Фото Медного всадника (85 фото)

Памятник «Медный всадник»

Представить Санкт-Петербург без памятника «Медный всадник», посвященного Петру I, невозможно, также как без Зимнего дворца или Исаакиевского собора.

Вокруг его создания кипели нешуточные страсти, начиная от выбора проекта и до момента открытия. «Производственный» процесс заставлял находить необычные технические решения. Жители столицы и всей страны зачастую относились к монументу, как к одушевленному персонажу, а не застывшему изваянию.

Описание памятника «Медный всадник» и его символика

Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Сначала кажется, что у фигуры 3 точки опоры. Исследования ХХ века показали, что хвост коня, соединенный с изогнувшейся змеей – это не опора, а балансир. Жесткий каркас находится только в задних ногах коня.

Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя.

Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным.

Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги.

Фигура императора выражает уверенность за будущее государства. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса.

Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.

Монумент в фактах и цифрах:

  • Размер постамента: 10,6 м длиной, 5,2 м высотой, 3,4 м шириной.
  • Изначальный размер Гром камня: длина 13,2 м, ширина – 6,6 м, высота 8,1 м, масса 1600-2000 т, около 800 т обкололи в месте обнаружения и транспортировки.
  • Высота скульптуры: 5 м, масса – 8 т.
  • Срок строительства: 16 лет.

История создания памятника

Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.

Верное решение Екатерины

Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.

Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.

Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).

Новый проект

Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.

Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.

Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.

Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.

Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.

Читайте также:
Схема терминалов аэропорта Фьюмичино

Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.

С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.

Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.

Поиски, доставка и установка «дикой скалы»

Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.

Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.

Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.

А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.

За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.

Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.

В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.

За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.

На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.

Выгрузка Гром-камня в Санкт-Петербурге (картина Луи Бларамберга).

Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.

Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.

Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.

Отливка скульптуры

Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).

Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.

Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.

Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.

К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.

Читайте также:
Информация о прекращении выдачи виз в США в 2022 году

Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.

У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.

Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…

Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.

Мифы, легенды, интересные факты

Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.

Происхождение названия

Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.

Хранитель города

Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.

В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.

По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.

Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.

Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году

Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно, быстро стерли.

Миф о Петре и Павле

Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.

Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.

Показывают друг на друга

Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.

На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»

Читайте также:
Советы: как ускорить выдачу визы в США?

Всадник Апокалипсиса

Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.

Реставрации

Медного всадника реставрировали дважды – в 1909 и 1976 годах. В советское время статую даже исследовали рентгеновскими лучами.

Состояние памятника признали очень хорошим, небольшие трещины удачно ликвидировали, предварительно заложив капсулу с посланием потомкам и газетой периода проведения работ.

Как добраться?

Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Ближе всего к нему расположена Адмиралтейская станция метро. Следует идти к выходу на Малую Морскую улицу. По ней пройти до Исаакиевского собора, свернуть вправо, перейти Адмиралтейский проспект и через Александровский сад выйти прямо к памятнику (указатели по ходу движения имеются).

Схема проезда:

Вам также может понравиться

Дом Розенштейна

Лучшие смотровые площадки на крышах в Санкт-Петербурге

Доходные дома Петербурга
  • Эрмитаж
  • Кунсткамера
  • Русский музей
  • Музей Фаберже
  • Музей Эрарта
  • Петропавловская крепость
  • Зоологический музей
  • Военно-морской музей
  • Музей железных дорог
  • Крейсер «Аврора»
  • Этнографический музей
  • Адмиралтейство
  • Летний сад
  • Музей-квартира Пушкина
  • Академии художеств
  • Ботанический музей
  • Музей политической истории России
  • Музей хлеба
  • Музей истории религии
  • Екатерининский дворец
  • Юсуповский дворец
  • Константиновский дворец
  • Михайловский замок
  • Меншиковский дворец
  • Мраморный дворец
  • Большой Гатчинский дворец
  • Приоратский дворец в Гатчине
  • Аничков дворец
  • Летний дворец Петра Первого
  • Белосельских-Белозерских
  • Елагиноостровский дворец
  • Шуваловский дворец
  • Воронцовский дворец
  • Дворец Разумовского
  • Дворец графа Чернышева
  • Каменноостровский дворец
  • Таврический дворец
  • Исаакиевский собор
  • Спас-на-крови
  • Смольный собор
  • Казанский собор
  • Никольский собор
  • Александро-Невская Лавра
  • Троицкий собор
  • Владимирский собор
  • Большая Хоральная Синагога
  • Храм святой Екатерины
  • Лютеранская церковь
  • Пушкин
  • Петергоф
  • Павловск
  • Гатчина
  • Кронштадт
  • Извара
  • Стрельна
  • Ораниенбаум
  • Старая Ладога
  • Новая Ладога

© 2009-2022 Все о Санкт-Петербурге и пригородах

Лицо Медного всадника вблизи. Фото: Павел Черняков


Уважаемый Павел Черняков сделал и опубликовал уникальные кадры Медного всадника с такого ракурса, с которого мы никогда его сами увидеть не сможем.

Источник: фб П. Чернякова
1) https://www.facebook.com/pavel.v.chernyakov/posts/348865247089704
2) https://www.facebook.com/media/set/?set=a.326838192625743&type=3
В начале ноября 2021 года я проник в Святая Святых временной конструкции, где ведется кропотливая работа над реставрацией Медного всадника, и сделал несколько фоток на телефон. Спасибо за приглашение «РМ «Наследие». И оcобая благодарность за организацию встречи Константину Набелю. Погладить Ту Самую Змею – бесценно! P.S. Сразу выложить фотки не мог, так как было эмбарго на публикацию. Photos by Pavel Chernyakov




А вот не лицо


Фонтанка.ру, 24 января:

В Петербурге завершили реставрировать Медный всадник — памятник Петру Великому. Об этом 24 января «Фонтанке» сообщили в Государственном музее городской скульптуры.

Работы по реставрации завершили в срок. Леса начнут разбирать в конце января. Памятник освободят от них к середине февраля. В пресс-службе музея отметили, что внутри лесов поддерживается плюсовая температура, поэтому пока открывать монумент не спешат.

«Леса будут снимать примерно с конца января по середину февраля, потому что там стоит учитывать много факторов», — сказала начальник отдела по связям с общественностью музея Ольга Дмитриева.

Весной территорию возле памятника собираются облагородить. В надлежащий вид приведут цветник.

Медный всадник начали реставрировать в октябре прошлого года в честь 350-летия со дня рождения Петра I. Стоимость работ составила 40 млн рублей. Изначально считалось, что серьезных дефектов у памятника нет, но позже специалисты выяснили, что монумент начал «расползаться».

источник – shakko.ru
[24 ссылок 112 комментариев 5850 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Мамаев курган

Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.

С 2014 года, «Мамаев курган» является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также:
Можно ли получить гражданство России, имея судимость

Название «Мамаев курган» известно издавна. Своё название легендарный Мамаев курган получил со времен Золотой Орды. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена темником Мамаем. Существует легенда о том, что темник Мамай захоронен на кургане, названном в его честь, в гробнице и золотых доспехах, что подтверждается многочисленными раскопками на Мамаевом Кургане в прошлом. Но гробница так и не была найдена.

Но существует и другое мнение на этот счет. Некоторые историки считают, что курган назван мамаевым по другой причине: на языке волжских татар «мамай» означает «бугор».

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

В мае 1959 под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане началось сооружения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника. На церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, министр обороны СССР А. А. Гречко, Маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков.

Первоначальный проект предусматривал строительство второй очереди ансамбля — от проспекта Ленина до Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома под эти цели был отведен участок от проспекта Ленина до уреза Волги. От проспекта Ленина к Волге должна была расположиться пешеходная аллея, стелы с наименованием всех частей советской армии, принявших участие в Сталинградской битве.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» 31 января 2008 года был включён в перечень федеральных памятников и с тех пор находится в федеральной собственности. Для передачи в ведение Роскультуры его объединили с музеем-панорамой «Сталинградская битва». Директором государственного учреждения назначен Александр Величкин, много лет возглавлявший областной комитет по культуре.

12 июня 2008 на Красной площади в Москве были подведены итоги конкурса «7 чудес России». По результатам голосования Мамаев курган вошёл в число семи российских чудес.

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова — главного военного консультанта мемориала, похороненного на его территории.

На Мамаевом кургане в день 25-летия Победы заложена капсула с обращением участников войны к потомкам, которая должна быть вскрыта 9 мая 2045 года на 100-летие Победы.

По примерным подсчётам, на Мамаевом кургане захоронено не менее 34 тыс. солдат .

Скульптура «Родина-мать зовет!», возвышающаяся на Мамаевом кургане, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптура-статуя в мире. До сих пор является самой высокой нерелигиозной скульптурой-статуей в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 29 метров. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров).

Читайте также:
Какое море в Тунисе: название, фото моря

В Зале воинской славы звучит произведение Роберта Шумана «Грёзы» в исполнении Государственной академической хоровой капеллы им. Юрлова.

Мамаев курган — одна из самых памятных достопримечательностей нашей страны.

Фото Волгоград Мамаев курган (41 картинка)

Мамаев Курган – памятник, посвященный «Героям Сталинградской битвы». Памятник находится в Волгограде на месте где проходили ожесточенные бои, длившиеся с сентября 1942 по январь 1943 года. Главным монументом Мамаево кургана считается «Родина –мать зовет!». На месте кургана находятся несколько братских могил, в которых захоронены более 35000 защитников города.

Фото Волгоград Мамаев курган ночью

Мамаев курган на 9 мая

Волгоград Мамаев курган

Фото Мамаева кургана вечером

Родина-мать на фоне города Волгограда

Мемориал Родина-мать зовет! на Мамаевом кургане

Мемориал на фоне города

Военные в парадной форме на Мамаевом кургане

Мамаев курган с высоты птичьего полета

Фото Волгоград Мамаев курган

Родина-мать на фоне неба

Мемориалы на Мамаевом кургане

Памятник защитникам Сталинграда

Фото памятников на Мамаевом кургане

Фото мемориала Родина-мать зовет! в Волгограде

Памятник солдат с оружием

Лицо мемориала Родина-мать зовет! в Волгограде крупным планом

Фото Волгоград Мамаев курган

Фото цветущих роз и мемориала Родина-мать зовет!

Сталинградская битва. (244 ФОТО). Часть 2.

Фотоальбом к 73-й годовщине со Дня разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Продолжение. Начало здесь.

101. Советские танки входят в город Сталинград. 1943 г.

102. Женщины и дети встречают солдат-освободит елей. Р-н Сталинграда. 1943 г.

103. Пленение генел-фельдмарша ла Паулюса в г.Сталинграде. 1943 г

104. Выступление 1-го секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) Чуянова А. С. на митинге, посвящённом разгрому немецко-фашистск их войск. 04 февраля 1943 г.

105. Разбитая немецкая техника в районе тракторного завода. 1943 г.

106. Разбитая немецкая техника в центре города. 1943 г.

107. Последний выстрел на Мамаевом Кургане. 1943 г.

108. Очистка Набережной реки Волги в центре Сталинграда. 1943 г.

109. Возращение. 1943 г.

110. Мертвая площадь Павших борцов. 1943 г.

111. Первая весна после ужасных сражений. Сталинград. 1944 г.

112. Мальчишки города Сталинграда. Улица Комсомольская. 1944 г.

113. Дети в Сталинграде прячутся от бомбящих немецких самолетов. 1942 г.

114. Город готовится к обороне. Август 1942.

115. На командном пункте 62-й Армии. 1942 г.

116. Флаг победы над Сталинградом. 31 января 1943 г.

117. Жители возвращаются в разбитые дома. 1943 г.

118. Фонтан “Дети”, Сталинград. 1943 г.

119. Пленные немецкие офицеры 6-й армии вермахта в Сталинграде. Первые четверо, слева направо: генерал-майор Отто Корфес (Otto Korfes), командир 295-й пехотной дивизии; подполковник Герхард Диссель (Gerhard Dissel), начальник штаба 295-й пехотной дивизии; генерал артиллерии Макс Пфеффер (Max Pfeffer), командир 4-го армейского корпуса; генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлитц-Курцбах (Walther von Seydlitz-Kurzbac h), командир 51-го армейского корпуса. Январь 1943 г.

120. Катер ПВО Волжской военной флотилии.

121. Советские связисты прокладывают телефонную линию в районе Сталинграда. 1943 г.

122. Немецкие пленные в районе Сталинграда. Январь 1943 г.

123. Командующий Донским фронтом генерал-лейтенан т Константин Константинович Рокоссовский (слева) на передовых позициях. Рядом с ним командующий 65-й армией генерал-лейтенан т Павел Иванович Батов. Ноябрь-декабрь 1942 г.

124. “Русский хлеб для военнопленных”. Немецкие пленные, захваченные под Сталинградом, делят хлеб. 1943 г.

125. Советские автоматчики на крыше дома в Сталинграде. Январь 1943 г.

126. Советские артиллеристы, расположившись у немецкого военного кладбища, ведут огонь по немецким позициям в Сталинграде из 76-мм дивизионной пушки образца 1942 года ЗиС-3. 1943 г.

127. Раненный немецкий солдат курит с летчиками перед отправкой в тыл из-под Сталинграда. Декабрь 1942 г.

128. Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87) в небе над горящим Сталинградом. 1942 г.

129. Немецкие солдаты на улице в Сталинграде проходят мимо сгоревших трамваев. 1942 г.

130. Пленный немецкий солдат в Сталинграде. Январь 1943 г.

Читайте также:
Фото Томской писаницы (43 фото)

131. Немецкий минометный расчет готовится открыть огонь во время боев в Сталинграде. Позиция оборудована в воронке перед подбитым советским танком Т-34-76. 1942 г.

132. Захваченная немецкая автотехника после боев в Сталинграде. 1943 г.

133. Во время боев немецкие солдаты в Сталинграде в советском противотанковом рве ожидают сигнал к атаке. 1942 г.

134. Тела погибших в районе Сталинграда немецких солдат. На заднем плане — немецкое военное кладбище. Январь 1943 г.

135. Советские солдаты закрепляют флаг на здании в центре Сталинграда. 1942 г.

136. Колонна пленных немцев, румын и итальянцев Сталинграде. 1943 г.

137. Советские солдаты ведут огонь из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года 53-К по немецким позициям в Сталинграде. Январь 1943 г.

138. Замерзшие немецкие солдаты в снежном укрытии в Сталинграде. 1943 год.

139. Братская могила советских солдат на берегу Волги в Сталинграде. Оградка сделана из спинок кроватей. 1943 г.

140. Могилы немецких солдат в разрушенном Сталинграде. 1943 г.

141. Лучшие бойцы 95-й стрелковой дивизии (62-я армия) после освобождения завода «Баррикады» сфотографировали сь у цеха, который еще горел. Солдаты радуются полученной благодарности Верховного Главнокомандующе го И.В. Сталина частям Донского фронта. Февраль 1943 г.

142. Г ора копыт лошадей, съеденных окруженными в Сталинграде немцами. После окружения под Сталинградом немецкой 6-й армии и перекрытия путей ее снабжения продовольствием, в немецких войсках начался голод. Немцы съели весь домашний скот местных жителей, всех домашних животных и убитых во время боев в Сталинграде лошадей. Январь 1943 г.

143. Советские солдаты перемещают 76-мм полковую пушку образца 1927 года на огневой рубеж в Сталинграде. 1943 г.

144. Советские артиллеристы ведут огонь из 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года (УСВ) по немецким позициям на развалинах Сталинграда. 1943 г.

145. Советские солдаты ведут огонь из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года 53-К по немецким позициям на берегу Волги в Сталинграде. Январь 1943 г.

146. Бойцы и командиры 38-й мотострелковой бригады М.С. Шумилова, взявшие в плен штаб окруженной в Сталинграде 6-й немецкой армии. Третий справа — командир бригады полковник И.Д. Бурмаков. 1943 г.

147. Встреча бойцов 21-й и 62-й армии на северо-западных склонах Мамаева кургана. 26.01.1943 г.

148. Катер №52 “Колыма” с десантом на реке Волга перед выходом на боевую операцию. 1942 г.

149. Советские солдаты достают из подбитого немецкого танка Pz.Kpfw. III самодельную немецкую обувь. Сталинград. Ноябрь 1942.

150. Танк Т-34 с именем собственным «Родина» на площади Павших Борцов в Сталинграде. Январь 1943 г.

151. Перекур советских бойцов в Сталинграде. 1942 г.

152. Лейтенант медицинской службы Л. Гумилина оказывает помощь раненому советскому солдату. Сталинград. 1942 г.

153. Советские офицеры ведут наблюдение за противником на командном пункте штаба артиллерии 138-й стрелковой дивизии. Сталинград. 1942 г.

154. Советские офицеры на наблюдательном пункте в цеху сталинградского завода «Красный Октябрь». Январь 1943 г.

155. Санинструктор оказывает помощь раненному солдату во время боя в Сталинграде. Сентябрь-ноябрь 1942 г.

156. Советские солдаты ведут бой за этаж в разрушенном доме Сталинграда. 1942 г.

157. Бойцы 138-й стрелковой дивизии ведут бой в районе завода «Баррикады».

158. Защитники завода «Баррикады» идут на боевые позиции. Боец на переднем плане несет на плече противотанковое ружье. 1942 г.

159. Советские солдаты ведут бой в одном из цехов завода «Красный Октябрь». Сталинград. Январь 1943 г.

160. Солдаты советской 62-й армии у землянок на самом берегу Волги. 1942 г.

161. Сталинград после боев у здания вокзала. 1942 г.

162. С автоматом в руках и пищевым термосом на спине с пайками для защитников города, красноармеец пробирается по развалинам Сталинграда. 1942 г.

163. Командир 39-й стрелковой дивизии генерал-майор С.С. Гурьев (на переднем плане) на наблюдательном пункте в Сталинграде. 1943 г.

164. Высший командный состав 13-й гвардейской стрелковой дивизии у входа в блиндаж (слева направо): командир дивизии генерал-майор А.И. Родимцев, начальник штаба подполковник Т.В. Вельский, полковой комиссар Л.К. Щур. Сталинград. 1943 г.

Читайте также:
город Бостон в США, штат Массачусетс, достопримечательности и погода

165. Cнайпер советской 64-й армии Н.Я. Ильин на огневом рубеже в Сталинграде. 1942 г.

166. Центральная площадь Сталинграда в день капитуляции германских войск в Сталинградской битве. 31.01.1943 г.

167. Член военного совета 62-й армии генерал-лейтенан т К.А. Гуров вручает орден командиру 95-й стрелковой дивизии полковнику В.А. Горишному. 1942 г.

168. Героический «Дом Павлова» в дни Сталинградской битвы. 1943 г.

169. Штурмовая группа 13-й гвардейской дивизии освобождает дом в Сталинграде, занятый немецкими войсками. 1942 г.

170. В штабе 95-й стрелковой дивизии, слева — командир дивизии полковник В.А. Горишный. 1942 г.

171. Командующий 62-й армией В.И. Чуйков (слева) и член военного совета К.А. Гуров во время беседы с легендарным снайпером В.Г. Зайцевым рассматривают его винтовку. 1943 г.

172. Е.А. Жуков — командир 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка (справа) — слушает доклад своего разведчика. 1942 г.

173. Советские солдаты на развалинах Сталинграда. 1942 г.

174. Снайпер 39-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской дивизии А.И. Чехов на огневом рубеже в Сталинграде. 1942 г.

Мамаев курган и “Родина-мать зовет!”

Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)

Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.

Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы.

Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.

Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).

Входная площадь. Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы (не считая наклонных пандусов и взмывающих ввысь аллей). Поднявшись по первой группе ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей.

Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.

С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда. Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.

Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города. Здесь днем и ночью, в жару и вьюгу, мощные репродукторы транслируют хронику военных лет: сообщения Совинформбюро, прерываемые треском пулеметных очередей и воем авиационных моторов. Периодически играют песни военных лет.

Читайте также:
Фото городов Греции (1679 фото) в хорошем качестве

…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…

Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.
Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат. Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.

По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу. Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.

В этом месте всегда удивительно тихо. Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.

Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?

Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.

Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.

Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.

Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной

Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду. Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.

К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут). Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.

Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень – Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.

Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу. Вечная слава!

Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура “Родина-мать зовет!” – современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.

Читайте также:
Как подать на РВП и ВНЖ в Краснодарском крае?

Одно из Семи чудес России. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений – 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.

Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы. Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.

Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии. Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…

Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала. Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).

Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами. Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.

Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» – воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит.
А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.

Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.

Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России.

Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.

Волгоград. Мамаев курган.

2. Попадать к мемориалу лучше всего, конечно, на метротрамвае. Благо от Площади Ленина всего три остановки.

3. Сбиться с пути (то есть не понять, куда же тут надо идти) невозможно. Архитектурная доминанта доминирует.

Ее очень хорошо видно из всех прилегающих районов и, особенно, с поезда. Ветка в сторону Москвы опоясывает холм и, подъезжая к Волгограду, кажется что «Родина-мать» поворачивается вслед за тобой.

4. Первый этап подъема – Аллея из тополей. На заднем плане та самая река Волга, на которую немцы так стремились. Тут пройти-то было.

5. Казенная фраза «сюда не иссякает поток людей. » абсолютно верна. Вот эти фотографирующиеся люди как бы не немцы и есть.

6. Под аллеей, кстати, проходят два железнодорожных направления.

7. Место, где стоит вот этот памятник с обнаженным торсом и гранатой именуется «Площадью Непокоренных». Очень приятно видеть бегающих современных детей, поскольку именно за их счастье деды и воевали.

Читайте также:
Высшие учебные заведения Брно

Стены далее украшены разными картинами на бетоне достаточно сомнительных художественных достоинств (да простит меня скульптор Вучетич), но вот что у мемориала не отнять – так это цельности. Действительно, это единый комплекс.

Именно тут звучат всякие взрывы, выстрелы и зачитывание сводок Информбюро для нагнетания драматизма.

8. Далее, достаточно неожиданно, оказывается некое озеро (которое летом вроде бы подсвечивают кроваво-красными прожекторами) и аллегорические фигуры, стоящие вдоль него.

9. О каждой фигуре существует своя легенда и толкование изображенного события. Мне особенно понравилось аллегорическое удушение фашизма.

10. Задушенная гадина.

11. Далее по подземному проходу (что является очень продуманным решением) можно пройти в Зал Воинской Славы (круглое помещение с именами защитников города на досках вокруг).

Там всего семь тысяч двести человек упомянуто. Подозреваю, что для написания имен всех защитником (если они бы были известны) понадобилось раз в десять больше места.

12. Когда в 1993 году мы были молодыми балбесами, то называли вот это «рожком».

13. Помещение, как вы видите, не закрытое. Почетный караул стоит в самом утепленном варианте формы одежды.

Как говорят, самая большая напасть для караульных (после посетителей, конечно) – это комары летом.

Далее, через площадь Скорби (с еще одной очень известной скульптурой Скорбящей матери) начинается диагональный подъем к главному монументу.

14. Здесь похоронены самые прославившиеся при защите города люди. В основном это военные, но вот, например, председатель Горисполкома Сталинграда тех времен Алексей Чуянов.

15. Вот мы подошли, наконец, и к «Родине-матери».

16. Не буду утомлять пересказами всем известных историй, скажу только, что жители Москвы могут любоваться уменьшенной авторской копией (стоит она в мастерской скульптора Вучетича у метро «Тимирязевская» и выглядывает из-за забора).

Построена с 1959 по 1967 год и изнутри не монолитная и не полая, а ячеистая. То есть, вся она состоит из комнат-помещений с перекрытиями, по которым можно даже гулять. Одинадцать этажей.

17. Чем и занимаются некоторые технические службы, регулярно проверяя состояние статуи. Там, внутри, даже есть вот такой архаичный телефон. По которому можно позвонить хоть в меч, хоть в ногу, хоть в голову, хоть в правую руку.

18. Моменты строительства.

19. Голову изготовили отдельно и приставляли к скульптуре с помощью вертолета.

С мечом вышла интересная история – его тоже изготовили отдельно из нержавеющей стали и для внушительности обшили титановыми пластинами, которые на ветру заметно скрежетали и скрипели.

21. Поэтому в 1972 году меч заменили на новый, с аэродинамическими отверстиями или, проще говоря, дырками. Вот здесь хорошо видно.

22. Родина-мать (вид снизу). Можете говорить мне что угодно, но скульптор явно вдохновлялся статуей Ники Самофракийской.

Получилось даже лучше, поскольку у нас есть и голова и меч, что значительно добавляет динамики.

24. Среди всяких записных весельчаков крайне популярны фотографии на пальце ноги Родины-матери.

25. Там где стоят антенны можно вылезти прямо макушку. Можно подняться и по мечу на самый верх, но, как говорят служащие, это очень страшно, поскольку меч нешуточно качает.

26. Виды даже от подножья монумента самые впечатляющие. Прямо – Волга.

27. Слева уходит в Краснооктябрьский и Тракторозаводский район проспект Ленина.

28. Сам «Красный Октябрь», если не ошибаюсь.

29. Зал Воинской Славы, Волга и высоковольтный переход ЛЭП над ней.

30. Справа же заметно большое строительное шевеление. Это строят стадион к Чемпионату мира по футболу 2018 года со звучным именем «Победа». Когда достроят, то выглядеть это все будет очень хорошо.

31. Еще правее Храм всех Святых. Без этого сейчас мемориал – не мемориал, но, наряду с телевышкой, торчащей за Родиной-матерью, композицию мемориала портит.

32. Кто-то отдыхает, а кто-то на работу идет.

В следующем посте мы посмотрим на музей-панораму «Сталинградская битва». Еще одно место, которое посещают почти все приезжие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: