Что такое право убежища

Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое

Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.

1.Понятие убежища. Исторические факты

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:

♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;

2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

– Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

– Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

2. Виды убежища

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

Читайте также:
Карта Абы

♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

– дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

a. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

b. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

c. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

d. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

e. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

f. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Право убежища – это право государства разрешить въезд и проживание на своей территории гражданину, преследуемого в своей стране обычно за политические и другие права. Право убежища включает и право невыдачи этого лица преследующего его государству (отечественное государство или государство постоянного места жительства). Предоставление убежища является неотъемлемым правом государства и не может рассматриваться как нарушение суверенных прав другого государства. Оно регулируется внутригосударственными актами и международными договорами. Обязательным условием при решении вопроса о предоставлении убежища является подача заявления заинтересованного лица. Лица, получившие убежища, по их правовому положению часто приравниваются к апатридам (лицам, не имеющим гражданства). Если человек, получив убежище, остается гражданином своего государства, он теряет право на дипломатическую защиту со стороны своего государства и не пользуется договорными льготами.

Международное право запрещает предоставлять убежище лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) которых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством ипр., а также двусторонними соглашениями отдельных государств.

Каковы тенденции дальнейшего развития данного института? Конвенция о статусе беженцев 1951 года (Статья 1А(2)) с поправками, внесенными Протоколом 1967 года, определяет беженца как любое лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и находящегося вне страны своей гражданской принадлежности и не могущего пользоваться защитой этой страны или не желающего пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства. не могущего или не желающего вернуться в неё вследствие таких опасений».

Потенциал института убежища в международном праве велик, вполне возможно, что в скором времени перед ним раскроются и иные возможности, ибо форм всевозможной дискриминации в наше время пока еще предостаточно.

Список использованных источников

1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.

2. Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.

3. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287 – 289.

4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —688 с.

Читайте также:
Фотографии Квебека

5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.: Международное право: Учебник. – М.:Международные отношения, 1995. – 608 с.

Право убежища – Right of asylum

Египтяне, греки и евреи признали религиозное «право убежища», в некоторой степени защищая преступников (или обвиняемых в преступлениях) от судебных исков. Позже этот принцип был принят официальной христианской церковью, и были разработаны различные правила, в которых подробно описывалось, как получить защиту и какую степень защиты получить. [3]

В Совет Орлеана решено в 511 г., в присутствии Хлодвиг I, это убежище может быть предоставлено любому, кто нашел убежище в церкви, на церковной собственности или в доме епископа. Эта защита была распространена на убийцы, воры и прелюбодеи одинаково.

«Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться им» закреплено в Организация Объединенных Наций Всеобщая декларация прав человека 1948 г. при поддержке Конвенция о статусе беженцев и 1967 Протокол, касающийся статуса беженцев. [4] Согласно этим соглашениям, беженец является лицом, которое находится за пределами территории своей страны из-за страха преследования по защищенным основаниям, включая расу, касту, национальность, религию, политические взгляды и участие в какой-либо конкретной социальной группе или общественной деятельности.

Содержание

  • 1 Средневековая Англия
  • 2 Современное политическое убежище
    • 2.1 Право убежища по стране убежища
      • 2.1.1 Европейский Союз
        • 2.1.1.1 Франция
        • 2.1.1.2 объединенное Королевство
      • 2.1.2 Соединенные Штаты
  • 3 Смотрите также
  • 4 использованная литература
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Источники
  • 5 внешние ссылки

Средневековая Англия

В Англии король Этельберт Кентский провозгласил первый Англосаксонские законы на святилище примерно в 600 году нашей эры. Однако Джеффри Монмут в его Historia Regum Britanniae (ок. 1136 г.) говорит, что легендарный досаксонский король Дунвалло Молмутиус (4-5 вв. До н.э.) принял законы о святилищах среди Молмутинские законы как записано Gildas (ок. 500–570). [5] Период, термин Грит был использован законами короля Этельред.Посредством Нормандская эпоха после 1066 г. возникли два вида святилищ: все церкви обладали полномочиями более низкого уровня и могли предоставлять святилище внутри самой церкви, но более широкие полномочия церквей лицензировались королевскими властями. устав расширенное святилище до зоны вокруг церкви. По крайней мере, двадцать две церкви имели уставы на это более широкое святилище, включая

Иногда преступнику приходилось добираться до самой часовни, чтобы защититься, или звонить в определенный колокол, держать определенный звонок или дверной молоток, или сядьте на определенный стул (“фритта-стул »). Некоторые из этих предметов сохранились в различных церквях. В других местах святилище находилось на территории вокруг церкви или аббатства, иногда расширяясь в радиусе до полутора миль. Каменные« кресты-святилища »отмечали границы храма. Некоторые кресты все еще существуют. Таким образом, это могло стать гонкой между преступником и средневековыми судебными чиновниками до ближайшей границы святилища. Отправление правосудия на флоте пехоты могло оказаться трудным делом.

Церковные святилища регулировались общим правом. Соискатель убежища должен был признаться в своих грехах, сдать оружие и разрешить надзор со стороны церкви или организации аббатства, обладающей юрисдикцией. У искателей было сорок дней на то, чтобы решить, сдаться ли светским властям и предстать перед судом за предполагаемые преступления, или признать свою вину. отречься от царства, и войдите в изгнание кратчайшим путем и никогда не возвращайтесь без разрешения короля. Вернувшимся грозила казнь по закону или отлучение от церкви.

Если подозреваемые решали признать свою вину или отречься, они делали это на публичной церемонии, обычно у церковных ворот. Они сдали бы свое имущество церкви, и любой земельная собственность к короне. Коронер, средневековый чиновник, затем выбирал портовый город, из которого беглец должен был покинуть Англию (хотя беглец иногда имел такую ​​привилегию). Беглец выходил босиком и с непокрытой головой, неся деревянный крест в качестве символа защиты под церковью. Теоретически они должны были остаться на главной дороге, добраться до порта и вывести первое судно из Англии. Однако на практике беглец мог отойти на безопасное расстояние, бросить посох, взлететь и начать новую жизнь. Однако можно смело предположить, что друзья и родственники жертвы знали об этой уловке и сделали все, что в их силах, чтобы этого не произошло; или что беглецы так и не достигли намеченного порта захода, став жертвами линчеватель правосудие под предлогом беглеца, который слишком далеко отошел от главной дороги, пытаясь «убежать».

Зная мрачные варианты, некоторые беглецы отвергли оба варианта и предпочли бежать из приюта до истечения сорока дней. Другие просто не сделали выбора и ничего не сделали. Поскольку друзья жертвы незаконно проникли в приют, церковь лишала беглеца еды и воды до тех пор, пока не будет принято решение.

В течение Войны роз, когда йоркисты или ланкастерцы внезапно одерживают верх, выиграв битву, некоторые сторонники проигравшей стороны могут оказаться в окружении сторонников другой стороны и не смогут вернуться на свою сторону. Осознав эту ситуацию, они поспешили в святилище в ближайшей церкви, пока не стало безопасно выйти. Яркий пример – королева Элизабет Вудвилл, супруга Эдуард IV Англии.

В 1470 году, когда ланкастерцы ненадолго восстановили Генрих VI к трону, королева Элизабет жил в Лондоне с несколькими маленькими дочерьми. Она переехала с ними в Вестминстер для святилища, живя там в королевском комфорте, пока Эдуард IV был восстановлен на престоле в 1471 году и родил первого сына Эдвард V в течение этого времени. Когда в 1483 году умер король Эдуард IV, Елизавета (которая была крайне непопулярна даже у йоркистов и, вероятно, нуждалась в защите) забрала своих пятерых дочерей и младшего сына (Ричарда, герцога Йоркского) и снова переехала в убежище в Вестминстере. Чтобы убедиться, что у нее были все домашние удобства, она принесла столько мебели и столько сундуков, что рабочим пришлось проделать дыры в некоторых стенах, чтобы все уложилось достаточно быстро, чтобы подходить ей. [6]

Читайте также:
Фотографии Вадуца

Генрих VIII изменили правила предоставления убежища, сократив до короткого списка виды преступлений, за которые людям разрешалось просить убежища. Средневековая система убежища была окончательно отменена Джеймс I в 1623 г.

Современное политическое убежище

Статья 14 Всеобщая декларация прав человека заявляет, что «Каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться им». В Организация Объединенных Наций 1951 Конвенция о статусе беженцев и 1967 Протокол, касающийся статуса беженцев руководит национальным законодательством относительно политического убежища. Согласно этим соглашениям, беженец (или в случаях, когда репрессивные базовые средства были применены к беженцу напрямую или с экологической точки зрения) – это лицо, которое находится за пределами территории своей страны (или места обычного проживания, если без гражданства) из-за боязни преследование на охраняемых территориях. Охраняемые территории включают гонка, каста, Национальность, религия, политические взгляды и членство или участие в любом конкретном социальная группа или общественная деятельность. Предоставление истинных жертв преследований их преследователям является нарушением принципа, называемого невысылка, часть обычный и верный Закон Наций.

Это принятые термины и критерии в качестве принципов и фундаментальной части в 1951 г. Организация Объединенных Наций Конвенция о статусе беженцев невысылка порядок. [7]

С 1990-х годов жертвы сексуального преследования (которое может включать насилие в семье или систематическое угнетение пола или сексуального меньшинства) стали приниматься в некоторых странах в качестве законной категории для ходатайств о предоставлении убежища, когда заявители могут доказать, что государство не может или не желая обеспечивать защиту.

Право убежища по стране убежища

Европейский Союз

Убежище в Европейский Союз государства-члены, сформированные более полувека в результате применения Женевская конвенция от 28 июля 1951 года о статусе беженцев. Единая политика появилась в 1990-е гг. В связи с Шенгенское соглашение (который подавлял внутренние границы), чтобы лица, ищущие убежища, не получившие разрешения в одном государстве-члене, не могли повторно подавать заявление в другом. Общая политика началась с Дублинская конвенция в 1990 году. Продолжилось внедрение Евродак и Дублинское постановление в 2003 г. и принятие в октябре 2009 г. двух предложений Европейская комиссия. [8]

Франция

Франция была первой страной, установившей конституционное право на убежище, закрепленное в статье 120 Закона. Конституция 1793 г.. [9] Однако эта конституция так и не вступила в силу. Право на убежище во Франции закреплено Конституция 1958 года, по отношению к абзац 4 преамбулы к Конституция 1946 года, о чем прямо говорится в Преамбуле Конституции 1958 года. Конституция 1946 года включала части конституции 1793 года, которая гарантировала право убежища «любому преследуемому за его действия за свободу», которые не могут искать защиты в своих странах.

Помимо конституционного права на убежище, современное французское право на убежище (droit d’asile) закреплено на нормативно-правовой основе в Code de l’Entree et du Sejour des Etrangers et du Droit d’Asile [10] (CESEDA).

Франция также придерживается международных соглашений, которые предусматривают порядок подачи заявлений о предоставлении убежища, таких как Закон 1951 г. Организация Объединенных Наций (ООН) Конвенция о статусе беженцев (ратифицирован в 1952 г.), дополнительный протокол 1967 г .; статьи К1 и К2 1992 г. Маастрихтский договор а также 1985 Шенгенское соглашение, который определил ЕС иммиграционная политика. Наконец, право убежища определяется статьей 18 Закона Хартия основных прав Европейского Союза.

Некоторые из критериев, по которым ходатайство о предоставлении убежища может быть отклонено, включают: i) проезд через «безопасную» третью страну, ii) безопасную страну происхождения (просителю убежища может быть ранее отказано в убежище, если он является гражданином страны, которая считается быть “безопасным” французским органом по делам беженцев OFPRA), [11] iii) Угроза безопасности (серьезная угроза общественному порядку) или iv) Мошенническое заявление (злоупотребление процедурой убежища по другим причинам).

Закон от 10 декабря 2003 г. ограничил политическое убежище двумя основными ограничениями:

  • Понятие «убежище внутри страны»: просьба может быть отклонена, если иностранец может получить политическое убежище на части территории своей страны.
  • В OFPRA (Французское бюро защиты прав человека – Французское управление по защите беженцев и Лица без гражданства) [12] теперь составляет список якобы “безопасных стран”, уважающих политические права и принципы свобода. Если проситель убежища прибывает из такой страны, запрос обрабатывается в течение 15 дней и не получает социальная помощь охрана. Они могут оспорить решение, но это не приостанавливает депортация порядок. Первый список, принятый в июле 2005 года, включен как «безопасные страны» Бенин, Кабо-Верде, Гана, Мали, Остров Маврикий, Индия, Сенегал, Монголия, Грузия, Украина, Босния и Хорватия. В результате за шесть месяцев количество претендентов из этих стран сократилось примерно на 80%. Во второй список, принятый в июле 2006 г., вошли Танзания, Мадагаскар, Нигер, Албания и Македония. [13]
Читайте также:
Новый Свет Крым отзывы отдыхающих 2022 (Новые фото)

Хотя право политического убежища ограничено, оно сохраняется во Франции на основании различных антииммиграционных законов. Некоторые люди утверждают, что помимо чисто судебного пути бюрократический процесс используется для замедления и, в конечном итоге, отклонения того, что может считаться действительным запросом. Согласно с Le FigaroФранция предоставила 7000 человек статус политического беженца в 2006 году из 35 000 запросов; В 2005 году OFPRA, отвечающее за проверку законности таких запросов, удовлетворило менее 10 000 из 50 000 запросов. [14]

Многочисленные изгнанники из южноамериканских диктатур, особенно из Аугусто Пиночетс Чили и Грязная война в Аргентина, поступали в 1970-80-е гг. С 2001 г. вторжение в Афганистан, десятки бездомный Соискатели убежища из Афганистана спали в парке в Париж рядом с Gare de l’Est железнодорожная станция. [15] Хотя их требования еще не были приняты, их присутствие терпимо. Однако с конца 2005 г. НПО отмечали, что полиция отделить афганцев от других мигрантов во время рейдов и выслать через чартеры те, кто только что прибыл в Gare de l’Est поездом и не успели потребовать убежища (указ от 30 мая 2005 г. требует от них оплаты услуг переводчика для выполнения официальных формальностей). [16]

объединенное Королевство

В 19 веке объединенное Королевство предоставил политическое убежище различным преследуемым людям, среди которых было много членов социалист движение (в том числе Карл Маркс). [17] С 1845 г. бомбардировка из Гринвичская королевская обсерватория [ нужна цитата ] и 1911 г. Осада Сидней-стрит в контексте пропаганда дела (анархист) действия, политическое убежище было ограничено. [18]

Соединенные Штаты

В Соединенные Штаты признает право лиц на убежище в соответствии с международным и федеральным законодательством. Указанное количество юридически определенный беженцы лица, подающие заявление о предоставлении статуса беженца за границей, а также лица, подающие заявление о предоставлении убежища после прибытия в США, принимаются ежегодно.

После Второй мировой войны в США нашлось больше беженцев, чем в любой другой стране, и с 1980 года в США прибыло более двух миллионов беженцев. В течение большей части 1990-х годов Соединенные Штаты принимали более 100 000 беженцев в год, хотя эта цифра недавно снизился примерно до 50 000 в год в первое десятилетие 21-го века из-за большего беспокойства по поводу безопасности. Что касается просителей убежища, последние статистические данные показывают, что в 2001 году убежище в Соединенных Штатах искали 86 400 человек. [19] Перед 11 сентября нападения индивидуальные ходатайствующие о предоставлении убежища оценивались в частном порядке в Служба иммиграции и натурализации США (INS).

Несмотря на это, были высказаны опасения по поводу процессов определения убежища и беженцев в США. Недавний эмпирический анализ трех ученых-юристов описал процесс предоставления убежища в США как игру рулетка беженцев; иными словами, результат определения убежища в значительной степени зависит от личности конкретного судьи, которому случайным образом передается ходатайство, а не от существа дела. Очень небольшое количество иракских беженцев, принятых в период с 2003 по 2007 год, свидетельствует о беспокойстве по поводу процессов приема беженцев в Соединенных Штатах. Ассоциация внешней политики сообщила, что: [20]

«Возможно, наиболее озадачивающим компонентом кризиса с иракскими беженцами . была неспособность США принять больше иракцев после вторжения в страну в 2003 году. На сегодняшний день США предоставили статус беженца менее 800 иракцам, из них всего 133 человека. 2007. Напротив, США предоставили убежище более чем 100 000 вьетнамских беженцев во время войны во Вьетнаме ».

Современное состояние взаимоотношений России и Литвы

Политические контакты

Независимость Литовской Республики была признана Постановлением Государственного Совета СССР 6 сентября 1991 г. Дипломатические отношения между Литвой и СССР были установлены 9 октября 1991 г.

За минувшие годы решен ряд крупных проблем двусторонних отношений, включая предоставление литовского гражданства практически всем желающим из числа постоянных жителей Литвы, организованный вывод из страны российских войск и урегулирование статуса военных пенсионеров. Стороны существенно продвинулись в формировании договорно-правовой основы сотрудничества. 29 июля 1991 г. в Москве был подписан Договор об основах межгосударственных отношений между РСФСР и Литовской Республикой, который вступил в силу в мае 1992 г. В завершающей стадии находится процесс юридического оформления государственной границы. 24 октября 1997 г. также в Москве были подписаны Договор о российско-литовской государственной границе и Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (вступили в силу в августе 2003 г.). В 2005 г. были подписаны межправсоглашения об определении точки стыка госграниц на суше (российско-литовско-польское, 27 октября, вступило в силу в июле 2006 г.) и об определении точки стыка границ исключительных экономических зон и континентального шельфа в Балтийском море (российско-литовско-шведское, 30 ноября, российская сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данного документа). 26 апреля 2006 г. была создана Совместная российско-литовская демаркационная комиссия, восьмое заседание которой прошло 20-22 ноября 2007 г. в Вильнюсе.

Читайте также:
Почему американцы едят так много фастфуда

3 декабря 2007 г. подписано Межправсоглашение о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям Калининградсклй области Российской Федерации и Литовской Республики. На сегодняшний день заключены и действуют 8 межгосударственных, 30 межправительственных и 26 межведомственных договоров и соглашений. Более 20 проектов соглашений прорабатываются в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.

Развиваются российско-литовские политические контакты. Состоялись официальные визиты глав литовского государства в Россию (А.Бразаускас – в 1997 г. и В.Адамкус – в 2001 г.). По итогам визита В.Адамкуса в Россию 30 марта 2001 г. было подписано Совместное российско-литовское заявление. 30-31 мая 2003 г. президент Литвы Р.Паксас принимал участие в саммите Россия – ЕС и торжественных мероприятиях по случаю 300-летия Санкт-Петербурга.

В марте и мае 2002 г. в Калининградской области Российской Федерации и Санкт-Петербурге прошли встречи глав правительств России и Литвы. 20-22 октября 2003 г. Москву в качестве премьер-министра Литвы посетил А.Бразаускас. 21 июня 2004 г. состоялась встреча глав правительств двух стран в Лауласмаа (Эстония) в рамках встречи глав правительств стран СГБМ.

Достаточно регулярно проходят консультации между министерствами иностранных дел обеих стран, Протокол о проведении которых заключен в 1998 г. 29 июня 2004 г. и 20 апреля 2005 г. в рамках заседания Совета Россия-НАТО в Стамбуле и Вильнюсе, 7 декабря 2004 г. на СМИД ОБСЕ в Софии состоялись встречи С.В.Лаврова с А.Валионисом. Переговоры между главами внешнеполитических ведомств продолжились в 2005 г. (8 апреля в Москве, а 26 мая в Тракае). 14 ноября 2006 г. в Москве состоялась встреча С.В.Лаврова с новым мининдел ЛР П.Вайтекунасом. Осуществляются также контакты на уровне заместителей министров иностранных дел и директоров профильных департаментов МИД России и Литвы.

Важным компонентом двусторонних отношений являются межпарламентские связи. В законодательных органах двух стран действуют депутатские группы по сотрудничеству. 18-19 ноября 2002 г. Россию с официальным визитом посетил Председатель Сейма Литвы А.Паулаускас. 5 июня 2003 г. официальный визит в Вильнюс нанес Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ФС) РФ С.М.Миронов, а 27-28 октября 2003 г. – Председатель Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезнев. В 2006 г. вице-спикер Сейма ЛР Ч. Юршенас, принимавший участие 27-28 апреля в Санкт-Петербурге в посвященных 100-летию Государственной Думы России мероприятиях, встретился с Председателем нижней палаты российского парламента Б.В. Грызловым. 10-12 октября 2006 г. в Вильнюсе находилась делегация Комитета Госдумы России по международным делам во главе с его председателем К.И. Косачевым.

Предпринимаются шаги по налаживанию сотрудничества между оборонными ведомствами России и Литвы. В апреле 2001 г. Вильнюс посетила делегация Минобороны России. Стороны подтвердили взаимное стремление к обмену делегациями, слушателями военно-учебных заведений. Установлены контакты по линии ВМФ России и ВМС Литвы. В сентябре 2001 г. Литву посетил командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.П. Валуев. 1 июня и 30 июля 2002 г. в Москве и Ниде состоялись беседы Министра обороны России С.Б. Иванова с Министром охраны края Литвы Л. Линкявичюсом.

Особое значение для России имеет взаимодействие с Литвой в развитии Калининградской области Российской Федерации (КО). В его основе – заключенное в 1991 г. Соглашение между РСФСР и Литвой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии КО, а также межправительственное Соглашение о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области России и регионов Литвы oт 1999 г. В 2000 г. создан российско-литовский Совет по долгосрочному сотрудничеству между региональными и местными властями КО и ЛР. Контакты законодателей осуществляются в рамках Форума парламентариев Сейма ЛР и Калининградской областной думы. Важную роль играет приграничное сотрудничество КО РФ и ЛР в формате еврорегионов «Балтика», «Неман», «Сауле», «Шешупе».

Русско-литовские отношения

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению Западной Двины, по Неману, в области Нижней Вислы и по берегам Балтийского моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Отношения между Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с московским князем Василием I, который был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревской унии, условием которой было объединение Польского и Литовского государств в результате заключения брака между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Одним из условий этого союза было провозглашение католицизма государственной религией. Витовту удалось временно отстоять независимость Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну между Витовтом и Василием I из-за Пскова, в целом отношения между Московским княжеством и Литвой в этот период носилимирный характер. Князь Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегося Витовту внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV — начале XVI вв. Приняв в конце XV в. титул великого князя “всея Руси”, Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Читайте также:
Гимн Чехии, Скачать Гимн Чехии, Слова Гимна Чехии

Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль — всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. “вечном мире” Литовское правительство признало права России на эти земли.

Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную политику. Священная Римская империя и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить ее силы для борьбы с Турцией, представлявшей в это время значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении Турции и Крыма самостоятельную политику, отвергая попытки возложить на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

Нюансы отношений между Россией и Литвой

Мало кто из нас решая поехать куда-либо, особенно если поездка подразумевает пересечение границы, не желает ознакомиться с местным колоритом, законами, а в некоторых случаях и с тамошними заболеваниями, что бы перестраховаться. Ну, и конечно же, нас интересуют политические отношения между нашими странами.

Чтобы удовлетворить ваше любопытство, мы решили подготовить небольшую статью об отношениях России и Литвы.

  1. Ситуация во взаимоотношениях сегодня
  2. Почему литовцы не любят русских: краткая предыстория
  3. Граждане мира

Ситуация во взаимоотношениях сегодня

Коротко политические отношения между нашими странами можно охарактеризовать как напряженные. С 2014 года, с момента обострения ситуации на Донбассе и аннексии Крыма, Литва поддержала решение Европейского Союза ввести санкции против Российской Федерации, а Россия, в свою очередь, запретила ввоз Литовских продуктов на свою территорию, что, конечно же, не помогло в снятии напряжения.

В мае 2019 года Литва избрала нового президента, Гитанаса Науседа, который так же говорит об ориентации своей страны на евроинтеграцию, развитие дружбы с США, укрепление дружеских отношений с Эстонией, Польшей и Латвией, поэтому политическая ситуация с его приходом к власти вероятнее всего сильно не поменяется.

Почему литовцы не любят русских: краткая предыстория

История Литовской республики, как и многих других стран, пестрит постоянной сменой власти и сложными периодами. Можно упустить глубинную историю основания самой страны, перейдя сразу к сути – тому, как Литва относится к России.

22 декабря 1918 года Совнарком РСФСР подписал декрет, в согласии с которым была создана Литовская советская республика, в 1920м эта республика была признана независимым государством. В этом же году был подписан договор о передаче города Вильно и Вильненской области Литовской республике.

Но в 1938-39 годах ранее присоеденённые части были забраны Польшей и Германией, а в 1940м Россия, занявшая уже часть Польши (Вильненская область в том числе), предложила Литве возвращение в ее состав этой области в обмен на возможность разместить свои войска на ее территории.

А в 1941 году, когда началась агрессия Германии против СССР Литва в большинстве своем переняла антисоветскую позицию, что привело к провозглашению Временного правительства Литвы, которое захватило большинство крупных городов. Затем территория действительно была захвачена немцами и даже включена в состав Германии, но как автономия.

И в 1944 году советские войска изгнали пронемецкое правительство с территории Литвы. Интересно, что после войны многие Литовцы ушли в партизаны и вели борьбу с СССР, а когда их сопротивление подавили, то советские власти столкнулись с тем, что интеллигенция и духовенство так же сопротивлялись их влиянию.

Читайте также:
Транспорт Англии - Путешествия вокруг планеты

Дальше население и правительство республики Литвы, да и всей Прибалтики довольно организовано старалось уйти из-под правления СССР, в 1989 даже организовали акцию «Балтийский путь», которая представляла собой живую цепь в 600 км из взявшихся за руки жителей Прибалтики.

И вот, 11 марта 1990 года Литва заявила о выходе из СССР, после чего, примерно через месяц, ей ввели экономическую блокаду на 74 дня, а дальше пытались свергнуть правительство силовыми методами, но народ тоже вышел на улицу, что привело к мятежу и даже к жертвам среди мирных граждан.

Но власть свергнуть не удалось и 06.09.1991 государственный совет СССР признал независимость Литвы. 17.09.1991 года она принята в ООН и с тех пор остается полностью ориентированным на Запад.

Граждане мира

Но это политика. Нас с вами интересуют люди, ведь когда мы хотим поехать в отпуск, очень мала вероятность поучаствовать в политических акциях, а вот отношение людей к нам – важно.

Мигранты из России – 5,8% общего населения Литвы. Это второе место, на первом – поляки, они составляют 6,58%.

В Литве много мигрантов из РФ. Это и пожилые люди, переехавшие туда еще во времена СССР, и наши соотечественники, переехавшие туда на ПМЖ, и множество туристов. Так что к русским там уже привыкли. Литовцы к русским настроены доброжелательно, политика мало влияет на отношения людей между собой. Язык изучается в школах, в институты, участвующие в «обмене студентами» приезжают иностранные учащиеся для изучения русского языка с его носителями.

Правда, после начала конфликта в восточной части Украины и всеобщего напряжения в связи с этим вопросом иногда возникают трения, но все мы знаем, что любой человек, если им и остается, может найти общий язык с кем угодно. Дружелюбным, шумным, щедрым и веселым людям рады везде, и это – международные качества, и у нас с вами их предостаточно!

Могут ли Литва и Россия помириться? Министр полон сомнений

В связи с пандемией коронавируса страны Европейского союза и Россия практически одновременно закрыли свои границы. Мера эта совершенно не политическая, но выглядит символически, словно подчеркивая отчуждение, возникшее между Россией и ее соседями в последние годы. Когда коронавирус “успокоится”, а границы снова откроют, в этом плане, скорее всего, мало что изменится, пессимистически утверждают, в частности, в Литве, чьи отношения с Россией оставляют желать лучшего. Не по литовской вине, утверждает главный дипломат этой страны.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс выступает за ужесточение санкций против Кремля и беспокоится, что Москва будет всё больше отклоняться от принципов международного права. В интервью корреспонденту Радио Свобода он заявил: Литва и впредь будет продолжать поддерживать Украину и наладит регулярные поставки нефти в Беларусь.

Расстаться со “Спутником”. Страны Балтии против российских СМИ

Господин Линкявичюс, как вы оцениваете нынешнее состояние отношений вашей страны с Россией? Можно ли сказать, что в Литве всерьёз боятся российской агрессии?

– У нас есть экономические контакты, диалог с гражданским обществом. Если ничто не помешает, в середине мая уже в седьмой раз пройдет Вильнюсский форум России. Но отношения с официальной властью нерегулярны и очень редки. Когда меня спрашивают: “Что вы сделали, чтобы улучшить эти отношения?”, я задаю встречный вопрос: “А что мы сделали, чтобы они стали такими плохими?” Мы не аннексировали Крым, не оккупировали 20 процентов территории Грузии, мы не устраивали известные события в Солсбери, и к сбитому самолету MH17 тоже не имеем отношения. Если кто-то рассчитывает на то, что мы закроем на все это глаза – и отношения исправятся, мы на такое не согласны. Мы хотим нормальных отношений, основанных на взаимном уважении, верности принципам, обязательствам, нормам. Хотим следования международному праву. Предвижу, что эта проблема останется чувствительной и в будущем, особенно если учесть, что сейчас из России слышатся предложения признать верховенство национального права над международным. Так что сегодня мы не видим признаков улучшения.

Литва по мере сил помогала экипировкой и вооружением Украине, которая находится в конфликте с Россией. Собираетесь ли вы продолжать подобные действия?

– Посильную политическую помощь и моральную поддержку Украине оказывает не только литовское правительство, но и гражданское общество. Что касается военной помощи, эти поставки имеют скорее символический характер, поскольку мы не можем снабдить армию Украины всем необходимым. Мы считаем, что Украина имеет право и даже обязанность защищать свой суверенитет, и помогаем стране, которая защищает свою территориальную целостность. И надеемся на скорейшее разрешение этого конфликта. Хочу подчеркнуть, что он не является внутренним конфликтом Украины, как это представляют иногда российские средства массовой информации. Это агрессия России против Украины.

Стоит также упомянуть, что в наших медучреждениях прошли реабилитацию не один десяток украинских военнослужащих, раненных в зоне военных действий. Эту помощь мы тоже будем продолжать оказывать. Украинские школьники посещают Литву, некоторые приезжают со своими учителями даже на год из Донбасса. В этом кабинете в общей сложности их не одна сотня уже побывала, поскольку они часто приезжают, и я всегда стараюсь хоть немного с ними пообщаться. Надеюсь, мы немного облегчаем их судьбу. Я как-то спросил их: “Что вам здесь понравилось?” Мне ответили: “Не слышно выстрелов”.

Читайте также:
ТОП-20 экскурсий в Санкт-Петербурге для детей

– В связи с конфликтом в Сирии, в котором участвует Турция, член НАТО, иногда высказывается мнение, что Североатлантический союз может быть втянут в войну на Ближнем Востоке. В том числе и с Россией, которая тоже присутствует в Сирии. Не беспокоит ли Литву и другие страны Балтии такая перспектива, что НАТО во избежание возможного конфликта откажется от применения 5-й статьи своего устава, обязывающей союзников прийти на помощь любой стране НАТО, если против неё совершен акт агрессии? Тогда возникнет угроза, что и страны Балтии будут брошены на произвол судьбы в случае потенциального конфликта с Россией.

– Я не думаю, что дело так далеко зайдет. Но я обратил бы ваше внимание на то обстоятельство, что формально 5-я статья Вашингтонского договора активизируется по мере обращения за помощью страны – члена альянса при нападении на нее. Сейчас такой ситуации нет, этот конфликт происходит в Сирии. Конечно, ближневосточная конфронтация нас тоже беспокоит, и не только прямое столкновение между различными силами в самой Сирии, но и гуманитарная катастрофа в Идлибе, которая происходит из-за действий режима Асада, к сожалению, при поддержке России. Нас беспокоит и увеличившийся поток беженцев. Как мы знаем, по этому поводу в связи с имеющимися договоренностями ведутся интенсивные переговоры между Евросоюзом и Анкарой. Мы должны понимать, какое бремя несут турки, приняв на своей территории около 4 миллионов беженцев.

Тридцать лет “Балтийскому пути”

Как Литва относится к возможному новому потоку беженцев в Европу? Готова ли принять хоть какую-то их часть?

– Мы не занимаем категоричной позиции по поводу беженцев. Наоборот, постоянно на основе добровольных обязательств принимали группы из стран, гражданам которых требуется международная защита, а также когда приходили просьбы оказать содействие беженцам, находившимся в Средиземном море на кораблях у берегов Мальты и Италии. Но хочу заметить, что беженцы не являются товаром или тем более заключенными. Они свободные люди и могут ехать, куда хотят. И как мы сами отлично понимаем, они не хотят ехать в Литву, или в Латвию, или даже в Хорватию. Они хотят ехать, как правило, в Германию или Швецию. Мы по-прежнему будем проявлять солидарность, но нам надо искать способы изменить ситуацию в корне, обезвредить источники этой проблемы, иначе мы тут постоянно будем иметь дело с беженцами.

– Президент Франции Эммануэль Макрон недавно выступил за расширение диалога с Кремлем. Германия намерена довести до конца проект “Северный поток – 2”. В Европе всё чаще звучат заявления о возможности отмены или смягчения санкций ЕС против Москвы. А Литва, как и ряд других стран Центральной и Восточной Европы, напротив, выступает за более жесткий курс. Вам не кажется, что вам грозит поражение?

– На последней неформальной встрече министров иностранных дел в Загребе мы обсуждали вопрос о России, диалоге с ней, о санкциях, и я не слышал ни одного – подчеркиваю, ни одного – мнения о том, что санкции нужно отменить. Да, вы правы, некоторые, в том числе и мы, говорили, что их надо ужесточить, поскольку они не исчерпали своего потенциала. По оценке большинства, ситуация не улучшается и действия России не свидетельствуют о том, что она пытается изменить курс или взгляд на кризисные ситуации и регионы. Так что причин для изменений в этом плане нет. И тут не идет речь о поражении или победе. Если кто-то нарушает правила дорожного движения и не следит за сигналом светофора, значит ли это, что никто не будет их нарушать, если мы уберем светофоры?

Сейчас много говорят о новых видах глобальных угроз, прежде всего, так называемых гибридных. У вашей страны есть опыт противостояния таким угрозам?

– Да, мы не по книгам знаем, что значит угроза энергетической безопасности, и до конца 2014 года, пока не был построен терминал сжиженного газа в Клайпеде, у нас был на 100% монопольный источник поставок газа. Сейчас созданы нормальные рыночные отношения. То же касается и кибернетической безопасности: например, Национальный центр кибернетической безопасности в Каунасе создан в сотрудничестве с США. В области европейского оборонного сотрудничества мы руководим группами быстрого реагирования на угрозы кибернетической безопасности. А что касается борьбы с “промыванием мозгов”, то я горжусь тем, что не только правительство и наши профессионалы этим занимаются, но и неправительственные организации. Платформа Debunk.eu с помощью различных решений в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта за день просматривает около 30 тысяч сообщений. Они готовы поделиться опытом и, насколько я знаю, хотят наладить контакты с партнерами из других стран. Способность отражать угрозы нужно развивать, и этим должно заниматься не только правительство, но и гражданское общество. У нас это происходит.

Читайте также:
Озеро Липно, Чехия — подробная информация с фото

Литва инициировала создание Европейских кибернетических сил быстрого реагирования. Не несут ли они угрозы демократическим правам и свободам граждан?

– Мы хотим, чтобы другие страны не вторгались в наше кибернетическое пространство. Если мы хотим больше безопасности, то иногда мы ее получаем за счет потери приватности. Нужно серьезно воспринимать киберугрозы. У нас еще не было больших катастроф, но их потенциал очень велик. Есть угроза подрыва основ государства, банковской системы, и я думаю, в этой связи может быть даже применена 5-я статья Вашингтонского договора. Чтобы противостоять этому, нужны средства, и вкладывать их должно и государство, и частные предприятия, которые чувствительны к таким угрозам. Наша специализация в этой области позволяет собрать и мобилизовать международный опыт и использовать его во благо стран – членов НАТО на любом этапе развития кризиса.

Цена советской оккупации.

Беларусь испытывает экономическое давление со стороны России и по этой причине в последнее время демонстрирует желание несколько сблизиться с Западом. Литва намерена как-то поощрять эту политическую линию официального Минска? Вот, в частности, известно, что в Клайпедский порт пришел уже не один танкер нефти для Беларуси. Нефть является ключевым аргументом Москвы в политическом торге с Минском, но понимаете ли вы, что литовских поставок все равно не хватит?

– Мы отлично понимаем, что многого из того, что мы можем предложить, не хватит. Но Беларусь – наш сосед, мы беседуем с вами сейчас в 30 километрах от ее границы. Мы не будем у белорусов порядки наводить, не имеем ни права, ни желания, но мы обязаны как соседи общаться, и делать это открыто. Мало того, суверенитет и независимость этой страны – это и наш национальный интерес. Упомянутый вами нажим и даже иногда экономический шантаж происходят постоянно, и Беларусь до сих пор как-то маневрировала между контактами с Западом и диалогом с Россией. Наверное, и сейчас это происходит. Я недавно сам был в Минске, встречался с руководством, с премьер-министром, с моим коллегой – министром иностранных дел, и я почувствовал, что им нужна эта помощь в плане диверсификации поставок. Так что эшелоны с нефтью из Клайпеды в Беларусь пойдут и в будущем, мы будем искать возможность наладить регулярные поставки, а также будем искать технические возможности поставки газа через Литву с использованием возможностей нашего порта, а в перспективе и сжиженного газа. О поиске этих решений тоже есть договоренность. Мы будем помогать Беларуси со вступлением во Всемирную торговую организацию. Но будем открыто говорить о “болячках” атомной станции, которую они строят у нашей границы в нарушение норм и правил. Мы не можем согласиться с этим объектом. Но мы пытаемся убеждать наших партнеров. Они прислушиваются к нам.

Не только русские. С чем связан общественный раскол в странах Балтии

Недавно Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выпустило отчет, в котором говорится, что Островецкая АЭС на данном этапе совершенно надёжна и никаких причин для беспокойства нет.

– Я бы хотел уточнить для интересующихся, что МАГАТЭ не проводит инспекций. Они приезжают специализированной группой, если их приглашают, и оценивают отдельные сегменты объекта. Скажем, есть шесть сегментов, по которым оценивают площадку. И один из них – дизайн. Вот недавно приезжали из МАГАТЭ, посмотрели на дизайн и сказали, что там всё нормально. К сожалению, наши соседи сделали обобщенные выводы, что всё нормально вообще с площадкой, но это далеко не так, поскольку она была выбрана без альтернатив, не были рассмотрены сейсмические характеристики и так далее, не хочу углубляться в подробности. Есть очень конкретные требования Комитета по имплементации положений Конвенции Эспо (об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. – РС), он рассматривает безопасность таких объектов как ядерных станций. Были проведены стресс-тесты по европейским стандартам, комитет выработал очень конкретные рекомендации, и мы требуем, чтобы они были выполнены до того, как белорусы запустят эту станцию.

– Великобритания традиционно поддерживала в рамках Евросоюза страны Балтии и Польшу в их внешней политике, в том числе и на российском направлении. Сейчас, после Брекзита, этой поддержки, видимо, Балтии будет не хватать?

– Да, конечно – в Евросоюзе не будет уже голоса Великобритании. Но британцы обязуются участвовать в европейских делах очень активно, в частности в вопросах безопасности, тем более что страна остается членом НАТО. В Эстонии дислоцированы британские военные подразделения, которые помогают укреплять безопасность в нашем регионе. Так что Лондон останется нашим очень близким партнером в любом случае, учитывая наши экономические интересы, туризм и учитывая интересы наших граждан, которые в количестве около 200 тысяч проживают в Великобритании. Мы заинтересованы в скорейших и удачных переговорах между Великобританией и Евросоюзом об отношениях после Брекзита и в том, чтобы они были как можно ближе, – сообщил в интервью Радио Свобода министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус.

Дело принципа: Россия должна отказаться иметь дело с Литвой

Посол России в Вильнюсе ответил на заявление президента Литвы о заинтересованности в хороших отношениях с Россией словами о том, что Россия всегда готова к развитию добрососедских связей с Литвой. Проблема в том, что президент Гитанас Науседа выразил готовность к хорошим отношениям с некоей другой, альтернативной Россией, а та Россия, что есть, его не устраивает. Хороший повод задуматься, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения?

Читайте также:
Национальные парки Кении

«Российско-литовские отношения, к сожалению, как уже неоднократно подчеркивалось нами, находятся в самой низкой точке за всю новейшую историю их существования», — заявил в интервью литовской прессе посол России в Вильнюсе Алексей Исаков.

Что касается России, то мы «готовы к выстраиванию по-настоящему добрососедских связей, основанных на взаимном уважении, учете интересов друг друга, невмешательстве во внутренние дела» — сказал посол.

Эти слова можно считать ответной репликой на недавнее заявление президента Литвы Гитанаса Науседы о надежде на хорошие отношения с Россией.

Только если вчитаться в это заявление, то окажется, что с существующей Россией первое лицо Литвы никаких отношений не хочет, а надежды его связаны с некоей «прекрасной Россией будущего», которая будет выстроена по литовским лекалам.

Действующий договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Литвой, который дает надежду на хорошие отношения, был подписан 29 июля 1991 года. Надежды связаны не столько с самим договором, сколько с датой подписания, когда «народы России и Литвы вместе боролись за свободу».

«Это был период, когда литовцы в Вильнюсе и русские в Москве храбро противостояли танкам, чувствуя искреннюю поддержку друг друга. Вместе мы были сильнее», — сказал Гитанас Науседа.

То есть при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего сенсационного президент Литвы не сказал.

Он демонстрирует стойкую приверженность государственной идеологии, согласно которой «прекрасная Россия будущего» для Литвы — это Россия начала 1990-х годов.

Что это была за Россия? Та, которая прокляла все свое советское прошлое, включая победу в Великой Отечественной войне, развалилась на части, бросив 25 миллионов русских на бывших национальных окраинах, оказалась на пороге массового голода, добровольно сдала все свои интересы и позволила НАТО вплотную приблизиться к госграницам. А еще стала молиться на США как на Бога, жить от кредита до кредита МВФ и подчиняться указаниям «гарвардских мальчиков».

У абсолютного большинства россиян воспоминания о той стране вызывают смесь ужаса и мучительного стыда, так что надеждам руководства Литвы на другую Россию не суждено сбыться. Это не значит, что она никогда не изменится. Россия за свою тысячелетнюю историю доказала способность к фантастическим метаморфозам. Это значит, что шансы на то, что другая Россия будет создаваться по образцам 1991 года, стремятся к нулю.

Другой вопрос, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения, если в Вильнюсе того пожелают?

Что это за Литва? Это Литва, в которой российский гражданин Юрий Мель осужден на 10 лет по статье «военные преступления и преступления против человечности» за то, что в ночь на 13 января 1991 года он светил фарами танка и произвел холостой выстрел из направленной в воздух пушки. Литва, в которой общественных деятелей, выступающих за добрососедские отношения с Россией, автоматически обвиняют в государственной измене.

Советские диссиденты в зрелую перестройку выходили на улицы бороться за европейское демократическое будущее Литвы. В современной Литве появились собственные диссиденты, которых преследуют советскими методами за отказ от государственной идеологии.

Литовские власти изымают из типографий и запрещают к распространению книги, арестовывают их издателей и травят их авторов. За несогласие с официальной трактовкой вопросов истории действует уголовная статья, по которой можно сесть в тюрьму на несколько лет. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что такая жесткость нужна, чтобы защитить от исторических фактов и показаний судмедэкспертизы собственную ложь о том, что красноармейцы во время Великой Отечественной войны занимались в Восточной Пруссии геноцидом литовского населения, а защитников Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года расстрелял советский спецназ.

Что же касается российско-литовских отношений, то что это были за отношения, когда они были? Какую повестку двусторонних отношений предлагал Вильнюс? Покаяться за «советскую оккупацию» и выплатить Литве 830 миллиардов долларов материальных компенсаций.

Может, и лучше, что с Литвой у России сейчас никаких политических отношений нет?

Может, пора поставить вопрос ребром и сказать, что с Литвой в ее нынешнем виде у России в принципе не может быть отношений, и Москва готова развивать отношения только с другой, альтернативной Литвой?

Прекрасной Литвой будущего, в которой людей не сажают за то, что они отстаивают историческую правду и пишут книги о 13 января? В которой не держат в тюрьме ни за что тяжело больных россиян.

У России запас прочности выше, чем у Литвы. Она появления новой, лучшей Литвы дождется быстрее, и даже может поспособствовать процессу превращения гадкого утенка в лебедя.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: