Религиозные дорожные знаки в Чечне

Дорожные знаки, которые можно увидеть только в Чечне

В Чечне есть дорожные знаки, которые встречаются только там и больше нигде в России. При этом их нет в ПДД, они официально не существуют, им не присвоен соответствующий код. Их устанавливают на дорогах по религиозным соображениям.

  1. Аллах1у акбар
  2. Альхьамдулиллах1
  3. Субхьаналлах1
  4. Другие необычные дорожные знаки в мире

Аллах1у акбар

Пожалуй, все слышали данное мусульманское выражение, которое означает возвеличивание Всевышнего. Если перевести на русский язык, оно значит «Бог велик». У некоторых людей эта фраза вызывает неприятные ассоциации, связанные с террористами.

Этот дорожный знак устанавливают для того, чтобы люди всегда помнили о молитве, а также не забыли о том, что Бог оказывает помощь водителям при движении на дорогах. К тому же каждый, кто видит это выражение, интуитивно повторяет его, тем самым возвеличивает Господа, думает о нем.

Альхьамдулиллах1

Данная надпись на дорожном знаке также означает восхваление Аллаха, но немного в ином смысле в отличие от предыдущего выражения.

Оно выражает что-то типа «аллилуйя» или «слава Богу», то есть, что все хорошо.

Субхьаналлах1

Эта фраза значит «пречист Аллах». Она часто встречается в Коране, также ее повторяют несколько раз в конце намаза. Употребляют слово обычно в сочетании с теми двумя выражениями, описанными выше.

Стоит отметить, что дорожные знаки в Чечне могут быть оформлены в разных вариациях. Стандартно тут установлены своеобразные знаки-таблички, имеющие зеленый окрас. Но иногда встречаются биллборды, представляющие собой знаки с белым фоном, на который нанесены надписи зеленого цвета.

Очень необычно видеть такие дорожные знаки в Чечне. Приятно, что местные жители чтят свою религию. Во время движения по дороге такие знаки помогают им помнить о том, что Всевышний наблюдает за ними и оберегает их.

Другие необычные дорожные знаки в мире

В остальных частях России все знаки понятны и привычны, устанавливают только те, что официально внесены в ПДД. Но путешественники знают, что в некоторых странах можно встретить довольно необычные указатели, по которым даже сразу не поймешь, что именно хотят донести до водителей. Но в отличие от Чечни они не связаны с религиозными понятиями.

К примеру, в Румынии есть дорожный знак, на котором изображен пьяный человек, ползущий на четвереньках за бутылкой. Этим власти хотят предупредить о том, что, возможно, тут могут появиться люди в нетрезвом состоянии.

В ЮАР есть знак, на котором нарисован человек, торгующий чем-то. Он означает, что на этом участке разворачивать торговлю запрещено. Ведь люди нередко продают что-то вдоль дорог.

В Швеции есть знак, на желтом фоне которого расположены пять черных точек. Оказалось, это значит, что тут могут проходить пешеходы с сильными проблемами со зрением!

В некоторых государствах над указателями устанавливают несколько знаков с изображениями животных. Этим хотят продемонстрировать водителям, какие редкие виды можно встретить в данных местах.

Знаки преткновения

Дагестан и Чечня поспорили из-за дорожных указателей

Пограничный вопрос стал причиной осложнения в отношениях между Дагестаном и Чечней. Размещенная в соцсетях фотография дорожного указателя с надписью «Чеченская Республика — Шелковской район», установленного на выезде из дагестанского Кизляра, вызвала возмущение многих пользователей. В ночь на 10 июня знак был демонтирован местными жителями. В ответ на это чеченские власти выслали на спорный участок кортеж из двухсот машин с силовиками и дорожниками, возглавлял который глава парламента Чечни Магомед Даудов. Со специальным заявлением во вторник выступил глава Дагестана Владимир Васильев.

Прибытию кортежа предшествовало видеозаявление Магомеда Даудова в Instagram. «Ни пяди своего не отдадим. Знаки поставят обратно, потому что они там должны быть»,— заявил он в прямом эфире. После приезда колонны машин из Чечни на место событий прибыла и дагестанская делегация, возглавляемая руководителем администрации главы и правительства республики Владимиром Ивановым.

Бурная дискуссия с участием местных жителей и лидеров делегаций разошлась в видеонарезках по соцсетям, вызвав неоднозначную реакцию.

Многие пользователи отмечали наступательный характер монолога главы чеченского парламента. В ходе разговора Магомед Даудов напомнил, что земля, на которой был установлен дорожный знак, принадлежит Чечне, а знак может быть демонтирован «только через его труп» (к этому моменту знак был установлен вновь).

Читайте также:
Фото Статуи Свободы (128 фото)

«Весь этот бардак между Чеченской Республикой и Дагестаном идет именно из-за вашей администрации,— упрекнул он главу Кизлярского района Александра Погорелова в незнании географии.— Вот этот пятачок, о котором мы на каждом заседании говорим, проходит по этой реке ровно посередине нового моста и старого моста. Это территория Чеченской Республики. Туда и за эту дорогу — это твоя территория. Если бы вы молодежи объясняли это… Если бы ваши районные или сельские депутаты встречались с молодежью, этой паники не было бы».

Господин Иванов постарался снизить накал дискуссии: «У меня просьба. Это касается всех глав районов Чеченской Республики и муниципалитетов Республики Дагестан. Если какие-то моменты возникают спорные… давайте не будем заниматься самодеятельностью. Вы информируете Магомеда, информируете меня. Мы вначале с ним встречаемся, пьем чай, разговариваем с Хизри Исаевичем (Шихсаидовым, главой Народного собрания.— “Ъ”), ставим в известность глав. А после этого уже знаки ставим, солнце зажигаем и все остальное делаем».

О наличии проблемных точек в вопросе об определении границ между двумя республиками общественники, а затем и власти Дагестана говорили еще несколько месяцев назад.

В феврале нынешнего года глава Дагестана Владимир Васильев в интервью телеканалу РБК заявил, что у него полное взаимопонимание с чеченскими коллегами относительно принципов установления границ между республиками: «Я говорил, есть восемь пунктов на границе (по которым есть разночтения.— “Ъ”). Будут еще появляться, по ним будет отдельный подход. А там, где не возникает вопрос, сейчас только одна тема, думаю, мы ее решим. Она возникла уже в процессе работы, оказалось, что границу можно определять по-разному. Мы используем аэросъемку, а наши соседи работали с Google-картами. Сейчас возникает вопрос согласования этих моментов — чисто технических».

Однако в середине марта чеченское управление Росреестра в одностороннем порядке приняло решение поставить на кадастровый учет участок, находящийся на границе с Кизлярским районом и городом Кизляром. В ответ на эти действия премьер Дагестана Артем Здунов, будучи на тот момент и. о. главы республики (Владимир Васильев находился в отпуске), и председатель Народного собрания Хизри Шихсаидов спустя две недели обратились с письмами к полпреду президента в СКФО, главе Росреестра и спикеру парламента Чечни с протестом против «одностороннего определения границ» между двумя республиками.

Как ингушской оппозиции дали площадь перед рассмотрением КС запроса о границе с Чечней

Спустя несколько часов после публикации сообщение об этом было удалено с сайтов парламента Дагестана и некоторых государственных СМИ. Новость решено было удалить, сообщили “Ъ” в парламенте, поскольку она выполнила свою функцию. Официального ответа от парламента Чечни в Махачкалу пока не поступало, сказал представитель Народного собрания, однако источник в махачкалинском Белом доме сообщил “Ъ”, что, по неофициальной информации, «вопрос будет решен положительно, и ошибка, допущенная каким-то сотрудником чеченского управления Росреестра, будет исправлена».

О необходимости диалога во избежание провокаций Владимир Иванов заявил и выступая перед кизлярским активом. «В данной ситуации, к сожалению, такая информационная неразбериха и история, которая, мягко говоря, спровоцирована. Нужна эта табличка, не нужна, ну придите, поговорите. Есть два джамаата, Кизлярский и Шелковской. Наверное, надо было прийти, сказать, мы поставим, давайте проговорим. Наверное, тогда и наша молодежь не подорвалась бы и не поехала туда, а может быть, на самом деле, проговорили бы».

Во второй половине дня пресс-служба главы и правительства Дагестана распространила заявление Владимира Васильева, сделанное на планерке в махачкалинском Белом доме.

Случившееся глава Дагестана назвал «спекуляцией на узких темах» и предупредил, что власти не позволят никому «раскачивать ситуацию в своих интересах».

«У нас есть общее понимание,— сказал он.— Обращаю внимание на важный момент: та территория, на которой поставили один знак на федеральной дороге и два знака на региональной,— это территория, по которой ни у Дагестана, ни у Чеченской Республики претензий друг к другу нет».

Как глава Чечни нанес визит критиковавшему его экс-главе МВД Ингушетии

Все дискуссионные вопросы, заявил глава Дагестана, в обязательном порядке будут обсуждаться, в том числе и с населением, признав попутно, что вызвавший споры знак действительно был установлен на чеченской территории: «У нас есть двусторонняя структура, но пока мы решили приостановить процесс установления границы. Если посмотреть формально, то договоренность не нарушена: чеченская сторона установила лишь дорожные знаки на своей территории. Но при этом мы просим, чтобы они с пониманием отнеслись к тому факту, что часть нашего населения восприняла это иначе — как наступление на наши территориальные интересы. Этого нет и не будет! Я еще раз заявляю: пока я здесь работаю, ни один метр территории Дагестана не будет кому бы то ни было передан в одностороннем порядке. Ну а в многостороннем порядке — это когда наступит время, будем советоваться, определяться, проводить сходы».

Читайте также:
Карта Таба-Босиу, где находится Таба-Босиу на карте мира

В январе этого года власти Чечни и Дагестана договорились о демаркации границы между республиками. 16 апреля, напомнили в правительственной пресс-службе Дагестана, спикеры парламентов обеих республик заявили, что внесение в госреестр недвижимости сведений о границе решено приостановить. В мае Дагтехкадастр объявил конкурс на выполнение землеустроительных работ для установления границ с Чечней, Ставропольским краем и Калмыкией. Работы должны быть выполнены до 15 декабря.

Жители Чечни и Дагестана конфликтуют из-за дорожного знака на границе

Автор фото, Google Street View

На Северном Кавказе возникла новая конфликтная ситуация из-за границ. 10 июня жители Дагестана начали сообщать, что в районе Кизляра появился дорожный знак с надписью “Чеченская республика, Шелковской р-н”, в соцсетях вскоре появилось видео, на котором группа мужчин его демонтирует. В ночь на вторник спикер чеченского парламента Магомед Даудов заявил, что Чечня не собирается отдавать свою землю.

“Мы и пяди своего не отдадим. Знаки поставят обратно. Почему? Потому что они там должны быть”, – сказал Даудов во время прямого эфира в “Инстаграме”.

Так он отреагировал на сообщения о том, что жители Дагестана снесли дорожный знак с надписью “Чеченская республика, Шелковской р-н”, который, по их мнению, был установлен на территории, относящейся к Кизлярскому району Дагестана.

  • СМИ России: Чечня делит границу с Дагестаном
  • “Было ощущение, что меня раздели”: как в Ингушетии одобряли договор с Чечней
  • Договор о границе Ингушетии и Чечни признан законным

В соцсетях после этого начали появляться сообщения о том, что к границе с Дагестаном приехали несколько автомобилей с чеченскими силовиками.

РИА “Дербент” сообщает, что утром во вторник Даудов выехал на место, где был демонтирован указатель, и встретился там с руководителем администрации главы и правительства Дагестана Владимиром Ивановым и министром транспорта Шируханом Гаджимурадовым.

Телеграм-канал “Совесть Дагестана” опубликовал видео, на котором большое количество камуфлированных джипов и военных грузовиков прибывают, как утверждает автор записи, на место событий.

Глава Дагестана Владимир Васильев выступил с заявлением: “Пока я здесь работаю, ни один метр территории не будет кому-то ни было передан в одностороннем порядке”.

Он уточнил, что знак установлен в Чечне, но воспринимается как провокация. “Они установили знаки – на своей территории. Но при этом мы просим, чтобы они с пониманием отнеслись, что часть нашего населения восприняла это по-другому. Не как знаки, а как наступление на наши территориальные интересы. Этого нет – и не будет”, – пообещал Васильев.

В конце января власти Чечни и Дагестана договорились о демаркации границы между республиками.

Как писал “Кавказский узел”, в марте Чечня в одностороннем порядке зарегистрировала за собой спорный участок на границе с Кизлярским районом Дагестана, но спустя месяц спикеры парламентов обеих республик объявили, что внесение сведений о границе в госреестр решено приостановить.

В мае “Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке” объявило тендер на землеустроительные работы по установлению границ с Чечней, Ставропольским краем и Калмыкией, которые должны быть выполнены до 15 декабря.

“Раньше попадали в Кизлярский район, а теперь в Чечню”

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Председатель Дагестанского историко-географического общества, приглашенный эксперт дагестанской комиссии по границам и картограф Зураб Гаджиев в разговоре с Би-би-си назвал ситуацию с установкой дорожного знака провокацией с чеченской стороны.

Читайте также:
Фото достопримечательностей Науру

“Установка знака – это провокация, приманка. Поведение разгоряченной молодежи Дагестана очень легко прогнозировать. Знак установили на участке трассы, буквально 50-метровом, который по какой-то нелепой административной случайности относится к Чечне. К этому участку нет со стороны Чечни ни подъезда, ни какого-то другого доступа, он со всех сторон окружен территорией Дагестана”, – объяснил Гаджиев.

Он считает, что знак был установлен с нарушением законодательства, поскольку этим должны заниматься службы, которые обслуживают соответствующий участок трассы, – в данном случае дагестанские.

“А здесь – мы не знаем кто, – пока все спали, приехали, воткнули знак и уехали. И у людей утром такие географические новости: раньше они, выезжая из Кизляра, попадали в Кизлярский район, а теперь в Чечню. Естественно, у них появился страх, что захватили чуть ли не район, второго знака же не было. Люди на эту приманку, к сожалению, клюнули, пошли и снесли этот знак”, – говорит он.

По мнению Гаджиева, ситуация с демонтажем знака дала чеченской стороне повод огласить более веские территориальные претензии, которые у нее есть к Дагестану.

“На встрече с Ивановым и Гаджимурадовым Даудов очень мало говорил про сам этот пятачок, на котором был установлен знак. Чеченская сторона имеет целую серию претензий к Дагестану, пытается “откадастрировать” в свою пользу различные участки, в том числе и возле Кизляра. И вся эта ситуация [со знаком] дала Даудову повод для озвучивания этих территориальных претензий. Он на встрече сегодня утром всю свою речь посвятил их озвучиванию. А на фоне, того что сделали молодые дагестанцы вчера, козыри, скажем так, были не на дагестанской стороне”, – объяснил эксперт.

Спор с Ингушетией

Ранее конфликт, связанный с изменениями границы, произошел между Чечней и другой северокавказской республикой – Ингушетией.

В сентябре 2018 года главы республик подписали соглашение о закреплении границы, согласно которому Ингушетия отдала Чечне участок Сунженского района. Это спровоцировало многотысячные протесты в Магасе, которые продолжались две недели.

В октябре конституционный суд Ингушетии признал закон об установлении границы с Чечней неправомерным и заключил, что сентябрьское соглашение необходимо утвердить на референдуме.

С этим не согласился конституционный суд России, в декабре признавший соглашение об административной границе между Чечней и Ингушетией законным.

В марте 2019 года инициатива властей Ингушетии изменить местное законодательство так, чтобы вопрос об изменении территории не надо было выносить на референдум, вызвал новую волну протестов в республике.

Они обернулись арестами местных активистов и запретом общественного объединения “Совет тейпов ингушского народа”.

Стоит ли ехать в Чечню? Культурные особенности и природные красоты

Чечня и Ингушетия — самые безопасные регионы России. Это не шутка, просто статистика. Количество преступлений в год на тысячу жителей тут минимальное во всей России — всего 2.3 (в Тыве, к примеру, 28.8). Стабильная, как колосс словесная конструкция “Привет, как дела? Да у меня нормально. Где? Да на машине еду, в Ведено. Нет, не в багажнике…” утратила актуальность. Остается лишь задуматься, какими силами и действиями законопослушность в регионе высоких гор и низких, ныне нетонированных “приор” доведена до таких значительных высот.

Впрочем, пересекая отстроенную заново после войны Чечню, все это понимаешь довольно быстро. Блокпосты на въезде и выезде охраняют сотрудники в обычной полицейской форме и бойцы специальных подразделений, узнаваемые по форме и знакам различия. Дальше, в самой Чечне, люди с оружием встречаются на каждом шагу — во всех населенных пунктах они стоят в том числе посередине проезжей части.

На них незнакомая форма c надписями ГБР. В разных регионах России мы привыкли к всевозможным ЧОПам, но не припомню, чтобы они ходили с армейским оружием, и выполняли функции фактического контроля над автомобильным движениям. В Чечне ГБР не ЧОП — формально это особые подразделения МВД, которые проверяют документы у водителей и следят за соблюдением правил дорожного движения.

К туристам ГБРовцы особого интереса не проявляют — могут проверить документы, поинтересоваться целью поездки, вежливо попросить надеть маску (в Чечне во время эпидемии COVID-19 это обязательно даже в автомобилях). В разговоре они обычно оказываются весьма приятными собеседниками. Встреча с таким патрулем для водителя из другого региона значительно менее драматична, чем остановка каким-нибудь краснодарским ДПС-ником в безлюдном месте.

Читайте также:
Провинция Канчанабури в Таиланде. Справочник туриста

О жесткости работы чеченских силовых структур сказано многое, но к туристам это отношения не имеет. С этой точки зрения, безопасность тут абсолютная — можете гулять по улицам, зачастую названным в честь Кадырова-старшего или Владимира Путина, да и вообще, где угодно, в любое время суток, и никаких проблем у вас не будет. Автомобили, в принципе, тоже можно не запирать. Никто не позарится на ваше имущество.

Но все равно, обилие вооруженных людей вызывает чувство легкое напряжения. Оно усиливается, когда видишь вооруженных людей в гражданском, зачастую, с серебряными или золотыми “стечкинами”, демонстративно висящими на широком кожаном поясе. Травмат или боевой — спрашивать не хочется. Передвигаются такие парни обычно колоннами из дорогих внедорожников, и вроде бы, никаким образом тебе не мешают, просто ты дитя другой культуры, наверное…

Алкогольные напитки — часть почти любой культуры, но ни в коем случае не современной чеченской. Курение, к слову, тоже не приветствуется, хотя практикуется. В республике алкоголь официально продается только в двух магазинах “Лента”, причем только в максимально неудобное время, с 8 до 10 утра и не каждый день. Более того, покупающих алкоголь чеченцев сразу после касс вылавливают патрули. “Нарушителей” особых местных законов ждет как минимум конфискация покупки и штраф в 10 тысяч рублей. Могут и забрать в отдел, чтобы затем придать этот поступок нарушителя огласке. К туристам из других регионов это ограничение, опять же, не относится — можно спокойно покупать алкоголь, главное, не употреблять его прилюдно.

Прибавьте к этому обилие “блатных” и не очень черных “камри” (сделать “рестайлинг” из старой в более новую можно в любом придорожном сервисе), и вы, я думаю, составите более полный образ в части местных культурных особенностей.

Первая точка нашего маршрута по республике — село Герменчук Шалинского района, где расположен архитектурно-этнографический музей Шира-Юрт.

Копия традиционного чеченского аула насыщается жизнью и реконструкторами лишь во время экскурсий и подобных мероприятий.

Сегодня скромные приземистые глиняные постройки, украшенные домоткаными коврами, старинной утварью и фабричными артефактами прошлого пусты. За очередной скрипучей деревянной дверью — зияющая пустота. Не горит свеча, от пустого очага не исходит тепла. Наверное, примерно так и было в чеченских домах после депортации…

Едем дальше, в горы.

Озеро Кезеной-Ам, расположенное на границе Дагестана и Чечни на высоте 1869 метров над уровнем моря — локация беспроигрышная.

Горная дорога с идеальным полотном — хороший полигон для проверки пределов шасси Nissan X-Trail. Машина послушная, понятная, динамичная с двигателем 2.5, но мучать вариатор ручным режимом быстро надоедает — тем более, что склонность к андерстиру тут повыше, чем на соплатформенном Qashqai. Лучше ехать неспешно, и для этого “хитрила” реально хорош.

Сине-зеленая холодная водная гладь успокаивает, чарует.

Когда-то тут тренировались спортсмены Олимпийской сборной СССР по гребле, во время войны база была полностью разрушена. Но уже в прошлом году тут снова прошли первые сборы.

Место для этого вида спорта особенное. Мало того, что высокогорье, и двухкилометровая ширина, так еще ввиду сочетания глубины, низкой температуры и химического состава вода тут “тяжелая”, то есть грести тут тяжелее, чем в других местах, где вода “легкая”.

У нас же — никакой тяжести бытия. Суровый шашлык из баранины, щедро приправленный соусом, отлично заходит с местной “минералкой”. Неожиданная встреча со старым другом Магомедом.

После обеда направляемся в расположенный совсем рядом аул Хой.

Дорога идеальная, новая, но узкая — двум машинам разъезжаться нужно медленно. Едущая навстречу моему вызывающему оранжевому X-Trail очередная черная “камри” приветственно (хочется верить) крякает СГУ, я сигналю ей в ответ.

Древний аул Хой в горах Чечни близ границы с Дагестаном был заброшен 76 лет назад — местные жители были депортированы по приказу Сталина. Вода и непогода разрушили каменную кладку, созданную без использования раствора.

Читайте также:
Что такое кредитная история SCHUFA

Остатки строений (дольше всего стояли боевые башни) были уничтожены во время двух чеченских кампаний. Село долго представляло из себя живописные руины (фотографию можно посмотреть в Википедии).

Пару лет назад тут начались реставрационные работы. Кто-то справедливо назовет это “реконструкцией” или “новоделом”, так как несмотря на использование тех же камней и фундаментов, в кладке применяется цемент.

Но открытое для туристов всего две недели назад селение выглядит для неспециалиста вполне аутентично. В невысоких домах с плоскими крышами пока нет жителей — они появятся лишь в случае активизации турпотока, который, впрочем, набирает обороты. Как и другие этнографические объекты, Хой оживает во время экскурсий и мероприятий, которые проводятся все чаще и чаще.

На обратном пути надо передохнуть, не доезжая Кезеной-Ам сделать остановку, покачаться на качелях с видом на горы.

По привычке, я любую остановку трачу на работу. Достаю свой верный “зенбук”, и, мерно покачиваясь читаю почту, и сливаю снятые за день снимки. Вот железка — и в вертолете падала на железный пол, перелетев через весь салон Ми-8, и в палатке отсыревала, но все равно работает. Иногда, впрочем, это кажется перебором — ведь руки тянутся к ней там, где надо бы просто смотреть по сторонам и впитывать красоты.

Солнце медленно опустилось за горы, и смотреть стало практически не на что, кроме витиеватой ленты дороги и домовладений за высокими сплошными заборами из красного кирпича, преимущественно, с массивными коваными воротами.

В центре Шали, впрочем, ситуация радикально меняется — тут высится, затмевая небо, освещаемая разноцветными прожекторами крупнейшая мечеть Европы, «Гордость мусульман».

Вопреки сообщениям во многих СМИ, названа мечеть в честь пророка Мухаммада, а вовсе не Рамзана Кадырова.

Высота крупнейшего из 13 куполов составляет 41 метра, минаретов — 63 метра, а вместимость главного зала мечети — свыше 30 000 человек (население Шали, к слову, всего 54 тысячи).

В отделке ослепительно белого здания использовано 6.5 тысяч тонн мрамора с греческого острова Тасос. Высокотехнологичное инженерное сооружение, в котором применено множество современных решений.

Мнемся с коллегами на крыльце, у массивных дверей. У входа стоит обувь молящихся, которых, если считать по парам, этим вечером всего пара десятков.

Выходящий бородатый мужчина в красиво расшитой молитвенной шапке, видя наше смущение, улыбается, приглашает нас войти. Да мы же не мусульмане, говорим.

— А какая разница? Заходите, посмотрите, как у нас!

Снимаем ботинки, входим внутрь. Охранник смотрит на нас чуть более строго.

— Есть, что запрещенное? Сигареты? … Фотографировать? Конечно, можно!

В мечети просторно и светло. На создание 403 люстр и светильников ушло более двух миллионов кристалов Swarovski.

Площадь ковра в молельном зале — более 8 тысяч квадратных метров. Все сделано роскошно, качественно, и с размахом.

Дальше — в Грозный. Точнее, в Грозный-Сити, туристическую резервацию внутри самого Грозного. Здесь уже нет никаких ограничений, ни на одежду, ни на сигареты, и на алкоголь. Все, как в Москве или Питере. Шумно, пьяно, весело. За панорамным стеклом номера на высоком этаже — красивый, “вылизанный” центр Грозного. Сияет огнями огромная мечеть.

Глядя на переливающиеся огни, я вновь думаю о том, что понять Чечню и чеченцев за несколько коротких поездок невозможно. История народа столь драматична, что невозможно оценивать ее, находясь в абсолютно других реалиях.

Но тут можно любоваться горами, архитектурой, общаться с добрыми людьми, не особо расстраиваясь, что понимание между вами не полное…

Уважаемые читатели, теперь вам слово. Что думаете про поездки в Чечню? Если уже ездили, выкладывайте ссылки на свои отчеты. Буду рад репостам, дополнениям и комментариям!

Дагестанцы снесли дорожный знак Чечни под Кизляром. Власти вернули его на место, а жители вышли на протест

Жители Дагестана протестуют против установки дорожного указателя «Чеченская республика, Шелковской район» на окраине Кизляра

10 июня жители Дагестана распространили видео со знаком, обозначающим начало территории Чечни, установленным на окраине Кизляра. Авторы сообщений ставили под сомнение правомерность его установки на фоне приостановленной работы по определению границы между республиками.

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Тель-Авива в Иерусалим

Читайте также:

Как пишет портал «Будни Кавказа», проходящая по территории Дагестана трасса пересекает примерно 30 метров участка территории Чеченской Республики, которая углом вклинивается в пригород Кизляра.

Установка знака вызвала негативную реакцию дагестанцев. Вечером того же дня они снесли знак.

Ночью глава парламента Чечни Магомед Даудов вышел в прямой эфир в инстаграме и заверил своих подписчиков, что знаки будут восстановлены на прежнем месте : «Мы и пяди своей не отдадим. Знаки поставят обратно, потому что они там должны быть… Как убрали, так и поставят». Он подчеркнул, что «дорожники Чеченской республики или работники ЖКХ ни на метр на территорию сопредельной республики не заступили».

11 июня Даудов прибыл в Кизляр в сопровождении военных бронеавтомобилей и полицейских машин. На участке около знака он встретился с руководителем администрации правительства Дагестана Сергеем Ивановым и главой Кизлярского района Александром Погореловым. Знак был поставлен вновь и оцеплен силовиками.

На встрече Даудов обвинил в происходящем руководство Кизляра, которое, по его словам, не ведет достаточную работу с населением. Также чеченский спикер пообщался с местными жителями. Одному из них он заявил, что знак снимут «только через его труп».

В свою очередь Иванов отметил, что установку дорожных знаков нужно было согласовать с Автодором, так как есть нормы по их установке.

К вечеру пресс-служба главы и правительства Дагестана распространила официальное заявление главы Дагестана Владимира Васильева, который заявил, что установка знака ничего не нарушает.

«Та территория, на которой поставили один знак на федеральной дороге и два знака на региональной, — это территории, по которой ни у Дагестана, ни у Чеченской Республики претензий друг к другу нет», — пояснил Васильев.

При этом он подчеркнул, что все дискуссионные вопросы в обязательном порядке будут обсуждаться, в том числе и с населением.

«У нас есть двусторонняя структура (по определению административной границы между республиками — прим.), но пока мы решили приостановить процесс установления границы. Чеченская сторона установила лишь дорожные знаки на своей территории. Но при этом мы просим, чтобы они с пониманием отнеслись к тому факту, что часть нашего населения восприняла это иначе — как наступление на наши территориальные интересы. Этого нет и не будет! Я еще раз заявляю: пока я здесь работаю, ни один метр территории Дагестана не будет кому бы то ни было передан в одностороннем порядке», — добавил глава Дагестана.

Также глава Чечни Рамзан Кадыров высказался о ситуации, призвав жителей Дагестана не поддаваться на провокации и быть сдержаннее в своих высказываниях.

«Кавказский узел» позже сообщил, что жители Дагестана собрались на народный сход возле одного из указателей. Они требовали демонтировать указатели, полицейские призвали протестующих разойтись. Часть протестующих — 15 человек задержали и обвинили в неподчинении полиции. Суд определит им дминистративное наказание 12 июня.

В апреле жители Дагестана пожаловались , что их не привлекли к обсуждению вопроса демаркации границы на спорном участке на границе Чечни с Кизлярским районом. Однако из заявления главы республики следует, что место, на котором установлен знак, к спорным не относится.

“Ни пяди земли не отдадим”: Чечня и Дагестан поспорили из-за дорожных указателей на границе

11 июня 2019 15:10

В ночь на 11 июня на въезде в Кизляр местные жители демонитровали недавно установленную там табличку с надписью «Чеченская Республика. Шелковской район». Из-за петляющей границы территория в окрестностях Кизляра действительно относится то к Чечне, то к Дагестану, однако где именно она пролегает, раньше никто особо не задумывался. В Чечне, которая вместе с Дагестаном находится в процессе документального определения и закрепления административных границ, решили, что таблички внесут ясность. Однако некоторых жителей Кизляра их установка возмутила. Демонтаж в свою очередь вызвал реакцию чеченской власти. Спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что «ни пяди земли не отдаст».

– Знаки установят обратно. Потому что они стоят там, где и должны. Житель Чеченской Республики не имеет права самовольничать и убирать знаки на территории Дагестана. Точно так же знак, стоящий на территории Чеченской Республики, никто не имеет права убирать из Дагестана. Как убрали, так и поставят, – пообещал Даудов в обращении на Youtube.

Читайте также:
Фото Тбилиси (328 фото)

На следующий день спикер парламента был уже на месте установки знаков и вместе с руководителем администрации главы и правительства Дагестана Владимиром Ивановым, а также главой Кизлярского района Александром Погореловым вел переговоры. Даудов указал Погорелову на то, что знаки стоят правильно и что демонтировать их не имели права, а надо было «провести сход» и объяснить все молодежи. Даудов заявил, что в бардаке с землей виновата администрация Кизляра, «незаконно присвоившая лесной фонд Чеченской республики и города Кизляр».

Следующую встречу Даудов провел уже с толпой жителей Кизляра, требовавшей убрать обозначения Чеченской Республики. Спикер чеченского парламента попытался убедить людей, что знаки стоят на исконно чеченской земле и заявил, что “готов поклясться в этом на Коране”, а скептиков Даудов призвал «учить историю».

Сейчас на месте событий находится множество силовиков — представителей Росгвардии с чеченской и дагестанской стороны. Чеченские силовики вытянулись в оцепление, препятствующее проходу к восстановленным табличкам с надписью «Чеченская республика». Ожидается, что в Кизляре сегодня пройдет несколько совещаний по урегулированию вопроса. В город уже приехал глава МВД Дагестана.

Напомним, вопрос границы между Чечней и Дагестаном начал согласовываться с января 2019 года. Комиссии по установлению границы с обеих сторон изучают архивные и картографические документы и на этом основании составляют кадастровую карту границы.

Член дагестанской общественной комиссии по установлению границы между Чечней и Дагестаном, председатель дагестанского географического общества Зураб Гаджиев на своей странице в Facebook заявил, что знак поставлен на чеченском отрезке трассы.

– Однако по федеральном законодательству, знаки устанавливает тот, кто обслуживает этот участок трассы. Этот участок шириной всего 50 метров всю жизнь обслуживался дагестанскими ведомствами и службами, – пишет Гаджиев. – На нем дагестанский асфальт, уложенный и укатанный дагестанскими рабочими. Чеченская сторона никогда здесь ничего не делала, знаков не стояло и межевания не проводилось, а народ даже не знал, что так бывает и какой-то кусок полотна может находиться в другой республике. Люди утром проснулись, увидели это, не поверив глазам. И в итоге, несмотря на все мои увещевания и предостережения, люди пошли и сделали то, что сделали.

Глава Дагестана Владимир Васильев так прокомментировал спорную ситуацию.

– У нас есть двусторонняя структура, но пока мы решили приостановить процесс установления границы. Если посмотреть формально, то договоренность не нарушена: чеченская сторона установила лишь дорожные знаки на своей территории. Но при этом мы просим, чтобы они с пониманием отнеслись к тому факту, что часть нашего населения восприняла это иначе – как наступление на наши территориальные интересы. Этого нет и не будет! Я еще раз заявляю: пока я здесь работаю, ни один метр территории Дагестана не будет кому бы то ни было передан в одностороннем порядке. Ну а в многостороннем порядке – это когда наступит время, будем советоваться, определяться, проводить сходы, – цитирует Васильева РИА “Дагестан”.

Спецназ охраняет территорию спора из-за указателей границы в Дагестане

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД “Комсомольская правда” г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД “Комсомольская правда” г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

О древнем символе Чеченцев и Ингушей

Прежде чем приступить к разговору о символе Чеченцев, стоит разобраться с самим понятием слова «символ». На сегодняшний день мы располагаем достаточными информативными ресурсами интернета, позволяющие качественно и структурно подойти к изучению интересующего вопроса. Первым шагом нашего предприятия, обратимся к словарной статье из Википедии:

Читайте также:
Кто живет в индии - 2022

Символ (из греч. ;;;;;;;;) — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.
Фёдор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница “между знаком и символом”, между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное.
Алексей Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи». Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.
В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия,искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

Это достаточно лаконичный материал представляет возможность начать наши поиски символа Чеченнцев и Ингушей, в нужном направлении. Естественно, возникает вопрос: «А что, у Вайнахов до сих пор нет своего символа»? Конечно есть, и не один. Во времена так называемой Ичкерии символом Чеченцев являлся волк, отождествлявший свободу.Ингуши, с создание Респулики Ингушетия, реанимировали один из древних солярных символов. В настоящее время, символом Чеченского народа, являются средневековая башня и нефтяная вышка. Но нас интересует изначальный символ, тот самый, вокруг которого стал формироваться народ, известный сегодня миру как Вайнахи.

И вот, для того, чтобы приступить к данному вопросу, нам необходимо найти истоки этнонима Чечен и Ингуш. Естественно, следующим нашим действием будет набор в поисковике интернета слова «чеченцы». В мгновение ока перед нами появляется материал из той же Википедии:
Этимология
Название «чеченцы» является русской транслитерацией наименования этого народа у кабардинцев — «шашан», которое, в свою очередь, произошло от села Большой Чечень (Чечен-Аул), где, вероятно, русские впервые встретились с чеченцами в конце XVII века. Название села восходит к XIII веку, когда в этом месте находилась ставка монгольского хана Сечена. Вначале русские называли так лишь жителей села Большой Чечень, позднее, этноним «чеченцы» был перенесён на всех родственных обитателей прилегающих областей. В начале XVIII века обобщающее название «чеченцы» для всех восточных вайнахов стало встречаться в русских и грузинских источниках, позже этот этноним переняли и некоторые окружающие народы.
Альтернативная гипотеза этимологии названия чеченцев, согласно некоторым исследователям (напр. А. Вагапов), предполагает, что этот этноним был представлен у соседей чеченцев задолго до прихода русских на Кавказ.

Что же нам дает данная информация и насколько она верна?
Сказать просто – не верна, значит, ничего не сказать. Для того, чтобы опровергнуть данную информацию, необходимо представить более раннее упоминание о слове «чечен», чем появление монголов на Кавказе. И надо сказать, расширив географию поиска мы без труда находим слово «чечен», в разных языках, с разными значениями и произношением. К примеру, в русском языке слово «чеченя» (балованный ребенок) мы сближаем с чеченским «нана чеча» (мать Чеча).

В СИЭ (Советской Исторической Энциклопедии) мы находим слово «чеча» (богиня воды).
Дальнейший наш поиск приводит нас к слову из иврита «шошан» (лилия). Нахское «Жовжан» (лилия), по-видимому, восходит к «жужан». См. город «Сузы». Русское звукоподражательное слово «жужжать» указывает нам на пчелу, и вновь выстраиваем логические звенья «цветок – пчела». Надо сказать, что если мы будем выбирать из разных языков все соответствия, то получим огромное семантическое поле, география которого охватывает целые континенты. И для того чтобы не обрисовывать это поле, ограничимся теми логическими звеньями, которые способны кратко и наглядно продемонстрировать развитие мысли, приведшие к этнониму «Чечен».

Читайте также:
Все об отдыхе в Теннесси

Полученную семантическую связь «цветок – пчела» мы соединим с нахским «накхар» (пчела) и выйдем на слово «накха» (грудь).См.сл.”нектар”.См. арабское “нахль” (пчела).
Какова же дальнейшая связь «цветок-пчела-грудь»? Ответ мы находим в звукоподражательном слове из русского языка «сися» (грудь),фонетически близким со словами “чеча” и “шошан”. Теперь перед нами появляется более менее ясная картина формирования фольклорного образа, называемого нами символом.

Исходя из русского «сися», мы приходим к выводу, что нахское «чеча», изначально имело значение «сосок материнской груди», так как слова «сися» и «чеча» имеют одну звукоподражательную основу. См. слово “чечакх” (бубенчики). Одну основу имеют и слова “няня”(русск. воспитательница), и “нана”(нахск. мать). Оба слова произошли от звуков кормления ребенка (придавливая сосок к небу). Отсюда и коммуникативное слово «нахь» (возьми), сохраненное в ингушском языке. См. богиня воды и плодородия «Анахита». См. переход: «анахита «на1» (шкура, покров) > «накх» (грудь) > «накъ» (путь, дорога). См. переход «нахь > нохь» (рыхлить, измельчать, жевать). См. «нохь» (плуг) > «нохчо» (плужник, пахарь)
Примечание: Переход слов «нахь > на1» обусловлен тем, что прежде чем приступить к кормлению грудью, надо было раскрыть одежды, которые в древности были из шкур. Переход слов «накх > некъ» обусловлен тем, что первый путь человека лежит к материнской груди.

Обратив внимание на переход «нахь > на1», видим, что эти слова произошли за долго до изобретения ткани, а соответствия «сися – чеча» говорят о заре человеческой истории. Другие соответствия такие как: нахск. «чечакх» (бубенчик) и тюркск. «чичакх» (цветок), показательны для понимания развития семантики. Это понимание заключается в том, что слово «чечакх» (бубенчик), как образ, берет свое начало с пестика цветка лилии, а само слово «цветок», на нахском будет как «зезаг», имеющее звукоподражательную основу от жужжания пчелы.

Краткий, но достаточный анализ словообразования, привел нас к символу «материнства и плодородия» древних нахов – цветку лилии. А самое удивительное, это то, что данный символ мы обнаруживаем в персонифицированном образе «наны чеча», документально засвидетельствованном в барельефе развалин Баальбека. Сегодня этот, как оказывается древнейший символ, известен нам как «звезда Давида».

И не только. Не только Баальбек раскрывает нам древний символ Вайнахов. Другое не маловажное свидетельство мы находим в индийской духовной культуре. Это так называемая «чакра Анахата».
См. богиня Анахита и чакра Анахата.

Внимательно вглядевшись в знак чакры, мы видим русскую букву «ч», а в профиле, материнскую грудь. Изображение Богини Анахиты мы видим с оголенной грудью, как бы указывая нам на ингушское слово «нахьи» (возьми) и ивритское «нахим» (утешать). Внутри гексаграммы мы видим пчелиную соту, а за спиной Анахиты – пчелиные крылья.

Происхождение знака гексаграммы, как видно из этих рисунков, напрямую связано духовной культурой древних людей (нахов), началом которой, является культ почитания матери. Красивейшим образом этот культ отображен в аллегории с цветком лили, пестики которого ассоциированы с сосками материнской груди (чеча – чечакх).См. русск. “цацки” и “цацкаться”.См. русск. “чеченя” (балованный ребенок). Необходимо подчеркнуть, что гексаграмма, графически, берет свое начало от цветка лилии, а получившиеся скрещенные треугольники, в умах последующих поколений, образовали целые ветви абстрактной мысли.

Мать, и в особенности ее грудь, вскормившая все человечество, не могла остаться незамеченной в умах древних людей. Не знаю, удалось ли древнему человеку отдать дань уважения матери, но стараясь это сделать, он создал достойный и красивый культ ее почитания. Именем матери назвали небеса и ей же даровали титул «мать воды». Глядя на историю древних народов, почти в каждой из ней прослеживается присутствие культа материнского начала.

У древних египтян этот культ известен под именем «Нут», а у этрусков, это “капитолийская волчица”. Территория восточной части средиземного моря известна под именем «ханаан», то есть, по вайнахски «хи нана» (воды мать). Естественно, у нас, как у взрослых детей, возникает тот же детский вопрос: «если есть мать воды, а кто же отец воды»? И надо сказать, что мы находим этого «отца». Находим под именем «Хадад» (нахск. «хи»-вода; «дада» – отец), или «Венадад» (нахск. «вена» – наш; «дада» – отец).

Читайте также:
Как быстро и дешево добраться из Праги в Краков

Удивительно! Удивительно то, что эти слова, географически отдаленные от места нынешнего проживания вайнахов, так легко поддаются этимологическому анализу. Настолько легко, что возникает вопрос: неужели на этих землях, до семитов жили вайнахи? Этот вопрос заставляет задуматься над привычным сегодня для нас слова «вайнах», понимаемым нами как «наши люди». Но, как показывает этимология слова «нах» (люди), восходит к изначальному ингушскому слову «нахь» (возьми), указывающее на материнскую грудь.

По всей видимости, древние вайнахи имели в виду не только значение «наши люди», но и «наша земля», «наша мать», «родина». В абстрактной форме это лучше видно глядя на папирус с изображением «Нут» или глядя на кормящегося от волчицы Рома и Рема.
Библейский Ханаан или точнее Хинан (мать воды) имеет еще название Финикия. По поводу происхождения названия Финикия существует несколько версий.

В Википедии они описаны так:

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. ;;;;;; — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей[1].
Другое объяснение — греч. ;;;;;; — «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока.
Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы»

Действительно, Финикия некогда славилась производством пурпурной краски из особого вида моллюсков. Но вероятней всего словом «пурпур» называли самих моллюсков из-за небольших отверстий в их раковине. Для того, чтобы выдавить тело моллюска из раковины требовалось сильно подуть в отверстие и это действие сопровождалось звукоподражанием «пр-пр». Аналогичное название имеет армянское слово «дудук» (дудка) и русское «дудка». В этом случае, название Финикия имеет иное происхождение.

Связано ли название Финикия с мифической птицей Феникс, появлявшейся с востока? Если мы обратим внимание на небосвод, то увидим, что каждое утро на востоке появляется эта мифическая птица в виде солнца. Рождение мифа об огненной птице, видно посредством звука от утреннего раздувания, еще тлеющего костра. Эти звуки, такие как: «ф», «фр», легли в основу обозначения огня (feur – огонь), а звукокомплекс «пр» мы видим в слове «прах». Вторая часть слова «феникс», связана с нахским «нех» (зола, пепел, мусор), которое восходит к слову «нихь» (ингушск. верхний слой земли, шкура). Вот отсюда и родился миф о возрождающейся из пепла птице.

Вот что говорится о ней в Википедии:

Фе;никс (греч. ;;;;;;, перс. ;;;;;;, лат. phoenix; возможно от греч. ;;;;;;, «пурпурный, багряный») —мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Пожалуй, сюда же стоит отнести и происхождение египетского Сфинкса. Но, самые последние археологические данные из Гебекли Тепе, говорят, что образ крылатого человека льва, появился на исторической арене ранее 9 тыс. лет до н.э. Сопоставив слова «Феникс», «Сфинкс» и «Финикия», мы видим общую структуру образования мифов и слов.

Стоит обратить внимание и на египетское «фенеху», (строитель кораблей). Трудно говорить о происхождении этого слова не имея сопутствующих данных египетского языка, но внимательно просмотрев папирусы с изображением небесной ладьи, невольно обращаешь внимание на связь с образом плывущего по небу солнца. Возможно, эта солнечная ладья времени, так искусно вплетшаяся в общую панораму ковра под именем «возрождение».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: