Фотографии Монастырей Метеоры

Греция, Метеоры: монастыри между небом и землей

Обновлено: 3 Ноя, 2020

Даже без известных на весь мир монастырей это место – необычное природное явление. Более тысячи башен, словно каменный лес, выросли из земли Фессалийской долины. По мнению геологов, в доисторические времена здесь было огромное море или озеро, которое покрывало все окрестности и в течение миллионов лет постепенно обмельчало. Но монастыри Метеоры, построенные на вершинах этих устремлённых в небо каменных образований, примечательны не только своим уникальным месторасположением.

Чудо, парящее в небесах

Греция – мировой центр православного монашества: только в один Афон ежегодно съезжаются миллионы паломников, чтобы почтить святые реликвии и помолиться древним иконам, прося у них заступничества и благословения для земных дел. Однако с Афоном в Греции сопоставим по значению еще один монастырский комплекс – Метеоры что вырос близ города Каламбаки на севере страны чуть более тысячи лет назад.

Метеоры не зря называют парящими в воздухе: монастыри действительно каким-то непостижимым образом держатся на самых вершинах песчаниковых скал, оставляя ощущение вершащегося на глазах чуда.

По разным источникам, среди метеорских гор раньше было 21, 22 или даже 24 обители. Время и мировые потрясения не пощадили большую их часть: доныне сохранились только шесть монастырей, судьбой же остальных стали разрушение и забвение.

Дорогой к оставшимся монастырям изначально были веревочные лестницы и леса из бруса, однако к 20-м годам прошлого века все они просто сгнили, поэтому пришлось прорубить в скалах куда более удобные, безопасные и долговечные ступени.

В итоге ЮНЕСКО – известная научно-культурная организация – включила в список Всемирного наследия в конце 80-х буквально воскресший из пепла монастырский комплекс Метеоры – Греция таким образом получила пятый из семнадцати существующих в этой стране и официально признанных мировых шедевров. В этом внушительном списке Метеоры числятся под №425.

Ощущения от пребывания в храмах Метеор как-то отличаются от всего, что испытывал раньше. Вроде бы видишь то же, что и переступив порог обычной христианской церкви: позолоченные иконостасы, величественные иконы, святые лики искусных росписей на стенах храмов.

Но таинственный свет негасимых лампад и мерцающее пламя свечей, а главное — осознание того, сколько лет (веков) всему, что видишь сейчас вокруг себя, — всё это вкупе даёт понять, что на этот раз ты не совсем в обычном месте. А если посчастливится попасть в монастырь, когда нет большого наплыва туристов, то эти ощущения испытает каждый, кто поднялся, хотя бы к одному из монастырей и осмотрел его сокровища.

Мегала Метеора, Великая Метеора (Great Meteoron Monastery), или монастырь Преображения Господнего

На самой большой метеорской скале Платилитос (613 м. н. у. моря) и на 475 м выше Каламбаки и Кастраки расположен и самый большой из сохранившихся монастырей. Первый храм построил Афанасий в 1380 году, затем его дополнил монах Иоасаф в 1387-1388 г., а обновил и достроил Симеон в 1541-1542 г. К монастырю ведут 154 ступени.

Одни из самых потрясающих шедевров Великой Метеоры — великолепный иконостас и игуменский трон, инкрустированный перламутром, – то, что нужно непременно увидеть. Поразят воображение и удивительные по красоте фрески – творение мастеров храмовой росписи XVI века. Фото- и видеосъемка многих реликвий монастырей Метеоры нежелательны, поэтому смотрите и впитывайте: поделиться увиденным с другими людьми вы сможете только на словах.

Музейный монастырь – хранилище дивно расшитой плащаницы XIV века, а еще – уникальных икон: Рождения и Распятия Христа, Мук Господних и Скорбящей Богородицы.

Здесь же можно поклониться и святым реликвиям – мощам отцов-основателей Метеоры, других не менее почитаемых святых. Когда-то любили бывать в горных монастырях патриархи и монаршие особы Византии, привозившие монахам множество даров. Все они любовно сохранены доныне, как и 600 томов бесценных рукописей, хранимых в этом музее.

В основе архитектурного комплекса Преображенского монастыря:

  • Собор Святого Афанасия
  • часовни Святого Иоанна Крестителя (начало XVII в)
  • часовни Святых Константина и Елены (XVIII в)

Продолжением музея, но уже под открытым небом, стали образцы пост византийского зодчества – святая святых монашеской жизни, обычно скрытые от мирского глаза, — кельи, трапезная с кухней, монастырская больница. Есть здесь и фольклорный музей.

Монастырь Святого Николая (Μονή Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)

Путь к нему неблизок и даже несколько утомителен: 143 ступеньки к подножию скалы со стороны Кастраки, а затем – еще 85, но уже прорубленных в самой скале.

Построили обитель в конце XV века, возведя его в трех уровнях. На каждом из них – свой храм:

  • Часовня Св. Антония
  • Церковь Св. Николая с просторным нефом и трапезной. Уникальность ее архитектурного решения – в полном повторении рельефа плоской скалы, примыкающей к южной стене монастыря
  • Церковь Св. Иоанна Предтечи с пристроенными кельями и склепом

Основал его Николай Анапавсас-успокоитель – древний монах, получивший свое прозвище, очевидно, за смиренное служение Богу и личный пример христианского терпения.

Монастырь знаменит тем, что стенные росписи церкви Св. Николая выполнены знаменитым художником-монахом из Крита Феофанисом («Бафиас»). На одной из стен сохранилась его надпись: она свидетельствует, что последний мазок своего первого в жизни шедевра мастер выполнил в 1527 году.

Затем были другие, не менее величественные его творения – росписи стен Афонских церквей.

Читайте также:
Аномальная зона пяти озер Омской области

Монастырь Варлаама (Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых

Это – вторая по величине обитель из всех действующих в Метеорах, построенная на 375-метровой скале. Ее история началась с церквушки, возведенной иеромонахом Варлаамом в 1350 году и получившей название Трех Святых. Чуть позже здесь появились и монашеские кельи. Братья-монахи – Нектариос и Феофанис Апсарадоны – спустя 200 лет продолжили дело своего предшественника, за что и попали в мировую историю как настоящие основатели обители.

Они превратили церквушку в полноценный храм Трех Святителей, покрыв его деревянной крышей и выполнив богатую роспись на храмовых стенах.

Затем появилась церковь Всех Святых. Основой ее стал огромный туфовый камень, который поднимали на скалу долгих 22 года, зато стены были возведены с потрясающей даже для нас скоростью – всего за 20 дней. Полностью отделка собора завершилась к середине XVI века.

Монастырь стал вместилищем самой крупной книгописной мастерской в Метеорах и действовал вплоть до XVIII века, после чего наступила эпоха забвения и даже разграбления: его сокровищница сильно пострадала во II Мировой войне, лишившись почти всех своих творений. Новая жизнь обители началась в 60-е годы – после реставрации.

Уцелевшие реликвии монастыря Варлаама теперь надежно хранятся в музее – бывшей трапезной. Здесь можно увидеть:

  • Известные иконы
  • Мощи святых
  • Плащаницу основателей, отделанную позолотой
  • Кресты, посуду
  • Рукописные пергаментные кодексы
  • Большую библиотеку из почти трех сотен книг, включая Евангелие

Монастырь Святой Троицы (Μονή Αγίας Τριάδος)

Надпись на его фасаде гласит, что его основали предположительно в 50-70-х годах XV века. В монастыре Святой Троицы в Метеоре хранится венецианское Евангелие – старинная реликвия, очень почитаемая православными христианами. Попасть сюда можно, только преодолев 140 ступенек, прорубленных в 20-х годах прошлого века.

Второй храм – Иоанна Предтечи – монастырские зодчие искусно вырубили прямо в скале. Однако впечатляет не только архитектура здешних мест: русло протекающей у подножья скалы реки Пинос, каменная долина и поросший лесом горный хребет, тянущийся над утесом, создают одну из самых величественных и завораживающих картин во всей Греции. Восхитительны и панорамные виды, открывающиеся с балкона позади собора.

Здесь можно вдоволь пощелкать камерой: отсюда видны все остальные монастыри Метеоры – фото со скалы получаются отменными.

Монастырь Русану (Μονή Ρουσάνου) или Святой Варвары

Письменных доказательств, указывающих на то, что отцом-основателем обители был Русанос, нет. Предположительно он заложен он в 1380 г. иеромонахами Никодимосом и Венедиктосом, а спустя примерно столетие, в XVI веке, достроен Максимом и Иоасафом. Они провели затем там всю свою жизнь.

Стенная роспись принадлежит критским художникам: они творили здесь во времена пика расцвета своей школы. Ажурный резной иконостас блистает щедрой позолотой по дереву. В церкви хранятся иконы и посуда, облачения, святые мощи.

Монастырь Святого Стефана (Μονή Αγίου Στεφάνου)

Этот монастырь, основанный в позднем Средневековье монахом Антонием, хорошо виден из Каламбаки: он ближе всех к городу. Здесь – два собора: один принято называть старым, а другой – собором Св. Харлампия. Его построили значительно позже – в XVIII веке.

Он знаменит своим музеем, где хранится богатая коллекция переносных икон. Музей этот открыли в древнем алтаре. Реконструкции подверглись и монашеские кельи, монастырские конюшни.

Территория прекрасно ухожена и уютна, везде — цветы и декоративные кусты. И не удивительно, ведь этот монастырь — один из двух действующих женских монастырей в Метеорах.

К монастырю Св. Стефана легко подъехать: мост и подъездная дорога находятся здесь на одном уровне со скалой.

Время посещения и как добираться до Метеор

С автобусной экскурсией все шесть монастырей можно посетить в один день, но обычно программа организованной экскурсии включает три монастыря. Остальные можно увидеть и сфотографировать в самых разных ракурсах и на различной высоте, подъезжая и проезжая мимо по кольцу к другим монастырям.

Такую экскурсию можно купить в любой турфирме, и в этом случае вас не будет беспокоить вопрос, как добраться в Метеоры, а по дороге из своего отеля и обратно за несколько часов вы ещё увидите и добрый кусок Греции.

Из Салоников до Метеор можно добраться самостоятельно:

  • поездом (прямым и с пересадкой), расписание и цены на сайте www.trainose.gr/en/;
  • автобусом из автовокзала «Македония». 2 рейса в день (в 12:00 и 17:30) следуют через Трикалу, время в пути — 2 ч. 45 минут. Билет туда и обратно стоит 31 евро, в одну сторону — 19.7€. Узнать актуальное расписание и приобрести билеты можно на сайте перевозчика KTEL — www.ktel-trikala.gr;
  • на авто.

Что посмотреть в Салониках в первую очередь, читайте на этой странице.

Для тех, кому нужно будет добраться в Метеоры из Афин (350 км), тоже существует три способа:

Два ежедневных прямых рейса Афины – Каламбака с ж/д вокзала Larisis и несколько рейсов с пересадкой (Палеофарсалос). Время в пути — 4,5 часа. Актуальное расписание движения поездов смотрите на сайте ж/д дороги Греции — www.ktel-trikala.gr

Какие достопримечательности обязательно посмотреть в Афинах — смотрите здесь.

Из автовокзала Liosion до Каламбаки предусмотрено 4 рейса ежедневно. Время отправления: 7:00, 10:30, 15:30 и 18:00. Стоимость полного билета — 29€. Уточнить актуальное расписание и купить проездные билеты можно на ранее упомянутом сайте — www.ktel-trikala.gr.

Читайте также:
Автобус Барнаул — Бурла Как С Добром Добраться!

Трасса Е-75, время в дороге — 4 часа. Можно найти попутчиков заранее на Bla-Bla или иметь с собой кредитную карту, чтобы взять авто напрокат. Дороги в Греции замечательны. По пути можно заглянуть в приморский город Волос. чем он интересен смотрите на этой странице.

В монастыри Метеоры в Греции полураздетым из-за сильной жары не зайдешь: плечи и ноги должны быть закрыты. Поэтому шорты (как для мужчин, так и для женщин) неуместны. Лучшая женская одежда для такой экскурсии – длинная юбка с закрытой блузой или почти глухое платье.

Монастырь Апрель-Октябрь Ноябрь-Март Выходной
1 Великая Метеора (Преображения Господня) с 9:00 до 17:00 с 9:00 до 15:00 вторник/вторник и среда (по сезону)
2 Св. Николая с 9:00 до 15:30 с 9:00 до 16:00 пятница
3 Варлаама с 9:00 до16:00 с 9:00 до 15:00 пятница
4 Св. Русану с 9:00 до 16:00 с 9:00 до 14:00 среда
5 Св. Троицы с 9:00 до 17:00 с 10:00 до16:00 четверг
6 Св. Стефана с 9:00 до 13:30 и с 15:30 до 17:30 с 9:00 до 13:30 и с 15:00 до 17:00 понедельник

Многие туристы после однодневной организованной экскурсии в следующий раз возвращаются сюда уже в качестве паломников и проводят в Метеорах несколько дней, остановившись в одном из многочисленных кемпингов у подножья метеорских гор или гостиницах и гостевых домах Каламбаки. Дух одной из величайших православных святынь заразителен и не покидает многих до следующего посещения.

Как заказать отель поблизости, наличие мест в кемпингах, изменения в сезонном расписании посещения монастырей и в расписании движения транспорта, отзывы туристов и паломников — всё это и ещё много другой полезной и подробной информации о Метеорах в Греции найдёте на сайте турфирмы монастырского комплекса. Там же можно заказать экскурсию и прочесть местные новости.

Адрес экскурсбюро: 2 Patriarchou Dimitriou, Кастраки, Каламбака 422 00, Греция.

Все цены и расписания на странице указаны на ноябрь 2020.

Интересные факты
  1. До 20-х гг ХХ века к монастырям можно было подняться исключительно по лестницам — приставным или веревочным. Позже монахи стали использовать большие плетеные сети, которые предназначались для подъема грузов. Чтобы взобраться наверх требовалось не менее 30 минут времени. Сегодня путь к монастырям менее энергозатратный и более безопасный — в скалах есть ступеньки и дорожки.
  2. Самая высокая скала Метеор достигает 613 метров.
  3. Некоторые фрески в монастырских церквях не для слабонервных. На них изображены страдания и пытки мучеников: распятия, сожжения на кострах, обезглавливание и т. п.
  4. В одном из фильмов о Джеймсе Бонде присутствуют сцены, снятые в Монастыре Святой Троицы. Также некоторые действия в сериале «Хроники молодого Индианы Джонса» происходят на территории монастырей.

За много столетий это величественное место превратилось в духовный оазис для тысяч аскетов и паломников. Они приезжают сюда в поисках источника духовной силы и спокойствия. И у светских людей, обыкновенных туристов, впервые попавших в скальные монастыри Метеоры, первый взгляд на всё окружающее сначала порождает даже некоторое чувство страха. А затем размышления переносят наши мысли в бесконечные пространства и небесные миры.

Хотя бы один раз в жизни нужно побывать в этом месте.

Посмотрите информативное и красивое видео со съемкой из воздуха о монастырях Метеора в Греции.

Автор: Людмила Божинская

Обновлено: 24 Сен, 2021 Святая Гора Афон в Греции – небольшой полуостров, одно из…

Обновлено: 15 Дек, 2020 Небольшой и живописный остров Тасос (Греция) расположен на…

Обновлено: 13 Сен, 2020 Остров Эвия (Греция) – один из крупнейших в…

Обновлено: 20 Апр, 2021 Патры – столица Пелопоннеса, Западной Греции и Ионии,…

Метеоры, Греция. Часть 8

Метеоры, Греция – моя нержавеющая любовь

“Монастыри Метеоры, Греция” все предыдущие части

https://allisa-lisa.livejournal.com/1680.html – Метеоры, Греция (эйфория и восторг певого знакомства, которые так и не удалось повторить впоследствии) . Часть1
https://allisa-lisa.livejournal.com/8475.html – Метеоры, Греция, монастырь Великий Метеор. Часть 2
https://allisa-lisa.livejournal.com/10377.html – Греция, Метеоры, монастырь Святой Варлаам.Ч.3
https://allisa-lisa.livejournal.com/10611.html – Греция, Метеоры, монастырь Св. Варлаам. Ч.4
https://allisa-lisa.livejournal.com/10879.html – Греция, Метеоры, монастырь Св. Варлаам. Ч.5
https://allisa-lisa.livejournal.com/11351.html – Греция, Метеоры, монастырь Св. Варлаам. Ч.6
https://allisa-lisa.livejournal.com/11580.html – Греция, Метеоры, Каламбака, церковь Успения Пресвятой Богородицы – самая недооценённая церковь Метеор. Ч.7

В Метеорах, конечно, много чудес, но одно обстоятельство меня изумило особенно : ступени, ведущие в монастыри Метеоры прорубили только в 1922-1925 годах ! Тогда же были наведены и мосты между скалами. А до этого времени подняться в монастырь в большинстве случаев можно было только в верёвочной сетке.
Вот она, сетка с лебёдкой – основное средство связи с внешним миром в монастырях Метеор на протяжении более чем пяти столетий . Снаружи выглядит так.

Сетка монастыря Великий Метеор


Греция, Метеоры, монастырь Великий Метеор

Функционирует так (фотографии музея монастыря Святой Варлаам в Метеорах).


Монах монастыря Метеор готовится к спуску


Монахи монастыря Метеор крутят лебёдку, поднимая корзину

Подъём занимал более получаса . До нас дошли воспоминания некоторых известных пользователей этого транспортного средства. Настоятелю одного из русских монастырей, архимандриту Успенскому подъём в монастырь Метеор запомнился таким :

” Пока меня тянули к деревянной платформе, я оказался висящим вниз головой над пропастью. В ужасе сжав зубы, я едва не потерял сознание. Меня затащили в башню, развязали сеть и дали стакан воды. Выпив воду и немного оправившись от потрясения, я попросил настоятеля сразу же отвести меня в церковь. Там я упал на колени перед иконой Спасителя. Из глаз моих лились слезы, жаркие слезы благодарности Богу за спасение моей жизни, неестественным образом уподобившейся на время подъема жизни птицы небесной”

Читайте также:
Фотографии Латакии

В воспоминаниях английского лорда Р. Кэрзона (” Путешествие к святыням Восточного Средиземноморья”), посетившего Метеоры в 1833 г. , несколько больше слов и куража.

“Появление нашего эскорта (вооруженные турецкие бандиты, выполнявшие роль проводников) не обрадовало монаха, и мы начали опасаться, что он не допустит нас в монастырь. Но по прошествии довольно долгого времени он спустил вниз тонкий шнур, и я привязал к нему рекомендательное письмо, привезенное мной с Корфу. Подождав еще немного, мы увидели, как сверху спускается гораздо более толстая веревка с крюком на конце, к которому была привязана мощная сеть. Сеть опустилась на скалу, где мы стояли, и раскрылась. Двое моих слуг сели на нее. Концы сети были привязаны к крюку. После сигнала они начали медленно подниматься, крутясь и врашаясь, как баранья нога на крюке в мясной лавке. Веревка была ветхая, видно было, что ее во многих местах чинили, а высота от земли до вершины, как мы потом узнали, около 80 метров. Когда они достигли вершины, я увидел, как двое рослых монахов высунули из двери руки и втянули наших слуг к себе . Вся эта процедура показалась мне настолько опасной, что я твердо решил подниматься, взбираясь по приставным лестницам, привязанным к большим деревянным кольям в вертикальной поверхности скалы. Я быстро одолел первые три или четыре лестницы, но тут я весьма несвоевременно бросил взгляд вниз и обнаружил, что подо мной лежит невероятной глубины бездна, над которой я висел, как муха на стене. Голова у меня пошла кругом.Наверху монахи заметили мои колебания и начали подбадривать меня, призывая набраться мужества и продолжать путь. Усилием воли я преодолел головокружение и добрался до маленькой железной двери, через которую и вполз во двор монастыря, где меня приветствовала братия и двое слуг, поднятых сюда с помощью сети. “

Спуститься оказалось не намного легче. Цитата, конечно, длинная, но уж очень красноречивая.

“Я прошел в комнату, где была лебедка, залез в сеть, и меня вытащили наружу и стали спускать. Спускали они меня плохо, всю дорогу разговаривая и переругиваясь друг с другом. Если бы я не защищался руками и ногами от ударов о выступы скалы, мне пришлось бы худо. К тому же внизу мои турецкие проводники, решили выразить радость по поводу моего возвращения весьма своеобразным способом: они поставили ружья себе на колени и открыли беспорядочную стрельбу, нимало не заботясь о том, куда направлены их стволы, сплошь заряженные боевыми патронами. Пули шмякались о скалу совсем близко от меня. Я спустился в облако дыма, и тут меня радостно, с резким приветственным гомоном, подхватили эти разбойники и стали вызволять из сети”.

Многие монахи поднимались только один раз и оставались в монастырях Метеор навсегда.


Приставные лестницы в монастырях Метеор сохранились до сих пор

Также до сих пор используются канатные подъёмные механизмы, которыми пользовались в монастырях Метеор сотни лет назад.


Греция, Метеоры, монастырь Св.Варлаам

А транспортные средства слегка усовершенствовали.


Канатная дорога между монастырями Метеор, Греция

*****
Понятно, что возможность полностью контролировать доступ в монастыри с точки зрения выживания во враждебном окружении – бесценна. Но и это не всегда спасало Метеоры.
За периодом расцвета, начавшегося в XVI в. после того, как Великой Метеоре были предоставлены привилегии и автономия по образцу афонской Лавры, наступила черная полоса. В 1609 и 1616 гг. Метеоры разграбили и подожгли турки. В 1809 г. в регионе вспыхнуло восстание против турецкого правителя Янины Али-Паши . Монахи Метеор не могли сохранять нейтралитет. Мстя за помощь восставшим, турецкие пушки стерли с лица земли монастырь Святого Димитрия и обстреляли другие монастыри Метеоры на относительно низких скалах.
В XIX и начале XX вв. монастыри начали оправляться от притеснений турок. Но Вторая мировая чуть не уничтожила Метеоры полностью. Почти все монастыри были разграблены. Фашисты даже пытались поднять свой флаг над Метеорами, но это им не удалось.

Судя по картине, висящая рядом с иконами в монастыре Великий Метеор, всё происходило примерно следующим образом )))


Монастырь Великий Метеор. Наглядная агитация. Скорее трогательная, чем информативная ))

После войны был отреставрирован только монастырь Великий Метеор. Но! В нём была устроена гостиница для туристов! Остальные здания ветшали, монастырь почти прекратил свое существование. И лишь в 1960-е церковь нашла средства и людей, вдохнувших в монастырь новую жизнь.. Примерно в это же время Метеоры были включены в список ЮНЕСКО и к ним была проложена хорошая дорога. И процесс пошёл. Туристы потянулись в монастыри Метеоры.
В настоящее время Метеоры посещают сотни тысяч туристов в год. Понятно, что полностью отрешиться в монастырях от мирской суеты теперь невозможно. По этой причине многие общины уходят из монастырей Метеор обратно, на Афон. Остающиеся в Метеорах расценивают свою жизнь “на миру” как своего рода миссионерство. В качестве объяснения часто цитируют одного из монахов монастыря Великий Метеор : ” Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, но если мы уйдем отсюда, местные жители устроят в монастырях Метеор гостиницы, как уже было после Второй мировой войны, или Министерство культуры превратит Метеоры в нелепый аттракцион для туристов. Тогда наши святые будут преданы забвению, и люди уже не будут поклоняться здесь, в Метеорах, Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение. Мы должны сделать все, что в наших силах“.

Читайте также:
Фотографии Атлантического океана

Помимо туристов, на скалах Метеор постоянно присутствуют скалолазы. Cкалолазанье для жителей близлежащих деревень, в общем, свой, “домашний” вид спорта . В Метеорах проложено около 700 скалолазных маршрутов, работает несколько специализированных школ , проходят международные соревнования. На сегодняшний день скалолазы могут свободно посещать все скалы Метеор за исключением шести башен, на которых размещаются действующие монастыри.


Метеоры. Греция. Альпинисты на скалах


В Метеорах альпинисты массово пользуются правом лазить по всем скалам кроме тех, на которых расположены монастыри

Монахи Метеор вроде бы против скалолазов ничего особо не имеют, полагая, наверное, что у каждого свой способ “дотянуться до небес”. К тому же, кто как не альпинисты способен оценить мужество и стойкость первых монахов, поднявшихся на скалы Метеор без альпинистского снаряжения. Но вот, когда в 1981 году в Метеорах, около монастыря Святой Троицы решили снять один из эпизодов Бонда ( «For Your Eyes Only») , монахи отказались каким-либо образом участвовать в съёмках аморального, по их мнению, голливудского боевика и закрыли ворота. Хотя съёмки и были согласованы с Министерством культуры Греции. Съемочной группе пришлось возводить декорации чуть в стороне и проводить съемки там. Но Метеоры в этом фильме (несмотря на некоторую спорность декларируемых моральных принципов ) совершенно прекрасны ). Может, это заслуга высокооплачеваемых фотографов и операторов – ну а, может, и без спецэффектов не обошлось)) Но красиво очень! Да и мощный рекламный эффект (который создатели бондианы не планировали, но который, несомненно, имел место) лишним для Метеор не был.


Метеоры, Греция, монастырь Св. Николай в фильме «For Your Eyes Only»

Метеоры, Греция, монастырь Русану в фильме «For Your Eyes Only»

К слову, в одном из монастырей Метеор висит фотография, ничуть “бондовским” не уступающая, а то и превосходящая. И к спецэффектам прибегать не понадобились.


Старик и море(с) Монах и небо. Метеоры, Греция.

До четырёх-пяти часов, пока не уедут автобусы с туристами, в Метеорах
довольно многолюдно и сУетно. Вереницы автобусов на обочинах, очереди в монастыри Метеор и в расположенные поблизости лавочки, торгующие водой, мороженным , сувенирами и т.п. На смотровых площадках стихийно возникают очереди из желающих сделать фото “Шедевр и Я”. Где-то после пяти эскурсионные автобусы из Метеор уезжают, увозя толпы однодневных туристов и освобождая места на парковках, и любоваться Метеорами становится значительно легче и приятней. Правда, вечерами специально, чтобы полюбоваться заходом солнца, в Метеоры тоже приезжает довольно много народу (но людей в сотни раз меньше) . Оно и понятно – закат в Метеорах хорош несказанно.


Греция, Метеоры, монастырь Св. Варлаам на закате


На скалы Метеор ложатся первые вечерние тени


Метеоры, Греция. Беспечный фотограф в поисках удачного кадра.


Греция, Метеоры, монастырь Русану , последние лучи


Греция, Метеоры, монастырь Святой троицы


Каламбака. Метеоры, Греция

Посетители занимают места на смотровых площадках

В некоторых местах – аншлаг. Ну да, в тесноте, да не в обиде – красоты хватает на всех.

Популярность всегда идёт рука об руку с некоторой попсовостью – свадебная фотосессия в Метеорах.


Дабы молодожёны лучше вписались в панораму Метеор, изобретательный помощник фотографа перенаправляет зеркалом лучи заходящего солнца )))

А вот и занавес – почти стемнело. Сейчас жалею, что мы не догадались немного задержаться и дождаться, пока в окнах монастырей зажгут свет.

Это восхитило уже позже, на увиденных чужих фотографиях. Ну, дай Бог, не в последний раз!

*****
Летнее и зимнее время работы монастырей Метеор и схема их расположения (позаимствовано у рекламирующего себя таким полезным образом отеля)

Продолжение, Метеоры , церковь Успения Пресвятой Богородицы

Михайловский замок в Санкт-Петербурге – дворец императора Павла I

Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Мойки

Летний дворец Елизаветы Петровны

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах. Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение Царскому Селу. Дворец постепенно ветшал. Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Худ. Л.Ф. Бонштедт (по рисунку М. И. Махаева, 1753), 1847

Читайте также:
Укладывайте вещи слоями

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена». Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Облик Михайловского замка

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Фонтанки и Главный фасад Внутренний двор

Все фасады Михайловского замка разные. По преданию, красноватый цвет, в который выкрашены стены, выбран неслучайно. На одном из балов фрейлина, будущая фаворитка Анна Гагарина (Лопухина) выронила перчатку такого цвета, император поднял ее и, восхитившись колером, отправил составителю красок для образца. Кстати сказать, многие петербуржцы стали красить свои дома в такой же цвет. По другой версии, это цвет Мальтийского ордена (Павел был Великим магистром Мальтийского ордена, подробнее об этом можно прочитать в посте Приоратский дворец в Гатчине: землебитный замок для Великого магистра Мальтийского ордена).

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны. Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Воскресенские ворота Макет Михайловского замка

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому. Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.».

Михайловский замок и памятник Петру I

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади, если смотреть на неё под определенным углом, немного напоминает человеческую. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Читайте также:
Фото острова Суматра (59 фото)

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Сырость в Михайловском замке. Гибель императора Павла

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Зал Антиков императрицы Марии Федоровны Галерея Рафаэля Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны Бывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла I Парадная спальня императрицы Марии Федоровны Галерея Лаокоона Лестница на 1 этаж Овальный зал Мраморная галерея Коридор Один из залов Один из залов. Декор потолка Один из залов Один из залов Один из залов Бывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.

Легенды Михайловского замка . Часть 1.

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом. Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта. С момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. Удивление вызывает буквально всё – и необычный для Петербурга средневековый облик здания, и не превычный цвет фасада, и таинственная жизнь его владельца – самого мистического императора Павла I.

Легенда № 1 связана с убийством монарха о неупокоенном призраке Михайловского замка, якобы каждую ночь по залам и коридорам до сих бродит призрак убитого императора. Его множество раз замечали солдаты охраны, и даже имеется фамилия реального очевидца – разводящего ефрейтора Лямина. Да и простые прохожие иногда замечали в окнах замка зыбкую светящуюся фигуру.

Но наибольшей популярностью жуткие рассказы о призраке императора пользовались у кадетов Николаевского Инженерного училища, которое располагалось в его стенах в XIX-м веке. Выдумками о призраке кадеты старших курсов запугивали младших товарищей. Те подрастали и начинали стращать уже других малышей. В рассказе Николая Лескова под названием «Привидение в Инженерном замке» описаны не только кадетские страхи, но и дедовщина, царившая в училище.

Изначально на месте на берегу двух рек Мойки и Фонтанки,облюбовала ещё Екатерина I . Начатое строительство было закончено уже в царствование Анны Иоановны. Следующая царица Елезавета Петровна, велит разрушить дворец и на этом месте возвести новый Летний дворец. Дворец был построен итальянцем Б. Ф. Растрелли в в 1744 году. С течением времени Елизавета стала бывать здесь реже, предпочитая находиться в Царском Селе. По случаю восшествия на престол Екатерина II избрала дворец для официальных поздравлений, в 1754 в нём появился на свет будущий император Павел.

Читайте также:
Фотографии полуострова Юкатан

Годом начала строительства Михайловского дворца является 1797 (год вступления на царствование Павла). Летний дворец был разрушен и на его месте началось грандиозное и очень поспешное строительство. Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Закладка первого камня состоялась 26 февраля в обстановке торжества и праздника. Темпы строительства поражают: дворец был возведен за четыре года. В постройке принимали участие свыше шести тысяч человек различных профессий, трудившихся круглые сутки без выходных.

Наброски будущего проекта монарх сделал лично (своя резиденция была мечтой всей жизни Павла, поэтому различных вариантов проекта к моменту начала строительства накопилось свыше десяти штук). Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность.

Для устранения проблемы нехватки материалов в процессе строительства пришлось разобрать галереи дворца в Пелле, а также забрать мрамор и камень, которые должны были пойти на возведение Исаковского собора.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним.

Легенда № 2. Однажды в этом дворце был прекрасный бал, во время которого придворная фрейлина и будущая фаворитка императора Анна Лопухина обронила перчатку. Павел бросился выполнять свой рыцарский долг – поднимать перчатку прекрасной дамы. Он поднял перчатку, и вдруг обратил внимание на её странный, необычный, розовато-оранжевый цвет…

Для того времени это был вызов обществу и моде, ведь приличные дамы носили тогда исключительно белые перчатки. Император на мгновение задумался, а потом тут же отправил диковинную перчатку придворному архитектору Бренне в качестве образца колора внешних стен дворца.

Вот так, благодаря необычному цвету перчатки фаворитки императора Анны Лопухиной, фасады Михайловского замка и приобрели столь непривычный и нетрадиционный для Петербурга яркий окрас.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции.

Желанием царя и было сделать дворец, пригодный для проведения встреч мальтийских рыцарей. Именно поэтому проект имел вид средневекового замка.
Проводя еще одну аналогию со средневековым методом постройки, в первоначальном виде дворец был окружен водой – реками Фонтанкой и Мойкой, а также Вознесенским и Церковным каналами. Перейти через ров можно было только по мостам, ведущим на остров.

Легенда № 3 . Гласит, что будто бы однажды, пребывая в унылом расположении духа и меланхолическом раздумье, Павел очень грустно проговорил окружающим: «Я бы хотел умереть там, где родился…»… Став императором, он распорядился построить на месте своего рождения личную крепость, обнесённую рвами с водой. Эти рвы до нашего времени сохранились только лишь частично у главных входных Воскресенских ворот Михайловского дворца. Но ни рвы, ни высокие стены, ни охрана не уберегли императора Павла I от гибели в этом своём новом замке. Он прожил тут всего 40 дней. Так что Павел I , действительно, умер на том же месте, где и родился…

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Легенда № 4 . Вот уже более двух столетий в Северной Столице бытует легенда, связанная с появлением Михайловского замка и с его названием. Якобы, у Летнего дворца стоял на страже часовой и однажды в полночь к нему явился ангел, который повелел передать императору, что старый Летний дворец следует разобрать, на его месте воздвигнуть новый и назвать его именем архангела Михаила. Солдат в точности передал Павлу I это небесное поручение, на что император сказал: «Я знаю. Воля его будет исполнена».

Читайте также:
Самые солнечные российские города

За день до рассказа солдата, у дверей своего кабинета, Павел заметил неизвестного старика в монашеской рясе. Старик преградив дорогу императору: «Супруга твоя, родит тебе сына, которого ты наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения и помни слова мои – ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ». – Сказав, старик тут же исчез. Вот почему о видении, явившемся солдату на посту, в ответ на рассказ часового, Павел ответил: «Я знаю. Воля его будет исполнена».

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Михайловский замок в Петербурге — лайфхаки и советы

Михайловский замок является одним из самых загадочных строений Петербурга. История его строительства в 1797—1801 годах так же, как и существование здания после смерти императора Павла I, овеяно самыми разными мифами и легендами.

Бывший императорский дворец, возведённый на рубеже XVIII—XIX веков в стиле романтического классицизма как “замок на воде” по заказу императора Павла I, стал местом его гибели. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.

Добро пожаловать в Михайловский замок!

Как добраться до Михайловского замка

Михайловский замок расположен в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая улица, 2. Добраться до музея легко и просто — в этом вам поможет доблестный петербургский метрополитен. Выйдя на одной из станций — “Гостиный двор” или “Невский проспект” лёгким прогулочным шагом вы дойдёте до музея за 15 минут.

Если позволит погода, то от прогулки вы получите исключительное наслаждение, ведь вам придётся пройти мимо чудесных скверов — Михайловский и Инженерный, а также Михайловского сада.

Посещение замка — режим работы и билеты

Михайловский замок является филиалом Государственного Русского музея, который обладает крупнейшим собранием русского искусства в мире. Замок работает по такому графику: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг с 13:00 до 21:00. Вторник — выходной день.

Учтите, кассы закрываются на полчаса раньше. Возможен бесплатный вход без очереди для туристов, купивших “Карту гостя Санкт-Петербурга”. Обратите внимание, что выгоднее покупать комплексный билет для посещения Русского музея, Мраморного и Строгановского дворца, Михайловского Замка. Фотосъёмка, как и везде в музеях, платная.

Бесплатный вход в Михайловский замок

Правом бесплатного посещения Михайловского замка (Русского музея) при предъявлении соответствующего удостоверения пользуются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные кавалеры ордена Славы;
  • лица, не достигшие 16-летнего возраста (вне зависимости от гражданства);
  • многодетные семьи;
  • участники и инвалиды ВОВ;
  • люди, награждённые медалью “За оборону Ленинграда”, а также жители блокадного Ленинграда;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие срочной военной службы;
  • курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России;
  • воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
  • инвалиды 1 и 2 групп с одним сопровождающим лицом;
  • учащиеся художественных школ и художественных средних специальных учебных заведений РФ;
  • студенты дневного отделения факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности и прочих творческих факультетов высших учебных заведений РФ;
  • члены Союза художников России; члены Союза фотохудожников России; члены Союза архитекторов России; члены Союза дизайнеров России; члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ); члены МОО “Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области”;
  • сотрудники государственных музеев;
  • гиды-переводчики, сопровождающие группы иностранных туристов по договорам; лица, сопровождающие детские группы (два человека на группу).

Обращаем ваше внимание, что 18-е число каждого месяца является днём бесплатного посещения музея следующими категориями граждан: лицами, не достигшими 18 лет и лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным программам.

Совет перед посещением замка

Прежде чем прийти в этот музей, рекомендуем хоть немного подковать себя теорией. Её можно почерпнуть из буклетов, проспектов, обзорных фильмов о Павле I, но лучше, конечно, книга. После того, как информация у вас немного уляжется, вы сможете её освежить новыми впечатлениями от посещения этого замечательного музея.

  • Также можете воспользоваться аудиогидом по Михалайловскому замку в Санкт-Петербурге.
  • Ещё есть интересная информация о тайнах и легендах Михайловского замка в публикации: Петербургские легенды и мифы — 10 таинственных пространств и событий в Северной столице.

Экскурсия или самостоятельный поход

Конечно, в выборе каждого ответа есть свои плюсы, которые мы сейчас и обсудим. Экскурсия позволит провести время с максимальной для себя пользой. Опытный экскурсовод интересно и с толком посвятит вас в тайны этого строения, расскажет историю постройки, а также поведает о некоторых мифах и легендах связанных с замком.

В пользу экскурсии говорит ещё и тот факт, что “вольным” посетителям весьма ограничен простор для изучения. Есть такие залы и комнаты, куда можно пройти исключительно в составе экскурсионной группы. Вечером в четверг можно попасть на экскурсию, посвящённую истории покушения на Павла I.

  • Совет: бронируйте экскурсию заранее, так как места в экскурсионной группе ограничены. Сама экскурсия занимает около 2-х часов.
Читайте также:
Фото Рейкьявика (307 фото)

Самостоятельный поход выгоден тем, кто не любит торопиться, а вдумчиво рассматривает каждый экспонат выставки. В музее все экспонаты подробно описаны в прикреплённых рядом табличках, поэтому информацию об увиденном вы получите достаточно исчерпывающую. Перед обходом, вы можете просмотреть пару коротких фильмов прямо в музейном кинотеатре на первом, а уже после “окунуться в историю”.

Явным недостатком самостоятельного изучения, как уже мы говорили выше, является ограничение для посещения залов, в отличии от групповой экскурсии. Ещё один момент, который туристов порой ставит в тупик — это недостаток указателей, а поскольку планировка нелинейная, не всегда бывает просто найти нужный зал и какие-то интересные вещи можно случайно пропустить.

Впечатления от посещения Михайловского замка

Впечатления, конечно, самые необыкновенные. Начиная с прогулки по набережной Фонтанки от Аничкова моста на Невском проспекте (с конями Клодта) в сторону Невы, вы настраиваетесь на позитивную волну. Очень красивые виды для фотосессий. После посещения замка рекомендуем прогуляться по Летнему саду или посетить Марсово поле — там чудесно!

Со словом — “замок” у людей возникает ассоциация с некоторой отстранённостью от большого города и интенсивного движения. Посещение Михайловского замка превосходит все ожидания: в отличие от переполненного народом Эрмитажа, здесь вы сможете насладиться полным спокойствием.

В Замке нет и намёка на эмоциональную перегрузку от ярких красок и блестящих экспонатов. Есть достаточно много виртуальных табло, которые рассказывают о конкретном произведении, а также невероятно любезный персонал музея, который охотно поможет вам разобраться, если у вас возникнут какие-то вопросы.

Основная экспозиция музея посвящена царской семье и императорам династии Романовых. Картины выполнены в полный человеческий рост, от чего просто захватывает дух. Также имеется зал с портретами государственных деятелей и военачальников, писателей, художников, композиторов.

Самое интересное в посещении было пройти по боковой лестнице в опочивальню Павла, как и заговорщики, посмотреть из окна на Марсово поле и постоять в домовой церкви.

Запутанные лестничные ходы приведут в зал Антиков на первый этаж, где стоят подлинники скульптур из Летнего сада. В любое время года из окон Большого Столового зала открывается прекрасный вид на Летний сад.

Вообще, территория очень красивая. Любителям фотографии можно будет насладиться своим хобби после посещения замка в Летнем Саду или на Марсовом поле. После окончания групповой или самостоятельной экскурсии, настоятельно рекомендуем заглянуть в книжный киоск на первом этаже. Там каждый сможет найти что-то для души об императоре Павле І и этом удивительном замке.

Михайловский замок

Михайловский замок -одно из самых загадочных и таинственных сооружений Санкт-Петербурга, окруженный массой легенд и мистификаций с первого дня своего основания. В само название «замок» изначально было заложено его отличие от остальных сооружений города — дворцов и поместий.

Место, где расположен замок, непостижимым образом связано как с рождением императора Павла I, так и с его трагическим убийством: здесь он появился на свет и здесь закончилась его жизнь.

Когда-то на месте замка стоял деревянный Летний дворец, владение императрицы Елизаветы Петровны, некогда роскошный, но со временем порядком обветшалый.

Задолго до своего восшествия на престол Павел I лелеял мечты о постройке своего собственного, отличного от других дворца и рассматривал несколько подходящих мест, одним из которых была Гатчина. Долгие 12 лет вместе с привлеченными архитекторами он самолично принимал участие в создании проекта. Архитекторы Баженов, Бренны, Виолье использовали эскизы будущего императора в создании общего плана и планировки замка, набросанные и подсмотренные им в заграничном путешествии.

Осуществление своего замысла Павел Петрович мог начать лишь после смерти своей матери, императрицы Екатерины II, т. е. в ноябре 1796 года. Не затягивая со своим желанием, он сразу же отдает приказание разобрать Летний дворец и уже в феврале 1797 года в фундамент был заложен первый камень неприступного дворца — замка.

Строительство парадной императорской резиденции велось под руководством архитектора Бренны, который переделал первоначальный проект и создал художественную отделку его интерьеров.

Павел очень спешил, ему хотелось как можно быстрее увидеть свою мечту воплощенной, поэтому работы по строительству сооружения не прекращались даже ночью. На площадках, освещенных сотнями костров не останавливаясь трудились около шести тысяч рабочих. Критически не хватало строительного материала и тогда Павел отдает распоряжение использовать мрамор и гранит со строительной площадки Исаакиевского собора.

Спустя не полных три года, 8 ноября 1800 года в день Святого Архангела Михаила, которого император считал своим покровителем, огромный замок необычной формы был освящен, но окончательные работы были закончены спустя полгода. Теперь понятно, откуда появилось название — Михайловский замок, но в документах 18 века он именовался не иначе как «дворец Святого Михаила». (фото из интернета)

Как и положено замкам, величественный Михайловский замок выглядел не приступным, он возвышался на острове, с севера и востока ограниченный водами рек Мойки и Фонтанки.

С западной и южной сторон были специально прорыты каналы — Воскресенский и Южный.

Присутствовала и соответствующая система защитных фортификационных сооружений — подъемные мосты, глубокие каналы, пушки, усиленный гарнизон.

Читайте также:
Автобус Барнаул — Бурла Как С Добром Добраться!

Вокруг замка была возведена стена, а у главного входа император распорядился установить памятник Петру I, с надписью: «Прадеду правнук». Статуя была создана по проекту Растрелли еще при жизни великого русского императора, но в виду одной детали бронзовый памятник пылился в хранилищах.

Левая передняя нога лошади, на которой восседает Петр вовсе и не лошадиная, а человеческая. Что хотел донести до потомков великий мастер, нам уже никогда не узнать.

Внутренние покои замка были отделаны роскошно, но для жизни он был мало приспособлен — множество лестничных проемов и коридоров, плохо сделанная теплоизоляция, сквозняки и даже туман, сырость. Но все это мелочи, главное — Павел I, император всея Руси был доволен, он не мог нарадоваться на свое детище, проводил во дворце много времени и желал сделать не Зимний дворец, а именно Михайловский замок своей основной резиденцией.

ОТКРЫТИЕ ПАРАДНЫХ ЗАЛОВ МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА

19 мая в Михайловском замке Русского музея были открыты четыре зала – Воскресенский, Тронный, Галерея Арабесок, апартаменты камер-фрейлины Протасовой.

Эти помещения открывают парадную анфиладу дворца.

Как известно, Павел I прожил в замке совсем недолго – 40 дней. После его смерти царская семья навсегда покинула стены дворца. Роскошная императорская резиденция и самая дорогая постройка в России XVIII века стала казенным учреждением.

В Михайловском замке располагались различные государственные организации и квартиры. Так, здесь жили и работали: архитектор Ч. Камерон, скульптор К. Альбани, балетмейстер Дидло, генерал-инженер П.К. Сухтелен и другие.

Для превращения огромных дворцовых залов в квартиры ставились перегородки, возникали антресольные этажи, лестницы.

В 1822 году здание было передано Инженерному ведомству для размещения в нем Инженерного училища. В это время замок получил свое второе название – ИНЖЕНЕРНЫЙ.

Выпускниками училища стали люди, прославившие Россию.

Училище просуществовало до 1917 года.

После революции традиция была продолжена – замок представлял собой «коммунальную квартиру» из разных учреждений.

В 1951 году, бывшие парадные залы императора Павла I были переданы Центральной военно-морской библиотеке для размещения книжных фондов.

В Воскресенском зале располагался трехъярусный помост с книжными полками.

Здание было передано Государственному Русскому музею 9 марта 1994 года.

Библиотека освободила помещения только в 2018 году, после чего начались проектные работы и реставрация.

Таким образом в течение двух столетий никто никогда не видел истинного облика парадных залов и такая возможность открылась только сейчас.

О том как выглядели интерьеры замка известно немногое. Восстановление осуществлено по оставшимся фрагментам и немногим известным документам. Частично восстановлен облик 18 века, частично 19 века.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЗАЛ

первый в парадной анфиладе Михайловского замка. Зал получил свое название от Воскресенских ворот над которыми располагался. Огромное по размерам, двусветное помещение по проекту архитектора В. Бренны предназначалось для проведения балов и официальных приемов.

Единственный раз 2 февраля 1801 года здесь состоялся бал-маскарад по случаю переезда в новую резиденцию императорской семьи.

В начале ХХ века зал использовался для строевых занятий юнкеров, а в 1950-е годы стал «физкультурным» для курсантов училища им. Ф.Э. Дзержинского, факультеты которого размещались в это время в Инженерном замке.

В зале восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, воссозданы камины, возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранящиеся в ГРМ. Две картины Дж.-А. Аткинсона, принадлежащие Третьяковской галерее, пройдут реставрацию и займут свои места в Воскресенском зале. Сейчас их заменяют специально подготовленные воспроизведения.

Восстановлен плафон времени размещения в замке Инженерного училища.

ТРОННЫЙ ЗАЛ

В Тронном зале воссозданы бархатное убранство стен и печь, облицованная мрамором. Отреставрированы плафоны, книжные шкафы и люстра 19 века.

Планируется исполнить точную копию трона императора Павла I.

ГАЛЕРЕЯ АРАБЕСОК

В Галереи произведена первая очередь восстановительных работ – очистка, реставрация барельефов, резьба дверей.

Ведутся проектно-изыскательские работы по воссозданию позолоты и настенных росписей.

В настоящее время зал украшает скульптура, перенесенная во дворец из Летнего сада. Несколько слов по поводу скульптуры: глядя на статуи всегда удивлялась отсутствию полировки на мраморе и его «шершавости». Выяснилось (спасибо за информацию Наталье Шкуренок), что почти 100 лет скульптура в саду не закрывалась на зиму. Весной ее очищали металлическими щетками. Образно говоря «сдирали кожу».

Скульптура органично вписалась в залы дворца.

АПАРТАМЕНТЫ КАМЕР-ФРЕЙЛИНЫ ПРОТАСОВОЙ

Анна Степановна Протасова (1745-1826), родственница братьев Орловых, «дама приятная во всех отношениях», занимала должность камер-фрейлины при дворе Екатерины II. Пользовалась неизменным расположением государыни, затем императоров Павла I и Александра I. Во времена Павла I проживала в апартаментах Михайловского замка.

В настоящее время в этих залах размещен постоянный раздел экспозиции, посвященный династии Романовых и истории Михайловского замка.

«Галерея портретов Высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею (в аутентичных рамах), повторяет идею когда-то задуманную Николаем I и воплощенную в галерее Зимнего дворца. Похоже, что в Михайловском замке выставлены картины, когда-то входившие в собрание «Романовской галереи».

В планах музея в ближайшие годы, если позволит ситуация, привести в порядок Михайловский замок полностью. Первой на очереди стоит спальня Павла I, где произошли трагические события 11 марта 1801 года.

Проект восстановления осуществлен при поддержке Благотворительного фонда «Система».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: