Катастрофа Ту-114 в Шереметьево

Погода, ошибки и неубранный снег. Что было причинами семи авиакатастроф в Шереметьево

Вечером в воскресенье пассажирский лайнер «Аэрофлота» загорелся — после жесткой посадки в аэропорту Шереметьево. Погибли 40 пассажиров и один член экипажа, еще 37 удалось выбраться из горящего самолета. Однако происшествия в крупнейшем российском аэропорту случались и раньше.

Проблемы с высотой

Трое — в тяжелом состоянии. Минздрав озвучил сведения о пострадавших в Шереметьево

Первым трагическим инцидентом в истории Шереметьево можно считать крушение самолета Vickers Viscount OE-LAF компании Austrian Airlines 26 сентября 1960 года, во время выполнения рейса из Варшавы в Москву. Самолет не долетел 11 километров до взлетно-посадочной полосы. Тогда из 37 человек, находившихся на борту, погиб 31, из них пятеро — члены экипажа.

По данным Aviation Safety Network, причина крушения так и не была точно определена. Известно, что самолет заходил на посадку на слишком маленькой высоте. В ходе расследования было установлено, что это не связано с метеорологическими явлениями. Скорее всего, к крушению привели неправильные показания высотомеров. Однако из-за сильного повреждения обоих приборов не удалось выяснить, было ли это технической ошибкой, или они были неправильно настроены.

Источник фото: Facebook

Плохая погода

Шестью годами позже, 17 февраля 1966-го, в Шереметьево разбился Ту-114 компании «Аэрофлот». Самолет должен был совершить рейс из Москвы в Браззавиль впервые в истории, поскольку раньше советские самолеты летали только до Аккры. Ту-114 перевернулся спустя несколько секунд после взлета, от удара у него оторвало хвост, остальная часть самолета загорелась. На борту находились 66 человек. В результате происшествия погибли 13 членов экипажа и восемь пассажиров, еще 18 человек попали в больницы.

По данным сайта Airdisaster.ru, самолет потерпел крушение из-за сложных метеорологических условий. В этот день в Москве и области были сильный снегопад и туман. Экипаж получил разрешение на взлет, несмотря на то, что данные о погоде были получены еще несколько часов назад, а взлетно-посадочная полоса была расчищена не на всю ширину. В результате из-за плохой видимости самолет отклонился от необходимой оси, в которой он должен был разгоняться, а при попытке взлететь зацепил сначала сугроб, а потом и один из огней ВПП. Сотрудникам аэропорта, которые несли ответственность за подготовку полосы и работу с экипажем, объявили строгий выговор.

Неудачные взлеты

Еще одно происшествие на взлете в 1972 году привело к смерти 61 человека. 28 ноября 1972-го катастрофу потерпел японский самолет Douglas DC-8-62, который должен был следовать из Москвы в Токио, причем аэропорт Шереметьево был промежуточной точкой. До этого самолет благополучно прилетел из Копенгагена.

«Пожар начался после посадки»: командир сгоревшего SSJ100 рассказал, как сажали самолет

Как показало расследование, экипаж слишком высоко поднял нос самолета, из-за чего, находясь на высоте в 100 метров, лайнер начал быстро снижаться и рухнул в 150 метрах от торца полосы. Всего на борту находились 76 человек, погиб 61. Причиной катастрофы, по данным Aviation Safety Network, назвали неожиданное выведение самолета на закритические углы атаки, которое могло быть следствием ошибки экипажа или ненормальной работы одного из двигателей.

Самая крупная авария в истории аэропорта произошла 6 июля 1982 года. Тогда при взлете разбился самолет Ил-62 «Аэрофлота». Погибли все 90 человек на борту. Самолет следовал в столицу Сенегала — Дакар.

Через восемь секунд после поднятия шасси в самолете сработала пожарная сигнализация для одного из двигателей. Согласно протоколу, экипаж отключил этот двигатель. Однако вскоре сработала сигнализация для другого. Когда этот двигатель тоже был выключен, пилоты не смогли удержать высоту и самолет рухнул в лесу. Расследование показало, что оба раза сигнализация срабатывала ложно и пожара не было. Это произошло из-за повреждения системы кондиционирования: горячий воздух из разорванной трубы дул на датчики температуры.

Самолет загорелся после экстренной посадки в Шереметьево. Что известно об экипаже, который спасал пассажиров

9 марта 2000 года в аэропорту потерпел катастрофу небольшой самолет Як-40Д Вологодского АП. Он должен был совершить рейс из Москвы в Киев. Только оторвавшись от ВПП аэропорта, самолет рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все девять человек, которые находились на борту, в том числе президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик и глава группы «Альянс» Зия Бажаев.

Причиной катастрофы назвали обледенение лайнера из-за того, что технические службы не провели обработку самолета специальной жидкостью. Кроме того, пилот выпустил закрылки под недостаточным углом. Как писала газета «Коммерсант», последнее могло быть следствием экономии.

Источник фото: Wikipedia

Также при взлете разбился 28 июля 2002 года самолет Ил-86. Рейс был техническим, он выполнялся по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Сочи — Москва — Санкт-Петербург. Через несколько секунд после взлета оба горизонтальных хвостовых стабилизатора внезапно перешли в крайнее положение. Пилоты не успели задействовать резервное управление, и самолет упал. На борту находились 16 членов экипажа, 14 из них погибли.

lsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

15 ноября 1957 года начались летные испытания будущего флагмана «Аэрофлота» авиалайнера Ту-114. В этот день летчик-испытатель А.П. Якимов впервые поднял самолет в воздух. Он стал самым большим пассажирским самолетом в мире на тот момент, 32 мировых авиационных рекорда, практическая дальность 9720 км, 2 палубы, 3 салона, 4 купе (12 спальных мест) и повар в составе экипажа. А в Америке трапа ему не хватило.

Читайте также:
Самые высокие горы Южной Сибири: фото, описание, рельев

Несмотря на стремительное развитие авиации в середине прошлого века, к началу 60-х годов гражданский авиалайнер все еще не мог совершить беспересадочный перелет на несколько тысяч километров — без остановки долететь, скажем, из Москвы до Дальнего Востока.

Ситуация изменилась 24 апреля 1961 года, когда после завершения всех испытаний на воздушные трассы для перевозки пассажиров вышел дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114. Именно он совершил первый беспосадочный рейс Москва — Хабаровск. Несмотря на неблагоприятную погоду, лайнер преодолел путь туда и обратно — 13 500 км — за 18 часов 50 минут.

Раньше о подобном перемещении можно было только мечтать. Так родился первый в мире аэробус, далекий предок нынешних Ил-86 — А-340 или Боинг-767.

Идея построить в Советском Союзе подобный самолет возникла после укрепления власти Никиты Хрущева, который провозгласил курс на оттепель и расширение международных связей. Именно тогда остро встал вопрос создания межконтинентальной пассажирской авиации. Основные самолеты, которые использовал “Аэрофлот” в те годы, — турбореактивный Ту-104 и турбовинтовой Ил-18 — не соответствовали ряду требований: имели недостаточную дальность полетов, небольшую полезную нагрузку и поэтому не подходили для перелетов через океан. Нужен был новый пассажирский самолет, способный перелететь с континента на континент и при этом перевезти 100 и более пассажиров.

Уникальность на основе

После получения в 1955 году государственного заказа на разработку подобного лайнера опытно-конструкторское бюро Андрея Туполева (ОКБ А.Н. Туполева) решило в качестве прототипа нового самолета выбрать серийный дальний бомбардировщик Ту-95.

Андрей Николаевич не в первый раз пользовался подобным приемом — ранее на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 был построен пассажирский Ту-104. Главный конструктор резонно посчитал, что использование элементов конструкции, которые уже прошли испытания и освоены промышленностью, позволит избежать трудностей и многих ошибок, а значит, ускорит разработку новой машины.

Самолет получил временное обозначение Ту-95П (пассажирский) и внутренний шифр “изделие 114”, которое и сохранилось в истории авиации.

Что касается Ту-95, то идея создать подобный межконтинентальный стратегический бомбардировщик “с трансполярной дальностью”, как отмечалось в документах, принадлежала Иосифу Сталину и появилась в разгар Корейской войны. Мощным флотом таких бомбардировщиков уже располагали США, а мы оказались в роли догоняющих. В сентябре 1952 года ОКБ Туполева начало готовить рабочие чертежи, а спустя год опытный самолет передали на заводские испытания. Словом, самолет такого типа был крайне востребован. Решение о его запуске в серийное производство было принято летом 1955 года, еще до завершения заводских испытаний, а до конца года в Куйбышеве уже построили четыре стратегических бомбардировщика.

В отличие от своего прародителя, Ту-114 представлял собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и оснащался четырьмя мощными двигателями конструкции Николая Кузнецова НК-12МВ, каждый из которых вращал по два огромных соосных винта. Крейсерская скорость составляла 750 км/ч, дальность полета достигала 7000–8400 км, а с дополнительным запасом топлива — 9720 км на высоте 12 тыс. м. Первоначальный вариант был рассчитан на перевозку 170 пассажиров, хотя имелось несколько модификаций, где эти цифры варьировались. Экипаж состоял из пяти человек — двух пилотов, штурмана, бортрадиста и бортинженера.

Несмотря на конструктивную схожесть бомбардировщика и лайнера, полностью избежать проблем все же не удалось. Одной из основных задач, которую нужно было решить, было создание эффективной системы кондиционирования огромного пассажирского салона на протяжении всего полета. Не менее важным стало обеспечение герметичности фюзеляжа, ведь полеты должны были проходить на высоте 11 тыс. м. Из-за высоких стоек шасси Ту-114 оказалось заметно длиннее, чем у всех пассажирских лайнеров того времени, поэтому ему требовался специальный пассажирский трап. В целом использование Ту-95 в качестве прототипа принесло свои плоды и лайнер создали всего за два года.

При этом он существенно отличался от всех ранее построенных машин. Достаточно сказать, что фюзеляж имел две палубы, соединенные лестницей. На нижней располагались два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирская часть. Для путешественников предусматривались три салона и четыре купе (на 24 дневных или на 12 спальных мест каждое, как в поездах дальнего следования). Правда, второй салон находился над крылом, в зоне повышенного шума от винтов, поэтому в него билеты продавались в последнюю очередь.

Первый вылет Ту-114 (бортовой номер СССР-Л5611, персональное имя “Россия”) состоялся с аэродрома Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова 15 ноября 1957 года. В воздух машину поднял экипаж во главе с летчиком-испытателем Алексеем Якимовым, который затем провел полную программу его испытания в специально созданном Внуковском 206-м летном отряде “Аэрофлота”.

Советский Союз начал рекламировать свою новинку, едва она появилась. И уже в апреле 1958 года самолет представили в Брюсселе на международной выставке Экспо-58. Хотя в экспозиции фигурировали только его модель и масштабные фотографии, по итогам выставки он был удостоен Гран-при. В мае следующего года борт Л5611 совершил демонстрационный полет с журналистами и авиационными специалистами из Москвы с посадкой в Хабаровске и вернулся обратно. В начале июня был выполнен технический рейс Москва — Тирана — Будапешт — Москва с Андреем Туполевым на борту. Затем приглашенный посетить столицу Албании Хрущев совершил короткий полет вместе с министром обороны Родионом Малиновским.

Читайте также:
Румыния: Пояна Брашов, Брашов, Сигишоара и окрестности

Через океан лидер СССР полетел на встречу с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. А сам процесс подготовки визита Никиты Сергеевича также сопровождался многочисленными PR-акциями. Самолет Ту-114 (бортовой номер СССР-Л5611) совершил в июне 1959 года первый демонстрационный полет в Нью-Йорк, куда привез правительственную делегацию и экспонаты Выставки достижений советской науки, техники и культуры и сам стал экспонатом в аэропорту.

“Самолет, на борту которого находится следующий в США Председатель Совета министров СССР тов. Н.С. Хрущев, поднялся ровно в 7:00 с Внуковского аэродрома. В течение пяти минут самолет набирал высоту и, освещаемый яркими лучами солнца, взял курс на запад, — сообщала пресс-группа, которая вела репортаж о ходе визита советского руководителя за океан. — 9 ч. 20 мин. Самолет прошел над Швецией и идет над Норвегией. Никита Сергеевич направляет с борта самолета приветственные телеграммы премьер-министрам Швеции и Норвегии. Впереди океан. Полет протекает хорошо”.

Поскольку я упоминал Ту-95 как основу для проектирования нового лайнера, стоит сказать, что и бомбардировщик послужил в качестве гражданского пассажирского самолета. Правда, для особых пассажиров. Речь идет о Ту-116, который изначально строили в двух экземплярах с повышенным комфортом и оборудовали их дополнительными системами спасения и специальной связи. Одну машину планировалось передать в распоряжение Никиты Хрущева, а вторую — Николая Булганина, тогда председателя Совета министров СССР

Основным эксплуатантом Ту-114, как и следовало ожидать, стал “Аэрофлот”. В период между 1959 и 1964 годами завод № 18 построил 31 самолет. Все это время лайнер выполнял как дальние рейсы внутри страны, так и международные — в Нью-Йорк, Вашингтон, Гавану, Будапешт и т.д. По примеру, поданному Хрущевым, “Туполев” часто использовался советскими правительственными делегациями. При трансатлантических перелетах была распространена практика, когда будущие штурманы бомбардировщиков Ту-95 стажировались на пассажирском Ту-114, поскольку конструкция штурманской кабины была у них почти аналогичной.

Где бы ни появлялась гигантская машина с соосными винтами, она вызывала всеобщее изумление и восхищение. Достаточно сказать, что за десять дней пребывания в США самолет осмотрели порядка 40 тыс. посетителей.

Летные неудачи

В целом он имел счастливую судьбу, несколько летных происшествий не привели к большим неприятностям. Например, 21 июля 1961 года из-за поломки зависла правая стойка шасси. Иван Сухомлин, впоследствии Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, отправив экипаж в хвост, произвел филигранную посадку на переднюю и левую стойки. В конце пробега самолет лишь коснулся земли правым крылом, получив незначительные повреждения.

Однако в ночь на 17 февраля 1966 года при вылете из Шереметьево в крайне сложных метеоусловиях (туман после сильного снегопада, ограниченная видимость) разбился Ту-114 (бортовой СССР-76491). Он направлялся через Аккру в столицу Республики Конго Браззавиль. Проверяющий Юрий Валериус, начальник отделения управления летной службы Министерства гражданской авиации, который взял штурвал на себя, не смог выдержать направление при взлете. При этом летная полоса не была должным образом расчищена. От удара консоль крыла с винтами оторвало, после чего лайнер развернуло, а затем он скапотировал. В катастрофе погибли 13 членов экипажа, включая командира корабля Виктора Филонова, и восемь пассажиров. Оставшиеся в живых шесть членов экипажа и 12 пассажиров получили ранения, еще 27 пассажиров отделались небольшими ушибами. Это была единственная катастрофа в истории Ту-114.

Завершение карьеры

Весьма интенсивная эксплуатация машин привела к переоборудованию салонов в сторону уплотнения размещения пассажирских кресел — о былом комфорте теперь забыли. Основной стала компоновка на 200 пассажиров.

В 1967 году впервые в практике Гражданской авиации началась совместная с иностранной авиакомпанией эксплуатация наших пассажирских самолетов. Два Ту-114 летали в ливрее “Аэрофлот — JAL” (Japan Airlines) по маршруту Москва — Токио — Москва. Но уже со следующего года самолет Ту-114 стал терять гордое звание флагмана “Аэрофлота” и уступил его более молодому Ил-62.

В течение 1968–1971 годов весь парк “сто четырнадцатых” из Внуково и Шереметьево перевели в Домодедово. Теперь “Илы” летали из Москвы в Хабаровск, Нью-Йорк и страны Юго-Восточной Азии. При этом наступил как бы второй этап летной жизни Ту-114 — начались не столь престижные, но очень необходимые и достаточно напряженные полеты на внутренних пассажирских линиях. Модифицированные корабли стали частыми гостями на курортах Причерноморья и Северного Кавказа, что можно объяснить большим пассажиропотоком в курортный сезон.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло через десять лет после окончания серийного производства — в конце 1976 года. 2 декабря свой последний рейс по маршруту Домодедово — Хабаровск — Домодедово выполнил борт СССР-76485.

Интенсивность их использования оказалась гораздо выше, чем “братьев-бомбардировщиков”, большинство гражданских машин к этому времени налетали по 15 тыс. часов, у них появились трещины в силовых панелях двигателей и фюзеляжа. Доработками и ремонтом заниматься не стали, поскольку к тому времени турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок прочно занял более современный Ил-62, у которого в салоне было гораздо тише, полет не утомлял пассажиров вибрацией.

Но некоторые продолжали использоваться советскими ВВС до начала 1980-х годов. На них в разное время было установлено 32 мировых авиационных рекорда, в том числе творение ОКБ Туполева осталось в истории как самый большой и скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолет, единственный из пассажирских машин, имевших стреловидное крыло. До февраля 1969 года он был самым крупным и вместительным авиалайнером в мире. И сегодня сохранившаяся в Монинском музее ВВС опытная машина, построенная свыше 60 лет назад, поражает посетителей стремительностью форм, воплощением в металле лучших достижений отечественной науки и техники.

Читайте также:
Фото Водопадов Карфигуэла (20 фото)

Дополнительная информация в резюме + Примеры

Дополняющая резюме информация – строится на любых данных, которые помогут доказать соответствие человека на желаемую вакансию. Давайте узнаем – как заполнить графу доп.сведений, что именно писать в разделе и разберем несколько примеров на конкретные должности.

Конечно, начальство делает выводы о профессионализме человека – изучив разделы профессионального опыта и образования. Но, если вы грамотно внесете информацию в пункт о дополнительных сведениях, рекрутер может изменить свое мнение в лучшую сторону, даже если некоторые блоки резюме чем-то не устроили.

Пункт «дополнительная информация» – это самореклама. Главная цель этого блока – пробудить интерес руководства к вашей личности и показать преимущества перед другими соискателями.

Графа может прямо или косвенно указать на профессиональные качества, рассказать о специальных навыках, дополнительных знаниях, наградах, достижениях или пожеланиях относительно работы. Главное, чтобы все данные как-то касались рассматриваемой вакансии и гармонично дополняли уже заполненные разделы.

# Какую дополнительную информацию можно указать в резюме

Нет стандартного набора данных для написания – писать можно что угодно. Но чтобы это имело отношение к рассматриваемой работе, с упором на профессиональные качества и не повторяло уже указанные сведения.

# Хобби и увлечения

Увлечение плаванием, танцами, футболом, самбо или другим видом не экстремального спорта в резюме будут выглядеть хорошо. Если вы любите рыбалку, походы, читаете профессиональную литературу, интересуетесь историей, имеете участок земли для ландшафтного дизайна или выращиваете виноград – будет только плюсом.

Если ваше хобби действительно стоит внимания, то оно поможет сделать вашу анкету более живой и привлекательной – любой вид творчества приветствуется работодателями. Идеальный вариант, когда увлечения в резюме совпадают с вашей профессией.

Прежде чем написать о каких-либо неординарных интересах стоит 1000 раз подумать и всё взвесить:

  • Если вы имеете собственный бизнес или торгуете на фондовом рынке – об этом лучше умолчать.
  • Не стоит упоминать об увлечениях азартными играми или покером – руководитель сочтёт вас, как минимум, неуправляемым.
  • Также не стоит писать, если вы верите в магию, гадание или имеете живой интерес к религии.
  • Пишите об экстремальных хобби в том случае, если они соответствуют вашей профессии.

к содержанию ↑

# Личные качества

Не нужно писать о качествах шаблонными фразами. Докажите менеджеру, что действительно обладаете необходимыми чертами характера.

Слово «ответственность» можно заменить развернутым предложением:

Пример: всегда самостоятельно реагирую на возникшие проблемы в работе и успешно устраняю их.

Если вы коммуникабельный человек – расскажите о черте более содержательно:

Пример: умею строить доверительные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

* Это всего лишь версии, которые необходимо заменить собственными уникальными чертами.

Очень внимательно читайте описание к вакансии. Если в нем указаны требования к качествам соискателя, то в близкой формулировке их необходимо включить резюме.

Например, в описании к вакансии, среди пожеланий к соискателю присутствует слово «обучаемый». Оно является ключевым и его необходимо обязательно включить в резюме. Менеджер отбирает анкету по ключевым словам, которые соответствуют требованиям.

# Особые навыки

Это приобретенные умения, которые необходимы при выполнении повседневных задач. Для любой вакансии нужны дополнительные знания, чтобы выполнять работу качественнее и быстрее.

Условно, все ключевые навыки можно разделить на несколько видов:

  • Управленческие, организаторские – умение мотивировать, грамотно руководить, возглавлять проекты и добиваться поставленной цели.
  • Коммуникативные, переговорческие – умение убеждать, находить подход к людям, красиво презентовать себя или продукт и выступать перед большой аудиторией.
  • Аналитические, исследовательские – способность находить информацию, обрабатывать данные, стратегически мыслить и работать в режиме многозадачности.
  • Прикладные – специфические для каждой должности (знание спец. программ, владение иностранными языками, умение работать с правовыми базами, наличие водительских прав и т.д.).

Не путайте навыки и личные черты: коммуникабельность – это качество, а опыт взаимодействия с государственными органами – навык.

# Водительские права

Данные о водительском удостоверении указываются, даже если должность не предполагает вождения. Но наличие прав в резюме дает преимущество при трудоустройстве, независимо от опыта. Работодатель будет знать, что вы обучены, знаете правила и имеете основные навыки.

Пример: водительские права категории: B, С (без опыта вождения)

Если собираетесь заполучить место таксиста или водителя, то наличие водительского удостоверения и присутствие собственного автомобиля нужно писать подробнее:

Пример:
Водительские права категории B, C, D.
Стаж вождения с 2002 года.
Личный автомобиль Toyota Land Cruiser 200.
Опыт вождения Volvo XC90, Ford Explorer, Mercedes-Benz G500, Mercedes-Benz S500, Toyota Land Cruiser 200.

Торговым представителям, менеджерам по закупкам и другим вакансиям связанными с постоянными командировками и разъездами – наличие собственного транспорта будет полезным в резюме. Однако указывайте его, если готовы использовать личный автомобиль в работе.

Читайте также:
Поиск товаров в Китае в 2022 году: лучшие поставщики

# Пожелания к работе

Это проектный вопрос, чтобы начальник смог определить ваши приоритеты и насколько они соответствуют ценностям компании. Заполняйте раздел при наличии пожеланий к работе, коротко и по сути.

Сведения могут содержать:

  • Желаемый доход.
  • Удобный график работы.
  • Программное обеспечение.
  • Необходимое оборудование.
  • Наличие помощника.
  • Другое.

В графе должен прослеживаться профессионализм соискателя, который заключается в знании своих рабочих потребностей и умении требовать должных условий труда.

Пример: возможность карьерного роста и стабильной работы в комфортных условиях: удобная мебель, хорошая освещенность рабочего места, достаток канцтоваров и офисного оборудования для продуктивной работы. Желаемый график: Сб, Вс – выходной.

# Другие данные

Дополнительная информация должна быть полезна работодателю – нужно помочь рекрутеру оценить ваш рабочий потенциал. Либо заранее сообщить важные сведения, чтобы не тратить время на бессмысленные поездки в компанию – это может быть:

  • Семейное положение;
  • тема дипломного проекта, практика;
  • деловые связи, база клиентов;
  • служба в армии, секции единоборств;
  • общественная деятельность;
  • медицинские документы;
  • причина увольнения с прошлой работы;
  • смежные специальности, которые вы готовы рассмотреть.

к содержанию ↑

# Что дополнительно сообщить о себе

Американские компании, в первую очередь, обращают внимание на личные достижения кандидатов. Руководители таких организаций считают, что если человек способен победить в баскетболе, преодолеть марафон или участвовал в издании стенгазеты, то он сможет выделиться среди других кандидатов и в работе.

Пишите то, что укажет на вашу активную позицию в обществе: если вы состояли в родительском комитете или имеете полезные предприятию контакты, участвовали в сообществах по профессиональным увлечениям, занимались волонтёрской деятельностью и подобное.

# Что дополнительно сообщить о себе женщине

Работодателю важен семейный статус женщины. Информация позволит понять: можно ли отправить вас в командировку, возможность переработки и долгосрочного сотрудничества.

Данные, необходимые для отправки посылки через СДЭК

СДЭК является компанией всероссийского масштаба, и она составляет приличную конкуренцию Почте России и другим подобным организациям. Услугами этой фирмы пользуются многие, и большинство продавцов товара предпочитает пересылать посылки именно этим способом. Но чтобы правильно провести процедуру, нужно разобраться, какие данные потребуются для отправки посылки через СДЭК.

Какие данные необходимо указать при отправке груза через СДЭК

При отправке необходимо заполнить форму, где указываются данные для отправки посылки через СДЭК, требуемые для верного оформления отправления и получения в дальнейшем. Всего в накладной есть пять разделов, но отправитель заполняет только первые два, остальные заполняются получателем и сотрудниками фирмы. В числе этих разделов следующие:

  • откуда и куда: вносятся данные о стране, компании, ФИО отправителя и получателя. Кроме того, конкретизируется адрес дома либо отделения, куда будет доставляться груз;
  • информация о грузе: прописывается количество мест, занимаемых посылкой, ее фактический и объемный вес, а также габариты. Кроме этого, говорится об упаковке, используемой для посылки, и описывается ее содержимое;
  • данные об оплате: вносятся сведения о том, какая дополнительная услуга выбирается клиентом, в какой форме будет производиться оплата, и тут же указывается объявленная стоимость;
  • подтверждение доставки: этот раздел заполняется получателем, и его подпись будет служить доказательством отсутствия претензий к СДЭК.

Понадобятся ли документы при отправке

Чтобы направить коробку или пакет другому человеку, достаточно иметь при себе паспорт. В некоторых случаях из него переписывается серия и номер, иногда достаточно просто подтвердить личность. Больше никаких бумаг не потребуется, в том числе и при пересылке бытовой техники или электроники. Ведь СДЭК выполняет только функцию перевозчика, и полная проверка содержимого посылки не входит в обязанности этой компании.

Какие данные нужно знать при получении груза или посылки

Стандартно получателю не нужно знать никакие данные для получения его собственной посылки. Правда, все чаще начинают запрашивать трек-номер, чтобы ускорить обработку. Он указывается на квитанции, выданной отправителю, а также приходит в оповещении о доставке на номер телефона. Чтобы в СДЭК выдали груз, необходимо продиктовать сотруднику цифры трек-номера и предоставить паспорт, больше никаких сведений знать не нужно.

Важно! Удобство трек-номера состоит еще и в том, что с его помощью можно отслеживать груз и его перемещения по внутренней базе СДЭК. Для этого нужно воспользоваться виджетом в верхней части сайта, и после внесения всех цифр груз будет найден, и отобразится его текущее состояние.

Документы, необходимые для получения посылки или груза

Получить отправление можно в том отделении, куда отправитель направил его изначально, при этом курьерская доставка не имеет такого ограничения, но многие спрашивают, нужен ли паспорт при получении. Для того чтобы человеку выдали его посылку, он должен подтвердить личность, и сделать это проще всего паспортом гражданина РФ, в нем есть все нужные данные получателя. Но также есть и иные методы подтверждения личности:

  • загранпаспорт;
  • удостоверение водителя;
  • военный билет;
  • справка о виде на жительство.

Для тех, кто получает посылку вместо изначального адресата, потребуется доверенность, которая подтвердит наличие таких полномочий. Она составляется в оговоренной законом форме и подтверждается паспортом получателя и копией паспорта того лица, которое должно было изначально получать груз. Также этот документ необходимо заверить нотариально, только тогда он будет иметь силу, и по нему станет доступна выдача груза.

При отправке посылки через компанию СДЭК нужно заполнять накладную, где отправителем указываются только личные данные, но не только его, но и получателя. Остальные сведения вносятся сотрудниками почтовой компании, поскольку требуют специальных знаний. Все данные, которые указываются в документе, позволяют без проблем получить груз при наличии удостоверения личности. Следует внимательно заполнять все разделы, поскольку при ошибке доставка может пройти с проблемами или не состояться вовсе.

Читайте также:
Фотографии Паласио Бароло

Персональные данные для digital-маркетинга: полный гайд и шаблоны документов

Вы собираете имейлы или телефоны клиентов — вы оператор персональных данных. Разбираемся, как не нарушить закон.

Polina Vari для Skillbox Media

Евгений Царёв

Управляющий RTM Group, эксперт в области IT-права и кибербезопасности. 15 лет в сфере защиты информации, из них более 10 лет — на руководящих позициях в крупных компаниях отрасли, включая Leta IT-Company и Swivel Secure. В 2018 году основал и возглавил группу компаний RTM Group, специализирующуюся на IT-праве, судебных компьютерных экспертизах и аудите в области ИБ и ИТ.

  • Что такое персональные данные
  • Уведомление Роскомнадзора
  • Необходимые документы и их шаблоны
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Ответственность за нарушение закона

Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.

Что такое персональные данные

Понятие персональных данных и правила их обработки содержатся в федеральном законе №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно ему, персональные данные — это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».

  • фамилия, имя, отчество;
  • мобильный телефон;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • фотография;
  • паспортные данные;
  • другие сведения, позволяющие идентифицировать человека.

Когда вы начинаете обрабатывать такие сведения, то становитесь оператором персональных данных. Под обработкой закон понимает любые действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, — вплоть до уничтожения. Полный список можно посмотреть в этой статье.

Почти все компании в России — операторы персональных данных, потому что обрабатывают хотя бы сведения о сотрудниках. Также операторами становятся все, кто обрабатывает сведения о клиентах. Вот несколько типовых ситуаций:

  • Пользователи оставляют имя и email, чтобы подписаться на новостную рассылку.
  • Потенциальный покупатель заполнил заявку на бесплатный тест-драйв в автосалоне и указал имя и номер телефона.
  • Клиент оформил заказ на маркетплейсе и указал там номер банковской карты, адрес и Ф. И. О.

В тот момент, когда вы начинаете обработку персональных данных, запускается и механизм ответственности. Вы становитесь оператором со всеми последствиями.

О чём необходимо помнить операторам, когда они обрабатывают персональные данные граждан? Нужно определить цель и сроки обработки ПДн, содержание, объём, перечень и категории обрабатываемых данных, заручиться согласием субъекта. Ниже мы разберём подробнее, какие требования законодательства нужно выполнить.

Уведомление Роскомнадзора

Просто так начать обрабатывать персональные данные нельзя. До старта нужно уведомить Роскомнадзор. Только компании и учреждения, которые вели эту деятельность до выхода соответствующего закона, могут регистрироваться по факту. Другими словами, они могут уведомлять ведомство уже после того, как начали обработку.

Перед подачей заявления нужно подготовиться:

  1. Разработать пакет необходимых документов — например, положение об обработке персональных данных и приказы о назначении ответственных. Мы разбираем документы в специальном разделе.
  2. Выполнить ряд организационных и технических мер, в том числе ограничить доступ в помещения, установить пароли.

Уже после этого можно регистрироваться. Роскомнадзор разработал форму уведомления для всех, кто будет обрабатывать персональные данные. Есть три способа подать уведомление:

  • заполнить, распечатать и отправить в местное отделение Роскомнадзора;
  • заполнить, подписать и отправить в электронной форме на сайте Роскомнадзора;
  • заполнить форму и направить её ведомству на «Госуслугах», если у вас есть подтверждённая учётная запись. Если хотите подать уведомление от имени компании, ваша учётная запись должна быть привязана к организации на портале «Госуслуг».

Регулятор вносит сведения в реестр операторов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления уведомления. Когда вы начнёте обрабатывать данные и потребуются какие-либо изменения, нужно будет сообщить о них Роскомнадзору. Также нужно будет уведомить, если вы прекратите собирать и обрабатывать данные.

Можно ли обойтись без регистрации в Роскомнадзоре? Можно, но в редких случаях — они описаны в статье 22 №152-ФЗ. В основном это прямые договоры с клиентами, когда вы никому не передаёте информацию о клиентах, а также не предоставляете им дополнительных услуг. Ещё можно обойтись без уведомления, если вы:

  • обрабатываете данные сотрудников по ТК РФ;
  • используете только Ф. И. О.;
  • выдаёте разовый пропуск на территорию.

Но всё это — только если правоотношения строятся «в чистом виде», что на практике практически невозможно. Например, работодатель наверняка имеет зарплатный проект и передаёт сведения в банк.

Если у вас есть хотя бы небольшие сомнения, лучше спросить регулятора о вашем конкретном случае, чем в одностороннем порядке решить, что предписания к вам не относятся.

Случай из практики. Автосалон не зарегистрировали в качестве оператора персональных данных. Руководители организации решили, что организация подпадает под исключения из части 2 статьи 22 152-ФЗ. Все случаи обработки персональных данных, решили они, — это исключения: автосалон выдаёт разовые пропуска, заключает договоры купли-продажи авто и обрабатывает сведения о работниках.

Организация сообщила об этом в Роскомнадзор информационным письмом. В ответ регулятор разъяснил, что пройти процедуру придётся. Аргументы Роскомнадзора были такими:

  • Когда салон продаёт автомобиль, в том числе конкретному клиенту, он взаимодействует с дилерами.
  • Организация предоставляет услуги по гарантийному и техническому обслуживанию транспортных средств.
  • Салон выступает посредником при продаже услуг страхования.
  • Компания предлагает тест-драйв авто, собирая персональные данные в заявках, без договора.
Читайте также:
Топ причудливых и необычных скульптур Праги

Поскольку салон оказывает сопутствующие и посреднические услуги, ему пришлось зарегистрироваться в качестве оператора.

Необходимые документы и их шаблоны

Правильно разработанная юридическая документация поможет свести к минимуму риск, что компанию обвинят в нарушении законодательства о персональных данных. Список необходимых документов включает:

  • Политику конфиденциальности.
  • Правила работы с персональными данными.
  • Согласие на обработку персональных данных.
  • Обязательство о неразглашении персональных данных.

В разделе мы расскажем об этих документах подробнее.

Политика конфиденциальности и правила работы с персональными данными. В документах многих компаний содержится одна и та же ошибка: правила работы с персональными данными они называют политикой конфиденциальности. Однако это разные документы.

Правила работы с персональными данными должны содержать то, что рекомендует Роскомнадзор и требует 152-ФЗ. Политика конфиденциальности шире: документ описывает работу со всей конфиденциальной информацией, в том числе с персональными данными. В политику добавляют то, что нужно защитить дополнительно. Например, это договоры, переписка с клиентами и партнёрами, внутренняя документация.

Два документа можно объединить в один, это не противоречит законодательству. Когда пользователи регистрируются на сайте, их нужно познакомить с политикой конфиденциальности и правилами работы с персональными данными до процедуры регистрации.

Согласие на обработку персональных данных. Форма, которую должен заполнять субъект персональных данных. В ней обязательно должны быть сведения об информационных ресурсах оператора. Это адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имени файла веб-страницы. Нужно указать адреса всех сайтов, которые будут обрабатывать сведения о пользователях.

Согласие должно быть написано чёткими и ясными фразами, чтобы пользователь понял, кому и в каких случаях вы можете передавать его данные. Ошибкой будет написать что-то вроде « Пользователь ознакомлен и согласен с тем, что передача его персональных данных может осуществляться маркетплейсом в объёме, необходимом для получения Пользователем доступа к Платформе, любым третьим лицам, в том числе осуществляющим техническое обслуживание сайта и поддержку Пользователя».

Если собираете данные только в интернете, достаточно прописать в политике конфиденциальности случаи, в которых пользователь выражает согласие на обработку. Например, если он заполняет чекбокс .

Обязательство о неразглашении персональных данных . Документ обязывает работников не разглашать персональные данные, полученные компанией. Его должны подписывать все сотрудники, у которых есть доступ к сведениям о клиентах.

Приказ о назначении ответственного за работу с персональными данными . Внутренний документ. Его не нужно нигде публиковать, но Роскомнадзор может попросить его при проверке. Как правило, ответственным назначают IT-специалиста или сотрудника службы безопасности.

Важно! Если на сайте можно зарегистрироваться, нужно знакомить пользователей с политикой конфиденциальности и получать согласие на обработку персональных данных перед тем, как он отправит анкетные сведения.

Согласие на обработку персональных данных

Когда клиент подписался на новостную рассылку на сайте, оформил заказ на маркетплейсе или оставил заявку на тест-драйв авто, он сообщил как минимум своё имя, номер телефона или email. Это основание запросить и получить согласие на обработку персональных данных.

Пользователь должен принять решение о предоставлении данных свободно и по своей воле. В подтверждение он должен подписать официальное согласие на обработку такой информации.

Законодательство не предполагает конклюдентного подтверждения: то есть пользователь не может дать согласие, выполнив определённые действия. Нельзя прописать в политике, что клиент выражает согласие на обработку его данных, заполняя форму для заказа в интернет-магазине.

Получить согласие на обработку можно в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. Например, чекбоксом — пунктом, в котором пользователь должен поставить галочку. Предустанавливать её нельзя: субъект персональных данных должен сам выразить согласие. Разместить чекбокс нужно во всех формах, в которых собирают персональные данные.

Также можно поместить уведомление о согласии на обработку рядом с кнопкой. Нажав на неё, пользователь согласится с тем, что вы будете обрабатывать его данные. Часто веб-сервисы собирают разрешения в личных кабинетах, где пользователи также проставляют метки в специальных формах.

Важно! Если собираете биометрические данные (фото пользователей или аудио с их голосом), нужно получать только письменное согласие на обработку персональных данных. Чекбокс не подойдёт.

В любой момент пользователь может отозвать согласие на обработку персональных данных. Тогда вы должны будете прекратить обрабатывать их, то есть удалить.

Бывают ли случаи, когда не нужно брать согласие на обработку персональных данных? Бывают, но их мало. Закон разрешает не брать согласие, если « обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора».

Не забывайте получать согласие на обработку персональных данных, даже если это кажется избыточным. Самые частые нарушения, за которые штрафуют операторов: компании обрабатывали данные без согласия владельцев или объём запрошенных данных не соответствовал целям обработки. Эти нарушения приводят не только к штрафам, но и к утечкам.

Ответственность за нарушения при обработке персональных данных

Правомерную обработку персональных данных контролирует Роскомнадзор, иногда это делают также Роструд и ФАС. Ответственность за нарушения в этой сфере год за годом ужесточается. Подробнее о видах ответственности читайте здесь.

Читайте также:
Время полета Москва — Амстердам

По статье 13.11 КоАП РФ Роскомнадзор может возбудить дело об административном правонарушении и наложить штраф:

  • для граждан — от 700 до 100 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 800 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 5000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 15 000 до 18 000 000 рублей.

Риск привлечения к ответственности и размер штрафа не зависят от масштабов компании. Главное — характер и злостность нарушения.

Кейс. Роскомнадзор выявил нарушения на интернет-ресурсе, принадлежащем французскому регистратору доменов Gandi SAS. Когда клиент проставлял галочку о согласии на обработку персональных данных, он не получал информации об операторе.

Кроме того, компания обрабатывала личные сведения граждан России на территории США с нарушением требований 152-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 18 152-ФЗ, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить обработку персональных данных с использованием баз данных, находящихся на территории России. У компании также не было политики обработки персональных данных. В результате рассмотрения дела ресурс включили в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.

Только за 2020 год число заблокированных Роскомнадзором ресурсов превысило 190 тысяч. У регулятора есть широкий список оснований, в соответствии с которыми он может включить ресурс в список нарушителей. Подробный список представлен здесь.

Кроме того, в июле 2021 года вступил в силу 355-ФЗ, который внёс поправки в статью 7 115-ФЗ — закона о борьбе с легализацией доходов и финансированием терроризма.

Согласно новой редакции закона, банки обязаны принимать на обслуживание только те компании, сайт которых работает легитимно. А значит, он не заблокирован, не нарушает правила обработки персональных данных и другие предписания Роскомнадзора. Если есть какие-то нарушения, банк обязан отказать в обслуживании: компания не сможет совершать любые операции по расчётному счёту.

Закон касается не только новых компаний, но и тех, кто давно работает с расчётным счётом. Сфера бизнеса и организационно-правовая форма не имеют значения — никаких исключений нет. Банкам предписано выборочно проверять сайты на соответствие закону и бить тревогу, если выявлены нарушения.

Поле, в которое нужно поставить галочку при заполнении формы.

Чек-лист: какие документы должны быть на сайте?

Краткий чек-лист юридической документации, которая должна присутствовать на сайте.

Для компаний, продающих услуги/товар через сайт – обязательно. Как минимум, наименование компании и ее нахождение.

Необходимость размещения реквизитов обусловлена требования Закона о защите прав потребителей, где в статье 26.1 указано, что продавцом должна быть предоставлена информация о наименовании продавца и его месте нахождения.

Кроме того, закон указывает на обязанность продавца довести до потенциального покупателя информацию о регистрационном номере (ОГРН) и наименовании зарегистрировавшего его органа (по сути – номер налоговой), а также информацию о лицензии и/или аккредитации, если деятельность продавца подлежит лицензированию или аккредитации.

Как правило, реквизиты размещаются в “подвале” сайта либо на отдельной страничке. Главное, чтобы посетитель сайта мог беспрепятственно с ними ознакомиться.

Таким образом, желательно разместить на сайте следующие реквизиты: название компании, ОГРН, ИНН, место нахождения, сведения о лицензиях, аккредитациях.

Что может грозить компании за отсутствие реквизитов?

Продавца могут оштрафовать за нарушение прав потребителей по ст. 14.8 КоАП РФ на сумму до 10 тысяч рублей. Штраф возможен, если поступит соответствующая жалоба от человека в Роспотребнадзор.

✔️ Пользовательское соглашение

Документ с указанием прав и обязанностей посетителей сайта, их взаимоотношениях с владельцем сайта.

В большинстве случаев пользовательское соглашение и оферта объединяются вместе (реже, но также встречающийся вариант – объединение пользовательского соглашения, оферты и политики конфиденциальности).

Данный документ представляет собой соглашение между владельцем сайта и его посетителем на использование бесплатного функционала сайта.

Таким образом, пользовательского соглашения может не быть на сайте интернет-магазина, но его желательно иметь на “обычном” сайте. Так и в обратной ситуации: оферты не будет на каком-то информационном сайте, но пользовательское соглашение там желательно.

Документ не обязательный, но при грамотном составлении и наличии облегчает возможные споры.

Для чего разделять оферту и пользовательское соглашение?

Для разделения ответственности и обязанностей при различных действиях на сайте.

Например, в пользовательское соглашение можно включить условия регистрации на сайте, порядок пользования личным кабинетом, указать на недопустимость использования текстов или изображений на сайте без согласия владельца

Кстати, вопрос использования текстов довольно актуален и спорные ситуации встречаются довольно часто. Многие посетители сайтов берут готовые тексты или картинки и публикуют их на своих ресурсах без разрешения правообладателя.

Наличие на сайте пользовательского соглашения и в нем – условий использования текстов/изображений позволит доказать факт незаконности использования таких текстов и взыскать убытки.

✔️ Политика конфиденциальности (политика обработки персональных данных)

Актуальность документа возросла пару лет назад в связи с увеличением штрафов за нарушения в области персональных данных.

Обязательно для любого сайта, собирающего данные пользователя.

Для лучшего понимания: есть формочки с данными – должен быть документ. Сейчас практически каждый сайт собирает персональные данные посетителей, поэтому документ обязателен.

Читайте также:
Туполев Ту-116

В интернете можно найти много образцов подобного документа и большинство “диванных” специалистов скажут вам, что можно их брать и не обращаться к юристам, но стоит помнить, что штрафы предусмотрены не только за обработку персональных данных без соответствующего документа, но и за обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора.

Например, будет у вас документ, скачанный из интернета, в котором будет написано, что вы собираете “имя, фамилию, отчество, дату рождения, паспортные данные…”, но для того, чтобы продать покупателю условный продукт, дату рождения собирать не нужно.

В таком случае, на вашу компанию может быть наложен штраф до 50 000 рублей.

Поэтому, к составлению данного документа нужно подходить со всей ответственностью либо привлекать специалистов.

Применение понятия “оферта” не совсем верно, т.к. оферта – это предложение заключить договор на определенных в оферте условиях.

А согласие покупателя заключить договор называется “акцепт”.

Однако, на интернет-площадках (чаще всего, в интернет магазинах) данное понятие подразумевает собой договор между магазином и покупателем.

Оферта может иметь различные названия: “Условия продажи товаров”, “Договор публичной оферты” и т.д.

С публичной офертой (т.е. офертой для неопределенного круга лиц, любого, кто обратиться к продавцу) мы сталкиваемся практически ежедневно: покупаем продукты в магазине или билет в метро.

Данный документ является одним из самых важных для интернет-магазинов и его составление стоит поручить специалисту.

Как пример некорректно составленного документа и последующих негативных последствий для продавца можно привести следующий пример:

согласно “Правилам продажи товаров дистанционным способом” (Постановление Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г.) покупатель вправе вернуть товар в течение 7 дней.

Однако, если покупателю не было предоставлено информации о сроках и порядке возврата (т.е. в оферте не содержалось условие, что товар можно вернуть в течение 7 дней и как это сделать), то покупатель может вернуть товар в течение 3 месяцев (!) с момента покупки.

Таким образом, предприниматель, сэкономив на услугах специалиста и взяв некорректный образец документа, может предоставить покупателю значительно большие права, чем того требует закон и, например, получить весной купленную покупателем в феврале зимнюю куртку и тем самым, убытки в виде неликвидного к моменту возврата товара.

Итак, что должна содержать в себе “оферта”?

– информацию о продавце (реквизиты ,см. п. 1)

– сроки и порядок возврата товара

– предмет договора (например, купля-продажа товара)

– момент акцепта (т.е. принятие покупателем условий договора, моментом акцепта может быть оформление заказа)

– иные условия взаимодействия продавца и покупателя (ответственность и т.д.)

А что нельзя включать в оферту?

Любые условия, ущемляющие права потребителей. Например, невозможность вернуть товар или срок менее 7 дней на возврат.

Оферту, как и политику конфиденциальности, следует размещать в доступном для посетителей сайта месте, чтобы с ней можно было ознакомиться без всяких препятствий.

✔️ Согласие на обработку персональных данных

Штраф за обработку персональных данных без получения согласия – до 75 тысяч рублей на юридическое лицо.

Как правило, в виде “галочки” под формой сбора персональных данных с ссылкой на Политику обработки.

До недавнего времени шли споры, можно ли получать согласие путем “проставления галочки” в электронной форме.

Но, роскомнадзор расставил все по своим местам, выпустив информационное письмо, в котором указал, что получение согласия в таком виде возможно и не противоречит закону.

Стоит отметить, что какое-либо упрощение подобного сбора, например, автоматическая постановка галочки за пользователя, не рекомендуется, т.к. может расцениваться как неполучение согласия от субъекта персональных данных, ведь получение такого согласия должно быть “конкретным и сознательным”, как говорит об этом закон.

✔️ Уведомление об использовании “cookies

Чаще всего, включается в Политику обработки персональных данных, так как есть мнение, что использование куки равно использованию персональных данных. Однако, с точки зрения IT-специалистов, куки не персонализируют посетителя сайта, а значит это не совсем персональные данные.

Поэтому, рекомендуется уведомление помещать сразу при переходе посетителя на сайт в виде всплывающего окна.

На территории РФ вроде бы нет законодательных норм обязывающих предупреждать об использовании cookies или это спорный вопрос?

Дело в том, что наши контролирующие органы не могут определиться, что такое cookies.
Есть мнения, что они относятся к персональным данным, поэтому возможно наказание за сбор и обработку без уведомления.
Какие-либо разъяснения или, хотя бы, мнения официальных лиц, отсутствуют, поэтому владельцы сайтов размещают такие уведомления, чтобы не было причин к ним докопаться по этому поводу.

Закон о кукисах действует в ЕС с конца мая 2012 года, усугубило ситуацию то, если не изменяет память, что Великобритания имплементировала норму из директивы ЕС и ввела ответственность за 500 тыс. фунтов за нарушение. В настоящий момент закон очень тесно перекликается с GDPR, с такой категорией персональных данных как “Identifiable” . И тот и другой законы имеют экстерриториальный принцип действия. Россия входит в число стран с “недостаточным уровнем защиты ПДн”, поэтому в Европе все чаще заключается DPA (data protection agreement), где российская компания обязуется обеспечить должный уровень защиты, а также возместить ущерб в случае выявления нарушений гос. органами. Если такой документ вы не заключили – то риски минимальны. Если Вы не сотрудничаете (и не планируете) с иностранными компаниями и не обрабатываете персональные данных иностранных пользователей, то риски и вовсе отсутствуют и судорожно приводить в соответствии закону GDPR и EU cookie law не имеет смысла.

Читайте также:
Можно ли вывозить из Турции фрукты в 2022 году?

Да, вроде тоже не слышал чтобы ввели обязаловку.

Какие данные банковской карты можно, а какие нельзя сообщать сторонним лицам?

Почем важно знать, какие данные хранить в тайне?

Банковская карта — быстрый и удобный способ хранения средств и оплаты счетов. На ней находятся ваши денежные средства, необходимые для существования: зарплата, пенсия, накопления. Каждая карта имеет уникальный набор реквизитов: номер, дату окончания и т.д. Эти данные нужно хранить в тайне и желательно не сообщать посторонним лицам.

Ответственность за сохранность данных карты несет держатель карты. Если вы сообщите реквизиты карты третьим лицам, то можете лишиться ваших денежных средств на карте, стать жертвой мошенника, а в определенных случаях и фигурантом уголовного дела.
Пройти тест: Правила безопасности держателя банковской карты

Поэтому рекомендуем со всей серьезность относиться к защите своих карт и в случае их компроментации реквизитов немедленно блокировать пластик и перевыпускать. Это поможет сохранить ваши деньги в сохранности.

Что такое реквизиты банковской карты?

Реквизиты банковской карты — это данные, указанные на пластике (номер, фамилия и имя владельца, срок действия и т.д.) Рассмотрим реквизиты на банковской карте более подробно на примере. На картинке каждый реквизит имеет собственный номерной знак.

Цифра — ПИН-код к банковской карте, который указывается в запечатанном конверте или придумывается клиентом.

Цифра 1 — наименование банка-эмитента карты. Указывается банк, выпустивший карты и обслуживающий ее.

Цифра 2 — Защитный чип.

Цифра 3 — Номер карты, который обычно состоит из 16-ти цифр. Некоторые номера состоят из 18-ти цифр. В этих цифрах заложена определенная информация (наименование платежной системы, типа карты и т.п.)

Цифра 4 — Окончание срока действия карты. Здесь указывается месяц и год, когда у карточки закончится срок действия.

Цифра 5 — Имя и фамилия владельца карты латинскими буквами.

Цифра 6 — CVC/CVV2 код. Он находится на оборотной стороне карты и состоит из 3 или 4 цифр.

Реквизиты, которые можно сообщать

  • Номер своей банковской карты. Если злоумышленник завладеет номером вашей банковской карты, он не сможет сделать с этим ничего противоправного.
  • Номер счета своей банковской карты. У каждой карты есть счет, к которому она привязана. Он начинается с цифр 40817 и состоит из 20-ти цифр. Разглашение номера счета тоже не представляет никакой опасности.
  • Имя и фамилия владельца карты. Разглашение этих данных само по себе не несет опасности для владельца карты.
  • Последние 3 или 4 цифры номера карты. Разглашение этих данных никак не отразится на безопасности денег на вашей банковской карте. Эти данные помогают сотрудникам банка при решении вашего вопроса по телефону быстро найти нужную карту. Сами по себе они не несут никакой ценности. Зная данные цифры никакие действия с картой произвести нельзя.

Что делать, если просят 3х значный номер на обратной стороне?

Трехзначный номер на обратной стороне банковской карты называется CVC/CVV2 код. Он служит подтверждением того, что данная карта находится у вас в руках. Зная номер карты и данный код можно провести оплату вашей картой в любом месте.
Читайте также: Можно ли отдать свою карту другому человеку?

Практически все интернет-магазины требуют данный код для оплаты. При оплате онлайн сообщать данный код можно. Без ввода этого кода оплата не пройдет и платеж за нужный вам товар или услугу вы не осуществите. Желательно вводить этот код на проверенном сайте во избежание мошенничества.

А вот сообщать этот номер человеку, по телефону или при помощи электронной почты не следует. Велика вероятность лишиться денег на карте.

Реквизиты, которые нельзя сообщать

  • ПИН-код. Это строго конфиденциальная информация, которую нельзя сообщать даже близким родственникам и друзьям, не говоря уже о посторонних людях. Правоохранительные органы знают тысячи случаев, когда с помощью ПИН-кода деньги с карты снимали именно близкие родственники или друзья владельца карты.
  • CVC/CVV2 код. Он находится на обороте карты на полосе для подписи и состоит из 3 или 4 цифр. Этот код используется, чтобы проверить, что карта находится в руках того, кто в данный момент совершает платежную операцию. Такой код можно приравнять к ПИН-коду, но только в интернет пространстве. Сообщать его третьим лицам нельзя, однако современные интернет-магазины не принимают оплату без введения этого кода. Если к карте подключен 3D-Secure, то можно смело вводить CVC код при оплате в интернет-магазине.
  • Номер карты и дату окончания cрока действия нельзя сообщать вместе! По этим данным можно сделать покупку в популярном Интернет магазина Amazon.
  • Код 3D-Secure при оплате сторонним лицам тоже сообщать не следует. Он одноразовый и знать его должны только вы. Если вам звонят и говорят, что придет определенный код, то его никому показывать нельзя. Возможно злоумышленники знают реквизиты вашей карты и этот код является последней преградой, мешающей украсть деньги с вашей карты.
  • Все реквизиты карточки одновременно. Некоторые реквизиты карточки не несут опасности, если их называть по-отдельности. Однако если владелец сообщит злоумышленнику все реквизиты своего пластика, это может закончиться плохо.

Что можно сделать, зная реквизиты банковской карты?

Согласно отчету Центробанка год свыше 65% мошеннических операций с банковскими картами совершаются при наличии у злоумышленников реквизитов пластика. Это самый распространенный способ, как можно украсть деньги с карточки любого человека.

Читайте также:
Фото Магадана (69 фото)

Зная реквизиты карты, злоумышленники могут списать с нее деньги абсолютно разными способами.

Зная реквизиты вашей банковской карты, злоумышленник может расплатиться ей за покупки в интернет-магазине, совершить перевод с карты на карту и т.п.

Есть более изощренные варианты, как завладеть чужими деньгами, зная данные карты, поэтому владельцу пластика важно хранить эту информацию в секрете.

Когда сообщать даже номер карты небезопасно?

Номер карты можно сообщать друзьям и близким для перевода. Однако нужно быть очень аккуратным, если что то продаете и покупаете на Авито. Сейчас на этой доске объявлений действует множество мошенников.

Одним из способов обмана является мошенничество с переводами на карту. Допустим вы продаете товар за 20 тыс. Вам пишет покупатель и вы договариваетесь о сделке. Вы даете свой номер карты и деньги приходят, но вместо 20 тыс. приходит 40 тыс. С вами связывается покупатель и пишет, что перевод задвоился и нужно вернуть 20 тыс. на карту с данным номером. Вы возвращаете деньги. Потом внезапно обнаруживаете, что вашу карту заблокировали.
Читайте также: 6 советов, как защититься от утраты денег
Далее вы становитесь участником расследования полиции. На самом деле мошенник параллельно продавал еще товар, например iPhone последней модели за 40 тыс. и нашел покупателя. Тот перевел деньги уже на вашу карту, но естественно товар не получил. Он обратился в полицию, завели дело и вашу карту заблокировали.

Итого вам нужно будет вернуть 40 тыс. обманутому покупателю и 20 тыс. вы отдали мошеннику и 20 тыс. осталось на вашей карте. Итого минус 40 тыс.

Как видите, не всегда можно сообщать номер карты даже посторонним людям. Нужно быть внимательным и правильно взвешивать риски.

Как обезопасить реквизиты своей карты?

Есть несколько способов, как обезопасить данные своей банковской карты. Во-первых, владелец пластика должен заменить свою карту на пластик с моментальной оплатой в одно касание. Для такого платежа не нужно доставать карту из кошелька, светить ее перед очередью, вводить ПИН-код. Достаточно поднести кошелек к считывающему устройству и деньги спишутся без особых проблем.
Читайте также: Что делать, если потерял карту?
Никто в очереди не сможет разглядеть реквизиты вашей банковской карты или запомнить пин-код. Конечно, здесь тоже есть свои риски. Например, если клиент потеряет кошелек, то банковской картой смогут воспользоваться другие люди, ведь вводить ПИН-код для оплаты не нужно.

Во-вторых, можно заменить карту на пластик с возможностью оплаты через Apple Pay, Samsung Play, Google Play. Благодаря этому варианту можно оплачивать покупки и услуги, приложив свой мобильный телефон к считывающему устройству. Клиенту даже не нужно носить с собой карту или кошелек. Достаточно скачать специальное приложение, зарегистрировать там все свои карты и оплачивать с него.

Этот способ кажется гораздо более надежным и безопасным, чем предыдущий. Да, здесь тоже есть риск потерять телефон, но современные гаджеты надежно защищены паролями, отпечатками пальцев или сканированием сетчатки глаза.

В-третьих, нужно внимательно проверять сайт при оплате в интернете. Сегодня очень распространены фишинговые сайты, которые собирают информацию о банковских карточках, списывают все деньги под 0. Фишинговый сайт — это абсолютная копия (подделка) какого-то популярного сайта, интернет-магазина или даже интернет-банка. Перед тем как вводить реквизиты своей банковской карты на сайте, всегда перепроверяйте его адрес на соответствие действительности.

В-четвертых, не сообщайте реквизиты своей банковской карты даже близким родственникам, старайтесь принимать переводы не по реквизитам карты, а по номеру телефона. Они доступны для клиентов Сбербанка, Тинькофф и других банков.

В-пятых, для интернет-покупок заведите виртуальную банковскую карту. Ее можно оформить за считанные минуты в интернет-банке любого банка. Это абсолютно бесплатно. На виртуальную карту можно переводить деньги со своего основного пластика без комиссии и за считанные секунды.

После пополнения виртуальной картой можно оплачивать покупки и услуги в любых интернет-магазинах без ограничений. Это самый безопасный способ покупок в интернете и сохранения реквизитов основного пластика.

В-шестых, если вы все-таки не открыли виртуальную карту для покупок в интернете, всегда следите, чтобы интернет-магазин был настоящим, имел какие-то отзывы в интернете. Вместе с фишинговыми сайтами в интернете много сайтов-однодневок, которые создаются под видом интернет-магазина и собирают данные банковских карт.

Популярные вопросы по безопасности

Данные получателя при переводе на карту в принципе не нужны, т.е. вы не обязаны их указывать. Однако, некоторые банки обычно указывают самого отправителя. Если вы, например, переводите деньги из онлайн банка Сбербанка или Райффайзен, то получателю в комментарии к платежу будет видно, кто перевел деньги.

Да, карту лучше заблокировать и поменять. Суперприз Лайк похоже на какое-то мошенничество. Просто заманивают обычных людей и просят их палить данные карты. А потом снимают денежки. Не стоит доверять розыгрышам в Интернет, где просят указать данные банковской карты. Риск обмана велик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: