ДнепроГЭС, Украина — подробная информация с фото

ДнепроГЭС, или Чем реально угрожает Украина России

Всё чаще с Украины приходят новости об очередном падении моста, обрушении дома, провале асфальтового покрытия дороги, сбоя в работе АЭС и т.д. Аварийная география ширится с каждым днём: Харьковская, Одесская, Львовская, Тернопольская области и, конечно, Киев. Частота таких новостей напоминает сводки с фронта. При этом инфраструктура пленных не берёт. Главное же, что периодичность подобных новостей такова, что она нас приучила к обыденности происходящего инфраструктурного кошмара. Даже очередная аварийная ситуация на АЭС, ранее заставлявшая автора вздрогнуть, воспринимается с некоторой скукой. Увы, за этим ворохом ЧП порой теряются некоторые знаковые моменты, способные повлечь колоссальные последствия.

«Декоммунизация» Днепра на марше

Всё более опасные «звоночки» доносятся с Днепровской гидроэлектростанции. Ещё десять лет назад группа украинских экспертов констатировала, что часть дамб Украины на Днепре находятся в опасном состоянии и требуют серьёзного ремонта. Но в полном объёме даже тогда работы произведены не были. Поэтому в данный момент угрозу представляет обрушение целого каскада дамб по Днепру.

Если рухнет Киевская дамба (чуть севернее столицы), то поток сначала уничтожит городские мосты, половина которых тоже находится в аварийном состоянии, не считая подтопления крупных территорий Киева, а позже ринется вниз по течению Днепра. Следующей на очереди окажется Каневская дамба, ГЭС которой мощнее Киевской. Она также не выдержит удара мощной волны. Спустя некоторое время канет в лету Кременчугская дамба.

В итоге, согласно данным специалистов, волна высотой в 10 метров буквально смоет последнюю линию обороны перед ДнепроГЭСом – Днепродзержинскую ГЭС, которую вместо ремонта решили наградить «декоммунизацией» и переименовали в Среднеднепровскую. Естественно, набирающая мощь волна вскоре буквально похоронит и легендарный ДнепроГЭС – венец каскада гидроэлектростанций Днепра.

О последствиях стоит поговорить отдельно. Ведь, несмотря на апокалиптичность такого исхода, данный сценарий далеко не единственный, способный окончательно «декоммунизировать» великую реку Украины.

Днепрогэс и сам «устал»

Ставшая крылатой фраза «мост немного устал» принадлежит мэру Киева Кличко. Разразился он этой комичной тирадой сразу после того, как прибыл к месту обрушения столичного Шуляевского моста. Как ни странно, но в известном смысле наш златоуст был прав. Инфраструктура Украины в самом деле устала. А что же касается ДнепроГЭСа, то и без каскада обрушений по Днепру объект готов рухнуть.

Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Этот шаг откровенного отчаяния – последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет.

Правда, ожидать какого-либо результата не стоит. Ведь запрет не распространяется на городской, пригородный и социальный транспорт, мусоровозы и машины аварийных служб. К тому же никто не даст гарантии, что в нищей стране за долю малую местный блюститель дорожного порядка не пропустит очередную фуру.

Стоит отметить, что «тело» плотины во время Великой Отечественной войны подрывали дважды и дважды восстанавливали. А вот разговоры о капитальной модернизации ДнепроГЭСа начали вести ещё в 80-е годы прошлого века. Но в то же время основательное строительство и модернизация шли по всей Украине – прощальный подарок неблагодарному потомству от Союза. Поэтому, пока шло согласование проекта по ДнепроГЭСу, сам СССР распался, а новое руководство бывшей УССР было занято совсем другими вещами. В итоге на ГЭС только поменяли турбины.

Во время этой урезанной модернизации специалисты, естественно, провели детальное обследование плотины. Были обнаружены множественные сквозные трещины шириной до 1,5 миллиметра. А уже в 2009-м году мэр Запорожья Евгений Карташов направил в кабмин Украины письмо с просьбой «определить уровень аварийности плотины ДнепроГЭСа». Также городской глава просил ускорить процесс выделения из резервного фонда кабмина денежных средств в размере 7,7 миллиона гривен для проведения первоочередных работ по ликвидации аварийного состояния.

Подобную просьбу мэр аргументировал весьма пугающими данными. Так, по его словам, конструкция проезжей части плотины дала трещину и уже представляет угрозу безопасности. А по неподтверждённым данным, ООО «Запорожмост» и вовсе утверждает о резком ухудшении ситуации на данном объекте.

При этом (учитывая необычайную политизированность всего и вся в современном мире) добиться внятных ответов от украинских, впрочем, и некоторых российских, специалистов практически невозможно. Одни бьют в набат, другие дублируют набившую оскомину фразу «вы всё врёте». К примеру, доморощенный учёный и инженер-гидролог Юрий Медовар заявил, что он «бывал на ДнепроГЭСе» и убедился, что это «колоссальное сооружение», а потому опасаться нечего. После этих его слов стало ещё более не по себе, т.к. Медовар — старый прожжённый оппозиционер, «яблочник» и один из пророков «разрушения Крымского моста сразу после ввода его в строй».

Читайте также:
Фото Острова Корфу (203 фото)

Последствия

Понятно, что в нынешнем положении объективную оценку состоянию ДнепроГЭСа дать крайне сложно, но вот последствия были предсказаны задолго до «майдана» — во время учений служб по ЧС, поэтому им более или менее можно доверять.

Определённо будет полностью затоплено Запорожье. В некоторых районах вода поднимется на 8-12 метров. Эта отметка будет удерживаться около 4-7 часов. Полный спад воды же ожидается только четыре дня спустя. При этом затопление будет стремительным и катастрофическим.

Дома сметёт огромной 20-метровой волной, которая будет двигаться со скоростью 17 метров в секунду. Естественно, будут полностью уничтожены все мосты на Днепре. В зоне катастрофического затопления окажутся свыше 100 тысяч человек только в городе Запорожье.

Кроме того, даже после ухода воды на всей территории затопления останется от полуметра до метра ила и различного мусора. Главное же, что наружу вырвутся нечистоты и токсичные отходы, что вызовет чудовищную эпидемиологическую ситуацию во всём районе. Однако, учитывая современную ситуацию на Украине, истинные масштабы трагедии доподлинно предсказать невозможно. К тому же в 70 километрах ниже по течению Днепра находится Запорожская АЭС. При этом здесь приведены только последствия разрушения ДнепроГЭСа, а предсказать результаты каскада обрушений, начиная с Киевской ГЭС, вообще необычайно тяжело, да и страшно. И всё это точно отразится на России, уж слишком масштабны последствия: миграция, эпидемии, экологическое состояние…

ДнепроГЭС

Монументальная ДнепроГЭС, находящаяся на юге Украины в черте города Запорожье, известна драматичной историей. Поиски лучших конструкторских решений, строительство на пределе возможностей экономики, два подрыва, пережитых в годы войны, и последующее восстановление делают одну из первых советских электростанций примечательным объектом. Подробнее с судьбой сооружения знакомит музей Днепровской ГЭС, расположенный в здании дирекции на правом берегу.

Панорамой ДнепроГЭС можно полюбоваться с северной стороны острова Хортица, посетив расположенный на нем исторический заповедник. Вблизи электростанции расположены Парк энергетиков (правый берег) и Парк металлургов (левый берег) с их достопримечательностями. По плотине ходит общественный транспорт, но добраться до другой стороны можно и пешком, если вы готовы преодолеть 1,5 километра — вдоль проезжей части тянется широкий тротуар.

С 2016 года Днепровскую ГЭС украшает обновленная подсветка. С наступлением темноты конструкция и льющаяся вода подсвечиваются желтыми и голубыми огнями. Кроме того в праздничные дни над плотиной запускают салют.

История ДнепроГЭС в Запорожье

Впервые о строительстве гидроэлектростанции в порожистой части Днепра в районе города Запорожье заговорили после революции 1917 года. Большевики понимали необходимость модернизации страны. Уже в 1920 году появился план ГОЭЛРО, который предусматривал возведение ГЭС под Екатеринославом (сегодня город называется Днепр).

Между Екатеринославом и расположенным ниже по течению Запорожьем русло реки было непригодным для судоходства из-за резких перепадов глубины. Новая ГЭС могла решить и эту проблему — возведенная плотина приводила к затоплению сложного участка и делала Днепр полностью судоходным, а ближайшие города и села вплоть до северной части Крыма получали дешевую электроэнергию.

Строительство

В 1921 году начались геодезические исследования. Возведение плотины планировали начать в 1923 году, а самой ГЭС — в 1925. Но работы начались гораздо позже по ряду причин. Во-первых, ГОЭЛРО предполагал одновременное строительство нескольких ГЭС, на что у аграрной страны, пережившей гражданскую войну, не было средств. Во-вторых, ДнепроГЭС была объектом Украинской республики, а не РСФСР, что подводило под проблему политический контекст. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Б. Троцким и генсеком партии И. В. Сталиным.

Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Г. Александрова. Так как в СССР не было опыта строительства больших гидросооружений, в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин.

Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Днепровская ГЭС обошлась в сумму около $ 100 млн; с учетом постройки Соцгорода для проживания рабочих — в $ 400 млн.

Главным инженером назначили ученого А. В. Винтера. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США.

Читайте также:
Музей гражданской авиации в Ульяновске

Кто строил

Помимо Александрова и Винтера руководителем строительства был и архитектор В. А. Веснин. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме.

Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек.

Взрывы в 1941 и 1943 годах

При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек.

Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы.

Восстановление

До возобновления работы ГЭС потребовалась колоссальная работа саперов. Около 8 месяцев, с января до августа 1944 году конструкцию освобождали от мин, бомб, снарядов. С 1947 года по 1950 год происходило постепенное включение гидроагрегатов. Новое оборудование, купленное у General Electric, было мощнее прежнего.

В 60-х годах часть оборудования была модернизирована, но первая масштабная реконструкция состоялась только в «нулевых», стартовав в 1997 году.

Достопримечательности рядом с Днепровской ГЭС

В окрестностях ДнепроГЭС находится ряд достопримечательностей. Их посещение можно совместить с осмотром электростанции, тем более, что некоторые из них расположены так, что позволяют захватить всю панораму ГЭС.

Самый большой остров Днепра Хортица, входящий в состав одноименного заповедника, находится всего в километре от плотины. Северный берег представляет собой утес. В его окрестностях расположено место паломничества туристов, посещающих Запорожье — историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Здесь реконструированы кузница, гончарня, дом атамана и другие постройки, можно посетить театрализованное представление. А затем подняться на холм в северной части и увидеть панораму ГЭС.

На правом берегу дорога с плотины выходит на площадь Винтера и пересекается названным в его же честь бульваром. Здесь стоит монументальное здание дирекции ГЭС и Дворец культуры энергетиков. В первом открыт музей ДнепроГЭС. Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Телефон музея: +380 (612) 23-93-59. Он работает по будням с 9:00 до 14:00.

Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра. У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени.

На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов. В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей.

Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города. Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия.

Как добраться до ДнепроГЭС в Запорожье

До плотины в Запорожье ходит множество общественного транспорта. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская». До них довезут:

  • автобусы № 17, 18, 72;
  • маршрутки № 19, 21, 40, 40А, 45, 46, 61, 63, 65, 67, 69, 75, 76, 80, 81, 82, 84, 88, 89, 93;
  • троллейбусы № 1, 3, 8, 11, 17.
Читайте также:
Всё о банковской системе Швейцарии в 2022 году

Добраться можно и на такси. В Запорожье работают такие перевозчики, как «Приват», «239», «Оптимальное», «Иван», «Макс» и другие. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.

Видео с ночным видом на украшенную подсветкой ДнепроГЭС:

Панорама дороги на ДнепроГЭС:

uritsk

Страница путешественника

Днепровская гидроэлектростанция, или просто ДнепроГЭС, безусловно стоит особняком среди всех шести плотин на Днепре. Первенец советской гидроэнергетики, “великая стройка коммунизма”, самая крупная ГЭС в мире на момент её строительства; плотина, скрывшая под водой страшные Днепровские пороги, на протяжении столетий наводившие ужас на всех путешественников и разрывавшие Днепр на две, практически не связанные между собой части. Градообразующее предприятие Запорожья, благодаря которому обеспечивается энергией более двадцати крупных предприятий. Наконец – она просто невероятно красива! Промышленные постройки редко радуют глаз, а тут – лёгкая изящная дуга, словно кружево на воде.

1. ДнепроГЭС – фото 1968 года.

Долгие годы выше того места, где сейчас находится ДнепроГЭС, находилась группа Днепровских порогов – в этом месте река пересекает выходы гранитных горных пород Украинского геологического щита. Пороги простирались более чем на 100 километров, от нынешнего Днепропетровска до Запорожья и делили Днепр на две части – судоходство через пороги было практически невозможно. Гидроэнергетический потенциал этого участка реки был понятен давно, и проекты строительства ниже порогов мощной гидроэлектростанции, обеспечившей бы также сквозной судоходный путь по Днепру – существовали ещё с конца XIX века. Однако реальное воплощение этих проектов началось только в 20-х годах XX столетия. Новая ГЭС должна была обеспечить сквозное судоходство через пороги, обеспечить дешёвой электроэнергией юг Украины и способствовать развитию новых промышленных комплексов молодой страны.

Это был очень смелый проект для того времени, заложивший основу блестящей отечественной школы гидроэнергетического строительства, известной сегодня на весь мир. Главным инженером этого проекта стал академик Иван Гаврилович Александров, стоявший у истоков гидроэнергетики в нашей стране. Именно Александров предложил проект строительства на Днепровских порогах не каскада из нескольких малых, а одной очень крупной плотины. В те годы опыта подобных строек не было ни в СССР, ни в Европе – лишь на реках США существовало несколько ГЭС, соизмеримых по масштабам с планируемой Днепровской. Во время разработки проекта ДнепроГЭС Академик Александров ездил изучать американский опыт и консультировался по законченному проекту с американскими инженерами. Главным консультантом проекта с американской стороны стал Хью Купер – автор нескольких крупных электростанций США, успешно реализованных в начале XX века. Начальником строительства ДнепроГЭС был назначен Александр Васильевич Винтер – опытнейший строитель и энергетик, участвовавший в доработке проекта академика Александрова, а также корректировке проекта производства работ, выполненного американскими консультантами из фирмы Купера. Главным архитектором станции был Виктор Александрович Веснин, очень известный архитектор того времени.

Помимо десятков отечественных предприятий, в поставке материалов и оборудования для первенца отечественной гидроэнергетики участвовали и другие страны – гидротурбины поставляла американская General Eleсtric, многочисленное оборудование – немецкие заводы Круппа. Но при всём этом ДнепроГЭС – это конечно народная стройка. Чудо плотину возводили всей страной – десятки предприятий, тысячи людей со всей страны – в период с 1928 по 1932 годы на стройке ежегодно было задействовано от 10 до 36 тысяч человек.

Ниже приведу небольшой отрывок из очерка известного писателя, журналиста и путешественника Василия Пескова о ДнепроГЭС, который был опубликован в 1968 году в книге “Путешествие с молодым месяцем”: “В плотину легло почти миллион кубометров бетона. Но знают ли люди, которым сегодня двадцать и тридцать лет: бетон для днепровской плотины строители месили ногами. Ногами! Так же, как исстари на Украине месят глину с соломой для саманного кирпича. “Резиновые сапоги – и пошёл! С песней месили. ” Это рассказал Афанасий Афиногенович Дмитрусенко, строивший плотину и живущий сейчас в Запорожье. Мы сели на трамвай и поехали на плотину. Афанасий Афиногенович проводит шершавой рукой по бетону и говорит о плотине, как о живом существе. На плотине множество “родинок” и “царапин” знакомых только этому старику. ” “Бетон месили ногами” – именно так начиналась знаменитая отечественная школа гидроэнергетического строительства.

ДнепроГЭС был пущен 10 октября 1932 года, а уже в августе 1941 года плотину при отступлении советских войск взорвали по приказу Генштаба. Были взорваны несколько водосливных пролётов и здание ГЭС, при этом возникшая после разрушения станции мощная волна унесла жизни тысяч людей, находившихся по берегам ниже по течению. Точное число жертв не поддаётся исчислению – встречаются цифры от 20 до 100 тысяч человек. Но точная цифра до сих пор не подтверждена никакими документами. В 1942 году гитлеровцы восстановили плотину – в разрушенное здание ГЭС было установлено новое немецкое оборудование, и станция снова дала ток. Но уже в 1943 году при отступлении фашисты снова взорвали ДнепроГЭС – при этом план полного уничтожения станции не был реализован только потому, что советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты из Пхукета в Куала-Лумпур

После войны началось восстановление разрушенной плотины – обновлённый ДнепроГЭС дал ток в 1950 году, при этом мощность станции несколько увеличилась. А в 1969 году началось расширение и реконструкция станции – было подсчитано, что существовавший режим ДнепроГЭС разрешает не сливать лишнюю воду через пролёты, а построить ещё одну машинную станцию – на правом (если смотреть снизу по реке) крыле плотины, на 19-ти существующих пролётах. Архитекторы морщились – ведь нарушалась непередаваемая красота плотины. Но доводы энергетиков были очень убедительными – мощность станции таким образом удваивалась. При проектировании ДнепроГЭС II, чтобы сохранить архитектурный облик гидроузла, было принято решение построить новое машинное здание максимально компактным, низким, лишь незначительно перекрывающим плоскость плотины. Здание ДнепроГЭС II вписано по дуге плотины, а цвет его облицовки близок к цвету бетона. ДнепроГЭС II занимает 19 правых пролётов. Одновременно со строительством ДнепроГЭС II была построена вторая нитка судоходного шлюза – в дополнение к существовавшему трёхкамерному шлюзу был построен один однокамерный – очень глубокий, шахтного типа. Именно он сейчас в основном и используется для судоходства.

2. ДнепроГЭС сегодня. Слева от плотины – машинный зал первой очереди, а на правом крыле станции – встроен машинный зал ДнепроГЭС II (сравните нынешний облик сооружения с вышеприведённой фотографией 1969 года!).

3. Утро. Рассвет. Теплоход заканчивает путь по Днепровскому водохранилищу и приближается к ДнепроГЭС. Когда-то здесь были непроходимые Днепровские пороги, а сегодня большие четырёхпалубные теплоходы спокойно скользят по водной глади. Кстати, из-за порожистого характера реки на этом участке, крутых берегов и большого уклона русла, водохранилище ДнепроГЭС совсем небольшое и неширокое по сравнению с другими днепровскими “морями”. Площадь затопления тут относительно невелика.

4. Впереди по курсу показались очертания Запорожья.

5. Позади остаётся Днепровское водохранилище, протянувшееся по руслу Днепра от Запорожья до Днепропетровска и чуть далее – до Днепродзержинска и вышележащей плотины Днепродзержинской ГЭС.

6. В верхнем бьефе ДнепроГЭС находится крупный порт – на рейде довольно много грузовых судов.

7. Впереди показалась плотина.

8. Судно “река-море” на фоне индустрии Запорожья.

9. Из судоходного шлюза выходит встречное судно: водный путь – один из оптимальных для доставки сырья на многочисленные Запорожские комбинаты.

10. Изящная дуга ДнепроГЭСа – вид с верхнего бьефа.

11. Теплоход направляется в судоходный шлюз. Как я уже писал, их на ДнепроГЭСе два – старый трёхкамерный и открытый в 1980 году новый однокамерный, шахтного типа. После открытия нового шлюза старый был закрыт на длительную реконструкцию – не функционирует он и сегодня: суда идут через новую, левую нитку.

12. Направляемся в шлюз. Этот шлюз – самый глубокий в мире. Мы сейчас опустимся на 38 метров!

13. Справа просматриваются сооружения старой, трёхкамерной нитки шлюзов.

14. Слева от шлюза располагается площадь Ленина и памятник вождю, указывающему на панораму ДнепроГЭС. В начале 2016 года памятник Ленину у ДнепроГЭС был демонтирован, а площадь переименована просто в Запорожскую.

15. Тем временем, судно заходит в камеру шлюза. Скоро начнётся шлюзование.

17. Уровень воды опускается очень быстро.

18. Теплоход опускается всё ниже в глубокий бетонный колодец.

20. Глубина шлюза ДнепроГЭС – это примерно три высоты нашего четырёхпалубного круизного теплохода.

21. В этом каменном колодце судно кажется совсем крошечным.

22. Вид на верхние ворота, через которые мы вошли в шлюз – теперь они где-то совсем высоко над нами.

23. Наконец, шлюзование закончено.

24. Теплоход покидает бездонную камеру Запорожского шлюза.

25. Гидросооружения ДнепроГЭС остаются позади.

26. Две фотографии ДнепроГЭС, сделанные с острова Хортица.

28. Панорама здания ДнепроГЭС II, построенного в 1969-1980 годах на правом крыле плотины.

Таково прошлое и настоящее крупнейшей плотины на Днепре, история которой началась почти 90 лет назад. “Днепровское ожерелье” – как иногда её ещё называют.

Читайте также:
Фото Эль-Караколя (187 фото)

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Днепрогэс

Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг. В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андриевский. Вид после восстановления. Г. Орлов

Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание гидроэлектростанции имени В. И. Ленина на Днепре (1927-1932 гг.).

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.

27 ноября 1926 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В. Весниным совместно с Н. Колли, Г. Орловым, С. Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А. Винтером и Б. Веденеевым. Проект гидротехнического комплекса в инженерной части был разработан проф. А. И. Александровым. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.

В апреле 1927 г. началось строительство, а 1 мая 1932 г. Днепрогэс вступила в строй. Днепровская ГЭС мощностью в 558 тыс. кВт была для того времени самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией; Днепр, ставший судоходным на своем протяжении (2200 км) и соединенный через свои притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности; возникли такие предприятия, как Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и др. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья.

В комплекс Днепрогэса входят: огромная железобетонная дугообразная плотина радиусом 600 м, по которой проходит автострада; прямоугольное здание электростанции (длина 250, ширина 20 м), примыкающей на правом берегу к плотине; трехкамерный шлюз, пробитый в гранитных скалах левого берега и обеспечивающий непрерывность судоходства. Зал с девятью турбинами освещается горизонтальным выносным эркером, расположенным на уровне пола. Благодаря этому солнечные лучи не перегревают зал и не попадают на турбины, несмотря на то что станция ориентирована на юг. Тремя километрами ниже плотины сооружены два моста через оба рукава Днепра. Они двухъярусные: внизу — шоссейная дорога, наверху-железнодорожный путь. На основе водохранилища была построена целая сеть оросительных станций, позволивших превратить засушливые степи с неустойчивыми урожаями в богатые земледельческие районы.

Днепрогэс был инженерным сооружением новым, необычным и весьма сложным для тогдашних технических и материальных возможностей нашей страны. Его действительно строила вся страна. Окончание строительства было встречено с небывалым энтузиазмом. Есть все основания считать Днепрогэс выдающимся объектом не только архитектуры промышленных зданий и сооружений, но и советской архитектуры в целом. Его влияние на практику строительства гидростанций, промышленных зданий, научно-исследовательских учреждений несомненно. В нем воплощалась мечта В. И. Ленина о промышленных зданиях нового типа. В историю советской архитектуры Днепрогэс вошел как выдающееся произведение архитектуры социалистического реализма.

Авторы Днепрогэса — убежденные конструктивисты — были талантливыми архитекторами, подлинными мастерами своего дела. В. И. Ленин в свое время отмечал, что в искусстве весь «гвоздь» в индивидуальности. Можно утверждать, что независимо от известной ограниченности эстетических принципов конструктивизма авторы действовали как подлинные зодчие, художники, способные подчинить все элементы сложного комплекса единой художественной идее, извлечь из технологической функции, материалов и конструкций максимальный эстетический эффект. Пропорциональная разработка здания станции, фактура его облицовки в контрасте с зеркальным стеклом ленточного эркера, упругая сила выгнутой дуги плотины с ее ритмическим рядом устоев — все впечатляюще передает силу, напряжение, торжество человеческого разума над покоренной стихией.

Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)

Днепровская гидроэлектростанция (Днепровская ГЭС, ДнепроГЭС) – гидроэлектростанция на реке Днепр. На момент ввода в эксплуатацию в 1932 году это была самая мощная гидроэлектростанция в Европе и третья в мире.

Он а был а построен а в соответствии с первым советским экономическим планом Государственной комиссии по электрификации России ( ГОЭЛРО) и стал а символом индустриализации Советского Союза.

Днепровская ГЭС я вляется частью каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Находится в Запорожье к северу от острова Хортица .

Гидротехнические сооружения, построенные в 1927-1932 годах, включают в себя плотину длиной 760 метров и высотой 60 метров, водохранилище площадью 420 квадратных километров и Дн епровскую электростанцию мощностью 1569 МВт. Первоначально мощность электростанции составляла 560 МВт, она была увеличена при реконструкции в 1969-1980 годах.

Читайте также:
Достопримечательности Шартра

Река Днепр – это восьмая по водности река Европы. С древних времен Днепр играл важную роль на транспорте как связующее звено между Черным и Балтийским морями.

Из всех естественных препятствий для судоходства Днепровские пороги, которые являются отрогами Карпатских гор и выходят во многих местах на поверхность земли, были одними из самых известных порогов в среднем течении, в честь которых было названо историческое место Запорожье.

На протяжении 98 километров река образовала девять мощных порогов и значительное число заборов, островов и перекатов, что исключало возможность судоходства на этом участке.

В отчете Русского технического общества за 1913 год река Днепр считалась одной из самых удобных для строительства гидротехнических сооружений во всей Российской империи.

Водохранилище ГЭС затопило Днепровские пороги и позволило использовать судоходство в нижнем и среднем течении Днепра.

Гравитационная плотина ГЭС высотой 60 м состоит из правобережной части длиной 216 м, средней части с 26 переливными полями длиной 760 м и левобережной части длиной 251 м. Общая длина системы плотин составляет 1227 м.

На правобережной электростанции работают 9 турбин Фрэнсиса мощностью 665 МВт и один вспомогательный гидроагрегат мощностью 2,6 МВт, а на левом берегу – 8 турбин Каплана различных производителей мощностью в диапазоне 107 – 115 МВт. Средний рабочий уклон 38,2 м. Общая установленная мощность гидротехнических сооружений по состоянию на 2021 год составляет 1569 МВт.

Судоходство обеспечивается с помощью судоходных шлюзов на левом берегу. В 2019 году оригинальный трехкамерный шлюз находится на реконструкции, а транспорт осуществляется по однокамерному шлюзу со средним пребыванием 20 минут. Энергия воды не используется для получения энергии при опорожнении камер.

Долгосрочная среднегодовая выработка составляет 4,008 млрд кВтч, в 2016 году – 2,279 млрд кВтч. Энергия распределяется с правого берега по линиям 154 кВ и 330 кВ, с левого берега по 154 кВ.

Здание машинного зала 1932 года облицовано розовым армянским туфом и является памятником архитектуры.

История проекта, постройки и эксплуатации

В конце 19 века были созданы проекты, в которых использование энергии было лишь сопутствующим эффектом судоходства. Единственный проект с приоритетом производства электроэнергии был представлен в 1905 году Генрихом Осиповичем Графтио.

21 декабря 1921 г. постановлением правительства были даны конкретные указания об осуществлении большой программы плана ГОЭЛРО. В постановлении перечислены 30 районных электростанций, подлежащих сооружению, на общую мощность «приблизительно» 1500 тыс. кВт и намечен для полного осуществления срок в 10—15 лет.

В рамках плана ГОЭЛРО были подробно описаны все этапы подготовительных и строительных работ по строительству Днепровской гидроэлектростанции.

Уже в 1921 году при Комитете государственных сооружений была создана проектно-изыскательская организация «Днепрострой» во главе с И. Г. Александровым.

Но в начале 1920-х годов Советский Союз оказался в политической и, конечно же, технологической изоляции.

Самая мощная гидроэлектростанция в Российской империи (Гиндукушская ГЭС) имела мощность 1,3 МВт. С 1913 года американская электростанция Кеокук на Миссисипи вырабатывала 142 МВт, а с 1922 года канадская электростанция сэра Адама Бека I на Ниагаре вырабатывала 480 МВт.

В 1924 году были введены в эксплуатацию первые блоки электростанции Вильсона на реке Теннесси с запланированной общей мощностью 663 МВт.

Первая в мире коммерческая электростанция: Историческая электростанция Эймса в США

Именно в США в 1922 году побывала делегация советских специалистов, и начались переговоры о профессиональном сотрудничестве с ведущим строителем американской гидроэнергетики Хью Л. Купером, под руководством ккторого были построены электростанция Торонто на Ниагаре, электростанция Кеокук на Миссисипи и электростанция Вильсона.

С американскими экспертами связались и специалисты Siemens в Германии. Теоретические и материальные способности немцев ценились больше, а американцы ценили их опыт работы с большими водоемами. Окончательное решение в выборе главного консультанта принял сам Сталин, оценив сотрудничество с США как более эффективную часть экспорта революции.

Хью Линкольн Купер убедил Сталина в осуществимости проекта, и с 1926 года Купер регулярно приезжал в СССР на 6 лет со средней продолжительностью пребывания около 2 месяцев в году.

Строительство ДнепроГЭС, 1931 год

Полковник Хью Купер из инженерного корпуса армии США, позирует на фоне плотины ДнепроГЭСа, которую он помогал строить в качестве приглашенного советским правительством главного инженера-консультатна. Фото Маргарет Бурк-Уайт. 1931 г.

Читайте также:
Все об отдыхе в Гизель-Дере

Американские компании поставляли турбины и генераторы. Немецкие заводы “Krupp” поставляли оборудование для деревообрабатывающего завода, трансформаторы для временных станций, паровые турбины для временных трубопроводных систем и камнедробилки.

В декабре 1926 года была торжественно запущена в эксплуатацию Волховская ГРЭС – первая электростанция по плану ГОЭЛРО. Автор и исполнитель проекта Генрих Осипович Графтио был переведен на строительство Нижне-Свирской электростанции, а Александру Васильевичу Винтеру, который работал до этого на Шатурской ГРЭС было поручено руководство строительством гидроэлектростанции на Днепре.

Проект электростанции разработал профессор Иван Гаврилович Александров, Виктор Александрович Веснин назначен архитектором. Строительство началось в апреле 1927 года.

Поле строительства ГЭС мост через Днепр по проекту оказывался в зоне затопления, однако необходимо было сохранить эту важную транспортную связь.

Изначально предлагалось строить новые металлические мосты на массивных гранитных столбах большой высоты. Позже было решено заменить гранитных гигантов легкими и более дешевыми стальными арками.

Наиболее подходящий материал для этого решения – сталь с более высоким содержанием кремния, что заставило обратиться в одну из передовых сталелитейных стран тогго времени – Чехию. Детали для моста рядом с новой ГЭС делали на Витковицких заводах.

Самая большая из арок моста пролетом 224 метров когда-то была самой большой в Европе. В августе 1941 года перед наступающими немцами мост будет разрушен вместе с плотиной.

Поврежденная плотина электростанции под стальной аркой (август 1941 года)

Огромных успехов добился СССР в области гидротехнического строительства. Были одержаны блестящие победы на Магнитострое (первая в мире по длине плотина была закончена вместо 120 дней в 70 дней) и на Днепрострое. Эти победы тем более значительны, что мы делаем лишь первые шаги. Только ГОЭЛРО положил начало крупному гидротехническому строительству в СССР, создающему крупнейшие гидротехнические сооружения нашей эпохи.

— «Гидротехническое строительство», № 1, 1931

1 мая 1932 года был пущен первый энергоблок гидроэлектростанции «Днепрогэс», а торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года. Проектная мощность 560 МВт была достигнута в 1939 году.

Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией. Стихия была окончательно подчинена, и ее силы поставлены на службу социалистическому обществу. Днепровская плотина существует, и подпертые ею воды Днепра приводят в движение крупнейшие турбины в мире. В мире плотины, равной по величине Днепровскому бетонному гиганту. Заканчивая плотину в завершающем году первой пятилетки, страна строящегося социализма опережает на этом участке европейскую технику и становится на один уровень с лучшими образцами американской техники.

— Дукаревич С. Днепрогэс. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз, 1932 год

“Днепровская плотина” – почтовая марка СССР 1932 года из серии “15-летие Великой октябрьской революции”

ДнепроГЭС в 30-х годах

При отступлении советских войск в начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка эвакуировать технику со всех энергетических заводов на Урал. В полной мере это было возможно только на Волховской ГРЭС. Однако транспортировка оборудования с гидроэлектростанции «Днепрогэс» для конструкций таких огромных размеров была невозможна.

18 августа 1941 г., около 20:00 – 20:30, после прорыва советской обороны в Запорожье немецкими войсками плотину взорвали солдаты НКВД. Приказ об уничтожении электростанции отдал сам Сталин.

Взрыв в 20 тонн тротила пробил дыру длиной 135 метров, через которую вылилась ударная волна, вызвав затопление и разрушение прибрежной зоны. В конечном итоге река Днепр фактически замедлила дальнейшее продвижение немецких войск на южном участке фронта, и бои за мост под плотиной продолжались до середины сентября.

К лету 1942 года немецким строителям удалось отремонтировать плотину и ввести в эксплуатацию часть гидроэлектростанции.

Осенью 1943 года во время ответного движения Красной Армии во второй раз произошло управляемое разрушение Днепрогэса. В отличие от ситуации 1941 года, целью было не частичное, а полное разрушение гидротехнических сооружений.

В электростанции и в полостях плотины хранилось более 300 тонн взрывчатки различного военного назначения. Однако советским инженерам и десантникам удалось удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам. Памятник этим воинам впоследствии стал украшением плотины.

С января по август 1944 г. с гидротехнических сооружений было снято более 66 тонн авиабомб и 26000 мин артиллерийских орудий и ручных гранат.

Реконструкция электростанции проходила в 1944–1950 годах. В 1946 году американская компания General Electric поставила новые генераторы мощностью 90 МВт вместо полностью разрушенных по сравнению с первоначальной стоимостью 77,5 МВт. Первый блок был введен в эксплуатацию в марте 1947 года, последний – в мае 1950 года. Суммарная мощность электростанции увеличилась до 585 МВт.

Читайте также:
Поездка из Аликанте в Бенидорм: как добраться быстро и дешево

” Восстановление ДнепроГЭС” – коверт с почтовыми марками СССР, 1947 год

“В шлюзе Днепрогэса” – открытка 1969 года

Фотографии Днепровской гидроэлектростанции в Запорожье в наше время:

В конце 1960-х годов был решен вопрос увеличения мощности ГЭС, судоходной емкости шлюзовой системы и проезжей части плотины. Последующая реконструкция проводилась с 1969 по 1980 год.

В ходе этой реконструкции на левом берегу был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 блоков суммарной мощностью 103,5 МВт. Построен новый однокамерный шлюз, рассчитанный на треть времени заполнения камеры. Плотина была реконструирована и значительно расширена.

Новая электростанция на левом берегу работала с максимальной мощностью 828 МВт. Общая мощность обеих электростанций превысила возможности вырабтки электроэнергии со средним стока Днепра более чем в три раза, и поэтому гидротехнические сооружения перешли из проточного режима в пиковый с суточным или недельным регулированием в течение большей части года. Благодаря способности обрабатывать большие весенние потоки, среднегодовая выработка увеличилась с 1,5 до 3,7 млрд кВтч.

Высоковольтные линии электропередач на острове Хортица:

Уникальные снимки строительства Днепрогэса (ФОТО)

Днепровская гидроэлектростанция или Днепрогэс – крупная гидроэлектростанция на юге Украины.
Она находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр.
История её строительства очень интересна и с ней связано множество мифов и легенд.

Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс.

Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».

Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории.

Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля?

Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП(б). Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы.

Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи?» После недолгих размышлений начальник строительства Шатурской ГРЭС Александр Винтер ответил: «Нужно строить своими силами». Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами».

Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени?

И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги.

Судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи.

Читайте также:
Фото атолла Вотье (2 фото)

Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин.

Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он «лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина». Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы.

И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.

У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. Когда же за ней ехали в окрестные села, Винтер отправил телеграмму правительству УССР: ”Прошу запретить продажу водки во всем районе”. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими.

Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу.

Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал.

За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили — 60 тыс.

Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, ”два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!”

ДнепроГЭС, Запорожье

В Запорожье стоит ехать уже хотя бы ради того, чтобы собственными глазами увидеть уникальное гидротехническое сооружение, первую гидроэлектростанцию ​​бывшего Советского Союза и одну из крупнейших в Европе – ДнепроГЭС. Эта грандиозная достопримечательность расположена на живописном берегу Днепра. Построенная без малого сто лет назад, гидроэлектростанция и сейчас успешно выполняет свое предназначение – обеспечивает светом и теплом значительную часть жителей Украины и отечественных предприятий. Вид с ДнепроГЭСа на околицы, на реку, на Хортицу, без преувеличения, поражает каждого, кто здесь побывал.

Читайте также:
Основные аэропорты Франции

Что такое Днепровская ГЭС

Днепровская ГЭС, или ДнепроГЭС, является пятой ступенью нижней части каскада гидроэлектростанций на Днепре. Она образует самое старое на реке водохранилище. В 1930-тых годах прошлого века это сооружение называли «Днепрельстан» («Днепровская электростанция»). Сейчас ДнепроГЭС включает в себя две гидроэлектростанции.

ДнепроГЭС-1 – это старейшая станция каскада Днепровских ГЭС, введена в эксплуатацию в 1932 году.

ДнепроГЭС-2, мощностью 876,6 МВт, начала работу в 1978 году. Сейчас идет комплексная реконструкция ГЭС Днепровского каскада.

Основные сооружения ДнепроГЭС:

  • здание ДнепроГЭС-1;
  • здание ДнепроГЭС-2;
  • бетонная водосливная плотина;
  • щитовая стенка;
  • глухая гравитационная плотина;
  • ВРУ (водораспределительное устройство);
  • однокамерный и трехкамерный судоходные шлюзы.

История

Строительство Днепровской ГЭС началось в 1927 году. В результате подъема воды после сооружения плотины были затоплены более 50 населенных пунктов. Через 12 лет запустили все 9 гидроагрегатов станции.

Интересно, что поставщиком восьми турбин для гидроэлектростанции стала американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock Company», а еще одна турбина, произведенная в Советском Союзе, была копией американской. Пять генераторов предоставила американская компания «General Electric», еще четыре аналогичных произвели на Ленинградском заводе «Электросила».

В июле 1932 года вышел на маршрут первый трамвай через построенную плотину, тогда же провели первый после ликвидации порогов на Днепре рейс – из Киева в Херсон.

Война и подрыв ДнепроГЭСа

В период наступления фашистских войск в августе 1941 года плотину ДнепроГЭСа в Запорожье взорвали сотрудники НКВД. После взрыва 20 тонн тола (по другим данным – аммонала) возникла пробоина длиной около 150 метров. Через нее хлынула вниз многометровая волна, которая вызвала разрушения и гибель людей в береговой зоне.

От большой воды пострадали и немецкие войска, и красноармейцы, переправлявшиеся через Днепр, а также жители острова Хортица и близлежащих мест. Немецкое командование оценило свои потери в живой силе в 1500 человек. Жертвы среди красноармейцев и гражданских приблизительные: от 20 до 120 000 человек.

Позже стало известно, что взрыв на ДнепроГЭСе был спланирован еще в начале августа и одобрен Сталиным. Командование подрывников, которые выполняли спецзадание, не уведомило о предстоящей операции ни местное население, ни военное руководство.

После захвата Запорожья вермахтом немецкие строительные части восстановили разрушенную часть плотины. Когда ситуация на фронте кардинально изменилась, перед отступлением немцы начали готовить ДнепроГЭС к разрушению. Для этого было завезено более 200 тонн взрывчатки и десятки авиабомб. Бомбы закладывали непосредственно в турбины. В военных мемуарах есть упоминания о том, что немцы планировали взорвать всю плотину, но была разрушена только часть.

После войны плотину восстановили, а в 1972 году начали строительство второй очереди Днепровской ГЭС. На полную мощность она вышла через 9 лет.

Что посмотреть

Экскурсии в музей ДнепроГЭСа проводят организованно. На проходной станции есть экскурсионное бюро.

Во время посещения ДнепроГЭСа можно увидеть:

  • лестницу здоровья и памятник герою;
  • музей с экспозициями о строительстве, восстановлении и сооружение второй очереди ГЭС;
  • знаменитый машинный зал, облицованный армянским туфом;
  • макет турбины в разрезе;
  • плотину с необычного ракурса;
  • красивый парк с клумбами и фонтанами;
  • днепровские скалы «Три стога»;
  • остров Хортицу.

Больше всего впечатлений туристы получают, пройдя по плотине пешком (значительный перепад высот, а еще полтора десятка турбин, трафик по автостраде раскачивают дорожное полотно) и от процесса шлюзования.

В Запорожье уникальный шлюз, имеющий около 35 метров. При этом вода поступает и вытекает из него самотеком, без применения насосов. Для удобства швартовки судов в стенах шлюза на поплавках устроены специальные крюки.

Если повезет, сможете побывать на теплоходной экскурсии – от порта через шлюз к Дубовой роще.

Как доехать

Доехать до ДнепроГЭСа можно с железнодорожного вокзала «Запорожье 1» автобусом№61 до остановки «Запорожская площадь», дальше пешком. Со станции «Запорожье 2» ехать автобусом №80 до остановки «Речной порт».

На машине, въехав в город с юга или востока, двигаться Соборным проспектом на северо-запад, к Днепру.

Через плотину ДнепроГЭСа проходит автодорога Н08 «Борисполь – Днепр – Запорожье – Пологи – Мариуполь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: