Фотографии Каракаса

Фотографии Каракаса

Венесуэла. Каракас. Фото Венесуэлы и Каракаса. Впечатлением вдогонку.
Страна Венесуэла – благословенная страна на севере Южной Америки, почти рай…. Природа наградила эту местность всем самым лучшим, о чем только может мечтать человек. Круглый год в Венесуэле отличная погода: с апреля по октябрь сезон дождей (которых в последнее время стало мало) при температуре около 27-30 °С, в остальное время (зима) солнце при температуре 30-35 °С, умеренно влажно.

Температура воды в Карибском море около 27 °С круглый год. Море в основном спокойное. В год вырастает три урожая, растет все. Рельеф местности: от равнин до гор. Горы, правда, небольшие, без снега. В глубине Венесуэлы равнина с рекой Ориноко и джунглями, а за ней снова плоскогорье, на котором практически нет населения. Смотрим фото Венесуэлы и Каракаса.
В бассейне реки Ориноко огромные залежи нефти отменного качества. Месторождения национализированы и нефтепродукты являются основным источником дохода государства. Стоимость бензина (со слов местного водителя) около 1 доллара США за 10 л (по рыночному курсу доллара). А стоимость бутылки обычной воды (1,5 л) в гостинице около 4 долларов США (27 боливаров с НДС), а в магазине 1 доллар.

Страна Венесуэла строит социализм под руководством «заметного» политика Уго Чавеса. Отношение к нему у населения неоднозначное, как впрочем, и к строительству социализма. Местное население никогда не отличалось большим трудолюбием, уровень жизни в стране невысокий, бедность соседствует с богатством. На фото Венесуэла и Каракас.
Основная часть венесуэльцев (смесь индейцев, испанцев и негров), как сказал опять же местный водитель, «ворует потихоньку». Но «потихоньку» даже по нашим российским представлениям выглядит чрезмерно. В столице Каракасе везде в глаза сразу бросаются металлические решетки: на дверях, окнах, балконах. Все заборы имеют защиту от нежелательного проникновения: колючая проволока, зацементированные осколки стекла и «розочки» от бутылок, заостренные штыри, а если есть деньги – то провода под напряжением.

Практически вот так везде в центре Каракаса на всех окнах жилых домов установлены решеточки. Мало ли что.

Белые люди (гринго) – всегда были врагами. Поэтому ограбить гринго – это дело чести для любой местной шпаны. А если учесть большое количество оружия на руках у населения, то вооруженное нападение – наиболее простой и распространенный способ грабежа. И стреляют, и не стесняются… Особенно в пригороде, который напоминает бразильские фавеллы: налепленные друг на друге домики на склонах гор. Прекрасный получится отдых в Венесуэле.

Эти домики на фото – центр Каракаса. Вот такой контраст.

Фото Каракас. Венесуэла. Где живут в Каракасе, там и свалка рядом. Мусор выбрасывать в специально отведенные места не принято.

Здесь свой мир, свои законы. Чужие здесь не ходят. Да и исторически венесуэльская земля изначально была государством лихих людей: вспомните столицу пиратов на Карибском море – Тортугу. Это где-то здесь было.
Вывод: белым передвигаться по городу только группами и только в автомобиле. Хотя при наличии денег и в Венесуэле можно неплохо отдохнуть. Венесуэла неплохая страна для отдыха. Для веселья есть все: ночные клубы, ром, секс. Хотя симпатичных девочек (по европейским понятиям) почти не видно. Может тоже все только в личных машинах ездят, не зря же мисс мира частенько из Венесуэлы выбирают.

Был в Каракасе во второй половине марта по работе и было не до исторических достопримечательностей (говорят, что их и не много)… Жили в главной гостинице города – “Гран Мелиа Каракас”. Номера уровня от 3-х до 5-ти звезд и только здесь есть президентский номер (при нас жил Лукашенко, а неделей позже – Путин). Можете себе представить, что представляют собой остальные отели Каракаса.

Отель в столице Венесуэлы в Каракасе “Гран Мелиа Каракас”.

В целом действительно уютные и солидные номера в стиле колониальных времен. Только окна снаружи грязные, лифты постоянно ломаются, кондиционер в номере слишком шумный, в ванне-джакузи из смесителя вода течет сразу со всех выпускных дыр, все навесные элементы в ванной комнате висят на «соплях» – дюбеля повылезали из стен и никому до этого нет дела. Обслуживание нормальное, но только в основном на испанском языке.

Фото Каракаса. Вид из отеля.

Стоимость двухместного номера на одного человека около 300 долларов США в сутки, но в неё входит стоимость трехразового шведского стола. При этом выбор блюд огромный, а качество – отменное. На питание грех жаловаться (за такие-то деньги). По воскресеньям в обед даже устрицы были в неограниченном количестве под «живую» музыку. Но, как говорят те, кто жил в этой гостинице четыре года назад, раньше было лучше (к устрицам бесплатно шампанское наливали и выбор блюд был еще больше). У гостиницы есть свой хороший большой бассейн, есть тренажерный зал, большая джакузи, сауна и баня. Массаж в бане за плату (300 боливаров).

Одна из главных улиц столицы Венесуэлы Каракаса.

Кстати о долларах. Доллары как средство оплаты в Венесуэле не принимают. Их необходимо менять на боливары. Но есть проблема. Официальный курс при обмене в банках: за 1 доллар США – 2,6 боливара, а неофициальный – до 6,6 боливара у частников-менял. Но это незаконная операция и она, соответственно, уголовно наказуема. Хотя органы на это смотрят сквозь пальцы… Делайте выбор.
Из Москвы до Каракаса и обратно летели рейсами «Люфтганзы» с пересадкой во Франкфурте. Общее время перелета около 16 часов. Разница во времени Москвы и Каракаса в марте – 7,5 часа. Акклиматизация после перелета – серьезная проблема. При вылете из Венесуэлы в аэропорту необходимо заплатить специальный сбор в сумме 162 боливара. Если боливаров нет, то у касс бродят менялы, меняют доллары.
В качестве подарков из Венесуэлы особо везти нечего. Изделия местных промыслов ручной работы слишком аляповаты и безвкусны. Считается, что в Венесуэле хороший ром и кофе. Килограмм арабики в зернах обжаренный примерно 120 боливаров, бутылка 0,7 нормального рома от 80 боливаров. Но кофе в основном уже молотый, хотя можно найти и в зернах (трудно). Вывозить ром можно только купив его заранее и уложив в багаж. Ром, купленный в «Дьюти фри» в аэропорту Каракаса, при пересадке во Франкфурте изымут немецкие педанты. Уговорить их невозможно. Кофе, особенно молотый, при досмотре (просвете) в аэропорту Каракаса принимают за наркотик и могут вызвать и приказать открыть багаж на визуальный осмотр. Раньше протыкали сумки и чемоданы специальными спицами, взламывали замки…

Читайте также:
Сколько лететь до Вьетнама из Тюмени

Пляжи Карибского моря. Фото.

Песок на пляжах Карибского моря не далеко от Каракаса.

Был один день отдыха в воскресенье, ездили на море. Нормальные чистые пляжи километрах в 150-200 от Каракаса. Мы туда не доехали. Были на платном пляже слева от аэропорта на территории воинской части, километров 70 от Каракаса. Я не любитель пляжного отдыха, поэтому ничего хорошего сказать не могу. Песок серый, мелкий и грязный. На берегу он перемешан со всевозможным мусором, а в воде его со дна поднимала приличная волна. В разрешенной зоне плавания видимость в воде была нулевая. Был ветер, который к обеду поднял фактически песчаную бурю и с открытого места пришлось срочно ретироваться. Гостиничное белое полотенце стало серым и почти неподъемным…как и все мои впечатления от «рая». Но в этом в большей степени повинна работа, а не Венесуэла…

Каракас – самый криминальный город в мире.

Интересные места, Активный отдых, Отчет о путешествиях в Венесуэла, Каракас

Три впечатления о Каракасе

Так уж получилось, что за три недели нашего путешествия по Южной Америке, в Каракасе мы оказывались трижды. И хотя толком не успели посмотреть город, впечатления от него остались яркими. Прежде всего, из-за приключений, в которые мы умудрились попасть.

Впечатление 1.

Итак, наш первый день в Южной Америке. Около 4-х часов дня. Мы с Денисом сидим в такси на выходе из международного аэропорта Каракаса. На передних сидениях чернокожий таксист со своим братом-валютчиком отсчитывают нам толстую пачку боливаров.

За этим вообще-то нелегальным делом с улицы вроде бы невозмутимо наблюдает офицер национальной гвардии Венесуэлы, коих в аэропорту Каракаса великое множество. Нам передают боливары – пересчитываем их, взамен отдаем доллары. В этот момент доблестный представитель национальной гвардии стучит в окно, требуя открыть дверь машины. У менял легкая паника. Один из них вылезает из машины и начинает объясняться. Офицер в ответ только иронично улыбается. Мы понимаем, что было бы неплохо свалить. но двери машины закрыты. Требуем выпустить нас, но таксист только разводит руками…
Меняла возвращается в машину, после чего мы трогаемся с места под конвоем национальной гвардии. Впереди и сзади едут мотоциклы гвардейцев. Мне, начитавшемуся отзывов о шмонах туристов в Венесуэле, становится предельно ясно: мы попали. Как минимум на деньги, а то и хуже… И это в первый же день отпуска…

Выезжаем из аэропорта… Один из менял выдирает магнитолу и прячет туда доллары. Видя это, мы также лихорадочно начинаем распихивать боливары и прочую наличность по тайникам в брюках. Несколько раз просим остановить машину – негры машут головой и показывают на мотоциклы национальной гвардии – мол, мы не можем ничего сделать. В свою очередь, они убеждают нас говорить гвардейцам, что мы поменяли только 100 долларов.

Через 5 минут останавливаемся в милом местечке с ухоженными клумбами возле дороги – становится ясно, что в участок нас не повезут. Здесь начинается выяснение отношений между старшим гвардейцем и одним из менял. Он возвращается в машину и говорит, что полицаи требуют с него 100 долларов откупных. Разводим руками: ничего не знаем, не понимаем – это не наше дело. Офицер требует открыть заднюю дверь машины и внимательно рассматривает нас. В это время я зачем-то начинаю грозно говорить, что мы туристы и будем обращаться с жалобой в туристическую полицию. Денис разумно меня одергивает. Не знаю, что нас спасло, но офицер внезапно отпускает нашу машину – мотоциклы с гвардейцами уезжают. Таксист трогает в противоположном от аэропорта направлении – очевидно, в сторону города. Нас это совсем не устраивает – путем отчаянной жестикуляции и громких объяснений заставляем повернуть машину обратно в аэропорт. Спокойно вздыхаем, только когда выходим из такси. Осталось надеяться, что боливары нам дали не фальшивые…

Читайте также:
Особенности стажировки в Израиле в 2022 году

Теперь нужно добраться до города. Такси в Каракасе дорогое, да и расстояние приличное, так что требуют 130-150 боливар. Решаем ехать на автобусе от местного терминала – до него нужно пройти метров 300 пешком. Цена автобусного билета – 18 боливар, на багаж ставят бирку с номером билета. Время – около 17:30. Наконец можно немного расслабиться.

По пути рассматриваем виды из окна. Вполне благополучные районы сменяются фавелами – они уходят высоко в горы. И дорог практически нет – похоже, бедняки добираются наверх пешком. На ум приходят картинки Рио-де-Жанейро. Въезжаем в Каракас. Первая остановка – у станции метро Gato Negro. Район, по отзывам, небезопасный, хотя картинка на улице очень колоритная – множество уличных торговцев, фрукты, различная еда. Решаем ехать до конечной – метро El Silencio.

Благополучный район Каракаса

Метро в Каракасе вполне приличное, почти как в Европе. Заплутать сложно – всего несколько веток. Проезд дешев, одна поездка всего 0,25 боливара. Публика колоритная – негритянский тип внешности явно преобладает над испанским. Женщины, как правило, одеты очень ярко. Мы едем по главной ветке №1 до станции Collegio Ingenerios, где находится автовокзал Rodovias (одна из лучших частных автобусных компаний). Покупаем билеты в Сьюдад-Боливар, откуда начнется наше путешествие к самому высокому в мире водопаду Анхель…

Впечатление 2.

После нашего путешествия к водопаду Анхель, о котором уже написано на форуме, ночным автобусом мы с Денисом вернулись из Сьюдад-Боливара в Каракас. Столица Венесуэлы – не самый приятный город в мире, но до нашего самолета в Лиму был почти целый день, поэтому, несмотря на все страшилки о том, что в Каракасе нас непременно ограбят, а то и убьют, мы решили посмотреть самый криминальный город мира.

В Каракас мы приехали в шестом часу утра, автобус остановился на вокзале неподалеку от станции метро на главной ветке. Вываливаемся из автобуса не выспавшиеся и помятые. Начинает светать. Еще малолюдно. По пути к метро проходим мимо подземного перехода, заваленного мусором и битыми бутылками. Жутковато – не хотелось бы оказаться здесь в ночное время одному. Все-таки самый криминальный город мира :). А мы шляемся здесь по темноте с рюкзаками и всеми сбережениями. Но миссия оказывается выполнимой – через 5 минут мы уже стоим на станции метро.

Покупаем билеты по 0,25 боливара и едем на главный автовокзал Каракаса La Bandera. Это единственное известное нам место в городе, где есть камера хранения. Нам предстоит пробыть в городе до вечера, поэтому нужно избавиться от рюкзаков.

Следуем установкам путеводителя Lonely Planet, который не раз выручил нас в Каракасе. Выходим на станции метро La Bandera и проходим около 300 метров, как написано в путеводителе, по “небезопасному, оживленному окружению”. Ну, иностранцев, может этот район и напугает, но не нашего брата. La Bandera похожа на шумные московские вокзалы. Камера хранения находится на верхнем этаже вокзала в самом конце (там тупик). Плату берут за один предмет, первый час – 4 боливара, последующие – 2 боливара.
Рядом расположены маленькие кафешки. В одном из них мы позавтракали за 15 боливаров с носа (кофе и пирожки). Хозяин кафе тут же попытался задешево купить у нас доллары, но был вежливо отшит.

После непродолжительной дискуссии решаем начать осмотр Каракаса с центра города. Как таковых, туристических достопримечательностей в столице Венесуэлы, на наш субъективный взгляд, нет. Фуникулер на гору Авила мы отвергли из-за больших временных затрат. Решили посмотреть колониальный центр и туристический район возле Плаза Венесуэла.

Доезжаем до метро El Silencio и выходим в город, как указано в LP – на улицу La Bolsa. Долго не можем сориентироваться в узких улочках центра. Спрашиваем полицейских, но, как выяснилось, они направляют нас в противоположном направлении. В итоге, вместо Плазы Боливар мы выходим к парку El Calvario – он находится на холме, на который ведет очень крутая и высокая лестница с сотней ступенек. Решаем подняться и посмотреть на город с высоты. Наверху оказывается симпатичный и достаточно ухоженный парк с дорожками и скульптурами. Здесь идет реконструкция, и рабочие, широко улыбаясь, кричат нам традиционную для Венесуэлы фразу: «Гринго, есть доллары?». С холма открывается неплохой вид как на центр Каракаса, на и трущобы на склонах вокруг города.

Панорама Каракаса. Вдалеке на холмах виднеются фавелы

Спускаемся вниз и, наконец, сориентировавшись, находим Плазу Боливар. Почти все достопримечательности в центре Каракаса так или иначе связаны с именем Симона Боливара. На центральной площади – конная статуя освободителя Венесуэлы, датированная 1870-ми годами. Здесь находится небольшой парк, в котором можно отдохнуть от жары.

В Венесуэле культ освободителя Южной Америки Симона Боливара

На площади находятся многие главные достопримечательности Каракаса – кафедральный собор, в часовне которого находится скульптура, изображающая молящееся семейство Боливар. Рядом в здании колониального стиля – музей сакрального искусства (Museo Sacro de Caracas) с экспозицией религиозных предметов. На площади находится и здание муниципалитета Каракаса (Concejio Municipal), где в 1811 году была подписана декларация независимости Венесуэлы.

Читайте также:
Пляжный отдых в Египте

Рядом с площадью расположено большое красивое здание Национального Капитолия (Capitolio Nacional).

Осмотрев колониальные достопримечательности, мы двинулись на север по улице Av. Norte. Это пешеходная улица, своего рода венесуэльский Арбат с большим количеством лавок и магазинчиков. Практически везде торгуют дешевыми китайскими товарами – местного колорита совершенно не чувствуется. В центре нам встретилась только одна лавка с сувенирами, да и там, кроме бюстов Че Гевары и Кастро посмотреть было не на что.

Променад вывел нас к еще одному объекту поклонения венесуэльцев – национальному Пантеону (Panteon National) – усыпальнице самых известных венесуэльцев, где покоятся и останки самого Симона Боливара. На площади перед Пантеоном мы увидели большую группу школьников, одетых в одинаковую форму – воспитатели в костюмах и с раскрашенными лицами разыгрывали для них пантомиму. Видимо, так детишек приобщают с местной истории и с детства вбивают в голову идеи Чавеса об избранности и особом пути Венесуэлы.

Патриотические занятия с венесуэльскими детьми проходят на свежем воздухе и в игровой форме

На обратном пути мы свернули на восток от Плазы Боливар, к площади El Venezolano. Здесь находится Casa Natal de Bolivar – колониальный дом, где родился Симон Боливар. Рядом – здание музея Боливара (Museo Bolivariano) с экспозицией, рассказывающей о борьбе за независимость страны. В общем, почти все в центре так или иначе связано с именем либертадора.

Как и ожидалось, большого впечатления исторический центр города не произвел, и мы, сев на метро, поехали посмотреть на современный день Каракаса – в район Плазы Венесуэлы (метро Plaza Venezuela). По сравнению с центром здесь просторно – широкие улицы, парки, есть даже небоскребы. Но в основном сюда стоит приехать, чтобы просто погулять по Sabana Grande – широкой пешеходной улице с множеством ресторанов, кафе и магазинов. В одном из открытых уличных ресторанов мы пообедали, съев по большой пицце (45 боливаров за обед на человека). Туристов практически нет, в ресторанах сидят местные и судачат о жизни за чашечкой кофе. Заглянули в магазины – преобладает все тот же китайский хлам.

Район Плаза Венесуэла более презентабельный и спокойный для туристов

В аэропорт решили выдвинуться загодя, зная, что в Каракасе жуткий трафик (на форуме читал предупреждение, что лучше выезжать за 4,5 часа до вылета). Автобусы в аэропорт отходят от терминала возле метро Parque Central, на западной стороне Центрального парка. Несмотря на наличие подробной карты в LP, чтобы найти автобусный терминал пришлось прибегнуть к помощи местных. Указателей, естественно, нет, а сам терминал расположен в проезде под мостом – место не самое заметное.

Стоимость проезда до аэропорта – все те же 18 боливар. Сдаешь багаж, получаешь чек и стоишь в небольшой очереди на автобус. Несмотря на дневное время, доехали до аэропорта удивительно быстро – меньше, чем за час. Зарегистрировались на стойке LAN на рейс LA2565 с вылетом в Лиму в 19.20. Заплатили аэропортовый сбор в 137,5 боливаров и быстро, без очередей, прошли пограничный контроль.

Здесь произошла забавная история – пожилой пограничник, вертя в руках мой паспорт, с любопытством спрашивает: «Юрий?». Подтверждаю кивком головы. Он удовлетворенно кивает головой, широко улыбается и поднимает вверх большой палец: «Юрий Гагарин» . Таких ассоциаций со своим именем мне слышать пока не приходилось . Может и в правду миф о теплом отношении венесуэльцев к России – не выдумка?

До вылета оставалось около двух часов, и мы с Денисом получили возможность досконально изучить магазины duty free в аэропорту Каракаса. Не скажу, что там очень дешевые цены. Парфюмерия стоит на 5-10 баксов дешевле, чем в дьютиках Европы. При этом на большинстве коробок с парфюмом отодраны ценники – очевидно, что цену недавно увеличили. Выбор небольшой. То же самое можно сказать и про одежду. Имеет смысл покупать в duty free ром («Касик» стоит всего 24 боливара), шоколад, кофе, сигары – в общем, местные товары.

До Лимы долетели за 4 с небольшим часа. Летать LANом понравилось – новые самолеты, вежливые и улыбчивые стюардессы. На перелете Каракас – Лима каждое кресло оборудовано персональным видеомонитором: можно смотреть фильмы, слушать музыку или играть. Кормят сэндвичами, дают вино и пиво. В салоне на 99% публика испанской наружности, много колоритных седых сеньоров, с достоинством пьющих это самое вино.

Впечатление 3.

(Спустя 2,5 недели).

…Последний день в Южной Америке. Покупаю кофе и шоколад в Duty free Каракаса. По громкой связи в аэропорту объявляют: таким-то пассажирам, в том числе и мне, необходимо срочно подойти к гейту вылета. До вылета еще минут 40. Проверяю информацию о своем рейсе по электронному табло, и возвращаюсь обратно в магазин.

Здесь меня находит Денис:

– Тебе срочно нужно подойти к персоналу «Иберии» в нашем гейте. Я с ними уже говорил – там какие-то проблемы с твоим багажом…

Что делать, иду к гейту. Улыбающиеся девушки из «Иберии» просят подождать. Спустя 10 минут появляется очередной сотрудник национальной гвардии Венесуэлы – на сей раз девица с каменным лицом. Она надевает на меня яркий желтый неоновый жилет. Зачем, почему – никто объяснить не может, да и не пытается. Вскоре ко мне в компанию добавляется на вид добропорядочная испанка средних лет, на нее тоже надевают желтый жилет.

Читайте также:
Куда отправиться на отдых в Австралии летом и зимой?

Уже наступило время вылета самолета, а нас еще только ведут наблюдать за шмоном нашего багажа. По пути на каком-то КПП отбирают паспорта. Полицаи осматривают все, вплоть до белья и носков. Ничего запрещенного, естественно, не находят. Затем интересуются: где мой паспорт? Так вы же сами, товарищи революционеры, у меня его отобрали! Ну да, точно, вспоминают.

Под конвоем уже другой девицы из гвардии меня отводят к полицаю, отобравшему документы. Перед ним пустой стол, в центре которого одиноко лежит мой паспорт. Гвардеец лениво перелистывает его и находит крохотный листочек коки (Это объяснимо, мы же едем из Перу, где жевали листья коки от высоты. Но как этот несчастный листочек попал в мой паспорт. ). Офицер невозмутимо кладет паспорт на одну половину стола, нюхает листочек коки и кладет его на другую половину стола. Вы бы видели эту картину! И что, теперь меня запишут в наркокурьеры?

К счастью, все заканчивается хорошо. Мне возвращают паспорт, зачем-то ведут делать рентген, таскают еще по трем кабинетам в разных концах аэропорта, где заставляют расписываться в бумагах, что я сам и мой багаж досмотрены.
Сопровождавшая меня девица из национальной гвардии добреет и участливо интересуется, откуда я родом. Говорю, что из России.

– Амиго! – внезапно широко улыбается она.

Таких, как я, «везунчиков» в нашем самолете оказалось несколько человек, поэтому мы вылетели с опозданием на 2 часа.

– Извините, сеньор, мы ни причем. Это национальная гвардия – они делают, что хотят, – развела руками стюардесса «Иберии».

Всем хороша страна Венесуэла, но после наших приключений я разочаровался в режиме Уго Чавеса и не стал покупать его статуэтку в качестве сувенира, как хотел перед поездкой…

Караганде 82 года. А ведь когда-то здесь восседал сам Сталин

Я люблю рассматривать старые фотографии. А ещё люблю свой родной город – так почему бы в очередной раз не совместить две любови воедино? Тем более, что и повод имеется хороший – 10 февраля Караганда отмечает 82-летие.

А сколько мест узнали бы вы? Только честно, без всяких гуглов-яндексов?

Вот я, к стыду, далеко не всё сразу определила.

Фотоисторию начну без лишних заморочек – с главной улицы. Ныне это Бухар Жырау, ранее – проспект Советский и улица Сталина.

Все начиналось так:

А постепенно стало выглядеть вот так. На первом фото – практически самое начало улицы, пересечение с нынешней улицей Жамбыла. Ниже – район ЦУМа.

Тот же Советский, но только немного выше – в районе нынешнего 45 квартала. Кафе “Бибигуль” живо по сей день.

Сегодня это самая оживленная и застроенная улица. Правда, не самая уютная: много машин, офисов и людей:

Одна из главных достопримечательностей Караганды – Дворец культуры горняков. Очень старое и красивое здание, пусть таких и немало в постсоветских городах. Строительство начато в 1940 году, завершено только в 50-х. Война тормозила абсолютно всё!

На портике красуются 6 скульптур – шахтёра, строителя, чабана, колхозницы, акына, воина.

В 90-х годах здание принадлежало небезызвестному “Валют-Транзиту”. Как, в прочем, и добрая половина города.

Зато сегодня оно вполне свободно и периодически радует горожан концертами и театральными постановками:

Прямо напротив Дворца расположен ещё один бесспорный символ – памятник Шахтёрская Слава. И да, это то самое место встречи, которое изменить нельзя: здесь назначают свидания влюблённые парочки, шумные компашки друзей и просто старые знакомые.

Трудно поверить, что когда-то здесь восседал сам Сталин:

А вот так видят это место молодые ребята, современные фотографы-экстремалы:

70-е годы. Кинотеатр “Родина”, на месте которого сейчас располагается City Mall, круглый павильон рядом с кинотеатром, дворец спорта им. Нуркена Абдирова, строящийся ЦУМ. Гостиницы “Казахстан” нет и в помине:

А здесь “Казахстан” уже вполне себе есть. Сейчас в нём располагаются крутые офисы:

В гостинице “Караганда” сегодня не столько ночуют, сколько отовариваются – это место известно прежде всего как оживлённая торговая точка и только потом как гостиница:

Спортивный комплекс им.Нуркена Абдирова практически не изменился. А ведь ему не меньше 50 лет:

Ещё один Дворец спорта, теперь уже Октябрьский. Вернее тогда “Октябрьский”, а сейчас “Акжолтай”. Только карагандинцы поймут, как в одном здании могут располагаться рынок и ледовый дворец :)

Немного отклонюсь от маршрута, очень уж напрашивается ещё один пример, который будет понятен только жителям Шахтёрской столицы. В один прекрасный миг наш аэропорт превратился в. авторынок:

Возвращаемся в центр города. Вот собственно сам проспект Нуркена Абдирова. Изначально она носила имя “первооткрывателя” Караганды Аппака Байжанова, ещё раньше называлась Ялтинской:

Далее предлагаю перенестись на Бульвар Мира (раньше ул.Бульварная) – одну из моих самых любимых улиц. Здесь я правда чувствую себя очень уютно и спокойно. Возможно потому, что это одна из самых зелёных улиц города. И архитектура – она просто чудесна. Жаль, в её течениях я разбираюсь не особо и порассуждать как профи не смогу. Поэтому просто смотрим.

Читайте также:
Николай Коперник

60-е годы. Улица непривычно пустая, а потому трудноузнаваемая:

Вид на уже несуществующий Летний театр, 70-е годы:

Здание было построено японскими военнопленными в конце 40-х годов. Замечу, что без единого гвоздя! Говорят, что деревянный концертный зал любил посещать Нурсултан Назарбаев. Просуществовал театр всего полвека, после чего был пущен в буквальном смысле на дрова. Зато теперь здесь красуется величественное здание Казахского драматического театра им.С.Сейфуллина:

А недавно у Театра появилась надпись-признание:

Швейная фабрика на Бульварной, ныне – ТД “Галерея”:

Одна из самых старых больниц, расположена на пересечении с улицей Ерубаева (ранее Кирова). Кому как, мне она больше напоминает усадьбу какого-то очень романтиШного персонажа:

Недалеко от неё расположен театр им.Станиславского:

Угол Бульвара и Театральной, возле того самого театра Станиславского. Пока, кстати, он не появился, Театральная звалась Темиртауской:

Эти колонны я просто обожаю:

Пересечение соседних улиц – Ленина и Костенко. Некогда здесь был химический факультет:

В здании Педагогическиго института сейчас располагается университет “Болашак”:

А вот и кинотеатр “Октябрь”, фото 40-х годов. Узнаете “Шалкыму”? Оригинальное название – “Здание концертного зала «Шалкыма», откуда отправлялись на фронт сформированные в Караганде войсковые части”.

Ну и напоследок вокзалы – железнодорожный и авто- у нас стоят по соседству. Карагандинцы, внимание: чего явно не хватает на этом фото?

Возможно, не очень видно, но да – моста. Фото датируется 70-ми годами, а мост появился только в 80-х:

Как-то так. Продолжать тему можно еще очень долго – в Сети и моём архиве гуляет куча фото других частей города. Да и центр охвачен далеко не весь. На мой взгляд, это просто невозможно)

Делитесь своими фото – не жадничайте. Давайте сегодняшний день посвятим именно этому хорошему делу!

Караганда: деградация советского наследия

Караганду знают все! Благодаря своему яркому названию город стал героем песен, ну и, конечно, знаменитого “Где-где? В Караганде!”. При этом в самой Караганде мало кто бывал, и даже на карте её, скорее всего, не покажет.

Караганда – это казахстанский Донецк, угольная столица страны. Уголь в этих местах начали добывать ещё в середине XIX века, хотя сам город возник только в 1930-е (сначала в качестве рабочего посёлка), вскоре после того, как были построены первые советские шахты Карагандинского угольного бассейна.

Казахское название “Караганды” происходит от словосочетания “земля, где растут сосны”. Честно говоря, сосен я особо не видел, зато угольной пыли в городе действительно полно.

В Караганде живёт полмиллиона человек. До сих пор это самый “русский” из крупных городов Казахстана: русских здесь около 40%. Русскоязычные поселенцы приезжали в эти места несколькими волнами. Первые появились ещё, видимо, в 1850-е, потому что на угледобывающем предприятии россиян Ушакова и Рязанова надо было кому-то работать. Затем была Столыпинская аграрная реформа, и русские ехали сюда в поисках свободной земли. А в 1930-е сюда ссылали раскулаченных крестьян, к которым вскоре присоединились рабочие и специалисты, приехавшие осваивать угольный бассейн.

До сих Караганда – большой промышленный центр. Главными предприятиями владеет всё та же “АрселорМиттал Темиртау”, принадлежащая индийскому металлургическом магнату Лакшми Митталу (напомню, что это хозяин половины города Темиртау). Помимо добычи угля и металлообработки город известен тем, что тут делают конфеты и варят пиво.

Но нас город интересует как наглядный пример деградации вкуса. Здесь я сразу прошу казахов выдохнуть, потому что речь пойдёт не об особенностях конкретного народа, а о феномене постсоветского человека. И процессы, которые происходят в России, мало чем отличаются от процессов, которые происходят в Казахстане.

Веками человек уделял внимание изобразительности. Какую эпоху мы ни возьмём, там будут свои приёмы, особенности. Если мы обратим внимание на здание любой эпохи, то увидим приятные глазу детали, гармонию, пластику фасада. Я не говорю про какие-то отдельные памятники или шедевры. Даже средовая архитектура всегда старалась быть более-менее интересной.

Посмотрите на старые уличные указатели, фонари, двери, окна. Можно ли было тогда, 100 или 200 лет назад, не тратить столько сил на детали и лишний декор? Можно было просто воткнуть палку и написать на доске номер дома? Конечно, можно, но так не делали. Сегодня, когда средства производства дешевы и доступны, когда можно сделать вообще что угодно, и это будет относительно недорого, мы делаем какое-то невероятное, убогое говно.

Мы не способны произвести просто красивую лавочку. Нарисовать изящную линию. Сделать интересный фасад. Мы не понимаем, что такое пропорции. Древние греки и римляне знали, а мы нет! Вот простой пример. Это классическая античная колонна:

Классическая колонна состоит из трёх частей: базы, ствола и капители, на которую опирается антаблемент. Колонна имеет энтазис. Энтазис – это когда колонна на высоте 1/3 утолщается для устранения оптической вогнутости ствола. Колонна пропорциональна человеку!

Витрувий уподоблял дорическую колонну фигуре мужчины, более стройную ионическую колонну – фигуре женщины. При этом он считает, что коринфская создана “в подражание девичьей грациозности”. Соответственно, Витрувий приводит и цифровые пропорции: в высоте дорической колонны её ширина укладывается 7 раз, в ионической – 9.

Читайте также:
Время полета Москва — Красноярск

Витрувий работал 2000 лет назад. У него не было смартфонов, интернета, оперативного доступа ко всем знаниям мира. Но он не мог сделать такое (внимание на колонны):

Это оперный театр в Астане.

Это просто маленький пример. И ещё раз: это не проблема Казахстана, это всё постсоветское пространство.

В Караганде была неплохая советская застройка. Ну как “неплохая” – как и многие моногорода, в своё время Караганду комплексно застроили стандартными зданиями в сталинской неоклассике. Ничего выдающегося, но сейчас так не могут. И на фоне всего остального застройка 50-х в Караганде выглядит просто сокровищем. И что с ней сделали?

01. В городе удивительно много рекламы проституток. Я так понимаю, это же всё обычные бордели?

02. Когда въезжаешь в Караганду, ощущение такое, что открыл газету бесплатных объявлений. Всё в рекламе! При этом люди не понимают, что она уже не читается из-за такого количества.

03. В Караганде принцип простой: если какой-то участок не может приносить деньги, он не нужен. Зачем нужна обочина, если на неё нельзя воткнуть рекламный щит? Зачем нужен тротуар, если его нельзя отгородить дорогим и бесполезным гранитным бордюром?

04. На первых этажах развелась торговля. Да не просто торговля – все сделали себе пристройки!

05. Здания становятся в два раза больше.

06. За этими надстройками становится просто не видно города. Я недаром в начале поста сказал про баннерную слепоту. Человек устаёт от визуального мусора и просто перестаёт его воспринимать. А теперь представьте, что будет, если мы весь город так изуродуем. Правильно, человек просто перестанет смотреть на город, на его улицы, он перестанет его воспринимать.

07. Каждый лепит себе отдельные входы.

08. Автобусная остановка тоже нужна для рекламы.

09. Когда рекламы нет. Про ПАЗики я много раз говорил, как и про автобусные карманы, которые надо убирать.

10. Автобусная остановка, которая научилась зарабатывать деньги для своего владельца.

11. Это они называют общественным транспортом. Как вообще такая маршрутка могла выйти на линию? Почему такое возможно? На самом деле, раньше в Караганде был и трамвай, и троллейбус. Но трамвай ликвидировали ещё в 1997 году, в 2010-м добили троллейбус. Теперь общественный транспорт представлен только автобусами и маршрутками.

12. Если здание не может принести прибыль, оно разрушается. Забавно, что неплохое советское здание ветшает и разваливается на глазах рядом с рекламным билбордом “Процветай, мой независимый Казахстан!”.

13. Все эти здания могли бы быть украшением города, могли бы быть основой для развития. Но всем пофиг.

14. Редкий пример, когда здание не совсем угробили.

15. Обратите внимание на уникальные столбы на бульваре. Сейчас такие бы не сделали. Измельчал человек. Это в 50-е могли разработать и сделать особенный фонарный столб. Сейчас купят что подешевле у китайцев, и всё. Зачем заморачиваться?

16. Отличный пример сегодняшнего пиздеца. Это площадь Гагарина. Тут был неплохой архитектурный ансамбль. Надо было только привести его в порядок

Но в Караганде решили, что город не заслуживает быть красивым, поэтому одно из зданий превратили в придорожную столовую для дальнобойщиков.

17. Забавно, что с другой стороны такое же здание решили превратить в дворец. Это одна площадь. Просто взяли и всё уничтожили. Как саранча уничтожает поля, так сегодняшние варвары уничтожают города.

18. Во дворах ещё сохранилась красота.

19. Можно ли представить себе, чтобы сегодня в обычном доме сделают что-то подобное? Да даже не в обычном, а в элитном? Можно ли сегодня рассчитывать на такой декор, внимание к деталям?

20. Раньше дворы делали с деревьями. Сегодня тут была бы сплошная парковка.

21. Круто, что сохранились советские вывески.

Караганда празднует день рождения. Каким был город 86 лет назад? 10 февраля 2020, 19:42

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:
  • Google News
  • Яндекс Новости
  • Email рассылка
  • Новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира
  • Нашли ошибку?
  • Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

10 февраля Караганда отмечает свой 86-й день рождения. Этот город начинался с шахт, и до сих пор в нем нет практически ни одной семьи, не связанной с горняками. Какой была Караганда в далеких 1930-х годах и какой она стала теперь – в репортаже Tengrinews.kz.

Существует несколько версий происхождения названия “Караганда”. Одни историки считают, что оно произошло от казахского словосочетания “қара қан” (“черная кровь”), якобы так казахи называли уголь, который здесь добывается. Другие исследователи говорят о растении караган, которое растет в этой местности.

Так или иначе, но Караганда появилась из нескольких поселков, расположенных вокруг шахт. Постепенно отдельные селения разрастались, и в 1934 году их объединили в один город. Именно поэтому сейчас он кажется таким разбросанным: один район от другого отделяет степь.

Караганда, 1937 год.

Первый центр Караганды располагался в так называемом Старом городе, который также называли “копай-городом”. Уже в начале 30-х годов он был обустроен и густо заселен шахтерами и их семьями. И именно здесь в 1932 году появился Казахский драматический театр, на сцене которого выступали артисты со всего Советского Союза. Исследователи говорят, что подобных зданий в мире почти не осталось, это было уникальное архитектурное сооружение.

Читайте также:
Фотографии Троице-Сергиевой Лавры

Старожилы вспоминают, что вокруг театра было много деревьев и цветов, по вечерам здесь гуляли дети и влюбленные пары, недалеко располагалась средняя школа № 13.

Через какое-то время театр превратили в кинотеатр, но менее популярным он не стал.

Однако судьба у Каздрамтеатра печальная. Весь жилой район стоял прямо над шахтами, и земля здесь постепенно проседала. Людей начали переселять в Новый город. Здание постепенно опустело. Какое-то время в нем располагались магазины, но потом и они исчезли. Общественники много раз обращались к местным властям с просьбой присвоить Каздрамтеатру статус архитектурного памятника, но так и не добились этого.

Сейчас от первого культурного центра Караганды остались одни руины, которые в любую минуту могут обрушиться и оставить под собой людей, приезжающих сюда на фотосессии.

Фото Iznanka.kz

Примерно такая же участь постигла еще одно уникальное здание Караганды – Летний театр. Он располагался на пересечении бульвара Мира (ныне проспект Нурсултана Назарбаева) и проспекта Сталина (позже проспект Советский, ныне проспект Бухар Жырау).

Его построили в 1949 году японские военнопленные. Театр стал одним из любимых мест отдыха карагандинцев.

Однако вскоре и его забросили.

В 2004 году его окончательно снесли и построили на этом месте новое здание Карагандинского областного казахского драматического театра имени Сейфуллина.

Вид на бульвар Мира от Летнего театра, 1956 год

Чуть дальше Летнего театра стоял когда-то памятник Сталину. Рядом на фото видно здание почтамта. Сейчас здесь расположено отделение “Казпочты”.

На месте Сталина стоит сейчас монумент “Шахтерская слава” – визитная карточка Караганды. Местные жители часто назначают встречи “у памятника” и идут гулять в парк, расположенный прямо за его “спиной”. Монумент построили в 1974 году по проекту известного скульптора Анатолия Билыка. Он изобразил двух шахтеров – казаха и русского, которые держат над головой огромный пласт угля.

Фото Rutraveller.ru

А это здание Дворца культуры горняков – еще одной шахтерской достопримечательности. Строить его начали в 1940 году, но из-за войны работы затянулись. В эксплуатацию ДКГ ввели только в 1952 году.

ДКГ, 1960-е годы

Когда-то ДКГ можно было увидеть с паркового озера. Сейчас весь этот пустырь засажен деревьями.

1950-е годы

Карагандинцы помнят, как часто Дворец культуры менял свой цвет.

Фото издательства “Планета”, 1972 год

Фото karmadeniet.kz

Говорят, что изначально здание было серым, именно такой цвет ему вернули несколько лет назад.

Фото Donni-nina.livejournal.com

Там, где был Сталин, не могло не быть Ленина. Когда-то памятник Ильичу в Караганде стоял на проспекте Советском. Однако в 2010 году его перенесли на улицу Ленина (ныне улица Абая).

Фото ©Tengrinews.kz

Нынешнее здание ТРЦ City Mall стоит на месте кинотеатра “Родина”, который тоже давно не существует.

Справа от “Родины” на фото 70-х годов можно увидеть спорткомплекс имени Нуркена Абдирова, чуть дальше заметен строящийся ЦУМ. По соседству с ним сейчас стоит бизнес-центр “Казахстан”, который был когда-то гостиницей.

Спорткомплекс имени Абдирова, 1972 год.

Фото Etoretro.ru

А так в самом начале, в 1958 году, выглядел памятник Герою СССР летчику Нуркену Абдирову.

Эта улица называлась тогда Карагандинской, но впоследствии была переименована в проспект Нуркена Абдирова. Фото показывают, как она постепенно менялась.

Фото vk.com/old_karaganda, 1965 год

Фото издательства “Планета”, 1972 год

Фото vk.com/old_karaganda

Проспект Нуркена Абдирова, 2014 год. Фото ©Владислав Мозер

Гостиница “Караганда” стоит рядом с памятником летчику. Но она ассоциируется у горожан не с местом ночлега, а с торговлей: сейчас два этажа здания занимают бутики, в которых можно найти почти все – от бытовой химии и косметики до одежды.

70-е годы. Фото vk.com/old_karaganda

80-е годы

Современный вид

Примерно такая же история у старого аэропорта, созданного в 1934 году. Самолеты отсюда летали во все крупные города СССР. В 1980-х годах взлетную площадку перенесли на нынешний аэропорт Сарыарка, а здесь в течение еще нескольких лет была военная вертолетная база.

1980-е годы. Фото vk.com/old_karaganda

Сейчас это автомобильный рынок.

Современный вид

Одна из любимых улиц карагандинцев – бульвар Мира, ныне проспект имени Назарбаева. Уютный, зеленый и спокойный.

Эти колонны до сих пор украшают улицу.

На проспекте Назарбаева расположена одна из самых старых больниц города. Она стоит на пересечении с улицей Ерубаева, когда-то носившей имя Кирова.

Торговый дом “Халык”, который позже стал “Галереей”. Старожилы помнят, что раньше здесь была швейная фабрика.

Та же фабрика с другого ракурса, 1966 год:

В паре сотен метров стоит театр имени Станиславского.

Удивительно, что он почти не изменился.

Фото stanislavsky.kz

Концертный зал “Шалкыма” – это еще один памятник истории. Его построили в 1937 году. Сайт Guide.kz рассказывает, что во время Великой Отечественной отсюда направлялись на фронт сформированные в Караганде воинские части.

Позже здесь располагался кинотеатр “Октябрь”.

Ну и напоследок – железнодорожный вокзал. Так он выглядел в 1960 году.

В 2019 году его реконструировали. Был скандал: горожанам не понравился новый вид здания.

Читайте также:
Фотографии Читтагонга

Фото Facebook.com

Власти пообещали вернуть ему исторический облик. Получилось или нет – судить не нам.

Город Караганда — основные достопримечательности с фото и описанием

Город Караганда расположен в центре Казахстана, вокруг него расстилаются степи и низкогорья. Ранее через этот город проходил Великий Шелковый Путь.

В первую очередь город Караганда можно назвать шахтерским. Его расположение располагает к добыче природных ресурсов. Из-за этого город считают не только экономическим и культурным центром Казахстана, но и индустриальным, важным транспортным узлом.

Существует несколько легенд о названии города. Одна из них рассказывает, что маленький пастух нашел уголь и показал его и место находки взрослым. Изначально взрослые подумали, что это застывшая кровь. Откуда и пошло название – «кара» — «черный, густой», «кан» — «кровь». А в дальнейшем на этом месте начали выработку полезных ископаемых, и образовался городок.

Карагандинский цирк

Город очень часто посещали циркачи и радовали жителей своими выступлениями на площади. Но уже в 1982 году было закончено строительство цирка. Первое мероприятие произошло 14.02.83. Тем не менее, после распада СССР, наступил кризис для здания. Деньги на ремонт не выделяли, и здание пришлось закрыть. Только в 2004 году выделили финансирование на капитальный ремонт и цирк снова заработал.

На сегодняшний день в цирке проводят множество выступлений, которые станут интересными для взрослых и детей.

Адрес: улица Комиссарова 45.

Карагандинский историко-краеведческий музей

Был открыт в 1932 году и функционировал, как политехнический музей. Спустя 6 лет он поменял место расположения и стал работать, как краеведческий музей.

Является одним из крупных музеев в Карагандинской области. Выставки проводят в 14 залах, общее количество экспонатов – 130 000. В каждом из залов своя выставка, которая рассказывает посетителям историю от археологии и до современности.

Адрес: улица Ерубаева.

Памятник Нуркену Абдирову

Нуркен Абдиров – герой войны, участник битвы под Сталинградом. В битве его самолет пострадал, осознавая ближайшую смерть, герой направил самолет на колоны врага. В 1958 году комсомольцы приняли решение установить монумент на собственные средства. Был проведен конкурс на лучший проект, выиграли скульпторы Ю. Гуммеля и А. Билыка.

Расположен на одноименном проспекте в центре города. Скульпторы изобразили героя летящим на самолете, высота статуи – 48 метров.

Адрес: Проспект Нуркена Абдирова.

Дворец Культуры Горняков

Строительство начали в 1940 году, из-за войны его пришлось остановить. Возобновили только в 1950 году.

Здание – символ города. Обустроен зрительный зал на 1000 мест. Здание украшено колоннами и множеством скульптур. Неоднократно поддавалось реконструкции, но до сегодня своего внешнего вида не изменило. Около дворца расположены фонтаны и лавочки, посажен парк.

Дворец является культурным центром города. В нём проводят различные спектакли, работает драматический театр и клубы самодеятельности.

Адрес: проспект Бухар-Жырау- 32.

Карагандинский государственный зоопарк

Является одним из самых старых зоопарков Республики Казахстан. Климат способствует содержанию как широко распространенных животных, так и исчезающих видов. Их численность – 240 видов. Зоопарк располагается на 43-х гектарах, но освоено лишь 8 гектаров. Ежегодно проводят массу мероприятий, которые будут интересны человеку любого возраста. Например, разные благотворительные собрания, начало и конец летнего сезона и так далее.

Адрес: улица Ермекова, 111.

Ледовый дворец «Караганды-Арена»

Был открыт в 2012 году. В нем тренируется и проводит игры местная хоккейная команда. Сооружение рассчитано на 5,5 тысяч зрителей. Кроме этого в нем расположены конференц-зал, сухой зал, предназначенный для разминки, и тренажерный зал, 8 стандартных раздевалок и 2 кафе для посетителей, а также 3 гардероба, гимнастический зал, 2 кабины для VIP-персон, кабинет врача.

Адрес: проспект Республики.

Дворец спорта имени Нуркена Абдирова

Возведен в 1958 году. Представляет собой трехэтажное здание, расположенное в центре города и закрывает перспективу проспекта. Фасад сооружения украшен мозаикой из керамической плитки. Внутри обустроено фойе, которое оформлено с использованием мрамора. Первый и второй этаж связан красивыми лестницами. На втором этаже размещается зал массовых мероприятий. Свет, в него, попадает через металлические витражи. А потолок оформлен с помощью красивого орнамента. Сам дворец построен из кирпича.

Адрес: проспект Бухар-Жырау- 57.

Скульптура эквилибриста

Установлена в 2005 году, расположена перед цирком. В 2010 производили реконструкцию памятника.

Является одним из самых любимых памятников, особенно, его, любят дети. Для них он является предвестником циркового выступления. Ну а какие дети не любят цирк? Памятник изготовлен из бронзы. Основная фигура – золотой циркач, который одновременно изображает несколько цирковых искусств. Циркач расположен в центре цветомузыкального фонтана. А по кругу установлены десять скульптур, которые отображают остальные виды циркового искусства. Основная фигура высотой – 6 метров, дополнительные – 2 метра.

Адрес: улица Воинов-интернационалистов, 45.

Памятник Канышу Сатпаеву

Каныш Сатпаев – известный советский ученный-геолог. Данный памятник установлен на площади, недалеко от железнодорожного вокзала. Данный памятник вылит из бронзы. Высота монумента составляет шесть метров, вес – более двух тонн. Ученный стоит на постаменте, который украшен гранитом. Общая высота с постаментом – 14 метров.

Адрес: проспект Бухар-Жырау 52.

Скульптура «Евразия»

Был возведен по заказу бывшего президента «Валют-Транзит Банка» А. А. Беляева в 2003 году. Банк уже обанкротился, но фигура до сих пор украшает город.

Читайте также:
Автобус 600К Как С Добром Добраться!

Возле Центрального универмага посетители города могут заметить красивую фигуру золотой женщины. Изначально она была вылита из бронзы, но после реконструкции ее покрыли сусальным золотом. Из-за этого её часто называют «Золотая женщина». За все время она полюбилась жителям и гостям города.

Адрес: проспект Бухар Жырау.

Памятник фразе «Где-где? В Караганде!»

Был открыт в 2011 году. Каждый слышал фразу «Где-где? В Караганде!». Именно этой фразе посвящен данный памятник. Его занесли в Книгу Рекордов Гиннесса, в качестве первого памятника посвященного фразе. Скульпторы изобразили двух мужчин. Один идет с чемоданом, а лицо олицетворяет вопрос «Где?». Второй мужчина с разведенными руками отображает окончание фразы. Между ними стоит указательный знак и сурок, который является символом города.

Адрес: проспект Нуркена Абдирова.

Объект 1102 «девятка»

Ранее это был маленький военный город. В котором, разрабатывали мощный локатор противовоздушной обороны. После распада СССР город был заброшен. В 2003 году управление станцией было передано Республике Казахстан, но уже в 2014 году ее сожгли. Станция была создана для наблюдения за вражескими ракетами и космическими объектами.

Адрес: На 60 км. юго-западней от города Балхаш.

Мавзолей Агыбай батыра

Сооружение было возведено в 1880-е годы. Его построили на месте захоронения известного казахского деятеля Агыбай батыра. Он жил в XIX столетии. Являлся руководителем восстания против политики Российской империи.

Он считается одним из крупных зданий в Казахстане. Выполнено из сырцовых кирпичей, а так же является памятником истории и архитектуры.

«Поплакал тихонько за занавесочкой, вернулся — и «убил» Петросяна!» Борису Спасскому — 85

В 2016 году десятый чемпион мира по шахматам стал героем «Разговора по пятницам». Приводим отрывок интервью, полностью его можно прочитать здесь.

— Вы рыдали, проиграв Талю в Риге. Но почему прослезились во время победной партии с Петросяном?

— Эмоциональное перенапряжение. Поплакал тихонько за занавесочкой, вернулся — и «убил» Петросяна! А в Риге дал волю чувствам по пути в гостиницу. Встретил Давида Гинзбурга, шахматного журналиста. Восемь провел в ГУЛАГе, дружил с моим секундантом Толушем. «Не расстраивайся, — сказал Давид. — Я знаю, что будет дальше. Таль пройдет межзональный, турнир претендентов, победит Ботвинника, проиграет матч-реванш. А тебе еще играть и играть!»

— Абсолютно! Мое восхождение только начиналось. Хоть я не максималист, никогда не было цели стать чемпионом мира. Все само собой. Поднимался наверх, словно тесто на дрожжах. Если посмотрите фотографии 1969-го, когда в матче на первенство мира со второй попытки одолел Петросяна, увидите, какая там кислая рожа.

— Понимал — наступает трудное время. Ответственность колоссальная, а помощи никакой. Для меня эти годы — самые несчастные!

— Да! Вы не представляете, какое испытал облегчение, когда звание отошло к Фишеру. Честно, этот день не окрашен для меня в черные цвета. Наоборот, сбросил тяжелейший груз — и выдохнул.

— Есть поражение, о котором можете сказать — самое обидное?

— 1961-й, партия с Полугаевским. От победы отделяли два хода. Лева «погибал» и не скрывал этого. Метался за доской, время на исходе. Вот-вот упадет флажок. Как вдруг — паралич. Называю это состояние: «Чур меня!» Нервные перегрузки обернулись заторможенностью. Я упустил даже ничью! В результате изменилась картина в шахматном мире.

— Если б обыграл Леву, автоматом вышел бы в межзональный, затем в турнир претендентов. Уже тогда мог бы побороться за звание чемпиона мира.

— В интервью обронили, что не считаете себя гениальным шахматистом.

— Хм. Не помню такого.

— Хорошо. Кто для вас — гений?

— Лучше скажу не о гениях, а о любимых шахматистах. Пол Морфи. Гари Пильсбери. Михаил Чигорин. Александр Алехин. Александр Дмитриевич Петров, дедушка русских шахмат. Миша Таль. Все трагики.

— Чем Таль особенный?

— Анализировали позицию, где он жертвовал фигуры направо и налево. Говорю: «Миша, так не бывает». Он пожимает плечами: «Знаю. Но мне хочется». В этой фразе — стиль Таля, ярко комбинационного шахматиста.

На столетии Кереса рассказал случай. Турнир в Германии, играли на первой доске. Я — от Золингена, Таль — от Берлина. Перед началом партии он повернулся вокруг своей оси: «А где мои евреи?» У него там была куча приятелей из эмигрантов. Но в тот момент, как назло, никого. Надо Мишу выручать. Я тоже огляделся по сторонам и воскликнул: «А где мои русские?» Таль оценил. Взял потом под локоток, у барной стойки выпили по рюмке водки. Однажды я спас ему жизнь!

— В Болгарии советская команда выиграла чемпионат мира. Ближе к полуночи решил зайти к Мише. Из приоткрытой двери валит дым, он спит на тлеющей подушке. Бычок кинул мимо пепельницы и уснул. Запросто мог угореть. Я схватил графин, налил воды в ванной, все потушил. У меня с куревом тоже связана неприятная история.

— Линарес, решающая партия с Яссером Сейраваном. Я беспрерывно курил и пил кофе. Партию отложили. По дороге в номер упал в обморок, разбил голову о мраморный пол.

— Из-за чего обморок?

Читайте также:
Детские лагеря в Турции: увлекательный отдых на море

— Организм ошалел от табака с кофеином и сказал: «Стоп». Когда очухался, прилег на кровать, расставил отложенную позицию. Наутро дожал Сейравана. Благодаря этой победе обогнал Карпова и занял первое место.

— С сигаретами завязали?

— Позже, в 1975-м. Проиграл в Вене, несмотря на хорошее положение, австрийскому гроссмейстеру Андреасу Дюкштейну. Задумался: как поражение обратить в победу? Вспомнил мамин совет: «Бросай курить!»

— С того дня — ни одной сигареты! Сначала было тяжеловато, постоянно снилось, что курю. Просыпался и радовался: какое счастье, что это сон.

— Карпов рассказывал, как вы припарковали свой иностранный автомобиль возле Спорткомитета на месте Павлова. После чего тот распорядился не делать поблажек шахматистам при получении гонораров за границей.

— Да? Странно. Что-то не припоминаю такого эпизода.

— А теннисист Метревели уверял, что лишь у вас и у него были в той Москве спортивные «Форд Мустанг».

— Вот это — правда! Был «Мустанг» — но после развода с женой Ларисой отошел к ней. Быстренько продала каким-то грузинам. Женщина практичная.

— Не выдающаяся. Обычный «автомат». Мне этот «Мустанг» должны были прислать американцы — я попросил, чтоб доставили в Гамбург. Там таможня. Хозяин команды Золингена, мой друг, отправил за автомобилем своего клерка. Уже в Золингене за руль сел я — и поехал через всю Европу в Москву.

— Один раз уснул на дороге. Приключение?

— Это в Восточной Германии. Спасли «шашечки», которые были вдоль немецких обочин. Если водитель засыпает, скатывается туда, издают звук под шинами. Я мгновенно встрепенулся. За мной ехал приятель — перегонял в Москву «Мерседес» для какого-то араба. Говорю: «Коля, не могу. Ложусь спать».

— Историй про вас насобирали мы много. Вот еще: пригласили на комиссию с участием старых большевиков. Вы приехали на розовом «Вольво», в желтом шейном платке. Произнесли: «Я вашу газету «Правда» не читал и читать не собираюсь». После чего вас месяцев семь не выпускали за границу.

— Помню другое — пришел на встречу с начальниками в желтых вельветовых штанах. Косились с подозрением. А желтого платка не было.

— Как и розового «Вольво»?

— «Вольво» был темно-синий. Замечательный автомобиль, с «Мустангом» никакого сравнения! Продал другу-танцору.

— Нет. Хотя Эсамбаева тоже знал. Тот «Вольво» я купил прямо в аэропорту Амстердама, где давали скидку в 30 процентов. До Зигена машину мне перегонял Эйве.

— Президент ФИДЕ? Уровень!

— А что такого? Мы дружили, он сам предложил помочь. Потом я усадил в автомобиль Кереса с Марией Августовной — и совершили чудесное путешествие северным путем Зиген — Вильнюс.

— В радость были такие маршруты?

— По Европе ездил с удовольствием. Нравилось рассматривать маленькие города, общаться с людьми — даже из дорожной полиции. Водил лихо, а в Польше штраф за превышение скорости — почти сто марок. Пытался торговаться: «Пан инспектор, это дорого, так не можно!» В ответ: «Пан водитель, можно, можно. »

Был и печальный опыт. Играл на турнире в Пальма-де-Мальорке с Петросяном и Корчным. Возвращались через Париж. Жили на окраине, возле Венсенского леса, о котором Шекспир писал. Петросян и Корчной вытащили списки, что надо купить. Бегали по магазинам, искали кофточки, штанишки.

— У меня идея была другая. На Елисейских Полях увидел в салоне шикарный белый «Ситроен». Зашел и купил. На таком Фантомас улетал. Разогнался и — фьють.

— Фантастика. Для человека с советским паспортом.

— Но покупать «Ситроен» было страшной глупостью! Перегнать сразу не мог. Менеджер салона еще спросил: «Зачем выкладываете такую сумму? Оставьте 500 долларов залога. » Но я настаивал: «Э-э, нет! Берите все!» Прошло время, понял, что машину забирать не хочу. Ни к чему она мне.

— Нужно возвращать деньги.

— Это растянулось на пять лет. Помог один голландец — обо всем договорился с представительством «Ситроена». Мне 500 долларов сверху вручили.

— Получается, удачно вы вложились.

— Я их назад отослал. Решил, что французы ошиблись, — а мне лишнего не надо.

— Говорили, на ваших автомобилях был номер 64-64.

— Вранье. Никогда у меня не было особенных номеров.

— Кто еще из гроссмейстеров ездил на иномарке?

— У Петросяна был «Мерседес», у Кереса — «Шевроле». В советской Москве можно было что угодно купить через УПДК.

— Управление дипломатического корпуса?

— Да. Из посольств списывали довольно приличные машины, еще долго бегали. Я все уговаривал Толю Ромашина: «Давай куплю тебе американское грохоталово? «Форд Импала» — о-о-огромный такой сундук. » У Толи глаза округлялись: «Боже упаси! Меня в театре съедят!»

— Ромашин интересовался шахматами?

— Нет. Что не мешало общаться, выпивать. И в Париже встречались, и в Москве. Я очень любил Ромашина, это был настоящий друг. Блестяще сыграл Николая II в фильме «Агония» у Элема Климова. Погиб Толя нелепо: пилил дерево на даче, им и придавило. Жуткая смерть!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: