Миграционная политика России: какой она должна быть?

Новая концепция регулирования миграции в России

Член-корреспондент РАН, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем Сергей Рязанцев — о новой концепции миграционной политики РФ.

Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Последняя концепция регулирования миграционных процессов была принята еще в 2003 г. и явно не соответствовала времени и потребностям страны. В связи с этим несколько лет назад Федеральная миграционная служба России начала разработку проекта новой концепции миграционной политики страны. Ее вариант был вынесен на обсуждение широкой общественности в 2010-2012 гг. Наконец, 13 июня 2012 г. Президент В.В.Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Насколько новая концепция соответствует демографической ситуации, социально-экономическому развитию страны, практике регулирования миграционных процессов?

Первое. Нужно признать, что новая концепция содержит довольно много прорывных идей, которые помогут России регулировать миграцию в своих национальных интересах. Впервые миграция рассматривается не только как угроза для страны, но и как ресурс для ее развития. Государство признало, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» (пункт 7, раздел II). С приведенными в концепции формулировками трудно не согласиться; хочется верить, что они будут способствовать реальным изменениям в миграционной политике.

Второе. К сожалению, цель миграционной политики России в новой концепции сформулирована недостаточно четко (пункт 21, раздел III). Не может быть целью миграционной политики страны «обеспечение национальной безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения России» (скорее, это может быть целью Концепции национальной безопасности или Концепции социального развития); «стабилизация и увеличение численности постоянного населения» (это в большей степени цель Концепции демографической политики); «содействие обеспечению потребности экономики России в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности его отраслей» (это цель Концепции экономического развития). На мой взгляд, цель миграционной политики должна быть сформулирована более конкретно: «стимулирование внутренней миграции; сокращение эмиграционного оттока населения из России и стимулирование притока нужных для страны категорий иммигрантов на постоянное место жительства, работу и учебу в необходимых параметрах».

Третье. Впервые государство четко заявляет о необходимости развития внутренней миграционной подвижности российского населения: «Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами» (пункт 10, раздел II). Концепция предлагает целый блок направлений, которые позволят стимулировать внутренние миграции. Весьма ценно, что они носят характер снятия административных барьеров по регистрации и оформлению работников, предусматривают экономические инструменты стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья.

Парадоксально, но на фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения, т.е. никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения. В России более 6,3 млн официальных безработных из числа российских граждан, множество молодых людей, пенсионеров и инвалидов, готовых работать в экономике, но при этом не имеющих такой возможности. При этом в Россию было привлечено только на легальной основе 2,5 млн трудовых иммигрантов, оценки незаконной занятости иностранных работников в России самой концепцией определяются в 3-5 млн человек (пункт 12, раздел II).

В настоящее время потоки внутренней миграции кардинально поменяли направление. Главным трендом внутренней миграции стали потоки россиян из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию). Массовый отток российского населения связан с отсутствием программ развития транспортной, жилищной, социальной инфраструктуры в этих районах, заброшенностью небольших городов и сельской местности, натурализацией хозяйства.

Четвертое. Впервые концепция миграционной политики поднимает вопрос интеграции мигрантов в российское общество. В частности, в пункте 17 раздела III признается, что «важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов…». Это вопрос для страны не просто актуален, он становится ключевым с точки зрения безопасности. Привлечение иммигрантов — это только половина дела, вторая часть вопроса — как их интегрировать в социальную и культурную среду, как ликвидировать культурную дистанцию и снизить напряженность в отношениях между местным населением и иммигрантами.

Исследования показывают, что на фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения страны серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов. Основной приток иммигрантов на постоянное место жительства в Россию происходит преимущественно из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. На протяжении 1990-х гг. это была «возвратная миграция» русских и представителей народов России, которые возвращались из бывших республик Закавказья и Средней Азии. Однако за последние годы существенно изменился этнический, образовательный, социальный состав иммигрантов из СНГ. Сокращается доля русских в потоке иммигрантов: в 1995 г. на них приходилось 74%, а в 2007 г. — лишь около 60%.

Читайте также:
Фотографии Лагеря Артек

В потоках трудовой иммиграции преобладают выходцы из Центральной Азии, которые плохо владеют русским языком — даже для объяснения на элементарном уровне целей своего приезда в страну. Снижается уровень образования мигрантов, в трудовую миграцию в странах Центральной Азии все более активно вовлекаются сельские жители и социально незащищенные слои населения. В странах происхождения в трудовую миграцию вовлекаются совсем молодые люди, которые имеют только незаконченное или среднее образование, не имеющие опыта жизни в больших городах, элементарных навыков пребывания в городской среде, культуры поведения в обществе. Их низкий уровень культуры провоцирует негативное отношение к ним со стороны местных жителей.

Инфраструктура интеграции иммигрантов в стране пока практически не развита. В отличие от других стран мира, Россия не имеет в достаточном количестве курсов русского языка, культурно-адаптационных центров, консультационных пунктов, клубов по месту жительства мигрантов и пр.

Пятое. В новой концепции справедливо уделяется внимание учебной иммиграции в Россию. В частности признается, что «слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Образовательная (учебная) миграция — источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан» (пункт 16 раздела III). Документ развивает абсолютно необходимую идею привлечения иностранных студентов в страну, тем более, что в условиях сокращения численности абитуриентов российские университеты уже в ближайшие годы столкнутся с проблемами набора студентов.

Образовательная иммиграция — это один из самых желательных миграционных потоков для страны. Он имеет экономические, геополитические и социально-демографические эффекты. К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, численности высококвалифицированных специалистов, развитие национальной системы образования. При всей значимости учебной миграции в настоящее время пока предпринимаются недостаточные шаги по продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках, не ликвидированы препятствия с точки зрения трудового и миграционного законодательств. До сих пор иностранным студентам официально не разрешается работать в России за пределами своего вуза. Это автоматически выталкивает их в неформальный сегмент рынка труда. Существует много проблем с безопасностью, жилищными условиями.

Шестое. Новая концепция декларирует необходимость «создания условий и стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов… для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства» (пункт 24, раздел III). В 2008 г. власти 71 субъекта РФ представили информацию о разработке (доработке) проектов региональных программ переселения. Есть мнение, что программа потерпела крах. Тем не менее, в 2007-2009 гг. в рамках государственной программы в Россию переселились около 9 тыс. человек и еще около 27 тыс. находятся на различных стадиях переселения. Это, конечно, не те масштабы, которые ожидались, но это важный поток мигрантов для России.

Государственная программа заканчивается в 2012 г. Однако прекращать ее нельзя, она жизненно необходима не только России, но и людям, которые все еще хотят вернуться. До сих пор это единственная организованная программа переселения, которая имеет государственное финансирование. Она обеспечила небольшой миграционный прирост, но имела важное политическое значение — Россия стала принимать своих соотечественников (большинство из них русские и представители народов России), которые в советское время, после окончания вузов ехали по направлению государства («распределению») на работу в национальные республики, ставшие независимыми государствами.

Седьмое. Впервые в государственном документе подобного уровня заявлена необходимость привлекать инвесторов и предпринимателей с целью обретения ими постоянного места жительства в РФ. В частности, в концепции записано, что необходимо «создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов» (пункт 24, раздел III). Это предложение — революционно! Еще никогда в России власти не заявляли о возможности предоставления вида на жительства или гражданства при условии инвестирования средств в национальную экономику. К сожалению, это тоже пока только декларация, хотя и очень правильная. Дело за малым — наладить инвестиционный климат, снизить налоги и конечно, отработать миграционные инструменты предоставления вида на жительство и гражданства иностранцам, готовым инвестировать средства в экономику страны.

Рассчитывать на массовый приток бизнесменов из Западной Европы, США, Японии не приходится, но очевидно, что этот канал может быть привлекательным для граждан СНГ, Китая, Вьетнама. Особое значение этот направление миграционной политики имеет для развития Дальнего Востока и Сибири. Новая концепция миграционной политики завершается пунктом 32 раздела VII, который дословно звучит так: «По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока». Может быть, и можно, только необходимы радикальные меры.

Восьмое. Новая концепция уделяет много внимания трудовой иммиграции в Россию. При этом в документе признается, что «система привлечения временных трудовых мигрантов и определение потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании» (пункт 14, раздел II). В пункте 24б раздела III приводится целый комплекс мер совершенствования миграционной политики по этому направлению. Все они нужны и важны. Трудовая иммиграция в Россию необходима, однако остаются вопросы. Например, почему с точки зрения значимости эта задача более приоритетна, чем работа с внутренними мигрантами? Каким образом будут рассчитываться потребности в иностранной рабочей силе? В каких регионах и отраслях необходимы трудовые мигранты?

Следует отметить прогресс российского законодательства в области регулирования трудовой иммиграции. В частности, 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые дали определенные преференции высококвалифицированным специалистам. Власти декларировали также, что намерены минимизировать контакты профессионалов и их работодателей с ФМС. Это изменение соответствует заявленному в новой концепции положению (пункт 8, раздел III концепции). Однако оно работает только для крупных компаний, но не для университетов и научных институтов. Прежде всего, требуется кардинальное изменение отношения государства к финансированию науки.

Читайте также:
Ресторан Seven Seas на пароме Princess Anastasia

1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые ввели правовую основу для легализации трудовых мигрантов, работающих у частных лиц. Эта мера стала революционной, поскольку по данным на начало 2012 г. вывела «на свет» около 1 млн иностранных граждан, ранее работавших незаконно в частных домохозяйствах. Доля иностранных трудовых мигрантов среди занятого населения на российском рынке труда оставалась относительно небольшой — всего 3-4%. Однако в некоторых отраслях эта доля была более заметной (например, в строительстве она достигла почти 20%). Иностранные трудовые мигранты по территории России распределяются неравномерно. Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России по-прежнему существует значительный разрыв. Российское государство сейчас скорее фиксирует трудовую иммиграцию, чем управляет ею. В итоге, в России сформировался теневой рынок с фирмами-перекупщиками квот на иностранную рабочую силу. Квота у посреднических фирм стоит 25-30 тыс. рублей, вместо 2 тыс. рублей официальной государственной пошлины.

В новой концепции миграционной политики декларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Между тем, вопрос, сколько временных трудовых мигрантов, каких профессий и из каких стран необходимо привлекать, принципиален. В концепции следовало бы четко прописать сдержанную позицию в отношении приема иностранных трудовых мигрантов на основе прозрачной системы квотирования, когда квоты будут закреплены за конкретными работодателями, без права их перепродажи.

Девятое. К сожалению, в новой концепции слабо отражены проблемы миграционной статистики в России и пути их решения. В пункте 26в раздела V скромно сообщается, что нужно «развивать систему статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований….». На мой взгляд, адекватный учет миграции в России сейчас практически отсутствует. Прежде всего, информация о миграции носит разобщенный характер. Росстат фиксирует миграцию на постоянное место жительства российских граждан, а ФМС — временную трудовую миграцию иностранных граждан и численность иностранцев, получивших российское гражданство и т.д. Прежде всего, нужно создать единую информационную систему учета миграции. Для ее разработки необходимо создать рабочую группу в составе сотрудников заинтересованных ведомств (прежде всего, ФМС, Росстата, МВД, Пограничной службы, Минобрнауки) и ученых в области миграции.

Десятое. Ключевой проблемой для России становится эмиграция. В новой концепции, к сожалению, эта проблема вообще не рассматривается, только сообщается одним предложением в пункте 9 раздела II, что «продолжается эмиграционный отток из страны». Эмигранты также упоминаются только вскользь, в контексте возвратной миграции. Конечно, важно привлекать в Россию иммигрантов, но нельзя ничего не делать с эмиграционным оттоком. Начиная с 1989 г., из России в страны дальнего зарубежья выехало более 1,2 млн человек. Очевидно, что многие россияне не уведомляли государственные службы относительно своего трудоустройства за рубежом, но при этом работали легально. Эмиграция из России в страны дальнего (старого) зарубежья носит характер утечки умов: каждый пятый эмигрант имеет высшее образование.

Эмиграционный потенциал среди ученых и высококвалифицированных специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др.

Принятие новой концепции миграционной политики можно считать, безусловно, прогрессивным шагом для России. Главное достижение документа — его идеологическая направленность: «миграция как ресурс развития страны». Наряду с традиционными направлениями впервые поставлены на уровень государственного понимания совершенно новые проблемы, которые миграционная политика России ранее просто не замечала. Прежде всего, это адаптация и интеграция иммигрантов, миграция инвесторов и предпринимателей, образовательная иммиграция. Конечно, концепция миграционной политики является принципиально новым для России документом по своему масштабу и значимости. Вместе с тем, остаются противоречия между концепцией и практикой регулирования миграционных процессов; властям и обществу предстоит еще много работы в этом направлении.

Званые гости

Глава государства указал своей администрации организовать работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ на основе предложений рабочей группы. Доклад нужно подготовить до марта следующего года. Президент также поручил скорректировать план мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы.

Сейчас миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в перечне поручений. Иностранные рабочие часто стремятся обойти сложности и уходят “в тень” либо оформляют гражданство РФ или статус временно и постоянно проживающих. А люди, способные стать полноправными членами российского общества, бывает, сталкиваются с неоправданными трудностями.

Основные направления реформы – создание благоприятных условий переселения в РФ и получения, при желании, гражданства тем, кто знает русский язык и близок нам по ментальности; формирование понятных миграционных правил; повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет широкого внедрения современных информтехнологий.

Читайте также:
Прамбанан, Индонезия — подробная информация с фото

Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на гражданство РФ. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство, предоставляемое по квотам, исключается. Этот институт себя изжил, говорится в документе. Основные требования для вида на жительство: регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ, соблюдение законодательства России, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка. Срок действия вида на жительство не ограничивается.

Предлагается три вида порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Общий применяется “по умолчанию” ко всем иностранцам и лицам без гражданства. Упрощенный порядок применяется, в частности, к тем, кто прибыл из стран, близких России в социокультурном отношении, к людям в уязвимом положении и так далее. Оба вида требуют знания русского языка и отсутствия социально-конфликтных ситуаций во время проживания в нашей стране. Не будет упрощенного предоставления гражданства по “экономическим” критериям. Такие люди смогут получить статус “долгосрочное пребывание” или “постоянное проживание”. Особо ценные для РФ иностранцы могут получить российский паспорт в особом порядке. Решение по ним принимает глава государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при президенте, она же будет рассматривать материалы об отмене решений о приеме в гражданство.

Определяется понятие режима долгосрочного пребывания – более 90 дней в году с любыми законными целями, включая работу и учебу, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства РФ. Также предусмотрена возможность выноса части миграционных процедур за пределы страны, включая проверки на наличие оснований, препятствующих въезду, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний. Планируется ввести институт “соглашения о лояльности”: иностранцы принимают обязательства, нарушение которых может повлечь утрату права на нахождение в РФ. Предлагается ввести особый миграционный статус “контролируемое пребывание” – для иностранцев, оказавшихся в нестандартных ситуациях, потенциально нежелательных, представляющих угрозу для России. Следует предусмотреть и возможность запрета на въезд в отношении категорий иностранных граждан (например, при эпидемиях), обеспечить медосвидетельствование на предмет опасных заболеваний длительно пребывающих на территории РФ иностранцев, создать механизмы контроля состояния здоровья до въезда, выработать эффективные алгоритмы действий в отношении тех, у кого есть опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции). Кроме того, в предложениях говорится о создании цифрового профиля иностранного гражданина.

Эксперт объяснил, какая миграционная политика нужна России

8 марта 2020 12:40

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие годы. Он раскритиковал существующую ситуацию и предложил реформировать институт гражданства России. Главной целью называется «формирование отвечающей интересам страны миграционной ситуации». Что это такое? И как нам получить от притока новых граждан больше плюсов, чем минусов? Об этом «КП» рассказал Александр Щербаков, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС.

– Александр Иванович, что такое «миграционная политика, отвечающая нашим государственным интересам»?

– В общем и целом позитивная миграционная политика если уж и должна обеспечивать приток мигрантов, то только высокой квалификации и совместимых по своей культуре с коренным населением России. Это в первую очередь соотечественники, которые находятся за рубежом. Второй важный момент – нельзя допускать попадания на рынок труда неквалифицированных специалистов. Это приводит лишь к тому, что на внутреннем рынке снижается стоимость труда.

– Получается, у нас сейчас все ровно наоборот.

– Это связано с тем, что мы не можем привлечь квалифицированных сотрудников. У нас для этого недостаточно высокие зарплаты. В борьбе за человеческий капитал мы не можем составить достойную конкуренцию другим странам, где оплата труда гораздо выше.

– А как мы можем создать более конкурентные условия?

– Ключик лежит в том, что нужно повышать уровень зарплат. Тогда высококвалифицированные работники потянутся и на наш рынок труда.

– Зарплаты мы пока повысить явно не сможем. Получится ли привлечь часть людей за счет дебюрократизации?

– Мне кажется, да. Есть много экспертных оценок на этот счет. Люди, которые являются соотечественниками, испытывают трудности для получения гражданства России. Зачастую им это не удается сделать по формальным, я бы даже сказал бюрократическим причинам. При этом другие категории мигрантов наше гражданство получают. Мне кажется, в этом отношении законодательство нужно пересмотреть. Дебюрократизировать его в пользу соотечественников и тех специалистов, которые являются высококвалифицированными и полезными для экономики страны.

– Как миграционный вопрос решают в других странах? Есть ощущение, что развитые государства «пылесосят» глобальный рынок труда и забирают себе лучших.

– Одной явной тенденции нет. Во многих развитых странах, наоборот, не очень и борятся за мигрантов. Ставят различные препоны для их присутствия на внутреннем рынке. Например, в Западной Европе с этим очень сложно. Нужно целый ряд условий выполнить. И наказание за нелегальную миграцию очень жесткое. В то же время есть многие страны, которые хотят развиваться за счет чужого человеческого капитала (то есть жителей других стран). Но они ставят условия для трудовой миграции в свою страну. И главным из них, как правило, является высокая квалификация человека, так или иначе подтвержденная.

Читайте также:
Кухня Канады — подробная информация

– Какие страны можно было бы взять в пример и скопировать их успешные практики?

– Здесь требуется смешение наиболее интересных подходов. Во-первых, раньше активно привечала миграцию, особенно политическую, Швейцария. Но сейчас она сильно ужесточила правила. Стоило бы разобраться, почему они ввели более строгие законы в отношении трудовой миграции. Во-вторых, стоит посмотреть опыт тех же США. Как они отбирают для себя мигрантов. И сделать выводы для нашей страны.

– В целом для развития нашей экономики нужно ли нам увеличивать число мигрантов? Или лучше гнаться за качеством, а не за количеством?

– Однозначно за качеством. Если мы продолжим существующие подходы, то можем получить еще большее отставание нашей экономики. Она и сейчас не блещет успехами. У нас низкая эффективность труда. Если мы не будем более придирчивыми в отборе привлекаемого человеческого капитала, то получим еще большую деградацию нашей экономики.

СПРАВКА «КП»

В конце 2018 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы. Основные постулаты – Россия должна стать открытой для всех, кто хочет жить и работать в нашей стране. Получение гражданства следует упростить. Но в приоритете должны быть соотечественники, близкие по культурному коду коренным жителям России.

Примечательно, что результаты изменения миграционной политики стали видны почти сразу. По данным МВД, российское гражданство в 2019 году получили почти полмиллиона человек. Это почти в два раза больше, чем в 2018 году. И в два с половиной раза больше среднегодового показателя за последние 10 лет. Рост во многом связан с тем, что получение гражданства упростили для жителей ДНР и ЛНР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин провозгласил миграционную революцию

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие шесть пять лет, в которых предполагается принципиально реформировать работу и миграционных режимов, и института гражданства России. (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 22.03.2021 2021-03-22

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Трухачева, Л. М. Стратегические направления совершенствования миграционной политики в России / Л. М. Трухачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79396/ (дата обращения: 31.01.2022).

В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.

Ключевые слова: миграционная политика, процесс, стратегическая часть, сфера миграции, направление.

Сегодня является актуальным и справедливым утверждение, что государствам не избежать миграционных процессов, они все равно будут иметь место, и лучшим для любой страны является воздействие на миграцию по тем направлениям, которые соответствуют нормам соблюдения прав человека и дают наилучшие результаты с точки зрения социальных и экономических условий, как для мигрантов, так и для общества принимающей страны.

Современное восприятие миграции в значительной степени обусловлено рядом факторов. Среди основных из них следует обратить внимание на следующие: повышение роли государства в управлении тенденциями в сфере миграции; усиление взаимозависимости между миграцией и развитием национальной экономики страны и попытками мобилизовать человеческий и финансовый капитал диаспоры в целях развития; борьба с незаконной миграцией, которая вызывает серьезную обеспокоенность российского общества.

Анализ опыта реализации миграционной политики свидетельствует о том факте, что управление легальной миграцией и борьба с ее нелегальными формами является важной задачей. Стратегия его решения предусматривает реализацию комплекса мероприятий, который направлен на интеграцию иностранцев в общественной жизни, и основывается на признании того, что интеграционные процессы осуществляются во встречных направлениях. Ядром этой стратегии долгие годы было убеждение, что многие миграционные проблемы должны решаться путем последовательных шагов в различных областях, в частности, таких, как экономика, предоставление политического убежища, ликвидация различий в правовых режимах различных групп населения или репатриация [1]. В настоящее время такой путь более не приемлем, а стратегия миграционной политики в России должна быть единой и долговременной.

Как указывает К. Г. Кислая, многие положения в миграционной политике устарели [1] и поэтому она нуждается в реформации, о чем в марте 2020 года говорил Владимир Путин [2]. В частности было предложено улучшение институтов постоянного проживания и гражданства РФ, усовершенствование системы управления трудовой миграции, улучшение системы безопасности и правопорядка в миграционной сфере, информатизация и др.

С целью эффективного использования потенциала и усиления эффективности концепции управления миграционными процессами, представляется целесообразным формирование стратегии государственной миграционной политики, основой которой являются современные тенденции развития миграционных процессов.

Анализ тенденций современной миграции позволил сформулировать основные задачи регулирования миграционных процессов:

 сокращение масштабов нелегальной трудовой миграции населения;

Читайте также:
Калининская линия. Метро Москвы Как С Добром Добраться!

 обеспечение социальной защищенности российских работников за рубежом;

 обеспечение возвратности внешних трудовых поездок;

 недопущение нелегальной миграции (прежде всего транзита нелегальных мигрантов из стран третьего мира через территорию РФ) [3].

Безусловно, регулирования миграционных процессов должно осуществляться системно, то есть в соответствии с заранее принятой стратегией — документа, который закрепляет перечень долгосрочных действий.

Данные положения обуславливают необходимость формирования концепции стратегии миграционной политики (рис. 1).

Рис. 1. Концепция стратегии миграционной политики

Разработка стратегии осуществляется поэтапно, каждый из которых по-своему является важным, а потому требует создания предпосылок для его успешного прохождения [4].

Реализуя эти планы, возможно получить в итоге результативное государственное управление миграционными процессами, стабильное развитие страны в демографическом и социально-экономическом плане; укрепления национальной безопасности; избежать неконтролируемых миграционных процессов, а также защиту граждан России, находящихся за рубежом в социальном и правовом плане.

Данный процесс должен быть основан на следующих принципах:

 принцип сбалансированности интересов всех субъектов государственной политики;

 принцип интеграции в законодательной сфере:

 принцип концептуального подхода формирования государственных, региональных программ развития, обеспечения скоординированной деятельности власти, общества [1].

В основном прерогатива управления в сфере миграции осуществляется правительством. Однако это должно сочетаться с партнерством, в котором задействован широкий круг других участников. На общем уровне это включает самих мигрантов и социальных партнеров — работодателей, профсоюзы, организации мигрантов.

Анализ европейского опыта позволяет утверждать, что основной причиной просчетов в миграционной политике было отсутствие настоящей координации между участниками в процессе разработки миграционной стратегии.

Как следствие этого, проблемы часто рассматривались в отрыве от контекста и без учета мнения всех заинтересованных сторон, что приводило, в свою очередь, к нежелательным побочным последствиям при осуществлении конкретных политических мер [5].

Следует обратить внимание на характеристику основных вызовов и угроз, стоящих перед Россией, адекватные ответы на возможные в условиях усиления регулирования миграционных процессов в стране.

Стратегическая часть определяет ключевые стратегические цели, основные стратегические приоритеты, определяет направления, механизмы и возможные варианты решения проблемы, содержит формулировки ключевых мероприятий по практическому внедрению стратегии. Стратегия должна основываться на том, что Россия является страной с постоянным перемещением населения.

Среди основных стратегических направлений следует отметить следующие:

 противодействие нелегальной миграции (как нелегальной эмиграции российских граждан, так и нелегальной иммиграции граждан других стран);

 обеспечение социальной защищенности российских граждан в странах — реципиентах;

 смягчение действия факторов, которые стимулируют выезд на работу за границу;

 активная иммиграционная политика [6].

В процессе изменения социально-экономической, политической ситуации в стране (мире) и учитывая результативность проводимых мероприятий, в разработанную стратегию вносят коррективы (в том числе по ее целям или механизмам реализации), направленные на устранение новых вызовов и обеспечение максимального использования имеющихся возможностей.

Стоит отметить, что стратегия должна стать основополагающим документом при разработке и реализации программ по отдельным направлениям миграционной политики и социально-экономического развития страны. Результатом реализации стратегии должно стать утверждение в России стратегической миграционной модели, направленной на экономическое и социальное развитие страны, повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны, ее человеческих ресурсов и т. д. Реализация стратегии создаст возможности для успешного продвижения России по пути развития экономики и общества, основанных на соблюдении интересов мигрантов.

Особенности миграционной политики России

Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации

Проблемы миграции населения для России стали особо актуальны после распада Советского Союза и начала рыночных реформ. Миграционные процессы стали более масштабными, приобрели острый характер, изменились направления миграционных потоков. Современная миграционная политика РФ направлена на решение нескольких острейших проблем.

Во-первых, не соответствие размеров страны, количеству населения. При средней плотности 8 чел/на км. кв. Россия превосходит только некоторые страны, расположенные в пустынных районах Африки.

Во вторых, депопуляция населения страны. Ежегодно население РФ в следствии естественной убыли сокращается на 500-700 тыс. человек

В-третьих, крайне не равномерное размещение населения. Основная масса населения размещена в центральных и южных районах страны, именно туда и направлен основной миграционный поток, а Сибирь и Дальний Восток имеют плотность 1 и менее человек на кв.км и миграционный прирост в них отрицательный.

В-четвертых, недостаток трудовых ресурсов в стране. Кроме того население «стареет». Въезжающие в страну мигранты это трудоспособные люди.

В-пятых, неконтролируемая внутренняя миграция. В большинстве областей миграция в последние годы не компенсирует естественную убыль; рост населения был отмечен лишь в нескольких регионах

Для анализа особенностей направленности миграционной политики в России, необходимо более подробно рассмотреть демографическую ситуацию в нашей стране в последние годы. В таблицы 2.1 приведена численность население некоторых стран и регионов мира в 20 веке и несколько вариантов прогнозов на 21 век.

Таблица 2. Численность населения развитых стран по прогнозам ООН (млн. человек)

Варианты прогноза ООН на 2050 г

Как, показывают данные таблицы, население России в середине 21 века может, опуститься до уровня середины 20 века, а по пессимистичным прогнозам опустится еще ниже. Таким образом, все развитые страны стоят перед той же альтернативой, что и Россия: смириться с сокращением своего населения или согласиться на прием большого количества мигрантов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нашу страну ждет сокращение население, а как следствие дефицит рабочих «рук», целые регионы России могут обезлюдить, а российское «село» перестанет существовать. Хотя бы отчасти решить проблему позволить переселение населения на территорию нашей страны из других стран. На рис. 2.1. показана динамика миграционного прироста в РФ с 1990 по 2009 гг. В настоящее время и ближайшее будущее компенсация естественной убыли населения за счет миграции для нашей страны так же актуально, как и раньше, поэтому основной приоритет миграционной политики РФ это привлечение мигрантов из зарубежных стран.

Читайте также:
Азербайджан - zagran-info.ru

Рисунок 2.1 Динамика миграционного прироста в РФ

Согласно утвержденной президентом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, замещающая миграция в период 2007-2015 гг. призвана в полном объеме восполнять естественную убыль, а в 2016-2025 гг. способствовать росту численности населения России.

Рассмотрим возрастной состав мигрантов (рисунок 2.2)

Среди прибывших в Россию в 2006 году преобладало трудоспособное население (особенно высока численность мигрантов в возрасте от 20 до 49 лет), т.е. это молодые, активные, трудоспособные граждане.

Наибольшее давление миграции испытывают Северная Осетия (коэффициент нагрузки 682 беженца на 10 тыс. жителей), Ставропольский край (159), Оренбургская область (163), а также все области Центрально-Черноземного и Поволжского (кроме Калмыкии) регионов, ряд областей Центра.

Миграционная политика – сложное комплексное направление, которая должна учитывать не только потребности регионов в населении и трудовых ресурсах, но и социально-экономические показатели регионов.

Рисунок 2.2 Распределение мигрантов прибывших в РФ по возрасту в 2009 г

Динамика миграционных процессов внутри России сложная и неоднозначная. Одной из важных тенденций, связанных с изменениями в размещением населения в постсоветской России нужно отметить резкое снижение объемов миграционных потоков – с 5,5 млн. человек в 1989 году до 2,2 млн. человек в 2005 году, – то есть в 2,5 раза. В определенной степени этот процесс закономерен и предопределен прекращением полуорганизованной миграции – на “стройки века”, послевузовского и внутриотраслевого перераспределения. Однако, в новых условиях, на фоне отрицательного естественного прироста, даже минимальный отток из слабонаселенных районов РФ оказывает огромное значение на экономическое состояние региона и России в целом.

Рассмотрим миграционный прирост по регионам РФ в период с 2007-2009 гг. (Рисунок 2.4). Максимальный прирост отмечался только в наиболее экономически стабильном Центральном ФО, так же не значительный прирост отмечен в Северо-Западном ФО, по уровню экономического развития не уступающему Центральному ФО. Во всех остальных районах наблюдается превышение числа убывших над числом прибывших. И особенно заметно это в Сибирском, Дальневосточном и Поволжском ФО.

Рисунок 2.2 Миграционный прирост по субъектам РФ

Подобное явление бесспорно негативное, которое является следствием отсутствия продуманной миграционной политики. В первую очередь миграционные потоки направлены, отнюдь не в те регионы, которые остро нуждаются в мигрантах. Особенно отчетливо эта диспропорция в размещении мигрантов в РФ видна при сравнении миграционного прироста Российских федеральных округов и некоторых стран мира (приложение 3).

Россия в целом характеризуются положительным миграционным приростом, сравнимым со многими развитыми странами мира, однако по регионам РФ этот показатель распределен крайне не равномерно. Если Центральный и Северо-Западный округ отличаются высокими показателями миграционного прироста, то Дальневосточный, напротив одним из самых худших в мире.

Во внутренней миграции отрицательный миграционный прирост со всеми округами, кроме Дальневосточного, имеет Сибирский округ. Он в 2002 году потерял столько же, сколько Дальний Восток. Здесь тоже имеет место дальневосточный вариант – самые большие миграционные потери в обмене с Центром. В европейской России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе с Чечней. Есть и островки очень сильной миграционной непривлекательности, находящиеся вне описанных выше ареалов (Севера и Кавказа) – это самые чахлые, дефицитные и безденежные периферийные российские регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.

Осознание проблемы российскими властными органами – важный этап ее проблемы.

Для реализации миграционной политики созданы и функционируют Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года». Последняя, содержит раздел «Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения» и основные задачи в данной сфере. При всей их лаконичности, в Концепции демографического развития, на мой взгляд, верно выделены приоритеты в сфере миграции.

У России гораздо больше причин, чем у любой другой страны, устанавливать «особые взаимоотношения» с другими странами, прежде всего — с постсоветскими. В ближайшем будущем за мигрантов будет вестись серьезная борьба между Россией и странами СНГ, т.к. именно русскоязычное население составляет технический и образовательный «костяк» во многих республика бывшего СССР. Мигранты, долгое время живущие в России, образуют значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал. Очень важно также, что благодаря культурной близости или совместному историческому прошлому они готовы интегрироваться в российское общество и, как показывает исследование, уже в значительной мере в него интегрированы.

Существует мнение, что регионы Сибири и Дальнего Востока можно вновь начать заселять россиянами, перенаправив миграционные потоки в обратном направлении (с запада на восток). Однако, встает проблема нехватки демографических ресурсов. Российская деревня, которая на протяжении более чем столетия питала окраины, находится в глубокой демографическом кризисе. Во многих областях на 1 родившегося сельского жителя приходится 3 умерших. В России практически нет перенаселенных и трудоизбыточных регионов, и ситуация со временем будет только ухудшаться. Единственный выход привлечение международных мигрантов.

Читайте также:
Погода в Тайланде в марте 2022 температура воды и воздуха. Отдых в Тайланде весной

Миграционные процессы в Российской Федерации имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-экономическую и политическую обстановку в стране:

  • · позитивное – миграция призвана смягчить демографический кризис (а это реальная угроза национальной безопасности) и компенсировать естественную убыль населения страны, обеспечить более активное перераспределение населения и трудовых ресурсов в условиях оживления экономики и неизбежных при этом территориальных и отраслевых диспропорциях.
  • · негативное – нарастают потоки незаконной иммиграции (в том числе трудовой), происходит избыточная концентрация иммигрантов в ряде регионов страны, сопутствующий этому явлению неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной ситуации и т. п.

Таким образом, на современной этапе возникают 2 главных приоритета миграционной политики России, что по актуальности и остроте на современном этапе в равной степени стоят проблемы:

  • -необходимость поддержания и увеличения численности населения и контроль за вынужденной и незаконной (в том числе – трудовой) миграции;
  • -регулирование размещения населения и внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации;

Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

Читайте также:
Болгария в январе: отдых, туры и погода

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

– разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

– создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

– разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2020 годы) планируется:

– принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

– оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Какой должна быть миграционная политика России?

Не повторится ли то, что происходит в США, в нашей стране?

«…И ныне что скажем мы, Господи, имея все сие? Мы преступили повеления Твои, которые Ты дал рукою рабов Твоих, пророков, говоря: земля, в которую вы входите, чтобы наследовать ее, осквернена сквернами иноплеменных земли, и они наполнили ее нечистотами своими. И теперь не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними во все время, чтоб укрепиться вам и вкушать блага сей земли и оставить ее в наследие детям вашим навек» (2 Ездры 8: 79-82).

Важным условием для выживания любого человека или вида, является его способность адаптироваться к изменчивому состоянию окружающей среды. Если стало холодно – искать место потеплее, нечего есть – учись откладывать про запас и т.д. Вариантов решения подобных вызовов – масса. И там, где наш мозг не может найти выход из сложившейся ситуации, включается либо наш личный опыт, либо опыт, который тебе смогли передать твои соседи или наставники. Все эти качества: адаптация и извлечение уроков из пройденных ошибок – являются признаком интеллекта.

При этом, как свидетельствует народная мудрость, признаком подлинного ума является способность делать выводы из чужих ошибок, а не своих. Такого человека можно не только назвать очень наблюдательным, но и образцово умным.

К сожалению, с возрастом, гибкость ума значительно слабеет. Пожилому человеку сложно адаптироваться к переменам в обществе и уж тем более сложнее подвергать критическому осмыслению свои или чужие ошибки. Такой человек, как правило, обладает мощным багажом знаний и мудростью прожитых лет. Ему уже не требуется гибкий ум, потому что в его жизни почти все ситуации, с которыми он может столкнуться, уже распределены по неким приобретённым навыкам или шаблонам поведения. Это называется житейская мудрость.

В Древнем Риме или Древней Греции такие мудрые старцы обычно восседали в Сенате или Ареопаге и под их зорким надзором власть вела людей через все исторические невзгоды, советуясь с ними и прислушиваясь к их опыту.

Ни для кого не секрет, что сегодня управление российским государством сосредоточено в руках почтенных геронтов, которые ведут нас в «мир счастливого будущего». Просматривая автобиографию того или иного политического старца и, по совместительству, предпринимателя, невольно восхищаешься, какой насыщенной и деловой жизнью он живет, не забывая при этом и про собственное самообразование: куда ни посмотришь – кругом кандидаты или доктора наук! Истинно говорю вам, ни дать, ни взять, а в России воцарилась настоящая ноократия (дословно: «власть разума»)!

И настолько заумными бывают их решения, что нам остаётся лишь удивляться: несусветная глупость ли перед нами или очередная, недоступная пониманию смертных, политическая «многоходовочка».

В то время, пока Штаты трясутся от беспредела чернокожих и крайних левых, руководство нашей страны не может не порадовать нас своими «дальнозоркими» и «своевременными» инициативами. На днях стало известно, что МВД России по поручению Правительства разрабатывает новый правовой режим для долгосрочного проживания мигрантов (см.: «В России появится новый правовой режим для долгого проживания мигрантов»).

Читайте также:
Гвинейский залив Как С Добром Добраться!

Казалось бы, очень своевременный шаг, особенно, после того, что мы увидели у своего заокеанского соседа. Но мы слишком рано радуемся. Эти события никоим образом не связаны. Сама эта инициатива является естественным продолжением того плана мероприятий, которое Правительство РФ утвердило по реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы («Об утверждении плана реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы»).

Давайте, пройдемся по самым интересным местам. Новый правовой режим призван обеспечить:

  1. «…Упрощение порядка приёма в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой;
  2. Упрощение порядка приёма в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, окончивших обучение в российских государственных образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
  3. Совершенствование законодательства в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, успешно освоившим в Российской Федерации имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования по очной форме обучения и получившим документ о высшем образовании и о квалификации с отличием;
  4. Увеличение срока постановки на миграционный учет участников Государственной программы и членов их семей, а также срока действия выдаваемых им виз;
  5. Проведение мониторинга и анализа конфликтных ситуаций с участием иностранных граждан на почве межнациональных или межрелигиозных отношений и подготовка предложений по мерам, направленным на их предупреждение;
  6. Проведение мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства в целях обеспечения на территории Российской Федерации межнационального и межрелигиозного мира и согласия…» и т.п. (Правительство Российской Федерации РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 февраля 2019 г. № 265-р).

Я привел лишь часть тех инициатив, которые МВД должно в скором времени проработать. Как видим, общий вектор миграционной политики движется в сторону упрощения въезда в страну и, как следствие, увеличения притока миграции в Россию. И речь идёт не только о русских или украинцах, проживающих в ближнем зарубежье и желающих воссоединиться с Родиной (хотя и о них в Концепции как бы намекается), а прежде всего о трудовых мигрантах из Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан) и Закавказья (Азербайджан и Армения).

Понятное дело, что российская экономика находится сейчас не в лучшей форме и государство нуждается в дешевой рабочей силе. Т.е. ещё более дешёвой, чем может сегодня предложить рынок труда. Чтобы простимулировать и поддержать отдельные сектора экономики, такие как строительный бизнес, сферу обслуживания или сферу образовательных услуг, государство сознательно создаёт высокую конкуренцию в этих областях за счёт появления на рынке труда крайне дешевой иностранной рабочей силы.

Но вместе с тем, приток иммигрантов будет способствовать и выравниванию демографических показателей в России. За счет новоприбывших можно с легкость закрыть страшную и неприятную правду: население России опасно сокращается.

Приведу пример за 2016, 2017 и 2018 год. Т.е. за последние три года, которые приведены на официальном сайте Росстата.

2016 год. Родилось: 1 893 256 человек. Умерло:1 887 913 человек. Естественный прирост: 5 343 человек. Миграционный прирост: 261 948 человек. Всего население России увеличилось на 259 661 человек (Федеральная служба государственной статистики).

2017 год. Родилось: 1 689 884 человек. Умерло:1 824 340 человек. Естественная убыль: 134 456 человека. Миграционный прирост: составил 211 880 человек. Всего население России увеличилось на 76 059 человек (витрина статистических данных).

2018 год. Родилось: 1 604 344 человек. Умерло: 1 828 910 человек. Естественная убыль: 224 556 человека. Миграционный прирост: 124 844 человек. Всего население России уменьшилось на 99 712 человек.

Естественно, что эти статистические данные колеблются в разные стороны, в зависимости от года, но мы можем наблюдать характерную черту: основной прирост населения происходит именно за счёт иностранной миграции (читай: трудовая иммиграция со Средней Азии).

И несмотря на эти меры, прогноз роста населения страны – отрицательный, и за ближайшие 80 лет население России должно сократиться более чем на 20 млн. человек («Население России»)! Т.е. в среднем ежегодная убыль населения составит 250 000 человек. При такой неутешительной статистике наши великие умы считают, что иностранная миграция – единственное приемлемое решение. А там уже потомки разберутся, что да как, может даже наступит «светлый коммунизм» и все проблемы, как рукой снимет.

Ввиду того, что у нас не ведут ни национальную, ни религиозную перепись сказать точно, сколько русских сейчас проживает в России можно только с большим округлением, так сказать, на глаз.

Росстат в своей переписи за 2010 год указал, что русскими себя назвали 111 016 896 человек из 142 900 000 человек, т.е. 78%. Несложно предположить, что при отрицательном приросте населения, который в разные годы может составлять от минуса 250 000 до минуса 700 000 человек, национальный состав России изменился не в пользу коренного населения и для русских она будет составлять, скорее всего, цифру где-то в районе 70-75% (опять же, за счет русского Крыма скорее всего статистически удастся сгладить «русскую яму»). Более точные данные Росстат представит уже после 2020 года.

Читайте также:
Малия, Крит: пляжи, достопримечательности и фото города

Между тем, мы не учитываем здесь и то обстоятельство, что трудовые мигранты, остающиеся в России и рожающие тут детей, потенциально имеют возможность оформить гражданство для своего ребенка и, конечно же, пользуются этим.

В среднем около 2 млн. мигрантов в год приезжают в Россию для работы (согласно статистике пограничной службы ФСБ России, опубликованной на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). В 2019 году 500 тысяч мигрантов получили гражданство РФ («МВД оценило ежегодный приток мигрантов в Россию более чем в 16 млн человек»)! Количество нелегальных трудовых мигрантов колеблется дополнительно от 2 до 5 млн. человек.

При такой печальной ситуации российские чиновники с завидным упорством стараются не замечать того, что такая миграционная политика не является решением проблемы, а всего лишь временная мера, которая только усугубит национальную катастрофу России. Я не зря привел в этой статье и упоминание о мерах по разработке системы предупреждения национального и религиозного напряжения, а также возможности адаптации иностранцев в культурном поле нашей страны. Но Правительство с завидным упорством стремится повторить путь США по решению их межнациональных конфликтов, который, как мы можем видеть, потерпел полных крах: ни чернокожие, ни мексиканцы, ни пуэрториканцы не встроились в модель общего американского правосознания. Каждая приведённая этническая группа сохранила свои особые взгляды на систему взаимоотношений с государством. Для чернокожих или латиноамериканских нелегальных мигрантов закон – это то, чего следует как можно лучше и чаще избегать. И как следствие – это массовые беспорядки в США, приведшие не только к разграблению магазинов и серьезному экономическому урону, но и к гибели невиновных людей.

Создание условий для расширения этнической миграции в России породит те же самые проблемы. Только в более радикальном русле. Наличие низкоквалифицированного труда вкупе с поощрением внедрения мигрантов в систему получения высшего образования произведёт к обвалу зарплат и в сфере высококвалифицированного труда, так как появятся специалисты, которые могут себе позволить более низкую зарплату. Как следствие, многие коренные жители страны будут либо вынуждены уйти с ранее занимаемой работы, либо согласиться с понижением своих фактических доходов. Как следствие, вырастет озлобленность к приезжим.

Но так как МВД призвана урегулировать все возможные конфликты, то возникнет необходимость в расширении репрессивного аппарата. И уголовное законодательство продолжит свое движение к ужесточению и расширению понятия экстремисткой деятельности. Увеличатся преследования за «неудачные» шутки, «неудачные» фотографии, «неудачные» высказывания и статьи. Странно, что при таком рвении «не по Бозе», экстремистоведы еще не обратили внимание на некоторые, весьма щекотливые религиозные книги, где есть очень много весьма «занятных» и нетолерантных мыслей.

И такая картина ожидает нас в ближайшем будущем, благодаря «продуманной» миграционной политике в России. Уже многие годы наша страна, кстати, занимает почётные места лидеров среди стран с наибольшим притоком мигрантов, уступая лишь США и соперничая за второе место с Германией.

Почему Правительство так уверено, что расовые беспорядки обойдут Россию стороной – загадка столетия . Почему следуя общему курсу с США и Европой в области миграционного законодательства и навязывая русскому обществу парадигму «всеобщего равенства», в один прекрасный момент у нас не могут восстать меньшинства с требованием компенсации за «империалистическую или советскую эксплуатацию», которая нанесла непоправимый вред их культурной самобытности?! Не понятно, почему этого не может произойти.

Что можно сделать в этой ситуации? Необходимо начать диалог в обществе о проблемах, плюсах и опасностях иностранной миграции . В первую очередь, необходимо спросить коренных жителей России, не против ли они такой ситуации в целом? Русские люди весьма гостеприимны, и нас не смущает ни цвет кожи, ни религия мигрантов, но вот когда эти «гости» начнут отбирать нашу работу, а это обязательно произойдёт из-за возросшей конкуренции и падения оплаты труда, какой будет выход у коренного населения? Лучше работать и составить здоровую конкуренцию мигрантам? Очень смешно. Это абсолютно нереально и преступно по отношению к своему народу, требовать от своих же граждан еще «туже затянуть пояса», ради глупой трудовой конкуренции, которую можно было бы избежать.

Необходимо вынести проблему трудовой миграции в пространство общественной дискуссии, хотя бы на уровне муниципалитетов, заставляя народных избранников искать законодательные пути защиты интересов граждан. В противном случае, мы сможем лишь в очередной раз убедиться, что демократия и республика, в её нынешнем виде, изжила себя, как политическая система, призванная защищать свободу граждан и их право на достойную жизнь. И тогда принимай хоть тысячу поправок к Конституции – лучше не станет.

Потому что не в поправках дело, а в способности делать выводы из печального опыта наших соседей. Пока таких выводов наша страна не сделала.

PS: А пока, за спиной России тихо плачет Римская империя в обнимку с Византией, сокрушаясь о своем неразумном преемнике, который с завидным упорством следует по их предсмертным стопам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: