Фотографии Тракайского замка

Чем интересен Тракайский замок в Литве и как туда добраться?

Посещение Тракайского замка во время поездки в Литву – непременный пункт экскурсионной программы всех прибывающих в эту прибалтийскую республику туристов. Живописное готическое сооружение, словно сошедшее со средневековых гравюр, возвышается на берегу озёр Гальве и Лука близ города Тракая, что в 30 километрах от Вильнюса.

Это единственное в Восточной Европе фортификационное сооружение, занимающее целый остров. Да и сам город практически полностью стоит на воде. Замок окружён рвом 12-метровой ширины и состоит из 11 оборонительных башен, соединённых между собой толстыми кирпичными стенами. За всю историю своего существования он ни разу не был завоёван.

  1. История
  2. Фото
  3. Чем интересен?
  4. Часы работы
  5. Стоимость посещения
  6. Как добраться туда и обратно?
  7. Из Вильнюса в Тракай
  8. Из Тракая в Вильнюс
  9. Питание
  10. Видео по теме

История

Замок был построен князем Гедиминасом в конце XIII века Для его возведения князь приказал объединить три заболоченных островка рядом и сделать каменную насыпь.

Успел он побывать за свою долгую историю и казнохранилищем, и даже тюрьмой для опальной литовской знати.

Первое здание просуществовало недолго, его уничтожил пожар, и только после этого в 1409 году возвели каменный замок. Эта заслуга принадлежит князю Витовту, внуку Гедиминаса и сыну Кейстута, а в роли зодчего выступал крестоносец Радик, направленный в Тракайское княжество самим Орденом.

Начиная с XVI века Тракай и замок вместе с ним постепенно утратили своё политическое и экономическое значение в связи с разгромом Тевтонского ордена и переносом столицы в Вильнюс, а в результате поражения в войне с Россией в XVII веке здание было разрушено и разграблено практически до основания. Местность представляла собой сплошные руины.

Реставрация замка началась в ХIХ веке и завершилась к концу 80-х годов ХХ века.

Далее на фото вы сможете увидеть, как выглядит Тракайский замок.





Чем интересен?

Как и большинство старинных сооружений, Тракайский замок овеян легендами о несметных сокровищах, спрятанных в его окрестностях и озере вокруг него. Однако за долгое время удалось найти не очень-то много экспонатов, и представляют они в основном историческую, а не номинальную ценность.

Сегодня эти находки представлены в историческом музее на территории замка. Экспозиция была открыта задолго до завершения реконструкции замка, в 60-х годах ХХ века. Туристы увидят охотничьи трофеи, коллекции средневековой кухонной утвари, керамики, литературы и стекла.

Конечно, в любом замке есть привидение. Считается, что это дух Витовта, и встреча с ним сулит удачу. Но ожидать эту встречу можно только в определённые дни и при определённых условиях.

Есть и волшебные ритуалы, указывающие, сбудется ли загаданное.

Также интересным представляется то, что замок уже на момент постройки имел систему отопления: горячий воздух, поднимаясь снизу из котельной по трубам, нагревал каменные стены. Эти знания были принесены из Западной Европы крестоносцами.

Часы работы

Наиболее интенсивный график работы главной достопримечательности Тракая – с мая по сентябрь.

  • В месяцы высокого сезона двери замка для туристов открыты ежедневно с 10.00 до 19.00, выходных нет.
  • С октября по апрель понедельник устанавливается как выходной.
  • В октябре график посещений с 10.00 до 18.00.
  • В самые тёмные месяцы года, с ноября по февраль включительно замок можно посетить с 9.00 до 17.00.
  • В марте и апреле замок принимает гостей с 10.00 до 18.00.
Читайте также:
Рейтинг отелей Мармариса 5 звезд

Стоимость посещения

  • Для взрослых – 6 Евро.
  • Для студентов, школьников и пенсионеров – 3 Евро.
  • Экскурсия с гидом на литовском языке стоит 12 Евро, на иностранном – 15 Евро.
  • Доплата за возможность снимать фотографии – 1 Евро.

Как добраться туда и обратно?

Из Вильнюса в Тракай

Поезда из Вильнюса в Тракай отправляются с железнодорожного вокзала на улице Гележинкялё 16 примерно раз в час с 4:30 утра до 20:30. Платформы 6, 7, 8 – пригородные, 28 и 29 – международные (Alytus).

На автобусе добираться ещё удобнее, потому что ходят они каждые 20 минут. Автовокзал находится на улице Соду 22. Стоимость билета на автобус такая же, как и на поезд – 2 Евро, купить билеты можно непосредственно в пункте отправления. Первый автобус отправляется в 5.40.

От автостанции в Тракае до замкового комплекса ещё около 2 км по живописной местности с красивыми одноэтажными жилыми домами. Чтобы попасть в сам замок, придётся пройти два деревянных моста, один ведёт до памятника Великому Князю Литовскому, второй – непосредственно к замку.

Выезд из Вильнюса на машине или такси по проспекту Саванорью, далее движение по автомагистрали А16 в направлении Каунаса. Однако брать такси или арендовать машину будет намного дороже, а по времени ровно столько же.

Из Тракая в Вильнюс

Вернуться в столицу можно тем же способом, благо с транспортом проблем нет.

  • Автобусом с Тракайского автовокзала, ул. Витауто 90, с платформы 8 и 9.
  • Поездом с Тракайского железнодорожного вокзала, ул. Вильняус 5.
  • Или в обратную сторону по А16 к Вильнюсу на машине.

Дорога в одну сторону занимает чуть меньше часа, а живописные виды за окном не дадут соскучиться.

Питание

В городке возле замка есть много хороших кафе где можно вкусно перекусить латвийскими блюдами. Путешественники рекомендуют: кафе Senoji Kibininė, Kiubėtė, Kybynlar. Блюда очень сытные и стоят недорого, меню разнообразное.

Организовать поездку в сказочный Тракай можно в любое время года. Для этого достаточно обратиться в любое местное агентство. Бюджет поездки вполне посильный, а впечатлений хватит надолго.

Видео по теме

Тракайский замок и его история:

Тракайский замок

Фото и описание

Город Тракай расположен в 28 км от литовской столицы – Вильнюса. Город расположен на длинном и узком полуострове. Тракайский район располагает уникальным ландшафтом благодаря прекрасному сочетанию бездонных озер, количество которых здесь около двухсот, а также холмов, утопающих в зелени. Главной достопримечательностью города Тракай является Тракайский замок.

Изначально замок строился для усиления обороны города, а также отражения непрекращающихся нападений крестоносцев в 220 метрах от берега был выстроен каменный замок. Замок является единственным на воде, сохранившимся до сегодняшних дней. Он состоит из двух частей: центрального дворца князя и предзамка.

История строительства замка

Замок сооружался в 14 веке по индивидуальному плану, соответствующему естественным очертаниям места. Князь Витатус превратил островной замок в неприступную крепость, которая славилась своим величием по всей Восточной Европе, ведь ни разу за время существования замка врагам не удалось его захватить.

Читайте также:
Шикарный Дворец Бенрат - особенности и интересные факты

Тракай утратил свое лидирующее политическое значение после того, как Вильнюс стал столицей Литвы, хотя Тракай еще долгое время был резиденцией великих князей и незаменимым политическим, экономическим и административным центром страны. Именно это время относится к периоду наибольшего расцвета замка Тракай. Шумные пиры и роскошные приемы проводились в честь приезжавших иностранных послов, а также высоких гостей, которые съезжались в замок Тракай со всей Европы.

Но уже ближе к концу 16 века замок теряет свой авторитет и сдает свои позиции, отступая на задний план среди политических событий страны. По причине большой отдаленности от главных торговых путей, замок пришел к экономическому упадку. Очень скоро замок превращается в политическую тюрьму, а также местом постоянных ссылок неугодной знати.

Внешний вид и интерьеры

При строительстве замка были использованы разнообразные стили и строительные материалы, поэтому замок строился столь длительное время. Окончательно он был выстроен к 1408-1411 годам. Облик замка можно охарактеризовать как средневеково-готический, для которого присуща внешняя простота и умеренное изящество внутренней части замка. Проделанная работа над постройкой замка просто поражает: для кладки стен израсходовалось более миллиона штук кирпича и около 30 тысяч метров кубических больших камней. Изначально был построен донжон и дворец для князя; вскоре они были обнесены оборонительной стеной по краю острова.

Жилые комнаты замка из донжона расположены сразу после прохода по деревянным галереям, которые опоясывают замок со стороны двора. Галерея ведет в парадный зал, который расположен на первом этаже – он и является самым большим внутренним помещением. В зале окна украшены витражами, которые были найдены при раскопках, а потолок сделан в виде готического крестового свода на неврюрах. Подобными сводами перекрывались и остальные помещения замка.

В левой части замка находились комнаты, которые соединялись деревянными галереями. В замке было девять покоев, расположенных на первом и втором этажах. На втором этаже были покои Литовских князей. Имелся потайной выход, который вел из комнаты князя во двор.

На нижнем этаже (под жилыми комнатами) располагались огромные полуподвалы, соединенные переходами. Там находилась кухня, которая обогревала парадный зал, ведь теплый воздух проходил по каналам, расположенным прямо под полом. Можно сказать, что это первое отопление, использовавшееся в Литве. В полуподвалах имелись и склады, а рядом хранилась казна.

В 1419 году в замке случился пожар, после которого крыша княжеской части замка была обложена глазурованной зеленой черепицей. При раскопках была обнаружена зеленая черепица, а также остатки готической черной черепицы. Известный историк Юргинис утверждает, что замок был восстановлен в кратчайший срок.

В 1962 году в замке был открыт Тракайский исторический музей, знакомящий посетителей с историей замка и города, а также с его современным состоянием. В музее собраны найденные предметы культуры и быта, различное оружие и археологические находки. К тому же, зал княжеского дворца имеет прекрасную акустику, по этой причине летом проходят в нем концерты камерной музыки, а во дворе замка проходят спектакли, связанные с исторической тематикой.

Читайте также:
Страны Африки: самая полезная информация для туристов

Типо история московских театров. Театр на Таганке

История краткая – потому что мне лень писать много и длинно. Неполная – потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая – потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг – 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.

О Театре драмы и комедии на Таганке – так он официально называется – я не раз писал:
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4893617.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/2734094.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/_kutuzov/2733852.html

Театр на Таганке – вероятно, единственный, который умирал практически у меня на глазах, в конце 80-х годов ХХ века, в те дни, когда я еще не перестал ходить в театр.
Я ставлю знак равенства между тем, настоящим, историческим Театром на Таганке и его главным режиссером Юрием Любимовым. Так вот, его спектакль по “Маленьким трагедиям” Пушкина, который мне пришлось посмотреть, был предсмертным симптомом. На том всё было кончено. Но вернемся к истории.

Театр на Таганке в советские годы долгое время исполнял не свойственную театру роль политической оппозиции,достаточно умеренной, не слишком радикальной, но другой не было и быть не могло.
Роль эту сознательно взял на себя и на свою труппу Юрий Любимов. И довел ее до апогея с катарсисом, когда в 1984 году стал невозвращенцем. Ненадолго, как оказалось, но в тот момент никто не мог это знать.

Юрий Любимов был одним из лучших, ведущих, основополагающих режиссеров своего времени, и он не виноват, что пережил свое время, свой дар и “свой яд”.
Его театр я не очень сильно любил, честно говоря, стиль Юрия Любимова не был мне близок. Конечно, политические аллюзии и “фиги в кармане” привлекали внимание, но на этом не может держаться искусство. Впрочем, театр Любимова держался не только на этом. И не уважать его, не признавать его художественной значимости было невозможно. Театр этот был сильно режиссерский, иногда казалось, что актеров режиссер низводит почти на уровень марионеток, болванчиков.

Иной раз так и было, и вполне соотстветствовало сквозной идее. Но в целом это ложное впечатление. Очень часто актеры выделялись на общем фоне. Другое дело, что иногда постановщику не хватало тонкости. Когда Любимов пытался браться за Чехова или Достоевского – материал сопротивлялся, и получалось нечто типа эпизода из “Трех сестер”: когда появлялся Вершинин с авоськой с продуктами, сестры Прозоровы радостно спрашивали его “Вы из Москвы?!”, и публика аплодировала – видела четкий намек на современную им ситуацию, когда в провинции были пустые полки в магазинах, а продукты везли из Москвы. Бедный Чехов, он такой грубой агитки не заслуживал

Но были в театре на Таганке и яркие исключения из правил. Там я успел увидеть живьем на сцене Владимира Высоцкого, хотя, увы, ни на одном из его концертов не был. А вот в театре видел и Гамлета, и “Вишневый сад”, где он играл всегда, и в главной роли в юбилейном спектакле “Добрый человек из Сезуана” (хотя в этой роли он уже почти не появлялся), и дважды в “Преступлении и наказании”, где Высоцкий невольно превратил своего Свидригайлова в главного героя.
Помню, как увидел Высоцкого впервые, еще до спектакля, я стоял перед окошком администратора в ожидании пропуска, а он вошел в кабинет изнутри, тоже за пропуском или билетом для кого-то. Небольшого роста, коренастый, крепко сбитый, ощутимо мускулистый, скромный, лишенный всякого апломба. Таким он мне запомнился.
Актером Высоцкий был своеобразным. Не классическим, не традиционным. Он творил на сцене свой собственный, отдельный, поэтический театр, однако Любимов и Эфрос в “Вишневом саде” умели внедрить этот индивидуальный, глубоко личный спектакль в ткань постановки так, чтобы он не выпадал из ансамбля. И даже “Гамлет” Высоцкий не превращал в моноспектакль, хотя основным “партнером” принца Датского был занавес, элемент декорации, гениально придуманный художником Давидом Боровским и Любимовым.

Читайте также:
Лучшие пляжи Шарм-эль-Шейха: Риф Бич, Фарша и другие

В театр этот невозможно было просто так попасть. Билеты на Таганку приравнивались к валюте. И я на всю жизнь буду благодарен Саше Ефимовичу, который, когда стал работать в на Таганке администратором, пускал на все спектакли нас, студентов ГИТИСа, в любом количестве.

Сейчас того театра нет. Его давно уже нет, а отнюдь не с того момента, когда Любимов в последний раз переругался с труппой и ушел. В предельно преклонном возрасте, неуемный и вечно энергичный, дай Бог ему здоровья и дожить до 120 лет! Но как режиссер Юрий Петрович Любимов кончился во второй половине 80-х годов. Вместе со многими, а вернее практически со всеми советскими художниками из всех сфер искусства.
Да не только в Любимове дело. Такова судьба репертуарных театров. Даже самые великие из них поживут лет 20, а затем неизбежно умирают. Потом могут и возродиться, но тут уж как получится.

Там, наверху, по ссылке я высказался и по поводу эпизода с назначением Эфроса главным режиссером Таганки после того, как Любимов был объявлен невозвращенцем и типа “врагом народа”. Еще раз, вкратце.
Возможно, Эфрос был неправ, но он никогда не лез в политику, он просто хотел работать. Однако работать ему не дала “прогрессивная общественность”, которая его затравила и довела до последнего инфаркта. Трагическая коллизия. И, безусловно, Эфрос так и не смог до конца обжить, освоить чужой для него театр. Хотя и поставил там интересные спектакли.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Мастер и Маргарита. Час пик. Гамлет. Вишневый сад. Деревянные кони. Обмен. Дом на набережной. Борис Годунов. Серсо. На дне

Московский театр на Таганке

Театр на Таганке в Москве был образован в 1964 году на базе театра драмы и комедии, часто его называют просто «Таганка». Знаковой фигурой в истории театра является Юрий Любимов, он много лет был главным режиссером «Таганки», при нем сформировалась индивидуальность театра, были поставлены яркие спектакли, раскрывающие злободневные темы. При нем в театре появились актеры, ставшие по-настоящему любимыми публикой и известными по всей стране, среди них, к примеру, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин.

Читайте также:
Делаем электронную копию паспорта

В истории театра были и яркие моменты взлета творчества, и период внутреннего раскола, который он смог пережить. В современном репертуаре можно встретить как постановки классических произведений, так и спектакли по пьесам современных драматургов. В театре создан мемориальный кабинет Любимова, на его стенах оставляли автографы известные гости режиссера — писатели, художники, музыканты. В фойе театра есть интерактивная экспозиция, знакомящая с творчеством Любимова и его кабинетом, ведь само помещение не может вместить всех желающих.

Актеры театра на Таганке

В разное время на этой сцене выступали такие известные актеры, как Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Алла Демидова. С театром также связан творческий путь яркого советского поэта, барда, актера Владимира Высоцкого.

Одной из его самых сильных ролей в театре можно назвать Гамлета, этот спектакль полюбился не только советским зрителям, но и стал известен иностранной публике благодаря участию в международных театральных фестивалях. Настолько Высоцкий был органичен в этой роль, что после его смерти постановку вывели из репертуара — на его месте не видели другого актера.

Артисты театра на Таганке всегда славились многогранностью своих талантов — актерской игрой, вокальными данными, пластической выразительностью. Нынешняя труппа опирается на опыт старожилов и творческий запал молодых актеров, вносящих совместный вклад в развитие театра. В нескольких постановках можно увидеть и директора театра, актрису Ирину Апексимову. Многие артисты «Таганки» сочетают работу в театре с ролями в кино и сериалах, среди них Юлия Куварзина, Сергей Цимбаленко, Филипп Котов.

Афиша 2022

Современный репертуар театра совмещает традиции (постановки Юрия Любимова), постановки других режиссеров, жанровые эксперименты. Дебютом и визитной карточкой «Таганки» стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. Экспериментальная постановка делала зрителей не просто созерцателями того, что происходит на сцене, но и вовлекала в процесс, разговаривала со зрителями, что для 1960-х годов было чем-то новым в театральном искусстве.

Спектакль популярен и в наши дни благодаря поднятым в нем актуальным во все времена темам таким, как доброта и двойственность души человека. Другие постановки Любимова, сохранившиеся в репертуаре театра — «Мастер и Маргарита», «Горе от ума — Горе уму — Горе ума», «Тартюф». Есть место и экспериментам с материалом для постановок, примером может служить современная трактовка классического произведения Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

В спектаклях театра на Таганке можно увидеть и интересные формы выражения — в репертуаре есть пластический спектакль «Басня», где на первый план выходит движение, «Вий», в котором классическое произведение сочетается с современной музыкой, авангардный спектакль «Беги, Алиса, беги» с хореографией, оригинальной музыкой и грандиозными декорациями, мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит».

Театр привлекает к созданию постановок приглашенных режиссеров, так одна из ярких премьер 2019 года — постановка «Теллурия» неординарного Константина Богомолова по роману Владимира Сорокина. Юные зрители могут посмотреть спектакль «Старая, старая сказка», переносящий в волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена.

Залы театра на Таганке

В 2015 году здание театра закрыли на ремонт — это было необходимо, так как фундамент и несущие конструкции стали разрушаться, в связи с чем перекрытия могли не справиться с нагрузкой. В это время труппа выступала на временных площадках. После проведенных работ удалось обеспечить безопасность здания, а также сохранить фасад и интерьеры в узнаваемом облике.

Читайте также:
Турция в мае: погода и отзывы туристов с фото

Отмечается также, что фойе, зрительный зал и основная сцена выглядят такими, какими они были при первом главном режиссере, что сохраняет тот особенный дух, созданный им. На основной сцене ставится значительная часть репертуара. На малой показывают камерные спектакли, также она используется для проекта «Репетиции», который позволяет зрителям увидеть, как создается постановка, а режиссерам получить обратную связь. Актеры труппы показывают эскиз спектакля, а зрители и экспертный совет принимают решение — нужно ли продолжать над ним работу с перспективой включения в репертуар.

Схемы залов театра на Таганке можно увидеть при покупке билета, через сайт театра.

Билеты

Стоимость билетов на разные постановки на основной сцене может отличаться — на одни спектакли билеты в бельэтаже стоят от 300 рублей, на другие — от 500 рублей. Билеты на спектакли, проходящие на малой сцене, стоят от 500 до 2500 рублей в зависимости от конкретной постановки.

Билеты можно приобрести как в кассе театра, так и онлайн — на официальном сайте московского театра на Таганке.

Как добраться

Удобно добираться до театра на Таганке на метро, недалеко находится станция «Таганская». От нее до здания «Таганки» примерно 200 метров.

Также можно доехать до места на наземном общественном транспорте, рядом есть остановка «Метро Таганская».

Еще один вариант — поездка на такси, в Москве работает несколько приложений вызова машины, среди них: Яндекс.Такси, Ситимобил, Gett, Максим.

Спектакли театра на Таганке, видео:

45-летняя история Театра на Таганке, как часть истории страны

Московский театр на Таганке
Обновлённая эмблема театра
Здание театра изначально занимал «Электро-театръ „Вулканъ“»
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Тип театра драматический
Основан в 1946 году
Жанры драма, комедия, трагедия, трагикомедия
Здание театра
Местоположение Россия Россия, Москва
Адрес ул. Земляной Вал, 76/21
Телефон +7 (кассы)
Метро 05 Таганская (Кольцевая линия)
55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д.HGЯO
Архитектор Густав Гельрих
Открыто 1911 год
Руководство
Ведомство Департамент культуры города Москвы
Директор Ирина Апексимова
Сайт tagankateatr.ru
Московский театр на Таганке на Викискладе

Теа́тр на Тага́нке

(
Моско́вский теа́тр на Тага́нке
,
«Тага́нка»
) — московский драматический театр, основанный в 1946 году и преобразованный в начале 60-ых Николаем Дупаком и Юрием Любимовым.

История создания

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана[1][2].

В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, в октябре 1963 года был назначен новый руководитель — директор Николай Дупак (фронтовик, инвалид войны, ведущий актер и секретарь парткома театра имени К.С. Станиславского) . В январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, приглашенный на вакантную должность Дупаком Н.Л., в то время более известный как актёр Театра имени Вахтангова[1][3].

Читайте также:
Покупка билета на сайте чешских железных дорог

В театр Дупак пригласил Любимова вместе со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани»[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].

Дупак и Любимов значительно обновили труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5], и в дальнейшем постоянно пополняли труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 1960-х годов Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Дупак добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3]. Именно Дупак придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Именно при нём и Любимове Таганка стала театральной легендой всего Советского Союза.

Юрия Любимова увлекали идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…»[7] Став художественным руководителем Театра драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского[8]. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным[9][10], но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года)[11].

Под руководством Дупака и Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями, новаторскими и оригинальными. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 1960—1980-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А. С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленные инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и другие.

Об использовании слова «модернизм»

Мне не нравится термин «модернизм». В 1960-е годы им называли живопись определённого характера, причём путано: это могла быть абстрактная живопись, могла быть какая-то фигуративная. Этот термин тогда был опошлен идеологической сумятицей. Я бы предпочёл, чтобы обо мне просто говорили: «архитектура такого-то периода». И я не одинок в этом. Мельников, когда его пытались отнести к конструктивизму, протестовал и говорил: «Я ненавижу конструктивистов, они безграмотные люди. Зачем меня приписывают куда-то? Вот есть Мельников — и всё, никакого авангардизма или конструктивизма. Просто принимайте меня как есть». Я был с ним знаком, дважды бывал у него в гостях. Мне нравилась его прямота и чёткость суждений.

Читайте также:
Уоррен Баффет проинвестировал в недвижимость

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки
В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Юрия Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

После возвращения Любимова к руководству, в 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Юрием Любимовым осталась в старом здании, которое было перестроено из кинематографа (электротеатра), возведённого в 1911 году архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда[12].

Ссылки

  • [taganka.theatre.ru/ Официальный сайт Театра на Таганке]
  • Владимир Высоцкий [youtube.com/watch?v=sGwpyLj2iIU рассказывает о театре на Таганке], 1974
  • [www.taganka.org/ Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)]
  • [www.zritelclub.narod.ru/ Клуб зрителей Таганки]
  • [teatr-taganka.livejournal.com// сообщество театра в Livejournal ]
  • [www.facebook.com/groups/243798402342215// группа на Facebook]

Скандалы

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра[13] за подписью Ивана Рыжикова. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-. Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью[14]».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными[14].

Читайте также:
Валюта Австрийской Республики: история и реалии

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, «ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности[13]».

Медийная часть архива театра утеряна в 2020 году, гримерки Высоцкого больше нет, многие уникальные предметы реквизита пришли в негодность, девять спектаклей Ю.П. Любимова сняты из репертуара в 2016 году, артисты, игравшие в них уволены, c 2020 года численность сотрудников театра уменьшилась с 201 до 159 человек, средняя зарплата снизилась с 55 до 42 тыс. руб в месяц, в сильный дождь дождевая вода проникает в гримерные помещения Малой сцены[15].

Несохранившееся освещение

Что касается освещения, до сегодняшнего дня тоже не сохранилось многое из того, что мы проектировали. Для фойе я делал железные фермочки, а в буфете была огромная люстра на основе из перекрещенных трубочек. Но буфет сломали, и этой люстры там больше нет. А в зрительном зале висели поворотные консоли, на конце которых были светильники с подводной лодки. На эту идею меня натолкнул директор Дупак. Он свёл меня с инженерами, которые изготавливали светильники для подводных лодок, и я нашёл то, что нам подходит, но сказал, что оборудование мы сделаем сами. Закрепили все лампы на штанге так, чтобы их можно было двигать как угодно. Сейчас половина этих лампочек не горит, в зрительном зале полумрак.

Труппа театра

Народные артисты России

  • Иван Бортник (c 1967)
  • Любовь Селютина (c 1974)
  • Юрий Смирнов (c 1963)
  • Александр Трофимов (c 1974)

Заслуженные артисты России

Артисты

Известные актёры, ранее входившие в труппу

В скобках указаны годы работы в театре

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии на Таганке

Памятник Абаю Кунанбаеву

Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву

Пятницкая улица, 53/18 с.1

Пятницкая улица, 53/18 строение 1. Дом был построен в 1914-1915 гг.

ЖК «Четыре Солнца»

Жилой комплекс «Четыре Солнца», открытый в 2011 году.

Государственный Исторический музей

Государственный Исторический музей – вид с Манежной площади

Круглая пристань на Верхнем Кузьминском пруду в природно-историческом парке “Кузьминки-Люблино”. Район Кузьминки, Юго-Восточный административный округ города Москвы.

Бывший особняк барона Андреаса Кнопа на Колпачном переулке

Особняк барона А. Л. Кнопа

Церковь св. Николая Чудотворца, что на Щепах

Церковь св. Николая Чудотворца, что на Щепах

Здание ОАО «Моспроекта» на улице Гашека. Центральный административный округ.

Вольер с овцебыками или мускусными быками в Московском зоопарке. Центральный административный округ.

Проспект Академика Сахарова

Проспект Академика Сахарова

Высшая аттестационная комиссия

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации

Источник в парке искусств Музеон.

Храм Троицы Живоначальной в Листах

Храм Троицы Живоначальной в Листах

На Площади Покровские ворота

Площадь Покровские ворота

Гостиница Владыкино. 6-й микрорайон Отрадного.

Большая Серпуховская улица, дом 38, стр. 2

Читайте также:
Виза во Францию: разновидности и правила оформления

Большая Серпуховская улица, дом 38, стр. 2

Тропинки в Самотёчном бульваре

Прогулочные тропинки в сквере “Самотёчный бульвар”. Мещанский район, Центральный административный округ.

Парк, лесопарк, сквер

Генеральный штаб Вооружённых сил РФ (старое здание)

Генеральный штаб Вооружённых сил РФ (старое здание) со стороны улицы Знаменка.

Понтоны для гребли

Стартовые понтоны для академической гребли. Район Крылатское, Западный административный округ города Москвы.

Бывший доходный дом Страхового общества «Россия» с Бобрового пер.

Бывший доходный дом Страхового общества «Россия» с Бобрового пер.

2-я Владимирская ул.

2-я Владимирская улица. Она была так названа по находившемуся здесь ранее Владимирскому посёлку. Район Перово, Восточный административный округ.

Офисное здание на углу улиц Садовнической и Нижней Краснохолмской

Офисное здание на углу улиц Садовнической и Нижней Краснохолмской, построенное в 2007 году. Бизнес-центр «Прогресс».

Подъёмники на Крылатских Холмах

Подъёмники горнолыжных трасс на склонах Большого Крылатского холма. Район Крылатское, Западный административный округ города Москвы.

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии на Таганке

Памятник Абаю Кунанбаеву

Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву

Пятницкая улица, 53/18 с.1

Пятницкая улица, 53/18 строение 1. Дом был построен в 1914-1915 гг.

ЖК «Четыре Солнца»

Жилой комплекс «Четыре Солнца», открытый в 2011 году.

Государственный Исторический музей

Государственный Исторический музей – вид с Манежной площади

Круглая пристань на Верхнем Кузьминском пруду в природно-историческом парке “Кузьминки-Люблино”. Район Кузьминки, Юго-Восточный административный округ города Москвы.

Бывший особняк барона Андреаса Кнопа на Колпачном переулке

Особняк барона А. Л. Кнопа

Церковь св. Николая Чудотворца, что на Щепах

Церковь св. Николая Чудотворца, что на Щепах

Здание ОАО «Моспроекта» на улице Гашека. Центральный административный округ.

Вольер с овцебыками или мускусными быками в Московском зоопарке. Центральный административный округ.

Проспект Академика Сахарова

Проспект Академика Сахарова

Высшая аттестационная комиссия

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации

Источник в парке искусств Музеон.

Храм Троицы Живоначальной в Листах

Храм Троицы Живоначальной в Листах

На Площади Покровские ворота

Площадь Покровские ворота

Гостиница Владыкино. 6-й микрорайон Отрадного.

Большая Серпуховская улица, дом 38, стр. 2

Большая Серпуховская улица, дом 38, стр. 2

Тропинки в Самотёчном бульваре

Прогулочные тропинки в сквере “Самотёчный бульвар”. Мещанский район, Центральный административный округ.

Парк, лесопарк, сквер

Генеральный штаб Вооружённых сил РФ (старое здание)

Генеральный штаб Вооружённых сил РФ (старое здание) со стороны улицы Знаменка.

Понтоны для гребли

Стартовые понтоны для академической гребли. Район Крылатское, Западный административный округ города Москвы.

Бывший доходный дом Страхового общества «Россия» с Бобрового пер.

Бывший доходный дом Страхового общества «Россия» с Бобрового пер.

2-я Владимирская ул.

2-я Владимирская улица. Она была так названа по находившемуся здесь ранее Владимирскому посёлку. Район Перово, Восточный административный округ.

Офисное здание на углу улиц Садовнической и Нижней Краснохолмской

Офисное здание на углу улиц Садовнической и Нижней Краснохолмской, построенное в 2007 году. Бизнес-центр «Прогресс».

Подъёмники на Крылатских Холмах

Подъёмники горнолыжных трасс на склонах Большого Крылатского холма. Район Крылатское, Западный административный округ города Москвы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: