Фотографии Собора Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор Святого Петра: история кратко, архитектура и внутреннее убранство, фото и билеты без очереди, где находится и как добраться

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая значимая в мире католическая церковь используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

  • Константиновская базилика
  • Архитекторы
  • Внутреннее убранство
  • Пьета Микеланджело
  • Капелла Святого Себастьяна
  • Балдахин Бернини
  • Соломоновы колонны
  • Кафедра
  • Статуя Петра
  • Мозаика «Преображение»
  • Часы работы и правила
  • Где находится и как добраться

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506 г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513 гг.) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика

Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Утренний Рим с купола Собора Святого Петра

Встретить рассвет в Ватикане и прогуляться к мосту Святого Ангела

€117 за экскурсию

Весь Рим за день — для пассажиров круизных лайнеров

Встречаемся в порту Чивитавеккья!

€130 за экскурсию

Ватикан как увлекательный роман

Путешествие по следам римских пап в Соборе Святого Петра

от €124 за экскурсию

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514 гг.) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

Читайте также:
Виза в Россию для граждан Латвии - Как получить дешево?

Внутреннее убранство Собора святого Петра

Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт 39rim.ru предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра

В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Возможно Вас заинтересует:

Бронзовая статуя апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В короткой статье 39rim.ru, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Мы предлагаем читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.

Собор святого Петра без очереди + аудиогид на 11 языках

Часы работы и правила

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Некрополь

Посещение некрополя и места захоронения апостола Петра производится только по предварительному запросу в составе групп. Для этого необходимо связаться с офисом управления раскопками по тел. +39.06 69 88 53 18 или написать по e-mail: [email protected]

Читайте также:
Цены в Чехии: как сэкономить туристу

Где находится Собор Святого Петра в Риме

Базилика св. Петра расположена на главной и единственной площади Ватикана — Пьяцца Сан Пьетро.

Доехать до Собора святого Петра можно разными способами.

  • Метро: линия А, остановка Ottaviano или San Pietro.
  • Трамвай: маршрут №19, остановка San Pietro.
  • Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento; от вокзала Термини: экспресс-маршруты №64 и 40.

Автор статьи: ©39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (29)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)
  • ТОП 10 в Риме – важное и интересное
  • По следам Великих – важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
  • Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
  • Музеи Ватикана – как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Площадь и собор Святого Петра. Рим

Собор и площадь Святого Петра считаются одной из главных достопримечательностей Рима, куда стремятся попасть миллионы туристов. Они находятся на территории Ватикана, самого маленького государства мира, которое отделено от Италии белой линией, проведенной на брусчатке площади.

Площадь Святого Петра

Площадь Святого Петра называют одной из самых красивых в мире. Ее окружает великолепная колоннада, изогнутая в форме купола. Она символизирует раскрытые объятия церкви всем верующим, которые направляются в собор Святого Петра.
Колоннада была спроектирована гениальным архитектором Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Алессандро VII Киджи, который мастерски организовал пространство, проявив свой талант.
Колоннада состоит из 284 дорических колонн высотой 13 метров, 88 пилястр из травертина и 140 статуй святых.

В центре площади установлен египетский обелиск, поднимающийся на высоту 25,31 метра. Его привезли в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы, который хотел установить его в цирке Нерона.
Перед собором Святого Петра обелиск появился в 1586 году по указу папы Секста V, который поручил работы архитектору Доменико Фонтана. Перенос обелиска занял 4 месяца, в операции участвовали почти тысяча рабочих и более сотни лошадей, которые с помощью лебедок и веревок должны были погрузить огромное сооружение на платформу. Не обошлось и без происшествий – в самый ответственный момент обелиск начал падать, казалось, что всё пропало, веревки рвутся под натиском громадины, но находчивый капитан Бреска, нарушая запрет о тишине, крикнул: «Воду на веревки!» Опытный капитан хорошо знал о свойствах воды, он спас обелиск и получил привилегию для себя и своих потомков – поставлять пальмы для религиозного праздника Пальмового Воскресенья, который отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе.

На площади по обе стороны от обелиска установлены два фонтана: один из них возвели по проекту Мадерно в 1614 году, второй был реализован по модели первого в 1677 году, его приписывают Карло Фонтана или Бернини.

Есть еще одна любопытная деталь, – между обелиском и фонтаном, который расположен с левой стороны, находится круглый булыжник, на котором написано «центральная колонна». Если встать на него, то можно насладиться эффектом оптической иллюзии – четыре ряда колонн сливаются в один!

История собора Святого Петра

Строительство нынешнего собора Святого Петра началось в 1506 году по приказу папы Юлия II, но его история имеет более древние корни, когда в IV веке император Константин возвел храм на том месте, где находился цирк Нерона и где принял мученическую смерть Петр. После падения Римской империи, участились вторжения варваров, многие монументы пришли в запустение и были разрушены, такая же участь постигла собор Святого Петра. В XV веке папы вернулись из Авиньонского заключения, Ватикан опять стал их местом пребывания. В это время папа Никола V начал проводить восстановительные работы собора, но пришел к выводу, что целесообразнее построить новую церковь. Глобальному строительству помешала смерть папы. Спустя 50 лет, в 1506 году за дело взялся папа Юлий II, который приказал возобновить работы.
Проект поручили Донато Браманте, который полностью сломал старую церковь и предложил возвести новый собор в форме греческого креста с центральным куполом. После его смерти строительство продолжили трое архитекторов: Фра Джокондо, Антонио Сангалло и Рафаэль. Они внесли серьезные изменения в первоначальный проект. Но никто из них не увидел окончания работ. Дальше судьба собора перешла в руки Микеланджело, который вернулся к варианту Браманте, но смерть опять помешала закончить храм. После этого над ним трудились многочисленные зодчие, в числе которых были Якопо Виньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Мадерно. Последний определил окончательную форму собора, в основе которой лежал латинский крест. Над церковью работал и Джан Лоренцо Бернини, который реализовал знаменитый балдахин и площадь Святого Петра.
Собор был освящен папой Урбаном VIII в 1626 году, но строительство окончилось лишь в 1667 году.

Фасад собора Святого Петра

Фасад собора Святого Петра выполнен по проекту Карло Мадерно в 1607-1614 гг. Его ширина составляет 114,69 метров, высота – 48 метров, не считая статуи.
Фасад разделен на два яруса. В нижнем ряду находятся пять входных порталов, выше расположены девять окон, из которых три с балконами. Центральный балкон называется «Лоджией благословения», сюда выходит папа во время церемонии, и отсюда провозглашают нового понтифика.
Сверху установлены 13 статуй высотой шесть метров, которые изображают Христа, Святого Иоанна Крестителя и 11 апостолов.

Что посмотреть в соборе Святого Петра

Собор Святого Петра является одним из самых красивых и больших религиозных сооружений мира. Его длина составляет 218 метров, высота – 133,30 метров, он вмешает в себя 60 тысяч человек. В базилике собрано множество произведений искусства. Остановимся на тех, которые ни в коем случае нельзя пропустить.

✅ «Оплакивание» Микеланджело

Как войдешь в собор, с правой стороны, находится шедевр Микеланджело – статуя «Оплакивание Христа». Это единственная работа, подписанная великим скульптором.
«Пьета» выполнена из мрамора. Мадонна держит в объятиях мертвое тело Христа. Его фигура поражает анатомической точностью.
Микеланджело работал над скульптурной группой, когда ему было 22 года. Всего он создал четыре статуе на эту тему. Та, что хранится в соборе Святого Петра, стала первой.
В 1972 году ее повредил душевнобольной геологи из Венгрии, с тех пор «Оплакивание» поместили под бронированное стекло.

Читайте также:
Посольства и визовые центры Ирана в России

✅ Мозаика «Лодка»

Напротив центрального входа расположена мозаика «Лодка», выполненная Джотто в 1313 году. На ней изображен эпизод из Евангелия от Матвея, в котором Петр идет по воде к Христу.
Мы видим большую парусную лодку, которая является символом церкви, и 11 апостолов в ней. Справа стоит Христос, поддерживающий святого Петра. Сверху сидят четыре евангелиста, и дуют в рог ветра.

✅ Константин на лошади и Королевская лестница

Королевская лестница соединяет собор с Апостольским палаццо, у ее основания установлена статуя Константина, выполненная Бернини в 1662-68 гг.

✅ Древняя бронзовая статуя Святого Петра

В конце центрального нефа с правой стороны находится бронзовая статуя Святого Петра, сидящего на троне. Она датируется XIII веком, и выполнена Арнольфо ди Камбио. Святой поднял руку в благословении, а другой прижимает к груди ключи, являющиеся символом его власти. Пилигримы целуют правую ступню святого, выражая почтение. За столетия они отполировали ее до блеска.
В день святых Петра и Павла статую одевают в папские одежды, чтобы показать тесную связь двух святых.

✅ Балдахин

Знаменитый балдахин отличается внушительными размерами, его высота составляет почти 30 метров, что делает его заметным при входе в собор.
Балдахин был простроен по проекту Бернини в 1623 году по воле папы Урбана VIII Барберини. Он расположен под куполом и над могилой Святого Петра.
Работа над балдахином создала Бернини ряд технических проблем. Особенно сложным было переплавить колонны, для которых использовали бронзу портиков Пантеона. Отсюда родилась известная шутка: «Что не сделала варвары, доделал Бернини».
Колонны высотой 11 метров заставляют взгляд устремляться ввысь, где разворачивается позолоченный балдахин с четырьмя ангелами. На самом верху установлен глобус с крестом, которые являются символами мученичества Христа.

✅ Кафедра Святого Петра работы Бернини

Согласно легенде, на кафедре Святого Петра или папском кресле сидел апостол Петр.
Александр VII хотел сохранить древний и священный предмет наилучшим образом. Для этого он пригласил Бернини, который с 1657 по 1666 гг. создал ковчег для деревянной кафедры. Его украшают четыре огромные фигуры, которые изображают Святого Амброзия, Святого Атанасия, Святого Августина и Иоанна Златоуста.

✅ Надгробные монументы Бернини и Канова

Для собора Святого Петра Бернини создал два надгробных монумента – для Александра VII и для Урбана VIII.
Надгробие Урбана VIII было выполнено в 1642 году, Бернини применил инновационный подход. Понтифик похож на императора: его одежды сверкают драгоценностями, внизу расположены две аллегорические фигуры из мрамора, изображающие Милосердие и Справедливость. Между ними находится скелет, олицетворяющий смерть, которая пишет имя скончавшегося понтифика. Могила расположена в нише, которая открывает кафедру Святого Петра, справа от кафедры Святого.
Надгробный монумент Александра VII датируется 1676-1678 гг. Бернини изобразил понтифика во время молитвы. Здесь также представлены Милосердие и Справедливость, но к ним добавились статуи Благоразумия и Истины. Через дверь, которая символизирует вход в вечность, видны песочные часы, показывающие время, которое уходит. Смерть изображена в виде бронзового скелета.
В 1784-92 гг. Канова реализовал монумент Клемента XIII. Он расположен в правом нефе, напротив абсиды. Надгробие выполнено в стиле неоклассицизма. Папа погрузился в молитвы, его показа выражает смирение, рядом расположены две фигуры, которые олицетворяют Религию и Гений смерти. Два льва, установленные при входе к могиле, символизируют силу.

✅ Ватиканские гроты

На подземном уровне собора находятся так называемые Ватиканские гроты, где расположены гробницы нескольких пап и правителей, а также сохранились мозаики древней церкви и капелла, украшенная мрамором, в которой исповедовался Петр. Отсюда можно спуститься в некрополи II-IV вв., где находится могила Петра.

✅ Сокровища Святого Петра

От былых сокровищ Святого Петра осталось не так много, всему виной многочисленные вторжения. Но в любом случае стоит зайти в Ризницу, чтобы увидеть Святую Колонну, к которой прислонялся Христос в храме Саломона. На самом деле эта колонна датируется IV веком, она находилась в первом соборе Ватикана. Также здесь хранится знаменитое распятие Crux vaticana VI века, монументы и саркофаги, среди которых великолепный Giunio Basso.

Любопытные факты о соборе Святого Петра

✅ Собор Святого Петра окружал один из самых старых кварталов Рима. Он назывался Спина ди Борго, но в период фашизма с 1936 по 1950 гг. его частично снесли, освободив место для широкого проспекта via della Conciliazione, ведущего на площадь Святого Петра. То, что осталось от древнего квартала, можно осмотреть, совершив прогулку по → Борго.
✅ Если сложить мозаики купола и мозаичную роспись базилики, то получится площадь, покрывающая 10 тысяч квадратных метров.

Когда открыт собор Святого Петра

С 1 октября по 31 марта – с 7.00 по 18.30
С 1 апреля по 30 сентября – с 7.00 по 19.00
В среду, воскресенье и праздничные дни собор может быть закрыт до 13.00 по причине аудиенции папы и папской мессы.

Билет в собор Святого Петра

Вход в собор Святого Петра является бесплатным, но существует билет, который позволяет войти без очереди. В высокий сезон это может быть очень актуальным.
Билет для входа без очереди включает аудиогид, его стоимость 19,5 евро. Билет без очереди и с гидом стоит 27 евро.
Билет можно купить на сайте TicketBar.it.
Вход по билетам осуществляется под колоннадой с правой стороны сзади от почты Ватикана.

Купол Святого Петра

Купол Святого Петра, выполненный Микеланджело, поражает внушительными размерами. Его высота составляет 130 метров, диаметр – 42 метра, вес превышает 14 тысяч тонн. Внутри собора купол поддерживают четыре пилона, реализованные Браманте. В каждом пилоне хранятся реликвии: копье римского центуриона Лонгина; фрагменты распятия, привезенные в Рим императрицей Еленой, матерью Константина; саван Вероники и голова Святого Андрея. В нишах пилонов установлены статуи из каррарского мрамора высотой 5 метров, изображающие святых, чьи реликвии хранятся.
Микеланджело вдохновился куполом Брунеллески, созданном для кафедрального собора Флоренции. Он приступил к работе в возрасте 71 года, но умер в 1564 году, не завершив проект. Его дело продолжили Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые опирались на деревянную модель, оставленную Микеланджело. Джакомо делла Порта окончил свою часть работы через 2 года, но первоначальный проект претерпел серьезные изменения: купол стал выше, что дало большую легкость. Доменико Фонтана трудился до 1593 года, он добавил на верхушку купола позолоченную бронзовую сферу с крестом.
На купол собора можно подняться. Вход находится на улице, в правом дворике собора.
Билет стоимостью 10 евро позволяет преодолеть первую часть подъема на лифе, а затем подняться на 320 ступеней. Заплатив 8 евро, надо будет «взять» 551 ступеньку. С террасы купола открывает знаменитый вид на площадь Святого Петра и Рим.
Купол открыт:
С 1 октября по 31 марта – с 7.30 по 17.00
С 1 апреля по 30 сентября – с 7.03 по 18.00

Читайте также:
Время полета Москва — Шанхай

Как добраться до собора Святого Петра

Рядом с собором Святого Петра находятся две станции метро Linea A (красная линия):
Metro Ottaviano. 1 км от собора Святого Петра и 550 метров от музеев Ватикана.
Metro Cipro. 600 метров от музеев Ватикана и 10 минут пешком от собора.

До станции San Pietro, отсюда пешком около 10 минут до площади Святого Петра.

Автобус № 40 и № 64 соединяют станцию Термини с Ватиканом, они проходят через площадь Венеции, рядом с Римским форумом и Колизеем. Автобус № 62 и № 40 останавливаются у замка Сант-Анджело и площади Сан Пьетро, у автобуса № 64 остановка на южной части площади и у собора.

Читайте также:

Мадонны Рима
Рим – удивительный город, в нем спрятано множество сокровищ, тайн, исторических свидетельств и художественных ценностей. Гуляя по улицам Рима, можно пройти из одного столетия в другое, древние руины, средневековые церкви, старинные дворцы. Поднимите голову, посмотрите по сторонам, многие дворцы украшены небольшими нишами, в которых помещены изображения мадонны.
О них и пойдет речь в нашей статье.

10 самых больших римских амфитеатров.
Амфитеатр – древнеримская постройка для увеселительных массовых мероприятий – гладиаторские бои, звериные травли – римляне знали толк в развлечениях и умели строить на века, поражая воображения наших современников.

Сельва: «экзотический мир амазонии»

Лианы

Особого внимания заслуживают лианы. Растительный мир Южной Америки был бы значительно обеднен, если бы в нем не присутствовали эти интересные растения. Гилей Южной Америки отличается разнообразием лиан.

Эти вьющиеся растения могут быть многолетними, однолетними, травянистыми, древесными и опадающими. Но есть одно качество, которым они не обладают – они не могут быть прямостоячими и самостоятельно удерживать обычное для других растений вертикальное положение. Им всегда нужна подпорка, за которую можно держаться с помощью разных средств, предусмотренных для них природой. Придерживаясь опоры, цепляясь за нее, лиана растет и развивается. Она так устроена, а опорой ей может служить что угодно – дерево, изгородь. Не являясь обособленным семейством, лианы рассредоточены по множеству других родов, встречаясь в различных семействах, в частности, тутовых, камнеломковых, молочайных, амариллисовых и многих других.

Известнейшая лиана – сингониум. В дикой природе почти двадцать ее видов, некоторые из которых культивированы для домашнего произрастания. Правда, добиться ее цветения дома очень сложно. А в условиях экваториального леса она не только цветет мелкими желтыми цветами, но и образует вполне съедобные плоды. Растительный мир Южной Америки богат и разнообразен. Кроме перечисленных его представителей существует еще огромный сегмент самых необычных растений.

Флора средиземноморского климата и умеренных лесов

Растения средиземноморского климата и умеренных лесов

Этот климат характеризуется теплым, сухим летом и прохладной, влажной зимой. Растительность состоит в основном из кожисто-лиственных вечнозеленых кустарников, которые хорошо приспособлены к длительной летней засухе.

Чилийский маторраль

Чилийский маторраль — единственная средиземноморская область, в которой есть бромелиевые. На более низких участках, многие кустарники относятся к засушливым листопадным видам, то есть они сбрасывают свои листья летом.

Умеренные леса

Поскольку Южная Америка простирается далеко на юг, она имеет небольшой регион с умеренными лесами, называемые Вальдивские леса. Они простираются от умеренных дождевых до более сухих умеренных лесов, и во всех случаях, как правило, преобладают нотофагусы.

Здесь доминируют небольшие вечнозеленые деревья и кустарники. Фуксии, которые ценятся во всем мире за их красивые цветы, произрастают в подлеске. Хотя и не богатые разновидностями, умеренные тропические леса южной части континента могут быть довольно густыми.

Жакаранда

Встретить его можно в Бразилии, Аргентине и Вест-Индии.

Жакаранда настолько красива в период цветения, что ею украшают улицы, скверы и площади.

Особой любовью это дерево пользуется в Буэнос-Айресе.

Оно цветет почти всегда.

Так, в конце весны и в начале зимы цветение жакаранды наиболее обильное, а летом и осенью – чуть скромнее.

Однако зрелище в любом случае невероятное.Ярко-фиолетовые нежные цветы настолько густо покрывают крону, что за ними практически невозможно разглядеть зеленых листьев, очень похожих на листья мимозы.

Пусть в Южной Америке жакаранда – не такая уж редкость, но вряд ли где-то еще вы сможете прогуляться по густому ковру из осыпавшихся фиолетовых лепестков и насладиться фиалковым ароматом, исходящим от этих красивейших деревьев.

Это интересно: Редкие растения из Красной книги Забайкальского края — список, характеристика и фото

Другие растения Южной Америки

Чтобы добавлять статьи в закладки, необходимо войти на сайт

Самые большие птицы мира

На Земле насчитывается около 10 000 видов птиц….

Чтобы добавлять статьи в закладки, необходимо войти на сайт

Балобан (Falco cherrug) – крупный сокол, длина тела…

Чтобы добавлять статьи в закладки, необходимо войти на сайт

Животные тундры России

В тундре сформировались суровые климатические условия, но они…

Чтобы добавлять статьи в закладки, необходимо войти на сайт

Водяная птица небольшого размера (около 34 см), немного…

Это интересно: Редкие растения и грибы из Красной книги Пермского края — список, характеристика и фото

Влажные леса

Расположенные в северной части материка влажные тропические леса поражают своим богатством фауны, а учёные каждый день открывает тут новые виды растений, деревьев и кустарников. В этих лесах произрастает дынное дерево, десятки различных пальм, многочисленные папоротники и лианы.

Установлено, что на 10 квадратных километров тропического влажного леса приходится около полутора тысяч удивительной красоты цветов и 750 классов многолетних растений. Тут обитают необычные виды животных и деревья, поражающие своими размерами. Цвета многочисленных кустарников и трав просто поражают воображение.

Влажный тропический лес настолько густой, что пробираться по нему крайне сложно, плотно растущие деревья и лианы затрудняют передвижение. Усложняет изучение этого региона большое количество различных опасных насекомых, змей и ядовитых лягушек.

Лес в районе Амазонки густой, высокий и практически непроходимый для человека. Одним из характерных представителей растительного мира является сейба, которая встречается тут повсеместно. Эти деревья-рекордсмены могут достигать высоты тридцатиэтажного дома, а сам лес распределяется на 10−12 уровней со своей экосистемой и характерными видами для той или иной высоты. Сейбы являются самым распространенным растением в этом регионе. В благоприятных условиях они могут вырастать до 60−80 метров, образуя несколько ярусов животного мира и чрезвычайно богатой флоры.

Читайте также:
Где можно сделать загранпаспорт в Симферополе

Список растений Южной Америки:

  • всевозможные пальмы и гилеи;
  • биологам известно несколько десятков видов лиан;
  • всевозможные виды эпифитов;
  • папоротники и орхидеи.

Большая часть влажного тропического леса Южной Америки находится в дельте Амазонки, также сельва расположена в районе Оринокской низменности, полностью покрывает Колумбию, Эквадор и другим южноамериканские страны.

Это труднодоступный регион, который практически не заселен людьми.

Климат муссонный, поэтому в сезон дождей прибрежные реки разливаются на много сотен и тысяч километров, принося с собой плодородный богатый гумусом ил.

Повышенная влажность, питательная почва и высокие температуры позволяют ускорить рост растений, кустарников и деревьев. Огромный лес и непроходимые джунгли вырастают тут практически за 10−15 лет, быстро восстанавливая экосистему после крупных пожаров.

Орхидея-призрак

А на Кубе можно встретить удивительный цветок – орхидею-призрак.

Правда, чтобы ее отыскать, нужно очень постараться, ведь растет она в болотистых местностях.

Этот редчайший цветок не имеет листьев и предпочитает расти на деревьях, оплетая их, словно паутиной, своими корнями.

Однако это растение не является паразитом, поскольку питается лишь влагой, стекающей по стволу дерева, на котором «поселилось».Цветет призрачная орхидея в июне-августе.

Длительность цветения составляет около трех недель.

Свое название этот редкий цветок получил из-за того, что кажется, будто он растет ниоткуда.

Его корни сливаются со стволом дерева, поэтому незаметны, в отличие от белоснежных цветков. Орхидеям-призракам грозит полное исчезновение, связанное с изменением климатических условий, а также браконьерством.

Эпифиты

Южноамериканские тропические леса насыщены эпифитами, ярко и красочно цветущими.

Эти растения обитают на других, но не паразитируют на них, а просто используют в качестве опоры. Это представители семейств аройниковых, папоротников и других, а также неповторимые по изысканности и красоте цветов орхидеи и глориозы. Очень большая плотность экваториального леса стимулировала развитие многих растений в борьбе за солнечный свет. Так эволюционировали многие растения, став эпифитами и найдя способ подняться на более высокий ярус тропического леса. К сожалению, невозможно перечислить всех представителей, населяющих растительный мир Южной Америки, список был бы слишком большим.

Пальмы

Количество и разнообразие пальм, растущих в тропическом поясе, так подавляюще велико, что их принято считать самыми типичными формами растительности этой зоны. Для них характерен цилиндрический ствол, увенчанный шапкой широких жестких листьев. Рост их различен: от одного метра до уровня самых высоких деревьев гилея. Интересны лазящие виды пальм, например, известные под названием ротанг.

Это самые длинные из всех лазящих пальм. Ствол ротанговой пальмы не бывает слишком толстым, его диаметр варьируется от 1 до 10 см. В местах, где их много, лес практически непроходим: их фантастические переплетения запутываются разнообразными зигзагами.

Предгорья и зеленые равнины

В южной части этого континента имеется обширная зона умеренных лесов, для которой характерны вечнозеленые лиственные кустарники, влагостойкие пальмы и различные бромелиевые виды деревьев.

Окружающий пейзаж существенно отличается от сельвы и северных регионов. Климат выраженно континентальный, с влажной прохладной зимой и сухим теплым летом. Растения умеренных лесов отлично приспособлены к длительным засушливым периодам, могут сбрасывать листву, что позволяет сохранить живительную влагу, просыпаясь от сна с наступлением сезона дождей.

  • палосанто;
  • алерсе;
  • акации.

Обширную зону занимают Вальдивские леса, которые простираются от южных пустынь до регионов с дождевым тропическим климатом. Из растений тут преобладают нотафагусы, встречаются вечнозеленые кустарники и деревья, из цветов многочисленны фуксии, которые произрастают в подлеске. Также тут распространена чилийская сосна, хвойные сипресс и алерсе.

Тут произрастает дикий палосанто, альгарробо, гваякан, акации и другие растения. По мере продвижения на юг леса становятся редкими, а вскоре начинаются пустыни с крайне скудной флорой и фауной, что объясняется сложными условиями, в том числе высокими температурами летом, суровой морозной зимой, а также практически полным отсутствием влаги.

Район пампасов

На юге Бразилии и в Аргентине находятся пампасы, которые представляют собой тёплые южноамериканские степи. Свое название этот регион получил от местного диалекта, в котором papases переводится как «безлесый». География этого региона чрезвычайно разнообразна, включает как низменности, так и горы, поросшие редким лесом и многочисленными кустарниками.

Сегодня пампасы активно используются фермерами, которые на зелёных лугах выращивают крупный рогатый скот, поставляя мясо не только по континенту, но и отправляя свою продукцию по всему свету.

В пампасах и полупустыне можно найти многочисленные виды трав, в том числе привычную для Европы овсяницу, бородач, ковыль и другие. Почва тут плодородна, погода переменно сменяется жарким и дождливым сезоном, поэтому такие земли являются настоящим раем для произрастающих тут трав и многолетних кустарников.

Сельва: «Экзотический Мир Амазонии»

Сельва (исп. Selva) — влажные тропические леса Южной Америки, расположенные на огромной равнинной области в бассейне реки Амазонки, занимающие территорию площадью более 5 млн км². Они располагаются в экваториальном и субэкваториальных поясах, охватывая амазонскую низменность, береговую часть Бразилии, территории Венесуэлы, Перу, Суринама, Гайаны, Эквадора, Колумбии, Боливии. Самая обширная по площади сельва находится в Бразилии.

Необозримые просторы низменных участков суши постоянно находятся в условиях пресноводного увлажнения (от 1800 до 2300 мм осадков в год), вследствие этого почвы сельвы крайне бедны минеральными веществами, которые вымываются обильными тропическими дождями. Влажность воздуха здесь очень высока — до 90 %. Низменную южноамериканскую сельву — регулярно затапливаемые поймы рек Амазонской низменности, покрытые влажнотропическим лесом, называют « игапо » (порт. Igapo) или « варзеа » (порт. Vаrzea). А более высокие незатапливаемые территории называются « терра фирма » (порт. Terra firma).

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Коренные жители

Среди древних лесов южноамериканской сельвы по сей день живут чистокровные индейские племена, в здешних джунглях затеряны многочисленные уникальные памятники древнейших цивилизаций.

Местные индейцы применяют переложную систему земледелия: после нескольких лет обработки поле забрасывается и расчищается новый участок леса. Это система осуществляется только в определенных пределах в малонаселенных регионах. В таких условиях лесовозобновление происходит естественным путем довольно быстро.

Климат

Климат амазонской сельвы жаркий, влажный, с обильным количеством осадков. Среднегодовая температура составляет +27°C. Идеальным временем для ее посещения является сухой сезон, который длится здесь с апреля по октябрь.

Сельва: Транспорт

Основными «дорогами» здесь выступают многочисленные реки, а самые популярные средства передвижения у местного населения — каноэ и моторные лодки.

Растительный мир

В условиях высокой влажности, круглогодичных неизменно высоких температур и тропической жары, сменяющейся обильными ливнями, для региона характерна бурная растительность: учеными было обнаружено, систематизировано и описано более 40 тыс. разновидностей растений.

Растительный мир сельвы отличается богатым видовым разнообразием, только деревьев в бассейне Амазонки произрастает более 2500 видов.

Амазонская сельва является родиной многих ценных древесных пород. Как и во всех дождевых экваториальных лесах, сельва состоит из нескольких ярусов растений: деревья растут 3-5 ярусами, а подлесок выражен слабо. Стволы деревьев обычно прямые, колоннообразные, разветвляющиеся вверху. На одном дереве могут находиться ветви с молодыми листьями, с цветками и плодами. Часто встречается явление, называемое «каулифлория» (от греч. «kaulos» — ствол, лат. «flos» — цветок), означающее дословно «стволоцветие» — развитие цветов, а затем плодов прямо на стволе и толстых ветвях дерева. Земля плотно покрыта опавшими ветками, листьями, стволами упавших деревьев, грибами, лишайниками и мхом.

Читайте также:
Фото Музея Зощенко (16 фото)

На почве красноватого цвета, содержащей большое количество алюминия и железа, растут невысокие папоротники и травы. Второй ярус леса представлен молодыми деревьями, кустарниками и тростником. Из деревьев здесь произрастают каучуконосные и хлопковые деревья, хинное дерево, разнообразные виды пальм и фикусов. Шатер из сомкнувшихся крон, как правило, представляет собой не совсем ровную поверхность: над лесным пологом из деревьев высотой до 40 м. тут и там возвышаются гиганты. Например, тропическое дерево сейба (лат. Ceiba) может достигать высоты 80 м.

В сельве огромное разнообразие внеярусной растительности: лианы, эпифиты (растения, постоянно обитающие на других растениях, образующие многочисленные воздушные корни), разнообразные орхидеи. Особенно богаты эпифитами (от греч. ἐπι — «на», φυτоν — «растение») незатапливаемые «терра фирма». Дождевые леса Южной Америки населены множеством разновидностей кактусов, особенно много видов (около 60) рода Рипсалис (лат. Rhipsalis Gaertn.). Здесь произрастают такие экзотические деревья, как дынное, какао, бертолеция (лат. Bertholletia) или бразильский орех, цекропия (лат. Cecropia) — южноамериканская родственница шелковицы; а также красное дерево, сарсапарилла (лат. Hemidesmus indicus), ванильное дерево, шоколадное дерево и великое множество восхитительных тропических цветов.

Заводи Амазонки, Ориноко (исп. Río Orinoco) и др. рек могут похвастать крупнейшей кувшинкой в мире, удивительной Викторией Регия (лат. Victoria Regia) или Викторией Амазонской (лат. Victoria amazonica).

В ипаго — местах, затопляемых в сезон паводков, нижний древесный ярус, образованный гидрофильными пальмами, древовидными папоротниками и др. растениями, возвышается над осоковыми и тростниковыми болотами. В хорошо освещенных местах нижний ярус быстро покрывается плотной зарослью эпифитов, лиан, небольших деревьев и кустарников, превращая сообщество растений в непроходимые тропические джунгли. Местами в амазонских лесах встречаются так наз. «сады дьявола» — аномальные участки, на которых растут деревья только одного вида из рода Дуройя (лат. Duroia hirsuta; семейство Мареновые), которые сосуществуют в мутуалистическом симбиозе (от греч. symbiosis — совместная жизнь) с «лимонными муравьями».

По данным специалистов-биологов, возраст самого обширного из известных «Садов дьявола», насчитывающего 328 деревьев, составляет 800 лет.

Животный мир

Животный мир южноамериканской сельвы необычайно разнообразен, учеными описано более 1 тыс. видов птиц, около 400 видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных.

Большинство многочисленных представителей животного мира, живущих под плотным пологом тропических лесов сельвы, в основном обитают на деревьях, тут также немало древесных земноводных. А вот наземных животных не очень много, среди них наиболее распространены гигантский броненосец, большой муравьед, пекарь (похожий на маленького поросенка), носуха, кустарниковая собака. Капибара или водосвинка (лат. Hydrochoerus hydrochaeris; крупнейший грызун на Земле), морская свинка и тапир обитают у воды.

Крупные хищники представлены особями семейства кошачьих, среди которых пума, ягуар, оцелот и кустовая собака, они тоже хорошо приспособлены к жизни на высоких деревьях.

Млекопитающие, живущие на деревьях, в большинстве своем имеют цепкий хвост: опоссум, муравьед карликовый, муравьед четырехпалый, цепкохвостый дикобраз, кинкажу (лат. Potos flavus — хищник из семейства енотовых размером с небольшую кошку), трехпалый ленивец и цепкохвостые обезьяны (капуцины, ревуны, уакари и др.); необычайно многочисленны паукообразные обезьяны и мелкие игрунковые обезьянки.

Южноамериканская сельва особенно славится богатейшим разнообразием птиц: тукан (эндемик), гоацин, гокко, гриф урубу, попугаи ара, амазон и др., колибри (самые маленькие птицы на планете) представлены более, чем 3-я сотнями видов. Кроме птиц, здесь обитает много рукокрылых.

Сельва населена большим разнообразием пресмыкающихся. Среди змей можно выделить удава, в том числе анаконду, крупнейшую в мире змею. Многие виды змей являются ядовитыми, например, бушмейстер или сурукуку (лат. Lachesis muta) и аспид (лат. Elapidae). Среди ящериц самые распространенные ядозубы, игуаны и сцинки.

В экваториальной сельве чрезвычайно много насекомых. Здешняя фауна бабочек входит в число богатейших. Среди 100 тыс. видов жуков наиболее интересны светящийся Кукухо или Кукуйо (лат. Cucuyo) длиной 30-40 мм и усач Дровосек-титан (лат. Titanus giganteus) — крупнейший из известных науке жуков (длиной до 15 см). Здесь также обитают муравьи-листорезы и пауки-птицееды, крупнейшие на планете паукообразные.

Водоемы населены ламантинами, амазонскими дельфинами, кайманами, в них водится анаконда (эндемик). В реках сельвы живут Гавиаловые крокодилы (лат. Tomistoma schlegelii). Южноамериканская фауна пресноводных рыб (около 2 тысяч видов) представляет собой ¹⁄3 мировой, здесь обитают Американский чешуйчатник или лепидосирен (лат. Lepidosiren paradoxa; двоякодышащая рыба), гигантская арапаима (лат. Arapaima gigas), хищная пиранья (лат. Pygocentrus nattereri), электрический угорь (лат. Electrophorus electricus). Отсюда происходят многие популярные красивые аквариумные рыбы, например, скалярия (лат. Pterophyllum) и гуппи (лат. Poecilia reticulata).

Любопытные факты
  • Название « Сады дьявола » происходит от древнего предания местных жителей, которые верят, что в этих таинственных местах живет лесной злой дух, демон Чуйатаки (на языке кечуа Chuyathaqi).
  • Происхождение необычных участков выяснили биологи из Стэнфорда (англ. Stanford University). Оказалось, селекцию растений в загадочных «Садах» проводят рабочие муравьи вида Myrmelachista schumanni («лимонные муравьи»). Называемые также «муравьями чертовых садов», они живут в побегах деревьев Дуройя, а зеленые ростки всех других видов просто убивают, впрыскивая в них муравьиную кислоту. Как показали опыты, атакованные растения погибают в течение суток. Тем самым муравьи дают возможность Дуройя свободно разрастаться, таким образом решая для себя «жилищный вопрос».
  • На глади амазонских вод произрастает Виктория Регия — самая большая и самая прекрасная в мире кувшинка. Ее блестящие, огромные круглые листья способны удержать на себе вес до 30 кг.
  • Влажная среда амазонской сельвы создает благоприятные условия для развития различных инфекционных заболеваний, таких как малярия и тропическая лихорадка. Эти болезни распространяются обитателями дождевых тропических лесов.
  • Если повезет, в непроходимых джунглях в настоящее время можно встретить людей, которые не желают контактировать с цивилизованным миром.
  • В 2011 г., во время экспедиции в один из лесных районов Бразилии сотрудники национального государственного агентства, которое занимается вопросами коренных индейцев (FUNAI), случайно наткнулись на лесных обитателей. Впоследствии специалисты пришли к выводу, что увиденные ими амазонские индейцы относятся к небольшому племени «кавахива». Это племя было обнаружено еще в 1999 г., но до сих пор непосредственного контакта аборигенов с цивилизованным миром не было, так как индейцы всячески избегают общения с другими людьми. Ученые признались, что зная о нелюдимости людей племени кавахива, они не давили на индейцев и специально не искали контактов, дабы не тревожить коренных обитателей джунглей.
  • « Кукухо » или « кукуйо » (исп. Cucuyo) – так местное население называет тропических жуков из семейства Щелкуны (лат. Elateridae). Характерной особенностью этих средней величины жуков (длиной от 30 до 50 мм) является наличие органов свечения.
  • Первые европейцы, поселившиеся в Южной Америке, свои хижины освещали этими жуками, ими же наполнялись лампады перед ликами икон. Путешествуя ночью по джунглям, местные жители и сегодня привязывают кукухо к пальцам ног, освещая себе дорогу.
  • В конце XIX в. в Париже вошли в моду «Огненосные щелкуны», которых использовали в виде дамских украшений, называемых «живыми алмазами». Эта экзотическая мода впервые возникла у мексиканских женщин, украшавших себя светящимися жуками, помещаемыми в небольшие тюлевые мешочки, которые прикалывались к платьям. Из кукухо мастерили ожерелья, ими украшали головные уборы и вечерние наряды.
  • Чтобы ближе познакомиться с богатейшими тропическими флорой и фауной, лучше всего остановиться в экологическом мини-отеле или эколодже (англ. Ecolodge), расположенном непосредственно в амазонской сельве.
Читайте также:
Фото Фанских гор (100 фото)

Легенды перуанской сельвы

Когда говорят о легендах и верованиях Перу, в большинстве случаев в первую очередь имеют в виду знаменитую империю Инков и их поклонение Солнцу. Однако Перу – это больше, чем Мачу-Пикчу. Так, древние племена в Сельве Амазонки (Сельва – влажные тропические леса, в частности у реки Амазонки на севере Перу) верили и верят в совершенно других божеств – в духов леса, воды, волшебных птиц и зверей. Я расскажу только самые известные легенды перуанской Сельвы.

Стоит начать с того, что сама река Амазонка родилась следующим образом. В густых лесах жила-была девушка, одинокая и печальная, так как не нашлось ей жениха в ее племени. И вот однажды отправилась она искать себе мужа, искала и искала, но никого не нашлось, и она забрела в глухую чащу леса и стала плакать, и плакала так горько, что из ее слез родилась река – Амазонка.

1. Айаймама

Легенда о Айаймама повествует о двух детях, брошеных в джунглях по воле их мачехи после смерти родной матери. Отец и мачеха, как гласит легенда, отвели детей в лес и исчезли, оставив мальчика и девочку в зарослях диких джунглей. Испуганные дети, плача, звали маму, и Мать Джунглей, услышав их, сжалилась над ними и превратила их в птиц, чтобы те, облетев лес, могли найти свою мать. Летали, летали дети, но так и не нашли свою мать. Так и летают они до сих пор, оглашая округу печальными криками ” Ай, ай, мама!”

По второй версии легенды дети остались детьми, однако их приютила волшебная птица, укрыв их под своими крыльями. Вместо них облетает она джунгли и ищет маму потерянных детей, повторяя “Ай, ай, мама!”.

Птица, кстати, существует на самом деле, однако ведет ночной образ жизни, так что увидеть ее очень сложно, однако можно услышать ее крик – и, если повезет, увидеть два сверкающих глаза в темноте.

2. Буфео колорадо (цветной дельфин)

Легенда о цветном дельфине одна из самых жутких и загадочных среди легенд перуанских джунглей. Древние рассказывали о розовом дельфине, который при желании мог выходить из воды и необъяснимым магическим способом превращаться в мужчину – высокого, стройного и мускулистого блондина с голубыми глазами. С такой внешностью дельфин-оборотень легко привлекал пришедших за пресной водой девушек и влюблял их в себя. По одной версии, завладев сердцем девушки, дельфин съедал ее и, съев достаточно девушек и насытившись, уходил обратно в реку. По другой версии дельфин уговаривал девушек остаться жить с ним и превращал их в дельфинов, чтобы вместе возвратиться в реку. Поэтому дельфины по сей день охотно выпрыгивают из воды при приближении людей – говорят, это бывшие девушки, скучая по семье, выпрыгивают из воды и ищут своих родных и друзей.

Легенда эта так же имеет объяснение: в джунглях Амазонки встретить человека со светлыми волосами и глазами – большая редкость, так как местные жители – невысокие брюнеты с карими глазами. Неудивительно, что такой человек непременно вызывал страх и желание объяснить его появление сверхъестественными силами. Возможно, одни из первых завоевателей Америки случайно появились в Сельве, положив начало таким легендам. Нередки также и несчастные случаи на воде – притоки Амазонки глубокие, воды непрозрачные, утонуть не составит труда.

3. Рунамула

Рунамула, согласно легенде, продукт недопустимого смешения крови: это тварь, рождающаяся от связи замужней женщины со священником или от связи людей, состоящих в родственных отношениях. В ночи вторника и пятницы этот монстр, чаще всего женского пола, принимает облик темной, дьяволической лошади или мула, на которой сидит всадник, одетый во все черное, эта пара скачет по деревне всю ночь, устрашая топотом копыт деревню, а из пасти животного вырывается дьявольское пламя.

4. Ритуал айахуаска

Ритуал айахуаска, или изгнание мертвых, является медицинским процессом, которому приписывают магические свойства. Напиток айахуаска выпивают в присутствии шамана, который совершает ритуальное пение и окуривает воздух дымом чистого табака. К этому ритуалу прибегают люди, считающие, что страдают от сглаза или проклятия, или нуждающиеся в очищении тела. Напиток вызывает тошноту, таким образом выводя злых духов и болезни из организма, а иногда у пациента возникают видения, он видит прошлое или будущее или загадочные образы, видимые третьему глазу.

Стоит заметить, что проведение ритуала без надлежащего руководства очень опасно – напиток противопоказан людям с больным сердцем, его действие может вызвать летальных исход. Ритуал запрещен во многих отелях побережья Амазонки.

5. Сирена

Это существо – наполовину женщина, наполовину рыба (от пояса и вниз), живущая на глубине речных вод. Когда она хочет найти себе мужа, она вылезает на одинокий пляж и начинает петь. Легенда гласит, что мужчина, раз услышавший ее пение, не может устоять и приходит к сирене. Он оставит семью, друзей, и пойдет за своей сиреной куда угодно; такой мужчина навсегда пропадает в водах глубокой реки.

Читайте также:
Бизнес-школы в США: обучение для иностранцев в 2022 году

Этот миф распространен практически повсеместно, и пению женщин приписывают магические свойства по всему миру: так, русалки и сирены известны и древней Греции, и Скандинавии, и Европы. Удивительным образом описание сирен и русалок совпадает, равно как и описание силы воздействия их голоса.

6. Йанапума

Говорят, много лет назад жили-были колдуны, злые колдуны, которые будили злых духов джунглей и заключали с ними союз. Рождённые во зле, они были могущественны , но чтобы увеличить свою силу, и требовалось пить человеческую кровь и есть человеческое мясо. Поэтому, когда им нужно было поесть, они могли превращаться в животных, в пум или ягуаров, красивых, грациозных черных зверей. Таким образом они нападали на людей, не боясь ни оружия, ни защитников племён, так как были они очень могущественны и сильны, ведь черная магия защищала их.

Этот миф, очевидно, был рожден племенами охотников: так, охотясь на хищников типа ягуаров и пум, люди, поражаясь их силе и ловкости, приписывали им магические силы, чтобы объяснить очередное поражение во время охоты и потерю соплеменников. Темный окрас животных способствовал их отождествлению с темной магией, якобы защищавших их.

7. Чуйачаки

Слово «чуйачаки» на языке кечуа, одном из самых распространенных в Перу, означает «разные ноги». Чуйачаки – лесное существо, левая его ступня маленькая, как копыто оленя, а правая – обычного размера. Чуйачаки может принимать образ человека, зверя, птицы или цветка, чтобы посмеяться и пошутить над путниками, зашедшими в лес, обманывая их своим обликом. По одной версии легенды, однако, Чуйачаки обманывает лишь путников, которые не относятся к лесу с должным уважением или собираются причинить ему вред. Увидев такого человка, Чуйачаки может превратиться в друга, жену или брата путника, обманом завлечь его в чащу леса и оставить там в наказание. Узнать Чуйачаки можно по его ступням: даже превращаясь в другого человека, он сохраняет свои разные ступни.

Для предосторожности суеверные путники, заходя в лес, громко просят у Чуйачаки разрешения войти в лес, обещая не обижать его обитателей и взять только то, что необходимо ему для жизни. Рассказывают так же о людях, якобы попавших под влияние Чуйачаки – их находили в лесу спустя месяцы после пропажи, обезумевших, не в состоянии объяснить, что заставило их забраться в чащу леса.

8. Майанту

Майанту – существо, телом похожее на гнома или эльфа, а лицом – на лягушку. По легенде Майанту можно встретить высоко-высоко на деревьях амазонского леса. В отличие от других духов и существ, Майанту не злой, и является человеку только тогда, когда тому требуется помощь. Поэтому Майанту часто считают добрым духом леса, который, однако, не станет помогать людям, пришедшим в лес с недобрыми намерениями, чтобы разрушить лес или причинить вред его обитателям.

Добрые духи, обитающие в лесу, так же не редкость в мифологии Европы и России. Однако среди многих мифов и легенд Сельвы эта – одна из редких, повествующих о добром духе, защищающим путников.

9. Тунчи

Тунчи – духи мертвых, которые возвращаются с того света, чтобы закончить начатое дело, или же дух человека, который скоро должен умереть, и который должен завершить свои дела на земле, прежде чем отправиться на тот свет. Это хрупкие души объявляют о своем присутствии грустным свистом: «Фин финнн, фин финнн», который эхом отражается от стен и сопровождается звуком их шагов или стуком мебели, которую они трогают, что вызывает страх у тех, кто это слышит. Часто Тунчи можно видеть в виде теней или, в некоторых случаях, в форме силуэта человека, чью душу они представляют: этот силуэт парит в воздухе невысоко от земли, не касаясь ее.

Привидения и духи умерших – так же неотъемлемая часть мифологии практически каждой страны мира. Тунчи, однако, в отличии от обычных привидений не пытается вступить в контакт с живущими.

10. Сачамама

Это существо считают матерью леса, монстр этот достигает 60 метров в длину и имеет огромную голову и такую огромную глотку, что может в один момент проглотить любое живое существо. Это таинственное животное живет в глухих джунглях, оно лежит почти неподвижно, заманивая свою жертву безобидным видом – кажется, будто это лишь старое упавшее дерево, заросшее травой и кустарниками. Этот камуфляж легко обманывает доверчивого путника. Те, кому удавалось увидеть это существо, говорят, что у него большие светящиеся глаза, которые оказывают необъяснимое притягательное влияние на каждого, кто смотрит в них: взгляд его манит к себе, и путник не может устоять: он приближается прямо к голове чудища, и то в один момент глотает его.

Сообщения о гигантских рептилиях так же вполне объяснимо для Сельвы: так, современные анаконды достигают многих и многих метров в длину, равно как и некоторые рыбы и кайманы. Страх и уважение, испытываемое жителями племен Сельвы к гигантским существам, много больших их самих, очевидно, является объяснением легенд.

11. Йакуруна

В переводе с кечуа «йаку» означает вода, и «руна» – человек, мужчина. Согласно легенде Йакуруны живут на глубине рек или озер, во дворцах невообразимой роскоши из золота и жемчуга. Иногда они выходят на поверхность или приходят к устьям рек и уносят с собой под воду людей, которых встречают на своем пути.

Есть много историй о людях, мистическим образом пропадавших с каноэ или лодок, или даже с берегов рек, куда они уходили набрать пресной воды или искупаться. Йакуруны мастерски умеют петь, и их пение привлекает женщин, которые их слышат. Особенно сильно их влияние, если женщина при этом смотрит в глаза Йакуруну, так как его глаза обладают гипнотическим действием. Согласно поверьям, женщины и мужчины, последовавшие за Йакуруном, продолжают жить под водой на глубине рек и озер Сельвы.

12. Мотеломама

Мотеломама – это огромная черепаха, несущая на своем панцире кусок Сельвы, на котором продолжает расти лес. Мать всех черепах амазонской сельвы, Мотеломама остается неподвижной большую часть времени, поверх ее растут деревья и кустарники, заставляя путников не замечать опасности, поэтому люди приближаются к ней без страха. Когда Мотеломама движется, она провоцирует движение земли и воды вокруг нее. Считается, что Мотеломама существовала всегда и будет существовать вечно.

Этот миф заслуживает отдельного внимание, так как отражает распространенное верование о черепахе, несущей мир на своем панцире. Слоны в данной версии мифа отсутствуют по той простой причине, что в Сельве нет слонов. Землетрясения в Перу так же не являются неожиданностью. Очевидно, Мотеломама – одна из версий возникновения мира: об этом говорит и ее возраст (она существовала и будет существовать всегда), и связываемые с ней землетрясения.

Читайте также:
Визовый сбор для шенгенской визы: разбор полетов

13. Йакумама

Йакумама на языке кечуа означает Мать Воды. Это гигантская змея, живущая на глубине рек и озер. В те редкие разы, когда она выходит на поверхность воды, она вызывает бурю, топя лодки и рыбаков. При ее появлении на воде возникают гигантские волны и водяные воронки, очень редкие для спокойных вод Амазонки. Это змея поднимает свою необычную голову и туловище на высоту до 2-3 метров от воды, становясь в центр реки или озера, и затем снова медленно погружается в воду, чтобы не возвращаться еще долгое время.

Современные исследователи пришли к выводу, что в этом мифе речь идет о гигантских анакондах, живущих в Амазонке и ее притоках.

14. Легенда лагуны Кистокоча

Самые старые жители местечка Кистокоча рассказывают, что в центре лагуны, образованной рекой Итайа, раньше был остров, на котором жили попугаи голубого и красного цвета. Каждый раз, когда острову угрожала опасность, попугаи громко кричали и своим криком предупреждали жителей, и весь остров двигался прочь от опасности. Местные жители, поняв это, устроили священную мессу на берегу озера, и когда священник осенил крестным знамением озеро, в то же мгновение озеро пошло волнами и земля задрожала под ногами жителей деревни, которые в страхе бросились прочь от озера, крича «Кристо, Коча!» («Господи, озеро!»). А тем временем со дна озера со страшным шипением поднялась гигантская змея, заставляя озеро бурлить вокруг себя. Таким образом лагуну стали звать Кристокоча, что со временем трансформировалось в Кистокоча.

Фото и информация: Туристический комплекс Кистокоча, город Икитос, Перу/Complejo Turístico de Quistococha, Iquitos, Peru.

Вступительное слово, текст и комментарии – Ирина Хельд

Племена сельвы

На публикуемом снимке изображены индейцы племени яномама, живущие на территории Бразилии и Венесуэлы.

Фразе этой можно доверять лишь с оговорками. Яномама называют еще и яноама, и ианоама. Могли их назвать и иначе — в зависимости от того, как бы они сами ответили спросившему. А ответить они могли по-разному. (Об этом несколько ниже.) Кроме того, знают ли они, что живут в Бразилии или Венесуэле?

Итак, с достаточной степенью уверенности мы можем сказать: перед нами индейцы Амазонии, снятые во время праздника.

Вообще вопрос о том, сколько сейчас сохранилось индейцев в сельве — тропических дебрях Южной Америки, — очень труден.

В сообщениях из Амазонии, когда разговор идет о населении, перечисляются люди («столько-то тысяч людей») и — отдельно — племена индейцев. Естественно, что никто не отрицает за индейцами права называться людьми, но в данном случае под «людьми» имеются в виду граждане той или иной страны, пришедшие в сельву, чтобы осваивать ее: рыбаки, рабочие, охотники.

Когда пришло время освоения сельвы в государственном масштабе, против леса двинули мощную технику: тракторы, бульдозеры, экскаваторы. Ухватившие выгодные подряды компании усовершенствовали свое оружие: в ход пошли дефолианты и напалм. Компания должна получить свое как можно быстрее и с возможно большей выгодой. Думать при этом о судьбе кучки жалких дикарей пришельцы не будут.

Индейцы сосчитаны на племена хотя бы потому, что численность их просто неизвестна. Хотя бы потому, что они всячески избегают контактов с представителями власти. Это им, естественно, не всегда удается, но, во всяком случае, индейцы делают для этого все возможное. Даже если представитель власти — это врач, который хочет проверить состояние здоровья и раздать медикаменты. Просто за многие века лесные жители привыкли к тому, что при любом из контактов они всегда остаются потерпевшей стороной.

В конце концов мы не можем даже точно сказать, что такое «племя». Это может быть и замкнутая этническая общность со своим, не похожим ни на какой другой, языком, со своим обликом и обычаями. Это может быть и часть какого-то большого объединения: все говорят на одном языке, возводят себя к общему предку, но у разных родов свои названия. Так вот, индейцев яномама называют в специальной литературе и племенем, и группой племен. Их роды — кохоротари, пешихера-кутери, шинахоротери и другие — могут враждовать друг с другом. И на вопрос: «Какого ты племени?» — ответят в зависимости от того, кто спросит: и яномама, и пешихераку-тери.

Есть и еще одна причина, по которой трудно узнать у лесного индейца его имя и название его племени. Считается, что чужак, если будет знать, как зовут человека и его народ, может причинить им зло.

И потому на вопрос: «Как тебя зовут?» индеец ответит: «Мой зовут Жозе Карлуш Карвальо» — по имени какого-нибудь гаримпейро-старателя, забредшего в свое время в лесные дебри. Случай с Жозе Карлушем нами не выдуман. Так, корреспондент журнала «Оризонти», добравшийся до затерянной в сельве индейской деревушки, был поражен тем, что у людей, явно не имевших контактов с цивилизацией, во-первых, португальские имена, а во-вторых, не столь имена, сколь одно имя, ибо Жозе Карлушем Карвальо звали всех мужчин, всех женщин и всех детей. Через год всех в деревне звали Афонсу Шмидт Перейра — так звали репортера. Впрочем, некоторые женщины носили имя Нелсон Бранку, являясь тем самым тезками фотографа, сопровождавшего Шмидта.

Когда в разговорной речи употребляют слово «трибу» — «племя», это может означать и деревню, и род. Это может быть несколько десятков тысяч человек, и просто — несколько десятков.

Но разве в этом дело?

Каждый народ, каждая человеческая общность уникальна и неповторима. Какими бы странными и отсталыми они ни казались людям, пришедшим из другого мира, — своими обычаями, представлениями, раскраской, одеждой (или отсутствием ее), — не следует забывать, что люди эти освоили чуть ли не самые негостеприимные и трудные для жизни места на нашей планете — влажный тропический лес.

Затерянные в сельве: как живут люди ава – самый скрытный народ планеты

В бразильском штате Мараньян живет самое скрытное на земле племя, которое называет себя ава. Эти люди не контактируют с внешним миром, так этот мир, на протяжении нескольких столетий, был слишком жесток с ними. Фотографу Доменико Пульезе (Domenico Pugliese) очень повезло – он стал одним из тех немногих, кому удалось увидеть ава и даже некоторое время пожить среди них. (Осторожно! В статье много амазонских индейцев, одетых в традиционное ничего).

Таинственный народ ава, или как его еще называют ава-гуажа, слабо знаком с достижениями современной цивилизации. Они живут в амазонской сельве, обходятся без одежды, охотятся с луками и копьями и ютятся в хижинах, изготовленных из глины и тростника. Ружье или железный топор для них, как и 200 лет назад, являются большой ценностью, а некоторые из них никогда не видели белого человека.

Читайте также:
Фото Усадьбы Хмелита (46 фото)

Такой образ жизни ава выбрали не по своей прихоти – это племя борется за свое выживание и старается максимально оградить себя от пришельцев. 500 лет назад, когда на территории современной Бразилии появились португальские колонизаторы, этот народ был одним из самых многочисленных в Амазонии. Ученые утверждают, что ава было не менее 300 тысяч и они заселяли огромные территории на востоке южноамериканского континента.

Крошечный участок амазонской сельвы, где, если повезет, можно встретить ава

Люди племени ава, выносливые и сильные, высоко ценились португальцами в качестве рабочей силы. Десятки тысяч индейцев закончили свои дни на тростниковых и каучуковых плантациях, а те, кто не захотел работать на пришельцев, скрывались в лесах и вели тихую, но ожесточенную борьбу с захватчиками.

Инфекционные болезни, привезенные из-за океана, убили не меньше ава, чем ружья португальских солдат и адский труд на плантациях. В 1835 году, после почти трех столетий страха, оставшиеся свободными индейцы объединились и объявили открытую войну колонизаторам. К ава-гуажа присоединились и другие племена Амазонии, также ставшие чужими на своей земле.

Кровопролитная война длилась с переменным успехом 5 лет, но, несмотря на многократное численное превосходство, ава и их союзники были побеждены. Поражение стоило жизни более чем 100 тысячам индейцев — на оставшихся в живых ава была объявлена настоящая охота, на них устраивали облавы в джунглях с ружьями, пушками и огромными сворами собак.

Немногие из выживших в этой кровавой бойне аборигены ушли в самые труднопроходимые районы сельвы и два столетия вели кочевой образ жизни. Чтобы избегать встречи с колонизаторами, ава постоянно перемещались и их быт постепенно адаптировался для кочевья. Мужчины и женщины племени стали искусными охотниками, способными добыть самую осторожную дичь, а их дети в 6–7 лет уже являются полноправными добытчиками.

Ава научились за считанные часы возводить временные жилые и хозяйственные постройки, которые спустя несколько дней или недель без сожаления придется оставить, чтобы уйти в другое место. В семьях ава минимум пожитков – весь их быт рассчитан на то, чтобы в случае опасности взять детей и мгновенно раствориться в бескрайней зеленой сельве.

Сегодня людей, называющих себя ава, в Бразилии около 400 человек. Почти все они живут в резервации Арарибойя в штате Мараньян. Но настоящих ава-гуажа, ведущих традиционный для индейцев образ жизни, не более 100 человек. В отличие от своих собратьев, избравших оседлый образ жизни в поселках и развлекающих туристов, эти индейцы выбрали для себя кочевую судьбу и не задерживаются долго на одном месте.

Штат Мараньян сегодня представляет настоящую зону бедствия. Из-за хищнической вырубки деревьев, его территория лишилась 75% влажных амазонских лесов. Ава-гуажа можно смело назвать хранителями джунглей, так как само их существование дает шанс выжить более чем 12 тысячам квадратных километров амазонского леса. Дело в том, что бразильское правительство запретило вырубки на землях, где живут эти индейцы, а ава, как мы уже говорили, непрерывно кочуют.

Далеко не все соблюдают закон и беды не обходят заповедные леса индейцев. Рев бензопил и грузовиков нередко врывается в жизнь племени, и ава, собрав нехитрые пожитки, снова исчезают в лесу. В последние годы жизнь индейцев усложнили непрекращающиеся лесные пожары, которые устраивают владельцы местных ранчо. Не рискуя идти на конфликт с властями, современные плантаторы просто поджигают лес, чтобы освободить земли под посевы.

Именно с такими лесным жителям и свела Доменико Пульезе судьба. Фотограф предельно деликатен со своими новыми знакомыми и старается как можно меньше вмешиваться в их жизнь. Пульезе рассказывает о своих лесных друзьях, как о очень доброжелательных и искренних людях, любящих родные леса и старающиеся жить в гармонии с природой.

Некогда ава-гуажо были искуссными земледельцами и держали скот, но за века кочевой жизни растеряли такие навыки. Теперь амазонское племя живет охотой, рыбной ловлей и собирательством. Несмотря на то, что основную часть рациона индейцев составляет мясо, ни один из членов племени, независимо от возраста, не убьет животное ради развлечения.

В семьях ава всегда множество прирученных диких животных – обезьян, белок, броненосцев, агути, к которым они относятся как к братьям в полном смысле этого слова. Попав к ава впервые в 2009 году, Доменико был поражен тем, что женщины племени, кроме своих детей, вскармливают грудью детенышей животных. Такие звери становятся членами племени и сопровождают кочевников в их бесконечном путешествии по лесам.

Даже если подросший зверек уйдет в лес, для ава он уже никогда не станет пищей – индейцы безошибочно узнают в сельве «молочных братьев» и не трогают их. Таких животных называют «hanima» – что означает «один из семьи». Особую любовь индейцы питают к небольшим обезьянам, которых нередко привлекают к простому труду, такому как сбор фруктов и колка орехов.

Пульезе отмечает, что образ мышления людей ава уникален и часто непонятен постороннему человеку. В первые дни после знакомства любое появление фотографа индейцы встречали смехом. Как оказалось позже, веселила их не странная одежда чужака, не его солнцезащитные очки и даже не нелепые в амазонских джунглях кофры с фотооборудованием. Простодушных лесных жителей смешило то, что Пульезе прибыл к ним без семьи и упорствует в своих холостяцких убеждениях. Для ава семья – единственная опора в этом враждебном мире и главная ценность. Взрослый мужчина без жены и детей для них нелеп, странен и смешон.

Искренний интерес к малейшим деталям быта ава со стороны Доменика, расположил этих людей к фотографу. Пульезе удалось сделать то, чего не могли до него другие фотожурналисты – снимать индейцев в их повседневной жизни, без настороженности и позирования. Благодаря этому мы получили уникальную возможность узнать о нелегком быте этих людей и отдать должное силе их духа. Обратите внимание, что на фото многие ава улыбаются – ежедневная тяжелая борьба за выживание в этом мире не сломила их и не сделала черствыми.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: