Каменец, Беларусь — все о городе с фото

Путешествия по Беларуси. Каменец: немного о деньгах, covid и истории

На оборотной стороне всех перечисленных купюр — коллажи. Они разных тематик: литература, духовность, искусство, ремесло, первые славянские поселения.

Каменец — районный центр в Брестской области, расположенный на западе Беларуси на реке Лесной. Население города составляет около 8 000 человек. В городе действуют маслосыродельный завод, хлебозавод, а также налажено производство полимерных материалов.

Каменец не случайно попал на самую массовую бумажную денежную купюру. Этот город — обладатель одного из самых древних сооружений нашей страны (занимает почетное 3-е место после Каложи в Гродно и Полоцкой церкви) — Каменецкой вежи (XII-XIII века), которую часто также называют Белой вежей. И несмотря на такое массовое использование и вращение, доезжают до Каменца не все минчане. Чаще всего туристы попадают в него по дороге в знаменитую Беловежскую Пущу, которая, как мне кажется, причастна к истории с «обелением», а точнее, побелкой этой башни. С чем связано ошибочное название Каменецкой вежи — Белой? С тем ли, что кто-то творческий в 1960-х годах решил навести порядок и покрасить древнее сооружение в белый цвет, чтобы вежа и вправду стала белой? Или, может быть, с тем, что в задумке этого творческого человека было привести в соответствие цвет вежи с названием расположенной в 100 км Беловежской Пущи?

Четких ответов нет, но живущим ныне доподлинно известно, что вежа и вправду была белой — правда, недолго (по сравнению с ее возрастом) — менее 40 лет (что тоже символично). К 40-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года в СССР (а подготовка к очередным юбилеям революции в райцентрах была не менее основательной, чем сейчас подготовка к Дням письменности и Дожинкам) башню побелили. Так сказать, восстановили «историческую справедливость» по отношению к названию «Белая вежа». А уже в 1996 году в город приехали промышленные альпинисты — отмыть башню от побелки. Побелку смыли, а вот название закрепилось прочно. Чуть поже начались реставрационные работы, которые длились с 1998 по 2005 год. С окончанием реставрационных работ Каменец смог принять у себя 12-й День письменности (2005 год) и презентовать башню большому количеству гостей.

Со ставшей своеобразным брендом города Каменца вежей связано много разных историй и легенд. А изображение ее вы можете встретить на различных продуктах с названием «беловежский» (сыр, хлеб, квас, настойка и т.д.), что также способствует укреплению в сознании названия Каменецкой вежи Белой.

И вот такое менее растиражированное фото, где рядом с башней, как с египетскими пирамидами, живут люди.

Что неплохо бы знать каждому белорусу о Каменецкой веже? То, что это памятник архитектуры XII-XIII веков, это наиболее хорошо сохранившаяся башня оборонительного типа волынского стиля и одновременно самая высокая (почти 31 м), диаметр — 13,5 м, толщина стен — около 2,5 м, сейчас там располагается филиал Брестского областного музея, и каждый желающий может посетить его, подняться на самый верх и рассмотреть окрестные пейзажи.

А заодно — восхититься набором знаний и технологий пращуров, которые смогли возвести многотонную и высокую конструкцию на болотистой почве. И не просто возвести, а сделать настолько надежной, что более 700 лет эта башня, не раз подвергавшаяся нападениям и монголо-татар, и крестоносцев, видевшая штурмы польских и литовских князей, выстояла в Северной войне и сможет порадовать глаз тех, кто будет после нас. При строительстве использовался кирпич, который историки называют «пальчаткой» — при его изготовлении пальцами рук делали параллельные бороздки вдоль, что при заполнении строительным растровом обеспечивало надежнейшую сцепку кирпича. Местные жители утверждают, что строительный раствор замешивали на куриных яйцах, но это частая легенда в наших местах. Раствор для кладки, согласно легендам, делали из гашеной извести и негашеной, добавляя яичный желток и жертву — кровь диких животных. В 1998 году во время раскопок недалеко от башни нашли большое количество костей диких животных, что подтверждает версию о строительстве «на крови», только наши предки были гуманны, и кровь это была нечеловеческая (будем верить).

С момента постройки башня служила и оборонительным объектом, и складом, и арсеналом: в нижних, самых холодных ярусах хранили провизию, в верхнем, рядом с боевой площадкой — оружие и боеприпасы. Свободное пространство занимали бойцы. Кстати, на первом ярусе был родниковый колодец — чтобы защитники в башне не имели проблем с водой при осаде. А их тут могло разместиться ой как немало: общая площадь всей башни — около 300 кв. м.

Выдержавшая множество набегов башня, по иронии судьбы, больше всего пострадала от мирных жителей, которые с XVII века повадились разбирать ее на материалы для строительства своей мирной жизни. И продолжали это делать на протяжении последующих веков. Благо сейчас башня в безопасности, и верим, сохранится в отреставрированном виде еще как миниму лет 700.

Читайте также:
Время полета Москва — Уфа

Рядом с Каменецкой вежей можно увидеть скульптурную композицию — Памятник градорубу Алексе. Он стал дипломной работой родившегося в Каменце скульптора А.Лыщика. «Що бы ся то значило?» — как говорили летописцы, кто же этот Алекса?

И летописцы одной из старейших летописей отвечают и про Алексу, и про историю названия города:

И послал Владимир искусного мужа по имени Алекса, который еще при отце его многие города построил, с местными жителями в челноках в верховья реки Лосны, чтобы найти место такое, где бы поставить город. И тогда нашел он такое место, и приехал к князю, и стал рассказывать. Князь же сам поехал туда с боярами и слугами, и понравилось ему это место над берегом реки Лосны. И очистил его, и срубил там город, и назвал его Каменец, потому что земля была каменистая.

Если окажетесь рядом с этим памятником, обязательно ухватите зубра за рога — на удачу! Место обозначено четко — рога трут все приезжающие туристы.

А если вы располагаете временем и сможете договориться об экскурсии по городу, то узнаете, что он сохранил много менее древних, но не менее интересных построек. Здесь есть гостиница «Гальперина», ресторан «Гвирцмана», синагога Дер Мейр, Симеоновская православная церковь с интереснейшим иконостасом. История его такова: в Польше в середине 1920-х годов прошла волна по закрытию православных храмов. Стараниями регента Симеоновской церкви состоялась покупка нового иконостаса из мореного дуба, который хранился в русской гимназии в Варшаве. В 1928-м крестьяне на подводах доставили его в Каменец, и сейчас этот величественный дубовый иконостас можно увидеть в Симеоновской церкви. Тут же вам расскажут, как Каменец мог бы стать городом роз, но не стал, да и еще много разных интереснейших историй. Сохранился и памятный знак «Каменцу 700 лет», можно посетить горку Кладуча — место силы, где, вероятно, было древнее капище.

А тем, кто живо интересуется ковидными новостями, наверняка будет интересно узнать, как жители Каменца и окрестных деревень боролись в свое время с эпидемиями.

В 1866 году из Бреста в Каменец была завезена холера. Каждый день она забирала жизни 15 человек! Рекомендованный в то время способ лечения — кровопускание — не был эффективен. Решили искать альтернативные. Вот некоторые из них:

Способ 1. Обвенчать на еврейском кладбище глухонемую девушку со слепым кавалером. Причем свадьба и застолье должны были происходить при участии всех жителей местечка. Это действие должно было символизировать объединение всех несчастий между собой, чтобы прекратились жертвы среди нормальных людей. Данные мероприятия ожидаемого результата не принесли, поэтому жители взяли скрижали с заповедями и Пятикнижие и вместе с ними всем кагалом обошли вокруг города, при этом распевали псалмы и произносили заклинания. Однако на следующий день умер раввин, который возглавлял процессию.

Способ 2. Затем кто-то вспомнил, что 50 лет назад эпидемию холеры в Люблине остановили специальные перстни на пальцах. Не помогло.

Способ 3. Методы становились все экзотичнее: запрягли в плуг четырех девочек, которые перепахали землю в той стороне города, откуда начала распространяться эпидемия. Очевидно, что и это не помогало. К этому времени умер уже каждый десятый житель города.

Способ 4. К решению подключились городские власти, они выбрали один дом, в котором нагревали огромные чаны с водой и в нем же растирали и согревали больных. Очень быстро умерли все санитары вместе с инициаторами.

И пока жители Каменца изобретали все новые способы борьбы и тестировали их на практике, в близлежащей деревне Замосты, как только узнали о первых летальных исходах от холеры, ввели карантин и жесточайше отрезали всякие коммуникации с Каменцом. В итоге все остались живы.

Как показало время, и Замосты, и Каменец справились с эпидемией, просто разной ценой.

Вот такой вот город Каменец, в котором можно задуматься о ценности денег, жизни и истории.

Говорят, интересуйтесь историей, все уже когда-то было. А мы призываем этим летом интересоваться в первую очередь историей своей страны и путешествовать по ее общедоступным прекрасным местам.

Каменец

  • Описание
  • Фото и видео 17
  • Как добраться
  • Что рядом 5
  • Где отдохнуть 5
  • Экскурсии 1
  • Что почитать 5

Описание

Маленький городок с большой историей – Каменец – является одной из самых популярных туристических целей среди любителей отдыха и туризма в Беларуси. Население городка, размещенного в 40 километрах на север от Бреста, составляет чуть более 8 тысяч человек.

Каменец был основан в 1276 году по приказу волынского князя Владимира Васильковича. Известный в то время «градоруб» Алекса построил здесь деревянную крепость, в центре которой разместилась каменная вежа-донжон. Именно ей было суждено стать на века символом города.Со времени вхождения Каменца в состав Великого княжества Литовского его владельцами были князья Кейстут и Витовт. Город неоднократно подвергался нападениям крестоносцев, разрушавших деревянный город, но так и не сумевших захватить каменную башню. Небольшой Каменец долгое время находился в тени своих больших соседей и только в 1983 году получил статус города.

Читайте также:
Панамский канал, Панама — подробная информация с фото

Каменецкая вежа, безусловно, является визитной карточкой городаи одним из самых узнаваемых исторических памятников Белоруссии. Башня, расположенная на холме у берега реки Лесная, имеет простой вид,но тем не менее, производит величественное впечатление. Долгое время вежа выполняла свои главные функции – защищала горожан от вражеских нападений, но позже стала использоваться как склад и арсенал: в нижних, самых холодных ярусах, хранили продукты на случай войны, на верхних – оружие и боеприпасы. Сегодня посещение древнего сооружения открыто для всех желающих – здесь находится филиал Брестского областного краеведческого музея. Замечательный вид на окрестности открывается со смотровой площадки башни, которую несколько веков назад еще охраняли вооруженные воины.

Посеща город, стоит обратить внимание и на Свято-Симеоновскую церковь в Каменце, построенную в 1914 году в ретроспективно-русском стиле. Большой интерес к храму среди туристов объясняется не только интересными архитектурными формами, но и величественным трехъярусным иконостасом, украшающим интерьер церкви.

Необычная судьба у костела Святого Петра и Павла в Каменце. Возведение храма было начато в 1925 году польскими властями, однако из-за отсутствия средств строительство пришлось заморозить. После вхождения города в состав Советского Союза в 1939 году местные власти открыли в стенах храма чайную.С обретением нашей страной независимости костел вернули верующим.

Направляясь от вежи к Свято-Симеоновской церкви, турист встретит на своем пути памятник основателю Каменца – князю Владимиру Васильковичу.

Всего полстолетия назад в городе проживало большое количество евреев, оставивших после себя множество интересных строений. Среди них стоит выделить здание школы «Бейт-Мидраш» в Каменце и синагогу «Дер-Мейер», сохранивших характерные элементы внешней отделки.

Экскурсии в Каменец будут интересны не только тем, кто увлекается военной историей и архитектурой оборонных сооружений. Прочувствовать средневековую атмосферу и представить себя на месте славных рыцарей приглашаются все любители отдыха и туризма в Белоруссии.

Этапы исламизации Сибири

Содержание

Глава 1. Ислам Сибири. 5

1.1. Этапы исламизации Сибири. 5

1.2. Особенности ислама в Сибири. 7

1.3.Ислам в декоративном искусстве Сибири. 9

1.4. Старинные мечети Тюменской области. 19

Глава 2. Художественно-творческая направленность изучения исламизации Сибири. 23

2.1. Творческий замысел. 23

2.2. Создание творческого проекта. 25

Список литературы.. 29

Введение

Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство, как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары.

Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.

Со времени появления на территории нынешней России ислам прошел ряд этапов своего развития:

а) в собственно мусульманском государстве (Х-ХVI вв);

б) в православном Российском государстве (ХVI-ХХ вв);

в) в Советском государстве (начало ХХ в. – конец 80-х гг. ХХ в);

г) в постсоветской России.

Ближе к его концу XIV века правителями земель, которые получили в будущем название Сибирского ханства, были приглашены из Мавераннахра (Средней Азии) триста шестьдесят накшбандийских шейхов для того, чтобы объяснили ислам для своих подданных. Не вся информация этих шейхов была сразу легко воспринята, часть из них даже погибли, когда объясняли Ислам людям.

Около аула Астана в Тюменской области место их смерти до теперешних времен в народе почитается. Часть шейхов вернулись на родину, а потомки оставшихся в живых и сейчас среди мусульман Сибири пользуются большим уважением. Из их потомков произошел великий сибирский татарин Абдур-Рашид Ибрагимов, который распространял в Японии Ислам в начале двадцатого века и построил там самую первую мечеть. Так, Ислам распространился на большой площади земель от современной Свердловской области, до Томской и Кемеровской области, на юге от границы Степи и дальше на север в глубину тайги.
Этническим ядром являются земли Омской и Тюменской областей на юге. Отдельно от местного тюркского населения, в исламскую цивилизацию постепенно были вовлечены финно-угорские народы – ханты и манси.

Традиционным занятием сибирских татар была бартерная торговля с северными соседями аж до Северного Ледовитого океана и дальше до Енисея на восток. В ходе таких торговых контактов шло ознакомление с Исламом от народов тайги и тундры.

Цель работы изучить и проанализировать отражение ислама в декоративном искусстве Сибири.

1. рассмотреть этапы исламизации Сибири,

проанализировать особенности ислама в Сибири.

2. На примере мечетей Тобольска и Омска дать характеристику ислама в декоративном искусстве Сибири.

Читайте также:
Стоит ли ехать в Прагу в мае – отзыв об отдыхе в Праге в мае 2022

3. Создать творческий проект.

Глава 1. Ислам Сибири

Этапы исламизации Сибири

Начало появления мусульманских проповедников на берегах Иртыша и Тобола относят к 1394-1395 гг. Именно на эти годы указывают дошедшие до нас документы, когда в 797 г. (по мусульманскому календарю) из Средней Азии пришли вооруженные шейхи-проповедники (“шейх”, с арабского буквально – старик, титул правителей княжеств, главы мусульманских сект, дервишских орденов) и учинили “великое сражение за ислам с язычниками и татарами”. Многие из них погибли и навсегда остались в Сибири. Позднее, когда ислам был повсеместно принят сибирскими татарами, самих шейхов стали почитать как святых, а их могилы называть “астана” (в переводе с арабского “астанэ” означает порог двери, вход во дворец).

Но ряд исследователей считают названную выше дату ошибочной и относят время становления ислама в Сибири ко второй половине XVI в., когда власть в Искере (Кашлыке) захватил хан Кучум (1563 г.) По его приглашению из Бухары и Ургенча для миссионерской деятельности среди местного населения прибыли Ярым Сеид и его младший брат Дин-Али-Ходжа, а также Шерпети-Шейх. Кучум пожелал породниться с Дин-Али-Ходжой и отдал за него свою дочь Лейле-Каныш. Вероятно на это время приходится строительство столице Сибирского ханства мечети, которая существовала еще какое-то время и после прихода русских в Сибирь.

Но ислам проникал в Сибирь не только из Средней Азии. Задолго до появления Кучума прежние правители поддерживали тесные отношения с Казанским ханством, откуда в Сибирь могли проникнуть идеи ислама. Представители мусульманского духовенства (“абызы”) направлялись в отдаленные улусы и селения для проповеди ислама. Идеи ислама сыграли важную роль в образовании и укреплении Сибирского ханства, а также отказа местного населения от прежних языческих верований.

Сибирские татары, принявшие ислам, одновременно с этим приняли и основы мусульманского правоведения – Фикха – свода феодально-мусульманского права.

Огромное значение имел тот факт, что при мечетях открывались начальные школы (мэктэп), а затем и средние мусульманские школы (медресе). В них, наряду с предметами религиозного толка, изучали и общеобразовательные дисциплины: математику, физику, химию, геометрию, географию. В дореволюционное время грамотность среди сибирских татар была значительно выше, чем у других коренных сибирских народов.

Учащиеся медресе хорошо владели арабским языком, знали иранские языки. Грамотный человек мог читать произведения таких замечательных ученых и поэтов как Абулькасима Фирдоуси (940 – ок. 1020), Абурейхана Бируни (973 – ок. 1050), Алишера Навои (1441-1501). Начиная с XVIII в., с появлением в Сибири таких значительных православных проповедников как Филофей Лещинский, возникает противодействие распространению ислама. Несомненно, что христианство, как официальная религия Российского государства, имело поддержку со стороны местных властей и всячески препятствовало влиянию мусульманства на другие народы. Известно, что в 1718-1720 гг. было проведено крещение туринских татар, а затем обских и чулымских. Но при Екатерине II издается указ, признающий мусульманство как равноправную религию для тех народов, которые исповедуют ее.

Официальной религией сибирских татар стал ислам суннитского толка. Суннизм и шиизм (соответственно суннисты и шиисты) являются основными направлениями исламского вероучения. В странах распространения ислама приверженцы суннизма составляют большинство. Они наряду с Кораном признают и Сунну – священное жизнеописание Мухаммеда и его изречения.

Ислам, как и любая другая религия, распространился в Сибири не сразу и даже не за один год, а, возможно, за многие десятилетия. Первоначально из политических соображений его приняла местная правящая верхушка из ханского окружения, а лишь потом он распространился и на остальное население, стал частью общенациональной культуры. В то же время сибирские татары долгое время придерживались и языческих обрядов, считая себя при том мусульманами.

Ислам, как одна из мировых религий, с его идеей веры в единого Бога – Аллаха, стал мощным идеологическим оружием для искоренения пережитков родоплеменных отношений, становления централизованной государственности, подчинения сибирских татар власти хана.

Наш край богат многочисленными культурными памятниками, связанными с исламом. Это и старинные мечети, мавзолеи на месте погребения “святых”, – “астана” или в некоторых районах “якшилар”, что в переводе значит “хорошие люди”.

Вопрос о распространении ислама в Сибири изучен еще недостаточно, и, возможно, со временем мы узнаем новые интересные факты, выявленные учеными. Но нет сомнения, что данное вероучение играло и продолжает играть огромную роль в культуре нашего края наряду с другими религиями.

Ислам в Сибири России

Для современной Сибири свойствена активная этническая миграция. Начиная с 90-х гг. XX в., сибирские регионы – это принимающая сторона для этнических мигрантов из государств, которые возникли на постсоветском пространстве. В 90-е гг. XX в. большинство трудовых мигрантов приезжали в Сибирь из Азербайджана. В 2000-2014 гг. подавляющее большинство трудовых мигрантов, гастарбайтеров, – это граждане Узбекистана и Таджикистана. Все трудовые мигранты, гастарбайтеры – это глубоко верующие мусульмане. Однако ислам в Сибири существует не только как религия гастарбайтеров. Сегодня ислам – это самая быстро растущая религиозная конфессия среди жителей Сибирских регионов. По количеству верующих среди населения регионов Сибири ислам занимает второе место после христианства. Как уже было отмечено, мусульмане Сибири, как правило, принадлежат к тюрским народам, прежде всего, татарам.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты Беверли-Хиллз - Форт-Лодердейл

Долгое время тема «ислам в Сибири» была закрыта для российских ученых. Практически не исследовалось значение принятия ислама для тюрских и угорских этнических и культурных групп, которые здесь проживали. Отсутствуют исследования реальных отношений между христианами и уммой. Иногда в истории этих отношений были тяжелые и драматичные моменды вражды, взаимной агрессии. Коллективная память и мусульман, и христиан содержит в себе знание об этой исторической враждебности. Только серьезные научные исследования могут излечить негативные моменты в социальных и культурных коммуникациях между религиозными общинами в Сибири.

Количество мусульман увеличивалось вместе с приходом в Сибирь переселенцев из Татарстана и Башкоростана на протяжении XIX и XX веков. Большинство мусульман Сибири, которые живут здесь постоянно, – это приверженцы суннитского направления ханифитского мазхаба, хотя нельзя утверждать, что это направление является однородным. Важнейшими сакральными местами в Сибири, которые почитают как православные, так и мусульмане, являются астана, места захоронения шейхов, однако cторонники возвращения к истокам ислама отрицательно относятся к феномену «астана», считая их почитание язычеством. Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монументальным сооружениям над ними, особенно же к тому, чтобы могилы служили местом молитвы.

Современные исследования генезиса ислама в Сибири тесно связаны с этнографией, демографией, историей Сибири. Влияние ислама на культурное, философское, художественное пространство Сибирских регионов изучено недостаточно [10]. Для того чтобы понять, какое значение имеет ислам для современного социального и культурного пространства Сибирских регионов, необходимо знать его историю в Сибири. Практически отсутствуют исследования исламского искусства в Сибири. Во многих университетах Сибири религия ислама не изучается вообще, либо изучается только с точки зрения этнографии. Такая научная ситуация не может быть удовлетворительной, поскольку ислам достаточно распространен среди населения сибирских городов и поселков. Ислам имеет великие традиции в искусстве и философии. Эти традиции необходимо изучать, чтобы понимать особенности социальной, культурной жизни сибирских мусульман, понимать их ценности и идеалы [8; 9; 11]. Это изучение особенно важно для государственных чиновников, которые управляют территориями, где проживают современные мусульмане и где работают этнические трудовые мигранты, которые тоже являются мусульманами.

Цель статьи – определить культурную специфику ислама в Сибири («северного» ислама), в том числе ислама в Красноярском крае (Восточная Сибирь).

Материалы и методы

Источники по истории раннего ислама в Сибири крайне ограничены. Очень мало источников, которые можно использовать в научных исследованиях, переведены на русский язык, на котором ведутся исследования в университетах Сибирского региона и России в целом. Автор придерживался концепции о том, что ислам в Сибири – это часть большого исламского мира. Сибирский ислам тесно связан с мировой историей суннитских общин, суфийских орденов. Специфика сибирского ислама определяется языческими верованиями, которые существовали среди тюрских и угорских этнических культурных групп до принятия ислама. Большое значение для сибирского ислама имел государственный атеизм, который процветал в Советском Союзе.

Для данного исследования применялись историграфический и генетико-исторический методы. Использовались подходы, связанные с герменевтическим анализом репрезентативных культурных текстов (концепция К. Гиртца). Большое значение для исследования имела концепция культуры как идеалообразования и концепция религии как ядра культуры (Д. В. Пивоваров). Базовая концепция исследования, на которую авторы опирались, связана с признанием того, что в основе каждой культуры лежит почитание священных текстов [14]. Материалом исследования были некоторые исторические и культурные тексты, связанные с историей сибирского ислама, в том числе: 1) Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками / Под ред. А. Зоста. – СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и Ко, 1880; 2) издание XVIII века академика Миллера Г.Ф. «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нём дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена. СПб., 1750».

Авторы использовали результаты социологических опросахов мусульман, жителей Красноярского края, представителей азербайджанской, таджикской диаспоры в городе Красноярске [7; 8; 12; 13]. Были использованы также статистические данные, фокус-группы с представителями татарской, азербайджанской, таджикской диаспорами города Красноярска (Восточная Сибирь) и экспертные интервью [12] в ходе проведения прикладных культурных исследований в 2010-2014 гг. в Красноярском крае и городе Красноярске [3; 4; 5; 11].

При проведении исследования использовался комплексный подход, где результаты исследования исторических источников, полевых исследований в культурной среде мусульман Красноярского края были дополнены теоретическими обобщениями и применением теоретического метода создания идеальных типов, который создал Макс Вебер [2]. Важной для понимания культурной специфики современного ислама в Сибири была и теория кросс-культурных коммуникаций и стратегий аккультураций, которую разработал Дж. Берри [1].

Читайте также:
Сколько лететь до Казахстана из Москвы

Результаты исследования и их обсуждение

История ислама в Сибири и современная ситуация в исламском мире Сибири имеет очень маленькое количество исследований. Так, в фундаментальном исследовании «Энциклопедия ислама» сибирскому исламу посвящены только 4 статьи: «Сибирь», «Тобол», «Тюмень», которые написал П. Голден, и статья «Бараба», которая была написана В. В. Бартольдом. В книге «Ислам на территории бывшей Российской империи» ничего не говорится о региональном сибирском исламе. В «Энциклопедии Ирана / Ираника» сибирский ислам также не упоминается.

В настоящее время сложилась западносибирская научная школа изучения истории ислама в Западной Сибири. Возглавляет эту школу профессор А. П. Ярков. Серьезные исследования в области археологии, этнологии, этнографии сибирских татар-мусульман проводят И. В. Белич, А. Г. Селезнев, И. А. Селезнева и другие ученые.

Главная причина малой изученности сибирского («северного ислама») – это особая политическая обстановка в Российской империи и в Советском Союзе, которая на протяжении длительного времени создавала препятствия для научного исследования ислама вообще и сибирского ислама, в частности. Культурные и религиозные исследования сибирского ислама избегали следующих важных тем:

1) обстоятельства принятия ислама со стороны угорских и тюркских племен на территории Сибири до 14 века;

2) особенности сосуществования исламского населения Сибири рядом с православным населением после присоединения Сибирского ханства к Московскому княжеству и вхождения Сибирского ханства в состав Русского государства;

3) принуждение мусульман принимать православное христианство в период Российской империи;

4) государственный воинственный атеизм в период Советского Союза.

В исследованиях экономической, социальной, идеологической жизни населения Западной Сибири и Восточной Сибири не выделялась специфика экономических отношений в исламской среде. Ученые не замечали того факта, что благодаря исламской религиозной этике среди мусульман не было ростовщичества и нельзя было сделать вывод о том, появились здесь капиталистические отношения или не появились на основании отсутствия ростовщичества в поселениях, где жили мусульмане.

Политическая специфика ислама в Сибири была связана с тем, что в среде сибирских мусульман не было халифата, не было особой системы сбора налогов и перераспределения налогов. Закят и садака в сибирском исламе существовали в форме пожертвований на строительство мечетей, медресе, для поддержки служителей культа.

В Сибири не было института вакфной собственности. Большинство служителей культа в исламе в Российской империи принадлежали к бедным или средним по уровням дохода сословиям.

Таким образом, сибирский ислам имел большую самобытность. Ислам – это единая система ценностей, смыслов, идеалов. В каждом культурном обществе, где появляется ислам, эта система ценностей и идеалов развивается особым локальным способом. На развитие сибирского ислама оказали большое влияние культурные особенности татар, башкиров, казахов. Ислам не искоренил некоторые архаические черты религиозного культа, молитвы, обряды, они остались в повседневной религиозной жизни сибирских мусульман.

Очень важен факт, что сибирский ислам способствовал трансформации разрозненных этнических культурных групп – тюрских, угорских, самодийских племен – в одну большую этническую культурную группу, которая называется «сибирские татары» (XIV-XV вв.). Именно сибирские татары стали культурным «ядром» для создания большой уммы в Сибири. К ним в разные исторические эпохи присоединялись бухарские и ташкентские мусульмане, поволжские татары и башкиры. Каждая этническая группа принесла в сибирский ислам своё уникальное культурное своеобразие. Таким образом, важным источником по истории сибирского ислама должны быть эпические произведения этих этнических групп.

Это эпическое наследие называется «сачара». Сачара – культурное наследие тюрков-сибиряков, где изложены их древние легенды.

В настоящее время история Сибирского ханства принята в научном сообществе в той версии, которую изложил Г. Ф. Миллер. Основные этапы истории Сибирского ханства, реконструированные академиком Миллером таковы:

1) 1220 г. – основание Тайбугинского юрта (по имени татарского Тайбуги), который обладал достаточно большой автономией в составе Золотой Орды;

2) XIV-XV вв. – существование улуса Шибана, внука Чингис-хана и пятого сына Джучи;

3) 1468-1495 – существование Тюменского ханства;

4) 1495-1582 – разгром Тюменского ханства и существование Искерского юрта;

5) 1563-1582 – Сибирское ханство Кучума;

6) 1582-1607 – строительство русских крепостей на землях Сибирского ханства, постепенное присоединение Сибири к русскому государству.

Этнические и культурные группы, существовавшие в Сибирском ханстве и оставшиеся на этих землях после их присоединения к русскому государству, являются предками многочисленного количества мусульман Западной и Восточной Сибири.

Отличие этнической и конфессиональной политики в Сибири во времена Российской империи

Этническая и конфессиональная политика Российской империи в Сибири отличалась от такой же политики в центральных районах. Эти отличия были связаны с тем, что Сибирь в составе Российской империи занимала такое же место как Австралия по отношению к Британской империи. Только Австралия была отделена от Британии далеким расстоянием, морями и океанами, тогда как Сибирь континентально находилась там же, где и вся Российская империя. Сибирь формировалась как место ссылок и каторги, сюда отравляли на временное или постоянное жительство уголовных преступников и политических преступников. По отношению к коренным этносам политика Российской империи была связана с опорой на местные элиты, с надеждой на поддержку этих местных элит. Поэтому административно-территориальные районы имели этнические названия, связанные с коренными народами. Это сохраняется и сейчас: Эвенкия – земля эвенков, Хакассия – земля хакасов, Бурятия – земля бурятов и т.д. Этнические названия имели должности территориальных правителей, налоги с коренного населения были минимальными (с владельца 100 оленей налог составлял стоимость 1 оленя в год). Другая этническая и конфессиональная политика проводилась по отношению к диаспорам не-православного вероисповедания (католичество, иудаизм, ислам).

Читайте также:
Туполев Ту-344

Имперская политика России в Сибири по отношению к не-православным группа была значительно мягче, обладала большей толерантностью, чем такая же политика в Центральных районах государства. Исламские сообщества не испытывали в Сибири таких же государственных репрессий, как в центре империи. Можно выделить ряд причин этой толерантности:1) люди, исповедовавшие ислам, воспринимались в Сибири как элемент колониального, экономически важного освоения сибирского региона, богатого природными ресурсами; человеческие ресурсы всегда были большим дефицитом Сибири; 2) количество мусульман в Сибири было крайне невелико, они были рассеяны по огромным сибирским пространствам и не имели связей со своими многочисленными единоверцами; эти люди не представляли опасности для Российской империи; 3) коренные сибиряки отличаются большой религиозной и этнической толерантностью, новые колонисты любого вероисповедания не вызывали у них раздражения и отталкивания; различные этнические и религиозные группы всегда сосуществовали в Сибири без особых конфликтов.

Ислам определял всю социальную жизнь сибирских татар. Сибирские мечети в XIX – начале XX веков были не только религиозными центрами, но и центрами всей социальной жизни татар. В Российской империи в это время существовало движение панисламизма. Однако в силу небольшой численности сибирских мусульман идеи панисламизма не были широко распространены в это время. По данным Первой всеобщей переписи населения, мусульмане составляли 0,9 % от населения Восточной Сибири (в том числе, 1,48 % от населения Иркутской губернии и 0,48 % от населения Забайкальской области).

Рецензенты:

Минеев В.В., д.ф.н., профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск;

Кирко В.И., д.ф.-м.н., профессор, заместитель проректора по развитию, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск.

Ислам в Сибири

Ислам в Сибири укоренялся в двух направлениях в течение длительного периода с конца четырнадцатого века до первой половины девятнадцатого века, распространяясь от бухарских проповедников, которые принадлежали ордену накшбандияи, и от исламского духовенства Казанского ханства.

История появления Ислама в Сибири

Историки связывают проникновение в Сибирский улус ислама после того, как Узбек-ханом была предпринята религиозная реформа, в результате которой в 1312 году Ислам стал государственной религией Золотой Орды. Ученые утверждают, что датой начала распространения в Сибири ислама следует считать 1394-1395 годы, когда среди язычников начали появляться первые мусульманские миссионеры с целью проповедования истинной веры.

В дальнейшем с конца пятнадцатого по начало шестнадцатого века распространение религии ислама связывают с политикой Мухаммада Шейбани-хана, а также этому способствовали контакты с Ногайской ордой и Казанским ханством. Когда же Казанское ханство было разгромлено в 1552 году, хан Кучум пригласил казанских мулл в Сибирское ханство, чтобы они распространяли в нем ислам среди сибирских татар, поскольку до этого татары Сибири были мало затронуты мусульманским влиянием. В 1570-х года, по наиболее распространенному мнению ученых, Кучум ввел Ислам в качестве официальной религии в Сибирском ханстве. Сибирское ханство во время правления Кучума имело значительную часть племен, которые восприняли новую религию – это были тюркоязычные племена, но основная часть населения Сибирского ханства проповедовали шаманизм в качестве традиционной религии.

Исламская религия и культура оказали сильное влияние на духовную жизнь татар Сибири, что положило начало поворотному моменту в жизни местного населения: для мусульманской общины открылись новые пути, и ислам сыграл значительную роль для укрепления государства татар Сибири и способствовал тому, что местное население постепенно отказалось от архаической религии тенгрианства.

Развитие ислама в Сибири

По мере распространения ислама в Сибири стали популярными арабский и персидский языки и мусульманская культура, происходило укрепление связей со Средней Азией. В Западной Сибири стали появляться образованные люди из Средней Азии и представители исламского духовенства, а с ними в обиходе стали появляться светские и религиозные книги. С самого первого этапа распространения ислама сибирские татары, до этого использовавшие руническое письмо, отказались от него в пользу арабского письма, которое было более прогрессивным.

Постепенно в среде сибирских татар установился фикх или основы исламского правоведения, татарские мусульмане стали придерживаться свода прав шариата. Существенная роль принадлежит Исламу в деле консолидации этнических сибирских татарских групп и северных казахов, благодаря мусульманству эти народности сумели сохранить свою этнокультурную самобытность, не поддавшись ассимиляции.

Читайте также:
Автобус 773К Как С Добром Добраться!

Распространение учебных заведений

В Сибирь ислам привнес также мусульманскую нравственность и культуру: начали появляться первые мектебы или начальные исламские школы, позже стали открываться и первые медресе или среднеобразовательные учебные заведения – в них преподавали не только религиозные дисциплины, но и светские – такие, как математика, история, география и литература. Женские отделения в этих мусульманских образовательных учреждениях стали появляться к концу девятнадцатого века – началу двадцатого века. Учащиеся девушки получали основательное исламское образование, которое включало в себя историю ислама, правила чтения Священной Книги Коран, фикх и хадисоведение. Результатом открытия мусульманских образовательных учебных учреждений стало то, что в начале двадцатого века мусульмане по уровню своей грамотности значительно превосходили остальное население Сибири, включая представителей православной христианской религии.

Период царской России

Знаменательным этапом в развитии ислама в Сибири называют восемнадцатый-девятнадцатый века, когда Екатерина Вторая и ее преемники вели толерантную политику по отношению к мусульманским народам: был выпущен Указ 22.09.1788 года, разрешающий мусульманам России создать собственную конфессиональную организацию, за основу которой был взят Священный Синод. Речь идет об Уфимском духовном магометанском собрании, которое позже переименовали в Оренбургское Духовное собрание. Также с 1800 года мусульманам было разрешено издавать религиозные книги, и в течение следующей пятилетки для татар-мусульман из Тобольской губернии были изданы в Санкт-Петербурге словари и учебники.

Царская администрация в Сибири создавала крупные военные крепости, и это часто сочеталось с тем, что за казенный счет велось строительство мечетей, а потом служителям в этих мечетях выплачивалось государством жалование. Власти делали это для того, чтобы привлечь на свою сторону мусульман: Сибирское казачье войско в своих рядах имело немало казанских татар-мусульман, которым позволяли следовать своей религии, имамов они также могли избирать из своей среды, но, чтобы они были в этой должности утверждены, служителям религии необходимо было пройти аттестацию в мусульманском духовном собрании в Оренбурге. Те, которые проходили такое утверждение и становились духовными лицами, от военной службы освобождались. На период 1900 года в Сибирском казачьем войске на содержании находилось четыре мечети, два молитвенных мусульманских дома. На территории Тюменской области на начало двадцатого века работало сто шестьдесят семь мечетей и шестьдесят три медресе.

Ислам в Сибири в дореволюционный и революционный периоды

Трудности в жизни и деятельности мусульман все-таки встречались до тех пор, пока не был принят Манифест о свободе вероисповеданий в 1905 году. После этого вплоть до 1917 года количество общин мусульман по всей территории Российской Империи выросло до двенадцати тысяч. В послереволюционный период активизация мусульман продолжилась, особенно после майского всероссийского мусульманского съезда 1917 года, на котором было сформировано ЦДУМ или Центральное Духовное управление мусульман России, которое позже подразделялось на Духовное управление мусульман европейской части СССР и ДУМЕС (управление мусульман Сибири). Съезд сформулировал основные политические цели движения мусульман, среди которых было создание национальных автономных мусульманских образований, в числе которых автономный штат Идель-Урал, который включал в себя мусульман Уфимской губернии, Казанской и Оренбургской.

Мусульмане Волжско-Уральского региона собрались на второй съезд в Казани в том же 1917 году, а также прошли съезд духовенства и Военное шуро или Мусульманский военный совет. Но все вновь образованные органы национальной администрации и организации мусульман были ликвидированы в 1918 году, когда в Петрограде был распущен Милли шура или Всероссийский мусульманский совет.

В послереволюционные годы, когда началась коллективизация сельского хозяйства, исламу в Сибири был нанесен серьезный удар: разрушали каменные мечети в Таре, Томске и Омске, а также во многих других городах, сносили деревянные мечети. Уничтожались редчайшие экземпляры религиозных и светских книг, напечатанных арабским шрифтом, а также ценнейшие рукописи и метрики, которые имамы мечетей вели на протяжении многих десятилетий. Имамов, мусульманских ученых и мулл мечетей репрессировали.

Военные и послевоенные годы

В военные годы с 1941 по 1945 годы вновь было дано разрешение открыть мечети в некоторых поселениях, и этот процесс в послевоенный период продолжался, а там, где не было мечетей, богослужения проводились в помещениях, которые для этого были приспособлены.

К окончанию периода «Перестройки» начался процесс религиозного возрождения: начали открывать мечети в селах и городах, и во многих случаях при этих мечетях начали работать духовные школы, в которых не только дети, но и взрослые изучали арабский язык и основы ислама, а также постигали искусство правильного чтения Священного Корана. Началась активная благотворительная деятельность со стороны мусульманских религиозных объединений, организовывались сборы средств, которые шли на строительство каменных больших мечетей – были заложены фундаменты таких мечетей с гостиницами и медресе для тех, кто приезжает из других городов, в Омке, Новосибирске и других крупных городах Сибири. В этот же период было основано Духовное управление мусульман Сибири.

Читайте также:
Энгельберг – горнолыжный курорт Швейцарии с трамплинами

Шестисотлетие ислама в Сибири

Шестисотлетие ислама в Сибири российские мусульмане широко отметили в 1994 году в Омске, на посвященной этому событию международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии двадцать первого века», в ее работе приняли участие почти пятьсот представителей не только мусульманского сообщества, но и иудейских и христианских религиозных организаций, а также ученых, представителей национально-культурных объединений, общественных деятелей России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Германии.

Старинная красная мечеть Томска

Конференция ставила своей целью привлечь внимание российской власти и общественности страны к тому, насколько важно понимать огромное значение и положительную роль ислама в прошлом и настоящем на развитие культуры народов Сибири и их сближение. В результате конференции были приняты рекомендации относительно того, как в дальнейшем пойдет процесс возрождения ислама в Сибири, по каким направлениям будут развиваться религиоведческие исследования, а также относительно усиления сотрудничества представителей разных национальностей и вероисповеданий.

Красноярский край

История ислама в Красноярском края берет свое начало в восемнадцатом веке, благодаря прибывшими туда в ссылку участниками восстаний Башкирии. Наиболее крупные мусульманские общины были сформированы в местах ссылок в Новоенисейске и Лесосибирске в первые десятилетия двадцатого века. Современная мусульманская община Красноярского края сосредоточена в крупных городах – Ачинске, Норильске, Красноярске.

Единое духовное управление мусульман Красноярского края было созвано в 2002 году в Красноярске, и его деятельность осуществлялась в направлении возрождения культурных и религиозных традиций мусульман и принятии мер по сплочению разрозненных мусульманских общин. В Красноярске действует Красноярский муфтият и Совет мусульман Красноярского края.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Из истории распространения ислама в Сибири

Официальной религией подавляющего большинства тюркоязычного населения юга Западной Сибири является ислам. Местные мусульмане, как и потомки волжских булгар казанские татары, исповедуют суннитскую версию ислама. И если о булгарах известно, что они приобщились к исламу больше тысячи лет назад, то относительно времени начала распространения ислама в Сибири среди историков все еще нет единодушного мнения.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, ислам в качестве официальной религии появился в Сибирском ханстве в 70 ‑ е годы XVI века при хане Кучуме. Однако эта версия не является единственной. Наиболее раннюю датировку проникновения ислама в Сибирь выдвигает Ф.Т. Валеев: «Можно предположить возможность распространения ислама среди предков сибирских татар непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X веке к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата».

Самую позднюю дату этого события уже давно предложил В.В. Бартольд. По его оценке, ислам достоверно распространяется среди тюрков Сибири уже после прихода русского населения.

Сами же мусульмане Западной Сибири полагают, что стартом к распространению ислама на данной территории стал поход 366 шейхов из Бухары, который был совершен ими в 1394 году.

Именно эта дата фигурирует в двух документах, хранящихся ныне в Тобольском государственном музее ‑ заповеднике. Это две татарские рукописи конца XIX века, написанные арабским письмом. Они принадлежат Са’д Вакасу Аллакулову и Кашафу Абу ‑ Саидову. Обе рукописи переведены и изданы в начале XX века профессором Казанского университета, ученым ‑ востоковедом Н.Ф. Катановым. Рукописи являются компиляцией ранних источников. По данным этих источников, в 797 году по хиджре (1394 ‑ 1395 гг.) на берега Иртыша пришли 366 конных шейхов и выступивший с ними в союзе хан Шейбан с 1700 отборными воинами и учинили там великое сражение за веру с жившими по берегам Иртыша язычниками ‑ народами Хотан, Кара ‑ Кыпчак и Ногай. В результате сражений язычников и татар истребили несметное количество, но и многие из самих шейхов погибли, стяжав мученический венец.

Прибывшие в Сибирь мусульманские миссионеры считались учениками и последователями Ходжи Баха ад ‑ дина Накшбанда (1318 ‑ 1389 гг.), который являлся одним из руководителей суфийского братства, названного по его прозвищу Накшбандией.

Следует подчеркнуть, что всеми исследователями распространение ислама рассматривается как процесс очень длительный, противоречивый и, безусловно, не сводящийся к какому ‑ либо одному событию или историческому эпизоду, как, например это произошло в Булгаре. Однако можно с уверенностью сказать, что политическое возвышение учения последнего Посланника Аллаха, мир ему, произошло во времена правления хана Узбека, сделавшего ислам государственной религией на всей территории единого на тот момент татарского государства – Золотой Орды.

К моменту распада Золотой Орды на отдельные ханства, тенденция распространения ислама среди знати сохраняется. Так, первым независимым ханом из династии Шейбанидов, взошедшим на престол в Чимги ‑ Туре, был Абу ‑ л ‑ Хайр, чье воцарение произошло в 1429 году при поддержке значительного числа племенных лидеров Западной Сибири. Д.М. Исхаков указывает, что «Шибанидское государство с самого начала формирования было мусульманским ханством, а верховный правитель кочевых татар Абу ‑ л ‑ Хайр был настоящим мусульманином» [С. 150]. Эта позиция была поддержана и в недавней совместной работе А.Г. и И.А. Селезневых и И.В. Белича [С. 28 ‑ 29]. Большую роль в укреплении позиций ислама в Сибири сыграло правительство последнего золотоордынского хана Тохтамыша.

Читайте также:
Самый дорогой особняк Стамбула выставлен на продажу

60 ‑ 70 годы XVI века ознаменовались великими политическими потрясениями в Западной Сибири. Династия Шейбанидов была свергнута Кучумом, местные народы полностью попали под власть сильного правителя. Хан Кучум отличился большим энтузиазмом в деле религиозного просвещения местного населения, в том числе немусульманского. Нового хана не устраивала слабая религиозность его сибирских подданных. Ограничение исповедующих ислам лишь местной знатью не удовлетворяла фанатичное рвение глубоко религиозного выходца из Средней Азии. При нем исламская религия начала входить в самые широкие слои населения. Для распространения среди сибиряков нового учения Кучум не жалел ни средств, ни сил. При нем в Сибирь из Хорезма, Хивы, Бухары и Самарканда начали прибывать группы проповедников, а восточные торговцы развивали экономическую систему ханства, при этом неустанно призывая татар, остяков, вогулов и другие народы исповедовать истинную веру.

По преданиям тобольских татар, в 1572 году в Искер из Средней Азии прибыла большая группа духовных лиц, которая с почетом была встречена Кучумом. Прибывшие в составе этой группы духовные лица принимали активное участие в распространении ислама среди населения, а некоторые из них занимали высшие государственные и духовные должности в ханстве.

На момент установления власти Кучума местное население в большинстве своем представляло раздробленные общности, которыми руководили мелкие князьки, они часто отказывались подчиняться центральной власти. Ислам же как одна из мировых религий с его идеей веры в единого бога Аллаха, имевший свой кодекс мусульманского права, разработанного на основе Корана, был мощным идеологическим инструментом для искоренения родовых отношений и укрепления центральной власти. Ислам способствовал консолидации местного населения. Распространение религии Аллаха дало толчок для дальнейшего развития культуры в Сибири. Ислам сыграл большую роль в объединении мелких татарских владений в единое феодальное государство ‑ Сибирское ханство.

Приход на территорию владений Кучума отряда Ермака приостановил исламизацию сибирских народов. Так, например, не приняли ислам аялинские татары, проживавшие у устья реки Тары. По некоторым данным, даже в 1639 году продолжали оставаться язычниками татары, проживавшие по реке Ница, правому притоку Туры.

Рассматривая этапы развития ислама в Сибири, нельзя не отметить и то, что южные границы современной Тюменской и Омской областей служили местами кочевок тюркских племен, обитавших на территории Северного Казахстана и уже к началу XIII века по большей части исламизированных. А ко времени вторжения войск Чингиcхана в Среднюю Азию юг Сибири превратился в место, где кочевники мусульмане могли скрываться от преследовавших их монголо ‑ татар.

Существует версия, согласно которой ислам начал проникать в Сибирь из мусульманского Булгара. Эта идея, несомненно, представляет научный интерес и не лишена основания. Например, в литературе имеются сведения о поездках булгарских ученых далеко на север с целью изучения небесных тел, а также о переходе булгар через Урал и достижении ими берегов Оби. Более того, можно предположить возможность распространения ислама в Сибири непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X веке к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата. Имеются сведения об отправлении с территории Волжской Булгарии арабского каравана из 20 верблюдов к берегам Енисея. Путь каравана пролегал через просторы Западной Сибири. Логично предположить, что арабы в Сибири занимались не только торговлей, но и распространяли там ислам, так как в составе отправлявшихся в такое далекое путешествие были духовные лица. Частично данное утверждение подтверждается археологическими находками на территории Тюменской области. При раскопках в татарских деревнях были обнаружены арабские монеты периода правления династии Аббасидов.

Согласно историческим сведениям, казанские ханы еще с XV века поддерживали династийные связи с правителями из рода Тайбуги — выходцами из сибирско ‑ татарской аристократии. В Сибирь из Казани часто приезжали представители мусульманского духовенства (абызы), которые принимали участие в распространении ислама среди сибирских татар, казахов.

В XVIII ‑ XIX веках, несмотря на то, что территория Сибирского ханства полностью попала под контроль Российского государства, где главенствующую роль играло православие, ислам не утрачивал своих позиций, а скорее обретал все больше последователей. Это, судя по всему, связано с большой миграцией прогрессивной части населения из той же Средней Азии, а также из районов Среднего Поволжья и Урала. Именно в этот период завершается исламизация всего татарского населения края.

Читайте также:
Фото Воробьевых гор (112 фото)

Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось государством. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону.

Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В основном это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в качестве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 году войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось четыре мечети и два мусульманских молитвенных дома.

В начале ХХ века на территории нынешней Тюменской области функционировало 167 мечетей и 63 медресе.

Религии народов современной России: Словарь
Ислам в Сибири

Ислам в Сибири

Проникновение ислама на обширные сибирские земли заняло длительный период времени с кон. 14 до перв. пол. 19 в. Первоначально оно шло по двум каналам: от бухарских проповедников из ордена накшбандия и от мусульманского духовенства Казанского ханства. Уже в период правления Кучума в Сибирском ханстве значительная часть местных тюркоязычных племен восприняла ислам, хотя для большей части населения традиционной религией оставался шаманизм. Вместе с исламом в Сибирь пришла мусульманская культура и нравственность, стали создаваться начальные мусульманские школы (мектебы), а позднее и средние учебные заведения (медресе), в к-рых преподавались не только ре лиг., но и светские дисциплины: математика, география, история, лит-pa и нек-рые др. общеобразовательные предметы. В кон. 19 нач. 20 в. в этих учебных заведениях были открыты женские отделения. Обучавшиеся в них девушки получали основательные знания по истории ислама, правилам чтения Корана, хадисов и др., а также по общеобразовательным предметам. К нач. 20 в. грамотность среди мусульман была значительно выше, чем среди окружающего населения, не исключая и православных. Ислам сыграл существенную роль в консолидации этнических общностей сибирских татар и северных казахов, способствовал сохранению их этнокультурной самобытности, противодействовал ассимиляции этих народов.

Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось гос-вом. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону. Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В осн. это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в кач-ве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось 4 мечети и 2 мусульманских молитвенных дома. В Тюменской обл. в нач. 20 в. функционировало 167 мечетей и 63 медресе.

После Октябрьской революции, особенно в годы коллективизации сельского хозяйства, по позициям ислама в Сибири был нанесен сокрушительный удар. Каменные мечети в Омске, Томске, Таре и др. городах были разрушены, сотни деревянных мечетей были снесены. Хранившиеся в мечетях религ. и светские книги, напечатанные арабским шрифтом, ценные старинные рукописи, метрические записи, к-рые велись имамами в течение десятилетий, были уничтожены; служители религии были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в нек-рых населенных пунктах было разрешено открыть мечети. Этот процесс продолжался в послевоенный период. Богослужения проходили в приспособленных помещениях. Процесс религ. возрождения, начавшийся в стране в конце «перестройки», не обошел стороной Сибирь. В городах и селах стали открываться мечети. При мн. из них уже функционируют духовные школы, где взрослые и дети изучают основы ислама и арабский язык, учатся искусству правильного чтения Корана. Мусульманские религ. объединения развернули широкую благотворительную деятельность, организуют сбор средств для строительства больших каменных мечетей. Фундаменты таких мечетей с медресе и гостиницами для иногородних учащихся заложены в Новосибирске, Омске и др. областных центрах Сибири. Для руководства деятельностью мечетей создано Духовное управление мусульман Сибири. В 1994 мусульмане России широко отметили 600-летие ислама в Сибири. В Омске состоялась международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)», в работе к-рой приняли участие ок. 500 представителей мусульманских, христ., иудейских религ. орг-ций, ученых, общественных деятелей, членов национально-культурных объединений из России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Германии. В документах конференции обращалось внимание всех российских органов власти и всей российской общественности на важность понимания большого значения фактора исламской цивилизации в Сибири в прошлом и настоящем, его положительной роли в развитии культуры, сближении народов. На конференции были разработаны рекомендации по дальнейшему возрождению ислама в Сибири, развитию религиоведческих исследований, усилению сотрудничества людей разных вероисповеданий и национальностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: