Карта Гонур-Депе, где находится Гонур-Депе на карте мира

ГОНУР-ДЕПЕ

Гонур-депе — крупнейшее из древних поселений, расположенных в Каракумах на юго-востоке Туркмении и известных на сегодняшний день. Оно было открыто экспедицией под руководством В. И. Сарианиди в 1972 г.

В. И. Сарианиди (1929-2013) на раскопках Гонур-депе

В переводе с туркменского название древнего города переводится как «Серый холм». Он ведёт отсчёт своей истории примерно с 2300-2250 гг. до н. э. и просуществовало до середины II тыс. до н. э. Площадь города была велика — к тому моменту, когда население покинуло город, только его центральная часть охватывала территорию почти в 25 га.

Гонур-депе представлял собой огромный комплекс монументальных строений, в самом центре которого располагался окружённый мощными стенами дворец, имевший множество просторных помещений для торжественных мероприятий.

По всему периметру с наружной стороны стен, окружавших дворец, возвышались храмовые постройки, каждая из которых использовалась для определенной цели, а также комплекс общественных трапез. Храмы окружали стены, усиленные квадратными башнями, построенные по тому же принципу, что и дворец.

К югу от этого комплекса был устроен большой бассейн размерами 80×180 м, глубина которого достигала 2 м. Ещё два бассейна меньшего размера располагались с северной и западной стороны.

Снаружи этот грандиозный архитектурный ансамбль окружала ещё одна стена, не слишком широкая и невысокая, внутреннюю часть которой укрепляли пилястры. Судя по всему, её возвели как некий символ, разграничивавший мир простых людей и священную территорию.

В 2004 г. на восточной стороне большого бассейна археологам удалось обнаружить комплекс погребений представителей элиты Гонура, который получил название «царский некрополь». Среди найденных могил пять были устроены под землёй и представляли копии домов знати, а в двух погребениях помимо прочего инвентаря находились останки слуг и четырёхколёсные повозки.

Практически все погребения подверглись разграблению ещё в древности, но тем не менее при их изучении археологов ждало немало ярких открытий. Большой интерес представляли сосуды из серебра и золота, настоящие шедевры ремесленников эпохи бронзы, было найдено и немало украшений, которые могли быть потеряны грабителями в спешке.

Но самой интересной находкой стали мозаичные композиции. Они покрывали не только фасады погребальных сооружений, но и ящики для хранения даров.

Полученные материалы стали доказательством того, что в Центральной Азии также существовал центр древней цивилизации, не менее яркий, чем общепризнанные (Месопотамия, Египет и другие).

А в ходе раскопок 2009 г. в Гонур-депе было совершено ещё одно выдающееся открытие — в котловане диаметром свыше 5 м и глубинной около 2,5 м находилось неразграбленное погребение высокопоставленного человека. О высоком статусе данного погребения помимо богатого инвентаря свидетельствовала сброшенная в котлован четырёхколёсная повозка.

Около повозки лежали скелеты двух ослов и двух верблюдов, а также семи собак и останки семерых человек, судя по всему — слуг, сопровождавших господина в загробный мир. Здесь же были найдены два длинных посоха из камня с концами, украшенными обручами из тонких листов серебра, светильник из бронзы на подставке в виде конуса. Три находки из этого комплекса были неизвестны археологам, поскольку прежде подобных предметов не встречалось ни на Гонуре, ни при раскопках других памятников Бактрийско-Маргианского комплекса. Это большая совковая лопата, крупный сосуд с округлым дном и уникальный сосуд длиной примерно 1 м, который состоял из семи поставленных друг на друга шаровидных емкостей. Жертвоприношения совершались в определенном порядке, и последними в котлован спустили собак, умерщвлённых особым образом.

Примечательно, что число людей и собак в погребении соответствовало, а восьмая собака была захоронена на небольшой глубине, словно охраняя вход в котлован. Количество шаровидных емкостей в большом сосуде тоже, вероятно, имеет какой-то сакральный смысл. К примеру, зороастрийцы относились к числу семь как к священному, и так же могли считать и древние жители Гонура.

Читайте также:
Ясная Поляна, Россия — подробная информация с фото

Ещё одно статусное погребение обнаружено в 3 м к югу от главного «царского некрополя», оно находилось за пределами стены, окружавшей храмовый комплекс и дворец. План этого погребения практически полностью совпадал с теми, что изучены ранее. В южной части котлована размерами 4,5×5,6 м прямоугольной формы располагался «дом» с примыкающим с севера «двором». Два прохода вели в четыре комнаты внутри дома, в двух из которых находились мелкие фрагменты костей человека. В остальных комнатах были найдены крошечные фрагменты золотой фольги, наконечники стрел из кремня, геометрические фигуры, вырезанные из слоновой кости.

В древности погребение пострадало от грабителей, которые унесли или разрушили наиболее ценные предметы, за исключением большого бронзового сосуда, похожего на ранее найденный в другой гробнице. Его окружали несколько десятков глиняных сосудов, на которые расхитители не обратили внимания, и это спасло находку для науки. Археологи нашли немало керамической посуды для погребальных подношений, а также пять крупных пифосов почти метровой высоты, служивших для хранения зерна или вина.

Ещё одна любопытная находка скрывалась в одном из наиболее укромных мест захоронения — несколько мелких камней, очень аккуратно обработанных и окрашенных в разные цвета. Некоторые по форме напоминали крупные фисташки, некоторые походили на плоды тутовника, а некоторые просто были раскрашены красной и розовой краской. Рядом с ними находилась небольшая каменная пирамидка в виде усеченного конуса, белая с желтыми прожилками. Эти изделия, вероятно, могли символизировать связь с земледелием, либо служили в ритуальных целях.

Как и при изучении других раскопанных на Гонуре гробниц царских персон, в этом погребении одним из ценнейших открытий стали мозаичные панно. Эти декоративные элементы, служившие для украшения фасада дома для загробной жизни и ёмкостей для хранения даров, представляли собой совершенно удивительные произведения искусства с поразительной цветовой гаммой и потрясающим сочетанием разнообразных композиций. Мозаики изготавливались по особой технологии — вначале накладывался связывающий грунт, затем на него наносился рисунок при помощи красителей, и лишь в самом конце некоторые части рисунка заполнялись вставками из мелких разноцветных камешков.

Гонур-депе с его величественной культурой был важнейшим религиозным центром в древней дельте реки Мургаб, но однажды люди покинули его. Причиной стала банальная нехватка воды ля обеспечения нормальной жизнедеятельности города. В середине II тыс. до н. э. Гонур был заброшен, а новый центр цивилизации начал формироваться южнее по течению Мургаба.

Древняя Маргиана — один из центров мировой цивилизации

Маргиана, Маргуш, Моуру — это все названия древнего государства, которое располагалось на территории современного Туркменистана в V–III веках до нашей эры. Первое письменное упоминание о Маргиане как стране Моуру встречается в священной книге зороастрийцев «Авеста» Персы называли эту страну Маргуш.

Во время восточного похода Александра Великого греческие античные историки для удобства произношения стали называть эту страну Маргианой, и под этим именем она вошла в мировую историческую науку. По мнению ученых, эти разные названия объединяет то, что все они являются производными от корня «Мург», лежащего в основе названия реки Мургаб, в бассейне которой и располагалась Маргиана. Ядром же территории Маргианы служил древний Мерв, чья история начиналась с тех времен, когда на берегах реки Мургаб появилось первое поселение людей.

Ценное свидетельство о Маргиане (Маргуше) обнаружено и в трехъязычном клинописном тексте Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I о событиях 523–521 годов до н. э. на скале у Великой хорасанской дороги, которая находится в 30 км от иранского города Керманшах, в древности соединявшей Вавилон и Экбатану.

Читайте также:
Фото каналов Амстердама (43 фото)

В середине VI века до н. э. Маргиана (Маргуш) была завоевана персами. Вскоре, в период утверждения власти Дария I, в Маргуше вспыхнуло мощное народное восстание против персидской власти, о чем сообщает Бехистунская надпись царя Дария: «Говорит Дарий царь: страна Маргуш стала мятежной. Одного человека по имени Фрада, маргушанина, они сделали (своим) вождем. После этого я послал (гонца) к персу по имени Дадаршиш, моему слуге, сатрапу в Бактрии, (и) сказал ему так: “Иди, разбей войско, которое не называет себя моим”. Затем Дадаршиш отправился с войском и дал бой маргушанам. Милостью Ахурамазды мое войско наголову разбило мятежное войско. В 23-й день месяца ассиядия ими был дан бой. Затем страна стала моей».

Долгое время местоположение Маргуша оставалось нераскрытым, лишь в середине ХХ века академик В.В.Струве, опираясь на древние письменные свидетельства, доказал, что страна Маргуш, она же Маргиана, находилась в бассейне древней дельты реки Мургаб на юго-востоке Туркменистана.

В начале 1970-х годов начались широкомасштабные археологические разведки и раскопки Маргианской археологической экспедиции под руководством и при непосредственном участии В.И.Сарианиди, организованной Институтом археологии Академии наук СССР совместно с учеными Туркменистана. В результате многолетних раскопок, ученые пришли к выводу, что древняя страна Маргуш не только имеет очень много сходства с древневосточным миром, но и, обладая своеобразными, уникальными особенностями, является пятым центром мировой цивилизации, наряду с Месопотамией и Египтом, Китаем и Индией.

В 1972 году во время раскопок на невысоком холме правого берега русла Мургаба Маргианская археологическая экспедиция Виктора Сарианиди обнаружила целый археологический парк в пустынной зоне и руины величественного городища бронзового века (2300 лет до н. э.). Как выяснили археологи, это был Гонур-депе — столица древней страны Маргуш, которая упоминается в надписи на знаменитой Бехистунской скале в Иране. Гонур-депе был самым крупным поселением в Маргиане и общерегиональным зороастрийским центром, со своим дворцом и несколькими храмами, способными конкурировать с сооружениями Ассирии и Вавилона, который просуществовал до конца XVI века до н. э.

Будучи столицей процветающей Маргианы, Мерв быстро вырос в столицу всего оазиса, где находились храмы, казармы, дом правителя и другие сооружения. На протяжении многих веков Мерв несколько раз переходил из рук в руки, разрушался и вновь восстанавливался, а в начале XII века, во время правления великих Сельджуков, достиг пика развития, получив статус крупнейшего города мира как Мару-шаху-джахан («Царица мира»). Наступила эпоха небывалого культурного подъема, когда в Мерв стекались лучшие умы мусульманского мира, поэты, художники и зодчие, оставившие потомкам свои нетленные произведения. Достаточно назвать живших здесь немало лет Омара Хайяма и Фахр ад-дина Гургани — автора романтического эпоса «Вис и Рамин». По количеству духовных памятников древний Мерв является самым значительным религиозным заповедником Туркменистана, где сохранились следы таких древних религий, как зороастризм, христианство, буддизм и ислам.

Мерв радикально изменился после монгольского нашествия и не возрождался до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но оазис не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары.

В конце XIX века древний город Мерв стал объектом пристального интереса востоковедов и археологов России и Европы. В 1890 году профессор факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета В.А.Жуковский прибыл в Мерв по заданию императорской археологической комиссии, именно он впервые научно изложил историю и провел исследование памятников Марыйского оазиса.

Археологические исследования на территории Мервского оазиса приобрели систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) под руководством таких выдающихся ученых, как В.В.Бартольд, М.Е.Массон, В.И.Сарианиди, которые внесли значительный вклад в комплексное изучение истории Мерва. Их археологические находки во время проведенных с 1946 по 1986 год экспедиций обогатили новыми данными историю этого древнего оазиса.

Читайте также:
Крепость Горажда - по Черногории на машине

Маргианская экспедиция совместно с Национальным управлением Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры, Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук и по сей день успешно работает в зоне былой дельты Мургаба Бактрийско-маргианского археологического комплекса.

Осенью 1890 года древний Мерв в деталях зафиксировал французский фотограф Поль Надар, который на знаменитом восточном экспрессе выехал из Парижа и добрался до Мерва по только построенной тогда железной дороге через Стамбул, Тифлис, Баку, Красноводск и Ашхабад. Итогом его путешествия стали тысячи снимков, которые впервые представили древний Мерв на Западе.

В 1904 году в Мерв прибыла американская экспедиция Института Карнеги под руководством профессора Рафаэля Пампелли, которая положила начало археологическому изучению Мургабского оазиса.

Более двадцати лет последних турк­ме­но-­французская археологическая миссия (MAFTUR) ведет раскопки на территории Улуг-депе, расположенного в предгорьях Копетдага, где сделаны яркие находки, убедительно подтверждающие принадлежность этого памятника к культуре Бактрийско-­Маргианского археологического комплекса.

С 2001 года на базе Государственного историко-культурного заповедника Древний Мерв успешно осуществляется проект доктора Тима Уильямса из Института археологии Лондонского университета, где десятки молодых специалистов из Туркменистана, Великобритании, Германии, Дании, Ирана, Китая, США и других стран проходят стажировку, разрабатывают собственные научные темы, добывая материал из неисчерпаемой сокровищницы Мургабского оазиса.

Помимо этого в Мервском оазисе уже несколько лет ведут исследования итальянские археологи из научных центров Рима и Болоньи, которые на уровне самых высоких современных стандартов и с привлечением новейших технологий создали подробные карты с указанием всех известных древних поселений и отдельных памятников дельты реки Мургаб.

Секретариат Национальной комиссии Туркменистана по делам ЮНЕСКО.
Материал подготовлен в партнерстве с Национальной комиссией Туркменистана по делам ЮНЕСКО.

Маргуш – Гонур-депе

Древняя “земля Маргуш”, упоминаемая в древнеперсидских клинописных надписях и где находится Гонур-депе, была известна в “ранние времена” как “Моуру” – это название записано в священной для всех зороастрийцев книге “Авеста“.

Древнегреческие авторы переписали слово “Маргуш” как “Маргиана”, и под этим названием земля, о которой почти ничего не было известно, вошла в мировую историю.

Долгое время никто не знал точного местоположения, пока в середине XX века академик В.В. Струве, используя древние письменные свидетельства, не доказал, что земля Маргуш находилась в бассейне древней дельты Мургаба в юго-восточном Туркменистане.

Однако существует и другая версия, согласно которой Маргиана располагалась в верхнем течении реки, в районе Мерверуда. Некоторые ученые считают, что он включал не только дельту, но и весь бассейн Мургаба.

Однако это противоречит всей совокупности имеющихся у нас данных. Фактически, только дельта Мургаба густо населена памятниками III-II века до нашей эры.

Археолог Виктор Сарианиди был первооткрывателем земли Маргуш, существовавшей на территории современного Туркменистана в III-II веке до нашей эры. Туркмено-российская экспедиция под руководством археолога Виктора Сарианиди также обнаружила территорию Маргуша в III-II веке до н.э. Возглавляемая им туркмено-российская экспедиция уже около полувека ведет раскопки в столице земли Маргуш – Гонур-депе, городе с дворцами, храмами и царскими гробницами в древней дельте реки Мургаб.

Из этого периода известно захоронение в оазисе Тахтабазар, которое также принадлежит племенам, переселившимся из Бактрии в Маргиану. В любом случае, несмотря на целенаправленные поиски, археологи не нашли других памятников такого рода.

Но отсутствие результатов – тоже результат, тем более что этот поиск заложил основу для широкомасштабных исследований возможных следов доисторического человека в пустыне Каракум более тридцати лет назад.

Читайте также:
Карта Софии на английском, русском языке с районами

Теперь на просторах одной из самых больших пустынь мира была обнаружена совершенно неизвестная культура. Это культура, потому что обнаружены десятки, если не сотни, древних поселений, составлявших загадочную Маргиану бронзового века.

Кроме того, были обозначены границы территории. Многие реки высохли, урожай сгорел на полях древних земледельцев. В то же время аллювиальная равнина Мургаба представляла собой “райский оазис”, плодородные земли которого не знали недостатка в воде.

Племена, спасавшиеся от засухи, пришли в эту долину и нашли здесь свой новый дом – настоящий земной “Эдем”, находившийся тогда на краю цивилизованного мира.

Только в последние века III тысячелетия до н.э. вдоль водных путей древней дельты Мургаба стали появляться новые поселения земледельцев, пришедших с дальнего запада.

Они оценили эту плодородную землю и начали строить первые поселения и города. Полное отсутствие камней на равнине Великого Мургаба заставило новоприбывших перенять многие достижения южных туркменских племен, включая практику строительства из высушенных на солнце сырцовых кирпичей.

Им также пришлось позаимствовать у них (из-за отсутствия дерева для кровли и деревянных столбов для поддержки крыш) технику строительства куполов, которая была известна местным крестьянам за тысячу лет до описываемых событий.

Свидетельство тому – купольные гробницы, обнаруженные археологами при раскопках раннеземледельческих поселений IV тысячелетия до н.э. недалеко от железнодорожной станции Геоксюр.

Таким образом, новоприбывшие использовали достижения аборигенов и передали им свои навыки, чтобы надолго обосноваться в дельте Мургаба. Благодаря трудолюбию маргушей эти земли давали большие урожаи пшеницы, ячменя и других зерновых, которых было более чем достаточно для безбедной жизни.

Более того, профицит сохранялся. Вероятно, они продавались на стороне, а вырученные средства использовались для строительства монументальных сооружений религиозного и светского назначения, что, в свою очередь, способствовало расцвету ремесел и появлению профессиональных ремесленников: резчиков по кости и камню, кузнецов и ювелиров, чьими изделиями восхищаются и сегодня.

Жители Маргуша построили свои первые поселения на краю дельты, где вскоре возникли небольшие дворцы и храмы, такие как Гонур-депе. Таким образом, в последние века III тысячелетия до н.э. в северной части дельты был создан автономный ирригационный оазис, который сегодня называется Келлели.

Параллельно со строительством оазиса была построена столица Маргуш. После того, как новоприбывшие поселились, они, вероятно, сразу же начали строить столицу.

В то время большое значение придавалось местоположению. Поскольку, по их расчетам, естественный сток воды Мургаба начинается у истока дельтового вентилятора, они построили свой центр именно там.

Особое отношение поселенцев к строительству города отразилось и в его общем дизайне. Они построили огромную крепость с мощными оборонительными стенами и прямоугольными башнями в центре, в которой был построен сложный дворец для царя и его семьи.

Древние строители выбрали для дворца самое высокое место – естественный холм, который возвышался над равниной почти на метр и обеспечивал необходимый круговой обзор и оптимальную тактику для возможной длительной осады. Конечно, Кремль также служил защитой для храмов.

Очевидно, что этот огромный дворцово-храмовый ансамбль был построен по предварительному плану и являлся городом для царя, правящей элиты и жрецов.

Здесь проводились различные культовые церемонии, жертвоприношения и общественные трапезы. К концу III тысячелетия до н.э. в Маргиане сложилась своя независимая архитектурная школа, которая занимала особое положение на Ближнем и Среднем Востоке.

Одни здания были светскими (дворец), другие – культовыми (храмы); последние также различались по своему назначению (храм огня, храм воды, жертвенный храм, комплекс коллективных трапезных), что обусловило их различную планировку.

Одним словом, даже самые общие и краткие описания показывают, насколько сложной была задача строительства огромного дворцово-храмового комплекса. Все здесь поражает воображение.

Читайте также:
Фото Алтайского заповедника (57 фото)

К ним относятся великолепные знания древних архитекторов основ астрономии и геометрии – в некоторых случаях осевое направление внешних стен с поразительной точностью совпадает со странами света.

И идеально прямые углы комнат! – До сих пор неясно, как мастера Гонур-депе создали их в земле Маргуш. Сырая глина, смешанная с измельченной соломой, прессовалась в специальные деревянные формы (примерные размеры 55 x 30 x 15 см или 45 x 20 x 10 см) и сушилась на солнце, пока не становилась почти твердой, как камень, как сегодня.

Из таких глинобитных кирпичей строились хижины бедняков и великолепные дворцы и храмы первых городов Востока. Эксперты подсчитали, что только для строительства Кремля и дворца Гонура потребовалось несколько миллионов формованных кирпичей.

Кладка была закреплена жидким глиняным раствором, а стены были оштукатурены с обеих сторон тем же глиняным раствором, смешанным с соломой. При необходимости эта штукатурка разглаживалась до почти зеркального блеска.

Гонур-депе – свидетельство древней истории туркмен

Наиболее ярко и впечатляюще этапы истории Туркменистана отражают памятники Марыйского оазиса. Его самое раннее ядро – Гонур-депе. Сегодня это не просто крупнейшее в Центральной Азии поселение эпохи бронзы (конец III-середина II тысячелетия до н.э.). Это еще и яркий символ глубочайших корней туркменского народа, чьи далекие предки создали такую высокую культуру, что ученые всего мира согласились: страна Маргуш, центром которой был Гонур-депе, наряду с Египтом, Месопотамией, Индией и Китаем является одним из пяти первоначальных очагов мировой цивилизации, где скрещивались торговые и культурные линии международных связей. Достижения маргушцев в архитектуре и изобразительном искусстве, уровень их ремесленного производства, созданная ими политическая система и религиозная доктрина ставят их в число передовых народов Древнего Востока, открывших пути дальнейшего прогресса человечества.

Гонур-депе – это целый археологический парк в пустынной зоне и самое большое из более чем трехсот поселений в древней дельте реки Мургаб. Археологи выяснили, что оно возникло в 2300-2250 годах до н.э. и просуществовало около 600-800 лет. Только центральная часть монументальных сооружений гонурского комплекса занимала к тому моменту, когда его оставили люди, около 25 гектаров. Еще на 10 гектарах простирается городской некрополь. Погребальные предметы и ювелирные украшения похороненных здесь людей поражают своим великолепием. Это высокохудожественные изделия из камня, металла, слоновой кости и, конечно, глины, которая служила тестом для умелых гончаров и скульпторов, создавших тончайшие керамические сосуды изысканных форм и фигурки божеств языческого пантеона.

Все эти бесчисленные предметы, сопровождавшие всю жизнь обитателей Гонура, сегодня являются экспонатами нескольких музеев Туркменистана, а их дома, царский дворец и святилища вокруг него стали объектами Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв», памятники которого включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С тех пор, как в 1974 году известный археолог Виктор Сарианиди вместе с туркменскими коллегами нашел Гонур и начал здесь свои раскопки, которые продолжаются до сих пор, тысячи людей успели побывать на руинах ранее совершенно неизвестного древневосточного царства. Это паломничество возрастает из года в год, потому что все, кого волнует история, хотят увидеть своими глазами поистине фантастический город, еще недавно затерянный в Каракумах, а теперь, через четыре тысячи лет, явивший миру следы величия своей уникальной культуры.

Когда воды стало не хватать для жизни, Гонур был заброшен и люди стали осваивать земли в десятках километрах южнее по Мургабу и его дельтовым протокам. Новый центр вырос на плодородной почве этого оазиса там, где теперь находятся холмы Яз-депе и Гёбеклы-депе, а когда и в этих местах стало маловодно, началось развитие другого ядра, еще выше по течению реки. Там и вырос тот Мерв, который в средневековье, как и Багдад, Каир или Дамаск, стал одной из самых важных столиц исламского мира. Его расцвет приходится на XI-XII века, время правления Великих туркмен-сельджуков, чья империя простиралась от низовьев Амударьи до Средиземноморья. В те времена Мерв, известный как Мару-шаху-джан (Мары – душа царей), был одним из крупнейших городов Востока. Его уникальность состоит в том, что это не один город, а цепочка расположенных рядом городищ, относящихся к разным эпохам. Если повсюду в Азии было принято возводить новые поселения прямо на месте старых, Мерв на протяжении двух с половиной тысячелетий перемещался с востока на запад вслед за руслом своенравного Мургаба, который за эти века совершил дрейф от нынешнего города Байрамали до современного Мары.

Читайте также:
Пхитсанулок, Таиланд — все о городе с фото

Развалины городищ Мерва занимают тысячи гектаров! Эрк-кала, Гяур-кала, Султан-кала, Абдуллахан-кала, Байрамалихан-кала – за каждым из этих названий – многовековая история взлетов и падений царств и династий, история войн и непрерывная летопись созидания, возрождения города после стихийных бедствий или социальных потрясений. А сегодня это уникальный археологический парк, куда приезжают ученые из разных стран мира и вместе со своими туркменскими коллегами год за годом ведут планомерные раскопки на марыйской земле, продолжая научные традиции своих предшественников, изучавших Мерв с конца XIX века.

Гонур-депе: фрагмент Маргианской экспедиции

Раскопки Гонур-депе – столичного храмового города страны Маргуш, проведенные экспедицией под руководством Виктора Сарианиди, принесли немало сенсаций, открытий, возможностей решения ряда задач истории древнего мира. Так, подтверждено массовое передвижение населения в конце III тыс. до н.э. с Ближнего Востока далеко на восток (практически до современного Синдзяня, долин рек Инд и Сват). Продемонстрирован высочайший уровень мастерства древних зодчих, ювелиров, гончаров, других ремесленников, успешно прививших ближневосточный культурный импульс на своей почве.

Приведены столь убедительные факты родства ритуалов, верований и традиций, бытовавших у древних гонурцев, с таковыми современных зороастрийцев, что их невозможно игнорировать при любом решении вопроса о прародине этой религии. Храмовый город, хранивший свои тайны в течение 4 тысячелетий под песками Каракумов, был открыт Маргианской археологической экспедиции под руководством В.И. Сарианиди в 1972.

Гонур Депе — самое крупное из выявленных на сегодняшний день более, чем 300 древних поселений в древней дельте реки Мургаб. Современное название города — Гонур-депе (в переводе с туркменского — Серый холм), — был построен в 2300–2250 гг. до н.э. Только центральная часть этого комплекса монументальных сооружений занимала к тому моменту, когда его оставили люди (середина II тыс. до н.э.) около 25 гектаров. В центре города — дворец со множеством огромных парадных помещений, окруженный мощными стенами с квадратными башнями.

За стенами, со всех четырех сторон, — храмовые постройки ( в том числе Храм огня, Храм жертвоприношений, комплекс общественных трапез), обнесенные снаружи единым каре стен, также усиленных квадратными башнями. За пределами стен с юга был устроен огромный бассейн (180 на 80 м и наибольшей глубиной до 2 метров). Меньшие по размерам бассейны располагались с севера и запада комплекса прямо перед проходами на территории крепости. Весь комплекс был окружен еще одной неширокой и поэтому, видимо, невысокой обводной стеной, укрепленной с внутренней стороны пилястрами. Она как бы отграничивала святое место « жительства богов» от окружающего его обыденного мира людей. На восточном “берегу” главного бассейна в 2004 г. экспедицией было обнаружено несколько уникальных погребений гонурской элиты — « царский некрополь». Пять могил представляли собой полноразмерные, но подземные модели богатых многокомнатных домов, а в два погребения были помещены еще и четырехколесные повозки, и тела слуг, сопровождавших правителя в мир иной.

Читайте также:
Мифы о пирамиде Лувра

Несмотря на то, что практически все погребальные сооружения были цинично ограблены еще в глубокой древности, экспедиции посчастливилось найти золотые и серебряные сосуды, — жемчужины ремесленного мастерства эпохи бронзы, прекрасные украшения, скорее всего потерянные грабителями во время бегства из некрополя, а также не интересовавшие «джентльменов удачи» тех далеких веков, но бесценные для сегодняшней науки самые ранние в мире сюжетные мозаичные композиции, некогда украшавшие как фасадные стены «домов мертвых», так и объемные ящики, определенными В.И. Сарианиди, как «дарохранительницами», где могли находиться те сокровища, ради которых и тревожился прах умерших. Находки подтвердили существование особого центральноазиатского центра древней цивилизации, который существовал наряду с известными археологически «признанными» центрами цивилизаций — месопотамским, египетским, китайским и долиной реки Инд. А во время работ весны 2009, в непосредственной близости от погребения, был обнаружен котлован с диаметром более пяти метров.

Его глубина достигала 2, 5 метров. О том, что это не рядовое погребение, к счастью археологов, оказавшееся неразграбленным, свидетельствовали и другие признаки. Центральное место на дне погребения занимала четырехколесная повозка, сброшенная в котлован сверху.

Рядом с повозкой — костяки двух ослов, двух верблюдов, семи человек и семи собак. Там же находились два длинных каменных посоха, концы которых украшали тонкие серебряные обручи, бронзовый светильник на конусовидной подставке, а также три бронзовых предмета, ранее ни на Гонуре, ни на других памятниках Бактрийско-Маргианского археологического комплекса не встречавшиеся: большая совковая лопата (длина «совка» 43, 5 см, ширина — 15 см), уникальный сосуд длиной около метра, состоящий из семи шаровидных емкостей, поставленных одна на другую, а также крупный круглодонный сосуд. Обращает на себя внимание тот факт, что последними (т.е. после всех жертвоприношений, в том числе и человеческих) в котлован были спущены убитые особым способом семь собак. Восьмая была погребена у «входа» в котлован, на глубине всего 0, 5 м от дневной поверхности. Явно не случайно число собак равно семи и совпадает с числом погребенных здесь людей, а также с числом шаровидных емкостей в бронзовом сосуде. К собакам у разных народов было разное отношение. Но важно то, что и у зороастрийцев, и у современных туркмен — потомков древних гонурцев — число семь является священным, а отношение к собакам двойственное: уважительное и пренебрежительное одновременно.

Кроме «главного царского некрополя» в 3 м к югу от него, уже за пределами обводной стены, было обнаружено еще одно, несомненно царское, погребение, достаточно точно воспроизводившее план ранее раскопанных гробниц: В южной части прямоугольного котлована 5, 6×4, 5 м находился «дом», к которому с севера примыкал «двор».

«Дом» состоял из четырех комнат, в которые вели два прохода. В первой и второй с востока комнатах были найдены мелкие фрагменты человеческих костей, а в других помещениях на всей глубине заполнения (1, 6 м) встречались мельчайшие фрагменты золотой фольги, кремневые наконечники стрел, фрагменты кружков и квадратиков из слоновой кости. Погребение также было полностью разграблено. Не удалось найти ни одного целого ценного предмета, кроме большого бронзового сосуда — «младшего брата» найденного ранее. Судя по всему, он остался незамеченным только потому, что стоял в окружении большого числа (почти 30) керамических сосудов, явно не представлявших ценности для расхитителей гробниц. Кроме обычной керамической посуды среди погребальных приношений имелись пять крупных пифосов высотой около метра, по всей видимости, использовавшихся для хранения вина или зерна. Казалось бы, незначительная мелочь: в одном из укромных мест гробницы были найдены аккуратно обработанные камешки.

Шесть из них удивительно точно воспроизводили форму крупных созревших фисташек, девять были просто круглыми шариками, окрашенными в красный и розовый цвет. Три черных камушка напоминали по форме мелкие плоды тутовника. В дополнение к ним здесь же присутствовала усеченная белая с желтыми прожилками каменная пирамидка. Что эти изделия могли символизировать? Были ли они какими-то символами благополучия в земледелии? Или же выполняли сугубо ритуальные функции?

Читайте также:
Япония планирует упростить визовый режим для россиян

Но, как и в других гробницах царских особ, найденных на Гонуре, самыми ценными находками оказались мозаичные панно, некогда украшавшими как передний фасад «дома мертвых», так и «дарохранительницу». Несмотря на то, что основная часть композиций включала только растительный и геометрический орнаменты, напоминающие узоры современных туркменских ковров, поражают их цветовая гамма, разнообразие и сочетание различных композиций. Техника изготовления мозаик совпадала с уже известной ранее методикой росписи для царских гробниц: сначала на грунт — слой вяжущего вещества — органическими (красный и черный цвет) красителями наносился рисунок, а затем отдельные его части заполнялись каменными (в основном белыми, иногда желтоватыми, в каких-то случаях розовыми и голубоватыми) вставками. Дарохранительница представляла собой крупный ларь (или ящик) длиной в один метр, а шириной и высотой — 40 см, вся наружная поверхность которого была покрыта узором из крестовидных (в том числе напоминающих мальтийский крест) композиций. Часть фасада дарохранительницы украшена ажурным, производящим впечатление кружев, рисунком из тончайших белых палочковидных вставок. Интересно и обрамление дверного проема — не раз и раньше встречавшийся в царских гробницах узор «ручей среди гор».

Но вот самая интересная композиция, видимо, центральная на фасаде «царского дома мертвых»: в загривки двух драконов впиваются змеи, чьи тела обвивают в смертельных объятьях огромные скопления перьев, среди которых скрываются широко разинутые пасти драконов. Одной из уникальных особенностей данной композиции является то, что головы и шеи драконов — двусторонние и состоят из двух вставок с одинаковыми изображениями. Этому может быть только одно объяснение: основная часть картины была сделана на плоскости, тогда как головы драконов и змей выступали над поверхностью стены как рельефы.

Полученные Виктором. Сарианиди весной 2009 на Гонуре материалы дают пищу для ума не только специалистам, изучающим материальную культуру населения эпохи бронзы. Они подтверждают высочайший уровень искусства и общественного строя Маргианы эпохи бронзы, представляют новые доказательства существования особого, Центральноазиатского центра цивилизации в Каракумах, на территории современного Туркменистана. Открытия, сделанные Маргианской экспедицией под руководством Виктора Сарианиди, без сомнения, раскроют еще не одну тайну древнейших верований, ритуалов и мифов.

Гонур Депе, Туркменистан

Не так давно, в 90-х годах, среди песков восточного Каракума ученые-археологи вскрыли в Марыйском оазисе огромный некрополь, относящийся к II-I тыс. до н.э. Здесь был столичный город, ныне именуемый Гонур-Депе (в переводе с туркменского — Серый холм), со своим дворцом и несколькими храмами, способными конкурировать с сооружениями Ассирии и Вавилона.

Раскопки этого места принесли ученым и историкам немало удивительных открытий. Храмовый город хранил свои тайны в песках пустыни несколько тысячелетий. Гонур-Депе был самым крупным поселением во всей Маргиане. Располагался комплекс на невысоком холме правого берега русла Мургаба. Раскопки ведутся до сих пор, и точных цифр пока нет, но по предварительным данным площадь древнего городища колеблется от 30 до 50 гектаров. В этой предполагаемой «столице» находился скорее не правитель с определенными властными полномочиями, управлявший всей страной, а духовный лидер – верховный жрец. Люди почитали его не по принуждению, а по доброй воле, движимые верой.

Архитектура Гонур-Депе

Гонур-Депе – это столичный храмовый город страны Маргуш. Археологам удалось обнаружить убедительные факты духовных ритуалови традиций, доказывающих, что гонурцы придерживались зороастрийской веры.

Читайте также:
Египетские пирамиды на карте

В самом центре городища располагался дворец со множеством больших парадных помещений, окруженный мощными, толстыми стенами и несколькими квадратными башнями. Здесь, скорее всего, жил главный жрец. Вокруг дворца, со всех 4-х сторон находились храмовые постройки, соединяющиеся одной стеной. По углам стену тоже укрепляли квадратные башни, но уже не столь огромные, как в окружной стене дворца.

За пределами стен, с южной стороны находился бассейн, размером 180 на 80 м и глубиной в 2 м. С северной и западной сторон храмового комплекса располагались еще два бассейна, но более мелких. Все эти сооружения были обнесены еще одной невысокой и не столь широкой стеной, с внутренней стороны укрепленной пилястрами. Ученые полагают, что эта стена служила неким символом ограничителя святого места от всего остального мира и была воздвигнута символически, а не с целью обороны.

Археологи нашли фрагменты фасадных частей зданий, свидетельствующие, что для украшения стен применялась каменная мозаика. Но техника гонурских мастеров уникальна тем, что изначально изображение на стене рисовали красками и уже потом его отделывали камнями. Нигде в мире еще не было найдено подобной технологии выкладки мозаики. На территории Гонур-Депе также был найден целый ряд гончарных мастерских, говорящих о том, что подобная продукция пользовалась большим спросом в те времена.

Находки в Гонур-Депе

Одну из интереснейших находок представляют погребальные подземные помещения, найденные с восточной стороны большого бассейна. Все свидетельствовало о том, что это были захоронения местной элиты тех времен. Всего археологи раскопали 5 могил-склепов, каждая из которых была похожа на полноразмерный многокомнатный дом. В двух гробницах покоились останки сразу нескольких человек. Скорее всего, тела принадлежали слугам, которые по древним обычаям должны были сопровождать своего хозяина в мир иной.Также усыпальница по традициям заполнялась ценными вещами, некогда принадлежавшими умершему.

Подземные склепы были разграблены еще в те времена, когда город был обитаем. Но археологам все же удалось найти несколько серебряных и золотых сосудов и некоторые ювелирные украшения. Помимо драгоценностей, ученые обнаружили в могилах еще фрагменты мозаичных композиций, которые, скорее всего, служили украшением усыпальниц, но были разрушены временем. В могилах находились большие ящики, когда-то наполненные дарами духам потустороннего мира.

Неподалеку от гробниц был обнаружен котлован глубиной в 2.5 м диаметром в 5 м, тоже с захоронениями. Это место оказалось неразграбленным и археологам удалось извлечь оттуда много интересных предметов и останков древних людей и животных.

В центре котлована находилась повозка (колесница), которую явно сбросили сверху. По преданиям тех времен, колесница была необходима умершему для перемещения в мир иной. Рядом с повозкой были найдены останки семи людей, семи собак, двух ослов и двух верблюдов.

Число 7, соответствующее семи погребенным людям и семи собакам, убитым особым способом, явно в качестве жертвоприношения, выбрано не зря. И у древних зороастрийцев, и у современных туркмен эта цифра считается священной. Отношение к собакам у потомков древних гонурцев ипо сей день немного странное – их уважают и боятся одновременно.

Из мелких предметов археологи извлекли бронзовый светильник, два каменных посоха с серебряными кольцами на концах, совковую лопату, три бронзовых предмета, уникальный сосуд, высотой почти в один метр, состоящий из семи шаровидных емкостей и еще один широкий круглодонный сосуд.

Кроме большого котлована, были найдены и более мелкие погребения, а также некоторые удивительные вещи, которым ученые до сих пор не могут дать точного объяснения. Например, водной из гробниц, рядом с керамической посудой нашли несколько камней, обработанных в гладкие, ровные шарики, а неподалеку от них еще несколько камешков, напоминавших по форме фисташки. Для чего были изготовлены эти предметы и какую роль выполняли – до сих пор неизвестно.

Читайте также:
Фото Национального парка Какаду (48 фото)

Некрополь Гонур-Депе и по сей день хранит в себе много тайн, которые предстоит разгадать историкам, археологам и ученым. Это место является одним из важных туристических объектов Туркменистана, куда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Посетив это удивительное и загадочное сооружение, вы сможете прикоснуться к тайнам далеких предков туркмен, которые еще в древние века являлись талантливыми скульпторами, строителями и ювелирами.

Карта Вашингтона на русском языке

Вашингтон на карте – спутник и схема

На странице изображена интерактивная карта города Вашингтон с улицами и домами. Вашингтон находится в северо-восточной части США. От Атлантического океана его отделяют 53 км в восточном направлении. Входит в состав мегалополиса БосВаш Для масштабирования географической карты используйте кнопки (+) и (-) в левой части. На карте города Вашингтон можно смотреть станции метро, магазины, аптеки, заправки, маршруты.

Территориальное устройство на карте

Справочная информация

Дата образования: 1790 г.
Площадь кв. км.: 177
Население: 601 723
Индекс: 20001-20098, 20201-20599
Телефонный код: +1 202
Автомобильный код:
Код ОКАТО:

Вашингтон – вокзалы

Карта Вашингтона. Общие сведения о городе

Карта Вашингтона на русском языке показывает, что город находится в северо-восточной части США. От Атлантического океана его отделяют 53 км в восточном направлении. Входит в состав мегалополиса БосВаш (Бостон-Вашингтон).

С 1790 г. выполняет функции столицы США. Одновременно для Вашингтона была учреждена особая административно-территориальная единица под названием «Федеральный округ Колумбия» (англ. «Ди –Си»). Граничит со штатами Виргиния (юго-запад) и Мэриленд (остальные стороны).

Поселение нарочно создавалось на стыке северных и южных штатов для размещения органов верховной власти в стране. Политическая и административная функции являются превалирующими для Вашингтона. В его черте располагается президентская резиденция («Белый дом»), Конгресс и Сенат США, Верховный Суд. Город избран для местопребывания посольств иноземных держав (59) и штаб-квартир важных международных организаций.

Вашингтон зарекомендовал себя как значительный транспортный узел (3 аэропорта, речной порт, ж/д). Кроме того, он является крупным образовательным и культурным центром. Наличие достопримечательностей общенационального масштаба привлекает туристов со всех уголков Америки и из-за рубежа.

Вашингтон на карте США: география, природа и климат

Если посмотреть на Вашингтон на карте США, то заметно, что он занимает участок (177 кв.км) у слияния рек Анакостия и Потомак. В пределах городской черты находится еще 3 водных потока: р.Рок –Крик, р.Тайбер – Крик (под землей), канал Вашингтон.

Столичная территория захватывает острова Рузвельта, Колумбии, Трех Сестер, Кингмена и др. Правильно сориентироваться в пространстве поможет карта Вашингтона с улицами.

Рельеф местности холмистый. Наивысшая точка – Рено (125 м).

Погода характеризуется влиянием влажного субтропического (муссонного) климата. Ему присуща прохладная зима с периодическими снежными штормами («нордистер»). Январский минимум -25 С, а средний показатель +3 С. Близость Атлантики делает лето влажным и жарким. Нередки грозы и торнадо. Июльская температура в среднем +26 С, а максимально +41С.

Планировка города Вашингтон

План столицы, разработанный градостроителями, предусматривает поквартальное деление территории. Пересечение улиц образует прямоугольную сеть. В диагональном направлении ее пересекают авеню.

Здание Капитолия служит условным центром Ди-Си. Две условные перпендикулярные линии делят округ на 4 части, ориентированные по сторонам света: северо-запад и северо-восток, юго-запад и юго-восток.

Карта метро Вашингтона

Метрополитен обслуживает весь округ Колумбия и часть прилегающих штатов Мэриленд и Виргиния. Действует 6 линий подземки. На схеме метро Вашингтона они отмечены разными цветами: красным, синим, оранжевым, зеленым, желтым, серебряным. Обустроена 91 станция.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: