Иностранное юридическое лицо в РФ: права и обязанности

Иностранное юридическое лицо в РФ: права и обязанности

1. Правовой статус

Правовой статус представительств и филиалов иностранных юридических лиц определен Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Создание и деятельность представительств иностранных банков и других кредитных организаций, а также представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, регулируется специальными нормами.

Представительство и филиал не имеют статуса юридического лица, а являются подразделениями иностранного юридического лица в России.

Основное различие между представительством и филиалом заключается в том, что представительство осуществляет лишь представительские функции (представление и защита интересов юридического лица), а филиал осуществляет все функции иностранного юридического лица (или их часть), включая функции представительства.

Представительство и филиал выступают от имени представляемой иностранной компании и осуществляют деятельность на территории России в соответствии с российским законодательством. Вопросы налогообложения доходов представительств и филиалов иностранных компаний регулируются общими положениями российского налогового законодательства, а также двухсторонними Соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с соответствующими государствами.

Согласно российскому законодательству, иностранное юридическое лицо вправе осуществлять в России деятельность через представительство или филиал со дня их аккредитации. Подтверждением факта аккредитации является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее – «Реестр») с приложением информационного листа о внесении записи в Реестр. До момента получения аккредитации представительство / филиал не может открывать счет в банке, арендовать помещения, нанимать сотрудников, проходить таможенные процедуры и осуществлять какую-либо иную деятельность.

В настоящем информационном письме представлен общий порядок аккредитации филиалов и представительств и их деятельности в России.

2.Процедура аккредитации

Аккредитующим органом для представительств и филиалов, открываемых на всей территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС) в лице Межрайонной инспекции ФНС № 47 по г. Москве. Эта инспекция уполномочена осуществлять аккредитацию всех представительств / филиалов иностранных компаний независимо от региона их деятельности.

В течение 12 месяцев со дня принятия иностранной организацией решения об открытии представительства / филиала в аккредитующий орган должно быть подано соответствующее заявление об аккредитации.

Заявление об аккредитации должно содержать заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее – «ТПП РФ») сведения о численности иностранных граждан, которые будут работать в представительстве / филиале. Указанное подтверждение ТПП РФ необходимо также и в случае, если иностранные сотрудники в представительстве / филиале работать не будут.

За заверение сведений о количестве иностранных сотрудников в представительстве / филиале ТПП РФ взимает плату в размере 18 000 рублей при подаче заявления в электронном виде или 21 000 рублей при личном обращении с документами на бумажном носителе. За заверение изменения сведений о количестве иностранных сотрудников также придется заплатить 18 000 рублей. Заверение сведений осуществляется в срок до пяти рабочих дней.

После получения отметки о заверении сведений об иностранных сотрудниках заявление об аккредитации представительства / филиала может быть подано в аккредитующий орган.

К заявлению об аккредитации должны быть приложены следующие документы:

  • выписка из торгового реестра или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в стране его места нахождения;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица в качестве налогоплательщика в стране регистрации;
  • устав иностранного юридического лица (или иной учредительный документ, если применимо);
  • решение иностранного юридического лица об открытии представительства / филиала в России;
  • положение о представительстве / филиале;
  • доверенность о наделении главы представительства / филиала в России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины за аккредитацию представительства / филиала.

Все документы, оформленные за границей, должны быть легализованы либо заверены апостилем, а также должны иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Государственная пошлина за аккредитацию представительства / филиала иностранного юридического лица составляет 120 000 рублей.

Аккредитация оформляется в течение 15 рабочих дней, а документы, подтверждающие аккредитацию, выдаются (или направляются) заявителю в течение 5 рабочих дней после внесения сведений о представительстве / филиале в Реестр. Таким образом, общий срок получения аккредитации составляет до 20 рабочих дней. Аккредитация может быть приостановлена налоговым органом (на срок до 15 рабочих дней) в случае, если иностранным юридическим лицом не представлены необходимые документы либо представленные документы не соответствуют установленным требованиям.

Аккредитация представительств / филиалов осуществляется без ограничения срока ее действия. В случае изменения сведений о представительстве / филиале, соответствующие изменения должны быть внесены в Реестр по заявлению руководителя филиала / представительства, которое подается в аккредитующий орган в течение 15 календарных дней с момента изменения сведений. Внесение изменений в Реестр осуществляется аккредитующим органом в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления.

Аккредитация представительства / филиала может быть прекращена на основании решения иностранного юридического лица, открывшего соответствующее обособленное подразделение. Также представительство / филиал могут лишиться аккредитации по решению аккредитующего органа в следующих случаях:

  • представительство / филиал в течение последних двенадцати месяцев не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с представительством / филиалом не может быть осуществлена связь по адресу, указанному в Реестре, и представительство / филиал в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету;
  • вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала / представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.

3.Постановка на учет в компетентных государственных органах

Согласно процедуре, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, постановка иностранных юридических лиц на налоговый учет по месту нахождения представительства / филиала и выдача соответствующего уведомления осуществляются налоговым органом в течение пяти рабочих дней с момента внесения сведений об аккредитации представительства или филиала в Реестр.

Также представительство / филиал должны быть поставлены на учет в Федеральной службе государственной статистики и во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде социального страхования). Согласно ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, в течение трех рабочих дней с момента внесения в Реестр записи об аккредитации представительства или филиала, аккредитующий орган направляет во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) в электронном виде сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет представительства / филиала. Между тем, в настоящее время, далеко не во всех субъектах Российской Федерации налажено взаимодействие между налоговыми органами и внебюджетными фондами, что влечет необходимость самостоятельного обращения представительства / филиала во внебюджетные фонды для осуществления постановки на учет.

3.Текущая деятельность

a) Управление подразделением

Руководство деятельностью представительства / филиала осуществляет руководитель (глава) представительства / филиала, который действует на основании доверенности, выданной иностранным юридическим лицом. Срок действия доверенности законодательно не ограничен и определяется доверителем.

Следует обратить внимание на то, что полномочия руководителя представительства / филиала обязательно должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в положении о представительстве / филиале или учредительных документах иностранного юридического лица.

Руководитель представительства / филиала вправе передоверить все или часть своих полномочий другому лицу, если такая возможность предусмотрена условиями доверенности, выданной руководителю.

b) Основные документы

Взаимоотношения между представительством / филиалом и открывшим его иностранным юридическим лицом строятся на основе следующих документов:

учредительных документов иностранного юридического лица;

доверенности, выданной руководителю представительства / филиала в соответствии с требованиями, изложенными в предыдущем пункте;

положения о представительстве / филиале, которое должно содержать следующую информацию:

  • наименование иностранного юридического лица и представительства / филиала, организационно-правовая форма иностранного юридического лица;
  • место нахождения представительства / филиала в России, а также место нахождения создавшего его иностранного юридического лица в стране регистрации;
  • цели открытия и виды деятельности представительства / филиала;
  • порядок управления представительством / филиалом (полномочия главы представительства / филиала).

c) Привлечение иностранных сотрудников

Общие правила осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в России установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель имеет право нанимать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России, только если у него имеется разрешение на работу.

Статья 13 указанного закона предусматривает исключение для работы сотрудников аккредитованных в Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации: сотрудники представительств в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств, не обязаны получать разрешение на работу. Тем не менее, необходимо отметить, что у России на момент подготовки настоящего обзора нет соглашений, устанавливающих указанный принцип взаимности, с большинством государств, в том числе с Германией и Австрией. Поэтому, как правило, для иностранных сотрудников аккредитованных представительств необходимо оформление разрешений на работу в России в общем порядке.

Разрешение на работу может оформляться двумя основными путями: обыкновенное разрешение на работу и разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов (далее – “ВКС”). Основная разница заключается в следующем:

  • разрешение на работу для ВКС оформляется на срок до трех лет, а обычное разрешение на работу – на один год;
  • для оформления разрешения на работу для ВКС работодателю не нужно получать разрешение на привлечение иностранных работников и не требуется осуществлять поиск кандидатов на вакантную должность среди российских граждан, что обязательно при оформлении обычного разрешения на работу;
  • на ВКС не распространяются квоты на привлечение иностранных сотрудников;
  • ВКС освобождены от обязанности подтверждать владение русским языком, а также знания истории и основ законодательства России;
  • законодательством установлены требования к размеру заработной платы ВКС. Он должен быть не менее 167 000 рублей в месяц для большинства ВКС;
  • срок выдачи разрешения на работу для ВКС составляет 14 рабочих дней, а для обычного разрешения на работу – около 3-4 месяцев.

Субъекты международного частного права

1. Субъекты международного частного права — это участники гражданских, семейных, трудовых правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся физические лица: граждане; лица без гражданства; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство; беженцы; иностранные и российские юридические лица; международные организации; государства, а также субъекты федеративного государства.

Физические и юридические лица по общему правилу пользуются на территории РФ национальным режимом, т.е. тем же объемом правоспособности, что и российские субъекты. В то же время в соответствии со ст. 1194 ГК Правительством РФ могут быть установлены реторсии, т.е. ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

2. Правоспособность и дееспособность иностранных физических лиц. Гражданская правоспособность физического лица определяется личным законом, т.е. тем нормативным актом, иным источником права, который определяет правоспособность в стране, гражданином (подданным) которой является это лицо. Для лиц без гражданства личный закон определяется правом места их постоянного жительства.

По общему правилу иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В то же время иностранцы могут быть ограничены в правоспособности: они не могут быть судьями, прокурорами, занимать должности в органах государственной власти и управления РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях России. Ограничения правоспособности не являются раз и навсегда установленными. Так, если ранее в силу п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могли входить только российские граждане, то в настоящее время такое ограничение снято.

Гражданская дееспособность физического лица также определяется по закону гражданства, а для лиц без гражданства — по закону их места жительства. В то же время физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки. Однако если будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности, то суд должен применить личный закон иностранца в части ограничения его дееспособности. Личным законом по общему правилу также определяется право физического лица на имя, его использование и защиту (иное может быть предусмотрено ГК или другими законами).

Право физического лица на занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в этом качестве. В то же время такие вопросы, как признание лица безвестно отсутствующим, объявление умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным, подчиняются российскому праву и обращение к иностранному праву не требуется.

3. Правосубъектность иностранных юридических лиц определяется их личным законом. В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основании личного закона устанавливаются статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей. Следует указать на две особенности статуса иностранного юридического лица на территории РФ.

Во-первых, юридическое лицо не может ссылаться на ограничения полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой была совершена сделка, кроме тех случаев, когда другая сторона знала об указанном ограничении.

Во-вторых, если юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ, то к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Рассматривая особенности деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, следует отметить, что они вправе заключать договоры, совершать иные сделки, создавать юридические лица, представительства т.п. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются по общему правилу, на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами. Исключения могут быть установлены отдельными законодательными актами РФ.

Особенности создания филиала иностранного юридического лица, его представительства определяются Законом об инвестициях. Такие структурные подразделения создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства осуществляется посредством их аккредитации, которую осуществляют органы ФНС РФ.

4. Государство как субъект международного частного права. Государства по общему правилу не вступают в хозяйственные, коммерческие отношения и поэтому, например, поставку нефти и газа осуществляют соответствующие юридические лица РФ. В то же время государство может быть участником отношений, связанных с использованием государственного имущества на основании договоров аренды, государственных займов, деликтных, наследственных и ряда иных отношений. Не случайно в ст. 1204 ГК закреплено правило, в силу которого к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства коллизионные нормы применяются на общих основаниях.

Важной чертой статуса государства является наличие юрисдикционного иммунитета, т.е. неподвластности юрисдикции, прежде всего судебной, иностранного государства. Юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества состоит из трех элементов:

1) судебного иммунитета, понимаемого как обязанность судов РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;

2) иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, т.е. обязанности судов РФ воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда;

3) иммунитета в отношении исполнения решения суда, т.е. обязанности судов РФ, государственных органов и должностных лиц воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства .

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Иммунитет государства бывает двух видов: абсолютный и функциональный. Абсолютный предполагает, что государство пользуется иммунитетом в полном объеме, независимо от того, в каких именно отношениях оно участвует. Функциональный — это пользование иммунитетом только при осуществлении суверенных властных полномочий в целях реализации суверенной власти.

Российское право исходит из наличия у государства именно функционального иммунитета. Закон о государственных иммунитетах с рядом оговорок и исключений говорит о неприменении судебного иммунитета иностранного государства в отношении следующих категорий споров:

— связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; возникших на основании трудового договора между этим иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории Российской Федерации за рядом исключений, в частности если работник принят на работу для выполнения конкретных обязанностей по осуществлению суверенных властных полномочий иностранного государства;

— связанных с участием в юридических лицах; о возмещении иностранным государством вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации физического лица или имуществу, деловой репутации юридического лица, если требование возникло вследствие действия (бездействия) или в связи с иным обстоятельством, имевшим место полностью или частично на территории РФ, и причинитель вреда находился на территории РФ в момент такого действия (бездействия);

— о правах на имущество, а также в ряде иных случаев, когда государство не осуществляет суверенных властных полномочий.

Иностранное государство может само дать согласие на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: международного договора; письменного соглашения, не являющегося международным договором, а также заявления в суде, письменного уведомления суда в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора. Характерно, что РФ допускает для себя возможность отказа от иммунитета в иностранных судах. Так, в Законе о разделе продукции содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Кроме того, иностранное государство может быть признано отказавшимся от судебного иммунитета, если оно предприняло в суде РФ процессуальное действие по существу дела, например предъявило иск, вступило в судебный процесс по существу спора в качестве стороны, заявило встречный иск и т.д. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

Что касается иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения российского суда, тут действуют следующие правила. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство само явно выразило согласие на принятие соответствующих мер либо зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.

В отношении исполнения решения российского суда иностранное государство на территории РФ по общему правилу пользуется иммунитетом, кроме тех случаев, если оно явно выразило согласие на принятие соответствующих мер, зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора, либо имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий.

Иностранное юридическое лицо в РФ: права и обязанности

При спорах с иностранными юридическими лицами в арбитражном суде необходимо правильно установить статус иностранного юридического лица.

Установление статуса юридического статуса иностранного юридического лица, а также его права на осуществление предпринимательской деятельности необходимо для установления его правоспособности и дееспособности.

В компетенцию арбитражного суда входит принятие мер к установлению статуса участвующих в деле иностранных лиц. Также суд принимает меры к установлению прав иностранных лиц на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридический статус иностранного лица, которое участвует в деле – это объем его правоспособности и дееспособности, который определяется по его личному закону.

Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается ВЫПИСКОЙ из официального торгового реестра страны происхождения, либо иным эквивалентным доказательством юридического статуса, которые признаются в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Установить статус иностранного юридического лица возможно при помощи открытой информации в сети “Интернет”, которая размещена на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц.

Лица, имеющие полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности, а также полномочия на подписание доверенности от имени юридического лица, определяется по личному закону иностранного юридического лица.

К полномочиям представителя иностранного лица для ведения дела в государственном суде применяется право станы, где проводится судебное разбирательство.

Форма доверенности на участие представителя иностранного лица в арбитражном суде Российской Федерации подчиняется праву РФ.

Когда истец или ответчик – иностранное юридическое лицо к иску должен прилагаться ДОКУМЕНТ

  • подтверждающий нахождение лица под юрисдикцией иностранного государства,
  • его организационно-правовую форму
  • правоспособность
  • подтверждающий, кто от имени юридического лица обладает правомочиями на приобретение гражданских прав и принятие гражданских обязанностей.

Такой документ определяется на основании личного закона иностранного лица

Если не предоставлены доказательства, подтверждающие юридический статус и право на осуществление предпринимательской деятельности иностранного юридического лица, ТО ЗАЯВЛЕНИЕ (ИСК) МОЖЕТ БЫТЬ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ДВИЖЕНИЯ (ч. 1 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Если в материалах дела судов первой и апелляционной инстанции будут отсутствовать доказательства юридического статуса иностранного юридического лица, либо доказательств принятия мер по определению статуса иностранного юридического лица, то судебные акты по этому делу, могут быть отменены арбитражными судами вышестоящих инстанций с отправлением дела на новое рассмотрение.

Доказательства, подтверждающие постоянное место нахождения иностранной организации для целей налогообложения не являются достаточными для установления личного закона и процессуальной дееспособности, так как документы о регистрации иностранного юридического лица и документы, подтверждающие его налоговое резидентство не всегда тождественны.

Документы, подтверждающие юридический статус иностранного юридического лица должны быть получены не ранее чем за 30 дней до обращения истца в арбитражный суд, за исключением того случая, когда документы требуют консульской легализации или проставления апостиля.

Апостиль должен быть проставлен и легализация совершена не ранее, чем за 30 дней до обращения истца в арбитражный суд.

Сам документ должен быть получен в разумные сроки для консульской легализации или до проставления апостиля.

Требования к наименованию юридического лица определяются личным законом юридического лица.

Наличие различных способов написания наименования юридического лица, зарегистрированного в том государстве, которое не использует латиницу не должно препятствовать юридическому лицу осуществлять эффективную судебную защиту его прав и законных интересов.

В судебных актах не предполагается перевод наименований иностранных лиц на русский язык.

Наименования иностранных юридических лиц указываются в судебном акте в том виде, в каком они существуют по праву личного закона иностранного юридического лица.

Мария Михайловна Носивец, Юрист.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 27 июня 2017 года “О рассмотрении судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом”.

Иностранный бизнес: четыре способа работать в России

Россия желает быть открытой для иностранных инвестиций. Она стремится создавать благоприятные условия для иностранного бизнеса, в том числе понятные и удобные условия по открытию и началу ведения бизнеса. Любому инвестору, который решил работать на территории РФ, предстоит принять решение: какой из четырех существующих способов ведения бизнеса ему подходит:

  1. открыть российское юридическое лицо,
  2. купить долю в уже работающем российском предприятии,
  3. открыть филиал или представительство иностранного юридического лица,
  4. работать с дистрибьюторами.

Проанализируем эти варианты подробнее и оценим условия и возможности, которые существуют для иностранного инвестора.

1. Открытие компании

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО) – организационно-правовые формы юридического лица, которую ведут свою деятельность по собственному уставу. Многие моменты, связанные с регистрацией ООО и АО, одинаковы. Поэтому рассмотрим условия, сроки и стоимость открытия общества на примере ООО, как наиболее распространенной формы ведения бизнеса в России. ООО отвечает самостоятельно по своим обязательствам, имеет отдельный баланс и самостоятельно ведёт бухгалтерскую отчётность. Схема функционирования ООО во многом будет знакома и понятна иностранному инвестору.

Преимущества: Участник общества не отвечает по долгам всего общества – его ответственность ограничена размером его доли как участника. ООО имеет возможность применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая выгодна малому и среднему бизнесу, так как государство предусмотрело для такого типа организации льготный режим налогообложения. Для открытия ООО иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо может быть 100% участником, т.е. единоличным собственником.

При создании ООО «с нуля» иностранный учредитель может быть уверен, что развитие и деловая репутация общества будет всецело зависеть именно от него.

Условия: Для открытия нужен юридический адрес, уставный капитал (не менее 10 тыс. рублей), а также генеральный директор и главный бухгалтер.

Иностранный гражданин, собирающийся стать учредителем ООО, должен законно пребывать на российской территории, т.е. должен обладать деловой визой, разрешением на проживание или видом на жительство.

Процедура открытия занимает 5 рабочих дней с момента подачи документов до получения свидетельства. В расходы (в среднем 10-15 тысяч рублей) включаются затраты на перевод, заверение и пересылку документов, а также госпошлина 4 тыс. рублей.

Если одним из учредителей ООО является иностранная компания, то дополнительно понадобится предоставить легализованные документы из страны инкорпорации, содержащие основную информацию о компании. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом.

Нюансы: иностранному гражданину, если он планирует занимать какую-либо должность в ООО, необходимо разрешение на работу. Получение такого разрешения в общем порядке является продолжительным по времени: вначале требуется оформление квоты и/или разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, после чего можно подать заявление на разрешение на работу, его можно получить через 30 календарных дней с момента подачи документов. Однако эти сроки и условия не распространяются на высококвалифицированных специалистов, получающих не менее 167 тыс. рублей в месяц до налогообложения. При найме такого специалиста также не потребуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, размещать вакансию в Центре занятости, предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, и медицинские сертификаты.

Оптимальным юридическим решением для ускорения регистрации ООО является назначение гражданина РФ генеральным директором, который может быть заменён иностранным гражданином после получения им всех разрешительных документов.

2. Открытие СП (совместного предприятия)/ввод нового участника в общество

Открытие СП предполагает создание нового общества при участии в уставном капитале российского физического или юридического лица. Кроме того, иностранный инвестор может приобрести долю в уставном капитале российского общества или стать новым участником этого общества через увеличение уставного капитала.

Преимущества: российский партнёр осведомлён о ситуации на рынке, ориентируется в законодательстве и обладает нужными знаниями, контактами в отрасли для уверенного старта нового СП. Со своей стороны, иностранный учредитель может, к примеру, обеспечить ввоз промышленного оборудования, аналоги которого не производятся в России. В соответствии с пп. 7 п.1 ст. 150 НК РФ такое оборудование освобождается от налога на ввоз.

Условия: процедура и расходы аналогичны тем, которые применимы при открытии ООО, если совместное предприятие учреждается российским и иностранным учредителями. В случае, если иностранный инвестор покупает долю в уже действующей российской компании или становится новым участником этой компании путём увеличения уставного капитала, то регистрация изменений занимает 7 рабочих дней, при этом заверение документов у нотариуса, как правило, обходится в сумму около 15-17 тысяч рублей. Кроме того, в случае с увеличением уставного капитала также оплачивается госпошлина 800 рублей. Дополнительно потребуются затраты на перевод, заверение и пересылку документов.

Пример: датская компания «Пиндструп Мосебруг», производитель субстратов (торфяной продукции для сельского хозяйства), ведет дела в России с 2013 года. Датчане приобрели российскую компанию, которая производила торфяную продукцию для тепличных комбинатов, сельскохозяйственных предприятий открытого грунта, ландшафтного озеленения и т.п. Опыт работы российской компании позволил «Пиндструп» быстрее приспособиться к местному рынку, что способствовало существенному росту бизнеса в России.

3. Открытие филиала или представительства

Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.

В чем отличие филиала от представительства?

Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.

Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.

Преимущества работы через филиал и представительство в России:

  1. Филиалы и представительства могут открывать и закрывать счета в российских и зарубежных банках, заключать сделки, подписывать договоры.
  2. Филиалы и представительства управляются назначаемыми главами/директорами этих обособленных подразделений. Вести бухгалтерскую отчётность одного или нескольких подразделений и сдавать документы в налоговую службу может головная компания, каждый филиал/представительство в отдельности или один из них.
  3. При открытии филиала или представительства иностранная компания будет считаться нерезидентом, и её налогообложение будет регулироваться двусторонним соглашением об избежании двойного налогообложения, если такое заключено между странами.
  4. При аренде офиса филиалом/представительством в России в арендную плату, в соответствии с НК РФ, не включается НДС.
  5. Материальное обеспечение филиалов и представительств осуществляется за счёт имущества и активов головной компании. «Перемещения» такого имущества и активов между головной компанией и филиалами/представительствами происходят внутри самой компании, что гораздо проще, чем, например, в случае с передачей имущества иностранной компании дочерней компании в РФ. Это относится, в том числе и к банковским переводам. Таким образом, иностранная компания сможет более оперативно переводить средства на расходы, связанные с деятельностью в России.

Условия: Для начала работы в России филиалы и представительства проходят процедуру аккредитации, которая длится 25-30 рабочих дней и потребует оплаты госпошлины 120 тыс. рублей.

Филиалы и представительства по существу являются формой присутствия на российском рынке, популярной у среднего и крупного иностранного бизнеса. Обращаясь в эти филиалы и представительства, российские клиенты понимают, что обращаются к представителям известного бренда, чья репутация и надёжность общеизвестны. Для иностранной компании наличие филиала/представительства в России однозначно повышает оперативность при взаимодействии с российскими и иностранными клиентами, работающим в РФ.

Пример: британская компания «Форвард 3Д Лимитед» работает в сфере рекламы и маркетинга. Компания решила сотрудничать с Google и Яндекс в России. Для этих целей был открыт филиал в Москве, и сотрудники, работавшие ранее по российскому направлению в головном офисе в Лондоне, стали на постоянной основе работать в России. Основная работа московского офиса связана с организацией рекламных кампаний в российских социальных сетях, а также российских сегментах международных социальных сетей. Эти процессы напрямую связаны с выявлением общественного мнения для формирования эффективной рекламной стратегии. Наличие филиала «Форвард 3Д Лимитед» в России позволяет осуществлять все эти процессы и взаимодействовать с контрагентами в нашей стране более оперативно. Кроме того, платежи с расчётного счёта филиала в российском банке проходят гораздо быстрее, чем платежи со счёта головной компании.

4. Работа через дистрибьюторов

Работа с дистрибьюторами – оптимальный, экономически целесообразный вариант для иностранных предприятий малого бизнеса. На этом этапе у компании еще нет в России штатных сотрудников и надежных механизмов сбыта продукции. Поэтому иностранная компания обращается к дистрибьюторам, заключает с ними договоры поставки. Компания продаёт свою продукцию дистрибьютору, который затем осуществляет её сбыт на территории России.

Условия: Эта форма работы не требует открытия отдельного юрлица на территории России. Нужен надежный дистрибьютор и юридически грамотный договор поставки, которым стороны будут руководствоваться при своем сотрудничестве. При этом нужно учитывать, что клиентская база не является постоянной, так как дистрибьютор может принять решение о сотрудничестве с другими компаниями, и иностранным инвесторам может понадобиться искать другой выход на российский рынок.

Итак, мы рассмотрели основные формы выхода иностранного бизнеса на российский рынок.

Выбор способа работы зависит от размера бизнеса, намеченных целей, специфики продукции и др. На практике, малый бизнес обычно выбирает для себя работу в России через дистрибьюторов. Средний и крупный бизнес выбирает создание ООО или открытие филиала/ представительства. В мировой практике также используются эти формы ведения бизнеса, поэтому в России для иностранцев правила игры будут понятны.

От бухгалтеров требуют управленку: что делать?

Пройдите повышение квалификации по теме «Управленческий учет». Получите официальное удостоверение на 120 часов.

Научитесь всему: от настройки аналитики доходов и расходов до работы с финансовым анализом и внедрением всего в 1С. Записаться на курс можно тут.

Старт потока — 15 февраля, успейте записаться уже сейчас, программу курса смотрите здесь.

Иностранное юридическое лицо в РФ: права и обязанности

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Права и обязанности иностранных граждан

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона №115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона №115-ФЗ);

10 ) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона №115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 №73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 №755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона №115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ:

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях – других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Патент – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ):

1) постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона №115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 №564н);

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3) обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4) признанных беженцами на территории РФ, – до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5) получивших временное убежище на территории РФ, – до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ:

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона №115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ – сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона №115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 №114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств – членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 №109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин – шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона №115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин – шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона №115-ФЗ).

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность (правосубъектность) которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» дается в ряде российских законов, содержащих различные критерии отнесения юридических лиц к числу иностранных. Среди них Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., в котором к иностранным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Как видно из определения, для квалификации юридического лица как иностранного достаточно выполнения одного условия — создание юридического лица по законодательству иностранного государства.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно статье 1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.

Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

Впервые в российском законодательстве появилась коллизионная норма, посвященная иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами по иностранному праву. Это связано с тем, что участниками гражданских правоотношений вообще и гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. В каждом государстве перечень таких организаций определяется по-своему. К примеру, в Российской Федерации к организациям такого рода относятся общественные объединения, религиозные группы. В других странах ими могут быть организации определенных организационно-правовых форм (например, в Великобритании — полные товарищества), которые в Российской Федерации относятся к юридическим лицам. В статье 1203 ГК РФ содержится норма о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Если применимым будет российское право, то к деятельности такой организации будут применяться нормы гражданского законодательства России, регулирующие деятельность юридических лиц. Вот только законодатель не определил, по каким критериям ту или иную иностранную организацию следует «внедрять» в определенную организационно-правовую форму российских юридических лиц. Это решение будет вырабатываться посредством судебных и арбитражных прецедентов.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет. Деятельность представительств иностранных кредитных учреждений регулируется специальным Положением о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений, утвержденным в 1997 г. Центральным банком России. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Банком России сроком тоже на три года.

Рассматривая вопрос о представительствах, нельзя обойти вниманием тот факт, что в Федеральном законе 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие создание и ликвидацию представительств: в данном Законе предусмотрено создание только филиалов иностранного юридического лица. В Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» нормы, посвященные созданию представительств, содержались.

Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

• арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);

• совершать связанные со сделками расчеты, кредитнофинансовые, транспортные и иные операции (и частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» 1999 г.);

• быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;

• создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

• заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (федеральные законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

• учреждать на территории России свои представительства, филиалы;

• принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);

• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.

Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положениях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. см. в гл. 7), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см. гл. 7,8).

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое положение иностранных юридических лиц и осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров Российской Федерации с другими государствами.

Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в пункте 1 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». Согласно статье 1203 Гражданского кодекса Российской Федерации личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.

Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999 года) относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена. При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно статье 2 Закона 1999 года иностранный инвестор – это:

  • Ш иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • Ш иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

Единый орган, проводящий процедуру аккредитации представительств иностранных юридических лиц, в России отсутствует. Эту процедуру осуществляет ряд органов:

  • Ш Банк России. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами, (согласно статье 52 Федерального закона Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями 25 ноября 2009 года).
  • Ш Министерство иностранных дел Российской Федерации. Оно выдает разрешения на открытие представительств иностранных средств массовой информации, если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, не предусмотрено иное (согласно статье 55 закона №2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»), (с изменениями от 9 февраля 2009 года.)
  • Ш Министерство юстиции Российской Федерации. Оно выдает разрешение на открытие представительств иностранных религиозных организаций (согласно Приказу Минюста Российской Федерации от 3 марта 2009 года № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».
  • Ш Федеральное агентство воздушного транспорта. Проводит аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации, «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №396 пункт 5.4.5 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №43).
  • Ш Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Она выдает разрешение на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми члены ТПП заинтересованы (согласно статье 15 Закона №5340-1 от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации») (с изменениями от 7 июля 2009 года.
  • Ш Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации. Осуществляет аккредитацию представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации, выполняет процедуру по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, (согласно пункту 9 Устава федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (утв. приказом Минюста Российской Федерации от 16 ноября 2005 г. N 220) (с изменениями от 8 октября 2008 года).

Перечень документов для открытия (аккредитации) представительства: письменное заявление, выписка из торгового реестра, Устав, решение иностранного юридического лица об открытии представительства в Российской Федерации, оригинал и нотариально заверенная копия положения о представительстве, рекомендательные письма, документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации, карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности решается законодательством государства, на территории которого юридическое лицо собирается осуществлять эту деятельность. В большинстве государств иностранным юридическим лицам разрешается осуществлять хозяйственную деятельность, но при выполнении определенных условий, правил, закрепленных в национальном законодательстве или установленных международным договором между принимающим государством и государством, национальную принадлежность которого имеют иностранные юридические лица. Иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путём создания, каких либо организационно – правовых структур. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия 5 .

В общеправовом плане все иностранные юридические лица могут вести на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории России не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву, «за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении» (пункт 3 статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации). Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица 6 .

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства 7 .

Организационно-правовые формы участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности различные:

  • Ш совместные предприятия, их дочерние предприятия и филиалы;
  • Ш предприятия, полностью принадлежащие иностранному инвестору;
  • Ш филиалы иностранного юридического лица.

Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изменениями от 15 апреля 2006 года), разрешает быть членами биржи юридическим лицам, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи, либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Юридические лица других государств могут быть стороной соглашения о разделе продукции, если они осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества), в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях соглашения 8 .

Также иностранные юридические лица могут осуществлять градостроительную деятельность. Данную деятельность они осуществляют наравне с российскими физическими и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии такого договора иностранные инвесторы могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором – гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, имеющие соответствующую лицензию.

Читайте также:
В россии иностранные граждане лица без гражданства 2022
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: