Фото Тяньцзиня (153 фото)

Тяньцзинь – достопримечательности и экономика

Тяньцзинь (Tiānjīn, 天津) раскинулся вдоль Бохайского залива, около Великого китайского канала. Удачно расположение между Пекином и океаном позволил Тяньцзину создать один из наиболее загруженных портов в Китае. Город отделяет от столицы страны всего 130 км. и доехать до Пекина можно за 30 минут на высокоскоростном поезде. Население насчитывает более 15 млн. жителей. Город знаменит своими протяженными улицами, помнящими колониальные времена.

История Тяньцзиня

До XII века долина Хайхэ не привлекала особого внимания. Постепенно здесь стали сооружать продуктовые склады. При империи Юань к складам добавились солеварни. Потом столица была перенесена из Нанкина в Пекин и развитие поселения получило мощный стимул к развитию и увеличению населения.

В 1368 году ему дали название Тяньцзиньвэй, что означало “охрана небесного брода”, по периметру поселения появилась стена, средняя высота которой 7, 6 м. Через город проходили торговые пути от южных и центральных провинций страны. При империи Цин продолжалось развитие города, увеличивался поток грузов, перевозимых водным путем. На телегах товары продолжали свое путешествие в столицу.

В XIX веке значение города как торговой артерии сильно пошатнулось. Причиной стало изменение русла Хайхэ и небрежное отношения к каналу, в котором скопилось немало мусора, препятствующего нормальному судоходству. На рубеже XIX и XX веков по политическим причинам стену снесли, а рядом со старинными китайскими постройками появились европейские дома.

Колониальная экспансия Италии оставила заметный след в истории Тяньцзиня. По законам страны торговцы и дипломаты имели гарантии безопасности только на территории своих концессий, поэтому постепенно китайские власти передали под управление дипломатических миссий определенные земельные участки, на которых выросли дома европейского образа. Это были скорее маленькие государства со своими школами, больницами и тюрьмами для подданых Италии. В память об этом в современном городе есть Итальянский квартал, А рядом, на 5 улицах выстроены около 230 домов в стиле французской, итальянской и английской национальной архитектуры.

Достопримечательности Тяньцзиня

Город часто называют жемчужиной туризма. Многовековая история оставила яркий след в виде исторических мест и старинных построек. Сочетание современных технологий и бережно хранимой старины придает городу неповторимый облик и привлекает туристов со всех уголков земного шара.

Фрагмент Великой китайской стены Хуанъягуань (Huangyaguan, 黄崖关) стал одним их любимых туристических объектов. Сюда приходят, чтобы, преодолев множество ступеней и переходов, полюбоваться роскошными видами природы. Датой возведения этого участка считается 557 год, с тех пор проводились реставрационные работы, а в конце XX века стену признали государственной реликвией.Око

Тяньхоу Мацзу (Tianhou mazu, 天后妈祖) считается старейшим храмом Тяньцзина. Он был посвящен женщине, обладающей даром ясновидения, и жившей в X веке. Сейчас храм признан государственным историческим памятником.

Сад тропических растений (Tianjin Tropical Botanical Garden, 天津热带植物园) назван самым большим в Азии крытым ботаническим садом. Его можно смело назвать тематическим парком, поскольку в одном месте объединены 5 различных. В саду тропических растений Тяньцзиня так же располагаются небольшие магазины сувенирной продукции, уютные уголки отдыха.

Око Тяньцзиня (Tianjin Eye Bridge, 天津眼桥 ), именно так называется знаменитое колесо обозрения. Это единственное колесо обозрения, размещенное на мосту. Кабинка с посетителями поднимается на расстояние 110 метров от поверхности земли. C него можно осмотреть панораму радиусом до 40 км.

Колесо вращается достаточно медленно, поэтому есть много времени что бы насладиться панорамой города и сделать хорошие фотографии.

Музей города Тяньцзинь (Tianjinbowuguan,天津博物馆) занимает более 11 тыс. м² выставочных площадей. Здесь размещены исторические и художественные экспонаты , всего их более 200 тыс. Старинные и современные предметы быта, монеты, украшения, документы, изделия народного творчества рассказывают о истории возникновения города, его развитии и роли в общей истории страны. Внешне здание музея напоминает лебедя, расправляющего крылья для полета. Смелая архитектурная задумка с помощью современных технологий обрела свое воплощение и сама по себе стала художественным шедевром.

Фарфоровый дом (Yuebao House, 瓷房子) напоминает забытый на улице кукольный домик. Только размеры великоваты для игрушки. Снаружи и внутри особняк украшен старинными предметами и посудой из фарфора, кристаллами и поделочным камнем. Сторожат дом 4 мощных дракона, декорированных фарфоровыми фрагментами. Они обвивают колонны и устремляются к фундаменту как символ защиты и проявление силы. Ценнейшие образцы фарфора стали элементами украшения стен, потолков, оконных и дверных проемов. Воплощение мечты эксцентричного коллекционера стало доступно для посетителей в 2007 году и по сей день работает как музей.

Читайте также:
Фото церкви в Павлодаре (18 фото)

Гора Паньшань (Panshan, 盘山) гордо несет звание горы № 1 достигая высоты более 1000 м. Горная гряда густо покрыта зеленью, скрывающей 72 монастыря, пагоды и павильоны. На пути к ним туристов поджидают необычные камни, своенравные горные реки и огромное количество легенд.

Улица древней культуры (Gu Wenhua Jie,营天津古文化街) воссоздает дух средневекового города. Стилизованные здания выглядят на самом деле старыми, пережившими события многих лет. По обеим сторонам теснятся магазинчики с сувенирами, изделиями народных промыслов, нефритовыми фигурками, принадлежностями для национальной живописи. Притягивают ароматом лавочки, торгующие сладостями.

Архитектура города представляет собой причудливое смешение традиционных построек, европейских домов, современных высотных зданий и настоящих шедевров, к которым можно отнести Фарфоровый домик и телевизионную вышку.

Промышленность Тянцзина

Производство представлено предприятиями легкой и тяжелой промышленности. Город входит в экономическую зону Бохайского кольца, важными отраслями считаются автомобилестроение, нефтехимия. Интересно, что почти четверть велосипедов, произведенных в стране, сходит с конвейеров предприятий в Тяньцзине. До сих пор большую часть дохода составляют соледобывающие предприятия, важный вклад в экономику города осуществляет рыболовство и возделывание риса, пшеницы и кукурузы.

Компания “Airbus” открыла линию для сборки авиалайнеров, комплектующие поставляются на завод со всей страны. Нефтехимическая промышленность в городе постепенно наращивает обороты, работая на местных и привозных ресурсах.

Университеты Тьянцзиня

Хэбэйский политехнический университет (河北工业大学) существует более 100 лет сначала в качестве колледжа, а потом и приобретя статус высшего учебного заведения. Основным направлением обучения являются инженерные специальности, но также открыты факультеты естественных и гуманитарных наук, управления, экономики и дизайна. На территории университета оборудованы спортивные комплексы, лаборатории и корпуса для проживания студентов.

Тяньцзиньский университет ( 天津大学)стал первым высшим образовательным учреждением в городе. Сегодня имеет звание национального. Многопрофильное учреждение входит в список 20 лучших университетов страны. Работают факультеты по направлениям: инженерия, искусство и дизайн, наука и технология, фармацевтика, бизнес и менеджмент, экономика, право, языки и литература, образование. Проводится предвузовская подготовка.

Город с богатой историей уверенно стремится в будущее.

Фото Тяньцзиня (153 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Прогулка по привокзальному Тяньцзиню

Как-то так вышло, что славный город Тяньцзинь из первой китайской экспедиции (годичной давности) я вам ещё не показывал. Может быть, вы даже и города-то такого не слышали – но он есть! И не просто есть, а один из четырёх гигантов всекитайского подчинения, наряду с Пекином, Шанхаем и Чунцином. В нём проживает сейчас 9 миллионов человечков, что всего лишь на четверть меньше, чем в Москве. Конечно, в городской зоне: вся территория ГЦП 14,5 млн.чел, но не вся она в городской застройке.

Тяньцзинь сам по себе огромен, так что осмотреть его за полдня совершенно невыполнимо. У нас в ходе экспедиции получилось так, что мы большую часть тяньцзиньского времени провели в Бинхайском милитари-парке, где базируется советский авианосец “Киев”, купленный по дешёвке у ельцинских адмиралов – и ставший для Тяньцзиня своеобразной неповторимой фишкой. Туда сейчас едут десятки тысяч, место у китайцев очень популярное. Но Бинхай довольно далеко, он на берегу залива, а сам город и его центр расположен несколько в глуби от моря. Ехать или на такси, или на автобусе, больше часа.

Так что, пока вернулись, пока перекусили – на прогулку по центру осталось световых часа три. Ну и на следующее утро немного. Не претендуя на показ достопримечательностей города (а их много), предлагаю немного прогуляться близ вокзала и по набережным речки Хайхэ.

Читайте также:
Налоги в Молдове: что изменилось

Часы-миллениум на площади близ вокзала

2. Прибыли мы в Тяньцзинь из Даляня, ночным поездом категории Z (самой высокой из нескоростных). Поезд приходил очень рано, в 5 с копейками утра, а далее шёл на Пекин. Так что выгрузились с ранья, когда народу практически не было. Вот, идём по мега-тоннелю под вокзалом, с выходами на платформы.

3. Первое, что видит пассажир на привокзальной площади – огромный картуш со сторонами света. Ещё и солнце не взошло, очень рано.

4. Совсем рядом, с другой стороны площади, через центр протекает речка Хайхэ, с каменными набережными.

5. Вокзал в самых первых лучах солнца.

6. Для тех, кто любит ориентировки – карта. Красная точка – это выход к набережной около вокзала, вот от этой точки прогулка и шла, вдоль излучины на запад.

7. С другой стороны от площади – часы-миллениум. Судя по надписи на них, установлены в 2000 г.

8. Составляющие часов. Смотрятся колоритно.

9. Днем на площади, конечно, достаточно народу. Место не туристическое, но популярное у местных.

10. Вид с набережной. В ту сторону речки (налево) виднелись ещё более вычурные мосты, чем те, которые я вам покажу дальше, но мы до них уже не дошли, по недостатку времени.

11. Вокзал Тяньцзинь-Главный. Транзитные скоростные поезда на линии Пекин – Шанхай идут по краю города, там построен другой вокзал, а этот ориентирован в основном на обычные и на скоростные короткой “олимпийской” линии до Пекина (130 км). Поезда в Пекин идут каждые 20 или 30 минут, ходу до Пекина-Южного 29 минут.

12. В это время, середина апреля, как раз красиво цвели дерева.

13. Рядом группа граждан резалась в карты – одно из любимейших развлечений китайцев. Играют часто на деньги, очень азартно. Порой страсти зашкаливают, и я как-то раз на пароходе на Янцзы был свидетелем, как драчунов-карточных игроков разнимал экипаж :)

14. В западную сторону – тоже интересный старый мост, с заклёпочками.

15. На той стороне – реновированная застройка старого Тяньцзиня. Выглядит несколько картонно – так как китайцы при реставрации выпотрашивают всё внутри, оставляя лишь куски фасада.

16. Вид вдоль реки в невысотную сторону, на юго-восток.

17. А мы идём в другую сторону, к мосту Цзефан.

18. Мост шикарный и очень атмосферный.

19. Есть и пешеходный проход, хотя чуть ли не половина китайцев прётся по проезжей части моста.

20. В западную сторону – небоскрёбная застройка.

21. Тяньцзинечки. Та, что левее, в жёлтеньком, потом на набережной лучезарно нам улыбалась – видимо, была не прочь познакомиться с лаоваями.

22. Какое-то очень интересное здание вдоль берега. Не знаю даже, что это. Но производит впечатление колониального, “под крепость”.

23. Мост с другого берега, с часами.

24. На этой стороне набережной – целая галерея эротически-романтических скульптур, может быть, около семи или восьми, если идти вдоль. Покажу некоторые из них.

27. Отошли от моста, можно оглянуться. За мостом – вокзал и привокзальная площадь.

28. Следующий мост, в хайтек-стиле.

29. Проходим мимо высотного домика.

30. Этот мост мы назвали “ушки” :)

31. Рядом с небоскрёбом – дом в виде буквы “П”.

32. Вдоль реки трасса периодически ныряет в тоннели.

33. Затем начинается опять более старая застройка. Дома довоенной эпохи (или сразу-послевоенной?).

34. Наша прогулка заканчивается, уходим в отель заряжаться и пополнять энергию, все аппараты сдыхают после мощной дозы фотографирования на “Киеве” и в городе, с раннего утра.

Вот такой есть городок в Китае. Тоже по-своему интересен.
Спасибо за внимание :)

Читайте также:
Сколько лететь до Японии из Москвы прямым рейсом

Перевал Торугарт, пятисотлетний Таш-Рабат и кемпинг на китайской границе

Есть легенда, что когда Бог раздавал народам земли, киргиз проспал и пришёл последним. К тому моменту все земли кончились, но у Бога остался последний кусочек, который он изначально хотел оставить себе. Так появилась Киргизия. Это предание рассказали нам местные жители.

1. По-другому я просто не могу объяснить, почему на таком маленьком клочке земли сосредоточено так много природных красот. Ты просто едешь по дороге, останавливаешься на обочине, подходишь к крошечному озеру, которое и на карте-то не обозначено.

2. И просто делаешь кадр. А потом стоишь, разглядывая это всё вживую. Кстати, когда мы были там в прошлом году, то почему-то не стали тратить время на доезд до китайской границы. Но когда наконец-то дошли руки до снимков, сделанных в 2015 году, то решил, что будет грех не поделиться ими. Тем более, тогда я снимал на Кэнон, так что на фотографиях вроде как должны присутствовать тёплые цвета, пластичность картинки и магия полного кадра! :)

3. Но это всё отходит на второй план, как только в кадре появляется наш брутальный и сверкающий алюминием Внедорожный Кемпер! Глядя на него, легко не заметить крохотную раллийную машинку с британскими номерами, которая на всех парах пролетело мимо, приветственно побибикав. Должно быть, ребята спешили в Монголию.

4. После посёлка Баетов (высота 1600 метров и, кстати, в этом крошечном месте когда-то был аэропорт) асфальт заканчивается и дорога уходит в горы, а по обочинам попадаются такие вот интересные древности. Восток, одним словом! Поляризационный фильтр на объективе почему-то сильнее всего “работает” на высоте, но глядя на получившиеся “Инь и Янь” скал и неба, я решил ничего не менять на этой фотографии.

5. А затем начинается довольно резкий подъём, серпантин и набор высоты. Вдалеке виднеются разноцветные хребты, где-то за ними расположено высокогорное озеро Сон-Кёль, куда мы отправимся на следующий день

6. Когда снимал этот кадр, в голове была только одна мысль: и откуда же здесь взялся этот камень?

7. А потом перевёл взгляд чуть дальше и, что называется, обомлел от увиденного. Среди ровной как стол степи протянулся огромный разлом, где-то на дне которого растут крошечные деревья.

8. Ущелье реки Терек. Масштабы сложно передать словами, особенно когда ты стоишь на высоте 3000 метров и разглядываешь всю эту красоту с высоты птичьего полёта! Я бы сказал, только ради этого вида стоило сделать ответвление от запланированного маршрута на озеро Сон-Кёль.

9. Тем временем на склонах гор начинают появляться тянь-шаньские ели. До этого в южной части страны они не попадались на нашем маршруте. А сейчас мы очень рады их видеть, словно старых знакомых. Когда будем кататься по ущельям вокруг озера Иссык-Куль, этих деревьев будет очень много, но это будет ещё нескоро.

10. Дорога из Баетова, по которой мы проехали каких-то полчаса назад. И горы, которые, наверное, практически не поменялись с самого сотворения нашего мира.

11. Дэфчик. Очень фотогеничный автомобиль, прекрасен, как всё квадратное. Где-то на этой дороге мы соревновались с местной “импрезой”. У них было “бубубу”, полный привод и низкий клиренс. У нас — 122 турбовые дизельные лошади под капотом и большие сдутые колёса, на которых можно было смело “вваливать” по ямам.

12. На ровных прямых участках субарик вырывался вперёд, но как только на дороге попадались ямы, ему приходилось несладко. Мы же в это время объезжали парней рядом по целине, особо не притормаживая, высовываясь из окон и гомерически хохоча. Через какое-то время они нас догоняли и всё повторялось с начала. А на серпантинах, где из-за постоянных поворотов и низкого обзора ребята опасались сильно разгоняться, мы задорно ехали в метре от их бампера, подбадривая “субару” дальним светом для пущего настроения.

Читайте также:
Подробная карта Омана

13. Потом всё-таки остановились сфотографироваться на перевале Мэлс-Ашуу (3370 метров над уровнем моря), а ребята пронеслись дальше, посигналив на прощание.

14. Как говорится, “угадай страну по фотографии”.

15. Спустившись с перевала, мы оказались на асфальте — китайцы построили шикарную дорогу от Нарына до границы, которая проходит через перевал Торугарт и идёт дальше на Кашгар. А немного ранее я рассказывал про перевал Иркештам, который тоже ведёт на Кашгар, только со стороны Алайской долины.

16. Дозорные вышки как бы намекают на погранзону. По разговорам с местными, все страны-соседи Китая очень опасаются его экспансии. Хотя, наверное, китайцы до сих пор не захватили мир лишь потому, что пока этого не хотят.

Пропуска у нас имеются, встаём к окошку возле шлагбаума. Тут со стороны Китая приезжает набитый битком пассажирский автобус и пограничник говорит: “братан, подожди немножко, сейчас я автобус зарегистрирую и вами займусь“. А там человек 40, если не больше. Наши лица надо было видеть. Объяснил парням сложившуюся ситуацию и, на удивление, даже ругаться не пришлось — нас оформили первыми и пропустили дальше.

17. Дальше дорога начинает огибать озеро Чатыр-Куль ровно в двух километрах от границы с Китаем. Кое-где ещё советский проволочный забор порван, и прямо за ним стоят юрты пастухов. Граница границей, а хорошее место для пастбища пропадать не должно!

18. Асфальт, как я уже говорил, идеальный, но любой бочке мёда придаёт пикантный вкус ложка дёгтя. В нашем случае на дороге не было мостов. Не успели построить, бывает. Летишь по трассе сто километров в час, а тут внезапно обрыв в речку и незаметный съезд на объездную грунтовку в стороне. После того, как едва не улетели в первый раз, дальше ехал существенно медленнее. Ну и очередной китайский дорожный знак в мою коллекцию.

19. За спиной Китай. Совсем рядом, уже в который раз, и всё никак туда не отправимся. А на сам перевал Торугарт, к сожалению, не пустили — перед ним стоит неприметный КПП со шлагбаумом, на котором нас и развернули по причине отсутствия виз — всё, дальше ехать нельзя. И фотографировать запрещено, о чём сразу же сообщил пограничник. Но в первый поворот дороги мы фактически упёрлись бампером, так что, можно сказать, на Торугарте всё-таки побывали. Проехали несколько сотен метров до берега озера, и как только колёса начали слегка проваливаться в мягком солончаке, встали на лагерь.

20. Озеро Чатыр-Куль является самым высокогорным из крупных озёр Тянь-Шаня. Высота над уровнем моря — 3530 метров. Когда бегаешь вокруг машины с фотоаппаратом, то это очень хорошо чувствуется — тебе всё равно слегка не хватает воздуха, чтобы нормально дышать, несмотря на Памирский тракт за спиной и прогулки по базовому лагерю Ачик-Таш возле Пика Ленина. Горы — они такие.

21. Длина озера 23 километра, ширина 11. Вода чистая, прозрачная и очень холодная.

22. В общем, на словах всё замечательно, описание красочное, место уникальное и весьма интересное, а вот вживую оно нас почему-то не впечатлило — видимо, ожидали большего. Берег заболоченный, к воде не подойдёшь, смотреть вокруг особо нечего. Если бы не закат в тот вечер, то было бы вообще уныло. Наверное, именно по причине тех старых воспоминаний мы и не поехали сюда снова в прошлом году. Хотя в целом озеро и дорога к нему довольно красивые.

Ночью было +8, а из-за большой высоты автономный отопитель “Эбершпрехер” у нас не включался. Так что пришлось залезать в спальники и брать с собой такс для обогрева. От радости, что они будут спать не на полу, собаки залезли в ноги и, кажется, перестали дышать, словно боясь, что мы передумаем.

Утром прискакал пастух на лошади, сказал, что нечасто к ним приезжают такие машины. Он так сильно нахваливал Дэфа — и колёса большие, и проходимый, и высокий — что нам стало аж не по себе. Когда мужик уехал, я решил заглянуть под днище.

Читайте также:
Что лучше Корфу или Крит для отдыха туристов?

23. Мда, в самой что ни на есть “заднице мира” у нас потекла помпа. Снова. В очередной раз… Ну да ладно. Решил особо не расстраиваться по этому поводу — запасной всё равно нет, а воды вокруг полно, не пропадём. It’s always ill, but never dead!

24. Прогрели мотор, залили герметик радиатора (больше у нас ничего не было — а вдруг поможет?) и поехали дальше. Дорога в сторону Нарына чем-то напоминает классический вид на Долину Монументов в США.

25. На перекрёстке поворачиваем направо и едем 13 километров, после чего упираемся в древний караван-сарай Таш-Рабат. Для полноты картины не хватает только груженых верблюдов, привязанных вдоль стен.

26. Замок был построен в XV веке на месте древнего монастыря IX-X веков. Когда-то здесь отдыхали торговые караваны, везущие товары из Китая в города Ферганской долины (Узбекистан).

27. Находясь здесь, возникает ощущение, что прикасаешься к глубокой древности. Из окошек на своде пробиваются солнечные лучи, внутри царит приятная прохлада. По одной версии, когда-то это была крепость, защищавшая караваны от разбойников.

28. Со временем в странах Центральной Азии окончательно закрепился ислам, а монастырь начал приходить в упадок.

29. Но близость к Шёлковому пути сыграла свою роль — на месте храма появился караван-сарай, который стал ключевым пунктом при переходе через Тянь-Шань. По другой версии, Таш-Рабат был основан местным богачом, но строительство крепости не закончилось по неизвестным причинам.

30. В наши дни тёплые ламповые верблюды сменились на стальные колесницы, однако караван-сарай по-прежнему привлекает проезжающих мимо путников.
— Братан, сфоткай меня для вконтактика, чтобы был не как все?
— Вообще легко, лезь на купол!

В следующих частях будут фотографии с высокогорного озера Сон-Кёль — пожалуй, нашего любимого места в Киргизии.

Продолжение следует. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Фото: Таш-Рабат под звездным небом

Фотограф Павел Большаков побывал в Таш-Рабате — старинном караван-сарае XV века недалеко от кыргызско-китайской границы — и сделал серию потрясающих снимков монастыря под звездным небом.

Павел Большаков занимается фотографией уже 13 лет — в училище, получая профессию автослесаря, он впервые взял в руки фотоаппарат. Попробовав множество профессий, от строителя до преподавателя английского языка и дизайнера, в итоге он стал фотографом-фрилансером, работая также водителем-гидом.

«Фотография для меня — не просто увлечение, а то, что помогает мне вглядываться в вещи, рассматривать мир вокруг, она помогает мне любить всех и всё, что окружает меня», — говорит Большаков.

Повествование ведется от лица фотографа

Не могу сказать точно, что привлекает меня в старых руинах и останках былых цивилизаций. Отчасти архитектура, истории о том, кем и как создавались сооружения. Возможно, ощущение того, насколько давно всё это было. А может просто желание встать на место человека, сотни или даже тысячи лет назад проходившего здесь или остановившегося на ночлег.

Таш-Рабат я хотел навестить уже давно, но всё время откладывал эту поездку. Всё-таки место отдаленное, да и дорога туда была не самая лучшая: пыльная и разбитая фурами, везущими грузы. Теперь, после ремонта трассы Бишкек-Торугарт, дорога до Таш-Рабата преимущественно очень хорошая.

И вот я здесь — вдали от всего, что каждый день напоминает о прогрессе. Пожалуй, единственное напоминание о нем — генератор, вырабатывающий электричество для нужд постояльцев юрт.

Я видел много фотографий этого места в разные времена года. Перечитывал легенды и историю Таш-Рабата: всё это ещё больше разжигало желание увидеть его воочию.

Солнце быстро скрывалось за вершины гор, и несмотря на пасмурный день, всё же подарило немного тепла, залив западные склоны ущелья тёплым светом. Я всё пытался представить это место ночью, когда всё видится по-другому.

Читайте также:
Работа и доступные вакансии в Пекине

Решено: отправляюсь снимать Таш-Рабат под звёздами. Но, как только стемнело, небо затянуло тучами и это смешало все мои планы. Дождавшись кромешной темноты и пофотографировав местных и юрты, я все же отправился к месту.

Ночью Таш-Рабат выглядит ещё более величественным. Пробегаясь фонариком по сооружению, начинаешь представлять, что чувствовали его обитатели и те, кто прибыл сюда с караваном, сотни лет назад. Тучи полностью «проглотили» звёздное небо. Для фотографии я решил собственноручно подсвечивать здание фонариком. Конечно, при свете костров и факелов всё это выглядело бы совсем иначе. Ночью пошёл дождь — моя надежда увидеть звездное небо над Таш-Рабатом совсем затухла.

Утром после долгих раздумий я все же решил остаться здесь до следующей ночи. Днём прогулялся в горы, но весь день думал только о том, будет ли небо ясным, когда стемнеет. Погода здесь такая, что можно побывать во всех временах года за сутки — в этот день я испытал эти перемены аж три раза.

Вечером прошел дождь — в конце концов, на небе не осталось ни облачка.

С заходом солнца я начал собираться в ночной вояж. Юрта, в которой я остановился ночевать, находилась на расстоянии около километра от самого Таш-Рабата.

В течение всего пути я постоянно поглядывал на темнеющее небо: на нём появлялось всё больше и больше звёзд. На мгновение я опять представил себя одним из путников, приближающихся к заветному месту. И вот он передо мной: караван-сарай, прибежище монахов, старая крепость. За ним черный силуэт горы, всё это освещено миллиардами звёзд, которые помнят каждого кто когда-то побывал здесь…

Таш-Рабат — кто его построил?

В горах Тянь-Шаня, у самой границы Киргизии и Китая, на высоте около трёх с половиной километров, находится старинная каменная постройка. Местные жители, киргизы, называют её Таш-Рабат, то есть «караван-сарай» или «каменный двор». На многие километры вокруг это единственное каменное сооружение в местах, где, как и века тому назад, люди предпочитают холодному камню тёплые юрты. Кто его построил? Когда? И зачем?


Учёные обратили внимание на это глухое местечко во второй половине XIX века. Честь его открытия для науки принадлежит молодому казахскому этнографу, лингвисту, историку, человеку широчайшего кругозора и потомку чингизидов Чока-ну Валиханову. Таш-Рабат он описал во время экспедиции в Кашгар.

Легенды, легенды…

Это сегодня Таш-Рабат выглядит как обветшалый, но хорошо сохранившийся памятник старины. Дело в том, что в середине прошлого века в Таш-Рабате поработали реставраторы. А тогда перед глазами путешественника, спускавшегося с торговым караваном с перевала Торугарт, на берегу петляющей горной речки Таш-Рабат открылись живописные развалины. Никто не знал, что это. Как всегда в таких случаях, Валиханов стал беседовать со стариками и собирать местные легенды.
Старики уверенно приписывали постройку бухарскому хану Абдулле II, жившему в XVI веке. Правда, как оказалось, это была только одна из множества легенд о Таш-Рабате. Русские военные и путешественники того времени, впечатлённые развалинами Таш-Рабата, старались эти легенды записать и опубликовать. Не все местные жители считали, что Таш-Рабат построен Абдуллой-ханом. Некоторые утверждали, что на самом деле это развалины китайской крепости. Якобы соседи, вторгшись со стороны Аксу, тут же возвели укрепление, чтобы продвигаться дальше. Но великий Манас в противовес Таш-Рабату велел выстроить крепость Кошой-Коргон, и строил её сам богатырь Ко-шой. Китайцам продвинуться дальше так и не удалось. Но сарты, как сообщалось в отчётах путешественников XIX века, больше верили, что Таш-Рабат возведён безымянным благочестивым ханом, который на пути к труднопреодолимому перевалу решил создать для путников укрытие, где можно отдохнуть и набраться сил, — то есть хан построил караван-сарай.
Две легенды о строительстве Таш-Рабата записал учёный-краевед Войцехович. Первая рассказывает о безымянном хане, у которого было два сына-наследника. Хан не хотел делить свои владения на две части, а потому пообещал отдать трон тому из детей, кто поймёт, что нужно простому народу для счастья и благоденствия. Старший сын сразу же стал возводить мощные крепости — дабы устрашать врагов и держать людей в повиновении. Младший никаких укреплений не строил, но подводил воду к полям, благоволил к купцам и не мешал людям повышать своё благосостояние. И если в той части ханства, где наводил порядок старший сын, народ стенал, то во владениях младшего сына народ благоденствовал. Разумеется, старый хан отдал трон умному младшему сыну. А крепости старшего пришли в запустение.
Другая легенда связывает строительство Таш-Рабата с потопом. Как и в случае с Ноем, Бог сильно разгневался на созданных им людей и решил уничтожить всех, кроме праведников. Поэтому только двое, отец и сын, спаслись в горах Тянь-Шаня. Отец, поняв, что они остались живы, решил возблагодарить Бога и построить для него храм на горе. Они трудились не покладая рук. Но однажды мимо проходил богатый караван, и сын увидел в нём прекрасную юную девушку. Увидел, влюбился и последовал за караваном. Отец умолял его остаться и помочь закончить крышу — оставалось только положить последний камень. Но сын его не слышал. Вот почему, говорили старики, Таш-Рабат так и стоит без крыши. По другой версии этой легенды, сын сбежал, когда стройка была ещё в самом разгаре, но у оставшегося в одиночестве строителя нашлись неожиданно помощники — мимо шли паломники, которые возблагодарили Бога и тут же взялись за работу. Вести о возведении храма в горах дошли до Рима, и оттуда пришли богатыри, довершившие постройку. Так здесь появился первый христианский монастырь.

Читайте также:
Фото Лигурийского моря (71 фото)

Внутри загадки

Сегодня Таш-Рабат — отреставрированный туристический объект, куда приезжают не только жители Киргизии, но и путешественники из Азии, Америки и Европы. Но в XIX веке эта достопримечательность выглядела совершенно иначе. Согласно путевым запискам туркестанского врача и члена Императорского географического общества Николая Зеланда, Таш-Рабат был в значительной степени разрушен.
Здание, сообщал Зеланд, «представляет четырёхугольник с плоским верхом, в средине которого сидит, в виде колпака, грубый полуразвалившийся купол. Во внутренность здания ведёт единственный, довольно высокий сводчатый вход, окон нет никаких. Входное отверстие есть начало коридора, который в средней части здания несколько расширяется, перекрещиваясь с другим, более коротким, т.е. В центре образуется нечто вроде залы, которая приходится под куполом. Из неё в четыре стороны идут сводчатые коридоры». Из каждого коридора есть узкие и низкие проходы в своего рода комнатки. Над частью комнат возвышаются малые купола, над «залой» — большой и тяжёлый, с верхним отверстием и четырьмя световыми проёмами. Малые купола во времена Зеланда полностью обвалились, поэтому он считал, что все комнаты строения не имели ни окон, ни световых люков. Такая конструкция очень удивила исследователя — ему не с чем было соотнести странную планировку сооружения.
По современным обмерам длина и ширина внешних стен составляет по 32,4 метра, высота около 5 метров. Вход ориентирован на восток и снабжён аркой с башенками, выдвинутой от стены на 3 метра вперёд. Большой купол достигает 9 метров в диаметре, но невысок, и вместе с ним все сооружение едва преодолевает отметку в 12 метров. Стены сложены из слоёв синего и красного кварца и укреплены глиняно-гипсовой обмазкой. Никакой штукатурки, и её следов не найдено. Но во времена Зеланда имелись сведения, что стены когда-то были не только оштукатурены, но и расписаны странными рисунками — среди них трёхглавый конь и пятиглавый дракон.

Караван-сарай, крепость, монастырь?

Археологи пришли к выводу, что здание было построено не в XVI или даже XIV веке, а в X-XI столетии. Как караван-сарай или убежище для путников оно использовалось в позднем Средневековье. Во всяком случае, монеты той эпохи археологи нашли. В нём нет характерного для азиатских гостиниц внутреннего двора, зато есть эта странная многокупольная крыша, напоминающая о многих юртах, стоящих вокруг самой большой, ханской.
Первоначально, скорее всего, Таш-Рабат никаким караван-сараем не был. Многие считают, что он мог быть крепостью. Вроде бы толстые стены и отсутствие окон намекают на оборонительное сооружение. Но кому и зачем нужно было строить крепость в таком безлюдном месте? Она защищала подход к перевалу? Но Таш-Рабат стоит в стороне от магистрали, некогда бывшей Великим шёлковым путём. Да и как оборонительное сооружение Таш-Рабат не имеет смысла. Постройка невысока, её легко обойти со всех сторон, включая примыкающую к склону. Если это среднеазиатский замок — то он явно строился для феодала-мазохиста, так как жить в нём нельзя. Исследователь XIX века За-сыпкин предполагал, что это может быть ханака — приют дервишей, но трезво взвесив все за и против этой версии, от неё отказался. Конечно, большой купол над залой мог соответствовать мечети при суфийской обители, но где библиотека и мазар (мавзолей)?
Если некогда Таш-Рабат и был обителью, то не суфийской, а христианской или буддистской. Монахи и не в таких суровых условиях выживали. Вроде бы упоминание о трехглавом коне и пятиглавом драконе отсылает нас в соседний Тибет, но где тогда ступы? Ведь не купола же это, посаженные на низкую крышу?
Сегодня считается, что монастырь со столь отвратительными кельями мог принадлежать христианам несторианского толка. Но очень трудно представить, что в нём лечили больных и давали приют странникам. Несториане, конечно, с энтузиазмом осваивали восток и обращали в христианство местных язычников. Но монастырь, где нет и следа очагов? Нет ни единого христианского артефакта? Монастырь, с кельями, похожими на норы, и практически лишённый даже малого света? Очень маловероятно.
Может, поэтому одно время и бытовала версия, что Таш-Рабат — просто-напросто тюрьма. Но кому нужна тюрьма в таком удалённом месте?
Ответов, что такое Таш-Рабат, нет. Советские археологи вели здесь раскопки с 1940 года, но так ничего, объясняющего предназначение постройки, так и не нашли. Ни подземных ходов, на которые так надеялись. Ни подземной тюремной камеры. Так что вопрос остаётся открытым.
Правда, некоторые энтузиасты ещё верят, что именно в Таш-Рабате, а не в армянском монастыре на Иссык-Куле погребены кости апостола Матфея…

Читайте также:
Оденсе, Дания: подробно о городе, достопримечательности

Журнал: Загадки истории, №32, август 2019 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Николай Котомкин

Отчет о поездке в Таш-Рабат. Киргизия.

Вдоволь насладившись красотами Кель-Суу, мы решили ехать дальше. Обычно мы редко проводим больше ночи на одном месте, а возвращаться по проторенной дорожке вообще не комильфо. Так что спустившись с Кель Суу, мы доехали до развилки и повернули в сторону Чатыр-Куля.

На Кель-Суу есть две дороги: та, по которой мы приехали, и крюк через Торугарт вдоль границы с Китаем. По второму маршруту редко кто ездит, но зато можно по дороге заехать на Таш-Рабат. Туда мы теперь и направились.

Дорога на Торугарт

Дорога ведет прямиком к пограничному пункту Торугарт, до которого порядка 100 км. Первую часть пути мы ехали по нескончаемому руслу реки. Дорога здесь весьма условная и только благодаря картам Maps.me мы не заблудились. Хотя все равно проворонили один из поворотов и чуть не пересекли границу.

По пути нам приходилось преодолевать несколько небольших, но, как оказалось, коварных бродов. Проезжая один из них, мы умудрились застрять, но благо быстро вылезли, подцепив трос ко второму автомобилю нашей экспедиции. Так что будьте благоразумны и старайтесь всегда отправляться в подобные путешествия в составе нескольких подготовленных автомобилей.

Вскоре мы наконец-то оставили позади дорогу, петлявшую по руслу реки, и выехали на довольно хорошую грунтовку, которая шла вдоль столбов, отделявших нас от Китая. Забавно, но если верить карте, то граница должна была быть где-то в паре километров от дороги, но столбы с колючей проволокой плотно примыкали к дороге. Поговаривают, что Кыргызстан продает свои земли вдоль границы, но о достоверности этой информации я не могу судить. Могу только поделиться фактом нахождения границы ближе, чем она есть на карте.

Чатыр-Куль

Слабыми отблесками водной глади вдали Чатыр-Куль стал появляться на горизонте. В переводе с кыргызского Чатыр-Кёль означает «Небесное озеро». Озеро располагается на высоте 3500 метров и входит в тройку самых больших озер Киргизии, уступая по площади лишь Иссык-Кулю и Сон Кулю.

Читайте также:
Регистрация ооо по новым правилам

На такой высоте среднегодовая температура весьма не высока, даже сейчас в июле здесь периодически выпадает снег. Рыбы в озере соответственно не водится, но некоторые перелетные птицы тем не менее останавливаются здесь на зимовку. Полагаю, что озеро может поразить своей красотой, но с южной стороны к нему почти не подобраться — окружающие его земли сплошное болото. Частенько туристы, отдыхающие в Таш-Рабате, отправляются на четырехтысячный перевал неподалеку, чтобы увидеть озеро с высоты. Вот там, наверное, вид завораживающий. Нам, на равнине, оставалось наблюдать лишь лазурь уходящего в даль зеркала Чатыр- Куля.

Граница с Китаем

Грунтовая дорога кончилась и мы уткнулись в пограничный пункт Торугарт, к которому вереницей тянулась очередь из нескольких десятков фур. Наконец-то под колесами асфальт и мы ускорились, чтобы засветло доехать до Таш-Рабата.

Примерно на половине пути нам снова пришлось пройти проверку наших пропусков в пограничную зону. Были мысли, что по этому пути можно попасть на Кель-Суу без пропусков, но оказалось и здесь есть застава. Выходит, что даже передвигаясь по асфальту, например в Китай, вам не обойтись без пропуска. Довольно странной, мне кажется необходимость каких-то ограничений передвижения внутри страны. Мы же не в какую-то Тибетскую автономию после этого попадаем, где свои границы и правила.

Таш-Рабат

Как мы не старались, приехать засветло к крепости Таш-Рабат нам не удалось. Проехав десятки юрт, в которых здесь гостят туристы из самых разных уголков земного шара, проехав саму крепость, мы остановились на широкой поляне подальше от людей. Разбили лагерь, приготовили поесть и легли спать. В Таш-Рабат мы сходим завтра.

Таш-Рабат — один из немногих архитектурных памятников Киргизии. Кроме башни Бурана, больше ничего и на ум не приходит. Все дело в том, что кыргызы — кочевой народ и редко задерживались в старые времена на одном месте, постоянно переезжая на новые земли, где можно было пасти скот.

«Таш-Рабат был построен в XV веке на месте более древнего монастыря IX-X веков. Существует две версии его основания: первая — крепость была основана ханом, который хотел защитить торговые караваны от разбойников, и при этом внести вклад в развитие страны. Вторая — он был основан местным богачом, но стройка этого замка не закончилась по неизвестным причинам.»

По мнению многих историков, Таш-Рабат был ключевой точкой на Великом Шелковом Пути при переходе через Тянь-Шань. Здесь странники и купцы могли отдохнуть, пополнить запасы провизии, а заодно и найти убежище от непогоды, и грабителей караванов.

Вход в караван-сарай стоит 20 сом для местных и 100 для иностранцев. Крепость представляет собой что-то вроде «отеля» с множеством номеров по краям и большим залом по центру , где скорее всего располагался очаг. Мы также углядели коптильню, погреб и баню, но достоверной информации о назначении той или иной комнаты получить не удалось.

Наконец-то нам удалось посетить это значимое для кыргызского туризма место и буквально прикоснуться к истории. Мало кто из местных жителей бывает в столь отдаленных уголках Киргизии, зато иностранцев здесь вдоволь. Фотографируют, исследуют, проникаются местной культурой и уходят далеко в горы смотреть на Чатыр-Куль, кто-то пешком, кто-то на лошадях. Хочется верить, что однажды туризм станет ключевым источником благосостояния Кыргызстана, ну а пока надеемся, верим, бережем то, что есть и не оставляем за собой мусора, которого уже даже в самых труднодоступных районах — горы.

Читайте также:
Фотографии Венгрии

Автор:

Владимир

Самостоятельный путешественник. Увлекаюсь серфингом, сноубором, йогой и пешеходным туризмом. Мечтаю объехать весь и мир и планомерно осуществляю свою мечту.

Фото Таш-Рабата (42 фото)

Проект “КЫРГЫЗСКИЙ ФОТОАРХИВ”

. история Кыргызстана в фотографиях
. история фотографии в Кыргызстане

  • ДОБАВИТЬ ФОТОГРАФИЮ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ГЛАВНАЯ
  • О ПРОЕКТЕ
  • НОВОСТИ
  • ФОТОАРХИВ
  • ОРГАНИЗАТОРЫ
  • НАШИ ПАРТНЕРЫ
  • ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
  • ПИШПЕК ФРУНЗЕ БИШКЕК
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  • ФОТОЛЕТОПИСЬ
  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • БЛАГОДАРНОСТИ

Историческая справка: В Средние века снаряжение торговых караванов, проходящих по трассам Великого шелкового пути многодневные маршруты, было делом рискованным. Поэтому дляобеспечения безопасности купцов и их товаров на многих торговых путях в странах Ближнего и Среднего Востока строились каравансараи — сооружения для приема и отдыха торговцев и вьючных животных, а также временного хранения товаров.

Их возводили вдоль караванных торговых путей в определенных, иногда удаленных и безлюдных, в стороне от населенных пунктов, местах, рассчитанных на проживание торговцев в течение нескольких дней после длительного перехода. А по проторенным путям, где шли проповедники разных религий, возводились культовые постройки, храмы и монастыри. Архитектура этих сооружений в разных регионах Внутренней Азии имеет как схожие черты, так и существенные различия. Одно из таких необычных каменных сооружений расположено в долине речки ТашРабат, притока р.КараКоюн, протекающей вдоль отрогов АтБашинского горного хребта в Централь ном Тянь#Шане, на территории Республики Кыргызстан. В древние времена по долине этой реки проходил торговый путь, связывавший Чуйскую и Ферганскую долины с Кашгаром. Развалины ТашРабата из давна привлекали внимание жителей Ат Башинского высокогорного плато — кыргызов (скотоводов и охотников), которые считали эту, сложенную из камня постройку, расположенную на большой высоте в узком горном ущелье, сооружением весьма необычным и связывали с ним свои старинные легенды. В конце XIX — начале XX в. Таш-Рабат неоднократно посещали, осматривали и оставили его описания, планы, зарисовки многие ученые и путешественники. Среди них был казахский просветитель, находившийся на российской военной службе, Чокан Валиханов, крупнейший специалист
по древней и средневековой истории Средней Азии В.В.Бартольд, археолог А.Н.Бернштам и многие другие исследователи.

Они по разному оценивали время сооружения, определяли назначение и культурную принадлежность этого комплекса. Некоторые ученые считали Таш-Рабат караван-сараем эпохи позднего средневековья, другие склонялись к мысли, что это строение представляет собой развалины христианского несторианского монастыря. В конце 1970-х — начале 1980-х годов на этом памятнике проводили исследовательские работы сотрудники экспедиции Института истории Академии наук Киргизской ССР. Результаты их исследований были отражены в книге С.Я.Перегудовой, обобщившей все доступные сведения об этом памятнике. Она определила Таш-Рабат как стационарный культовый и жилой комплекс с обрядовым залом и кельями, сооруженный среднеазиатскими христианами несторианами в X—XI вв. В 1980-х годах этот ценный памятник историко культурного наследия Кыргызстана был отреставрирован сотрудниками министерства культуры Кыргызской республики, после чего он стал использоваться для показа приезжим туристам из разных стран.

Полностью восстановленный и отреставрированный Таш-Рабат представляет собой почти квадратное по планировке здание, представляющее собой средневековый замок, целиком перекрытый сплошной горизонтальной крышей с возвышающимся в западной части сферическим куполом. Главный фасад здания расположен с восточной стороны. Это высокая, мощная каменная стена с угловыми башнями и воротами с высоким порталом и аркой. С наружной стороны вдоль восточной стены расположен широкий уступ — суфа и предвходовая площадка, вымощенная каменными плитами. Три другие стены не имеют ни дверей, ни окон. Здание основательно встроено в склон горы, под которой оно сооружено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: