Аномальная зона пяти озер Омской области

Окунево загадочное место в России — пять озер Омской области

Россия славится своими водными ресурсами, и Омск не является исключением: на его территории расположились знаменитые «пять озер» Омской области.

Это мистическое, по мнению многих, место, окруженное множеством слухов и домыслов.

Описание, географическое расположение, карта

Омская область занимает менее 1% от всей территории России, ее площадь превышает 140 тысяч км. Одной из ее достопримечательностей является система «Пять озер».

Находится она в Муромцевском районе на границе между Омской и Новосибирской областями и включает в себя пять озер.

Объединяющим фактором является их общее происхождение и всевозможные легенды, которые с ними связаны. Некоторые считают, что озера также объединены подземной рекой.

Это вызвало предположение о «небесном» происхождении водоемов: некоторые исследователи предполагают, что на землю тогда упал крупнейший метеорит, осколки которого и «вырыли» несколько ям. Они в свою очередь во время ледникового периода наполнились водой.

Данилово озеро

Еще его называют Серебряным. Пожалуй, самое известное из группы «Пять озер». Местоположение — Кыштовский район, Новосибирской области. В диаметре водоём достигает одного км, глубина составляет 16 м, прозрачность достигает 5 м.

Последнее сильно отличает Данилово от соседей: вода настолько чистая, что может сравниться с горной. Прозрачный водоём практически без растительности.

Берега водоема пологие, заросшие тростником и рогозником. Там же вытянулись березы, сосны, осины.

На берегу можно взять напрокат катамаран и акваланг, однако вход к озеру платный — проехать бесплатно на берег не получится. У берегов водоема есть месторождения зелено-голубой глины, обладающей лечебными и косметическими функциями.

Линёво озеро

Озеро расположено западнее Данилова, возле него протекает река Тара. Его размеры намного скромнее: оно меньше почти в 2 раза, но это не мешает озеру привлекать туристов красотой пейзажей.

Глубина достигает 11 метров, прозрачность – 2,5 метра. На поверхности воды растут кувшинки, на берегу раскинулся сосновый лес с грибами, ягодами и множеством диких обитателей: утками, ежами, белками. В самом озере водится большое количество рыбы: щука, окунь, плотва, карп.

Среди отдыхающих Линево озеро пользуется наибольшей популярностью: тут разместились несколько туристических баз, есть места для спортивного отдыха и рыбалки. Например, прекрасная база отдыха «Куршавелька», где можно арендовать дом, палатку или просто стоянку и наслаждаться красотами природы.

Хоть это и не санаторий, но, благодаря целебному климату и чистейшей воде, можно смело утверждать, что эффект от пребывания в данной местности будет сопоставим с лечением в учреждении.

Не следует путать: в Курганской области есть озеро с таким же названием — Линево, которое славится своими рыбными местами и красивейшими пейзажами.

Щучье озеро

Далее на запад следует Щучье озеро – его можно найти в 2 км от Линева и в нескольких километрах от пос.

Петропавловка и деревни Надеждинка. Его размеры еще скромнее — в 2 раза меньше, чем у Линева озера, глубина достигает всего 6 метров.

В отличие от больших «собратьев» водоем очень тихий, почти безлюдный, лучше всего подходит для рыбалки: здесь водятся щука, карась, лещ, плотва.

Для любителей последней на берегу построены рыболовная и туристическая базы.

Шайтан-озеро

Второе название – Урманное, в переводе же это название означает «Чертово». Водоем находится возле деревень Инцисс и Окунёво и пользуется большим спросом среди туристов, несмотря на некоторые трудности в его достижении.

Оно окружено болотами, из-за чего выглядит практически недоступным. Единственный проход к воде – по деревянному настилу. Рыбы в водоеме немного, а вот грибов и ягод в соседних лесах довольно много. Купаться в нем также можно, но из-за проблем с проходом, мало кто решается на это.

Система пяти озёр считается аномальной зоной, здесь происходят странные вещи, магнитные и сейсмические колебания и прочие странности. Большинство туристов приезжают именно за загадками, а местные жители, стремясь расширить поток приезжающих, с радостью делятся рассказами о призраках, зарытых кладах и летающих тарелках.

Потаенное озеро

Второе названое Кривое. Место загадочное, малоизвестное. Это озеро в четверти километра от реки Тара, по левую сторону расположена деревня Окунево.

Озеро не отличается внешней красотой: оно небольшое и расположено в сильно заросшем краю. Однако в его водах водится в два раза больше рыбы, чем в выше упомянутых «соседях».

Также в систему иногда включают Безымянное озеро – оно расположено возле села Поречье. Вода в этом озере насыщенна кислородом, как и в Даниловом.

В Омской области находится озеро Скоково в Колосовском районе, а так же другие: Бакангуль, Пёстрое, Лебяжье, где когда-то обитало множество одноименных благородных птиц. Или богатое карасем Жилое озеро, в деревне Новосолдатка.

Легенды и загадки

О «пяти озерах» ходит множество легенд, которые манят туристов:

    1. Самая известная легенда – о происхождении водоемов от метеорита, расколовшегося при падении на пять частей. К сожалению, полностью опровергнуть или доказать эту легенду ученые пока не могут.
    2. Следующая легенда связана с первой: вода в Даниловом необычайно прозрачная, с большим количеством серебра. Отсюда и пошло второе название водоема – Серебряное. Легенда утверждает, что серебро принес на место водоема метеорит.
    3. Считается, что «серебряная» вода Данилова является исцеляющей и может вылечить такие тяжёлые кожные заболевания, как псориаз. Увы, но пока что медицина не подтвердила этот факт.
    4. Но не только первое озеро может похвастать целебными свойствами: легенда гласит, что человек, окунувшийся по очереди во все пять озер, полностью излечится от всех болезней и помолодеет. Исследователь водной системы Речкин даже связывал эту легенду со сказкой «О Коньке-горбунке» Ершова: его Иван-дурак также окунулся по очереди в три котла и похорошел, а бросившийся следом царь обварился.
Читайте также:
Карта Манилы, где находится Манила на карте мира

  1. Народная молва приписывает Шайтан-озеру не самую лучшую славу. Его называют поганым, гнилым. Считается, что кони не пьют из нее воду, так как в нем мертвая вода – эта легенда нашла отражение в сказках, где героя просили принести «мертвой» и «живой» воды. Купаться в нем также не рекомендовалось. Скорее всего, запрет был связан с болотами и невозможностью подойти близко.
  2. «Живая» же вода находится в первых трех озерах. Увы, полезные свойства были найдены только у Данилова, хотя их сила не подтверждена окончательно.
  3. В полный список озер не всегда входит пятое, Потаенное, имеющее форму правильного круга. Считается, что оно подпускает к себе не всех, а лишь избранных. Потому окунуться во все пять водоёмов для обретения силы было практически не под силу. Стоит отметить, что форма Кривого озера похоже на вытянутую подкову.

Все легенды сегодня легко можно услышать у местных жителей, а вот верить им или нет, каждый решает сам.

Научные исследования

С начала XXI века на «пять озер» было организовано около 9 экспедиций геофизиков и биофизиков, первая прошла в 2003 году.

В 2008 году прошла экспедиция от «Сибирского университета физической культуры и спорта». Она обратила внимание на Данилово озеро и взяла на пробу воду, также в ее задачи входило исследование дна для доказательства падения метеорита.

И хотя обе задачи до сих пор не решены, это дало толчок к исследованию водоемов. Сегодня желающие могут самостоятельно исследовать водоёмы, взяв напрокат акваланг. Кроме того, это позволило усилить интерес туристов к Пятиозерью.

Интересные факты

Но «пять озер» славятся не только своими тайнами и красивыми легендами:

  1. Писатель Ершов, автор «Конька-горбунка», жил в Омской области и наверняка не раз слушал про окунание в водоемы.
  2. Известна и вызывает повышенный интерес так называемая Окуневская аномалия: на фотографиях, выполненных туристами, отчётливо видны лишние непонятные предметы, например, огненные шары, лазерные лучи, дорожки огромных следов, похожих на птичьи, неведомо откуда взявшиеся и многое другое.
  3. Индийские мифы гласят, что именно в этом месте произошла великая битва между Рамой и Злом. Победивший герой Хануман получил в качестве награды Сибирь и установил неподалеку от Окунева храм, внутри которого хранился космический кристалл Мудрости.
  4. Считается, что упомянутый выше храм расположился именно на месте Шайтан-озера. Именно поэтому в конце ХХ века неподалеку неофициально обосновалась Раджни – последовательница индийского гуру Шри Бабаджи. Летом здесь проходит фестиваль «Солнцестояние».
  5. Во время исследования Данилова озера была обнаружена впадина, над которой навис «карниз» со старыми деревьями. Возможно, когда-то его дно было поверхностью земли, а после ушло вниз.
  6. На сегодняшний день считается, что метеорит мог врезаться в землю под углом. Об этом свидетельствует смещение земли на дне Данилова озера;
  7. В 2007 году было создано Муниципальное казенное учреждение «Пять озер — Муромцево», объединяющая все туристические базы и молодежные лагеря района.

Места для отдыха

Район «пяти озер» располагается в 200 км от Омска и в 800 км от Новосибирска, то есть путешественники могут остановиться в крупных городах и доехать до места.

Также стоит учесть, что местные жители во многом живут за счет туризма. Остановиться можно у них или же выбрать одну из многочисленных баз отдыха. Они могут располагаться прямо на берегу или в нескольких километрах, сдавать только комнаты или целые домики.

На берегах нескольких озер для туристов организованы пункты проката аквалангов и катамаранов, есть места для рыбалки. На официальном сайте можно найти подробную интересующую информацию, например, о том, где остановиться.

Интересные данные о пяти озерах Омской области смотрите в следующем видео:

Места силы в Сибири. Пять озер в Омской области

Пять озер — самое известное место в Омской области. Сюда едут не только жители области. Приезжают практически со всего мира. Озера расположены в Муромцевском районе. Расстояние от Омска до районного центра — Муромцево — около 210 км. А дальше надо выбирать направление.

Существует легенда о том, что когда-то в этом месте упали метеориты или пять частей одного метеорита. От падения возникли котлованы, которые заполнились водой. Не знаю правильная ли эта версия, но озера есть — четыре озера: Линево, Щучье, Данилово, Шайтан-озеро (или Урманное).

А пятое — так и называется — Потаенное. На картах Потаенного нет, дороги к нему нет, пляжа для туристов на озере нет. Наукой факт существования данного озера не признан. И вообще, путь туда, как говорят местные, открывается только тем, кого озеро принимаетк себе. Оно реально потаенное или это миф, удачно придуманный местными для привлечения туристов. Но в историю прочно название «Пять озер». И водка такая есть, также омского производства. Неплохая, но ну её…

Каждое из пяти озер по-своему уникально и наделено определенными качествами.

Как добраться на Пять озер

Тут вариантов особо нет. Или ехать из Омска, или из Новосибирска (это дальше). Из Омска на Пять озер дорога сначала хорошая, но ближе к Муромцево трасса пока не отремонтирована и тут изрядно потрясет. До Муромцева можно добраться и на рейсовых автобусах, но потом без машины толку не будет. Поэтому все едут именно на машинах.

Из Муромцево многие сворачивают налево до деревни Окунево (еще 30 км). Дорога убитая, после дождей без внедорожника туда вообще лучше не пытаться. Окунево стало местом паломничества туристов и представителей самых разных религий. Ни одно из указанных озер с Окунево не граничит, зато рядом расположен пуп Земли. Вы не знали!? да, пуп Земли находится в Омской области.

Читайте также:
Благоприятные дни для путешествий в сентябре 2022

Небольшой холм близ деревни Окунево известен ничуть не меньше Пяти озер. Место действительно уникальное. На нем стоит христианская часовня, Дхуни и Солнцеворот. Мусульман пока нет, но кто знает — может и они туда дойдут когда-то.

Окунево — центр, где грани религий еще видны, но расплываются. Здесь есть место и для славянских учений о родноверии, и христианам, и буддистам. Именно последние принести известность деревне Окунево.

Как Окунево стало известным

Окунево основано в 1770 году, тогда его называли Резино. Первоначально Окунево не представляла никакого интереса для представителей различных религий мира. Но однажды индийский гуру Шри Бабаджи из Хайдакхана поручил своей ученице Расме Розите найти месторасположение древнего храма бога Ханумана. Ей было сказано, что храм находится где-то в Сибири.

Расме Розите в итоге пришла в деревню Окунево Омской области. Тут она прожила несколько лет проводя ведические медитации, в результате чего пришла к выводу, что место расположения храма найдено. Постепенно в деревню начали стекаться многочиленные поклонники мистики и медитаций, сначала из России, а затем и со всего мира.

Сама Расма уехала, но её заменили последователи. Считается, что храм бога-обезьяны скрыт под землей. Это мнение подтвердил известный в Индии пророк Саи-баба. Российские исследователи аномальных явлений также уверены, что там расположено «сакральное место» — тайные ворота в параллельные миры.

Чем особенно Окунево

Окунево сейчас на вид обычная сибирская деревушка. Расположена она в живописном месте, на крутом берегу небольшой реки Тары. Но атмосфера тут особенная. С первого взгляда может показаться, что деревня полна чудиков:

  • то девушка в сари идет
  • то кто-то среди травы и летних цветов в позе лотоса сидит, медитирует
  • дядечка сидит на скамейке на улице и вырезает ложку там какую-то
  • другой ходит в вышитой свастикой рубахе (красиво, даже стильно на самом деле смотрится, и свастика на самом деле не то, о чем многие из нас думают)
  • все с тобой здороваются, прям на улице, хотя видитесь в первый раз

А заборы какую разрисованные есть у некоторых домов! За деревней то тут, то там на деревьях ленточки цветные — родноверы оставили или буддисты. Полянки, где явно шли гуляния.

В Окунево есть несколько гостевых домов, есть большая платная стоянка для палаточников. За территорией стоянки следят, но только с дровами у всех проблемы. Дрова или надо покупать, или ходить по окружающим лесам и искать. На этой же стоянке летом проходят этнографические праздники, самый известный — Солнцестояние 21 июня. Правда в 2016 году местные власти подменили его на другой праздник. Не знаю, будет ли дальше.

Так как палаточный городок стоит прямо на высоком берегу реки Тара, вечером по реке доносятся песнопения из ашрама буддистов, который расположен ближе в Шайтан-озеру.

Существует ли храм Ханумана и является ли холм пупом Земли — можно рассуждать долго. Но энергетика в Окунево действительно особенная и светлая какая-то.

Шайтан-озеро

На это озеро ближе всего именно из Окунево. Маршрут пеший, около 7 км. Местные вероятно знают как подъехать на машине ближе к Шайтан-озеру. Но для этого надо делать длинный объезд. Поэтому туристы нанимают проводника и идут пешком.

Всевозможные группы исследовали Шайтан-озеро. И не смогли определить его глубину! То есть оно как бы бездонное! В этом и состоит его главная особенность. Есть версия, что озеро сообщается с крупным и глубоким подземным каналом, ввиду чего любые средства измерения глубины водоема «тонут» и не находят дна.

Купаться в Шайтан-озере можно. Кто-то даже рыбачил, но снасти надо тащить с собой. Вода считается «мертвой» и особенных лечебных свойств не имеет.

Местные рассказали нам, что есть еще один путь из Окунево на Шайтан-озеро. Для этого надо выехать на машине из деревни и ехать вниз по течению километра два. Проблема в том, что дорого убита тракторами, а река вся в излучинах. А нужно найти нужную излучину, где оставить машину, переправиться через реку на лодке.

На том берегу есть поселение, буддиский ашрам, а от него деревянные настилы до самого озера.

Надувная лодка у нас была. Мы рискнули, но ту самую излучину в итоге проехали. Дороги туда практически не видно, т.е. это не накатанная колея — не рассчитывайте. Надо тщательно расспрашивать в деревне об ориентирах или брать проводника.

Линево

Чтобы продолжить свою поездку на Пять озер мы возвращаемся в Муромцево. Чтобы поехать в Окунево, напомню, надо было свернуть налево с дороги из Омска. Теперь берем вправо.

До озера Линево ехать километров 20. Дорога — старый, глинистый грейдер. Мы ехали через несколько дней после дождя, дорога была еще влажной. Машину ведет иногда, но встречек мало. Озеро Линево считается целебным местом. Размеры озера — 530×320 м.

Въезд на Линево теперь платный, территория обустроенная. В основном все приезжают с палатками, но можно снять и домик без особых удобств. Есть также гостевые дома. Магазинчик также найдется, но цены — ужас.

Озеро чистое, о чем лишний раз свидетельствуют кувшинки (признак чистой воды). Вокруг озера сосновый бор. Описать словами какой воздух там, где есть сосны, невозможно. Кажется, что по-настоящему, полной грудью, дышишь только в бору.

Берег озера Линево пологий, есть песчаный пляж. Можно позагорать. Найдется и по-интереснее развлечение — место, оборудованное для прыжков в воду.

Существует поверье, что в этом месте никто никогда не тонул, так как вода как будто выталкивает купающихся на поверхность. Это озеро славится еще и тем, что обладает целебным действием на пищеварительную систему, излечивает гастрит, расстройства желудка и кишечника.

Читайте также:
Самые солнечные российские города

Щучье озеро

Озеро Щучье расположено недалеко от Линево. Вода в нем такая же чистая и прозрачная. Считается, что вода озера помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также при головных болях.

Мы в своей поездке на Пять озер на Шучье не заезжали, поэтому пояснить лично не могу пояснить больше.

Озеро Данилово

Озеро Данилово является самым крупным из пяти озер. От Муромцева путь к нему нам показался даже длиннее, чем до Окунево. Хотя по карте от Линево около 15 км. Ехать все по тому же грейдеру, хотя его состояние постепенно все хуже и хуже с удалением от Муромцево.

С грейдера свернули направо, попали в деревню (название которой я не помню). У местных спрашивали как ехать. В итоге проехали всю деревню, она довольно большая, и попали на мостик. Хлипкий с виду мостик, но мы знали, что другой дороги нет. Все едут и мы проехали.

Кругом сосновый бор. Дорога просохла мало, то и дело встречались существенные лужи. Навстречу попались пару Лэнд Крузеров, а мы были на обычном седане (клиренс 12 см). Водители Крузаков с изумлением смотрели на нас, один даже что-то выкрикнул типа «куда ты мол на своей».

Но мы доехали. Благо среди деревьев до нас отдыхающие накатали колеи. По основной же дороге в некоторых местах ехать не возможно, я б не рискнул даже на Крузаке. Более того, видел на берегу озера праворульные машины, у которых дорожный просвет еще меньше.

Чем заняться на Данилово

Место красивое бесспорно. Воздух чистый. Также славиться целебной водой. На озере можно рыбачить.

Длина составляет всего 800 метров, а ширина – 450-500 метров. В некоторых местах глубина озера достигает 17 метров.

Вода очень прозрачная. Все, кто купался в озере, рассказывают, что вода очень мягкая, после купания ощущается прилив сил, а небольшие раны и ссадины быстро заживают.

Помимо целебной воды в Данилово есть голубая глина, которые также используют в лечебных целях . Об этом говорят многие: кожа получает увлажнение, раны заживают, нервная система приходит в норму, положительно влияют грязевые ванны на щитовидную железу и кровеносные сосуды, так как в глине содержится много полезных микроорганизмов. Они образуются в процессе гниения водорослей, и возможно, именно из-за этих водорослей получается такая целебная вода.

Въезд платный. Есть другой въезд, без шлагбаума, но как на него попасть — надо знать. Территория также обустроенная, как и на Линево. Есть домики и пара-тройка мини отелей. Но отели стоят на противоположном палаточному городку берегу.

Некоторые люди приезжают на это озеро набрать лечебной воды. Мы, например, встретили людей из Москвы.

По номерам машин вообще сразу видно насколько широка география путешественников, оказавшихся на Пяти озерах. Регионы самые разные, а не только Омская и Новосибирская область. Кстати, Данилово находится у самой границы Омской и Новосибирской области.

В заключении

Чудесные места, где находятся Пять озер, известны как зона активного появления НЛО. Это также привлекает сюда любителей всего неизвестного. Есть и другие загадки. Например, найдены захоронения людей со странными черепами (факт признанный наукой). Есть закрытая военными зона.

Неспроста буддисты пришли сюда! Что-то тут есть. Пять озер — место необычное и светлое.

Ан-132: технические характеристики, фото

31 марта 2017 года с киевского аэродрома Святошино совершил первый полет самолет-демонстратор Ан-132D (регистрационный номер UR-EXK, серийный номер 001) разработки украинского ГП “Антонов”. По завершении полета самолет совершил посадку на аэродроме “Киев-Антонов” в Гостомеле.

Самолет-демонстратор Ан-132D, который фактически является опытным образцом легкого турбовинтового транспортного самолета Ан-132, был построен на авиационном заводе “Антонов” (бывший “Авиант”) в Киеве, где был выкачен 20 декабря 2016 года.

Проект лёгкого транспортного самолета Ан-132 разрабатывается ГП “Антонов” в интересах Саудовской Аравии и предполагает создание “вестернизированной” модификации самолета Ан-32 с передачей саудовской стороне документации и интеллектуальных прав на нее. Согласно заявлениям разработчика, самолет предназначен для транспортировки различных грузов массой более 9 тонн на ближне- и средне магистральных маршрутах, а потребность рынка в нем составляет около 900 машин.

Соответствующее “Партнерское Соглашение о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии” было подписано ГП “Антонов” 1 апреля 2015 года с дочерней организацией Taqnia Aeronautics саудовской группы Taqnia, в присутствии саудовского принца Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда, президента Научно-технологического центра имени короля Абдулазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology) и председателя совета директоров компании по вопросам развития и инвестиций Taqnia. Заявлялись планы последующей организации производства 80 самолетов Ан-132 в Саудовской Аравии при участии ГП “Антонов” на предполагаемых к созданию на Taqnia Aeronautics производственных мощностях. Одновременно был подписан контракт № 7-192-15 от 1 апреля 2015 года на разработку конструкторской документации, передачи технологии и производство транспортного самолета-демонстратора Ан-132D для Саудовской Аравии.

Общая стоимость опытно-конструкторской работы контрактной продолжительностью 18 месяцев должна была составить составит 116 млн. долл., 40 млн. из которых заплатит саудовская сторона, а 76 млн. вложит ГП “Антонов”. После первого полета самолета-демонстратора арабские партнеры должны перевести еще 20 млн. долл. для проведения его испытаний, а доля украинской стороны составит на этом этапе 9 млн. долл.

Ан-132 – многоцелевой сухопутный всеаэродромный ближне- и среднемагистральный двухдвигательный турбовинтовой однофюзеляжный дозвуковой транспортный моно- высокоплан нормальной схемы 3-го класса.

Особенностью самолёта является его приспособленность к эксплуатации в различных климатических условиях, особенно в условиях жаркого климата, на высокогорных и неподготовленных аэродромах.

Читайте также:
Фотографии Исаакиевского собора

Выделенной чертой Ан-132 является возможность его эксплуатации с песчаных взлётно-посадочных полос. Эксплуатация самолёта в транспортном варианте предусматривает полную автономность при базировании на слабо- и не подготовленных аэродромах благодаря встроенному комплекса погрузки / разгрузки и с применением вспомогательной силовой установки.

Ан-132 также сможет выполнять воздушное десантирование грузов на парашютных платформах и парашютистов, перевозить людей, транспортировать больных и раненых в условиях чрезвычайных ситуаций.

Самолет Ан-132 выполнен на основе планера самолета Ан-26/Ан-32, но использует системы западного производства: турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PW150A с шестилопастными композитными воздушными винтами Dowty Propellers R408, вспомогательную силовую установку Hamilton Sundstrand, комплекс бортовой авионики Honeywell Primus Epic Integrated Modular Avionic System 2.0, кабинную систему управления Crouzet, кресла экипажа Ipeco, интегрированную кислородную систему Zodiac, системы жизнеобеспечения (СКВ, СПВ, САРД) Liebherr Aerospace.

Ан-132 стал первым в линейке “Антонова” поостренным без российских комплектующих, при этом доля украинских комплектующих в Ан-132 составляет около 15-20%.

Первые серийные самолеты Ан-132 будут построены во второй половине 2018 года, заявил директор программы самолетов Ан-132 Александр Хохлов.

“Будут созданы две линии сборки: в Киеве и Саудовской Аравии. Линия в Киеве почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск серийного самолета. Пока в Саудовской Аравии будет строиться завод, мы должны собрать в Киеве и продать первые 20 самолетов. По окончании строительства завода самолеты будут производиться как в Киеве, так и в Саудовской Аравии”, – рассказал Хохлов.

По его словам, через три-четыре года производство должно выйти на минимальный темп – 12 самолетов в год на каждой линии.

“Что касается объемов рынка, по данным наших саудовских партнеров, потребность их силовых ведомств в самолетах подобного класса – 80 самолетов. Потребность всего рынка Ближнего Востока – 250-260 самолетов. Также в ближайшие 10 лет мы рассчитываем заменить устаревшие Ан-32, которые эксплуатируются в Индии, на новые Ан-132. Это еще более 100 самолетов”, – добавил Хохлов.

По его словам, прямыми конкурентами Ан-132 являются испанский CASA C-295 и итальянский Alenia C-27J. Но, как отметил Хохлов, украинский самолет будет иметь преимущества перед конкурентами по ряду технических (как, например, возможность посадки на высокогорных аэродромах) и экономических характеристик (стоимость эксплуатации и запасных частей будет существенно ниже, чем у самолетов-аналогов).

ЛТХ:

Модификация Ан-132
Размах крыла, м 29.20
Длина самолета,м 24.54
Высота самолета,м 8. 80
Площадь крыла, м2
Масса самолета, кг
пустого
нормальня взлетная
максимальная взлетная 28500
Тип двигателя 2 ТВД Pratt & Whitney Canada PW150A
Мощность, кВт 2 х 3781
Максимальная скорость, км/ч 650
Крейсерская скорость, км/ч 550
Практическая дальность, км 1270
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 46 десантников или 75 военных или 27 пациентов на носилках и 2 медика или до 9200 кг груза

Фотографии:

Ан-132: Первое знакомство с новейшим самолетом “Антонова”

20 декабря 2016 года на серийном заводе “Антонов” состоялась выкатка новейшей разработки ГП “Антонов” – самолета-демонстратора Ан-132.

Самолет Ан-132 собирали около года. В апреле завершилась сборка планера прототипа. Затем на самолет было установлено оборудование зарубежного производства: бортовая электроника от Honeywell International (США), интегрированная воздушная система от Liebherr-Aerospace Toulouse SAS (Франция), винты от Dowty Propellers (Великобритания), вспомогательные силовые установки от Hamilton Sundstrand (США) и двигатели от Pratt & Whitney (Канада).

ГП “Антонов” оценивает потребность рынка в самолетах Ан-132 в объеме 300 единиц. Новинка должна заменить устаревшие самолеты Ан-32.

“Я хочу поблагодарить партнеров из Канады, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Франции и других стран. Таким образом, на платформе Ан-132 собраны наилучшие технологии. Мы уверены, что потенциальный рынок Ан-132 составляет 260-290 самолетов до 2035 года”, – заявил Петр Порошенко.

В 12:35 Президент Украины дал команду на выкатку.

В “Антонове” отмечают, что Ан-132 – это легкий турбовинтовой многоцелевой транспортный самолет, который создается на замену устаревшему Ан-32. Как и его предшественник, новый Ан будет ориентирован на перевозку грузов в сложных климатических условиях – в жарких странах и на высокогорье.

Есть у Ан-132 и свои отличия. Его грузоподъемность увеличена до 9,2 тонн (у Ан-32 – 7,5 тонн), а дальность полета с максимальным грузом выросла до 1270 км (у Ан-32 – 1050 км/ч). Максимальная крейсерская скорость составляет 550 км/ч, крейсерская высота – 9000 м.

Точная дата начала серийного производства Ан-132 еще не определена. Дата начала производства Ан-132 в Саудовской Аравии также неизвестна.

” Количество самолетов будет определяться контрактом. Впоследствии украинские предприятия будут участвовать в строительстве Ан-132 в Саудовской Аравии по кооперационной схеме, которая также будет определена на договорной основе”, – прокомментировали в пресс-службе “Антонова”.

Известно, что украинский концерн будет выступать консультантом проекта, будет проводить технологическое обучение специалистов ближневосточного завода. В рамках соответствующего соглашения будет передана документация на строительство самолетов.

Страны Ближнего Востока являются давними партнерами “Антонова”. Транспортный самолет Ан-132 интересен Саудовской Аравии ввиду своих технических особенностей. “Это единственный самолет, который может садиться и взлетать с песка”, – отмечают в “Антонове”.

Ожидается, что порядка 80 самолетов Ан-132 закупит Саудовская Аравия. Еще 56 самолетов “Антонов” намерен продать Индии, если победит в тендере.

Ан-32 эксплуатируется преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно эти регионы “Антонов” рассматривает в качестве перспективных рынков сбыта Ан-132.

Самолет-демонстратор Ан-132 совершит первый полет в марте следующего года. До марта самолет будет проходить серию наземных испытаний.

В апреле самолет полетит в Саудовскую Аравию, где он будет представлен заказчику и пройдет испытания в условиях местного климата.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.

Украинский транспортник Ан-132

Ан-132 – украинский легкий транспортник, разрабатываемый с применением новейших технологий. Он представляет собой глубокую модернизацию популярного Ан-32 и сохранил многие его положительные качества. Главным преимуществом самолета должна стать возможность эксплуатации при любых климатических условиях без необходимости наличия оборудованной взлетно-посадочной полосы. Ан 132 может отправиться в серию в ближайшие годы.

История создания

Разработка нового транспортного самолета под названием Ан-132 крупнейшим украинским конструкторским бюро началась в 2015 году. Он создавался в интересах Саудовской Аравии, которая хотела получить новую усовершенствованную машину для выполнения воздушных грузоперевозок. Согласно договору, после завершения разработки все документы и интеллектуальные права на проект должны были перейти новому владельцу.

Соглашение было официально подписано в апреле 2015 года между украинским ОКБ имени Антонова и Taqnia Aeronautics, являющейся дочерней компании именитого Taqnia. В момент заключения сделки присутствовали принц Саудовской Аравии и несколько высокопоставленных лиц. Договор содержал информацию о последующих действиях обеих сторон, включая финансовые вопросы.

На разработку было выделено полтора года, в течение которых предполагалось потратить 116 миллионов долларов. Украинская сторона должна была вложить 76000000, Саудовская Аравия – 40000000. После выполнения успешного первого полета на демонстрационном образце заказчики должны были вложить в испытания самолета еще 20 миллионов, конструкторскому бюро нужно было добавить к этой сумме 9 миллионов.

После первичных обсуждений было решено создавать самолет не с нуля, а на базе планера от старого Ан-32. Новая модель должна была относиться к категории легких транспортников и вобрать в себя все доступные продвинутые технологии, когда-либо применявшиеся на предприятии. При этом конструкторы хотели сохранить столько положительных качеств от Ан-32, сколько получится.

Главной особенностью старой модели была способность летать при сильной жаре или холоде в условиях высокогорья с возможностью приземления на малоподготовленные аэродромы. Самолет был неприхотливым и крайне надежным, что позволяет эксплуатировать его до сих пор. Эти качества хотели передать новому транспортнику сотрудники украинского авиастроительного предприятия.

Разрабатываемый Ан-132 должен был не только взять лучшее от базовой модели, но и получить множество доработок с учетом возросших требований к авиации. Поэтому конструкторы уделили большое внимание эксплуатационным и техническим характеристикам. Новый самолет получил увеличенную грузоподъемность, может пролетать намного большие дистанции и отличается возросшей эффективностью. Во время полета он издает меньше шума, что заметно снаружи и внутри салона, при этом количество вредных выбросов было значительно сокращено.

Первый опытный образец Ан-132D был подготовлен украинскими конструкторами на киевском заводе уже в 2016 году. 20 декабря самолет представили для проведения испытаний без взлета. 31 марта 2017 демонстрационная машина впервые поднялась в небо в Святошино. Полет прошел успешно и не выявил недоработок, после самолет приземлился в Гостомеле. Дальнейшим шагом украинского конструкторского бюро стала демонстрация разработки на международном авиасалоне – самолет привезли на парижскую выставку.

Потребность рынка в транспортниках такого типа оценивалась достаточно высоко. Предполагалось, что силовым ведомствам Саудовской Аравии понадобится примерно 80 самолетов. Остальным заказчикам на Ближнем Востоке может потребоваться до 260 машин.

После обеспечения техникой основных покупателей планировалось выделить не менее 100 самолетов для Индии, которая нуждается в замене для устаревшего Ан-32. По оценкам некоторых экспертов, реальная потребность в транспортных самолетах для ближних и средних дистанций среди всех потенциальных заказчиков достигает почти 1000 машин.

Большой спрос требовал для серийного производства повышенных мощностей. В 2018 году представитель конструкторского бюро имени Антонова официально заявил, что ведутся переговоры по организации производства сразу на двух линиях. Предполагалось, что первый завод будет расположен на территории Киева.

К тому моменту он уже был практически готов к запуску. Вторая линия должна была разместиться в Саудовской Аравии, но для нее требовалось построить выделенные цехи и закупить специализированное оборудование. По результатам переговоров, было решено сделать все в соответствии с предварительным обсуждением.

Единственным дополнением стало то, что украинская сторона обязывалась изготовить 20 самолетов, пока завод на территории Саудовской Аравии строится и готовится к запуску конвейера. Предполагалось, что к 2020 году темпы производства наладятся, а каждая линия будет выпускать не менее 12 машин ежегодно.

В сентябре 2018 украинская сторона заявила о проблемах с выбором для проекта нового завода на территории Саудовской Аравии. По словам представителя компании, возникли сложности при участии в тендере. Проект был приостановлен, сроки запуска серийного производства сдвинулись. В апреле 2019 года стало известно, что сотрудничество между двумя странами по созданию Ан-132 прекращено. Конструкторское бюро было вынуждено остановить разработку, так как Саудовская Аравия отказалась от дальнейшей реализации и строительства самолетов.

Не смотря возникшие сложности, президент предприятия сообщил, что проект лишь приостановлен и не отменен. Для продолжения разработки и последующего строительства серийных образцов ОКБ требуются новые заказчики и инвесторы, которые после выхода из сделки Саудовской Аравии отсутствуют. Параллельно этому в сети появилась информация о серьезных проблемах в украинском конструкторском бюро.

В публикациях говорилось, что практически все крупные проекты предприятия были отменены, а интерес заказчиков и инвесторов внезапно исчез. При этом попытка заменить в самолетах российские комплектующие на иностранные также не увенчалась успехом, из-за чего соответствующие работы были приостановлены.

Ситуация улучшилась в 2019. Выставка Aero India, которая проводится раз в два года, давно стала основным способом для иностранных компаний продемонстрировать свою технику потенциальным заказчикам из Индии. В ней принимают участие более 50 тысяч представителей оборонных предприятий со всего мира. Посетили эту выставку и сотрудники конструкторского бюро Антонова. Возглавлял украинскую делегацию О. Гладковский, являющийся заместителем секретаря СНБО. Всего в ней приняли участие 15 крупных компаний страны.

На выставке О. Гладковский провел встречу с министром обороны Индии и обсудил важные вопросы, касающиеся сотрудничества между странами. Было решено расширить взаимодействие и рассмотреть подписание новых контрактов. Индийская сторона пообещала обдумать возможность сотрудничества в закупке запчастей и обслуживании советской техники, а также обратить внимание на новый Ан-132, который мог бы заменить устаревшие Ан-32, стоящие на вооружении страны.

Презентация самолета прошла на выставке успешно, на нем было выполнено несколько демонстрационных полетов. В ближайшее время работы по Ан-132 могут возобновиться. Все зависит от того, примет ли Индия предложение и найдутся ли иные спонсоры и возможные заказчики. Пока что проект остается приостановленным.

Назначение

Ан-132 позиционируется как универсальная платформа, на базе которой позднее можно будет выпустить несколько модифицированных самолетов для гражданских или военных нужд с выполнением различных функций. Демонстрационная модель относится к многоцелевым среднемагистральным транспортным монопланам с высокорасположенным крылом. Конструкция имеет стандартную аэродинамическую схему и считается однофюзеляжной.

Самолет может эксплуатироваться при любых погодных условиях. На нем допускается выполнять перелеты в холодные или чрезмерно жаркие участки Земли. При необходимости Ан-132 получится легко посадить на высокогорном или необорудованном аэродроме. Он просто взаимодействует со взлетно-посадочными полосами, состоящими из песка.

Особое внимание уделяется таким вопросам в базовой модели, предназначенной для транспортировки грузов. Самолет выполнен с упором на автономность и независимость от внешних факторов. На борту присутствует необходимое оборудование, чтобы экипаж мог самостоятельно погрузить в грузовой отсек или выгрузить любой груз.

Во время полета самолет способен произвести десантирование с парашютной платформой. На борту навалом может находиться любой объект весом до 9,2 тонн. Также допускается размещение на специальных транспортных поддонах. При необходимости можно перевезти военную технику, доставить любые легкие самоходные и большинство несамоходных машин, средства гуманитарной помощи, материально-техническое обеспечение, военное оборудование и легкое вооружение. Самолет способен перевозить и десантировать военных.

Всего на борту поместится до 75 солдат, до 46 парашютистов и до 27 раненых. Для транспортировки последних предусмотрены специальные носилки. Предполагается, что будет создана модификация, которая обеспечит эвакуацию населения в чрезвычайных ситуациях и позволит десантировать спасательные группы.

Базовая модель ограничивается возможностью транспортировки различных грузов, техники и людей. Позднее же должны быть выпущены особые модифицированные версии самолета для тушения пожаров, поисково-спасательных мероприятий, разведывательной деятельности, патрулирования морских территорий, оказания медицинской помощи и проведения радиоэлектронного противодействия.

Примечательной чертой нового самолета называют отказ от российских комплектующих. Ан-132 будет оснащаться западными компонентами, включая двигатели, авионику и основные системы. Такое решение позволит снизить зависимость от российских компаний, но повысит стоимость самолета и усложнит его обслуживание для некоторых потенциальных заказчиков.

Летно-технические характеристики

Самолет рассчитан на экипаж из двух человек, на борту может присутствовать до 75 персон. Его габариты стандартны для среднемагистрального транспортника. Длина достигает 24,54 м при высоте 8,8 м. Площадь крыла не сообщается, его размах равен 29,2 м. Грузовой отсек имеет объем 58 м³, при этом размеры составляют 13,45×2,4×1,78 м. Площадь напольной части – 32,3 м². Максимальная взлетная масса ограничена 31,5 т, коммерческий груз может весить до 9,2 т.

Работает самолет на двух турбовинтовых двигателях PW150A, произведенных канадской P&WC. Мощность каждого достигает 5071 л. с. На них установлены шестилопастные винты R408 диаметром 4,11. В качестве вспомогательной силовой установки применяется двигатель газотурбинного типа от Hamilton Sundstrand. Ан-132 способен разгоняться до 650 км/ч и пролетать до 3500 км при умеренной нагрузке.

При предельном весе груза дистанция полета сокращается до 1270 км. Если самолет летит пустым, то может преодолеть расстояние до 4400 км. Практический потолок ограничен на отметке 9000 м. При взлете машине потребуется разбег длиной 895 м, при посадке – пробег до 570 м. Стоимость базовой модели не должна превысить 40 миллионов долларов.

Модификации

Базовый Ан-132, включая демонстрационную модель, предназначен для транспортировки различных грузов. Если проект найдет инвесторов и новых заказчиков, то на ее основе будут созданы модификации для расширения возможностей самолета. Уже сейчас официально конструкторское бюро располагает несколькими вариантами вариаций.

  • AN-132D – демонстрационная модель самолета, предназначенная для показа его летных возможностей будущим покупателям и проведения первичных испытаний, выполнена в виде легкого транспортника;
  • AN-132MPA – самолет для морского патрулирования, будет применяться для изучения территории над водой на предмет незаконного пересечения границ и проведения специальных мероприятий, связанных с задержанием нарушителей;
  • AN-132 Gunship – боевой Ан-132, основанный на модели 132ISR, будет применяться для проведения мероприятий по обезвреживанию и пресечению террористической деятельности, получит легкое вооружение в виде пушек и пулеметов;
  • AN-132ME – модель самолета для медицинской эвакуации людей, предназначена для спасения пострадавших при различных происшествиях и их транспортировки до безопасного места или необходимой больницы;
  • AN-132FF – пожарная модификация, предназначенная для обнаружения и тушения возгораний на любой местности, планируется применение в гражданских или военных целях, в зависимости от сферы деятельности заказчика;
  • AN-132ISR – специальная версия самолета для военных нужд, он будет предназначен для ведения радиоразведывательной, радиолокационной и оптико-электронной деятельностей, направленных против вражеской армии;
  • AN-132SAR – морской поисково-спасательный Ан-132, его главными задачами должны стать поиск и спасение людей, попавших в открытое море при различных обстоятельствах, может получить специальное оборудование для подъема пострадавших на борт.

Позднее возможно выпустят иные модификации, предназначенные для выполнения узкоспециализированных задач. Также не исключена разработка улучшенных версий модели с новыми двигателями или измененной конструкцией. Это может произойти после старта серийного производства базовой версии или на этапе ее испытаний.

Ближайшие конкуренты

У Ан-132 есть три серьезных конкурента: Ан-32, CASA C-295 и Alenia C-27. Они имеют свои достоинства и недостатки, но новая украинская разработка превосходит их по большинству параметров. Поэтому значительной угрозы спросу на этот самолет они не несут.

  1. Ан-32 – советский военный транспортник, который эксплуатируется с 1984 года. Машины этой модели до сих пор пользуются спросом и производятся в небольшом объеме. Изначально он разрабатывался для поставки другим странам, СССР использовать его не собирался. Самолет получил неплохие технические показатели и успешно справляется со своими задачами, хотя устаревание по некоторым критериям сказывается на эксплуатационных характеристиках. Базовая модель может транспортировать до 6,7 тонн груза на расстояние до 780 км. При снижении нагрузки дистанция полета возрастает. На борту могут находиться солдаты в количестве до 50 человек.
  2. CASA C-295 представляет собой легкий транспортник на турбовинтовых двигателях, разработанный военным подразделением компании Airbus. Он производится серийно с 2000 года и все еще остается актуальным. В создании самолета участвовали компании из Испании и Индонезии. C-295 используется 15 государствами в военных целях. Предельная нагрузка составляет 9,25 тонн, с ней самолет пролетает до 1300 км. При перегоне он может преодолевать расстояние до 5400 км. На борту можно перевозить габаритный груз или солдат в количестве до 69 человек.
  3. Alenia C-27 – один из самых продвинутых военно-транспортных самолетов в мире. Разработан совместными усилиями конструкторов из США и Италии. Впервые поднялся в небо в 1999 году, но серийное производство стартовало только через семь лет, в 2006. Стоит на вооружении 15 стран, больше всего единиц поставлено в Афганистан и Италию. Может перевозить до 9 тонн груза или до 46 солдат. Практическая дальность составляет 3500 км.

Все три самолета активно используются и нашли покупателей. Поэтому страны, не имеющие машин такого класса, с большей вероятностью предпочтут новую разработку. Угрозой для Ан-132 могут стать только самолеты других категорий, которые будут выгоднее с точки зрения эффективности и удовлетворят специфичные требования.

Ан-132 – достаточно продвинутый легкий транспортник, в разработку которого украинское конструкторское бюро имени Антонова вложило много средств и времени. Несмотря на выход из сделки Саудовской Аравии, для которой проектировался самолет, на нем не поставили точку. Возможно, что на него обратит внимание Индия. Либо найдутся другие потенциальные заказчики, которые финансово вложатся в дальнейшую разработку и подпишут договор на закупку серийных машин.

Ан-132

Материал из Documentation.

Ан-132 — лёгкий транспортный самолёт. Является модернизованной версией самолёта Ан-32. Разрабатывался компанией «Антонов». [1] [2]

Содержание

[править] Характеристики

Ан-132 — модификация созданного ещё в советское время самолёта Ан-32. При этом сам Ан-32 — это развитие Ан-26, который является грузовой модификацией пассажирского ветерана Ан-24, что взлетел ещё в 1959 году. Чтобы самолёт, созданный по технологиям 1950-х, получил новую жизнь, планируют полностью поменять носовую часть фюзеляжа (до грузовой кабины), внедрить т. н. «стеклянную кабину», цифровую авионику и англо-канадскую силовую установку с моторами Pratt & Whitney Canada PW-150 и винтами Dowty Rotol, что повлечёт за собой замену электросистем и монтажей, воздушных систем и ряда других. [3] Нечто похожее 20 лет назад сделал Китай, создав самолёт MA-60 на базе Ан-24. [4]

Самолёт может применяться, в том числе, на песчаных аэродромах. Дальность самолёта по сравнению с предшественником повышена вдвое, улучшены характеристики, в том числе топливная эффективность. В результате создания Ан-132 будет изменена носовая часть фюзеляжа, центроплан крыла и мотогондола его прототипа Ан-32. [5]

Дальность полёта Ан-132 — более 3 тыс. км, вместимость грузового отсека — 71 десантник. [6]

Ан-132 будет иметь крейсерскую скорость до 500 км/ч, максимальную высоту крейсерского полета до 9000 м с максимальной полезной нагрузкой до 9,2 тонн. [7]

[править] Комплектующие

На Ан-132 будут установлены:

  • двигатели Pratt&Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers. [8]
  • системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr. [9]
  • комплекс авионики компании Honeywell. [10]

На Ан-132 планируется использовать новую вспомогательную силовую установку западного производства. [11]

Доля украинских комплектующих в самолёте составляется около 15-20 %. В частности, исполнительные механизмы поставляет харьковский ФЭД. Топливные системы, авионика разрабатывались на Украине. Программное обеспечение и управляющий комплекс системы управления самолёта разработал НТК Экран. [12]

В конструкции кессона центральной части крыла Ан-132 применяются прессованные панели из России. В случае их замены придётся спроектировать новый центроплан самолёта. [13]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Полностью на сегодня отработан по импортозамещению [российских комплектующих] один самолет — демонстратор Ан-132D перспективного легкого многоцелевого самолета Ан-132, который создается по заказу Саудовской Аравии.» [14]

[править] Производство

По состоянию на июнь 2017 года линия в Киеве по сборке Ан-132 была почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск серийного самолёта. [15]

[править] Цена

В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил: «Самолеты такого класса в базовой комплектации стоят примерно $30-35 млн. Мы рассчитываем приблизиться по цене к нижней границе этого диапазона». [16]

[править] Нереализованный проект производства в Саудовской Аравии

Первоначально проект создания самолёта Ан-132 осуществлялся в интересах Саудовской Аравии и предполагал передачу ей документации и интеллектуальных прав на самолёт. [17] Интеллектуальная собственность на самолёт была разделена в равных долях между Украиной и Саудовской Аравией. [18]

Был подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолётов Ан-132 для Саудовской Аравии. Часть самолётов планировалось производить на Украине, но одновременно с этим в Саудовской Аравии предполагалось создавать мощности для производства этого самолёта и компонентов. [19]

В компании «Антонов» планировали, что будут созданы две линии сборки самолётов Ан-132: в Киеве и Саудовской Аравии. [20] На начальном этапе самолёты Ан-132 планировалось выпускать на Украине. Саудовская сторона, как предполагалось, будет производить в основном композитные материалы и оснастку для планера, остальное — Украина. Затем производство планировалось развернуть в Саудовской Аравии в условиях международной кооперации, в том числе с участием предприятий Украины. [21]

В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил, что завод в Саудовской Аравии будет построен «примерно через три года». [22]

Аналитики скептически оценивали планы «Антонова». Так, в блоге bmpd говорилось: «90 шансов из 100, что ни до каких серийных закупок [Ан-132], а тем более сборки саудитами дело не дойдёт.» [23]

В итоге проект так и не был реализован, сотрудничество было прекращено по инициативе саудовской стороны.

[править] Оценки

Оценка Сергея Меренкова: «Для ГП „Антонов“ [проект Ан-132] — это шаг назад. Семейство Ан-24/-26/-30/-32 заслужило своё почётное место в истории авиации и отвлечение творческих сил ОКБ на его реинкарнацию принесёт больше вреда, чем пользы. Звучала сумма $60 млн, якобы планируемая за эту работу, но по курсу 2015 года это вдвое меньше, чем было получено от Ирана в 1996 году за пользование документацией Ан-140, причём — без передачи интеллектуальных прав.» [24]

По словам Меренкова, двигатель Ан-132 (PWС-150) в мире используется только на пассажирских самолётах Bombardier Dash 8Q-400 и малопригоден для военно-транспортного самолёта. [25]

Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2019 года): «Построенные в единственном экземпляре самолёты Ан-178 и Ан-132D неконкурентоспособны и никому не нужны, а поэтому их используют исключительно для пиара». [26]

[править] История

[править] 2015 год

7 мая 2015 года Taqnia Aeronautics, дочерняя организация саудовской компании по вопросам развития и инвестиций (Taqnia), подписала соглашение с ГП «Антонов» о разработке и производстве легкого транспортного самолёта (Ан-132) в Саудовской Аравии. В соответствии с соглашением, Научно-технологический центр имени короля Абдулазиза (KACST), компания Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» выполнят доработку существующей модели самолёта (Ан-32) с целью обеспечить улучшение характеристик самолёта в отношении полезной нагрузки, дальности полёта и взлётных параметров. Новая модель самолета будет носить название Ан-132, и Саудовская Аравия также будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на самолет. [27]

16 июня 2015 года ГП «Антонов» подписал соглашение об участии в проектировании и постройке авиационного завода в Саудовской Аравии. Партнёрами по программе являются: Taqnia (Королевство Саудовская Аравия), УкрНИИАТ, «Алтис холдинг» (Украина) и Broetje-Automation (Германия). Согласно достигнутым договорённостям, первым самолётом, постройку которого планируется освоить на новом авиационном комплексе, станет самолёт Ан-132. [28]

По сообщению ГП «Антонов», 29 декабря 2015 года оно завершило сборку агрегатов фюзеляжа первого демонстрационного образца самолёта Ан-132D. [29]

[править] 2016 год

8 февраля 2016 года на госпредприятии «Антонов» завершили сборку фюзеляжа первого экземпляра самолёта Ан-132. [30]

21 февраля 2016 года госпредприятие «Антонов» подписало с саудовской корпорацией Taqnia соглашение о кооперации в производстве Ан-132 в Саудовской Аравии. [31]

15 марта 2016 года был заключен и контракт с корпорацией «Honeywell International Inc.» на услуги интегрирования системы авионики на $17,7 млн. Его условиями предусмотрено до 20 октября 2017 года завершить интеграцию системы Primus Epic 2.0 для установки на самолёт-демонстратор Ан-132D. [32]

В апреле 2016 года ГП «Антонов» завершило крупноагрегатную сборку самолёта−демонстратора Ан-132D. На самолёт установлено хвостовое оперение. Таким образом, планер самолёта собран, подключен фюзеляж, крыло и хвостовое оперение, сообщается на официальном сайте украинского предприятия. [33]

Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 года. [34]

Контракт на поставку интегрированной воздушной системы, включая систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему, для первого самолета-демонстратора Ан-132D с Liebherr-Aerospace Toulouse SAS (Тулуза, Франция) был подписан 1 июня 2016 года на выставке ILA в Берлине. Сумма его не оглашалась, но условия сразу предусматривали поставку на ГП «Антонов» такой системы еще для четырёх самолётов Ан-132, которые будут использоваться в лётных испытаниях. [35]

20 декабря 2016 года на авиационном заводе «Антонов» (бывший «Авиант») в Киеве состоялась церемония выкатки самолёта-демонстратора Ан-132D, который фактически является опытным образцом самолёта Ан-132. На церемонии выкатки присутствовал президент Украины Пётр Порошенко. [36]

[править] 2017 год

31 марта 2017 года с киевского аэродрома Святошино совершил первый полёт самолёт-демонстратор Ан-132D. [37]

В рамках международной оборонной IDEF-2017 в Стамбуле (Турция) в мае, «Укроборонпром», саудовская Taqnia Aeronautics и турецкая Havelsan закрепили подписанием меморандума планы сотрудничества по созданию на базе Ан-132 модификации для несения морской патрульной службы. [38]

По итогам переговоров в ходе международной Dubai Airshow-2017 в ноябре в Дубаи (ОАЭ), сторонами достигнута договоренность о переходе к новому этапу сотрудничества и началу формирования программы кооперации серийного производства самолета. [39]

[править] 2018 год

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Сейчас идёт второй этап [реализации проекта Ан-132]. Отрабатывается технико-экономическое обоснование проекта по строительству завода в Саудовской Аравии. Под производственные мощности уже выделено место площадью 25 га. Следующий шаг — подписание контракта на строительство завода и начало финансирования.» [40]

В марте 2018 года пресс-служба компании «Антонов» заявила, что организовать серийное производство самолёта Ан-132 планируется в рамках создания технопарка возле города Таиф, расположенного на западе Саудовской Аравии. «Компания TAQNIA Aeronautics и „Антонов“ работают над технико-экономическим обоснованием построения авиационного завода с участием западных экспертов. Начать строительство предприятия планируется в 2019 году, срок постройки — 9 месяцев, а сборка серийных Ан-132 должна быть запущена в 2021 году», — говорилось в сообщении. [41]

В июле 2018 года президент компании «Антонов» Александр Донец заявил: «Второй этап [проекта Ан-132] предполагает доведение прототипа Ан-132D до облика серийной машины. В то же время рассматривается вопрос создания на территории Саудовской Аравии предприятия по сборке самолета. Чтобы оценить коммерческие перспективы этого проекта, Саудовская Аравия заказала у испанской фирмы технико-экономическое обоснование. К настоящему времени оно готово на 80-85 %. В этом исследовании испанцы, в частности, предложили создание современного модернизированного сборочного производства в Киеве, где будет выпущена начальная партия Ан-132 с последующим увеличением доли производства в КСА. В Киеве в кооперации с предприятиями Саудовской Аравии будет построена установочная партия машин (количество самолетов в ней будет определено по результатам технико-экономического обоснования). Со временем доля производства на заводе в КСА будет увеличиваться, но сборка самолётов будет выполняться во взаимодействии с предприятиями Украины и других стран.» [42]

В сентябре 2018 года директор инжиниринговой компании «Прогресстех-Украина» Андрей Фиалковский заявил: «Мы участвовали в тендере по проектированию завода в Саудовской Аравии [по сборке Ан-132]. Сейчас проект приостановлен и сроки отодвинулись. Если будет повторный тендер, будем участвовать.» [43]

[править] 2019 год

В апреле 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил: «Мы презентовали программу [по самолёту Ан-132] руководству Саудовской Аравии, продемонстрировали перспективы строительства завода. Было выделено место под него. Компания KACST (King Abdulaziz City Science and Technology) свои обязательства по первому договору выполнила — оплатила работы по постройке самолета-демонстратора. В свою очередь „Антонов“ построил Ан-132D и начал его испытания. Саудовская компания Taqnia Aeronautics стала нашим партнером по продвижению Ан-132 на рынке. Для оценки перспективности проекта обратились к авторитетной испанской компании, которая выполнила его технико-экономическое обоснование. Получен положительный результат. Однако по причинам, не связанным с ГП „АНТОНОВ“, в Саудовской Аравии произошла смена партнера по программе, и процесс приостановился. У них был военный заказчик, который решил, что нужна немного другая машина. Однако, я могу сказать, что „Антонов“ не заморозил проект Ан-132. Мы ищем и заказчика, и партнёра.» [44]

Украинский “Ан-132” станет саудовским, хотя нужен России

Новый Ан-132 – скорее демонстратор, чем новый полноценный самолет, ему еще предстоит пройти цикл испытаний

Украинский самолет Ан-132D, торжественная выкатка которого состоялась в Киеве во вторник, еще должен пройти целую серию испытаний, прежде чем можно будет говорить о завершении работ над новой машиной. Тем не менее, это очередной важный этап для украинской авиапромышленности.

Ан-132 – транспортный самолет легкого класса. В таких самолетах Российская Федерация сейчас испытывает острую необходимость и вынуждена разрабатывать новый транспортный Ил-112 для министерства обороны.

Аналогичная ситуация и на российском рынке самолетов для региональных и местных пассажирских перевозок.

Из-за разрыва связей с Украиной Россия не может больше производить украинский Ан-140, который выпускается на самарском заводе “Авиакор”, и будет вкладывать деньги в проект Ил-114.

Ан-132 будет выпускаться на предприятии, которое построят в Саудовской Аравии. Его будет производить совместное предприятие: партнером “Антонова” в нем выступает саудовская компания Taqnia Aeronautics.

Ан-132 сильно отличается от модели Ан-32, на основе которой он разрабатывался.

На нем установлена авионика американской компании Honeywell, пропеллеры британской Dowty Propellers, воздушная система Liebherr-Aerospace Toulouse, но главное – новые двигатели PW150A компании Pratt & Whitney Canada мощностью 5071 л.с (3782 кВ).

С учетом всех изменений у нового самолета возросли многие технические характеристики по сравнению с базовой моделью Ан-32: грузоподьемность выросла с 6,7 тонн до 9,2, потолок – с восьми до девяти километров, увеличилась дальность полета и другие характеристики.

Эти параметры выше, чем у перспективного российского Ил-112.

Новый или старый?

Эксперты по-разному оценивают новый самолет.

“Это по сути наш старый знакомый Ан-32, которому 40 лет исполняется в этом году, только с новым двигателем, новой авианикой и импортозамещением – минус российские поставщики. Все остальное – один в один советский транспортный самолет”, – сказал руководитель интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров.

Ан-132D будет выпускать совместное предприятие: партнером “Антонова” в нем выступает саудовская компания Taqnia Aeronautics.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

С этим не согласен руководитель аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. “Его без оговорок можно называть новым, потому что количество новаций действительно велико. Установка нового двигателя и новой авианики потребовали больших конструкторских работ”, – сказал он в интервью Би-би-си.

По словам Пантелеева, “тот коллектив конструкторов, который сохранила Украина в антоновской фирме, по-прежнему способен быстро с умеренными бюджетами проводить проекты, в том числе связанными с очень серьезной модернизацией воздушного судна с интеграцией в существующий планер современного западного оборудования”.

Это довольно серьезная задача, отметил эксперт, поскольку работать приходится с западными поставщиками по правилам современного авиационного рынка.

Говорить об успехе проекта пока рано, поскольку самолет только начинает цикл летных и наземных испытаний, однако в перспективе “Антонов” и Taqnia Aeronautics рассчитывают вывести самолет на Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку и другие рынки.

В Киеве показали новый Ан-132

Российский рынок

Между тем, буквально по соседству с Украиной существует большой рынок, который испытывает голод именно в таких самолетах.

Парк военно-транспортных самолетов в России заполнен по большей части старыми советскими самолетами КБ “Антонова”: легким Ан-26, средним Ан-12, сверхтяжелым Ан-124. Ресурс многих из них неоднократно продлевался.

Только в сегменте тяжелого транспортника ВВС России сохраняется Ил-76.

Ил-112 пока существует только в виде макетов

В России в настоящее время активно разрабатывается новый легкий транспортный Ил-112. Его начали проектировать еще в первой половине 1990-х годов, но потом из-за финансовых проблем приостановили.

В какой-то момент минобороны и вовсе прекратило финансирование работ по этому проекту, поскольку решило закупать транспортную версию украинского Ан-140.

Однако в 2013 году финансирование возобновилось, а в конце 2014 года после того, как Россия и Украина окончательно прекратили военно-техническое сотрудничество, “Ильюшин” заключил с министерством обороны контракт на разработку Ил-112.

Автор фото, RIA Novosti

Ил-114 начинали разрабатывать еще в середине 1980-х

Первая машина готовится к постройке, и, есть надежда, что ее выкатят уже в 2017 году.

Правда, этот самолет будет кардинально отличаться от Ан-132, который все-таки в значительной степени унаследовал многие узлы и системы от Ан-32 (и который за счет более мощных моторов превышает “Ил” по ряду параметров), а также от транспортного Ан-140, производство которого и вовсе было освоено.

Самолет для Сибири

Что касается рынка региональных и местных пассажирских перевозок, то ситуация на нем настолько сложная, что 12 мая Владимир Путин целиком посвятил ей совещание по развитию авиастроения в России.

Из-за нехватки ближнемагистральных лайнеров в России часто для того, чтобы перелететь в город соседнего региона необходимо сделать пересадку в Москве или Петербурге.

Особенно остро эта проблема стоит для тех районов, в основном на севере, где нет хорошо оборудованных аэродромов.

Автор фото, RIA Novosti

Производство Ан-140 было даже налажено в России, его закупали минобороны и авиакомпания “Якутия”

Тогда президенту предложили на выбор четыре самолета: Ил-114, украинский Ан-140, китайский МА700, и Ту-324.

Интересно, что помимо чисто украинского Ан-140, который разрабатывался на замену Ан-24 со схожими требованиями, МА700 вообще является дальним родственником Ан-24, который уже в Китае прошел несколько стадий глубокой модернизации.

В 2013 году в России активно развивался проект по организации производства в Ульяновске канадских самолетов Bombardier Q400. Проект был свернут в 2015 году на фоне обострения отношений с Западом.

Проект производства МА700 в России поддерживал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Ирония судьбы: в этом случае Россия закупала бы лицензию на производство китайского самолета, сделанного на основе советского лайнера.

Каждый из этих проектов имеет свои недостатки. Ту-324 – турбореактивный лайнер, который будет заведомо более дорогим в обслуживании и эксплуатации, поскольку винтовые самолеты гораздо экономичнее.

Ан-140 строился в России, на самарском заводе “Авиакор”, двигатели производились в Украине, а закупали его авиакомпания “Ямал” и министерство обороны), в Иране, шли переговоры о производстве в Казахстане.

Автор фото, Getty Images

Китайский МА700, будучи новейшим лайнером, является потомком лицензионной версии советского Ан-24

Он мог стать новым российским региональным турбовинтовым лайнером, но из-за разрыва отношений с Украиной строительство забуксовало, и теперь перспективы этого производства крайне туманны.

Ил-114, по мнению экспертов, – не самый лучший вариант из всех. Его начали разрабатывать еще в середине 1980-х и даже приготовились к выпуску на Ташкентском заводе, но производство после распада СССР не наладили и за четверь века выпустили всего около двух десятков.

Одним из недостатков проекта Ил-114 стало то, что он изначально проектировался как пассажирский самолет, и схема расположения его крыла “низкоплан” затрудняет производство на его базе транспортника.

Ил-114, Ан-132, Ан-140 – “высокопланы”: крыло, которое крепится к верхней части фюзеляжа, позволяет переделать самолет в транспортный, разместить в хвостовой части рампу для погрузки и выгрузки.

Однако, похоже, именно в него и будет вкладывать деньги Россия. Пока неизвестно, когда этот самолет начнут производить серийно. Одна из дат, которые фигурировали в прессе, – 2019 год.

Ил-112, в свою очередь, не может быть переделан в пассажирский, поскольку у него специфические параметры фюзеляжа, которые определяются требованиями военных.

Рынок

Как отмечает Олег Пантелеев, российский рынок местных и региональных самолетов, несмотря на его незаполненность, все-таки не настолько велик, чтобы можно было окупить затраты на организацию производства.

При этом Россия вынуждена вкладывать деньги сразу в два проекта, которые в случае кооперации с Украиной можно было бы заменить двумя модификациями одного самолета, производство которых уже было налажено.

На международном рынке России придется бороться за место со многими производителями, имеющими богатый опыт, уже развернутое производство и налаженную систему обслуживания.

Украина с Саудовской Аравией собираются выйти на него с модернизированным вариантом хорошо знакомого по всему миру Ан-32, оснащенного также уже зарекомендовавшими себя двигателями (они стоят на том же Q400), и Ан-132 также, возможно будет конкурировать с Ил-112.

Правда, позиционироваться он будет уже как саудовский самолет.

Это же касается и пассажирского Ил-114, который пока не имеет практически никакой репутации.

Тем не менее, Россия будет вкладывать большие средства в оба проекта, находясь довольно сложном финансовом положении.

Эти трудности уже сказались на финансировании проекта Ил-114: если в проекте бюджета на 2017 год в начале октября изначально фигурировала сумма в 9,6 млрд рублей только на одну эту программу, то в поправках, принятых Госдумой спустя месяц, уже фигурировали 6,2 млрд рублей на доработку Ил-114, самолета Ил-96, а также на доработку двигателя ТВ-117 для Ил-114 и Ил-112.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: