Фото городов Гонконга

10 мест, которые нужно посетить в Гонконге

Что получится, если соединить китайское трудолюбие с британской эксцентричностью? Гремучая смесь современной архитектуры, авангардного дизайна и восточной экзотики под названием Гонконг

Достучаться до небес

Небоскребы для Гонконга — не символ статуса и престижа, а жизненная необходимость. Земля для застройки здесь большой дефицит: 40 % и без того крохотной территории занимают национальные парки. Свой вклад в облик города внесли лучшие архитекторы мира — от Нормана Фостера (Norman Foster) до Юя Мин Пея (Ieoh Ming Pei), причем все они трепетно соблюдали в своих проектах принципы фэн-шуй. Самые интересные здания сосредоточены на цент­ральном острове Гонконг. Любоваться ими лучше с Аллеи звезд (Star Alley) на Коулуне. (Море делит Гонконг на несколько частей — острова Гонконг и Лантау, полуостров Коулун, Новые территории и Внешние острова.)

Войти в историю

Найти в Гонконге памятники старины сложно, но можно. Наиболее заметная достопримечательность — самый большой в мире сидящий Будда на острове Лантау. На том же острове до сих пор сохранились деревни с традиционными домами на сваях. В старину местные жители селились не только над водой, но и на воде — в жилых джонках. Несколько таких «домов» в деревушке Абердин (Aberdeen) на острове Гонконг обитаемы до сих пор.

Урок английского

Отель The Peninsula — главный форпост британских традиций и культовое место для английского чаепития. Считается, что самые правильные булочки-сконсы и бутерброды с огурцами подают именно здесь. Постояльцы могут зарезервировать столик заранее, местным любителям красивой жизни приходится стоять в живой очереди. Бонус — умопомрачительные виды на залив Виктория и центр города: все архитектурные достопримечательности можно осмотреть, не выходя из номера. Ресторан Felix’s на верхнем этаже отеля (на фото) оформил сам Филипп Старк (Philiррe Stark). www.peninsula.com

Подъем духа

Ровной земли на острове Гонконг почти нет: пешеходы либо карабкаются в гору, либо чуть ли не кубарем катятся с нее. Чтобы облегчить горожанам жизнь, власти построили на самом крутом участке 800-метровый эскалатор (Hong Kong escalator). Результат был неожиданным: квартал стал эпицентром ночной жизни. Первые этажи домов по обе стороны транспортной артерии занимают бары и клубы. Минус: веселье заканчивается около полуночи.

Час расплаты

Гонконг — рай для шопоголиков. Цены на продукцию европейских марок здесь ниже, чем в России, но выше, чем в Европе. Новинки мировых брендов ищите в крупных магазинах вроде Lane Crawford (IFC Mall, 8 Finance st., Central) — там можно не только потратить наличные, но и полюбоваться инсталляциями современных художников. Необычную одежду и предметы интерьера от местных дизайнеров ищите в бутиках квартала Star Precinct (Wanchai, Central), антиквариат — на Hollywood Road.

Пик активности

Пик Виктория — самая высокая точка острова Гонконг и по совместительству его главная достопримечательность. На вершину вас доставит миниатюрный, но резвый ретропоезд, поездка на котором больше напоминает катание на «американских горках». С высоты открывается вид на город и окрестные острова. Смотровая площадка находится на крыше торгового цент­ра (избежать соблазнов шопинга в Гонконге невозможно нигде) с несколькими ресторанами. Один из них, The Pearl, — популярная точка для предложения руки и сердца.

Танцуют все!

Волнистые стены, яркая «кислотная» ­подсветка, современные скульп­туры в холле — самый модный отель Гонконга Mira больше похож на ночной клуб, чем на гостиницу. Комнаты оформлены в красных, зеленых, серебряных и пурпурных тонах и обставлены мебелью Арне Якобсена (Arne Jacobsen). Одним словом, тут не соскучишься! 118 Nathan rd., Tsimshatsui, Kowloon. www.designhotels.com

О вкусах не спорят

Какая кухня вам больше по душе —восточная или европейская? В Гонконге отлично представлены и та и другая: 60 местных ресторанов имеют звезды «Мишлена». Правильную китайскую еду подают в плавучем заведении Jumbo Kingdom (Shun Wan Pier Drive, Wong Chuk Hang, Aberdeen). Дизайнерский ресторан The Pawn Shop (62 Johnston rd., Wanchai), расположенный в помещении старинного ломбарда, славится продвинутой английской кухней. Японские деликатесы ищите в Buzy Suzie (2A Canton rd., Kowloon). Отведать лапшу, которой утоляли голод герои Вонга Кар Вая, можно на ночном рынке Коулуна.

Большое плавание

Гонконг никогда не стремился к славе морского курорта — но, видимо, исключительно из скромности. В городе-государстве около 40 пляжей. Самый известный, Рипалс Бэй (Repulse Bay), расположен в бухте, когда-то служившей пристанищем пиратов. Добраться сюда от центра города на автобусе или такси можно за 30–40 минут.

30 главных достопримечательностей Гонконга

Гонконг имеет статус специального административного района и отличается от остального Китая. При этом долгое время регион находился под управлением Британской империи. Влияние европейской культуры при изначально азиатских корнях сделало эту местность столь необычной.

Земли не так много и разбрасываться сушей не принято. Застройка очень плотная, много небоскрёбов, современные и исторические здания находятся зачастую бок о бок. Для туристов это – настоящая находка: можно осматривать раритеты в музеях или древние памятники, не покидая комфортную современную среду.

В Гонконге удивительный шопинг: уличные рынки и статусные магазины повсюду. Добираться до самых отдалённых достопримечательностей можно на фуникулёрах, двухэтажных трамваях и паромах, что само по себе становится приключением.

Что посмотреть и куда сходить в Гонконге?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Небесная линия Гонконга

Небоскрёбы построены в ряд на берегу бухты Виктория. Их главная особенность – ночная подсветка. Она превращает и без того приметные и величественные здания в главных героев лазерного шоу. Начинается «Симфония огней» каждый день в 8 вечера. Благодаря постоянству явление даже попало в Книгу рекордов Гиннесса. Наблюдать за происходящим могут все желающие совершенно бесплатно.

Бухта Виктория

Естественная гавань в Южно-Китайском море. Благодаря бухте местность превратилась в успешный торговый район ещё во времена господства здесь Великобритании. Сейчас на побережье плотная современная застройка: туристические объекты, офисы, жилые дома. Появилась и аналогичная голливудской «Аллея славы». Каждый вечер проводится шоу «Симфония огней». Отсюда отправляются самые популярные водные экскурсии.

Читайте также:
Дом в форме яйца в Москве выставлен на продажу

Набережная района Чимсачёй

Большую часть от общей длины набережной занимает «Авеню звёзд». Помимо отпечатков ладоней местных знаменитостей, здесь установлено несколько скульптур на кинотематику. В восемь вечера туристы собираются на побережье, чтобы посмотреть «Симфонию огней». Другие достопримечательности: башня с часами – всё, что осталось от вокзала, музеи, зеркальная инсталляция, бывший штаб морской полиции.

Пик Виктория

Самая высокая точка острова – 552 метров над уровнем моря. На горе построено много развлекательных объектов, в том числе и семиэтажная башня. Её нижние этажи отведены под музеи. На первом выставлены восковые фигуры музея Мадам Тюссо, на втором и третьем – около 450 удивительных предметов со всей планеты. Подняться на вершину можно на фуникулёре, который здесь появился ещё в конце XIX века.

Большой Будда

Находится на острове Лантау у монастыря По Линь. Высота – около 34 метров, вес – 250 тонн. Возводился, начиная с 1990 года, открытие состоялось 3 года спустя. Лицом статуя обращена на север, что не типично для монументов таких размеров. Добраться до Большого Будды можно по извилистой автодороге или по лестнице, насчитывающей 268 ступеней. Доступ к статуе свободный, но за проход внутрь надо заплатить.

Гонконгский парк

Основан в 1991 году. Располагается в Центральном районе. Площадь – больше 8 га. Одна из его особенностей – современные здания и строения гармонично вписаны в окружающий ландшафт. Вход на территорию бесплатный, открыт парк до захода солнца. В местном авиарии обитают около 600 птиц. Туристов также привлекают Олимпик-сквер, сад тайцзи, Музей чайной посуды, консерватория и центр сквоша.

Сад Нан Лиан

Существует с 2006 года. Настоящий оазис и островок свежести среди плотной застройки каменных джунглей. Начинается сад под автомобильной эстакадой. Дальше идут мощёные дорожки, мостики через искусственный водоём, ресторан, окружённый водопадами, изящные строения в китайском стиле. Повсюду установлена подсветка, так что территория остаётся светлой даже в тёмное время суток.

Коулунский парк

Общественный парк района Чимсачёй занимает площадь в более чем 13 га. Парк принимает крупные мероприятия, в том числе выставки и фестивали. Здесь содержатся яркие представители животного мира, например, крупные черепахи и фламинго. Примечательные объекты: сад скульптур, розарий, футбольное поле, сад-лабиринт, птичье озеро, мечеть, авеню звёзд национальных комиксов.

Музей истории Гонконга

Работает с 1998 года. Находится в районе Цим Ша Цуй. Экспозиция рассказывает об истории региона с древних времён до наших дней. Площадь выставочных залов – около 17,5 тысячи м². В 8 залах также представлены коллекции минералов, насекомых и ископаемых. Есть отдельные стенды, посвящённые достопримечательностям Гонконга. Проводятся временные выставки, приуроченные к важным датам или событиям.

Гонконгский научный музей

Открыт в 1991 году. Площадь – порядка 6,5 тысячи м². Экспонатов более 500, большинство из них можно и нужно трогать и рассматривать поближе. Первый этаж посвящён математике и наукам о жизни. Второй рассказывает, среди прочего, о гигиене и научных новинках. На третьем собраны всевозможные макеты, а также выставки, связанные с телекоммуникациями. Четвёртый больше других подходит для детей – много интерактивных программ.

Гонконгский музей культурного наследия

Образован в 2000 году на Новых Территориях. Собрание не обходит стороной ни одну из ветвей культуры, как направления, существующие с древности, так и современные веяния. Кантонская опера, фотография, дизайн, каллиграфия, керамика, живопись – всему нашлось здесь место. Есть отдельная выставка, посвящённая Брюсу Ли. Вход по средам свободный, в остальные дни есть скидки для разных групп посетителей.

Гонконгский музей искусств

Основан в 1962 году, в нынешнее здание переехал в 1991 году. Фонды содержат около 15 тысяч единиц хранения. Коллекция состоит из образцов живописи, графики, каллиграфии, антиквариата, драгоценностей. Выставки распределены по трём этажам и занимают пять больших залов. Музей принимает и временные экспозиции, особенно если они прямо или косвенно связаны с азиатским искусством.

Гонконгский музей береговой обороны

Располагается в форте, построенном в 1887 году. В то время сооружение возводилось и использовалось британцами. Площадь форта – более 34 тысяч м². Экспозиция рассказывает о защите побережья в разные периоды истории страны: от династий Мин и Цин до мировых войн. Музей включает в себя редут, приемный холл и исторический путь. Внутри выставлена военная техника, рядом – торпедная станция.

Женский монастырь Чилинь

Основан на полуострове Цзюлун в 1934 году. Площадь – 33 тысячи м². Здесь на постоянной основе проживают примерно 60 монахинь. Комплекс состоит из основного здания монастыря, гостиницы для паломников и ландшафтных садов в традиционном китайском стиле. По территории расставлены статуи Будды, изготовленные из камней, дерева, глины, некоторые из них покрыты позолотой. Вход в монастырь свободный.

Монастырь По Линь

Первоначально открылся в 1905 году, как приют для монахов. Постепенно разросся и обзавёлся несколькими храмами. Здесь хранится одна из самых больших статуй сидящего Будды из бронзы, высота которой около 26 метров. Вход в монастырь свободный. В трапезной гостей угощают вегетарианскими блюдами. Поскольку По Линь – популярный туристический объект, для молитвы и медитации лучше посещать его в будни.

Храм Вонг Тай Син

Возведён в честь даосского божества. Его можно найти на юге Львиной скалы. Комплекс занимает площадь в 18 тысяч м². Его история отсчитывается с 1921 года, когда по легенде Вонг Тай Син указал последователям место для строительства. Только в 1956 году святилище стало открытым для всех. Архитектура типична для Китая: красный цвет, колонны, крыши с золотыми вставками. Туристов привлекает Сад добрых пожеланий.

Монастырь Десяти Тысяч Будд

Заложен в 1949 году в районе Ша Тин. Не является действующим религиозным учреждением, но популярен у туристов. Отличительная особенность – около 13 тысяч глиняных фигурок Будды, покрытых позолотой. Одна из главных реликвий – мумия Юэт Кая – основателя монастыря. Она выставлена в большом зале обители. Постройки относятся к числу исторических зданий Гонконга и поддерживаются в безупречном состоянии.

Рыбацкая деревня Тай О

Также называется «Венецией Гонконга». Передвигаться по деревне можно либо по специальным переходам, либо на лодках. Все дома здесь построены на сваях. Вплотную к жилищам подступает рынок, где можно купить не только сувениры, но и свежий улов. В округе водятся дельфины. Возможность наблюдения за ними привлекает туристов. Есть два музея, здание закрытого полицейского участка и храм.

Читайте также:
Доминикана отзывы туристов 2022. Новые отзывы про отдых

Мост Цинма

Пересекает канал Мавань. Открыт в 1997 году. На церемонии присутствовала Маргарет Тэтчер. Общая протяжённость – 2160 метров, включая 1377 метров основного пролёта. Высота конструкции – 206 метров. Шестой в мире подвесной мост по длине. Имеются два уровня: на первом располагается автомагистраль, на втором – железнодорожное полотно. Нет тротуаров, запрещена парковка. Каждый участок просматривается с помощью камер наблюдения.

Ипподромы Хэппи-Вэлли и Сатхинь

Открыты в 1845 и 1978 годах соответственно. Первый вмещает около 55 тысяч человек, второй – на 30 тысяч больше. За календарный год проводится порядка 700 скачек суммарно на обоих ипподромах. Традиционно их устраивают по средам, но некоторые особо важные переносят на выходные и праздники. С 1996 года в Хэппи-Вэлли открыт музей скачек. Сатхинь использовался для олимпийских конных соревнований в 2008 году.

Рынки Гонконга

Рынки – привычная часть уклада жизни азиатских городов, в том числе таких современных, как Гонконг. «Рынок дам» популярен у любителей покупать довольно качественные подделки известных брендов. На рынке «Стэнли» большое разнообразие товаров и не так многолюдно. Нефритовый рынок славится всевозможными изделиями из этого популярного у китайцев камня. Рынок Храмовой улицы работает по ночам. Кроме того здесь в любое время суток доступны типичные для Гонконга закуски. На птичьем рынке острова Коулун можно купить не только пернатых, но и, например, певчих кузнечиков.

«Улица ленивых пешеходов»

Участок дороги длинной в 800 метров, который представляет собой сплошной эскалатор. Он тянется от деловых кварталов в сторону пика Виктория. Создали механизм во Франции, открытие «улицы» состоялось в 1993 году. Является бесплатной, хоть и медленной, альтернативой автобусу. Есть возможность сойти на любой из пересекаемых улиц. Имеется навес на случай непогоды или жары.

Гонконгский трамвай

Этот вид транспорта доступен для местных жителей с 1904 года. Отличие местной сети от всех остальных в мире – использование исключительно двухэтажных трамваев. Парк насчитывает 160 вагонов. Общее количество остановочных пунктов на линии – 120. В настоящий момент трамваи сохраняют свою актуальность, как общественный транспорт. Ежедневно ими пользуется около 200 тысяч человек.

Стар Ферри

Паром, курирующий между полуостровом Коулун и островом Гонконг. Альтернатива такому путешествию – метро. Однако паром быстрее и дарит больше впечатлений. Отправление соответствует заявленному расписанию. Его можно найти в сети или на причалах. В каждом пароме есть 3 зала: 2 полностью закрытых с кондиционером и окнами, 1 – открытый. Особенно интересно так перемещаться по бухте во время «Симфонии огней».

Пик-трам

Фуникулёр, курсирующий от Центрального района к пику Виктория. Протяжённость сети – 1365 метров, в неё входят 6 станций. Существует с 1888 года, что делает его первым фуникулёром кабельного типа в Азии. Около верней станции имеется смотровая площадка. Работает Пик-трам с 7 утра до 12 ночи. Два вагона сцеплены вместе, отправляются раз в 10-15 минут и перевозят одновременно до 120 пассажиров.

Нгонпинг 360

Канатная дорога открылась в 2005 году. Она ведёт на остров Лантау, где собраны интересные достопримечательности, вроде Большого Будды, монастыря По Линь и Тропы мудрости. Путешествие занимает около получаса и само по себе является удивительным приключением. Есть три вида кабинок: стандартные, со стеклянным дном и приватные. При верхней станции работает множество развлекательных заведений.

Скай 100

Также именуется «Небесной террасой». Смотровая площадка оборудована на сотом этаже самого высокого здания Гонконга – Центра международной торговли. Поскольку обзор отсюда открывается на 360 градусов, можно с высоты в почти 400 метров осмотреть весь город. Помимо этого, на площадке организуют мультимедийные выставки, как бы презентуя главные достопримечательности. Это поможет составить собственный туристический маршрут.

«Спина Дракона»

Туристический маршрут, проложенный здесь – самый популярный в Гонконге. Подготовлено 5 троп для начинающий хайкеров. По время пешего путешествия можно насладиться прибрежными красотами, панорамными видами и местной природой. Вдоль маршрута встречаются интересные места для стоянок, вроде смотровой площадки на пике Шек О. Помимо этого на хребте Спина Дракона занимаются параглайдингом и запускают воздушных змеев.

Диснейленд

Открыт в 2005 году. Площадь – 126 га. Территория разделена на 3 развлекательные зоны: мир сказок, захватывающие приключения, мир будущего. Вне зависимости от пристрастий, всех туристов без исключения привлекает главная улица, где сосредоточены сувенирные лавки, магазины и кафе. Ростовые куклы, встреча с любимыми персонажами, современные технологии и яркие декорации – всё это есть в парке.

Парк развлечений Ocean Park

Занимает обширную площадь в южной части Гонконга. Парк разделён на две части. Между собой они связаны канатной дорогой и тоннелем. В нижней части построен огромный аквариум, есть лагуна с фонтанами, здание с пандами. В верхней части гораздо больше аттракционов, включая американские горки и колесо обозрения. Из разных точек открываются живописные виды на округу.

Дополните статью, опишите своё впечатление от города (страны) или отдельной достопримечательности.

Гданьск. За пределами туристических троп

Однако, в рамках краткого очерка осмотреть весь город, разумеется, не получится, потому мы ограничимся примерно теми границами, который Гданьск имел в межвоенный период и назывался Данцигом.

В прошлой части фотоотчета о Гданьске мы сконцентрировались исключительно на Старом городе, практически не выходя за его пределы. Теперь посмотрим на город чуть шире, который, разумеется, ориентирован не столько на туристов, сколько на местных жителей. Тем более, что Гданьск — это совсем не какой-нибудь туристическо-сувенирный Суздаль или Лугано, это крупный промышленный центр, где развиты IT, судостроение, металлообработка и т.д. — в общем, есть чем заняться почти полмиллиона жителей.

01. Но прежде, чем выйти за Старый город, обратим внимание на некоторые особенности местной индустрии обслуживания туристов, где заняты, понятное дело, в основном местные. Поляки в этом отношении большие молодцы. Во-первых, они не стесняются ставить в “заповедном” месте какие-то современные арт-объекты типа такого фонтана:

Читайте также:
Отдых на Новый год в Египте 2022

02. В Гданьске огромное количество небольших частных музейчиков (музеями их назвать сложно, скорее это что-то типа выставленных на всеобщее обозрение частных коллекций), как, например, этот музей игрушек.

03. Поляки — весьма активные верующие, и храмы у них не пустуют. Для того, чтобы дождаться, пока большинство людей покинет храм и заснять его интерьер, пришлось заходить раза три. Кстати, интерьер относительно скромный, хотя, возможно, это был один из крупнейших храмов Европы — Церковь Девы Марии.

04. Канализационные люки в городе сделаны с большой любовью к деталям.

05. В самом центре можно покататься на колесе обозрения, но особого смысла в этом не вижу. Во-первых, оно совсем небольшое, а, во-вторых, город лучше смотреть совсем не отсюда, а с другого места, о котором мы поговорим чуть ниже.

06. Как хорошие коммерсанты, гданьские рестораторы имеют по несколько меню на разных языках. Вот тут можно изучить предложения на английском, норвежском и русском языках. Меню на русском языке тут встречаются часто, почти как в центре Милана. Молодцы!

07. Ассортимент открыток — огромный, каждая стоит примерно 25-30 рублей.

08. Кстати, неправдой было бы заявить, что в Гданьске отрестарировано все. После многочасовых поисков я нашел-таки неотреставрированное здание. Других не увидел, видать, хорошо спрятали.

09. Ну вот, из старого города можно выходить и направиться в сторону моря. Сразу за узкими улочками Старого города. начинается огромный пустырь!

10. Правда, с дорогами, велодорожками и тротуарами даже тут все в порядке.

11. А вот какие-то производственные здания, примыкающие к морпорту и верфям, потихоньку разваливаются и не интересуют уже, наверное, никого, кроме местных граффитчиков.

12. К сожалению, выйти к морю именно в центральной части города не удалось, вся приморская полоса занята портовой зоной.

13. Зато совсем недалеко от вокзала Гданьск-Главный находится небольшой холм, на котором разбит парк. И вот с этого холма открывается шикарный вид на город, который иногда дополнительно украшают самолеты, заходящие на посадку в местном аэропорту.

14. Вид отсюда и вправду шикарный. Жалею, что не сделал несколько панорам, но ничего, в следующий раз обязательно получится.

15. На вершине холма, на самой смотровой его площадке стоит Крест (Krzyż Milenijny). Его видно практически отовсюду. А для тех, кто притомился подниматься — небольшой садик с лавочками и бесплатным вай-фаем без регистрации и СМС.

16. Гданьский вокзал

17. Здание банка

18. Сломавшийся автомат по продаже презервативов.

19. Ярмарка производителей хлеба. Хлеб, кстати, даже по российским меркам стоил очень недорого и был очень вкусным, а пробовать его и вовсе давали бесплатно. Ярмарку открыли в честь регулярно проходящего здесь праздника хлеба.

20. Гданьск — город приморский, потому все набережные, которые находятся чуть дальше, чем в туристической зоне, отданы под швартовку для яхт.

21. Забавно, в Польше сеть небольших продуктовых магазинов, аналогов нашего “Перекресток-Экспресс” или финского R-Kioski называется вот так:

22. Типичная застройка в “немецких” кварталах. Эх, Калининграду такое отношение к немецкой старине и не снилось.

23. Вот уже “советские” кварталы. Чистенько. Двор так вообще достоин самого коварного вопроса “узнай страну по фото”

24. Еще один костел, хотя раньше, наверное, был кирхой.

25. Впрочем, и тут есть что-то похожее на российские ныне города Восточной Пруссии :)

26. Немного о транспорте поговорим. В Гданьске достаточно много машин, но нельзя сказать, что город превращен в одну большую парковку. В общем, бегать между припарованными машинами, скорее всего, не придется, зато можно на них посмотреть, иногда попадаются забавные автопарочки

27. Общественный транспорт в городе представлен автобусами и трамваями. Автобусы в принципе такие же, как у нас, а трамваи разные, как местного, так и заграничного производства. Некоторые типы трамваев работают по системе “тяни-толкай”, то есть могут ехать в любую сторону без разворота.

28. Городская сеть общественного транспорта тут развитая.

29. Раздельный сбор мусора — поощряется, но не соблюдается.

30. Городские парки и памятники содержатся в очень приличном состоянии.

31. Ну а граффити такие бывают, что и грибов не нужно, достаточно просто посмотреть на них подольше :)

32. В Гданьске не обязательно находится в центре, чтобы поймать какие-нибудь симпатичные виды домов или части города. Они тут почти везде.

33. Еще немного видов Гданьска

34. По завершению поста предлагаю осмотреть небольшой квартал в районе улицы Варшавских повстанцев. Он почти полностью “немецкий”, но поляки не только не уничтожили его “немецкость”, но даже усилили ее. Посмотрите, в каком прекрасном состоянии старинные, можно сказать, дома и улицы.

35. Городской парк в районе Гарнизонного кладбища

36. В отличие от местных властей в России, в Гданьске точно знают, что будущее — за трамваями :)

37. Вот такой вот Гданьск красавец. А на сегодня — все!

Гданьск

Гданьск (Польша) — самая подробная информация о городе с фото и видео. Лучшие достопримечательности Гданьска с описанием, путеводители и карты.

Город Гданьск (Польша)

Гданьск – город на севере Польши и столица Поморского воеводства. Это крупнейший польский порт, расположенный на берегу Балтийского моря. Гданьск, известный также как Данциг, один из самых красивых и интересных исторических городов Польши, имеющий богатую и славную морскую историю, великолепное культурное наследие и множество разнообразных достопримечательностей, включая старые ворота, средневековые церкви и старинные купеческие дома.

Гданьск известен как один из важнейших портов Северной Европы. В прошлом он был членом Ганзейского союза и одним из самых богатых городов Польши, процветая на торговле янтарем и связывая восток и центр европейского континента. Несмотря на разрушения Второй мировой войны, Гданьск славится великолепной архитектурой, множеством интересных памятников истории и замечательной атмосферой старого портового города.

Гданьск образует с городами Гдыня и Сопот агломерацию, которая называется Труймясто, что в переводе с польского означает Трёхградье.

  1. История
  2. Практическая информация
  3. Достопримечательности
  4. Климат
  5. Проживание
  6. Кухня и питание
  7. Интересные музеи
  8. Путеводитель по Гданьску (карта)
Читайте также:
Белек в июле, отдых и погода, лучшие места

Практическая информация

  • Население – 467 тысяч человек.
  • Площадь – 261,96 км².
  • Основан – 10 век.
  • Валюта – польский злотый.
  • Язык – польский.
  • Виза – шенгенская.
  • Время – UTC +1.

История

Гданьск впервые упоминается в 997 году. В 12 веке здесь стали селиться немцы. В начале 14 века Гданьск был захвачен рыцарями Тевтонского ордена и присоединен к Пруссии. При этом город был переименован на немецкий манер в Данциг. С 1361 года Гданьск становится членом Ганзейского союза и обретает фактическую независимость.

В 1466 году, после окончания Тринадцатилетней войны, город вернулся в состав Польши. Тогда Гданьск получил широкие привилегии: здесь самостоятельно выбирали градоначальников, вели практически независимую внешнюю политику, чеканили свою монету. В 1793 году, после раздела Польши, город снова стал частью Пруссии.

После Первой мировой войны Данциг получил статус вольного города под управлением Лиги Наций. При этом Польша пользовалась его портом. В сентябре 1939 года Гданьск был захвачен Германией и включён в состав Восточной Пруссии. Город был освобожден советскими войсками в марте 1945 года и, к сожалению, сильно разрушен.

После войны началось восстановление его старинного облика. Процесс реставрации еще продолжается, хотя старый город восстановлен почти полностью.

В 80-е и 90-е годы 20 века Гданьск становится центром недовольства существующим политическим порядком. Именно на его верфях возникло движение Солидарности, которое распространилось на всю Польшу и, в итоге, привело к падению коммунистического режима.

Современный Гданьск является столицей Поморского воеводства и одним из основных центров экономической и административной жизни в Польше. Это также крупный промышленный центр, где процветает нефтехимическая промышленность, судостроение и судоремонт. Также в Гданьске развиваются высокотехнологичные направления: электроника, телекоммуникации. Важной частью местной экономики является янтарная обработка.

Климат

Климат – влажный морской с мягкой зимой и дождливым летом. Средняя температура воздуха колеблется от −1,0 °C (зимой) до +17,2 °C (летом). Сезоны четко различимы. В начале весны обычно холодно и ветрено, а затем погода становится теплой и довольно солнечной.

Добраться в Гданьск из большинства городов Западной Европы и Прибалтики довольно просто. Он имеет собственный аэропорт и является крупным транспортным центром на побережье Балтики. Также Гданьск имеет регулярное прямое автобусное сообщение с Калининградом.

Проживание

В Гданьске, как и в любом туристическом центре, доступно большое количество отелей и апартаментов на любой вкус и кошелек. Цены по европейским меркам приемлемые. Единственный нюанс – жилье желательно бронировать заранее.

Кухня и питание

Гданьск славится своими барами и ресторанами. Здесь можно найти отличные заведения с вкусной региональной и европейской кухней. Популярным напитком является пиво и травяной ликер goldwasser, который производится в Гданьске с 16-го века.

Традиционная польская кухня простая, богатая мясом, соусами и овощами. Поляки очень любят маринованные овощи и капустный салат. Среди супов стоит выделить barzcz czerwony (борщ), zupa ogórkowa или grzybowa (огуречный или грибной суп), żurek (ржаной суп, который обычно подаётся с колбасой и яйцом), kapuśniak (похоже на щи). Другие традиционные блюда: пироги (наши вареники), бигос (тушёное мясо с овощами), jabłecznik (яблочный пирог).

Рекомендуем следующие рестораны региональной кухни:

  • PALOWA, ul. Długa 47, 80-831 Gdańsk
  • TAWERNA DOMINIKAŃSKA, ul. Targ Rybny 9, 80-838 Gdańsk

Интересные музеи Гданьска

Для любителей музеев публикуем интересные музей Гданьска.

Музей исторического места – ul. Długa 47, 80-831 Gdańsk

  • Городская ратуша.
  • Двор Артура
  • Музей башенных часов
  • Музей Польской Почты
  • Крепость
  • Музей янтаря

Национальный музей – ul. Toruńska1 80-822 Gdańsk

  • Отдел античного искусства
  • Современное искусство Аббатский дворец
  • Отдел этнографии – Зернохранилища
  • Галерея фотографии
  • Музей дворянства

Национальный морской музей – Ołowianka 9 – 13 80-751 Gdańsk

  • Зернохранилища на Оловянке
  • Корабль – музей “Sołdek”
  • Центр морской культуы
  • Корабль – музей “Дар Поморья”
  • Музей рыболовства
  • Музей реки Висла

Катание на лодке

Чтобы увидеть Гданьск с другого ракурса можно взять напрокат лодку.

Достопримечательности Гданьска

Главной достопримечательностью Гданьска является Старый город, который представляет собой архитектурный комплекс 13—18 веков. Среди других достопримечательностей рекомендуем посмотреть: двор Артура, Зеленые и Золотые ворота, Абатский дворец, ратуша, красивые старинные костелы и королевский тракт.

Королевский тракт

Королевский тракт или улица Длуга – старинный путь, проходящий в окружении красивой архитектуры. Это парадный въезд в город, который начинается у комплекса городских ворот и заканчивается на Длинном рынке. Ограничивают тракт Золотые и Зеленые ворота.

Улица Длуга является самой красивой в Гданьске. Здесь сосредоточено множество красивых купеческих домов с узкими и яркими фасадами, богато украшенными гербами, аллегорическими фигурами и силуэтами древних героев. Некоторые их этих зданий сохранились со времён Средневековье, хотя большинство домов было восстановлено в послевоенные годы.

Длинный рынок является самой впечатляющей площадью Гданьска и местом, где в прошлом жили самые богатые жители города. Здесь находится несколько знаковых достопримечательностей и множество образцов замечательной старинной архитектуры.

Зелёные ворота (польск. Brama Zielona) – древнейшие речные ворота, которые были известны с 1357 года. Вместе с другими воротами (Золотыми и Высокими) ограничивают Королевский тракт. Построены в 1564-1568 гг. Гансом Кремером из Дрездена и Ренье из Амстердама. Зеленые ворота очень похожи на замок, в фасаде которого сделали 4 прохода. Для строительства использовался не встречающийся до того в Гданьске кирпич небольшого размера, называемый голландским. Сейчас это сооружение занято отделом Национального музея.

Золотые ворота

Золотые ворота (польск. Złota Brama) – старинное сооружение на ул. Длуга и одна из самых известных достопримечательностей города. Были построены в начале 17 века на месте старых готических ворот 13 века. Ворота были построены Яном Страковским по проекту архитектора Абрахама ван ден Блока. Стиль архитектуры – голландский маньеризм. Золотые ворота были разрушены во время Второй мировой войны. Восстановлены в 1957 году.

Ратуша (польск. Ratusz Głównego Miasta) – красивое историческое здание на площади Длинного рынка, построенное в 16 веке голландскими мастерами. После пожара 1556 года готическая ратуша была перестроена в стиле ренессанс, а на вершине башни был установлен новый шпиль, украшенный статуей короля Сигизмунда II Августа. С башни, высота которой составляет 81 метр, открывается отличная панорама города. Интерьер ратуши был создан на рубеже XVI — XVII веков и считался одним из красивейших в своем роде. После разрушений Второй мировой войны ратуша была восстановлена в 1970 году. В настоящий момент городская ратуша – это музей.

Читайте также:
Сколько лететь до Стокгольма из Москвы

Фонтан Нептуна

На Длинном рынке также установлен фонтан Нептуна – один из символов Гданьска. Скульптура для фонтана в стиле маньеризма была изготовлена из бронзы примерно в 1615 году мастером из Кенигсберга (современный Калининград). Фонтан же был официально открыт в 1634 году. К сожалению, он тоже был поврежден во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1954 году.

Двор Артура – еще одна достопримечательность Длинного рынка. Изначально здание было предназначено для торговых встреч. Название дворец получил благодаря легенде о короле Артуре. Времена расцвета двора приходятся на 17-18 века. Хотя его история начинается гораздо раньше. Уже в середине 14 века на этом месте стояло здание, которое пострадало во время пожара. К сожалению, эта достопримечательность тоже не избежала повреждений в 1945 году.

Справа (через два дома) находится Золотой Дом, который считается одним из самых красивых зданий Гданьска. Он был построен в начале 17 века для градоначальника Яна Спеймана. Здание является интересным примером архитектуры маньеризма и имеет богато украшенный фасад.

Церковь Святого Иоанна (польск. Kościół św. Jana) – готическая церковь в историческом центре Гданьска и один из самых значимых сакральных памятников города. Первое упоминание о церкви датируется 14 веке. На месте костела располагалась небольшая часовня. Существующая готическая церковь была построна в начале 15 века.

Эта готическая церковь, датируемая 1360 годом, была первоначально “загнана” в рамки ограничений, установленных тевтонскими рыцарями, которые не желали более высоких сооружений в городе, чем их собственный замок. Сначала церковь была католической. В ​​16 веке она стала протестантской. Многие из богатых купцов и местных торговых гильдий инвестировали в её строительство и интерьер. Во время Второй мировой войны церковь была охвачена огнем, хотя чудесным образом ее стены остались нетронутыми. При этом многие из ее бесценных религиозных произведений искусства были спасены ранее.

Базилика Успения Пресвятой Девы Марии (польск. Bazylika konkatedralna Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny w Gdańsku) – готический собор, который местные жители считают крупнейшей кирпичной церковью в мире. Костел построен в 13-14 века в строгом готическом стиле. До 1945 годы – крупнейшая лютеранская церковь. В 1945 году церковь была значительно повреждена и восстановлена в 1955 году.

Базилика Святой Марии – огромная готическая церковь и прекрасный образец средневековой архитектуры. Здание имеет объем около 190 000 кубических метров и входит в число трех крупнейших кирпичных церквей мира. Церковь может вместить около 25 000 верующих. Башня базилики имеет высоту 77,6 метров. Наверх, к смотровой, ведёт 400 ступеней.

«Журавль» – средневековый портовый кран на набережной Мотлавы и один из символов Гданьска. Был построен в 14 веке во времена Ганзейского союза и использовался до начала 19 века. Кран был способен поднимать груз весом в несколько тонн на высоту 11 метров.

Эта набережная является одним из самых очаровательных мест в Гданьске и имеет великолепную морскую атмосферу. В Средневековье здесь осуществлялась погрузка и разгрузка судов. С того времени здесь сохранились старые склады и красивые «узкие» дома.

Улица Святой Марии считается одной из самых живописных в старом Гданьске. Она ведет от церкви Святой Марии к набережной со средневековыми воротами. Улица является изысканным примером исторического городского планирования с террасными входами и узкими, богато украшенными фасадами домов, которые когда-то принадлежали богатым купцам и ювелирам.

Ворота Святой Марии

Ворота Святой Марии были построены в 15 веке в стиле поздней готики. Разрушены в 1945 году во время тяжелых боев между немецкими и советскими войсками и тщательно восстановлены в послевоенные годы.

Верхние ворота – ворота 16-го века, которые являлись главным входом в Старый город и отправной точкой для Королевского пути. Именно здесь польского короля приветствовали горожане. Первоначально ворота были окружены 50-метровым рвом и названы в честь своего расположения на небольшой возвышенности.

Большая мельница

Большая мельница – средневековое сооружение, построенное тевтонскими рыцарями в 1350 году. Мельница работала на протяжении многих веков и была разрушена в годы Второй мировой войны. Восстановлена в послевоенные годы.

Ратуша (Старе-Место) – историческое здание в стиле фламандской архитектуры, построенное в конце 16 века.

Королевская часовня

Королевская часовня – шедевр барокко, построенный в 17 веке для проведения католических богослужений (после Реформации все церкви Гданьска стали протестантскими).

Церковь Святой Екатерины – средневековое готическое здание и одно из старейших религиозных сооружений в Гданьске. Церковь была основана между 1227 и 1239 годами правителями Померании и значительно расширена в 14 веке. До 1944 года церковь поражала посетителей своим внутренним убранством, наполненным сокровищами готики, маньеризма и барокко. К сожалению, всё это было утрачено в 1945 году.

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая считается самым старым сакральным памятником в Гданьске. Это религиозное сооружение было основано в 1227 году. В 14 и 15 веках церковь была перестроена в готическом стиле, а позже получила внутреннее убранство в стиле барокко. Интересно, что это здание является единственным сакральным памятником города, которое пережило Вторую мировую войну.

Оливский собор – трёхнефная базилика 16 века, в архитектуре которой сплелись стили ренессанса, барокко и маньеризма. Эта церковь расположена в 10 км к северо-западу от старого города Гданьска. Первое религиозное сооружение на этом месте было основано на рубеже 14 и 15 столетий. Базилика имеет красивый алтарь, который считается лучшим произведением искусства барокко в Померании. Неф церкви украшен картинами выдающихся художников Гданьска 17 века.

Читайте также:
В Албанию из Черногории на машине. Наш маршрут, отзыв

Аббатский дворец

Аббатский дворец в Оливе – дворец в стиле рококо, построенный в 1754 — 1756 гг. В 1945 году здание сильно сгорело. Было восстановлена в 60-е годы 20 века. С 1989 года здесь располагается Отдел современного искусства Национального музея Гданьска. Адрес – Cystersów 18, 80-001 Gdańsk

Советское наследие Гданьска и Калининграда

В прошлый раз мы с вами выяснили, во что превратились после войны исторические районы польского Гданьска и нашего Калининграда. Но центр – это всё-таки очень небольшая территория. Другие районы этих городов изменились не меньше. Калининград всего за полвека (или скорее за 30 лет) превратился из типичного постганзейского в типичный советский город, но бич микрорайонного строительства не обошёл стороной и Гданьск. Пройдёт немало времени, прежде чем поляки смогут избавиться от его последствий.

В Польше строительство массового жилья велось одновременно с другими странами Восточного блока, то есть с 50-х и до конца 80-х, когда рухнула Польская Народная Республика. В 1960-е была принята программа, в соответствии с которой стройкомплекс должен был сдавать 220 тысяч квартир в год.

До сих пор в панельках живёт примерно каждый третий поляк. В Гданьске панельные районы занимают огромные площади, тоже где-то треть территории города. Прежде всего это районы Заспа, Пшиможе, Вжешч (или Вжещ), Бжежно, Хелм, Жабьянка и другие. Не все они полностью застроены многоэтажками, иногда это комбинация довоенных и “коммунистических” домов.

Основной конструктивный элемент, панель, поляки обозначали словосочетанием wielka płyta, то есть “большая плита”. Сейчас так иногда называют сами дома.

У разных типов домов есть свои прозвища. Высотки или просто дома башенного типа называют словом “вежовец”, то есть дословно “башенник”, “дом-башня”.

Длинный дом в форме зигзага чаще обозначают словом “фаловец” – “дом-волна”. Чтобы осознать масштабы трудностей, с которыми столкнётся Гданьск лет через 30-50, когда все эти дома надо будет сносить, достаточно упомянуть “фаловец”, построенный в Пжиможе в начале 70-х. Это самый длинный дом подобного типа в Польше: 860 метров (16 подъездов). При высоте в 11 этажей в таком доме проживает около 6000 человек. Не факт, что на фото именно он, но здание как раз типа “фаловец”.

Панели, производимые на “районных” заводах (обычно цех возводили вблизи будущей стройки, чтобы не загружать и не портить дороги), отличались низким качеством. Некоторые просто не вписывались в нужные размеры. До 15% элементов получали повреждения во время транспортировки, и ещё столько же – на этапе строительства. Иногда это проявлялось уже в готовом здании, и приходилось заливать панели смолами, чтобы закрепить их и предотвратить растрескивание.

Кроме того, эти дома оказались неспособны нормально удерживать тепло. В связи с резким подорожанием услуг ЖКХ после обретения независимости Польши жить в них стало не так уж выгодно.

Начиная с середины 90-х в Польше ведётся реновация этих зданий, и внимание в основном уделяется теплоизоляции. Как правило, для утепления используется пенополистирол толщиной в несколько сантиметров. После этого здания покрывают новой штукатуркой и красят.

Гданьск стал одним из первых городов, где панельки стали пытаться облагородить. Однако полноценная реновация панельного здания стоит дорого. Эти дома в Польше обычно принадлежат жилищным кооперативам, которые в свою очередь неподолучают от жильцов деньги за коммунальные услуги. У государства денег на ремонт такого количества домов тоже нет, поэтому обычно всё ограничивается утеплением и покраской.

В целом эта проблема ещё серьёзнее, чем в Прибалтике. Во-первых, просто из-за того, что в Польше живёт в десятки раз больше людей. Во-вторых, польские города, особенно крупные, намного сильнее пострадали во время войны, и панельки тут строились активнее.

Входная группа. Всё выглядит очень аккуратно: прозрачная входная дверь, разумный наклон пандуса, довольно высокое качество работ.

Подъезд другого дома

С мусорными баками в Польше нестабильная ситуация. Иногда они мирно стоят на контейнерной площадке.

А иногда паркуются на газонах. Благо есть у кого брать пример.

В некоторых дворах специально есть специально выделенная под парковку территория.

Но то ли её не хватает, то ли поляки чувствуют общность со своими восточными соседями. Некоторые стремятся поставить машину под окнами, желательно перегородив тротуар.

Междворовые проезды тоже превращены в парковку. Обратите внимание на отсутствие тротуаров! Как-то не по-европейски.

Те, кому не хватило места во дворах, устраивают стихийные парковки прямо на улицах.

Видимо, в Гданьске это такая же серьёзная проблема, как и в России. Газон никто щадить не собирается.

Помните, недавно мы обсуждали тактический урбанизм? В Гданьске тоже его применяют, получается неплохо.

Приятно, что по газонам можно ходить. А ещё на них можно загорать.

Но тут мы сталкиваемся с одним из главных минусов микрорайонной застройки по сравнению с квартальной. Огромные неиспользуемые пространства, которые невозможно преобразить в одночасье. Это для собачников рай, а для всех остальных – просто кусок неиспользуемой земли, которую слишком дорого обслуживать.

Гданьск и Калининград должны развивать партнёрскую программу по преобразованию пустырей. И нет, это не значит, что каждый свободный клочок земли надо застроить многоэтажками!

Спальные районы Гданьска в целом очень похожи на российские. Едва ли не главное отличие в том, что там ещё в безбожные времена стали строить “костёлы шаговой доступности”. Строительство культовых сооружений не прекращается до сих пор, иногда попадаются очень необычные церкви.

Замахнулся на святое!

Да, стрит-арт на торцах домов – ещё одна отличительная черта Гданьска. Правда, как я уже сказал, иногда реновация раскраской и ограничивается.

Часто помимо рисунка на торец наносят краской название улицы и номер дома.

Видно, что стены отдали самым разным художникам, стилистического однообразия не наблюдается.

Коллаж с флагами. Все узнаете?

Крутой люк с Нептуном

Вежливый Гданьск. Очень разумная рекомендация водителям соблюдать дистанцию и не пытаться столкнуть автомобилиста на тротуар или втереть его в ограждение.

Читайте также:
Фото Гоа (166 фото)

Гданьску очень не повезло, потому что прямо посередине города, немного южнее центра, проходит трасса регионального значения №501. Её пересекает почти такая же магистраль, идущая на север. Нормально перейти эту дорогу можно только по подземному переходу.

С Калининградом то же самое, только трасс в центре больше.

В плане устройства города Гданьск и Калининград очень похожи, потому что и там, и там влепили широкую дорогу, которая разрубает город на части.

Любая магистраль для города – как будто стена, только не из кирпичей или бетона, а из автомобилей. Это практически непреодолимая преграда, из-за которой теряются все межрайонные связи: люди просто перестают ходить пешком из одной части города в другую.

Пешеходам сложно и неудобно перебираться на другую сторону внутригородских трасс. Надо либо карабкаться на мост, либо залезать под землю (хотя подземных переходов в Калининграде мало), либо в некоторых случаях идти метров 500 до ближайшей зебры. На Московском проспекте, например, организовали переход без светофора (. ) через многополосную дорогу. Отличная идея!

В досоветские времена никакой магистрали в Кёнигсберге, конечно, не было. Проложить шоссе через центр города позволили масштабные разрушения в этом районе, но главной движущей силой была воля советских градостроителей.

Как и по всему Советскому Союзу, массовое жилищное строительство в Калининграде началось в 1950-х годах. Предполагалось, что оно будет вестись под лозунгом “разуплотнения” центра, то есть новые дома должны были вырастать на свободных участках. При этом довоенная планировка города почти не затрагивалась. Возможно, именно этим объясняется обилие пустырей вокруг острова Кнайпхоф, где стоит собор, и в прилегающих к ядру районах города. Однако многие жилые дома всё же были построены на месте разрушенных немецких зданий (особенно это касается Ленинского проспекта).

Своих стройматериалов новому региону не хватало. Зато в середине 50-х годов в Калининграде оставалось ещё около 10 млн кубометров завалов, образованных при разрушении старых зданий. Поэтому немецкие дома просто разбирали, а уцелевшие элементы использовали при строительстве советских.

Первые типовые “хрущёвки” начали появляться в Калининграде в 1957 году – это четырёхэтажные дома на улицах Жданова, Грекова и проспекте Победы. Они построены как раз из материалов, добытых при разборе немецких зданий.

Контора “Калининградский облпроект” разработала план размещения жилищного строительства в Калининграде в 1958-1960 годы. С тех пор застройка города из фрагментарной превратилась в микрорайонную. На восстановление немецких зданий выделялось только 30% мощностей капитального строительства.

В начале 60-х в соответствие с курсом на упрощение и удешевление строительства в Калининграде начали строить жилые дома с плоскими крышами. Сначала новая застройка должна была быть трёх- и четырёхэтажной, но проект почти сразу переделали так, чтобы можно было возводить пятиэтажки. К концу десятилетия появилась идея перейти с 5-этажек на 9-этажки, а затем и на более высокие здания.

Сейчас классическая калининградская многоэтажка выглядит так. За десятилетия в городе выросли типичные спальные микрорайоны (Сельма) и даже группы микрорайонов (“Балтон”), но проблема ещё и в том, что целые гроздья многоэтажек концентрируются в центре.

Реновация по-русски. К чемпионату мира девятиэтажки в окрестностях нового стадиона решили облагородить.

У нас вот такой арт. Немного напоминает советские узоры из красного кирпича на серых домах, как любили при Брежневе делать.

Со стороны двора дом тоже подвергается косметическому ремонту.

Дальше покраски дело тоже не пошло. Дверь подъезда по-прежнему глухая, пандуса нет, плитку на лестницу положили скользкую.

Но в целом вышло очень похоже на то, что в Гданьске с такими же домами делают.

Можно ли было не превращать двор в парковку?

Гданьск — Данциг — Гданьск… «Без страха, но с благоразумием!»

Название статьи, состоящее из двух, непонятно как связанных, частей и современная интерпретация фрагмента из васнецовской картины «Витязь на распутье» (налево пойдешь – коня потеряешь…) использованы с одной целью. В формате нашего сайта попытаться рассказать о городе, который односложно оценить нельзя. Слишком много противоречивого было в его истории, в том числе и недавней.

Впрочем, вот небольшая справка, подтверждающая это. Появившийся на карте Европы в 997 году, польский (здесь тоже не все однозначно) город Гданьск в результате нашествия рыцарей Тевтонского (Немецкого) ордена на восток Европы превратился в 1308 г. в немецкий Данциг. Победа Польши над крестоносцами в Тринадцатилетней войне в 1466 году восстановила и название, и юридический статус польского города. Кстати, принадлежность Гданьска Польской короне в этот период было довольно-таки условным. Город пользовался очень большими преференциями. Вновь Данцигом город стал в 1793 г. в результате первого раздела Польши. В период Наполеоновских войн, в 1807-1813 гг. Данциг был вольным городом.

Первая мировая война и Версальский договор 1919 г., который подвел её итог, определили Данциг вольным городом под эгидой Лиги наций. Период между двумя мировыми войнами, отмечен непрекращающимися «разборками» по поводу пользования «Данцигским (Польским) коридором». В 1939 г. нацистское правительство Германии потребовало от Польши передачи коридора ей. Отрицательный ответ Польши, а формально — провокационное нападение эсэсовцев на почту Данцига явились поводом для начала Второй мировой войны. Гданьск. По пути в Старый город

Как же стал называться город после разгрома фашистской Германии? Прежде, чем ответить на этот вопрос, стоит обратиться ко второй части названия статьи. «Без страха, но с благоразумием!» — девиз на древнем гербе Гданьска. Не знаю, как на счет страха, а вот с благоразумием у некоторых нынешних польских руководителей – просто беда. Забыли они, что, если бы не СССР, не пришлось бы восстанавливать польское название города. Так бы и оставался Данцигом.

А вот жителям Гданьска, используя молодежный сленг – респект и уважуха. Сильно разрушенный в годы войны (70-80%) город уже к концу 50-х годов прошлого века был практически полностью восстановлен. Во всяком случае его историческая часть. Сегодняшний Гданьск, крупный торговый порт, вместе с соседними Сопотом и Гдыней, образует агломерацию «Труй място» (Тройной город). Его историческая часть разместилась на берегах небольшой, но судоходной реки Мотлавы.

Читайте также:
Куда россиянам запрещен выезд

Если бы провести подсчет количества достопримечательностей на один квадратный километр в старинных городах, то не сомневаюсь, Гданьск оказался бы в числе лидеров. Указатели на фото в начале статьи – подтверждение высокой концентрации исторических обхектов.. Поэтому, как почти всегда вынужден признать, что рассказать смогу только о некоторых из них.

Достопримечательности Гданьска

Конечно же – это порт. Мотлава является естественной границей между городом и Островом Складов, на котором в лучшие годы размещалось до 300 складов и амбаров (сейчас значительно меньше). Среди сохранившихся портовых сооружений – символ города – Журав…

Интереснейшее инженерное сооружение второй половины XIV века. Оно одновременно выполняло функции ворот, оборонительной башни и портового подъемного крана. Журав может (находится в рабочем состоянии) силами 4 человек, идущих по лопастям специального колеса, поднимать до 4 тонн груза на высоту от 11 до 27 метров.

Набережная реки представляет целый комплекс, выстроившихся как на параде исторических зданий. Многие из них восстановлены после войны, другие из числа вновь построенных, но гармонично вписавшихся в архитектурный ансамбль. Перед ними пешеходная зона, рестораны, магазины, места для пеших прогулок вдоль реки, причалы, от которых начинаются речные экскурсии на различных плавсредствах: небольших катерах, солидных катамаранах и исторических парусных фрегатах. Для любознательных туристов на борту пришвартованного на вечную стоянку судна «Солдек» — филиал Морского музея. Но главное впереди, внутри городской застройки. Набережная реки Мотлава

Для входа в город существовало несколько ворот: Хлебные, Зеленые, Золотые, Высокие, ворота Мильхканнентор и даже Злодейские Многие из них сохранились и по сей день. Большинство экскурсий начинается на мосту возле Зеленых ворот (1564-1568 гг.). Собственно, это даже и не ворота, а дворец (например, на втором этаже зал в 300 кв. м), построенный как резиденция короля. Впрочем, венценосные особы никогда здесь почему-то не останавливались. По поводу названия ворот существует несколько версий. Одна из них – мост рядом с ними построен из камня с зеленым оттенком — наиболее убедительная. Зелёные ворота

Сразу за воротами начинается главная улица Старого (Главного) города с удивительно оригинальным названием — Длинная, которая незаметно переходит в Длинный рынок. В обычных условиях, городские улицы, ворота, площади, уж тем более рынок, жили своей жизнью. Но в ответственные для города моменты (например, прибытие короля) они все вместе чудесным образом превращались в Королевский тракт.

Наш приезд, видимо, не вошёл в список значимых для города событий. Торжественного приёма не было. Более того стало известно, что мы вообще двигаемся «против течения». Ведь Зелеными воротами королевский тракт для королей заканчивался, а для нас – начинался. А если серьезно, то «королевский тракт», даже с учетом движения в противоположную сторону, является своеобразным путеводителем и помогает выбрать из массы увиденного наиболее интересные артефакты. Старый Гданьск — это множество красивых, необычных в архитектурном исполнении зданий, значительное число которых отмечены печатью исторически важных событий. Ратуша Гданьска в миниатюре

Главной достопримечательностью города является Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии. При ее описании можно стать невольной жертвой тавтологии. Церковь — вторая по величине после Кельнского собора и самая большая кирпичная в Европе. Вместимость базилики до 25.000 человек. Её размеры не позволили сделать удачные снимки с земли. Предлагается только такой вариант знакомства. Ратуша Главного города и фонтан Нептуна

Примерно в середине Королевского тракта — Ратуша Главного города (1486-1488г., восстановлена в 1970 г.), которую видно ну практически с любой точки города. Не мудрено, высота-то 81 метр. Ратуша была резиденцией польских королей. Сейчас здесь — отдел Исторического музея. Можно подняться на смотровую площадку, расположенную на 50-метровой высоте или послушать удивительные мелодии 37-колокольного карильона. Рядом ещё один символ крупного портового – фонтан Нептуна (1633 г.) В отношении количества главных административных зданий Гданьск тоже «отличился». Если во многих европейских городах существуют две ратуши — старая и новая, то здесь их аж три. С точки зрения хронологии эта ратуша должна называться Старая Старая ратуша, потому что чуть в стороне от Королевского тракта в 1587-89 гг. была построена Новая ратуша. А на рубеже XIX-XX веков около вокзала появилась еще одно новое административное здание (сейчас в ней работает городской совет). Теперь существуют – Ратуша Главного города, Старая и Новая ратуши.

Для туриста с фотоаппаратом прогулка по Гданьску настоящее испытание. Справа, слева, сверху, впереди множество исключительно фотогеничных зданий, не сфотографировать которые нельзя. Правда потом, просматривая результаты фотосессии, придется констатировать, что большинство из снятого останется безымянным.

  • На улице Длинной в Гданьске

Впрочем, запоминать все, что связано с этими красивыми домами – излишне. Главное полюбоваться творением зодчих прошлых лет. А вот об этом доме стоит сказать несколько слов. Это — Золотой Дом, построенный в начале XVII века для бургомистра Йохана Спеймана. Примечательно то, что заказчик прежде, чем стать бургомистром был успешным купцом и известным меценатом, Информация на заметку некоторым нашим чиновникам: сначала заработал деньги, а потом пошел во власть. А не наоборот.

Ещё одним участком Королевского тракта и местом сосредоточения туристических групп являются Золотые ворота (1612-1614 гг.), представляющие вместе с тюремными воротами и башней часть старых городских укреплений. Сильно пострадавшие в годы войны, они были восстановлены в 1957 году. С обеих сторон ворот на аттиках расположены по четыре женских фигуры, олицетворяющие гражданские добродетели: Разум, Справедливость, Набожность, Согласие, Мир, Свобода, Счастье, Слава. Над главным входом ворот, тоже с обеих сторон, размещены гербы Гданьска.

Вокруг Золотых ворот разместился целый комплекс зданий так или иначе связанных с фрагментами старых крепостных стен и башен: Музей янтаря, Национальный банк Польши, Двор братства святого Ёжи (Георгия). И еще одни ворота — Высокие или Возвышенные ворота — начало Королевского тракта. На воротах гербы Гданьска, Речи Посполитой и Пруссии. Такая сознательная историческая «запутанность».

Знакомство с историческими местами Гданьска в рамках короткой экскурсии, можно назвать шапошным. А очень многое просто осталось за кадром. Костелы Святой Бригитты и Святых Петра и Павла, двор Артуса и башня Яниса, старейший приходской костел Святой Катажины и здание городского рынка, Большой арсенал и памятник «Яну Гевелию – астроному и пивовару», Центральный Морской музей и Гданьский политехнический университет — вот далеко не полный перечень того, что могу рекомендовать тем, кто решит посетить Гданьск.

Читайте также:
Международная ассоциация воздушного транспорта ИАТА

А на десерт – мини-конкурс. Предлагаю определить, что это такое:

  • В перечне мест, которые не удалось посетить, название этих зданий есть

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

25 лучших достопримечательностей Гданьска

В прошлом Гданьск был одним из самых богатых городов балтийского побережья благодаря активной морской торговле. В память о той эпохе в историческом центре сохранились великолепные купеческие дома, принадлежавшие влиятельным гильдиям. Их роскошные фасады уже не одно столетие украшают городские улицы.

В Гданьске каждый турист найдет себе занятие по душе. Летом насыщенную экскурсионную программу можно разбавить отдыхом на городском пляже, ведь даже суровое Балтийское море иногда дарит людям несколько дней солнечной погоды. Католические костёлы Гданьска – классические образцы средневековой готики, а городские особняки и многие административные здания – произведения искусства в стиле ренессанс и барокко.

Что посмотреть и куда сходить в Гданьске?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Королевский тракт

Дорога польских королей начинается у трех городских ворот – Золотых, Злодейских и Высоких. Она проходит по улице Длуга и ведет к площади Длуги Тарг мимо нарядных фасадов городских домов. Вдоль Королевского тракта расположено множество зданий, которые являются настоящими архитектурными шедеврами. Сегодня монарший путь превратился в самый популярный туристический маршрут в Гданьске.

Фонтан Нептуна

Фонтан находится на площади Длуги Тарг (в переводе с польского языка это название означает «длинный рынок»). Скульптурная композиция считается символом Гданьска. Она олицетворяет неразрывную связь города с морем. Фонтан во фламандском стиле был создан скульптором А. ван дер Блоком в XVII столетии. Позже к скульптуре добавили декоративные элементы – фигурную решетку и барельеф в стиле рококо, изображающий морских чудищ.

Двор Артуса

Двор Артуса представляет собой комплекс построек на площади перед городской ратушей. Название места восходит к легенде о короле Артуре. В Средние века и Новое время в зданиях Двора Артуса заседали городские власти, торговцы заключали свои сделки, проводили встречи именитые горожане. Комплекс был построен в XIV веке. В конце XV столетия он сгорел и позже был перестроен в готическом стиле.

Ратуша Главного города

Ратушу возвели в XV веке по проекту Г. Хецеля. Первое здание было построено в готическом стиле. После пожара середины XVI века оно приобрело черты маньеризма. Ратушную башню венчает фигура короля Сигизмунда II, созданная в 1561 году. Над интерьером работали лучшие мастера того времени. В здании располагается городской музей с интересной исторической экспозицией.

Мариацкая улица

Пешеходная улица с особой атмосферой, которая считается одним из самых живописных уголков Гданьска. Раньше здесь селились состоятельные горожане, сегодня в бывших жилых домах расположены мастерские, сувенирные лавки, галереи и кафе. К сожалению, большинство исторических сооружений Мариацкой улицы было разрушено во время Второй мировой войны. Все, что турист видит сегодня, – результат бережной реставрации.

Аббатский дворец в Оливе

Дворец в стиле рококо, перестроенный из готического замка XV века на средства аббата обители цистерцианцев Я. Рыбинского. После раздела Польши в XIX веке здание перешло во владение знатной немецкой семьи Гогенцоллернов. К концу столетия оно попало под юрисдикцию городских властей. В 1945 году дворец полностью сгорел. Восстановление произошло в 1960-х годах. Сегодня там расположен один из отделов Поморского музея.

Оливский собор

Живописный католический костёл XIV века, возведенный в готическом стиле. Он имеет внушительные размеры – две симметричные башни достигают в высоту 46 метров, длина собора превышает 100 метров. Внутри находится великолепный орган XVIII века и 23 мраморных алтаря, созданные в стилях рококо и барокко. При храме открыт музей, где выставляются произведения церковного искусства XIV-XVI столетий.

Костёл Святой Марии

Храм является самым большим кирпичным собором в Европе, возведенным в готическом стиле. Его строительство продолжалось 150 лет и растянулось на три века. Башня костёла в высоту достигает более 77 метров. Интерьер украшен барочными статуями и великолепным алтарем XVI века работы М. Шварца. Внимание туристов привлекают укрепленные на фасаде астрономические часы, созданные Г. Дюрингером в XV столетии.

Костёл Святого Николая

Св. Николай – небесный покровитель мореплавателей и рыбаков. Храм в его честь считается одним из старейших в Гданьске. В XII столетии его возвели из дерева, в XIII – перестроили из камня в готической манере. Внутреннее убранство костёла выполнено в роскошном барочном стиле. Здание не пострадало во время Второй мировой войны, поэтому его исторический облик дошел до наших дней практически без изменений.

Золотые ворота

Золотые ворота находятся на ул. Длуга в историческом центре Гданьска. Они были возведены в начале XVII столетия вместо старых готических ворот, входивших в систему городских укреплений. Сооружение построили в стиле голландского маньеризма по проекту А. ван дер Блока. В 1940-х годах во время войны конструкция была уничтожена, как и многие другие достопримечательности. В 1957 году ее восстановили в прежнем облике.

Зеленые ворота

Первое упоминание о Зеленых воротах относится к середине XIV века. Кирпичная конструкция в стиле голландского маньеризма была возведена уже в XVI столетии по проекту Г. Кремера и Р. Амстердамского. Ворота строились в качестве королевской резиденции, однако прибывавшие в Гданьск монархи здесь практически никогда не останавливались. С 2000-х годов в здании располагается отделение Национального музея.

Читайте также:
Работа врачом в Словакии: есть ли шанс устроиться?

Большой арсенал

Впечатляющее здание Большого арсенала построено в стиле ренессанс по проекту В. ван дер Мера и В. ван дер Блока. Оно представляет собой выдающийся памятник архитектуры начала XVII столетия. До XIX века помещения использовались для хранения оружия и боеприпасов. В наши дни на втором этаже размещается Академия изящных искусств, первый отдан под торговый центр.

Большая мельница

Старинная мельница была построена еще в XIV веке рыцарями Тевтонского ордена. На тот момент она стала самой крупной в Европе. Удивительно, что сооружение использовалось по назначению до окончания Второй мировой войны пока не было серьезно повреждено. Оно пережило лишь одну крупную модернизацию в 1830-х годах. После восстановления мельница продолжала работать вплоть до начала 1990-х годов. В 1993 году ее переоборудовали в торговый центр.

Тюремная башня

В XIV веке Тюремная башня была частью крепостной стены. Сооружение претерпело несколько реконструкций в XV и XVI веках, в результате чего его облик изменился. Башня стала использоваться для пыток и содержания заключенных с начала XVII столетия. Неподалеку было организовано место для казни. В наши дни в здании находится Музей янтаря, где выставляются иконы, украшения, статуэтки и другие изделия из этого материала.

Журавль на Мотлаве

Журавль на Мотлаве – это морской музей, расположенный в оригинальном здании XIV века. Ранее оно выполняло функции подъемного крана для погрузки кораблей, а также служило воротами и оборонительным сооружением. Крышу конструкции венчает медная фигурка журавля, которая дала название всему комплексу. Сегодняшнее здание – это современная постройка 1960-х годов. Средневековый оригинал был уничтожен во время войны.

Европейский Центр Солидарности

Музейный комплекс, повествующий об истории легендарного движения «Солидарность». Это объединение образовалось как профсоюз в 1980-х годах. Буквально через несколько дней его члены перешли к противостоянию с коммунистическим правительством Польши. За короткое время к «Солидарности» присоединились около 80% работающих граждан. По сути, Европейский Центр Солидарности – это один из «антисоветских» музеев, которые есть в каждой стране-бывшей участнице ОВД.

Национальный музей Гданьска

Музейная экспозиция расположена в здании XV века, некогда принадлежавшем францисканской обители. Она состоит из ценных коллекций украшений, картин, скульптуры и керамики, созданных в период с XV по XX века. Один из самых ценных экспонатов собрания – картина Г. Мемлинга «Страшный суд». Также здесь хранится большая коллекция полотен известного живописца А. Мёллера.

Музей Второй мировой войны

Музей открылся в марте 2017 года и сразу завоевал звание самого большого в Польше. Главная цель его создателей – осветить роль Польши во Второй мировой войне, а также сделать акцент на особенности польской истории. Музей состоит из трех больших блоков, разделенных на 18 тематических залов. При помощи современного мультимедийного оборудования посетители могут смотреть документальные ленты и архивную съемку.

Вестерплатте

Мемориальный комплекс на одноименном полуострове. Вторая мировая война началась с обстрела оружейного склада, который располагался здесь c 1924 года. Гарнизон Вестерплатте продержался семь дней, после чего был взят немецкими войсками. В память о героических защитниках склада на полуострове возведен монумент. Также там сохранились руины казарм и один из караульных постов.

Вейксельмюнде

Укрепление XV века в русле Вислы, некогда входившее в оборонительную систему города. В облике крепости смешалось несколько архитектурных стилей, так как сооружение неоднократно достраивалось на протяжении нескольких веков. До середины XVIII столетия в круглой центральной башне располагался маяк. Вейксельмюнде признана памятником архитектуры национального значения.

Железнодорожный вокзал Гданьска

Крупный пассажирский узел, который обслуживает множество междугородних направлений. Станция располагается в живописном здании в стиле ренессанс, построенном в конце XIX – начале XX веков. Фасад сооружения сложен из красного кирпича, что придает ему нарядный и праздничный вид. Над конструкцией возвышается часовая башня высотой 50 метров. Внутри станция выглядит значительно скромнее.

PGE Arena

Футбольный стадион, рассчитанный на 44 тысяч зрителей. На нем проходили матчи кубка Евро-2012. Арена была построена в 2011 году. Помимо футбольных игр, здесь проходят музыкальные концерты и фестивали, так как конструкция стадиона позволяет проводить мероприятия самых разных форматов. Здесь выступали такие коллективы как Pet Shop Boys, Iron Maiden и Bon Jovi. Также арена принимала спектакль цирка «Дю Солей».

Зоопарк Гданьска

Городской зоопарк считается самым большим в Польше. Он расположился на площади более 130 га. На обширной территории зверинца обитают самые разнообразные животные и птицы. За одно посещение обойти весь зоопарк невозможно, так как потребуется не менее 4-5 часов. Туристам предлагаются различные маршруты, каждый из которых рассчитан примерно на 30-40 минут, а также специальный транспорт, объезжающий территорию за час.

Колесо обозрения

Колесо обозрения Гданьска считается самым высоким в Европе. Его установили в 2014 году на севере острова Спихшув на берегу Молтавы. Конструкция была собрана в Германии. Аттракцион в высоту достигает 55 метров, весит 350 тонн и состоит из 43 кабинок. Полный оборот колесо совершает примерно за 30 минут. С самой верхней его точки открывается великолепная панорама города.

Пляж Елитково

Несмотря на то, что Балтийское море не может похвастаться теплой водой, все равно находится множество желающих искупаться в его волнах и позагорать на золотистом песке. В Гданьске для этих целей существует городской пляж Елитково, прекрасно оборудованный для спокойного отдыха. Здесь есть парк, беговые и велодорожки, кафе (большинство открыто только в летний сезон) и развлекательные зоны для детей.

Дополните статью, опишите своё впечатление от города (страны) или отдельной достопримечательности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: