Колоссы Мемнона – поющие статуи в Египте

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона входят в состав достопримечательностей древнеегипетского Фиванского некрополя, раскинувшегося на противоположном от Луксора, западном берегу Нила. За свою 3400-летнюю историю огромные статуи безмолвно наблюдали за бесчисленными событиями, они сумели пережить стихии и время, смену цивилизаций, государств, правителей и до сих пор продолжают охранять покой фараона Аменхотепа III, несмотря на то, что его поминальный храм давно сравнялся с землей.

Посмотреть воочию на каменные колоссы Мемнона приезжают путешественники со всех уголков планеты. Здесь непременно останавливаются экскурсионные автобусы, направляющиеся вглубь «Города мертвых» — к комплексу Мединет-Абу, Рамессеуму, храму Хатшепсут, долинам Царей и Цариц, а также другим ярким свидетельствам египетской цивилизации времен ее наивысшего расцвета. Эти достопримечательности с 1979 года входят в список ЮНЕСКО под общим названием «Древние Фивы с их некрополями».

Как выглядят колоссы Мемнона

Две огромные статуи из кварцитового песчаника представляют фигуры восседающего на царском троне фараона Аменхотепа III. Они развернуты лицами к восходящему солнцу, их руки покоятся на коленях, а вдоль ног угадываются рельефы матери древнеегипетского правителя Мутемуйи и его главной жены Тии. Наиболее сохранившийся женский образ можно увидеть у правой ноги левого колосса. На боковых фасадах постаментов изображен Хапи — бог ежегодных разливов Нила и покровитель урожая в египетской мифологии.

Колоссы Мемнона сильно повреждены, черты лиц различить невозможно, тела́ покрыты сколами и трещинами. Левая статуя состоит из цельного куска камня, правая — имеет большую обширную трещину в нижней части и состоит из 5 ярусов выше трона, состоящих из другого типа песчаника и добавленных при реконструкции II века. Предполагается, что изначально колоссы были идентичными, но природные явления и сезонные разливы Нила оставили на античных памятниках свой разрушительный след. Статуи в окружении воды можно увидеть на работах Дэвида Робертса, Альберта Циммермана, Хьюберта Саттлера и др. Катастрофические наводнения прекратились в середине XX века, после строительства Асуанской плотины.

  • Высота статуй с основанием — около 18 метров.
  • Вес каждого колосса — предположительно 720 тонн.
  • Расстояние между фигурами — 15 метров.

Каменные блоки для колоссов Мемнона добывали недалеко от современного Каира, о чем говорят исследования структуры материала, и транспортировали в Фивы по суше на расстояние более 600 км. Они были слишком тяжелыми для перемещения вверх по течению Нила, хотя существует версия, что для доставки массивного груза египтяне могли использовать период половодья и специально построенные баржи.

Поющие статуи Мемнона

Сильнейшее землетрясение 27 года до н. э. серьезно повредило правый колосс Мемнона, после чего расколотая надвое статуя с отпавшей головой и частью торса начала «петь». Незадолго до рассвета она в течение часа издавала протяжные звуки, которые каждый воспринимал по-своему — посвистывание, легкий стон, разрыв струны лиры, мелодичный голос и другие эффекты. В свое время их слышали: античный историк и географ древнего мира Страбон, путешественник Павсаний, древнеримский политик Тацит, римский поэт-сатирик Ювенал, античный писатель Филострат и др. Необычное явление обросло легендами, к изваяниям потянулись путешественники, а «музыкальный тон» был признан эталоном для настройки инструментов. Услышанное пение воспринимали как хорошее предзнаменование, а молчание колоссов истолковывалось как знак надвигающейся беды.

Причиной пения северной статуи являлась, по одной из версий, скапливающаяся за ночь в пористом камне влага. С повышением температуры на рассвете, она испарялась, в результате чего создавались поднимающиеся вверх «поющие» потоки воздуха. Но древние египтяне об этом не догадывались и продолжали верить в загадочные чудеса, интерес к которым подогревали античные прорицатели-оракулы. Ублажая одного из них, римский император Септимий Север распорядился отремонтировать треснувший колосс, что и было сделано приблизительно в 199 году. После этого «голос» статуи Мемнона был утрачен, а упоминания о нем, относящиеся к XVIII—XIX вв., признаются ложными.

Говорят, что сегодня «концерты» можно услышать после 5 утра летом и после 7 — зимой, но далеко не каждый день. Как пишет доктор технических наук Клюкин И. И. в своей книге «Удивительный мир звука» (1978 г.), об этом на токийском Международном конгрессе свидетельствовал акустик из ФРГ О. Бшорр, проводивший наблюдения за «пением» в течение года. Впрочем, точную картину образования звуков исследователю выяснить так и не удалось, поэтому его миссия по изучению поющих статуй Мемнона полным успехом не увенчалась.

Происхождение названия

Считается, что огромные фигуры получили имя эфиопского царя, героя Троянской войны Мемнона случайно, однако именно это название, не имеющее отношения к древним египтянам, сохранилось на века. Согласно античным мифам, греки, впервые увидевшие колоссы, сравнили изваяния с образом Мемнона, описанного Арктином Милетским в поэме «Эфиопида». Вероятно, свою роль сыграло и приветственное пение статуй при встрече первых лучей солнца, ведь эфиопский царь был сыном богини рассвета Эос и повелителем утренней зари.

На самом деле, колоссы посвящались исключительно египетскому фараону Аменхотепу III. Арабы, завоевавшие Египет в VII веке, называли их Шамми и Тамми. Местные жители именуют статуи эль-Колоссат и эс-Саламат.

Поминальный храм Аменхотепа III

Огромный комплекс возводился еще при жизни фараона, в XIV в. до н. э. По своему масштабу он превзошел главное святилище Нового царства — Карнакский храм, и появившиеся позже: заупокойный храм фараона Рамсеса II — Рамессеум, а также погребальный храм Рамсеса III — Мединет-Абу.

Читайте также:
Туры на Новый год в Финляндию — в гости к Санта-Клаусу

До наших дней от величественного сооружения осталось несколько руин и чудом уцелевшие два колосса Мемнона, охранявшие первый пилон комплекса. Внутри храмовых стен толщиной 8,5 м находились четыре двора, папирусообразные 14-метровые колонны, аллея сфинксов, множество кварцитовых, гранитных и алебастровых статуй, стелы, в том числе — с изображениями Аменхотепа III и его жены Тии, сады и, собственно, сам храм. В процессе раскопок, начавшихся в 1964 году, также были обнаружены следы озера и хозяйственных построек.

Предполагается, что поминальный храм разрушился при землетрясении в конце XIII в. до н. э. Сопутствующими причинами стали постоянные наводнения Нила и неглубокая закладка фундамента. Восстанавливать комплекс не спешили, наоборот — камни активно использовали для строительства храмов Мернептаха в Мединет-Абу и Хонсу в Карнаке.

Сегодня наиболее сохранившиеся статуи, найденные при раскопках поминального комплекса Аменхотепа III, восстанавливаются на его территории, но бо́льшая часть артефактов хранится в Луксорском музее.

Сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге

Напротив Академии художеств, красуются два древнеегипетских сфинкса весом по 23 тонны каждый. Эти скульптуры зооморфных мифических существ, созданные из розового асуанского гранита в XIV веке до н. э., когда-то украшали перистиль (окруженное колоннами открытое пространство) храма Аменхотепа III в. Фивах. Они были найдены в 1825 году Янисом Атанази. Через несколько лет один из сфинксов перевезли в Александрию и выставили на продажу.

В 1830 году, на волне египтомании, «александрийскую» скульптуру увидел писатель и путешественник Андрей Муравьев, после чего обратил на нее внимание российского посла в Константинополе. Сфинксы с «лицами» Аменхотепа III были куплены по особому согласию императора Николая I, привезены в Санкт-Петербург в 1832 году и установлены на вновь созданной пристани Университетской набережной в 1834-м. Сегодня они имеют статус объекта культурного наследия народов РФ.

Колоссы Мемнона на google-панораме

Как добраться

Чаще всего к достопримечательности отправляются на экскурсионных автобусах из разных уголков Египта или с индивидуальным гидом. При самостоятельном путешествии из восточно-бережного Луксора сначала потребуется пересечь Нил на пароме или катере от пристани. Оставшиеся 3 км можно либо пройти пешком, либо пересесть на арендованный велосипед, либо добраться на такси, что приоритетнее для знойного времени года.

При путешествии на автомобиле нужно ехать по трассе Cairo Rd to Western Aswan с поворотом на Al Tmsalyn. Координаты места расположения колоссов Мемнона для ориентировки — 25.720483, 32.610509. Рядом с достопримечательностью есть бесплатная парковка.

Колоссы Мемнона в Египте: видео

Поющие Колоссы Мемнона в Луксоре

17 сентября 2021 – последняя актуализация статьи

Новые анти-ковидные меры в Египте с 10 декабря
Читайте Коронавирус (COVID-19) в Египте — правила для туристов

Колоссы Мемнона – это две огромные статуи высотой 18 метров и весом более 700 тонн каждая. Это первая достопримечательность, которую смотрят туристы на западном берегу Нила близ города Луксор (в древности город Фивы). Это местность называется “город мертвых”, во времена Нового царства в истории Египта здесь находились гробницы и поминальные храмы фараонов.

Внимание! По состоянию на середину сентбяря 2021 года колоссы Мемнона открыты для посетителей. Однако есть вероятность, что их скоро закроют. Дело в том, что в начале апреля 2021 года за колоссами археологи обнаружили поселение, которое они сейчас активно раскапывают. Если раскопки «дойдут» до колоссов, то их временно закроют для туристов. Но надеемся, что этого не произойдёт.

Уже после колоссов Мемнона туристы смотрят храм царицы Хатшепсут, долины Царей и Цариц и знаменитую гробницу Тутанхамона. Колоссы как бы встречают посетителей и дают понять, что экскурсия точно будет интересной.

Когда-то на этом месте стоял грандиозный поминальный храм фараона Аменхотепа III из XVIII династии. Предположительно, статуи изображают его самого, но лица слишком сильно повреждены для уверенного опознания.

Считается, что храм был рекордным по размерам – 35 гектаров, что примерно соответствует квадрату со сторонами в 600 метров. Аменхотеп III строил его как самый большой, запланировав площадь даже большую, чем у Карнакского храма.

Сейчас уже сложно определить истинность этих цифр. Храм был не очень удачно расположен, и после постройки его заливало водой при разливах Нила. Очень быстро храм перестал функционировать и пришел в запустение. Русло Нила в этом месте часто меняется, еще в 1840 году Колоссы Мемнона запечатлел знаменитый литограф Дэвид Робертс, и на его картине статуи окружены водой.

Фараоны следующей XIX династии вооружились принципом “не пропадать же добру” и организовали из храма Аменхотепа III большую каменоломню. Наибольший вклад в растаскивание храма сделал Рамсес II, а “прикончил” храм фараон Мернептах.

Но Колоссы не тронули. Не стоит думать, что последующие фараоны оставили статуи из-за глубокого уважения к предшественнику, причина в другом – Колоссы были сделаны из цельных глыб известняка, их нужно было распиливать на части.

Кто такой Мемнон?

Название “Колоссы Мемнона” греческое и к древним египтянам никакого отношения не имеет. Сами египтяне называли южную из статуй как “Царь Царей”, видимо Колоссы производили неизгладимое впечатление. Арабы, завоевавшие Египет в 7-м веке, назвали эти статуи “Шамми и Тамми”. Современные арабы зовут их “эль-Колоссат”.

Читайте также:
Отдых в Златиборе 2022, цены и достопримечательности

Не секрет, что достопримечательности Египта стали объектом экскурсионного туризма еще в античные времена. Древние греки и римляне с удовольствием приезжали посмотреть на Великие пирамиды, храмы и другие памятники древнего Египта.

Колоссы стали знамениты в античном мире после землетрясения 27 года до н.э., когда северная статуя сильно пострадала – отвалилась вся верхняя часть. И после этого оставшаяся на месте нижняя часть стала издавать звуки. Так как звук был слышен на рассвете, то греки назвали статуи “Колоссы Мемнона”.

Мемнон – царь эфиопов, пришедший с войском на помощь в защиту Трои. В битве он убил греческого воителя Антилоха (главное не смеяться), но сам пал от руки Ахиллеса. Мемнон был сыном Эос (в римском пантеоне Аврора) – богини рассвета. По греческой легенде, утренняя роса – это слезы Эос по погибшему сыну. А звуки от Колоссов по утрам греки посчитали плачем богини Эос по погибшему сыну.

История Колоссов Мемнона

Колоссы Мемнона стояли у входа в заупокойный храм Аменхотепа III. Их постройка была настоящим инженерным чудом для своей эпохи. Они были высечены из цельных блоков известняка, что хорошо видно на фото ниже). Вес каждой статуи – около 720 тонн, а блок должен был весить около 1000 тонн.

Исследования структуры камня показали, что блоки были добыты или в Гизе, или в Эль-Габаль эль-Ахмар. Оба этих места находятся близ современного Каира – в 700 километрах от Луксора. Как древние египтяне смогли их транспортировать на такое расстояние? Большая загадка.

Есть две гипотезы об этом. Первая гласит, что египтяне построили вокруг блоков деревянные баржи. Потом они подождали прилива Нила, баржи оказались на плаву и доплыли до города Фивы (современный Луксор). Эта гипотеза вполне правдоподобная, для поднятия груза 1000 тонн требуется баржа водоизмещением 1000 тонн. Баржа с таким водоизмещением сейчас считается небольшой (см. фото), и египтянам вполне было по силам построить что-то подобное.

Вторая версия – что блоки были слишком тяжелы для транспортировки по реке, и их тянули по земле. Версия малоправдоподобная, хотя и очень популярная. Для примера вспомним большой мраморный камень в Запретном городе. Вес этого камня 250 тонн, и его действительно смогли транспортировать по земле на расстояние более 100 километров. Этот процесс был документирован, и мы точно знаем, что его тянули 10 000 мулов и 20 000 рабочих. А сколько тогда тягловых животных и людей должны были тянуть блок весом 1000 тонн? И еще нужно учитывать, что китайцы тянули свой 250-тонный блок по льду, что сильно упрощало задачу. В Египте приходилось бы тянуть блок по земле или песку, что гораздо сложнее. С учетом факторов выше, гипотеза о транспортировке по земле кажется абсурдной.

Блоки были доставлены на место, из них высечены фигуры фараона Аменхотепа III, Колоссы стояли на входе в храм. Потом храм был поврежден разливом реки Нил, а следующие фараоны растащили его на стройматериалы. Колоссы Мемнона остались стоять до 27 года до н.э., когда их повредило землетрясение.

После землетрясения Колоссы Мемнона начали издавать звуки и прославились на весь античный мир. Сюда приезжали даже императоры Рима. В 130 году здесь побывал император Адриан, а в 199 году император Септимий Север. Колоссы издавали звук не каждый день, и услышать их песню считалось хорошим знаком, а не услышать – плохим предзнаменованием.

Император Септимий Север звуков не услышал и решил сделать что-то хорошее для Колоссов. Он приказал отреставрировать северную статую. Верхнюю часть северного Колосса собрали заново из пяти ярусов блоков известняка (на фото выше), которые доставили уже из Эдфу. После этой реставрации Колоссы Мемнона замолчали навсегда.

Почему Колоссы Мемнона пели?

Ученые могут только догадываться о причинах возникновения звуков. И даже их точного описания нет, есть несколько записей путешественников. Древнегреческий историк Страбон посетил Колоссы в 20 году до н.э., он описывал звуки “как удары”. А греческий географ Павсаний писал: “звучит как струна лиры”, но он приезжал в Египет через почти 200 лет после Страбона. Эти факты намекают нам, что звук от Колоссов Мемнона мог меняться со временем.

О причине звуков есть две основные версии. Первая – статуи по ночам впитывали воду, а с первым лучами солнца влага испарялась, отсюда и звуки. Вторая – звук вызван трением ветра о поверхность статуи. Вторая версия совсем не правдоподобная, так как не объясняет, почему звуки были слышны только на рассвете.

Как добраться

99% туристов посещают достопримечательности Луксора в составе экскурсионных групп. Однако сюда можно приехать и самостоятельно. Доехать до Луксора за разумное время можно только из Хургады. Читайте нашу подробную статью «Из Хургады в Луксор и обратно».

Из города Луксор через реку Нил курсируют паромы, пристань находится около Музея Мумификации. Цена билета – 5 египетских фунтов. Как только попадете на западный берег, двигайтесь в направлении от реки Нил и попадете к Колоссам.

Читайте также:
Фотографии Хошимина

Колоссы Мемнона – древние стражи храма Аменхотепа III

Колоссы Мемнона – это все, что сохранилось от древнейшего храма Аменхотепа III. Почти 3500 лет они стойко охраняют давно разрушенный храм.

Два гигантских каменных изваяния стоят в 15 метрах друг от друга на входе несуществующего погребального храма. Они молчаливо хранят древние тайны и … привлекают массу туристов со всего мира.

Где находятся

Колоссы Мемнона расположены в районе города Луксор в восточной части Египта. Они построены в 3 километрах от знаменитого Нила. Обе статуи обращены лицом к этой реке.

Как выглядят Колоссы Мемнона

Это две внушительные каменные статуи времен фараона Аменхотепа III. Он возглавлял Египет в 1388-1351 годах до н. э. Это время относят к 18-ой династии фараонов.

Интересный факт – правление Аменхотепа III было для Египта временем процветания и мира. Историки утверждают, что в это время не было больших войн, а в стране процветало искусство и строительство.

Обе статуи похожи друг на друга. Высота вместе с пьедесталом доходит до 18 метров. Каждый колосс весит примерно 720 тонн.

Они построены из песчаника. Интересно, что в округе такого материала нет, поэтому приходилось доставлять его из каменоломни Эль-Габаль-эль-Ахмара. Этот район сейчас входит в границы современного Каира и в переводе означает «Красный Холм». Он находится в 675 километрах к северу от колоссов Мемнона.

Как же удалось доставить сюда гигантские каменные блоки? Они были очень тяжелые. Вверх по течению Нила их транспортировать было невозможно. В итоге камне волоком по суше доставляли в Фивы (современный Луксор).

Сейчас обе статуи сильно повреждены. Считается, что изначально эти статуи были идентичны друг другу. Отличались только надписи и некоторые барельефы.

Откуда имя?

Арабское имя этого места — Ком эль-Хатан, но название Колоссы Мемнона известно больше.
Это имя появилось, когда сюда прибыли первые греки. Они спросили, что это за статуи, и местные жители ответили «менну». Так обычно называли статуи сидящих фараонов. Но греки, почему-то стали ассоциировать эти статуи с Мемноном, героем Троянской войны. Его имя означает Стойкий, Решительный. Он привел своё войско для защиты осажденной Трои. В результате поединка с легендарным Ахиллесом, Мемнон погиб. Но греки чтят его имя до сих пор.

Постепенно название Колоссы Мемнона стало известно во всем мире.

История Колоссов Мемнона

Статуи, как и сам погребальный храм Аменхотепа III, построены в 14 веке до н. э.

Каковы истинные размеры всего комплекса неизвестно. Но определенно он был очень большим. Согласно археологическим данным, весь храм занимал территорию площадью около 35 Га. На тот момент он был самым большим храмом Египта. Даже знаменитый Карнакский храм уступал ему по размерам.

Так мог выглядеть погребальный храм Аменхотепа III

К сожалению, спустя некоторое время, разливы Нила стали подтачивать здание. Добило его уже землетрясение предположительно в 1200 году до н.э. Это землетрясение открыло многочисленные провалы в земле, и многие статуи были в них погребены.

Раскопки показали, что комплекс состоял из трех пилонов. На каждом стояли гигантские статуи, а весь двор был окружен колоннами. Около 200 статуй и их фрагментов хранятся в музее Луксора.

Многие камни и обломки разрушенного святилища местные жители разобрали себе еще в древние времена.

Примечательно, что из всего комплекса уцелели только две статуи. Но и они значительно повреждены.

Считается, что южная статуя — это сам Аменхотеп III. Он изображен сидя, с руками на коленях. У его ног высечены две фигуры. Одна изображает его жену Тий, а вторая мать Мутемуй.

Тий — жена Аменхотепа III

На боковых поверхностях можно увидеть бога Нила Хапи.

Рисунки по бокам трона статуи

Колоссы Мемнона когда-то пели

Вернее сказать пела только одна из статуй.

В 27 году до н.э. произошло землетрясение. Оно наполовину разрушило северную статую. Практически вся её верхняя часть была уничтожена, а в нижней части образовалась трещина. С тех пор люди стали иногда слышать таинственные звуки, исходившие от статуи. Обычно это происходило 1-2 часа после восхода Солнца. Чаще всего звуки появлялись в феврале-марте.

Первые относительно достоверные сведения о поющем колоссе датируются 20 годом до н.э. В докладах Страбона, греческого историка и географа, упоминается о странных звуках, которые шли от статуи на восходе Солнца. Он описал его как «удар».

Интересно, что люди слышали разные звуки. Например, другие исследователи и ученые сравнивали звук с «разрывом струны лиры», ударом латуни или просто со свистом.

Почему пел и замолчал колосс?

Точных объяснений, откуда шел звук, нет. Но есть несколько версий.

Возможно, звук появлялся именно на рассвете из-за повышения температуры окружающей среды и естественного испарения росы в пористой структуре статуи. Скорее всего, землетрясение создало условия, при которых такое стечение обстоятельств порождало звуки. Или это ветер создавал такие нереальные звуки.

Читайте также:
«Мини Сиам» в Паттайе: фото, цена билетов, как добраться

В пользу этой теории говорит тот факт, что подобные звуки иногда издают другие египетские статуи. Хотя и значительно слабее.

Есть предположения, что эти звуки искусственного происхождения. Проще говоря, люди воспроизводили определенные шумы. Правда, для чего это делалось непонятно. Может для того, чтобы создать ореол таинственности древним статуям, и соответственно прославиться на весь мир.

Надо сказать, что эта версия крайне маловероятна. В 199 году уже нашей эры по распоряжению римского императора Септемия Северуса северную статую частично восстановили. Несколько рядов каменных блоков создали подобие первоначальной статуи. С тех пор звуков больше никто не слышал.

Частично восстановленная северная статуя

Интересный факт – оригинальные останки этой статуи так и не были найдены. Поэтому пришлось восстанавливать её другими блоками. Напомним, местные жители унесли многие камни для собственных нужд.

Последнее появление мистических звуков было отмечено в 196 году н.э.

Кстати говоря, император Септемий, посетив колоссы Мемнона, никаких звуков не услышал. А реконструкцию северной статуи затеял в надежде угодить оракулу. В те времена оракулы были весьма почитаемы не только обычными людьми, но и правителями.

В конце 18-го – начале 19-го веков вновь сообщалось о появлении звуков. Но эти данные, скорее всего, недостоверны и созданы для привлечения туристов или просто как лишнее напоминание о былой славе поющих колоссов.

Колоссы Мемнона – стражи исчезнувшего храма

Первое, что видят туристы, совершающие путешествие в Луксор – это две гигантские каменные фигуры. Колоссы Мемнона (Colossi of Memnon) почти 4000 лет сидят на одном месте, время не пощадило этих гигантов. Лица статуй разрушены, верхняя часть фигур не в идеальном состоянии. Но даже в таком виде они производят впечатление на всех, кто их видит.

Тысячи лет назад за спинами гигантов находился храм, воздвигнутый в честь фараона из 18 династии Аменхотепа III. Разливы Нила давно разрушили грандиозное сооружение, которое занимало 35 га. От былого великолепия остались только два гигантских стража – колоссы Мемнона. На фото видно, что высота стопы статуи равна среднему человеческому росту. Краткое описание достопримечательности можно прочитать ниже.

Где находятся колоссы Мемнона

Недалеко от Долины Царей, 10 км от Луксора.

Как добраться:

Осмотр колоссов Мемнона совмещают с посещением захоронений Долины Царей.

Из Хургады и Шерм-эль-Шейха посетить Луксор можно несколькими способами:

  • автобус;
  • авиаперелет;
  • круиз по Нилу.

История колоссов Мемнона

Изначально колоссы были возведены перед входом храма Аменхотепа III. Этот заупокойный храм занимал огромную территорию 35 га, это установили при раскопках. От некогда грандиозного сооружения остались только две огромные статуи. Предположительно это изображение Аменхотепа. Колоссов изготовили из глыб известняка. Вес каждого более 700 тонн. Каменный блок, из которого сделали изваяние, должен был весить примерно 1000 тонн.

По структуре известняка установили, что он был добыт недалеко от Каира. Расстояние от Луксора до Каира 700 км. Ученые так и не пришли к единому мнению, как именно эти глыбы перевозили на такое большое расстояние.

Есть две версии. По одной из них, транспортировали камни по воде. Для этого использовали деревянные баржи. Их разместили вокруг блоков, дождались прилива и доплыли до места назначения.

Приверженцы второй гипотезы утверждают, что камни перемещали по земле. Тут хочется вспомнить сохранившиеся сведения о том, как в древнем Китае перемещали глыбу мрамора весом 250 тонн. Для транспортировки использовались мулы, понадобилось 10 000 животных, и 20 000 человек. При этом китайцы тянули камень 100 км по льду. В Египте вместо льда был песок, что точно не облегчало задачу, расстояние в 7 раз больше и камень в 4 раза тяжелее. Обе версии имеют своих сторонников и противников, точно никто не знает. Это еще одна загадка древнеегипетской цивилизации.

Как выглядят колоссы

Каждое из изваяний выполнено в виде сидячей фигуры, ладони на коленях. Лицо статуй обращено к Нилу. Возле ног вырезаны две женские фигуры, это изображения матери и жены фараона. Бог Хапи, покровитель Нила, изображен на боковой части.

Фигуры колоссов установлены на платформе, их общая высота 18 м. Расстояние между изваяниями 15 м.

К сожалению, прошедшие тысячелетия и природные факторы повлияли на состояние каменных гигантов. У обеих фигур разрушены лица. У одного из колоссов не хватает каменного блока. Верхняя часть другой фигуры была отремонтирована по приказу римского императора и состоит из другого вида песчаника.

Ученые считают, что изначально колоссы были одинаковые, отличались только надписи.

Поющие колоссы

После разрушения у колоссов появилась странная особенность – одна из статуй начала петь. Происходило это на рассвете и не каждый день. Как только поднималось солнце, колосс издавал звуки, которые одни люди описывали как стон, другие как песню. Про это чудо стало известно не только в Египте, но и в других землях. Посмотреть на чудо стали приезжать древние туристы из разных стран. Вечером путешественники переплывали на западный берег Нила, в город Мертвых, чтобы услышать на рассвете песнь гигантского изваяния.

Иногда статуя молчала, это считалось плохим предзнаменованием. Жена римского императора Адриана – Сабина, оставила надпись о том, что так и не услышала пение. Но женщина оказалась настойчивой и осталась на вторую ночь. На рассвете она услышала, как колосс исполняет свою песню.

Читайте также:
Синайская виза: бесплатный въезд в Египет

Осталось очень много письменных свидетельств, что статуя действительно издавала какие-то звуки. Правда, сами звуки описываются по-разному, возможно это зависело от восприятия слушателя, возможно звуки отличались.

Колосс пел примерно 200 лет. Прекратилось пение из-за императора Рима Септимия Севера. Правитель, как и все остальные, хотел собственными ушами услышать знаменитое пение каменного гиганта. Но не услышал. Император, чтобы умилостивить божество, а считалось, что пение колосса это голос богов, приказал отремонтировать разрушенную статую. Была восстановлена верхняя часть фигуры, и после этого никто, никогда больше не слышал пение колосса.

Современные ученые объясняют феномен следующим образом – после разрушения в камне образовались трещины. Звук мог образовываться по двум причинам. Во-первых, из-за перепада дневных и ночных температур. С восходом солнца становится теплее и пустоты в камне расширяются, и камень издает звуки. Во-вторых, из-за ветра. Могли влиять оба фактора, это как раз объясняет, почему звуки отличались.

Интересные факты

  • Считают, что храм Аменхотепа был разрушен из-за разливов Нила. Идея древних архитекторов была красивая. Сооружение специально возвели в таком месте, которое заливало водой. Посреди водной глади храм должен был возвышаться как земная твердь. Но не рассчитали прочности сооружения. Разливы Нила прекратились после сооружения плотины в прошлом веке.
  • Остатки храма были использованы другими фараонами для возведения новых сооружений.
  • На колоссах и сегодня можно увидеть надписи, которые оставили древние путешественники. Всего их более 80. Из этих надписей ученые узнали, что в основном пение колосса слышали в марте и феврале.
  • Название «колоссы Мемнона» не египетское, так их назвали древние греки. Это имя правителя Эфиопии, которого в Трое убил Ахилл. По легенде, он был сыном богини утренней зари.

Время работы

Осмотреть статуи можно в любой день недели и в любое время суток.

Цены на билеты

Что посмотреть рядом

  • Долина царей древнего Египта – город Мертвых. Место, где пять столетий хоронили фараонов. Гробницы обустроены в скалах на глубине до 100 м. Несколько веков город Мертвых был занесен песком. Раскопки начали в XIX столетии европейские археологи. Именно здесь нашли гробницу Тутанхамона – это стало сенсационным открытием ХХ века.
  • Карнакский храм – огромный храмовый комплекс, который постепенно застраивался разными фараонами на протяжении почти 2 тысячелетий. Здесь можно увидеть остатки религиозных сооружений, колонны, обелиски, статуи. Самый древний музей под открытым небом.
  • Храм Хатшепсут (по данным Википедии) был построен в 1473 г. до н. э. в честь единственной женщины, которая носила титул фараона. О ней известно, что правительница любила искусство, в годы ее правления было построено много различных сооружений. Личность была незаурядная, египтологи выяснили, что Хатшепсут возглавила военный поход. Заупокойный храм царицы начали строить при ее жизни. Сооружение построено у основания скалы. Внутреннее помещение располагается в скальном массиве. По отзывам туристов, храм смотрится монументально, интересен и внутри и снаружи.
  • Колоссы одиноко стоят в стороне от основных достопримечательностей. Они первые древние сооружения, которых видят туристы посещающие Луксор. Давно исчез храм, который гиганты должны были охранять, время разрушило частично и самих колоссов. Но даже в таком состоянии эти монументальные изваяния производят впечатление на всех, кто их видит.

    Рекомендуем для туристов:

    ✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

    ✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

    ✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

    ✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

    ✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

    ✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

    masterok

    Мастерок.жж.рф

    Хочу все знать

    Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше.

    Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи – это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них – его жена Тия, другая – его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила – Хапи.

    Читайте также:
    Сколько лететь до Нальчика из Москвы

    Фото 2.

    Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона – щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии – такова идея скульптурной композиции.

    Фото 3.


    1857 год.

    Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III – Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти


    17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

    У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.


    17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

    Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

    Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

    Фото 6.

    1900 год

    Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

    Фото 13.

    Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

    И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

    Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
    Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

    Фото 4.

    Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

    Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

    В южной части двора располагались сфинксы – точная копия петербургских, а в северной – сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

    Фото 5.

    Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

    В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

    Фото 7.

    Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов – годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

    Читайте также:
    Срок и категория китайской визы

    Фото 8.

    Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

    Фото 9.

    Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события – не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII – XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи – Руси – Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

    Фото 10.

    Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

    «Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

    Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

    Фото 11.

    Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

    Фото 14.

    Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

    Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

    Фото 15.

    Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

    Фото 16.

    Фото 17.

    Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

    Фото 18.

    Фото 19.

    Фото 20.

    Фото 21.

    Фото 22.

    Фото 23.

    Фото 24.

    Еще немного про египетские древности: давайте посмотрим на Открытие гробницы Тутанхамона или например узнаем, что совсем недавно В Египте найдена гробница царя загробного мира Осириса. А вот тут было разоблачение, не ужели Бюст Нефертити подделка ? и вот История Суэцкого канала. Узнайте Чье лицо у Сфинкса ? и какой Новый самый большой обработанный камень в мире

    Читайте также:
    Сколько лететь до Кубы из СПБ

    Поющие Колоссы Мемнона

    Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи – это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них — его жена Тия, другая – его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила – Хапи.

    Фото 2.

    Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира.

    Фото 3.


    1857 год.

    Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III — Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти


    17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

    У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.


    17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

    Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

    Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

    Фото 6.

    1900 год

    Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

    Фото 13.

    Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

    И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

    Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
    Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

    Фото 4.

    Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

    Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

    В южной части двора располагались сфинксы — точная копия петербургских, а в северной — сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

    Фото 5.

    Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

    В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

    Фото 7.

    Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов – годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

    Читайте также:
    Отдых в Хорватии осенью: куда поехать

    Фото 8.

    Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

    Фото 9.

    Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события – не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII – XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи – Руси – Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

    Фото 10.

    Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

    «Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

    Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

    Фото 11.

    Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

    Фото 14.

    Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

    Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

    Фото 15.

    Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

    Фото 16.

    Фото 17.

    Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

    Фото 18.

    Фото 19.

    Фото 20.

    Фото 21.

    Фото 22.

    Фото 23.

    Фото 24.

    Отзыв: Экскурсия в геотермальный парк Уаи-О-Тапу (Новая Зеландия, Роторуа) – Страна геотермальных чудес

    Итак, Уаи-О-Тапу (Waiotapu – “священные воды” в переводе с языка маори) – область с высокой геотермальной активностью, которая находится на Северном острове Новой Зеландии, примерно в 30 км от городка Роторуа, являющегося одним из крупных туристических центров страны. Здесь находится много удивительных горячих источников, а также гейзер под названием “Леди Нокс”. Это место очень популярно среди туристов, посещающих страну, и даже на картах отмечено как Waiotapu Thermal Wonderland (Страна термальных чудес Уаи-О-Тапу). Скажу честно, чудеса тут действительно имеются, и это место имеет все шансы удивить даже очень искушенных и бывалых путешественников.

    Читайте также:
    Будапешт – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

    Я посетил Уаи-О-Тапу в рамках однодневной автобусной экскурсии из новозеландского города-порта Тауранга. В экскурсию также входило посещение города Роторуа и катание на кораблике по одноименному озеру, на берегу которого городок и расположен, поэтому в Страну термальных чудес мы прибыли чуть позже полудня. Совет путешественникам: если у вас будет возможность посетить это место, делайте это утром. На территории парка есть гейзер “Леди Нокс”, его извержение происходит каждый день в 10:15 утра (его вызывают искусственно при помощи мыльного раствора), длится извержение, во время которого гейзер выбрасывает струю воды высотой до 20 метров, около часа. Поскольку мы прибыли после полудня, гейзера мы не видели. Не могу сказать, что я был этим разочарован: фантастические виды и другие аттракции парка с лихвой компенсировали это упущение, – однако не отказался бы и на “Леди Нокс” посмотреть.

    Стоимость входа в парк геотермальных чудес составляет 32,5 новозеландских доллара (примерно 23,5 американских); на настоящий момент (как я только что выяснил на их официальном сайте парк временно закрыт в связи с модернизацией и ремонтом.

    Первое место, которое нам было показано, – озерцо кипящей грязи. Оно находится немного в стороне от основных пешеходных маршрутов по парку, поэтому мы посмотрели на него, походили вокруг, запечатлели, а потом сели в автобус и поехали к центру для посетителей парка.

    В центре для посетителей парка есть, конечно, большой сувенирный магазин, кроме того, здесь можно и нужно взять карты пешеходных маршрутов по парку (есть карты на разных языках, включая русский). Туалеты здесь тоже есть и их крайне рекомендуется посетить, поскольку на территории их уже не будет.

    На выходе из центра для посетителей начинается пешеходный маршрут по Стране геотермальных чудес, который примерно через десять минут приведет вас к источнику под названием “Палитра художника”, названному так потому, что в воде здесь можно увидеть различные оттенки желтого и оранжевого цветов.

    Наше посещение парка пришлось на пасмурный день (по крайней мере, нам повезло, что не было дождя). Если будет возможность, выберите для посещения Уаи-О-Тапу солнечный день, чтобы увидеть источники во всех их разноцветной красе.

    Далее по мостику, проложенному фактически над “Палитрой художника” вы проходите к, наверное, главной достопримечательности этой части парка под названием “Бассейн с шампанским” (Champagne Pool).

    Этот источник называется так, поскольку из-за высокой концентрации растворенных в воде газов на его поверхности постоянно образуются пузырьки. Воды источника содержат большое количество соединений сурьмы и мышьяка, которые оседают на дне и придают ему оранжевую окраску.

    Далее можно вернуться к центру для посетителей, обогнув “Бассейн с шампанским” по кругу, даже на этом небольшом пути вас ждет еще один как минимум большой сюрприз. А можно пойти по другой тропинке вглубь парка, где вам встретятся другие геотермальные источники, озеро с зеленоватым оттенком воды и где можно полюбоваться новозеландской природой, в частности, уникальными древовидными папоротниками.

    Эта тропа достаточно длинная – прогулка по ней очень быстрым шагом, а кое-где и бегом ввиду ограниченности во времени, заняла у меня около 40 минут. Кроме того, здесь есть лестницы, которые позволяют вам подойти от небольших смотровых площадочек прямо к источникам, поэтому прогулка по этой тропе может немного утомить. Если у вас на посещение парка отведен целый день (а он того стоит, особенно если это еще и солнечный день), то можно насладиться неспешной прогулкой.

    После пробежки по глубинной тропе я снова оказался у “Бассейна с шампанским” и двинулся по направлению к концу тропы.

    И уже через 5 минут меня ожидал последний сюрприз (зато какой):

    Это озерцо с водой ядовитого желто-зеленого цвета называется не иначе как “Ванна дьявола” (Devil’s Bath). Если другие достопримечательности парка я видел на фотографиях в интернете перед посещением, то об этом озерце не знал ничего, поэтому оно и стало для меня (и для многих других туристов) сюрпризом. Люди по десять минут стояли здесь, делая фотографии себя любимых в таком уникальном месте.

    Сделав несколько фото на память, я направился к концу тропы, к центру для посетителей. Экскурсия в страну геотермальных чудес закончилась.

    Напоследок хочу сказать, что это одно из достаточно немногих таких уникальных мест на планете и, находясь в Новой Зеландии, его стоит посетить обязательно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: