Межправительственные соглашения России с Никарагуа

Межправительственные соглашения России с Никарагуа

ДОГОВОР
об основах отношений между Российской Федерацией и
Республикой Никарагуа

Российская Федерация и Республика Никарагуа, далее именуемые Сторонами,

преисполненные решимости укреплять сложившиеся между ними отношения взаимного уважения, дружбы и конструктивного сотрудничества,

желая способствовать обеспечению международного мира и безопасности,

подтверждая свою приверженность принципу строгого соблюдения прав и свобод человека,

заинтересованные в развитии взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами в политической, торгово-экономической, культурной и других областях,

договорились о нижеследующем:

Российская Федерация и Республика Никарагуа строят свои отношения как дружественные государства на основе строгого соблюдения положений Устава ООН и принципов суверенного равенства, отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела друг друга и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Стороны сотрудничают, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций и форумов, в целях укрепления мира, стабильности и международной безопасности, обеспечения основ социально-экономического развития и процветания народов двух стран, поддерживают международные усилия в области разоружения, контроля над вооружениями, предотвращения распространения оружия массового уничтожения и связанных с ним технологий, укрепления режима безъядерных зон.

Стороны разрешают любые разногласия и споры, которые могут возникнуть между ними, исключительно мирными средствами. В этих целях Стороны в полной мере используют возможности, предусмотренные Уставом ООН, а также соответствующие механизмы ООН. При этом они будут воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб интересам и безопасности друг друга, подвергнуть угрозе международный мир и стабильность.

Стороны поддерживают регулярный диалог и обмен мнениями на различных уровнях по основным вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества. Они также оказывают содействие сотрудничеству между государственными органами, официальными лицами, общественными организациями, развивают и совершенствуют договорно-правовую базу двусторонних отношений, способствуют активизации контактов и углублению диалога каждой из Сторон с основными субрегиональными и региональными организациями, участником которых является другая Сторона.

Стороны содействуют повышению роли Организации Объединенных Наций в поддержании международного мира и безопасности с целью предотвращения и разблокирования кризисных ситуаций и конфликтов, создания атмосферы доверия, взаимопонимания и открытости в отношениях между государствами, решения глобальных и других проблем современности.

Стороны обмениваются мнениями относительно целесообразности изучения вопросов, касающихся доступа государств к технологическим достижениям, позволяющим укрепить многостороннюю торговлю при участии в ней на равноправной и недискриминационной основе всех стран и интеграционных группировок, а также касающихся полного соблюдения основополагающих принципов и соглашений Всемирной торговой организации.

Стороны развивают взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество и обмениваются опытом внешнеэкономической деятельности.

Стороны содействуют деловым контактам и связям, в том числе на общегосударственном, региональном и местном уровнях, способствуют прямым связям между предприятиями, фирмами и иными хозяйствующими субъектами и организациями обеих стран, а также обеспечивают в рамках своего национального законодательства, двусторонних договоренностей и на основе принципа взаимности максимально благоприятные условия для такой предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Стороны осуществляют двустороннее сотрудничество в интересах устойчивого развития и решения социально-экономических задач своих государств, включая привлечение инвестиций, улучшение использования природных ресурсов и экономического потенциала.

Стороны развивают двустороннее научно техническое сотрудничество, особенно в передовых отраслях, осуществляемое на взаимовыгодной и равноправной основе исключительно в мирных целях, и содействуют контактам и прямым связям, а также обмену научно-технической информацией между учеными, научными и техническими организациями и обществами обоих государств.

Стороны развивают сотрудничество государственных органов и общественных организаций в области защиты прав и основных свобод человека.

Стороны взаимодействуют в области экологии в соответствии с принципами, закрепленными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, а также в соответствии с действующими международными договорами в этой сфере, участниками которых они являются.

Стороны развивают сотрудничество в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, печати, радио, телевидения, кино, туризма, молодежного обмена и спорта, поддерживают изучение и распространение русского языка в Республике Никарагуа и испанского языка в Российской Федерации.

Стороны сотрудничают в области борьбы с преступностью, прежде всего организованной, международным терроризмом, в том числе с преступлениями, направленными против безопасности морского судоходства и гражданской авиации, с незаконным оборотом оружия, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, предметов, представляющих историческую и культурную ценность, контрабандой. Стороны сотрудничают в борьбе с преступлениями, связанными с незаконной миграцией и легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

Стороны, действуя на основе принципа взаимности и норм международного права, обеспечивают максимально благоприятные условия для деятельности аккредитованных на территории друг друга дипломатических, консульских, торговых и других официальных представительств обоих государств.

Стороны в целях реализации положений настоящего Договора заключают по мере необходимости соглашения о сотрудничестве в соответствующих областях.

Настоящий Договор не направлен против какого-либо третьего государства и не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Договора.

Читайте также:
Нормы и правила вывоза и ввоза в Литву алкоголя, сигарет, товаров и продуктов в 2022 году — освещаем по пунктам

Настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Совершено в Нью-Йорке 18 сентября 2002 года в двух экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 19 февраля 2004 года N 3-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст.599)

Отношения России с Никарагуа

Материал из Documentation.

Дипломатические отношения между СССР и Никарагуа были установлены 12 декабря 1944 года, нормализованы 18 октября 1979 года, в 1980 году был произведен обмен посольствами.

В период пребывания у власти Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) в 1979‑1990 годах Никарагуа превратилась во второго по значению (после Кубы) стратегического партнера СССР в Латинской Америке. Никарагуа получала от Советского союза масштабную экономическую и военную помощь и морально‑политическую поддержку. По некоторым оценкам, за период гражданской войны сандинистов против «контрас», поддерживаемых и финансируемых США, СССР поставил в страну оружия на 3 млрд долл.

В период правления сандинистов товарооборот между двумя странами достигал 237 млн долл.

Радикальные политические и экономические изменения в России и Никарагуа в начале 90‑х годов ХХ века привели к существенному сокращению контактов. Кроме посольства, в Манагуа закрылись все российские учреждения. В связи с отсутствием новых кредитов были практически свернуты торгово‑экономические связи. В связи с окончанием в 1990 году срока действия кредитных соглашений, заключенных с бывшим сандинистским правительством, объем товарооборота резко сократился (до 22,3 млн долл. в 1991 году) и оставался в течение всех 1990‑х годов подверженным резким колебаниям.

В декабре 1991 года Российская Федерация была признана правопреемницей СССР.

Договорно‑правовая база российско‑никарагуанских отношений представлена 32 межправительственными и межведомственными документами, из которых 14 было подписано в советский период, а еще 18 — в последующие годы. С 1997 года действует Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, в 2002 году в Нью‑Йорке был подписан Договор об основах отношений, в 2004 году ‑ Межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ. Стороны продолжают работу еще по ряду документов.

В последние годы наблюдается тенденция к активизации контактов между Россией и Никарагуа. Между двумя странами повышается уровень политического взаимопонимания и взаимодействия на международной арене. Президент Никарагуа Даниель Ортега, которому в ходе его инаугурации было передано личное послание главы российского государства, высказался за активизацию разносторонних отношений с нашей страной.

Традиционным стал обмен посланиями между руководителями двух стран и министрами иностранных дел. Проводятся межмидовские политконсультации.

В результате состоявшегося в августе 2002 года визита в Москву мэра Манагуа предпринимаются попытки по восстановлению сотрудничества между столицами двух стран. В 2003 году Манагуа посетила делегация правительства Москвы.

Развиваются межпарламентские связи. В Национальной ассамблее Никарагуа в 2003 году была создана депутатская группа «Друзей России». В апреле 2007 г. Никарагуа посетила парламентская делегация России во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Сергеем Бабуриным.

Масштабы торгово‑экономического сотрудничества между двумя странами на данном этапе невелики. В период 2001‑2006 годов российский экспорт колебался в пределах от 12 до 33 млн долл. (в 2006 году он составил 33 млн долл.).

Поставляются в основном минеральные удобрения, металлоизделия, машинотехническая продукция, запасные части, алкогольные напитки. Импорт из Никарагуа также был подвержен сильным колебаниям: от 4 до 45 млн долл. (в 2006 году ‑ 7,7 млн долл.). Он состоял главным образом из сахара‑сырца и кофе. В отдельные годы закупались сигары, табачный лист, ром, заготовки для мебельной промышленности из ценных пород дерева. Положительным моментом стало возрастание доли прямых поставок в товарообороте с 30 % в 2001 г. до 90 % в 2006 г., что свидетельствует о постепенном оживлении контактов между деловыми кругами двух стран.

В октябре 2006 года Москву посетила делегация никарагуанского предпринимательского объединения «Торговая палата Россия‑Никарагуа». В ходе визита было подписано Соглашение о сотрудничестве этого объединения с Национальным Комитетом содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА), проведены переговоры с руководством ТПП России и ряда наших фирм и организаций.

В период 1996‑2004 годов был урегулирован вопрос о задолженности Никарагуа перед Россией по советским кредитам, составлявшей свыше 3,4 млрд долл. В общей сложности никарагуанцы выплатили нам 37,4 млн долл. По остальным суммам российская сторона сначала предоставила 90 % скидку и 15‑летнюю рассрочку платежей, а в дальнейшем подписала ряд документов, позволивших Никарагуа не возвращать не только упомянутые суммы по основному долгу, но и начисленные проценты. По объему прощенных никарагуанских долгов Россия занимает первое место среди государств‑кредиторов.

В июне 2007 года Россия выделила через Международную ассоциацию развития Группы Всемирного Банка грант в размере до 5 млн долл. на выкуп государственной задолженности Никарагуа по коммерческим кредитам третьих стран, что явилось дополнительным вкладом в разгрузку долгового бремени этого государства.

Читайте также:
Хампи в Индии – знаменитые руины древнего Виджаянагара

Культурно‑гуманитарное и научное сотрудничество осуществляются в небольших объемах. В период первого правления сандинистов в 80‑е годы прошлого века более 5 тыс. никарагуанцев окончило российские вузы и средние специальные учебные заведения. Еще около 3 тыс. человек было подготовлено с помощью советских преподавателей и специалистов непосредственно в Никарагуа. В Манагуа действует Ассоциация выпускников советских и российских вузов, объединяющая свыше 2 тыс. человек. Это во многом стимулирует сохранение заметного интереса значительной группы граждан к русской культуре и ее желание развивать контакты с Россией в гуманитарной сфере. Однако на данном этапе такие контакты организуются в основном силами посольства. Никарагуанцам ежегодно предоставляются стипендии для обучения в высших учебных заведениях России.

В Манагуа действует Ассоциация выпускников советских и российских вузов, объединяющая свыше 2 тысяч человек. Это во многом стимулирует сохранение заметного интереса значительной группы граждан к русской культуре и ее желание развивать контакты с Россией в гуманитарной сфере. Однако на данном этапе такие контакты организуются в основном силами посольства. Никарагуанцам ежегодно предоставляются стипендии для обучения в высших учебных заведениях России.

В результате состоявшегося в августе 2002 года визита в Москву мэра Манагуа предпринимаются попытки по восстановлению сотрудничества между столицами двух стран.

В 2003 году Манагуа посетила делегация Правительства Москвы.

С 13 по 15 декабря 2008 года в Никарагуа совершил визит отряд боевых кораблей Северного флота РФ в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и двух судов обеспечения «Иван Бубнов» и «СБ‑406». Российские корабли встали на якорную стоянку в девяти милях от порта Блуфилдс на атлантическом побережье страны, в так называемой Автономной зоне Южной Атлантики.

Российские моряки передали никарагуанцам медицинское оборудование, электрогенераторы, оргтехнику и продовольствие на сумму в 200 тысяч долларов.

Президент Никарагуа Даниэль Ортега стал первым иностранным главой государства, признавшим независимость Абхазии и Южной Осетии. О признании двух новых государств Ортега заявил 2 сентября 2008 года, а 4 сентября с аналогичным заявлением выступил МИД Никарагуа.

[править] Финансовые отношения

В июле 2004 года полностью списан остаток задолженности Никарагуа размером $344 млн. До этого Россия дважды проводила списание никарагуанского долга: в 1992 году были прощены $2,55 млрд из $3,11 млрд, а в 1996 году — 90 % из $3,4 млрд. Общий объем прощенных средств составил $5,95 млрд.

Союзники за Атлантикой. Почему самые надежные друзья России – вовсе не ее ближайшие соседи

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Фото Reuters

В далекой Никарагуа в понедельник состоялась инаугурация Даниэля Ортеги, который в пятый раз стал ее президентом. Более 30 лет назад, когда я впервые побывала в этой центральноамериканской стране, ее президентом был этот же самый человек. Не случайно поэтому, что на приведении его к очередной президентской присяге в Манагуа присутствовали делегации ближайших союзников – России, Кубы, Венесуэлы и Китая, который всего месяц назад установил с правительством Ортеги дипломатические отношения (до этого Никарагуа поддерживала связи только с Тайванем).

Стоит отметить, что последние выборы в Никарагуа не были признаны США, Евросоюзом и целым рядом латиноамериканских стран. За «авторитаризм и узурпаторство» Никарагуа была осуждена Организацией американских государств (ОАГ), а в ее штаб-квартиру в Вашингтоне отныне закрыт доступ постоянному представителю правительства Ортеги. Однако никарагуанское руководство подобные демарши не очень печалят. Сам президент и его супруга (она же – вице-президент страны) уверены, что никарагуанский народ желает видеть именно Ортегу по-прежнему во главе государства. А раз такова воля народа, то как уважающий себя политик может этому желанию воспротивиться?

За несколько недель до этого муниципальные выборы состоялись в Венесуэле. Там тоже и ОАГ, и США, и ведущие европейские страны были недовольны их результатами. Президента Венесуэлы Николаса Мадуро они по-прежнему считают авторитарным демагогом и человеком, который узурпировал власть в стране вопреки воле якобы широких народных масс. Те же страны ЕС, к примеру, всячески поддерживают венесуэльскую оппозицию (особенно активно это делает Испания), а «венесуэльской моделью социализма» принято пугать избирателей на континенте, как только там проходят очередные президентские и парламентские выборы.

И наконец, Куба, против которой Соединенные Штаты сохраняют драконовские санкции, а само кубинское руководство принято считать «душителем свободы слова» и «нарушителем прав человека». Официальная Гавана, несмотря на сохраняющееся внешнее давление, идти на поводу у своих зарубежных критиков не намерена. И всячески стремится укреплять отношения как с Венесуэлой и Никарагуа, так и с теми европейскими, латиноамериканскими и азиатскими странами (особенно с Китаем), которые в развитии сотрудничества с ней реально заинтересованы.

Эти три латиноамериканских государства названы мною отнюдь не случайно, потому как именно они на данный момент – самые верные и надежные внешнеполитические партнеры России. Это с бывшими советскими республиками Москва вынуждена разыгрывать различные многоходовые комбинации и в любой момент ждать от разного рода «союзников – меньших братьев» по СНГ–ОДКБ–ЕАЭС очередного «многовекторного подвоха». С латиноамериканской «тройкой» ничего подобного даже представить себе нельзя.

Читайте также:
Turkish Economy Bank (TEB)

Они регулярно голосуют по всем российским предложениям в ООН. Венесуэла и Никарагуа признали Южную Осетию и Абхазию и установили с ними дипломатические отношения. Признали они российским и Крым, а Манагуа открыла там свое почетное консульство (чего не сделала до сих пор ни одна другая страна).

Эти три государства поддерживают все основные внешнеполитические инициативы Москвы и уже неоднократно предлагали в случае необходимости обсудить с ней возможности временного или постоянного пребывания российских военных баз. Замечу, что ничего подобного России не предлагает ни одна другая страна, даже с виду и весьма лояльно к ней относящаяся.

В результате возникает своеобразный парадокс. С одной стороны, Венесуэла, Куба и Никарагуа – самые верные и надежные во всем мире (а не только в Латинской Америке) внешнеполитические союзники Москвы. При этом все три страны руководствуются в своих отношениях с РФ не меркантильным подходом, а давними и не меняющимися на протяжении десятилетий принципами элементарной политической порядочности и уважения и самих себя, и своих партнеров.

С другой – все три страны оказались в центре резкой критики большей части коллективного Запада и ряда влиятельных латиноамериканских государств. Их считают даже не столько «левыми» (наверное, потому что сегодня никто толком не знает, а что же это на самом деле такое?), сколько авторитарными, диктаторскими и нарушающими все мыслимые права и свободы рядовых граждан.

Такая ситуация требует, на мой взгляд, полного пересмотра всей философии отношений как минимум с этими тремя государствами с российской стороны. Политическая поддержка, оказываемая этими странами России на международном уровне, должна непременно быть подкреплена серьезным и долгосрочным экономическим, а также военным сотрудничеством. Причем руководство этих государств само к такому развитию взаимоотношений относится благосклонно, и этим надо как можно активнее воспользоваться.

Также стоит учесть, что противостояние с Соединенными Штатами для России – дело не просто обозримого будущего, а, по сути, неизменная константа двусторонних отношений. Соответственно и вариантов «асимметричных ответов» у России в случае дальнейшего ухудшения этих отношений в регионе должно быть как минимум несколько. Более тесное и по широкому спектру сфер деятельности взаимодействие с ними для России стратегически очень важно.

Другой вопрос, сможет ли российская сторона не просто предлагать, а реально осуществлять в этих странах какие-то важные масштабные проекты? И по-серьезному закрепиться там вне зависимости от того, будет ли тот же Ортега избираться в шестой раз, а Мадуро – в третий. Ведь одно дело торжественно открывать бюсты Юрию Гагарину и Александру Пушкину, а другое – сделать сотрудничество с этим регионом по-настоящему прибыльным и взаимовыгодным.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Главная / Центральная Америка / Никарагуа / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией — Далее

Никарагуа / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Никарагуа является членом ООН (с 1945 года) и ряда специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.). Является членом ВТО (с 1995 года), Интерпола, Движения неприсоединения, ОАГ, Группы Рио, ОПАНАЛ, ЦАОР, ЦЭБЭИ, ЛАЭС, ЦАИС, ЛАИ (наблюдатель) и др. международных организаций. Никарагуа активно участвует в работе Центрально-Американского парламента. Никарагуа длительное время поддерживала формирование Межамериканской зоны свободной торговли по модели, предлагаемой США и предполагающей создание отдельными интеграционными объединениями и странами зон свободной торговли с США. Никарагуа участвовала в создании Таможенного союза в формате США — ЦАИС — Доминиканская Республика. ЦАИС в 2007 году начал переговоры о заключении соглашения об ассоциации с ЕС. Никарагуа и ЦАИС в целом планируют заключение соглашений о свободной торговле с рядом стран и организаций (подобное соглашение с Тайванем вступило в силу в 2008 году).

По оценке МИД России, Никарагуа в целом придерживается широко принятых международным сообществом позиций по многим проблемам, включая вопросы формирования недискриминационной системы мирохозяйственных связей, противодействия новым вызовам и угрозам, разоружения и нераспространения ОМУ.

Главные дипломатические интересы Никарагуа — экономическая интеграция и региональная безопасность и развитие. Никарагуа ориентируется на участие в организациях и интеграционных объединениях Латиноамериканского региона и в особенности Центрально-Американского субрегиона, развитие отношений с США и государствами Латинской Америки в целях создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития.

В декабре 1994 года во время встречи в Америке на высшем уровне Билл Клинтон и президенты стран Центральной Америки подписали соглашение, ставшее совместным планом по продвижению чистого и эффективного использования энергии, сохранения биологического разнообразия региона, согласования стандартов защиты окружающей среды и усиления институциональных и юридических основ сотрудничества.

Помимо Центрально-Американских государств Никарагуа активно развивает отношения с США и европейскими странами, однако часто целью этих контактов является получение от развитых стран дальнейшей экономической помощи. Никарагуа поддерживает тесные связи с Республикой Корея и Республикой Китай (Тайванем) в военно-технической сфере.

Читайте также:
Время полета Минск — Шарм-эль-Шейх

Никарагуа предъявляет территориальные претензии ко всем государствам, с которыми имеет границу с 1945 года. Из них на 2007 год были окончательно (при посредничестве Международного суда ООН) решены приграничные конфликты с Гондурасом и Сальвадором (морская граница, соглашение подписано в 1992 году). Конфликт с Коста-Рикой носит латентный характер. Никарагуа отвергла план Колумбии и ООН по разграничению территориальных вод в районе островов Сан-Андреас и Провиденсия. В настоящее время обе стороны дислоцируют в данном районе вооружённые силы и полицию. Существует высокая вероятность дальнейшей эскалации конфликта.

Дипломатические отношения Никарагуа и СССР были установлены в 1944 году. В период пребывания у власти Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) в 1979–1990 годах. Никарагуа превратилась во второго по значению (после Кубы) стратегического партнёра СССР в Латинской Америке, получала от него масштабную экономическую и военную помощь и морально-политическую поддержку.

Радикальные политические и экономические изменения в России и Никарагуа в начале 1990-х годов привели к существенному сокращению контактов. В связи с отсутствием новых кредитов были практически свёрнуты торгово-экономические связи. Большую роль в налаживании политического взаимопонимания и взаимодействия между двумя странами сыграла встреча президентов России и Никарагуа в Нью-Йорке в 1993 году.

Новый импульс развитию традиционно-дружественных отношений между двумя странами придали встречи президента РФ Д. А. Медведева и президента Никарагуа Д. Ортеги в ноябре 2008 года в Каракасе в рамках «Боливарианской альтернативы для Америк» (АЛБА), а также в Москве в ходе официального визита Д. Ортеги в Россию в декабре 2008 года.

В ходе визитов в сентябре — ноябре 2008 года зам. председателя Правительства Российской Федерации И. И. Сечина в Никарагуа и его встреч с президентом Д. Ортегой были намечены основные направления сотрудничества двух государств на перспективу.

В ноябре 2007 года состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Республики Никарагуа С. Сантоса Лопеса. Состоялись также две встречи министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова и его никарагуанского коллеги С. Сантоса Лопеса в Москве (в ноябре 2008 года) и Нью-Йорке (в сентябре 2008 года).

Договорно-правовая база российско-никарагуанских отношений представлена 39 межправительственными и межведомственными документами.

В период 1996–2004 годов был урегулирован вопрос о задолженности Никарагуа перед Россией по советским кредитам, составлявшей свыше 3,4 миллиарда долларов США.

Никарагуа стала вторым государством в мире после России, признавшим независимость Абхазии и Южной Осетии: 5 сентября 2008 года президент Никарагуа подписал декреты об установлении в полном объёме дипломатических отношений с Абхазией и Южной Осетией.

По итогам 2008 года российско-никарагуанский товарооборот составил 18,6 миллионов долларов США. Российский экспорт (11,4 миллиона долларов США) состоял из поставок чёрных металлов, запасных частей летательных аппаратов и транспортных средств, а также продукции химической промышленности. Импорт (7,2 миллиона долларов США) состоял из продовольственных товаров (кофе и арахис) и табачной продукции (сигар).

← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →

Межправительственные соглашения России с Никарагуа

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Международная экономическая интеграция является одной из самых важных форм международных экономических отношений, ведь от степени участия страны в международных интеграционных объединениях зависят ее взаимоотношения с другими странами, а также инвестиции в данную страну со стороны других стран. В данном параграфе мы рассмотрим, в каких международных интеграционных объединениях участвует Никарагуа и какие задачи ставят перед собой данные интеграционные объединения.

Республика Никарагуа является членом ООН Официальный сайт ООН. – http://www.un.org., Организации американских государств (ОАГ) и Движения Неприсоединения. Более ста лет основным вопросом внешней политики Никарагуа оставались ее отношения с США, которые оккупировали страну с 1912 по 1934.

Целью вступления Никарагуа в ООН является, в первую очередь, получение экономической взаимопомощи. В отношении Никарагуа на сегодняшний день принято множество программ экономической взаимопомощи, одной из которых является продовольственная программа в помощь Никарагуа.

Республика Никарагуа является членом ООН с 24 октября 1945 года. В настоящее время ООН разработана всемирная продовольственная программа в помощь Никарагуа. ВПП будет помогать стране в выполнении плана по обеспечению школьными завтраками около одного миллиона 50 тысяч школьников в Никарагуа, где правительство намерено положить конец недоеданию детей. Агентство предоставит стране продовольствие на сумму в 25 миллионов долларов в течение следующих пяти лет для обеспечения устойчивости проекта, начатого правительством сандинистов, которое объявило за день до этого начало второго этапа программы для детей. Эта стратегия связана с борьбой правительства с целью восстановления прав детей и намерения покончить с голодом, акции, которые отмечены и признаны Организацией Объединенных Наций по продовольствию и сельскому хозяйству Пренса Латина – латиноамериканское информационное агентство. – http://www.prensalatina.ru/index.php/pl-noticias-de-america-latina-e-caribe/21-portada-del-mundo/31311-?opcion=pl-ver-noticia..

Читайте также:
Все об отдыхе в Орегоне

Республика Никарагуа также является членом Организации Американских государств. Данная организация является старейшей региональной организацией в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. ОАГ была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, «Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость» It’s time to help. – The Economist, Novemer 20th 2004. – P. 12-13..

Целью вступления Никарагуа в ОАГ является развитие сотрудничества со странами Северной и Южной Америки, обеспечение неприкосновенности собственных границ и развитие равноправных партнерских отношений в сфере торговли со странами ОАГ.

Сегодня ОАГ объединяет все 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии.

Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Республика Никарагуа также состоит в Движении Неприсоединения Dreams and promises. – The Economist, October 16th 2005. – 10 p.. Данная организация объединяет 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках. Движение неприсоединения официально создано 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Созданию Движения предшествовали Бандунгская конференция 1955 года и трёхсторонние консультации Иосипа Броз Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 году.

К августу 2012 года организация насчитывает 120 государств, в том числе 2 европейских (Азербайджан и Белоруссия), 36 азиатских, 53 африканских, 26 американских, 3 океанических. Несмотря на то, что основная идея Движения неприсоединения – отказ от участия в военных блоках, перед участниками Движения регулярно встает необходимость выработки общей позиции по тем или иным конфликтам A glass half full. – The Economist, September 17th 2005. – P. 57-59.. В большинстве случаев в Движении нет единства в подходах относительно конфликтов.

События последнего десятилетия в мировой геополитике стали причиной различных отношений и подходов к одним и тем же проблемам со стороны стран-участниц Движения, чего не наблюдалось еще в недалеком прошлом. Существуют как страны-сторонники каких-то революционных изменений и политических процессов на Ближнем Востоке, так и противники. Все это – разделение и разные подходы – отражается на работе саммитов Движения неприсоединения.

Так, на саммите Движения неприсоединения в Тегеране разразился египетско-сирийский скандал, вызванный выступлением президента Египта Мохаммеда Мурси, во время которого делегация Сирии покинула зал заседаний. Египетский лидер охарактеризовал правительство Сирии как «репрессивное» и призвал к мирному установлению демократического режима в этой стране, а иранский дипломат предложил свою страну в качестве миротворца.

Целью участия Республики Никарагуа в интеграционных объединениях является развитие политических и экономических связей. Вступая в ту или иную организацию, Никарагуа также обязуется выполнять некоторые ее правила. Взамен страна получает экономическую и политическую поддержку, а также помощь в финансовых вопросах и, зачастую, прямую финансовую помощь, что является очень важным для развития Никарагуа на данном этапе.

Теперь остановимся на особенностях сотрудничества Никарагуа с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Никарагуа и СССР были установлены в 1944 году. В 1980 году был произведён обмен посольствами.

В период пребывания у власти в Никарагуа Сандинистского фронта национального освобождения (1979–1990 годы) Никарагуа была вторым по своему значению (после Кубы) стратегическим партнёром СССР в Латинской Америке и получала от него значительную экономическую и военную помощь и морально-политическую поддержку. В начале 1990-х годов, в связи с радикальными политическими изменениями в обеих странах, контакты между ними существенно сократились. В столице Никарагуа, городе Манагуа были закрыты посольство России и другие российские учреждения.

В ноябре 2008 года в Каракасе прошла встреча руководителей России и Никарагуа, а 17-19 декабря президент Никарагуа Даниэль Ортега совершил официальный визит в Москву. По итогам переговоров были подписаны Совместное заявление и восемь межведомственных документов, которые придали импульс развитию конструктивного диалога в целях всестороннего углубления дружественных отношений. В феврале 2010 года состоялся первый в истории официальный визит министра иностранных дел России в Никарагуа.

Никарагуа стало первым, после России, государством, которое признало независимость Абхазии и Южной Осетии.

Таким образом, на данном этапе между Никарагуа и Российской Федерацией установлены добрососедские отношения, что может значительно влиять на торговлю данных стран.

Теперь перейдем к подведению итогов по развернутому анализу места Никарагуа в системе международных экономических отношений:

· Международная торговля товарами и услугами является наиболее распространенной формой экономических отношений с другими странами. Никарагуа в большей степени выступает как импортер товаров и услуг. К числу основных партнеров относятся США, Мексика и Китай.

Читайте также:
Как доехать до Внуково от Белорусского вокзала

· В международном движении капитала, Никарагуа является страной, которая регулярно получает экономическую помощь со стороны международных организаций на восстановление и развитие экономики. Кроме того, многие страны мира осуществляют инвестиции в экономику Никарагуа, а именно в наиболее выгодные отрасли, такие как агропромышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, электроэнергетика и промышленность.

· Для Никарагуа характерна средняя степень развитости ИКТ-инфраструктуры. Развитию технологической базы способствуют факторы, связанные с природно-климатическими условиями, политической стабильностью и присутствием устойчивого спроса на продукцию подобного рода, которые привлекают инвесторов.

· Участие страны в международных интеграционных объединениях обусловлено, прежде всего, стремлением к получению экономической и политической поддержки, а также помощи в финансовых вопросах и, зачастую, прямой финансовой помощи, что является очень важным для развития Никарагуа на данном этапе.

· Никарагуа имеет тесные партнерские связи с Российской Федерацией, что способствует устойчивому развитию международных экономических отношений между данными странами.

Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что такие формы международных экономических отношений, как международный обмен товарами и услугами, движение капитала и участие страны в интеграционных объединениях составляют фундамент, определяющий место Никарагуа в системе мирового хозяйства. В свою очередь, международный обмен технологиями и миграция рабочей силы являются областями, дополняющими картину о положении страны в международных экономических отношениях и имеющими дальнейшие перспективы развития.

Что Россия забыла в Никарагуа?

«На мой взгляд, Россия не ограничивается поставкой оружия режиму Ортеги. Происходит также обмен информацией с российскими разведслужбами,» – о внутренней ситуации в Никарагуа и об интересе России к этой стране в интервью «Деталям» рассказал бригадный генерал Уго Торрес Хименес, один из видных деятелей никарагуанской оппозиции.

Он также напомнил, что Россия имеет свои интересы и в Венесуэле (в первую очередь), и на Кубе, которые вместе с Никарагуа составляют так называемую «криминальную тройку» – по выражению советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. К тому же, этот треугольник географически очень близок к США.

— В Манагуа, столице Никарагуа, в жилом квартале Лас Колинас Россия строит новый комплекс зданий для своего посольства. А неподалеку от него возводится четырехэтажный центр, в котором планируют тренировать никарагуанских офицеров из управления по борьбе с наркотиками. Это довольно необычно, ведь даже в 80-е годы у России здесь не было такого масштабного дипломатического представительства! Многие эксперты подозревают, что все это, вместе с системой слежения ГЛОНАСС, может использоваться в разведывательных целях против США, – рассказал «Деталям» генерал Хименес.

Прославленный революционер ушел в оппозицию

Уго Торрес Хименес – бригадный генерал никарагуанской армии в отставке, был партизанским командиром во времена сандинистской революции. Личность поистине историческая и легендарная. Когда-то он участвовал в захвате партизанами президентского дворца в Манагуа во время заседания конгресса. После этого мир, собственно, и узнал о диктаторе Сомосе.

После революции генерал Хименес стал секретарем Госсовета – главного законодательного органа страны, который сегодня называется Национальной ассамблеей. В 80-е был также вице-министром внутренних дел, хотя и не долго; руководителем политуправления сандинистской народной армии; директором по информации в Минобороны. Но в 90-е он подал в отставку и дистанцировался от сандинистов. Сегодня 70-тилетний генерал критикует вчерашних товарищей по борьбе, и является одним из лидеров созданной в 1995 году оппозиционной партии «Возрожденное сандинистское движение».

— 27 декабря 1974 года я участвовал в своей первой вооруженной акции – захвате резиденции одного из министров Анастасио Сомосы, – вспоминает он. – Мы взяли тогда в заложники министров, послов, развлекавшихся там на вечеринке, и потребовали освободить 14 политзаключенных, одним из которых был и Даниэль Ортега.

Я тогда не знал его лично, как и большинство заключенных. Но мне была знакома ситуация в моей стране: многолетняя диктатура, отсутствие свобод, ужасающая нищета и почти всеобщая неграмотность населения. А также, и это главное – невозможность свободно выбирать власть. Как ни парадоксально, спустя столько лет Никарагуа осталась почти на том же месте. С некоторыми новыми элементами.

— Что стало причиной кризиса, который ваша страна переживает с апреля 2018 года?

— Это результат 11-летнего насилия над реальностью, конституцией и законами страны со стороны Даниэля Ортеги и его жены Росарио Мурильо. Сначала он, еще в начале 2000 годов, договорился со своим основным противником – Арнольдо Алеманом, лидером либеральной конституционной партии – о распределении квот на управление страной. Потом Ортега захватил Высший выборный совет, с помощью которого смог реализовать вбросы на выборах, всегда обеспечивающие ему победу; захватил Верховный суд, прокуратуру, а полицию превратил в репрессивный и преступный карательный орган.

На фото: участник антиправительственного митинга, вооруженный самодельной мортирой. Фото: Oswaldo Rivas, Reuters

В Никарагуа сегодня ни один судья не осмелится не выполнить приказ, отданный Даниэлем Ортегой или Росарио Мурильо. Суды превратились в расстрельные батальоны, уничтожают противников режима. Понемногу Ортега превратился в своего антипода, подобного тому, против кого он некогда затеял революцию.

Читайте также:
Сколько лететь до Болгарии из Санкт-Петербурга

Деньги клана Ортега

Семья Ортега сегодня – одна из двух самых богатых семей страны, – продолжает генерал Хименес. – Но если капитал первой семьи имеет более чем столетнюю историю, то Ортега обогатился за годы правления, контролируя нефтеторговлю с Венесуэлой.

Поставками управлял непосредственно Ортега. По договоренности между Никарагуа и Венесуэлой, за каждую партию нефти будет выплачено 50 процентов в течение 90 дней. А вторая половина – в течение 25 лет под 2 процента годовых.

По расчетам экономистов, Ортега присвоил себе с помощью такой схемы миллиарды долларов. Для Никарагуа, считающейся второй беднейшей страной Латинской Америки, это просто космическая сумма!

Есть и банковская организация «второго эшелона», занимающаяся не прямым обслуживанием населения, а движением денег на счетах семьи Ортега и их ближайшего окружения.

Также это деньги, поступавшие от колумбийской партизанской организации ФАРК. Там же могут оборачиваться и средства семьи венесуэльского президента Николаса Мадуро и его приближенных.

А помните ли вы, что в 2013 году был принят закон о постройке межокеанского канала? Аналогичный Панамскому, длиной в 280 км, он должен был соединить карибское и тихоокеанское побережья Никарагуа.

Инвестиции в его строительство должны были превысить 100 млрд. долларов. Но по сей день даже первый камень не заложен в фундамент! И я считаю, что этот мегапроект был затеян лишь для того, чтобы закамуфлировать собственные проекты Ортеги по строительству портов на карибском побережье и на Тихом океане.

Россия еще в 2014 году собиралась помочь Никарагуа в строительстве канала. Это отвечало бы ее стратегическим региональным интересам, сообщала газета Thе Moscow Times в мае 2014 года.

Стройка должна была начаться в декабре 2014. Но в мае 2017 года газета Panam Post усомнилась в самом существовании проекта, и объявила его парализованным, уточнив: «Никаких конкретных шагов по его осуществлению предпринято не было». А 21 февраля 2018 года правительство Никарагуа официально объявило этот проект закрытым.

Чем здесь занимается Россия

— Как складывались в последние годы отношения Никарагуа и России?

— После победы на выборах 2006 года правительство Ортеги пошло на сближение с российскими властями. До того, со времени развала СССР, присутствие России в Никарагуа было минимальным – зато с 2007 года здесь побывало множество российских официальных лиц. Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, приезжал в марте 2008 года. Генерал Валерий Герасимов – в апреле 2008. В Никарагуа гостили Сергей Лавров и Сергей Шойгу, а в 2014 году страну посетил и Владимир Путин.

Кроме того, с визитами доброй воли приходили военные корабли, приземлялись самолеты. Вообще, сближение было более военным. Российские военные корабли могут патрулировать никарагуанские прибрежные воды. Никарагуа расположена в сердце американского континента и Центральной Америки, и к тому же является зоной американских геополитических интересов – отчасти этим и объясняется столь высокий интерес к ней России.

Игорь Сечин и Даниэль Ортега в Манагуа. 2008 г. Фото: Oswaldo Rivas, Reuters

В 2009 году Россия поставила Никарагуа автобусы и пшеницу.

Затем начались поставки вооружения. Россия, в частности, передала никарагуанской армии несколько боевых вертолетов Ми 17Б-5. В 2012 году Никарагуа получила бронированные машины Газ 2330 «Тигр», в 2014 получила 12 противовоздушных систем ЗУ/23/2, в 2016 началась передача Россией 50 отремонтированных танков Т -72/1 Б1, которые должны были заменить старые Т-55, еще 80-х годов…

Должны еще поставить четыре патрульных быстроходных катера Мираж 14 310, якобы – для борьбы с наркотрафиком и морским пиратством. А также два корабля-ракетоносца 1241.8 «Молния» и неопределенное число тренировочных и боевых самолетов Як-130. Это – информация, которой я располагаю на данный момент.

Разные источники по-разному интерпретируют это сотрудничество. Непонятно, то ли это подарок, то ли продажа.

Официального подтверждения ни одной из этих версий нет. Речь шла о 300 млн. долларов, что вызвало критику в Никарагуа и Коста-Рике, потому что никто не понимает, зачем Никарагуа нужны танки?

Никарагуа подписала пакт о мире после окончания войн, которые велись в 80-е годы в Центральной Америке. Все центрально-американские государства, подписавшие этот пакт, обязались не нарушать военный баланс, увеличивая свои арсеналы.

Так для чего же Никарагуа покупать тяжелое наступательное оружие? Нашей стране нужны разве что патрульные корабли – особенно после того, как гаагский Международный суд подтвердил ее право владения морской территорией, оспариваемое Колумбией, которая до сих пор не признала этот документ, – рассказал генерал Хименес.

Хочешь мира – готовься к войне?

По некоторым оценкам, в Никарагуа находятся более 250 военных специалистов из России. Российские военные в 2013 году делали заявления о поддержке Никарагуа в возможном военном территориальном конфликте с Колумбией. Но затем российские дипломаты опровергали эти заявления.

В апреле 2017 года в Манагуа была установлена первая в Центральной Америке российская станция системы слежения ГЛОНАСС. Ее назвали «Чайка», в честь Валентины Терешковой (таким был позывной первой в мире женщины-космонавта во время полета).

Читайте также:
Как лучше всего добраться из Франкфурта в Прагу

«Информация, получаемая станцией, будет использована никарагуанской стороной для собственного контроля характеристик всех навигационных систем, уточнения своей национальной системы координат, а также для получения услуг высокоточной навигации в интересах повышения эффективности сельского хозяйства, использования в строительстве, авиации, судоходстве и научных исследованиях», – говорилось в сообщении информационно-аналитического центра ГЛОНАСС. Однако американские эксперты по безопасности считают, что у станции двойное назначение.

В течение нескольких месяцев до ее открытия наблюдалось присутствие большого количества россиян на объекте.

Кстати, комплекс построен на склоне лагуны Нехапа, как раз напротив посольства США. Отсюда прекрасно просматривается все посольство.

Никарагуанские чиновники опровергают двойное назначение комплекса. Орландо Кастильо, глава государственной телекоммуникационной компании, утверждает, что этот объект будет использоваться для сбора данных в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков, и для изучения процессов глобального потепления.

Газета LaPrensa цитировала американского журналиста Дугласа Фараха, консультанта и аналитика по темам безопасности и наркотрафика: он заявил, что Никарагуа превратилась в центр всех кибер-атак, которые ведет Россия в западном полушарии.

Что ждет эту страну?

С апреля 2018 года в Никарагуа – волнения. Сначала люди вышли на митинг в университетском городе Леоне – после того, как правительство объявило о повышении пенсионного возраста. Протесты были подавлены, но тогда поднялись студенты в Манагуа и других городах.

— Митинги разгоняли с помощью молодежных спецподразделений, негласно прислуживающих правительству, – рассказывает генерал Хименес. – Есть и мобильные отряды мотоциклистов: эти люди вооружены бейсбольными битами, пистолетами, и металлическими трубами. Эти отряды действуют при поддержке полиции. Чем больше людей выходило на улицы – тем жестче становились репрессии.

Самым жестоким преследованиям подвергается оппозиционная пресса. У крупной газеты LaPrensa в сентябре 2018 года арестовали на таможне оборудование и материалы для выпуска печатной версии издания: запчасти к печатным машинам, бумагу, и типографскую краску.

Был закрыт телеканал «100% Noticias», а его владелец Мигель Мора был арестован и брошен в тюрьму по обвинению в терроризме. Была похищена журналистка того же телеканала Люсия Пинеда – потом ее тоже обнаружили в тюрьме.

Еженедневная газета Q’Hubo также была вынуждена закрыться из-за отсутствия бумаги. Захвачены были редакция газеты El Confidencial и студии нескольких телепрограмм. Две миссии межамериканской комиссии по правам человека (CIDH), занимавшиеся мониторингом ситуации, были выдворены из страны.

В Никарагуа уже погибло более 500 участников акций протеста. Двадцати погибшим не было и 16 лет, среди жертв есть даже дети, полутора и четырех лет, убитые шальными пулями при разгоне манифестаций.

Военизированные формирования сторонников Ортеги помечены символикой сандинистов – и сегодня, я думаю, Никарагуа является единственной страной в мире, в которой нести в руках национальный флаг страны или исполнять государственный гимн на улице считается преступлением! Человек, которого застали за этим занятием, будет арестован, а потом осужден судьями

На фото: мародеры разграбили магазин в Манагуа во время уличных беспорядков. Фото: Jorge-Cabrera-Reuters

Даже в самые жестокие времена Сомосы политзаключенных было не более ста – а сегодня их уже более 700, хотя правительство признает лишь 300. Многие из них несовершеннолетние, и около тридцати женщин, которые подвергаются насилию и репрессиям в тюрьмах.

— Но оппозиция все еще действует?

— Оппозиционные партии, включая мою – «Возрожденное сандинистское движение», запрещены и преследуются. А искусственно созданные марионеточные партии тайно финансируются Ортегой во время президентских кампаний, чтобы поддерживать видимость демократической борьбы. Реально эти партии не имеют ни влияния, ни финансовых возможностей для превращения в настоящую оппозицию. У Даниэля Ортеги есть целая группа таких микро-партий, которые он активирует по мере приближения выборов.

— Что ждет Никарагуа в ближайшем будущем?

— Я – оптимист. Режим все больше изолируется от мирового сообщества, но хотя Ортега и его клан остаются у власти благодаря репрессиям, страной они уже не управляют. Даже его сторонники покидают этот корабль, рядом – только те, кто замешан в преступлениях или подвергался давлению и шантажу; это – госслужащие, которые боятся потерять работу. Ситуация будет развиваться все быстрее. Ортега еще доставит много страданий, но его время прошло. В России он видит реинкарнацию коммунизма – но он ошибается.

Итоги первого заседания российско-никарагуанской комиссии по сотрудничеству

@ЗАГОЛОВОК = Итоги первого заседания российско-никарагуанской комиссии по сотрудничеству

@АВТОР = /Сергей Новожилов, спец. корр ИТАР-ТАСС в Манагуа/

Широкие перспективы развития связей между Россией и Никарагуа обозначила Межправительственная комиссия /МПК/ по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, первое заседание которой прошло в Манагуа. Как отмечается в итоговых документах, стороны выразили взаимный интерес к развитию двусторонних связей и готовность к скорейшему осуществлению намеченных планов сотрудничества.

Как сообщил сопредседатель Комиссии с никарагуанской стороны, заместитель главы МИД Мануэль Коронель, на заседании обсуждались проекты в таких сферах, как экономика, торговля, транспорт, энергетика, образование. Подписаны два протокола, Соглашение об оказании финансовой поддержки бюджету Никарагуа со стороны РФ в размере 10 млн долларов, а также Заключительный акт работы Комиссии. “Результаты работы оказались

Читайте также:
Карта Алжира, где находится Алжир на карте мира

отличными: мы добились прогресса по многим направлениям двустороннего сотрудничества”, – заявил, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС М. Коронель.

В свою очередь, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, возглавляющий российскую сторону МПК, указал, что по итогам работы “удалось продвинуться вперед и положить на бумагу целый ряд договоренностей”. “Мы открываем новую страницу в двусторонних отношениях, благодаря возобновлению работы Межправкомиссии”, отметил он. По словам Рябкова, “Никарагуа для нас – особая страна, это наш давний друг, и мы убедились с какой симпатией и дружелюбием относятся никарагуанцы к России”.

В итоговом заседании МПК, в состав которой с российской стороны входило около 40 представителей министерств и ведомств, а также предпринимателей, принимали участие 8 никарагуанских министров. Подводя итоги работы, представители обеих делегаций назвали перспективные направления двустороннего сотрудничества, наметив планы на ближайшую перспективу. Речь идет, в частности, развитии сотрудничества в сфере транспорта. В подписанном меморандуме о намерениях между соответствующими министерствами двух стран отмечена готовность сторон к активизации взаимодействия. Это касается проектов модернизации транспортной инфраструктуры Никарагуа, а также сотрудничества в области авиаперевозок.

Имеются планы по открытию двух рейсов в неделю “Аэрофлота” из Москвы в Манагуа через кубинскую столицу. Как сообщил в интервью корр. ИТАР-ТАСС заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, соглашение о возобновлении полетов российской авиакомпании в Никарагуа может быть подписано до конца года.

Стороны выразили готовность к продолжению взаимодействия “по вопросу реализации проекта строительства межокеанского канала” через территорию Никарагуа. В этом вопросе особую заинтересованность проявили никарагуанские представители. Специалисты центральноамериканской страны предлагают строить канал по реке Сан-Хуан и озеру Никарагуа. “Это интересное предложение, однако в настоящее время существует ряд вопросов, которые требуют дополнительной проработки”, – отметил В. Олерский. Это касается как финансовой, так и технической стороны проекта, на реализацию которого потребуется, по разным оценкам, до 30 млрд долларов. Вероятно, вопрос о строительстве межокеанского канала придется выносить в Никарагуа на референдум.

В свою очередь, М. Коронель заверил, что власти Никарагуа “очень заинтересованы” в проработке проекта о строительстве канала. Он высказался за начало подготовительных проектировочных работ с подготовкой технико- экономического обоснования его реализации.

В рамках МПК стороны договорись рассмотреть планы по созданию крупного транспортного авиационного узла, который в перспективе мог бы обслуживать не только Никарагуа, но и другие страны Центральной Америки. Предлагается создать его на базе взлетно-посадочной полосы “Панчито” длиной 2 км, расположенной в 40 км от Манагуа. Она находится в отличном состоянии, несмотря на то, что была возведена еще в 80-х годах прошлого века советскими и кубинскими специалистами.

Что касается конкретных результатов МПК в сфере сотрудничества в области транспорта, то уже в первый день заседания был подписан двусторонний контракт. Как сообщил Виктор Жаров – генеральный директор компании “Русиа аутомотрис”, которая представляет в Латинской Америке АВТОВАЗ, речь идет о поставке в Никарагуа 500 автомобилей “Лада Калина”.

Контракт уже полностью оплачен никарагуанской фирмой “Коруна”.

Предполагается, что первые российские автомобили поступят в Никарагуа во второй половине июля.

Как отметил В. Жаров, существуют перспективы для новых поставок российской автомобильной техники в Никарагуа. По его словам, представитель компании “Коруна” выразил готовность приобрести еще до 1,5 тыс. машин АВТОВАЗа, если “они будут хорошо приняты на местном рынке”.

В рамках заседания МПК отмечалось, что в Никарагуа уже успешно осуществляются некоторые двусторонние проекты. В частности, с 1 июля начнется коммерческая эксплуатация информационной сети четвертого поколения на основе технологии Mobile WiMAX совместного российско – никарагуанского предприятия “Yota-Никарагуа”. Благодаря этому центральноамериканская республика станет первой страной в Латинской Америке, которая получит новейшую телекоммуникационную сеть. Компания начала работать меньше года назад и инвестиции уже превысили 10 млн долларов.

Члены обеих делегаций, а также высокопоставленные представители правительства Никарагуа, указали на заключительном заседании на возможность сотрудничества в области энергетики и горнодобывающей промышленности, разведки нефти, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, рыболовства. Все эти перспективные проекты находятся “на рабочем столе” МПК. При этом отмечалось, что необходимо расширить взаимное предоставление информации предпринимательским кругам. Этому в значительной степени может содействовать проведение торгово-экономических выставок в двух странах.

На заседании Межправкомиссии никарагуанские представители подтвердили заинтересованность в строительстве глубоководного порта на атлантическом побережье, где Никарагуа не располагает терминалом с такими характеристиками. Из-за этого большую часть никарагуанского экспорта приходится отправлять через гондурасский порт Пуэрто-Кортес.

В сфере здравоохранения, помимо безвозмездной помощи медикаментами и медицинским оборудованием, которую уже оказала РФ Никарагуа, сейчас рассматривается проект по совместному строительству многопрофильной больницы. Предполагается, что на базе этого лечебного учреждения также можно будет осуществлять подготовку никарагуанских специалистов.

Никарагуанская сторона передала С. Рябкову официальное уведомление о ратификации Соглашения об отмене визовых формальностей для россиян при въезде в Никарагуа. Соглашение подписано президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой и прошло процедуру утверждения в парламенте страны. Передавая документ, заместитель главы никарагуанского МИД М. Коронель выразил надежду на то, что ратификация этого документа позволит расширить приток туристов в центральноамериканскую страну.

Читайте также:
Современная архитектура Нью-Йорка

Для фактического вступления в силу Соглашения никарагуанским властям предстоит выполнить некоторые формальности, связанные с их договоренностями с соседними по региону странами. Пока же при въезде в Никарагуа россиянам придется в течение определенного времени оплачивать так называемую “туристическую визу” в размере 5 долларов.

Вскоре после завершения работы МПК состоялась встреча С. Рябкова с Д.

Ортегой. В интервью ИТАР-ТАСС заместитель главы российского МИД отметил, что никарагуанский президент “высоко оценивает усилия правительства РФ по развитию связей с Никаргауа и по оказанию ей помощи”. По его словам, в ходе беседы подробно обсуждались различные аспекты деятельности Комиссии и итоги ее заседания. При этом отмечалось, что “социальная значимость очень перспективных и взаимовыгодных проектов взаимодействия находится во главе угла”.

“В целом все аспекты деятельности Комиссии в той или иной степени обсуждались во время встречи”, – сказал С. Рябков. Это касается развития инфраструктуры, электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, портового хозяйства, связей в сфере образования и здравоохранения.

Во время беседы президент Никарагуа указал на солидарность “с очень многими аспектами внешней политики” РФ, сообщил заместитель главы российского МИ выразил “чувство личной симпатии к России и ее народу”. Он, в частности, “много и проникновенно говорил о вкладе СССР в победу над фашизмом, о героическом подвиге советского народа”, отметил С.

После встречи с российским представителем Д. Ортега в заявлениях прессе указал, что финансовая помощь со стороны России “поможет в преодолении бюджетных проблем, которые испытывает Никарагуа в настоящее время”. “В противном случае мы попадем под давление стран и организаций, которые не принимают во внимание огромные различия между экономиками развитых держав и странами “третьего мира”. Президент пояснил, что имеет в виду страны Европейского союза и США, “выставляющие условия в оказании помощи”.

Одновременно президент отметил, что “постепенно продвигается” тема строительства межокеанского морского пути, который может пройти через территорию Никарагуа. По его словам, интерес в этой сфере выражает также венесуэльский лидер Уго Чавес.

В рамках работы МПК стороны отмечали, что импульс к переходу российско- никарагуанских связей на новый, значительно более высокий уровень придал визит президента Никарагуа Даниэля Ортеги в Москву в конце 2008 года, в рамках которого состоялась его встреча с российским лидером Дмитрием Медведевым. Благодаря выполнению договоренностей, достигнутых в рамках пребывания главы никарагуанского государства в РФ, удалось расширить рамки двустороннего взаимодействия.

Как отметил во время работы Комиссии в Рябков, “для никарагуанцев сначала СССР, а затем и Россия всегда были серьезной опорой, друзьями”. Он указал, что и россияне относятся с огромной симпатией к Никарагуа. “В том числе, мы благодарны ей за мужественное решение сначала признать независимость Южной Осетии и Абхазии, а затем и установить с ними дипотношения”.

В свою очередь, министр иностранных дел Никарагуа Самуэль Сантос заявил, что первое заседание МПК – “это новая встреча между двумя братскими правительствами, которые намерены совместно придать импульс развитию нашей республики с выгодой для обеих сторон”. “Никарагуа – сторонник мира, который отстаивает свой суверенитет и право на самоопределение”, – отметил он. Именно поэтому “для нашего правительства чрезвычайно важно укреплять отношения со странами-друзьями”, которые готовы на основе принципов взаимного уважения и солидарности оказать содействие в развитии, сказал министр, подчеркнув, что Россия для никарагуанцев занимает чрезвычайно важное место.

Никарагуа и Россия “придерживаются многополярного видения мира, в котором государства могут расширять политические, социальные, торговые и культурные отношения без нажима или вмешательства”. “Мы признаем право народов на самоопределение, и именно поэтому Никарагуа стала одним из первых государств, признавших независимость Южной Осетии и Абхазии”, – отметил Сантос.

В интервью корр. ИТАР-ТАСС министр заявил, что нынешнее расширение отношений между Никарагуа и Россией направлено на то, чтобы “возобновить историю двусторонних связей”. Он указал, что сразу после прихода к власти в Никарагуа Сандинистского фронта национального освобождения правительство Даниэля Ортеги “немедленно направило свои усилия на обновление исторических связей между Манагуа и Москвой. Это уже приносит конкретные результаты, что очень важно”.

Работа МПК и ее результаты привлекли внимание никарагуанских СМИ.

После завершения заседания крупнейшие газеты Никарагуа “Пренса” и “Нуэво Диарио” опубликовали статьи, в которых подробно рассказали о наиболее перспективных проектах. Телевидение Никарагуа транслировало в прямом эфире интервью главы делегации Рябкова и заместителя министра транспорта РФ В. Олерского. При этом комментарии местных обозревателей были выдержаны в позитивном ключе.

В материалах прессы говорилось, что, оказывая помощь Манагуа, Москва не “выдвигает встречных политических условий”. Касаясь перспектив дальнейшего наращивания двустороннего взаимодействия, никарагуанские СМИ отмечали, что объем товарооборота между двумя странами по итогам прошлого года составил, по оценкам местных властей, 37,5 млн долларов. –0–

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: