Ника Самофракийская: фото в Лувре, история

История древнегреческой скульптуры Ники Самофракийской

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

Крылатая Богиня Победы

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Читайте также:
Стипендиальные программы и гранты в Польше

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

Ника Самофракийская (Лувр). Скульптура. Описание

История скульптуры Ники Самофракийской

Ника Самофракийская — греческая мраморная скульптура крылатой богини Победы (скульптор неизвестен, но есть предположение, что им мог быть Пифокрит с Родоса). Один из самых известных шедевров Лувра. Статуя была установлена на высокой отвесной скале на небольшом острове Самофракий. На частич­но сох­ра­нив­шейся над­писи у осно­ва­ния скульптуры ­есть сло­во «Rhodhios» (Родос), что предположительно, может указывать на то, что она была воз­двиг­ну­та, в честь мор­ской победы, одер­жан­ной Родо­сом, кото­рый в те времена был самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде.

Как была найдена статуя

Многочисленные фрагменты статуи Ники были обнаружены консулом Франции и археологом-любителем Шарлем Шампуазо на острове Самофракия в 1863 г. Они были бережно собраны, однако голову и руки так и не нашли. Но богиня так изящна, а формы человеческого тела настолько выразительны, что об отсутствии рук и головы попросту забываешь.

Только в 1950 г. был обнаружен обломок когда-то прекрасной и сильной кисти правой руки, которую многие из исследователей считают принадлежащей Нике (она выставлена в отдельной витрине). Другие не согласны с ними. Однако, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, завораживающим сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.

История статуи

Скульптура Ники Самофракийской высечена из золотистого парийского мрамора, имя мастера, время и повод для ее создания по сей день не удалось точно установить. В течении долгого времени считали, что именно эта статуя Ники, трубящей в трубу, воспроизведена на монете и что ее сделали в честь победы, одержанной в 306 году до н. э. Корабли македонского полководца Деметрия Полиоркета разгромили флот египетского правителя Птолемея.

В память об этой славной победе греки установили на высокой скале у входа в гавань острова Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, вошедшей в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал богини был сделан в виде носовой части боевого корабля, за спиной Ники вздымались огромные белые крылья, а сама богиня, подставив сильный торс порывам встречного ветра, самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. Со временем многие факторы заставили взять под сомнение такую гипотезу.

Читайте также:
Помощь в оформлении шенгенской визы в Москве

Описание скульптуры Ники Самофракийской

Яростные волны, с грохотом разбивались о скалу у ног Ники, шквальные порывы ветра стремились прижать ее расправленные крылья… Складки одежды богини тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья Ника. Если бы богиня не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжелой, однако из за устремленного вперед тела, благодаря бурному движению ее мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность. Преисполненная тревожного напряжения и порыва, немного подавшись вперед, наперекор ветру богиня словно готовилась взлететь над морем. Это в действительности все сметающая на своем пути богиня Победы.

Сейчас скульптура Ники Самофракийской выставлена в Лувре, на повороте широкой лестницы. Она стоит на камне, как на носу корабля, в развевающихся мраморных одеждах. К статуе надо подходить не спеша, не отрывая взгляда, обойти ее справа и слева. По возможности, к ней следует вернуться вечером и снова полюбоваться скульптурой. Под светом мощных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность. Пожалуй, ни какое другое произведение античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Статуя Ники кажется прекрасным символом устремления человека в будущее. Такое впечатление возрастает оттого, что скульптура замечательно экспонирована. Статуя стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. К ней поднимаются широкие, ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой неизвестного древнего мастера.

Люди, стоящие возле статуи кажутся маленькими перед ней: Ника «парит» над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее олицетворением.

Ника в греческой мифологии

Согласно греческой мифологией, Ника была союзницей Зевса. Представляли ее всегда крылатой и непременно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.

В древние времена скульптура украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, о происхождении которых ничего неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа. Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Эти великие боги, имели силу избавлять от бед и опасностей. В то же время этих богов считали грозными божествами, карающими за проступки. Как раз на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. В соответствии с мифами, кабиры даровали победы в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу удачного исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

По сей день трубит она в свой победный рог, и никакие вековые бури не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

Ника Самофракийская: крылатая победа эллинов

Маленький остров Самотраки легко упустить из виду, рассматривая карту Греции. Но совсем другая судьба у одной из наиболее известных греческих статуй — Ники Самофракийской (Νίκη της Σαμοθράκης), к которой прикованы взгляды всех посетителей парижского Лувра. Найденная на острове буквально по частям, она принесла историкам немало вопросов. Сведения о находке собирались долго и тщательно, но до сих пор статуя без головы для многих остаётся загадкой.

Читайте также:
Сколько лететь до Кипра из Самары

Ника Самофракийская: История шедевра античного мира

Весна 1863 года. Французский Шарль Шампуазо, консул и по совместительству археолог-любитель, находит фрагменты (ноги и бюст), явно принадлежащие древней статуе. Вернее, открытие совершил греческий рабочий, трудившийся на раскопках и воскликнувший «Κύριε, εύραμεν μια γυναίκα…» — «Господин, мы нашли женщину!» Шампуазо сразу оценил значимость открытия и не терял времени зря — связался с французским послом в Константинополе. Тот договорился с турками, был выслан военный корабль для погрузки, и в течение года более 200 частей отправляют во Францию. Ещё через два года статую представляют широкой публике, сначала без верхней части туловища и крыльев.

Однако статую никак не могли установить так, чтобы она соблюдала равновесие. Ведь Шампуазо изначально не предполагал, что некоторые мраморные обломки, виденные им на раскопках, могут относиться к Нике. Спустя несколько лет уже австрийские исследователи определили эти обломки как основание статуи в виде носа корабля. Шампуазо удалось и эти части забрать для Лувра. 23 куска мрамора были сложены в гармоничный облик переда корабля, на который легко ступает богиня. Вся конструкция считается специалистами не просто умной, а гениальной — так филигранно точно скульптор выстроил равновесие размашистых крыльев Ники и массивного основания. Статуя и постамент дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности.

Как устанавливали статую Ники

Некоторые исторические факты о статуе Ники удалось установить, хотя версии разнятся. Её автором предположительно является Пифокрит с Родоса (Линдос), который создал изваяние в честь одной из побед полководца Македонии Димитрия I Полиоркита. Она предназначалась для того, чтобы быть установленной на постаменте, который изображал боевой корабль и находился возле моря. Позже статую стали изображать на македонских монетах. Согласно двум другим версиям, Нику создали в честь побед Родоса над флотом сирийского правителя у островов Кос или Аморгос. Черты статуи близки к македонскому искусству, но одна из сохранившихся надписей содержит название острова Родос. Сначала археологи полагали, что в руке Ники был факел или лавровый венок, но предположение не подтвердилось, когда была найдена правая рука статуи.

Большое количество частей статуи объясняется тем, что в те годы скульпторы работали над фигурами по частям, а потом собирали в целое. Это в более древнюю эпоху высекали статуи из цельного куска мрамора. Предполагают, что статую Ники зрители должны были видеть в полуобороте слева. Эта версия основана на том, что левая часть статуи исполнена более тщательно — тогда существовала подобная практика.

В греческой мифологии Ника была верной союзницей Зевса. Она символизирует победу, успешный результат и соответствует римской Виктории. Интересно, что на многих статуях фигурка Ники часто изображена в руках верховного греческого бога. Нику всегда представляли крылатой и непременно в позе движения — это рождало чувство победы и уверенности. В свою очередь 3-метровая Ника Самофракийская изображена в развевающейся одежде и будто парит над всеми, кто приближается к ней.

Читайте также:
Ил-103: характеристики, фото и видео самолета

Когда-то статуя украшала самофракийское Святилище богов — Кабиров. Они не входили в пантеон Олимпа, и никто не может объяснить, откуда взялись эти таинственные божества. Говорят, что Кабиры даровали победу в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу хорошего исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

Статуя выполнена из паросского мрамора, постамент — из родосского серого мрамора, а крыло — это гипсовая реконструкция. Найденная рука, предположительно принадлежавшая статуе, сейчас выставлена в отдельной витрине. Несмотря на то, что Ника сохранилась частично, с самого момента обнаружения она восхищает. Скульптору удалось превратить холодный камень в ожившую точёную фигуру. Кажется, что складки на её одеянии трепещут. Благодаря этому создаётся ощущение лёгкости. Нике присущи некоторые отличительные черты эллинистического стиля: драматичность, театральность и эмоциональность. Критики и профессионалы в области археологии поражены естественностью и неудержимой жаждой движения вперёд, навстречу стихии.

Гордость Лувра: Ника Самофракийская сегодня

Ника Самофракийская в Лувре. Фото wikimedia.org

Уже в XX веке некоторые деятели искусства возвращались к образу Ники в фильмах, картинах и книгах. Во многих музеях мира, а также в святилище на Самотраки, можно увидеть копии статуи. Интересно, что образ крыла Ники и её имя были использованы компанией Nike — эмблема принесла широкую известность этому бренду.

Сегодня Ника — главное украшение лестницы Дару, которое встречает посетителей Лувра. Наравне с Венерой Милосской она входит в число предметов гордости музея. Весьма символично, что Ника расположена на фоне белой стены — ничто не отвлекает внимания от античного шедевра. Считается, что самый красивый вид статуя приобретает вечером. Включается подсветка и мрамор будто становится прозрачным.

В 2014 году Ника вернулась на почётное место после реконструкции. Её «отбелили», придав исходный оттенок и создав контраст между белым цветом статуи и серым цветом её постамента. Неоднократно предпринимались тщетные попытки восстановить статую, додумать её образ и приделать руки. Но итог один: Ника теряла динамичность и лёгкость.

Самой большой загадкой Ники, изувеченной противниками язычества или просто временем, осталась исчезнувшая голова. Археологи не теряют надежду найти её случайно где-нибудь в недрах земли, на дне моря или (что тоже вероятно) в частной коллекции.

Два всемирно известных античных шедевра, находящихся в Лувре, — Венера Милосская и Ника Самофракийская — являются для греков не меньшей болью, чем мраморы Парфенона, украшающие Британский Музей. И Греция не теряет надежды, что когда-нибудь Ника Самофракийская вернется домой…

Ника Самофракийская – скульптурное послание из глубины веков

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Читайте также:
Справка с работы для оформления визы в Китай или Японию

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой.

Читайте также:
Фотографии Ханчжоу

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото: источник

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото: источник

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Читайте также:
Сколько лететь в Дубай из Ростова

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

Ника Самофракийская.

Париж, Лувр.

Ста­туя Ники — один из вели­чай­ших шедев­ров элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства, сох­ра­нив­ших­ся до наше­го вре­ме­ни, даже несмот­ря на то, что она была силь­но повреж­де­на и у неё не хва­та­ет голо­вы и рук. Имя скуль­п­то­ра неиз­вест­но (веро­ят­но, он был родо­с­цем по про­ис­хож­де­нию), дати­ру­ет­ся она 220— 190 гг. до н. э. Шам­пу­азо в пер­вой пуб­ли­ка­ции, посвя­щен­ной этой ста­туе, выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что она была сде­ла­на по при­ка­зу македон­ско­го пол­ко­во­д­ца Демет­рия I Поли­ор­ке­та после мор­ской победы, одер­жан­ной им у побе­ре­жья Кип­ра меж­ду 295 и 289 гг. до н. э., этой вер­сии при­дер­жи­ва­ет­ся и Архео­ло­ги­че­ский музей Само­фра­кии. На осно­ва­нии ана­ли­за кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла, собран­но­го во вре­мя недав­них рас­ко­пок, было уста­нов­ле­но, что пьеде­стал был воз­двиг­нут ок. 200 г. до н. э., хотя неко­то­рые уче­ные все же отно­сят его ко вре­ме­ни меж­ду 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Необ­хо­ди­мо отме­тить опре­де­лён­ное сход­ство меж­ду ста­ту­ей Ники и фигу­ра­ми с Пер­гам­ско­го алта­ря (он был создан ок. 170 г. до н. э.).

Частич­но сох­ра­нив­ша­я­ся над­пись у осно­ва­ния ста­туи содер­жит сло­во «Rhodhios» (Родос), ука­зы­ваю­щее на то, что она была воз­двиг­ну­та, чтобы уве­ко­ве­чить мор­скую победу, одер­жан­ную Родо­сом, кото­рый в то вре­мя являл­ся самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде. Таким обра­зом, мы при­хо­дим к выво­ду, что ста­туя Ники была созда­на не позд­нее 288 г. до н. э.

По дан­ным новей­ших архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний уста­нов­ле­но, что ста­туя нахо­ди­лась в нише амфи­те­ат­ра и явля­лась частью алта­ря, сто­я­ла же она на мону­мен­те кораб­ля Демет­рия I Поли­ор­ке­та.

Ста­туя рас­по­ло­же­на на рост­раль­ном пьеде­ста­ле, сде­лан­ном из кус­ка серо­го лар­тос­ско­го мра­мо­ра, фигу­ра боги­ни выпол­не­на так, что созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то бы она спус­ка­ет­ся с небес к победо­нос­но­му флоту. Изва­я­на она была из парос­ско­го мра­мо­ра 3 и сто­я­ла в Свя­ти­ли­ще Вели­ких богов 4 . Изна­чаль­но пра­вая рука Ники была под­ня­та вверх 5 , Ника дер­жа­ла то ли горн (такие изо­бра­же­ния мож­но увидеть на моне­тах), то ли венок.

Нику не сра­зу поста­ви­ли на этот пьеде­стал. Послед­ний был вос­со­здан Шам­пу­азо в 1879 г. на Само­фра­кии из облом­ков мра­мо­ра и толь­ко потом был пере­ве­зён в Париж.

Пра­вое кры­ло — сим­мет­рич­ная гип­со­вая копия ори­ги­наль­но­го лево­го кры­ла. Было обна­ру­же­но мно­же­ство раз­лич­ных фраг­мен­тов этой ста­туи, в част­но­сти в 1950 г. на Само­фра­кии была най­де­на кисть одной из рук Ники, сей­час она нахо­дит­ся в Лув­ре в стек­лян­ной вит­рине сра­зу за поди­у­мом, на кото­ром сто­ит сама ста­туя. Но дру­гие части рук и голо­ву обна­ру­жить не уда­лось.

Читайте также:
Дома, на которых можно путешествовать по миру

Ста­туя демон­стри­ру­ет собой гар­мо­нию и совер­шен­ство фор­мы, уже мно­го лет она вос­хи­ща­ет кри­ти­ков и худож­ни­ков — осо­бен­но впе­чат­ля­ет есте­ствен­ность дви­же­ний фигу­ры, и если взг­ля­нуть на её одеж­ду, созда­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что она дей­ст­ви­тель­но раз­ви­ва­ет­ся и на море дует силь­ный ветер. Вско­ре Ника ста­ла куль­тур­ной ико­ной, к её обра­зу неод­но­крат­но обра­ща­лись худож­ни­ки. Напри­мер, «Дева» Эббот­та Хен­дер­со­на Тай­е­ра (Abbott Handerson Thayer) — доволь­но извест­ная аллю­зия на ста­тую Ники. Когда Филип­по Том­ма­зо Мари­нет­ти (Filippo Tommaso Marinetti) в 1908 г. опуб­ли­ко­вал «Мани­фест футу­риз­ма», он про­ти­во­по­став­лял в нём свое пред­став­ле­ние о дви­же­нии и, как он пола­гал, умер­ший худо­же­ст­вен­ный образ Ники: «…реву­щая маши­на, мотор кото­рой работа­ет как на круп­ной кар­те­чи, — она пре­крас­нее, чем ста­туя Ники Само­фра­кий­ской».

Ника Само­фра­кий­ская — один из самых цен­ных экс­по­на­тов Лув­ра, сей­час она нахо­дит­ся на пово­ро­те лест­ни­цы Дарю, где осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся вдох­но­вен­ность дви­же­ний ста­туи. Хотя, к сожа­ле­нию, у неё отсут­ст­ву­ет ряд важ­ных фраг­мен­тов, руки, голо­ва, мно­гие счи­та­ют, что это толь­ко под­чер­ки­ва­ет сверхъ­есте­ствен­ность ста­туи Ники. Раз­лич­ные вари­ан­ты рекон­струк­ции ста­туи наве­ли уче­ных на мысль о том, что Ника долж­на была быть повер­ну­та на три чет­вер­ти вле­во.

В музе­ях и гале­ре­ях мира мож­но встре­тить мно­же­ство копий ста­туи Ники; одна из самых извест­ных нахо­дит­ся перед кази­но «Цезарь Палас» в Лас-Вега­се. «Дух экс­та­за» — фигур­ка на ради­а­то­ре «Роллс-Рой­сов» — так­же сде­ла­на по обра­зу Ники. В фор­ме Ники был сде­лан и пер­вый кубок мира, разыг­ран­ный Меж­ду­на­род­ной фут­боль­ной ассо­ци­а­ци­ей FIFA в 1930 г., про­ект кото­ро­го был пред­ло­жен Абе­лем Ляф­лё­ром (Abel Lafleur).

Нику Само­фра­кий­скую очень любил архи­тек­тор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), кото­рый ста­вил её реп­ро­дук­ции на кры­шах пост­ро­ен­ных им зда­ний, в чис­ле кото­рых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

2 Мону­мен­таль­ная Лест­ни­ца Дарю была спро­ек­ти­ро­ва­на Экто­ром Лефье­лем (Hector Lefuel) и долж­на была заме­нить ста­рую лест­ни­цу Музея Напо­лео­на, стро­и­лась она меж­ду 1855 и 1857 года­ми в Залах Дарю, назван­ных в честь мини­ст­ра Напо­лео­на III. После паде­ния Вто­рой импе­рии она оста­ва­лась недо­стро­ен­ной; её закон­чи­ли в 1883 спе­ци­аль­но, чтобы поста­вить на ней Нику Само­фра­кий­скую (по мате­ри­а­лам офи­ци­аль­но­го сай­та Лув­ра).

3 Haskell and Penny 1981: 333.

4 Её высота: 3,28 м (вклю­чая кры­лья).

5 О поло­же­нии руки мож­но судить по изги­бу тела Ники.

Ника Самофракийская: История одного из самых ценных шедевров Лувра

Лувр – один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. В этих стенах хранятся самые известные и наиболее дорогостоящие предметы искусства. В коллекции музея хранится и одна из самых удивительных скульптур прошлого — Крылатая Победа Самотраки или Ника Самофракийская.

Создание

Достоверно не известно, кто является автором скульптуры. Исследователи склоняются к версии, что ее создали в промежутке межу 323 г. до н. Э. — 31 г. н.э. Этот период Эллинизма, который славится реалистичными скульптурами героев мифов.

До того, как австрийские археологи нашли руку Ники, историки склонялись к мысли, что в руках Ники держала венок, однако находка показала, что рука была пуста, ладони обращены вверх в знак приветствия. Скорее всего левая рука была в таком же положении.

Читайте также:
Перелет Екатеринбург — Тунис: сколько лететь

Статуя была одной из многих мраморных фигур, которые украшали Святилище Великих Богов, древний храмовый комплекс на острове Самофракия. Этот приморский храм был посвящен тайной религии или тайному культу Великой Матери.

Учитывая как распространенность морских сражений в это время, так и близость к широко используемым морским маршрутам Эгейского моря, в храме было несколько памятников, вдохновленных морем. Они включали выделенные колонны, важные корабли и, конечно же, Крылатую Победу, которая была помещена в скальную нишу (возможно, грот), которая выходила на театр святыни.

Французский дипломат и археолог-любитель Шарль Шампуазо обнаружил Крылатую Победу в апреле 1863 года. Собрав 23 блока, составляющих корабль, он отправил фигуру обратно в Париж, как только нашел ее: в трех частях.

Основание, туловище, ноги и левое крыло в конечном итоге достигли Лувра, где они были собраны в комнате Каритида классических древностей. Музей также добавил гипсовое крыло к скульптуре – дополнение, которое остается и сегодня – но не решило воссоздать голову или руки.

Однако спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагментированную фигуру, археологи из Австрии обнаружили недостающие фрагменты, включая правую руку Найка. К сожалению, руку нельзя было прикрепить к скульптуре, поскольку фигура оставалась безрукой. Тем не менее, его раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергла раннюю теорию о том, что фигура первоначально схватила какой-то объект.

«Было высказано предположение, что Победа держала в правой руке трубу, венок или филе (повязка на голову или ленту, например для связывания волос)», – объясняет Лувр. «Однако у руки, найденной в Самофракии в 1950 году, была открытая ладонь и два вытянутых пальца, что говорит о том, что она ничего не держала и просто подняла руку в знак приветствия».

Сегодня фрагментированную руку можно увидеть наверху лестницы Дару в Лувре, где Крылатая Победа демонстрировалась с 1883 года.

Как и другие эллинистические скульптуры, Крылатая Победа восхищает своей натуралистической анатомией и, следовательно, реалистичным изображением движения.

Сегодня Крылатая Победа Самофракии остается одной из самых знаменитых скульптур на земле. С момента своего дебюта в Лувре в 19 веке он вдохновил бесчисленное количество художников. Сюрреалист Сальвадор Дали непосредственно присвоил эту скульптуру для своего “Double Nike de Samothrace” (1973), а футурист Умберто Боччони использовал культовую позицию фигуры для своих “Unique Forms of Continuity in Space” (1913).

Хотя современные интерпретации, несомненно, отражают своеобразный дух, но никакая другая «Крылатая победа» не может так увлекать зрителей, как это оригинальное сокровище.

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЦЕННЫХ ШЕДЕВРОВ ЛУВРА

Лувр – один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. В этих стенах хранятся самые известные и наиболее дорогостоящие предметы искусства. В коллекции музея хранится и одна из самых удивительных скульптур прошлого — Крылатая Победа Самотраки или Ника Самофракийская.

Читайте также:
Фотографии Армении

Создание

Достоверно не известно, кто является автором скульптуры. Исследователи склоняются к версии, что ее создали в промежутке межу 323 г. до н. Э. — 31 г. н.э. Этот период Эллинизма, который славится реалистичными скульптурами героев мифов.

До того, как австрийские археологи нашли руку Ники, историки склонялись к мысли, что в руках Ники держала венок, однако находка показала, что рука была пуста, ладони обращены вверх в знак приветствия. Скорее всего левая рука была в таком же положении.

Статуя была одной из многих мраморных фигур, которые украшали Святилище Великих Богов, древний храмовый комплекс на острове Самофракия. Этот приморский храм был посвящен тайной религии или тайному культу Великой Матери.

Они включали выделенные колонны, важные корабли и, конечно же, Крылатую Победу, которая была помещена в скальную нишу (возможно, грот), которая выходила на театр святыни.

Французский дипломат и археолог-любитель Шарль Шампуазо обнаружил Крылатую Победу в апреле 1863 года. Собрав 23 блока, составляющих корабль, он отправил фигуру обратно в Париж, как только нашел ее: в трех частях.

Основание, туловище, ноги и левое крыло в конечном итоге достигли Лувра, где они были собраны в комнате Каритида классических древностей. Музей также добавил гипсовое крыло к скульптуре – дополнение, которое остается и сегодня – но не решило воссоздать голову или руки.

Однако спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагментированную фигуру, археологи из Австрии обнаружили недостающие фрагменты, включая правую руку Найка. К сожалению, руку нельзя было прикрепить к скульптуре, поскольку фигура оставалась безрукой. Тем не менее, его раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергла раннюю теорию о том, что фигура первоначально схватила какой-то объект.

«Было высказано предположение, что Победа держала в правой руке трубу, венок или филе (повязка на голову или ленту, например для связывания волос)», – объясняет Лувр. «Однако у руки, найденной в Самофракии в 1950 году, была открытая ладонь и два вытянутых пальца, что говорит о том, что она ничего не держала и просто подняла руку в знак приветствия».

Сегодня фрагментированную руку можно увидеть наверху лестницы Дару в Лувре, где Крылатая Победа демонстрировалась с 1883 года.

Как и другие эллинистические скульптуры, Крылатая Победа восхищает своей натуралистической анатомией и, следовательно, реалистичным изображением движения.

Сегодня Крылатая Победа Самофракии остается одной из самых знаменитых скульптур на земле. С момента своего дебюта в Лувре в 19 веке он вдохновил бесчисленное количество художников. Сюрреалист Сальвадор Дали непосредственно присвоил эту скульптуру для своего “Double Nike de Samothrace” (1973), а футурист Умберто Боччони использовал культовую позицию фигуры для своих “Unique Forms of Continuity in Space” (1913).

Хотя современные интерпретации, несомненно, отражают своеобразный дух, но никакая другая «Крылатая победа» не может так увлекать зрителей, как это оригинальное сокровище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: