Ассимиляционный процесс в США в разных кругах общества

К вопросу о формировании Американской нации

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 10177 раз

Библиографическое описание:

Кушнарёва, Е. С. К вопросу о формировании Американской нации / Е. С. Кушнарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2350/ (дата обращения: 31.01.2022).

Согласно данным переписи США 1990г. приведен специальный доклад об этническом происхождении дает весьма интересный портрет американского народа: на вопрос об этническом происхождении, 5% опрошенных ответили, что они просто американцы. Остальные же отнесли себя к одной из выявленных переписью 215 этнических групп. По подсчетам американских экспертов, при сохранении нынешней тенденции к 2080 г. США перестанут быть преимущественно белой нацией: доля белого населения упадет за отметку 50%, а небелых превысит ее (соответственно 49,9 и 50,1%). При этом изменяется соотношение численности самих расово-этнических групп [1].

К середине XXв. США предложили миру образ нации-государства «плавильного тигля», сплавляющего воедино белых американских старожилов и новых европейских иммигрантов.

Согласно Гаджиеву К. С. американская нация сформировалась в процессе, так называемой «переплавки» многих поколений иммигрантов почти со всех уголков земного шара в котле американизации. Она «переплавила» в себе представителей наций и народностей всех континентов. Тем не менее, потребовалось немало времени, чтобы США консолидировались в качестве единой нации и государства. «В течение менее чем 75 лет 13 колоний на атлантическом побережье превратились в огромное государство, в 20 раз превышающее по размерам и населению первоначальное ядро» [2].

«Примечательной особенностью иммигрантов являлась их тесная сплоченность, опора на добровольный союз с себе подобными. Поэтому процесс культурной адаптации и взаимодействие различных религиозных, этнических и политических организаций не вызывал глубоких противоречий. Это было новым, чисто американским явлением, не имевшим аналога в Старом свете» [3].

Огромное влияние на формирование идеи американской нации оказала так называемая «американизация» следовавших друг за другом волн иммигрантов, которая изменила физический, социальный и политический облик страны. Политика американизации всех прибывающих иммигрантов, которую начали проводить правящие круги со времен образования США, осуществляется и по настоящее время. Бывший президент Дж. Кеннеди называл американцев «Нацией иммигрантов».

По мнению Геевского И. А. и Сетунского Н. К. выражение «нация иммигрантов» не совсем точно, так как немалая часть населения США не являются иммигрантами или их потомками. В доказательство этому они приводят следующие факты:

Во-первых, коренными жителями континента являются индейцы. Несмотря на политику геноцида, проводившуюся в начале XVIII в., небольшая часть индейцев, загнанная в резервацию, все же уцелела. В последнее время их численность начала расти. Согласно переписи населения США 1980г. их численность составляла 1 млн. 429 тыс., то есть на 72% больше чем в 1970г.

Во-вторых, насильственно привезенные из Африки рабы, закованные в цепи работорговцами, тоже не являются иммигрантами.

В-третьих, мексиканцы и их потомки, которые оказались американскими жителями в результате захватнической войны США против Мексики, также не относятся к иммигрантам.

Процесс американизации и ассимиляции иммигрантов различных национальностей, этнических групп и рас еще называют «плавильным тиглем» («Melting Pot») и носит, скорее всего, негативный оттенок, так как «процессы ассимиляции осуществлялись в принудительном порядке с помощью сложной системы политических, экономических и идеологических средств» [4]. «Наша задача, – писал в начале XXв. один из идеологов насильственной ассимиляции всех прибывших, – ассимилировать этих людей, сделать их частью американской расы, внедрить в сознание их детей англо-саксонские концепции справедливости, закона и порядка».

В Соединенных Штатах потребовалось немало усилий на оправдание далеко не демократических методов, которые применялись в процессе «переплавки» иммигрантов различных национальностей в единую нацию. Таким образом, иммигранты были вынуждены отказаться от родного языка, обычаев, национальных традиций, культов и обрядов и превратиться в «стопроцентных американцев». Были созданы юридические, идеологические и другие системы ограничений, препятствовавшие расовым и этническим группам слиться с остальным населением. И хотя в настоящее время дискриминационные установления юридически запрещены, на самом деле, их последствия все еще ощущаются.

На протяжении многих десятилетий США представали как типичная страна резких контрастов, «страна нетерпимых». Факт нетерпимости очевиден. Значительную часть своей истории американцы угнетали черных, уничтожали и третировали индейцев и иммигрантов из Азии, а также препятствовали иммиграции из стран за пределами северо-западной Европы и таким образом, представляли собой «расистское государство» [5]. Ранняя американская республика выступала «национальным государством, основанным на англо-американо-протестанском национализме, который смешивал воедино вопросы национальной принадлежности, религии и политики» [6].

Эти факты свидетельствуют о том, что все перечисленные выше этнические группы вошли в состав населения насильственными путями, которые коренным образом отличались от обычной иммиграции европейцев.

Читайте также:
Из Иркутска на машине: путеводитель

С самого начала к этим нациям сложилось отношение как к представителям низших рас. Одни из них на протяжении длительного времени находились в рабстве, другие (как в случае с мексиканцами, которым была обещана «возможность пользоваться всеми правами граждан Соединенных Штатов») на положении граждан «второго класса». Они были изолированы в резервациях, городских гетто, сегрегационные законы и обычаи препятствовали их общению с белым населением. Последствия этого расистского отношения прослеживаются и в настоящее время. Очевидно, что подобное неравноправное положение афроамериканцев, индейцев и мексиканцев значительно затруднило их вливание в формирующуюся американскую нацию. Тем не менее, эти процессы развивались и развиваются. И сегодня вышеупомянутые этнические группы рассматриваются как часть американской нации. Непрекращающаяся в настоящее время иммиграция в США привела к тому, что консолидация американской нации еще далеко не завершена.

Характерной особенностью этнических процессов в США является наличие нескольких источников формирования американской нации. Есть все основания полагать, что американская нация действительно существует. Американская нация является относительно молодым этническим образованием. В нее входят все этнические элементы, находящиеся на обширной территории США. Они объединены общим языком – английским, единственным государственным языком США на котором ведется преподавание в образовательных заведениях, делопроизводство во всех государственных и частных учреждениях и на предприятиях.

Американцы смогли добиться чувства национального самосознания и национальной идеи (американской мечты) в течение жизни двух-трех поколений. Национальное сознание стало творением самого народа. Создателями стали «фермеры, люди фронтира, рыбаки и охотники, юристы маленьких городов, деревенские учителя и т.д.» [7].

Следует отметить, что в США не было тех культурных и духовных элементов, которые могли бы характеризовать ее как самобытную нацию. По словам Г. Коммаджера, европейцы были связаны «вековыми традициями, тысячами приверженностей, тысячами прецедентов, тысячами компромиссов и тысячами воспоминаний», а американская нация «не знала традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом» [8]. Несмотря на то, что подавляющее большинство американцев все же выходцы из Европы, Азии и других регионов мира, и таким образом являются наследниками европейских, азиатских и других культурных традиций, тем не менее, существуют отличия в формировании европейских и американской наций. Одной из таких особенностей формирования американской нации послужила иммиграция.

«В своем составе американская нация имеет нерастворенные полностью, хотя и сильно изменившиеся расово-этнические группы. Различные компоненты, составляющие современную американскую нацию, отличаются друг от друга степенью своей ассимилированности» [9]. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, имеются различия в способах появления этнических групп на территории США, а также включения в состав населения страны. У этнических групп, насильственно включенных в состав населения, процесс ассимиляции обладает специфическими чертами, которые и по сей день отличают эти группы от других групп населения.

Во-вторых, этнические группы различаются по своей расовой и национальной принадлежности. В них сочетаются представители трех рас: европеоидной, негроидной, монголоидной, а также расово-смешенные группы (мулаты, метисы и др.).

В-третьих, не менее важным является такой фактор, как: «выходцами из какой страны являются представители той или иной этнической группы, уровень ее экономического и культурного развития, особенности быта, религии, массовой психологии и т. д.» [10].

В-четвертых, отношение к этническим группам со стороны государства и общества в целом, является причиной некоторых особенностей процесса ассимиляции этих групп.

На вопрос о том, что же все таки связывает американскую нацию, историк, социолог и политический деятель Алексис де Токвиль ответил лишь : «Демократия». Но демократия, отмечал он, не может функционировать, не опираясь на религию и философию [11]. И действительно, если посмотреть на обширную географию страны, на разнообразие этнических и расовых групп, насколько американское общество свободно от официальной социальной иерархии, и «одержимо» идеей индивидуализма и прав личности, трудно представить, как оно все же остается единым. Известный американский историк Д. Бурстин писал: «Американцы обрели друг друга. Новая цивилизация нашел новые способы объединения людей – все реже с помощью убеждений или веры, традиций или территории, а чаще – с помощью общих усилий и общего опыта, организации повседневной жизни, характера самосознания. Теперь американцев больше объединяли их надежды, их объединило то, что они делали и что покупали, и то, как они всему учились … людей разделяли не места жительства и не исторические корни, но предметы и представления, которые могли бы возникнуть где угодно и существовать везде» [12].

«Формирование и утверждение американской нации и американской государственности представляли собой единый процесс, оказавший самое непосредственное влияние на характер и содержание американского национального сознания. Этническое, религиозное, культурное многообразие американцев тесно связано с крупными общностями. В общественном и национальном сознании, эталоном многообразия стала индивидуальность. несомненно, что фактор многоэтничности сыграл немаловажную роль в становлении и развитии некоторых присущих только американскому характеру черт» [13].

Читайте также:
Университет Коре: факультеты, стипендия, языковые курсы

В конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов в связи с углублением социальных противоречий активизируется борьба этнических групп и национальных меньшинств за гражданские права, против дискриминации. Движение афроамериканцев, выступления индейцев и других национальных меньшинств возбуждают рост этнического самосознания. В данном контексте важная роль была отведена программе «позитивных действий» как системе «определенных целей на увеличение найма «негров», «азиатов», «американских индейцев» и «испаноязычных», и «сроков», устанавливаемых для достижения этих «целей»». «Программы «позитивных действий» впоследствии получили свое распространение не только при приеме на работу, но и при поступлении в учебные заведения, при подборе преподавательских кадров, в профсоюзах, на государственной службе» [14].

В 1980-1990-е годы в США была осуществлена целая система мероприятий, основанных на учете расово-этнической принадлежности, среди которых обращают на себя внимание такие как: практика назначения представителей расово-этнических групп на высшие государственные посты; меры, направленные на обеспечение политического представительства этих групп; пересмотр содержания некоторых школьных и университетских дисциплин и программ, отражающих исторический и культурный вклад основных расово-этнических групп; расширение возможностей для представителей языковых меньшинств использовать родной язык при обучении и в общественно-политической жизни и т.д. [15]. На основании ряда целенаправленных государственных действий американских властей, построенных на учете расово-этнической принадлежности, можно утверждать, что к концу XX в. США значительно продвинулись вперед по пути либерального подхода к проблеме обеспечения прав расово-этнических групп.

В последние десятилетия XX века в США начался новый этап в развитии исследования этничности. Развернулась полемика по проблемам культурного плюрализма. Начался поиск новой теоретической парадигмы, если не замещающей теорию «плавильного котла», то, по крайней мере, отодвигающей ее несколько в сторону [16]. «Ассимиляция перестает быть тем идеалом, к которому раньше стремились американцы, переживающие подлинную тягу к истокам и корням. У людей, доселе не вникавших в свою родословную, появился интерес к предкам, семейным архивам, пожелтевшим фотографиям. Различным реликвиям, напоминающим прародину, рецептам национальных блюд и т.д.» [17]. То есть произошло то, что некогда американский исследователь М. Хансен назвал законом «третьего поколения»: «То, что сын хотел забыть, внук желает вспомнить». По его мнению, именно третье поколение иммигрантов ощущает себя полноправными американцами.

Сегодня не только США, но и другие страны называют себя мультикультурными обществами, оперируя тем, что они состоят из многих культурных обществ, отличных по своему национальному происхождению, религиозным, культурным и другим ценностям. «Можно сказать, что вместо монолитного национального проекта с его установкой на культурную унификацию при помощи жесткой ассимиляции официальной доктриной многих обществ становится мультикультурный проект» [18].

Термин «мультикультурализм» появился в США в конце 1980-х годов. Первоначально он предполагал уважение большинства к меньшинству, равный статус различных культурных традиций. «Мультикультурализм стал лозунгом всех, кто испытывает ужас от исчезновения американской культуры и кто воспринимает подгонку под «шаблон американского образа жизни» как угрозу индивидуальной свободе» [19]. «Мы находим американскую культуру настолько разнообразной, что не уверены, какие, собственно, ценности следует считать «американскими ценностями» [20].

Идея единства становится основной на выступлениях ведущих американских политиков, ставящих на повестку дня решение задачи национального сплочения американского полиэтнического общества. Б. Клинтон в последнем в XX столетии обращении к своему народу говорит: «Независимо от того, прибыли ли наши предки сюда среди первых поселенцев на корабле «Мэйфлауэр», или на кораблях, везших в своих трюмах черных рабов, были ли они в числе иммигрантов, сходивших на берег Эллис-Айленда или Лос-Анджелеса, приехали ли они совсем недавно или обитают на этой земле уже тысячи лет, – величайший вызов на пороге следующего столетия это найти путь к тому, чтобы стать Единой Америкой» [21].

Чтобы найти свою идентичность, познать свою собственную внутреннюю природу «американцам предстоит переосмыслить многое из того что выглядело до недавнего времени незыблемым и непоколебимым, отказаться от множества стереотипов и предрассудков. Только в этом случае возможно поддержание внутреннего единства и, стало быть, Американской мечты» [22].

Трагические события 11 сентября 2001 г., «вернули стране ее идентичность: народ вспомнил о своей национальной принадлежности и отождествил себя со своей страной. Впрочем еще далеко не окончательно решено, куда пойдут Соединенные Штаты: будут ли они нацией индивидов с равными правами и общей культурой или превратятся в ассоциацию расовых, этнических и культурных субнациональных групп» [23].

Процесс формирования нации продолжается и в настоящее время, тогда как ее ядро оформилось во второй половине XVIII в. «Современное население этой страны можно рассматривать в этническом отношении как результат и новейшую стадию длительного процесса, сплачивающего его разнородные этнические компоненты в одну нацию. Процесс этот продолжается и будет продолжаться» [24].

Читайте также:
Как происходит перепланировка балкона в 2022 году

1. Червонная С. А. Ук. Соч., с. 260

2. К.С. Гаджиев. Американская нация: национальное самосознание и культура. М. 1990. С. 8

4. Геевский И. А., Сетунский Н. К. Американская мозаика. – М.: Политиздат, 1991. С. 434

5. Schlesinger A., Jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multucultural Society. Knoxvill (Tenn.), 1992, p. 18

6. Lind M. The Next American Nation: The New Nationalism and the Forth American Revolution. N. Y., 1995, p. 46

7. Commager H. The Empire of Reason. Garden City, 1977, p. 173

8. Commager H. Op. Cit., p. 174

9. Геевский И. А., Сетунский Н. К. Американская мозаика. – М.: Политиздат, 1991. С. 102

10. Там же с. 102 – 103

11. См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, С. 241-297

12. Boorstin D. Op. Cit., p. 2

13. Лапицкий М. И. Национальная идея: Специфика американского опыта// США-Канада: экономика – политика – культура, М., Наука, №9 (441), сентябрь 2006, С. 72

16. См.: Чертина З. С. Этничность в США: теория «плавильный котел». – Американский ежегодник 1993. М., 1994, с. 160-161

17. Лапицкий М. И. Национальная идея: Специфика американского опыта// США-Канада: экономика – политика – культура, М., Наука, №9 (441), сентябрь 2006, С. 77

20. Малахов В. Ностальгия по идентичности. – «Логос», 1999, №3, с. 34

21. См. Червонная С. А. Ук. Соч., с. 283.

22. Лапицкий М. И. Национальная идея: Специфика американского опыта// США-Канада: экономика – политика – культура, М., Наука, №9 (441), сентябрь 2006, С. 80

24. Геевский И. А., Сетунский Н. К. Американская мозаика. – М.: Политиздат, 1991. С. 103

Культурная ассимиляция

Культурная ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление, сходство, сопоставление) — это понятие в социологии, в котором этническое меньшинство принимает верования, языки и обычаи доминирующей общины, теряя при этом свою собственную культуру. Данное явление обычно возникает, когда две или более общин вступают в контакт друг с другом из-за общей географической границы или иммиграции. Как только это происходит, они не могут не влиять на культуру друг друга.

Культурная ассимиляция может быть добровольным или принудительным процессом, в зависимости от ситуации, в которой взаимодействуют сообщества. Община меньшинства может добровольно принять решение стать частью культуры большинства, если это рассматривается как превосходство, или предоставляет им путь к повышению своего статуса в обществе. С другой стороны, вторгшаяся цивилизация может заставить покоренных людей принять их обычаи, угрожая преследованием или смертью, как это уже случалось исторически. Однако такая принудительная ассимиляция обычно имеет негативные последствия для завоеванной цивилизации.

В последнее время культурная ассимиляция в основном связана с ростом уровня иммиграции в развитых странах. В этой ситуации она происходит, если доминирующая культура в принимающей стране проявляет меньшую терпимость к другим. Однако эта идеология имеет все более негативное восприятие среди людей и заменяется плюралистическим или мультикультурным подходом, который рассматривает разнообразие как полезное для страны.

Первые попытки культурной ассимиляции были замечены в XVI веке с приходом европейских колонизаторов в Америку. Испанцы начали программу под названием «Sistema Encomienda», чтобы обучить туземцев европейским обычаям и обратить их в христианство, используя их силы для работы. Позже, в XIX и начале XX веков, правительство США начало программу принудительной ассимиляции, в рамках которой индейцам было запрещено практиковать свои традиционные обряды, и они были вынуждены отказаться от своей земли и посещать государственную школу и церковь. О том, какое влияние они оказали на родную культуру, свидетельствует тот факт, что из прежних 300 языков сейчас говорят только на 154.

После середины XX века в развитых странах наблюдается рост числа азиатских иммигрантов. Большинство из них прибыли из Китая, Индии, Пакистана и Бангладеш. В то время как недавний рост религиозного экстремизма сосредоточил внимание на иммигрантах из последних двух стран, исследования Великобритании показывают, что азиатские иммигранты на самом деле наиболее готовы ассимилироваться в британском обществе, даже по сравнению с иммигрантами из Соединенных Штатов, Италии и Ирландии.

Австралия была заселена туземцами, называемыми аборигенами, задолго до прихода европейцев. С тех пор эти племена столкнулись с явной дискриминацией, поскольку их земли были узурпированы поселенцами, после чего они были вынуждены переселиться в города, где их считали ниже белых, и подверглись сегрегации. После окончания Второй мировой войны правительство начало выдавать сертификаты тем аборигенам, которые хотели, чтобы с ними обращались как с равными гражданами. Однако, чтобы получить это «освобождение», человек должен был разорвать все связи со своей общиной и даже с семьей. По сути, эта политика поощряла аборигенов к принятию западного уровня жизни.

Читайте также:
Тонкости шоппинга в Мюнхене

Когда Испания отвоевала Пиренейский полуостров у мавров в XV веке, она начала насаждать католическую религию. Эти мавры были мусульманскими захватчиками, которые правили полуостровом более 700 лет. В тот период увеличилось число обращенных в иудаизм и ислам. Испанская инквизиция приказала новообращенным либо вернуться в католичество, либо покинуть страну. Тем самым испанская корона стремилась уничтожить оппозицию и наказать всех инакомыслящих, которые могли бы дестабилизировать королевство изнутри. Чтобы избежать преследований, многие новообращенные официально перешли в католичество, но продолжали тайно исповедовать старую религию. Инквизиция продолжалась вплоть до середины XIX века.

Ассимиляционный процесс в США в разных кругах общества

Переселение людей из одной страны в другую приводит к взаимодействию разных культур. В социологии существует термин, обозначающий данное явление – ассимиляция.

Понятие ассимиляции в миграции применяется тогда, когда речь идет о процессе включения группы иммигрантов в доминирующее общество принимающей страны. При этом группа иммигрантов, вливаясь в незнакомое общество и адаптируясь в нем, теряет свои этнические черты и приобретает черты, характерные преобладающему социуму. Иными словами сложно противостоять процессу ассимиляции в чужой стране. Ведь люди, приехавшие из другого общества, пытаясь адаптироваться к новым условиям, должны жить по правилам принимающего социума, подчиняться его традициям и законам.

Ассимиляция может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольная ассимиляция подразумевает добровольное принятие другой культуры, увлечение традициями и устоями той страны, в которую переехал человек по собственной воле. Принудительная ассимиляция возникает в случае таких трагических событий как аннексия, геноцид или депортация.

Ассимиляция как одна из стадий адаптации

Ассимиляция – это долговременный, многостадийный социальный и культурный процесс. Если говорить об ассимиляции как об одной из стадий адаптации иммигрантов, то следует упомянуть и другие существующие стадии:

  1. Стадия целенаправленного конформизма. На данном этапе иммигранты знают культуру принимающей страны, знают как себя вести, но сознательно не принимают систему ценностей данного общества и продолжают вести себя так, как принято в их социуме.
  2. Уровень проявления взаимной терпимости. Данный этап подразумевает проявление взаимопонимания и взаимной терпимости каждой из сторон к традициям и поведению.
  3. Для стадии аккомодации характерны взаимные уступки сторон.
  4. Стадия ассимиляции предполагает полное принятие системы ценностей другой культуры и отказ от прежних ценностей.

В широком смысле понятие «ассимиляция» употребляется в значении «уподобление». Тем не менее, в различных науках ассимиляция рассматривается под разным углом. Например, этнопсихолог Н.М. Лебедева считает, что процесс ассимиляции – это процесс поглощения одной культурой другой культуры. Другие специалисты подразумевают под ассимиляцией частичную или полную утрату группой мигрантов своей индивидуальности.

Несмотря на разные подходы к определению данного понятия ассимиляция является неотъемлемой частью процесса адаптации в другой среде и имеет как позитивное, так и негативное влияние на развитие той или иной культуры.

Положительными моментами данного процесса является рождение новых культурных явлений, возникающих при взаимодействии нескольких социумов. Одним из таких явлений можно считать новые музыкальные жанры, например, джаз, который возник в конце ХІХ века в США в результате слияния африканской и европейской культуры.

Одним из негативных моментов ассимиляции считается полная потеря этнического сознания и идентичности. Однако, такие процессы происходят в том случае, если отсутствует клановый образ жизни мигрантов, то есть диаспора.

Неизбежна ли ассимиляция?

Неизбежен ли процесс ассимиляции и необходим ли он? Необходимо ли иммигранту растворяться в принимающем обществе? Мы считаем, что если рассматривать ассимиляцию как одну из стадий адаптации и взаимодействия двух культур, то она необходима. Так как без адаптации не может наступить стадия интеграции в общество. Но мы также считаем, что процесс ассимиляции не должен быть полным, то есть угнетающим идентичность этнической группы. Иммигранты, даже если они живут не в клане, могут принимать традиции и правила новой страны, однако чтить и помнить свою культуру и язык, передавая из поколения в поколения свои знания. Проживая в другой стране необходимо также помнить о культуре эмиграции – взаимодействии двух наций без потери своей самобытности и значимости.

Ассимиляционный процесс в США в разных кругах общества

Недавно многие радовались по поводу того, что часть европейских элит (Меркель и другие) заговорили о провале политики мультикультурализма -“Ну наконец-то, стали понимать что-то”. На самом деле, как раз элиты относительно миграции всё прекрасно понимали всегда, но дело не в этом. Радость по поводу этих заявлений была связана с тем, что признание провала мультикультурализма означало, по заблуждению многих, начало конца миграции из стран бывшего третьего мира в Европу. Это совсем не так.

Читайте также:
Автобус 798: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Мультикультурализм представляет собой концепцию, согласно которой представители разных культур (= рас и народов) могут жить в составе одного государства и это даже желательно. Все “прелести” мультикультурализма стали уже настолько очевидны, что верить в него сегодня могут лишь самые упёртые сторонники всеобщего равенства. Невозможность поддерживать миф мультикультурализма на фоне растущей этнической преступности, терроризма и разного рода радикализма и привела европейские элиты к необходимости признания очевидных вещей. Это, однако, не означает отказа от массового ввоза рабочей силы. Просто на смену мультикультурализму пришла идея более интенсивной ассимиляции мигрантов в европейские общества. При этом свобода вероисповедания скажем остаётся неотъемлемым правом, что само по себе сводит на нет всякую ассимиляцию. Кроме того, приток мигрантов таков, что его численность превышает ассимилирующие возможности Европы, не говоря уже о том, что прибывающие являются представителями тех народов, которых европейцы никогда не ассимилировали. Их ассимиляция европейскими обществами вообще вряд ли возможна в сколько-нибудь значительных масштабах без превращения в некую новую общность, не имеющую прямой связи с исходными европейскими народами.

Но есть и ещё один момент, по причине которого ассимиляция сегодня невозможна в принципе. Связан он с развитием техники. Если посмотреть, как происходил процесс ассимиляции в прошлом, то мы увидим. что ассимилируемые группы постепенно теряли связь со своей культурой и принимали культуру, веру и язык другого народа, а затем (не всегда) и его антропологический тип. Примером ассимиляции такого типа могут служить русские дворянские роды татарского происхождения. Местные элиты инкорпорировались в русскую элиту принимая православие, получали титулы. Менялся образ жизни, круг общения, вслед за этим утрачивался язык.

Но о какой ассимиляции может идти речь при сохранении той или иной этнической группой своего языка, обычаев и культуры? В этом случае мультикультурализм и все вытекающие из него последствия просто неизбежны. Но, строго говоря, сегодня возможна только добровольная ассимиляция. Причины этого – самолёт, интернет, телефон. Благодаря этим средствам можно сохранять культуру и язык своей страны, а при желании и навестить её всего через пару-тройку часов полёта.

Именно поэтому вопреки уверениям некоторых “экспертов” турки в Германии никогда не вольются в немецкую нацию, как когда-то в неё влились баварцы, пруссаки и саксонцы. Они всегда будут турками в Германии, стране, история, культура и народ которой им чужды. Мигранты в Европе неизбежно будут оставаться анклавами неевропейских стран и культур, и никакие усилия по ассимиляции этого не изменят.

Мультикультурализм представляет собой концепцию, согласно которой представители разных культур (= рас и народов) могут жить в составе одного государства и это даже желательно.

Вообще говоря, любое более-менее крупное и развитое общество есть совокупность нескольких социальных слоёв, у каждого из которых – своя культура. Причём разница культур по уровню сходна с межнациональной разницей культур.
=>, совместная жизнь представителей разных культур в составе одного государства даже не просто желательное/полезное явление, а необходимое/неизбежное.

Однако, надо понимать, что есть вредные для общества культуры (типа воровской), которые надо всячески давить и истреблять. Кроме того, не все культуры совместимы друг с другом.
С этой т.з. мультикультурализм (с неизбежно сопутствующей толерастией) – это утверждение о том, что чем больше разных культур в обществе – тем лучше, потому что все они хорошие, плохих культур по определению не бывает (это собственно мультикультурализм); а государствообразующая нация должна терпимо относиться ко всему этому разнообразию (это уже толерастия).

Просто на смену мультикультурализму пришла идея более интенсивной ассимиляции мигрантов в европейские общества. При этом свобода вероисповедания скажем остаётся неотъемлемым правом, что само по себе сводит на нет всякую ассимиляцию.

Как всегда, дьявол прячется в деталях. Понятно, что на этапе пересечения границы невозможно определить, насколько успешно конкретный мигрант ассимилируется в общество. Вопрос в том, как будут поступать с неассимилировавшимися – высылать или терпеть.

Кроме того, приток мигрантов таков, что его численность превышает ассимилирующие возможности Европы

Если неассимилировавшимися будут высылать, то ассимилирующие возможности Европы вырастут на много порядков. В частности, ассимилировавшиеся мигранты будут способствовать ассимиляции новых мигрантов, тогда как неассимилировавшиеся мешают ассимиляции.

прибывающие являются представителями тех народов, которых европейцы никогда не ассимилировали.

Тот факт, что кого-то никогда не ассимилировали, не означает. что их нельзя ассимилировать. Вопрос в основном в ресурсах, которые можно на это потратить, особенно в репутационном ресурсе.

Их ассимиляция европейскими обществами вообще вряд ли возможна в сколько-нибудь значительных масштабах без превращения в некую новую общность, не имеющую прямой связи с исходными европейскими народами.

Нынешние европейские народы – не застывшая общность, а эволюционирующая. Независимо от того, будет ли миграция, нынешние европейские народы уже в следующем поколении будут сильно отличаться от нынешних; хотя в какую сторону – зависит от многих факторов, в т.ч. от миграции.

Но есть и ещё один момент, по причине которого ассимиляция сегодня невозможна в принципе. Связан он с развитием <транспортной и коммуникационной>техники.

Я то же самое говорю своим студентам.

Примером ассимиляции такого типа могут служить русские дворянские роды татарского происхождения. Местные элиты инкорпорировались в русскую элиту принимая православие, получали титулы. Менялся образ жизни, круг общения, вслед за этим утрачивался язык.

В результате дворяне стали этнически отличаться от крестьян, стали обращаться с крестьянами как оккупанты-татары. Ну и кто кого ассимилировал?

строго говоря, сегодня возможна только добровольная ассимиляция.

“есть вредные для общества культуры”
Именно. А есть не “вредные вообще”, но _несовместимые_. Скажем, в одном об-ве допустимо ходить в мини-юбках, а в другом — только в хиджабе и т.п.
Мультикультурализм подразхумевает именно “_любые_ должны быть”. А “меньшинсва” надо еще и оберегать, ага. Толерастия, как сам написал.

“на этапе пересечения границы невозможно определить, насколько успешно конкретный мигрант ассимилируется в общество”
С 100% достовреностью — нет. А предположить — можно. Одно дело — доктор наук, въездающий по конкретному приглашению в институт работать, другое дело — безграмотный непонятно кто. В Японии правильно сделали: иностранцу надо платить не ниже определенной суммы, и она существенно выше, чем средняя з/п по стране. Т.е. выгодно приглашать лишь высококвалифицированных специалистов.

“не означает. что их нельзя ассимилировать. Вопрос в основном в ресурсах, которые можно на это потратить”
Если сами не хотят — то ассимилировать смысла нет, проще выселять.

“В результате дворяне стали этнически отличаться от крестьян, стали обращаться с крестьянами как оккупанты-татары”.
Там более сложный процесс — татар было-то не большинство. Русское дворянсво выродилось из-за хартий Пала III и Екатерины II (есди склероз не подводит), когда права оставили, а обязанности отменили.

“Ассимиляция – дело добровольное: хочешь – ассимилируйся, не хочешь – вали на родину”.
Вот-вот.

С 100% достовреностью — нет. А предположить — можно. Одно дело — доктор наук, въездающий по конкретному приглашению в институт работать, другое дело — безграмотный непонятно кто.

Кто были те люди, коорые протаранили самолётами WTC и Пентагон? Ну, они были явно не безграмотные – учились на пилотов.

Если сами не хотят — то ассимилировать смысла нет, проще выселять.

Да, зачастую выгоднее выслать. Просто я придираюсь к формулировкам для того, чтобы в будущих дискуссиях ты не предоставил оппонентам удобной площадки для возражений. Фраза “этого человека невозможно ассимилировать” как раз является удобной площадкой для контратаки; фраза “выслать дешевле” уже намного менее удобна, особенно если прикрыть её рассуждениями типа “гастарбайтер дёшево работает и приносит выгоду нанимателю; но он же совершает преступления, нанося ущерб всему обществу”.
Кстати, в Японии гастарбайтеров не пытаются ассимилировать.

Там более сложный процесс — татар было-то не большинство.

Да после того, как россиянские князья женились на татарских царевнах – можно считать, что вся верхушка была отатареной по самые помидоры! Достаточно посмотреть, сколько слов в русском языке оттуда.

Русское дворянство выродилось из-за хартий Пала III и Екатерины II (есди склероз не подводит)

Ассимиляция (социология)

Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании [1] определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — военная аннексия, частичное истребление (геноцид), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.

Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

Распространенный термин, применяемый в Европе.

Местность (государственной или этнической принадлежности) может совершенно спонтанно принять иную культуру из-за её политической значимости или осознанного превосходства. Один из самых первых случаев – это постепенное принятие латинского языка и культуры большинством порабощенных народов.

Культурная ассимиляция может происходить случайно или принудительно. Одна культура может спонтанно адаптировать иную культуру или культура, которая старше и богаче может насильственно объединить более слабые культуры. Термин «ассимиляция» очень часто используется по отношению к иммигрантам и различным этническим группам, которые поселились на новой земле. Новая культура и новые подходы к происхождению культуры получены в результате контакта и общения. Культурное изменение – это не просто односторонний процесс. Ассимиляция предполагает, что относительно слабые культуры должны объединиться в одну единую культуру. Этот процесс происходит через непосредственный контакт и адаптацию между культурами. Действующее определение ассимиляции обычно используется при упоминании иммигрантов, но, что касается мультикультурализма, культурная ассимиляция может проходить по всему миру, не ограничиваясь конкретными областями. Например, знание языков даёт людям возможность учиться и работать на международном уровне, не ограничиваясь рамками одной единственной культурной группы. Люди из разных стран вносят свой вклад в разнообразие и формирование «глобальной культуры», это означает, что культура сочетает в себе элементы разных культур. «Глобальную культуру» можно рассматривать, как часть ассимиляции, которая является причиной формирования культур из различных областей, воздействующих друг на друга.

Ассимиляция иммигрантов в Соединенных Штатах Америки

Ассимиляция иммигрантов представляет собой сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие. [2] Социологи опираются на четыре основных контрольных показателя оценки ассимиляции иммигрантов: социально-экономический статус, географическое распределение, хорошо освоенный второй язык, смешанные браки. [3] . Уильям А.В. Кларк определяет ассимиляцию иммигрантов, как «способ понимания социальной динамики американского общества, и что этот процесс часто происходит совершенно спонтанно и непреднамеренно в процессе взаимодействия больших и малых групп». [4]

Между 1880 и 1920гг., США приняли примерно 24 миллиона иммигрантов. Такой рост иммиграции можно отнести ко многим историческим изменениям. Позже, во время холодной войны с 1960 по 1980-е годы и распада Советского Союза в конце 1990-х годов, более 1,8 миллиона евреев эмигрировали из бывшего Советского Союза. Основными странами иммиграции стали: Израиль (около 1,1 млн), Соединенные Штаты (более 400000), Германия (около 130 000), и Канада (около 30 000). [5] Начало XX века также отмечено эрой массовой иммиграции. Социологи в очередной раз пытаются оценить влияние, которое иммиграция оказывает на общество и влияние, которое данный процесс оказывает на самих иммигрантов. [3]

Стоит отметить, что некоторые учёные полагают, что ассимиляция и аккультурация – это синонимы. Это не совсем так. Согласно точке зрения большинства социологов, ассимиляцией является “процесс интерпретации и слияния” одной группы или лица с другими. Данное слияние может включать в себя воспоминания, поведение и чувства. Делясь своим опытом и историями, они сливаются в общую культурную жизнь. При ассимиляции происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным, что не происходит при аккультурации.

Теоретические модели ассимиляции иммигрантов

Согласно первой классической модели, иммигранты и местные становятся всё больше похожи друг на друга в процессе взаимодействия. Эта теория рассматривает иммигрантов, которые с течением времени быстрее приспособились к нормам, ценностям, поведению и характеру другой группы. Данная теория также говорит о том, что иммигранты и их потомки, которые прожили в новой среде дольше, приобретают большее сходство с группой, чем те, которые прожили небольшое количество времени. [6] Вторая теория, представляющая собой модель расовой или этнической неполноценности, утверждает, что шансы иммигрантов ассимилироваться практически невозможны. [7] Примером данной модели является дискриминация и институциональные барьеры на пути трудоустройства и других возможностей. Чтобы обойти данные барьеры, некоторые группы иммигрантов образовали этнические анклавы . Третья, сегментированная модель ассимиляции говорит о том, что такие структурные барьеры как: бедные городские школы, отрезанный доступ к рабочим местам и другим возможностям, часто являющиеся особенно серьезными в случае с наиболее уязвимыми членами групп иммигрантов, могут привести к застою и спаду мобильности, даже если дети других иммигрантов будут следовать в сторону классической прямолинейной ассимиляции совершенно различными путями. [6]

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции, по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки. [3]

  1. Социально-экономический статус определяется уровнем образования, профессией и доходами. Следя за изменением социально-экономического статуса, исследователи хотят выяснить, смогут ли иммигранты в конечном счете догнать коренное население по социально-экономическим показателям.
  2. Концентрация населения определяется по географическому признаку. Данный показатель утверждает, что увеличение социально-экономических достижений, длительное место жительства, а также более высокий статус поколений приведет к уменьшению жилой концентрации для той или иной этнической группы. [8]
  3. Владение языком другого государства определяется как возможная потеря родного языка индивида. Модель трех поколений языковой ассимиляции гласит, что первое поколение делает небольшой прогресс в языковой ассимиляции, но по-прежнему доминирует на своем родном языке, второе поколение является двуязычным, а третье поколение говорит только на государственном языке. [3]
  4. Смешанные браки определяется по признаку расы или этнического происхождения, а иногда и поколением. Высокое количество смешанных браков является показателем социальной интеграции, потому что она раскрывает интимные и глубокие отношения между людьми разных групп; смешанный брак снижает способность семей передавать своим детям последовательную национальную культуру и, таким образом, является одним из факторов ассимиляции. [9] Хотя смешанные браки обычно рассматриваются как прочное основание, которое может стать причиной ассимиляции, оно также рассматривается как способ постепенно облегчить переход в новую культуру. Существует мнение, что пока одна группа будет придерживаться своих определенных взглядов и не вступать в брак с людьми противоположного пола коренного населения, ассимиляция будет проходить достаточно медленно. [10]

Изменение имени иммигранта и приобретение дома как формы ассимиляции

В то время как изменение имен иммигрантов не является одним из 4-х измеримых критериев для ассимиляции, очерченной социологами, тем не менее, представляет собой четкий отказ от старого. Таким образом иммигранты быстрее понимают структуру нового общества. Простота и комфорт в общении стали еще одним фактором отказа от прежних имен. Имена многих иммигрантов из других стран достаточно трудно произносить, поэтому замена имени на новое будет еще одним шагом на пути к скорой ассимиляции с местным населением. [11]

Покупку собственного дома также можно рассматривать как шаг на пути к ассимиляции. Уильям А.В. Кларк исследует этот шаг в своей книге “Immigrants and the American Dream Remarking the Middle Class”. Кларк понимает, что процесс ассимиляции представляет собой гораздо больше, чем просто возможность купить дом. Но он утверждает, что “домовладение” является одним из этапов ассимиляции. Приобретая дом, человек становится частью общества и окрестности в которой живет, а также частью повседневной деятельности. [4]

Модификации для оценки ассимиляции иммигрантов

Американские исследования ассимиляции иммигрантов 19-ого века пришли к выводу, что иммигранты в США с трудом догоняют коренное население по уровню знаний, образования, опыта работы и доходам. Но исследования 20-ого века свидетельствуют о том, что иммигранты в конце концов их догнали. На сегодняшний день ученые исследуют факторы, которые привели к ошибочным результатам. Во-первых, иммигранты, прибывшие, в юном возрасте, должны рассматриваться отдельно от тех, кто прибыл уже во взрослом. Во-вторых, специфика получения прибыли должна быть больше приближена к форме возрастных доходов. Исследователи указывают на то, возможности получения прибыли должны также рассматриваться уже с точки зрения показателей, уставленных в 20-ом веке, а не в 19-ом с точки зрения традиционных путей развития.

Натурализация иммигрантов

Кроме брака, получение гражданства также является одним из наиболее важных факторов при ассимиляции. Во время дебатов по поводу принятия иммигрантов основное внимание уделяют не только количеству самих приезжих, но и процессам регистрации и, самое главное, получению гражданства, кому и каким образом оно должно быть присвоено или продлено. Например, будет ли оно распространяться на тех, кто приезжает нелегально? Разрешение на натурализацию иммигрантов может создать напряженность при ассимиляции. С одной стороны, в Соединенных Штатах, которые выступают за прием иммигрантов, утверждают, что эти новые жители будут способствовать укреплению и обогащению демократического процесса. Тем не менее, другие говорят, что природа и законность нации может быть оспорена, и, возможно, встать под угрозу. [4]

Ассимиляция (социология)

Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании [источник не указан 132 дня] определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — военная аннексия, частичное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.

Содержание

Примеры ассимиляций

Этнографические

  • албанизация
  • американизация
  • арабизация
  • арауканизация
  • болгаризация
  • галлизация
  • германизация
  • грузинизация
  • испанизация
  • итальянизация
  • китаизация
  • латышизация
  • мадьяризация
  • полонизация
  • романизация
  • румынизация
  • русификация
  • украинизация
  • славянизация
  • тюркизация
  • эллинизация
  • юдаизация/сионизация/гебраизация
  • японизация

Религиозные

  • буддификация (ламаизация)
  • исламизация
  • иудаизация
  • христианизация

См. также

  • Языковая ассимиляция
Культурная ассимиляция
Религия Буддификация • Исламизация • Иудаизация (англ.) русск. (Харедизация)• Христианизация
Глобализация Американизация • Африканизация • Балканизация • Вестернизация • Европеизация
История Античная эллинизация • Античная романизация • Византинизация • Османизация • Советизация • Югославизация
Современность Албанизация • Арабизация • Арауканизация • Армянизация • Афганизация • Башкиризация • Болгаризация • Галлизация • Германизация • Грузинизация • Испанизация • Итальянизация • Казахизация • Китаизация • Кореизация • Курдификация • Литуанизация • Мадьяризация • Македонизация • Монголизация • Норвегизация • Персизация • Полонизация • Румынизация • Русификация • Сербизация • Славянизация • Словакизация • Таификация • Татаризация • Туркификация • Тюркизация • Украинизация • Финнизация • Хорватизация • Чехофикация • Шведизация • Эллинизация • Эстонизация • Юдаизация/Сионизация/Гебраизация • Японизация
Этнополитика
Научные дисциплины и теории Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право
Идеологии Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм
Международное и российское право Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов
Разновидности этнических конфликтов Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт
Формы преодоления и сглаживания конфликтов Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта
Формы этнической политики Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия • Депортация • Толерантность
Основные понятия Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация
Федеральные структуры Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба
Общественные организации и движения Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана
Глобальный мир
Процессы Вестернизация • Глобализация (экономическая) • Глокализация • Интеграция • Стандартизация (международная)
Общество Массовая культура • Массовое общество • Общество потребления • СМИ
Связанные темы Культурная ассимиляция • Международная торговля • Научно-техническая революция • Тоталитаризм • Цивилизация

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вера (имя)
  • Уменьшительное имя

Полезное

Смотреть что такое “Ассимиляция (социология)” в других словарях:

Ассимиляция — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного … Википедия

Ассимиляция (значения) — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного звука артикуляции… … Википедия

Ассимиляция — (от лат. assimilatio уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую… … Миграция: словарь основных терминов

СОЦИОЛОГИЯ РАСЫ — (SOCIOLOGY OF RACE) Социологи не считают понятие расы полезной научной категорией. Широко распространенным является мнение о том, что биологическая идея расы не может обеспечить причинное объяснение человеческого поведения. Таким образом,… … Социологический словарь

Американизация — Кошерный McDonald s в Ашкелоне, Израиль. Американизация влияние США на поп культуру, бизнес модели, язык и политик … Википедия

Тюркизация — … Википедия

Ксенофобия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

Этнос — (греч. ἔθνος народ) группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… … Википедия

Убийство Юрия Волкова — Убийство Юрия Волкова убийство 23 летнего ассистента режиссёра телеканала «Россия 2» и футбольного болельщика, произошедшее в ночь на 10 июля 2010 года в Москве. По подозрению в убийстве были задержаны трое уроженцев Чечни Магомед… … Википедия

Выкресты — (выкрест, выкрестка) перешедшие в христианство из другой религии;[1][2] чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям (аналог ивр. משומד‎, мешумад, мн. мешумадим; букв. «погубленные») и несёт негативные коннотации (несмотря на то … Википедия

Ассимиляция – это плохо или хорошо

«Странный заголовок!», – подумает человек, который ищет точное определение понятия. В том и дело, что ассимиляцию, как процесс или явление, невозможно однозначно описать ни в одной области жизни, науки или искусства.

Важно понимать, ассимиляция происходит ежедневно, ежечасно, ежесекундно – везде, всегда и во всём. И каждый, кто даёт происходящему название, смотрит «со своей колокольни». Мало того, сложно даже оценку вынести: ассимиляция – плохо это или хорошо?

Не буду «пудрить мозги» читателям и сразу оговорюсь. В статье я дам общее представление, или даже направление, куда двигаться, чтобы определиться с понятием «ассимиляция».

Происхождение слова

Пожалуй, единственное, с чем никто не спорит – происхождение слова. Итак, русская «ассимиляция» ассимилировала к нам из латинского языка, происходит от слова «assimilation».

А вот с переводом начинается интерпретация. Первые три значения, которые обычно «выдают» переводчики, – уподобление, слияние, усвоение.

Но позвольте! В русском языке – это три разных слова, три разных понятия:

  1. Уподобление – становиться таким же, как что-то или кто-то.
  2. Слияние – когда из двух получается одно.
  3. Усвоение – поглощение чего-либо кем-либо или чем-либо.

Согласны? Поехали дальше! Заглянем в словари синонимов и «о, Боже!». К каждому из этих трёх слов по 50 сотоварищей – ах, ах и ах! Чем не «информация к размышлению»?

Попробую всё-таки сформулировать общее определение: ассимиляция – это потеря своей идентичности мелким участником какого-либо процесса в результате поглощения её (идентичности) участником крупным.

А теперь я приведу примеры из сфер, которые, на мой взгляд, более наглядно дают понять и составить своё собственное представление, что же такое ассимиляция, плохо это или хорошо?

Ассимиляция в этнографии и социологии

Процесс, в котором одни народы (этносы, люди) не сохраняют свою культуру, язык и самосознание при взаимодействии с другими, доминирующими и, как правило, более крупными сообществами. Происходит слияние народов, когда поглощаемый уподобляет себя «поглотителю».

Пример «с бородой» – ассимиляция индейцев в США.

Плохо это или хорошо, когда беднейшие отсталые народности вливаются в развитые страны и получают доступ к образованию и возможность нормально питаться, но при этом забывают свой язык и культуру?

Говорят, мулаты и метисы самые красивые люди. Плохо это или хорошо, когда человек не может идентифицировать себя с определённой национальностью или расой?

Ассимиляция в биологии

Например, когда сложный участник, допустим, организм, – поглощает простые составляющие из окружающей среды (элементарно – питание).

Простые (продукты) распадаются внутри на ещё более простые – жиры, углеводы и пр. Это дает энергию и возможность развиваться организму. Ассимиляция в этом случае – это анаболизм, вид обмена веществ.

Плохо это или хорошо, съесть корову и получить энергию, чтобы иметь возможность делать добрые дела?

Ассимиляция и психология

В течение своей жизни человек впитывает новый опыт, получает знания, у него появляются идеалы и негативные примеры. Каждая новая информация, событие смешиваются с уже сформировавшимся опытом прошлого.

Ассимиляция в психологии имеет много сторон и понятий. К примеру, люди неизбежно меняют свое отношение друг к другу. Мы отказываемся от своего «эго» в пользу супруга, принимая его образ жизни, мы «подстраиваемся» под руководителя проекта, начальника… и т.д.

А это, плохо или хорошо?

Ассимиляция в лингвистике

В лингвистике существует много видов ассимиляции. В русском языке, например, произносимые слова, часто не совпадают с их написанием,

когда одна согласная или гласная поглощает другую:

  • «отбить», а звучит [адбить];
  • «лодка» и [лотка].

А Вы заметили, что слово «ассимиляция», пример самого себя – мы не произносим два «с»?

Само же слово «ассимиляция», всего лишь одно (!), прибывшее из другого языка, мы пытаемся уподобить (ассимилировать) десяткам и даже сотням слов русского языка с яркими неповторимыми оттенками значений? Плохо это или хорошо?

Ассимиляция среднеазиатов в России идёт мощно. На очереди Китай. Ну, да, фиг с ним. Это неизбежно. А статья классно зашла. Римма респект!

Надо подумать. Интересно, но слишком коротко. Тема уж очень необъятная. А вообще-то ассимиляция смахивает на энтропию, по достижению которой следует всеобщая смерть. К счастью, этот процесс очень длительный и на наш век хватит.

Жанат, именно, что необъятная, поэтому статья – информация к размышлению))

Уж слишком лично как-то , эмоционально и далеко не научно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: