Фотографии Александринского театра

Александринский театр

В величественном здании в стиле ампир рядом с Невским проспектом расположился Александринский театр. Фасад прекрасного здания украшен скульптурами – муза комедии Талия, муза трагедии Мельпомена, муза истории Клио и муза танца Терпсихора. Здание театра красиво обрамляет скульптурный фриз с театральными масками и переплетенными ветвями, а маскароны в виде львиных морд украшают оконные и дверные проемы первого этажа.

Фасад Александринского театра над колоннадой украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры — С. С. Пименов.

В 1756 году, по Указу императрицы Елизаветы Петровны, был создан «первый постоянный публичный театр» . Первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». С 1759 года театр получил статус придворного и до революции 1917 года находился под личным патронатом российских монархов. Свой нынешний облик и имя Александринский театр получил в 1832 году. Название было дано в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Здание театра — шедевр мировой театральной архитектуры. Охраняется ЮНЕСКО

Архитектор Александринского театра — выдающийся зодчий Карл Иванович Росси. Эта работа оказалась последней для него.. Во время строительства театра возникла проблема с сооружения подвалов. Изначально пол хотели сделать значительно ниже, но это проблематично, так как здание стоит на болоте. Но нашли выход — по венецианской технологии в болото на Невском проспекте вбили три тысячи дубовых свай, а сложные системы дренажа из колодцев и труб давали возможность откачивать воду.

Зрительское фойе

Фойе, лестницы и вестибюли театра украшены скромно, в отличии от нарядного и торжественного зрительного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Вход в театр. Зрительское Фойе

В арочном проеме Зрительского фойе в конце лестницы находится большое зеркало — это замаскированная дверь, за которой был тайный ход, сделанный для того, чтобы император мог пройти в ложу незамеченным.

«Вход в кресла и места за креслами» — гласит надпись над аркой в Зрительском фойе.
Зеркало — тайный вход для императора Потолок, из-за нехватки средств, украшен росписью, а не не лепниной, как планировалось изначально

В углах театра можно увидеть радиаторы необычной конструкции. При Росси был построен воздуховод, по которому из печки, размещенной под зрительным залом театра, теплый воздух, ароматизированный французскими духами, распространялся по всему зданию. Духи закупались канистрами!

Радиатор действует и поныне

Царское фойе

Плафоны фойе, царской и министерской лож были расписаны по рисункам самого Карла Ивановича Росси, а плафон зрительного зала, изображавший Олимп и Парнас, писал Антон Виги.

Царское фойе

Мраморные камины в Царском фойе украшены бюстами А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. В одном из документов сообщалось: «..совершенно справедливо оказать такое же внимание к памяти этих авторов, какое уже оказано таким писателям, как Фон-Визин, Гоголь и Островский, то есть заказать их бюсты из бронзы и поместить таковые в фойе Александринского театра. Таковые бюсты, исполненные скульптором Дирекции Каменским и вылитые из бронзы Мореном, обойдутся до 1500 рублей».

Ковер перед царской ложей

По протоколу в главной ложе театра император мог появиться только в сопровождении свиты, при этом исполнялся гимн «Боже, царя храни».

Вход в Царскую ложу

При планировании внутреннего убранства театра император Николай I желал видеть обивку зрительного зала в красном цвете, а Росси хотел украсить зрительный зал обивкой голубого цвета. Архитектор объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. И император уступил. Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок.

Царская ложа. Каждый ярус в зрительском зале имеет свой узор!

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса, рядом с царской ложей. Но в 1837 году директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора, что архитектор продает места в своей ложе «кому попало». После этого случая Росси было объявлено о том, что при последующем подобном инциденте он лишится билета.

Читайте также:
Инвестиции в Австрию

Нижняя ложа слева от сцены — личная ложа императора, над ней — семейная ложа, выше — детская ложа

Справа от сцены нижняя ложа принадлежала директору императорских театров, выше — министру внутренних дел.

Справа и слева небольшие ложи наверху отдавали слепым зрителям, так как из них ничего не было видно, но очень хорошо слышно

В партере рассаживались офицеры, чиновники, помещики. Дам в начале XIX века туда не пускали, по одной из версий, чтобы сидящие на ярусах не заглядывали в декольте. Семьи всегда размещались в ложах. Театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера и входы туда были разными.

Зрительские места и ярусы в перерывах между спектаклями, накрываются тканью, которая называется пижамой. Это делается для того, чтобы бархат не впитывал пыль.

Люстра, которая сейчас висит в зале, вторая. Первая была деревянная, резная на 72 свечи. Перед спектаклем люстра поднималась в люк расположенный в потолке, в ламповый зал и там зажигали свечи, после спектакля люстру поднимали и гасили свечи.

Орнамент потолка

При попытке провести электрические провода по первой, деревянной люстре, она рассыпалась из-за жара свечей.
Срочно была нужна новая люстра и ее привезли из Зимнего дворца.
Эта люстра была больше в диаметре, чем первая и не помещалась в люк. Для того чтобы её помыть или поменять лампочки, люстру опускают в партер.

Люстра из Зимнего дворца Портал над сценой

Театр славится своей великолепной акустикой. Даже если актер тихо прошепчет со сцены, его слова будут слышны из любой точки зрительного зала. В конструкции здания Карл Росси заложил акустическую трубу — систему, которая идеально улавливает и отражает звук. Ложи, чуть наклоненные к сцене, также работают как резонаторы.

Акустическая труба

В Александринском театре бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Витте, Столыпин, Маннергейм и многие другие политики, коронованные особы, ученые, военные, деятели культуры.

Музей

На третьем ярусе театра находится уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России — Музей русской драмы. В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из спектаклей XIX-ХХ вв., созданные по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я. Головина, И.Я. Билибина идр.

Боярский зал

В этом зале представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к спектаклям: «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934, 1949, 1999), «Великий государь» В. Соловьева (1945) и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1957).

Царский кафтан «Борис Годунов» (А.С.Пушкин, постановка1999г.) Бутафорский сундук Сарафан белый от костюма царицы («Великий государь»,1945) Царские кафтаны к спектаклям «Борис Годунов» (постановка 1934г.) и «Великий государь» В.А.Соловьева (постановка 1945г.)

Гоголевский зал

В экспозиции представлены оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова» ( Н.В.Гоголь, «Мертвые души») .

Костюм Коробочки, «Мертвые души»

Головинский зал

Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина. Здесь представлена сохранившаяся обширная коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам этого художника для спектакля «Маскарад» М.Ю.Лермонтова.

«Маскарад». Стул из картины «Бал»,1917 «Маскарад»,1917

Зал XVIII века

В 1930-е годы было создано две редакции пьесы А.Н. Толстого «Петр Первый», где помимо первого российского императора предстали многие исторические личности – его сподвижники и современники.

Камзол придворного и платье царевны Анны («Петр I» А.Н.Толстого, постановка 1938г.)

Императорский зал

В этом зале воспроизведена обстановка императорских апартаментов в Александринском театре в эпоху Николая I. Колористическая гамма отделки — голубой шелк и вызолоченные орнаменты – напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном К.И. Росси.

Фрагмент витрины в Императорском зале

Театральный разъезд

Костюмы конца XIX века Костюм Гертруды (в центре) из пьесы В.Шекспира «Гамлет», постановка 1954г. Костюмы, корона и трон Клавдия («Гамлет», 1954)

Так же в музее представлены костюмы и атрибуты других времен, они обозначены как Советский и Тургеневский залы. Предлагаю Вам посетить Александринский театр и его музей и увидеть все собственными глазами. Будет интересно!

Читайте также:
Отдых в Хорватии летом: цены на курортах, лучшие отели

Александринский театр: экскурсия по Музею русской драмы

В пространстве третьего яруса Александринского театра находится уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России — Музей русской драмы. Журнал об искусстве Точка ART приглашает читателей совершить «Экскурсию для чтения» по некоторым из его залов.

Деталь царского кафтана, представленного в Боярском зале © Александринский театр

Русский театр с самого начала своего существования стремился отобразить на своей сцене яркие страницы отечественной истории. Роли легендарных киевских князей и варяжских прародителей русской монархической династии в XVIII веке воплощали на сцене Федор Волков, Иван Дмитревский, Петр Плавильщиков.

Затем на сцену в блестящем исполнении петербургской труппы приходят Димитрий Самозванец и Екатерина Вторая, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иоанн Грозный и Царь Федор Иоаннович.

Постепенно не только боярская Русь становились объектом театральных представлений. На сцену проникает и век восемнадцатый. Первые русские актеры, сподвижники Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские походы, пугачевский бунт вызывают к жизни новых театральных героев. Вскоре александринская сцена переходит к воплощению недавнего исторического прошлого, почти смыкающегося с современностью.

Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с ее укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для этой эпохи костюмами и аксессуарами. За два с половиной века существования петербургской драматической сцены Александринский театр накопил огромный багаж, ценнейшую коллекцию предметов материальной культуры различных эпох, костюмы, мебель, реквизит, бутафорию, вещи из легендарных спектаклей, созданные по эскизам знаменитых театральных художников, именные костюмы, в которых выступали на сцене корифеи театра — М.Г. Савина и К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и В.Н. Давыдов, Н.К. Симонов и Н.К. Черкасов.

Экспонаты коллекции сгруппированы по тематическому принципу, отраженному в названиях залов.

БОЯРСКИЙ ЗАЛ

В этом зале представлены эскизы декораций, реквизит и костюмы к спектаклям «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934, 1949, 1999), «Великий государь» В. Соловьева (1945) и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1957).

Царские кафтаны к спектаклям «Борис Годунов» (1934) и «Великий государь» В. Соловьева (1945) © Александринский театр

Первая коллекция исторических костюмов эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова была создана в Александринском театре еще в конце 1860-х годов, когда первая часть драматической трилогии А.К. Толстого, а затем и великая пушкинская трагедия получили свое первое сценическое воплощение. Художники, трудившиеся над их созданием, скрупулезно изучали быт московских царей и цариц, стремясь исторически точно воссоздать покрой и детали отделки облачения царей и бояр. Были использованы натуральные старинные материи, которые искусно сочетались с имитационными технологиями, которые должны были подчеркнуть блеск и богатство костюмов. Эти же костюмы в дальнейшем с успехом использовались и в других исторических пьесах, действие которых разворачивалось на Руси в XVI-XVII веках.

В 1890-х годах коллекция была значительно пополнена костюмами, созданными по эскизам художника императорских театров Е. П. Пономарева, который работал над постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Борис». Пополнялась и обновлялась коллекция в 1900-е годы, когда режиссер А.А. Санин ставил пьесу А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», когда возобновлялась постановка «Бориса Годунова».

Этой коллекцией, что-то переделав и подогнав под конкретных актеров, воспользовались при постановке «Бориса Годунова» в 1934 году, над которой режиссер Б.М.Сушкевич и художник Г.П.Руди. В 1945 году коллекция была существенно дополнена костюмами, созданными по эскизам В. Дмитриева для спектакля «Великий государь» по пьесе В. Соловьева.

За витриной с костюмами эскизы В.В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь» © Александринский театр

Дополнялись и перешивались из старых костюмов и при постановке «Царя Федора Иоанновича» А.К. Толстого, а также при постановках «Бориса Годунова» в 1949 и в 1999 годах. Среди представленных костюмов привлекают внимание царские облачения, которые послужили Н.К. Черкасову, Н.К. Симонову и А.Ф. Борисову для создания образов Ивана Грозного, Бориса Годунова и Царя Федора.

Посетители музея имеют также уникальную возможность увидеть в полном объеме экспонируемую серию эскизов выдающегося театрального художника В.В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь».

ГОГОЛЕВСКИЙ ЗАЛ

Н.В. Гоголь был теснейшим образом связан с Александринским театром. В юности он мечтал поступить на петербургскую драматическую сцену актером, а позже, будучи уже знаменитым писателем и драматургом, лично принимал участие в подготовке премьер своих пьес. В 1836 году он присутствовал на репетициях своего «Ревизора». В фойе читал пьесу актерам, а в репетиционной комнате и в зрительном зале во время проб вносил исправления и изменения в текст. «Ревизор» стал самой репертуарной пьесой не только александринской сцены, но и русского театра в целом.

Читайте также:
Веб камера в Словении

Витрина в Гоголевском зале с костюмами и бутафорией © Александринский театр

В Александринке были поставлены все драматические сочинения писателя, а также еще при его жизни инсценированы некоторые из прозаических произведений.

В зале сделана попытка воссоздать сценический мир Гоголя. Здесь представлены фотографии из различных постановок «Ревизора», вплоть до последней — спектакля Валерия Фокина, удостоенного многих театральных и государственных наград. В витрине можно увидеть костюм Земляники из спектакля 1897 года, режиссерский экземпляр Л.С. Вивьена, поставившего «Ревизора» в 1952 году с Б.А. Фрейндлихом в роли Хлестакова, Ю.В. Толубеевым в роли Городничего и Н.К. Черкасовым в роли Осипа.

Бутафория к гоголевским спектаклям © Александринский театр

Значительное место в экспозиции занимают оригинальные костюмы и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», созданного режиссером Н.М. Шейко по мотивам поэмы «Мертвые души». В этом спектакле, поставленном в 1974 году, было собрано созвездие блистательных мастеров Александринки: И.О. Горбачев (Чичиков), В.В. Меркурьев (Манилов), Ю.В. Толубеев (Собакевич) Л.П. Штыкан (Коробочка) А.Ф. Борисов (Плюшкин), И.П.Дмитриев (Ноздрёв).

ГОЛОВИНСКИЙ ЗАЛ

Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина. Именно благодаря его влиянию в 1908 году режиссером Петербургских Императорских театров стал В.Э.Мейерхольд. До своего прихода в труппу Императорских театров Мейерхольд не встречался с Головиным в работе. На сценах Императорских театров (Александринского и Мариинского) они создали 16 спектаклей, в их числе такие шедевры, как постановки комедии Мольера «Дон Жуан» (1910) и драмы Лермонтова «Маскарад» (1917).

В специальной витрине, посвященной спектаклю «Дон Жуан» мы сможем увидеть не только фотографии, но и подлинные костюмы Ю.М. Юрьева, исполнявшего заглавную роль. Рядом костюм Сганареля (К.А. Вармалова).

Головинский зал © Александринский театр

Основное пространство зала отдано «Маскараду». Здесь фотографии всех сцен спектакля. А рядом — чудом сохранившаяся обширная коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина: ширма «с дьявольским глазом», золоченое портальное зеркало, кресло из дома Арбенина, кресло и стулья из маскарадного и бального зала, кресло и стулья из комнаты князя Звездича. Преломляя различные стилевые черты, свойственной «эпохе ампира», художник создал гротескные образы, раскрывающие самую суть обстановки, в которой действовали герои.

Несколько десятков костюмов представляют и главных персонажей драмы, и создают пеструю маскарадную толпу, окружающую и затягивающую героев в свой круговорот. Напротив центральной витрины посетители экспозиции смогут увидеть репродукцию рабочих эскизов выставленных костюмов и сравнить замысел художника и его воплощение.

«Маскарад» был поставлен 25 февраля 1917 года и стал тем самым последним спектаклем императорской эпохи в России. В финале спектакля на сцену опустился траурный занавес, появление которого было воспринято зрителями символически.

Вместе с тем александринский «Маскарад» только начинал свою театральную жизнь. Трижды — в 1926, 1932 и 1938 годах этот спектакль возобновлялся и в общей сложности прожил на сцене Александринки три десятка лет.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ЗАЛ

В этом зале воспроизведена обстановка императорских апартаментов в Александринском театре в эпоху Николая Первого. Колористическая гамма отделки — голубой шелк и вызолоченные орнаменты — напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном К.И. Росси.

Витрина в Императорском зале © Александринский театр

На стене — портрет жены Николая Первого — Александры Федоровны (Александрины) в честь которой и был назван театр. Исторические и бутафорские предметы обстановки как бы напоминают нам о том, что эпоха историческая приобрела впоследствии на сцене свою театральную жизнь. Придворные платья, императорские, сенаторские, губернаторские, камергерские и гвардейские мундиры…

Этот великосветский мир создавал атмосферу, в которой развивалось искусство пушкинской и лермонтовской поры. Порождением и жертвами этой блистающей великолепием среды были гениальные поэтические таланты, определившие художественную доминанту русской культуры. Именно благодаря спектаклям, посвященным А.С. Пушкину («Болдинская осень» Ю. Свирина) и М.Ю. Лермонтову («Лермонтов» Б. Лавренёва), великосветский мир николаевского времени нашел свое воплощение на александринской сцене. На стенах — фотографии из этих спектаклей. В витрине представлены костюмы, пополнявшие коллекцию театра на протяжении двадцатого века.

Читайте также:
Почему арабы берут в жёны русских женщин

ТУРГЕНЕВСКИЙ ЗАЛ

И.С. Тургенев имел с Александринским театром самые тесные отношения. В молодости он был заядлым театралом и не пропустил ни одной значительной театральной премьеры. Здесь были поставлены его ранние пьесы. Затем на долгие годы творческое сотрудничество писателя с театром было приостановлено и только в 1879 году, когда М.Г. Савиной удалось «провести» на сцену комедию «Месяц в деревне», где великая актриса сыграла роль Верочки, отношения с Александринкой вновь возобновились. И.С. Тургенев был восхищен талантом М.Г. Савиной, привнесшей в его пьесу дыхание жизни. Между Тургеневым и Савиной завязалась оживленная переписка. История творческого и человеческого общения великого писателя и блистательной актрисы впоследствии легли в основу спектакля «Элегия», который в 1975 году режиссером И.С. Ольшвангером был создан по пьесе П. Павловского. Образ Тургенева воплотил выдающийся мастер александринской сцены Б.А. Фрейндлих, а Савину сыграла артистка В.В. Панина. В экспозиции представлены подлинные вещи и костюм М.Г. Савиной, а также костюм Б.А. Фрейндлиха и В.В. Паниной из спектакля «Элегия»

Сапожки Марины Гавриловны Савиной для спектакля «Холопы» П.П.Гнедича, 1908 © Александринский театр

Важное место в экспозиции занимает уникальная серия эскизов В.В. Дмитриева к другому легендарному тургеневскому спектаклю — постановке романа «Дворянское гнездо», которую в 1941 году осуществил А.А. Музиль. В этом спектакле играли такие корифеи театра, как Н.К. Симонов, Н.С. Рашевская, В.А.Мичурина-Самойлова, К.В. Скоробогатов.

В витринах представлены костюмы из тургеневских постановок, а также предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои.

СОВЕТСКИЙ ЗАЛ

Советская эпоха привнесла на сцену Александринского театра новую революционную тематику. Наряду с классикой на старейшей сцене России появились пьесы советских авторов. В зале представлены легендарные постановки — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1955) и «Бег» М.А. Булгакова (1958).

Кресло Хлудова из спектакля «Бег» М.А. Булгакова, режиссер Л.С. Вивьен, 1958 © Александринский театр

Оба эти спектакля в своем роде уникальны. Они символизируют собой начало так называемой «оттепели» после десятилетий сталинского режима. Сыгранная в преддверии ХХ съезда партии «Оптимистическая трагедия» в постановке Г.А. Товстоногова стала знаком того, что мрачные силы подавления человеческой личности должны отступить. Этот спектакль, удостоенный Ленинской премии, был силен и актерскими победами. В историю театра вошли незабываемые создания Ю.В. Толубеева (Вожак), О.Я. Лебзак (Комиссар), И.О. Горбачева (Алексей), А.В. Соколова (Сиплый).

Своей постановкой Л.С. Вивьен открыл сценическую судьбу пьесы М.А. Булгакова «Бег». В центре этого спектакля был гротескный и одновременно трагический образ полковника Хлудова, созданный Н.К. Черкасовым.

Зал «Театральный разъезд» © Александринский театр

В витрине посетители экспозиции увидят подлинные предметы, характеризующие тревожную революционную эпоху, оружие, кожанку Комиссара, шинель Хлудова, знаменитое золоченое кресло, в котором сидел покидающий родину герой. На стенах — фотографии из спектаклей.

Познакомиться с экспонатами остальных залов музея можно здесь

Также на сайте журнала вы можете совершить виртуальные экскурсии по выставкам:

Псковские клетки памяти

«Весною из Риги занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды… моровая язва, от которой множество ежедневно умирало», – в наши дни это летописное свидетельство 1710 года воспринимается очень живо и сочувственно: стоит лишь Ригу заменить на Ухань.

В те времена псковичи обратились за помощью к высшим заступникам и, следуя древней традиции, в начале дороги в Прибалтику, поставили часовню во имя святой Анастасии. Сначала деревянную, потом – каменную. А в 1911 году, когда в городе построили ажурный мост через Великую, возвели новую памятную часовню по проекту академика архитектуры Алексея Щусева. Росписи внутри были сделаны спустя два года иконописцем-реставратором Григорием Чириковым по эскизам художника Николая Рериха, который воплотил в своем замысле идею великого заступничества за Псковскую землю.

На протяжении долгих лет часовня оберегала Псков и его жителей. Говоря современным языком, это наш естественный иммунитет от болезней и невзгод. Вместе с городом и его жителями Анастасиевская часовня пережила многочисленные невзгоды: революции, войны, смену правителей и ценностей. Но сегодня в спасении нуждается она сама, и вопрос здесь уже стоит иначе: а сформировался ли в нас иммунитет против равнодушия и невежества? Насколько мы способны противостоять беспамятству, неуважению к наследию?

Читайте также:
Современная валюта Турции

Вчера в Псковской областной филармонии прошел знаковый в этом смысле концерт, посвященный 110-летнему юбилею со дня основания в Пскове Анастасиевской часовни. Архивные и современные фотографии, добрые слова людей, участвовавших в сохранении памятника, отрывки из фильма «Анастасия» – значит «Возрождение», который был создан на народные пожертвования, собранные благотворительным Фондом имени Елены Ивановны Рерих, – полуторачасовая встреча стала данью уважения уникальной святыне Пскова.

Приветствуя гостей, президент Благотворительного Фонда имени Елены Рерих Павел Журавихин назвал Анастасиевскую часовню удивительным оберегом, который имеет огромную культурную ценность. «Часовня предстала мне как слеза Богородицы, которая упала на землю и застыла, – сказал он. – . Сегодня перед потомками стоит вопрос: а сможем ли мы сохранить и передать след поколениям это чудо?»

Президент Фонда напомнил о том, как в самый разгар локдауна 2020 года разрабатывалась программа по спасению часовни и выразил благодарность всем, кто принял живое участие в общем деле. Это и губернатор Псковской области Михаил Ведерников, и Псковская епархия во главе с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном, это представители АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» и Псково-Изборского объединенного музея-заповедника, а также многочисленные горожане, оказавшие моральную и материальную поддержку.

На данный момент уже разработан проект по реставрации архитектуры и живописи памятника, произведена профилактическая заклейка фресок, которая позволит сохранить роспись. В часовню проведено электричество, это позволит контролировать температурный и влажностный режим внутри часовни, а также организовать в ней все необходимые работы. Специалисты продумали проект по переносу часовни ближе к кампусу ПсковГУ – это убережет памятник от разрушительного воздействия грязи и вибрации Ольгинского моста, который к тому же в недалеком будущем также ждет реставрация.

«Не все идет просто, – признался Павел Журавихин. – Даже концерт прошел через препятствия. Николай Кузнецов, который должен был выступить с благотворительным концертом, заболел коронавирусной инфекцией. Но он пригласил к нам не менее талантливого, очень перспективного российского пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Александра Ключко».

Псковичи услышали произведения Александра Скрябина, Фредерика Шопена, Людвига ван Бетховена. Особенно проникновенно со сцены БКЗ прозвучали пьесы из цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Суровая простота и таинственность «Старого замка» подчеркивала фотоподборку современных изображений часовни, зафиксировавших ее плачевное состояние в недалеком прошлом.

Однако завершился концерт мажорными монументальными нотами «Богатырских ворот» Мусоргского. И, наверное, это неслучайно – так велики ожидания, что планы специалистов воплотятся в жизнь: уже в этом году часовня займет свое новое место, а внутри нее начнется последний этап реставрации фресок.

Прощаясь со слушателями, Александр Ключко исполнил для псковичей на бис пьесу Петра Чайковского «Март», а организаторы выразили надежду, что такие благотворительные концерты станут традиционными в нашем городе. Добавим, что все сборы от продажи билетов будут направлены на реставрацию бесценных настенных росписей архитектурного шедевра Псковской земли.

Влюблённая в оркестр

Вместо кино директор псковской филармонии ходит на все концерты классической музыки

Елизавета Барышникова руководит Псковской филармонией чуть больше года. В свое время ее назначение восприняли неоднозначно – без опыта, да еще и такая молодая, по протекции, небось. Однако эти разговоры быстро стихли: раз за разом филармония удивляла зрителей новыми концертами, нестандартными для этого классического заведения акциями. Раз за разом Елизавета и главный дирижер Николай Хондзинский задавали новую планку работы. И каждый раз – ух ты! У псковского симфонического оркестра появились сотни новых благодарных слушателей, а псковичи неожиданно обнаружили вкус к классической музыке. О том, как сама влюбилась в то, что делает, Елизавета рассказала «Псковской правде».

Силы в творчестве

– Я приняла это как данность. Не было никакого удивления. С первых дней работы было так много, что просто некогда было задумываться о себе на месте руководителя. Прошел год, и я понимаю, что это возможно. Сделанное за это время, на мой взгляд, это подтверждает.

Читайте также:
Остров Сал, Кабо-Верде — подробная информация с фото

– Культура – сфера специфическая. И люди, которые тут работают, довольно ревностно относятся к «пришельцам» извне. А тут — девочка какая-то. Чувствовали себя немного не в своей тарелке?

– Да. Безусловно. Но мне кажется, сфера здесь не имеет значения. Куда бы ты ни пришел, первое время осваиваешься. У меня тоже был такой период, он продолжался несколько месяцев пока мы совместно с главным дирижером оркестра Николаем Хондзинским работали над первым проектом. И уверенность в том, что я все делаю правильно, появилась после первого концерта, когда был полный зал и много положительных отзывов. Делать из каждого мероприятия событие – стало главным принципом в моей работе. Хотя поначалу было страшно, были сомнения по поводу себя, своих сил, своих возможностей.

– То, что вы – молодая, красивая девушка, вам в работе помогает?

– Да, помогает. Музыканты, с которыми мы работаем – те же солисты Мариинского театра или Московской филармонии – это люди почти моего возраста. Конечно, когда тебе 28, гораздо проще найти общий язык и точки соприкосновения.

Влюбилась в классику

– В должности директора филармонии вы воплотили в жизнь достаточно интересных проектов. Вы пришли, уже держа их в голове?

– Нет, абсолютно. Не было ничего такого. Я видела, что филармония воспринимается жителями как прокатная площадка для выступлений поп-звезд, не очень известных коллективов или коллективов, которые, например, моему вкусу претят. Мне показалось странным, что несколько в стороне остаются ее главные коллективы, тот же симфонический оркестр. А он, между прочим, является крупнейшим профессиональным коллективом во всем регионе. Наверное, в тот момент пришло понимание, что начинать надо с него. Хотелось сделать так, чтобы он вызывал интерес у зрителей.

– Теперь вы приглашаете те коллективы, которые не претят вашему вкусу?

– Совсем нет. Зрители все очень разные, со своими вкусами и предпочтениями. Хочется, чтобы филармония была интересна каждому, поэтому мы лавируем, приглашаем коллективы не только на свой вкус. Если же говорить о моем вкусе, то за последний год я стала поклонницей нашего симфонического оркестра. Не пропускаю ни одного концерта.

– А раньше? Были хоть на одном?

– Раньше – нет. В моей жизни почти не было классической музыки. Это все приобретенное, все то, к чему у меня в процессе работы возникла любовь. Конечно, большое влияние на меня в этом плане оказал Николай Хондзинский. У нас с ним сложился хороший творческий тандем. Мы советуемся по многим вопросам. Он направляет меня, рассказывает о музыке, я хожу на репетиции, концерты и, конечно, я не все понимаю, но прониклась, заинтересовалась, влюбилась.

– А какие у вас отношения с музыкой? Какую любите слушать?

– Я – меломан. Слушаю самую разную, однако заметила, что в последнее время отдаю предпочтение все же классике.

– Вы как руководитель, какая?

– Я очень требовательная. Все мои сотрудники понимают ответственность, которую они несут, работая в филармонии. Иногда все же приходится давать дополнительные разъяснения, в любом случае 24 на 7 у меня все под контролем. Здесь мне повезло.

В прошлом – дипломат

– Откуда вы пришли в филармонию?

– Одно время я работала в псковском театре помощником – заместителем художественного руководителя. Тогда он только открылся после реконструкции, началась работа над созданием проектов, фестивалей, спектаклей. Мне нравилась эта работа, но в какой-то момент я все же решила поработать по своему профильному образованию и уехала в дипломатическую миссию в Литву. Год отработала в Клайпеде по контракту. Поняла, что это не мое, вернулась в Псков.

– Как вы выбрали профессию дипломата?

– У меня всегда была склонность к языкам. Английским занималась, мне кажется, с утра до вечера. Не скажу, что учиться любила, но при этом была отличницей. В семье говорили, что мне надо стать дипломатом – сказывались нереализованные мечты родителей. Я училась в государственном академическом университете гуманитарных наук при Российской академии наук на факультете мировой политики.

Читайте также:
Список крупных и интересных городов Японии

– Получали образование в Москве, работали в Литве. Почему вернулись в Псков?

– Не знаю. Тянет. Я не строила и не строю грандиозных планов на свою жизнь, потому что понимаю, что все течет и все меняется, принимаю все, что происходит со мной. Я не думала о том, вернусь в Псков или нет. Не ставила перед собой цель остаться в столице, потому что там можно больше заработать и возможности шире. Мне очень хорошо в Пскове. Я это четко осознала, когда вернулась после окончания университета. Наверное, это самое уютное место на земле для меня. А сейчас я понимаю, что могу тут не только счастливо жить, но и делать что-то полезное для своего города и его жителей.

– Ваша жизнь сейчас – это филармония?

– В основном, да. Работы очень много и она захватывает. Когда я поняла, что максимально ею увлечена и мне хочется сделать больше и больше, меня стали предостерегать, говорить, что могу перегореть. Я боюсь этого момента. Не хочу, чтобы он настал, но на данный момент предпосылок нет. Как будто все только начинается.

– Как строится ваш рабочий день?

– Начинается рано со звонков. Я провожу огромное количество времени на телефоне. Это может быть и 2 часа ночи и 7 часов утра. В офисе административная работа в течение рабочего дня. Иногда это работа без выходных. Это командировки, потому что все партнерские отношения выстраиваются на личных связях. Это социальные сети, с которыми мы активно работаем. Могу раскрыть небольшой секрет – «Инстаграм» я веду сама. Наши подписчики видят филармонию моими глазами, бывают со мной на репетициях, концертах, гастролях. Как показывают рейтинги, многим это интересно.

Концерты вместо кино

– А вам имеющихся знаний хватает?

– Я бы очень хотела получить профильное образование, окончить продюсерский факультет. Об этом всерьез задумываюсь. Все упирается во время, его катастрофически не хватает. Сейчас пытаюсь прикинуть, когда могу съездить отдохнуть и понимаю, что в лучшем случае это вторая неделя апреля. Если пройду во второй этап конкурса «Лидер года», в котором участвую, то еще две недели марта будут заняты полностью.

– Свободное время есть? В кино ходите?

– В кино последнее время не хожу, все чаще на концерты. Свободное время провожу на тренировках, встречаюсь с подругами, путешествую.

– Кто вас поддерживает?

– Моя семья. Родители, когда узнали о моих намерениях очень удивились. Сказали: «Продержишься год – начнем уважать!» А я даже не заметила, как это год пролетел. Сейчас следят за всеми событиями в филармонии, ходят на концерты классической музыки. Им нравится то, что я делаю. Мне кажется, они начали мной немножко гордиться.

– Ваш папа Геннадий Барышников – первый заместитель председателя областного комитета по образованию. В свое время было много слухов, что ваше назначение не обошлось без его участия. Насколько они правдивы?

– Папа не имеет к моему назначению вообще никакого отношения, и по работе мы абсолютно с ним не пересекаемся. Он всегда помогает советом, но интересы мои не лоббирует, справляюсь с этим сама.

Проект «Псковской правды» к 8 марта «Женское дело» посвящен жительницам Псковской области, которые владеют собственным бизнесом, руководят частными компаниями и государственными структурами, вносят заметный вклад в экономику и общественную жизнь региона.

Об остальных героинях проекта читайте ЗДЕСЬ.

Филармония Пскова

Филармония в Пскове — одна из концертных площадок города. Учреждение образовано в 1944 году. С тех пор филармония ни разу не прерывала свою работу и в 2019 году отметила 75-летний юбилей. Почтенный рубеж учреждение встретило достойно, став центром культурной жизни региона. Об этом как нельзя лучше свидетельствует статистика: число слушателей классической музыки за последние годы выросло в три раза.

Зрительская любовь — следствие правильной тактики директора и плодотворной работы коллективов. К ним относятся ансамбль «Девичьи слёзы», инструментальный дуэт, баян-квартет, ансамбль русской музыки «Псков». Последнюю группу даже прозвали живой легендой филармонии — популяризируют игру на гуслях. Этот инструмент умело дополняют клавишные, домра, гитара, баян, балалайка, но именно гусли придают звучанию оркестра особый дух.

Читайте также:
Фотографии Египетских пирамид

Настоящая гордость Псковской филармонии — симфонический оркестр, появившийся при учреждении в октябре 1996 года. В 2019 году коллектив под руководством главного дирижёра Николая Хондзинского удостоился статуса «губернаторский». Такое звание оркестр заслужил разнообразными программами, сотрудничеством с коллегами из европейских театров, освоением новых форматов. В копилке коллектива — немало грамот и благодарственных писем.

С 2017 года учреждение возглавляет директор Елизавет Барышникова, Большим концертным залом заведует Александр Боярков.

Афиша и концерты Псковской филармонии

С афишей концертной площадки можно познакомиться за несколько месяцев вперёд. Программа ближайших мероприятий публикуется в соответствующем разделе на официальном сайте учреждения. Представления для взрослых проходят в основном в вечернее время, в то время как детские — ставятся на первую половину дня.

Среди полюбившихся жителям Пскова жанров — программы русской, западноевропейской и современной музыки, праздничные концерты, в том числе для детей и молодёжи, выступления под открытым небом. К самым популярным относятся «Золото Вены», «Лавандовая ночь», ежегодный фестиваль русской музыки, традиционные рождественские вечера.

Понемногу развивается и балет — новое направление для Псковщины. Местные зрители уже высоко оценили постановки «Шахерезада», «Лебединое озеро», «Болеро». В последнее время со сцены не сходит балет «Щелкунчик». В представлении задействованы симфонический оркестр и Имперский русский балет.

БКЗ филармонии в Пскове

За аббревиатурой БКЗ скрывается Большой концертный зал. Именно на сцене этого помещения проводятся все мероприятия учреждения и не только. Площадка помнит выступления известных музыкальных коллективов из Санкт-Петербурга, народной артистки Людмилы Зыкиной, народных артистов СССР Элисо Вирсаладзе, Елены Образцовой, таких современных исполнителей, как Дима Билан, Елена Ваенга, Ирина Круг, Виктор Королёв, группы «Мельница» и других знаменитостей.

Традицией стало каждый год организовывать форум лучших молодых исполнителей страны. Проектом руководит российский пианист-виртуоз, лауреат Государственной премии РФ и народный артист РФ Денис Мацуев.

Современным требованиям отвечает и оборудование большого концертного зала. В 2016 году в рамках государственной программы «Сохранение и использование культурного наследия в России» площадка обзавелась новыми осветительными приборами. Создавать качественные шоу-эффекты помогают генератор мыльных пузырей Antari, генератор тумана Robe и конфетти-машина.

Билеты в Псковскую областную филармонию

Билеты можно купить или забронировать через официальный сайт филармонии в Пскове. Соответствующая опция сопровождает каждое представление в разделе «Афиша». После того, как определились с мероприятием и местом, вас перенаправят на orbilet.ru. Покупка облагается небольшой комиссией.

Кассы находятся в здании БКЗ. Часы работы: с понедельника по пятницу с 11:00 до 20:00, по субботам и воскресеньям — с 11:00 до 19:00. С 15:00 до 16:00 кассы закрыты на технический перерыв.

Цены на представления учреждения варьируются в диапазоне от 200 до 1 500 руб. В продаже имеются несколько абонементов. Выступления гастролёров обходится в разы дороже — от 800 — 1 000 руб.

Как добраться

Администрация филармония находится по адресу: ул. Ленина, 6А. Концертная площадка расположилась в 650 метрах по ул. Некрасова, 24. От исторического центра города, Псковского Крома, до здания вполне можно добраться пешком. Из транспорта рядом со зданием БКЗ курсируют автобусы и маршрутные такси.

Пешком: от местного кремля вы дойдёте за 14 минут. Двигайтесь на северо-восток по ул. Кремль, затем выходите на ул. Леона Поземского. Потом следуйте по ул. Советской и пр. Октябрьскому. Через 450 метров поверните направо на ул. Некрасова. Идите, пока не увидите здание советского типа с афишами и характерной вывеской.

На общественном транспорте: по Октябрьскому проезду проходит маршрут автобусов № 1, 3, 4, 11, 12, 14, 14а, 17, 106, 116, 207; маршруток № 50, 51, 51А, 54. Остановка называется «Детский парк». От неё при необходимости можно дойти и до административного здания филармонии.

На автомобиле: из восточного района Любятово под силу доехать за 12 минут. Большая часть пути проходит по ул. Льва Толстого и Плехановскому Посаду. Из пригородного района Орлецы, который находится на берегу реки Мирожка, поезжайте по ул. Яна Райниса, мосту имени 50-летия Октября, ул. Кузнецкой, Советской и Некрасовой. От железнодорожной станции «Псков» расстояние составляет 2,4 километра. Быстрее всего получится добраться по ул. Яна Фабрициуса.

Читайте также:
Отдых в Черногории в июне 2022 - погода, цены и отзывы

От ж/д станции «Псков»:

Из Орлецов:

Из Любятово:

На такси: в областном центре доступны известные сервисы «Максим», «Везёт», «Яндекс.Такси».

Большой концертный зал Псковской филармонии на панораме Yandex: вид снаружи

Видеосюжет о филармонии города Пскова:

Афиша псковской филармонии на январь 2022

18 января 2022 | вторник | 19.00

Концерт Елена Ваенга

Она одинаково естественна, когда исполняет «Курю» и «Королеву», непосредственна и легка, когда поёт «Цветы» и очень трагична, когда со сцены звучит «Шопен», «Остановка» или «Белая Птица». Эти искренние эмоции очень близки и понятны её зрителям, а в строках песен они находят самих себя.

Елена Ваенга — это природная стихия, порыв и сложный характер: настоящая южанка, выросшая на севере. Эта диалектика души видна и в музыкальных произведениях, которые Елена создает на сцене. Она музыкант, который оставляет всю душу в текстах своих песен. Елена в интервью шутила, что, на самом деле, замужем за музыкой, и ничего с этим поделать нельзя. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля юмора, а всё остальное — исповедь.

Кто такая Ваенга? Ответ на вопрос становится очевиден тем, кто хоть раз побывал на её концерте. Она не терпит небрежности в работе, всё должно быть доведено до совершенства. Она проста, понятна, но при этом характерна и многогранна. А главное — одинакова и в жизни, и на сцене. Для лиц старше 6 лет.

Билеты, приобретенные на 10 и 11 октября действительны.

22 января 2022 | суббота | 19.00

Княzz

Группа выступит с программой «Сказочник», а также исполнит лучшие песни «Короля и шута».

29 января 2022 | суббота | 15.00

Анна Виленская Пятая лекция из 9

Поздний романтизм. Как закончилась классическая гармония

В 9 лекциях Анна Виленская расскажет о самых важных вехах в истории музыки. Лекции будут простыми и веселыми, подойдут как начинающим музыкантам, так и людям, совершенно далеким от музыки. Можно приходить с детьми.

Поздний романтизм. Как закончилась классическая гармония. Музыка XX века — это уже отдельный виток музыки, которую иногда язык не поворачивается назвать «классической». Она не могла стать такой единомоментно: процессы разрушения старых правил начались в эпоху позднего романтизма — это вроде и часть романтизма, а вроде и отдельная эпоха. Поговорим о том, почему этот участок истории объясняет многое в музыке XX века.

30 января 2022 | воскресенье | 19.00

Николай Кузнецов. Благотворительный концерт

Благотворительный концерт Николая Кузнецова — лауреата Международных конкурсов, обладателя Гран-при «Monte Carlo Piano Masters» (Монако, 2021).

Концерт посвящен 110-летнему юбилею со дня основания в Пскове Анастасиевской часовни (1911–1913). В создании памятника принимали участие два выдающихся деятеля культуры начала ХХ века – архитектор А.В. Щусев и художник Н.К. Рерих. Часовня является частью Псково-Изборского объединенного музея-заповедника.

Сборы от концертов будут направлены на реставрацию бесценных настенных росписей архитектурного шедевра Псковской земли.

П.И. Чайковский. «Времена года»

М.П. Мусоргский. «Богатырские ворота»

Николай Кузнецов – аспирант Московской консерватории, ученик профессора Сергея Доренского. По оценке легендарного педагога: «Николай – уникальный человек, очень эмоциональный и тонкий музыкант. Его исполнение насыщено яркими образами и глубоким психологизмом. Это незаурядный талант. Его ждет большое будущее».

Николай Кузнецов является стипендиатом Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих, фондов Владимира Спивакова, Юрия Розума, Московского общественного фонда культуры и Фонда развития культуры «Возвращение». Обладатель гранта от сети фирм Pricewaterhouse Coopers, лауреат международного конкурса пианистов «Astana Piano Passion» (Казахстан), обладатель общественной премии «Будущее России», награжден стипендиями Правительства Москвы и президента РФ. С 2018 года участник федеральной программы Московской филармонии при поддержке Министерства культуры РФ «Звезды XXI века» и «Всероссийские филармонические сезоны».

Редчайший исполнительский талант молодого пианиста отмечен многими высокими наградами на международных конкурсах. Он стал обладателем первого приза конкурса «Золотое кольцо Шопена» (Словения, 2011), конкурса-фестиваля славянской музыки им. М. Балакирева (2011), фестиваля романтической музыки молодых музыкантов Москвы «Virtuoso-2015», московского фестиваля «Yamaha music award» (2014), Международного конкурса пианистов в Панама-Сити (Панама, 2016), Международного конкурса пианистов имени Рикардо Виньеса в Испании (2018), Международного конкурса «Wandering music stars» (Израиль, 2019).

Читайте также:
Открытие уникальной онлайн-академии об Израиле

БКЗ Псковской филармонии. Псков, Некрасова, 24

Столетняя история Московской филармонии в 10 уникальных событиях

Вечером в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт, в котором выступят известные музыканты – Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Анне-Софи Муттер, Валерий Гергиев, Российский национальный молодежный симфонический оркестр и другие. В Олимпийской деревне в Филармонии-2 будет играть Элисо Вирсаладзе.

История Московской филармонии уникальна. Практически все выдающиеся российские музыканты и будущие звезды, крупнейшие зарубежные исполнители, коллективы, композиторы выступали и выступают на ее сцене: от Гилельса, Рихтера, Оборина, Ойстраха, Когана, Ростроповича, Шафрана, Мравинского, Кондрашина, Рождественского, Светланова, до Гергиева, Плетнева, Мацуева, Третьякова, Спивакова и других.

На сцене филармонии переживали свое рождение великие партитуры Шостаковича, Прокофьева, Шнитке, зажигались новые звезды, побеждавшие на Всесоюзных конкурсах, которые проводила филармония, появлялись новые музыкальные коллективы – ансамбли и оркестры.

Московская филармония, созданная коммунистами по распоряжению Анатолия Луначарского и начавшая свою музыкальную жизнь в годы Гражданской войны и разрухи, стала своего рода эталоном того, что было создано в советскую эпоху и что стало безусловной ценностью для всего культурного мира. Разумеется, 100 лет – это история, факты, легенды.

Но Московская филармония, которую уже почти двадцать лет возглавляет выдающийся директор Алексей Шалашов, живет актуальной и динамичной жизнью, не останавливает свое движение ни на день и стала настоящим музыкальным центром мирового значения.

Сегодня на сценах филармонии проходит более 1000 концертов в сезон, в залах собираются около 600 000 слушателей. В программах филармонии участвуют более 1100 солистов и дирижеров, сотни коллективов – российских и зарубежных. Для юного поколения слушателей создаются десятки музыкально-просветительских абонементов.

Филармония работает в шести собственных залах, выступает на других сценах Москвы, в том числе – в историческом Большом зале консерватории. И уже сто лет Московская филармония остается центром интересов и дорогим сердцу местом для всех музыкантов и меломанов.

Для читателей “РГ” мы напомним некоторые яркие события из истории Московской филармонии:

1. Афиша концерта-открытия Московской филармонии (Госфила)

Девятая симфония Бетховена. Редкая запись трансляции из Большого зала консерватории 1 февраля 1951 года была издана на CD фирмой Aquarius в 2009 году.

2. Гастроли Отто Клемперера

“Просветленная ночь” Арнольда Шенберга в исполнении Отто Клемперера и Королевского оркестра “Консертгебау”. Запись с концерта 7 июля 1955 года в Амстердаме.

3. Приезд Белы Бартока

Allegro barbaro для фортепиано Белы Бартока, звучавшее на его концерте в Московской филармонии 24 января 1929 года.

4. Гастроли Артура Рубинштейна

Концерт Артура Рубинштейна в Большом зале консерватории. 1964 год. В программе – Шопен, Шуман, Дебюсси, Вила-Лобос.

5. Премьера Первого фортепианного концерта Шостаковича в Москве

Фрагмент финала Первого фортепианного концерта Шостаковича в исполнении автора. 1940 год.

6. Во время войны

Эмиль Гилельс исполняет Двадцать восьмую сонату Бетховена. Запись 1950 года.

7. В День Победы

9 мая 1945 года на Манежной площади состоялся концерт Госоркестра СССР под управлением Александра Гаука и Николая Аносова. В это же самое время на площади Маяковского солисты Московской филармонии выступали перед огромной аудиторией москвичей. Одна из участниц концерта – пианистка Нина Емельянова.

Нина Емельянова исполняет Революционный этюд и мазурку Шопена. Запись 1937 года.

8. Опера “Война и мир” Прокофьева в Московской филармонии

Ариозо Кутузова из оперы “Война и мир” Прокофьева в исполнении ведущего солиста Большого театра, народного артиста СССР Ивана Петрова.

9. Приезд Игоря Стравинского

Концерт Игоря Стравинского в Москве. 1962 год. Сюита из балета “Петрушка” в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии. Дирижер – Игорь Стравинский.

10. Премьера Тринадцатой симфонии Шостаковича

Тринадцатая симфония Шостаковича (на слова Евгения Евтушенко) – Adagio (“Бабий яр”). Запись со второго исполнения 20 декабря 1962 года в Большом зале Московской консерватории.

От “РГ”

Сегодня в Большом зале консерватории соберутся музыканты и публика, чтобы повторить тот исторический момент рождения Московской филармонии, который происходил в этом зале 100 лет назад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: