Где в Узбекистане находится растущая в длину могила

Мавзолей Ходжа Дониёр в Самарканде – могила пророка Даниила

В мавзолее, украшенном пятью куполами, находится 18-метровый саркофаг, который, как считается, содержит останки ветхозаветного пророка Даниила, почитаемого как мусульманами, так и евреями и христианами, пишет сайт atlasobscura.com.

Это не единственное место, которое претендует на роль последнего пристанища Даниила. Самым популярным из таких мест является иранский город Сузы. Кроме того, могилы пророка Даниила существуют и в паре городов Ирака. Поскольку, согласно Библии, в последние годы своей жизни Даниил находился в Вавилоне, который располагался на территории современного Ирака, возможно, они и более правы в своих притязаниях.

Самарканд кажется самым странным среди мест, которые утверждают, что это настоящее место последнего упокоения Даниила. Легенда гласит, что Тамерлан вел военную кампанию в Малой Азии, покорив почти все города, но когда его огромная армия прибыла в маленький иранский город Сузы, он не смог войти в него, потому что город оказал неожиданное сопротивление и не сдался непобедимой армии. Амир Тимур спросил местных жителей и своего духовного учителя, почему он не может завоевать город, и ему ответили, что город защищает дух святого Даниила, пророка Бану-Исраиль. Тамерлан приказал прекратить военные действия и попросил людей показать ему гробницу святого. Он провел некоторое время возле мощей, а потом убедил жителей города отдать останки ему. Таким образом, уже на следующее утро он отправил в Самарканд караван, который вез святые мощи.

Когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились возле места на берегу реки Сиаб, напоминающего Сузы, и больше не двигались. Что бы ни делали люди, верблюды не сдвинулись с места. Тогда решили похоронить мощи на этом месте, а позже здесь был построен мавзолей.

Сразу после того, как останки святого были похоронены, рядом начал бить естественный источник, который обладал целебными свойствами. Паломники, приходящие к гробнице и в наши дни, пьют из него воду, надеясь излечить свои болезни или просто приобщиться к благодати.

Бросаются в глаза огромные размеры саркофага – его длина составляет 18 метров. Согласно легендам, тело Даниила росло со скоростью 5 см в год, поэтому его могилу сделали такой длинной. Хотя более вероятно, что Тамерлан боялся разграбления могилы.

Согласно другой версии, в мавзолее хранятся останки Даниила, сподвижника Кусама ибн Аббаса – двоюродного брата Пророка Мухаммада (САВ). Эту версию приводит самаркандский историк XIX в. Абу Тохир Ходжа в своей книге «Самария». Он пишет, что многие люди путают пророка Даниила с арабским святым Ходжи Данияром, который прибыл в Самарканд для распространения ислама вместе с Кусамом ибн Аббасом.

Строительство современного комплекса относят к началу XX века, в последующие годы здесь неоднократно проводили реконструкции.

Считается, что дух похороненного святого защищает Самарканд, приносит богатство и процветание его жителям. Верующие, как мусульмане, так и христиане с иудеями, приходят сюда, чтобы помолиться возле мавзолея. Особенно много паломников здесь можно увидеть весной.

В 1996 г. 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан посетил Самарканд, в частности мавзолей Ходжа Дониёр.

Знаковое место мавзолей Тамерлана

В месте, называемом Шахрисабз, примерно в 80 км к югу от Самарканда в Узбекистане, гигантский памятник Тимуру (Тамерлану) 14-го века отмечает место, где он родился. Амир Тимур хотел быть похороненным в простой могилев своём родном городе Шахрисабзе, но у его родственников и советников были более грандиозные планы, за которые благодарны современные гиды Самарканда.

При Тимуре и его преемниках Самарканд стал центром науки и науки. Его мавзолей Гур- Эмир, является одной из жемчужин исламского искусства. Династия Тимуридов просуществовала в Центральной Азии в течение столетия, а потомок Тимура Бабур основал мусульманскую линию индийских императоров, известных как Великие Моголы.

Месторасположение

Гур-Эмир или Гури-Амир – это мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана (также известного как Тимур) в Самарканде, Узбекистан. Гур-Эмир занимает важное место в истории турко-персидской архитектуры, как предшественник и модель для более поздних великих могил архитектуры моголов, включая Могилу Хумаюна в Дели и Тадж-Махал в Агре, построенную потомками Тимура, правящей династией Моголов в Северной Индии.

Читайте также:
Как дозвониться человеку, который находится в Польше

Самарканд – один из древнейших городов мира . Город известен своей историей, расположенными на его территории мавзолеями и мечетями. Старая часть Самарканда – это место, которое переносит человека на многие века назад, в период расцвета империи великого Амира Тимура. Самарканд это не только Гур-Эмир, но это и Ансамбль Регистан, обсерватория Улугбека, мавзолей Рухабад, мавзолей Шахи Зинда, медресе Улугбека, мечеть и мавзолей Биби Ханум (с мавзолеем связана одна из красивых, романтичных легенд), Афросиаб и много других красивых, роскошных, величественных архитектурных строений. Фото не могут передать всю красоту города и Гур-Эмир.

Гур-эмир (что переводится как «гробница короля») – это мавзолей с восточным, богатым колоритом и архитектурой, и наполненный легендами. Его строительство началось в 1403 году после смерти самого любимого внука Тимура, который также был там похоронен. Здание в персидском стиле имеет одну бирюзовую связку, ребристую и украшенную витиеватыми розетками. Купол возвышается над зданием восьмиугольной формы, которое также очень детализировано с орнаментальной мозаикой и эпиграфом.

Почему стоит посетить

Действительно ли великий хромец похоронен в этом мавзолее? В 1941 году гробница была распечатана, чтобы проверить останки Тимурленга. Раскопки были успешными в том смысле, что повреждения скелета соответствовали описаниям ранений, полученных Тимуром в битве, которые привели к его гибели, и подтвердили, что останки действительно принадлежат действительно ему.

Советский антрополог Михаил Герасимов открыл усыпальницу в 1941 году и, среди прочего, подтвердил, что Тимур был высоким (1,7 метра), хромал на правую ногу, и правая рука была травмированная вследствие полученных в 25 лет травм. Открытие гробницы подтвердило и версию гибели Улугбека – он был обезглавлен. Согласно любимому анекдоту каждого гида, Герасимов нашел на могиле Тимура надпись о том, что «всякий, кто откроет это, будет побежден врагом, более грозным, чем я». На следующий день, 22 июня 1941 года, Гитлер напал на Советский Союз.

Во дворе стоит большой мраморный блок, вырезанный в арабесках и известный как Кок Таш. Историки спорят о том, был ли это трон Тамерлана, но с 17-го века он определённо использовался в качестве коронационного камня бухарскими эмирами. Узники благородного происхождения служили подножиями для ног.

Архитектура

Внешне Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание. Он известен своей простотой конструкции и торжественной монументальностью внешнего вида. Это восьмигранное здание, увенчанное лазурным рифленым куполом. Внешняя отделка стен состоит из голубой, светло-голубой и белой плитки, организованной в геометрические и эпиграфические орнаменты на фоне терракотовых кирпичей. Купол (диаметр – 15 м, высота – 12,5 м) имеет ярко-синий цвет с глубокими розетками и белыми пятнами.

Желто-зелёные офсеты бирюзово-голубые, как свет, так и тени играют с мозаичным оттенком. Не менее впечатляющим является интерьер мавзолея. Гексагональные плитки из оникса придают нижним стенам зеленоватый оттенок прозрачности, увенчанный кораническими надписями, вырезанными в мраморе и написанными на яшме. Геометрические панели сияют сияющими звёздами, рядом с нишами, увешанными сталактитами, вылепленными из папье-маше, окрашенного в синий и золотой цвета. Внутренний купол имеет сложное позолоченное покрытие вокруг высоких решётчатых окон. Семь мраморных надгробий, окруженных мраморным рельсом, окружают темно-зелёную плиту длиной 1,8 метра, некогда самую большую часть нефрита в мире. Улугбег привез его из Монголии в 1425 году, чтобы покрыть могилу деда.

Попав в мавзолей после наступления темноты, человек становится невольным свидетелем того, как центральная комната сверкает, когда свет мерцает от колоссальной хрустальной люстры, висящей под куполом. Позолота на потолке, кажется, светится, и кажется, что ты действительно в очень святом месте.

На заднем дворе к юго-востоку от Гур-Эмира находится ещё один мавзолей Тимуридов, известный как Ак Серай (Оксарай, или Белый дворец), построенный около 1470 года, с несколькими яркими фресками и мозаикой из майолики внутри. Фрески были едва заметны до того, как их восстановили в 2008 году.

Саркофаги Тамерлана и его жён

Прекрасный портал и фирменный рифленый лазурный купол мавзолея Гур-эмир отмечают место последнего упокоения Тимура (Тамерлана) вместе с двумя сыновьями и двумя внуками (включая Улугбека). Это удивительно скромное здание, во многом потому, что Тимур не собирался быть похороненным здесь. Плитка и купол особенно красивы, и их красота особенно видна ночью, когда здание освещено грандиозными эффектами.

Читайте также:
Правила ввоза животных в Беларусь

Тимур построил для себя в Шахрисабзе простой склеп, а в 1404 году построил этот для своего внука. История гласит, что когда Тимур неожиданно умер от пневмонии в Казахстане (в ходе планирования экспедиции против китайцев) зимой 1405 года, перевалы назад в Шахрисабз были заснежены, и его похоронили в мавзолее.

В центре мавзолея находится камень Тимура, некогда один блок темно-зеленого нефрита был вынесен оттуда в Персию в 1740 году военачальником Надир-шахом. Камень принёс персидскому правителю невезение, и по настоянию своих религиозных советников он вернул камень в Самарканд.

Простая мраморная метка слева от Тимура – это Улугбек, справа – это Мир Саид Барака, один из духовных советников Тимура. Впереди Мохаммед Султан. Камни за Тимуром отмечают могилы его сыновей Шахрукха (отца Улугбека) и Миран Шаха. Дальше лежит шейх Сейид Умар, самый почитаемый из учителей Тимура, считающийся потомком пророка Мухаммеда.

Столб из конского волоса отмечает могилу святого человека, чьи останки были обнаружены во время строительства мавзолея. Эмблема была обычным явлением во время паломничества в Мекку. Эти надгробия на самом деле являются кенотафами, соответствующими расположению настоящих могил в сводчатом склепе ниже. Таким образом, как и в случае других мусульманских мавзолеев, камни – это лишь видимая часть надгробий, в то время как фактические, настоящие саркофаги находятся под полом.

С Тамерланом похоронили двух его самых любимых жён. Если женщин положили в мраморные саркофаги, то забальзамированное тело Амира Тимура лежит под нефритовым надгробием. Впоследствии в мавзолее были похоронены как родственники Тимура, так и духовные деятели.

Гур-Эмир так же прекрасен, как и остальные мавзолеи, расположенные в старой части города Самарканд. Иногда их можно перепутать.

Вокруг фигуры Амира Тимура, как при жизни, так и после смерти, ходило много легенд. Это была одиозная личность, но сложно не признать величину Тимура и его роль в мировой истории. Даже после своей смерти он вызывал страх у людей. Персидский правитель Надир-шах, забравший из мавзолея надгробную нефритовую плиту правителя, навлёк на себя неприятности, и был вынужден вернуть плиту на место.

Но самая интересная легенда связана с экспедицией советских учёных, которые вскрыли саркофаг Тамерлана, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

В легенды можно верить, или относиться к ним с долей скептицизма, но, приехав в Самарканд, невозможно не посетить место, где нашёл своё последнее пристанище грозный и великий Тамерлан, и не сделать фото на фоне голубых минаретов.

Мавзолей Ходжи Данияра (святого Даниила) в Самарканде

  1. Гробница Святого Даниила в Самарканде
  2. История жизни и легенды о Ходже Данияре
  3. Как добраться до могилы пророка Даниила в Самарканде

В Узбекистане органично сочетаются восточная тонкость, самобытная культура, обилие достопримечательностей. История узбекской земли пропитана легендами, историями Ходжи Насреддина, здесь жили ученые и полководцы, поэты и провидцы.

Одно из самых культовых мест в Узбекистане, почитаемое тремя крупными мировыми вероисповеданиями (мусульманами, иудеями и христианами) – Мавзолей Ходжи Данияраили Святого Даниила, находится в Самарканде. Ходжа Данияр – потомок царя Соломона, жил в IV-V веке до н.э., прославился благочестием. Он самый почитаемый пророк старозаветной Библии и мусульманского Корана.

Гробница Святого Даниила в Самарканде

Мавзолей Ходжа Данияра (пророка Даниила, как его называют христиане, Великий иудейский пророк – иудеи) – почитаемая святыня. Усыпальница находится в Самарканде. Дух Великого пророка покровительствует, защищает и приносит благосостояние. У подножья Мавзолея бьет целебный родник с исцеляющими свойствами, к нему по тропе ходят паломники, туристы и иностранцы. Рядом протекает река Сиаб, летом прилетают лебеди, покой, отовсюду слышна многоголосная иностранная речь.

Мавзолей построен в начале прошлого века мастерами-мыловарами Самарканда в виде прямоугольного здания с 6 куполами. Изначально захоронение Пророка было покрыто речным камнем, впоследствии перестраивалось и достраивалось. Гробница пророка Даниила поражает размерами – 20 метров тянется вдоль стены. Дахма (погребальное сооружение), в которой погребен святой пророк, покрыто зеленым бархатом и с арабской вязью, вышитой золотыми нитями. Периодически покрывала меняют. Объяснений столь длинному надгробию несколько: кто-то уверяет – это сделано специально, чтобы недоброжелатели и враги не смогли найти святые мощи Пророка. Служители говорят, что это растет рука Святого: когда она обхватит земной шар, на земле наступит рай.

Читайте также:
Сколько военных самолетов у России

История жизни и легенды о Ходже Данияре

История жизни Ходжа Даняра интересна. Царь Вавилонии Навуходоносор в 586 году до н.э. захватил благословенные земли. Даниил в возрасте 17 лет был захвачен в плен и увезен в Вавилон, где получил блестящее образование. Даниил обладал пророческим даром, мог точно толковать сны и видения. Царь Навуходоносор приблизил ко двору одаренного юношу. Пророческие сны и ведения он записывал в книгу: получилось 14 глав, она написана на двух языках – на иврите и еврейско-арамейском. В сновидениях Даниил предсказал конец мира и второе пришествие Христа на землю. Христиане особо почитают Даниила.

Существует легенда: когда недруги оговорили Даниила перед царем, тот приказал бросить юношу на растерзание львам, но те даже не подошли к нему. Рассерженный царь решил подвергнуть испытанию клеветников – все они были растерзаны.

Долгие годы Ходжа Данияр служил при дворе вавилонских царей. В пожилом возрасте он обратился к царю с просьбой, чтобы отойти от дел. Получив разрешение, удалился в город Сузы, где и закончились славные дни пророка. Похоронен в царской усыпальнице.

Легенда, дошедшая до наших дней, гласит: полководец и государственный деятель Амир Тимур в середине XV века возвращался с отрядом воинов в Самарканд, по пути следования посетил гробницу Даниила и забрал останки пророка. Караван, состоящий из нескольких верблюдов, остановился у реки Сиаб. Воитель принял решение о захоронение мощей святого в месте, где остановилась лошадь, перевозившая святые мощи Даниила.

Даниил по старозаветной трактовке – «судья бог». Рожденный на Святой иерусалимской земле, проповедовавший ислам, но в то же время приверженец христианства, наследник израильских царей Давида и Соломона, Ходжи Данияр (Святой Даниил) пользуется великим уважением мировыми конфессиями.

Как добраться до могилы пророка Даниила в Самарканде

Самарканд – второй по величине город Узбекистана. Расстояние между Ташкентом и Самаркандом – 240 км. Между городами курсирует гордость Узбекистана – скоростной поезд «Афросиаб», названного в честь древнего царя.

Гробница Ходжи Данияра находится на окраине Самарканда у реки Сиаб, на территории древнего городища Афросиаб на северной стороне холма. Любой житель Самарканда объяснит, как дойти или доехать до могилы Святого Даниила. Приветливые самаркандские таксисты по пути следования расскажут легенды о пророке Данияре.

Мавзолей Чашма Аюб и источник святого Иова

Какие достопримечательности стоит посмотреть в Самарканде туристу

Усыпальница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде

Мечеть Биби Ханум для любимой жены Тамерлана

Город мертвых – некрополь Чор Бакр в Бухаре

Миздакхан у мировых часов

Миздакхан – это целый комплекс историко-археологических памятников, вершина западного холма увенчана руинами крепости Гяур-кала, построенной в IV веке до нашей эры.

Миздакхан – ранее древний город, ныне археологический и архитектурный комплекс. Главные достопримечательности сосредоточены на 3 холмах и равнине между ними. Историческую ценность представляет крепость Гяур-кала, «мировые часы» и многочисленные мавзолеи, один из которых принадлежит полумифическому богатырю и магу Шамун-Наби.

Где находится Миздакхан

Крепость и античное кладбище находятся на территории Республики Каракалпакии. Последняя входит в состав Узбекистана. Некрополь располагается в 4 км к югу от городка Ходжейли. Он соседствует со столицей республики – Нукусом. В непосредственной близости (около 5 км) от Ходжейли тянется граница с Туркменистаном.

Интересно! Ходжейли – русская интерпретация названия города. Местные власти используют вариант «Хужайли». Дословно название переводится, как «край паломников».

Как добраться до города

В Ташкент (столицу Узбекистана) можно долететь из Москвы за 5 часов (прямой рейс). Стоимость билетов – от 8000 RUR. Из Москвы в этом же направлении ходит поезд. Время в пути займет 2 дня. Цены на билеты варьируются от 9000 RUR до 18000 RUR.

Из Ташкента в Нукус также можно добраться поездом. Длительность переезда – 19:00 часов. Стоимость билетов от 1500 RUR до 5000 RUR.

Читайте также:
Средняя зарплата программиста в Швейцарии

Из Нукуса в сторону Ходжейли ходит маршрутка (делается небольшая пересадка в Старом городе). Время в пути – меньше часа.

Город Маздан

Город возник в II-IV веков до н. э. поблизости поселений огнепоклонников. В священной книге зороастрийцев говорится, что город назван в честь солнечного бога – Ахурамазды. Его последователи не предавали тела умерших земле, так как погребение считалось актом осквернения стихии, которой те поклонялись. Они относили останки людей на погребальные башни, кладя их на специальные доски. Тела людей находили хищные птицы и обгладывали их до костей. Кости мертвецов зороастрийцы помещали в сосуды, которые затем устанавливали в склепах.

К самым древним постройкам Маздана принадлежит крепость Гяур Кала (IV веке до н.э.). После завоевания Хорезмы арабами, зороастрийский некрополь пополнился мусульманскими захоронениями. Самым почитаемым и загадочным мавзолеем считается Ережеп Халифа. Мусульмане полагают, что в нем покоится первый исламский проповедник этих краев, другие – что здесь нашел покой прародитель всех людей Адам.

Интересно! Гробница Назлымхон-сулу с круглым куполом и подземным залом – гимн влюбленным, которым не суждено было воссоединиться при жизни, но они встретились в загробном мире. Она – принцесса. Он – придворный архитектор. Эдакие среднеазиатские Ромео и Джульетта. Поговаривают, что в усыпальнице одинокие люди просят о любви и вскоре находят свою вторую половинку.

Мировые часы или часы Апокалипсиса

«Часами Апокалипсиса» нарекли мавзолей на предполагаемой могиле первого человека. Сооружение относится к IX веку. Крыша его давно провалилась, также нет одной из стен. Здание постепенно осыпается: согласно преданию каждый год из конструкции выбывает 1 кирпич. Это же придание утверждает, что как только с мавзолея падет последний камень, на Земле воцарится хаос и разруха – наступит Апокалипсис.

Чтобы отдалить приход Конца Света, местные жители и туристы возвращают упавшие кирпичи в зияющие дыры в стенах сооружения. Из отколовшихся от кирпичей кусков паломники воздвигают вокруг мавзолея небольшие пирамидки. В каждой такой конструкции должно быть по 7 камушков, по числу небесных ангелов или по числу куполов, которые возвышаются над гробницей волшебника Шамуна-Наби. Составляя пирамидку необходимо загадать желание и попросить Всевышнего исполнить его.

Интересно! Строят пирамидки на свободном пространстве вокруг каменных «Мировых часов», стараясь не задевать уже построенные пирамиды других людей. Здесь действует такой принцип – на чужом счастье своего не построишь. Уносить с собой камешек из священного места – табу. Взять такой «сувенир на память» считается плохой приметой.

Загадка Шамуна-Наби

Шамун-Наби – легендарный проповедник, маг и бесстрашный воин. Он прибыл в земли Хорезма (древнейшей области Центральной Азии), чтобы проповедовать местным народам о Едином Боге. Герой сказаний обладал шаманскими способностями: ему были подвластны силы природы, он умел разговаривать на языке животного мира, исцелял недуги.

До сих пор неизвестно вестником какой религии был Шамун. Ясно только одно, что этот полуисторический персонаж появился задолго до прихода в эту местность ислама. Гробница богатыря имеет высокий портал и простирается на 25 м в длину. Занятно, что когда посмертная почивальня была вскрыта археологами, никаких человеческих останков обнаружено не было. Ученые выяснили, что это сооружение воздвигнуто в конце XVIII на развалинах более древней постройки XVI века.

Ходят слухи, что в мавзолее Шамун-Наби покоятся кости динозавра либо другого крупного доисторического хищника, который неведом науке.

Более правдивой версией воздвижения каменного могильника является гипотеза краеведа Нуржанова. Памятник – немой свидетель и летописец природной катастрофы XV веке, когда река Амударья из-за неведомых причин сменила направление своего течения и затопила земли поблизости Хорезмы, а другие обрекла на засыхание. Тогда пострадало много человек: одни утонули, другие голодали. Все это привело к массовой миграции населения в поисках лучшей жизни.

Миздакхан – это история, застывшая в камне. Каждый желающий может прикоснуться к ней, без посредников и сторонних глаз, стоит только захотеть!

Мавзолей Ходжи Данияра

Гробница Ходжи Данияра, как называют его мусульмане, или библейского пророка Даниила – так называют его христиане, или Даниэля – одного из четырёх великих иудейских пророков, расположена рядом с рекой Сиаб, меж холмов Афросиаба (Афрасиаба). Это потрясающее место, где правит покой и всепоглощающая вера, известно, с одной стороны, как захоронение святого человека, являющееся культовым, а с другой – тем, что вокруг него до сих пор ведутся споры – чье же именно тело покоится в этом мавзолее. Но как бы то ни было, все уверены в одном: всякий попавший в Самарканд обязан прийти к мазару Ходжи Данияра, чтобы поклониться святому.

Читайте также:
Жуковский музей авиации: истории покорения неба

Даниил, чье имя переводится с еврейского как “судья бог” или “бог мой судья”, был рожден на Святой земле Иерусалима в 603 году до нашей эры. Он был потомком царей Давида и Соломона. В 586 году до н. э. Израиль был захвачен Навуходоносором. Даниил вместе с другими юношами-иудеями, принадлежащими к знатным родам, был пленен и доставлен в Вавилон. Здесь юного Даниила определили в школу, в которой обязательными предметами являлись астрология и искусство толкования снов. Даниил, чтобы не отступать от своей религии, добился того, что ему разрешили не употреблять в пищу мясные блюда, а есть только овощи, и не пить вина.

После успешного окончания учебы Даниил поступил на службу в царский двор в качестве придворного сановника. Здесь сразу отметили особый дар, которым обладал Даниил: он очень точно толковал сны, в том числе и сновидения царя Навохудоносора. Благодаря этому таланту он продвинулся по службе: царь сделал его одним из самых приближенных к своей особе советников.

Свое высокое положение он сохранил и после покорения Вавилона: Даниил стал советником преемников Навохудоносора – Дария и Кира. Однако не все было так гладко: завистники из числа языческих вельмож оклеветали Даниила перед Дарием Мидийским, и тот велел бросить пророка на съедение львам. Но Бог был милостив к Даниилу: ни один лев не подошел к нему. Когда Дарий понял свою ошибку, он подверг клеветников тому же испытанию, которое прошел Даниил, – львы тут же набросились на вельмож и растерзали их. Во время царствования Кира судьба вновь была благосклонна к Даниилу: он остался на высоком посту при дворе и, благодаря этому, мог влиять на решения правителя. Так, следуя его советам, Кир освободил плененных евреев.

На третий год властвования Кира в Вавилоне Даниил получает откровения о будущем народов мира и пишет пророческую книгу, в которую вошли 14 глав. Тот факт, что она была написана на двух языках – еврейском и иудейско-арамейском – многих заставило усомниться в том, что книга написана только Даниилом, а не несколькими людьми. Впрочем, из многочисленных исторических источников известно, что Даниил в совершенстве владел обоими языками. Перед Даниилом поклоняются христианские богословы, не исключая тот факт, что в основе жизнеописания Иисуса Христа лежат пророчества пророка Даниила.

В старости Даниил переехал в город Сузы, где благословенно закончил свой мирской путь и был погребен в усыпальнице царей. Существует поверье, что дух Даниила охраняет город от всех бед и приносит благополучие.

Но каким же образом мощи святого попали в Самарканд? Существует не одна легенда, одна другой невероятнее, так или иначе объясняющая загадочное появление могилы святого в Самарканде. Но самая распространенная гласит о том, что появление этого прекрасного мавзолея связано с желанием Амира Тимура дать Самарканду и его жителям защиту и благоденствие, благодаря покровительству духа Даниила. Во время очередного похода в Малую Азию Тамерлан не смог покорить Сузы. Богословы рассказали ему, что город защищен святыми мощами пророка Даниила. Правитель Моварауннахра подписал соглашение, что оставит город в покое в обмен на позволение увезти на родину правую руку святого. Предание гласит, что лошадь, которая везла мощи, остановилась на месте, как вкопанная, никто не мог сдвинуть ее с места. А когда она ударила копытом, произошло чудо: в этом месте из-под земли стал бить целебный источник. Тогда было решено захоронить мощи Даниила именно здесь, рядом с рекой Сиаб.

Согласно другой версии, мощи везла не лошадь, а верблюд, и когда караван вошел в Самарканд, верблюды встали на месте, точь-в-точь напоминающем Сузы. То был знак: прах должен быть упокоен здесь. В этот же день с той стороны, куда смотрит изголовье саркофага, забил родник со святой водой. Красивая легенда, однако подтверждения в исторических документах тому, что Тимур посещал могилы пророка в Сузах, нет. Зато есть доказательства того факта, что мощи Даниила были вывезены в Константинополь при царице Елене – задолго до похода Тимура в Малую Азию.

Читайте также:
Антонов Ан-158

Множество историй также связано с длиной могилы. Служители мавзолея неоднократно перестраивали гробницу, утверждая, что в особо благополучные года кости святого растут. Таким образом, на сегодняшний момент длина могилы достигла 18-метров. Говорят, что рука Даниила будет расти до тех пор, пока ею не будет опоясана вся планета, и тогда на Земле наступит рай. Согласно другой легенде, Тамерлан решил построить гробницу такой длины, чтобы враги и люди алчные не смогли отыскать мощи.

До постройки мавзолея могилу Даниила покрывал речной камень, а у изголовья стояли священные шесты. В 1900 году над захоронением возвели красивейший шестикупольный мазар такого же цвета, как фисташковое дерево, растущее рядом с ним. На сегодняшний день сохранились пять из шести куполов.

Все официальные делегации из стран с различным вероисповеданием, прибывающие в Самарканд, обязательно посещают мавзолей пророка Даниила. Во время празднования 125-летия Ташкентской православной епархии патриарх Московский и Всея Руси Алексий II также посетил могилу святого и совершил обряд освящения могилы и фисташкового дерева, стоящего около мазара более 500 лет. С этим визитом связано еще одно чудо. Дерево у мазара давно засохло, и его собирались вырубать, но весной 1997 года, после совершенного осенью 1996 года Алексием II обряда, дерево зацвело. Многие привязывают на ветви фисташкового дерева лоскутки ткани, загадывая при этом желания. И говорят, что они исполняются.

Еще одно чудо – родник, бьющий у подножия мавзолея. Его чистая ледяная вода не только вкусная и полезная – она обладает удивительным свойством исцелять не только тело, но и душу. Каждый, приходящий в мавзолей, непременно должен испить воды из этого источника и совершить омовение. Люди верят в силу святого родника и приезжают сюда со всей Средней Азии, чтобы напиться чудодейственной воды и забрать немного волшебного нектара с собой.

Около мавзолея продаются мусульманские амулеты. Люди знающие покупают их и просят читающего молитву внутри мавзолея “почитать на амулет” для всех благ. Входить в мавзолей нужно без обуви – внутри все устлано коврами и курпачами. Вокруг могилы, укрытой зеленым бархатом с золотой вышивкой по краям, нужно молча обойти три раза. После этого все садятся, и смотритель читает молитву. Говорят, что когда во время чтения смотритель случайно зевает, кому-то из молящихся отпускаются грехи.

Как уже упоминалось ранее, с мавзолеем, покой которого не нарушает даже пение птиц, связано множество легенд. В одной из них говорится, что в Самарканде погребены не мощи святого, а прах с могилы Даниила. Как известно, по канонам ислама погребение умерших должно быть незамедлительным, а беспокоить останки покоящихся с миром не разрешается. Будучи мусульманином, Тамерлан не мог позволить себе взять часть останков даже для столь благородной цели, как благополучие столицы своей империи. Поэтому Тимур взял землю с могилы святого и, смешав ее с самаркандской землей, сделал захоронение, на котором позже возвел мавзолей.

Бытует также предание, что прах пророка был привезен из Мосула в Самарканд в V-VI веках переселенцами-иудеями. Возможно, так оно и было, но подтверждением этому нет.

В “Кандии Малой” (XVII век) приведены слова шейха Ходжи Абду-Даруна, жившего в IX веке в Самарканде. Он рассказывает, что пророк, который был искусным гадальщиком, перешел реку Амударью и прибыл в Самарканд. Здесь он поселился и окончил свой жизненный путь. Называли его Табба наби (пророк Табба). Если верить “Кандии Малой”, захоронение святого в Самарканде существовало за четыре-пять веков до рождения Тамерлана.

Еще одно произведение, “Самария“, написанная в конце XIX века арабским историком Абу-Тохир Ходжой, гласит, что в мазаре похоронен не прах Даниила, а лежат останки Даниёра – соратника Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В Самарканде Куссама ибн Аббаса, приехавшего распространять ислам среди народа, ранили мечом зороастрийцы, но божьим провиденьем он остался жив. Ходжа Даниёр был его ближайшим сподвижником и очень уважаемым человеком.

Читайте также:
Образец заполнения анкеты на визу в Индонезию

Все это версии, легенды, догадки, но пока тайна могилы не раскрыта, у мавзолея святого пророка будут на разных языках звучать молитвы верующих, надеющихся на чудо и желающих прикоснуться к лучу святости.

До недавнего времени, помимо Самарканда, существовало еще четыре мавзолея пророка Даниила: в Мосуле (Ирак), Иерусалиме (Израиль), Сузах (Израиль) и Стамбуле (Турция). Однако не так давно могила святого в Ираке была уничтожена боевиками. Что стало причиной такого вандализма – до сих пор необъяснимо. Но оставшиеся мавзолеи пророка теперь еще больше оберегаются.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Новое в блогах

Сообщество «История Человечества Земли.»

Мавзолей пророка Даниила – тайна в истории Самарканда

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился Мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий – ислама, иудаизма и христианства. Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, вблизи нынешнего Мосула в Ираке.

Легенда гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397-1404 Амир Темур, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Темур будто бы договорился с осажденными, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его Империи от любых бед.

Но эта легенда противоречит исламской традиции, не одобряющей поклонения могилам святых, и тем более считающей недопустимым как-либо тревожить останки умерших людей. И хотя в истории эпохи Темура и Темуридов в общем-то было немало отступлений от этих строгих канонов, многим кажется более вероятным, что завоеватель Азии скорее привез в Самарканд горсть земли из Суз, а Мавзолей приказал воздвигнуть, в ряду прочих, построенных по его приказу, как памятник в честь успешной военной кампании.

Знаток истории Самарканда Артур Самари замечает, что в трудах биографов Темура нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Также он обращает внимание на то, что персидский историк Истархи, побывавший в Мавароуннахре за четыре века до рождения Темура, свидетельствовал, что Мавзолей Даниила был в городе уже в то время.

Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города. Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.

Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при Византийском Императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.

И, наконец, существует мнение, что в Мавзолее в действительности находятся остатки Даниёра – сподвижника Кусама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада, который утверждал ислам в Самарканде, и чьему чудесному спасению от язычников в подземной пещере посвящен другой замечательный памятник – Мавзолей Шох-и-Зинда («Живой Царь»), расположенный неподалеку.

Читайте также:
В какой стране производят самый вкусный шоколад?

Так или иначе, но эта святыня существует очень давно и продолжает привлекать к себе массу паломников, а в наши дни и туристов. Находится мавзолей Даниила хоть и несколько в стороне от остальных исторических достопримечательностей Самарканда, зато в удивительном по красоте и уникальном по природным свойствам месте.

В 1996 году Мавзолей Даниила посетил Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, благословивший и освятивший «сии места», сказав, что определенно чувствует здесь присутствие святости.

От средневековой мечети Хазрат Хызр, возвышающейся над архитектурным ансамблем Шох-и-Зинда, тропа уползает еще выше над городом по совершенно дикой на вид и заросшей степными колючками местности. Местные здесь ходят редко, чтя покой предков. Ведь эти призрачные курганы на самом деле не что иное, как, стертые временем остатки исполинского городища. Анализ некоторых находок на Афросиабе свидетельствует, что развитая культура существовала здесь более чем 2700 лет назад, то есть в VII-VIII веках до Рождества Христова. Но, как и совсем недавно, строили здесь в основном из глины, поэтому стены и улицы уплотнились в холмы и овраги, над которыми земляной горой выступает лишь главная Цитадель, вся изрытая гротами и пещерами. С ее вершины – бывшей крепостной стены – весь Самарканд виден как на ладони, а выше только уже находящаяся за чертой города Чупан-Ата, по преданию некогда перелетевшая из Сирии, чтобы раздавить и погрести под собой целое полчище иноземных завоевателей.

Между холмами и глиняными башнями в середине лета порывы пустынного ветра гонят настоящие пыльные смерчи, попав под один из которых, путешественник сразу забудет, что он находится в паре километров от цивилизации и своей эпохи. Но неожиданно впереди возникает крутой обрыв, с отвесного края которого открывается вид на речную долину, заросшую свежей зеленью и покоящуюся в глубокой тени. Это Сиабский район Самарканда, сохранивший не древнюю, но совершенно традиционную архитектуру глинобитных домов с внутренними дворами. Неширокая, но полноводная река называется Сиаб, от чего и берет название легендарное городище. Афросиаб – значит «рядом с Сиабом».

Левый берег плотно застроен и полон садов, а на правом узкая полоса под обрывом и рощица тополей, в кронах которой на небольшой земляной площадке скрывается Мавзолей Даниила, точнее – нынешнее его здание, последний раз перестроенное в начале XX века. Внутри невысокого сооружения стоит укрытый материей, десятиметровый «саркофаг» с мощами.

Говорят, после того как рука пророка Даниила была привезена из Мосула, она стала расти по нескольку сантиметров за год, отчего Мавзолей приходилось регулярно перестраивать на пожертвования паломников. Будто бы, администрация Самарканда времен Российской Империи однажды даже пригрозили служителям, что разнесет по камням всю постройку, если «чудо» не прекратится. С тех пор рост волшебной руки зафиксировался на 10 метрах, не прирастая, разумеется, в годы советской власти, и, увы, за 13 лет независимости Узбекистана. Хотя есть и версия, что сделать «саркофаг» столь большим повелел еще сам Темур, пожелав таким способом то ли возвеличить значение Мавзолея, то ли оберечь на будущее его содержимое от похитителей. Это еще одна тайна, связанная с местом, временем и персоной легенды.

И еще одна тайна, случайно открывшаяся мне при посещения этой святыни уже несколько «поднаторевшим» в наблюдениях за природными артефактами и уникальными уголками Центральной Азии, состоит в том, что пространство здесь на самом деле обладает неким исключительным свойством. Экстрасенсы сказали бы, что «присутствует мощный источник позитивной энергии». Проще же говоря, при спокойном сидении минут пятнадцать возле мощей, само собой, даже без молитв и праведных мыслей, возникает чувство необыкновенной легкости на душе, да и в теле тоже, словно мгновения невесомости и счастливого забытья.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:04 Легенда Первая – Захват

«В преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где и умер и похоронен в царской усыпальнице. Считается, что дух этого пророка оберегает город от всех несчастий и невзгод, и останки Даниила приносят городу благоденствие – поэтому в городе никогда не будет нищеты и голода.»
«Во время одной из своей военной кампании в Малую Азию (1397-1404), Амир Тимур пытался завоевать один из маленьких городов в Иране – Сузы, но город не сдавался. Это было невероятно – профессиональная армия великого завоевателя не могла сломить сопротивление небольшого городка. Не понимая в чём дело, Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом Святого Даниеля, ветхозаветного еврейского пророка.
Тогда Тимур попросил любыми способами провести его к захоронению Святого и вскоре навестил его. Осталось тайной, о чём он думал и говорил в месте приюта останков пророка, но на следующий день город был взят», прах изъят из могилы, привезен и перезахоронен в Самарканде. Дабы охранять теперь этот город.

Читайте также:
Средняя зарплата учителей в США

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:06 Легенда Вторая – Обмен

«Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию Амир Тимур не смог взять Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого Даниила. После этого Амир Тимур договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть священных мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд.
– Мощи везли на верблюдах, – рассказывает он. – Но, не доехав до стен города, животные неожиданно улеглись на землю, и уже никакими способами нельзя было заставить их снова отправиться в путь. Тогда старейшины рассудили – пророк хочет упокоиться здесь. На этом месте у стен городища Афросиаб и возвели гробницу. Мощи поместили в саркофаг и положили в мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил источник. Святой родник и по сей день находится с той стороны, куда смотрит голова саркофага.»

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:06 Легенда Третья – Просто взяли и увезли

Могила Святого Даниила. По легенде, Тимур перед завоеванием Константинополя молился этому Святому и он помог ему составить военный план и захватиь этот город. После чего Тимур раскопал могилу Даниила и перевез его поближе к себе, похоронив Святого под Самаркандом.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:07 Легенда Четвертая – Рука? Нога? Прах? Земля?

« В Самарканде захоронены не мощи(по одной версии –рука, по другой – часть ноги), а прах (земля) с могилы Святого Даниила.
Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших людей и требует немедленно предать земле умерших, чьи останки по тем или иным причинам, ещё не были погребены. Зная об этом, Тимур, вряд ли, мог пойти на такой шаг, а, тем более, взять часть останков. На этом и основана другая версия – Тимур взял немного земли (праха) с могилы Святого и, привезя в Самарканд, смешал её с землёй самаркандской (похоронил) в месте, схожем с местом захоронения пророка Даниила в Сузе. По поводу выбора места для Мавзолея, в Самарканде также бытует легенда, что, Мавзолей располагается там, где остановился верблюд, на котором везли прах (землю). Знак был понят и Мавзолей основали в месте остановки каравана.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:07 Легенда Пятая – Увез не Тимур

«Бытует также версия, что прах привезли в Самарканд ещё в 5-6 вв. переселенцы из Мосула (Ирак; ещё одно официальное место захоронения пророка Даниила) – иудеи или христиане. Теоретически, они могли это сделать, но опять-таки, этому нет подтверждений в исторических источниках.»

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:08 Легенда Шестая – Пророк Даниил умер в Самарканде

«Теоретически, пророк Даниил мог служить сатрапом у персидского царя Дария. Одно из преданий гласит, что Дарий сделал исключение и сделал своим сатрапом в Согдиане (центром которой был Самарканд) Даниила, как лицо, особо приближённое к царю (сатрапом могли стать только родственники царя, либо особы, особо к нему приближённые).
Однако, данная версия не подкреплена историческими источниками. Из источников, известно, что, упоминание об этом содержится лишь в “Кандии Малой” (литературное произведение XVII века), которое ссылается при этом на слова шейха Ходжи Абду-Даруна, проживавшего в Самарканде в IX веке. Это значит, кстати, что о том, что пророк Даниил похоронен в Самарканде, говорили ещё за 400-500 лет до Тимура.»

Читайте также:
В поход с детьми: берем еду

Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

В мире есть много разных чудес. Некоторые из них хорошо известны каждому — это загадочные пирамиды Египта, железная башня Эйфеля, падающая (но до сих пор не упавшая!) башня в Пизе и т. п. А если и такие, о которых знают только избранные. В качестве примера стоит привести уникальную могилу Св. Данияра в Узбекистане, которая растет в длину! Причем этот показатель солидно увеличился за многие годы, так что приходится регулярно перестраивать достопримечательность.

  1. Где находится и чем знаменита могила Св. Данияра
  2. Что интересного можно увидеть в месте захоронения останков святого

Где находится и чем знаменита могила Св. Данияра

Мавзолей святого располагается в Самарканде, хотя при жизни Данияр ни разу не бывал в этом городе. Тем не менее, место для захоронения было выбрано не случайно. Оно находится возле реки Сиаб, между вершинами холмистой гряды Афросиаб.

При жизни Данияр (или Даниил в другом прочтении) был известен как очень умный и образованный человек своего времени. Он родился в 603 году до н. э., был отмечен творческим потенциалом и умением толковать сновидения, благодаря чему смог занять достойное место при дворе царя Навуходоносора, правившего в Вавилоне, а затем служил и его наследникам. В преклонном возрасте у будущего святого открылся пророческий дар, и все свои предсказания он изложил в книге. Умер Данияр в городе Сузы, где и был захоронен рядом с монархами, а впоследствии причислен к лику святых.

Однако спокойно лежать на месте останкам не дали — на них покусился легендарный завоеватель Тамерлан. В XIV веке н.э. он попытался захватить Сузы, но город никак не сдавался. Захватчику объяснили, что все дело в мощах Св. Данияра, которые защищают населенный пункт. И тогда Тамерлан согласился оставить город в покое, если ему отдадут правую руку святого. Требование было выполнено, а полученные мощи завоеватель решил поместить в мавзолее. Место для постройки нашлось само собой: когда караван возвращался домой из Суз, сделал остановку у реки Сиаб, и вдруг из пятачка земли заструился чистый источник — вокруг него и возвели сооружение.

Как утверждают служители мавзолея, могила Св. Данияра постоянно растет в длину. Сейчас этот показатель составляет уже 18 метров. Из-за данной особенности строение приходится периодически поправлять. Существует легенда, что правая рука святого, захороненная здесь, будет тянуться до тех пор, пока не обхватит всю землю.

Что интересного можно увидеть в месте захоронения останков святого

В первую очередь удивляет, что могилу Св. Данияра посещают паломники с разными религиозными воззрениями. Здесь можно увидеть и христиан, и православных, и иудеев, и мусульман. Это действительно культовое место для всех верующих.

Источник, который по легенде забил на этом месте, существует до сих пор. Он заботливо обложен каменными плитами, чтобы каждый желающий мог испить из него. Вода считается целебной, а еще она очень холодная и вкусная. Есть слух, что, напившись из источника, можно загадать заветное желание, и оно сбудется.

Сама могила располагается возле склона горы, она буквально прилепилась к нему. Чтобы сюда попасть, придется приложить усилия: подняться по каменистой тропинке пешком. Ежедневно по таким узким дорожкам поднимаются и спускаются целые толпы людей.

Сам мавзолей выполнен из камня, а могила внутри задрапирована богатой тканью. Паломникам разрешает трогать ее кончиками пальцев и прикладывать к лицу, произнося молитвы. Рядом со строением есть засохшее фисташковое дерево, на веточки которого принято повязывать ленты — это своеобразное жертвоприношение в зороастризме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: