Основные кладбища самолетов России

10 необычных кладбищ самолетов и военной техники.

Куда попадают самолеты после смерти?

На Земле существуют множество кладбищ самолетов – большие и маленькие.

Там можно найти как раритеты, так и железных птиц 20-го века.

О самых странных местах, где хранятся и ржавеют самолеты, которые никогда уже не взлетят – расскажу и покажу.

Это скажем так более развернутый пост о:

1. Кладбища самолётов в США

1.1 Коммерческие самолеты в Аэропорту Логистики Южной Калифорнии (бывшая база военно-воздушных сил США), Викторвилль, Калифорния, США.

1.2 Центр аэрокосмического обслуживания и переработки AMARC (Aerospace Maintenance And Regeneration Center), авиабаза ВВС США “Девис-Монтен”, Тусон, штат Аризона, США.

Более 4 000 военных самолетов находятся здесь.

1.3 Самое большое кладбище коммерческих самолетов в США, аэродром в пустыне Мохаве (Air and Space Port), Калифорния, США.

1.4 Аэропорт Пинал Эйрпарк (Pinal Airpark), Марана, Аризона, США.

1.5 Аэропорт Phoenix Goodyear Airport, Гудиер, Arizona, США.

1.6 Международный Аэроцентр Розвелла (Roswell International Air Center), Розвелл, Нью-Мехико, США.

1.7 Авиационный склад, Озеро Эль Мираж, США.

2. Международный аэропорт имени Мурталы Мохаммеда, Лагос, Нигерия.

Официальные лица Нигерийской авиации начали попытку разобрать и избавиться от огромного количества старых, нерабочих самолетов с аэропортов по всей стране в конце января. По их словам, таких самолетов как минимум 65, включая 13 в международном аэропорту Лагоса.

Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, Москва, Россия.

4. Чернобыль

Заброшенное кладбище техники на территории Чернобыля, Украина.

На первую пару фото БМ пригрозил пальчиком не сильно.

Спасибо за просмотр.

Какая свалка засветилсь в фильме “Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо”?

Это про эти кладбища цыгане не узнали просто.

Придти бы туда, разбудить своего внутреннего ребенка и понажимать кнопочки.

Если заиметь собственную стюардессу там и жить можно. любовь она такая!

На эти кладбища надо наших бомжей запустить.

Быстро площадки опустели бы.

Учебный фильм для советских летчиков (1943-1946). СССР

“Что бы бить врага наверняка и до конца, нужно знать его уязвимые места, надо изучить его технику и тактику”

Реальный учебный фильм, а точнее несколько, для советских летчиков Второй Мировой об особенностях немецких самолётов. В фильме используются кадры датируемые от 36 года, которые были сделаны еще во время теплых отношений между нацистской Германией и СССР, последние кадры были сделаны уже после победы над нацистами. Сами же фильмы были сделаны позже, а именно от 43 года.

Как справляются со снегом в одном из самых северных аэропортов мира “Норильск” (Алыкель)

КЛУГА

Воспоминания об учебе в Краснокутском летном училище (КЛУГА) вызывают самые положительные эмоции. Смотришь старые фотографии – вглядываешься в лица, мы какие-то добрые и открытые, наверное, были. Не было в нас той жестокости, стремления унизить, «забанить» кого – нибудь. Кажется, что у нас тогда были другие ценности.

Форма – как трепетно мы с ней обращались! Парадку – ушивали, доставали всевозможные значки, лычки. Фуражки перешивали. Ложку вставляли в фуражку. Ругали нас – что в столовой посуды не хватает. Частенько, по этому поводу, а особенно перед отпусками, руководство проводило строевые смотры. Поймали с перешитой формой – жди неприятности.

Первый ознакомительный полет, прыжок с парашютом, первый самостоятельный полет. После выполнения самостоятельного полета полагалось всех угостить пачкой сигарет-такая традиция была. Возможно она и сейчас осталась.

А как сдавали сопромат (Ивко), политэкономику (Терещенко). Их знали все прошедшие обучение в КЛУГА, даже те, у кого они не преподавали.

Со мной однажды случился забавный случай – только поступили в училище, и перед началом учебного года на территории училища открывался гастроном. Открытие было намечено на 1 сентября.

Нас, только прибывших, направили на данный объект для оказания посильной помощи. Обычно, в те времена, в день открытия магазина или какие-то значимые дни, «выбрасывали» в продажу дефицит. Очень хотел себе купить Американскую зубную пасту, трехцветную. Стоила она тогда очень дорого. Я и подумать не мог, что ее раскупят буквально в течении часа!

На следующий день у нас проходил первый урок политэкономии – вел преподаватель с фамилией Терещенко (имя отчество не помню). Первая лекция была посвящена рассмотрению разницы общественного строя при социалистическом и капиталистическом социально-экономическом устройстве. Целый урок она декларировала, что, при загнивающем капитализме, общество, как таковое, ничего перспективного произвести не может, так как рабочий класс находится под гнетом капитализма, а при социалистическом устройстве – гнета нет, все радостные, счастливые и производят очень нужную и хорошую продукцию, работают с воодушевлением. Я взял и ляпнул:

Читайте также:
Фотографии Трейнта-и-Треса

– Зубную пасту, изготовленную капиталистическим обществом смели с прилавков за полчаса, а социалистическая паста «Жемчуг» лежит и никому не нужна!

В последствие я жалел сказанных слов все оставшиеся годы обучения.

– Курсант! Я вас научу любить Родину!

Наверное, в истории училища больше всего оценок по политэкономии было у меня. Все, без исключения, занятия начинались с моего вызова к доске. Оценки в журнале были 2, 3, 2, 3. Как обычно, я получал двойку на уроке за ответ, а потом в дополнительное время приходил пересдавать. Так продолжалось практически до выпуска.

В итоге, на Госэкзамене я получил «4», хотя ответил на отлично. Но, это случилось только через три года, а пока – подъем, выход на построение … отбой. Мы с нетерпением ждали начало полетов.

Началась полетная практика.

Сколько же было эмоций! Непередаваемые чувства отрыва самолета от земли! Какими словами можно описать чувства полета? Это как первая любовь, когда внутри все замирает, ладони потеют, по спине течет холодный пот – забываешь все на свете! Взлет, вся суета остается где-то далеко, здесь и сейчас только ты и Машина, которой ты полностью доверяешь, как живой, сливаешься с ней в один организм. Класс! А пилотажная зона. А перегрузки до 4,5 G. И это в 18–19 лет!

Во время летной практики в нашем отряде произошла трагедия. При выполнении первого ознакомительного полета произошла авиакатастрофа, самолет Як-18 разбился. Пилот-инструктор и курсант погибли. Как позже выяснилось, трагедия произошла по вине завода, производившего плановый капитальный ремонт. В хвостовой части фюзеляжа нашли забытый инструмент, который заклинил руль высоты, и это не смотря на то, что после ремонта самолет налетал больше года.

Полеты на несколько дней приостановили.

После этого случая, мы стали более тщательно проводить осмотры, нашли много всякого в закрепленных за звеньями самолетах– и крепежные элементы, и пассатижи, и кто-то даже молоток нашел!

Время пролетело быстро. У всех были планы на ближайшие десятилетия, разлетелись по просторам Советского Союза, обещали встречаться, но судьба, к сожалению, распорядилась по-иному.

Самые известные кладбища самолетов в России и мире

Кладбище самолетов – это специальное место, куда привозят авиацию, которая больше не эксплуатируется. Такие места вызывают неподдельный интерес у местных жителей и туристов, из-за чего приходится устанавливать ограждения и выставлять охрану. Подобная свалка несет большую опасность, ведь прогулки по скоплению металла чреваты получением травм. Авиационные кладбища расположены по всему миру, но наиболее интересные находятся в России, Украине и США.

Кладбище самолетов в пустыне Мохавэ в Аризоне на базе Девис-Монтен

На территории США много достопримечательностей. Например, Долина Смерти и десятки национальных заповедников, расположенных в штате Аризона. Там же можно увидеть кладбище авиации, которое находится в пустыне Мохаве, откуда до Лос-Анджелеса около 100 км. Проезжая по 395-му шоссе, пропустить его невозможно, ведь самолеты видны издалека.

В пустыню Мохаве решили свозить авиацию, так как ближайшие территории безлюдны, а жаркая погода с редкими осадками может уберечь технику от коррозии. Само кладбище огорожено колючей проволокой и круглосуточно патрулируется. Поэтому посмотреть на авиацию получится только из-за забора. Но нет никаких гарантий, что охрана не потребует немедленно покинуть место.

На огромной площади этой свалки находится множество самолетов. Свозят их туда с 1970-х годов. Максимальное число техники было достигнуто в 2002 году, когда оно превысило 1000 единиц. В это время на кладбище были отправлены устаревшие самолеты для минимизации риска повторения с их помощью теракта 11 сентября.

Здесь можно увидеть модели разных марок, включая Boeing, Airbus, Lockheed и ряд других. Некоторые из них до сих пор находятся в рабочем состоянии и выставлены на аукцион. А те, что уже никогда не взлетят, отправляются к могильнику в отдаленной стороне кладбища, где их разбирают, отправляя полученный материал на переработку. Эта процедура длительная. Поэтому большинство самолетов стоят полуразобранными годами.

Кладбище самолетов на Ходынском поле в Москве (уничтожено)

Известное российское авиационное кладбище было расположено в Москве. Оно образовалось на месте бывшего аэродрома на Ходынском поле неподалеку от метро «Аэропорт». Отсюда отправлялись первые международные авиарейсы из России. Но просуществовал сам аэродром только до 2003 года. Тогда было решено открыть на этом месте музей, но в итоге там образовалось кладбище из авиации, которая больше не летает. На территории бывшего аэродрома стояло огромное количество самолетов времен Второй мировой войны, а также немало современной воздушной техники.

Читайте также:
Самолет Ту-143

Кладбище самолетов на Ходынском поле привлекало не только туристов, но и местных жителей. Регулярные посещения этого места вскоре прекратились, так как территорию было решено застроить. Большая часть экспонатов отправилась на хранение в музей Задорожного, а оставшиеся были разрезаны на металлолом. Сейчас о бывшем аэродроме напоминает парк Авиаторов, расположенный неподалеку. Там установлены памятники летчикам, погибшим на этом поле при выполнении боевых задач.

Кладбище машин в Чернобыле

Авария на Чернобыльской АЭС была серьезным испытанием для миллионов жителей СССР. Техника, используемая для ликвидации последствий катастрофы, получила колоссальные дозы радиации. Поэтому вопрос о дальнейшей ее эксплуатации был сразу закрыт. Изначально машины планировалось законсервировать, но до этого не дошло. Правительство поручило создать могильник неподалеку от деревни Рассоха, куда и переместили зараженную технику.

Площадь кладбища сопоставима с аэродромом. Здесь умещалось более 1300 единиц разнообразной техники, включая машины, автобусы, бульдозеры, БТР. Особое внимание привлекали вертолеты. Огромное их количество использовалось для тушения пожара внутри АЭС. Постепенно со свалки начали пропадать запчасти, которые были дефицитными, потом с машин стали снимать двигатели, а еще позже их принялись растаскивать на металлолом. Чем меньше радиации оставалось внутри техники, тем больше появлялось желающих на ней заработать.

В 2013 году было принято решение уничтожить это кладбище. Поэтому сейчас оно представляет собой пустынное поле, на котором не осталось никакой техники. Всю ее увезли для ликвидации. Если пройти чуть дальше, то можно обнаружить небольшую свалку останков грузовиков и других машин, которые решили оставить здесь.

Кладбище самолетов в Лаишевском районе Казани

Всплеск внимания к кладбищу самолетов в Казани связан с тем, что его посетили популярные блогеры, поделившись с подписчиками удивительными фотографиями. После этого некоторые жители города тоже захотели побывать там. Расположено кладбище возле казанского аэропорта, но отдаленность не стала преградой для фотолюбителей. Посетители залазили на технику, чтобы привлечь к себе больше внимания, сделав необычные фото.

На самом кладбище расположено три самолета Ту-154 и один Ил-62, причем их состояние для нахождения в подобном месте можно назвать неплохим. Но теперь доступа к ним нет ни у кого. По соображениям безопасности, было решено огородить территорию. МЧС и администрация аэропорта заявили, что посещение таких мест крайне опасно.

Люди могут получить травмы не только по неосторожности, но также от контакта с электрическими проводами, разрушения корпусов самолетов или воздействия опасных веществ, которыми может быть пропитана поверхность авиатехники. Теперь посмотреть на эту технику получится только из-за забора. Позднее аэропорт планирует перенести это кладбище на другой участок либо выделить средства на организацию территории на этом же месте.

Кладбище или музей авиации в Монино (Подмосковье)

Известное кладбище самолетов в Подмосковье называется государственным музеем ВВС. Несколько лет назад он стал федеральным культурным учреждением. Расположен он в п. Монино недалеко от Москвы. Раньше на этом месте был старейший российский аэродром, но через некоторое время его забросили. Чтобы он не превратился в свалку, было решено организовать на территории музей под открытым небом.

Кладбище в Монино назвать этим словом трудно. Статус музея дает о себе знать. Поэтому авиация находится в прилежном состоянии, а территория охраняется и регулярно чистится. Музей представлен десятками авиационной техники. Посетители могут познакомиться с гражданскими и военными самолетами, а также вертолетами. Внутри закрытых помещений можно посмотреть на образцы космической техники, включая аппарат БОР-5. Здесь же представлены фотографии и официальные бумаги, доказывающие происхождение каждого экспоната. За время существования музея его посетили 3 000 0000 человек. Сюда приезжают даже иностранные туристы.

Читайте также:
Фотографии Чайна-тауна в Сингапуре

Заброшенный Смышляевский аэродром в Самаре

Еще одним известным авиационным кладбищем считается Смышляевский аэродром. Он находится на территории Самары и давно заброшен. Сейчас он принадлежит местному аэрокосмическому университету, студенты которого регулярно проходят обучение внутри него. Практических полетов они не выполняют, но знакомятся с устройством техники и обучаются инженерным специальностям. Для этого используются несколько самолетов и вертолетов. Остальные списаны и непригодны к эксплуатации даже в учебных целях.

Попасть на территорию аэродрома человеку без пропуска будет затруднительно, так как он охраняется. Если охрана откажет, то пройти туда уже не удастся. У тех, кого пустят, будет возможность посмотреть несколько типов самолетов и вертолетов. Всего их более двадцати. Примечательны шесть авиационных машин: Ан-12, Ту-104, Ту-144, Ту-154, Ми-8, Ми-24.

Самым старым самолетом в Смышлявке стал Ли-2. Он выпускался с 1939 года и был одним из самых массовых на тот момент (создано почти 5000 единиц). Также здесь находятся нерабочие автомобили специальных служб. Вся техника на этом аэродроме – целая и не подвергалась разбору. Исключением могут быть только дорогостоящие элементы электронной начинки.

Кладбище самолетов в Калининградской области: 150-й авиационный ремонтный завод

150-й авиационный ремонтный завод считается одним из самых старых предприятий Калининграда. Он сформировался на основе 11-й и 308-й ремонтных баз в 1954 году. После военной реформы 2008 года завод перешел в состав компании «Авиаремонт». Он до сих пор функционирует. Основное направление деятельности: восстановление сломанной авиатехники и авиационных двигателей. Также он занимается утилизацией, если машины или оборудование невозможно отремонтировать.

Рядом с заводом расположено авиационное кладбище. От остальных оно отличается тем, что на нем хранится много современных самолетов и вертолетов. Все они нуждаются в серьезном ремонте, но некоторые списаны окончательно и не подлежат восстановлению. На территории кладбища есть: МиГ-29, Су-27, Ан-24, Ту-22, Ми-8, Ми-24 и другие. Посмотреть их удастся только с разрешения, так как они находятся под военизированной охраной. Надеяться получить пропуск не стоит, так как некоторая авиационная техника работоспособна, из-за чего допускать к ней гражданских запрещено.

Кладбище самолетов в Воронежской области

Самолетное кладбище в Воронежской области расположено под селом Гремячье. Его граница огорожена, а само оно считается запретной зоной. Вся авиация, расположенная здесь, находится в разном состоянии. Многие машины выглядят вполне работоспособными, а некоторые полностью разрушены. С них сняты все стратегически важные элементы. Здесь есть даже обгоревшие и поврежденные при боевых действиях самолеты.

Техники совсем немного, но среди нее есть известные МиГ-25 и Ми-2. При желании можно посмотреть на большинство из них изнутри. Также здесь расположен небольшой ангар со сторожевой вышкой, с которой открывается красивый вид на все поле. В солнечную погоду на этой площадке получаются замечательные фотографии не только самолетов, но и природы. Попытки проникнуть на эту территорию могут закончиться арестом, так как она охраняется.

Кладбища самолетов – очень интересные места, где однозначно есть что посмотреть. Но большинство из них опасны для туристов. Поэтому все крупные свалки быстро огораживаются. Если хочется познакомиться со списанной авиацией поближе, то проще всего воспользоваться возможностью посетить музей. Например, расположенный в Монино.

Кладбище самолетов в России и мире

У многих обывателей возникает вопрос: куда отправляются старые авиалайнеры, отработавшие свой ресурс в полном объеме. Специалисты же отвечают, что есть кладбище самолетов, на которое изношенные машины и отправляются. И многим бывает крайне интересно посмотреть, как оно выглядит. Тем более, что кладбище самолетов в России и мире довольно разное.

Что происходит с самолетами по окончании срока эксплуатации

Когда у воздушных судов заканчивается их срок – время может быть разным: одни лайнеры живут 20 лет, другие 30 – их списывают. А после отправляют на так называемое кладбище самолетов. Зачастую оно представляет собой площадку под открытым небом. Фото таких площадок можно легко найти в сети.

Читайте также:
Бомбардировщик Т-4 «сотка»

От ангаров для хранения старой утилизированной техники приходится отказываться, т.к. это слишком дорого, и нет возможности настроить таких ангаров, где уместились бы все списанные лайнеры. Своеобразные свалки в виде специализированных площадок есть во всех странах мира.

Самое крупное захоронение в мире

Сегодня миру известно одно самое крупнейшее место вечного покоя списанной авиационной техники – находится оно в США. Разместили его в штате Аризона. Для кладбища самолетов был выбран полигон военно-воздушной базы «Дэвис Монтан». Сегодня старые машины расположились на земельном участке в 10 с половиной квадратных километров. Находится оно в открытом доступе – каждый желающий может увидеть его, просто проезжая по шоссе.

Можно отметить удивительный порядок, который царит здесь – все суда выстроены по линеечке. В результате можно увидеть целую линию старых самолетов, которые при этом не потеряли своей величественности. Тут стоят:

  • Реактивные самолеты из числа перехватчиков и истребителей
  • Бомбардировщики
  • Лайнеры грузового назначения
  • Военные суда и т.д.

Периодически старые самолеты подвергаются разборке на запчасти, поэтому некоторые модели стоят уже частично разобранными. При этом рядом с ними соседствуют модели воздушных судов, которые визуально смотрятся как с иголочки.

Интересный факт: те, кто следит за кладбищем авиалайнеров, ухаживают за самолетами даже в этом случае, некоторые из них стоят накрытые чехлами, защищающими списанные экземпляры от ветра и песка. Тут важно понимать, что ряд моделей при необходимости может быть экстренно возвращен в строй.

Почему именно тут

Как отмечают исследователи, занимающиеся данным вопросом, место для последнего приюта списанных лайнеров было выбрано не случайно. Тут постоянно сохраняется сухая и теплая погода (ее даже нередко характеризуют как знойную), а значит, железные машины не будут подвержены воздействию дождей, снегов и т.д. Металл же, как известно, не очень хорошо переносит влажность, коррозируясь и покрываясь ржавчиной.

Кроме того, почва здесь обладает особым строением, что обеспечивает ровность площадки и исключает проседание почвы под тяжестью воздушных судов. А значит, присутствует элемент экономии, когда не нужно строить специальных площадок.

Как ухаживают за самолетами

Так как списанные суда, находящиеся здесь, могут быть востребованы через какое-то время, они, ест естественно, не стоят и не пылятся просто так. Есть целый обслуживающий персонал, который следит за их состоянием. Причем содержание такой техники стоит недешево – и по деньгам, и по затраченным усилиям. Так, например, вся техника, которая использовалась в морских силах, обязательно очищается от морской соли – это делается во избежание коррозии. Все внутренние системы, например, топливопроводы, промывают, детали двигателя смазывают маслом. Также самолеты перед приколом красят краской, которую при необходимости можно быстро смыть.

Совсем старые и уже неактуальные модели и детали самолетов попадают в плавильную печь, которая также расположена на базе. Оборудование, подлежащее снятию с тех или иных вариантов утилизированных лайнеров, нередко применяется не только в США – его даже могут передавать или продавать в другие государства.

Российские варианты

В России также есть свои так называемые кладбища воздушных судов. Одно из таких расположилось в ста км от Владивостока. Ранее тут базировалась секретная авиабаза – было это во времена Холодной войны. На месте объекта располагались сверхзвуковые бомбардировщики. Но когда развалился Союз, они оказались никому не нужны и не востребованы. В итоге самолеты так и остались стоять здесь, положив начало своеобразной авиасвалке.

В России не как в Америке – самолеты оказались не нужны, и вряд ли они уже когда-нибудь поднимутся в воздух. База заброшена, а поглазеть на грозу советского военного флота заходят разве что фотографы.

Еще один оригинальный могильник расположился рядом с зоной отчуждения Чернобыля. Старые самолеты стоят рядом с селом Рассоха. Вынужденность организации такого могильника объяснялась радиацией. Вся техника, расположенная здесь, принимала участие в ликвидации последствий аварии на АЭС.

Несмотря на то, что такие объекты до сих пор остаются крайне опасными, некоторые посетители зоны отчуждения продолжают снимать с них те или иные элементы.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты из Пхукета в Куала-Лумпур

Есть свое кладбище самолетов и под Москвой. Оно раскинулось в районе Ходынского поля. Почти сто лет рядом работал аэродром, который закрылся в 2003 году. И на его DGG остались брошенные лайнеры. Также стоят они и на рулежных дорожках.

По поводу этого полигона есть немало решений и предложений. Так, например, планировалось сделать здесь авиационный музей. Однако пока эта инициатива не нашла воплощения в реальности.

Сегодня на московском кладбище самолетов нашли свой покой такие самолеты, как:

  • МиГ-21
  • Су-15
  • Вертолеты

Официально вход на свалку закрыт и запрещен, согласно вопросам безопасности. Но все же энтузиасты, твердо решившие посмотреть на величественные лайнеры, пробираются сюда разными способами.

Огромный радиотелескоп и кладбище истребителей

Близ поселка Медвежьи озера, на 26-м километре Щёлковского шоссе, находится центр космической связи, называемый “Медвежьи озёра”. На полигоне центра занимаются работой по обеспечению спутниковой связи и телевизионного вещания на территории нашей станы и за её пределами.

В пределах центра “Медвежьи озёра” расположен один из четырёх грандиозных радиотелескопов, как по размеру самой антенны, выполняющей приём данных со спутника, так и по мощности приёма сигнала. Зеркало антенны поражает своими размерами, в диаметре оно составляет 60 метров. Данное сооружение было построено в 1983 году, но после перестройки, как и многие объекты стратегического назначения, было заброшено.

Антенна ТНА-1500 радиотелескопа РТ-64

В настоящее время попасть на территорию центра космической связи “Медвежьи озёра” не составит никакого труда. Впрочем, объект охраняется, но запрета на посещение территории нет.

Здесь можно встретить кладбище списанных истребителей и один вертолёт. Машины уже давно не на ходу, с многих снята обшивка и вынуты детали. Можно залезть внутрь самолёта или вертолёта и представить, как много лет назад на нём летали лётчики, выполняя свою работу.

При определённой физической подготовленности и наличии смелости можно попробовать залезть на самую высокую точку антенны “Тарелки”. В высоту она примерно 50 метров.

Координаты места указаны в конце страницы.

Фото радиотелескопа и кладбища истребителей

Полузаброшенная часть территории ЦКС Медвежьи Озёра

Фюзеляж брошенного ИЛ-76

Гигантский радиотелескоп ТНА-1500

Зеркало антенны радиотелескопа

Свалка-запасник музея ВВС в подмосковном Монино

Субботник в запаснике Монино

Вид сверху на кладбище истребителей

Брошенные останки истребителей

Табличка на тарелке – Редуктор планетарный

Авто в сугробах у радиообсерватории в Калязине

Брошенный МиГ-29 близ Щёлковских новостроек

Разорённая кабина истребителя

Урбан-туристка на фоне антенны радиотелескопа в Калязине

Брошенный в поле истребитель

Берёзовый лес вокруг заброшенного радиотелескопа

Задворки Музея авиации в Монино

Радиотелескоп обсерватории в Калязине

Одна из антенн ЦКС Медвежьи Озёра – в Калязинском филиале

Антенна радиолаборатории в Калязине

Антенна радиотелескопа над территорией ЦКС ОКБ МЭИ

Телескоп дальней космической связи

Координаты радиотелескопа и кладбища истребителей

55.8678438889, 37.9517769444 (Google)

55° 52′ 4.238″, 37° 57′ 6.397″ (Garmin)

55° 52.0706′, 37° 57.1066′ (Navitel)

Радиотелескоп на карте

Как добраться до радиотелескопа

Московская область, ГО Балашиха, 26-ой километр Щёлковского шоссе. Территория космического центра связи “Медвежьи озёра” граничит с садовым товариществом. Проехать к космическому центру связи не сложно, к нему ведёт дорога и вполне сносная. Именно поэтому специально оборудованный автомобиль не потребуется, можно приехать сюда на обычной легковушке.

Заброшенные самолеты

Любая техника представляет особый интерес для сталкеров, так как найти ее можно далеко не в каждом регионе.

Как правила, такие кладбища всегда тщательно охраняются или же быстро спиливаются мародерами на металл.

Еще реже можно осмотреть заброшенные самолеты, так как зачастую поблизости располагаются действующие военные части, чьи сотрудники прогоняют всех непрошенных гостей, а на контакт идет совсем небольшой процент солдат.

Тем не менее, в России существуют отдельные кладбища со списанной авиатехникой, которые можно посетить при соблюдении особых правил.

Заброшенные самолеты в России

В России можно найти несколько заброшенных авиационных баз со списанной техникой, разбросанных по разным регионам страны.

Читайте также:
I amsterdam City Card – что это и стоит ли покупать?

Большая их часть находится под охраной, но есть объекты со свободным доступом, сохранность которых намного ниже, чем охраняемых.

Найти такие кладбища техники можно на специальных сталкерских форумах.

Строения бывшего аэродрома в Ростовской области

В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Как правило, здесь базировались исключительно боеспособные истребители. Базу построили в шестидесятых годах и проработала она около тридцати лет, после чего грянула перестройка. После расформирования аэродрома рабочие стали постепенно разбирать бетонные полосы, пока территория не превратилась в несколько ангаров, окруженных чистым полем. Сейчас склады стоят в открытом виде, внутри сохранилось несколько списанных истребителей, находившихся на ремонте во время приказа о ликвидации базы.

База хранения и ремонта военной техники в Тамбове

Расформированная тамбовская база проработала до нулевых годов, а затем оказалась полностью заброшенной. На территории осталось огромное количество военной техники, в том числе и самолеты. Помимо них можно найти грузовики и специализированный транспорт. Большой интерес так же представляет железный ангар, в котором сохранилось немало запчастей, оборудования и прочего инвентаря для ремонта техники. Объект не охраняется, но периодически на территорию заходит стая диких собак, которая может проявить агрессию по отношению к одиноким гостям.

Заброшенные самолеты в Московской области

Неподалеку от Москвы располагаются бывшие склады аэродромной спецтехники ВВС СССР, в которых и по сей день стоит несколько ржавеющих самолетов. История базы вполне типичная для военных объектов. Построенная в годы Союза, она успешно проработала несколько десятков лет и была расформирована после перестройки. Сейчас склады находятся под охраной, но ЧОП редко совершает обходы, поэтому если не шуметь, можно спокойно осмотреть всю интересующую технику. Периодически стоянка пополняется новыми списанными самолетами, пришедшими в негодность.

Ангар на учебной аэродромной базе в Московской области

Еще один ангар с самолетами можно найти на старой аэродромной базе в пригороде Москвы. Помимо техники внутри остались административные помещения со множеством книг и документации. Сохранилась мебель и прочий инвентарь. Сама база охраняется ЧОПом с двумя служебными собаками, но их можно обойти. Попасть внутрь возможно только через самодельные залазы, все окна и двери прочно закрыты. Периметр обнесен бетонным забором, его можно перелезть, только если использовать стоящие рядом деревья. Есть предупреждения о датчиках движения, но бывалые сталкеры их наличие отрицают.

Заброшенная стоянка авиатехники в Воронежской области

Посреди леса в Воронежской области располагается огромное поле со множеством самолетов, вертолетов и наземного транспорта. Это одна из самых крупных неохраняемых стоянок списанной техники в России. Общее количество экземпляров превышает несколько сотен, что делает объект уникальным. Неподалеку располагается действующая воинская часть, но за плотным лесом ее солдаты не видят сталкеров и других посетителей заброшки. Посещать поле можно в любое время, риск оказаться замеченным – минимален, но стоит быть готовым ко встрече с дикими лисами, которые периодически пробегают через стоянку.

Бывший вертодром армейской авиации в Московской области

Авиачасть была расформирована 8 лет назад. Объект переведен в законсервированное состояние, но охранные мероприятия не установлены, что причисляет его к числу заброшек. Огромную территорию занимает большое количество зданий разного назначения, в отдельно стоящих ангарах можно найти старые самолеты и вертолеты, отслужившие свой срок. Иногда на территорию забредают дикие собаки. Неподалёку есть жилые дома, но их жителям все равно на гостей вертодрома.

Заброшенный вертодром «Красные Сосенки» в Ивановской области

Авиационная база была закрыта всего 7 лет назад, поэтому до сих пор находится в хорошем состоянии. Помимо вертолетов и самолетов на территории можно осмотреть множество других интересных объектов от грузовиков до радиолокационного оборудования в бункерах связи. Вертодром охраняется частным охранным предприятием, сотрудники которого совершают обходы несколько раз в день. Так как они делают их спонтанно, лучше дождаться завершения очередного осмотра и после него проникать на территорию в обход будки ЧОП.

Читайте также:
Фотографии Малаги

Территория учебного аэродрома в Ленинградской области

Небольшой склад самолетов находится неподалеку от летного училища. Техника достаточно старая, стоит в поле не один десяток лет и применяется в качестве наглядного учебного пособия для курсантов. Сама территория аэродрома охраняется двумя солдатами со служебными овчарками. Обходы совершаются спонтанно и преимущественно в хорошую погоду. Если посещать заброшку в дождь или туман, не создавая лишнего шума, можно спокойно осмотреть интересующую технику с минимальным риском быть пойманным.

Военный аэродром «Смуравьёво» в Псковской области

Старый аэродром официально считается законсервированным, но по факту давно заброшен. Активно посещается маргинальными личностями, выносящими мебель и металлические конструкции, чему способствует отсутствие каких-либо охранных мероприятий. Самолеты можно найти в арочных ангарах. Помимо техники большой интерес представляет медсанчасть, в которой сохранилось множество любопытных предметов, но передвигаться по ней следует осторожно из-за огромного количества ртути на полу.

Заброшенный военный аэродром «Октябрьское» в Крыму

Аэродром в Крыму был построен в тридцатых годах и именно с него взлетали самолеты, чья бомбардировка привела к вступлению Союза во Вторую мировую войну. В послевоенное время объект значительно расширили и модернизировали, приведя его под первоклассные стандарты. «Октябрьское» работал до середины девяностых годов, а затем был расформирован, как и большая часть военных баз. На данный момент сохранилось несколько зданий и взлетная полоса, на которой стоят ржавеющие самолеты. Территория обнесена бетонным забором, через который при желании можно перелезть.

Заброшенный военно-транспортный самолёт Ан-26 в Москве

Старый самолет располагается в поле на окраине военного столичного аэродрома. Территория находится под наблюдением охранников, регулярно совершающих обходы, но их легко можно обойти и осмотреть заброшенный борт. Внешне люки кажутся закрытыми, но на самом деле это не так, и через них спокойно можно попасть внутрь. Часть оборудования из кабины пилотов вынесена, вся остальная комплектация на местах. В будущем самолет планируется распилить, но на данный момент работы еще не начаты.

Вертолётодром в Московской области

В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Вертолётодром был построен в послевоенное время и активно функционировал до 2012 года. После расформирования все действующие самолеты и вертолеты были переведены на другую базу, а подлежащая списанию техника осталась на бетонной площадке и сейчас активно посещается сталкерами, чему способствует отсутствие охраны.

Заброшенный аэродром «Ватега» в Архангельской области

Строительство объекта началось еще во времена СССР и продолжалось вплоть до перестройки, которая помешала окончанию работ, в связи с чем аэродром получил статус замороженного. «Ватега» должен был стать одной из самых крупных авиационных баз в регионе, со способностью принимать тяжелые бомбардировщики дальних полетов, что в случае вступления России в войну могло сыграть большую роль для отечественных войск. После заморозки строительства готовые взлетные полосы стали потихоньку разбирать, а саму территорию приспособили под склад списанных самолетов, которые на данный момент занимают несколько рядов.

Авиационное лётно-техническое училище в Калуге

Заброшенное во второй половине нулевых годов, авиационное училище занимает достаточно обширную территорию и состоит из множества построек и большого плаца, на окраине которого находится несколько старых самолетов. Сохранность объекта достаточно хорошая. В учебных классах сохранился весь инвентарь, макеты и учебная литература. Внутри бортов на местах все оборудование, а в медпункте можно найти просроченные лекарства и рабочие инструменты. Есть доступ к подземному убежищу, но посетить его невозможно из-за сильного затопления. Сама территория находится под наблюдением видеокамер и нескольких охранников, регулярно совершающих обходы.

Заброшенный военный аэродром вблизи города Балашов

Старый аэродром некогда принадлежал военному училищу, но после его расформирования был заброшен за ненадобностью. На территории находится несколько самолетов и наземная техника, списанная по причине негодности. Объект находится под охраной нескольких сотрудников частного охранного предприятия, которые при поимке сталкеров сразу же вызывают полицию, отказываясь идти на контакт. Избежать встречи с ними можно, если посещать заброшенный аэродром в плохую погоду. Собаки замечены не были.

Заброшенные самолеты заграницей

Сталкеры, побывавшие на всех заброшенных авиационных базах в России, стараются посетить старые самолеты заграницей, которых там можно найти немало.

Читайте также:
Доступная работа в Азербайджане для русских

Как правило, в каждой стране есть такие объекты, о местоположении которых всегда можно узнать на форумах любителей заброшек, которые своевременно выкладывают новую информацию.

Кладбище военной техники в Ираке

Данный склад – один из самых интересных на ближнем востоке. Огромное кладбище заполнено сотнями единиц техники разных наций. Очень много раритетных экземпляров, брошенных разрушаться под открытым небом. Посмотреть на заброшенные самолеты приезжают сталкеры со всего мира, чему способствует отсутствие охранных мероприятий и полностью свободный доступ. Иногда сюда приходят местные подростки для разрисовывания техники граффити, агрессии к другим костям не проявляют.

Заброшенный 129-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк в Казахстане

Одна из самых больших заброшенных авиационных баз в Казахстане интересна в первую очередь своим истребителем, посмотреть на который регулярно приезжают сталкеры со всего постсоветского пространства. При планировании визита стоит учитывать серьезные охранные мероприятия, установленные на объекте. Посещать его следует быстро и очень осторожно. В случае поимки охранниками могут возникнуть серьезные проблемы. Помимо старого самолета сохранились ангары, через которые можно попасть в подземное бомбоубежище.

Расформированный аэродром «Бахар» в Казахстане

Когда-то данный аэродром был построен недалеко от китайской границы на случай вооруженного конфликта, так как отношения СССР и Китая в семидесятых годах были крайне напряженными. После распада Союза авиационная база перешла во владение Казахстана, чье руководство не пожелало поддерживать работу военной базы, острая необходимость в которой сразу же отпала. Так «Бахар» оказался заброшенным. До наших дней объект сохранился достаточно хорошо. Несмотря на то, что местные жители вынесли с базы все, что можно использовать в личных целях, сами ангары, дороги и списанные самолеты остались нетронутыми.

Разбившийся самолёт ВМФ США в Исландии

Старый самолет на данный момент является одним из самых популярных туристических объектов в Исландии, посмотреть на него приходят не только сталкеры, но и все гости северной страны. Военный борт совершил аварийную посадку на исландском пляже в семидесятых годах. Не смотря на сильную степень повреждений воздушной машины всему экипажу удалось остаться в живых. На данный момент самолет полностью пустой внутри, большая его часть отсутствует. Доступ к объекту свободный, но добраться до него можно только преодолев пешком несколько километров.

Основные кладбища самолетов России

Ничто на земле не вечно. И, конечно же, это касается авиационной техники. «Кладбища самолетов» – так называют места, где расположилась отжившая свое, авиационная техника. В России такие «кладбища» расположились в основном в Москве и в Московской области.

Самые популярные – это Ходынское поле, аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации в поселке Монино Московской области, а также самый большой музей в Ульяновске, в Среднем Поволжье. Фото этих достопримечательностей заполнили интернет. И несмотря на то, что эти фото вызывают легкую грусть, они также вызывают желание посмотреть на эти самолеты своими глазами и немного побывать в прошлом.

  • 1 Ходынское поле
  • 2 Уголок памяти в Домодедово
  • 3 Музей авиации в поселке Монино
  • 4 Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Ходынское поле

Первым в России таким «кладбищем самолетов» стало Ходынское поле. Находится оно на северо-западе Москвы, недалеко от станции метро «Аэропорт». В начале прошлого века там был построен аэродром, который позже получил название Центральный аэродром им. Фрунзе. Именно Ходынское поле стало свидетелем первых в России международных перелетов. Аэродром на Ходынском поле просуществовал с 1910 по 2003 год. После закрытия там было решено открыть музей авиации, но этим планам не суждено было сбыться.

На сегодняшний день часть экспонатов разрезана на металлолом, а те, которые более хорошо сохранились, теперь красуются в Музее техники Вадима Задорожного. После закрытия аэродрома, Ходынское поле начали быстро застраивать, а о том, что на Ходынском когда-то был аэродром, напоминает то самое «кладбище самолетов», на котором гниют позабытые самолеты и вертолеты. В 2008 году, неподалеку от поля, закончили реконструкцию парка Авиаторов, в котором установлены памятники летчикам, погибшим на Ходынском поле в разных исторических битвах.

Читайте также:
Поездка из Аликанте в Бенидорм: как добраться быстро и дешево

Уголок памяти в Домодедово

Расположенный в Московской области аэропорт Домодедово, также может похвастаться вышедшей из эксплуатации техникой. Прямо на поле, напротив терминала Домодедово, устроились отлетавшие самолеты, в ожидании своей участи. Пассажиры при взлетах прекрасно могут их рассмотреть. Также они хорошо видны из самого терминала Домодедово.

В основном там стоят самолеты «Домодедовских авиалиний», но также встречаются летательные аппараты импортного производства. Многие из них уже пожертвовали детали своим более новым собратьям. Про их дальнейшую судьбу пока никому неизвестно, может, пойдут в утиль, а может так и останутся радовать глаз гостям Москвы и Московской области. А пока, все желающее могут в любое время приехать в Домодедово и сделать фото на фоне «воздушных гигантов», захватив с собой фотоаппарат, или может быть даже посидеть за штурвалом самого настоящего самолета.

Музей авиации в поселке Монино

Недалеко от столицы, в поселке Монино Московской области, расположился музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации, несколько лет назад получивший статус федерального государственного учреждения культуры. Это место язык не повернется назвать кладбищем.

Когда-то здесь был один из первых аэродромов в стране, но когда техника шагнула далеко вперед, условия на аэродроме перпестали соответствовать нормам. И постепенно аэродром в Московской области стал превращаться в музей авиации.

В музее хранится огромнейшая коллекция отечественной авиатехники. Также там представлены фотоматериалы и документы, подтверждающие подлинность коллекции. Наверное, в России трудно найти место, где было бы собрано такое количество различных авиамашин. Изучая представленные экспонаты, можно отследить историю развития отечественной авиатехники. Здесь собраны модели военных и гражданских самолетов, вертолетов, планеров за последние сто лет. Музей существует с 1958 года и успел принять у себя более 3 млн. человек практически со всего мира.

Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Около 9000 экспонатов расположились под открытым небом в городе Ульяновске. Большинство этих самолетов своим ходом долетели до Ульяновска, чтобы остаться здесь навсегда, а один, очень героический экспонат ТБ-1 привезли по частям и уже на месте собирали. Эти военные и гражданские самолеты – все, что осталось от ушедшей эпохи. Считается, что самолетам, попавшим в этот музей, очень повезло.

Музей еще молодой, открылся он в 1983 году. Самое подходящее время года для посещения — это лето или поздняя весна. В этот период получаются самый красочные и живые фото. Сотрудники музея, а также курсанты авиационного училища гражданской авиации, которому принадлежит музей, всеми силами стараются поддерживать красоту и загадочность своих экспонатов.

Самое большое кладбище самолетов на планете

После окончания срока эксплуатации большинство из воздушных суден находят свой последний приют на так называемом кладбище самолётов (фото представлены ниже). Дело в том, что хранение авиационной техники в ангарах практически невозможно из-за того, что для этого требуется много денег и места. Гораздо выгоднее оставлять её на специально оборудованной площадке. Такие свалки существуют практически во всех странах. В данной статье речь пойдёт о крупнейшем на планете «могильнике» списанных авиационных суден.

Место расположения

Самое большое кладбище самолётов в США и на планете находится неподалёку города Тусон в штате Оризона. Оно организовано на военно-воздушной базе «Дэвис Монтан». Здесь же дислоцируется ремонтно-техническая группа по обслуживанию авиационной и космической техники №309. Общая площадь территории, которую занимает хранилище, составляет 10,5 квадратных километров. Перед людьми, которые проезжают мимо по проходящей рядом автомагистрали, открывается захватывающее и в то же время мрачное зрелище, создаваемое огромным количеством выстроенных в ряд суден.

Объекты хранения

На крупнейшем в мире кладбище самолетов насчитывается порядка 4400 единиц списанной авиационной техники. Здесь можно увидеть реактивные истребители-перехватчики, бомбардировщики, грузовые лайнеры, военно-транспортные суда и многие другие виды. Часть из них уже практически полностью разобрана на запасные части, а при взгляде на некоторые другие экземпляры создаётся впечатление, что они недавно вернулись из очередного рейса. Значительная доля летательных аппаратов вообще накрыта чехлами, которые защищают их от вредного внешнего воздействия пыли и песка. Следует акцентировать внимание на том, что многие здешние экземпляры при возникновении такой необходимости могут быть оперативно возвращены в строй.

Читайте также:
Фотографии Трейнта-и-Треса

Условия

Место, на котором было создано это кладбище самолетов, выбрано не случайно. Дело в том, что в данной местности практически круглый год стоит сухая, знойная погода. Влажность здесь довольно низкая, а осадков выпадает мало. Всё это способствует долгому хранению авиационной техники, ведь она не так сильно подвергается разрушительному действию ржавчины. Нельзя не отметить и тот нюанс, что на глубине около пятнадцати сантиметров под почвой залегает толстый слой, состоящий из глинистой селитры. Она служит в виде своеобразной твёрдой подкладки, что предоставляет возможность оставлять авиационные суда прямо на ней. Другими словами, нет необходимости строить специальные платформы, для сооружения которых требуются значительные капиталовложения.

Обслуживание

Поскольку при необходимости воздушные суда должны быть оперативно возвращены в строй, их содержание требует немалых усилий. Именно поэтому данное кладбище самолетов и обслуживается работниками 309 ремонтно-технической группы, которые в шутку называют его «свалкой костей». Вся военная техника, которая ранее находилась на вооружении на авианосцах, очищается от морской соли, что может вызвать коррозию. Для того чтоб все движущие части самолетов оставались в смазанном состоянии, топливопроводы и баки сначала опустошают, а затем промывают вязким лёгким маслом. В обязательном порядке сотрудники базы снимают абсолютно все взрывоопасные устройства, в том числе заряды, обеспечивающие катапультирование пилота. После этого специальной алюминиевой лентой заклеиваются каналы и входные отверстия. На последнем этапе все машины, попадающие на кладбище самолетов «Дэвис Монтан», окрашивают краской, которую можно легко убрать. Это делается в два слоя. Нижний является чёрным, а верхний – белым, что позволяет отражать яркие солнечные лучи и предотвращать перегрев.

В общей сложности на базе используется примерно 400 тысяч единиц различного оборудования для текущего обслуживания списанной авиационной техники и производства новых запчастей. Сюда же относятся и законсервированные много лет назад сборочные линии. При этом снятое со здешних суден оборудование используется не только в США, но и во многих других государствах. На территории «Дэвис Монтан» также функционирует плавильная печь, посредством которой полностью перерабатываются не пригодные ни для чего аппараты и детали.

Самые известные постсоветские свалки

Самое известное кладбище самолетов в России находится в сотне километров от Владивостока. Во времена Холодной войны здесь дислоцировалась секретная авиационная база «Воздвиженка», на вооружении которой стояли сверхзвуковые бомбардировщики. После развала СССР они оказались никому не нужными и остались стоять на прежнем месте. В настоящее время база заброшена, а множеству находящихся здесь военных самолётов уже не суждено подняться в воздух. Единственными людьми, у которых она вызывает интерес, являются фотографы, которые иногда пробираются сюда ради эффектного кадра.

Ещё один интересный «могильник» находится на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Здесь, неподалёку от села Рассоха, хранится множество техники, которая принимала участие в ликвидации последствий, вызванных катастрофой 1986 года. Несмотря на опасность заражения радиацией, с целью собственной наживы люди постепенно снимают всё еще годные к использованию элементы.

Московское хранилище

Кладбище самолетов в Москве находится на территории Ходынского поля. В 1910 году здесь был возведён аэродром имени Фрунзе, который функционировал на протяжении почти целого столетия. Однако в 2003 году он был закрыт. Сейчас на его взлётно-посадочной полосе и рулёжных дорожках можно увидеть брошенную авиационную технику. Некоторое время назад городские власти собирались создать на базе бывшего аэродрома музей, однако данная идея так и не была воплощена в реальность. Таким образом, это место стало последним пристанищем для пятидесяти летательных аппаратов, в том числе самолетов МиГ-21, Су-15 и вертолётов. Территория свалки закрыта для посещения, но за определённую плату охранникам некоторым лицам всё же удаётся сюда попасть и сфотографироваться на память. Впрочем, многие аппараты пострадали от действий вандалов – фюзеляжи покрыты граффити и надписями, приборные панели разграблены, а стёкла разбиты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: