Особенности приватизации нежилой недвижимости 2022 год

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Строительство домов

С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.

«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.

Льготы для семей

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:

  • налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
  • семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
  • общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
  • на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.

Налоговая декларация

С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества. «С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб. Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.

Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.

Сведения в ЕГРН

С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.

Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group. Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Регистрация новостроек

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.

«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства. Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр. Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.

Увеличение кадастровой стоимости

С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.

«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Читайте также:
Главные национальные праздники в Норвегии

Отказ в субсидии на ЖКУ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Временные участки

С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.

Квартиры соцнайма

С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями. Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.

Переоценка земли

В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».

Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.

Размер машино-мест

С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.

«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.

Как приватизировать нежилое помещение: законодательное регулирование, условия, особенности и сроки

Приватизацией именуется платная процедура, которая предполагает передачу недвижимости из жилого или нежилого фонда в частную собственность одному нескольким гражданам или юридическому лицу.

Для ее осуществления требуется выполнение условий процедуры в установленном законом порядке. В зависимости от типа помещения условия могут меняться.

Приватизация нежилых помещений – это сделка первичного типа, которая выполняется только на платной основе. Порядок регулируется и производится на основе Гражданского кодекса РФ, а также Федеральных законов № 159 и 178. Дополнительно также ориентируются на Указ президента № 2284 от 21.12.1993, который включает все предусмотренные программы по городам.

Что представляет собой процедура приватизации нежилых помещений

Конституция РФ предусматривает несколько разновидностей собственности – государственная, муниципальная и частная. В 90-х годах прошлого века были разработаны правовые механизмы, позволяющие перевести имущество в частную собственность. Благодаря этому можно осуществить приватизацию государственного и муниципального имущества.

При этом следует учитывать, что существует жилой и нежилой фонд. Порядок приватизации в обоих случаях имеет существенные отличия.

Большинство граждан, которые далеки от государственного управления, знакомы только с одной стороной процедуры – когда квартира передается в частное владение безвозмездно. В отношении объектов нежилого фонда законодательством предусмотрена оплата.

Отличие жилого и нежилого фонда:

  1. Категория включает помещения, в которых на законных основаниях проживают граждане. Среди них частные многоквартирные дома, а также общежития. К этой категории также включат здания, которые используются для временного проживания – гостиницы.
  2. Нежилой фонд включает здания и сооружения, которые используются с определенной целью (за исключением проживания). К ним относят складские, спортивные, офисные, больничные и другие объекты.

Действующая правовая база позволяет получить муниципальное/государственное имущество из нежилого фонда в собственность физическим и юридическим лицам.

Получить в частное распоряжение можно только ту собственность, которая не пребывает исключительно в распоряжении государства (объекты и земли стратегического значения).

Объектом, который будет передан гражданам/учреждению в собственность, может быть:

  • предприятие;
  • образовательные учреждения;
  • офис;
  • больницы;
  • культурный объект;
  • торговые помещения;
  • земля;
  • природный объект и другие.

Согласно установленным нормативным актам передача имущества из нежилого фонда в частное владение производится за деньги. Зачастую проводятся торги (организуется аукцион), в результате которого определяется будущий владелец.

Читайте также:
Самый дешевый отдых за границей тот, который организовываете вы

А также возможен выкуп на правах арендатора помещения, где базовым основанием будет договор найма. Их организация требует соблюдения, предусмотренного законом распорядка.

Существует несколько условий, которые могут изменить порядок проведения приватизации.

Чтобы выполнить все на основании закона, требуется учитывать такие нюансы:

  • кому переходит в собственность – физическим или юридическим лицам;
  • расположение помещения – общежитие, многоквартирный или жилой дом.

Руководствуясь такими данными можно переходить к процедуре приватизации. Для этого нужно выполнить действия согласно установленному порядку.

Физическим лицам

Оформить право собственности на нежилое помещение позволено физическим лицам. Граждане, которые имеют на руках договор найма жилья в муниципальной собственности, могут обратиться с намерением приватизировать арендуемую квартиру.

Вместе с этим возможна приватизация части нежилого помещения, среди которой будет доля чердака или отдельная подвальная комната.

Обратите внимание! Приватизировать можно только отдельную долю такой муниципальной собственности. Это определяется тем, что объектом выступает общее имущество, которым пользуются и другие арендаторы.

Если возникает желание получить во владение всю недвижимость из общего пользования, требуется получить от долевых арендаторов письменное согласие.

Гражданам также позволено заключать договор купли-продажи таких помещений между физ. лицами. Это позволяет арендаторам, которые не желают оформлять право собственности получить возмещение доли в денежном эквиваленте.

Многоквартирные и жилые дома

Все владельцы квартир в многоквартирных и жилых домах имеют право на часть общей собственности. К таковой относятся все помещения, которые не используются как жилые, а имеют определенное целевое предназначение (чердаки, подвалы, кладовые и другие).

Чтобы оформить право собственности, необходимо получить согласие всех участников долевой собственности в письменном виде. Приватизация нежилого помещения в жилом доме является идентичной.

Законодательством также предусмотрен обширный пакет документов, который заявитель обязуется предоставить в процессе оформления.

Позволяется приватизация земельного участка, который относится к собственности многоквартирных домов. Это достаточно популярно среди населения. Граждане могут получить во владение землю, которой пользовались какое-то время.

В общежитии

Предприниматели, которые имеют на руках договор аренды помещения, могут сэкономить денежные средства. Когда помещение общежития используется для коммерции, оно переводится в нежилой фонд.

  • магазины;
  • салоны услуг;
  • офисы;
  • другие объекты для ведения коммерческой деятельности.

Оптимальным решением будет регистрация нежилого помещения. Нормы действующего права направлены на бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предоставление услуг и торговля выступают двигателем к оформлению права собственности.

Порядок действий

Для тех, кому необходимо знать, как оформить в собственность нежилое помещение, следует ознакомиться с предусмотренным порядком. Процедура включает несколько шагов и требует соблюдения поэтапного выполнения.

Вне зависимости от того, кто выступает субъектом при регистрации собственности (юридическое или физическое лицо), начальные этапы едины для всех участников процесса.

Порядок приватизации нежилых помещений требует точности и достоверности предоставляемых данных.

Необходимо выполнить такие действия:

  1. Обратиться в соответствующий орган с заявлением о намерении осуществить передачу имущества в свое распоряжение на правах владельца.
  2. Заявитель собирает соответствующий пакет документов и вместе с заявлением представляет уполномоченным должностным лицам.
  3. Ожидать решение рассмотрения. Это потребует месяц.
  4. Ответ предоставляет комиссия, которая занимается процедурой отчуждения муниципальное имущество.
  5. Следующий этап требует внесения оплаты государственной пошлины, которая устанавливается.
  6. Последующим шагом будет обращение в орган регистрации имущества с соответствующим заявлением и полученным постановлением.
  7. Получить выписку из ЕГРП.

Свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение сейчас не выдается. Для регистрации нужно обратиться в Единый государственный реестр прав (дальше ЕГРП).

Это учреждение содержит актуальную информацию о состоянии всех типов недвижимости, вне зависимости от того, кто выступает правообладателем. Потребуется подождать около месяца, чтобы получить выписку из ЕГРП.

На последнем этапе, пока новый владелец ожидает ответа от соответствующего учреждения, администрация выдаст технические документы на приобретенную собственность.

К ним относятся:

  • кадастровый паспорт;
  • план;
  • технический паспорт;
  • договор о приватизации и другие.

На практике процедура очень схожа с оформлением права собственности жилого помещения. Однако есть различия, которые нельзя упускать, чтобы не допустить ошибки.

Заявление

Особе внимание нужно уделить оформлению заявления.

Структура документа очень важна и должна вмещать такую информацию:

  • сведения об органе или уполномоченном лице, которые принимают прошение на рассмотрение;
  • паспортные данные заявителя;
  • основания для переоформления;
  • список прилагаемых документов.

Завершение требует стандартного оформления, которое включает дату составления и личную подпись. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется предварительно скачать и ознакомиться с образцом заявления.

Куда следует обращаться

Чтобы осуществить оформление нежилого помещения в собственность нужно обращаться в районную администрацию. Здесь формируется комиссия, которая будет принимать решение об отчуждении муниципальной собственности.

Ответ заявитель получит в письменной форме, где будет указано решение. На это потребуется два месяца.

Если имущество является спорным и затрагивает интересы нескольких граждан, преимущество будет у того, кто имеет на руках договор об аренде. Имеет значение также срок. Когда он превышает три года у одного из арендаторов, приватизация будет определена в его пользу.

Какие документы необходимы

Законом предусматривается перечень документов, которые требуются для оформления приватизации нежилой недвижимости.

Он включает следующее:

  • составленное арендатором заявление о намерении приватизации;
  • паспортные данные гражданина (копия паспорта);
  • справка из кадастра;
  • договор, свидетельствующий об аренде недвижимой собственности.

Обязательно представляется чек об уплате государственной пошлины. В отдельных случаях список может быть расширен.

Подача документов осуществляется лично заявителем. Предусмотрен вариант, когда документы подаются посредством доверенности, заверенной у нотариуса. Предпочтительнее будет первый вариант.

Оценка нежилого помещения

Посредством оценки устанавливается стоимость недвижимости, которая является предметом интереса. Заранее происходит обсуждение вариантов оплаты.

  • единовременная – полная выплата указанной стоимости;
  • рассрочка на три года – вносится долями ежемесячно, для него нужен договор рассрочки.

Таким образом, заявитель обязуется предоставить квитанцию, чтобы подтвердить оплату. После предоставления этого документа потребуется подождать 60 дней. Заявитель получит постановление, которое оповещает о факте передачи запрашиваемой недвижимости в собственность.

Читайте также:
Фотографии Банка Англии

Чтобы обезопасить себя от нарушений в процессе оформления договора, рекомендуется воспользоваться помощью специалиста.

Заключение договора (образец)

Договор составляется в письменной форме заинтересованными сторонами, они же его и подписывают. При условии несоблюдения формы в процессе оформления, сделка считается недействительной.

Важно! Обязательно в документе должна содержаться информация о предмете договора. Данные должны четко идентифицировать недвижимость, которая подлежит передаче.

Показатели, которые выступают поводом для идентификации помещения:

  • реквизиты объекта;
  • наименование;
  • кадастровый номер;
  • занимаемая площадь.

Договор включает также основания, которые подтверждают права владельца недвижимым имуществом. При условии их ограничения доказательством служат такие документы, как залог, арест, права третьих лиц. На сайте можно скачать образец, чтобы правильно оформить документ.

Срок приватизации

Каждый этап процедуры отнимает отведенное время, которое требуется для выполнения предусмотренных условий. Государственные структуры устанавливают определенные временные ограничения. Общая продолжительность составляет 3 календарных месяца.

Сроки, требуемые госучреждениям
Наименование структуры Срок
1. Районная администрация 30 дней
2. Муниципалитет 60 дней

Единый государственный реестр прав является последним учреждением, которое занимается выдачей информацией о состоянии имущества. Это последний пункт процедуры приватизации. Для получения документа необходимо менее месяца.

Основания для отказа в приватизации

Административный орган, который занимается рассмотрением, наделен правом ответить отказом при осуществлении сделки. Лицо, которое не соответствует требованиям, не может оформить право собственности.

Основаниями для такого ответа служат:

  • нет средств для погашения установленной суммы;
  • отказ от выплаты установленной стоимости;
  • заявитель о намерении приватизации сбивает цену за объект;
  • неправильно составлен документ о желании приватизировать собственность;
  • отсутствуют необходимые документы или предоставлен неполный пакет.

Последние два пункта предполагают возможность подать повторное прошение. Для этого придется повторить порядок с начальной позиции.

Размер госпошлины

Оформление приватизации недвижимого имущества, которое пребывает в недвижимом фонде, как обозначалось выше, осуществляется на платной основе. Заявитель должен внести государственную пошлину.

  • физлицам – 2,5 тыс. рублей;
  • юридическим лицам – 22 тыс.

Кроме этого, существует уплата органам местного самоуправления, которая вносится согласно договору купли-продажи.

Если предполагается участие в аукционе, стоимость объекта оговаривается заранее. Каждый участник обязуется внести для участия 10% от установленной цены объекта. Участник, который победит, вносит оставшуюся сумму. Те, кто остался в проигрыше, получает внесенную сумму в качестве залога для участия.

Заключение: базовые нюансы процедуры

Передача нежилого помещения в собственность является сложной и длительной юридической процедурой. Каждый этап выполнения требует знания правовой базы и тонкостей, которые включает порядок приватизации.

Кроме того, нужно помнить и учитывать такие моменты:

  1. Рекомендуется консультация с юристом на всех этапах процедуры.
  2. В зависимости от того, где и кем осуществляется процедура, меняются условия.
  3. Отнеситесь серьезно к оформлению заявления о намерении приватизации.
  4. Собирая документы на право собственности на нежилое помещение, уточните у уполномоченного лица перечень.
  5. Приватизация нежилого помещения платная процедура, поэтому готовьтесь к возмещению стоимости и оплате государственной пошлины.
  6. Внимательно отнеситесь к оформлению договора купли-продажи, чтобы избежать мошенничества или нарушений.

Несоблюдение одного из поставленных законодательством требований ведет к тому, что процедура начинается с нуля. В худшем случае ее просто нельзя будет повторно провести.

Особенности приватизации нежилой недвижимости 2022 год

Руководитель направления ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

Приватизация государственного и муниципального имущества проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

В 2020 году произошел ряд изменений законодательства о приватизации:

  • определен новый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию;
  • установлены дополнительные требования к планированию приватизации;
  • уточнен порядок предоставления отчетности о результатах приватизации.

В нашей статье подробнее остановимся на указанных новшествах и законопроектах о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ, которые касаются:

  • приватизации имущества без включения в программу приватизации;
  • продажи имущества на торгах единственному участнику;
  • отмены предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации;
  • участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества;
  • приватизации газовых сетей.
  1. ПРИНЯТЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере приватизации

С 24.04.2020 Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. Положение о Минфине России данным полномочием дополнило Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 491 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”.

С 12.08.2020 изменены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества. Изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1133 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”.

Теперь Министерство финансов Российской Федерации уполномочено вносить в Правительство Российской Федерации:

  • проекты решений об условиях приватизации и установлении обременения федерального имущества;
  • предложения об отмене либо изменении решений Правительства Российской Федерации об условиях приватизации имущества.

До этого указанные полномочия относились к Минэкономразвития России.

1.2. Планирование приватизации и отчетность о ее результатах

С 11.08.2020 изменились требования к планированию программ приватизации и предоставлению информации о результатах их исполнения. В силу Федерального закона от 31.07.2020 № 293-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны:

  • определять порядок планирования приватизации имущества в соответствии с порядком разработки программ приватизации государственного и муниципального имущества;
  • готовить ежегодную информацию о результатах приватизации имущества по единым формам.

Указанные порядок и формы Правительством Российской Федерации пока не утверждены, однако еще в 2019 году Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому правила разработки программ приватизации имущества содержат следующие положения:

  • программа приватизации формируется на период от 1 до 3 лет;
  • разрабатывает и утверждает программу приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • утвердить программу приватизации необходимо не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала планового периода;
  • программа приватизации публикуется в сети Интернет в течение 15 рабочих дней со дня утверждения;
  • программа приватизации должна содержать сведения об имуществе и планируемых доходах;
  • имущество, включенное в программу приватизации, группируется по отраслям экономики (сферам управления);
  • утверждаются единые формы отчетов об итогах приватизации.
Читайте также:
Фото Музея Суворова (14 фото)

После утверждения Правительством Российской Федерации правил разработки программ приватизации, региональным органам власти и органам местного самоуправления необходимо будет скорректировать правовые акты, которыми определен порядок планирования приватизации имущества.

  1. ЗАКОНОПРОЕКТЫ

В целях совершенствования процессов приватизации и устранения пробелов в законодательстве в период 2019 – 2020 годов Минфином России и отдельными федеральными органами исполнительной власти подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Закон № 178-ФЗ.

2.1. Приватизация без включения имущества в программу приватизации и продажа имущества единственному участнику торгов

Минфином России разработан и внесён на обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на ускорение темпов вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества, не востребованного государством для исполнения функций и не приносящего доход. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № ММ-П13-7425.

Законопроект предусматривает два послабления в целях сокращения сроков продажи имущества:

  1. Планируется разрешить приватизировать следующее федеральное имущества без включения в программу приватизации:
  • движимое имущество;
  • недвижимое имущество, и кадастровая и балансовая стоимости которого не превышают 100 млн. рублей. При отсутствии у объекта кадастровой стоимости к учету принимается только балансовая стоимость. Если объект недвижимости отчуждается с земельным участком, то учитывается и кадастровая стоимость участка.

Перечень имущества, приватизировать которое возможно без включения в программу приватизации, будет формировать и утверждать Росимущество (далее – Перечень). Это же ведомство обязано опубликовывать Перечень на сайте https://torgi.gov.ru. Вноситься изменения в Перечень могут только по согласованию с Минфином России и ФАС России. Правила формирования Перечня определит Правительство Российской Федерации. При этом акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ необходимо включать в программу приватизации, как и прежде.

  1. Планируется разрешить заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением.

Правило действует только при приватизации имущества, включенного в Перечень, сформированный Росимуществом. Ценой продажи будет являться начальная цена, или цена предложения, сложившаяся на соответствующем “шаге понижения”. Предлагаемые изменения направлены на сокращение сроков продажи, снижения затрат на повторную оценку, содержание и сохранность приватизируемого имущества.

Напомним, действующей редакцией Закона № 178-ФЗ установлен запрет на заключение договора купли-продажи имущества, если в торгах принял участие только один участник. В этом случае торги признаются несостоявшимися, продажу приходится проводить заново.

2.2. Отмена предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации

Минфином России разработан и внесён на обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)». Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № СА-П13-11206 в целях упрощения требований к представлению организациями отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции «одного окна» представления такой отчетности.

Предлагается отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий, включенных в программу приватизации, предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации. Данным правом будут обладать организации, которые предоставляют отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Напомним, что с 01.01.2020 ФНС России приступила к формированию и ведению ГИРБО. Информация, содержащаяся в ГИРБО, является открытой и общедоступной. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ получают сведения из ресурса бесплатно.

Таким образом, государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации, смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций непосредственно из ГИРБО.

2.3. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации

Верхней палатой парламента Российской Федерации разработан и внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Законопроектом планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – Организации) преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. Особенности участия Организаций в приобретении арендуемого имущества будут установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Имущество может быть выкуплено Организациями без торгов при одновременном соблюдении условий, указанных на рисунке 1:

Рисунок 1 – Условия выкупа имущества без торгов

Приобретение имущества осуществляется по заявлению Организации. Ценой продажи является рыночная стоимость. Имущество, которое приобретается по преимущественному праву, должно быть включено в специальный перечень и использоваться Организацией в целях, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Обязанность использовать имущество в указанных целях сохраняется в течение 5 лет после приобретения. При нарушении данного требования имущество может быть изъято в судебном порядке и возвращено в муниципальную или государственную собственность.

2.4. Приватизация газовых сетей

В декабре 2019 года Министерство энергетики Российской Федерации завершило разработку проекта закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления). Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение законопроекта проведены в сентябре текущего года.

Читайте также:
Турпоток из России в Тунис вырос в 13 раз

Минэнерго России предлагает предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения сетей газораспределения и газопотребления без участия в торгах. Речь идет о сетях, используемых для газоснабжения собственных бытовых нужд потребителей газа, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Выкупить такие объекты без торгов газораспределительные организации смогут на основании заявления при одновременном соблюдении следующих условий:

  • газораспределительная организация является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы (включая приватизируемый объект газоснабжения) и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям;
  • объект газоснабжения находится у газораспределительной организации на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в эксплуатации в течение двух или более лет.

На рисунке 2 указаны действия органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере приватизации, при получении заявления на приобретение газовых сетей:

Рисунок 2 – Последовательность действия органа власти при получении заявления от газораспределительной организации

Заявитель обязан подписать договор купли-продажи в течение 30 дней c даты получения, в случае отказа – объект газоснабжения приватизируется на конкурсе. Уступка преимущественного права выкупа не допускается.

Обобщенная информация по каждому из рассмотренных законопроектов о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ приведена в таблице:

Внесение законопроекта в Государственную Думу *

Ссылка на законопроект

«О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Приватизировать федеральное имущество без включения в программу приватизации;

2. Заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)»

Планируется отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы в сфере приватизации

«О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

Планируется предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения без торгов сетей газораспределения и газопотребления

* актуально на момент подготовки экспертных материалов

По всем вопросам, связанным

с комплексным управлением имуществом и активами,

вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:

Проведение сделок с недвижимостью в 2022 году

Актуально на 2022 год. Содержание статьи >>>

Проведение сделок с недвижимостью имеет ряд особенностей, у которых есть объективные причины:

  • высокая цена сделки и порой долгая подготовка к ней
  • государственная регистрация перехода и права собственности
  • соблюдение законности отчуждения
  • высокая социальная значимость

Статья обновлена 03.01.2022 года

Проведение сделок с недвижимостью

Особенности сделки разберем подробнее:

  1. Высокая цена сделки нередко требует подготовки
    денежных средств — оформление ипотечного кредита, продажи недвижимости, размещение заявки в банк на получение наличных , перевода денег из другого города и др.За это время объект может быть продан другому Покупателю или Продавец повысит стоимость, или изменит другие условия сделки.
    Поэтому необходимо заключение между покупателем и продавцом предварительного договора купли-продажи и передача задатка.
  2. Для государственной регистрации перехода права собственности от Продавца к Покупателю требуется порой подготовка целого пакета документов и снятие проживающих с регистрационного учета.
    А на это уходит от 1 до 4 недель.
  3. Бывают и особые обстоятельства — выведение объекта из залога или снятие ареста.
    Эти процедуры порой занимают до 2-х месяцев.
  4. Покупка квартиры во вновь построенном доме требует постановки ее на кадастровый учет и это займет у вас примерно месяц. ( Вызов кадастрового инженера, изготовление Технического плана, внесение данных о технических характеристиках объекта недвижимости в Единый государственный объект недвижимости).
  5. Некоторые сделки требуют обязательного нотариального удостоверения договора купли-продажи, а именно:
    — Отчуждение долей в праве на недвижимость, находящейся в общей долевой собственности НЕ всеми участниками долевой собственности по одной сделке ( ст. 42 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» — далее «Закон»)
    -Отчуждение недвижимости, принадлежащей несовершеннолетним собственникам ( ст. 54 закона)
    -Отчуждение недвижимости принадлежащей недееспособным ( ст. 54 закона)
    -Покупка супругами недвижимости в долевую собственность( а не в общую совместную, как того требует Семейный кодекс РФ, ст. 34-38)

Все эти обстоятельства требуют грамотного подхода.

Проведение сделки купли продажи недвижимости

Проведение сделок с недвижимостью, используя уже проверенный алгоритм, исключает ошибки

  • получение информации об отсутствии арестов и обременений
  • получение документов подтверждающих, что права и законные интересы членов семьи не нарушены
  • обязательства родителей по выделению долей детям соблюдены
  • отсутствуют люди, имеющие право проживания в квартире

Проведение сделок с недвижимостью обязательно требует оформления следующих документов:

  • Предварительного договора купли-продажи
  • Соглашения о задатке
  • Договора купли-продажи. Большинство сделок оформляется в простой письменной форме, т. есть без нотариуса. Прочтите статью: Отмена нотариальных сделок
  • Акта приема-передачи
  • Заявления на регистрационное действие в Росреестр.
  • Оплатить государственную пошлину

Запрет на проведение сделок с недвижимостью

01.01.2020 года вступили в силу поправки в ст 8.1, п.6 ГК РФ.
Теперь покупатель признается добросовестным приобретателем недвижимости, если он полагался на данные реестра недвижимости и убедился в отсутствии ограничений прав продавца на продажу

Запрет на проведение сделок с недвижимостью на определенный объект может быть наложен судебным приставом-исполнителем, органами опеки и попечительства, даже сам собственник может наложить запрет на регистрационные действия без его личного участия.

Обстоятельства запрета на проведение регистрационных действий могут быть самые разные и являются предметом выявления скрытых рисков. Об этом вы можете подробно прочесть во второй части пособия «Хочу купить недвижимость. Что надо знать»

Всегда рада разъяснить. Автор

Проведение сделок с недвижимостью

План приватизации на 2020–2022 годы

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы (далее — ПП, программа) утверждён распоряжением правительства № 3260-р от 31.12.2019 года. Основными целями создания программы заявляются:

  • создание условий для эффективного управления государственным имуществом и отчуждение имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • сокращение доли государства в экономике;
  • привлечение инвестиций, стимулирование развития фондового рынка.
Читайте также:
Придумываем и набираем два раза пароль

Согласно программе, в ближайшие годы планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1 168 объектов иного имущества государственной казны РФ. Можно предположить, что инвесторов в большей мере заинтересует та часть программы, которая касается продажи долей в акционерных обществах, поскольку это означает, что акции могут быть размещены на фондовом рынке. Хотя условия размещения могут оказаться различными.

Государство полностью планирует выйти из следующих активов:

  • Махачкалинский морской торговый порт,
  • Племенной форелеводческий завод «Адлер»,
  • Новороссийский морской торговый порт,
  • Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». После передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов сторонней организации.

Сокращение доли участия государства планируется в следующих компаниях:

  • «Современный коммерческий флот» (до 75% плюс одна акция);
  • «Росспиртпром» (до 75% плюс одна акция);
  • «Банк ВТБ» (до 50% плюс одна обыкновенная именная акция), о продаже привилегированных акций речь не идёт;
  • «Кизлярский коньячный завод» (до 50% плюс одна акция).

При этом упоминание компании в программе вовсе не означает строгое обязательство государства продать имущество в установленные сроки — до 2022 года. Конкретные сроки и условия будут определяться в зависимости от рыночной обстановки.

Программа приватизации не ограничивается перечисленными выше компаниями, как уже было сказано, планируются к продаже доли более чем в 180 компаниях — это будут и миноритарные доли, а в некоторых и 100%. Спектр видов деятельности приватизируемых акционерных обществ очень широкий: компании, занятые в издательском деле, сельскохозяйственные предприятия, охотничьи и рыболовные хозяйства и др.

В силу обширности перечня приватизируемых компаний и видов их деятельности можно изложить лишь некоторые соображения по поводу перспектив публичных предложений.

Первое и самое очевидное: вовсе не обязательно акции всех этих компаний будут предлагаться в ходе IPO/SPO на фондовом рынке. Немалая часть может быть продана на аукционах на манер госзакупок. Более того, есть вероятность, что некоторые предприятия изначально будут предполагаться для продажи «в одни руки».

Второе соображение, вытекающее из первого. Почему предприятия могут продавать «в одни руки»? Это вполне логично, если доля государства в нём не превышает 25%, и у акционерного общества уже есть мажоритарный акционер (или группа связанных между собой акционеров) с долей более 75%. Компания и так уже практически подчинена основному акционеру (группе связанных акционеров), государство со своим пакетом мало что может противопоставить, разве только уставом компании предусмотрено наличие «золотой акции». Даже если акции компании будут предложены в ходе IPO/SPO, то это мало даст новым миноритарным акционерам. Практика показывает, что в подобных компаниях интересы таких акционеров не на первом месте, да и делистинг с принудительным выкупом — дело времени. На страницах «Открытого журнала» вы можете почитать материалы про «сундуки мертвецов» (первую, вторую и третью части), чтобы наглядно убедиться в том, как это бывает на практике.

Третье соображение. Не у всех компаний есть перспективы на фондовом рынке. Условно говоря, если уставный капитал общества разделён всего на десять акций, то что предлагать на IPO/SPO? Проходить процедуру листинга и соблюдать требования биржи ради десяти акционеров? Что из себя будут представлять торги этими десятью акциями? Это мы ещё не вспоминаем, что есть законодательные ограничения того, какая компания может считать себя публичной. Наблюдения за бумагами, торгующимися на Московской бирже, показывают, что листинг получают эмитенты, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций. Если вы полистаете список приватизируемых компаний, то увидите, у некоторых компаний выпущено менее тысячи акций.

Общие выводы. Какие компании действительно могут быть предложены инвесторам на бирже? Скорее всего, это будут общества, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций, и доля государства в обществе более 25%. Если из списка исключить компании, которые удовлетворяют этим требованиям, то список будет значительно короче изначально заявленных 186 акционерных обществ.

Сам текст постановления доступен здесь (список акционерных обществ для приватизации начинается с шестнадцатой страницы).

Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

Читайте также:
Фотографии острова Санторини

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю – «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

Читайте также:
Где находится Пунта Кана на карте мира и Доминиканы

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года

Статья 1

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775; 2016, N 27, ст. 4266) следующие изменения:

1) дополнить главой 6 1 следующего содержания:

“Глава 6 1 . Недвижимые вещи

Статья 141 2 . Земельный участок как недвижимая вещь

1. Земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом.

2. Земельный участок является недвижимой вещью (статья 130).

Статья 141 3 . Здания и сооружения как недвижимые вещи

1. Здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). Здания и сооружения создаются в результате строительства.

2. Здания и сооружения могут быть образованы в результате раздела недвижимой вещи (здания, сооружения, единого недвижимого комплекса) или в результате объединения нескольких недвижимых вещей (зданий, сооружений, всех помещений и машино-мест, расположенных в одном здании, сооружении).

3. Изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых здания или сооружения, если иное не установлено законом.

Статья 141 4 . Помещения как недвижимые вещи

1. Помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях.

2. Помещения, предназначенные для обслуживания иных помещений в здании или сооружении, являются общим имуществом в таких здании или сооружении и не участвуют в обороте как самостоятельные недвижимые вещи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 287 5 настоящего Кодекса.

3. Помещения, машино-места как недвижимые вещи могут быть образованы в том числе в результате раздела недвижимой вещи (здания, сооружения, в которых они образуются, помещения), объединения смежных недвижимых вещей (помещений, машино-мест) либо в результате реконструкции здания, сооружения, при проведении которой образуются помещения, машино-места как новые недвижимые вещи.

4. В одном здании, сооружении может быть образовано не менее двух помещений и (или) машино-мест.

5. При перепланировке помещений, машино-мест могут быть образованы иные помещения, машино-места путем объединения смежных помещений, машино-мест или раздела помещений, машино-мест. В остальных случаях осуществления перепланировки помещение, машино-место сохраняются как недвижимая вещь, в том числе в измененных границах.

6. Образование помещений и машино-мест в объектах незавершенного строительства не допускается.

7. Правила настоящей главы о помещениях подлежат применению к жилым помещениям, если иное не установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статья 141 5 . Образование недвижимых вещей

1. Законом могут быть установлены запреты или ограничения на образование отдельных видов недвижимых вещей либо условия, при соблюдении которых допускается образование таких недвижимых вещей.

2. Обременения, установленные в отношении исходной недвижимой вещи, сохраняются в отношении всех образованных недвижимых вещей, если настоящим Кодексом или соглашением собственника исходной недвижимой вещи с лицом, в пользу которого установлено обременение, не определено иное.

3. При разделе линейного объекта, в том числе при осуществлении которого не производится его реконструкция, могут быть образованы один или несколько линейных объектов, включая линейный объект, раздел которого осуществлен, с измененными параметрами.”;

а) абзац второй пункта 3 после слов “на учет” дополнить словами “, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет”;

Читайте также:
Турпоток из России в Тунис вырос в 13 раз

б) абзац второй пункта 4 после слов “на учет” дополнить словами “, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет”;

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.”;

а) пункт 3 признать утратившим силу;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Правила настоящей статьи применяются к зданиям, сооружениям с учетом особенностей, установленных статьей 287 3 настоящего Кодекса.”;

4) дополнить главой 17 1 следующего содержания:

“Глава 17 1 . Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места

Статья 287 1 . Возникновение права собственности на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место при их создании

Право собственности на созданные здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место возникает у собственника земельного участка, на котором расположены указанные объекты, если настоящим Кодексом, другим законом или договором не предусмотрено иное. Право собственности на созданные здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место возникает у лица, которому находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен для создания соответствующей недвижимой вещи, если настоящим Кодексом, другим законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 287 2 . Особенности права собственности на здание, сооружение

1. При государственной регистрации прав на образованные в здании или сооружении помещения и (или) машино-места право собственности на здание, сооружение в целом прекращается.

2. Собственник здания или сооружения вправе передать другому лицу во временное владение и пользование или во временное пользование помещение (часть помещения) либо иные части здания или сооружения. В этом случае договором между собственником и другим лицом определяется часть здания или сооружения, подлежащая передаче во временное владение и пользование или во временное пользование.

3. Помещения, машино-места могут быть образованы при разделе здания, сооружения, принадлежащих нескольким лицам на праве общей долевой собственности (статья 252), в счет долей всех сособственников таких здания, сооружения в праве собственности на такие здание, сооружение.

Статья 287 3 . Пользование собственником здания или сооружения чужим земельным участком

1. Собственник здания или сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользуется данным земельным участком на условиях и в объеме, которые предусмотрены законом или договором с собственником данного земельного участка.

2. Собственник здания или сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, не имеющий права пользования этим земельным участком по закону или по договору с собственником земельного участка, вправе пользоваться данным земельным участком в объеме, необходимом для обеспечения ему доступа к таким зданию или сооружению (статья 271).

3. Собственник здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этими зданием или сооружением по своему усмотрению, в том числе сносить принадлежащие ему здание или сооружение, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным земельным участком, установленным законом или договором, и не нарушает прав собственника данного земельного участка или его иного законного владельца.

4. Случайная гибель здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке, не влечет прекращения указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи права собственника этих здания или сооружения на земельный участок, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник погибших здания или сооружения имеет право на их восстановление в определяемом законом порядке.

Если собственник погибших здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке, не приступил к восстановлению здания или сооружения в течение пяти лет с момента их случайной гибели, его право, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, прекращается, если иное не предусмотрено законом или договором.

5. Собственник здания или сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе требовать передачи ему в собственность или во временное владение и пользование или только во временное пользование земельного участка, необходимого для их использования, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Статья 287 4 . Особенности права собственности на помещение, машино-место

1. Собственник помещения, машино-места владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему помещением, машино-местом в соответствии с их назначением. Собственник помещения, машино-места не вправе использовать их способами, которые нарушают права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест, находящихся в тех же здании, сооружении.

2. Собственнику помещения, машино-места принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в таких здании или сооружении (статья 287[5]).

3. Пользование жилым помещением для целей, не связанных с проживанием граждан, допускается только после перевода жилого помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством, в нежилое помещение, за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

4. В случае сноса либо разрушения здания или сооружения, в которых расположены помещения, машино-места, за собственниками таких помещений, машино-мест сохраняется право общей долевой собственности на земельный участок, на котором были расположены эти здание или сооружение.

Статья 287 5 . Общее имущество собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении

1. Если иное не предусмотрено законом, собственникам помещений, машино-мест в здании или сооружении принадлежит на праве общей долевой собственности предназначенное для обслуживания более одного помещения, машино-места имущество в этих здании или сооружении (общее имущество). Предназначение имущества для обслуживания более одного помещения, машино-места может следовать в том числе из его расположения и назначения, определенных при строительстве здания или сооружения, либо из решения собственников помещений, машино-мест.

Читайте также:
Самый дешевый отдых за границей тот, который организовываете вы

2. К общему имуществу относятся, в частности, вспомогательные помещения (например, технические этажи, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения, машино-места в этих здании или сооружении), крыши, ограждающие конструкции этих здания или сооружения, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений, машино-мест и обслуживающее более одного помещения, машино-места. Особенности отнесения имущества к общему имуществу устанавливаются законом.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, занятый зданием или сооружением и необходимый для их использования, в том числе для обеспечения безопасной эксплуатации здания или сооружения, также входит в состав принадлежащего собственникам помещений, машино-мест общего имущества и принадлежит собственникам помещений, машино-мест на праве общей долевой собственности.

4. Собственники помещений, машино-мест в здании или сооружении совместно владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом или другим законом пределах распоряжаются общим имуществом в здании или сооружении.

5. Доля собственника помещения, машино-места в праве собственности на общее имущество в здании или сооружении пропорциональна доле общей площади принадлежащих ему помещения, машино-места в общей площади здания или сооружения.

Количество голосов, принадлежащих собственнику помещения, машино-места, пропорционально размеру принадлежащей ему доли в праве собственности на общее имущество в здании или сооружении.

6. Собственник помещения, машино-места не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество в здании или сооружении, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на принадлежащие ему помещение, машино-место. Выдел в натуре доли собственника помещения, машино-места в праве общей собственности на общее имущество в здании или сооружении не допускается.

При отчуждении помещения, машино-места к их новому собственнику переходит соответствующая доля в праве собственности на общее имущество в здании или сооружении.

7. Если иное не установлено законом, общее имущество в здании или сооружении, пригодное для самостоятельного использования, может быть предоставлено в пользование третьим лицам по решению, принятому двумя третями голосов собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении, при условии, что такое предоставление третьим лицам не нарушит охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест в этих здании или сооружении.

8. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или не вытекает из существа отношений, правила настоящей статьи применяются к общему имуществу собственников комнат в коммунальной квартире.

Статья 287 6 . Права собственников помещений, машино-мест на земельный участок под зданием или сооружением

1. Собственники помещений, машино-мест в здании или сооружении пользуются земельным участком, на котором расположены эти здание или сооружение, в соответствии с правилами, установленными статьей 287 3 настоящего Кодекса.

2. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

3. В случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, собственники нежилых помещений в зданиях или сооружениях, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, за исключением собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, вправе требовать передачи им земельного участка, занятого зданием или сооружением и необходимого для их использования, в том числе для обеспечения их безопасной эксплуатации, в общую собственность или во временное владение и пользование или только во временное пользование.

Статья 287 7 . Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение

1. Если собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник помещения после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

2. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к отношениям, связанным с прекращением права собственности на бесхозяйственно содержимые жилые помещения, с особенностями, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации.

3. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к машино-местам, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа правоотношений.”;

5) статью 290 изложить в следующей редакции:

“Статья 290. Общее имущество в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287 6 настоящего Кодекса.

2. Собственник помещения, машино-места не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу его доли отдельно от права собственности на помещение, машино-место.”;

6) статью 293 признать утратившей силу.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: