именно в этой микростране встречаются две Европы — звезда латинских кварталов и хозяйка пивной таверны. В Люксембурге испанская и немецкая культуры растворены так густо, что они сияющими кристаллами проступают на городских площадях, под арками вокзалов, за столиками кафе и между рядами скамей в кирхах. Река Альзет делит столицу на Верхний и Нижний город — вполне в духе магического реализма или интеллектуального мистицизма. В строю кирпичных фасадов проглядывают краски росписей и керамика плитки, сквозь плиты плацев пробиваются стебли и бутоны, а во вкусе вина явственно чувствуется южное солнце. Стоит задержаться в Люксембурге дольше, чем на один дежурный день для осмотра казематов и площади д’Арм, и город предстанет самой недооценённой европейской столицей.

Фарерские острова — 1 турист

Тематический парк для ужаленных севером — 18 островов в пупке Норвежского моря, 350 дней в году покрытых туманом, густым и ароматным, как пар над кружкой горячего эля. Так его пили викинги, а Фарерские острова были их северной Тортугой — приютом на маршрутах морских походов. Местные жители уважают своё происхождение и, несмотря на негласное звание изгоев Европы, остаются верны честному языческому укладу. Разговаривают на диалекте старонорвежского — языка древних саг, проводят досуг, занимаясь искусствами, забивают овец и китов для пропитания и принципиально не участвуют в общеевропейских политических играх. В стране до сих пор имеют хождение две валюты-кроны — датская (формально Фареры входят в состав Дании) и фарерская — равная ей по стоимости, но несравненная по красоте.

На архипелаге почти не растут деревья — морские ветра продувают Фареры навылет. Один из островов получил прозвище Флейта из-за сети подземных пещер и галерей, в которых вода тайно встречается с ветром многие сотни лет. Но и без деревьев природы тут как будто слишком много — по траве и воде фарерцы ходят чаще, чем по асфальту, и, чтобы различить струйку шоссе на зелёных полигонах пастбищ, приходится смотреть во все глаза. Водопады бегут из города в город и срываются в море, мешая кристаллы ледниковой воды с клочьями морской пены, скалы растут выше тумана и низких на Фарерах облаков, птицы спорят с дельфинами и нерпами у самого берега, а дощатые стены домов выкрашены в цвета соснового спила, брусники и мха. На окраинах архипелага есть острова, где живёт всего несколько человек — семья, пожилая пара, отшельник. Туристов встречают с достоинством, без медоточивых улыбок, тем более что на многотрудное путешествие за романтикой Фарерских островов обычно решаются люди особого характера.

Здесь нет набора дежурных достопримечательностей, как в компьютерной стратегии, зато есть красота до горизонта и непроторенные дороги, открытые в любую из сторон. Не удивляйтесь, если, замечтавшись над траекториями полёта птичек-топориков, вы не заметите солнечное затмение или аврору бореалис — такое бывает сплошь и рядом в стране, где торопливость не в чести, а беседы начинаются в отлив, а заканчиваются с приходом первых заморозков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: