Крепость Горажда – по Черногории на машине

Форт Горажда — австро-венгерское наследие Черногории

Крепость Горажда находится недалеко от Котора. Вы ни за что не увидите Горажду, пока не подберётесь к ней вплотную. Да и указателей с основной дороги никаких на крепость нет. Поэтому Горажда редко попадает в список достопримечательностей, которые стоит посмотреть в Черногории. А зря.

История Горажды

Крепость построили в далёком 1886 году австро-венгры, которые господствовали тут в то время.

Надпись над входом «THURMFORT GORAZDA» переводится просто: «Башня-крепость Горажда»

Кроме удачного и незаметного расположения, Горажда имела самое последнее австрийское военное оборудование. Другими словами, была самой продвинутой военной крепостью своей эпохи.

Фото крепости сверху. Фото взято из http://wikimapia.org

Вооружение Горажды

Есть разные мнения о целях постройки Горажды. В одних источниках написано, что крепость должна была прикрывала тиватскую часть Боко-Которского залива. В других — контролировать дорогу между Котором и Цетинье и бороться с вражескими батареями в области Крстач наряду с укреплением Кавач контроль долины Зупа.

Так или иначе, артиллерия Горажды могла поражать дальние — более 10 км — цели. Для этого использовалась конструкция немецкого военного инженера Германа Грюсона. С виду конструкция больше напоминает инопланетную тарелку:

Добротных таких размеров инопланетная тарелка:

Надпись на сербском означает «Люблю тебя до бесконечности»

Внутри «тарелки» раньше стояло два 120-мм ствола на хитром поворотном механизме. Сейчас всё демонтировано, а бойницы, как видно на фото выше, заделаны. Обслуживали такое орудие 3 человека: двое солдат вращали, офицер стрелял.

Говорят, подобных установок было всего пять в мире, но до наших дней сохранился только один экземпляр — на крепости Горажда.

Кроме «тарелки» в крепости были ещё 4 пушки 120-мм калибра: по две на Котор и на Будву. С пушками тоже не всё так просто. Они установлены прямо внутри здания крепости:

В полу остались следы от рельсы, по которой можно было регулировать горизонтальное направление пушки. В потолке крюк тоже неспроста — с помощью него корректировалась вертикальная позиция ствола.

На крыше крепости, по флангам, есть бетонные дзоты 20-ого века.

Вид на аэропорт Тиват из бетонного дзота

В принципе, ничего интересного. Местные там вообще банки от пива складируют.

А вот рядом с дзотом есть железная дверка.

А за дверкой — пушка Грюссона.

Купол наблюдателя-корректировщика со штампом завода Эмиля Шкоды.

Архитектура Горажды

Крепость стала заброшенной после развала Югославии, но сохранилась так, будто люди из неё только ушли.

Горажда снаружи

Форт обнесён широким рвом. Первое, что бросается в глаза — это капониры, которые обороняли подход к крепости.

К основному зданию Горажды можно попасть только через подвесной мост, роль которого сейчас выполняет бетонная плита.

Снаружи здание Горажды мне напоминает лечебницу для душевнобольных или тюрьму:

Тут хорошо снимать что-то мрачное, хотя по сравнению с Врмацом Горажда лучезарная крепость и веет от неё добром.

Вот такой вид открывается с Горажды на Котор:

А вот такой — на Тиват и аэропорт:

Взлётка как на ладони, правда?

Горажда внутри

Крепость состоит из нескольких этажей. На первом и втором этажах светло, а вот на нулевой без фонарика лучше не ходить.

Слева — вход в крепость. От входа идут коридоры вниз и в стороны.

По лестнице вниз:

В целом крепость выглядит нетронутой, как будто все люди едимоментно испарились.

Но некоторые помещения выдают присутствие людей:

А от некоторых — аж мурашки по коже:

Читайте также:
Топ лучших автомобильных музеев мира

Молитвы на стене. Молчаливый, угрюмый сумрак казармы

Ещё мой взгляд зацепился за стены — тетрис какой-то, а не кладка.

Проблема всей Черногории

На страницах блога я уже не раз писала, что в Черногории много, очень много свалок и очень грязные обочины. То, что я увидела в Горажде, совсем грустно. Неужели больше некуда выкинуть унитаз?

Соседний форт Врмац сохранился хуже, но мусор, к счастью, туда не вывозят.

Как добраться до Горажды на авто

На крепость мы приехали вот на малютке Volzwagen Up!.

Машинка очень бодренько въехала в гору да и показала себя с хорошей стороны. Большая статья, как мы арендовали машину в Черногории.

Ахтунг, фары!

Кстати, на Горажде с нами произошел казус. Я забыла выключить фары. Ага, я знаю. Пока бродили по крепости, разрядился аккум. Такая беда! Как назло, черногорцы, которые приезжали на крепость, уже уехали. Мы одни на вершине с не заводящейся машиной. На помощь прибежали местные пацаны, которые до этого пытались разбить крепость молотком:

Но помочь двум туристам оказалось интереснее. Они помогли толкнуть машину, но, увы, автомат — не ручка, с толкача не заводится. Позвонили прокатчику, через пять минут к нам на помощь подъехали черногорцы, завели машину и всё закончилось хэппи эндом

Карта доезда до Горажды на авто

Если ехать из Будвы, то до Горажды 25 км. Из Котора — всего 10 км. Оба маршрута пересекаются на повороте на Троицу, и дальше идут по серпантину вверх. Часть маршрута проходит по старой австрийской дороге, где две машины еле-еле разъезжаются.

Маршрут, как доехать на авто до Горажды со стороны Будвы и со стороны Котора:

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарна, если вы оцените статью:

Наследие Австро-Венгрии: едем к крепости Горажда

Статья про крепость Горажда – заброшенное фортификационное сооружение. Расположен рядом со знаменитым Которским серпантином. Расскажу историю крепости и покажу как она выглядит в наши дни. И, конечно же, поведаю обо всех способах как сюда добраться.

  1. История крепости
  2. Горажда в наше время
  3. Полезная для посещения информация

История крепости

Крепость Горажда (Черногория) – мощное укрепление XIX века, построенное австро-венграми для защиты Которского залива и соседних дорог. На момент постройки крепость была одной из самых современных в регионе, владела мощным дальнобойным оружием, достающим одновременно и до Котора, и до Тивата. При этом форт практически незаметен! Два этажа здания находятся полностью под землей, еще один скрыт наполовину, поэтому даже на вершине холма крепость сложно разглядеть.

Строить крепость на 450-метровой высоте Австро-Венгрия начала в 1884 году. Так Вена отреагировала на черногорское восстание, прошедшее годом ранее. Спустя два года возведение Горажды завершили.

Название выбрали по имени холма, на котором стоит крепость, и восходит оно к старославянскому «горазд» – «умелый». Форт Горажда пережил обе мировых войны, а в XX веке перешел под контроль Югославии. Новая власть использовала его как оружейный склад, для чего здесь достроили новые помещения.

Гарнизон крепости в годы Первой Мировой войны составлял 8 офицеров и 195 солдат. Черногорцы массированно обстреливали крепость Горажду, но серьезного урона ей нанести не смогли.

Читайте также:
Фотографии Английской Гавани

Горажда в наше время

До нас крепость Горажда дошла практически без изменений и потерь. Не сохранился старый мост на входе – вместо него теперь лежит бетонная плита. Перед самой крепостью находится капонир и два рва глубиной до 8 метров. Между рвами австрийцы построили типичный для того времени загнутый коридор, благодаря которому нападавшие не могли стрелять прямо по входу.

Основные помещения крепость Горажда скрывает под землей. Сразу слева от главного входа находится спуск – на подземные уровни. Самый нижний часто залит водой, там делать нечего. Зато по остальным комнатам и коридорам можно ходить свободно.

Отдельная гордость крепости – орудия. Их все давно сняли, а большинство бойниц замуровали, но бункеры и детали еще остались. На самом верху стоит железный купол диаметром 3 метра. Это детище Германа Грузона, в котором стояла пара стволов калибра 120 мм. Управлял пушкой один человек, вращали – еще двое. Стреляли такие «монстры» на 10 километров.

Подобные бункеры стояли по всей бывшей Австро-Венгрии, но сохранился только один – в Горажда. По флангам крепости стоят меньшие бункеры, тоже сделанные по конструкции Грузона.

Доступ в крепость свободный 24 часа в сутки. Вследствие этого мародеры украли немало предметов форта, в первую очередь, металлических. Лучше захватить фонарик, хотя бы на смартфоне.

  • Необычная достопримечательность.
  • Легкий доступ, бесплатный вход.
  • Красивые виды.
  • Власти крепостью не интересуются, территорию не убирают. Если по-простому, то она частично засрана.

Полезная для посещения информация

Крепость Горажда расположена в 10 километрах от Котора. Рядом с ней проходит дорога к экс-столице Черногории — Цетине. Но форт стоит не на основной дороге, а немного сбоку. Поэтому многие проезжают поворот, поднимаясь к Которскому серпантину или спускаясь с него. Главное не пропустить табличку Goražda и поворот, на который она указывает. Пара минут по серпатинной дороге и вы на месте.

Добраться сюда проще всего на автомобиле. Крепость Горажда — достопримечательность Черногории не первого порядка, поэтому совместите поездку сюда с чем-то еще.

  1. Вариант 1 (мой опыт) : Будва — Цетине — Ловчен — Негуши — Которский серпантин — крепость Горажда — Будва.
  2. Вариант 2 . Крепости и форты Черногории: полуостров Луштица (крепость Арза, форты Луштица и Кабала), крепость Траште, крепость Врмац и крепость Горажда.

Теоретически можно подняться пешком от Котора, но уйдет 3 часа времени. Поэтому лучше арендуйте авто.

Нет водительских прав? Возьмите индивидуальную экскурсию с посещением крепости Горажда.

Крепость Горажда на карте

Другие крепости Черногории

Крепость Врмац и форт Траште вместе с крепостью Горажда образовали единую линию обороны территории как с моря, так и с суши.

Еще одну линию обороны австро-венгры возвели на входе в Боко-Которский залив. Она состоит из трех сооружений. Это крепость Арза на полуострове Луштица, форт на острове Мамула и крепость Оштра на полуострове Превлака. Последняя находится на территории Хорватии.

Присоединяйтесь к моему Ютуб-каналу Двое в тачке, не считая собачки .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.

Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.

Крепость Горажда (Goražda)

Форт «Горажда», пожалуй, самая интересная крепость Бока-Которского залива. Когда она строилась, это было самое современное и совершенное укрепление того времени. Здесь были применены самые новейшие технологии военной архитектуры и инженерии. Здесь было установлено вооружение последних образцов немецкой оружейной промышленности. Этой крепостью создатели могли гордиться! И по сегодняшний день она поражает каждого, кто её исследует. И взрослые, и дети будут в восторге от таких исследований.
И хотя она расположена на невысоком пике между Тиватом и Котором, увидеть ее довольно сложно. Крепость отлично замаскирована. Возможно, благодаря этому она и сохранилась до наших дней.

Читайте также:
Фото Алого Поля (16 фото)

Карта

От Котора идет старая дорога в Цетинье через Ловчен. Почти в 5 километрах от Котора вы увидите крутой поворот направо, указатель на крепость «Gorazda» и на соседний поселок «Mirac». Эта дорога вас выведет к цели.

Описание

Крепость Горажда являлась одной из опорных крепостей, построенных австрийцами на побережье Боки. В её задачи входило наблюдение вод и побережья в тиватской части Бока-Которского залива, а также ведение оборонительного огня на больших дистанциях.

Будучи построенной в 1886 году, она несколько раз достраивалась в начале XX века автрийцами и черногорцами.

Над входом в крепость вы увидите высеченную в камне надпись «THURMFORT GORAZDA». В переводе с немецкого это дословно означает «башня-крепость Горажда». Этимологию самого названия определить несложно. В старо-славянском языке есть слово «горазд», что означает «ловкий, умелый». В Польше это слово стало даже мужским именем. А вот в венгерском языке есть устаревшее слово «garazda», что означает «сварливый». Кстати, под Сараево в Боснии есть местечко с похожим названием Gora?de, вошедшее в историю кровопролитными боями во время Боснийской войны 1992-95 гг. Итак, скорее всего, это местное название самого холма, на котором расположена крепость. Австрийцы никогда не утруждались в изобретении новых названий для своих крепостей.

По своей архитектуре крепость весьма необычна. Опишем ее последовательно, начиная со входа. Итак, перед вами мост через ров, а точнее это бетонная плита. Она появилась уже в XX веке. До этого здесь, скорее всего, был перекидной мост. Петли для крепежа тросов сохранились. Оказавшись на мосту, справа во рву вы можете увидеть бойницы. Это капонир, служащий для обороны самого рва. Вокруг этой крепости их 4. Прямо перед вами входной коридор и петли для ворот. Справа и слева от коридора из стен торчат обрезки стержней. Они были длиной до метра и обтянуты колючей проволокой. Но после военных действий их спилили, чтобы местная детвора не покалечилась. Сам коридор загнут так, что сквозь него невозможно увидеть вход в крепость. Это сделано для того, чтобы было невозможно снаружи прострелить вход в крепость. В итоге мы можем видеть почти разрушенную левую стену. Вероятно, по ней велся огонь из крупного калибра. Пройдя этот коридор, вы окажитесь перед еще одним перекидным мостом. Оказывается, ворота в крепость находятся на островке, окруженном рвом. Но теперь перед вами уже вход в здание. Обратите внимание на ставни окон и двери крепости. В каждой из них вы увидите бойницы. На дверях изображен флаг Югославии и «признание в любви» народном вождю Иосифу Брозу Тито.

Внутренности крепости мы описывать не будем, чтобы у вас сохранился азарт исследователя. Главное, осматривайте каждую дверь и каждое помещение. Не бойтесь идти до конца, ведь там всегда самое интересное. Обратите отдельное внимание на небольшие металлические воронки, торчащие в разных местах из стен. Поняв их назначение, вы убедитесь, что устройство этой крепости действительно на высоте!

А теперь нужно отдельно рассказать о вооружении крепости Горажда. Ведь это в ней самое интересное.
Главная цель крепости — дальние мишени. Для этого внутри здания, прямо в крепости, были установлены 4 пушки с калибром 120 мм. Две были направлены в сторону Котора, а две в сторону Будвы. Направление ствола в горизонтальной плоскости регулировалось перемещением «пятки» по специальным рельсам (метал.пластина в полу), а в вертикальной плоскости за счет троса, продетого через кольцо в потолке. Эти детали управления вы найдете и сейчас, но вот сами стволы были вывезены, а бойницы забетонированы.

Читайте также:
Время полета Москва — Сургут

Для прикрытия Тивата и прилегающих территорий здесь было использовано изобретение военного немецкого инженера Германа Грюсона (Hermann Gruson), напарника семьи Крупп, известной последние 400 лет как крупнейшие производители оружия в мире. Само изобретение было простым: небольшой цилиндр на колесах и с вращающейся сферической крышей со встроенной пушкой небольшого калибра (см. изображение). Внутри цилиндра помещался 1 человек. Но в нашем случае это не маленькое мобильное сооружение, а огромная сфера около 3 метров в диаметре. И вооружена она была двумя весьма солидными стволами по 120 мм. Управлял этой установкой один человек, а поворотный механизм приводился в движение двумя солдатами. Дальнобойность этих пушек составляла более 10 километров. Подобных установок было произведено всего пять. Все они использовались на территории Австро-Венгерского королевства в восточной Европе. Но до наших дней сохранилась лишь одна — на крепости Горажда. Вот такая редкость оказалась забытой и затерянной в горах Черногории. Механизм и корпус установки сохранился отлично. Он находится на крыше крепости в самом центре.

На флангах крепости на крыше находятся бетонные дзоты. Это пристройка начала XX века. А вот рядом с ними вы сможете найти обычные небольшие пушки Грюсона, вкопанные в грунт. Заглянуть в них можно через дверцы внутри дзотов. А на верхней части пушки можно обнаружить штамп металлургического завода Эмиля Шкоды.

Горажда – заброшенная австро-венгерская крепость в Черногории

Самая большая и одна из самых интересных крепостей страны находится недалеко от города Котор. Пожалуй, это одна из самых известных заброшенностей Черногории, поэтому в интернете можно найти огромное количество фотоотчетов из этого места. Несмотря на свою популярность, крепость «Горажда» не является музеем, охраны на входе вы тоже не увидите, и вход в нее совершенно свободный. Если вы хотите, осмотреть крепость не только снаружи, но и изнутри, то не забудьте взять с собой фонарик, потому что внутри источников света нет и можно наступить во что-нибудь неприятное или споткнуться в темноте о какую-нибудь железку и серьезно пораниться. Наше путешествие по Черногории началось с города Герцег-Нови. Чтобы не объезжать по периметру весь Бока-Каторский залив, мы решили воспользоваться паромом, который за каких-то десять минут доставил нас на другой берег. Это позволяет отлично сэкономить время, так как объезд займет около 40-45 минут. Паром в Герцег-Нови работает с 5 утра до полночи, а с мая по октябрь даже ночью. Цена переправы легкового автомобиля всего €4.5. Очень удобно для тех, кто хочет из Хорватии осуществить поездку в Черногорию, или наоборот, из Будвы съездить на экскурсию в Дубровник.

Но вернемся к австро-венгерской крепости Горажда, которая расположилась в живописном месте Черногории (в этой стране просто нет других – все места очень красивые) с потрясающим видом на город Котор и взлетно-посадочную полосу аэропорта Тиват.

Практически к самому входу в форт Горажда ведет хорошо асфальтированная дорога, единственный ее минус – она очень узкая и извилистая, приходится двигаться очень медленно.

Читайте также:
Карта Софии на английском, русском языке с районами

Перед самой крепостью есть импровизированная смотровая площадка, она же парковка. Она конечно совсем небольшая, но 2-3 машины поместится на ней без проблем, при этом они совершенно не будут мешать проезду автомобилей.

Во время нашего визита мы были единственными посетителями крепости.

Крепость Горажда отлично замаскирована и, несмотря на то, что она расположена на вершине холма – практически незаметна взгляду человека. Крепость имеет 4 уровня, два из них находятся под землей, а еще один защищен земляным валом. Фактически из-под земли над поверхностью поднимается лишь верхний уровень крепости, на котором находится главное ее орудие.

Горажда была построена австрийцами для наблюдения и защиты Каторского залива и долгое время успешно справлялась с возложенными на нее функциями. На момент строительства Горажда представляла собой хорошо оснащенное укрепление того времени. Редкая крепость могла соревноваться с ней по мощи и оснащенности, в ней было все самое современное и передовое.

Строительство крепости длилось всего два года и завершилось в 1886 году. Во многих источниках указан 1866 год строительства, но судя по надписи над входом в Горажду, вторая восьмерка просто не дошла до нас в первоначальном виде. Надпись над входом «THURMFORT GORAZDA» переводится, как «Башня-крепость Горажда».

По периметру всей крепости вырыт широкий противопехотный ров, который обеспечивал защиту Горажды. Попасть внутрь можно было только по перекидному мосту. В наши дни, чтобы попасть внутрь крепости, нужно просто пройти по бетонным плитам, которые появились здесь в XX веке.

Если внимательно посмотреть на фото, то можно заметить, что с моста не виден вход в крепость – это сделано специально. Бетонный «коридор» перед входом в Горажду был сделан для того, чтобы вход в крепость невозможно было простреливать снаружи.

Надо сказать, что крепость Горажда не только хорошо замаскирована, но и хорошо засекречена. Нам удалось найти очень немного информации о ней – как правило, это то, что многочисленные путешественники, побывавшие здесь, переписывают друг у друга с незначительными изменениями. Именно поэтому нет достоверной информации о том, когда крепость опустела.

Существует предположение, что это могло произойти после развала Югославии в 1991 году, но подтверждающих это фактов мы найти не смогли. Внутри крепости нет света, кроме того, что проникает сквозь окна, поэтому стоит со всем вниманием отнестись к тому, куда вы наступаете – мусора и прочих «сюрпризов» здесь предостаточно.

Несмотря на то, что основное строительство завершилось в 1886 году, Горажда несколько раз достраивалась, модернизировалась и совершенствовалась. «Новые постройки» отлично видно по качеству камня и стыкам между ними.

Внутри крепости в бронированных казематах размещались 120 мм орудия, основная задача которых – дальние цели. Пушки были повернуты в сторону Котора и Будвы. Самих пушек в Горажде давно уже нет, а вот рельсы, по которым осуществлялось горизонтальная регулировка направления можно увидеть на полу и сейчас.

Для поднятия боеприпасов использовалась лифт: в тележку загружался снаряд и по специальной шахте поднимался или опускался на нижний уровень.

По некоторым данным на фото ниже можно увидеть сложное инженерное сооружение под названием «туалет»: средняя труба – водосток, а по периметру находится четыре «очка». Но есть и более сложные версии о том, что это часть боевого оснащения башни.

Когда ходишь внутри крепости Горажда, создается впечатление, что у нее очень сложная геометрическая форма. Но если посмотреть на спутниковый снимок крепости, то видно, что ее форма близка к квадрату, а вот форма противопехотного рва оригинальна.

Читайте также:
Фото Кувейта (227 фото)

Такая необычная форма появилась из-за того, что на нижнем уровне крепости сделано четыре бетонных ответвления с бойницами для обороны противопехотного рва, в случае если врагам удастся спуститься в него.

Крепость очень большая, а когда начинаешь спускаться на нижние уровни, кажется, что она огромная. Крепость Горажда очень напомнила нам тайваньские форты, по которым нам довелось погулять на Пескадорских островах. Вот только на Тайване даже в заброшенном форте вы не найдете мусора.

Если на нижних уровнях Горажды ничего интересного нет, то на самый верхний этаж подняться нужно обязательно. Это можно сделать по частично сохранившимся винтовым лестницам, но только стоит соблюдать аккуратность, потому что периодически с них падают камни, а мы не хотим, чтобы вы покалечились.

С крыши крепости открываются замечательные виды на окрестности и на само укрепление.

Но поднимались мы на крышу не для того, чтобы любоваться видами. Дело в том, что на крыше Горажды расположено уникальное сооружение – бронированный купол, который был разработан немецким изобретателем Германом Грюсоном (Hermann Gruson). Первую панцирную башню по его проекту построили в 1873 году, т.е. на момент строительства Горажды это было очень современное и инновационное сооружение.

Благодаря этому бронированному куполу гарнизон Горажды мог вести круговой обстрел территории и при этом быть абсолютно защищенным. Диаметр купола около 3 метров, а в качестве оружия использовалось две 120мм пушки.

Чтобы управлять этим инновационным чудом немецкой инженерной мысли требовался один человек, еще два бойца были необходимы, чтобы приводить в действие поворотный механизм. Надо сказать, что за всю историю подобных установок было построено пять штук, но до наших дней сохранилась лишь одна и она находится как раз на крыше крепости «Горажда».

На наших фото этого не видно, но на куполе есть надпись о том, что он изготовлен металлургическим заводом Эмиля Шкоды. Да-да! Шкода – это не только автомобили, как ошибочно полагают многие. В холдинг «Шкода» входило несколько предприятий, производящих различное оборудование, в том числе оружие, оборудование для энергетики, оборудование для пищевой промышленности, ядерной энергетики и многое другое. Большое количество горных пушек производства Škoda Holding было в свое время поставлено на территорию Югославии.

Черногория – удивительная страна. Здесь нет местной валюты, а во всех магазинах принимают евро, хотя официально страна не входит в еврозону. Русская речь слышна чаще, чем черногорская. Объявления о продаже жилья написаны на русском языке и указаны московские мобильные телефоны. Иногда, создается ощущение, что ты находишься в какой-то из областей России, но никак не на Балканах. Мы провели в Черногории совсем немного времени и обязательно сюда вернемся, чтобы более подробно познакомиться с ее красотами и достопримечательностями. Не переключайтесь – впереди очень интересные репортажи из загадочной для российского туриста Албании.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Крепость Горажда на карте

Извилистая дорога, которая ведет к крепости – это знаменитая Лестница Каттаро – древний серпантин, идущий по склону Ловчена прямо до Цетинье – древней столицы Черногории.

Ничего себе! Спасибо большое за информацию, мы, к сожалению, в Черногории было свосем немного времени и почти ничего не видели, теперь вот хочется вернуться для более глубокого изучения страны!

Читайте также:
Фотографии Онежской набережной

не пишите бред про местную валюту. ее нет тут и не было аж с 1916 года, с 2002 года – евро

“Здесь почти не пользуются местной валютой и во всех магазинах принимают евро.” Уточните, пожалуйста, в чем бред?

В магазинах цены указаны и в евро, и в местной валюте. Де-факто Черногория не входит в зону евро, соответственно, страна не имеет права эмитировать евро, официальную валюту страна ввела в одностороннем порядке.

Крепость Горажда в Черногории с видом на Бока Которску

В этом месте открывается один из лучших видов на Которский залив, также на г.Котор, Тиват, Герцег-Нови и Адриатическое море!

На крепости я была 24 ноября, но так как сейчас приближается Новый год, у меня крутятся при виде нее только такие слова: “И вот она нарядная на праздник к нам пришла” Удивительно зеленая крепость! Расположена ее большая часть под землей – аж 3 этажа.

Крепость-форт Горажда была построена во времена правления тут Австро-Венгрии, в 1886 году. Так что старушка уже. Причем далеко не все черногорцы знают о ее существовании, я уж молчу о туристах.

Форт «Горажда» – одна из самых красивых и интересных крепостей, ночью там жутко находиться без фонарика – вокруг тебя летает стая летучих мышей. Когда крепость строилась, это было самое современное и совершенное укрепление того времени. Здесь были применены самые последние технологии военной архитектуры и инженерии, было установлено вооружение последних образцов немецкой оружейной промышленности.

Если Вы найдете выход на верх эту крепость, то сможете забраться примерно сюда и сделать такие снимки с видом на раздвоенный залив, разрывает который гора посредине.

Травка зеленеет, солнышко блестит! и все это 24 ноября! Люблю Черногорию )) По пейзажам эта страна одна из самых-самых.

И хотя она расположена на невысоком пике между Тиватом и Котором, увидеть ее сложно. Крепость прекрасно замаскирована. Возможно, благодаря этому она и сохранилась до наших дней. Чтобы доехать до крепости, нужно поехать в сторону Котора и Негуши, и на развилке с табличкой “Негуши” и Ловчен завернуть резко направо, оставив по левую сторону виднеться Котор в заливе. Ну а дальше будут серпантины, главное не пропустить еще одну табличку с надписью “Tvrđava Gorzda”. Повернув резко направо в гору, вы выедете к крепости. Лучше сюда ехать в хорошую погоду или когда есть совсем немного облаков. Также потрясающие фотографии будут в темное время, ведь весь залив превращается в елочную гирлянду из огоньков. (фото смотри тут)

С крепости Горажда велось наблюдение вод и побережья в тиватской части Которского залива, а так же ведение оборонительного огня на больших дистанциях. Она несколько раз достраивалась в начале XX века автрийцами и черногорцами.

Главная цель крепости – дальние мишени. Для этого внутри здания, прямо в крепости, были установлены 4 пушки. Интересна она прежде всего тем, что на ней сохранился большой бронекупол, разработанный инженером и промышленником Германом Грузоном (German Gruzon). На тот момент это были весьма прогрессивное техническое решение, позволявшее вести круговой обстрел из-под прикрытия брони.

Внутри цилиндра помещался 1 человек (вверху по центру есть дырка). Это огромная сфера около 3 метров в диаметре. И вооружена она была двумя весьма солидными стволами по 120 мм производства компании Skoda. Управлял этой установкой один человек, а поворотный механизм приводился в движение двумя солдатами. Дальнобойность этих пушек составляла более 10 километров. Подобных установок было произведено всего пять. Все они использовались на территории Австро-Венгерского королевства в восточной Европе. Но до наших дней сохранилась лишь одна – в Черногории на крепости Горажда. Вот такая редкость оказалась забытой и затерянной в горах Черногории.

Читайте также:
Как заработать на блоге в 2022: 12 проверенных способов

А вообще эта железная штука напоминает мне НЛО. Даже глазки есть )) Как-то ночью мы тут с друзьями лежали и смотрели на звездное небо, укутавшись в плед и попивая вино. Романтика. Вообщем, назначение у этого “глазастика” может быть разным )))

А вот и подтверждение производителя – на верхней части пушки можно обнаружить штамп металлургического завода Эмиля Шкоды.. Его я нашла чуть дальше. Немножко истории: В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Emil Skoda), трудолюбивого инженера и динамичного предпринимателя. На ней работало около 100 рабочих, она выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений. С 1899 продолжавшая расти фабрика Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы.

Я сижу прямо на этой надписи.

Как обычно, крепость окружена противопехотным рвом

Крепость прекрасно замаскирована. Возможно, благодаря этому она и сохранилась до наших дней. В 20 веке укрепленные сооружения зарывали в землю, но на самом деле это трехэтажный комплекс.

Вот главный вход, по бокам которого ров.

Приглашаю на романтическую прогулку внутрь крепости. Днем тут совсем не страшно и даже светло )))

Да, ремонта давно не было.

А вот и свет в конце туннеля! На самом деле разветвлений, комнатушек и лестниц там много. Но желания залазить в каждую дырку у меня не было.

Я искала эту лестницу, так как знала, что она ведет на верх – на улицу и крышу крепости.

И немножко позерства на фоне 126-летней стены

Но закончить надо пост красиво ))) Ради этих видо сюда стоит приехать не раз, и не два. Бока Которска прекрасна! Можно увидеть отсюда взлетную полосу аэропорта Тивата. Смотреть с горы за самолетиками, поднимающимися в небо, очень интересно.

А еще можно оттуда же снять город Котор, немножко приблизив )))

Смотрится он как игрушечный

Также можно сфоткать вид на г. Тиват и яхт-марину Porto Montenegro

На этом все! Надеюсь, вам понравилось и было интересно. Кто собирается в Черногорию и будет на авто, хоть и арендованном, обязательно сюда съездите!

Популярные экскурсии:

смотреть экскурсии

Крепость Горажда

Есть в Черногории много того, что укрыто от взглядов туристов, хоть и находится прямо перед их глазами. Когда спускаешься по которским серпантинам на австро-венгерской дороге Цетине-Негуши-Котор, на зелёном холме под собой, что на юго-востоке от горы Врмац, можно увидеть ещё один маленький холм. На первый взгляд он ничем не отличается от других холмов в окружении, та же трава, тот же камень, но местами сверкающие камни заставляют еще раз на него посмотреть. Так в размышлении что за странный холм, по пути вниз доезжаешь до указателя „Горажда“.

Тут, над которским посёлком Троица, находится дорога в австро-венгерскую крепость из второй половины 19-го столетия, одна из двух, лучше всего сохранившихся крепостей в бывшей австро-венгерской „Приморской крепости Бока“. Приморскую крепость Бока, как комплекс укреплений для защиты залива Бока Которская, австро-венгры строили с 1830-го до 1914-го года. Вторая крепость в хорошем состоянии называется Врмац и находится на горе Врмац, которая разделяет Боку на две части.

Читайте также:
Пятая часть построенного жилья в Китае пустует

Когда доедете до крепости Горажда и увидите её, поймёте, что это событие в вашей жизни не сравнимо ни с чем. Перед вами появится джин из камня, стали и бетона, старый, но всё ещё современный, красивый и страшный одновременно, и вы почувствуете огромное уважение к строителям и гордость, что находитесь тут.

По спиральной дороге доберётесь до канатного моста надо рвом который окружает крепость. Его можно было поднимать. Если мост был поднят, то врагу почти не возможно было попасть в крепость, потому что пехота внизу попадала под удар пулемётов из двух капониеров, домиков-бастионов которые находятся с боковых сторон крепости. Когда мост был опущен, стальная дверь защищала вход в крепость.

Горажда была построена в 1860-ом году. Но в 1869-ом году случился бунт могущественного клана Кривошие, который проживал в восточных склонах горы Орьен, над Рисаном. Австро-венгры прислали туда солдат, чтобы подчинить их, клан их разбил и даже добрался до Горажды и атаковал её. Австро-венгры с 1884-1886-ой год обновляли крепость и сделали её намного сильнее.

С тех пор каменные стены слева и справа от стальных ворот связывают круглые бетонные стены и вместе образуют форму очень необычную для горных крепостей. Над входом в крепость поставлен бетонный обзорный пункт пехоты, а в углах над входом два стальных пункта, марки Шкода, которые крутились.

На первом этаже была казарма а две спиральные лестницы доходили до второго этажа, на котором были казематы. На крыше, где стояла огромная пушка, которая крутилась и могла угодить в любую точку Боки, находится всё ещё работающее стальное укрытие немецкого производства, Gruson, которое весит сто тон и является единственным сохранившемся объектом подобного рода в мире.

В году 1915-ом, во время Первой Мировой войны, черногорская армия с вершин Ловчена из пушек калибра 24 мм обстреливала крепость, но причинили они минимальный вред. Австро-венгры в 1916-ом году выгнали черногорцев далеко от Горажди и восстановили её. Потом унесли с неё пушки и пулемёты и пользовались ими в дальнейшей борьбе.

С 1918-го по 1990-ый год Гораждой, как складом, пользовалась югославская армия. Сегодня в крепость вход открыт и свободен. Это не всегда хорошо, так как некоторые несознательные люди сдают её металлические части на металлолом, а новые “строители” забирают прекрасно обработанный известняковый камень, не понимая исторической ценности этих вещей.

Над входом в крепость всё еще написано “Thurmfall Gorazda”, хотя, к сожалению, какой то любитель старинных дверей унёс входные стальные ворота.

В 2005-ом году Горажда ожила как в свои лучшие дни. Итальянцы приехали туда снять фильм “Nell quore dell pozzo”, в котором речь шла о злодеяниях партизан к гражданам итальянской национальности в Истрии, в конце Второй Мировой войны. Фильм был показан на третьем государственном канале итальянского радио телевидения.

До крепости можно добраться на машине из Будвы, Котора, Цетиня или Тивата, а из неё контролировалась дорога, которая самими австро-венграми построена с Цетиня через деревну Негуши до Котора.

Пока Австро-венгры были в Боке, её никто не смог захватить. В заливе у них в те времена была самая большая военно-морская база в Европе.

Читайте также:
В Испании началась распродажа целых деревень

Крепость Горажда

Одной из самых интересных крепостей в Бока-Которском заливе в Черногории является Горажда (Fort Gorazda или Tvrđava Goražda). Она прекрасно замаскирована, поэтому отлично сохранилась до наших дней и поражает туристов своими совершенными формами.

Исторические факты

Цитадель возвели по приказу Австро-Венгерского правительства в конце XIX столетия. Это было мощное и совершенное укрепление той эпохи. В его строительстве применялись последние достижения в инженерии и военной архитектуре. Форт Горажда в Черногории являлся одним из опорных сооружений на побережье Боки.

Основными целями крепости были:

  • наблюдение за побережьем и водами в Тиватской части залива;
  • ведение военно-оборонительных действий на больших дистанциях.

Название форта Горажда пошло от имени холма, расположенного на высоте 453 м, на котором он был построен. Цитадель обладает необычной архитектурой, ведь ее переделывали в XX столетии сами черногорцы.

Военная мощь крепости Горажда

Внутри сооружения установили пушки, имеющие калибр 120 мм и покрытые бронированным куполом. Они были направлены в сторону Будвы и Котора. Перемещались они по специальным рельсам в горизонтальном направлении, а в вертикальном – при помощи тросов, закрепленных в потолке.

Здесь же располагалось орудие Грюссона (слегка похожее на НЛО), представляющее собой 3-х метровый цилиндр с вращающейся крышей сферической формы. Вооружалось сооружение 2-мя стволами по 120 мм. Внутри находился человек, управляющий конструкцией, а приводили ее в движение еще 2 солдата. Дальнобойность приспособления превышала 10 км. Это единственное оружие такого рода, дошедшее до наших дней.

Наружная часть крепости

Крепость Горажда в Черногории имеет 3 этажа и практически полностью спрятана в горе. Ее верхняя часть сливается с местным ландшафтом. Попасть в укрепление можно через мост, перекинутый через противопехотный ров. Сегодня он представляет собой бетонную плиту, а в первоначальном виде это была перекидная конструкция. До настоящего времени дошли только петли, предназначенные для крепежа тросов. В овраге вы увидите 4 капониры (бойницы), служащие для обороны.

Во внутреннем дворе взору посетителей открывается коридор. Из его стен выглядывают обрезки стержней, используемые для ворот. Сам проход имеет загнутую форму, благодаря этому снаружи невозможно увидеть вход в крепость Горажда, а, значит, он не простреливаемый.

Коридор заканчивается перекидным мостом, а сами ворота располагаются на островке, который также окружен рвом. На дверях изображены строки, посвященные народному вождю Иосифу Брозу Тито, и флаг Югославии.

Описание интерьера

Возле входа в форт Горажда находится каменная винтовая лестница, ведущая к внутренним помещениям. Гарнизон цитадели мог вмещать одновременно около 200 солдат. На вершине сооружения располагаются 2 бункера с различными датами времен Первой мировой войны. К ним примыкали небольшие помещения, откуда велись боевые действия.

На нижних этажах форта Горажда в Черногории довольно темно и сыро. По этой причине с собой нужно брать фонарик и непромокаемую обувь.

Как добраться?

Из Будвы до крепости можно доехать на автомобиле по шоссе Donjogrbaljski Put и №2. Расстояние составляет примерно 25 км. Путь идет вверх по серпантину, часть его проходит по очень узкой старинной трассе. В 5 км от города Котор будет крутой поворот направо, где стоит указатель на поселок Mirac. Данная дорога и приведет вас прямо к форту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: