Архивы Африка и Океания

Мифы народов Африки и Океании

А острова в Тихом океане? Куда их отнести — к Старому или Новому Свету?
Этот вопрос не так наивен, как могло бы показаться с первого взгляда. Мифы жителей этих островов, как и мифы Старого или Нового Света, содержат упоминания о всемирном потопе. С другой стороны, согласно современным научным представлениям, нынешние жители этих островов прибыли туда сравнительно недавно, в начале нашей эры, из юго-восточной Азии. В последние годы норвежец Тур Хейердал, известный всему миру автор «Путешествия на Кон-Тики» и «Аку-Аку», выступил с теорией, согласно которой на островах Тихого океана несколько сот лет назад поселились беженцы из Перу, принесшие с собой культуру и обычаи индейцев Южной Америки. Из обеих теорий следует, что рассказы народов Океании о потопе могут содержать в равной степени элементы, относящиеся как к Старому, так и к Новому Свету.

В некоторых рассказах речь идет «о пришельце издалека», напоминающем подобных персонажей египетских, мексиканских и перуанских мифов. Но с тем же успехом это могут быть и воспоминания о появлении выходцев из Перу. Трудно установить какую-либо дату излагаемых там событий, трудно даже решить, происходили ли они несколько тысяч или же несколько сотен лет назад. Возможно, в этих легендах сохранились какие-то предания древнейших жителей этой части света… В таком случае содержащиеся в них сведения были бы наиболее древними. Прежде чем говорить о них, следует подчеркнуть отсутствие у нас уверенности в том, что они связаны с катастрофой Атлантиды. Имеются предположения, что и на Тихом океане когда-то находился материк, погибший таким же образом.

Так, например, жители острова Пасхи, расположенного в юго-восточной части Тихого океана, называют свою страну Рапа-Нуи, что означает «Большое пространство». Это звучит несколько комично — весь остров занимает территорию в три раза меньше, чем площадь Большой Варшавы. По-видимому, это название вошло в обиход сравнительно недавно, а прежде остров называли Те Пито о те Хэнуа, то есть «Пуп земли». Трудно представить, чтобы это было только мегаломанией. Вернее всего, когда-то остров был наивысшей частью более крупного материка, затопленного морем уже на памяти людей, что и отражает название.

Эту гипотезу подтверждает рассказ, относящийся бесспорно к историческим временам. Остров открыл в 1722 г. голландец Роггвен в день Пасхи — отсюда такое название на наших картах, — но еще в 1687 г. другой мореплаватель, англичанин Эдвард Дэвис, проплыв в этом районе, записал в судовом журнале, что, кроме этого острова, там было еще несколько других островков. А сегодня вблизи Рапа-Нуи нет ни одного острова. Так что если наблюдения Дэвиса не были ошибочны, то в этой части света острова исчезают чуть ли не на глазах.

Самой интересной достопримечательностью острова Пасхи следует считать огромные статуи, высеченные из одной глыбы камня. Хейердал выяснил, казалось бы, их происхождение. Островитяне сделали их сравнительно недавно. Вероятно, в те же времена возникли и нерасшифрованные до сих пор «деревянные книги», созданные при помощи письма «ронго-ронго».

Жители Рапа-Нуи в настоящее время христиане, но, к счастью, удалось записать их старинные сказания и легенды, в которых также говорится о потопе. Древняя религия ненамного отличалась от религий других островов Океании. Главным богом здесь был Меке-Меке, напоминающий Тангароа — бога других полинезийцев.

Тангароа и его брат Ронго были детьми правителя одного из островов архипелага Кука. Старший Тангароа, которого мать и брат лишили престола, ушел в изгнание и поселился на острове Раротонга того же архипелага. Он умел возделывать землю и научил этому других.

Некоторое время спустя произошел потоп. Вода залила бóльшую часть суши. Тогда некий Ранги объявил себя богом и царем, утверждая, что он внук Ронго. Он правил страной вместе со своими двумя братьями. А вот дальнейшие события излагаются на разных островах по-разному. Говорят, что Тангароа не выносил непослушания и однажды решил в виде наказания истребить людей, ниспослав на них огромные массы воды, которые залили всю землю. Над водой остались только немногочисленные горные вершины — нынешние острова. А когда уровень воды несколько понизился, сюда (как утверждают на островах Товарищества) прибыла лодка с неизвестным человеком, который, выйдя на берег, построил алтарь в честь своего бога.

Жители Таити, по преданиям, ведут свой род от человеческой четы, которая спаслась от потопа, найдя убежище на вершине горы Питохито. Когда вода отступила, они начали новую жизнь вместе со своими двумя детьми — мальчиком и девочкой, родоначальниками всех таитян.

На островах Гильберта, которые относятся к группе островов Микронезии, катастрофа якобы произошла необычным образом: потопу предшествовала неожиданная темнота. Чтобы увековечить это событие, ввели даже специального бога потопа.

На острове Палау (западная часть Микронезии, вблизи Филиппинских островов) рассказывают, что однажды (а было это очень давно) среди жителей острова появились какие-то пришельцы. Островитяне не отличались гостеприимством. Исключение составила лишь одна женщина, которой благодарные пришельцы сказали по секрету, что они боги и решили наказать остальных людей за их преступления, ниспослав на них потоп во время ближайшего полнолуния.

Легко предположить, что было дальше. После потопа осталась в живых лишь эта женщина. Правда, в легенде не упоминается, каким образом на острове вновь появились жители, но об этом нетрудно догадаться.

В 2500 км к западу, на Каролинских островах, находится остров Понапе, известный также под названием острова Восхождения. Следы древних строений свидетельствуют о том, что когда-то его населяло множество людей, а в настоящее время там живет около 3000 человек. На острове отсутствуют материалы, из которых можно было бы возвести эти огромные строения, поэтому возникает впечатление, что Понапе — остаток более крупного материка. Древнее предание гласит, что во времена, когда страна была под властью Солнца, после тяжелых боев ее завоевали пришельцы из-за моря.

Подобные мифы сохранились на разных островах Океании, в частности на Гавайях. В них ясно говорится о большой стране Ка-Ху-о-Кане (государство бога Кане), которая далеко простиралась посреди Тихого океана и погибла вследствие потопа.

К древнейшим полинезийским богам следует отнести бога Солнца Мауи. У него была сестра Сина, богиня Луны. Интересное совпадение или сходство: у вавилонян имя бога Луны было Син.

Читайте также:
Фотографии Клуж-Напоки

Мауи и Сина упоминаются в нескольких мифах. В них идет речь о потопе, ниспосланном как наказание, об огне, о разных бедствиях и о том, как на корабле спаслась только одна семья. После потопа появилась радуга — так же как и после потопа Ноя и Гильгамеша.

Мауи из полинезийских мифов напоминает греческого Прометея. На острове Раиатеа (архипелаг Товарищества) Мауи — это сын бога Солнца Ра (удивительное сходство с именем бога Солнца египтян) и прекрасной островитянки Уахеи, или Уи. Тут-то и появляется Тангароа со своими братом Ронго и прочими братьями и сестрами. Все они являются детьми бога Ра (Небо) и богини Папа (Земля). Это младшее поколение полубогов-полулюдей, сыновей Неба и Земли, напоминает титанов из греческой мифологии.

Согласно другой версии, отцом Мауи и Сина был Аталана.

Мифы австралийцев очень примитивны и имеют лишь нескольких героев. Преданий, связанных только с потопом, среди них не обнаружили.

А теперь перенесемся в Африку. Существует обоснованное мнение, что там вообще не было «всемирного потопа». Естественно, имеются в виду не такие местные потопы, как разливы рек, которые здесь в отдельных районах явление ежегодное. Те же разливы Нила для Египта считают не бедствием, а благодеянием. Когда мы говорим, что Африка не особенно богата мифами о потопе, то это не относится к Египту. Правда, он расположен на африканском континенте, но с точки зрения культуры его, скорее всего, следует причислить к странам «античного мира», он более близок к Вавилонии или даже Греции, чем к «Черному материку», населенному неграми. Кроме того, в египетских рассказах мы нигде не встречаем отчетливого упоминания о потопе на территории Египта. Скорее наоборот. Жрец из Саиса сказал Солону: «Но в этой стране ни тогда, ни в другое время вода не изливается на поля сверху, а, напротив, вся поступает обыкновенно снизу». Египетские предания касаются скорее событий, происходивших в иных краях. Такой же вывод напрашивается и после чтения приведенных ниже, правда не совсем ясных, рассказов.

Начнем с Южной Африки. На берегу Атлантического океана живут несколько тысяч бушменов, как их назвали пришельцы из Европы. Сами они называют себя саан, что на их языке означает «местные». Не только сами бушмены, но и ученые-этнографы причисляют их к коренным жителям Африки. Бушмены связаны родственными узами с готентотами, однако по физическому облику и языку они значительно отличаются от своих негритянских соседей. Некоторые антропологи считают, что бушмены находятся еще в каменном веке или даже на более ранней стадии развития.

Бушмены не имеют, разумеется, истории в письменном изложении. Известны только отрывки их легенд. В них ничего не говорится о потопе, но на их основании можно предполагать, что бушмены возлагают всю ответственность за добро и зло на Луну. Интересно, что Солнце в их преданиях не играет никакой роли.

В одной из бушменских легенд речь идет о смерти Луны и ее повторном появлении.

Эти рассказы могут показаться слишком наивными для каких-либо выводов. Однако доисторические наскальные рисунки, встречающиеся в пещерах, позволяют считать, что когда-то уровень развития этой страны был сравнительно высок. Быть может, нынешние рассказы бушменов — далекое эхо более древних рассказов, унаследованных от предков, которые жили здесь во времена Великой катастрофы или же были потомками жителей самой Атлантиды, которым удалось спастись, достигнув суши.

Экономика Океании

В связи с длительным периодом колониального господства и некоторыми другими факторами в подавляющем большинстве стран Океании экономика не получила значительного развития. Это главным образом аграрные страны, основу хозяйства которых составляют тропическое земледелие — выращивание различных овощей и фруктов и отчасти животноводство. Преимущественное развитие получили такие виды сельскохозяйственного производства, в которых были заинтересованы колониальные державы (например, выращивание кокосовых пальм — их плоды в виде сушеной мякоти — копры используются для производства различных продуктов). Лишь в некоторых странах (Новая Каледония, Науру), где имелось минеральное сырье, была создана горнодобывающая промышленность.

Значительным тормозом социально-экономического развития являлись и географическая разобщенность большинства островных территорий, их удаленность друг от друга, положение на периферии мирового капиталистического рынка. Все эти факторы, вместе взятые, способствовали социальной и экономической консервации океанийских стран.

В результате хозяйничанья колонизаторов страны Океании со временем превращались в сырьевые придатки метрополий, вывозивших оттуда сельскохозяйственное и промышленное сырье. И хотя, как уже указывалось выше, в настоящее время многие страны получили независимость либо добились самоуправления, экономическое и социальное закабаление их продолжается, но уже в форме неоколониализма. Используя экономическую отсталость стран, отсутствие у них средств для финансирования хозяйства, монополистические объединения или отдельные предприниматели из Японии, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии вкладывают свои капиталы в развитие выгодных им отраслей. Иностранных капиталистов привлекают лесные ресурсы и минеральное сырье, благоприятные условия для производства продуктов тропического земледелия: плодов кокосовых пальм, кофе, какао-бобов, бананов; рыбные богатства, возможность развивать весьма прибыльную отрасль экономики — туризм и многое другое. И они организуют здесь лесные разработки, создают предприятия по добыче полезных ископаемых, ведут промысел рыбы, развивают транспорт и коммуникации, строят аэродромы и причалы, торговые предприятия, гостиницы и туристские центры.

Контролируя экономику стран Океании, империалистические державы направляют и их социальную жизнь, устанавливая порядки и нормы, присущие буржуазному общественному строю.

Для современного хозяйства Океании характерно наличие разных социальных укладов. В большинстве стран основу экономики составляют натуральные либо полунатуральные хозяйства островитян, где выращиваются для собственных нужд тропические овощи и фрукты, содержится в небольшом количестве птица и скот. Часть производимой в этих хозяйствах продукции идет на продажу.

Во многих странах существуют крупные капиталистические плантационные хозяйства, использующие дешевую рабочую силу. Большая часть этих хозяйств была создана колонизаторами на землях, отнятых у коренных жителей. Сейчас эти значительные по масштабам капиталистические предприятия, где производятся кофе, какао, плоды кокосовых пальм, бананы и другие культуры, пользующиеся большим спросом на мировом рынке, находятся в собственности не только отдельных фермеров, но и монополистических объединений. Последние осуществляют хранение урожая, его переработку и сбыт. Они сдают также мелким фермерам в аренду землю.

Читайте также:
Фото Атолла Каафу (Северного Мале) (129 фото)

С развитием капиталистического плантационного хозяйства и экономических связей с внешним миром традиционный местный хозяйственный уклад подвергся глубоким изменениям. Появились мелкие фермеры-арендаторы из числа местного населения, усилилось развитие товарно-денежных отношений. Однако и по сей день значительная часть коренного населения не втянута в товарный сектор экономики.

Во многих странах Океании имеются государственные промышленные и торговые предприятия, а также предприятия сферы обслуживания. Однако в промышленности и торговле основное место принадлежит частнокапиталистическому сектору, в который входят принадлежащие иностранному капиталу разнообразные предприятия.

В настоящее время товарное сельское хозяйство Океании производит главным образом продукты, имеющие спрос на мировом рынке: копру, кофе, какао, ваниль, тропические фрукты, хлопок и ряд других. Сбыт этих экспортных культур составляет главный источник валютных поступлений в страны. Не случайно поэтому планы экономического развития некоторых независимых океанийских государств направлены в первую очередь на развитие экспортных отраслей сельского хозяйства.

Помимо тропического земледелия небольшое развитие в океанийских странах получило животноводство — разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиней, птицы.

Экономическое развитие государств Океании в немалой степени зависит от энерговооруженности их хозяйства. Следует сказать, что энергетические ресурсы стран невелики. Здесь пока не найдены значительные запасы каменного угля, нефти, газа. Гидроэнергоресурсами Океания также небогата. Лишь немногие острова обладают возможностями для производства гидроэнергии. Такие возможности есть, например, в Папуа-Новой Гвинее, однако строительство гидроэлектростанций здесь затруднено из-за недостатка финансовых средств и технического опыта. Проект строительства комплекса гидроэлектростанций на р. Пу-рари (Папуа-Новая Гвинея), обладающей высоким гидроэнергетическим потенциалом, разрабатывается Австралией и Японией. На базе электроэнергии, которая будет здесь вырабатываться, японские монополии планируют создание алюминиевого комбината, сырье для которого будет доставляться с австралийского континента.

Снабжение электроэнергией предприятий во многих странах осуществляется мелкими тепловыми станциями и разного рода энергоустановками. Так как подавляющая часть их работает на привозном сырье, мировой энергетический кризис 70-х годов, во время которого резко повысились цены на нефть и нефтепродукты, болезненно отразился на экономике океанийских стран.

Промышленность в большинстве стран развита слабо и не удовлетворяет потребностей внутреннего рынка. Значительная часть промышленных предприятий занята переработкой сельскохозяйственного сырья. На небольших фабриках производятся кокосовое масло, табачные изделия, чай, консервированные фрукты и соки и т. д. Есть мельницы, лесопильни, предприятия, производящие одежду, обувь и другие потребительские товары. Развиты традиционные ремесла: плетение корзин, циновок и т. п., изготовление художественных изделий из дерева и других материалов, ювелирных изделий, сувениров, предназначенных для туристов и экспорта.

Наличие полезных ископаемых в некоторых странах способствовало созданию горнодобывающей промышленности. На острове Науру ведется добыча фосфоритов, на Новой Каледонии — главным образом никеля. Продукция отрасли полностью идет на экспорт, что дает этим странам (например, Науру) значитель-• ные денежные поступления. Но для экономики таких стран характерно доминирующее положение горнодобывающей промышленности среди других отраслей хозяйства, обрабатывающая же промышленность и сельское хозяйство развиты гораздо слабее.

Важные отрасли хозяйства океанийских государств — рыболовство и связанная с ним переработка рыбы. Прибрежный лов рыбы всегда играл большую роль в жизни местного населения. Однако теперь рыболовство приобретает коммерческую и экспортную направленность. И так же, как в другие отрасли, сюда активно проникает иностранный капитал. Японским, австралийским и новозеландским компаниям принадлежат рыболовные суда, причалы, холодильники, предприятия по переработке рыбы. Растущими и перспективными отраслями экономики некоторых государств являются лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности. Многие страны, в частности Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Фиджи, располагают значительными лесными ресурсами; их эксплуатация находится преимущественно в руках иностранных предпринимателей. Необработанная древесина, древесная щепа, целлюлоза и другие изделия деревообрабатывающей промышленности в широких масштабах экспортируются в Японию, Австралию, Новую Зеландию и другие страны. Эксплуатация лесных богатств островных государств, вырубка лесов, уничтожение ценных пород деревьев и т. д. приводят к резкому нарушению экологического равновесия в природе, что оказывает отрицательное воздействие на условия жизни островных народов.

В экономике многих стран важное место заняла «индустрия туризма», являющаяся источником поступления иностранной валюты. Фиджи, Тонга, Вануату, Французская Полинезия и некоторые другие страны получают от туризма 20—30% всей валюты.

Развитие туризма сопровождается строительством дорог, аэродромов, предприятий торговли и связи и т. д. Туризм вызвал увеличение спроса на традиционные ремесленные изделия. Значитель ная часть местного населения была втянута в сферу обслуживания туристов.

Спад туризма в странах Океании в середине 70-х годов был связан с экономическим кризисом в капиталистическом мире. Этот спад вызвал отрицательные социально-экономические последствия в некоторых океанийских государствах, и в частности безработицу.

Экономический прогресс островов Океании, значительно удаленных не только от иных территорий земного шара, но и друг от друга, в большой степени зависит от транспорта и связи. Их развитие началось главным образом после второй мировой войны, когда на многих островах были построены автомобильные дороги, аэродромы, причалы для морских судов, порты. В последние десятилетия наибольшее развитие получило авиационное сообщение, с помощью которого удалось наладить регулярную связь не только в самом океанийском регионе, но и с другими странами мира. Международные воздушные перевозки осуществляются крупнейшими авиакомпаниями США, Австралии, Японии и других стран.

Внутренние авиалинии имеют также некоторые океанийские страны, например Фиджи, Папуа-Новая Гвинея и др. На многих островах используются взлетно-посадочные полосы, сооруженные еще во время второй мировой войны.

Судоходное сообщение играет важнейшую роль в межостровных связях и связях с материками. Воды Океании бороздят пассажирские лайнеры и торговые суда, перевозящие туристов, экспортные и импортные грузы. Большое значение имеет и прибрежное судоходство. Морской транспорт принадлежит в основном иностранным компаниям.

В последнее время в связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты расходы стран по перевозке грузов морем возросли. Увеличилась также стоимость пассажирского сообщения.

В настоящее время существенно улучшилась система связи океанийских стран с другими государствами мира. Появились телефонные линии, телетайпы, широко используется радиосвязь. Многие государства имеют свою систему радиовещания, в некоторых есть телевизионные передатчики (Папуа-Новая Гвинея и др.), ведется и кабельная телевизионная передача (Маршалловы острова).

Читайте также:
Фотографии Пика Фицрой

Океанийские страны ведут внешнюю торговлю в основном с Австралией, Новой Зеландией, США, Японией, Великобританией, Канадой, Францией. Как уже говорилось выше, эти государства вывозят из Океании минеральное сырье, лес, различную сельскохозяйственную продукцию, а ввозят туда промышленные и продовольственные товары. Таким образом, внешняя торговля остается одним из каналов экономической экспансии крупных капиталистических держав. В приведенной ниже таблице показана (в %) доля их участия во внешней торговле некоторых океанийских государств в конце 70-х годов.

Зависимость стран Океании от крупных капиталистических держав в сфере торговли, равно как и проникновение иностранного капитала во все области их экономической и социальной жизни, препятствует достижению экономической независимости островных государств, ставит под угрозу их суверенитет. Это побуждает океанийские государства искать пути и средства для объединения, чтобы совместными усилиями преодолеть экономическую и социальную отсталость, решить общие для всех проблемы.

Районы Минска на карте. Административное деление Минска.

Административные районы

  • Заводской
  • Ленинский
  • Московский
  • Октябрьский
  • Партизанский
  • Первомайский
  • Советский
  • Фрунзенский
  • Центральный

Микрорайоны

  • Академгородок
  • Академия наук
  • Ангарская
  • Аэродромная
  • Боровая
  • Боровляны
  • Брилевичи
  • Верхний город
  • Веснянка
  • Восток
  • Восточный
  • Грушевка
  • Дегтяревка
  • Домбровка
  • Дражня
  • Ждановичи
  • Запад
  • Западный П/у
  • Заславская
  • Зацень
  • Зеленый луг
  • Каменная Горка
  • Каскад
  • Колядичи П/у
  • Комаровка
  • Красный Бор
  • Кунцевщина
  • Курасовщина
  • Лебяжий
  • Лошица
  • Малиновка
  • Малый Тростенец
  • Масюковщина
  • Медвежино
  • Минск-Сити
  • Михалово
  • Новинки
  • Озерище
  • Петровщина
  • поселок Радужный
  • Пулихова
  • Раковское шоссе
  • Ржавец
  • Северный поселок
  • Сельхозпоселок
  • Семашко
  • Серебрянка
  • Серова
  • Слепянка
  • Сокол
  • Сосны
  • Степянка
  • Сторожовка
  • Сухарево
  • Тивали
  • Троицкое предместье
  • Уручье
  • Филиал БГУ
  • Харьковская
  • Цна
  • Цнянка
  • Чижовка
  • Шабаны
  • Шабаны П/у
  • Юго-Запад

Смотрите также

Листаем страницы истории

Машина времени перемещает нас в 1938 год, когда население Минска достигло 218 тыс. человек. Тогда и было сделано первое административное деление столицы Белоруссии. Начало ему положили три единицы (подтверждением чего стало постановление ЦИК БССР от 17 марта 1938 г.) – Сталинский (позже, со 2 ноября 1961 г. ставший Заводским), Ворошиловский (также со 2 ноября 19 г. преобразовавшийся в Советский), а также Кагановичский (с 20 июля 1957 г. переименованный в Октябрьский) районы столицы.

И говорим про современность

Сегодня территория Минска разделена на 9 административных единиц – районов. Среди них Центральный и Советский (по-белорусски Цэнтральны раён и Савецкі раён), Первомайский и Партизанский (по-белорусски будут звучать, как Першамайскі раён и Партызанскі раён), Заводской и Ленинский (в белорусском написании Завадскі раён и Ленінскі раён), а также Октябрьский, Московский и Фрунзенский (Кастрычніцкі раён, Маскоўскі раён и Фрунзенскі раён на белорусском языке).

Центральный район столицы

Преобразованный в 1969 г., в своих нынешних границах Центральный район утвердился с 1977 г. Он расположен по двум берегам реки Свислочь и Комсомольского озера. Когда мы говорим, что направляемся в центр – подразумеваем именно Центральный район Минска. Он расположился на северо-западе от площади Октябрьской и достигает даже кольцевой автодороги, протянулся между улицами Кропоткина и Карастояновой, а также проспектами Машерова, Независимости и Победителей, улицами Богдановича, Ворошилова и Червякова.

Изучать историю белорусской столицы также можно здесь. Троицкое предместье, Святодухов кафедральный собор, монумент, возведенный в честь Победы – все это находится непосредственно на территории Центрального района.

Здесь также размещен выставочные залы – павильоны БелЭкспо.

По центру города приятно прогуляться, заглянув в театры и музеи, а с крохами отправиться в Центральный детский парк им. М.Горького.

Советский район столицы

Как мы упоминали выше, история Советского района столицы ведет свою летопись с 1938 г. Современные границы он приобрел в 1997-м. Располагается он в северной части Минска. Его границы затрагивают часть улиц Кропоткина, Карастояновой, проспекты Машерова и Независимости, по которым ведут основные магистрали. Сюда же относятся улицы М.Богдановича и В.Хоружей, Сурганова и Я. Коласа.

Общая площадь Советского насчитывает 1,3 тыс. га, и включает в себя 500 га зеленой зоны.

Центральное здание здесь – Академия наук Республики Беларусь.

Здесь также разместились филиалы высших учебных учреждений. А также территории 13 промпредприятий.
Исторические памятники есть и здесь. Памятник белорусскому песняру Якубу Коласу, а также Б.С. Окрестину, Герою Советского Союза и студентам и преподавателям БПИ (ныне – Белорусский национальный технический университет), погибшим во время Великой Отечественной войны. Сохранились и архитектурные памятники – церковь Александра Невского и Златогорский костёл.

Первомайский район столицы

Время образования Первомайского района Минска относится к 1969 г. Современные очертания он приобрел с 1977 г. Первомайский – северо-восточная часть города. Он располагается между живописнейшими массивами парка им. Челюскинцев, Ботанического сада и улицей Я. Коласа. Общая площадь района составляет 2 640 га, включая 500 га зеленой зоны.

Основные транспортные магистрали района пролегают через проспект Независимости, улицы К.Калиновского и Я.Коласа, Волгоградскую и Логойский тракт.

«Визитная карточка» района – Национальная библиотека Республики Беларусь и киностудия «Беларусьфильм». Здесь также работают 12 предприятий промышленности, включая часовой и маргариновый завод. Здания Парка высоких технологий и Национальной академии наук, 17-ти НИИ, а также 7 конструкторских бюро и 10 проектных организаций позволяют вести речь о том, что именно в Первомайском сосредоточена вся научно-интеллектуальная жизнь столицы, да и всей республики тоже. Однако место отдыху есть и здесь, достаточно вспомнить Детскую железную дорогу, которую с таким удовольствием посещают дети всех возрастов.

Место исторической памяти есть и здесь. Чему свидетельство – памятник М.И. Калинину и бюст трижды Героя Социалистического Труда Я.Б. Зельдовича. Сюда можно прийти, чтобы поклониться всем погибшим во время войны. Прийти к обелиску на братской могиле жертв фашизма, братским могилам воинов Советской Армии, партизан и мирных жителей.

Партизанский район столицы

8 апреля 1977 г. – дата рождения Партизанского района Минска. Название района отражает нашу память о той героической партизанской борьбы, которую вели белорусы против немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Партизанский район охватывает восточную часть города. Захватывает широкий проспект Независимости, идет по улицам Ф.Скорины и Филимонова, Красноармейская, Пулихова, Столетова и Козлова. Здесь же – Партизанский проспект улицы Ваупшасова, Радиальная и Переходная, которые, кстати, являются здесь и основными транспортными магистралями.

Практически каждый район белорусской столицы имеет зоны отдыха и рекреации. Партизанский здесь не исключение. Именно по территории этого района пролегает Слепянская водная система (она является частью Вилейско-Минской водной системы).

Читайте также:
Все о самостоятельном отдыхе в Бангладеш

Строительные организации, 16 предприятий и 4 научно-исследовательских института составляют рабочий и интеллектуальный ресурс района.

Здесь также можно найти напоминания о славном героическом прошлом страны, которая когда-то входила в состав огромной единицы – СССР. Итак, здесь установлены памятники К.Э. Циолковскому и М.А. Горькому, Ф.Э. Дзержинскому и К. Заслонову, возведен памятник Марату Казею, выполнены бюсты Александра Космодемьянского и Зои Космодемьянской. А на территории самого тракторного завода в 1971 г. появился памятник-трактор.

Заводской район столицы

Время образования Заводского района г. Минска относится к 1961-му году. Современные границы район обретает с 1977 г. Он охватывает юго-восточную часть города с обеих сторон Партизанского проспекта. Он вместе с улицами Ангарская, Плеханова, Ташкентская и Кабушкина образует ведущие транспортные пути района. Площадь района внушительна – 2 980 га, равно как и площадь зеленых насаждений – 233,5 га, которая входит в нее, а также приблизительно 200 га водных просторов.

Этот район по праву назван заводским – все трудовые ресурсы сосредоточены именно здесь. Крупнейшие Минский автомобильный и подшипниковые заводы вместе с еще 17-ю промышленными предприятиями столицы составляют потенциал района. Работают здесь и 22 строительно-монтажных организаций, среди которых «Минскпромстрой», а также 7 организаций научно-исследовательского и проектно-конструкторского профиля.

Где отдохнуть в районе? Можно замечательно провести время с семьей в зоопарке.

Ангарская, Чижовка и Шабаны – микрорайоны Заводского и основные ориентиры на местности.

Не забыто и здесь славное героическое прошлое. В районе установлены памятники вождю мирового пролетариата В. И. Ленину и братьям Гвидону и Борису Евдокимовым, участникам Минского коммунистического подполья, бюсты славных сынов и дочерей Отчизны – Н.А. Кедышко и О.В. Кошевого, Е.И. Чайкиной и М.Казея, Л. Герасименко, Н.Гойшика и К.Голикова.

Ленинский район столицы

1951-й год – дата основания Ленинского района. Назван он, как вы догадываетесь в честь В.И. Ленина. Современные очертания район обрел с 1977 г. Он захватывает обе стороны р.Свислочь – от пр. Независимости в направлении на юг, прямо к Минской кольцевой автодороге.

Основные автомагистрали района идут по пр. Независимости, а также улицы Маяковского и К. Маркса.

Общая площадь Ленинского – 1887 га, из которых 202,3 га приходится на зеленые насаждения, а 93 га – на водную поверхность.

До революции на территории Ленинского района находилась Ляховка, рабочая окраина столицы. Сегодня здесь работают 14 промышленных предприятий Минска.

По этому району также можно изучать историю. Так, стены Минского городского театра были свидетелями Первого Всебелорусского съезда Советов и Второго съезда армий Западного фронта. А в марте 1917 г. в здании, ранее размещавшемся на ул. Подгорной (а ныне являющейся К.Маркса), была образована народная милиция Минска. Возглавил ее М.В. Фрунзе. Здесь также установлены памятники братьям Сенько, юным подпольщикам, С.И. Грицевцу и Ф.Э. Дзержинскому.

В состав Ленинского входят два больших микрорайона – Серебрянка и Лошица.

Октябрьский район столицы

Октябрьский район по праву называют воротами столицы, поскольку основные транспортные артерии (автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта) сосредоточены именно здесь. Дата образования района восходит к 1938 г. Современные границы он обретает с 1977 г.

Октябрьский располагается в южной части города. В его состав входят также ранее бывшие пригородами (находятся в 40 километрах от столицы) промзона Колядичи, Национальный аэропорт «Минск» и поселок Сокол.

Основные транспортные артерии проходят через ул. Московская и Чкалова, Казинца и Брилевская, Аэродромная, Кижеватова и Корженевского.

Общая площадь здесь достигает 2100 га, 518 га из которых занимают зеленые насаждения.

Белорусский университет культуры, Академия управления при Президенте Республики Беларусь располагаются именно здесь, равно как и два училища – медицинское № 2 и художественное, 5 ПТУ и 17 школ.

В Октябрьском работают 17 промпредприятий столицы, среди которых НПО «Интеграл», завод «Керамин», авиаремонтный и многие другие.

Здесь также есть, о чем вспомнить. Установлены мемориальная доска на доме, где когда-то жили Максим Богданович и Змитрок Бядуля, белорусские писатели. Сохранился здесь и архитектурный памятник – «Белая дача», городская усадьба XIX в. Однако и о событиях не такого далекого прошлого здесь не забывают, чему свидетельство – памятник летчику Т. Ромашкину, Герою Советского Союза.

Московский район столицы

Время образования Московского района Минска – апрель 1977 г. Занимает он юго-западную часть города – железнодорожную магистраль Минск-Брест и улицы Городской Вал, Харьковская и Кальварийска, а также площадь Независимости.

Основные транспортные артерии здесь пролегают через проспект Дзержинского и им. газеты «Правда», улицы Московскую и Железнодорожную, Щорса, К. Либкнехта и Р. Люксембург.

Общая площадь этого района составляет 1, 8 тыс. га, среди которых – 46,7 га занимает зеленая зона.

Значительное количество промышленных предприятий работает здесь. Общая численность – 21 предприятие, среди которых такие крупнейшие объединения, как «Луч» (обувное) и «Минмедпрепараты», Минский вагоноремонтный завод. Располагаются в районе и около 30 НИИ и проектно-конструкторских бюро.

Богат район и на достопримечательности. Памятник студентам и преподавателям, погибшим во время Великой Отечественной войны, установлен здесь. Равно как и памятник, который студенты педагогического вуза установили в память преподавателям и студентам пединститута, погибшим в это же время. Есть здесь и мемориальный знак на месте, где погиб В.С. Омельянюк. Однако и свидетельства более древнего периода могут многое поведать из прошлого, как к примеру, Красный костёл и восточнославянские курганы в микрорайоне Юго-Запад-3, появление которых датируют XI в.

Фрунзенский район столицы

День района во Фрунзенском приходится на 17 апреля 1951 г. Назван район в честь легендарного М.В. Фрунзе. Современный облик района начал складываться с 1977 г.

Распространяются границы района на северо-западную часть столицы. Начиная с северо-востока, границы идет по улице Тимирязева, а от улицы Ворошилова – до ул. Мельникайте. С юго-восточного и южного направления – по улице Опанского она идет вплоть до путепровода, пролегающего через железную дорогу Минск-Молодечно. Включает в свой состав и поселок Масюковщина.

Летопись Минска и здесь, в рамках района – на одном из старейших столичных кладбищ – Кальварийском, где сохранилась брама 1840 года (является памятником архитектуры).

Читайте также:
Карта Норвегии, где находится Норвегия на карте мира

Минчане трудятся в районе на 22 промышленных предприятиях и в 11 строительных организациях, автохозяйствах. Работает здесь и ряд организаций научно-исследовательского и проектно-конструкторского направления, а также предприятия коммунально-бытового обслуживания, среди которых завод «Рембыттехника», производственные объединения «Труд» и «Беларусь».

Заглянем в будущее

Однако на этом административное развитие белорусской столицы не завершено. Оно продолжиться в следующие два (2011-2012-й) года. Именно тогда предполагается положить начало строительство нового жилого микрорайона Дегтярёвка, площадь которого составит 1500 га, а также еще 8 столичных микрорайонов. Располагаться новые административные единицы будут уже за пределами МКАД (Минской кольцевой автодороги).

Районы Минска

Предлагаем вашему вниманию исчерпывающий обзорный пост о районах Минска. Мы проанализировали все заслуживающие внимания источники и разложили полезную информацию по полочкам. Официальные документы, ответы на часто задаваемые вопросы, выжимки из отзывов TravelAsk — только проверенная информация.
Этой публикации можно смело доверять — в ней сводка самых актуальных данных: мы обновляем их по мере поступления новой информации. Как только о районах Минска появляется что-то важное, мы добавляем это в обзор. Не ищите информацию где-то еще — мы собрали здесь все, что вы хотели знать, и даже немножко больше :)

Девять районов города-героя

Минск уютно расположился в самом «сердце» Беларуси, став экономическим, историческим и социальным центром. Город привлекает гостей своей многовековой историей, развитой инфраструктурой и достопримечательностями.
В статье поговорим о привлекательности Минска для туризма и постоянного проживания и расскажем, какие районы города самый лучшие.
Белорусская столица поделена на девять районов. Их особенность — густонаселенность при небольшой территории. А сам город — десятый в Европе и пятый на бывшем советском пространстве по населенности.

Промышленный Заводской

Заводской занимает 58 квадратных километров, на которых живет 234,5 тысячи человек. Район этот спально-индустриальный.
Промышленность представляют 45 крупных предприятий. Большая их часть — автомобильная и тяжелая промышленность. Здесь же работает Минская «Особая экономическая зона», которая насчитывает более ста предприятий.

В округе развиты образовательная и исследовательская сферы. Работают семь исследовательских и конструкторских предприятий, пять главных корпусов крупных вузов, четыре десятка школ и детских садов.
Интересен район и своими достопримечательностями:

  • Минский зоопарк, основанный в 1984 году;
  • Парк 900-летия Минска;
  • «Чижовка-Арена» (крупный спортивно-развлекательный комплекс);
  • Монументы и бюсты советских времен.

Прекрасно развита транспортная система Заводского — есть метро и все виды наземного транспорта.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В Заводском самая большая в Минске концентрация белорусов — почти 85 % от общего числа населения.

Спортивный комплекс «Чижовка-Арена» в Минске

Заводской поделен на четыре микрорайона.

Спортивная Чижовка

Состоит из шести жилых кварталов с домами этажностью от 5 до 19 этажей и зоной с частной застройкой. Инфраструктура хорошо развита. Работают детские сады, школы, супермаркеты, библиотеки, поликлиники и другие спортивные и досуговые учреждениями. Здесь же построена «Чижовка-Арена», в которой в 2014 г. проходили хоккейные матчи чемпионата мира. В микрорайоне разбиты две лесопарковые зоны, работают зоопарк и ипподром.

Чижовка стоит на берегу Чижовского водохранилища с большими рекреационными зонами и обилием зелени.

Опасные Шабаны

Большая часть микрорайона — промышленная. Преобладающее количество зданий здесь — это предприятия, склады и гаражи.
Есть небольшая жилая зона спального типа, состоящая из четырех улиц. На территории работают четыре школы, несколько магазинов и бассейн. Преобладают дома этажностью от 9 до 12 этажей, есть небольшая «хрущевская» пятиэтажная застройка.
Транспортное сообщение — автобусное, но к 2030 году власти планируют провести сюда ветку метро.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Шабаны называют неблагоприятным районом города из-за высокого уровня преступности и плохой экологической обстановки.

Микрорайон Шабаны в Минске

Микрорайон Ангарская

Спальный микрорайон, поделенный внутри на четыре крупные секции. Как и в любом спальном районе, здесь хорошо развита инфраструктура. Есть две поликлиники, девять школ, в том числе музыкальная, 20 детских садов, десятки магазинов, библиотеки. Здесь же работает крупный водный центр «Мандарин» и гостиница.
Есть одна станция метро, автобусное и троллейбусное сообщение.
Застройка микрорайона — это «сборная солянка». Есть дома конца 60-х, постсоветские «панельки» и новостройки до 19 этажей.

Спальная Ангарская в Минске

Микрорайон Сосны

Небольшой поселок, утопающий в зелени. Есть как частный сектор, так и несколько новых высотных домов. Сосны сильно удалены от города, есть лишь автобусное сообщение и транспорт едет только до окраинной станции метро в черте города.
Плюс — обилие зелени и экология.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. При СССР поселок был засекречен. В нем находилась первая в стране передвижная АЭС.

Недвижимость в Заводском — самая бюджетная в черте города. Самые дешевые квартиры — в микрорайонах Чижовка и Шабаны. Средняя цена квадратного метра — от $950.

Зеленый Ленинский

Небольшая территория Ленинского — всего 26 кв. км — на 210 гектаров покрыта зеленью и еще на 90 — водоемами. Население — 221,5 тысяча человек. Ленинский тянется от центра города на юг.

Сюда интересно ехать за знаниями о политике и международных отношениях. На территории находятся:

  • Президентская резиденция;
  • Исполком СНГ;
  • Посольства восьми стран мира;
  • Девять министерств;
  • Три университета;
  • Музеи и театры республиканского значения;
  • Стадион «Динамо»;
  • Памятники, скульптуры и скверы.

Внутри Ленинского есть два жилых микрорайона — Серебрянка и Лошица. Спальные кварталы окружены зеленью и водоемами. Инфраструктура предлагает учреждения культуры, образования, развлечений и услуг. Микрорайоны отдалены от центра, но сюда ходят автобусы, троллейбусы и трамваи.

Застройка многоэтажная, с высотностью от 5 до 19 этажей. Недвижимость здесь на треть дешевле, чем в центре. Есть как бюджетные квартиры в многоэтажных «панельках», так и элитное жилье.

Микрорайон Серебрянка

Молодой Московский

Площадь самого молодого Минского района — почти 29 квадратных километров, население — 311 тысяч человек. Это второй по густонаселенности городской район и численность его постоянно увеличивается.
Причина тому — хорошо развитая инфраструктура, рабочие места и современные жилые кварталы. Сюда курсируют все виды минского транспорта и работают восемь станций метро.

В Московском всего два крупных парка, но на улицах много скверов и засаженных деревьями аллей.
В районе четыре жилых микрорайона. Застройка делится на два типа: современные высотки и исторические здания. Недвижимость в исторических постройках обойдется на 25 % дороже, чем в новостройках.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В Московском находится «Минский тюремный замок», построенный в 1825 г. Сегодня в нем работает СИЗО №1. Во времена сталинских репрессий замок был местом казни. После стал местом исполнения наказаний. Только в период с 1991 г. по сегодняшний день там казнили более 400 человек. Количество смертей до 1991 г. официально так и не сосчитали. В настоящее время «Замок» выполняет свое прямое назначение — смертная казнь в Беларуси существует до сих пор.

Читайте также:
Налог на жильё может быть отменён во Франции

Московский район Минска

Спальный Октябрьский

Небольшая территория в 22 кв. км вместила почти 159 тысяч человек. Октябрьский начинается в центре города и заканчивается Минской КАД.
Специфика района — транспортная. Здесь располагается железнодорожный вокзал и раньше был аэропорт. В 2019 г. его закрыли и сейчас на его месте ведется активная застройка жилищного фонда.

Здесь прекрасное транспортное покрытие и развитая инфраструктура. Детские сады, школы, несколько вузов, три стадиона, развлекательные, спортивные и культурные учреждения. Есть три станции метро, электрички, троллейбусы, трамваи и автобусы.
Несмотря на закруженную транспортную систему и несколько работающих на территории промышленных предприятий, в Октябрьском много зелени и его считают одним из самых чистых в городе и благоприятных для жизни.

В его составе четыре жилых микрорайона. Цены на недвижимость держатся в районе «спальных» стандартов — $1100-1300 за квадрат. Большая часть застройки Октябрьского — типовые многоэтажные «панельки».

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Гордость Октябрьского — Привокзальная площадь со своей масштабной архитектурой. Из двух башен комплекса одна принадлежит Октябрьскому району, вторая — Московскому.

Комплекс «Ворота Минска»

Пустынный Партизанский

Партизанский берет начало в центре города и заканчивается далеко за МКАДом. Это самый большой район Минска. Площадь его почти 65 кв. км. При такой площади Партизанский — самый слабозаселенный в городе. Там живет чуть больше 99 тысяч человек.
Специфика района — промышленность. Здесь 20 крупных производств и научно-исследовательских институтов.

Несмотря на промышленную направленность, Партизанский — хороший район для жизни. Здесь развита инфраструктура. Школы, садики, несколько вузов, супермаркеты, развлекательные учреждения и даже десять поликлиник. В районе свежий воздух и несколько лесопарков.
Единственный минус жизни здесь — недостаточно развитая наземная транспортная сеть. Станция метро всего одна, хотя городские власти планируют открытие второй линии. Есть автобусы, троллейбусы и трамваи.
На территории есть пять жилых микрорайонов. Цена на недвижимость такая же, как в большинстве спальных районов Минска.

Жилая часть Партизанского района

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Минские власти вместе с ГАИ активно популяризируют велосипедную культуру. В городе строят дорожки, парковки и проводятся спортивные мероприятия. По опросам в 2019 г. количество велосипедов в городе превышало количество машин. В среднем один велосипед на 1,9 человека.

Экологически чистый Первомайский

Первомайский любим местными за обилие зелени и чистый воздух. Территория его — 33 кв. км, население — 237,5 тысяч. Это третий по плотности населения район Минска.

Первомайский удален от центра, но там прекрасно развита транспортная сеть, включающая в себя шесть станций метро. В Первомайском шесть спальных микрорайонов, все они расположены в живописных зеленых зонах. Эту часть города любят молодые семьи с детьми за хорошую экологию и количество детских садов и школ.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. «Жемчужина» Первомайского — национальная библиотека Беларуси — один из самых необычных архитектурных объектов в стране.

Национальная библиотека Беларуси

Исторический Советский

Советский район — самый маленький в Минске. Площадь его всего 20 кв. км при населении чуть менее 163 тысяч человек. Треть района — зеленые зоны. На севере Советского расположилось Цнянское водохранилище.

Советский относится к исторической части Минска. Здесь хорошо развиты инфраструктура и транспортные маршруты. Городские власти планируют провести сюда вторую ветку метро.
Застройка разнообразная. Есть «хрущевки», постсоветские «панельки» высотой в 7-19 этажей и современные новостройки.
Недвижимость здесь — одна из самых дорогих в городе. Старая «хрущевка» стоит в районе $1600 за квадрат. Самая дорогая недвижимость района — особняки вдоль Цнянского водохранилища.

Элитное жилье на Цнянском водохранилище

Переполненный Фрузненский

Занимает всего 43 кв. км, на которых живет 470,5 тысяч человек. Фрузенский — самая густонаселенная часть Минска, которая напоминает «город внутри города». Сотни супермаркетов и магазинов, развлечения, образование, культура, детские учреждения, развитое транспортное сообщение. Все это стало причиной для плотного заселения района.

Застройка здесь разнообразная. «Брежневки», «хрущевки», постсоветские «панельки», многоэтажные новостройки. Цены — одни из самых лояльных. Квадратный метр обойдется в $1200-1500.

Жилая застройка Фрунзенского

Исторический Центральный

Площадь района — всего 22 кв. км, население — 124 тысячи человек. Центральный называют «сердцем» города. Здесь находится большая часть минских достопримечательностей:

  • Семь площадей
  • Парки и скверы;
  • Троицкое предместье;
  • Минская ратуша;
  • Памятник Победы на одноименной площади;
  • Собор Пресвятой девы Марии;
  • Остров слез;
  • Минск-Арена;
  • Кафедральный Собор и многие другие.

Инфраструктура развита на уровне центра города. Здесь сосредоточились лучшие образовательные, спортивные, культурные и досуговые учреждения, развлекательные центры, парки и скверы, гостиницы, кафе и рестораны. Центр Минска отличает его благоустроенность и зелень. Почти половина района — это зеленые насаждения и водоемы.

В центре самая дорогая в городе недвижимость. Квадратный метр новостройки стоит от $1500, вторичного жилья — от $2000.

Проспект Победы

Вопросы и ответы

Вместо заключения ответим на самые частые вопросы о районах Минска.

— Где в Минске самая дешевая недвижимость?
В Заводском районе города. В частности, в микрорайонах Чижовка и Шабаны.

— Какая часть Минска самая «зеленая»?
Ленинский и Первомайский районы. Большая их часть — лесопарковые зоны.

— Есть ли в Минске небезопасные районы?
Да. В микрорайоне Шабаны, что в Заводской части города, высокие показатели уровня преступности.

— Какой район города предлагает самую дорогую недвижимость?
Центральный и Советский районы.

— Где в Минске самая развитая инфраструктура?
Во всех районах города. Минск развивается по европейским стандартам, поэтому даже удаленные спальные районы имеют хорошо развитые транспортные развязки и инфраструктуру.

Троицкое предместье

Районы и пригороды Минска. Лучшие локации для жизни и отдыха

Какой район Минска лучше для проживания?

Площадь Минска — 349 квадратных километров, это, к примеру, одна треть Москвы без учета присоединенной Новой Москвы, или же одна седьмая часть столицы России, включая Новую. В Минске официально проживает около 2 миллионов человек, каждый год прирост составляет 10–20 тысяч, но еще ни разу двухмиллионная отметка не была пройдена. Во всей Минской агломерации живут примерно 2,65 миллиона человек.

Читайте также:
В Грузию разрешается ввозить и вывозить личные вещи, максимальный вес которых может достигать 100 килограмм

Официальные границы города включают в себя много незаселенных земель за пределами Минской кольцевой автодороги, но чаще всего, обиходно говоря про Минск, минчане понимают территорию внутри МКАД (ее протяженность — 56 километров) и два выступа за нее — на северо-востоке и юго-востоке.

Минск административно делится на 9 районов: Заводской, Ленинский, Московский, Октябрьский, Партизанский, Первомайский, Советский, Фрунзенский, Центральный.

  • Районы отличаются между собой и по площади, и по численности населения: разница может быть двукратной.
  • Самый большой район по площади и населению — Фрунзенский: 43 квадратных километра и 463 тысячи человек, самый маленький — Советский (13,7 квадратных километра), а самый малонаселенный — Партизанский (98 тысяч).
  • Деление на районы почти не используют в повседневной жизни (одно из исключений — поиск жилья на сайтах агентств). Редкий минчанин по названию улицы скажет, в каком районе она расположена.
  • Напротив, деление на микрорайоны используется повсеместно; в Минске около тридцати окраинных спальных микрорайонов, большинство из которых еще имеет и цифровые индексы.

Лучшие микрорайоны и крепкие стереотипы

За минскими микрорайонами в сознании горожан закрепляются стереотипные представления. Шабаны — это на выселках, где живут заводские работяги. Лебяжий — район новостроек с нестандартной архитектурой. В Каменной Горке живут те, кто получил льготное жилье. Уручье считается районом более высокого класса с хорошей инфраструктурой. Малиновка стала домом для переселенцев с чернобыльских земель. Серебрянка густо застроена пятиэтажками, утопающими в деревьях. Сухарево находится в пределах МКАД, но очень далеко, и т.д. Эти стереотипы имеют под собой некоторые основания, но отличия между микрорайонами в плане обустройства и характера их жителей выражены на самом деле не настолько сильно.

Город застраивался в целом от центра к окраинам, но неравномерно. Чижовка, которая прижалась к кольцевой на юге города, застроена пятиэтажными хрущевками, а микрорайон в самом центре, в районе станции метро «Институт культуры», — это более поздние девятиэтажные брежневки. Полные хрущевок кварталы в районе улиц Розы Люксембург и Харьковской, Волгоградской и Карастояновой, микрорайоны Чижовка и Серебрянка, Восток и Зеленый Луг. Хрущевки в Минске не реновируют и не сносят, лишь по очереди делают капремонт. Соответственно, в этих районах немало жителей старшего и пожилого возраста. В Каменной Горке действительно полно многодетных семей и мало садиков-школ. А кварталы «Магистр» и ПВТ (Парк высоких технологий) преимущественно населяют молодые семьи научных работников и программистов соответственно.

В нескольких районах города остались двухэтажные сталинки, их потихоньку сносят, несмотря на протесты местных жителей. Уцелели такие дома в районе Оперного театра (Осмоловка) и Тракторного завода. Трех- и четырехэтажные сталинки можно найти вдоль проспекта Независимости, улицы Маяковского, Партизанского проспекта. Кроме того, в Минске осталось много частного сектора: одноэтажные деревянные домики встретишь в Чижовке и Слепянке, Сельхозпоселке и Грушевке, в районе улиц Орловская, Харьковская, Долгиновского тракта.

Во всех районах города ведут точечное уплотнение, и тогда среди сталинок, хрущевок и брежневок появляются новые жилые высотки и офисные здания. Поэтому практически в любой точке города можно найти как старые дома, так и современные. Например, в стереотипно заводских Шабанах находится 16-этажный офис Wargaming.

Некоторые районы начали застраиваться многоэтажками уже в новом тысячелетии: раньше на их месте был либо частный сектор, либо чистое поле. Так появились крупные микрорайоны Брилевичи, Лебяжий/Ржавец, идет очень активное освоение Грушевки. Две главных городских магистрали, вдоль которых в последнее время выросли такие новые районы, — это проспекты Победителей и Дзержинского. Здесь много каркасных и монолитных домов, построенных по индивидуальным проектам, а стандартные панельки от минского домостроительного комбината МАПИД задвинуты подальше. Читайте, как живется молодой паре в таком новом микрорайоне.

В северной части Минска сосредоточены районы с коттеджными поселками: Цнянка, Зацень; есть несколько участков с клубными поселками — в районе улиц Жасминовая и Стефании Станюты.

Между соседними микрорайонами может не быть кратчайшей транспортной связи: либо далеко в объезд, либо пешком (Серебрянка — Чижовка, Лошица — Курасовщина, Лебяжий — Масюковщина).

Экология

Какой район Минска лучше с точки зрения экологии? Традиционно более «зелеными» и экологичными считаются районы, расположенные в северной и восточной части города: Советский (вдоль проспекта Победителей), Центральный (Цнянка), Первомайский (Зеленый Луг, Уручье), часть Партизанского (Степянка).

Напротив, районы на юге и юго-западе столицы считаются менее чистыми: Октябрьский (Курасовщина, Колядичи), Заводской (почти целиком), — там работает много крупных производств, которые так и не вынесли за пределы города. Окрестности тракторного, автомобильного, моторного, подшипникового заводов, Шабаны и Курасовщина в целом — места, где заводских труб особенно много.

Но от дыма и неприятного запаха можно страдать и в центре Минска, и даже на сравнительно зеленых окраинах. Например, недалеко от вокзала коптит небо ТЭЦ-2, а в районе станции метро «Молодежная» и нового жилого квартала повышенной комфортности «Каскад» изрядно пахнет Радиаторный завод. Жителям Сухарево и Малиновки у МКАД может доставаться от ТЭЦ-4, а Чижовки — от свалки Прудище, которую только в этом году закрыли.

Пригороды, в которых живут Депардье и чиновники

Руководство страны и города несколько раз принимало и изменяло программы развития городов-спутников: предполагалось, что многие минчане уедут жить в спутники, а на работу станут каждый день добираться в Минск. По многим причинам (плохая транспортная доступность при расстоянии в 25–50 километров, высокая стоимость жилья, слабо развитая инфраструктура и т.п.) города-спутники Дзержинск, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, Заславль осваиваются плохо.

За пределами городской черты Минска со всех сторон расположен Минский район — это отличает наш город от Москвы и, частично, Киева, где за пределами столицы начинаются земли других районов. Ближние пригороды Минска считаются лучшими и застраиваются и развиваются намного быстрее, чем города-спутники: это Ждановичи, Тарасово, Цнянка, Копище, Сеница, Озерцо, Колодищи и др.

Читайте также:
Изумрудный рай — Зеленый мыс Батуми

Самый крупный такой пригород — Боровляны. В Боровлянской агломерации проживает около 60 тысяч человек, но это даже не город, а несколько деревень: Боровляны, Лесной, Зеленый Бор, Опытный, Лесковка, Курганы. Они представляют собой одну сплошную застройку. Власти пока не стремятся ни объединить эти деревни в одно поселение, ни предоставить Боровлянам статус города.

Во многие минские пригороды ходят городские автобусы, можно доехать по обычному тарифу, но даже до ближних районов внутри МКАД ехать с полчаса. Поездка из центра Боровлян до центра Минска на такси потянет на 10–12 рублей (5–6 долларов). В большинстве таких пригородов делать и смотреть почти нечего: интересной архитектуры и мест притяжения туристов нет, специально из Минска туда ехать не стоит. Зато в тех же Боровлянах есть несколько крупных медицинских центров, больниц и онкологический центр, с которым у многих минчан ассоциируется слово «Боровляны».

Некоторые поселки под Минском застраиваются не комплексно, а по чуть-чуть, и тогда среди частных коттеджей вырастают отдельные кварталы и жилые комплексы с собственными именами, которые позиционируются как комфортное и отчасти элитное жилье для минчан, уставших от городской суеты.

У такого жилья есть свои весомые плюсы и минусы. Скажем, Новая Боровая в Копище построена вплотную к городской черте. Одни считают ее резервацией с раскрашенными панельками, другие — современным европейским районом.

Жилой квартал «Пирс» в Ратомке — нестандартные таунхаусы и виллы, но строящиеся вплотную к шумной автомагистрали. Есть еще «Вясёлка» в Прилуках, «Озерцо» в одноименном поселке и др. Подразумевается, что у живущих тут есть автомобиль (а то и не один): до Минска довольно далеко, до электрички тоже, а пригородные автобусы и маршрутки ходят редко.

Участки под индивидуальную застройку вокруг Минска распродают с аукционов, и с каждым годом интересных и красивых мест остается все меньше. Некоторые места в пригородах или в самом Минске кое-кому достаются бесплатно. Обычно это высокопоставленные чиновники, спортсмены, артисты.

  • Например, в августе 2019 года дорогой участок на берегу Минского моря получил Жерар Депардье, его соседкой стала четырехкратная олимпийская чемпионка по биатлону Дарья Домрачева.

Вам может понадобиться:

Если вы планируете передвигаться по городу на общественном транспорте – жмите сюда

Карта Минска подробно с улицами, домами и районами

Минск на карте – спутник и схема

На странице изображена интерактивная карта города Минск с улицами и домами. Минск — известный город в Европе, славящийся богатой историей, архитектурой и культурными деятелями. Для масштабирования географической карты используйте кнопки (+) и (-) в левой части. На карте города Минск можно смотреть станции метро, магазины, аптеки, заправки, маршруты.

Территориальное устройство на карте

Столица Белоруссии, административный центр Минской области и Минского района

Город Минск разделен на 9 районов:

  • Центральный район
  • Советский район
  • Первомайский район
  • Партизанский район
  • Заводской район
  • Ленинский район
  • Октябрьский район
  • Московский район
  • Фрунзенский район

Справочная информация

Дата образования: 1067
Площадь кв. км.: 348,84
Население: 1 959 781
Индекс: 220000-220141
Телефонный код: +375 17
Автомобильный код: 7
Код ОКАТО:

Минск – вокзалы

Адрес вокзала Вид
1 г. Минск, ул. Бобруйская, 6 Автовокзал

На карте Минска со спутника видно, что он находится на небольшой возвышенности. Она образовалась за счет древнего движения ледниковых масс и оседания различных слоев при этом. Высота составляет 220 м. Наивысшая точка 280 м, находится на ул Лещинского 8, и ее можно найти на подробной карте г. Минска.

Огромный и растянутый город

Сам город располагается в центре Беларуси, являясь его столицей. Занимает огромную площадь и вмещает 2600 000 человек (включая прилегающие села). На карте Минска по районам выделяется девять административных частей города. Центральный район занимает северную сторону мегаполиса. Удаленным является Заводской район, размещающий большое количество промышленных предприятий. А Октябрьский даже территориально разделен с городом и находится за местным МКАДом.

В столицу Беларуси ежедневно приезжают тысячи людей. Это туристы, путешественники и рабочие, ищущие новые возможности. У приехавших в мегаполис обязательно должна быть при себе карта-схема Минска, ввиду огромной площади и сотен маршрутов. Местные жители знают хорошо только свой микрорайон, поэтому подсказать дорогу в другую часть города или расположение какого-то объекта не всегда смогут. Но имея при себе карту Минска с улицами и домами, можно самостоятельно найти интересующие здания или предприятия. Путешествие по городу принесет приятные впечатления, а не стресс из-за потерянности в крупном мегаполисе.

Карта Минска — паутина улиц, дороги и магистрали

Карта Минска с улицами похожа на паутину. Город окружает огромный по протяженности МКАД, разгружающий движение по центральным проспектам, и перенаправляющий большой поток грузовиков. Плотность проезжающих объясняется не только столичным статусом, но и географическим положением города, через который можно добраться:

  • до Москвы по международной трассе «М1»;
  • на запад от мегаполиса уходит дорога с выездом к «Р56» на Вильнюс;
  • трасса «М5» соединяет Минск, Гомель и столицу Украины — Киев;
  • маршрут «Р11» ведет к Бресту и далее в польскую Варшаву;

Сам город располагает около 1300 улицами и проспектами. Четыре полукруга, состоящие из ул. Орловская, Аэродромная, Ваупшасова, и проспект Пушкина, образуют еще одно внутреннее дорожное кольцо.

Главной «артерией» города является пр. Независимости. Он растянулся по столице на 15 км. Находится в северо-восточной части Минска. Примечательно, что формирование проспекта началось еще в XVI веке. Современный пр. Независимости — это широкая полоса с сотнями фонарей, зелеными полосами газонов и деревьев, пролегающая мимо высоток и административных зданий. На нем разместились светящиеся витрины магазинов и частные компании адвокатов и риэлторов.

Первое, что видит приехавший на ЖД Минска путешественник, это — ул. Кирова. На ней расположены «Ворота города». Предполагалось, что именно ул. Кирова будет основным проспектом. На ее участке находится красивый парк Горького. Мощеная брусчатка, стволы деревьев, огороженные коваными элементами, и невысокие старинные домики, делают ее приятной для прогулок и знакомства с древней частью Минска. При наличии карты города можно спокойно осмотреть эти популярные места и найти дорогу обратно.

Читайте также:
Время полета Москва — Улан-Удэ

Детализация города — карта Минска с домами

Карта Минска с номерами домов пригодится в поиске конкретных архитектурных объектов, которыми славится мегаполис. Например, по адресу пл. Свободы 2 находится городская ратуша. Старинное здание с колонами и балконом, окрашенное в белый цвет. На башне, традиционно, имеются часы. Но учитывая время постройки — 1600 г, они представляют большую редкость.

По ул. Советская 15 расположен католический костел Симеона и Елены. Красивое высокое здание из красного кирпича в неоготическом стиле с элементами модерна. К нему съезжаются тысячи паломников каждый год. Карта Минска с домами может привести на пл. Парижской Коммуны 1, где стоит Большой театр оперы и балета. Помпезное здание с лепниной и изящными фигурами на фасаде. Ночная подсветка в холодно-голубом тоне превращает его во дворец.

Город богат на площади, соборы и музеи. Часто посещаемые места это:

  • площадь Независимости;
  • собор Петра и Павла;
  • Привокзальная площадь;
  • стадион Минск-Арена;
  • Национальная библиотека;
  • Центральный ботанический сад.

С картой Минска можно составить план, чтобы максимально осмотреть большую часть достопримечательностей за короткое время.

Экономический вид града

Минск является промышленным гигантом и выпускает 18% всей продукции страны. Одним из самых известных предприятием является «Минский Автомобильный Завод (мАз)». Если использовать Яндекс карты Минска, то легко можно найти адрес объекта: пер. Промышленный 7. Для этого есть специальная строка для поиска предприятий и организаций. Она будет полезна для ищущих работу, чтобы знать как добраться на собеседование. В целом, в городе ежегодно выпускается около:

  • 20 000 грузовых авто;
  • 60 000 тракторов;
  • 2 000 автобусов;
  • 106 000 двигателей;
  • 166 000 велосипедов;
  • •172 троллейбуса;
  • 6 000 мотоциклов.

Находится здесь и прославленный завод «Луч», чьи часы ценятся и носятся десятилетиями. Их флагманский магазин расположен на пр. Независимости 18. Найдя его на карте, и посетив, можно приобрести себе долговременную вещь. Город производит телевизоры и DVD устройства на заводе «Горизонт». Холодильники и бытовые приборы сходят с конвейера «Атланта». И конечно, работает тракторный завод «МТЗ». Имея карту Минска при себе, можно смело путешествовать и искать работу в этом большом и красивом городе.

Административное деление Минска

Содержание

Административное деление Минска

История [ ]

Административное деление Минска было организовано в 1938 году в связи со значительным ростом населения города (218 тыс. человек).

Постановлением ЦИК БССР от 17 марта 1938 года были созданы Сталинский (с 2 ноября 1961 г. Заводской), Ворошиловский (с 2 ноября г. Советский) и Кагановичский (с 20 июля 1957 г. Октябрьский) районы.

В настоящее время территория Минска делится на 9 административных районов:

  1. Центральный район ( белор. Цэнтральны раён )
  2. Советский район ( белор. Савецкі раён )
  3. Первомайский район ( белор. Першамайскі раён )
  4. Партизанский район ( белор. Партызанскі раён )
  5. Заводской район ( белор. Завадскі раён )
  6. Ленинский район ( белор. Ленінскі раён )
  7. Октябрьский район ( белор. Кастрычніцкі раён )
  8. Московский район ( белор. Маскоўскі раён )
  9. Фрунзенский район ( белор. Фрунзенскі раён )

Центральный район [ ]

Центральный район образован в 1969 году . В современных границах с 1977 года . Расположен в центральной части города по берегам р. Свислочь и Комсомольского озера, на северо-западе от Октябрьской пл. до кольцевой автодороги между улицами Карастояновой, Кропоткина, пр. Машерова, пр. Независимости, улицами Урицкого, Романовская Слобода, Мельникайте и пр. Победителей. Основные магистрали — проспекты Независимости, Победителей, улицы Червякова, Ворошилова, Богдановича.

На территории района 14 промышленных предприятий, 13 строительных организаций, 22 проектных и научно-исследовательских института.

Выставочный павильон БелЭкспо

На территории Центрального района находится древний центр города. Ведутся реставрационные работы по воссозданию облика исторического центра Минска.

На территории района установлены монумент Победы, сохранились памятники архитектуры.. На территории района расположены две главные выставочные площадки города — павильоны Национального выставочного центра БелЭКСПО, центральный детский парк им. Максима Горького .

Советский район [ ]

Советский район образован в 1938 году . В современных границах с 1977 года . Расположен в северной части города между улицами Карастояновой, Кропоткина, проспектом Машерова, улицами Козлова, Платонова, проспектом Независимости, улицами Сурганова, Я. Коласа. Основные магистрали: просп. Независимости, улицы Богдановича, В. Хоружей, Я. Коласа, Сурганова. Площадь около 1,3 тыс. га, в том числе около 500 га зелёных насаждений.

Главное здание Академии Наук Беларуси

На территории района 13 промышленных предприятий, в том числе производственные объединения им. В. И. Ленина, вычислительной техники, полиграфическое, трикотажное, заводы «Ударник» и «Промсвязь»; 19 строительных организаций, в том числе наиболее крупные — стройтресты № 7, № 35, «Спецсельстрой», спецтрест «Белпромналадка», объединение «Западтрансгаз»; проектные организации и НИИ.

На территории района установлены памятник Якубу Коласу , памятники Герою Советского Союза Б. С. Окрестину ( 1977 ), студентам и преподавателям БПИ (сейчас — Белорусский национальный технический университет , погибшим во время Великой Отечественной войны ( 1967 , создан студентами института); сохранились памятники архитектуры — Златогорский костёл , церковь Александра Невского .

Первомайский район [ ]

Мозаика на высотных зданиях. Микрорайон Восток-1

Первомайский район образован в 1969 году . В современных границах с 1977 года . Расположен в северо-восточной части города между ул. Я. Коласа и массивами Ботанического сада и парка им. Челюскинцев.

Основные магистрали: проспект Независимости , ул. Я. Коласа, К. Калиновского , Волгоградская, Логойский тракт.

Площадь 2640 га, в том числе около 500 га зелёных насаждений, 10 га водной поверхности. Численность населения района на 1 октября 2005 г. составила 213,7 тысячи человек.

Национальная библиотека Беларуси

На территории района 12 промышленных предприятий, в том числе часовой завод, маргариновый завод, «Термопласт»; Национальная академия наук , 17 НИИ; 10 проектных организаций, 7 конструкторских бюро; киностудия «Беларусьфильм» .

Здесь же расположено новое здание Национальной библиотеки и Детская железная дорога .

На территории района разместится белорусский Парк высоких технологий

На территории района установлены памятники М. И. Калинину ( 1978 ), бюст трижды Героя Социалистического Труда Я. Б. Зельдовича ( 1978 ), обелиск на братской могиле жертв фашизма, находятся братские могилы воинов Советской Армии, партизан и мирных жителей ( 1963 ; 1955 ).

Партизанский район [ ]

Партизанский район образован 8 апреля 1977 года . Назван в честь героической партизанской борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны . Расположен в восточной части города, между ул. Ф. Скорины, Филимонова, Столетова, Козлова, проспектом Независимости , ул. Красноармейской, Пулихова, Партизанским пр., ул. Ванеева, Ваупшасова, Радиальной, Переходной. Основные магистрали — ул. Козлова, Ваупшасова, Радиальная, проспект Независимости.

Читайте также:
Статьи с тегом: Шенгенская виза

Численность населения района на 1 января 2007 г. составила 98,3 тысячи человек.

По территории района проходит Слепянская водная система , входящая в состав Вилейско-Минской водной системы .

В районе расположены 16 промышленных предприятий, строительные организации и 4 НИИ.

Установлены памятники А. М. Горькому ( 1981 ), К. Э. Циолковскому ( 1965 ), Ф. Э. Дзержинскому ( 1972 ), К. Заслонову ( 1971 ), бюсты Зои Космодемьянской и Александра Космодемьянского, Марата Казея , памятник-трактор ( 1971 , на территории тракторного завода).

Заводской район [ ]

Заводской район образован в 1961 году . В современных границах с 1977 года . Расположен в юго-восточной части города по обе стороны Партизанского пр. Основные магистрали — Партизанский пр., улицы Плеханова, Ангарская, Кабушкина, Ташкентская. Площадь 2980 га, из них 233,5 га зелёных насаждений , около 200 га водной поверхности. Численность населения – 239 тыс. человек.

На территории района 17 промышленных предприятий, в том числе Минский автомобильный завод , подшипниковый завод, производственные объединения «Минскжелезобетон», «Минскдрев», по выпуску игрушек «Мир», «Белсчёттехника», ТЭЦ-3, молочный комбинат, зеркальная фабрика; 22 строительно-монтажные организации, в том числе объединение «Минскпромстрой»; 7 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, зоопарк.

В состав района входят микрорайоны Чижовка , Шабаны , Ангарская .

На территории района установлены памятники В. И. Ленину ( 1948 ), участникам Минского коммунистического подполья братьям Гвидону и Борису Евдокимовым ( 1970 ), бюсты Н. А. Кедышко ( 1971 ), О. В. Кошевого ( 1973 ), Е. И. Чайкиной ( 1950 ), М. Казея , Л. Герасименко, К. Голикова, Н. Гойшика ( 1966 ).

Ленинский район [ ]

Ленинский район образован в 1951 году , назван в честь В. И. Ленина . В современных границах с 1977 года . Район расположен по обеим сторонам реки Свислочь, от проспекта Независимости на юг к Минской кольцевой автодороге .

Основные магистрали: пр. Независимости, улицы К. Маркса, Маяковского. Площадь 1887 га , в том числе 202,3 га зелёных насаждений, 93 га водной поверхности.

На территории района 14 промышленных предприятий. До революции на территории района находилась рабочая окраина Ляховка .

В здании Минского городского театра проходили Второй съезд армий Западного фронта и Первый Всебелорусский съезд Советов . В здании по ул. Подгорной (ныне ул. К. Маркса) в марте 1917 г. была организована народная милиция Минска во главе с М. В. Фрунзе .

Установлены памятники Ф. Э. Дзержинскому ( 1954 ), С. И. Грицевцу ( 1955 ), юным подпольщикам братьям Сенько ( 1973 ).

В состав района входят микрорайоны Серебрянка , Лошица .

Октябрьский район [ ]

Октябрьский район образован в 1938 году . В современных границах с 1977 года . Расположен в южной части города между железной дорогой Минск — Гомель , ул. Свердлова, Ленинградской, Бобруйской, Московской и железной дорогой Минск — Брест ; в его состав входит промышленный район Колядичи , а также территория Национального аэропорта «Минск» и посёлка Сокол , находящихся в 40 километрах от города. Основные магистрали района : ул. Московская, Чкалова, Брилевская, Казинца, Корженевского, Аэродромная, Кижеватова. Площадь 2100 га, в том числе зелёных насаждений 518 га.

На территории района расположены следующие культурные объекты: Академия управления при Президенте Республики Беларусь , Белорусский университет культуры , медицинское училище № 2 и художественное училище, а также 5 ПТУ и 17 школ.

В районе размещено 18 промышленных предприятий, среди них производственное объединение «Интеграл» , завод керамической плитки «Керамин» , «Стройматериалы», мясной промышленности , заводы — химический, опытно-экспериментальный «Мясомолмаш», монументального скульптурного и промышленного литья, «Электроника» , авиаремонтный, мясоперерабатывающий, опытное комплексное рыбоперерабатывающее предприятие, 19 научных и проектно-конструкторских организаций.

На территории района установлены: памятник Герою Советского Союза лётчику Т. Ромашкину ( 1965 ); мемориальная доска на доме, где жили писатели Змитрок Бядуля и Максим Богданович . Сохранился памятник архитектуры XIX века — городская усадьба « Белая дача ». В состав района входит микрорайон Курасовщина .

Московский район [ ]

Московский район образован в апреле 1977 года . Расположен в юго-западной части города между железнодорожной магистралью Минск — Брест и улицами Городской Вал, Кальварийской, Харьковской, включая площадь Независимости . Основные магистрали: пр. Дзержинского, им. Газеты «Правда», ул. Московская, Железнодорожная, К. Либкнехта, Щорса, Р. Люксембург. Площадь около 1,8 тыс. га, в том числе 46,7 га зелёных насаждений.

На территории района расположено 21 промышленное предприятие, в том числе крупнейшие производственные объединения: обувное «Луч» и «Минмедпрепараты», кожгалантерейная фабрика, комбинат силикатных изделий, Минский вагоноремонтный завод ; 31 строительно-монтажная и наладочная организация, в том числе 9 трестов и 2 объединения; 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и конструкторских бюро, в том числе «Минскпроект», Белгипропищепром, Белгипроторг, «Белместпромпроект».

На территории района установлены памятники студентам и преподавателям БГУ, погибшим во время Великой Отечественной Войны ( 1975 ), погибшим студентам и преподавателям педагогического института ( 1975 , создан студентами вуза), мозаичное панно «Октябрь» ( 1974 ), мемориальный знак на месте гибели В. С. Омельянюка ( 1980 ); сохранилось здание Красного костёла ; в микрорайоне Юго-Запад-3 — восточнославянские курганы XI века .

На территории района расположены 99 учреждений образования всех типов — от детских садов и школ до гимназий и лицея, в которых обучается и воспитывается около 35 тысяч детей. [1]

Фрунзенский район [ ]

Фрунзенский район образован 17 апреля 1951 года . Назван в честь М. В. Фрунзе . В современных границах с 1977 года . Занимает северо-западную часть города. С северо-востока граница проходит по ул. Тимирязева, от ул. Ворошилова по линии застройки пр. Победителей до ул. Мельникайте, с юго-востока и юга по ул. Опанского до путепровода через железную дорогу Минск — Молодечно, затем по ул. Харьковской, улицам Прилукской, Глаголева, включает пос. Масюковщину.

На территории района находится одно из самых старых в городе кладбищ — Кальварийское с памятником архитектуры XIX века (брама 1840 года ).

На территории района 22 промышленных предприятия, 11 строительных организаций, автохозяйства. Работают научно-исследовательские и проектно-конструкторские организаций, предприятия коммунально-бытового обслуживания, в том числе производственные объединения «Беларусь» и «Труд», завод «Рембыттехника».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: