Фотографии Северо-Шотландского нагорья

Шотландское нагорье

В нагорье ( шотландцы : Hielands ; гэльский : а»Ghàidhealtachd [ə ˈɣɛːəl̪ˠt̪ʰəxk] , «место гэлов ») – исторический регион Шотландии . [1] В культурном отношении высокогорье и низменность разошлись от позднего средневековья до современного периода , когда низменные шотландцы заменили шотландский гэльский на большей части низменности. Этот термин также используется для области к северу и западу от пограничного разлома Хайленд , хотя точные границы четко не определены, особенно на востоке. Грейт Глен делит GRAMPIAN горы на юго восток от Северо – Западного нагорья . Гэльское название A»Ghàidhealtachd буквально означает„место Гаелса“и традиционно, из гэльских говорящей точки зрения, включает в себя как Western Isles и нагорье.

Область очень малонаселенная, с множеством горных хребтов, возвышающихся над регионом, и включает в себя самую высокую гору на Британских островах , Бен-Невис . В течение 18-го и начала 19-го веков население Хайлендса выросло примерно до 300 000 человек, но с ок. 1841 г. и в течение следующих 160 лет естественный прирост населения превышал эмиграцию (в основном в Канаду, США, Австралию и Новую Зеландию, а также миграцию в промышленные города Шотландии и Англии) [2] : xxiii, 414 и пассим В настоящее время этот район является одним из самых малонаселенных в Европе. На уровне 9,1 / км 2 (24 / кв. Мили) в 2012 году [3] Плотность населения в Хайленде и на островах составляет менее одной седьмой от общей численности населения Шотландии [3], что сопоставимо с плотностью населения Боливии , Чада и России. [4] [5]

Совет Хайленда – административный орган для большей части Хайленда с административным центром в Инвернессе . Однако нагорье также включает части совета областей в Абердиншир , Ангус , Аргайл и Бьют , Морей , Северный Эйршир , Перт и Кинросс , Стерлинга и Западной Dunbartonshire .

Шотландское нагорье – единственная область на Британских островах, где есть таежный биом, поскольку здесь сосредоточены популяции соснового леса обыкновенной : см. Каледонский лес .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Культура
    • 1.2 Экономика
      • 1.2.1 Производство виски
    • 1.3 Религия
  • 2 Историческая география
    • 2.1 Район Хайлендского совета
    • 2.2 Высокогорье и острова
    • 2.3 Исторические переходы
    • 2.4 Курьерская доставка
  • 3 Геология
  • 4 Достопримечательности
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

История [ править ]

Культура [ править ]

Между 15 веком и серединой 20 века этот район отличался от большей части низменности с точки зрения языка. В гэльском, регион известен как Gàidhealtachd , [6] , так как это было традиционно Гэльской-говорящей часть Шотландии, хотя язык в настоящее время в значительной степени ограничен Гебриды . Иногда термины взаимозаменяемы, но имеют разное значение на соответствующих языках. Шотландский английский (в его хайлендской форме ) сегодня является преобладающим языком в этом районе, хотя хайлендский английский в значительной степени находится под влиянием гэльской речи. [7] Исторически «линия Хайленда» различала две шотландские культуры. В то время как линия Хайленд в целом следовала географии грампианцев на юге, она продолжалась на севере, отрезая северо-восточные районы, то есть Восточные Кейтнесс , Оркнейские острова и Шетландские острова , от более гэльских Хайлендс и Гебридских островов. [8] [9]

Исторически сложилось так, что основной социальной единицей Хайленда был клан . Шотландские короли, особенно Джеймс VI , считали кланы вызовом своей власти; Высокогорье многие считали беззаконным регионом. После Союза Корон у Якова VI была военная сила, чтобы поддержать любые попытки установить какой-то контроль. В результате в 1609 году был принят Статут Ионы. который положил начало процессу интеграции лидеров кланов в шотландское общество. Постепенные изменения продолжались и в 19 веке, поскольку вожди кланов считали себя не столько патриархальными лидерами своего народа, сколько коммерческими землевладельцами. Первым эффектом для членов клана, которые были их арендаторами, было изменение арендной платы, выплачиваемой деньгами, а не натурой. Позже арендная плата была увеличена, поскольку землевладельцы Хайленда стремились увеличить свой доход. За этим последовало, в основном, в период 1760–1850 годов, улучшение сельского хозяйства, которое часто (особенно в Западном нагорье) предполагало расчистку населения, чтобы освободить место для крупных овцеводческих ферм. Перемещенные арендаторы были созданы в Крофтинге сообщества в процессе. Фермы не предназначались для удовлетворения всех потребностей своих оккупантов; ожидалось, что они будут работать в других отраслях, таких как водоросли и рыболовство. Крофтерс стал в значительной степени полагаться на сезонную работу мигрантов, особенно в низинах. Это дало толчок к изучению английского языка, который многие люди, говорящие на гэльском в сельской местности, считали основным «языком работы». [10] : 105–07 [11] : 1–17, 110–18 [12] : 37–46, 65–73, 132

Более старая историография связывает крах клановой системы с последствиями восстания якобитов . Сейчас историки считают, что это менее важно. После восстания якобитов в 1745 году британское правительство приняло ряд законов, чтобы попытаться подавить клановую систему , включая запреты на ношение оружия и ношение тартана , а также ограничения на деятельность Шотландской епископальной церкви. . Большая часть этого закона была отменена к концу 18 века, когда угроза якобитов утихла. Вскоре произошла реабилитация хайлендской культуры. Тартан был принят на вооружение хайлендских полков в британской армии, к которым бедные горцы присоединились в большом количестве в эпоху революционных и наполеоновских войн (1790–1815). Обычные жители региона в значительной степени отказались от тартана, но в 1820-х годах тартан и килт были приняты членами социальной элиты не только в Шотландии, но и по всей Европе. [13] [14] Международное повальное увлечение тартаном и идеализацией романтизированного нагорья было вызвано циклом Оссиана , [15] [16] и далее популяризируется работами Вальтера Скотта . Его «постановка» визита короля Георга IV в Шотландию в 1822 году и ношение королем тартана привели к огромному росту спроса на килты и тартаны, который не мог удовлетворить шотландская шерстяная промышленность. Отдельные клановые тартаны были широко обозначены в этот период и стали основным символом шотландской идентичности. [17] Этот «Хайлендизм», по которому вся Шотландия отождествлялась с культурой Хайленда, был закреплен интересом королевы Виктории к стране, ее принятием Балморала в качестве главного королевского убежища и ее интересом к «тартингу». [14]

Читайте также:
Сколько лететь до Вены из Москвы прямым рейсом

Экономика [ править ]

Периодический голод поражал Хайлендс на протяжении большей части его истории, со значительными случаями в 1817 году в Восточном Хайлендсе и в начале 1850-х годов на Западе. [2] : 415–16 В течение 18 века в регионе была развита торговля черным скотом на низинных рынках, и это компенсировалось импортом муки в этот регион. Эта торговля была критически важна для обеспечения достаточным количеством продуктов питания, и она рассматривается как необходимое условие для роста населения, который начался в 18 веке. [2] : 48–49 На большей части высокогорья, особенно на севере и западе, не хватало пахотных земель, которые были необходимы для смешанного общинного земледелия на основе буровых установок , существовавшего раньше. В области внедрено улучшение сельского хозяйства . [a] Между 1760-ми и 1830-ми годами была значительная торговля нелицензионным виски, который производился в Хайлендсе. Дистилляторы Lowland (которые не смогли избежать высоких налогов на этот продукт) жаловались, что виски Highland составляет более половины рынка. Развитие торговли рогатым скотом рассматривается как свидетельство того, что Хайлендс, существовавший до улучшения, не был неизменной системой, но использовал экономические возможности, которые появились на его пути. [12] : 24 Незаконная торговля виски демонстрирует предпринимательские способности крестьянского сословия. [11] : 119–34

Улучшение сельского хозяйства достигло Хайлендса в основном в период с 1760 по 1850 год. Консультанты по сельскому хозяйству, факторы , землеустроители и другие, обученные мысли Адама Смита, стремились претворить в жизнь новые идеи, преподаваемые в шотландских университетах. [12] : 141 Землевладельцы горных районов, многие из которых были обременены хроническими долгами, обычно были восприимчивы к советам, которые они предлагали, и стремились увеличить доход от своей земли. [18] : 417 На Востоке и Юге результирующие изменения были аналогичны изменениям в Низинах, с созданием более крупных ферм с единоличными арендаторами, огораживанием полей старых буровых установок, введением новых культур (таких как репы ), осушение земель и, как следствие всего этого, выселение в рамках расчистки Хайленд многих арендаторов и коттеджей. Некоторые из освобожденных нашли работу на новых, более крупных фермах, другие переехали в доступные города Лоулендса. [19] : 1–12

На Западе и Севере выселенным арендаторам обычно давали аренду в недавно созданных земледельческих общинах, в то время как их бывшие владения были преобразованы в крупные овцеводческие фермы. Фермеры-овцеводы могли платить значительно более высокую арендную плату, чем фермеры, выращивающие буровые установки, и были гораздо менее склонны к просрочкам. Каждая ферма была ограничена по размеру, так что арендаторам приходилось искать работу в другом месте. Основными альтернативами были рыболовство и производство водорослей. Арендодатели взяли под свой контроль берега водорослей, вычитая заработную плату своих арендаторов из причитающейся арендной платы и сохраняя при этом большую прибыль, которую можно было получить по высоким ценам, уплаченным за переработанный продукт во время наполеоновских войн. [19] : 1–12

Когда в 1815 году закончились наполеоновские войны, промышленность Хайленда пострадала от возврата к экономике мирного времени. Цена на черный скот упала, почти вдвое в период с 1810 по 1830-е годы. Цены на водоросли достигли пика в 1810 году, но упали с 9 фунтов стерлингов за тонну в 1823 году до 3 13 шиллингов 4 пенни за тонну в 1828 году. Цены на шерсть также сильно пострадали. [20] : 370–71 Это усугубило финансовые проблемы обремененных долгами домовладельцев. Затем, в 1846 году, в Хайлендс пришла болезнь картофеля , уничтожившая жизненно важную культуру для перенаселенных земледельцев. Как голод В результате правительство ясно дало понять домовладельцам, что они обязаны оказывать помощь жильцам, страдающим голодом. Результатом экономического спада стала продажа значительной части имений Хайленда в первой половине 19 века. TM Devine отмечает, что в регионе, наиболее пострадавшем от картофельного голода, к 1846 году 70 процентов землевладельцев были новыми покупателями, которые не владели собственностью в Хайленде до 1800 года. Больше землевладельцев были вынуждены продать из-за стоимости помощи голодающим. От наихудшего кризиса были защищены те, кто получал значительный доход от аренды овцеводческих ферм. [19] : 93–95 Государственные ссуды были предоставлены для дренажных работ, строительства дорог и других улучшений, и многие фермеры стали временными мигрантами, получив работу в низинах. Когда в 1856 году прекратился картофельный голод, это положило начало более активной работе вдали от Хайленда. [19] : 146–66

Читайте также:
Фото Ирландского моря (68 фото)

Неравномерная концентрация земельной собственности оставалась эмоциональным и спорный предмет, имеет огромное значение для экономики Хайленда, и в конечном счете стала краеугольным камнем либерального радикализма. Бедные крестьяне были политически бессильны, и многие из них обратились к религии. Они поддержали ориентированное на массы, пылко евангелистское пресвитерианское возрождение после 1800 года. [21] Большинство присоединилось к отколовшейся «Свободной церкви» после 1843 года. Это евангелическое движение возглавляли проповедники-миряне, которые сами происходили из низших слоев и чьи проповеди безоговорочно критиковали установленный порядок. Религиозные изменения вдохновили земледельцев и отделили их от помещиков; это помогло им подготовиться к успешному и жестокому вызову помещиков в 1880-х гг. Лига Хайленда . [22] Насилие вспыхнуло, начиная с острова Скай , когда землевладельцы Хайленда очистили свои земли от парков овец и оленей. Это было смягчено, когда вмешалось правительство, приняв Закон о владениях Крофтерса (Шотландия) 1886 года, чтобы снизить арендную плату, гарантировать фиксированный срок владения и разделить большие поместья, чтобы обеспечить приусадебные участки для бездомных. [23] Это контрастирует с ирландской сухопутной войной. происходило в то же время, когда ирландцы были интенсивно политизированы на основе ирландского национализма, в то время как политические аспекты были ограничены. В 1885 году три независимых кандидата Крофтера были избраны в парламент, который выслушал их просьбы. Результаты включали явную безопасность для мелких фермеров Шотландии в «земледельческих графствах»; законное право передавать имущество по наследству потомкам; и создание комиссии по крофтингу. Крофтеры как политическое движение исчезли к 1892 году, и Либеральная партия получила их голоса. [24]

Шотландия – всё о стране, города, достопримечательности и фото Шотландии

Деление на Лоуленд и Хайленд Северо Шотландское нагорье или Шотландское высокогорье (англ. Highlands of Scotland

  1. Ссылки [ править| править код]
  2. Горы Великобритании
  3. History [ edit]
  4. Culture [ edit]
  5. Economy [ edit]
  6. Whisky production [ edit]
  7. Religion [ edit]
  8. Как это работает?
  9. Все начинается с бронирования
  10. Затем следует путешествие
  11. И наконец — отзыв
  12. Замок Стерлинг
  13. Полезная информация о Шотландии
  14. Классификация шотландских гор и некоторые исторические факты
  15. Южные возвышенности
  16. История
  17. Общая информация
  18. Климат и погода
  19. Достопримечательности
  20. Любопытные факты
  21. Климатические условия, лучшее время для поездки
  22. Лето
  23. Осень
  24. Зима
  25. Весна
  26. Галерея
  27. Старик Сторр
  28. Смотрите также
  29. Видео о горах Шотландии
  30. Гора Эдинбурга

Ссылки [ править | править код ]

  • Северо-Шотландское нагорье // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 156. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
  • Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  • The Internet Guide to Scotland (англ.) . Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано 18 февраля 2011 года.
  • Озёра горной Шотландии

Горы Великобритании

Немногим туристам удается полюбоваться этими прекрасными пейзажами с горными озерами и реками. Увы, этот регион большей частью непроходим. Он самый незаселенный в Соединенном Королевстве.

Часть нагорья севернее долины Глен-Мор изрезана бесчисленными длинными и узкими озерами, наследством последнего ледникового периода. В начале XIX в. инженер Томас Телфорд спроектировал Каледонский канал, который соединил Северное море с Атлантическим океаном, пройдя через четыре природных озера. Он имеет почти 100 км в длину, но только на одну треть проложен человеком. На месте выхода Каледонского канала в

стоит город Инвернесс — крупнейший в горах Каледонии. Здесь начинается одна из красивейших железнодорожных линий, так называемая Кайл-Лайн, проходящая по горам до самого

На пространной территории Каледонских гор проживает всего 200 тысяч человек, которые очень похожи на эту землю, — простые, суровые, и при этом необычайно симпатичные.

— любимое место туристов, которых привлекают не только живописные пейзажи, но и легенды о чудище по имени Несси. Другая и, пожалуй, важнейшая достопримечательность Шотландии это, конечно, крепкий и ароматный напиток виски. Самым дорогим считается солодовое виски, приготовленное на основе чистого ячменного солода. Гораздо дешевле купажированное, так называемое blended whiskey, полученное путем смешения солодового с зерновым. Технология производства шотландского виски формировалась в течение трех столетий.

History [ edit ]

Culture [ edit ]

Between the 15th century and the mid-20th century, the area differed from most of the Lowlands in terms of language. In Scottish Gaelic, the region is known as the Gàidhealtachd,[6] because it was traditionally the Gaelic-speaking part of Scotland, although the language is now largely confined to The Hebrides. The terms are sometimes used interchangeably but have different meanings in their respective languages. Scottish English (in its Highland form) is the predominant language of the area today, though Highland English has been influenced by Gaelic speech to a significant extent.[7] Historically, the “Highland line” distinguished the two Scottish cultures. While the Highland line broadly followed the geography of the Grampians in the south, it continued in the north, cutting off the north-eastern areas, that is Eastern Caithness, Orkney and Shetland, from the more Gaelic Highlands and Hebrides.[8][9]

Читайте также:
В Японии стали продавать сборные дома

Historically, the major social unit of the Highlands was the clan. Scottish kings, particularly James VI, saw clans as a challenge to their authority; the Highlands was seen by many as a lawless region. The Scots of the Lowlands viewed the Highlanders as backwards and more “Irish”. The Highlands were seen as the overspill of Gaelic Ireland. They made this distinction by separating Germanic “Scots” English and the Gaelic by renaming it “Erse” a play on Eire. Following the Union of the Crowns, James VI had the military strength to back up any attempts to impose some control. The result was, in 1609, the Statutes of Iona which started the process of integrating clan leaders into Scottish society. The gradual changes continued into the 19th century, as clan chiefs thought of themselves less as patriarchal leaders of their people and more as commercial landlords. The first effect on the clansmen who were their tenants was the change to rents being payable in money rather than in kind. Later, rents were increased as Highland landowners sought to increase their income. This was followed, mostly in the period 1760–1850, by agricultural improvement that often (particularly in the Western Highlands) involved clearance of the population to make way for large scale sheep farms. Displaced tenants were set up in crofting communities in the process. The crofts were intended not to provide all the needs of their occupiers; they were expected to work in other industries such as kelping and fishing. Crofters came to rely substantially on seasonal migrant work, particularly in the Lowlands. This gave impetus to the learning of English, which was seen by many rural Gaelic speakers to be the essential “language of work”.[10]: 105–07 [11]: 1–17, 110–18 [12]: 37–46, 65–73, 132

Older historiography attributes the collapse of the clan system to the aftermath of the Jacobite risings. This is now thought less influential by historians. Following the Jacobite rising of 1745 the British government enacted a series of laws to try to suppress the clan system, including bans on the bearing of arms and the wearing of tartan, and limitations on the activities of the Scottish Episcopal Church. Most of this legislation was repealed by the end of the 18th century as the Jacobite threat subsided. There was soon a rehabilitation of Highland culture. Tartan was adopted for Highland regiments in the British Army, which poor Highlanders joined in large numbers in the era of the Revolutionary and Napoleonic Wars (1790–1815). Tartan had largely been abandoned by the ordinary people of the region, but in the 1820s, tartan and the kilt were adopted by members of the social elite, not just in Scotland, but across Europe.[13][14] The international craze for tartan, and for idealising a romanticised Highlands, was set off by the Ossian cycle,[15][16] and further popularised by the works of Walter Scott. His “staging” of the visit of King George IV to Scotland in 1822 and the king’s wearing of tartan resulted in a massive upsurge in demand for kilts and tartans that could not be met by the Scottish woollen industry. Individual clan tartans were largely designated in this period and they became a major symbol of Scottish identity.[17] This “Highlandism”, by which all of Scotland was identified with the culture of the Highlands, was cemented by Queen Victoria’s interest in the country, her adoption of Balmoral as a major royal retreat, and her interest in “tartenry”.[14]

Economy [ edit ]

Recurrent famine affected the Highlands for much of its history, with significant instances as late as 1817 in the Eastern Highlands and the early 1850s in the West.[2]: 415–16 Over the 18th century, the region had developed a trade of black cattle into Lowland markets, and this was balanced by imports of meal into the area. There was a critical reliance on this trade to provide sufficient food, and it is seen as an essential prerequisite for the population growth that started in the 18th century.[2]: 48–49 Most of the Highlands, particularly in the North and West was short of the arable land that was essential for the mixed, run rig based, communal farming that existed before agricultural improvement was introduced into the region.[a] Between the 1760s and the 1830s there was a substantial trade in unlicensed whisky that had been distilled in the Highlands. Lowland distillers (who were not able to avoid the heavy taxation of this product) complained that Highland whisky made up more than half the market. The development of the cattle trade is taken as evidence that the pre-improvement Highlands was not an immutable system, but did exploit the economic opportunities that came its way.[12]: 24 The illicit whisky trade demonstrates the entrepreneurial ability of the peasant classes.[11]: 119–34

Читайте также:
Пляжи Ираклиона, которые вас не разочаруют - 2022

Agricultural improvement reached the Highlands mostly over the period 1760 to 1850. Agricultural advisors, factors, land surveyors and others educated in the thinking of Adam Smith were keen to put into practice the new ideas taught in Scottish universities.[12]: 141 Highland landowners, many of whom were burdened with chronic debts, were generally receptive to the advice they offered and keen to increase the income from their land.[18]: 417 In the East and South the resulting change was similar to that in the Lowlands, with the creation of larger farms with single tenants, enclosure of the old run rig fields, introduction of new crops (such as turnips), land drainage and, as a consequence of all this, eviction, as part of the Highland clearances, of many tenants and cottars. Some of those cleared found employment on the new, larger farms, others moved to the accessible towns of the Lowlands.[19]: 1–12

In the West and North, evicted tenants were usually given tenancies in newly created crofting communities, whilst their former holdings were converted into large sheep farms. Sheep farmers could pay substantially higher rents than the run rig farmers and were much less prone to falling into arrears. Each croft was limited in size so that the tenants would have to find work elsewhere. The major alternatives were fishing and the kelp industry. Landlords took control of the kelp shores, deducting the wages earned by their tenants from the rent due and retaining the large profits that could be earned at the high prices paid for the processed product during the Napoleonic wars.[19]: 1–12

Scottish Highland family migrating to

When the Napoleonic wars finished in 1815, the Highland industries were affected by the return to a peacetime economy. The price of black cattle fell, nearly halving between 1810 and the 1830s. Kelp prices had peaked in 1810, but reduced from £9 a ton in 1823 to £3 13s 4d a ton in 1828. Wool prices were also badly affected.[20]: 370–71 This worsened the financial problems of debt-encumbered landlords. Then, in 1846, potato blight arrived in the Highlands, wiping out the essential subsistence crop for the overcrowded crofting communities. As the famine struck, the government made clear to landlords that it was their responsibility to provide famine relief for their tenants. The result of the economic downturn had been that a large proportion of Highland estates were sold in the first half of the 19th century. T M Devine points out that in the region most affected by the potato famine, by 1846, 70 per cent of the landowners were new purchasers who had not owned Highland property before 1800. More landlords were obliged to sell due to the cost of famine relief. Those who were protected from the worst of the crisis were those with extensive rental income from sheep farms.[19]: 93–95 Government loans were made available for drainage works, road building and other improvements and many crofters became temporary migrants – taking work in the Lowlands. When the potato famine ceased in 1856, this established a pattern of more extensive working away from the Highlands.[19]: 146–66

The unequal concentration of land ownership remained an emotional and controversial subject, of enormous importance to the Highland economy, and eventually became a cornerstone of liberal radicalism. The poor crofters were politically powerless, and many of them turned to religion. They embraced the popularly oriented, fervently evangelical Presbyterian revival after 1800.[21] Most joined the breakaway “Free Church” after 1843. This evangelical movement was led by lay preachers who themselves came from the lower strata, and whose preaching was implicitly critical of the established order. The religious change energised the crofters and separated them from the landlords; it helped prepare them for their successful and violent challenge to the landlords in the 1880s through the Highland Land League.[22]Violence erupted, starting on the Isle of Skye, when Highland landlords cleared their lands for sheep and deer parks. It was quietened when the government stepped in, passing the Crofters’ Holdings (Scotland) Act, 1886 to reduce rents, guarantee fixity of tenure, and break up large estates to provide crofts for the homeless.[23] This contrasted with the Irish Land War underway at the same time, where the Irish were intensely politicised through roots in Irish nationalism, while political dimensions were limited. In 1885 three Independent Crofter candidates were elected to Parliament, which listened to their pleas. The results included explicit security for the Scottish smallholders in the “crofting counties”; the legal right to bequeath tenancies to descendants; and the creation of a Crofting Commission. The Crofters as a political movement faded away by 1892, and the Liberal Party gained their votes.[24]

Читайте также:
Почему арабы берут в жёны русских женщин

Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели

Приблизительное время чтения: 5 мин.

А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.

Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:

Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:

Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:

А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:

Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:

А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:

Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:

12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:

Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:

После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:

Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825

В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:

А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:

Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:

Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:

Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов

Храм строился 44 года и должен был стоять века… Однако простоял он лишь 48 лет. После 1917 года к власти пришли большевики и стали планомерно уничтожать православные святыни. Храм Христа Спасителя было решено снести. Несколько месяцев шла спешная разборка здания: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Однако разобрать храм до основания не получилось, и тогда было решено его взорвать.

Читайте также:
Причины, по которым народы Севера не едят грибы

5 декабря 1931 года в 12 часов дня прогремел первый взрыв. Но храм устоял, и тогда пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов национальная духовная святыня России была превращена в руины. На фото — разрушение храма, 1931 год:

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:

Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru

Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.

Фото А. Евстюгова-Бабаева

На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:

А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».

Фото Жака Дюпакье, 1964 год

Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.

На этот раз храм построили всего за 6 лет:

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:

Как в центре Москвы на месте самого большого бассейна появился самый большой храм

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Однако не стоит думать, что решение заменить бассейн на храм было спонтанным и необоснованным. Еще в XVI веке здесь стоял монастырь, сгоревший при пожаре в 1547 году. Вместо него построили новый монастырь — Алексеевский, который также был частично разрушен во время Смуты (1598-1613 годы), так что его пришлось восстанавливать в 1625 году. Женский монастырь постепенно разрастался, появлялись новые здания, в том числе и храм. А через два столетия император Николай I распорядился перенести монастырь за пределы города в Красное Село, а сами постройки разобрать.

И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.

5 декабря 1931 года храм и правда взорвали. Взрыв был такой силы, что его ощущали на себе за несколько кварталов вокруг. Полтора года разбирали завалы. Облицовка храма впоследствии пошла для оформления отделки здания Совета труда и обороны, в котором сегодня располагается Госдума, а также для облицовки метрополитена.

Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.

Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.

Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.

Бассейн работал и летом, и зимой. Даже когда температура воздуха опусалась до – 20С, бассейн продолжал принимать посетителей. Вода подогревалась и оставалась в пределах 18-20 градусов. Рядом с бассейном был пляж из морского гравия, стояли скамейки, были высажены деревья, рядом стояли павильоны для гардероба, буфета и касс.

Читайте также:
Сколько лететь в Турцию из Воронежа

Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.

Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.

В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.

О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье “Москва могла быть другой”.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Свободный фотосайт

Фото Храма Христа Спасителя – это одни из самых популярных фотографий Москвы. Фотографии Храма можно найти и в рекламных проспектах, и в книгах, посвященных Москве и ее истории. Популярность таких фотографий заключается в том, что это не просто кафедральный собор и один из самых красивых Храмов России. Храм Христа Спасителя стал символом изменений, которые произошли и происходят в стране. Многие считают, что воссоздание Храма Христа Спасителя стало символом возрождения традиций, истории и души России.

Современный Храм Христа Спасителя является воссозданной копией Храма, освященного в 1883 году. Храм был построен в честь воинов, победивших в Отечественной войне 1812 года. Барельефы Храма прославляли Русское Воинство, а на стенах были написаны имена офицеров, погибших в той войне.

Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 году и строился в течение 44 лет. Освящение Храма произошло 26 мая 1883 года. Проект первоначального Храма был разработан архитектором Константином Андреевичем Тоном.

Первоначально Храм планировалось построить на Воробьевых горах. А сама идея строительства Храма появилась еще в 1812 году. В декабре 1812 года император Александр 1 издал манифест о строительстве церкви во имя Христа Спасителя. В 1814 году идею развили и было решено построить не просто церковь, а кафедральный собор. Был объявлен конкурс на лучший проект. Лучшим был признан проект Карла Витберга. Собор по этому проекту должен был быть значительно выше – 240 метров.

В 1817 году был заложен первый камень на Воробьевых горах. Правительством было выделено на строительство около 15 миллионов рублей. Кроме того, были собраны значительные денежные средства граждан, которые с энтузиазмом жертвовали на строительство собора.

В 1825 году Николаем 1 строительство было остановлено и было начато расследование. Были выявлены многочисленные нарушения, а руководители строительства были обвинены в растрате.

Совремнные историки и инженеры считают, что место на Воробьевых горах было выбрано неосмотрительно и инженерно-геологические условия не позволяли построить сооружение таких размеров в этом месте. Во всяком случае при том уровне развития технологий.

В 1831 году Николай 1 назначил архитектором Константина Тона. Причиной того, что выбор пал именно на Тона считают то, что «русско-византийский» стиль, в котором работал архитектор нравился императору.

Было выбрано место и в августе 1831 года состоялась закладка нового собора. Фактически строительство началось в 1839 году и продлилось 44 года. В создании интерьеров, отдельных элементов собора участвовали известные архитекторы и скульпторы России – А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский, Каминский И.С.. В росписи Храма принимали участие В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г. И. Семирадский, А. И. Корзухин, Ф. А. Бруни.

Тон не успел завершить работу и после его смерти строительство возглавил его ученик А.И. Резанов. Фото старого Храма Христа Спасителя можно найти в открытых источниках. Слава богу, что фотография появилась еще в позапрошлом веке.

В 1931 году на месте Храма Христа Спасителя было решено построить Дворец Советов. Решение принималось на заседании ЦИК СССР. Формально решение было принято. Но главное слов было сказано раньше на заседании Политбюро ВКП(б), посвященном реконструкции Москвы.

Читайте также:
Инвестиции в Австрию

5 декабря 1931 года Храм был разрушен. Понадобилось 2 взрыва, так как с первого раза Храм разрушить не удалось.

Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но само строительство так и не было завершено – война, необходимость восстановления страны после войны.

В 1960 году на месте строительства был открыт плавательный бассейн открытого типа. Он просуществовал до 1994 года и был очень популярен у москвичей.

1988 году была создана инициативная группа по восстановлению Храма, а в 1994 году началось строительство.

Проект Храма был разработан группой архитекторов под руководством М. М. Посохина и А. М. Денисова. А. М. Денисов и начинал руководить строительством. В результате многочисленных скандалов Денисов отошел от руководства строительства, о заканчивал стройку Зураб Церетелли. Из изменений внесенных Цреретелли можно выделить замену мраморных барельефов на бронзовые. Оригиналы барельефов после разрушения Храма в 1931 году были перенесены в Донской монастырь, где они хранятся и сегодня:

Барельефы старого Храма Христа Спасителя

31 декабря 1999 года Храм открыли для посещений а 19 августа состоялось освещение Собора.

Фото Храма Христа Спасителя

Фото Храма Христа Спасителя – утро и день

Один их Куполов Храма Христа Спасителя

Фотографии Храма Христа Спасителя – вечер

Фото Храма Христа Спасителя – ночь

Храм Христа Спасителя – вид с Патриаршего моста Вид на Храм Христа Спасителя с Патриаршего моста Храм Христа Спасителя – вид с Берсеневской набережной

Фотография Храма Христа Спасителя зимой во время снега Зимнее фото Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя: история в фотографиях

Здесь чтили память о победе над Наполеоном; планировали построить самое большое здание в мире со 100-метровой статуей Ленина; построили огромный открытый бассейн, и цикл завершился воссозданным храмом… Судьба храма Христа Спасителя.

Храм сегодня. Фото: Владимир Прокофьев

Храм построили по велению императора Александра I в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строили его почти 44 года — заложили 23 сентября 1839 года, освятили 26 мая 1883 года.

А.М. Васнецов. Вид на храм Христа Спасителя, Крымский мост и Кремль со стороны Нескучного сада. 1878 год, государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Это был святой памятник воинам русской армии — стены были исписаны именами офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года.

Часть оригинальной отделки первоначального храма, сохранённая в Донском монастыре.

Главный престольный праздник кафедрального собора — Рождество Христово — до 1918 года в церковном календаре отмечался и как годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.

Н.Я Тамонькин. Храм Христа Спасителя от Каменного моста. 1928 год, музейное объединение «Музей Москвы»

Храм был еще и центром общественно-религиозной и культурной жизни Москвы. Здесь звучала прекрасная музыка, в церкви действовал один из лучших хоров Москвы, пел Шаляпин. Храм был центром торжеств открытия памятников Александру III и Николаю Гоголю. Здесь работала богатейшая библиотека, где велись экскурсии, читальня.

В 1931 году храм был разрушен в ходе реконструкции Москвы.

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал…

…Нет ничего для нас святого!

И разве это не позор,

Что «шапка золота литого»

Легла на плаху под топор

Стихи Николая Арнольда, 1930 год — на решение о разрушении храма

Вместо разрушенного храма планировалось построить гигантский Дворец Советов — претенциозное здание, самое высокое в мире. По проекту его высота составляла 415 метров, а верхние 100 м занимала статуя Ленина.

Проект дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Фото: pastvu.com

Уже на следующий год после сноса храма Христа Спасителя, приступили к строительству Дворца Советов. Под большие нагрузки будущего здания был заложен мощный фундамент с двумя бетонными кольцами диаметром 140 и 160 метров, возведен мощный каркас здания из высокопрочной стали.

Вот так выглядело бы здание Дворца Советов, если б оно было достроено. Фото: pastvu.com

К лету 1941 года каркас достиг уровня седьмого этажа — но стройка была остановлена с началом Великой Отечественной…

После войны проект хотели возобновить, но не случилось. Площадка приходила в запустение, ее заливало водой, место заболачивалось.

Архитекторам поставили задачу придумать спортивное сооружение на базе оставшегося фундамента — внушительного и масштабного.

Бассейн «Москва», 1960. Фото: mosfo.ru

Так на месте храма появился бассейн под открытым небом «Москва», первый огромный аквапарк СССР. Он был открыт в 1960 году, и просуществовал чуть больше 30 лет. Это место сразу после открытия стало одним из символов столицы. Бассейн и правда был необычным сооружением:

  • работал круглый год, и закрывался только при зимних температурах ниже 20 градусов;
  • располагался в самом центре столицы, напротив Кремля;
  • диаметр бассейна — 130 м, площадь — 13 тыс. кв.м;
  • ежедневно бассейн посещали до 20 тыс. человек.

Бассейн «Москва». Фото: mosfo.ru

Комплекс долго считался самым большим бассейном в мире. В центре находился тренировочный сектор с дорожками и вышкой для прыжков, а остальное пространство было местом свободного купания.

Читайте также:
Бани в Германии, их виды и традиции посещения

Бассейн «Москва». Фото: mosfo.ru

Рядом стояли здания с раздевалками, душевыми, буфетом, техническими помещениями. Вокруг бассейна создали небольшой пляж с галькой и шезлонгами. Из раздевалок в бассейн приходилось плыть несколько метров под водой, в проеме бетонной стенки.

Посещение бассейна «Москва» было модным ритуалом москвичей и гостей столицы.

Пускали туда без справок — за качеством воды тщательно следили сотрудники лаборатории бассейна. У москвичей пользовались особым спросом сеансы с 7 утра — чтобы взбодриться перед работой. В зимний период посещаемость даже повышалась — экзотика! Для зимнего купания были свои правила: почаще нырять, чтобы не переохладить голову.

Бассейн «Москва», зимнее плавание. Фото: mosfo.ru

Ближе ко времени распада СССР бассейн пришел в запустение. Публике было не до бассейна. Содержать его было не на что, и с первыми холодами 1991 года его закрыли. В 1994 году его разобрали окончательно. К тому времени уже было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Камень заложили еще в 1990 году, а к строительству приступили только через 5 лет. К новому тысячелетию, 2000 году, строительство и отделочные работы были завершены и храм открылся для посещений.

Собор в настоящее время находится в ведении РПЦ, носит статус Патриаршего подворья. Здесь проводятся Архиерейские соборы, службы, другие важные мероприятия. Храм является крупнейшим в России и вмещает в себя десять тысяч человек. Для православных христиан он является объектом паломничества. Периодически здесь выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая). В храме расположен Патриарший музей церковного искусства, где можно увидеть уникальные предметы православной культуры. Здесь же регулярно проводятся разнообразные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции.

Приходите в храм Христа Спасителя! Фото: Владимир Прокофьев

Календарный повод для статьи: 7 июня 1883 г. ( 138 лет назад) в Москве освящен храм Христа Спасителя

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Невероятное очарование старинных фотографий. Причем мне кажется очень интересны именно люди и места, которые можно узнать сейчас. Я бы про свой город хотел бы собрать побольше такой фотоистории, но это маловероятно. а вот москвичам в этом плане повезло. Огромное количество исторической фото и видео хроники еще осталось.

Фото 2.

Размер листов немного уступает листам из других изданий автора. Очень интересная ранняя фотографическая круговая панорама, снятая с обходной галереи храма Христа в 1867 году. Наиболее цельная картина Москвы, ещё не захваченной пореформенным строительством, что особенно ярко передаёт застройки кварталов на переднем плане. Высота обходной галереи у основания глав обеспечила почти полный обзор тогдашнего города, исключая северные и северо-восточные окраины.

Фото 3.

Незначительные разрывы в обзоре отвечают углам галереи у малых главок. Даже на расстоянии нескольких километров хорошо различаются крупные здания. Панорама состоит из 16 лл. и отличается исключительной четкостью. Она начинается от Нескучного сада (Андреевская богадельня) и, идя по часовой стрелке, кончается Бабьегородской плотиной. Панорама была воспроизведена фототипией в 1886 году А. Н. Найдёновым, создателем крупнейшей иконографии города, состоящей из 680 видов города и отдельных зданий в 14 томах. Панорама снабжена указателем. Её общая протяженность около 7 метров. Это наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, позволившая донести до наших дней неповторимый облик города той поры. Имеет историческое и музейное значение.

Фото 4.

Найдёнов, Николай Александрович (1834—1905) — московский предприниматель, общественный деятель, банкир, краевед. Издатель альбомов «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882). Отец банкира А. Н. Найдёнова, дядя писателя А. М. Ремизова. Н. А. Найдёнов — один из ведущих представителей деловых кругов и общественных деятелей Москвы второй половины XIX — начала XX вв. Родился 7 декабря (ст. ст.) 1834 года в Москве. Его отец (Александр Егорович Найденов) и дед (Егор Иванович Найденов) занимались текстильным производством в Москве. С 1864 года, после смерти отца, Н. А. Найденов возглавил торговый дом «А. Найденов и сыновья».

В 60-е годы начинается и общественная деятельность Н. А. Найденова. В 1866 году он становится гласным (депутатом) Московской городской думы от купеческого сословия. На этом поприще Н. А. активно занимался делами города — работал в шести думских комиссиях. В частности, был членом комиссии по перестройке городских Торговых рядов (1873), устроению Промышленной выставки в Москве (1878) и др. В 1871 году Н. А. Найденов возглавляет Московский торговый банк, а спустя пять лет (1876) занимает ключевую должность в купеческом мире Москвы. Его избирают председателем Московского биржевого комитета — центральной профессиональной организации московского купечества. Этот пост он занимал больше четверти века, вплоть до своей кончины в 1905 году. В 1874 году по инициативе Н. А. Найденова учреждено Московское Торгово-промышленное Товарищество, сфера деятельности которого распространялась на «покупку и доставку хлопка из Средней Азии на фабрики московского района».

Фото 5.

В 1892 году к найденовскому Торговому банку перешел контрольный пакет паев Товарищества Купавинской суконной фабрики братьев Бабкиных. В 1902 году Н. А. Найденовым было создано Московско-Кавказское нефтепромышленное товарищество, во главе которого стали его сын А. Н. Найденов и известный нефтяной магнат П. О. Гукасов. Помимо ведения бизнеса и исполнения депутатских обязанностей в Думе, Н. А. Найденов, в качестве представтеля московских деловых кругов, участвовал в решении общегосударственных проблем. Занимался разработкой проектов экономических реформ, совместно с министром финансов С. Ю. Витте, правительственных постановлений, формированием принципов и задач сословных купеческих учреждений, привлекая к делу немало талантливых людей из купечества. «Маленький, живой, огненный, таким он живет в моей памяти… Жило в нем большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма.

Читайте также:
Время перелета Новосибирск — Нячанг

Фото 6.

Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту», — вспоминал о нем в своих записках В. П. Рябушинский. Чувствуя огромную потребность России в образованных людях, Н. А. Найденов значительную часть времени уделял вопросам образования молодежи. По его инициативе в Москве возник целый ряд специальных коммерческих и других училищ (Александровское, Таганское, Практическая Академия коммерческих наук), сеть торговых школ и т. д. Н. А. Найденов внес огромный вклад в развитие краеведения и истории Москвы. По его инициативе 25 мая 1877 года на заседании Московской Городской Думы решено составить фундаментальное историческое описание Москвы, автором которого стал историк И. Е. Забелин. В этот период, с целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов», Николай Александрович Найденов организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов, церквей и монастырей Москвы.

Фото 7.

Этот труд был опубликован в течение двух лет — 1882 и 1883 гг. под названием «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Всего в четырех томах содержится 257 видов храмов. Каждый том имел две-три страницы указателя, в котором Найденов давал полное название храма и его приделов, отмечал, к какому сороку храм относится, называл дату его постройки (а иногда и основания), оговаривая при этом первоначальное существование деревянного храма. Таким образом, давалась краткая, но исчерпывающая характеристика каждого памятника. Этот уникальный на сегодня исторический документ стал самым полным источником, позволившим познакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием столицы. В 1884 году Найденов продолжил свое издание, существенно расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва.

Фото 8.

Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений». В 1886 году найденовские альбомы пополнились еще пятью выпусками под названием «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений». Заключительным стал альбом «Городские ряды» (1890 г.), в котором запечатлены старые Верхние и Средние ряды на Красной площади незадолго до их сноса. Всего в течение десятилетия было издано 14 найденовских альбомов, содержащих 680 фотоснимков. В них впервые столь зримо и всесторонне оказалась представлена российская столица. Это была наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, позволившая донести до наших дней неповторимый облик города той поры.

Фото 9.

Пожалуй, трудно найти другое собрание исторических документов об одном городе такой же ценности выполненное силами и на средства одного энтузиаста. Дорогостоящую съемку произвела лучшая по тем временам фирма «Шерер. Набгольц и К° в Москве», являющаяся поставщиком императорского двора. Дореволюционные фотографии памятников архитектуры и духовной культуры – “своеобразная иконографическая энциклопедия Москвы”.

Фото 10.

“Цель настоящего издания состоит в сохранении на память будущему вида существующих в Москве храмов” – эта первая фраза предисловия оказалась пророческой. Издание дает многим поколениям исследователей единственную возможность полностью ознакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием, так как после 1917 года только в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе – 39 храмов, в Замоскворечье -12 храмов. Помимо этих альбомов, Найденовым выпущены еще шесть обширных собраний архивных материалов по истории Москвы, ее отдельных районов, а также «Материалы для истории городов XVII—XVIII столетий». Причем нередко он вел работу по нескольким книгам одновременно. За свою многогранную деятельность Н. А. Найденов был награжден многими высшими орденами империи (Владимира 2-й степени, Белого орла, Анны и Станислава 1-х степеней). Он был единственным купцом в царской России, получившим такое количество почетных государственных наград.

Фото 11.

Каждая из них давала право на получение потомственного дворянства. Но от такого предложения Николай Александрович отказался, пожелав остаться в купечестве. Николай Александрович Найденов скончался 28 ноября(ст. ст.) 1905 года. Московская Городская Дума в целях увековечения памяти Н. А. Найденова учредила 25 стипендий его имени в Алексеевской Торговой школе и премию за сочинение в области торгово-промышленной истории Москвы. Сохранилась московская усадьба Найденова (Земляной вал, 53), которую искусствоведы называют «жемчужиной московского зодчества XIX века». Построена известным архитектором Д. Жилярди.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: