Фотографии Усадьбы Абрамцево

Усадьба Абрамцево

Автострада По Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцева и далее двигаться по главной дороге
Поезд С Ярославского вокзала на поезде, следующем в направлении Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55

Абрамцево — одна из знаменитых подмосковных усадеб, превращенная сегодня в музей-заповедник. Название этого дивного места происходит от древнерусского слова «обрамок», что означает «кусок пустоши, обрамленный лесом и рекой». Однако в XIX веке знаменитые владельцы превратили эту «пустошь» в центр русской культуры. Здесь часто бывали выдающиеся люди своего времени: Гоголь, Тургенев, Васнецов, Врубель, Шаляпин и многие другие.

Музей-усадьба «Абрамцево» на Google-панораме:

Гости усадьбы Абрамцево

Первый видный владелец усадьбы писатель Сергей Тимофеевич Аксаков собирал вокруг себя коллег. Помимо уже упомянутых Гоголя и Тургенева, его гостями были поэт Тютчев, публицист Погодин и актер Щепкин.

При меценате и строителе имперских железных дорог Савве Ивановиче Мамонтове в усадьбу приезжали в основном художники. Васнецов, Врубель, Нестеров, Коровин, Левитан, Поленов, Репин, — все это знаменитые гости Абрамцева. Не раз посещал имение и певец Шаляпин.

Репин создал в Абрамцеве картину «Не ждали», Васнецов — «Аленушку», Поленов — «Осень в Абрамцеве», Серов — «Девочку с персиками». Кстати, в качестве модели для известнейшего полотна Серова выступила одна из дочерей Мамонтовых Вера.

Билеты в усадьбу Абрамцево можно приобрести прямо на месте или онлайн. Посещение главного дома стоит 300 рублей для взрослых и 150 рублей для детей до 16 лет. В стоимость билетов уже включено экскурсионное сопровождение. Важно учитывать, что экскурсии проводятся по сеансам. Расписание стоит заранее уточнить по телефону или через сайт Абрамцева.

Желающим посетить только парк усадьбы Абрамцево (без осмотра построек), придется заплатить 60 рублей.

Также доступны к посещению выставка Врубеля, Поленовская дача, баня-теремок, церковь Спаса Нерукотворного и ряд других объектов. По стоимости поможет сориентироваться официальный сайт усадьбы Абрамцево.

В кассах билеты заканчивают продавать за 30 минут до закрытия. Но так поздно в музей-заповедник лучше не приезжать. Чтобы спокойно осмотреть все достопримечательности, потребуется как минимум 4 часа.

Купить билет в музей-заповедник «Абрамцево» онлайн можно через официальный сайт музея «Абрамцево» (раздел «Гостям» и далее подраздел «Билеты»). При этом цены от способа приобретения никак не зависят. Но у электронного бронирования есть один несомненный плюс: онлайн-билет позволит не стоять в очередях и гарантировано попасть в усадьбу в выбранную дату.

Каждая последняя суббота месяца — день бесплатного посещения. Однако воспользоваться данным преимуществом могут только пенсионеры, студенты и члены многодетных семей. Бесплатные билеты в Абрамцево выдаются при предъявлении соответствующего удостоверения.

История

В 2020 году музею-заповеднику исполнилось 100 лет. Но история усадьбы Абрамцево началась гораздо раньше.

Первые упоминания о деревне «Обрамково» относятся к XVI веку. В то время этими землями владел помещик Волынский, а после него некий Головин, построивший здесь первое поместье. С 1797 по 1841 года хозяином Абрамцева был Молчанов. Затем на два года поместье перешло к Неведомскому. И, наконец, в 1843 году владельцем «дворянского гнезда» стал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Говорят, в стенах усадьбы он написал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек».

Кому принадлежала усадьба Абрамцево в Московской области после Аксакова — тема не менее интересная. К 1870-м годам имение стало приходить в упадок: у главного дома прогнила крыша, перекосились полы, требовалась замена фундамента. В таком виде постройки выкупил богатый промышленник Савва Иванович Мамонтов. При нем дом-усадьба Абрамцево приняла свой нынешний архитектурный облик. Именно поэтому это место известно как усадьба Мамонтова в Абрамцеве.

На событиях 1917 года история Абрамцева могла завершиться. Дочь Саввы Ивановича Александра родилась и выросла в стенах усадьбы и должна была стать ее новой хозяйкой. Вот только случилась революция. К счастью, после национализации постройки не забросили. В 1920-м году усадьба стала государственным музеем-заповедником. При этом в местных мастерских продолжали работать художники и скульпторы. Первое время Александра Мамонтова возглавляла музей, открытый в собственном доме. Но после анонимного доноса ее сослали.

Сегодня музей-усадьба «Абрамцево» не страдает от недостатка посетителей даже в дождливую погоду. Не так давно на территории заповедника построили современный корпус, в котором представлены работы художников XX и начала XXI веков.

Постройки

Главный дом усадьбы Абрамцево — единственный в России усадебный дом XIX века, сохранившийся до наших дней в почти первозданном виде. Деревянное одноэтажное здание выполнено в стиле русского классицизма. Мамонтовы значительно расширили сооружение, т. к. его первоначальная площадь была слишком мала для богатой семьи с пятью детьми. Они достроили нижний этаж с южной стороны, добавили мезонин с северной стороны и эркер. В настоящее время в стенах дома представлено две экспозиции: первая посвящена семье Аксаковых и ее окружению, а вторая — Мамонтовскому художественному кружку.

Что еще посмотреть в усадьбе Абрамцево? Помимо хозяйского дома, в котором когда-то собирался весь цвет русской культуры, стоит обратить внимание и на другие достопримечательности:

  • Одноглавая церковь Спаса Нерукотворного — один из первых памятников русского модерна. Миниатюрный храм строился по проекту Васнецова и Поленова. Также художники написали для него по одной иконе. Авторами других икон стали Репин и Неврев. Отвечая на частый среди посетителей вопрос о том, кто похоронен в Абрамцеве, экскурсоводы указывают на церковь Спаса Нерукотворного. В ее стенах покоятся сразу несколько членов семьи Мамонтовых: сам Савва Иванович, его супруга Елизавета Григорьевна и дети Андрей и Вера.
Читайте также:
Фото Площади Дурбар в Катманду (99 фото)

  • Баня-теремок — одна из самых причудливых построек на территории комплекса. При Аксаковых деревянный терем использовался в качестве бани, а Мамонтовы сделали из него дом для гостей. В наше время здесь размещается экспозиция работ столярной мастерской.
  • Избушка на курьих ножках — еще одно творение Васнецова. Сказочный бревенчатый домик украшен несколькими деревянными скульптурами.
  • Мастерская в Абрамцеве — небольшое сооружение в русском стиле, построенное в 1873 году по проекту Гартмана. В мастерской работали Репин, Васнецов, Нестеров, Серов и еще ряд художников и скульпторов. Теперь просторные и светлые комнаты сооружения используются для проведения выставок.

  • Поленовская дача (так называемая усадьба Поленова в Абрамцеве) — небольшой деревянный сруб, построенный в 1882 году по случаю женитьбы Поленова. Художник использовал «дачу» как мастерскую, а сегодня в ней размещаются временные выставки.
  • Кухня — хозяйственная постройка, появившаяся на усадебной территории в 1870-м году. Почти 50 лет она использовалась по прямому назначению, а теперь в ней выставлены образцы русского народного искусства, собранные членами художественного кружка.
  • 250-летний дуб — это не постройка, но тоже важная часть усадьбы. Точный год его появления на свет — 1770.

Более детальную информацию по каждому из объектов содержит официальный сайт музея-заповедника «Абрамцево». В разделе «Гид» можно более подробно изучить достопримечательности, ознакомиться с подробной историей музея и его коллекцией, узнать интересные факты, актуальный режим работы и ближайшие отели, а также посмотреть фото. Детальный план усадьбы Абрамцево размещен в том же разделе. Кроме того, схема присутствует на входе в заповедник, поэтому сориентироваться будет несложно.

Как добраться до усадьбы Абрамцево

Музей-заповедник «Абрамцево» находится на берегах реки Вори всего в 70 километрах от столицы. На карте его следует искать рядом с одноименным селом. Другие ориентиры — расположенные неподалеку деревни Мутовки и Быково. Ближайший подмосковный город — Сергиев Пасад.

Доехать до усадьбы Абрамцево из Москвы можно несколькими способами. Каждый из них займет не больше полутора-двух часов.

Музей «Абрамцево» на видео

На электричке

Пригородная электричка — проверенный и быстрый способ добраться до Абрамцева на общественном транспорте. На Ярославском вокзале (ближайшая станция метро «Комсомольская») необходимо сесть на поезд, следующий до Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55, которые довезут прямо до входа в заповедник.

Еще один вариант — выйти на станции «Абрамцево» и оставшийся отрезок пути пройти пешком через лес.

На машине

Большая часть пути будет проходить по Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, следует повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцево и по главной дороге двигаться до самого музея-заповедника.

Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах. Часть I: Васнецов, Поленов, Репин, Нестеров

С 1843-го года Абрамцево принадлежало писателю-славянофилу Сергею Тимофеевичу Аксакову. Здешняя сказочно-былинная природа навеяла Аксакову русскую версию сказки о красавице и чудовище — «Аленький цветочек», а подолгу гостивший в Абрамцеве Гоголь именно тут читал вслух второй , впоследствии сожжённый том « Мёртвых душ».

Потом сказочная усадьба опустела. Почти 10 лет после смерти Аксакова она простояла заколоченной , пока в 1870 году её не купила молодая чета — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы. С Мамонтовых началась в Абрамцеве « новая эра»: туда приезжали гостить и работать Репин и Васнецов , Антокольский и Суриков , Поленов и Нестеров , Серов и Коровин , Врубель и Шаляпин и многие-многие другие известные личности. Впоследствии это объединение назовут « Абрамцевский художественный кружок».

Несколько слов о Мамонтовых

Баня-теремок в Абрамцеве построена по проекту архитектора Ивана Ропета ( настоящая его фамилия — Петров , Ропет — псевдоним-анаграмма). Подобный стиль , называемый псевдорусским или ропетовским , популярный в 70-е годы XIX ст., повлиял на становление русского модерна.

Фото: A. Savin ( Wikimedia Commons)

Скульптор Марк Антокольский , Серёжа , Елизавета Григорьевна и Савва Иванович Мамонтовы , 1870-е.

Виктор Васнецов

Сын Мамонтовых Всеволод вспоминал , как он впервые увидел художника Виктора Васнецова: «…наше детское внимание привлёк высокий худощавый блондин с несколько угловатыми движениями , изображавший Мефистофеля ». Дело было на святках 1879 года , в московском доме Мамонтовых ставили « живую картину» — домашний спектакль по «Фаусту». Застенчивый и малообщительный Васнецов был так захвачен общей артистической атмосферой , что неожиданно для себя самого оказался на сцене , да еще в главной роли.

Публика к началу 1880-х уже знает Васнецова — автора злободневных картин вроде безрадостной « С квартиры на квартиру», но никому пока особо не интересен Васнецов-сказочник. Васнецов , склонный во всём сомневаться , и сам не верит в свою счастливую звезду. Савва Мамонтов возникает в его жизни как добрый волшебник , счастливо повернувший её течение вспять. Он как раз занят строительством Донецкой каменноугольной железной дороги и заказывает Васнецову несколько больших картин для её правления: «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами», «Три царевны подземного царства». В них Васнецов смог раскрыть своё настоящее призвание — не реалистическую живопись в духе передвижников , а модернистскую — мифологическую , сказочную.

Читайте также:
Фото Татевского монастыря (107 фото)

Но живописцем Васнецов стал бы и без Мамонтовых. Важнее другое: благодаря Абрамцеву Васнецов открывает себя как архитектора и декоратора.

В Великую субботу 1880-го года разлилась абрамцевская речка Воря и народ , закончив предпасхальные приготовления , не смог попасть в церковь на другом берегу реки. И тогда крестьяне устремились в усадьбу , так как знали , что в Абрамцево обязательно будет служиться заутреня. Этот случай подтолкнул Мамонтовых и их ближайших друзей к мысли , что на территории имения нужно построить храм. Идея захватила всех. Решили , что церковь должна быть выполнена в духе древнерусских построек. Поленов и Васнецов создают свои проекты церкви для Абрамцева одновременно: первый — более аскетичный и строгий , в духе старых новгородских храмов , но побеждает второй , васнецовский , более декоративный и более сказочный.

В Абрамцеве все испытывают небывалый творческий подъем: проектируют , рисуют , красят , вышивают хоругви , режут по дереву и высекают по камню. Росписи стен , иконы , деревянная резьба алтаря — всё делается руками обитателей Абрамцева. «Дом наш , — пишет Елизавета Григорьевна Мамонтова в 1881-м году, — принял совсем божественный вид. На всех столах лежат чертежи , рисунки , эскизы… Васнецову церковь не даёт даже ночи спать , всё рисует разные детали» .

Чуть больше года понадобилось , чтобы появился на свет « васнецовский» храм — Церковь Спаса Нерукотворного. Небольшой образ Богоматери для иконостаса абрамцевской церкви , написанный Васнецовым , позднее послужит прообразом васнецовской Богоматери для киевского Владимирского собора.

« Избушка на курьих ножках», спроектированная Виктором Васнецовым. Источник фото: 1.

Васнецов-сценограф также не представим вне Абрамцева. Савва Мамонтов прекрасно пел , в Италии брал уроки оперного пения и к тому же обладал незаурядным талантом постановщика и музыкального режиссёра. В Абрамцеве постоянно ставились спектакли вполне профессионального уровня — с декорациями , костюмами , самостоятельно написанными или адаптированными сценариями. Познакомившись с драматургом Александром Островским , Мамонтов загорелся идеей ставить « Снегурочку», оперу Римского-Корсакова. Славянская мифология ( пусть и справедливо называемая « кабинетной» — то есть скорее придуманной , чем когда-либо действительно существовавшей в народном сознании) не только была в большой моде , но и прекрасно отвечала « сказочному» духу Абрамцевской усадьбы. Сначала Мамонтов поставит « Снегурочку» на своей домашней сцене , а потом — на сцене своей Частной оперы.

Виктор Васнецов сам сыграл в абрамцевском домашнем спектакле Деда Мороза и создал для « Снегурочки» запоминающиеся декорации.

Василий Поленов

Поленов познакомился с молодой четой Мамонтовых еще в Риме в начале 1870-х: он приехал после Академии совершенствоваться в живописи , они — лечить страдающего болезнью почек сына Андрея. Как и в случае с Васнецовым , Мамонтова и Поленова в первую очередь сблизило не столько искусство , сколько железные дороги. Дело в том , что детство Василия Поленова прошло в Олонецкой губернии на реке Оять , он боготворил этот северный край и страшно обрадовался , когда узнал , что неутомимый Савва Мамонтов надумал вести туда железную дорогу. «Тогда я распишу станцию фресками» , — пообещал Поленов. Мамонтов , в свою очередь , звал Поленова в России являться к ним без церемоний.

Поленов стал частым гостем Абрамцева. С Мамонтовым они крепко сдружились. Промышленник обращается к художнику в письмах «Дорогой Василий Дмитриевич» , а в молодости — не иначе как «Дорогой друг Базиль» .

Алькатрас — легендарная тюрьма Америки… (50 фото)

План побега готовился месяцами, был тщательно продуман, был идеален. Обычный вечер 11 июня 1962 года. Все казалось ординарным. Однако, для трех заключенных все было иначе. Фрэнк Моррис, Джон и Клеренс Энглин решаются на невозможное — бежать из самой защищенной тюрьмы Соединенных Штатов Америки.
Эта тюрьма-крепость возвышается в бухте Сан-Франциско в двух километрах от западно-американской метрополии. Она вселяла страх даже самым крепким преступникам. Кто нарушал общественный порядок — попадал в тюрьму, кто нарушал порядки тюрьмы — попадал в Алькатрас. Её прозвище “Скала”. Здесь сидел король преступного мира Аль Капоне. Это самая известная тюрьма в мире. Заглянем внутрь?

Сегодня, спустя более 50 лет, известны все детали легендарного побега. Главный вопрос остался открытым: действительно ли трое заключенных в ту ночь смогли добраться до суши? Впрочем, давайте обо всем по порядку.
В 60-х годах тюрьма Алькатрас (англ. Alcatraz) в уголовном мире считается последним прибежищем. Эта тюрьма строгого режима была создана для того, чтобы собрать все “тухлые яйца” в одну корзину.

Фрэнк Ли Моррис, а также двое его сообщников Джон и Клеренс Энглин — профессиональные преступники и истинные мастера побега. С первых же дней пребывания в “Скале” они начали искать варианты и продумывать немыслимый план побега.

Основным препятствием на пути к свободе была, конечно же, ледяная вода в заливе Сан-Франциско. Усугубляло положение еще и сильное течение. Расстояние от острова до калифорнийской метрополии — полторы мили (2,4 километра).

Кроме того нужно было выбраться из основного корпуса тюрьмы, незамеченными преодолеть забор с колючей проволокой. Но для начала нужно было выбраться из камер.

Задача на первый взгляд была нерешаемой. Внутри на одного надзирателя приходилось трое заключенных. Постоянные и круглосуточные обходы чрезвычайно усложняли задачу. Подкоп невозможен, выйти через решетку – тоже. Однако, Фрэнк Моррис (с высоким коэффициентом интеллекта) и его подельники нашли выход.
Обнаружив, что бетонные стены основного корпуса старой постройки были уже не такими прочными, они решили пробираться через отверстие вентиляционных решеток, размером 13 на 24 см. Для того чтобы расширить отверстие, мастера побега по ночам усердно работали заостренными ложками. Чтобы скрыть следы ночной работы, они смастерили макеты решеток, которые приставляли к стене. Кроме того, в дело шли стопки журналов, аккордеон и другие габаритные вещи.

Читайте также:
Испания: 16 за и против, если ехать самостоятельно

Чтобы побег не был замечен до утра, заключенные создали из папье-маше чучела. Волосы выносили из парикмахерской, краски можно было получить для рисования.

За задней стенкой камер располагается технический тракт-шахта, где идут трубы.

По нему в ночь побега, заключенные поднялись на верхний этаж корпуса. Там через вентиляционный люк, который был открыт с помощью самодельной дрели, они попали на крышу.

По водосточным трубам спустились вниз.

Несколько месяцев будущие беглецы работали над спасательными жилетами и надувным плотом. Их они мастерили из дождевых курток и клея. Все инструменты и материалы им удалось получить благодаря контактам с заключенными на кухне, в мастерских и т. п.

Все прошло идеально и по плану. Не считая того факта, что собирались бежать изначально четверо, но один из заключенных (Эйлер Вест) не смог вовремя выбраться из камеры. Фрэнк Моррис, Джон и Клеренс Энглин, оказавшись у берега, надули переделанной гармошкой плот и уплыли.

Больше их никто и никогда не видел, они считаются пропавшими без вести. Поймать или обнаружить тела — не удалось. На сегодняшний день, уже спустя полвека, их продолжают искать. В 1997 ФБР передало дело ЙуЭс маршалам. Они в США занимаются поисками сбежавших преступников и возвращают в тюрьмы более 100 тысяч человек ежегодно.
Удалось ли заключенным переплыть залив Сан-Франциско? Нашли одно весло, два спасательных жилета и резиновую сумочку с фотографиями, а где плот? Тела не были найдены. Если им удалось попасть на землю, почему профессиональные преступники не взялись за старое дело? Эти и многие другие вопросы до сих пор остались открытыми.

Меньше чем через 12 месяцев после этого (успешного) случая побега федеральная тюрьма была закрыта.

Были и другие попытки побегов, но все они были безуспешными и заканчивались плачевно.

Несколько слов о тюремных буднях.

Основным принципом в работе с заключенными было расперсонализирование. Все становились равными, будь то грабитель банков, убийца, самый яркий представитель организованной преступности США Аль Капоне или известный американский гангстер Джордж Келли Барнес (“Келли Пулемёт”, англ. “Machine Gun”). Это была не исправительная колония. Главным была не ресоциализация, а душевный подрыв.

Иногда доносившийся до острова шум большого города и потрясающий вид на Сан-Франциско еще больше давили на заключенных. Каждый мечтал о побеге. Были случаи бунтов и захвата заложников – тюремных надзирателей.

Бриться можно было 1 раз в неделю, подстригаться — раз в месяц.

В столовой обычно давали одно и то же, а именно макароны.

В сувенирном магазине сейчас можно купить кружки, которые по форме и типу похожи на оригинал.

Были помещения, где заключенные работали.

Можно было один день в неделю играть на музыкальном инструменте.

Заключенные играли в шахматы/шашки. Переговариваясь с соседями по камере, делали ходы.

С дальними камерами можно было переговариваться через “унитазную” связь. Когда вода сливалась у обоих переговорщиков, труба какое-то время была свободна.

Кто нарушал порядок, того ожидал ряд специальных мер. Одно упоминание блока “Д” наводило ужас и страх на заключенных.

Там располагались камеры длительного заключения. Гулять можно было один раз в неделю.

А также так называемые “дыры”. Как карцеры — тюрьма в тюрьме.

В “дырах” практически не было света, не было отопления. Там держались заключенные длительное время. Чтобы не сойти с ума, один из заключенных (по его рассказам) отрывал пуговицу, подбрасывал её вверх, делал несколько оборотов и в темноте вслепую начинал руками искать её на полу. И так снова и снова, пока не стирал руки и не мог ими чувствовать. В одной из спецкамер вообще не было света и туда помещались заключенные только в нижнем белье.

Были также камеры сверхдлительной изоляции. Заключенные (серийные убийцы и т. п.) годами сидели в таких одиночках и не имели “выхода в мир”.

Помещение для встреч.

В помещениях надзирателей и администрации тюрьмы.

Еще фотографии из корпусов.

В двух словах о том, что было на острове до тюрьмы строго режима, построенной в 1933 году. Изначально на острове стоял маяк. Во времена “золотой лихорадки” в середине девятнадцатого века залив Сан-Франциско переполнился судами. Возникла необходимость в защите залива, поэтому тут построили форт с более чем сотней орудий.

Позже на острове была создана военная тюрьма.
Федеральная тюрьма строго режима была закрыта в 1963 году. В конце 60-х остров заняли индейцы, согласно закону о возможности их свободного переселения.

Позже всех разогнали.

С 1971 Алькатрас — музейный комплекс, его открыли для туристов.


Источник

“Остров дьявола”. Тюрьма Алькатрас — ужас проклятых

Лайф собрал самые интересные факты о самой знаменитой тюрьме, попасть в которую боялись все преступники в ХХ веке.

Читайте также:
Как найти работу в Нюрнберге

Фото: © AP Photo / Eric Risberg

Окружённая ледяными водами Тихого океана в заливе Сан-Франциско, вышками для автоматчиков и двойным забором из колючей проволоки, тюрьма Алькатрас (бетонная крепость на “острове дьявола”), бывшая символом американского правосудия, сегодня превратилась в музей. Тюрьма была закрыта 21 марта 1963 года, однако происходившее там навсегда останется в истории.

В своё время Алькатрас стал ответом властей США на бурный расцвет организованной преступности в 20–30-е годы прошлого века. На фоне Великой депрессии и “сухого закона” мафиозные кланы получили такую власть, что могли позволить себе не только покупать чиновников и судей, но даже продюсировать фильмы о собственных “подвигах”. А в обычных тюрьмах преступники чувствовали себя, как на курорте.

Американскому правосудию нужен был символ, при одном упоминании о котором трепетали бы самые отпетые злодеи. Для этих целей была выбрана бывшая военная тюрьма — неприступный оборонительный форт на острове Алькатрас.

Старое здание крепости, в которой находилась военная тюрьма, снесли подчистую, оставив только фундамент. На этом месте построили федеральную тюрьму. Сюда стали отправлять самых злостных преступников. “Тюрьма тюрем”, как называли Алькатрас в Америке, прославилась благодаря крайне строгим правилам и трудовой исправительной системе.

Стальные тиски Начальника Золотого Правила

Жёсткие правила для сидельцев Алькатраса были установлены первым директором этого “исправительного” учреждения Джеймсом А. Джонстоном по прозвищу Начальник Золотого Правила. Он был убеждённым сторонником исправительных работ в сочетании со строгой дисциплиной.

Жизнь заключённых была подчинена строгому распорядку.

Подъём — в 6:30. 25 минут на уборку камеры, чистку зубов и прочие гигиенические процедуры.

В 6:55 нужно было подойти к решётке камеры для переклички. Двери открывались только в том случае, если все успевали в срок.

Джеймс А. Джонстон заглядывает в камеру. Фото: © AP Photo

20 минут на завтрак, столько же — на обед и ужин. При этом в любой момент надзиратели могли пустить слезоточивый газ, если кто-то из сидельцев решался на выяснение отношений в столовой.

13 пересчётов в день, 6 перекличек, полный трудовой день — до половины десятого вечера. Заключённые жили в холодных одиночных камерах размером три на полтора метра. В крепости сохранялась постоянная влажность — тюрьма стояла посреди океана.

В первые годы работы Джонстон ввёл в Алькатрасе “политику тишины”. Заключённые не должны были издавать никаких звуков в течение нескольких часов. Начальник сам решал, сколько времени в Алькатрасе будет тихо и когда снова можно будет разговаривать. По словам одного из бывших узников, “политика тишины” позволяла им слышать звуки расположенного рядом города с его бурной жизнью, отчего пребывание за решёткой становилось попросту невыносимым. Кто-то сходил с ума, кто-то предпринимал попытки самоубийства.

Дополнением к звенящей тишине были регулярные визиты в блок D, находившийся в восточном крыле. Туда заключённые попадали за малейшую провинность. В блоке были одиночные камеры изоляторов. Часто туда помещали без верхней одежды, а матрас выдавали только на ночь. Отсутствие света и туалета (его роль выполняла дырка в полу), питание — хлеб и вода. За время нахождения в изоляторе — а оно могло составлять от одного-двух дней до девятнадцати — ломались даже самые стойкие.

Режим Алькатраса был направлен не на исправление — он был призван сломать заключённого. Здесь узники лишались всего: не только авторитета, но и собственного имени. В тюрьме вместо имени преступникам присваивали номера. И неудивительно, ведь среди них были “звёзды” криминального мира.

Аль Капоне — номер 85

Американский гангстер, действовавший в 1920—1930-е годы на территории Чикаго. Оказался в Алькатрасе в 1934 году.

Фото: © AP Photo/Susan Ragan

Был переведён из исправительного учреждения Атланты, где сколотил целую банду для персональной защиты. В Алькатрасе Капоне оказался без защиты. Однако криминальная слава не давала ему покоя, и в результате частых конфликтов с другими заключёнными Аль Капоне был ранен собственным сокамерником.

Психическое здоровье заключённого ухудшалось на фоне прогрессирующего нейросифилиса. В 1939 году его перевели в исправительное учреждение на острове Терминал. О четырёх с половиной годах в Алькатрасе он говорил так: “Алькатрас меня одолел”.

Роберт Птицелов Страуд — номер 594

Убийца прозван Птицеловом за любовь к канарейкам, а также за изготовление запрещённых веществ из материалов для ухода за птицами.

Оказался в Алькатрасе в декабре 1942 года. В этой тюрьме Птицелов провёл 17 лет, шесть из которых — в блоке D. Страуда лишили всякого общения с птицами, что, по-видимому, в сочетании с пребыванием в камере блока D привело к глубокому душевному расстройству. Администрация перевела Птицелова в тюремный госпиталь, где в качестве “лекарства” от приступов гнева применяли ванну со льдом.

Джордж Пулемёт Келли Барнс — номер 117

Один из самых известных бандитов эпохи, попал в Алькатрас 4 сентября 1934 года после похищения нефтяного магната Чарльза Уршела.

В тюрьме Пулемёт быстро сломался и получил славу образцового заключённого. Именно это позволило ему провести остаток дней в обычной тюрьме Ливенворт, куда он был переведён. Умер от сердечного приступа 18 июля 1954 года.

Читайте также:
Автобус Барнаул — Бурла Как С Добром Добраться!

Мейер Харрис Микки Коэн — номер 1518

Один из самых известных представителей еврейской мафии середины XX века. Попал в Алькатрас в 1961 году.

Осуждён за уклонение от уплаты налогов. В Алькатрасе один из заключённых пытался убить Коэна куском трубы. За хорошее поведение Микки перевели в федеральную тюрьму в Атланте.

Бунт на острове

Один из заключённых Алькатраса, грабитель банков Бернард Кой, нашёл лазейку на склад с оружием. Однако его габариты не позволяли туда пролезть. Кой перестал есть, чтобы похудеть и пробраться к оружию.

2 мая 1946 года он обмазался жиром и пролез на склад. Вооружившись винтовкой, Кой раздал автоматы, дубинки и газовые гранаты подельникам. Однако планы беглецов нарушил случай — охранник не повесил ключи на место. Чтобы найти ключи, заключённые расстреляли и обыскали охранников. Попытки подобрать нужный ключ к двери привели к блокировке замков. В Алькатрасе начался бунт, подавить который удалось только штурмом 4 мая.

В результате были убиты двое охранников и трое заключённых, а 14 охранников и один заключённый получили ранения.

С “острова дьявола”, находящегося посреди Тихого океана, пытались сбежать десятки заключённых. Одна из попыток побега закончилась бунтом заключённых, СМИ назвали это событие “Сражением за Алькатрас”.

Сбежать из “Тюрьмы тюрем”

Почти за тридцатилетнюю историю Алькатраса 36 заключённых предпринимали попытки побега, но только одна из них увенчалась успехом.

Менее чем за год до закрытия неприступная крепость пала. Трое преступников все же смогли сбежать из тюрьмы. Эта история легла в основу фильма 1979 года “Побег из Алькатраса”, где главную роль сыграл Клинт Иствуд.

Заключённые Фрэнк Моррис и братья Джон и Кларенс Энглины разработали один из самых изощрённых в истории планов побега. Беглецы узнали о незащищённом служебном тоннеле около метра шириной, который вёл на крышу блока B. Попасть в этот тоннель можно было только через отверстие размером 10×20 сантиметров.

Найдя необходимые материалы у тюремных рабочих, подельники соорудили самодельную дрель. Почти год они сверлили стену рядом с вентиляционным отверстием ложкой, спаянной серебром от десятицентовой монеты, с украденным мотором от пылесоса.

В 1960-е руководство Алькатраса ввело “музыкальный час”. Музицирование заключённых позволяло заглушать шум, издаваемый при сверлении размякшей с годами бетонной стены. Для маскировки использовался сделанный из картона и пачек сигарет макет вентиляционной решётки.

Фрэнк Моррис и братья Энглины добыли 50 прорезиненных курток. Из них они изготовили плот размером 4х2 метра, а также спасательные жилеты. Выбравшись наружу, беглецы надули их с помощью маленькой ручной гармошки. Заговорщикам даже удалось найти фанеру и сделать из неё вёсла.

На свои лежанки преступники положили кукол, чтобы отвлечь внимание охранников. Кукол изготовили из проволоки, штукатурки и мыла и покрасили в цвет, близкий к телесному. Для убедительности к кукольным головам были приклеены настоящие волосы, которые заключённые собрали в парикмахерской.

Прошло более полувека, однако Фрэнка Морриса и братьев Энглин так и не удалось поймать, даже несмотря на награду за их поимку в размере одного миллиона долларов.

Место, где сломали Аль Капоне: легенды и ужасы Алькатраса

21 марта 1963 года последние 27 заключенных навсегда покинули знаменитую тюрьму Алькатрас. Согласно официальной версии, это было сделано из-за слишком больших расходов на содержание узников на острове. Сегодня это место считается одной из самых известных тюрем в истории. Хотя биография у Алькатраса короткая — всего 29 лет. По сравнению с местами заключения, чья история насчитывает столетия, выглядит не особо впечатляюще. Громкая слава Алькатраса — во многом продукт «раскрутки» уже в те времена, когда его обитателями были не преступники, а туристы.

Тем не менее Алькатрас хранит немало тайн и загадок. В годовщину закрытия легендарной тюрьмы предлагаем вам вспомнить о них.

Первыми узниками стали военнопленные

Алькатрас — остров в заливе Сан-Франциско

Расположение в середине залива с ледяной водой и сильными морскими течениями обеспечивало естественную изоляцию острова. Благодаря этому Алькатрас стал идеальным местом для содержания военнопленных, и в конце XIX века тут построили первую тюрьму. Гражданские заключенные появились в 1906 году, после того как мощное землетрясение разрушило Сан-Франциско вместе с его тюрьмой. Тогда сотни преступников были экстренно перевезены в Алькатрас, и начался новый этап в истории этого места.

Место, где сломали Капоне

Знаменитый гангстер сидел в Алькатрасе с 1934 по 1939 год, и это явно были самые ужасные годы в его жизни

В 30‑е Алькатрас стал считаться специальной тюрьмой, куда отправляли тех преступников, чьи мафиозные связи нигде больше не удавалось разорвать. Именно так поступили с Аль Капоне. Харизматичный глава чикагской мафии в Алькатрасе растерял весь свой лоск, влияние и авторитет. Руководство тюрьмы назначало его на самые непрестижные и унизительные работы, и мафиозный босс вскоре превратился в отверженного, которого самим охранникам приходилось защищать от унижений со стороны других заключенных. Однажды Капоне даже получил от другого зэка удар заточкой в тюремной парикмахерской.

Успешных побегов не было или все же были?

На кровати — реалистичная скульптура человека в полный рост. Подобные муляжи делали, чтобы обмануть охрану, готовясь к побегу

Тюрьма Алькатрас славилась тем, что за 29 лет ее существования из нее не осуществили ни одного успешного побега. Всего пыталось сбежать 34 осужденных, в итоге семерых застрелили, двое утонули, пять пропали без вести, остальных удалось схватить и вернуть обратно.

Читайте также:
Достопримечательности и история города Курессааре

Самая известная попытка побега из Алькатраса была совершена в 1962 году, незадолго до закрытия тюрьмы. 11 июня Фрэнк Моррис и братья Джон и Кларенс Энглин сумели пробить дыру в стене, ведущую к служебному туннелю. Оставив вместо себя кукол из папье-маше, беглецы выбрались за пределы тюрьмы и попытались переплыть залив на плоту, заранее изготовленном из резиновых плащей и надутом с помощью концертино.

Чем закончился этот тщательно спланированный побег, остается неизвестным и спустя полвека. Власти уверены, что троица утонула. А вот родные братьев Энглин говорили, что впоследствии получили открытку от них из Южной Америки. Однако ни факт гибели, ни факт успеха мероприятия никому не удалось доказать до сих пор.

Сражение за Алькатрас

Со 2 по 4 мая 1946 года на острове происходили кровавые события

В 1946 году групповой побег был задуман менее изобретательно, зато более кроваво. Осужденный за ограбление банка на 20 лет Бернард Кой сумел незаметно для охраны добраться до склада с оружием, после чего вооружился сам и вооружил своих сообщников. Преступникам удалось захватить и запереть в камере девятерых охранников. Заключенные намеревались захватить катер и, прикрываясь заложниками, добраться до Сан-Франциско. Однако ключ, чтобы покинуть свой тюремный корпус, бунтовщики сразу не обнаружили, а подбор нужного из тех, что они отняли у охранников, привел к блокировке замка.

О мятеже в тюрьме стало известно властям, которые немедленно стянули на Алькатрас полицейских, агентов ФБР и даже морских пехотинцев. Власти предприняли штурм захваченного корпуса, подавив бунт. В результате погибли два охранника, трое заключенных, а 14 охранников и один заключенный были ранены. Еще двух участников бунта приговорили к смертной казни. Это противостояние, происходившее со 2 по 4 мая 1946 года, вошло в историю как Сражение за Алькатрас.

Прощай, родной Алькатрас!

На этом историческом снимке 1963 года последние заключенные Алькатраса покидают легендарную тюрьму, чтобы отправиться в другие исправительные учреждения США

По официальной версии, тюрьму закрыли из-за высоких расходов на содержание заключенных. К тому же Алькатрас требовал ремонта на сумму от 3 до 5 миллионов долларов. Кроме того, содержание заключенных на острове обходилось слишком дорого по сравнению с материковой тюрьмой, поскольку все регулярно приходилось завозить с материка.

После закрытия обсуждалось множество способов дальнейшего использования острова. Например, предлагалось разместить там монумент ООН. В 1969 году группа индейцев из различных племен переселилась на остров, фактически захватив его. Переселение оказалось возможным благодаря федеральному закону о свободном переселении индейцев 1934 года. Во время проживания на острове, которое растянулось на два года, индейцы жгли в зданиях большие костры и разрисовывали стены.

Мекка туристов и баскетболистов

Теперь в стенах Алькатраса гуляют туристы, и громкая слава этого места — во многом продукт «раскрутки» тюрьмы-музея в новые времена

В 1971 году правительство приняло решение сделать Алькатрас частью Национальной зоны отдыха «Золотые ворота». Новой жизни Алькатраса помогла всеамериканская популярность Аль Капоне — выяснилось, что место, где сидел знаменитый гангстер, мечтают посетить десятки тысяч человек. И с 1973 года бывшая тюрьма Алькатрас стала туристическим центром, который сейчас посещает до миллиона человек в год.

А в 2010 году остров Алькатрас, имеющий и второе название Рок («Скала»), облюбовали мастера уличного баскетбола. Теперь в бывшем тюремном дворе проводится главный турнир уличных баскетболистов мира Red Bull King of the Rock — «Король скалы».

В итоге Алькатрас окончательно превратился в социокультурное явление, известное всему миру. Пожалуй, это не самое плохое преображение для бывшей тюрьмы.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Алькатрас: Гид по самой известной тюрьме в мире

Самая ужасная, загадочная и наиболее воспетая фольклором тюрьма в мире даже спустя 40 лет после того, как её территорию покинул последний заключённый, продолжает привлекать к себе внимание и толпы туристов. Исправительное учреждение Алькатрас, расположенное на одноимённом острове в заливе Сан-Франциско, — такая же часть американской истории, как «Бостонское чаепитие» и Вьетнамская кампания. Суровая и таинственная тюрьма является культурным феноменом, нашедшим отражение в литературе, кинематографе, музыке и даже спорте.

В двадцатых числах сентября Алькатрас снова открывает свои двери для заключённых. В этот раз никаких грозных гангстеров, кровожадных маньяков и отпетых хулиганов, только политзаключённые, преследуемые за свои идеи и отстаиваемые ими принципы. Нельсон Мандела, Эдвард Сноуден и другие «узники совести» окажутся на мрачном острове. Но только в качестве портретов, собранных из LEGO и только в рамках культурного проекта опального китайского художника Ай Вэйвэя.

Легендарное, величественное, мрачное сооружение на одиноком острове соседствует с «городом в стиле диско» и является его полным антиподом. Редакция FURFUR попыталась узнать, как Алькатрас до сих пор остаётся тюрьмой № 1 и почему за ней тянется такой богатый культурный шлейф.

Алькатрас получил своё испанское имя по ошибке картографа, случайно назвавшего место знаменитой тюрьмы именем другого острова. До 1861 года на Алькатрасе возвышались маяки, сигнализировавшие кораблям о приближении к скалистым берегам, а вот в шестидесятых годах XIX века здесь решили держать военнопленных с полей Гражданской войны. В новом столетии, когда пленных сменили заключённые, на острове уже находилось больше полутысячи представителей криминалитета. Необходимо было строить большую тюрьму, и власти штата возвели трёхэтажную постройку. Заведение для воров и убийц сразу приобрело статус тюрьмы с суровыми условиями, хотя по сравнению с 1940–1950-ми это место можно считать достаточно комфортным для зэков. Дошло до того, что в 1920-х годах заключённые выполняли различные работы по хозяйству, занимались самообучением и даже имели собственную бейсбольную команду.

Читайте также:
Прохождение израильской таможни

Во время Великой депрессии вместе с нищетой американцев захватила преступность. Взяточничество процветало, гангстеры фактически взяли страну в свои руки, а экономика рушилась. В 1934 году Алькатрас был закрыт в качестве регулярной тюрьмы и передан на баланс Министерства юстиции, чиновники которого начали реформировать тюремное заведение. «Скалу», как в то время уже называли Алькатрас, решили сделать образцово-показательном заведением и одновременно с тем самым ужасным местом на всём белом свете. Алькатрас перестроили, увеличили число камер до 600, оборудовали помещения по последнему слову техники. Именно с той поры тюрьма стала местом, где находили своё последнее пристанище криминальные авторитеты, дерзкие налётчики, жестокие убийцы и потерянные психопаты.

В 1962 году в тюрьме произошло немыслимое: трое заключённых покинули свои камеры и уплыли с острова в неизвестном направлении. Тот дерзкий побег стал самым известным за всю историю Алькатраса. И, как оказалось, последним. В 1963 году в истории самого известного исправительного учреждения была поставлена точка.

В 1962 году в тюрьме произошло немыслимое: трое заключённых покинули свои камеры и уплыли с острова
в неизвестном направлении.

Почему преступники боялись Алькатраса?

Ещё задолго до громкого побега в тюрьме произошло немало удивительных историй и событий, делающих её репутацию ещё более зловещей и кошмарной. Начиная с 1920-х годов каждый неуловимый и опасный гангстер знал, что, если его возьмёт полиция или ФБР, то ему прямая дорога в Алькатрас. В Алькатрас не направляли прямым решением суда обычных преступников, туда попадали либо самые жестокие «враги государства», либо неудачно бежавшие зэки. Сливки криминального мира знали, что из тюрьмы мало шансов выйти живым: оттуда невозможно сбежать, а тюремные сроки местных злодеев не давали надежды выйти на свободу на своих ногах.

Над тюрьмой постоянно кружили легенды и мифы, многие из которых оказались зловещей правдой. Все понимали, что сбежать из тюрьмы практически нереально: на острове находилась современная тюрьма, камеры имели прочные решётки, везде была автоматика, на кухне были установлены баллоны со слезоточивым газом. Последние, кстати, так никогда и не были использованы. Каждая камера соседствовала с другой, поэтому делать подкоп или разрушать стену не имело смысла. По статистике, на каждого надзирателя приходилось трое заключённых, тогда как в обычной тюрьме — целых 12. Тюрьма была окружена прочной и высокой стеной, повсюду была протянута колючая проволока и стояли патрули. Но даже если случалось чудо (как в июне 1962 года) и зэки оказывались за стенами тюрьмы, дальше их ждала сама природа. Отвесные скалы, яростный ветер, постоянный прилив, сильное течение и ледяная вода отрезали пути к побегу. До континента было 1,5 мили, а проплыть такое расстояние вкупе с вышеперечисленными природными условиями очень сложно даже профессиональному пловцу. Власти тюрьмы просчитали даже это: чтобы организм зэка не смог перенести возможный заплыв в ледяной воде, в душевых Алькатраса включали только горячую воду, чтобы преступники привыкли к теплу.

Относительно статуса заключённого и его прав в Алькатрасе тоже были особые правила. Все зэки были равны (знаменитому Аль Капоне по прибытии в Алькатрас быстро объяснили, что привилегий здесь нет), однако делились по степени опасности. Расперсонализация почти не позволяла выделиться лидерам и авторитетам, как это всегда было и есть в обычных тюрьмах. Не было общих камер: зэк почти всегда был один на один с собой. Каждый имел право на крышу над головой, форму, пищу, стрижку раз в месяц и бритье раз в неделю. Зэки могли «заслужить» право трудиться, а если повезёт — заниматься спортом, рисовать или даже вязать. Всё это ценилось в «Скале», ведь в основное время зэки сидели одни в своих камерах. Пища была самая обыкновенная, но почти всегда в меню были макаронные изделия, что сводило многих гурманов с ума.

Особым задирам, драчунам и злостным противникам режима всегда были открыты двери в карцер. До сих пор ходят легенды о блоке D — самом тёмном и мрачном месте во всей тюрьме. Здесь находился карцер, в котором заключённый, и так проводивший большую часть времени наедине с собой, сутки напролёт был представлен самому себе. Рассказывают, что в карцере было одно популярное развлечение: подбрасываешь монетку, затем делаешь несколько оборотов вокруг своей оси и начинаешь искать её на полу. И так бесконечное количество раз, пока на ладонях не появятся мозоли от долгого прощупывания пола. Одно время в Алькатрасе запрещали издавать какие-либо звуки, пока сидишь в своей камере. Долгие часы в абсолютной тишине, нарушение которой каралось, превращались в психологическую пытку, многие сходили с ума.

Читайте также:
Фотографии Исаакиевского собора

Распорядок дня типичного заключённого выглядел следующим образом. В 6:30 камеры открывались, и толпа шла в столовую на завтрак. С семи начиналась работа, которая прерывалась обедом в 11:40, а затем продолжалась до 16:13. После ужина зэки шли в свои камеры, где до 21:30 занимались своими делами. Алькатрас славился своими проверками и контролем, постоянно проводились незапланированные обыски в камерах. За сутки надсмотрщики устраивали 13 перекличек, делая перерыв лишь на ночь.

Одно время в Алькатрасе запрещали издавать какие-либо звуки, пока сидишь в своей камере. Долгие часы в абсолютной тишине, нарушение которой каралось, превращались в психологическую пытку, многие сходили с ума.

Алькатрас в массовой культуре

За время своего существования тюрьма завоевала мрачный авторитет и трепетную тягу туристов — в том числе и своими многочисленными историями и легендами. Самые интересные связаны с режимом в исправительном учреждении. Неудивительно, что тюрьма, расположенная под боком энергичного и живого мегаполиса, так привлекала к себе внимание. Говорят, что самым страшным для заключённого было оказаться не в блоке D, а в камере, из которой был виден город. Виды свободы, находящейся так рядом и в то же время так далеко, сводили с ума.

Как во многих тюрьмах, зэки в Алькатрасе находили способ перекинуться парой слов. Особенно это было актуально, когда за лишние разговоры могли отправить в карцер. Существовала так называемая туалетная связь: большая труба под камерами, соединяющая все отхожие места. Пока туалет не был занят и по трубе не неслись нечистоты, можно было пообщаться с приятелем из любой камеры в тюрьме.

Внешний мир влиял на Алькатрас, хотя время и события здесь шли своим чередом. Например, тюремные коридоры были названы в честь известных американских улиц. Ничего удивительного не произойдёт, если посетитель Алькатраса пройдёт через Таймс-сквер и окажется на Бродвее. На Бродвее — длинном коридоре в тюрьме — были самые лучшие камеры. Здесь редко ходили надсмотрщики и было относительно светло.

Алькатрас в кино

Про загадочную тюрьму было снято с добрый десяток известных кинолент, ещё в сотне фильмов и сериалов Алькатрас появлялся в качестве зловещей декорации. В основном сюжет кинокартин связывался с непростой судьбой заключённого, оказавшегося в стенах островного исправительного учреждения. Иногда в Алькатрасе разворачивался сценарий фантастического боевика, сюжет которого был сопряжён с мистикой и загадками. Хорошие примеры — фильм «Резня на Скале» (1988), по сюжету которого вселенское зло обитает на территории тюрьмы. В Алькатрасе лечат мутантов в фантастическом блокбастере «Люди Икс: Последняя битва» (2006), здесь же тюрьма становится местом решающего сражения. Также тематика страшного проклятия, мистика и идея особого предназначения Алькатраса прослеживаются в кинолентах «Проклятие тюрьмы Алькатрас» (2007), «Эксперимент „Алькатрас“» (1950), «Книга Илая» (2009).

Про Алькатрас был снят одноимённый сериал на научно-фантастическую тему. В центре сюжета — таинственное исчезновение преступников и надзирателей, случившееся полвека назад. Детектив и эксперт по Алькатрасу пытаются найти правду в стенах «Скалы».

Пожалуй, самый популярный фильм (во многом благодаря известным актёрам и съёмочной группе) о тюрьме был снят в 1996 году. Кинокартина «Скала» Майкла Бэя собрала неплохую кассу в мире не только благодаря спецэффектам, которые так любит режиссёр. Великий и ужасный сэр Шон Коннери играет роль последнего заключённого тюрьмы, который вынужден помогать неопытному химику из отдела ФБР, роль которого сыграл Николас Кейдж, обезвредить злодеев, обосновавшихся на острове и грозящих устроить возмездие, ударив по Сан-Франциско. Сюжет фильма не основан на реальных событиях, однако тема зловещей и самой закрытой тюрьмы показана в полной мере. В боевике подробно показывают тюремные локации, а сам главный герой устраивает побег из Алькатраса.

Если же вспоминать о наиболее достоверном фильме, связанном со «Скалой», то нельзя не упомянуть «Побег из Алькатраса» (1979). Это, пожалуй, самая атмосферная и уж точно самая правдоподобная киноистория об Алькатрасе. В фильме рассказывается о самом знаменитом случае побега из тюрьмы, совершенного Фрэнком Моррисом и братьями Энглин 11 июня 1962 года. «Побег из Алькатраса» показывает достоверный быт тюрьмы, обстановку, царившую в стенах «Скалы», хорошо показаны локации и тюремная безысходность, давящая на каждого узника. От этой безысходности бегут главные герои, роль протагониста исполняет легендарный Клинт Иствуд.

История о побеге вообще считается уникальной, а само происшествие произошло благодаря чётко спланированному плану и большой удаче, которая была на стороне преступников. Моррис и его приятели выдолбили проход, ведущий в вентиляционную шахту помещения, откуда попали на крышу здания. Оставив вместо себя мастерски сделанных кукол из папье-маше и волос, злоумышленники получили фору в девять-десять часов и, предположительно, уплыли в сторону Сан-Франциско. Изощрённость, спланированность, высокая точность, везение и дерзость помогли преступникам стать первыми зэками, сбежавшим из «Скалы». Скорее всего, как утверждают эксперты, Моррис и компания погибли в заливе, но до сих пор не было найдено ни одного тела, впрочем, как и любого упоминания о живых преступниках на свободе. Клинт Иствуд доподлинно воссоздаёт каждый шаг Морриса в «Побеге из Алькатраса», томящегося в тесной камере.

Алькатрас на ТВ

Сотни экспертов в десятках телешоу и аналитических программах тысячи раз обсуждали загадочную тюрьму. В «Магии Дэвида Копперфильда» знаменитый иллюзионист сбегает из Алькатраса; в документальном сериале «Правдивая история» рассматривают побег Морриса; «Одинокий остров: Скрытый Алькатрас» рассказывает о малоизвестных фактах тюрьмы.

Читайте также:
В декабре на остров Хайнань запустят новые чартеры

В очередной серии популярной передачи «Разрушители легенд» был развеян миф относительно невозможности побега из тюрьмы. Команда передачи самостоятельно прошла почти все этапы подготовки к побегу и даже собрала такой же плот, на котором Моррис с приятелями исчез из Алькатраса.

Алькатрас и музыка

О самой известной тюрьме также было написано достаточно много песен, чтобы можно было отметить влияние Алькатраса на музыку. Одной из самых известных исполнительниц, воспевших тюрьму, стала Мальвина Рейнольдс. Композиция «Alcatraz» («Pelican Island») появилась в 1969 году синглом, после была переиздана в посмертном альбоме певицы. Джун Картер Кэш, супруга знаменитого Джонни Кэша, сочинила песню о «Скале», также назвав её «Alcatraz». Американские рокеры из Redbone назвали одну из песен именем тюрьмы, включив её в свой альбом 1970 года.

Вообще, название тюрьмы и многочисленные вариации упоминаются во многих песнях кантри-исполнителей, рок-музыкантов, электронных композициях и других жанрах. Часто имя «Алькатрас» упоминается в значении чего-то недосягаемого, как это было с песней «She’s My Alcatraz» панк-рокеров The Mr. T Experience.

Алькатрас в игровой индустрии

Наивно полагать, что легендарную тюрьму не использовали в качестве локации разработчики игр. Так и есть, ландшафт Алькатраса, помещения «Скалы» не раз появлялись в шутерах и приключенческих экшенах.

Alcatraz: Prison Escape, выпущенная в 2001 году, сочетала в себе аркаду, шутер от первого лица и неплохой хоррор. Главный герой был несправедливо осуждён и намерен повторить подвиг Морриса и уйти их тюрьмы своими ногами.

В известной Tom Clancy’s Rainbow Six 3 отчасти повторяется сюжет боевика Бэя «Скала». В наличии заложники, удерживаемые террористами. В не менее популярном шутере Call of Duty: Black Ops II в специальном зомби-режиме главный герой должен перебить мертвецов, захвативших тюрьму. Точно известно об игре, где легендарная тюрьма должна была появиться, но локацию безжалостно вырезали разработчики. Речь идет о Fallout 2.

В десятках других игровых шедеврах присутствуют упоминания о «Скале», прямые или косвенные. Например, в Tony Hawk’s Pro Skater 4 есть соответствующий игровой уровень, одна локация из«World of Warcraft унаследовала название тюрьмы.

Ах да, в популярном постапокалиптическом шутере Crysis 2 главный герой, облачённый в экзоскелет, имел позывной «Алькатрас».

Алькатрас и спорт

В первый день лета десятки человек вновь и вновь пытаются повторить поступок Фрэнка Морриса. «Побег из Алькатраса» — это название ежегодного состязания по триатлону, проводимого в Сан-Франциско. Соревнования имеют репутацию чрезвычайно сложного испытания, это одна из самых престижных гонок на планете. Подготовленные спортсмены проплывают 2,4 километра (именно столько от зловещего острова до материка), затем преодолевают 29 километров на велосипедах по гористой местности, а после этого бегут 13 километров. Именно на Алькатрасе находится первая точка в гонке.

Температура воды в заливе редко поднимается до 14 градусов по Цельсию. К сожалению, суровое испытание имеет трагический случай в своей истории. 46-летний адвокат из Остина не проплыл и пяти минут после старта, как скончался от сердечного приступа.

Раз в году в тюремных блоках Алькатраса ставят баскетбольные кольца и наносят разметку. Red Bull King of the Rock — соревнование по стритболу one-on-one, финальный этап которого проходит в застенках Алькатраса. Баскетболисты сражаются лицом к лицу, один на один, а проигравший покидает площадку. Атмосфера на соревнованиях соответствующая духу тюрьмы.

«Побег из Алькатраса» — это название ежегодного состязания по триатлону, проводимого в Сан-Франциско. Соревнование имеет репутацию чрезвычайно сложного испытания, это одна из самых престижных гонок на планете.

Алькатрас: тюрьма, которая ломала даже самых стойких заключённых

Один заключённый — одна камера

Алькатрас размещал примерно 330 заключённых, и каждый из них содержался в отдельной камере. И это понятно, ведь туда помещали особо опасных преступников и рецидивистов, и руководство тюрьмы не хотело, чтобы они общались между собой и тем более конфликтовали. Некоторые заключённые считали отдельные камеры преимуществом, но большинство, особенно экстраверты, испытывали сильнейшее психологическое давление.

Камеры были разделены на блоки. В блоках B и C камеры были размером 1,5 на 2,7 метра. В блоке D они были намного больше, но никто не хотел бы в здравом уме попасть в более «комфортные» условия. Всё потому, что заключённые блока D, в отличие от B и C, выходили из своих камер только раз в неделю на короткую прогулку по двору. Никакой столовой и работы в тюрьме — 24 часа в сутки взаперти.

Блок A использовался короткое время, так как однажды был сильно разрушен. Отличившихся заключённых бросали в карцер, который называли «дырой» или «ямой». По мнению жителей этой тюрьмы, один день в «дыре» походил на целую вечность. А бросить туда могли буквально за любую провинность.

В Алькатрасе у заключённых не было прав

В Алькатрасе у заключённых было только четыре права: право на еду, на одежду, на крышу над головой и на медицинскую помощь. Всего, что есть сейчас во многих тюрьмах (например, встречи с родными и друзьями, телефонные звонки), постояльцы того заведения были лишены.

Когда заключённый прибывал в Алькатрас, его раздевали догола, отправляли в душ, обрабатывали дезинфицирующими средствами, а после ему выдавали стандартную форму с печатью. Тюремная форма и элементарные средства гигиены были единственным имуществом преступников.

Читайте также:
Карта Денигомоду, где находится Денигомоду на карте мира

И лишь с конца 40-х годов администрация пошла на послабления и разрешила заключённым доступ к книгам (предварительно цензурированным, из которых были убраны все криминальные моменты), а после — даже к прослушиванию радио, шахматам, софтболу и свиданиям с членами семьи. Но для этого заключённому нужно было стать законопослушным гражданином и «заработать» такие привилегии усердным трудом и хорошим поведением.

Справедливости ради упомянем, что еда в Алькатрасе была на очень высоком уровне. Питание в этом заведении было намного лучше, чем в других тюрьмах, и в меню 1946 года можно было увидеть даже молоко, кофе, мясо, пироги и соусы. Но вряд ли это могло скрасить ту обстановку, в которой заключённые находились практически круглые сутки.

Они жили в спартанских условиях

Вспомни, как в американских фильмах показывают тюремные камеры: двухъярусная кровать, туалет, умывальник, полки, иногда даже стол и стул, постеры по стенам. Порой они походят на обычные комнаты, просто вместо двери там решётка, а на окнах — толстые прутья.

Как было сказано выше, камеры в Алькатрасе были очень маленькими. В них находились лишь компактная стальная кровать, примитивный туалет и умывальник с холодной водой.

В 40-х годах новоприбывших заключённых встречало тёмное и мрачное помещение, больше похожее по размерам на кладовку, с засаленным соломенным матрасом и грязной скомканной подушкой. Позже в камеры поставили небольшие столы.

Возможно, тебе кажется, что этого достаточно тем, кого суд поместил в это жуткое место, но вспомни основную задачу тюрем — перевоспитание преступников. Всё же не все постояльцы этого заведения были жестокими маньяками. А в такой обстановке человек не перевоспитывался, а просто сходил с ума.

Нельзя было общаться

До конца 30-х годов действовал запрет на общение, введённый первым надзирателем Алькатраса. Заключённым разрешалось говорить друг с другом только в столовой во время еды и на прогулке во внутреннем дворе. Для обхода запрета заключённые использовали вентиляцию между камерами. Тех, кого ловили на этом занятии, отправляли в карцер.

В 1937 году запрет был отменён, так как даже в те времена его посчитали слишком жестоким, однако он сохранился для помещённых в карцер. Там заключённые сидели в полной темноте и тишине 24 часа в сутки, что ломало даже матёрых рецидивистов.

Заключённых постоянно подсчитывали

В фильмах показывают подсчёт на утреннем построении, где обычно и обнаруживается «пропажа» одного из постояльцев. Но в Алькатрасе пересчитывали заключённых каждые полчаса. Ближе к закрытию тюрьмы подсчёты сократились до тринадцати в день.

Заключённые сравнивали эту процедуру с подсчётом голов животных на фермах. Обращение было соответствующим — без всяких церемоний и соблюдения этики. Тебе кажется это непримечательным действием, но представь, что это происходит изо дня в день в течение многих лет. Уже одно это могло вывести из себя даже самого стойкого человека.

Алькатрас сводил на минимум общение с внешним миром

Большая часть жизни заключённых в Алькатрасе была привилегией, а не правом, которую нужно было заслужить отличным поведением и усердным трудом. В таком случае разрешалось писать одно письмо объёмом не более двух страниц в неделю и отсылать его лишь кровным родственникам. Ни о каких письмах женщинам и речи быть не могло. И то, даже если заключённый вёл себя идеально, чем-то не понравившись на очередном подсчёте руководству, он мог запросто лишиться этого права на долгое время или вообще навсегда.

Тем же заключённым, которые находились в карцерах, запрещалась всякая переписка и любые контакты. Добавь к этому темноту, запрет на разговоры и отсутствие звуков — и получишь идеальную комнату пыток, медленно доводящую до безумия.

Позже под давлением общественности и меняющегося мира разрешили строго регулируемые посещения родственников или официальных жён раз в месяц на 90 минут. И нет, это были не те закрытые комнаты для свиданий, которые показывают в фильмах, а разговор по телефону через стекло. При этом рядом с заключённым стоял надзиратель и строго контролировал общение. Если в нём всплывал хотя бы намёк о жизни в тюрьме или о других заключённых, разговор тут же заканчивался, и после этого человек мог навсегда лишиться этой возможности.

Алькатрас сводил с ума заключенных

Один из бывших заключённых Алькатраса рассказывал, что однообразность дней и строгая дисциплина довели до безумия четырнадцать человек. Многие сходили с ума из-за действий надзирателей, которые нередко издевались над заключёнными. Чаще всего это было психологическое давление. Например, надзиратели специально практиковались в стрельбе ночью на внутреннем дворе, что мешало заключенным спать. Это могло продолжаться несколько дней, что вкупе с монотонностью и строгими правилами лишало разума даже морально устойчивых людей.

За 29 лет существования тюрьмы в порыве безумия заключённые убили восемь человек. Кажется, что это немного, но здесь не учтены самоубийства, а также вред, причиненный самим себе, в том числе и очень серьёзный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: