Фотографии Музея Сайдашева

Музей Салиха Сайдашева

Казань чтит своих героев и бережно хранит память о каждом из них. Салих Сайдашев горожанами любим и почитаем. Будучи при жизни выдающимся татарским композитором, он стал основоположником татарской профессиональной музыки и создателем нового жанра в национальном искусстве — музыкальной драмы. Также он был одним из первых татарских педагогов, помимо этого он сочинял музыку для спектаклей татарского Государственного академического театра им. Г. Камала, выступал в качестве дирижера и пианиста.

Сам музей распахнул двери для посетителей 25 июня 1993 года и расположился в двухэтажном доме, который признан историческим памятников и был возведен в 1904 году архитектором Ф. Ф. Амлонгом. Здание является так называемым дворовым флигелем, в свое время оно входило в комплекс строений клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, который среди жителей города именовался «новым» или «чиновничьим» клубом. Сейчас место носит название Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Одну из квартир в этом доме занимал композитор Салих Сайдашев с 1930 по 1954 годы с короткими перерывами, именно здесь родились его лучшие произведения.

Экспозиция музея насчитывает множество личных вещей композитора, предметов того времени и музыкальных инструментов. Также здесь представлены аудио- и видеозаписи, ноты с фотографиями и автографы. Место оснащено системой светозвукового автогида, знающего татарский, русский и английский языки.

Музей исследует жизнь и творчество великого композитора, пропагандирует его музыкальное наследие и творчество прочих значительных композиторов (как татарских, так и русских и даже зарубежных). Каждый год музей проводит более 250 экскурсий и прочих мероприятий. Большой популярностью пользуются лекции и выставки, часты музыкальные занятия. Дошкольникам вход в музей бесплатный.

История

Как бы ни ускорялась жизнь, есть вещи, которые остаются незыблемыми и неподвластными времени. К ним относится искусство в самом широком понимании слова, именно его деятели часто остаются в памяти общественности на протяжении многих веков.

Именно по этой причине один из исторических памятников Казани, двухэтажная постройка, бывшая когда-то пристанищем для так называемого «Нового клуба», а позже для Театра драмы и комедии, с 1993 года стала домом для музея Салиха Сайдашева.

Композитор появился на свет 3 декабря 1900 года в Казани и стал 10-м ребенком для своего отца, который скончался, так и не увидев его. Маленький Сайдашев рано начал тяготеть к музыке. Сначала он освоил гармонику, а затем родственники, удостоверившись в необыкновенных способностях мальчика, приобрели ему рояль. Первым учителем будущего великого композитора стал народный музыкант Загидулла Яруллин, позже он стал обучаться у педагогов Казанского музыкального училища.

Уже в 13 лет Сайдашев стал частью татарской театральной труппы «Сайяр», выступая там в качестве музыканта. Все спектакли сопровождались его игрой на рояле, а во время антракта мальчик выступал в оркестре. В 1918 году он организовал свой собственный, а спустя четыре года примерил на себя роль дирижера и музыкального руководителя театра им. Г. Камала. Именно в то время начались золотые годы его творчества, когда были созданы лучшие произведения и был основан новый жанр — музыкальная драма.

К сожалению, последние годы жизни композитора сопровождались искусственно созданным вакуумом вокруг его персоны, он был отлучен от театра и пребывал в глубочайшей депрессии, несмотря на это народное признание по-прежнему было сильно, что в полную силу проявилось на 50-летнем юбилее гения, когда артист был награжден званием народного.

Сейчас музей украшен двумя мемориальными досками в честь композитора, на каждой из которых имеется надпись на татарском и русском языках.

Экспозиция

Музей состоит из экспозиционных залов и музыкального салона, в котором посетители собираются на творческих встречах и музыкальных вечерах. Экспозиция музея раскрывает историю Сайдашева как продолжателя многовековых богатейших традиций татарской музыкальной культуры, одновременно с этим делается упор на новаторство его произведений, выражающееся в том, что автор талантливым образом соединял национальные фольклорные традиции и опыт европейской музыкальной классики.

Читайте также:
Какие налоги платят ИП в Республике Беларусь

Фонд музея хранит огромное количество личных предметов Сайдашева, а благодаря оригинальному художественному решению экспозиции гости в полной мере могут погрузиться в осмысление эпохи, этапы биографии и наиболее выдающиеся творческие достижения автора с позиции настоящего времени. В качестве наиболее запоминающихся элементов в экспозиции посетители отмечают инсталляции, посвященные самым знаменитым произведениям композитора — «Голубая шаль», «Наемщик» и «Марш Красной Армии».

Мемориальная Белая комната демонстрирует настоящие вещи Сайдашева, среди которых нашлось место для круглого винтового стула, дирижерской палочки, посмертной гипсовой маски и даже старинного пианино фирмы «Georg Hoffman». Здесь также можно обнаружить трельяж матери композитора конца XIX века, заполненный от руки дневник первой ученицы Сайдашева, а также насладиться 16 музыкальными фрагментами из его произведений, которые озвучивают художественно-образные композиции. Особой ценностью обладает часть увертюры к музыкальной драме Фатхи Бурнаша «Тахир и Зухра».

Для экспозиции музея характерен нестандартный подход к показу достояний композитора, соединивший воедино изобразительный ряд, свет и звук. В качестве ценных экспонатов музея выступают подарки знаменитых татарских певцов, композиторов и музыкантов.

Обстановка

Попадая в музей, гости оказываются в небольшом холле с гардеробом, здесь же размещен киоск с литературой, где можно подобрать в подарок друзьям и близким неплохие экземпляры. В холле стоит и макет памятника композитора работы скульптора М. М. Герасимова, выполненный в белом цвете.

В музее нет привычных витрин и экспонатов, здесь имеют место тематические экспозиции. Каждая из них освещает определенную тему или период в жизни Сайдашева. Каждая деталь представления продумана, цвет со звуком также играют важную роль, подсвечивая и озвучивая памятные для композитора предметы. С первого этажа гости поднимаются наверх, где встречаются с основной экспозицией музея. С самого начала их встречает стена с фотографиями. Всё в этом зале будто живет и дышит, звуки возникают то тут, то там, ведя за собой зрителя по жизни Сайдашева.

Каждый, оказавшийся здесь, непременно захочет узнать больше о жизни автора после окончания экскурсии. Именно на пробуждение интереса она и направлена и свою задачу выполняет блестяще.

Как добраться

Музей расположен в пяти минутах езды на наземном общественном транспорте от станции метро «Площадь Тукая», поэтому доехать до него не составит труда. Также можно добраться от станции метро «Кремлевская», от нее до музея всего 1 км.

До музея ходит несколько маршрутов автобуса, а именно № 10, № 30, № 35а, № 54, № 63, № 91 до остановки «Театр им. К. Тинчурина», также можно доехать на троллейбусах № 3, № 5, № 7, № 8.

В городе работают местные службы такси и приложения для смартфонов, известные всем: Яндекс. Такси, Максим, Uber, Gett.

Фотоархив

Источники:

1. Ризванов, Г. Сәйдәш аланында / Г. Ризванов, К. Әмиров.- Казан : Идел-Пресс, [2008 ?].- 91 б.
2.
Саинова-Ахмерова, Д. З. Салих Сайдашев : страницы жизни и творчества композитора.- Казань : Татар. кн. изд-во, 1999.- 212 с.
3. Музей Салиха Сайдашева =Салих Сәйдәшев музее / Гос. объединенный музей РТ.- Казань, 1995.- 10 с.
4. Салих Сәйдәшев турында истәлекләр / [төз. : Р. Исхакова-Вамба һ. б.].- Казан : Татар. кит. нәшр., 1980.- 159 б. – Воспоминания о С. Сайдашеве.
5. Казань.- 2007.- № 8.

Салиху Сайдашеву 10 лет

Первый воспитатель С. Сайдашева Насретдин Хамитов
с женой Раузой

Амина Сайдашева-Ахмерова с сыном Узбеком. 1914 год

Семья Шигаба Ахмерова. Сидят (слева направо): Шигаб Ахмеров, Амина Сайдашева-Ахмерова,
Махубжамал Сайдашева (мать Салиха и Амины), Зулейха Ахмерова (мать Шигаба Ахмерова);
Стоят: сестра и брат Шигаба Зайнаб и Хайрулла, Салих Сайдашев
и меленький Узбек Ахмеров. 1914 год

Зайнаб Ахмерова (слева) и Амина Сайдашева с сыном Узбеком. 1914 год

Шигаб Ахмеров. 1919 год

Салих Сайдашев, Зайнаб Ахмерова, Амина Сайдашева. 1923 год

Любимая жена Салиха Сайдашева Валентина Мухина. 1923 год

Зайнаб Ахмерова. 1924 год

С.Сайдашев – заведующий музыкальной частью
Государственного татарского театра. Середина 20-х годов

Первые ученицы С. Сайдашева Асия Рафикова-Саинова и Суфия Сайдашева

Первый рабочий состав Татарского радиовещания (слева направо):
литературный редактор Исмагил Усманов,
музыкальный редактор Салих Сайдашев и диктор Адель Кутуй. 1927 год

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы. 1929 год

Салих Сайдашев с друзьями: справа – Нургали Якупов, слева – Халил Абджалилов,
в середине – Захид Зверев. 1929 год

Салих Сайдашев – композитор-дирижер

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Состав Союза композиторов ТАССР в начале 40-х годов. Первый ряд (слева направо):
Ю. Виноградов, Н. Жиганов, С. Сайдашев, М. Музаффаров, А. Ключарев.
Второй ряд: А. Рижкин, Х. Валиуллин, А. Леман, З. Хабибуллин, Д. Файзи.

С. Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

В процессе творчества

1949 год. На гастролях.
Слева направо: М. Ильдар, Р. Вагапов, С. Сайдашев, А Шагимуратова, Ф Биккенин

Салих Сайдашев и Мухаммед Садри. 1950 год

С. Сайдашев и М. Музаффаров

Могила С. Сайдашева на Татарском кладбище Казани

Родственники С. Сайдашева: первый ряд слева: Ниляуфар Бирюшева;
Науфаль Сайдашев (сын С. Сайдашева); Талия Сайдашева (супруга Н. Сайдашева);
Дильбар Саинова-Ахмерова (сноха Шигаба Ахмерова); Салима Абдуллина;
Валерий Сайдашев (внук С. Сайдашева, сын Альфреда Сайдашева);
Фарида Ильясова; Рустем Ахмеров; Ркия Ахмерова.

Старший сын Салиха Сайдашева Альфред Сайдашев

Музей Салиха Сайдашева в Казани. Фрагмент экспозиции

Музей Салиха Сайдашева в Казани. Мемориальная комната композитора

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Государственный большой концертный зал имени Салиха Сайдашева в Казани

Мемориальный камень Салиху Сайдашеву,
установленный в поселке Кызыл Байрак

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 19:32

Музей

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии.

Заведующая музеем
Хакимова Алсу Асгатовна
+7(843)277-19-41

Музей

  • О музее
  • Экспонаты

Официальное открытие музея в 1997 году было приурочено к 60-летию со дня основания Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. Идея создания музея принадлежит народному артисту РФ и РТ Ильгаму Шакирову.

Первой заведующей музеем была назначена Г. Г. Галиахметова, затем в 1999–2005 гг. руководила музеем А. А. Хакимова, на срок 2005–2012 гг. ее сменила Ф. Ф. Кавеева и с 2012 года вновь заведующей музеем стала А. А. Хакимова.

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии. Это осуществляется как с помощью постоянной музейной экспозиции, так и различных передвижных выставок, организуемых к различным концертным, тематическим программам и юбилейным вечерам артистов Филармонии (90-летию композитора Ф. Яруллина, 90-летию певца У. Альмеева, 80-летию певицы Дж. Саляховой и многих других).

Крупные мероприятия музея Филармонии

В 1998 г. музей Филармонии совместно с Национальным музеем РТ и Союзом писателей РТ провели два вечера памяти, посвященных 90-летию со дня рождения мастера художественного слова, конферансье А. Ягудина.

К 70-летию народного артиста И. Шакирова в фойе концертного зала Филармонии была организована музейная выставка, посвященная жизни и творчеству выдающегося татарского певца.

В феврале 2006 г. Татарская государственная филармония имени Г. Тукая в БКЗ имени С. Сайдашева проводила юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения композитора А. С. Ключарева, где музей впервые представил архивные материалы, подаренные родственниками композитора. Среди них особую ценность представляет целый ряд дореволюционных, пожелтевших от времени, фотографий, запечатлевших родителей А. С. Ключарева до женитьбы; семейные, сделанные в фотоателье «Рембрандтъ» в Оренбурге; фото самого композитора (в детстве); редкие, ранее не опубликованные и малоизвестные его фотографии в 20-30-е годы прошлого века; «Трудовой список» (сейчас «Трудовая книжка») отца А. С. Ключарева Сергея Даниловича, работавшего в 1942–47 годы в должности бухгалтера и главного бухгалтера Филармонии.

В марте этого же года на музыкальном фестивале им. Н. Рахлина к 100-летию со дня рождения дирижера была организована выставка из музейных фондов филармонии, фотовыставка В. Зотова, запечатлевшего великого маэстро с первой репетиции (апрель 1966 г.) до дня прощания с ним (июнь 1979 г.); а так же были представлены ретро-афиши с именем Н. Рахлина из коллекции музыковеда Г. Кантора.

С мая 2006 года музей филармонии совместно с отделом искусств Национальной библиотеки РТ проводил цикл вечеров памяти солистов филармонии «Мы помним вас. » («Истә, һаман да истә. »), приуроченных к 70-летию филармонии. Вечера проводились в читальном зале («Гроте») Национальной библиотеки РТ с участием артистов филармонии и театров, поэтов и писателей Татарстана. Этот цикл вызвал живой интерес у зрителей и отклик у представителей прессы. Сотрудники музея и библиотеки, готовящие фото-, аудио- и видеоматериалы к этим встречам, и А. Хамзин (режиссер и ведущий этих вечеров) знакомили слушателей и зрителей с творчеством забытых, но, поистине, народных певцов.

Во время проведения Международного фестиваля искусств «Филармониада» в фойе концертного зала филармонии музей представляет для зрителей стационарные и временные экспозиции, которые освещают историю, солистов и творческих коллективов этого фестиваля.

В фойе Филармонии в течение всего концертного сезона выставляются различные материалы, посвященные истории создания и сегодняшней деятельности творческих коллективов и отдельных солистов Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, к примеру, в 2006 г. во время проведения Государственным ансамблем фольклорной музыки РТ концерта, посвященного 120-летию Г. Тукая, в фойе концертного зала была представлена совместная экспозиция из фондов двух музеев:Филармонии и Габдуллы Тукая. Зрители могли наблюдать на этой выставке великолепно исполненную тугру Г. Тукая (автор Н. Наккаш), живописные картины художников и деревянные скульптуры по мотивам сказок великого татарского поэта.

Сотрудники музея принимают участие в проведении юбилейных и творческих вечеров ветеранов сцены. Так же организуются посещение и возложение цветов на могилы ушедших из жизни артистов филармонии, таким образом, продолжая связь поколений.

Фонды музея продолжают пополняться благодаря семейным реликвиям, передаваемым в дар родственниками артистов филармонии. Яркий пример этому — богатая коллекция, бережно сохраненная и переданная в 2006 г. родными татарского актера, иллюзиониста-манипулятора, родоначальника этого жанра в нашей республике Хая Мушинского, 105-летие которого было отмечено в 2013 г.
В фондах музея хранятся и постоянно пополняются печатные публикации о концертной деятельности артистов филармонии. Большую помощь в подборе журнальных и газетных материалов оказывает краеведческий отдел НБ РТ.

В июне 2006 г. фонды пополнились новыми экспонатами из частного музея Натана Рахлина в Мисхоре: одна из дирижерских палочек, которой дирижировал маэстро на первых репетициях и концертах в Казани; партитура Н. Жиганова «Симфонические песни» с автографом автора; белая концертная рубашка дирижера; гипсовый барельеф Рахлина, выполненный его внуком-скульптором И. Лысенко, который и передал все эти экспонаты в дар музею Филармонии.

Во время филармонических концертов делаются видеозаписи и фотографии, которые являются основой для создания при музее фото- и видеотеки.

К 75-летнему юбилею главной концертной организации республики в фойе концертного зала Филармонии была создана фотогалерея выдающихся артистов Татарской государственной филармонии за всю ее историю.

Публикации о Филармонии

Сотрудники музея участвовали в выпуске юбилейных книг о Татарской государственной филармонии и буклетов к 100-летию А. С. Ключарева и Н. Г. Рахлина, к 60-летию А. И. Шутикова, к 70-летнему юбилею Филармонии, проводя кропотливую работу по подбору архивных документов и фотоматериалов.

Сегодня ведется сотрудничество с журналами «Идель», «Казань» и различными газетами — на их страницах периодически публикуются статьи сотрудников музея о солистах Филармонии и новых поступлениях в музей.

К 70-летию организации музей издал книгу Л. Апакова, В. Горшков, Ф. Кавеева, Г. Кантор, К. Мерсиапова, А. Софийская, А. Хакимова, З. Халитова, А. Хамзин «Татарская государственная филармония им. Г. Тукая (1937-2007 гг.)». В издании использованы материалы архива Филармонии, фондов Национальной библиотеки и Национального музея РТ, личные воспоминания и документы артистов, публикации периодических изданий, а в связи с 75-летием выпустили аудиодиск МР3 формата «Еллар, юллар, җырлар. », дополненный различными фотографиями из фонда музея, который включил в себя записи известных мастеров искусств нашей концертной организации.

Библиотека

Библиотека — не просто хранилище земной мудрости, а остров спасения в наше суетное время. Первым библиотекарем Филармонии была Людмила Васильевна Плюснина. Позднее, 1986–2000 гг. библиотекой Филармонии заведовала Ф. Ф. Кавеева, ранее работавшая на абонементе Республиканской научной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Национальная библиотека РТ). Ею был составлен необходимый для каждой библиотеки основной справочный аппарат: алфавитный исистематический каталоги.

2003–2010 гг. в библиотеке филармонии работала Н. Г. Шайдуллина.

2000–2004 года, а позднее с 2010 года совмещает работу в библиотеке заведующая музеем Филармонии А. А. Хакимова.

В нотной библиотеке с первого дня образования собирались и до сегодняшних дней хранятся рукописные нотные материалы композиторов Татарстана, многие из них с автографами С. Сайдашева, А. Ключарева, А. Бакирова, Дж. Файзи, Р. Яхина, Н. Жиганова и многих других композиторов. Очень часто оказывалось, что сам автор счастливо находил оставшийся лишь в фондах нашей библиотеки единственный экземпляр его авторских нот. Эти факты подчеркивают уникальность фондов библиотеки Филармонии.

Фонды библиотек Государственного симфонического оркестра РТ (с 30 июня 2007 года ведет самостоятельную деятельность) и Государственного оркестра народных инструментов РТ (библиотекарь Н. И. Казакова.) — это огромный запас партитур и оркестровых голосов сочинений татарских и русских, советских и зарубежных композиторов. Все произведения исполнялись этими оркестрами на концертной сцене.

Музей

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии.

Заведующая музеем
Хакимова Алсу Асгатовна
+7(843)277-19-41

Музей

  • О музее
  • Экспонаты

Официальное открытие музея в 1997 году было приурочено к 60-летию со дня основания Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. Идея создания музея принадлежит народному артисту РФ и РТ Ильгаму Шакирову.

Первой заведующей музеем была назначена Г. Г. Галиахметова, затем в 1999–2005 гг. руководила музеем А. А. Хакимова, на срок 2005–2012 гг. ее сменила Ф. Ф. Кавеева и с 2012 года вновь заведующей музеем стала А. А. Хакимова.

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии. Это осуществляется как с помощью постоянной музейной экспозиции, так и различных передвижных выставок, организуемых к различным концертным, тематическим программам и юбилейным вечерам артистов Филармонии (90-летию композитора Ф. Яруллина, 90-летию певца У. Альмеева, 80-летию певицы Дж. Саляховой и многих других).

Крупные мероприятия музея Филармонии

В 1998 г. музей Филармонии совместно с Национальным музеем РТ и Союзом писателей РТ провели два вечера памяти, посвященных 90-летию со дня рождения мастера художественного слова, конферансье А. Ягудина.

К 70-летию народного артиста И. Шакирова в фойе концертного зала Филармонии была организована музейная выставка, посвященная жизни и творчеству выдающегося татарского певца.

В феврале 2006 г. Татарская государственная филармония имени Г. Тукая в БКЗ имени С. Сайдашева проводила юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения композитора А. С. Ключарева, где музей впервые представил архивные материалы, подаренные родственниками композитора. Среди них особую ценность представляет целый ряд дореволюционных, пожелтевших от времени, фотографий, запечатлевших родителей А. С. Ключарева до женитьбы; семейные, сделанные в фотоателье «Рембрандтъ» в Оренбурге; фото самого композитора (в детстве); редкие, ранее не опубликованные и малоизвестные его фотографии в 20-30-е годы прошлого века; «Трудовой список» (сейчас «Трудовая книжка») отца А. С. Ключарева Сергея Даниловича, работавшего в 1942–47 годы в должности бухгалтера и главного бухгалтера Филармонии.

В марте этого же года на музыкальном фестивале им. Н. Рахлина к 100-летию со дня рождения дирижера была организована выставка из музейных фондов филармонии, фотовыставка В. Зотова, запечатлевшего великого маэстро с первой репетиции (апрель 1966 г.) до дня прощания с ним (июнь 1979 г.); а так же были представлены ретро-афиши с именем Н. Рахлина из коллекции музыковеда Г. Кантора.

С мая 2006 года музей филармонии совместно с отделом искусств Национальной библиотеки РТ проводил цикл вечеров памяти солистов филармонии «Мы помним вас. » («Истә, һаман да истә. »), приуроченных к 70-летию филармонии. Вечера проводились в читальном зале («Гроте») Национальной библиотеки РТ с участием артистов филармонии и театров, поэтов и писателей Татарстана. Этот цикл вызвал живой интерес у зрителей и отклик у представителей прессы. Сотрудники музея и библиотеки, готовящие фото-, аудио- и видеоматериалы к этим встречам, и А. Хамзин (режиссер и ведущий этих вечеров) знакомили слушателей и зрителей с творчеством забытых, но, поистине, народных певцов.

Во время проведения Международного фестиваля искусств «Филармониада» в фойе концертного зала филармонии музей представляет для зрителей стационарные и временные экспозиции, которые освещают историю, солистов и творческих коллективов этого фестиваля.

В фойе Филармонии в течение всего концертного сезона выставляются различные материалы, посвященные истории создания и сегодняшней деятельности творческих коллективов и отдельных солистов Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, к примеру, в 2006 г. во время проведения Государственным ансамблем фольклорной музыки РТ концерта, посвященного 120-летию Г. Тукая, в фойе концертного зала была представлена совместная экспозиция из фондов двух музеев:Филармонии и Габдуллы Тукая. Зрители могли наблюдать на этой выставке великолепно исполненную тугру Г. Тукая (автор Н. Наккаш), живописные картины художников и деревянные скульптуры по мотивам сказок великого татарского поэта.

Сотрудники музея принимают участие в проведении юбилейных и творческих вечеров ветеранов сцены. Так же организуются посещение и возложение цветов на могилы ушедших из жизни артистов филармонии, таким образом, продолжая связь поколений.

Фонды музея продолжают пополняться благодаря семейным реликвиям, передаваемым в дар родственниками артистов филармонии. Яркий пример этому — богатая коллекция, бережно сохраненная и переданная в 2006 г. родными татарского актера, иллюзиониста-манипулятора, родоначальника этого жанра в нашей республике Хая Мушинского, 105-летие которого было отмечено в 2013 г.
В фондах музея хранятся и постоянно пополняются печатные публикации о концертной деятельности артистов филармонии. Большую помощь в подборе журнальных и газетных материалов оказывает краеведческий отдел НБ РТ.

В июне 2006 г. фонды пополнились новыми экспонатами из частного музея Натана Рахлина в Мисхоре: одна из дирижерских палочек, которой дирижировал маэстро на первых репетициях и концертах в Казани; партитура Н. Жиганова «Симфонические песни» с автографом автора; белая концертная рубашка дирижера; гипсовый барельеф Рахлина, выполненный его внуком-скульптором И. Лысенко, который и передал все эти экспонаты в дар музею Филармонии.

Во время филармонических концертов делаются видеозаписи и фотографии, которые являются основой для создания при музее фото- и видеотеки.

К 75-летнему юбилею главной концертной организации республики в фойе концертного зала Филармонии была создана фотогалерея выдающихся артистов Татарской государственной филармонии за всю ее историю.

Публикации о Филармонии

Сотрудники музея участвовали в выпуске юбилейных книг о Татарской государственной филармонии и буклетов к 100-летию А. С. Ключарева и Н. Г. Рахлина, к 60-летию А. И. Шутикова, к 70-летнему юбилею Филармонии, проводя кропотливую работу по подбору архивных документов и фотоматериалов.

Сегодня ведется сотрудничество с журналами «Идель», «Казань» и различными газетами — на их страницах периодически публикуются статьи сотрудников музея о солистах Филармонии и новых поступлениях в музей.

К 70-летию организации музей издал книгу Л. Апакова, В. Горшков, Ф. Кавеева, Г. Кантор, К. Мерсиапова, А. Софийская, А. Хакимова, З. Халитова, А. Хамзин «Татарская государственная филармония им. Г. Тукая (1937-2007 гг.)». В издании использованы материалы архива Филармонии, фондов Национальной библиотеки и Национального музея РТ, личные воспоминания и документы артистов, публикации периодических изданий, а в связи с 75-летием выпустили аудиодиск МР3 формата «Еллар, юллар, җырлар. », дополненный различными фотографиями из фонда музея, который включил в себя записи известных мастеров искусств нашей концертной организации.

Библиотека

Библиотека — не просто хранилище земной мудрости, а остров спасения в наше суетное время. Первым библиотекарем Филармонии была Людмила Васильевна Плюснина. Позднее, 1986–2000 гг. библиотекой Филармонии заведовала Ф. Ф. Кавеева, ранее работавшая на абонементе Республиканской научной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Национальная библиотека РТ). Ею был составлен необходимый для каждой библиотеки основной справочный аппарат: алфавитный исистематический каталоги.

2003–2010 гг. в библиотеке филармонии работала Н. Г. Шайдуллина.

2000–2004 года, а позднее с 2010 года совмещает работу в библиотеке заведующая музеем Филармонии А. А. Хакимова.

В нотной библиотеке с первого дня образования собирались и до сегодняшних дней хранятся рукописные нотные материалы композиторов Татарстана, многие из них с автографами С. Сайдашева, А. Ключарева, А. Бакирова, Дж. Файзи, Р. Яхина, Н. Жиганова и многих других композиторов. Очень часто оказывалось, что сам автор счастливо находил оставшийся лишь в фондах нашей библиотеки единственный экземпляр его авторских нот. Эти факты подчеркивают уникальность фондов библиотеки Филармонии.

Фонды библиотек Государственного симфонического оркестра РТ (с 30 июня 2007 года ведет самостоятельную деятельность) и Государственного оркестра народных инструментов РТ (библиотекарь Н. И. Казакова.) — это огромный запас партитур и оркестровых голосов сочинений татарских и русских, советских и зарубежных композиторов. Все произведения исполнялись этими оркестрами на концертной сцене.

Go! Go to Tour!

Главная / Достопримечательности мира / Россия / Казань / Музей С. Сайдашева

Музей С. Сайдашева

Saydashev Museum
  • Информация
  • Обсуждение

Телефон: (843) 2385696

Достопримечательности и развлечения рядом
  • Мост Миллениум
  • Анатомический музей-театр
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Баки Урманче
  • Музей Баратынского, отдел Национального Музея РТ
  • Башня Сююмбике
  • Академиков А.Е. и Б.А. Арбузовых
  • Литературно-Мемориальный Музей А.М.Горького
  • Казанский государственный академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова
  • Татарский Государственный Театр Драмы и Комедии им. Карима Тинчурина
  • “Экият”, Татарский Государственный Театр Кукол
  • Казанский Государственный Театр Юного Зрителя
Отели рядом
  • Korston Hotel & Mall Kazan
  • Hotel Riviera Kazan
  • Shalyapin Palace
  • Grand Hotel Kazan
  • Park Inn Kazan
  • Korona Klub Hotel
  • Hayall Hotel
  • Premium Hotel
  • Tatarstan Hotel Complex
  • Regina Na Baumana
  • Regina na Universitetskoy
  • Osobnyak Na Teatralnoy
  • Hotel Hills
  • Dream Hostel Kazan
  • Vhostele
  • Gorky 6 Hostel
  • I&I Hostel
Обсуждение
Поиск авиабилетов
Казань
‒ 9 °C
небольшой снег
завтра
1 февраля
0 °C
послезавтра
2 февраля
‒ 7 °C
Полный прогноз погоды в городе Казань
Популярные города
  • 58 отелей Адлер
  • 42 отеля Анапа
  • 40 отелей Геленджик
  • 82 отеля Екатеринбург
  • 64 отеля Казань
  • 44 отеля Калининград
  • 82 отеля Краснодар
  • 505 отелей Москва
  • 52 отеля Нижний Новгород
  • 43 отеля Новосибирск
  • 39 отелей Ростов-на-Дону
  • 72 отеля Самара
  • 628 отелей Санкт-Петербург
  • 54 отеля Сочи
Новые отзывы

Отель маленький (всего 7 номеров),но имеет индивидуальный стиль для каждого номера, что несомненно выделяет его из ряда остальных: для любителей необычного это самое то, – только деньги иметь надо! Стоимость номера от 5 тыс в сутки – недешево. Номера. Читать дальше >>

Отель в пешеходной зоне центра Казани. Рядом множество достопримечательностей. Отель достойный. Впечатляет монументализм постройки, большие холлы, коридоры. Обстановка номеров склонна в минимализму или строгости (как кому). Повезло получить верхний этаж. Читать дальше >>

Народный музыкант. Как Салиха Сайдашева отлучали от творчества

Салиху Сайдашеву при жизни ему посвящали стихи. А он не хотел, чтобы сын стал музыкантом.

Насмешка судьбы

Когда Сайдашев родился, отец уже умер, немного не дожив до радостного события. Салих был последним из 10 детей. Восемь умерли в раннем возрасте, выжили только он и сестра Амина. Он не получил законченного академического музыкального образования. Учёбу в Казанском музучилище прервала Первая мировая война, затем грянула Гражданская.

Из автобиографии Сайдашева: «…В начале 1919 г. добровольно вступил в РККА. Был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом, зав. музыкальной частью татарской драматической труппы. В 1921 г. демобилизовался, но остался в Оренбурге, став заведующим Восточной музыкальной школы. Организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и продолжал учёбу… В 1922 г. по приглашению Татарского Наркомпроса вернулся в Казань. Работал в Татарском государственном академическом театре в качестве зав. музыкальной частью и дирижёра. В 1934 г. для повышения квалификации правительство Татарии командировало меня на учёбу в Татарскую оперную студию при Московской консерватории…»

К тому времени 33-летний Салих Сайдашев был уже маститым деятелем искусств. В Татарском академическом театре в 1922 г. он музыкально оформил премьеру спектакля «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова. В последующее десятилетие он много дирижировал, писал музыку к новым спектаклям, в т.ч. к тем, которые стали классикой, – «Голубая шаль», «Тахир и Зухра» и др. В мае 1933 г. в Казани состоялся его первый концертный отчёт за 10 лет работы.

Испытание на верность

До Сайдашева в татарской музыке был только один композитор – Султан Габаши. Муса Джалиль писал: «Если Габаши следовал традициям восточной музыки, то музыка Сайдашева в начальном периоде основывалась главным образом на народной песне, на деревенских напевах… Он не следовал слепо за народным творчеством, не копировал его, а творчески перерабатывал и обогащал народную музыку».
«Народ любил его безумно. Слушали по радио, мгновенно раскупали билеты на концерты, театральные постановки. Он был единственным композитором, кто ответил на какую-то потребность души. Больше не смог никто! А ведь песен у него немного», – говорит Юлдуз Исанбет, известный музыковед, заслуженный деятель искусств РФ и РТ.

Из Москвы пришлось срочно вернуться в Казань. 1937 год. Репрессировали друга и соавтора С. Сайдашева Карима Тинчурина и многих коллег. Композитор приготовился к худшему ещё в Москве. «Я даже внушал Науфалю (сын Сайдашева от второго брака. – Прим. авт.), что если за отцом придут, нам надо взяться за руки и прыгнуть с балкона 5-го этажа», – пишет в своей книге «Отец» Альфред Сайдашев.

В Казани музыканта ждали тяжёлые времена. Тех, с кем он сотрудничал, назвали врагами народа. Сайдашева не посадили, но жить стало невозможно. А ведь были планы, был талант, росли дети… У Сайдашева имелась квартира в доме на ул. Горького. Здесь располагалось с 1928 г. коммунальное общежитие работников казанских театров.

«Я там не раз бывала. Это жуть! Комнатушка у Сайдашева была тёмная, туалет – в театре, который был тут же, рядом. В общем, условия унизительные. А в общежитии жили знаменитые и тогда, и сейчас люди», – делится воспоминаниями Ю. Исанбет. Среди них – Х. Салимжанов и его сын Марсель (известный театральный деятель РТ в дальнейшем. – Прим. авт.), Ш. Биктимиров, Р. Тазетдинов.

Рассказывает Эльвира Низамутдинова, директор музея С. Сайдашева, размещённого ныне в этом доме: «Сайдашев подолгу гостил у казанских родственников, где условия лучше. Он был бескорыстным человеком. Когда ему предложили квартиру в центре города на ул. Профсоюзной, он отдал её певице и актрисе Г. Кайбицкой, которая находилась тогда в сложной жизненной ситуации. Театр был для него родным домом. Музицировал, работал в подвале, пианино появилось у него незадолго до смерти».

Концерты военного времени, которые для всех деятелей культуры стали не обязанностью, а долгом перед Родиной, были посвящены Победе, все сборы шли на помощь фронту. «Боевые командиры, бойцы, направлявшиеся на фронт или вернувшиеся оттуда, хотят «хоть на часок» послушать Сайдаша. Ни одного места в зале нет! Своими песнями он воевал на передней линии огня, был солдатом Великой Отечественной!» – рассказывает Гази Каш­шаф, известный казанский учёный и журналист.

Наедине со всеми

«В то время я видела его часто, потому что жила поблизости. Почти ежедневно он стоял у входа в театр с улыбкой на лице, в белоснежной рубашке с галстуком-бабочкой. Франт! Люди тогда так не одевались. Это был человек невероятной красоты, от которого шёл какой-то внутренний свет. Ему просто нечем было тогда заниматься. Он разговаривал со всеми, кто к нему, узнав, обращался», – не скрывает слёз Ю. Исанбет.

Потомки

Сайдашев женился трижды. Сын Альфред (1926 г.) – от первого брака с В. Мухиной. Она умерла 5 ноября 1926 г. после родов. Сайдашев тяжело переживал, считал, что утрата горестно повлияла на его судьбу. Сын в 1943-м добровольно ушёл на фронт. Салих Сайдашев не хотел, чтобы Альфред стал музыкантом, хотя сын прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Он окончил юрфак КГУ, стал заслуженным юристом РФ и РТ, написал замечательную книгу воспоминаний об отце. Из трёх его детей только двое выбрали музыку.

. Салих Сайдашев прожил всего 54 года. Когда он ушёл из жизни, его провожала вся Казань.
«Я была на его похоронах. Огромная толпа шла пешком от ул. Горького до татарского кладбища. На всём протяжении пути стояли люди, многие плакали. На теперешней ул. Татарстан тогда были деревянные дома, и народ стоял даже на крышах. Все в чёрном. Навсегда запомнила эту картину: декабрь, белый снег, чёрные одежды, всеобщая скорбь. Такого не видела больше никогда, хотя на свете живу долго», – говорит Ю. Исанбет.

Памяти поэта посвящается

Музей Салиха Сайдашева – первый музыкальный музей РТ. Находится в Казани на ул. Горького, д. 13.

Он был открыт 25 июня 1993 г. по решению правительства республики. Здание построено в конце XIX – начале XX в. и является памятником регионального значения. Мемориальная доска на здании указывает, что С. Сайдашев жил здесь с 1930 по 1954 год. Из этого дома его проводили в последний путь. Более 20 экспонатов, непосредственно связанных с композитором. В частности, нотный автограф 17-летнего музыканта, его партитуры с личными пометками, дирижёрская палочка из дуба, которую С. Сайдашев сделал собственноручно, его посмертная маска, трельяж матери и отца, восемь портретов композитора работы разных авторов.

Более 9 тыс. посетителей ежегодно принимает музей. В 2016 г. его хотят отреставрировать, обновить экспозицию. Правительство РТ обещает найти деньги на такие работы не только в музее С. Сайдашева, но и в музеях Габдуллы Тукая и Шарифа Камала.

Салих Сайдашев

Биография

Салих Замалетдинович Сайдашев – татарский композитор, дирижер, основоположник профессиональной национальной музыки. Он был первым, кто объединил традиции самобытного фольклора с современным звучанием профессиональных музыкальных инструментов, написал музыку к пьесам татарских драматургов. В его биографии были и успех, и слава, и запреты, и гонения. Не было лишь одного – забвения со стороны родного народа, который всегда считал Сайдашева своим выдающимся сыном.

Детство и юность

Салих Сайдашев родился 3 декабря 1900 года в Казани. Отец – Замалетдин Сайдашев, обувщик, мелкий торговец, умер незадолго до рождения Салиха, своего десятого сына. Мать – Махубжамал Сайдашева, домохозяйка.

Махубжамал Сайдашева, мать Салиха Сайдашева

Все дети супружеской пары умерли в раннем возрасте. В живых остались только двое – Амина и Салих. После смерти отца заботы о хозяйстве и оставшихся домочадцах, согласно завещанию, взял на себя Насретдин Хамитов – приказчик и помощник Замалетдина. Он женился на двоюродной сестре Салиха, и они зажили большой дружной семьей.

Уже в 5-6 лет родные заметили, что мальчик растет очень музыкальным. На семейных застольях он выстукивал мелодию на печной заслонке, да так, что девчонки пускались в пляс. Или хватал у старших гармонь и выводил что-то на свой лад. Впоследствии тетя научила его в совершенстве играть на этом инструменте.

11-летний Салих Сайдашев с семьей Насретдина Халитова

В 8 лет мальчик отправился учиться в медресе. В это же время Насретдин начал приобщать его к торговым делам в лавке. Мальчик не любил этого и всячески отлынивал. Спасение пришло в виде нового члена семьи: старшая сестра Салиха, Амина, вышла замуж за Шибгая Ахмерова – журналиста и педагога, к тому времени уже широко известного.

Человек образованный и интеллигентный, Шибгай заменил мальчику отца. Он заметил увлечение музыкой юного шурина и освободил его от всех дел по дому, чтобы тот мог чаще играть, более того, купил ему безумно дорогой по тем временам рояль, и Салих стал брать уроки у народного музыканта Загидуллы Яруллина.

Загидулла Яруллин, первый учитель музыки Салиха Сайдашева

Главное – мальчик погрузился в ту творческую среду, что царила в доме: к Ахмерову приходили видные личности того времени – поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, драматург Галиаскар Камал и другие.

В 1914 году Салих поступает в Казанское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1916-м начинает играть в оркестре. А в 1918-м – через год после окончания училища – Сайдашев организует собственный оркестр.

Музыка

После добровольной службы в рядах Красной армии и работы в Оренбургской музыкальной школе Сайдашев в 1922 году возвращается в Казань, где начинает деятельность в качестве заведующего музыкальной частью в Татарском государственном театре имени Красного Октября (сегодня ТГАТ имени Камала).

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Сайдашев вместе с режиссером театра Каримом Тинчуриным стал основоположником татарской музыкальной драмы. Салих написал музыку к первым спектаклям на татарском языке: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»). Отдельно стоит в этом списке пьеса «Наемщик» Т. Гиззата, в которой звучит невероятной красоты вальс в исполнении Сайдашева.

Какой же театр без оркестра – композитор лично занялся созданием постоянного односоставного симфонического театрального оркестра. И в 1923 году коллектив начал свою работу, дирижером стал сам Салих Сайдашев.

Композитор Салих Сайдашев

Впрочем, деятельный артист живет не только театром. В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание, которое организуют близкие друзья Сайдашева, они и приглашают его занять пост музыкального редактора. Этой работе артист отдает всего 2-3 года, но за это время проделано многое: редактор ввел в эфир русско-татарские передачи, на радиоволнах зазвучали песни на разных языках, он привлек к работе молодежь, организовал хор.

С конца 1920-х годов Сайдашев много выступает и гастролирует: в 1929-м в Казани дирижирует оперой «Сания», а в 1930-м в Москве – оперой «Эшче», музыкальной драмой «Ил», которую написал с Тинчуриным. На каждом выступлении ему рукоплещут, берут интервью, фотографируют. Это был зенит славы музыканта.

Композиция Салиха Сайдашева «Марш Советской армии»

В январе 1934 года начался московский период творчества Сайдашева. Он приехал в союзную столицу учиться в студии при Московской консерватории и пробыл тут 4 года, совмещая обучение и работу – написал много произведений, песен, маршей, в том числе его знаменитый «Марш Советской армии», за который получил именные часы от наркома обороны Климента Ворошилова.

В сентябре 1939 года Салиху Сайдашеву присвоено звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Но это был последний триумф маэстро. Далее начались годы гонений. Его отстраняют от работы в театре, сослав в поселок Ливадия поднимать местный Дом творчества. Вместе с тем резкой критике подвергают сочинения автора на конференции композиторов в Казани. В то время как вся республика готовится к проведению декады татарской культуры и искусства в Москве, Салих Замалетдинович – в стороне от этой кипучей работы.

Дирижер Салих Сайдашев

Во время войны ситуация отошла на второй план, Сайдашев вернулся в театр, много работает, выступает в концертных залах города и на гастролях. Однако послевоенный мир приносит с собой холодный ветер перемен для работников культуры.

В 1948 году влиятельный идеолог тех лет Андрей Жданов выступил с резкой критикой таких композиторов, как Д. Шостакович, А. Хачатурян, С. Прокофьев и др. Это не могло не отразиться на других советских композиторах даже в других уголках страны. Нападки на работу Сайдашева возобновились, его уволили из театра, отлучили от дирижерского пульта, перестали ставить его музыку в радиоэфире, не приглашали на концерты и гастроли.

Памятник Салиху Сайдашеву в Казани

Салих Замалетдинович перебивался случайными гонорарами, которых становилось все меньше. Черная депрессия подкосила здоровье композитора. Чтобы не сойти с ума, он каждый день выходил из дома, одетый и выбритый, словно на работу. Доходил до родного театра и останавливался, глядя на афиши.

Завидев любимого артиста, народ подходил нему, люди разговаривали, подбадривали, приглашали на чашку чая. В защиту Сайдашева были проведены множественные общественные кампании, инициируемые как его поклонниками, так и друзьями-музыкантами. Именно они организовали торжество по поводу 50-летия маэстро и добились того, что на этом праздновании Салиху Замалетдиновичу было присвоено звание «Народный артист Татарской АССР».

Личная жизнь

Первый творческий взлет Салиха Сайдашева связан с успехом в личной жизни. В начале 20-х годов музыкант познакомился с красавицей Валентиной, приехавшей в Казань из Костромы. Валя, хоть и поступила на медицинский, была невероятно творческим человеком, обожала музыку, поэзию, театр. У них было слишком много общего, чтобы они не смогли пройти мимо друг друга.

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы

В 1925 году влюбленные поженились, а через год жена подарила мужу первенца – сына Альфреда. Однако женщина не смогла оправиться от заражения крови после родов и скончалась 3 ноября 1926 года. Маэстро очень тяжело пережил потерю любимой.

Второй супругой композитора стала приехавшая из Астрахани Сафия Алпаева. Они познакомились на работе – девушка служила кассиром в театре. Молодые поженились в мае 1929 года и прожили вместе до 1943-го, затем развелись.

Салих Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

В третий раз Сайдашев взял в жены Асию Казакову – представительницу известной татарской купеческой династии. С ней мужчина прожил до самой смерти.

Помимо старшего Альфреда (впоследствии стал заслуженным юристом), у артиста было еще три сына – Науфаль (умер в 2000-х годах), Эмиль и Реляф (умерли в детстве).

Смерть

В 1954 году племянник, заметив ухудшение здоровья дяди, положил Сайдашева в больницу. Обнаружили кисту в легком. Врачи побоялись оперировать в Казани и направили пациента в Московский институт хирургии имени А. Вишневского. Операция была успешной, больного перевели в обычную палату.

В один роковой день Сайдашев решил встать, но не удержался, упал, швы разорвались, возникло внутреннее кровотечение. Салих Замалетдинович умер 16 декабря 1954 года.

Могила Салиха Сайдашева

Прощание с истинно народным композитором прошло в его родном театре под похоронную музыку, которую он написал сам для своей любимой жены Валентины. Похоронили артиста на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе. На могиле музыканта стоит скромный памятник из черного гранита.

25 июня 1993 года в Казани, в доме композитора, открыт музей Салиха Сайдашева. Экспозиция сохранила рабочую обстановку, в которой жил и творил маэстро. Также именем выдающегося соотечественника татарстанцы решили назвать один из аэропортов республики – «Бегишево». По итогам голосования имя музыканта вошло в тройку лидеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: