Фотографии реки Ганг

Шокирующие снимки священной реки Ганг, на которой проходит кремация умерших

Варанаси — один из семи священных городов для индуистов, место, куда каждый год стекается более нескольких миллионов религиозных паломников. Легенда гласит, что ее построил бог Шива более 5 тыс лет назад. Но главное, что вам нужно знать о Варанаси это то, что он — город мертвых.

Центром города является набережная реки Ганг

Чуть дальше от набережной начинается фактически кладбище-крематорий

Индуисты верят, что кремация на берегу священной реки Ганг очистит карму усопшего и в следующей жизни он обретет счастье.

Туристы, попавшие в этот город, часто сравнивают его со съемочной площадкой фильмов ужасов: повсюду горящие тела, стоит страшный запах.

Кремация на костре стоит довольно крупную по местным меркам денег, поэтому не каждый индуист может себе это позволить

Существует и такая категория людей, которых нельзя кремировать: это беременные женщины, дети до 13 лет и аскеты. Как правило их привязывают к камню и отправляют на дно.

Так ежегодно кладбище некремированных тел на дне реки Ганг увеличивается на 45 тыс тел

Сегодня священная река Ганг считается одной из 5 самых загрязненных рек мира

Традиции и склад жизни местного населения приводит в шок европейцев, однако для самих жителей Варанаси — такая жизнь вполне привычна. Воду реки Ганг ученые еще в 2000-х назвали кранйе опасной для жизни, однако индуисты не просто купаются в ней, они пьют из нее веду.

Полный альбом со снимками священной реки Ганг можете посмотреть здесь. Важно! Слабонервным, детям и беременным не переходить по ссылке!

Ужасы священной реки Ганг.

Такую священную реку Ганг туристам не показывают.

Дело в том, что местные жители стирают, моют посуду и купаются практически среди трупов.

А все из-за того, что у местных жителей нет денег, чтобы покупать дрова для сжигания тел умерших близких.

Но тела все равно надо предать реке, даже если не в виде пепла, а просто так.

Вот и получается такой ужас.

В Индии я бывал несколько раз: в первый раз я был как турист с официальной программой и нам показали красивую Индию, как в советских фильмах танцы, песни, слоны, джунгли. К реке Ганг нас так и не разу не свозили ссылаясь на загруженность официальной программы.Издали показали, красивый закат на реке Ганг.

Второй раз в Индию, я поехал дикарем с друзьями, и мы сняли комнату не далеко от реки, помню проснулся от страшной вони трупного разложения, в общем воняло так как будто когда выкидываешь пакет с мусором в контейнер летом и машины не было дня три)), ток это было в раз 10 сильнее нет в 100, всю ночь меня полоскало.

Утром мои друзья товарищи мне смеясь рассказали что ветер переменился и дул с реки и этому так “пахло”, они кстати всю ночь бухали.

Сводили они меня на реку.

Жгли там везде, практически по всему берегу где мы были.

и стирались так же везде.

Я не когда не забуду, как старик, зайдя по колено в воду разгреб руками все что там плавало, а там плавало много, и зачерпывая ладонями пил странную жидость.

Мухи, мухи, мухи, мухи, мухи, мухи .

P.S. Я на фото не претендую,т.к. словами это не описать что я видел.

Баяны

188K постов 12.2K подписчика

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.

Клубничку убери! Было сложно, но я был настроен и меня было не остановить!

Терпеть не могу индусов.

пост гуляет по рунету уже не первый год, такое ощущение что это уже не боян, а напоминание

это Варанаси. фоткам столько же, сколько и священному гангу

Да, впечатлило. Кошмар! Ужас! Фу.

Какой же у них там иммунитет – если водичку пьют , чуть ли не из-под трупа ? И какой у нас иммунитет – если от несвежего йогурта – неделю дрищем .

ТС, спасибо! проблевался.

клубничку затем поставил?

Бм молчал как мертвый, да?

Посмотрите документальный фильм-“Шокирующая Азия”.

Ищешь говно – найдешь везде. Я несколько раз бывал в Варанаси (на фото именно этот город) и могу сказать что это одно из крутейших мест в Индии – энергия бьёт ключом.

Правда ли, что воды реки Ганг обладают уникальными обеззараживающими свойствами?

Спасибо пикабушнику @DobroMax1, который в комментарии к своему посту про плавящиеся крематории в Индии предложил эту тему :)

Культовой для индуизма реке, в которой моются люди и животные, куда сливают сточные воды и над которой развеивают прах мёртвых, приписывают уникальные способности к самоочищению. Мы решили проверить, есть ли научные доказательства таких свойств.

Внимание! Особого треша в посте нет, но без упоминания трупов и фекалий при рассказе о священной реке обойтись не удалось.

Читайте также:
Фото Белфаста (73 фото)

Для ЛЛ: вы не поверите, но нет, неправда. Уникальными свойствами по обеззараживанию река не обладает, купание в ней (особенно без худо-бедно подстроившейся к местному колориту имунной системы) может стать последним в вашей жизни. Тем не менее, нам удалось найти подтверждение существования механизма по частичному самоочищению реки, который в свое время спас немало жизней. Он не спасает от всех опасностей священной воды, но для меня эта информация была новой и интересной.

Контекст. Средневековому индийскому поэту-мистику Кабиру приписывают такое описание Ганга: «Ад плывёт по реке, полной тронутых тленом трупов мужей и зверей». Её воды с древности использовали в кожевенной, деревообрабатывающей, скотобойной и сахарной промышленности, в сельскохозяйственных целях, для бытовых нужд — мытья, стирки, приготовления еды, а также в качестве кладбища для кремированных и даже некремированных тел. При этом современные публикации в туристических блогах и соцсетях рассказывают, что, несмотря на загрязнённость, священная река очищает сама себя, приписывая это волшебное свойство то её духовной силе, то способности удерживать кислород. СМИ же называют реку «убийцей» и «смертельной для человека».

Ганг, третья по водоносности река в мире, уступающая лишь Амазонке и Конго, протекает на территории Индии и Бангладеш. Её исток находится в Западных Гималаях, на леднике Ганготри, далее река течёт на юго-восток, проходя через Индо-Гангскую равнину, и впадает в Бенгальский залив. В индуистской мифологии Ганг считается небесной рекой, спущенной на землю. Легенды сообщают, что река течёт в трёх мирах: небесном (высокогорный исток), земном и подземном.

Мифы также называют реку воплощением богини Ганги — по одной из версий, дочери Брахмы. Индуисты верят, что омовение в священной реке способно смыть грехи и болезни, а упокоенная в реке душа погибшего освобождается из колеса сансары.

Самым лучшим местом для ухода на тот свет индусы считают город Варанаси. Туда приезжают умирать больные и старики, а родственники привозят тела своих близких. Считается, что в Маникарника-гхате — самом популярном месте кремации — огонь не потухал уже больше тысячелетия. Однако кремация в Варанаси стоит немалых денег, поэтому тела, не оплативших её, а также незамужних девушек, детей и беременных женщин с привязанным грузом просто опускают на дно реки.

Горный участок реки, Ayushch, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Итак, немного данных о священной чистоте Ганга:

▪️ Ганг называется второй по загрязнённости реке в мире, уступая только Читаруму на индонезийском острова Ява.

▪️ По подсчётам The Economist, из-за инфекций желудочно-кишечного тракта, вызванных патогенами из реки, ежедневно погибает тысяча детей.

▪️ ВОЗ приводит немного другую цифру: за 30–40% смертей от кишечных инфекций в регионе ответственны именно воды священной реки.

▪️ В них обнаружены возбудители холеры, дизентерии, гепатита, амёбиаза, шигеллеза, патоген Schistosoma mansoni и фекальные энтеробактерии.

▪️ Воду рядом с городом Варанаси описывают как «коричневый суп из экскрементов и промышленных стоков».

▪️ В этом районе в пробах выявлено около 600 способных к размножению фекальных энтеробактерий, в то время как пороговая допустимая норма в 120 раз ниже.

Традиционное омовение в Ганге

А теперь — о самоочищении.

История исследования микробиологического состава Ганга набирала обороты вместе с пониманием бактериальной природы заболеваний. Доктор Эрнест Ханкин, учившийся и работавший под руководством Роберта Коха и Луи Пастера, в 1892 году отправился в Индию. Там он занялся изучением холеры и опроверг теорию миазмов, продемонстрировав научному сообществу холерного вибриона, открытого в 1883 году Робертом Кохом.

Сравнивая пробы воды в разных районах, он заметил интересный факт: река Джумна — приток Ганга у города Агра — содержала 100 000 холерных вибрионов в 1 см3, в то время как на 5 км ниже по течению не было ни одного активного возбудителя, а только около 100 зародышей. Тогда Ханкин предположил, что воды содержат какой-то микроорганизм, убивающий бактерии.

Уже в XX веке микробиолог Феликс д’Эрелль выделит его и назовёт бактериофагом, то есть «поедателем бактерий». В 1928 году учёный приехал в Индию в самый разгар вспышки холеры. Он выделил бактериофаг из фекалий выздоравливающих людей. Без особых бюрократических проблем д’Эрелль получил разрешение применять бактериофаг на людях.

Лекарство показало прекрасные результаты: из 70 больных, получивших лекарство, умерли лишь шестеро, в то время как в контрольной группе, состоявшей из 240 заболевших, скончалось 143 человека. В записной книжке микробиолог писал:

«В местностях широкого распространения холеры бросается в глаза определённое количество сёл, где не было ни одного случая холеры, и там бактериофаг открывался в колодезной воде, у мух, в испражнениях здоровых людей. В сёлах, где эпидемия начиналась, бактериофаг не был обнаружен».

Позже учёные не раз обнаруживали в водах Ганга значительные колонии бактериофагов, которые, по сути, сдерживали развитие патогенных бактерий. При этом бактериофаги не являются уникальными обитателями индийской реки. По последним данным, они есть в почве, пресной и солёной воде, других живых организмах. Общая численность бактериофагов на нашей планете составляет 10^31, а их вес — около 109 тонн.

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Жуковский до Москвы

Также учёные сообщают, что воды Ганга способны к удерживанию большого количества кислорода, что может как-то влиять на самоочищение, однако объяснить, чем это обусловлено, пока точно не могут. National Public Radio в 2010 году сообщило, что возбудителей холеры и дизентерии в реке стало значительно меньше.

Власти страны и некоммерческие организации устраивают различные кампании по очистке реки, однако значительных результатов пока достичь не удалось. Эксперты говорят, что понадобится несколько десятилетий активных действий, чтобы воды стали достаточно безопасны для человека.

Таким образом, в водах индийской реки Ганг действительно содержатся микроорганизмы, контролирующие численность бактерий — возбудителей инфекций. При этом они не являются уникальными и способны лишь контролировать популяции патогенов, а не полностью очищать от них воду.

Другие проверки

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте.
Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо кроме здравого смысла, а в день выкладываются от нуля до двух постов.

Знаменитая площадь Регистан в городе Самарканд

Площадь Регистан — монументальный архитектурный комплекс персидской эпохи, известный не только в месте его расположения — городе Самарканде, но и далеко за пределами Узбекистана. Это главная достопримечательность страны возрастом более 600 лет. С трех сторон площадь венчают 3 медресе — блестящий пример архитектуры ислама и узбекского градостроительства XV-XVII веков. Величественный ансамбль и расположенные рядом с ним старинные исторические сооружения включены в Список ЮНЕСКО.

Где находится

Площадь расположена на Регистанской улице, в сердце Старого Самарканда, куда ведут все крупные дороги города. Добраться до нее можно на автобусах, следующим по маршрутам № 41, 92, и на такси. Через дорогу от Регистана находится Мемориальный дом-музей Садриддина Айни, а чуть далее от него — парк Амир Темур и Мавзолей Рухабад. Рядом есть магазины, рестораны и отели.

История площади

«Регистан» в переводе с узбекского языка — «территория, укрытая песком». Так названы несколько площадей в Узбекистане, с центральной в Самарканде.

Есть еще одно толкование названия, напрямую связанное со страшной легендой. Якобы в период с XV-XX века на узбекских площадях устраивали публичные казни, а места, залитые кровью, присыпали песком. Однако, документального подтверждения этой информации нет.

История великой площади Регистан начинается в XV веке, когда внук великого Тамерлана, Мирзо Улугбек, распорядился возвести на ней первую из трех медресе. Она была названа в честь своего мецената. Мирзо Улугбек был сам правителем с образованием, поэтому сделал многое для становления узбекской культуры и просвещения народа.

С того времени началась полномасштабная застройка, а территория Регистана приобрела важное культурное историческое значение. На ней проходило построение солдат и зачитывались правительственные указы. Регулярно устраивались торговые ярмарки, ведь Самарканд в то время был одним из важнейших городов в системе «Шелкового пути».

Период с XVI по XVIII века характеризуется упадком не только Регистана, но и всего города. После переноса столицы в Бухару, он перестал быть участником Великого Шелкового пути — торговые караваны шли по другим дорогам, а Самарканд пришел в критическое запустение. Оно было настолько велико, что, согласно источникам, в медресе проживали дикие звери.

Лишь в первой четверти XX века в городе развернулись активные восстановительные работы, которые завершились к середине 60-х годов. С последней масштабной реконструкции до нашего времени была обновлена лишь мостовая.

Медресе Улугбека

Является самым старым медресе, с годами строительства 1417-1420. Названо в честь покровителя и ученого-астронома из мусульманского рода Тимуридов — Мирзо Улугбека. В то время не предполагалось строительство еще двух учебных заведений, которые можно увидеть сегодня. Расположенный на западе площади, медресе Улугбека соседствовал на востоке с ханакой, или обителью, Улугбека. Северную же часть занимал караван-сарай — древняя постройка для общественных целей. В начале XVII века караван-сарай и ханака были снесены, а на их месте начали строительство Шердор и Тилля-Кари.

Медресе Улугбека — это прямоугольная конструкция с четырьмя айванами и внутренней открытой территорией квадратной формы. По периметру находятся ниши — входы в кельи для учеников, а по углам — купола. Задняя часть комплекса занята мечетью, передняя восточная — массивным высоким порталом со стрельчатым сводом. Поверхность портала украшена мелкой мозаикой в виде геометрического орнамента из цветных кирпичей, резной и глазурованной керамики.

Долгое время медресе Улугбека, с возведенной на его территории обсерваторией, было одним из главных научных центров средневекового Востока. В его стенах известные ученые того времени вели множество дисциплин — от математики до богословия. По легенде, известный мусульманский ученый, поэт и философ древности Абдурахман Джами обучался в этом месте.

Читайте также:
Усадьба Кусково в Москве — подробная информация с фото

Медресе Шердор

В начале XVII века ханака с караван-сараем сильно обветшали. Правитель Самарканда того времени Ялангтуш Бахадур распорядился на месте ханаки возвести еще одно медресе. Шердор, что с узбекского означает «обитель львов», была спроектирована известным зодчим Абдул-Джаббаром.

Шердор зеркально копирует образ Улугбека, но в других пропорциях. Заметно отличается массивным куполом, который мог стать причиной частичного разрушения здания уже спустя несколько десятилетий. Внешнее и внутренне оформление заметно уступает по размаху сооружению Улугбека, но имеет свои уникальные черты.

Фасады сооружения украшает множество мелких деталей, собранных в гармоничную мозаику из глазурованного кирпича с росписью из позолоты. На поверхности свода входного портала красуется герб города — несколько барсов с солнцем на спине, посредине — элемент свастики, стены же покрыты надписями из священного Корана.

Медресе Тилля-Кари

Возведен на севере Регистана на месте снесенного караван-сарая XV века, спустя 10 лет после строительства Шердор. В отличие от других медресе, Тилля-Кари на протяжение веков выполнял роль не только учебного заведения, но и мусульманской мечети.

Представляет собой квадратное симметричное по форме здание с порталом, крыльями с фронтальной стороны в два яруса, башнями по углам и нишами в форме арок. В просторном заднем дворе — несколько небольших жилых келий. Его западную часть венчает купольное сооружение мечети со смежными галереями на столбах.

«Тилля-Кари» в переводе с узбекского — «покрытое золотом», что подтверждает размах внутреннего убранства. Интерьер обильно декорирован позолоченными элементами. Возвышение для имама — минбар, и молитвенная ниша — михраб, выступают здесь центральными элементами.

Своды и стены украшены изящной позолоченной росписью кундаль. Фасады медресе роскошно декорированы майоликой и мозаикой, представленные в ярких геометрических и растительных рисунках.

Другие достопримечательности площади Регистан

Дахма Шейбанидов расположена с восточной стороны от Тилля-Кари. Это комплекс семейных надгробий узбекской правящей династии Шейбанидов, с возрастом самого древнего более 4 веков. Представляет собой усыпальницу прямоугольной формы в виде призмы.

С задней стороны медреса Шердор находится старинный купол Чорсу. Он подтверждает образ Регистан, как центра торговли Средневековья города. Настоящее здание в виде купола из 6 граней — перестроенное по указу городского хокима в XVIII веке строение XV века. В результате его последней реставрации в 2005 году, здание освободили от слоя грунта в 3 метра, для восстановления естественной высоты. Сейчас в нем находится художественная галерея с экспозицией работ художников и скульпторов из Узбекистана.

Славится Регистан и торжественными событиями. Международный фестиваль музыки «Шарк Тароналари», а в переводе «Мелодии Востока», проводится здесь дважды в год. Посетители наслаждаются красочными выступлениями музыкантов и певцов со всей Азии. В остальные праздничные и выходные дни Регистан становится площадкой для других праздничных событий регионального и местного масштаба. Будни же отмечены активной торговлей.

Отели рядом

Регистан — популярная достопримечательность у жителей города и гостей в любое время года. В этом районе хорошо развита инфраструктура: рестораны, магазины, отели расположены в пешей доступности друг от друга. Можно найти варианты размещения с фото для любого бюджета, тем более что цены на все услуги в Узбекистане вполне доступные.

Категории отелей в пределах 500-3000 метров от Регистан в Самарканде — от 1* до 4*. Есть варианты в разделе «Без категории» по самой низкой цене за проживание, с замещением роскошных восточных интерьеров более дорогих гостиниц на радушие и гостеприимство хозяев. Большинство отелей, с фото в интернете, предоставляют бесплатный WI-FI, полноценные и вкусные завтраки, сервис в виде трансфера до аэропорта, автостоянки, различных услуг.

Лучшие гостиницы с высоким рейтингом, по одной в каждой категории:

  • Rabat Boutique Hotel (без категории) — в нескольких минутах ходьбы от Регистана, уютные номера, удобства, завтрак и просторная терраса;
  • B&B Bahodir 1* — расположен в центре Старого города, недалеко от всех достопримечательностей, лучшая цена в своей категории, просторные номера с видом на сад, завтраки, сервис;
  • Hotel Legende 3* — оформленный в старинном узбекском стиле отель, самый популярный в своей категории, просторная терраса, близость ко всем достопримечательностям Самарканда, большой ассортимент блюд в ресторане, сервис;
  • Отель Платан 4* — расположен в 2,5 километрах от площади, высокий уровень сервиса, разнообразное питание, роскошные номера с видом на сад.

Описанные отели с отличным соотношением цена-качество, расположенные в пешей доступности от площади Самарканда и всех достопримечательностей Старого города.

Самые выгодные варианты размещения лучше бронировать за несколько месяцев или даже полгода до начала поездки, особенно в высокий сезон. В этом случае можно заказать номер в понравившемся отеле и по лучшей цене.

Читайте также:
Сбор за оманскую визу увеличен до $87

Площадь Регистан в Самарканде — роскошный архитектурный ансамбль и пример старинной узбекской культуры. Это главная историческая достопримечательность не только Самарканда и Узбекистана, но и всей Средней Азии. Люди едут на площадь, чтобы насладиться видом высоких минаретов, массивных синих куполов мечетей, монументальных порталов, богато украшенных позолотой, росписью и глазурованной мозаикой.

Что надо увидеть и попробовать в Самарканде

Знакомство с Самаркандом, одним из древнейших городов Азии, под руководством организатора поездки – пресс-центра Silk Road Samarkand – вызвало у корреспондента «Вестника АТОР» целую гамму эмоций. Рассказываем о самых ярких локациях, делимся впечатлениями и авторскими фотографиями.

СЮЖЕТЫ САМАРКАНДА

Самарканд, один из древнейших городов Средней Азии, ровесник Рима, сердце Великого шелкового пути и столица великого Тамерлана – это маяк для ищущих натур, творческих личностей и тех, кто любит красоту.

Потому что Самарканд умеет дарить впечатления, которые хочется ухватить, собрать вместе и сделать что-то прекрасное. А еще этот город освобождает фантазию смотрящего на него и позволяет каждому представлять и искать личные смыслы в своих сюжетах.

Сюжетов у Самарканда много – они яркие, как одежда местных жителей, удивительные, как подпирающие небо голубые купола минаретов и медресе, сочные, как желтая морковь во вкуснейшем самаркандском плове, терпкие, словно свежевыжатый гранатовый сок на 600-летнем Сиабском базаре, безмерные, как восточное гостеприимство, всеобъемлющие, как желание скупить все халаты, ковры и керамические изделия и, конечно, величественные, как многовековые архитектурные шедевры эпохи великого Амира Темура (Тамерлан).

ЧРЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Тамерлан создал на землях Средней Азии великую империю и сделал Самарканд своей столицей. При жизни великого правителя в Самарканде строились грандиозные дворцы, мечети, мавзолеи, уникальность которых в наши дни подтверждает оценка ЮНЕСКО.

Дальнейшее процветание города продолжилось уже при потомках правителя из рода Тимуридов. Внук Тамерлана Улугбек был выдающимся астрономом, математиком, именно он в 1437 году смог с небывалой точностью вычислить длину звездного года – 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд, причем погрешность составила меньше минуты. Он же определил наклон оси Земли.

Вычисления были сделаны в крупнейшей обсерватории Средневековья. Посмотреть на нее, а точнее на то, что сохранилось до наших дней – циклопическая лестница с дугой гигантского квадранта можно на холме Кухак на окраине Самарканда. Уже при жизни Улугбека его научные труды были известны во всем мире.

ПЛОЩАДЬ РЕГИСТАН

Улугбек превратил Самарканд в интеллектуальный центр ханства. На главной площади города он выстроил медресе, который стал престижнейшим учебным заведением мусульманского мира. На площади Регистан медресе Улугбека стоит слева.

Многим позже, уже в 17 веке, рядом встали еще два медресе – Шер-Дор и медресе Тилля-Кари. Все вместе эти три духовные школы составляют единый архитектурный ансамбль, который включен в список ЮНЕСКО.

Днем во внутренних двориках медресе работают лавочки местных ремесленников и мастеров. Приготовьтесь гулять тут бесконечно долго, и незаметно для самих себя потратить все содержимое кошелька.

Нет, удержаться не получится. Вещи тут такие, про которые сразу понимаешь, что если не купишь их сейчас, потом они будут еще долго приходить к тебе во сне.

Чего стоит только грандиозная коллекция керамики десятков разных керамических школ, традиционные шелка-икаты с геометрическим орнаментом, тюбетейки, украшенные золотом, покрывала, расшитые шелком, платки из верблюжьей шерсти.

В перерыве между покупками стоит заглянуть на мастер-класс по каллиграфии. Мастер покажет, как пишется ваше имя по-арабски. Вы попробуете повторить – и у вас вряд ли получится что-то внятное. Вы попросите мастера помочь вам, и он, взяв в руки тростниковое перо, выведет утонченные буковки на кусочке тонкой кожи. И подарит вам.

Для желающих купить дизайнерскую одежду и всевозможные изделия, советуем посетить самаркандский центр ремесленников, расположенный в отреставрированном караван-сарае 19 века. В Узбекистане многие караван-сараи превращены в ремесленные мастерские, бутики или кафе.

Вечером на площади Регистан меняются виды и ощущения, а когда начинается музыкальное световое шоу, наступает время волшебства. Кажется, поднимешь голову и увидишь, как над площадью бесшумно пролетает ковер-самолет.

Пока же он в пути, можно пообщаться с местными жителями, которые во время шоу обязательно подойдут познакомиться и непременно расскажут о своей жизни и о том, как гордятся Самаркандом и страной в целом.

Из уст нашего собеседника Батыра рекой лилась информация о его семье, праздниках, грандиозных планах на будущее, а завершилось общение водопадом исторической информации. Батыр заявил, что узбеки очень гордятся Тамерланом и настоятельно рекомендовал посетить мавзолей правителя Гур-Эмир.

УСЫПАЛЬНИЦА ПРАВИТЕЛЯ И ЕГО СЕМЬИ

Древняя усыпальница Тимуридов Гур-Эмир («гробница повелителя», «могила Эмира»), которую Тамерлан построил для своего любимого рано умершего внука Мухаммад Султана, действительно впечатляет.

Читайте также:
Что нельзя делать туристам на кипре

Мавзолей как книга, пропитанная мглой веков, которую жадно «проглатываешь» на одном дыхании.

Первое, на что обращаешь внимание в мавзолее – это торжественность. Древняя деревянная дверь покрыта тончайшей резьбой, не стенах плитка, покрытая сусальным золотом, в оформлении преобладают синие и золотые цвета, ослепляющие своей яркостью.

В центре мавзолея покоится Тамерлан, чуть выше – его наставник Мир Сайид Барак. Также тут нашли последний приют два сына и два внука Тамерлана.

Когда-то был популярен фильм «Тайна гробницы Тимура. Проклятие Тамерлана», рассказывающий о гробнице повелителя и ее вскрытии советскими учеными в 1941 году, а также о том, что, якобы, это событие привело к началу Великой Отечественной войны.

Ведь на нефритовом надгробии Тамерлана было высечено предостережение «Когда я восстану, мир содрогнется».

У фильма, естественно, много критиков, указывающих на то, что вскрытие гробницы никак не связано с началом войны, поскольку известно, что гитлеровский план был разработан еще в 1940 году. Безусловно, немало и тех, кто смотрит на эту историю сквозь призму мистичности.

ТАИНСТВЕННОСТЬ САМАРКАНДА

Что-что, а архитектура в Самарканде действительно окутана ореолом таинственности. Особо отчетливо она ощущается в некрополе Шахи-Зинда (в переводе с персидского – «живой царь»), где похоронены сестры, жены, дети, военачальники Тамерлана, философы.

Однако название древнему кладбищу дано в честь отважного воина Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. По легенде, ибн Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был убит зороастрийцами во время молитвы. Но не «умер».

Версии спасения разные, например, такая – исчез в щели, которая внезапно появилась на расколотой под ним трибуне. Надпись на надгробной плите Куссама ибн Абасса гласит: «Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы. ».

В комплексе Шахи-Зинда чувствуется загадочная глубина и слышится тишина. Тут молчалив каждый камень, каждое дерево. И здесь ощущаешь себя очень легко, все вокруг озарено невидимым светом.

Хочется долго и неспешно прогуливаться по узкой средневековой улочке, по обеим сторонам которой растянулись мечети и мавзолеи 14-15 веков, декорированные майоликовыми плитками и резной мозаикой.

Особо радуются глаза лазурным куполам, то кокетливо выглядывающими из арок, то убегающих вдаль. Когда-то Тамерлан объявил голубой цветом страны. Действительно, бирюза отлично оживляет песчаный пейзаж.

На территории комплекса есть лавочки с изделиями местных мастеров, можно купить керамические игрушки или магнитик с изображением льва, несущего на спине солнце.

Исторический герб Ирана – лев с солнцем на спине – изображен на входном портале одной из мечети (Шер-дор) на площади Регистан. Есть магнитики с изображением Афрасиаба, городища древнего Самарканда, около восьми веков назад стертого с лица земли Чингисханом.

На сегодняшний день от древнего поселения осталась лишь россыпь холмов, занимающих площадь более двух квадратных километров.

Очень колоритно смотрятся на фоне огромного холмистого плато проезжающие мимо местные жители на осликах и машинах (в основном Шевроле, которые собирают в Узбекистане).

А еще на улицах Самарканда много пузатых машин фирмы Isuzu. Самаркандский автозавод сотрудничает с ней, выпуская местные варианты сборки японских моделей. А раз в полчаса от сквера у Регистана до мечети Биби-Ханум катают туристов и местных жителей электромобили.

БИБИ-ХАНУМ И СИАБСКИЙ БАЗАР

Купол мечети Биби Ханум, названной в честь любимой жены Тамерлана, сравнивали с красотой небес, а арку портала – с Млечным путем.

Она действительно изящна. А если попросить местного продавца звонких свистулек поиграть, то наслаждаться красотой этого места будет вдвойне приятно.

В двух минутах ходьбы от мечети находится Сиабский базар, который уже на протяжении 600 лет как магнит притягивает своим восточным гостеприимством и готовностью порадовать гостей всевозможными яствами.

Звук свистулек из мечети Биби-Ханум сменяется тут шумным многоголосьем торговцев, зазывающих в свои лавки.

Как же тут всего много! Фрукты, овощи, десятки вариантов орехов, невероятное количество сладостей, приправ. И по гораздо более привлекательным ценам, чем на знаменитом рынке Чорсу в Ташкенте.

В целом, базар Сиаб уступает Чорсу разве что архитектурой, но превосходит колоритом – как продавцов, так и ассортимента.

Гуляя по Сиабскому базару, чувствуешь себя даже не как дома, а именно дома. Тут очень чисто, как, впрочем, и на улицах Самарканда, внимательные продавцы и почти детское любопытство местных жителей, которые расспрашивали, кто мы и откуда приехали, просили совместных фото.

Красивые фотографии получаются с невестами и женихами. Их можно встретить в парке за площадью Регистан, можно приходить в любой день, свадьбы в Самарканде проходят ежедневно.

А на базаре обязательно сфотографируйте и купите лепешки.

В Самарканде говорят: «Уехать из города без лепешек – совершить большой грех, да и вообще без лепешки приезд в Самарканд не засчитывается».

Читайте также:
Как управлять недвижимостью за рубежом?

Легендарная самаркандская лепешка насчитывает уже не одну сотню лет. Уникальность ее в том, что она может пролежать несколько недель, не испортившись. Пекут этот хлеб по сей день по одному и тому же рецепту.

ШЕЛКОВАЯ БУМАГА

Ремесленники в Узбекистане тоже работают так, как работали их отцы, деды, прадеды. Почти все делается по старинке, вручную, так тщательно, как делалось сто или двести лет назад.

Поэтому любая вещица, купленная в ремесленных лавках, будет уникальна. Огромное внимание в Самарканде уделяется сохранению и возрождению старых техник и приемов.

В Самарканде есть очень интересное производство – в деревне мастеров Конигиль вновь начали изготовлять шелковую бумагу.

Гости туристической деревни могут понаблюдать за всем процессом. Сначала с веток тутового дерева (того самого, листья которого ест тутовый шелкопряд) снимают кору и удаляют верхний темный слой.

Потом кору долго варят в чанах, для того чтобы она стала мягкой. Далее толкут в ступах до состояния каши. Делают это с помощью специального механизма, который приводится в движение с помощью большого вала под действием потока воды в ручье.

Получившуюся кашу из коры смешивают с водой и потом просеивают через сито. Полученный тонкий равномерный слой будущей бумаги кладут под пресс на несколько дней. Бумага получается шершавой, поэтому ее шлифуют большой морской ракушкой.

Объем производства бумаги, которая будет служить 200 лет, небольшой. Из нее делают вещи, всевозможные поделки, обложки для паспорта, кошельки и печатают на этой бумаге книги.

Конечно же, люди в деревне Конигиль занимаются и другими ремеслами, теми же, какими занимались их предки.

Многие увлечены гончарным мастерством. Купить изделия из глины тут можно за совсем небольшие деньги. Например, глиняный гранат, символ плодородия и изобилия, стоит всего 3 доллара.

Можно заплатить и российскими рублями, но все же лучше иметь национальную валюту сум, либо доллары, также принимают карты, но не везде.

В лавке кстати могут угостить вкусным компотом из сухофруктов.

САМАРКАНДСКИЙ ПЛОВ

А еще в деревне можно пройти мастер-класс по приготовлению самаркандского плова. Его особенность в послойном расположении ингредиентов в казане, а затем и в тарелке.

То есть он не смешивается при приготовлении и готовое блюдо тоже выкладывается частями – сначала рис, потом морковь и сверху мясо. Всего в Узбекистане насчитывается более 150 видов плова, он внесен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

На базарах можно увидеть, как национальное блюдо готовят в гигантских казанах. Приходить нужно ранним утром, потому что к 10-11 утра в казанах уже ничего не остается.

Стоит обязательно попробовать и узбекскую самсу, она небольшая, в форме треугольника с начинкой из мяса. Очень вкусны и манты. Обычно их подают с заправкой из йогурта и зелени, что типично для узбекской кухни.

В УЗБЕКИСТАНЕ ОЧЕНЬ ЖДУТ ТУРИСТОВ ИЗ РОССИИ

Любят узбеки и хот-доги. В самом начале нашего путешествия, когда мы следовали на поезде из Ташкента в Самарканд, именно этим блюдом угощали меня два соседа по вагону. А еще угощали чаем с невероятно вкусным лимоном и очень расстраивались, что моя встреча с Узбекистаном будет так коротка.

«Передай вашим читателям, что Узбекистан очень ждет их и готов удивлять, готов очаровывать своей восточной таинственностью, увлекать древностями. Скоро в Самарканде откроется новый аэропорт и курорт Silk Road Samarkand. А еще скажи, что здесь много вкусной еды и люди добрые. Если что можешь мой телефон дать. Пусть знают, что у них уже есть один друг в Узбекистане», – обратился к нам житель Ташкента.

В ближайших выпусках «Вестника АТОР» генеральный директор туристического кластера Silk Road Samarkand Артем Егикян детально расскажет об огромном подарке, который ждет путешественников в Самарканде уже в 2022 году.

Напоминаем специалистам турбизнеса, что на площадке АТОР до 24 мая 2022 года работает бесплатная онлайн-академия Узбекистана . Сейчас обучение в ней проходят более 100 турагентов.

Информация 9 онлайн-курсов Академии позволит свободно ориентироваться в туристических возможностях и особенностях регионов Узбекистана и нарастить продажи по этому перспективному туристическому направлению. Прочитать подробнее об Академии Узбекистана и начать обучение в ней можно здесь.

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России – вот здесь.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в “Академии АТОР”.

Узбекистан

  • Отдых в Самарканде
  • Туры в Самарканд
  • Достопримечательности
  • Вопросы и ответы
  • Самарканд на карте
  • Туры и путёвки
  • Подбор тура
  • Тревел Эксперты
  • Эмоции
  • Офисы продаж

Площадь Регистан в Самарканде

Площадь Регистан в Самарканде уникальна прежде всего своим изумительно красивым комплексом архитектурных достопримечательностей. Здесь расположились сразу три древних медресе (мусульманские духовные семинарии), которые занесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Словом, посмотреть есть на что — рассказываем все о площади Регистан прямо сейчас!

Читайте также:
Автобус 879: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

  • История создания
  • Архитектурные особенности
  • Что обязательно посмотреть на площади Регистан
  • Как самостоятельно добраться?
  • Информация для посещения

История создания

Регистан — общее название для всех главных площадей среднеазиатских городов, но в Самарканде оно носит особенный смысл. Все дело в архитектурном комплексе, состоящем из трех великолепных медресе, — искусная отделка, уникальная архитектура и древняя история сделали их одними из самых известных достопримечательностей Узбекистана.

Первое, носящее имя Улугбека (полное имя Мухаммед Тарагай), начало строиться на главной площади Самарканда в начале XV века (1417 г.) по распоряжению тогдашнего правителя города.

Внук Тамерлана проявил себя талантливым управленцем и снискал славу покровителя наук и искусств, которая известна и по сей день. Возведение красивейшего здания духовной семинарии только поспособствовало росту славы Самарканда, окончательно закрепившего за собой статус одного из богатейших городов Шелкового пути.

Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более 2 столетий — до того момента, как очередной правитель Самарканда Баходур Ялангтуш отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя семинариями. Расположенные по строгой геометрической схеме, медресе Шердор, Тилля-Кари и Улугбека составили тот самый знаменитый архитектурный ансамбль, который сегодня стал центром притяжения всех гостей Самарканда.

С XVI по XVIII века Регистан, как и весь Самарканд, пришел в упадок — столица была перенесена в Бухару, и город более не включался в маршрут караванов, идущих по Великому шелковому пути. Согласно летописям, запустение было настолько велико, что в покинутых медресе поселились дикие звери.

Восстановление Регистана и его уникального архитектурного ансамбля началось только в первой четверти XX века, а закончилось к середине 60-х годов. С тех пор из масштабных работ была произведена только замена мостовой, а сегодня площадь Регистан нарядна и чиста и выглядит крайне живописно.

Архитектурные особенности

Комплекс Регистана представляет собой типичный образец персидской архитектуры с большим количеством традиционных исламских мотивов. Медресе Улугбека расположено на западе площади Регистан, Шердор — на востоке, а Тилля-Кари — на севере. При этом каждое из сооружений обладает уникальными характеристиками и особенностями.

  • Медресе Улугбека. Четыре внушительных купола и высокая стрельчатая арка с искусной майоликовой бело-голубой мозаикой — древнейший центр наук, который считался одним из главных во всей Средней Азии.
  • Шердор. Семинария, построенная прямо напротив, практически полностью повторяет архитектуру медресе Улугбека. Тем не менее существенные различия в отделке, орнаменте и резьбе по камню превращают его в уникальный архитектурный объект.
  • Тилля-Карри. В переводе название означает «отделанное золотом» — в полном соответствии с ним отделка впечатляет богатством и изысканностью. Архитектурное решение отличается упорядоченностью: центральный портал и двухъярусные крылья гармонично сочетаются в едином ансамбле.

Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Если у вас достаточно времени, с каждым из сооружений стоит познакомиться отдельно, причем не только снаружи, но и изнутри, чтобы оценить искусную и разнообразную отделку, уникальные концепции и расположение помещений.

Медресе Улугбека

Знаменито своей резной мозаикой и мрамором, обливной керамической плиткой и интересными внутренними решениями планировки. Обязательно познакомьтесь с главным залом и минаретами — на последние можно подняться и осмотреть окрестности с высоты в 30 м. Во дворе можно купить сувениры, а заодно посмотреть на комнаты для лекций, где преподавал сам Улугбек, обладавший помимо титула правителя города великолепными способностями к математике и астрономии. Также в правой части здания находится обсерватория и музей с экспозицией, посвященной преподавательской практике Улугбека.

Тилля-Кари

Отличительная черта этой духовной семинарии — богатая роспись позолотой в стиле «кунгаль», с вкраплениями небесно-голубой керамики. Пройдите в главный зал, поднимите голову вверх — мы гарантируем, что вы замрете в изумлении. Сразу становится понятно, почему Тилля-Кари считается одной из красивейших достопримечательностей не только Самарканда, но и всего Узбекистана. В оставшееся время можно прогуляться по внутреннему двору и купить сувениры.

Шердор

Бирюза и искусная мозаика, отделка глазурованным кирпичом и сотни вырезанных на стенах цитат из Корана — все здесь говорит о кропотливой и безумно сложной работе, проделанной не одним десятком мастеров своего дела. К счастью, запрета на видео- и фотосъемку нет, поэтому можно и нужно делать памятные снимки в как можно большем количестве.

Помимо знакомства с внутренним убранством медресе есть и возможность развлечься — во дворе работают фотографы, в качестве реквизита предлагающие снаряжение средневековых витязей. Атмосферное фото на память гарантировано!

Регистан

Регистан, панорама площади Ekrem Canli

Площадь Регистан, сердце древнего Самарканда — наверное, самая известная достопримечательность города, да и всей Средней Азии. Пожалуй, трудно встретить место столь же красивое, сколь и исторически важное. Взоры изумленных путешественников неизменно привлекают ярко-синие купола мечетей, изящные высокие минареты и монументальные порталы, богато декорированные мозаикой, росписью и даже позолотой. Здесь сосредоточено три медресе, которые были построены в разное время, и каждая из них красива и примечательна по-своему. Невозможно побывать на этой древней, высушенной солнцем площадью, и не почувствовать величественного дыхания древности, ощутить дух давно ушедших дней, одним словом, буквально прикоснуться к истории. Недаром этот великолепный ансамбль считается гордостью не только Самарканда, но и всего Узбекистана.

Читайте также:
Фото Музея современного искусства Эрарта (112 фото)

Среди местных ходит страшная и красивая легенда о площади Регистан. Говорят, что с 15 века и вплоть до прихода русских войск, то есть до конца 19 столетия, здесь проходили публичные казни. Поскольку в ходе этого жуткого действа вся площадь была залита кровью, ее посыпали песком, чтобы кровь лучше впитывалась. Собственно, в поддержку этой версии говорит и само название — Регистан, что в переводе на русский означает «место, покрытое песком». Конечно, древняя площадь существовала не только для проведения экзекуций. Здесь бывало многолюдно, когда читались указы правителей.

Медресе Улугбека

Случилось это в 1417—1420 гг. по приказу внука Тимура, за свою мудрость прозванного Улугбеком («великим правителем»). Волей-неволей это здание внушает уважение. Среди местных бытует такое высказывание про медресе: что оно настолько тяжело, что даже земной хребет трещит от его груза. Чудесным образом этот исполинский объект дошел до наших дней практически в первоначальном виде. Величественный портал, который возвышается на площадью, украшен прекрасного вида стрельчатой аркой, яркой и витиеватой мозаикой, плиткой из майолики, резным мрамором. Фасад медресе Улугбека расписан письменами очень тонкой каллиграфической работы. Надписи эти представляют из себя в основном цитаты из Корана и восхваления мудрого правителя Улугбека, который очень много внимания уделял развитию науки и покровительствовал молодым и не очень ученым.

Медресе Шердор

Медресе Шердор, или в переводе на русский язык «обитель львов», была построена много позже медресе Улугбека. Строительство здания началось в 1619 и закончилось 1636 г., и проводилось под руководством архитектора Абдул Джаббара. Неизвестно, насколько хорош был в деле этот зодчий, который взялся за довольно-таки непростую задачу — повторить медресе Улугбека, но, по всей видимости, что-то пошло не так с пропорциями и оригинальное здание не простояло и нескольких десятилетий. Медресе хоть и не разрушилось полностью, но стало выглядеть потрепанным. Восстановительные и реставрационные работы начались здесь лишь в начале 20 столетия. Благодаря тонкой и кропотливой работе реставраторов и архитекторов, к 1960-м прошлого века удалось восстановить практически весь архитектурный ансамбль медресе Шердор. Сегодня посетителей встречает портал, украшенный символом власти — барсом, что несет солнце на спине, изображением свастики и надписью «Господь Всемогущ!». Стены медресе испещрены цитатами из Корана, украшения выполненные при помощи мозаик, глазурованного кирпича, а яркая бирюза куполов, которая порой кажется даже ярче самого неба, не может никого оставить равнодушным.

Арки, что находятся во дворе духовного училища, покрыты изысканным цветочным орнаментом в традиционном стиле. Но для того, чтобы учащихся ничто не отвлекало от учения и молитвы, комнаты, в которых они проживали, отделаны весьма аскетично: здесь кроме белых стен глазу зацепиться за что-либо довольно сложно, особенно после того великолепия и буйства красок, что можно наблюдать снаружи.

Медресе Тилля-Кари

Следующее по старшинству здание носит название медресе Тилля-Кари, что означает «отделанное золотом». Строительство его началась еще в 1646 г. на месте, где еще с давних времен правления Улугбека остался фундамент, который служил основой для караван-сарая Мирзои. Главный фасад здания выходит на площадь и состоит, собственно, из портала и двух крыльев с двумя этажами худжр и угловых башен. Двор имеет форму квадрата и со всех сторон окружен галереями и жилыми этажами.

Это медресе не случайно зовется «покрытым золотом», действительно, стены и своды испещрены здесь не только традиционной живописью и орнаментом из мозаики, но и обильной позолотой. В свое время позолотой были покрыты и специальная молитвенная ниша, называемая михраб, и возвышение для имама — минбар. Однако, в начале позапрошлого столетия в Самарканде случилось сильное землетрясение, которое разрушило и так изрядно заваливающийся главный портал медресе. Реставрация началась здесь в первой четверти 20 века. Были отреставрированы как постройки, так и их уникальный орнамент, все работы проходили с соблюдением традиционных технологий, что помогло органично вписать новые элементы к уже существовавшим ранее.

Мавзолей Шейбанидов, купол Чорсу и другие достопримечательности Регистана

Несмотря на все прелести медресе, достопримечательности площади Регистан ими не ограничиваются. Внимание туристов привлекает, например, знаменитый мавзолей Шейбанидов, в котором находится огромное количество древних захоронений. Фамильная усыпальница представителей рода Шейбани, династии, которая сменила долгое время правивших здесь Тимуридов — потомков знаменитого завоевателя и правителя Тамерлана. Другой объект, не обделенный вниманием — это торговый купол Чорсу, построенный еще в далеком 15 веке, но перестроенный почти через 300 лет. В 2005 была проведена реставрация этой архитектурной жемчужины, и сегодня купол Чорсу предстает пред нами посвежевшим, но не помолодевшим. Внутри располагается галерея изобразительного искусства, коллекцию которого составляют работы узбекских художников и скульпторов.

Читайте также:
Сколько лететь до Кирова из Москвы

Дважды в год на этой древней площади проводится грандиозный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», что означает «Мелодии Востока». На это красивое и интересное мероприятие съезжаются музыканты и певцы со всей Азии. Кроме того, здесь регулярно проходят и другие праздничные события, а по будням идет бойкий торг, так что можно смело сказать, что площадь Регистан не ушла в историю, а продолжает жить своим чередом.

alice2015

Алиса в городах

road stories

Легенды и мифы Средней Азии

Беспощадное солнце в зените, минареты подпирают раскалённый небесный свод, бирюза куполов соперничает с пронзительной синью неба… Это Самарканд – древний город, волшебный сон, солнечный удар. История завоеваний и научных открытий, восточные сказки и старинные предания, быль и небыль – за 2750 лет его существования всё это сплелось в сложнейший орнамент – как узоры на фасадах мечетей и медресе. Отделить правду от вымыслов и домыслов уже практически невозможно, остаётся только любоваться и удивляться.

Из Ташкента в Самарканд нас с сестрой привозит красавец-«Афросиаб» – гордость узбекских железных дорог – новый, скоростной, блестящий.

Весь путь «Афросиаб» промчался за два часа, и в десять утра мы выходим на вокзале. Температура за бортом уже ползёт к отметке 40: Самарканд на 300 км южнее Ташкента.

Самарканд – старший брат и вечный соперник узбекской столицы. За свою длинную историю он успел побывать главным городом домонгольского государства Согдианы, империи Амира Тимура и даже Узбекской ССР – только в 1930-м столицу перенесли в Ташкент. Сейчас Самарканд – второй по величине город Узбекистана, а времена его расцвета приходятся на конец XIV – начало XV века – эпоху Тимура и его потомков. О Тимуре в Самарканде вам расскажут всё – и даже больше: здесь создают образ великого правителя и мецената, покровителя наук и искусств. А вот о жестокости Тимура-военачальника и о цене его завоеваний дипломатично умолчат. На входе в мавзолей Гур-Эмир туристов встречает карта империи Тамерлана – его государство простиралось от Турции до Индии.

Правда, в этих границах империя просуществовала всего 35 лет, а после смерти Тимура вернулась в свои прежние рамки – государства Мавераннахр, или Трансоксианы – в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Гур-Эмир, первоначально построенный Тимуром для одного из своих внуков – Мухаммад Султана – стал усыпальницей самого эмира и многих его потомков.

Из целого архитектурного ансамбля сохранилось только центральное здание с двойным ребристым куполом и входным порталом – мавзолей.

Это огромное сооружение возвели всего за год, в 1404 году, а в 1405 здесь похоронили самого Тимура, умершего во время военного похода на Китай. Глыба из цельного тёмно-зелёного нефрита в центре зала – надгробие над его могилой.

Здесь же похоронены двое сыновей Амира Тимура и его знаменитый внук Улугбек, в этом зале – только надгробия, сами захоронения – в подвале, вход туда закрыт. Внутри мавзолей поражает ничуть не меньше, чем снаружи: рельефный орнамент на внутреннем куполе имитирует звёздное небо, стены украшены многоярусным узором, своды – объёмными нишами, напоминающими пчелиные соты.

Цветовая гамма – золотой и всевозможные оттенки синего. Культовые здания традиционно украшали синими куполами и фасадами, пытаясь приблизить их к небу, образ райского сада на земле создавали с помощью растительного орнамента. Вот, например, вазы с деревом жизни – считалось, что по нему души поднимаются в рай.

Гур-Эмир называют прообразом знаменитого Тадж-Махала, построенного на 200 лет позже, но и в Самарканде можно найти немало архитектурных перекличек. Входные порталы, купола, минареты и арки – все эти элементы повторяются от сооружения к сооружению. А вот роспись фасадов и интерьеров неповторима – ни одного похожего орнамента здесь не увидишь. Даже если рядом стоят три практически одинаковых медресе – как в историческом центре Самарканда, на площади Регистан.

Самое древнее – медресе Улугбека, построенное в начале XV века. Здесь преподавали не только религиозные предметы, но и некоторые светские дисциплины. Сейчас его можно увидеть только снаружи – внутри идёт реставрация.

А 200 лет спустя точно напротив построили медресе Шердор – зеркальное отражение медресе Улугбека. Это архитектурный приём «кош». «Когда красавица смотрится в зеркало, красавиц становится двое», – поясняет нам суть приёма наш гид, восточный человек Хуршид)

Читайте также:
Как найти лучшую цену на номер в отеле

«Шердор» переводится как «здание со львами», хотя по поводу зверей на фасаде есть несколько версий. Мы остановились на той, что это тигры с львиной гривой – символ власти, солнечные лучи – символ знаний, а белая газель, пасущаяся рядом с тигром, означает, что знания могут использоваться только во благо, в мирных целях. Ещё одна необычная деталь – человеческие лица: мусульманам-суннитам запрещалось изображать людей и животных, но Шердор строил персидский архитектор-шиит, а в этом направлении ислама такого ограничения нет.

В этом медресе велось религиозное обучение. В двухэтажном здании – 50 келий, в которых жили студенты и преподаватели. Учились долго – с 6-7 до 20 лет. Отдавая сына педагогу, отец произносил сакраментальную фразу из узбекских сказок: «Мясо сына твоё, а кости мои». В общем, методы обучения были суровыми.

Сейчас во дворе Шердора продают сувениры, например, не выцветающие под солнцем ковры.

Прямо из каменных плит растёт виноград, а узоры на стенах будто повторяют изгибы виноградной лозы.

Последним на площади Регистан появилось медресе Тиллакори – тот же портал, купола и минареты. Кстати, о минаретах: их строили под небольшим углом к основному зданию, чтобы они отклонялись от него и при землетрясении упали не внутрь, а наружу – восстановить башню проще, чем большое сооружение.

В этом медресе – самый уютный внутренний дворик, туристы отдыхают в тени фруктовых деревьев.

Но главная ценность Тиллакори – ослепительная золотая мечеть, которой медресе и обязано своим названием.

Цветы, звёзды, пчелиные соты – торжество восточной роскоши и достижение средневековой геометрии. В то время как на Западе развивались изобразительные искусства, Востоку достались точные науки. Вот только один пример – купол золотой мечети. Квадратное основание превращается в круг с помощью многоуровневой системы арок.

Здесь же, в Тиллакори, работает небольшой музей, в котором можно увидеть старые фотографии площади Регистан и узнать всё о майолике и мозаике, украшающей памятники Самарканда.

На терракотовую плиту (из обожжённой глины) наносили контур орнамента, раскрашивали её природными красителями, покрывали глазурью и ещё раз обжигали в печи – так делали майоликовые плитки. Ещё не раскрашенную плиту разбивали на части, каждой детали вручную придавали нужную форму и цвет, обжигали – так собирали цветную мозаику.

Терпению и трудоспособности древних мастеров остаётся только удивляться – сейчас применяют несколько другую технологию, ускоряющую процесс.

С Регистана мы направляемся в мечеть Биби-ханум, снова возвращаясь во времена Тимура – мечеть посвящена одной из его жён и построена после удачного похода Тамерлана в Индию. При строительстве использовали привезённых оттуда слонов. По замыслу мечеть должна была стать самым грандиозным зданием в империи Тимура.

Идею удалось воплотить, но очень скоро Биби-ханум начала разрушаться, а сильнее всего она пострадала от землетрясений. Следы последней реставрации видны невооружённым глазом.

Другие жёны Тимура, а также его сёстры, полководцы и религиозные деятели похоронены в мемориальном комплексе Шахи-Зинда – одном из самых удивительных мест Самарканда. Вход и лестница из тонкого квадратного кирпича не предвещают ничего необычного.

Но стоит только перешагнуть последнюю ступеньку – и замираешь от восторга: узкая улочка уходит куда-то вдаль, на фасадах расцветают невиданные узоры, бирюзовый и синий сгущаются чуть ли не до ультрафиолета…

Сквозь послеполуденную жару, словно издалека, доносятся сложные имена и даты – Хуршид рассказывает нам, сколько жён было у Тимура, как их звали и кто где похоронен… запоминать уже не получается.

Чем дальше вглубь – тем сложнее орнаменты и оттенки.

И вот, за этой волшебной дверью – самое древнее здание Шахи-Зинда – мечеть Кусама ибн Аббаса.

Кусам ибн Аббас и есть Шахи-Зинда – «живой царь», двоюродный брат пророка Мухаммеда, проповедник ислама в Средней Азии. Легенда гласит, что здесь он скрывался от преследовавших его зороастрийцев – и до сих пор живёт где-то в этой мечети. Ей около тысячи лет, сохранился фрагмент стены XI века, отделка более поздняя, XIV – XV век.

И здесь, на самом интересном месте мы сломались и запросили есть. «Ни за что!» – ответил Хуршид – и мы поехали перекусить знаменитой самаркандской самсой. Это треугольные слоёные пирожки с рубленым мясом, в Самарканде их пекут в тандыре, и мне одна такая самса вполне заменила обед. Но наш день в Самарканде на этом не закончился – мы успели посмотреть ещё обсерваторию Улугбека, мавзолей пророка Даниила, побывать на базаре и пробежаться по махалле. Так что продолжение – во второй части самаркандских записок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: