Фотографии Собора Святого Себастьяна

Собор Святого Семейства (La Sagrada Familial) (51 фото+панорама)

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения — это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, — сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия — дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками — это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди — это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны — получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные — в 1926—1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик — по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами — бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны — Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада — фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны — пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных — никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Читайте также:
Российская Федерация открыла в Бельгии визовый центр

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди — слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет — романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность — главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный – Страсти, южный – Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Сан-Себастьян

Сан-Себастьян (Испания) – самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Сан-Себастьяна с описанием, путеводители и карты.

Город Сан-Себастьян (Испания)

Сан-Себастьян (баскский: Доностия) расположен на северном побережье Страны Басков и является одним из самых привлекательных, очаровательных и популярных атлантических курортов Испании. Сан-Себастьян – это изысканная прибрежная жемчужина, расположенная на берегу Бискайского залива, в окружении зеленых холмов и прекрасных пляжей. Это город очаровательной архитектуры, просторных площадей и живописных парков, который заслуженно считается одним из самых красивых и интересных мест севера Испании.

Сан-Себастьян славится отличными песчаными пляжами, причудливым старым городом и великолепной гастрономией. Этот элегантный город, расположенный на берегу живописного залива Ла-Конча, является одним из самых фешенебельных пляжных курортов Испании. Его обширная береговая линия, ограниченная холмами Ургул и Игельдо, тянется на несколько километров, радуя туристов своей природной красотой.

Сан-Себастьян известен пикантной кухней (город имеет одну из самых высоких плотностей ресторанов с звездами Мишлен в мире), а также удивляет своей оживленной атмосферой и культурными достопримечательностями, включая посещение королевского дворца и его великолепных садов, прогулку по террасированной приморской набережной, с которой открывается вид на вдохновляющую архитектуру города, а также блуждание по атмосферным мощеным улочкам в поисках настоящих пинчо.

Содержание

  1. География и климат
  2. Информация для туристов
  3. История
  4. Как добраться
  5. Еда
  6. Достопримечательности
  7. Видео
  8. Карта
  9. Комментарии

Путеводители: Испания

География и климат

Сан-Себастьян расположен в северной части Страны Басков на южном побережье Бискайского залива в 20 км от границы с Францией. Город окружён тремя песчаными пляжами: Ла-Конча, Ондаррета и Сурриола. Также Сан-Себастьян ограничен следующими холмами: Ургул (рядом со старой частью города), Улия (простирающаяся на восток до Пасайи), гора Адарра (к югу от города) и Игельдо (на западе с видом на залив Ла-Конча). Город расположен в устье реки Урумеа и фактически был построен на бывших болотах.

Читайте также:
Авиакомпания Оренбуржье: отзывы, парк самолетов

Закат в Сан-Себастьяне

Сан-Себастьян отличается океаническим климатом с теплым летом и прохладной зимой. Большую часть года здесь обычно пасмурно и дождливо, за исключением летних месяцев. Летом в Сан-Себастьяне несколько суше и заметно солнечнее.

Информация для туристов

  1. Население – 187 тыс. человек
  2. Площадь – 60,89 км 2
  3. Язык – испанский / баскский
  4. Валюта – евро
  5. Виза – шенгенская
  6. Время – UTC +1, летом +2

Интересные факты о Сан-Себастьяне

  • Сан-Себастьян был подарен королю Наварры в 1265 году как часть свадебного приданого, что дало этому королевству идеальный морской порт для торговли.
  • Сан-Себастьян был почти полностью разрушен во время наполеоновских войн. Уцелела только одна улица.
  • Туристическая слава пришла к Сан-Себастьяну в начале 19 века, когда его часто посещали члены королевской семьи, спасаясь от жары центральной Испании.
  • Гастрономия Сан – Себастьян считается одной из лучших и самых изысканных в Испании.
  • У Сан-Себастьяна почти идеальное городское планирование, за что его часто сравнивают с Рио-де-Жанейро.

История

Согласно раскопкам, проведенным возле монастыря Санта-Тереза ​​на склонах Ургула, на территории нынешней старой части города существовало римское поселение. Считается, что Сан-Себастьян во времена Римской империи находился на территории народа вардулов. В 10 км к востоку от нынешнего города лежал римский город Ирун, который долгое время ошибочно отождествлялся с Сан-Себастьяном.

В раннем Средневековье упоминаний о городе не найдено. В 1014 году здесь был основан монастырь святого Себастьяна, вокруг которого выросло поселение, ставшее городом к 1180 году. В 13 веке Сан-Себастьян был завоеван Кастилией, чей король Альфонсо VIII подтвердил его городские права. В результате этого королевство Наварра было лишено своего прямого выхода к морю. В 1265 году использование города в качестве морского порта было предоставлено Наварре в рамках свадебного договора. В это время Сан-Себастьян населяло большое количество гасконцев, что способствовало развитию торговли с другими европейскими портами.

В 17 веке город использовался в качестве королевской резиденции Людовиком XIV. После относительно мирного 17 столетия Сан-Себастьян был осажден и захвачен войсками французского герцога Бервика. В 1808 году наполеоновские войска снова захватили Сан-Себастьян во время войны на Пиренейском полуострове. В 1813 году, после нескольких недель осады, десант эскадры британского королевского флота захватил остров Санта-Клара в заливе Ла-Конча. Расположенный на узком мысе, который вдается в море между водами Бискайского залива и широким устьем реки Урумеа, город выглядел труднодоступным и хорошо укрепленными. Три дня спустя, 31 августа, британские и португальские войска осадили Сан-Себастьян, разграбили и сожгли его дотла. Осталась только улица у подножия холма, которая ныне носит название этой печальной даты.

После этих разрушительных событий началась реконструкция города на прежнем месте, но с современным городским планированием. Поэтому нынешний старый город имеет неоклассический, строгий и систематический стиль архитектуры. В 1817 году в Сан-Себастьяне была построена площадь Конституции, а между 1828 и 1832 годами – новая ратуша.

С 1885 года вдова испанского короля Альфонсо XII Мария Кристина проводила каждое лето в Сан-Себастьяне вместе со своей свитой, останавливаясь во дворце Мирамар. Со временем курорт стал популярен у испанской аристократии. Город развивался и процветал до 40-х годов 20 века, пока к власти не пришли испанские националисты. За десятилетие население Сан-Себастьяна сократилось на 40 – 50 тыс. человек. После Второй мировой войны город был поражен нищетой, голодом и репрессиями, а также контрабандой. Фактически процветание и развитие современного курорта началось только в 90-е года 20 века.

Как добраться

Поезда в Сан-Себастьян прибывают из многих частей Испании, а также Португалии и Франции, включая ночные рейсы из Парижа и Лиссабона. Город имеет небольшой аэропорт, расположенный в 20 км от центра, рядом с Фуэнтеррабией. Более крупный международный аэропорт находится в Бильбао (примерно 100 км от Сан-Себастьяна). По Стране Басков обычно легче передвигаться на автобусе, чем на поезде. Автобусы прибывают и отправляются с площади Пласа-де-Пио XII.

Ратуша

Кулинарные критики утверждают, что в какой бы бар или кафе вы ни зашли в Сан-Себастьяне – все будет вкусно. Старый город изобилует множеством мест с великолепными пинчо – небольшие закуски (блюда в миниатюре), тщательно приготовленные искусными поварами. Также благодаря морю здесь можно попробовать отличные морепродукты, например, жареные анчоусы, камбалу или блюда из трески (tortilla de bacalao или bunuelos de bacalao). В целом, гастрономия Сан-Себастьяна – действительно выдающаяся. Здесь можно попробовать множество великолепных блюд не только баскской и испанской, но и европейской кухни. Только в Сан-Себастьяне есть 9 ресторанов, отмеченных звездами Мишлен.

Достопримечательности

Ла Конча – самая яркая жемчужина в короне Сан-Себастьяна и один из главных символов города. Этот пляж, расположенный напротив острова Санта-Клара, был назван одним из лучших городских пляжей Европы и Испании.

Ла Конча расположен в центре города и является частью одноимённого залива. И пляж, и залив получили свое название из-за сходства своей формы с формой морской ракушки. Пляж имеет мелкий золотистый песок и протяжённость более 1300 метров, что делает его идеальным местом для прогулок босиком.

Ла Конча – это место с историей. Его сделала модным королева Изабелла II после того, как ее врачи рекомендовали купаться в море для избавления от проблем с кожей. Вслед за ней потянулись и другие аристократы, дав начало элегантному курорту.

Гавань Сан-Себастьяна

Вдоль пляжа Ла-Конча тянется прекрасная набережная с декоративными перилами и уличными фонарями, которая является популярным местом для прогулок. В нескольких минутах ходьбы от пляжа находится живописный и зелёный бульвар Аламеда – центр ночной жизни Сан-Себастьяна с множеством магазинов, ресторанов и кафе. Отсюда туристы могут исследовать очаровательный старый город.

Старый город Сан-Себастьяна (Парте Вьеха) спрятан между основанием горы Ургул и бульваром Аламеда. Этот оживленный район – одно из самых популярных мест среди туристов и местных жителей.

Читайте также:
Туры на остров Маврикий из Москвы: цены на двоих в 2022 году

Площадь Конституции

Изюминкой Парте Вьеха является аркадная площадь Пласа-де-ла-Конститусьон (площадь Конституции) – большое общественное пространство, где когда-то проходила коррида. Главное здание на площади служило ратушей Сан-Себастьяна до 40-х годов 20 века. Балконы красочных зданий, окружающих площадь, когда-то использовались как трибуны во время боя быков.

Рядом можно посмотреть на красивое неоклассическое здание библиотеки и традиционные продуктовые лавки старого рынка 19 века.

Недалеко от площади Конституции находится самая старая церковь Сан-Себастьяна, посвященная святому Висенте. Она построена в готическом стиле в первой половине 16 века. Внутри находится прекрасный романский алтарь и французский орган 1868 года, а также впечатляющие витражи.

Любимым занятием в Старом городе является прогулка по причудливым мощеным улочкам в поисках традиционных пинчо. Парте Вьеха заполнен аутентичными ресторанами и наиболее оживлен по вечерам, когда сюда стекаются туристы и местные жители.

Сан-Тельмо

Сан-Тельмо – исключительный музей, посвященный культурному наследию Страны Басков. Музей занимает здания эпохи Возрождения старого монастыря 16 века. Его коллекции включают археологию (египетские, финикийские и древнеримские артефакты), изобразительное искусство с множеством картин, рисунков, гравюр и скульптур, а также этнографию (с упором на баскскую культуру).

Среди основных шедевров музея – картины Эль Греко, Алонсо Кано, Рубенса, Морана, Риберы и Коэльо.

Мирамар – дворец в английском стиле, спроектированный в 1888 году английским архитектором Уорнумом. Дворец над заливом Ла Конча был построен как дом отдыха для испанской королевской семьи. Несколько испанских королев предпочли это место в качестве летней резиденции. Здание отличается восьмиугольной башней и фахверковыми деталями. Фасад украшает герб испанских Габсбургов.

В относительно простом, но элегантном доме есть два этажа. Третий этаж был предназначен для слуг. Дворец окружает пышный парк площадью более трех гектаров. Поместье также включает в себя ухоженные сады с прекрасным видом на море.

Базилика Санта-Мария-дель-Коро

Базилика Санта-Мария-дель-Коро – изысканная церковь 18 века в стиле барокко, которая стоит у подножия горы Ургул в самом сердце Старого города. Эта базилика – одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Сан-Себастьяна. Предположительно, она была построена на месте древнеримского храма.

Церковь имеет великолепный фасад в стиле чурригереско (испанское барокко) со статуей Святого Себастьяна в нише и двумя башнями. Гандиозный интерьер отличается изящными сводами в неоготическом стиле и впечатляющими колоннами с богато украшенными капителями.

Кафедральный собор – самая большая церковь Сан-Себастьяна, которая находится в Новом городе, недалеко от оживленной улицы Сан-Мартин. Это монументальное здание с высокой 75-метровой башней является важной городской достопримечательностью.

Этот собор в неоготическом стиле был спроектирован баскским архитектором Мануэлем де Эшаве в 1880 году. Он строился в течение девяти лет, начиная с 1888 года, и был торжественно открыт королевской семьей Испании в 1897 году. Собор построен из песчаника, добываемого у горы Игельдо. Огромное строение имеет внушительныую площадь в 1915 квадратных метров, восхищая простором богато украшенного интерьера, который представляет собой симметричный латинский крест с тремя нефами и трансептом. Обилие витражей придает церкви вдохновляющий вид.

Санта-Клара

Санта-Клара – крошечный остров шириной 30 метров недалеко от побережья, сочетающий в себе умиротворение природы и удобства цивилизации. На острове есть кафе, рестораны, места для пикника и небольшой пляж. Летом с 1 июня по 30 сентября каждые 30 минут из гавани Сан-Себастьяна на остров отправляется паром.

Исторический центр Сан-Себастьяна приобрёл существующий облик в конце 19 века, когда были снесены старые стены. Новый город был очень тщательно спланирован и является ярким примером эклектичного стиля. Самым замечательным аспектом Сан-Себастьяна является ощущение единства, которое почти не портит горстка современных зданий. Среди них особенно выделяется ратуша, открытая изначально как казино в 1897 году.

Другие интересные места нового города:

  • Пласа-де-Бильбао – красивая площадь с впечатляющим фонтаном.
  • Мост Марии Кристины – самый элегантный мост на реке Урумеа, вдохновленными мостом Александра III в Париже.
  • Пасео-де-Франсия – романтический променад во французском стиле с фонтанами и особняками начала 20 века.

Ондаррета

Ондаррета – оживленный пляж, который летом полон отдыхающих. Он граничит с горой Игуельдо и территорией дворца Мирамар. Этот пляж с мелким золотым песком – отличное место для принятия солнечных ванн, прогулок, купания и игры в пляжный волейбол. Береговая линия шириной 100 метров простирается почти на километр, предлагая достаточно места, чтобы выдержать толпу в высокий сезон.

Ондаррета – это больше, чем просто пляж. Рядом с ним проходит прибрежная тропа, ведущая к скульптуре Пайне-дель-Вьенто («Ветряная гребень») и садам, украшенным симметричными цветочными композициями и скульптурами.

Сурриола – известный пляж с широкой береговой линией и золотистым песком, который особенно популярен среди серфингистов. Он находится в коммерческом районе Сан-Себастьяна, где есть множество спортивных магазинов, крупных универмагов и художественных галерей. Плайя-де-ла-Сурриола привлекает серферов со всего мира сложными волнами, поэтому здесь часто проводятся соревнования по серфингу.

За пляжем Сурриола расположен красивый и обширный парк Улия.

Венцом самого восточного края набережной является конгресс-центр и здание Kursaal – символы новой современной архитектуры, спроектированной Рафаэлем Монео. Эти сооружения составляют основу местной культурной и конгрессной деятельности.

Гора Ургул

Гора Ургул – место с яркой и богатой историей. Уже в 12 веке этот район был преобразован в военную крепость, а его стены на протяжении веков выдержали множество нападений и осад. Прогулка по этому району перенесет в давно минувшую эпоху и откроет следы старых укреплений, которые когда-то окружали Доностию. В 1794 году гора Ургул стала свидетелем первой капитуляции города от рук французов и молчаливо взирала на пожар, разрушивший город во время битвы между французскими войсками и англо-португальской армией в 1813 году.

Вершину Монте-Ургулла венчает крепость Кастильо-де-ла-Мота. Построенное в 12 веке, это сооружение сыграло ключевую роль в защите города, а его стены и укрепления стали свидетелями большей части истории современного Сан-Себастьяна. Форпост окружен пушками, которые все ещё продолжают наблюдать за городом. Вершину горы венчает статуя Саградо Корасон («Священное сердце») высотой более 12 метров, открытая в середине 20 века. Сама статуя покоится на основании, в котором устроена часовня.

Читайте также:
Сколько времени лететь до Баку

Чтобы полюбоваться потрясающим видом на пейзажи Сан-Себастьяна, отправляйтесь на гору Игуельдо. Эта вершина находится сразу за пляжем Ондаррета. На вершину туристы могут подняться на фуникулере. С высоты 184 метра над уровнем моря открываются потрясающие панорамы.

Площадь Дурбар в Катманду – здесь живет дух Непала

Площадь Дурбар считается самой посещаемой туристами достопримечательностью Непала. Каждый выходит отсюда со своими впечатлениями от большого восторга до полного разочарования. Мы расскажем о том, как себя тут вести и что можно посмотреть самое интересное.

Главное на площади Дурбар – почувствовать дух Непала. Древние храмы, в которые приходят помолиться обычные непальцы и королевский дворец, который теперь функционирует как музей, хранят традиции непальской архитектуры. Тут вы увидите и садху (о них позже) и живую богиню (о ней тоже позже), которой поклоняются люди.

Сюда лучше приехать днем. Вечером площадь Дурбар также открыта, раньше тут работал ночной рынок, было много покупателей и торговцев. Сейчас рынок упразднен, и все торговцы переехали на примыкающую площадь Басантапур. За подарками из Непала стоит сходить именно туда. У рынка Басантапур нет точного времени открытия, так как торговцы начинают приезжать днем, можно сказать “подтягиваются постепенно”, а уезжают ближе к 20-00.

Днем с иностранцев берут плату за вход на площадь Дурбар. Многих туристов это возмущает, так как непальцы заходят сюда совершенно бесплатно. Рестораны и сувенирные лавки работают, обычно, до 20-00 или 21-00.

Вечером площадь особенно красива, но у прогулок в темное время суток есть свои большие минусы. Во-первых, подсветка памятников и зданий не всегда работает, и вы можете попросту ничего не увидеть. Когда электрическое освещение выключено, площадь Дурбар выглядит очень устрашающе, кажется, что идолы выглядывают из темноты и наблюдают за вами, а древние храмы пугают.

Во-вторых, не все названия улиц подписаны латинскими буквами, и будет сложно ориентироваться, вы можете попросту заблудиться. Мы рекомендуем: если вы и решились сходить сюда вечером, то не заходите на площадь, если не видите освещения. Небольшую галерею фото с площади (при включенном освещении) вы найдете ниже.

Нажмите на фото для увеличения.

Первое, что нужно сделать перед поездкой, это спрятать деньги и документы во внутренние карманы. Мы не утверждаем, что воровство на площади Дурбар процветает, но печальные случаи с туристами случались.

Если вы приехали сюда днем, то на входе придется заплатить входную плату. Она составляет 450 непальских рупий (на момент прочтения вами этой статьи цена входа может поменяться), на момент написания этой статьи около 160 рублей.

Одним из символов площади Дурбар являются голуби, которые обитают здесь в огромных количествах. Голубей никто не трогает – они символ мира. Жители Катманду подкармливают их, особенно это нравится детям (на фото слева).

Как только вы попадете внутрь, а может быть еще до входа, к вам начнут подходить местные гиды с предложением за отдельную плату показать вам тут все интересное. Это выводит из себя многих туристов, особенно представителей западной Европы.

Русскоязычных гидов тут нет. Если вы не знаете английского языка, но хотите посетить площадь Дурбар в сопровождении экскурсовода, то рекомендуем позаботиться об этом заранее. Английский язык непальские гиды знают, но уровень владения и состав лексикона у всех разный.

Мы рекомендуем поговорить с человеком и посмотреть, насколько вы будете понимать друг друга. Помните, что на возможность взаимопонимания влияют и темп речи, и произношение, и словарный запас обоих людей. В этом вопросе все очень индивидуально. Если вы чувствуете, что “сработаетесь” с гидом, можете смело его нанимать, вас ждет отличная экскурсия.

Давать милостыню попрошайкам и детям мы крайне не рекомендуем. Как только вы дадите что-то, они набегут большой толпой. Отвязаться будет очень трудно.

Интересным аттракционом для туристов на площади Дурбар является возможность сфотографироваться с садху. Скажем сразу – они не настоящие.

Садху – монахи-отшельники, решившие посвятить свою жизнь медитации и пониманию Бога. Они отреклись от всего материального, в первую очередь от денег. Они раскрашивают свое лицо и тело. Весьма колоритные персонажи (на фото справа). Живут они в храмах, лесах и в горах, предпочитая как можно меньше общаться с цивилизацией.

Люди с раскрашенными лицами на площади Дурбар предлагают вам сфотографироваться с ними, и потом начинают просить за это деньги. Конечно, настоящий садху не сделал бы ни первого, ни второго. К этому стоит относиться именно как к туристическому аттракциону, возможности получить интересное фото с необычным человеком. Денег они просят не так много.

На площади находится дом, в котором живет маленькая девочка. На момент написания статьи (2014 год) ей 10 лет. Ее зовут Матани Шакья, но весь Непал и остальной мир знает ее как Кумари – живую богиню. Скорее она не богиня, а девочка, в которой живет дух богини Дурги, в Непале эту богиню называют Таледжу.

Правильнее назвать ее “королевской Кумари”, так как девочек-Кумари в Непале несколько. Она живет во дворце (если честно, этот дом на дворец “не тянет”) Кумари Бахал (или Кумари Гхар). Он находится именно на площади Дурбар. Этот дом легко узнать, он выложен из красного кирпича три этажа в высоту.

Она может выходить из дома только по священным праздникам, а ее ноги не должны касаться земли. Носит только красную одежду и не может носить обувь. Внутри находится позолоченный трон, на котором она восседает во время официальных встреч. На фото слева вы видите ее, сидящей на троне.

Во дворе люди ждут, когда Кумари выглянет в окно. Считается, что если она посмотрит на вас, то ваша жизнь изменится к лучшему. Говорят, что она выглядывает между 16 и 17 часами дня. Вы можете присоединиться к ожидающим, если верите в это или вам просто не жалко времени. Фотографировать ее нельзя, за этим следит охрана.

Один раз в году проходит фестиваль, посвященный богине Дурге (она же Таледжу). В этот день Кумари носят по всему городу Катманду на позолоченных носилках. Праздник проходит в октябре месяце.

Читайте также:
Невидимая вода: ТОП самых прозрачных морей

Внутрь дома туристов ни при каких условиях не пускают. Но местные жители приходят на аудиенцию к Кумари, чтобы попросить благословения. Процедура заключается в целовании ног девочки, чем до недавнего времени занимался и король Непала. Каждый год король просил благословения. Сейчас монархия свергнута, видимо благословение не помогло.

Слово “дурбар” переводится на русский язык как “дворец”. На этом месте находятся дворцы правителей еще с 3-го века. Кстати, в Непале есть три места, которые называются “площадь Дурбар”. Площадь в Катманду еще носит название Хануман Дурбар в честь индуистского бога Ханумана.

Его статуя стоит около входа во дворец Хануман Дхока. Это старейшая резиденция королей Непала, которая сейчас превращена в музей. Туристов пускают не во все комнаты дворца, зато можно подняться на крышу, оттуда открывается великолепный вид на площадь.

Статуя бога Ханумана (на фото справа) выглядит очень необычно. Ее одевают в красные одежды, а лицо красят красной пастой. Для защиты от дождей сверху ставят зонт. Первозданный вид статуи посмотреть не получится.

Кстати о самом боге Ханумане, от которого площадь получила свое название. Это индуистский бог с головой обезьяны. На самом деле, многим читателям он знаком. Помните, в 90-х показывали китайский мультфильм о царе-обезьяне? Он жил и правил на горе цветов и плодов, а звали его Сунь Укун. Можно сказать, что он является китайской версией Ханумана, в китайскую культуру царь обезьян пришел из индуизма.

Площадь Дурбар является религиозным центром индуизма. Тут несколько десятков храмов, посвященных разным богам. Разобраться в этой религии сложно, поэтому мы просто рекомендуем прогуляться и посмотреть. Ниже вы найдете галерею фото эту тему.

Нажмите на фото для увеличения.

В некоторые храмы туристов пускают без проблем, а некоторые из них доступны только для индуистов и буддистов. Самый примечательный из них носит название Кастхамандап. По легенде он весь построен из древесины одного единственного дерева. Если вы прочитаете название внимательно, но обратите внимание на то, что оно созвучно в названием города Катманду. Ничего удивительно, имя столицы Непала произошло от названия именно этого храма.

Про одно священное место мы все-таки расскажем, уж очень оно интересное. Это изображение Бхайравы (или Кала Бхайравы) – одного из проявлений бога Шивы.

Выглядит оно весьма устрашающе, впрочем само слово “бхайрава” переводится с санскрита как “ужасный”.

На его голове находится повязка из черепов, у него шесть рук и он держит меч и щит, а под ногами тело поверженного демона, в руках он держит отрубленные человеческие головы. Шива использовал проявление Бхайрава для борьбы с врагами и карал тех, кто этого заслуживал.

По местным поверьям, тот, кто солжет около этой статуи, немедленно умрет страшной смертью. Мы не знаем, мы не проверяли. Вам также не советуем.

Раньше тут проходили коронации королей Непала. Последним тут короновался король Гьянендра в 2001 году. Сейчас монархии больше нет, и этот ритуал уже не посмотришь.

На площади Дурбар часто проводят праздники. Если вы попадете на один из них, вам повезло. Тут можно посмотреть много интересного. Ниже вы найдете галерею фото на эту тему.

Нажмите на фото для увеличения.

Площадь Дурбар удобна для покупки сувениров и подарков. Такой широкий ассортимент сложно встретить где-нибудь еще. Цены тут, конечно, “кусаются”. Главное, туристу можно и нужно торговаться. Цену можно опустить в два раза или еще ниже.

Удачного вам посещения Катманду, и читайте другие наши обзоры о Непале (ссылки ниже).

Непал. День первый. Катманду, площадь Дурбар

Непал меня заинтересовал, когда в 80-е годы я довольно активно и увлеченно занимался альпинизмом. Интерес советских альпинистов к этой стране был вызван тем, что здесь, в Гималаях, находятся самые высокие горы на нашей планете, и Гора всех гор — Эверест (Джомолунгма, Сагарматха). О восхождениях на Эверест, так же как и на другие гималайские восьмитысячники, ассы нашего альпинизма могли только мечтать, пока в 1982 году команда советских горовосходителей не взошла на вершину Эвереста по такому сложному маршруту, что до сих пор его никто не повторил. Нам, «салагам» от альпинизма, приходилось довольствоваться крайне скудной литературой о восхождениях в Непале разных там американцев, французов, англичан и прочих шведов. Волшебной музыкой звучали названия Катманду, Лукла, Намче-базар, Тьянгбоче, шерпы, имена легенд альпинизма Хиллари и Норгей Тенсинга (первые покорители Эвереста).

Сейчас нет проблем купить любую экскурсию по Непалу, любой трекинг к горным вершинам в Гималаях. По разного рода обстоятельствам у меня это не складывалось, пока в январе 2012 года я при содействии Татьяны Куртовой, менеджера туркомпании Илвес Тур в Паттайе, не приобрел путевку на 8 дней в Катманду. Татьяна нашла в Катманду туркомпанию, которая работает с русскими туристами и обеспечивает их русскоговорящими гидами.

Итак, 3 января нового, 2012 года, мы с женой вылетаем из аэропорта Суварнапум в Бангкоке тайскими авиалиниями в Катманду. Полет длится более 4-х часов, и за это время нас кормят обедом, причем стюардессы предлагают пассажирам на выбор пиво, вино, виски, что входит в стоимость авиабилета. Я тут же вспомнил наш любимый Аэрофлот, где за банку пива во время полета тебя готовы выбросить за борт самолета.

В Катманду нас встречает Аман — представитель фирмы »Непал Камаз Турс и Тревелc» (www.nepalkamaz.com.np). Этот непальский туроператор уже 20 лет работает на рынке оказания услуг туристам из стран СНГ и зарекомендовал себя безупречным организатором таких услуг, в чем мы смогли убедиться за 9 дней пребывания в долине Катманду. Аман прекрасно говорит по-русски, так как он несколько лет учился в Москве в Мединституте по профилю «педиатр», и до сих пор сожалеет, что из-за отсутствия квот на обучение, ему пришлось досрочно вернуться на родину. Его задача — детально познакомить нас с программой пребывания в стране, что он с успехом и делает в процессе нашей поездки из аэропорта в отель.

Все наши экскурсии будут проходить по историческим объектам двух древнейших религий планеты — тибетского буддизма и индуизма в долине Катманду. Мы посетим индуистские и буддистские храмы, святилища и монастыри в Катманду, в Патане, в Бхактапуре, в Деопатане, в Парпинге, в Чангу Нараяне. Все это самостоятельные города долины Катманду, хотя первые три из них фактически слились со столицей Непала и представляют собой один большой город (Большой Сочи в России или Большая Паттайя в Таиланде). Размеры долины Катманду 30×40 километров и она окружена цепью гор, высотой около 1400 метров. На юге долины горы понижаются и образуют знаменитое в Непале ущелье Чобхар, через которое протекает священная река Багмати.

Читайте также:
Расшифровка кода подразделения ГУВМ (УФМС) России

Что поразило с первых шагов пребывания в Катманду — огромное количество армейцев, которые охраняли подступы к аэропорту. Больше я их ни разу не видел, но их сменили полицейские. Катманду — это город древних двух- и трехэтажных зданий с узкими улочками, где полностью отсутствуют знаки дорожного движения, дорожная разметка и светофоры. Исключение составляет Центр города, но и здесь нет светофоров. Движение очень интенсивное и хаотичное — это легковые автомобили, пассажирские автобусы, местные тук-туки, мотоциклы, велосипедисты, причем никто из участников движения и в упор не видит пешеходов. И вот весь этот хаос регулируется полицейскими с жезлами (вот бы сюда наших полицментов с их менталитетом — поймать и наказать!). Непрерывные сигналы автомашин, свистки полицейских — это своеобразная какафония Катманду. В равной степени это относится и к центру города.

Нам забронирован отель «Манаслу» (название одного из восьмитысячников на территории Непала). Он вполне соответствует трем «звездам» — большой номер, холодильник, телевизор, совмещенные санузел и душевая, сплит-система, что не лишне, так как на улице довольно прохладно — где-то градусов 10 выше нуля. Нам даже пришлось по пути к отелю заехать в небольшую лавочку и купить теплые куртки. Отель находится недалеко от Центра рядом с весьма оживленной улицей. Здесь есть маркет, ресторан, торговые лавочки.

В отеле мы встречаемся с нашим гидом Нарайяном. Это мужчина лет 60-ти. Так же как и Аман, он хорошо говорит по русски, также как и он Нарайян учился в СССР, получил профессию инженера и трудился на уральских заводах. Как мы позже узнали, Нарайян несколько лет работал в одной из стран Африки в миссии ООН . Один его сын живет в Англии и занимает высокую должность в какой-то компьютерной фирме, а другой — живет и работает в Австралии. Кроме русского языка Нарайян знает английский и индийский языки. Вот какого интересного и эрудированного (в этом мы убедились в процессе экскурсий) гида выделила нам директор фирмы Гаетри Кансакар.

Наскоро устроившись в отеле, мы поспешили на первую экскурсию в исторический Центр города Катманду — Дворцовую площадь (площадь Дурбар). Здесь находится около 50 храмов и святилищ, посвященных богам, их аватарам, их аспектам и их женам. В индуизме, основной религии Непала, существует три главных бога: Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель жизни) и Шиву (разрушитель устарелых форм жизни). Вишну имеет множество перевоплощений1 (аватар), и каждое его перевоплощение происходит в тот момент, когда роду человеческому грозит вселенская беда. Его главными аватарами являются бог Рама, бог Кришна, бог Нарасимха, Будда настоящего (Будда Шакьямуни) и даже Иисус Христос. Индуисты верят в появление последней аватары Вишну, который спасет мир от зла и лжи. Это будет аватар Калку, который спустится на землю на белом коне с обнаженным мечом и восстановит на земле мир и справедливость.

Бог Шива обладает огромным количеством манифестаций, из которых можно упомянуть Кала Бхайрав (бог ужаса), Пашупати (бог — покровитель животных), Натараджа (Владыка танца). К богам относятся и их жены: Парвати — идеальная супруга (жена бога Шивы), Лакшми — богиня процветания (жена бога Вишну), Сарасвати — богиня знания и учености (жена бога Брахмы). Имеются и «самостоятельные» боги: Ганеша (сын Шивы и Парвати) — бог мудрости и покровитель всех начинаний, Хануман (Царь обезьян), Дакшинали, Харти, Кали (супруга бога Кала Бхайрав), Дурга. Перечень богов не исчерпывается названными — каждая деревушка или поселок имеют своих, местных богов. Всего, по словам Нарайяна, в индуизме 33 миллиона богов, а возраст этой древнейшей религии переваливает за несколько миллиардов лет. И попробуйте убедить индуиста в противном!

В индуизме почитаются не только боги, но и «транспортные» средства этих богов. Так, бычок Нанди является транспортным средством бога Шивы и его жены Парвати, гаруда — транспортное средство бога Вишну, у Брахмы и его жены Сарасвати — лебедь, а у Лакшми — корова (вот почему корова в Индии является священным животным!).

Площадь Дурбар — это древний храмовый комплекс, который строился несколькими поколениями Непальских королей. Центральной частью площади является королевский дворец Хануман Дхока. В нем на протяжении веков жили короли и правили отсюда своим государством. В те времена во дворце было 35 внутренних дворов, и каждый из них выполнял свою роль. В наше время сохранилось только 9 двориков. Дворец поражает искусной резьбой по дереву, и ею оформлены окна фасада и внутренних двориков, двери, наличники дверей и окон, небольшие балкончики, фронтоны крыш.

Одной из достопримечательностей дворца Хануман-Дхока являются 4 башни, возвышаюшиеся над его стенами. Они носят названия 4-х главных городов долины Катманду- Басантапур (Катманду), Патан, Бхактапур и Киртипур. Самой высокой является первая башня — над тремя этажами дворца ввысь поднимаются четыре яруса крыш. До землетрясения 1934 года это было девятиэтажное сооружение. И сейчас, если подняться на самый верх башни, то откроется чудесная панорама площади Дурбар.

Перед главным входом во дворец стоит скульптура бога Хануман. Он задрапирован красной материей и над ним установлен большой зонт красного же цвета. Лицо скульптуры покрыто красной краской, так что черты лица не угадываются. Это следствие прикосновения верующих к лицу божества ладонями рук, покрытых специальной краской. Такая традиция.

По обе стороны от дверей стоят скульптуры священных львов, на которых восседают бог Шива и его жена Парвати. Кроме этих богов, вход во дворец охраняют полицейские. Это единственный двор (Насал Чок), куда позволительно заходить туристам, но фотографировать внутри нельзя. До недавнего времени здесь проходила коронация королей и сохранилась специальная платформа, где проводился этот ритуал. Последним королем Непала был Гьянендра, коронация которого проходила здесь в 2001 году. В настоящее время король низложен, и Непал является парламентской Республикой.

Читайте также:
Фотографии Макеевки

Рядом с дворцом находится Храм живой девственной богини Кумари. Культ этой богини существует уже 250 лет. Ее обязанности несложны — раз в году она на специальной колеснице, запряженной буйволами, объезжает долину Катманду и несет свое благословение жителям долины, она имеет право ставить тику (знак индуизма) на лоб короля и время от времени появляется в окне своего дворца. Этого момента ждут и паломники, и туристы, и жители Катманду, так как считается, что увидеть богиню Кумари, значит «поймать птицу счастья». Появляется она перед своими подданными крайне редко, но нам повезло! Будущее покажет, поймали ли мы свою «птицу» счастья.

Претендентки на этот титул происходят из касты Шакья (из этого рода был и принц Гаутама, будущий Будда Шакьямуни). В богини на конкурсной основе избираются девочки 3–7 лет, которые должны иметь чистое тело, черные волосы и ровные белые зубы. Они должны быть красивыми и бесстрашными (каждая претендентка на этот титул всю ночь должна просидеть в темноте и при этом ее постоянно пугают). Богиня Кумари не имеет права ходить по земле и ее носят в золотом паланкине. До недавнего времени она не могла общаться со своими сверстниками, с родителями, у нее не было подруг, и она не училась. Сейчас эти ограничения ушли в прошлое. Фотографировать богиню Кумари нельзя. При первой крови (порез, менструация), Божественный дух покидает ее тело и выбирают новую Кумари, а экс-богиня становится обычной девочкой, которая получает пожизненно «пенсию» в 80 долларов. Индуисты убеждены, что в Кумари вселяется божественный дух богини Таледжу. Кумари единственная в нашем Мире реальная живая богиня! Ей поклоняются короли (короли являются автарами божества) и считают за высшую милость прикоснуться к ее телу или поцеловать ее ноги. Вот так-то!

Несколько слов о храме — это каменное трехэтажное здание древней постройки с внутренним двориком. Именно здесь собираются жаждущие увидеть богиню Кумари. Снаружи храма и внутри дворика окна и двери оформлены чудесной резьбой по дереву и по камню. Внутри дворика есть скульптура богини Сарасвати.

Нарайян каким-то образом узнал, что в этот день около 5 часов вечера можно будет лицезреть богиню, и мы через низенькую дверь прошли внутрь храма, в открытый дворик. Здесь уже было несколько десятков человек, которые неотрывно смотрели на одно из окон третьего этажа. В одном из рядом расположенных окон появилось три детских личика (так называемые «подглядывающие»), а еще через несколько минут мы увидели в соседнем окне и лицо богини. Вся толпа благоговейно замолчала и наступила полная тишина. Это длилось несколько десятков секунд и лицо исчезло. В таком же благоговейном молчании все разошлись. Не знаю почему, но момент появления богини в окне и черты ее лица у меня напрочь стерлись из памяти. Тут помню, а тут не помню — какая-то мистика!

Мы вышли из храма и отправились на экскурсию по площади Дурбар. Я повидал очень много храмов в Таиланде, в Камбодже, в Индии (штат Карнатака), позже в Бирме, но такой храмовой архитектуры я еще не встречал. Этот архитектурный стиль и декор присущ только Непалу. Практически каждый храм на площади Дурбар представляет собой кирпичное строение прямоугольной формы, увенчанное несколькими ярусами прямоугольных крыш, покрытых черепицей. Крыши опираются на деревянные колонны. Как правило, храм стоит на многоступенчатом кирпичном основании. Все это сооружение выдержано в темнокрасных тонах. Здесь нет той лепоты и жизнерадостности, которые характерны для буддистских храмов и ступ Таиланда и Бирмы. Другая страна, другая религия, другая архитектурная целесообразность.

Посетить само святилище не возможно, так как, во — первых, они открываются для церемоний в определенные дни и в определенные часы, во-вторых не индуистам вход туда категорически запрещен. За этим строго следят монахи.

На площади Дурбар расположены такие известные и почитаемые храмы, как храм Кастамандап, храм Нарайян, храм Шивы и Парвати, храм Триалокия — Мохан-Нараян (храм Вишну), храм высокопочитаемой в индуизме богини Таледжу. Считается, что она «патронирует» королевскую династию, поэтому члены королевской семьи могут посещать храм в любое время. Для все остальных храм открывается раз в году и в нем проводится церемония жертвоприношения (волы, бараны). Мясо убитых животных раздается монахам, а кровью животных мажутся скульптуры богов.

Храм Кастамандап полностью сделан из дерева и считается самым древним храмом в Катманду.

Из этого архитектурного ряда выпадают храмы Панч Мукхи Хануман (круглая пятиярусная пагода) и храм Кришны. Архитектурно он выполнен в форме восьмигранника с трех ярусной крышей, которая по окружности опирается на множество деревянных колонн. Храм стоит на кирпичном многоступенчатом основании так же восьмигранной формы. Этому богу посвящен еще один храм — Гопинатх Мандир. Одноярусная крыша храма увенчана белокаменной пагодой. Небольшой храм Бималешвар выполнен из камня! и имеет форму ротонды. Это единственный храм из камня, который мне довелось увидеть на площади Дурбар.

К достопримечательностям площади можно отнести небольшой камень, в нише которого установлена скульптура бога Ганеши, а так же четырех метровый барельеф Кала Бхайрав (Черный Бхайрав). Это бог ужаса, самый разрушительный и ужасающий аспект бога Шивы. Он многорук, имеет устрашающий вид и три глаза. В одной руке он держит кинжал, а во второй отрубленную человеческую голову, на его шее висит ожерелье из костей, а сам он стоит на человеческих черепах. Существует поверье, что если перед этим божеством человек соврет, то он истечет кровью, поэтому в древние времена перед образом Кали Бхайрава проводились пытки преступников. При виде этого страшилища, преступник сознавался во всех своих злодеяниях. В дни празднеств здесь в жертву приносятся петухи.

Это сакральное место на площади Дурбар — здесь толпятся верующие, совершают свои обряды и ритуалы, много горящих свечей. На площади есть еще несколько мест, где происходят подобные действия.

Читайте также:
Фото Нагои (169 фото)

Площадь заполнена народом, в основном непальцами. Европейцев среди толпы мало. Часть людей спешит через площадь по своим делам, часть- гуляет, часть находится у ритуальных мест. Много молодежи сидит на ступенях оснований храмов, особенно их много при храмах Триалокия… и Нараяна. Сидят, болтают, наблюдают за событиями на площади с высоты храмов. Много торговых лавочек, магазинчиков и лотков, где продается сувенирная продукция, тханки (о них я расскажу позже), ритуальные маски и прочая экзотика. Особенно много сувениров и «реликтов» продается на рынке, который расположен на площади Басантапур. Здесь туристам предлагаются изделия из камня, металла, дерева. Это ритуальные маски, старинные кинжалы, ритуальные колокольчики, статуэтки индуистских богов и божеств, мифических животных. Все это так искусно подделано под старину, что не вызывает никаких сомнений в их древнем происхождении.

Свои услуги предлагают велорикши. Их тут десятка полтора. Каждая тележка ярко раскрашена, оплетена лентами и выглядит очень красочно и празднично.

Одежда, особенно на женщинах, разных расцветок, но каких-то блеклых цветов. И вообще, все вокруг необыкновенно серо. Женщины одеты в некое подобие юбок, в шаровары, а на плечи у них накинуты большие платки. Подростки и молодые мужчины носят куртки с капюшонами, на головах многих национальные непальские шапочки. Пожилые и старики обматывают голову шарфами или большими платками. Колоритных фигур здесь предостаточно и человек не равнодушный унесет отсюда массу положительных эмоций и впечатлений.

Время приближается к 6 часам вечера и Нарайян торопит нас с возвращением в отель. Эта спешка объясняется просто. В стране очень низкий уровень электроэнергетики, что вынуждает даже в столице Непала ограничивать ее потребление в вечернее и ночное время. Вечером Катманду погружается в темноту — улицы не освещены, небольшое число магазинов, ресторанов, кафе функционирует за счет собственных электрогенераторов. В жилых домах света нет. В отелях, ресторанах, больших магазинах действует известная нам по 90-м годам система «веер». В связи с этим рабочий день в Непале заканчивается в 5 часов вечера, чтобы люди до наступления темноты могли добраться до дома.

В номере очень холодно, мы включаем сплит-систему на «полную катушку» и спускаемся в ресторан при отеле на первом этаже. Куртки и головные уборы предусмотрительно не снимаем и, как оказалось, делаем это совершенно правильно. В ресторане то же холодно и официант подвигает к нашему столику большую тепловую пушку. Во время ужина внезапно на несколько секунд выключается свет, а потом включается вновь. Сработала система «веер» и отель подключился к собственному генератору.

Катманду. Площадь Дурбар. Башня Хануман — Дока.

Непал. Красная площадь Катманду

Невозможно представить иностранного туриста, который приехал бы в Москву и не посетил Красную площадь. В Катманду таким местом является площадь Дурбар, где расположен старый Королевский дворец, несколько уникальных храмов и старинных построек.

Площадь Дурбар в Катманду

Для иностранцев вход на площадь платный. Билет стоит недешево – 1000 рупий (600 руб.). Возможно, вас постигнет разочарование, поскольку постройки сильно пострадали во время землетрясения. Некоторые деревянные здания были уничтожены до основания. Каменные дворцы и храмы разрушены частично, и сейчас держатся благодаря металлическим подпоркам. Зато именно здесь можно особо остро ощутить средневековый дух непальской столицы.

Входной билет стоит 1000 рупий (600 руб.)

Площадь сильно пострадала во время землетрясения

Возле входа к вам обязательно подойдет местный гид с бейджем, любезно укажет направление движения и будет настойчиво предлагать экскурсию за 300 рупий (170 руб.). Если вы готовы слушать на английском языке, можете соглашаться. Если же нет, лучше на русском языке сказать ему, что ничего не понимаете. В этом случае вы избавитесь от долгих уговоров.

Голуби – визитная карточка Дурбара

Торговка голубиным кормом

Если в храмовом комплексе Сваямбунатх собрались все обезьяны Непала, то на площадь Дурбар слетелись все столичные голуби. Такое впечатление создается при виде толстого голубиного «слоя», покрывающего крыши и все горизонтальные площадки. Причина птичьего паломничества проста. На площади обосновались торговки кормом для голубей. Многочисленные туристы охотно покупают его, бросают птицам, привлекая тем самым все новых особей.

Похоже, птицы не особенно переживают по поводу разрушений

Но голуби, конечно, не главная достопримечательность Дурбара. Вместе с входным билетом туристам вручают план площади, на который нанесено 43 достопримечательности! Понадобиться немало времени, чтобы все обойти и осмотреть. Сердцем огромного комплекса является дворец Хануман Дхока. В нем были коронованы все короли Непала. Отсюда они управляли страной, пока королевская династия не прекратила свое существование.

Шедевры деревянной резьбы

Возле этого знака лучше не стоять

Следует отметить, что в 2015 году случился не первый удар стихии, который оставил отметины на площади. Огромный ущерб был нанесен в 1934 году. Реставрационные работы завершились лишь в 1979 году. И вот опять! Странно, что от землетрясения сильно пострадали именно дворцы, храмы, монастыри и в меньшей степени обычнее жилые постройки. Увы, ничего не осталось от самого старого деревянного здания в мире, построенного в XII веке. Оно было возведено из древесины только одной породы дерева, называлось Кастамандал (Деревянный приют) и дало название городу.

Стены дворца держатся благодаря подпоркам

Несмотря на запрещающие знаки, люди прячутся от солнца у стен храмов

Помимо Королевского дворца среди туристов большим интересом пользуется дворец Кумари Бахал. Именно в нем живет единственная в мире живая богиня Кумари Деви. Она является человеческим воплощением богини Таледжу. Ее выбирают согласно 32 критериям отбора среди девочек касты Шакья в возрасте пяти лет. Кумари перестает быть богиней до первой крови, будь это порез или менструация.

Дурбар позволяет перенестись в далекое прошлое

Площадь – популярное место встреч

Кумари редко покидает дворец. Когда это происходит, девочка не должна касаться ногами земли. Доступ иностранцев к живой богине запрещен. Ее можно лишь увидеть, когда в определенное время она выглядывает из окна. Фотографировать кумари запрещено. За этим следит полиция.

Храм Шивы Маджу Дэвал был построен в 1690 году. Он известен своей резьбой по дереву, изображающей эротические сцены. На ступенях любят сидеть молодежь и влюбленные парочки. Невозможно миновать изображение Бхайравы – одного из обликов бога Шивы. Выглядит он крайне устрашающе. Одна только повязка на голове из человеческих черепов чего стоит! С санскрита его имя и переводится как «устрашающий».

Читайте также:
Фото Гренландии (212 фото)

Женщины и постройки на Дурбар выглядят одинаково ярко

Поимо многочисленных построек на площади Дурбар много сувенирных лавок. Здесь можно купить коврики с рельефным рисунком, картины, кукол-марионеток, маски и многое другое. В окрестностях площади находится много кафе и ресторанчиков, где предлагают хороший кофе и традиционный чай масала.


Полезная информация

Фото Площади Дурбар в Катманду (99 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

На пути к себе

Давайте я вам покажу немножко Катманду.

Площадь Дурбар в районе Патан

В Катманду вас первым делом привозят в Тамель. Это туристический район, состоящий из гестхаусов, кафе и ресторанов, турагентств, готовых отправить вас в трековый маршрут в любой конец Непала, и магазинчиков, где можно купить не только традиционные сувениры, но и добротное турснаряжение-одежду-обувь по ценам раза в 2-3 ниже московских.

Позавтракав вот в таком милом кафе, можно идти приключаться!

Столица Непала расположена в котловине между горами (хотя и на высоте около 1300м), поэтому ветрами продувается плохо и воздух там не особо чистый. Не в сезон дождей в нем постоянно висит смесь пыли и выхлопных газов от множества мотоциклов – видимо, основного средства передвижения в городе.

Улочки исторической части (той, что рядом с традиционным районом туристов – Тамелем) имеют ширину метра три, при этом по бокам сидят/стоят торговцы всем_чем_только_можно, ходят толпы туристов, пытаются двигаться велорикши, такси и вышеупомянутые мотоциклы. При этом все почти непрерывно сигналят. Поначалу прикольно, но очень быстро устаешь.

В городе имеется множество буддистских и индуистских храмов – от самой большой в мире ступы Боуданатх

до крохотных уличных алтарей в стенах домов. Вообще, наткнуться на маленький храм или алтарь очень легко – просто свернув в подворотню почти в любой из дворов в центре:

в соседнем дворе

это такая клевая Мышь – ездовое животное Ганеши.

Местные жители говорят что в Долине Катманду живёт 10 миллионов Богов.
Из крупных храмовых комплексов стоит отметить Сваямбунатх (известный также как “Обезьяний храм” из-за множества обитающих там обезьян)

и Пашупатинатх — храмовый комплекс, основанный в XIII в., он является памятником индуистской религиозной культуры:

Обезьян там не меньше, и ваш покорный слуга был лично удостоен их внимания. Шел по дорожке, размахивал полиэтиленовым пакетом, в котором помимо прочего лежала связка бананов. Вдруг, в какой-то момент, когда пакет находился в задней фазе раскачивания, я почувствовал резвий рывок. Подумав, что зацепился за куст, я потянул пакет на себя. Однако усилие с противоположной стороны оказалось не меньше, а спустя секунду – и больше моего. Обернувшись, я увидел большого обезьяна, который держал в лапах мой пакет и сурово смотрел мне в глаза. Секунд пять мы занимались перетягиванием пакета, я пытался вспомнить/придумать, что рекомендуется делать в подобных ситуациях, но конфликт решился сам собой – ручки пакета не выдержали, и добыча досталась охотнику. Правда, все ненужное добро обезьян через пару метров выбросил на землю. А вот бананы забрал. Отбежал еще метров на 5 в сторону, уселся поудобнее, и начал их чистить и есть, цинично поглядывая в мою сторону.

Вообще Пашупитинатх известен прежде всего тем, что там и в наши продолжают сжигать покойников. Мы попали туда в день местного правздника, поэтому в реке столько цветов, а в Золотом храме, куде не пускают не-индуистов столько народа. Но про Пашупатинатх я расскажу в другой раз.

В центре, рядом с туристическим районом Тамель расположден исторический центр Катманду с площадью Дурбар:

Несколько портит впечатление то, что весь центр превращен в торговые лавки, и тюки с тканями, поющие чаши и палантины лежат прямо на каменно-кирпичных ступенях древних храмов.
Здесь же продаются заплетенные в гирлянды цветы для обрядов и праздников.

На площади сидят местные профессиональные нищие – настойчиво предлагающие сфотографироваться с ними за соответствующую мзду:

И на все это сверху смотрит статуя одного из королей этой бывшей монархии.
История ее последних дней весьма трагична: в июне 2001г. Непал в одночасье лишился королевской семьи – были убиты король Бирендра Бикрам Шах и королева Аишварья, принцы и принцессы. Только спустя полдня стало ясно, что убийцей был сын короля, наследный принц Дипендра. Он расстрелял своих родителей, братьев и сестер, а затем выстрелил в самого себя. Трон занял брат короля Гьянендра, не имевший такой популярности; с тех пор правительственные войска постоянно участвовали в столкновениях с маоистами, и после 6 лет конфликтов парламент лишает короля иммунитета (отныне его можно отдать под суд), а также депутаты постановили отныне считать Непал — единственное в мире полностью индуистское королевство — «светским государством», отобрав таким образом у Гьянендры титул инкарнации Вишну. С июня 2008г Непал становится республикой.

Дурбар сквер – королевская площадь в Катманду

Сосредоточие экономических, культурных, политических движений и надежд Непала надежно сжато в железной руке его главного индустриального центра – Катманду. Города, который был заложен в XII в. н.э. и спустя 6 веков стал неизменной столицей Непала. Каждый город в мире имеет свои особые визитные особенности, нюансы, места, которые делают его уникальным, не похожим на другие. А это, в свою очередь, работает как приманка и тянет к нему желающих увидеть эксклюзив вживую, ощутить всей палитрой своих чувств его очарование и шарм. Описывая величие Катманду, непростительной халатностью было бы не сакцентировать внимание читателя на его историческом сердце, центральной площади Дурбар-сквер. Эмоциональный облик этого места просто фонит тайной мифичностью, глубокой сакральностью и даже мощной эзотерикой! Так что же это за Дурбар-сквер такой?

Дурбар-сквер в Катманду: история, описание, маленькие хитрости

Слово «Дурбар» при дословном переводе с непальского значит: “близлежащая к дворцу (придворцовая, дворцовая) территория”. Такое название площади абсолютно логично, ведь изначально она раскинулась возле старого королевского дворца династии Малла, который «венценосные» построили в Кантипуре (родитель-предшественник Катманду). Несмотря на то, что некоторые исследователи считают, что строительство Дурбар-сквер следует датировать периодом XVII-XVIII века, правильно будет сказать, что процесс этот был с постепенным и переменным прогрессом, начиная с XII века, когда возвели основные дворцовые комплексы, храмы и чоуки (декоративные дворики), и заканчивая 1979 годом, датой полной реставрации после землетрясения в 1934 году и внесением в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня красоты площади включают в себя около полусотни достопримечательностей в комплексе архитектурных, скульптурных и даже художественных элементов в дивном, уникальном духе индуизма. Посмотреть нужно все хотя бы одним глазком, но особое внимание уделите:

  1. Храму Кастхамандапу – это святое место является действующим оберегом долины, вместилищем оттиска ног Горакхнатхи (святой отшельник). Храм построен, как говорят сказания, с досок ствола одного дерева породы шала (салового), в тени которого был рожден Будда.
  2. Храму Кабиндрапур (Дханса Деге), который является обязательным местом посещения для тех, кто имеет какое-то отношение к музыке, ведь это дом бога мелодии.
  3. Самому дворцовому комплексу Хануман Дхока – это и есть основная ось, вокруг которой возводились все другие строения. Вы легко найдете его, если будете знать ориентир – скульптурный комплекс возле входа в дворец в составе: полубога-обезьяны под зонтиком Ханумана в обрамлении 2 флагов Непала и сидящих рядом на каменных львах Шивы и Парвати.
  4. Храму, посвященному любви и вожделению, Кам Дэва – немного романтики и пикантности не повредит парам, а одинокие имеют неплохой шанс завязать для понятной цели знакомство (для настоящей любви языковой барьер – не препятствие :D). У бога Камы, кстати, есть жена – Рати, она покровитель страсти.
  5. Посещению храма Шивы Маджу Дэвал – тут обратите внимание на известный Шивалингам и поломайте голову над его символичностью и предназначением.
  6. Обретению ясности ума и прироста богатства с помощью силы храма Ганешы Ашок Бинаяк.
  7. Визиту в дом хранителя мироздания Вишны Трайлокья Мохан Нараян.
  8. Походу в гости к верховным супругам-демиургам Шиве и Парвати в их храм.
  9. Осмотру, правда на расстоянии, дворца живой богини Кумари. В святыню пускают только тех, кто исповедует индуизм.
  10. Вторжению в бывшее гос. здание Гаддхи Байтак, которое было эффектным местом для важных церемоний и приемов.
  11. Осмотру храма богини заболеваний и разрушений Бхагавати. Для информации: ритуалы поклонения ей включают убиение петухов (авт. «курицы не достойны») и оргии.
  12. Храму поборника становления религиозных принципов Кришны, где есть статуи его и 2 его жен. Облик статуй скромно определили, как свой собственный, король и его 2 жены, которые правили в ХVII веке.
  13. Храму Джаганнатх, где вы сможете со вдумчивым и почтительным выражением на лице созерцать эротические картины, изображенные резьбой на подпорках крыши. За храмом есть скульптура Чёрного Бхайрава – говорят, что если перед ней солгать, то вы сразу истечете кровью. Наверное, лучше не пробовать…
  14. Попытке раскрыть тайну храма Индрапур, ведь никто не знает: когда и кто его возвел. Божества внутри одни, посвящение в названии – другое… Неправильный храм какой-то.
  15. Самому потрясающему строению площади храму богини Таледжу Бхавани, которая давала благословения правителям и повелевала сутью жертвоприношений. Здание обладает высотой в 35 метров!
  16. Еще множеству других достопримечательностей Дурбар-сквера, о каждом из которых можно написать маленькую книгу. Любой посетитель площади обязательно найдет что-то для себя, понравившееся именно ему.

Вы должны четко понимать, что Дурбар-сквер не только историческая, культурная ценность, сосредоточие религиозных святынь, но и источник дохода с туристов, желающих посмотреть, пощупать, запечатлеть. Здесь вам будут настойчиво продавать все, что можно только представить: продукты, разнообразные сувенирные товары, открытки и иконки. Вам будут навязываться в платные провожатые и экскурсоводы. Если все это опционально, то чтобы пройти на площадь – надо заплатить 1000 рупий (10 дол). А вот тут совет: немного походите вокруг и вы обязательно найдете бесплатную лазейку среди построек! На деньги за вход лучше купите себе сувенирчик. Отдельные места Дурбар-сквера вам могут не разрешить посетить, так как они доступны только во время определенных праздников. В любом случае, опытные гиды «Кулуара» подскажут вам, что можно или не нужно делать.

Боги могут выходить на пенсию, оказывается…

Особого внимания заслуживает единственное в мире живое божество, обитающее на площади Дурбар-сквер. Это Королевская Кумари (в Непале есть еще пару Кумари, но они не такие влиятельные), культ которой уже 3 века почитается в стране. По сути, Кумари – это аватара любимой и уважаемой народом Таледжу Бхавани.

Вселяется Таледжу только в девочку (3-5 летнего возраста) с отвечающими всем нужным канонам параметрами: принадлежность к сословию Невари Шакая, с совершенным телом, здоровьем, голосом, внешностью, зубками и нужной астрологической сводкой (звезды должны сказать, что она в гармонии с аурой королей). Важный нюанс: девочка не должна быть осквернена кровью (порезы, выделения и т.д.). Но и это не все, за этим отбором еще следует череда сложных проверок и испытаний.

Кумари хранит судьбу королей и благословляет их на достойное и счастливое правление. Выходит из дворца богиня только 1 раз в год для церемониальной процессии. 2 раза в день показывается в окошке дворца в случайное время, — увидеть богиню хороший знак. Содержание у нее государственное, контакты с родными и друзьями разрешены, обучение тоже. Когда кровь появляется на девушке (по той или иной причине), она становится простой смертной, получает выходное пособие и ежемесячную пенсию в 80 долларов.

Автор: Андрей Литвинчук

UPD: Площа Дурбар после землетрясения в Непале

К сожалению, после сильнейшего землетрясения в апреле 2015 года некоторые старинные храмы на Дурбар сквер были разрушены. Они должны быть восстановлены со средств ЮНЕСКО. Это вселяет надежду и в скором времени мы сможем насладится былым величием королевской площади Катманду. А пока фото нынешнего состояния (24.10.2015)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: